Какая ярмарка была крупнейшей в 17 веке. Ярмарки в россии

Алексей Веселовский

Старинные русские ярмарки (XVI и XVII в.в.).
К истории русских ярмарок на Севере.
(Краткая историко-экономическая заметка)
//
Кооперация Севера. – 1923. - № 4. – С. 89-90.

Слово ярмарка иностранного происхождения (от немецкого - Jahrmarkt, букв, в переводе - годовой торг), и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище [До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др.]. Под этим словом понимается место периодических съездов торговцев и привоза товаров, главным образом сырья, для товарообмена преимущественно в оптовом размере.

Когда какая-нибудь страна, переходящая постепенно из первобытной поры господства натурального хозяйства [При натуральном хозяйстве каждое хозяйство является само для себя экономически и производителем и потребителем. Эта форма хозяйства в России до последней войны сохранилась до известной степени в некоторых захолустьях, а также в Сибири], желает упорядочить начинающуюся внутреннюю и внешнюю, вначале исключительно меновую, торговлю, ей приходится, прежде всего, иметь дело с улучшением путей сообщения, тесно связанным с экономическим развитием страны.

Местоположение ярмарок, при наличии плохих и крайне неудобных путей сообщения на Руси в то время, зависело от ряда местных условий и обстоятельств. При небезопасности самого передвижения, торговые люди естественно старались перевозить свои товары в места, наиболее охранявшиеся и наименее обремененные торговыми налогами и пошлинами. Такими местами были в то время монастыри, городские посады и большие села. Часто ярмарки находились между собой в последовательной связи по времени и по географическому местоположению, так что торговец мог, последовательно переезжая из одного торга в ближайший следующий, совершить ряд торговых сделок, снабдить население целого ряда районов и, пользуясь колебанием и разницею цен на товары в различных местностях, при наличии известной торговой сметливости, производить чрезвычайно выгодные обороты [Русские торговцы того времени поражали иностранных купцов своим умением совершать очень выгодные торговые обороты, несмотря на тяжелые условия тогдашней торговли]. Таким образом, самые торги стали не только местами для оптовой торговли, но как бы сделались своего рода путями для перемещения и распределения массы товаров. Одним словом, «необходимость скоплять товар в известное время года в известном месте создала периодические съезды купцов и покупателей, и это придало торговле ярмарочный характер» [Милюков. Очерки по истории русской культуры, ч. I, стр. 94].

Торги бывали каждогодные, каждонедельные и ежедневные. В г. Вологде в XVI-XVII в.в. государственной ярмарки не было, но ежедневно (за исключением воскресенья и некоторых праздников) происходил торг, и в особенности оживленно по понедельникам, средам и пятницам, когда в город приезжали из уездов крестьяне со своими товарами. Наиболее интенсивной торговля в Вологде была в середине зимы, так как к этому времени сюда прибывали и скоплялись товары с осенней Архангельской ярмарки, а с юга со всей России прибывали и зимовали до весны товары, предназначавшиеся для вывоза за границу через Архангельск. В селе Грязлевицах (ныне г. Грязовец), принадлежавшем Корнилиеву монастырю, торг бывал по понедельникам и в некоторые праздники. Вообще сельские и городские торги бывали по определенным недельным дням, кроме воскресенья.

Наиболее оживленными торги бывали зимою, когда устанавливался санный путь. Летом сухопутные дороги были прямо непроходимы, на это часто жаловались иностранные купцы, и «провезти товар по летней дороге стоило, по крайней мере, вчетверо дороже зимнего провоза».

При монастырях, в руках которых в то время сосредоточивалась значительная часть внутренней торговли России (главным образом в XVI в.), в монастырских селах и имениях, главные ярмарки приурочивались ко дню местного или двунадесятого праздника.

Доход со своей ярмарки монастыри обыкновенно испрашивали у правительства в свою пользу, «на церковное строение, ладон и свечи», и в их прямых интересах было привлекать на свою ярмарку возможно больше торговцев. Правительство многим монастырям давало разные торговые льготы и привилегии, так что некоторые из них [Напр. Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный на Кубинском озере, Кирилло-Белозерский и др.] пользовались правом вести беспошлинную оптовую торговлю хлебом, скотом, маслом, рыбой, солью, но лишь в известной степени. Так, Соловецкий монастырь имел право беспошлинной продажи соли в количестве до 130.000 пудов в год; проданное свыше этого подлежало уже пошлине. Благодаря этому в общем монастыри продавали свои товары несколько дешевле против купцов-мирян, а будучи вообще богатыми, они играли роль своего рода кредитных банков: свободно ссужали торговцев нужною суммой и при этом брали меньше процентов, чем купцы и казна. Все это привлекало в большом количестве на монастырскую ярмарку и купцов и покупателей. Монастырской торговлей заведывали доверенные старцы из среды монахов, и под их присмотром вели торговлю монастырские слуги и купчины (комиссионеры). Иногда монастырь отдавал ярмарку на откуп своим крестьянам.

К назначенному дню съезжались на ярмарку, если она пользовалась известностью, как напр. Кирилловская или Макарьевская [ Другие большие северные ярмарки, как то Архангельская и Холмогорская, имели значение главным образом для внешней торговли и носили другой характер, так что о них здесь можно и не говорить], множество крестьян из соседних уездов и губерний (областей), приезжали купцы - торговые гости и мелкие торговцы; между ними встречались агенты - т. наз. скупщики иностранных «гостей».

Сельские торжища устраивались и открывались, если о том просили в челобитной жители, с разрешения правительства и происходили под надзором правительственных чиновников и целовальников, имевших уставную грамоту, которая определяла порядок торг и сбор пошлин, взимавшихся с товаров в пользу казны. Часто казенные доходы с торгов отдавались на откуп частным лицам. Между сельскими и городскими торгами в то время не было почти никакой разницы.

