Как делать панорамный снимок. Как определить где находится нодальная точка у вашего фотоаппарата? Просмотр и публикация панорамного изображения

Чаще всего съёмка панорамы наиболее уместна, когда не столь важны детали на переднем плане. Тогда можно смело снимать панораму и даже дополнительное оборудование не понадобится. Конечно, придётся проделать некоторую подготовительную работу.

steho/Depositphotos.com

1. Выбирайте правильную точку съёмки

Успешно склеить несколько изображений может помешать параллакс - изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от вашего положения. Чтобы этого не случилось, следует убедиться, что на переднем плане нет объектов. По этой же причине не стоит снимать на большом фокусном расстоянии. Менять фокусное расстояние в процессе съёмки, естественно, тоже не стоит.

2. Снимайте панорамы в безветренную погоду

Во-первых, ветер будет смещать объекты в кадре, что сделает невозможным склейку изображений. Во-вторых, он может сместить и фотоаппарат, что приведёт к размытому снимку. Возможно, испорчен будет лишь один кадр, но из-за него вы не сможете сделать всю панораму. Поэтому не тратьте время зря, когда погода ветреная.

3. Восход и закат - не лучшие условия для съёмки панорамы

В такое время уровень освещённости меняется слишком быстро. Вы, конечно, можете попытаться сделать все кадры панорамного снимка в быстром темпе. Но очень вероятно, что качественной картинки это не даст.

4. Панорамный снимок - для особенных ситуаций

Не стоит снимать панорамно всё подряд. Если вид ничем не примечателен, нестандартным форматом съёмки его не спасёшь. Учитывая, что создание качественной панорамной фотографии требует основательного подхода, лучше сначала оцените, стоит ли оно того.

5. Делайте также и обычные фотографии

На тот случай, если что-то пойдёт не так, не забывайте делать не только панорамный снимок, но и обычный. Так вы застрахуете себя от полного разочарования, если панорамная фотография вам не понравится. И не забывайте, что панорамный снимок не обязательно должен быть длинным. Вы можете снимать вертикально или склеить снимки в несколько строчек.


ES0lex/Depositphotos.com

Заключение

Может показаться, что снимать панорамы - чересчур хлопотная затея. Но с опытом, когда сложности будут иметь меньшее значение, вы сможете оценить достоинства этого типа съёмки: некоторые преимущества в построении композиции кадра, возможность печати в большом формате или создания из одной панорамы серии изображений обычного формата, которая может смотреться очень ярко. Ещё раз коротко о том, что станет залогом хорошего панорамного снимка:

  • отсутствие объектов на переднем плане;
  • фокусное расстояние не слишком велико и не меняется;
  • безветренная погода, а время суток - не рассвет и не закат;
  • действительно стóящий вид.

Вам решать, стоит ли тратить дополнительные средства на специальное оборудование для съёмки панорам. В любом случае данные советы помогут вам получить базовые навыки создания панорамного снимка - пусть даже на недорогую камеру или смартфон.

Как сделать панорамное фото. Пошаговая инструкция! Просто, легко, быстро. March 20th, 2012

Всякий фотолюбитель наверняка когда-нибудь задавался вопросом: как из нескольких снимков сделать одно панорамное фото ? Что для этого нужно? Сложно ли это? Читайте пошаговую инструкцию, с которой вы сможете сделать панорамное фото (панораму) без штатива и без особого труда.

Сегодня я расскажу вам о том, как это сделать легко и просто.

Сделать панораму не просто, а очень просто! Пошаговая инструкция. Современные программы позволяет сделать панораму из снимков, снятых любой камерой, лишь бы кадры накладывались друг на друга. Чтобы у вас не было никаких сомнений относительно способностей вашей камеры делать снимки, подходящие для изготовления панорамы, для этого урока фотографии я сделал камерой телефона.

Приглашаю вас повторить все шаги этой инструкции вместе со мной, используя эти фотографии, которые вы можете

  • скачать по ссылке в архиве с моего Dropbox ,
Если же вы будете использовать свои собственные снимки, при съемке проследите чтобы между снимками было не меньше четверти общего пространства, и лучше чтобы горизонт не "убегал" между кадрами. На деле может хватить и меньшего наложения, но лучшее, как известно, враг хорошего, потому с перекрытием лучше не перебарщивать.