Характер ярмарочной торговли был преимущественно меновой и оптовый, так как продукты в общем были дешевы [Вернее, тогда было мало денег, вследствие чего они высоко ценились], и даже частные люди приобретали съестные припасы и прочее для своего хозяйства в оптовом размере и редко по мелочам.

Главными предметами ярмарочной торговли на Севере со стороны крестьян были кожи (как сырые, так и дубленые), лен (его было очень много в Вологодском крае), льняное семя и масло, домотканый холст, грубые сукна, соль, рыба, дичь, скот (скотоводство в нашем краю и тогда было широко развито), сало говяжье, молочные продукты, меха (преимущественно лисьи и беличьи) [Главными центрами на Севере по торговле мехами были в то время Холмогоры и Великий Устюг], сено, посуда глиняная и деревянная и прочие кустарные изделия из дерева и металла. Но главным предметом был зерновой хлеб: рожь, овес и пшеница, которым, впрочем, в то время была бедна болотистая и лесистая Вологодская область. Торговые люди привозили на ярмарку разные ткани, в том числе и иностранные, галантерею, разные продукты, привозившиеся в Россию из-за границы, как напр. сахар, пряности и лакомства; всякого рода изделия и предметы деревянные и металлические, нужные для крестьянского обихода. Кабацкие целовальники являлись с запасом «зелена вина» (продажа которого составляла монополию казны и давала ей большие доходы) и разных иностранных вин [Винные погреба были частные и казенные; первые платили в кассу порядочный оброк], и устраивали нечто вроде временного шинка, где ярмарочные продавцы и покупатели одинаково топили свои торговые удачи и неудачи в «мирском веселии». Ярмарка начиналась вовсю...

«Русские от больших до малых чрезвычайно любили торговлю», говорит один иноземный купец [Кильбургер. Краткое известие о русской торговле за 1673 г. СПБ. 1820, стр. 11]. Мелкий торговец находился всегда в руках у более крупного и по его милости жил безбедно или разорялся. Интересна тогдашняя торговля и ее приемы с точки зрения нравственности. В том отношении русские торговцы стояли очень низко. Обман, надувательство и подделка были тогда в общем ходу, по свидетельству иноземных путешественников, и были даже некоторым образом узаконены. Только было нужно, чтобы дело сделалось ловко, незаметно и «благовидно» [Явное воровство считалось бесчестием и строго каралось]. В большом ходу было заламывать за товары цены раз в десять больше настоящей и затем торговаться с покупателем до седьмого поту к обоюдному удовольствию. Намеренный обвес в торговле не допускался, по пословице: «В цене купец волен, а в весе не волен». Облапошит один купец другого, сдерет с него втридорога, подсунет ему скверный товар, и в конце-концов он прав. В основе тогдашней торговли лежал следующий принцип, выраженный в старинной поговорке: «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Ловкий плут даже делался популярным и вызывал общую симпатию и уважение, смешанное со страхом. Обманутого не жалели, а презирали, говоря: «сам, дурак, виноват, зачем того первый не облапошил», и в этом роде. Причиною этого печального явления нужно считать, во 1-х, общий низкий уровень умственного развития, хотя в торговых делах русский человек проявлял большую сметку и находчивость, был «крепок задним умом»; во 2-х, разорительную и тягостную систему тогдашних податей и налогов, убивавшую мелкую торговлю, когда нужно было вывертываться, как хочешь; и, наконец, в 3-х, боязнь быть самому обманутым и стремление предупредить обманом обман. Стоит принять во внимание следующие обстоятельства, сильно затруднявшие торговлю: отсутствие до половины XVII в. однообразных мер веса и объема, обилие фальшивых серебряных денег и вообще постоянное колебание денежного курса, полный произвол властей, которым всем приходилось, кроме податей, давать еще взятки; чтобы не грабили и не придирались, а, главное, конкуренция с ловкими, богатыми иностранными купцами, сильно вредившими тогдашнему русскому торговцу, особенно крупному.

Остается сказать еще несколько слов о некоторых тогдашних мерах, деньгах и ценах. В берковце было десять пудов или 400 гривен (фунтов). В фунте было 48 золотников, в золотнике - 5 почек, а в почке – 4 пирога. Пуды и гривенки делились на четверти (чети) или же трети. Пол-пол-пол трети гривенки, или 1/24 гривенки. Сыпучие тела измерялись бочками; в бочке было 4 четверти или 8 осьмин или 32 четверика. Вычитая дроби, иной раз говорили: четверик без пол-пол-трети четверика. Были также местные меры, довольно неопределенные: на Севере сыпучие тела меряли пузами, зобнями, коробьями, рогозинами, решетами и пр. [В некоторых захолустьях Вологодского края сохранились в памяти у жителей и даже до последнего времени иногда употреблялись некоторые старинные меры. Интересно было бы узнать их названия и величину]. Мерами протяжения были, напр., аршин, заключавший 4 пяди; 3 локтя составляли 2 аршина (30 вершков). Жидкости измерялись бочками, ведрами, ковшами, кружками и пр. Стоимость денег была следующая: 1 новгородский рубль и новгородская деньга равнялись 2 московским; 1 московский рубль = 2 полтинам = 10 гривнам = 200 деньгам. Алтын стоил 6 денег (3 коп.). Были и медные монеты неопределенной стоимости, называвшиеся пулами, но в XVII веке вышли из употребления [Костомаров. Очерк торговли Московского государства, гл. V].

Привожу еще несколько образчиков цен на продукты. Тотемская соль на месте приблизительно стоила 70 коп. за берковец. Точную стоимость хлеба за весь период указать трудно, потому что цены на хлеб, находясь в зависимости от урожая, представляют в то время сильные колебания. Одно время в XVI в. в Вологде четверть ржи стоила 14 денег. На заводах 1000 кирпичей стоила 2 рубля, а известь в Москве стоила 4-6 алтын за бочку [В старину вологжане занимались кирпичным промыслом и делали известь]. Аршин домотканого холста ценился по 1 алтыну и дешевле. В XVI в. дубленая яловичная кожа в Вологде стоила 20 алтын, пара кожаных рукавиц - 4 алтына, а высокие сапоги (простые) - 8 алтын.

Сало в Архангельске в XVII в. стоило 2 рубля за пуд, а цена на рыбу, будучи вообще очень дешева, все время сильно колебалась . В качестве общего вывода, характеризующего состояние русской торговли того времени, можно сказать, что изолированность местных рынков, караванный характер перевозки товаров, и ярмарочный характер их продажи и покупки - таковы... типические черты старинной внутренней торговли России. – «Все эти черты свидетельствуют о слабости обмена и незначительности оборотов внутренней торговли» [Милюков. Очерки по истории русской культуры, ч. 1, стр. 95].

Публикации раздела Традиции

История ярмарок в России

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

- 38.78 Кб

Введение…………………………………………………….… …………………..2

Макарьевская ярмарка……………………………………………...……… …….3

Ирбитская ярмарка……………………………………………………….. ………5

Верхнеудинская ярмарка....................... .............................. .............................. .....8

Кяхтинская ярмарка……………………………………………………..… ……11

Заключение…………………………………………………… ………………….15

Список использованной литературы…………………………………..………. 17

Введение

Германские корни слова «ярмарка» очевидны - jahr-markt - ежегодный рынок. Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров.

Такие «места съездов» существовали в Германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII вв. они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.

Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В.И.Далю, «ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».

Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» - «ярмарка».

Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую и Ирбитская.

Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород.

Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.

Цель данной работы – проследить историю ярмарок в мире и России.

Макарьевская ярмарка

Начало большого периодического торга на средней Волге восходит к очень отдаленным временам. В первой половине XIII века он происходит на Арском поле, около Казани. В 1524 г. Василий Иоаннович, воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в Васильсурске. Место было выбрано неудачно, так как Васильсурск, как пограничный город, служил исходным пунктом военных действий против Казани.

После покорения Казанского ханства в 1552 году складываются благоприятные условия для торговли. Видимо, вскоре после этого образуется ярмарка у обители св. Макария, однако официальной даты основания ярмарки не установлено. Благодаря выгодному расположению, на средине волжского пути, ярмарка развивалась все более и более. В 1641 г. царь Михаил Фёдорович дал монастырю право собирать с торговцев за один день торговли (25 июля - св. Макария) таможенную пошлину. В 1648 г. Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно пять дней, а затем велел платить особый налог. В 1666 г. на ярмарку приезжали уже купцы не только из всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели.

В конце XVII в. привоз товаров достигал 80 тыс., в половине XVIII в. - 49 0 тыс., а к концу его - 30 млн. руб. В это время в Макарьеве казенных ярмарочных помещений было 1400; кроме того, купечеством было построено 1800 лавок. Казна получила от найма лавок в 1790 г. 15 тыс. руб., а в 1810 г. - до 120 тыс. руб.

Сильно разросшись, часть ярмарки захватила даже противоположный берег Волги у села Лысково. Строения ярмарки носили временный характер, представляя деревянные балаганы, лавки и трактиры. К середине XVIII века многие строения пришли в негодность, и 18 июня 1751 года вышел царский указ о постройке каменного гостиного двора на месте старого деревянного. Сохранились многочисленные проекты по перепланировке ярмарки конца XVIII - начала XIX веков. К концу 1809 года перестройка ярмарочного комплекса была завершена.

16 августа 1816 г. произошёл пожар, который уничтожил гостиный двор (за исключением каменного корпуса), со всеми временными принадлежавшими к нему балаганами. Пожар произошел уже после окончания торгов (концом торга считался праздник Первого Спаса, т.е. 1 августа), когда на ярмарке уже не было ни одного человека и ни одного тюка с товарами. Убыток был свыше 2 млн руб. Этот пожар выдвинул вопрос о перенесении ярмарки, так как у монастыря было мало места для ярмарки, и кроме того, течением Волги ежегодно отмывало макарьевский берег.

Ирбитская ярмарка

Ирбит - один из старейших уральских городов, почти три столетия служивший местом ежегодного торга Европейской России с Сибирью, Средней Азией и Китаем. В торговле на Ирбитской ярмарке участвовали наиболее крупные купцы. Отправка и провоз товара на Ирбитскую ярмарку занимали не только много времени и требовали значительных расходов, но и встречали много трудностей. Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта - Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным (летом) или санным путем (в зимнее время). В случае сухопутной доставки товар шел с Алтая через Бийск, Барнаул, Сузун до Московского тракта, по нему до Тюмени и от Тюмени по тракту Тюмень-Ирбит, находясь в пути от 30 до 40 суток. Стоимость доставки товара в разные годы составляла из Бийска 1 руб.-1 руб. 50 коп., из Барнаула - 70 коп.-1 руб. 20 коп. и всецело зависела от монополии ямщиков, подряжавшихся на провоз товара. Отрезки прогона на ямщицком языке назывались "веревочки". Каждая "веревочка" имела своих монополистов. Сопровождали товары приказчики. Сами купцы редко следовали за торговым караваном, обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. При передаче с одной "веревочки" на другую товар часто терялся, разбавлялся худшим по качеству, раскрадывался, и случай, описанный в "Ирбитском ярмарочном листке" /№ 11, 1870 г./, являлся типичным: "Один бийский купец принял от ямщиков орехи и воск далеко не в полном количестве: те ямщики, которые приняли кладь на месте, заехали домой, убавили орехов около пуда в каждом мешке, подогнувши мешки, зашили их так, что мешки представлялись туго набитыми. Эти ямщики сами не поехали с кладью, а передали ее другим ямщикам без весу. Часто товар принимают не перевешивая, а по наличию".