Для сборки панорамы мы будем использовать Hugin последней версии. На момент подготовки этого урока последней была версия 2011.4.0. Hugin есть в версиях для Windows, Mac OS X и Linux. Все инструкции ниже годятся для версии под любую ОС.

Установка Hugin не представляет сложностей, достаточно скачать установочный пакет и следовать инструкциям установщика.

При открытии Hugin автоматически создает новый проект. Выберем фотографии для панорамы, нажав соответствующую кнопку.

Можно добавить сразу все фотографии одним махом.

Hugin сам определяет свойства объектива.

Жмем "Объединить..." и идем пить чай, особенно если у вас не самый современный компьютер или много снимков большого разрешения.

Как только Hugin объединит снимки, нам откроется окно предпросмотра панорамы.

Для лучшего просмотра результата отключим сетку, убрав галочку в верхней части окна.

У предпросмотра панорамы есть несколько вкладок с настройками, часть из которых нам вообще не интересна в силу того, что основную работу по объединению снимков Hugin уже сделал, а другая часть вкладок нам всё ещё может пригодиться.

На вкладке "Проекция" у нас есть возможность менять способ проецирования снимков и некоторые другие настройки. Например, можно посмотреть как будет выглядеть панорама, если бы снимали её объективом "рыбий глаз":

Впрочем, сегодня наша цель не спецэффекты, а готовая панорама, потому выберем эквидистантный режим проекции.

На вкладке "Перемещение на плоскости проекции" у нас есть возможность выравнять горизонт на всех кадрах, если вдруг он не выравнялся автоматически. Также мы можем выгнуть горизонт для пущей эффектности:

Чтобы вернуть горизонт в исходное, ровное, состояние нажмем кнопку "Выровнять":

На следующей вкладке "Кадрирование" жмем кнопку "Автокадрирование" для того, чтобы автоматически обрезать черные края панорамы.

Если результат автоматического кадрирования вас не устроил, можно потянуть за внутренний край рамки и кадрировать так, как нам нужно, например, если мы планируем дорисовать небо и черные поля нас не смущают.

Закрываем окно предпросмотра и жмем "Создать панораму..."

А потом предложит придумать имя файла для готовой панорамы:

Запасаемся терпением, чаем, кофе, вареньем, печеньем, т.п., минут на 5 :-)

Находим файл получившейся панорамы:

Смотрим любым подходящим просмотрщиком.

Для публикации панораму лучше всего преобразовать в JPEG. Этот можно сделать в любом графическом редакторе или в популярных просмотрщиках.

Результат, увеличивается до 8209 x 1693.

Пожалуй, каждый из нас, любуясь панорамным пейзажем или панорамой города с какой-нибудь смотровой точки, имея в руках фотокамеру, испытывал желание запечатлеть увиденное во всей красе, но в кадр помещалась лишь часть картины и это расстраивало. Чтобы ничего не осталось за кадром, пригодится умение делать панорамные фотографии.

В этом уроке пойдет речь о том, как самому делать панорамные фотографии. Как и во многих других случаях, процесс изготовления фотопанорамы состоит из нескольких этапов: подготовка, съемка и обработка.

Этап первый. Подготовка.
Для съемки панорамы понадобится цифровая камера, штатив и конечно объект съемки. Желательно использовать штатив с уровнем, чтобы минимизировать перекосы камеры во время съемки отдельных кадров. В некоторых современных фотоаппаратах появились встроенные цифровые гироскопы, позволяющие контролировать положение камеры в пространстве, путем отображения уклонов непосредственно на экране. Очень удобная, но увы, не всем доступная функция. Пузырьковый уровень напротив, имеется практически в любом штативе.

Камеру следует перевести в режим ручной корректировки светочуствительности, т.е. самостоятельно установить значение ISO. Так как вы пользуетесь штативом, то можно смело установить минимальное значение 100 ISO, не боясь смаза изображения. Если вы решили снимать панораму в вечернее или ночное время, позаботьтесь о наличии спускового тросика или пульта ДУ.

Поскольку при съемке широких панорам разброс освещения довольно большой, сложно получить равномерно экспонированные кадры, используя одинаковые настройки диафрагмы и выдержки. Камеру следует перевести в режим приоритета диафрагмы. В этом случае встроенный экспонометр автоматически подгонит значение выдержки.

Этап второй. Съемка.
Определитесь с начальной точкой съемки и конечной. За исключением случаев съемки круговых панорам на 360 градусов, в которых начальная точки и конечная совпадают. Направление съемки не принципиально. Можете снимать как справа налево, таки слева направо. Важно соблюдать следующий принцип. Каждый следующий кадр должен перекрывать площадь предыдущего на 30%-50%. То есть, чем чаще вы делаете снимки, тем лучше. Это более предпочтительная ситуация чем, если у вас не будет хватать кадров и тогда появятся разрывы, из-за которых всю панораму можно будет выкинуть.

Для съемки панорамы не следует использовать короткофокусный широкоугольный объектив. Такие объективы сильно искривляют пространство, что может повлечь искажения при сборке панорамы. Лучше всего использовать объективы с фокусным расстоянием от 50 мм.

Теперь, несколько слов о положении камеры. Для более широкого охвата изображения горизонтальные панорамы лучше снимать с вертикальным расположением фотоаппарата, а вертикальные панорамы - с горизонтальным. Кроме того, снимать панорамы можно не только в один ряд, но и в два и три параллельных ряда.

Приведенный пример состоит всего из шести горизонтальных кадров, сделанных как всегда на бегу без какой-либо особой подготовки, и поэтому как нельзя лучше подходят для нашего случая.

Этап третий. Обработка.
Собрать отснятый материал в единую картинку можно несколькими способами, поскольку существует несколько программ, которые довольно просто это делают. Остановимся на двух, наиболее известных продуктах: Photoshop и PTGui. Последняя программа крайне проста и интуитивно понятна в работе. Склейка панорамы с ее помощью делается буквально в четыре действия: загрузка, раскладка и упорядочивание, склейка и сохранение результата.

Поэтому подробнее рассмотрим способ сборки панорамы при помощи Adobe Photoshop. Следует обратить внимание, что писанный ниже способ проделан при помощи Photoshop CS6. В более ранних версиях возможен несколько иной алгоритм, но принцип остается неизменным.

1. Для начала нужно загрузить все снятые снимки в программу. Быстрее всего это сделать через меню: File > Scripst > Load Files ito Stack...

2. В открывшемся окне выбираем все нужные нам кадры и нажимаем ОК . Не забудьте поставить галочку в Attemp to Automatically Align Source Images . Тогда программа после загрузки фотографий автоматически соберет их в единую картинку.

3. После проделанного действия получится почти готовая панорама. Однако из-за разброса освещения в разных кадрах общая картинка выглядит неоднородной: какие-то участки светлее, какие-то наоборот темнее. Эта проблема убирается следующим действием.

4. В панели справа выделяем все наши кадры, которые как видно загрузились каждый отдельным слоем. Затем в меню: Edit > Auto-Blend Layers.. запускаем функцию автоматической корректировки переходов между слоями.

5. В следующем окне выбираем метод Panorama и нажимаем ОК .

6. Теперь картинка приобрела законченный вид. Осталось только удостоверится в том, что горизонт в готовом изображение находится в горизонтальном положении и обрезать лишнее.

7. Наша панорама готова. По желанию можно сделать корректировки изображения и сохранить в желаемом размере и формате. В данном примере корректировка не требуется, поскольку все необходимые доводки изображения уже были сделаны заранее.

Как видите, изготовление панорамных снимков вещь скорее хлопотная, чем сложная. Экспериментируйте! И удачных вам снимков!

Оставайтесь на связи!

Легко и быстро, превратите ваши панорамы, в привлекательные, миниатюрные планеты, используя Photoshop или другой, ваш любимый графический редактор.

Панорамы являются одним из моих любимых способов, чтобы показать сцену. Они так интересны и подробны, что я советую обратить на них внимание. Этот не большёй совет добавляет дополнительную щепотку творчества, превращая стандартные панорамы в миниатюрные планеты, которые действительно имеют «вау» фактор.

Техническое название для этой техники является «стереографическая проекция», но не пугайтесь этого сложного слова, на деле, всё гораздо проще. В этом примере я буду использовать Photoshop, но вы можете использовать любой другой редактор, в том числе GIMP который является бесплатным.

Выбор подходящего фото.

Нам подойдет практически любая панорама, но есть моменты, которые улучшат конечный результат.