С развитием частного пароходства купцы стали отправлять товары водным путем. Доставка водой была в 3-5 раз дешевле. Стоимость доставки одного пуда составляла в среднем 20 коп. (1896 г.). Купцы стремились до замерзания рек доставить товар в Тюмень (крайний западный пункт) по рекам Обь, Тобол, Тура, а из Тюмени - санным путем до Ирбита, который находился в 500 верстах. Так, в 1884 г. в тюменском порту для отправки в Ирбит находились 400 пуд. барнаульского золота на 12000 руб., 20000 шт. скотских кож, 30000 пуд. сузунской меди на 300000 руб., 30000 пуд. сливочного масла на 210000 руб. Дешевизна водных перевозок побуждала купцов продлить водный путь до самого Ирбита, но река Ница, на которой стоял Ирбит, была мелководной, и пробные рейсы по половодью (в частности, в 1862 г.) положили конец попыткам купцов использовать водный путь от Тюмени до Ирбита. Торговля на Ирбитской ярмарке по степени участия купцов в торговле и объему торговых операций была многоступенчатой. Умозрительно можно выделить три рода торговли. Первая ступень: продажа мелкооптовых партий поставщиками с мест, концентрация товаров в руках оптовиков. На этой ступени мелким и средним торговцам важно было быстро сориентироваться, выгодно продать и закупить товары для перепродажи. Вторая ступень: конкуренция между оптовиками и торговые операции с крупными партиями, розничная торговля на время сделок. На этой ступени торговый успех зависел от умения "переиграть ценой" немногочисленных конкурентов. Третья ступень: отправка оптовых партий для дальнейшей перепродажи в местах спроса - Москву, Петербург, Нижний Новгород, Польшу, Америку....

На протяжении XIX в. Ирбитская ярмарка являлась важным звеном торговой сети Российской империи и занимала второе место по торговым оборотам, уступая лишь Нижегородской, а по темпам роста опережая ее (за 1817-1861 г. ее обороты выросли в 16 раз, в то время как обороты Нижегородской в четыре раза). Значение Ирбитской ярмарки определялось сложившимся в XIX в. географическим разделением труда: Сибирь являлась развитым районом сельскохозяйственного и кустарного производства, Центральная Россия - производителем промышленных товаров. В условиях огромных расстояний, отсутствия железных дорог, несовершенства существующих путей сообщения Ирбитская ярмарка для Сибири была основным пунктом сбыта продукции сельского хозяйства и промыслов и закупки промышленных товаров для местных рынков.

Верхнеудинская ярмарка

Ярмарки начали проводится в Верхнеудинске с 1780 года. Верхнеудинск находился на пересечении важных торговых путей из Кяхты в Европейскую часть России и из Иркутска на Амур.

В 1810-е годы торговля также проходила в декабре у села Онинское (ныне Хоринский район Бурятии). Обороты ярмарки были незначительными. В 1820-е годы купцы Селенгинска начали открывать временную торговлю в Вернеудинске, а затем перенесли туда всю свою деятельность.

С 1786 года в Верхнеудинске проводилось две ярмарки в год: Январская – с 18 января по 1 февраля и Крестовоздвиженская с 15 по 28 сентября. В 1817 году купечество Верхнеудинска добилось проведения всего одной ярмарки в году. Начало ярмарки зависело от времени замерзания Байкала – перевозка товаров по льду была дешевле и быстрее. В 1868 году время начала ярмарки перенесли на срок с 25 января по 10 февраля. Но торговля зачастую начиналась до официальной даты - товары на Амур должны были быть доставлены до начала весенней распутицы.

В середине 1870-х годов привоз товаров увеличивается до 3 миллионов рублей, из них на долю тканей (в основном, российского производства) приходится до 2 миллионов рублей. Около 75% товаров продаётся в кредит. Основной оборот приходится на долю Иркутских купцов. Первое место по оборотам на ярмарке занимает торговый дом Бутина – до миллиона рублей. Глава торгового дома братьев Бутиных - Бутин Михаил Дмитриевич (1836 – 1907). В 1870-е годы А. Ф. Второв открыл торговлю текстильными товарами на Верхнеудинской и Нижегородской ярмарках.

В дальнейшем роль Верхнеудинской ярмарки снижалась. Торговые операции проводились в Иркутске, а Верхнеудинск использовался как складочное место товаров.

В 1878 году на ярмарке начали продаваться книги.

Верхнеудинская ярмарка играла основную роль в снабжении хлебом Читинской области и Нерчинского края, так как Верхнеудинский округ был наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении. Обороты Верхнеудинской ярмарки значительно увеличились после присоединения Амурского края и развития золотопромышленности. Наибольшего расцвета ярмарка достигла в 1860-е годы, когда привоз товаров вырос до 1,5 миллионов рублей. Большая часть товаров продавалась за наличные деньги, на кредитные операции приходилось всего около 30% оборота. Тогда же начали снижаться объёмы торговли пушниной на Верхнеудинской ярмарке. Пушнину начали направлять напрямую в Иркутск, Ирбит, на Нижегородскую ярмарку. Кроме этого Нерчинские купцы научились самостоятельно закупать товары в Европейской части России, на Амуре появились пароходы, чай из Китая начинает ввозиться по Амуру.

С середины XVIII века до 1850 года через Верхнеудинск переправляется свинец Нерчинских заводов на Алтайские заводы. Всего с 1747 года по 1850 год с Нерчинских заводов на Алтай было доставлено более 1,6 млн. пудов свинца.

Основные товары Верхнеудинской ярмарки:

Хлеб – в Читинский округ, Нерчинск и золотые прииски Амурского края;

Мясо – в Иркутск;

Мануфактура;

Кожи и шкуры – в Кяхту

Чай – в Европейскую часть России;

Пушнина;

Подрядные контракты по доставке чая, хлеба, мяса и других товаров.

Первое деревянное здание Гостиного двора было построено в 1791 году. Возле гостиного двора образуется Базарная площадь (с 1924 года площадь Революции). Вокруг площади строятся купеческие дома с лавками. Бывшая базарная площадь до сих пор остаётся центром Улан-Удэ. Торговля шла также на Калининской площади - теперь на этом месте располагается колхозный рынок.

3 июня 1803 года на собрании купцов и богатых мещан Верхнеудинска было принято решение построить каменные гостиные дворы. Строительство началось в 1804 году. Гостиный двор построен по проекту иркутского губернского архитектора Антона Ивановича Лосева (1765 - 1829). Строительство продолжалось с большими перерывами, и в конце 1825 года была построена южная и западная часть. И только в 1856 году был сделан наружный карниз и крыша.

В 1834 году мещанство Верхнеудинска захотело построить свои торговые ряды. Мещанам разрешили достроить северную часть гостиного двора. Через 30 лет были построены Малые торговые ряды. Около 40% арендаторов общественных рядов составляли еврейские торговцы. В 1887 году купец Иосиф Розенштейн стал акционером Большого Гостиного Двора. В 1908 году в лавки в Большом гостином дворе арендует уже 11 евреев.

В 1955 году на месте Малых торговых рядов началось строительство 3-х этажного универмага. Гостиный двор имеет статус памятника истории и архитектуры федерального значения.

В 1820-е годы купец Митрофан Кузьмич Курбатов построил торговые ряды. До 1950-х годов торговые ряды Курбатова использовались для торговли. В настоящее время в них располагается медицинское учреждение.

Кяхтинская ярмарка

Приграничная торговля с Китаем и Монголией способствовала развитию различных отраслей сибирской экономики: торговли, пушного промысла, транспорта, скотоводства, земледелия, кожевенной промышленности и т. д. Капиталы, вырученные от торговли в Кяхте, вкладывались в добычу золота, пароходства, промышленность, и благотворительность. Приграничная торговля с Китаем началась после заключения Нерчинского договора 1689 года. В 1689 - 1706 годах торговля идёт в Нерчинске, а позже в Селенгинске и Кяхте. В 1693 году по указанию главы Сибирского приказа Репнина специально для Сибири был разработан первый таможенный устав. Торговля в Нерчинске не приобрела желаемого масштаба, и в 1719 году в Пекин было отправлено посольство во главе с ка­питаном гвардии Львом Измайловым. Его сопровождал секретарь Лоренц Ланг, который в поездке собрал материалы по истории русско-китайских отношений и Сибири, а также написал труд «Описание государства Китайского».

На вопрос Ярмарки России в XVII веке заданный автором Евровидение лучший ответ это В XVII в. производительные силы России в целом эволюционировали. Значительно выросла численность населения, составлявшая к концу века 10,5 млн. человек. В России насчитывалось 335 городов. В этот период в России известны плющильные молоты, сверлильные станки, бумажные мельницы. Построено 55 мануфактур, главным образом металлургических. Для создания промышленных предприятий в Россию привлекается иностранный капитал, причем на льготных условиях.
Постепенно углубляется процесс общественного разделения труда, определяется специализация сельскохозяйственных и промышленных местностей, ремесло превращается в мелкотоварное производство – все это ведет к усилению товарообмена. Поместная форма землевладения способствует разложению натуральности хозяйства. Развивается производство на базе переработки сельскохозяйственного сырья: в вотчинах занимаются винокурением, производством сукон, полотна, создают мукомольные и кожевенные предприятия.
В России начинается процесс первоначального накопления капитала, хотя в отличие от Англии он протекал в феодальной форме – богатства накапливались у крупных землевладельцев. Происходила дифференциация населения, появляются богатые и бедные, появляются «гулящие» люди, т.е. лишенные средств производства. Они становятся вольнонаемными. Наемными рабочими могли быть крестьяне-отходники. Статус наемного работника получает законодательное подтверждение в Соборном Уложении. Все это свидетельствует о зарождении капиталистических отношений. Способствует этому и систематический рост торговли с европейскими и азиатскими странами. Российский рынок включается в систему мирового рынка, мировых экономических связей. В Западные страны Россия продает пушнину, лес, деготь, поташ, коноплю, пеньку, канаты, холсты. Если прежде в Архангельск прибывало ежегодно 20 кораблей, то в XVII в. – 80. В числе ввозимых товаров предметы потребления для феодальных верхов и серебряная монета как сырье для изготовления отечественных денег. С Восточными странами Россия торговала через Астрахань. Важную роль играли города Дагестана и Азербайджана. В XVII в. начались торговые отношения с Китаем, Индией.
В развитии внутренней торговли также начинается новый этап. Торговые связи приобретают национальный характер. По торговым оборотам Москва занимала первое место – насчитывалось 120 торговых специализированных рядов и 4 тыс, торговых помещений.
В XVII в. продолжалось активное освоение Сибири. Русские вышли к берегам Тихого океана, Камчатки, Курильских островов. В 1645 г. первопроходец Василий Поярков вышел по Амуру в Охотское море. В 1648 г. Семен Дежнев (ок. 1605-1673) открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. В 1649-1653 г. Ерофей Хабаров (ок. 1610 – после 1667) из Якутии совершил поход в Даурию (Забайкалье) и дошел до Амура.
Землепроходцы составляли карты Сибири, чертежи, обзоры, росписи городов, отдельных районов и всего региона в целом. В 1672 г. был составлен «Чертеж Сибирских земель». Постепенно происходили заселение Сибири, ее колонизация, основывались города-крепости, служившие им опорными пунктами для дальнейшего продвижения. Их называли острогами. Так, в 1619 г. возник Елисейский острог, в 1628 г. – Красноярский острог и др.
Расширилась торговля центральных областей с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, с южными окраинами. Центрами торговли были крупные ярмарки, имеющие всероссийское значение, Макарьевская с XVI в., Ирбитская с первой половины XVII в., Свенская, Архангельская.
Произошли сдвиги в социальной структуре российского общества. Утверждение в XV-XVI вв. поместной формы землевладения выдвинуло дворянство, а в XVII в. укрепились позиции купечества. Внутренняя торговля превращается в сферу приложения купеческого капитала. Купечество выделяется в особую группу и подразделяется на корпорации: гостей, гостиную сотню, суконную сотню.
Российское правительство поддерживало купечество.
http://www.bibliotekar.ru/istoriya/124.htm
http://www.refsru.com/referat-401-1.html