  • Угол обзора - 360 градусов панорамы, подойдёт лучше всего, потому что их края сливаются воедино. Более узкие углы тоже подойдут, но вам, возможно, потребуется сделать дополнительную работу, чтобы цвета и текстуры были одинаковы на краях панорамы и подходили друг к другу.
  • Ширина изображения - соотношение сторон (ширина делённая на высоту) вашей фотографии влияют на гладкость вашей планеты. Более широкие изображения, как правило, производят более гладкие поверхности планеты, а более узкие панорамы могут дать большие изменения высоты. Оба варианта отлично смотрятся.
  • Небо - небо панорамы будет серьёзно искажено в конечном изображении. Ясное небо, как правило, производит лучший результат, хотя облака могут дать интересный растянутый эффект.
  • На первом - дно вашей фотографии будет сдавлено в пучок, чтобы сформировать центр планеты, а это может привести к некоторому искажению. Как и с небом, гладкие текстуры, такие как трава или песок выглядит лучше.
  • Горизонт - должен быть идеально выровнен, чтобы края сошлись аккуратно, баз ступенек. Если ваш снимок не подходит по этому параметру, то эго можно подправить в фото редакторе.

Вам может показаться, что в нашем деле много критериев, но попробовав, вы поймёте, что подойдут практически любые панорамы. Если у вас всё же остались сомнения, возьмите любую панораму, не попадающую под вышеупомянутые «правила», и попробуйте что получится. Результат может получиться интересным и не обычным, и в обычных условиях такого не получится. Так что не бойтесь экспериментировать.

Превращение планеты.

Нашли подходящее изображение? Хорошо. Время превратить его в планету.

1. Делаем квадрат изображения.
Для начала перейдём к размерам изображения. Переходим на вкладку >image «изображение». Выбираем размер изображения. В появившемся окне убираем галочку с «сохранить пропорции» и устанавливаем высоту в соответствии с шириной.

Эта процедура немного исказит вашу панораму, но не волнуйтесь так и должно быть.

2. Наносим на небо градиент.
Этот шаг не является обязательным, но без него, конечное изображение на углах может выглядеть деформированным и потянутым. Выберете инструмент градиент и установите на краях цвета соответствующие преобладающим цветам неба. Установите ползунок непрозрачности с левой стороны на 100%, а с правой поставьте на 0%.

Перетащите градиент от верхней части фото вниз набольшее расстояние, чтобы слать плавный переход к сплошному цвету.

3. Поверните фото с ног на голову
Переходим на вкладку изображение> поворот изображения на 180 °, чтобы перевернуть ваше изображение вверх ногами. Это гарантирует, что скручивание пройдёт правильно, когда мы будим превращать нашу панораму в планету.

4. Примените фильтр , полярных координат
Переходим к фильтрам> искажение> полярные координаты. В появившемся окне выберите параметр «Прямоугольный в Полярный» и жмём «ок».

Вуаля! Ваша панорама теперь свёрнута в круг и выглядит как маленькая планета, сфотографированная сверху, с помощью объектива рыбий глаз.

5. Последние штрих
Проверьте верхний центр вашего фото, он должен бать гладким, место соединения не должно быть видно. Здесь поможет штамп или восстанавливающая кисть.
Если вы предпочитаете свою планету, то самое время её создать. У вас могут остаться белые углы, но вы можете заполнить их тем же цветом, который вы использовали в градиенте. Повторно обрезаем вашу картинку, и всё готово.

Создание маленьких планет чрезвычайно легкое дело, вы поймёте это сразу как попробуете. В дальнейшем вы можете экспериментировать и получать необычные, интересные эффекты. Поэтому не думайте, что надо жёстко привязываться к вышеизложенным правилам. Если у вас получится что-то необычное и интересное, обязательно поделитесь этим в комментариях.

Примеры для вдохновения.

Вот несколько примеров, показывающих, что возможно, когда вы добавляете в эту технику немного творчества и фантазии.

Используйте фотографию различной местности, чтобы создать зубчатые эффект астероидов.

Данная статья будет посвящена созданию панорамы из готовых снимков.

Как создавать фотографии для панорамы, используя панорамную головку или обходясь без нее, можно ознакомиться в предыдущей статье: “Как создать 3D-панораму. Часть 1: теория и фотосъемка.”

Для этого урока потребуется программа Autopano Giga (ссылка на триал-версию). В примерах будет использоваться версия 2.0.6. В настоящий момент уже доступна версия 2.5. У нее конечно, есть отличия, но они не настолько значительны. Поэтому при помощи этой статьи в ней также можно разобраться.