регулярные торги; рынки, которые собирались в определенном месте и в определенное время. На Руси появились в XII веке. Особенно большое развитие получили в XVII веке, когда в стране начал формироваться национальный рынок. Наиболее известные ярмарки в XVII - 1-й пол. XIX вв.- Макарьевская, Ирбитская, Контрактовая (у Киева), Кяхтинская, Харьковские

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЯРМАРКИ

ОТ нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок) - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодич. торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье, в период господства натурального х-ва и экономич. разобщенности, когда торговля носила нерегулярный характер и обслуживала по преимуществу состоятельные слои общества, снабжая их гл. обр. редкими и дорогостоящими привозными товарами; господствовал "интернациональный" тип торговли с далеким привозом и сбытом, а гл. фигурой в торговле являлись бродячие купцы. Узость рынка и небезопасность торговли побуждала торговцев объединяться в торг. караваны, торговать совместно, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), там, где собирались значит, массы людей: на пересечении торг. путей и в местах, где проходили нар. собрания, большие церк. праздники и др. публичные события (об обычае приурочивать Я. к большим религ. или др. праздникам свидетельствуют назв. Я. на ряде яз.- messe - от мессы; франц. foire, итал. fiera, англ. fair - от позднелат. feria - день религ. праздника). В раннее средневековье, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли, Я. играли большую роль как единственные значит, пункты сосредоточения обмена. Еще более возросло значение Я. с 10-11 вв., с возникновением и развитием городов, ростом гор. ремесл. производства, зарождением внутр. рынка и усилением междунар. торг. связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Значительно расширился ассортимент ярмарочной торговли, увеличилось число Я., их продолжительность. Наряду с большими Я.- центрами оптовой торговли, где все большее место занимали т. н. тяжелые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукна), существовали областные (региональные) и мелкие местные Я., где сбывалась сезонная продукция (в нек-рых случаях эти формы совмещались). Необходимость торг. регулирования, обеспечения ярмарочного мира привела к возникновению особого ярмарочного права; правонарушения, совершенные во время и на терр. Я., наказывались по нормам высш. юрисдикции. Я. давали владельцу терр., на к-рой они располагались, большие доходы (в виде торг. пошлин и поборов). Поэтому право иметь или разрешать Я. стало одной из важных феод. привилегий. Привилегии иметь Я. получали (обычно от короля) отд. города, духовные или светские сеньоры. В каждой стране было по неск. наиболее крупных Я. Самыми известными были: в Италии - Я. в Ферраре, Павии, Милане, Венеции, Пьяченце, Флоренции, Генуе; в Германии - во Франкфурте-на-Майне (первое известие о Я. от 1240), Лейпциге (известны прибл. с 1165, охранительные привилегии и право на оптовую торговлю - с 1268), Кельне, Брауншвейге, Франкфурте-на-Одере и др.; в Англии - Стаурбриджская (близ Кембриджа), Сент-Джайлсская (с 11 в.), Бостонская, Винчестерская (в юж. Англии, пожалованная королем епископу Винчестера), Бристольская; во Франции - Шампанские Я. (получили значение в 12 в.), Я. под Парижем - Сен-Денийская, или Ланди (Lendit) (считалась старейшей в ср.-век. Европе - ее основание приурочивалось к 7 в., но, по-видимому, она возникла не раньше сер. 11 в.), Сен-Лоранская и Сен-Жерменская, Я. средиземноморской торговли в Бокере (на Роне), в 12-13 вв.- Я. в Безоне, Шалоне (с кон. 12 в.), Реймсе, Лионе и др.; в Венгрии - в Пеште и Дебрецене; в Польше - Познанские, в Кракове и др. Нередко Я. имели определенную специализацию. Так, итал. Я. особенно славились дорогими тканями и вост. товарами, французские - вином и сукнами, английские - шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем, южногерманские - вином, датские (особенно в обл. Сконе) - сельдью, шведские - железом и медью и т. д. Крупнейшие Я. были центрами междунар. торговли того времени. В 13 - сер. 14 вв. такими Я., фокусировавшими торговлю и ден. операции Европы, стали Шампанские Я. Во франц. обл. Шампань благоприятно сочетались политич. и географич. условия, пересекались важнейшие торг. пути (из Англии, Франции, Италии, Фландрии, Германии, Балт., Северноморского и Средиземноморского побережий). Всего Шампанских Я. было 6 (по 6 недель каждая). Они проходили в 4 городах почти в течение целого года (Труа, Провен, снова Труа, Ланьи, Бар, снова Провен). Каждая Я. проходила в соответствии с выработанным общим стандартом. В течение первой недели - распаковка и раскладка товара, оплата пошлин, с 9-го дня - "суконная" Я. (продажа шелка, полотна и др. тканей, а также ковров и гобеленов), затем - распродажа кожи и меховых товаров и т. д. В течение всего срока Я. продавались т. н. весовые товары: "легкие" веса (коренья, благовония, пряности, красители, аптекарские товары и др.), "тяжелые" веса (соль, руда, металлы, изделия из них), сырье для пряжи, а также скот. На Шампанские Я. съезжались торговцы и скупщики со всей Европы, купцы каждой страны и города объединялись в землячества. Я. имела свой постоянный суд, полицию и администрацию, печать, к-рой удостоверялись сделки и договоры. Особые чиновники надзирали за мерами, весами, качеством монеты и проч., собирали торг. пошлины, оформляли сделки. К сер. 14 в. междунар. значение Шампанских Я. стало ослабевать. Большую известность в Европе стали приобретать Я. в Сев. Франции, в Нидерландах. В кон. 14 и в 15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия). В нач. 15 в. общеевроп. значение получили Я. Женевы (первое упоминание - 1262), в 15-16 вв.