Чтобы описать работу по созданию 3d-панорамы с практической точки зрения были выложены исходные файлы к панораме Черекского ущелья (Приэльбрусье).

Вы наверное уже попробовали фотографировать панораму как описано в прошлой статье и получили первые результаты. Вы можете попробовать работать со своими материалами, но лучше использовать предлагаемые фотографии.

Эти снимки хорошо сшиваются в панораму, но при этом имеют некоторые типичные проблемы которые будут разобраны в этой и следующей статье.

Кроме того здесь отсутствует снимок зенита. Вернее он первоначально был, но специально не был положен в архив, чтобы показать в последующем уроке как можно достраивать зенит панорамы.

Как видно, данная панорама была сфотографирована в 2 ряда, плюс к этому был создан снимок надира. Фотография надира сделана с рук и поэтому она несколько не точная.

Плюс к этому видны лишние элементы (нижние конечности). Но в большинстве случаев Autopano Giga хорошо справляется с этими элементами, и они не проявляются в готовой панораме.

Создание панорамы

1. Обработка и выбор снимков для создания панорамы.

В исходных файлах этот этап уже сделан, в архиве выложены необходимые уже обработанные файлы.

При работе со своими файлами необходимо сделать следующее:

  • Выделите снимки, которые относятся к панораме. Среди дубликатов выделите лучшие фотографии. Не следует использовать несколько вариантов одного снимка при сшивке панорам, это усложнит работу со связями в программе сшивки панорамы.
  • Если вы снимаете в формате RAW, то необходимо изначально обработать снимки в программе LightRoom. Следует попытаться нейтрализовать засветы и слишком темные тени. Затем необходимо экспортировать в jpg в максимальном качестве.

2. Настройка Autopano Giga.

Откройте Autopano Giga. При первом запуске желательно провести основные настройки программы.

Выберите Главное меню -> Правка -> Параметры

Укажите временную папку на диске где у вас есть 10 и более Гб свободного места.

Когда вы работаете с выложенными файлами Черекского ущелья, то этот параметр не критичен (их разрешение уменьшено). Но когда вы будете работать с реальными снимками, то чем больше у вас снимков и их разрешение, тем больше потребуется свободного места для работы программы.

Также выделите какую-нибудь папку с простым путем. Autopano Giga при создании панорамы может завершить работу некорректно (к сожалению, такое иногда случается). В этом случае временные файлы она не удаляет. Вам придется тогда вручную почистить данную папку.

Если у вас достаточно мощная видеокарта, то активизируйте GPU processing . Нажмите кнопку Check и во вкладке Render проверьте картинку GPU processing . Если она повторяет Reference picture , значит ваша видеокарта поддерживается.

Во вкладке Создание , выберите высокое Detection quality . В этом случае обработка снимков будет происходить дольше, но качество сшивки будет лучше

Так же можете установить Control Points в значение около 100.

Это основные корректировки настроек. Позже, по желанию, можно остальные настройки изменить под свои нужды.

Перезапустите программу, чтобы активировать настройки.

3. Сшивка фотографий в единую панораму.

Итак, у вас открыто главное окно программы Autopano Giga.

Добавьте группу снимков.

Новая группа

Выделите все фотографии Черекского ущелья в проводнике или файловом менеджере и перетащите в пока пустую область группы.

После добавления снимков нажмите —

После просчета программа сошьет все снимки в единую панораму.

4. Редактирование панорамы в программе Autopano Giga.

Нажмем кнопку редактировать и проанализируем качество сшивки панорамы.

Слева расположены основные информационные элементы меню.

Пункт “Информация”

Качество сборки выражается в виде среднего RMS. Данное число вычисляется в виде средней погрешности при анализе общих областей фотографий. В идеале оно равно от 0.0 до 1.0, что бывает редко.

Чтобы получить такое RMS необходимо очень хорошо отрегулировать панорамную головку (нодальная точка располагается точно на осях вращения, вращающиеся элементы головки не разболтаны и нет прогибов головки от веса оборудования), снимать панорамы без движущихся объектов, а зенит и надир фотографировать с помощью дополнительного оборудования.

К счастью, такое низкое RMS не требуется. Панорамы хорошо сшиваются и с RMS до 5-7. В крайнем случае погрешности, в большинстве случаев, можно быстро поправить в фотошопе.

Пункт “История”

Здесь показаны уменьшенные снимки паноромы и история редактирования. При помощи кнопки Создать снимок вы можете, собственно, создать дополнительный снимок, чтобы сравнить с предыдущим и оценить насколько положительны внесенные изменения в панораму.

Пункт “Слои”

Здесь показаны в виде разворачивающегося списка фотографии которые участвовали в создании панорамы. Вы можете их сгрупировать по определенным признакам (выдержке, фокусному расстоянию и т.д.). Также можно посмотреть свойства снимков и добавить или удалить определенные снимки.

Если вы собираетесь добавлять новые фотографии в панораму обязательно сохраните текущий проект. Данная функция иногда работает нестабильно и может привести к “вылету” программы.

В верхнем меню расположены следующие управляющие элементы:

Сохранение проекта

Отменить/Вернуть внесенные изменения в панораму

Тип проекции

Меркатор – применятся если вы сшиваете несколько снимков для создания фотографии с большим углом обзора по горизонтали и вертикали (но если угол по вертикали близок к 1800 необходимо выбрать тип проекции “Сфера”).

Плоскость – необходима если вы создаете общий снимок со средним углом обзора по горизонтали и вертикали. Если вы видите что получаются сильные искажения, то попробуйте тип проекции “меркатор” или “цилиндр”

Цилиндр – применяется для создания 3d-панорам с большими углами по горизонтали и средними углами по вертикали (около 600)

Сфера – необходима для создания интерактивной 3d-панорамы с большими углами обзора по горизонтали и углами близкими к 1800 градусов по вертикали

В идеале для создания 3d-панорамы применяются панорамы с углами обзора 3600 по горизонтали и 1800 по вертикали, т.е. с полным обзором пространства.

Как оценить какой получившийся угол обзора?

В нижнем правом углу окна показаны числа углов Phi и Theta

В данном случае:

Theta Min/Max (-180/180) , т.е. у нас полный обзор по горизонтали в 360 градусов (сложение по модулю значений Min и Max)

Phi Min/Max (-90/76.70) . Видно, что по вертикали от надира до горизонта полное заполнение, а от горизонта до зенита нет. Т.е. не хватает как раз снимка зенита. Позже восстановим недостающий снимок в фотошопе.

Три кнопки поворота панорамы на 180 и 90 градусов.

Кнопка изменения угла вращения, наклона, поворота камеры./p>

Кнопка включения режима подгонки. Подгоняется размер панорамы так, чтобы с краев панорамы оставались минимально возможные пустые пространства.

Кнопка ручной обрезки панорамы.

Центральная точка. Позволяет изменить положение центра панорамы. В идеале центральная точка должна находиться на линии горизонта в центре панорамы.

Кнопка автоматического горизонта. Программа попытается определить линию горизонта на основе анализа изображения. Данная функция не всегда работает корректно, а особенно когда линия горизонта явно не видна. На текущей панораме как раз такой случай.

Кнопка “установить вертикали”. Если вы видите что некоторые объекты в панораме выставлены не вертикально, то задайте при помощи этого инструмента вертикали и нажмите Enter.

Режим слоев. Показывает как у вас располагаются снимки на панораме, какой их порядковый номер и какие изменение вносятся в снимок исходя из выбранной проекции.

Каждому снимку в программе присваивается порядковый номер. И если вы хотите совершить над ним какую-нибудь операцию, например удалить из панорамы, то вы можете по этому номеру его легко отыскать внизу окна в разделе меню “Слои”.

Режим перемещения изображений. Если у вас включен в настройках режим GPU processing то здесь вы можете при помощи мыши изменять положение и ориентацию панорамы.

Режим редактирования связей. Один из самых необходимых режимов при работе с панорамами. При нажатие по этой кнопке открывается окно со списком используемых фотографий в панораме и их связей между собой. При этом на предыдущем окне показываются все связи и их RMS.

Исходя из числовых значений и цвета связей можно оценить где в панораме наибольшие погрешности. Видно, что в данной панораме больше всего ошибок при стыковки надира с остальными снимками. Причина такой погрешности в том, что фотография надира снималась с рук.

В данном уроке не будем останавливаться на редактировании связей. В этой панораме все достаточно хорошо сошьется.