- Я. в Лионе (куда из Женевы переместился центр европ. ден. рынка; установлены в 1420, пользовались покровительством франц. короля). В 16 в. междунар. ярмарочным и кредитным центром (особенно для южноевроп. стран) стал исп. г. Медина-дель-Кампо. В 16 в. начались Я. в Антверпене. Постепенно большое значение получили Лейпцигские Я. С кон. 15-16 вв. в Лейпциге собирались т. н. имперские Я. (три раза в год: новогодние, весенние - пасхальные и осенние, по одной неделе каждая). Там торговали мехами, тканями (полотно, холст, шелк, сукна), скотом, прод. товарами (вино, рыба, хлеб, мед). В 18 в. Лейпцигские Я. приобрели междунар. значение, на них все большее место стали занимать пром. товары и местное сырье. Я. сыграли крупную роль в развитии ср.-век. торговли, а также ден. обращения, ден. рынка и кредита. На Я. располагались конторы менял, осуществлявших обмен монет согласно последнему курсу (что имело большое значение ввиду большого разнообразия ср.-век. монеты) и производивших также ссудные и кредитные операции. В связи с неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торг. кредите и оптовым характером ярмарочной торговли на Я. все чаще производились безналичные торг. операции, возникли ден. заемные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя. Я. играли большую роль в налаживании не только экономич., но и культурных связей, в развитии ср.-век. народной культуры: на Я. съезжались певцы, жонглеры, нар. бродячие театры и цирки (было положено начало возникновению т. н. ярмарочного театра - балагана). В период генезиса и развития капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение и подверглась изменениям. Сбыт наличного товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 в. крупные оптовые Я. превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже. В новейшее время по мере распространения непосредственного оптового сбыта и расширения регулярной торг. сети ярмарочная торговля подверглась дальнейшему сокращению и изменению. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, гл. обр. с.-х. товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные Я. почти исчезли. Среди совр. междунар. Я. (сделки совершаются по выставленным образцам) - Я. в Милане, Париже, Лионе, Бордо, Марселе, Вене, Стокгольме, Брюсселе, Генте, Измире, Токио и др.; популярны междунар. Я. социалистич. стран: Лейпцигская, Познанская, Загребская, Пловдивская. Междунар. Я. способствуют развитию мировой торговли, укреплению экономич. связей между разл. странами. С 1925 существует Союз междунар. Я. Лит.: La foire, Brux., 1954; Coornaert E., Caracteres et mouvement des foires internationales au moyen ?ge et au XVI si?cle, в кн.: Studi in onore di Armando Sapori, Milano, 1957; Gachelin J. P., Le Landy et les foires de Saint-Denis en France, Lyon, 1958; Bautier R. H., Les foires de Champagne, Brux., 1954; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; D?ring W., Handbuch der Messen und Ausstellungen, Darmstadt, 1958. См. также лит. при ст. Торговля. А. А. Сванидзе. Москва. Ярмарки в России и СССР. В дореволюц. России обычно были связаны с тем или иным храмовым или монастырским праздником. Первоначально торги производились у монастырей Троице-Сергиева, Кирилло- Белозерского и др. Наиболее древняя из Я.- Арская (ок. Казани), известна с сер. 13 в. В связи с грабежами рус. купцов татарами Василий III запретил поездки на эту Я. и основал в Васильсурске в 1524 новую Я. Позднее она была переведена к Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю (см. Макарьевская ярмарка). С развитием торг. связей и образованием Рус. централизованного гос-ва число Я. и их обороты увеличиваются. Я. были центрами складывания всеросс. рынка. Продолжительность Я. была различна (от 1 дня до неск. месяцев); гл. предметы торговли: с.-х. продукты, скот, лошади, кустарные и пром. изделия, пушнина, кожи и т. д. В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я. Из них с оборотом св. 1 млн. р. было 35, от 0,5 млн. до 1 млн.- 27, от 0,1 до 0,5 млн.- 182. Сложились 2 группы крупнейших Я.: уральская (Ирбит, Мензелинск и др.), где рус. и европ. товары обменивались на сибирские и азиатские, и украинская (Харьков, Полтава, Ромны и др.), где продукция ремесленного и пром. произ-ва центральной и сев.-вост. России обменивалась на сырье и с.-х. продукты черноземных и степных р-нов. С началом широкого ж.-д. строительства во 2-й пол. 19 в. значение Я. во внутр. торговле России начинает падать. Особенно проявляется это на Украине и в Центр.-черноземном р-не. Так, прекращает свое существование в Ромнах Ильинская Я. Падают обороты. Коренная Я. в Курске, продававшая различных товаров в 1834 на сумму св. 22 млн. р., в 1911 имела оборот только на 800 тыс. р. Но в целом по России число Я. росло. В нач. 20 в. (на 1 июля 1904, по данным Мин-ва финансов) на терр. Росс. империи числилось 18 452 Я. По экономич. р-нам они распределялись след. образом: Центральный - 2162, Восточный - 2758, Украинский - 2597, Южный - 1071, Средний земледельч.- 2308, Польский - 2000, Балтийский - 1484, Северный - 378, Северо-Западный - 1661, Кавказский - 196, Сибирский - 629, Среднеазиатский - 130. По данным Центр. статистич. к-та, на 1911 число Я. равнялось 16 тыс. с общим оборотом в 1 млрд. р. Большинство Я. (ок. 87%) составляли мелкие однодневные, устраиваемые в селах в день престольных праздников. Здесь крестьяне продавали с.-х. продукты и покупали пром. изделия. 12% приходилось на Я. среднего размера (с оборотом от 10 до 100 тыс. р.). 1% составляли крупные оптовые Я. (оборот от 100 тыс. р. до 200 млн. р.). Наиболее крупных Я. с оборотом св. 1 млн. р. было 23. На 1-м месте стоит Нижегородская ярмарка. Предметами торговли гл. обр. были меха, хлопчатобумажные товары, кожевенные, скобяные изделия, икра, чай и т. д. 2-й по величине оборота была Ирбитская Я. (см. Ирбит) в Пермской губ. Осн. товары - хлопчатобумажные, шерстяные, кожевенные изделия, кожа, пушнина, чай; обороты по данным 1911 - 30 млн. р., 1914 - ок. 25 млн. р. 3-й была Меновническая Я. ок. Оренбурга. На ней торговали преим. рогатым скотом, лошадьми, верблюдами, хлопком, азиатскими товарами; обороты по данным 1911 - 8 млн. р., 1913 - 14 млн. р. В этой губернии происходили в это же время еще 2 подобные Я.- в Орске и Троицке. Обороты первой по данным 1911 - 3 млн. р., второй - 1 млн. р. Большое значение, особенно в 19 в., имели укр. Я. Среди них наиболее крупные - харьковские: Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. Предметы торговли: мануфактурные товары, металлич. и скобяные изделия, бакалейные, колониальные товары, кожи, овчина, шерсть. Уже по сведениям 1834, общий оборот их - более 22 млн. р. (по-видимому, ассигнациями); в 1913 - ок. 36 млн. р. Значительной была Ильинская Я. в Полтаве (оборот св. 1 млн. р. в 1911). Предметы торговли: лошади, скот, овчины и мануфактурные товары. На севере крупной Я. являлась Маргаритинская в Архангельске с оборотом ок. 2 млн. р. (1911). Предметы торга: рыба, мануфактура, предметы промыслов и хоз. обихода. Кроме Я., на к-рых производилась торговля разл. товарами, существовали специальные конные Я. Таких Я. в 1911 было более 5 тыс. Наиболее крупная из них - Мензелинская (Уфимская губ.). Были скотские Я. (в Харьковской, Воронежской губ. и Донской обл.). Действовали и лесные Я. Наиболее крупные: Козьмодемьянская (Казанская губ.), в 1911 - оборот до 4 млн. р.; Гомельская (Могилевская губ.), в 1900 - оборот 3 млн. р., в 1910 - 2 млн. р. Особый характер имела в Киеве Контрактовая Я., существовавшая уже в нач. 19 в. Здесь не продавались товары в розницу, а заключались сделки (контракты) на оптовую куплю-продажу (сахар, хлеб, металлы, уголь и др.). Я. в период их действия становились не только торг., но и своеобразными культурно-просветит. и общественными центрами того или иного города или села. На терр. Я. проводились нар. гуляния. Существовало спец. ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал открытия и закрытия Я. Для руководства торговлей, установлення правил и порядка на крупных Я. создавались ярмарочные комитеты. Для поддержания общественного порядка на Я. отправлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск. С началом Гражд. войны в условиях военного коммунизма Я. в Сов. России не проводились. С переходом к новой экономической политике Я. начинают возрождаться. В 1922-23 в РСФСР действовало ок. 600 Я., к 1927 число их достигало почти 7,5 тыс. По данным 1926, в УССР было 15 202, в БССР - 417 Я. В др. сов. республиках численность Я. была незначительна. Большинство Я. были мелкими, продолжительностью в 1-5 дней. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская. Основной оборот Нижегородской Я. составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих Я. не превышала 1/3 оборота. В нач. 1930-х гг. Я. в СССР были упразднены. В послевоен. период Я. в СССР появляются как одна из форм гос. и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межресп. Я. с оптовой продажей и заключением торг. сделок по образцам. СССР широко участвует в работе междунар. Я. -***-***-***- Таблица Крупнейшие ярмарки России 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. [s]ЯРМАРКИ.JPG Лит.: Чулков М. Д., Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле, М., 1788; Список существующих в Российской империи ярмарок, СПБ, 1834; Аксаков И. С., Исследование о торговле на украинских ярмарках, СПБ, 1858; Воен.-статистич. сборник на 1868 г., в. 4, Россия, СПБ, 1871; Мердер И. К., Конская торговля в России. (Ярмарки), СПБ, 1880; Денисов В. И., Ярмарки. (К вопросу о подъеме экономических сил России), М., 1911; Канделаки И., Роль ярмарок в рус. торговле, СПБ, 1914; Всесоюзные ярмарки и их значение во внутренней торговле и в торговле с Востоком, М., 1926; Справочник Бакинской ярмарки 1924 и путеводитель по Баку с планом ярмарки и г. Баку, Баку, 1924; Самсонов В. И., Курская коренная ярмарка, "Уч. зап. Курск, гос. пед. ин-та", 1949, No 2; Новицкий К. П., Ярмарки и их роль во внешней торговле России в первой пол. XIX в., в кн.: Сб. науч. работ Моск. ин-та нар. х-ва, в. 4, М., 1954; Кафенгауз Б. Б., Очерки внутр. рынка России первой пол. XVIII в., М., 1958; Дихтяр G. A., Внутренняя торговля в дореволюционной России, М., 1960; Остроухов П. A., Нижегородская ярмарка в 1817-1867 гг., "ИЗ", т. 90, М., 1972; Александров В. A., Начало Ирбитской ярмарки, "ИСССР", 1974, No 6; Участие Сов. Союза в международных ярмарках и выставках, М., 1957. П. А. Зайончковский. Москва.