Коррекция цвета панорамы. Можно выбрать из несколько типов коррекции.

LDR (Low Dynamic Range) – в местах пересечений фотографий цвет пикселей обрабатывается по специальным алгоритмам изменения яркости снимков с целью выравнивания экспозиции всей панорамы.

HDR (High Dynamic Range) – во главу угла ставится максимальная проработка изображения. Происходит вычисление, в какой из фотографий более детализирован фрагмент изображения. Именно этот фрагмент используется в панораме.

Без цветокоррекции цвета – показываются естественные цвета фотографий. В местах пересечения происходит усреднения цвета.

Auto режим в качестве метода цветокоррекции использует LDR. Обычно в этом режиме панорама получается более контрастной чем по методу HDR.

Фактически, используя описываемый способ сборки панорамы не существенно какой метод вы используете.

Кнопка редактирования якоря цвета

Достаточно обширная тема. Если описывать кратко, то якоря позволяют задать какой снимок является базовым. Под яркость этого снимка происходит цветокоррекция всех остальных фотографий в панораме.

Изменение типа якорей происходит по выбору пункта меню при правом клике мыши.

Обычно используется следующая схема:

  • На самый светлый снимок назначается фиксирующий якорь. Лучше всего использовать 1 якорь такого типа. При использовании нескольких фиксирующих якорей получится разноосвещенная панорама.
  • На все остальные фото лучше назначить якорь “моно” коррекция экспозиции.

Применим эту же схему и на этой панораме. Получим следующее распределение якорей.

Используя такую схему минимизируются пересвеченные места панорамы.

Вместе с тем если изначально фотографии сделаны с ошибками (неверно выставлена экспозиция или слишком большое изменение экспозиции в соседних снимках), то такая схема может дать сильно контрастную панораму. В этом случае лучше обозначить фиксирующим якорем менее освещенный снимок.

Здесь приводится обычная гистограмма снимка. По горизонтали откладывается яркость (слева черный цвет, справа белый). Высота столбиков показывает количество пикселей такой яркости.

В отдельном уроке, попробую разобрать подробнее работу с гистограммами применительно к анализу и обработке изображений. Для особо интересующихся, в интернете достаточно много уроков на эту тему.

На данный момент мы разобрали основные инструменты Autopano Giga. Наверное может показаться, что слишком много технической информации и сложно в этом всем разобраться. Попробуйте для начала просто поснимать панорамы и посшивать в данной программе не особо вникая в настройки. В большинстве случаев Autopano Giga автоматически обеспечивает приемлемый результат. Создавая свои панорамы вы постепенно освоите функционал этой программы.

Ну а теперь обязательно сохраняем проект и запускаем панораму на рендер (просчет).

Нажимаем кнопку “Собрать”.

Сверху показан размер панорамы, который получится в результате рендера.

Алгоритмы в данной статье разбирать не будем. В целом выставленные по умолчанию настройки дают хороший результат.

Формат

Если используется панорама для размещения в интернете, то можно использовать формат jpg. Если планируется использование панорамы в полиграфии, то лучше выбрать форматы без потери качества (tif или png). В данном случае предполагаем, что панорама нам нужна для интернета.

Слои

Слои – это фотографии, откорректированные с учетом используемой проекции, и применяемые для создания панорамы.

Лучше использовать настройку “один на файл”. В этом случае если возникнут какие-то проблемы в панораме, то можно будет попытаться их устранить, используя материал из полученных слоев.

Если выбрать формат PSD, то можно слои упаковать в сам файл (используется настройка “Внутри”). Вместе с тем, в этом случае, получится очень громоздкий файл панорамы, и достаточно сложно поддающийся редактированию в фотошопе.

Выходной файл

Здесь указываем выходную папку файла.

В имени файла прописываем строку “%a%l”. Это задаст программе шаблон формирования названия файлов так, чтобы получилось уникальное имя файлов панорамы и слоев.

Нажимаем кнопку “Собрать” и через некоторое время получим готовую панораму.

В следующем уроке будет показано, как можно достроить зенит панорамы, как работать с проекциями и как в конце концов получить интерактивную 3d-панораму.

Удачных сборок панорам.

Автор статьи: Александр Слободенюк
Сайт: 1panorama.ru
Mail: [email protected]
1panorama.ru - Фотосъемка панорам. Создание интерактивных виртуальных туров.

Другие части статьи: