Логистическая цепь поставок. Логистическая система предприятия

Существует множество определений термина "цепь поставок", из которых мы выбрали наиболее типичное:

Цепь поставок -- это сеть организаций, участвующих как в верхних, так и нижних звеньях в различных процессах, и виды деятельности, в ходе которых производится ценность в форме товаров или услуг, попадающих в руки конечного потребителя

Сравнивая этот вариант с предыдущими определениями логистики, можно заметить, что и здесь есть общий фундамент. Подобный анализ заставил ряд аналитиков, например Бауэрсокса (Bowersoxf", рассматривать аспекты логистики и управления цепью поставок практически как синонимы. Другой автор, Гринвуд (Greenwood)10, подчеркивает, что "если мы проанализируем то, что эксперты называют управлением цепью поставок, то обнаружим, что фактически они говорят о логистике, но под влиянием требований нынешнего десятилетия в качестве термина выбирают вариант управлению цепью поставок".

Институт логистики и транспорта Великобритании (UK Institute of Logistics and Transport) также связывает эти два подхода, утверждая, что:

Логистика -- это позиционирование во времени ресурсов или стратегическое управление общей цепью поставок.

Можно привести и другое определение управления цепью поставок:

координация материальных, информационных и финансовых потоков между всеми взаимодействующими предприятиями.

В этом определении:

термин "информационные потоки" относится к прогнозу спроса, передаче заявок на заказы и доставке отчетов о текущем состоянии;

термин "потоки продуктов" означает перемещение продуктов от поставщика к покупателю и обратно в ходе возврата продуктов, их обслуживания, переработки и утилизации;

термин "финансовые потоки" включает информацию о кредитных картах, условиях кредита, графики платежей, транспортные накладные и документы, восстанавливающие права собственности.

Другие авторы, например Купер и его коллеги {Cooper et al.) n , считают, что логистика и управление цепью поставок различаются: логистика занимается потоками материалов и информации и запасами в сети, а управление цепью поставок -- это интеграция всех бизнес-процессов в цепи поставок.

Материальный поток составляют ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, оборочные единицы, топливо и запасные части т,д) незавершенное производство готовая продукция. В последнее время разрабатывается логистические технологии пассажирских перевозок, поэтому под материальными потоками можно понимать также перемещение людей транспортными средствами в различных ситуациях.

Роль потоков информации финансовых средств в логистике можно понимать двояко. С одной стороны их можно считать объектом управленческих воздействий. С другой стороны, это средства управления материальными потоками; управленческое решение передается по информационным каналам и по своей сути является информацией для исполнителей, а привлечение финансовых средств необходимо для реализации управленческого решения

Логистика - это часть процесса в цепочках поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения с целью удовлетворения требований потребителей .

Применительно к доставке товаров можно утверждать, что ключевую роль в управление материальными потоками играют транспортные и экспедиционные предприятия общего пользования, предприятия оптовой торговли и коммерческо-посреднические организации оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров, и предприятия изготовители.

В качестве базовых понятий в теории логистики в теории логистики используют понятия логистической операции и логистической функции.

Логистическая операция - это не подлежащая дальнейшему дроблению (декомпазиция) действия, связанные с управлением материальными, информационными или финансовыми потоками.

Логистическая функция - это совокупность логистических операций, связанных решением задачи управления материальными потоками, информационными и финансовыми потоками .

В числе логистических функции выделяют базисные, ключевые и вспомогательные. Такая классификация используется и признаются не всеми специалистами, но она помогает соотнести различные функции между собой и определить их место в общей системе управления материальными потоками.

К базисным логистическим функциям относят снабжение, производство и сбыт.

К ключевым логистическим функциям относят управления закупками, транспортировку, управления запасами и управление заказами.

К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят складирование, грузопереработку, упаковку, послепродажный сервис, информационную поддержку.

Логистика представляет собой конкретизацию системного подхода применительно к управлению потоковыми процессами. Логистические системы обладают такими свойствами, как способность к адаптации, наличие обратной связи, иерархичность, целенаправленность, взаимный обмен с внешней средой.

Рис.1

Различают логистические системы двух уровней: микро макро логистические. Под микрологистическими системами понимают внутри производственные системы, а также системы, замкнутые в приделах технологического цикла изготовления какого-либо товара. Во втором случае речь идет о внешних интегрированных микрологистических системах.

Макрологистическими являются системы, функционирующие в приделах региона (города, района, области, страны, контингента) или группы предприятий, имеющий один объект деятельности либо близкие функции (строительные предприятия, военные организации т.д)

Центральным понятием логистического подхода является понятие логистической цепи, которое объединяет такие понятия, как:

цепь поставок (при рассмотрении материального потока);

логистический процесс (при рассмотрении операций);

логистический канал (при рассмотрении маркетинговыхфункций);

цепочка ценностей (при рассмотрении добавленной стоимости);

цепочка спроса (при рассмотрении потребительского спроса).

При изготовлении любого товара обычно реализуется несколько логистических цепей. Например, чтобы изготовить автомобиль, надо поставлять на завод листовой металл, полимерные металлы, электрооборудование и т.д. Чтобы выпускать такую относительно простую продукцию, как силикатный кирпич, нужен песок, известняк, алюминиевая пудра и некоторые другие добавки. Для каждого компонента нужна своя логистическая цепь поставок.

Главным источником затрат при продвижении продукта к потребителю являются избыточные запасы на всем пути движения товара, омертвляющие основной и оборотный капитал. Исходя из этого, основное направление сокращения затрат на продвижение товара -это сокращение запасов.

Основной источник получения экономического эффекта логистики - это сокращение времени движения товара по логистической цепи. В первую очередь необходимо исключать непроизводительные затраты времени: пролеживание товара на складе, простои транспортных средств и погрузочно-разгрузочной техники, потери времени персоналом и другие.

Цель логистики заключается в оптимизации затрат в звеньях логистической цепи с целью уменьшения общих издержек. Постановка в качестве цели оптимизации затрат не обязательно означает их минимизацию. Уровень затрат должен быть таков, чтобы обеспечить доставку объекта перемещения с соблюдением всех параметров доставки и требуемым уровнем качества. Эти параметры различаются в зависимости от объекта: завоз песка на кирпичный завод оценивается одними показателями, а перевозка пострадавшего в результате ДТП в больницу скорой помощи (Рис. 1) - совершенно другими.

В бизнесе логистика является стратегическим фактором достижения конкурентных преимуществ. В частности, логистическая концепция "Нацеленность на потребителя" предполагает концентрацию ресурсов на ключевых избранных покупателях.

Концепция маркетинга, ориентированная на потребителя, исходит из того, что нужды и запросы потребителей важнее, чем продукты и услуги, которые может предоставить предприятие. Фирмы, производящие фотоаппараты, дают возможность клиентам запечатлеть навсегда наиболее значимые для них моменты их жизни, а не просто продают фототехнику. Строительное предприятие обеспечивает уют и комфорт своим клиентам, а не просто строит загородные коттеджи. При этом значимость продуктов и услуг определяется их доступностью и необходимостью для потребителя, а прибыль для фирмы всегда важнее, чем объем продаж

Современные методы ведения бизнеса исходят из того, что добавленную стоимость продуктам и услугам придают такие факторы, как форма или вид товара (в процессе производства продукта и его продвижения потребителю), владение (передача в собственность), время (предоставление товара и услуг в нужный момент), место (предоставление товара и услуг там, где это нужно).

Логистика обеспечивает такие важные факторы увеличения добавочной стоимости продуктов и услуг, как время (предоставление товара и услуг в нужный момент) и место (предоставление товара и услуг там, где это нужно). Соответственно с этим, логистическое обслуживание потребителей производится как до сделки, в период совершения сделки (как ее часть), так и после сделки.

Логистическую систему предприятия образуют подсистема физического обеспечения потока сырья от поставщиков к производителю и подсистема физического распределения готовой продукции от производителя к потребителю. Она функционирует циклически по схеме "поступление заказа - снабжение- производство -транспортирование -распределение - доставка заказа".

Управление заказами (обработка заказов) - это деятельность в период между моментом получения заказа и до момента передачи складу указания отгрузить готовый продукт потребителю.

Важное место в системе управления заказами занимает экспедитор. Он, как участник системы выполнения заказов, определяет условия поставки, содействует выполнению таможенных процедур, обеспечивает проведение расчетов за доставку, оформляет перевозочные документы, организует погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы.

Процесс доставки товара может быть очень сложен и тогда требуется выделение в отдельную сферу задач его координация. Функции логистического провайдера (координатора действий участников процесса доставки) могут выполнять экспедиторские предприятия, склады, являющееся самостоятельными субъектами экономической деятельности, информационно- посреднические фирмы, располагающие банком данных.

Цикл заказа включает в себя операции, выполняемые в период от момента получения заказа до момента получения потребителем заказанного продукта. Под заказам понимается как собственно заказа, так и документ, в котором содержатся пожелания потребителя.

В общем случае цикл заказа состоит из этапов: планирование заказов; передача заказа; обработка заказа; обработка заказа; подбор и комплектация заказа; доставка заказа.

  • ? Понятие логистики и управления цепями поставок.
  • ? Управление цепями поставок.
  • ? Оценка эффективности цепей поставок.
  • ? Закупочная деятельность компании.
  • ? Управление закупочной деятельностью.

В современной бизнес-практике термины «логистика» и «управление цепями поставок» не имеют унифицированного толкования, поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть содержание этих понятий.

В теоретических работах логистика рассматривается как часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения .

Термины «логистическая цепь» и «цепь поставок» в бизнес-практике используются как синонимы и обозначают упорядоченную совокупность юридических и физических лиц (производителей товаров, оптовых посредников, транспортно-экспедиторских компаний и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от поставщика(ов) начального уровня до конечных потребителей.

Международный банк при составлении Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index (LPI) по странам мира рассматривает следующие показатели, которые непосредственно оказывают влияние на развитие бизнеса в стране, среди которых:

  • ? эффективность выполнения таможенных процедур;
  • ? качество экспортных отгрузок;
  • ? качество транспортной и информационных инфраструктур;
  • ? компетентность логистического персонала;
  • ? уровень контроля и отслеживания поставок;
  • ? обязательность и надежность местных субъектов логистического рынка.

Логистический подход организации бизнеса предусматривает согласование операций всех звеньев транспортно-распределительной цепи при управлении материальными потоками, обеспечение жесткого контроля за финансовыми и информационными потоками, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и прочих сопроводительных документов.

В настоящее время разработаны три фундаментальные логистические концепции: информационная, маркетинговая и интегральная (табл. 3.5).

Как видно из данных табл. 3.5, существенное влияние на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности российских организаций оказывает применение интегрированных информационных систем при управлении логистической системой, что обеспечивает:

  • ? рост скорости обмена данными и сокращение числа разногласий между различными структурными подразделениями организации, задействованными в процессе выполнения различных логистических операций;
  • ? уменьшение количества ошибок в процессе организации документооборота и учета продукции;
  • ? систематизацию данных из различных информационных блоков;
  • ? оптимальную увязку на оперативном уровне требований, возникающих в различных звеньях логистической системы.

Таблица 3.5

Основные логистические концепции

Годы разработки

Недостатки

Конец 60-х гг. XX в.

Отдельные функциональные области логистики синтезированы с конкретным компьютерно-информационным решением, применяются информационные системы учета, связи, контроля и принятия решений

Не ставится задача оптимизации всего процесса управления материальными потоками. Негибкая логистическая система, сложности применения в условиях меняющейся внешней среды. Недостаточно адаптирована для взаимодействия с субъектами внешней среды (к примеру, с поставщиками)

Концепции RP(планирование потребностей), среди которых:

MRP 1 (система планирования потребностей

в материалах, основанная на производственных графиках, связывающих информацию о спросе и запасах);

  • - MRP II (система производственного планирования ресурсов, объединяющая производственное, маркетинговое, финансовое планирование и логистические операции);
  • - DRP (система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах, в том числе и у логистических посредников) и т.п.

Окончание

Годы разработки

Недостатки

Маркетин

Начало 80-х гг. XX в.

Обеспечение конкурентоспособности организации за счет оптимизации решений в распределении (дистрибьюции) товаров

Недостаточное внимание уделяется взаимодействию с логистическими партнерами.

В малой степени учитывает движение финансовых, трудовых и прочих потоков

DDT - логистика, ориентированная на спрос;

QR (система быстрого реагирования);

CR («непрерывное» пополнение) и т.д.

Интегральная (интегрированная логистика)

90-е гг. XX в.

Единое (сквозное) управление материальными, информационными, финансовыми, трудовыми и прочими потоками при организации бизнеса на протяжении всей цепочки товародвижения от производителя к потребителю. Построение единой логистической системы и в последующем проведение мероприятий по ее оптимизации

Необходимость пересматривать весь процесс управления организацией и логистическими операциями. Существенные первоначальные вложения. Усложнение логистического процесса, вызванное развитием технических средств и информационных технологий, что вызывает необходимость осуществлять дополнительные финансовые вложения

TQM (всеобщее управление качеством);

ЛТ «точно в срок»;

LP (бережливое производство);

VMI (управление запасами поставщиков);

SCM «управление цепями поставок»;

TBL(оптимизация всех стадий жизненного цикла по времени);

VAD (каждая логистическая операция создает добавочную стоимость); системы ERP (интегрированное планирование ресурсов), CSRP (планирование ресурсов синхронизированное с потребителем)

Практика европейского бизнеса показывает, что интегрированная логистическая концепция за последние годы трансформировалась в бизнес-концепцию SCM («управление цепями поставок»).

Управление цепями поставок - это планирование, организация, выполнение и контроль материального, информационного, финансового и других потоков во всей цепи товародвижения, начиная от проектирования товаров и услуг и завершая их реализацией конечному потребителю, в соответствии с требованиями рынка с оптимальными затратами ресурсов.

Основной целью управления цепями поставок является оптимизация ресурсов при интегрированном взаимодействии всех участников логистической системы.

Управление цепочками поставок затрагивает восемь взаимосвязанных бизнес-процессов, среди которых:

  • 1) управление разработкой продукцией и ее последующая коммерциализация;
  • 2) управление материально-техническим снабжением;
  • 3) поддержка производственных процессов;
  • 4) управление процессом выполнения заказов клиентов;
  • 5) управление спросом на товары и услуги;
  • 6) непосредственный процесс обслуживания потребителей;
  • 7) сервисное обслуживание, управление взаимоотношениями с клиентами (потребителями);
  • 8) управление возвратными материальными потоками.

Для понимания содержания «управления цепями поставок» рассмотрим функциональные области управления цепями поставок (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Функциональные области управления цепями поставок

Макропроцессы цепи поставок

Функции управления цепями поставок

SRM (Supplier Relationship Management) - система управления взаимодействиями с поставщиками

Управлением снабжением, включая планирование сотрудничества с поставщиками и определение потребности в ресурсах для производства.

Управление продуктом.

Управление взаимоотношениями с поставщиками сырья, полуфабрикатов и т.п.

Управление запасами сырья, полуфабрикатов.

ISCM (Internal Supply Chain Management) - внутрифирменное управление цепями поставок (на примере производства)

Управление производственным потоком, включая планирование потребностей производственных мощностей.

Управление продуктом.

Управление запасами сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, складирование.

Транспортирование.

Управление возвратными потоками и др.

CRM (Customer Relationship Management) -управление взаимодействиями с потребителями

Управление спросом.

Управление выполнением заказов.

Управление товарными запасами. Транспортирование грузов.

Складирование товаров.

Сервисное обслуживание потребителей (клиентов). Информационное сопровождение.

Управление возвратными потоками и др.

К принципам внедрения концепции управления цепями поставок на предприятии относятся:

  • ? осуществление стратегического планирования поставок на рынке;
  • ? ориентация цепи поставок на клиента;
  • ?сегментация клиентов на основе их потребности в различных логистических услугах;
  • ? проведение мониторинга спроса потребителей на постоянной основе, адаптация деятельности к изменяющимся условиям рынка;
  • ? развитие новых каналов распределения товаров.

К ключевым показателям эффективности цепи поставок относятся:

  • ? надежность цепи поставок;
  • ? время реакции цепи поставок;
  • ? гибкость цепи поставок;
  • ? управление фондами цепи поставок (основными и оборотными);
  • ? затраты цепи поставок.

К основным видам затрат предпринимателя, непосредственно связанным с управлением цепями поставок, относятся:

  • ? затраты на закупку, грузопереработку и формирование партий отправок грузов;
  • ? транспортно-экспедиционные затраты;
  • ? затраты на складирование и содержание запасов (управление запасами, упаковка, возврат поставщику);
  • ? затраты на оформление, документирование и информационное сопровождение заказов, логистические коммуникации.

На эффективность организации бизнеса и размер логистических затрат существенное влияние оказывает состояние транспортно-складской системы организации.

К ключевым характеристикам структуры складской системы организации ОТНОСЯТСЯ:

  • ? количество складских объектов, их пропускная способность, вместимость, полезная и общая площадь;
  • ? места дислокации (размещения) складских объектов;
  • ? уровень механизации и автоматизации склада;
  • ? себестоимость переработки груза на складе и величина эксплуатационных затрат.

К основным характеристикам транспортной системы организации

ОТНОСЯТСЯ:

  • ? число транспортных средств и погрузочно-разгрузочных машин и оборудования;
  • ?технические характеристики транспортных средств и оборудования;
  • ? размер транспортных затрат и тарифов;
  • ? виды и дальность маршрутов.

При организации предпринимательской деятельности одним из существенных вопросов является выбор применять собственные складские мощности или обращаться к логистическим посредникам, использовать собственные транспортные средства или обращаться к транспортно-экспедиторским организациям.

Развитие аутсорсинга и рынка логистических услуг позволяет выделить следующие основные схемы построения логистического процесса:

  • 1PL (First Party Logistic, логистический инсорсинг) - автономная логистика, все логистические операции выполняет грузовладелец самостоятельно, не привлекая третьих лиц;
  • 2PL (Second Party Logistic, частичный логистический аутсорсинг) - традиционная логистика, грузовладелец планирует и контролирует логистическую цепочку, сторонней организации передаются отдельные операции, связанные с транспортирование груза, складирование грузов и Т.П.;
  • 3PL (Third Party Logistics, комплексный логистический аутсорсинг) - логистика третьей стороны, грузовладелец передает специализированной логистической компании широкий спектр логистических услуг, среди которых транспортирование, экспедирование, складирование, консолидация отправок, оформление платежей, документирование операций, связанных с перемещением грузов, услуги таможенной очистки груза, проектирование и последующее обслуживание информационных систем, заключение договоров с другими контрагентами (контрактная логистика), консультационные услуги и т.п. Оказываемые логистические услуги обладают существенной добавленной стоимостью;
  • 4PL (Fourth Party Logistic, интегрированный логистический аутсорсинг) - интеграция всех участников цепей поставок. Логистический оператор разрабатывает и поддерживает процессы внутри логистической системы на стратегическом уровне, ему передаются задачи по проектированию цепей поставок, а также управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии. Таким образом, 4PL-пpoвaйдep осуществляет как стратегическое, так и оперативное управление. Крупнейшие международные компании, такие как Sony, Ford, Chrysler и др., используют услуги 4РС-провайдеров, что позволяет снизить операционные издержки в среднем на 15%;
  • 5PL (Fifth Party Logistic) - виртуальная логистика. Выполняет ту же роль, что и 4PL на рынке, но с применением высокотехнологических технологий, действует в едином глобальном пространстве. Сейчас к 5PLпровайдерам можно отнести такие глобальные интернет-площадки, как eBay, Aliexpress, Amazon и др. В перспективах, если Европейским союзом будет создана единая информационная логистическая сеть, возрастет востребованность услуг 5Р1_-провайдеров и увеличится масштабность их деятельности.

К современным направлениям развития логистики и управления цепями поставок ОТНОСЯТСЯ:

  • ? оптимизация и автоматизация процесса управления складскими материальными, информационными и финансовыми потоками за счет внедрения таких ИТ-решений для логистики, как системы управления складом (Warehouse Management System (WMS), оптимизация транспортной логистики (Transportation Management System (TMS), системы управления запасами, управление и планирование цепочек поставок (Supply Chain Management (SCM) и др.
  • ? реструктуризация имеющейся складской сети, формирование современной складской инфраструктуры (склады классов А+, А, В+, В);
  • ? повышение оборачиваемости товарных запасов;
  • ? дальнейшее развитие электронной логистики (концепции e-logistics), а также развитие информационной интеграции в логистике, применение облачных технологий при управлении информационными потоками, сопровождающими логистические операции;
  • ? усиление влияния логистического аутсорсинга на деятельность современной организации, что позволяет разрабатывать новые формы партнерства и обеспечивает комплексные логистические решения, направленные на оптимизацию логистических издержек, достижением высокого уровня сервиса и клиентоориентированно- сти, а в результате облегает процесс управления цепями поставок в целом. Происходит эволюция деятельности логистических провайдеров. Происходит переход от ЗР1_-провайдеров к 4PL- провайдерам, а затем 5Р1_-провайдерам;
  • ? развитие «зеленых» технологий в процессах производства, распределения, транспортирования и складирования.
  • Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд.,перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2011.

Международная российско-германская программа

Уважаемые коллеги!

Если среди Ваших профессиональных забот присутствуют проблемы значительного сокращения запасов материалов, сырья, комплектующих изделий в системе снабжения, межоперационных и межцеховых запасов в производстве, а также запасов готовой продукции в сфере сбыта; если для Вас является актуальными задачи ускорения оборачиваемости капитала и снижения себестоимости продукции, то, скорее всего, без успешного развития логистики в практике Вашей фирмы не обойтись. Если, наряду с этим, Вас беспокоят установление длительных хозяйственных связей, достижение высокой надежности взаимодействия с партнерами по бизнесу в сферах снабжения и сбыта, то на сегодняшний день невозможно обойтись без новой сферы функционального менеджмента - управления цепями поставок – целью которого является эффективное интегрирование бизнес-процессов фирмы и её партнёров для обеспечения высокого качества поставок товаров для конечного потребителя.
Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов уже более десяти лет реализует логистическое направление в сфере профессиональной переподготовки, повышения квалификации и консалтинговой деятельности. Накопленные нами за это время профессиональный опыт, интеллектуальный капитал, инновационные решения могут стать Вашими и помочь в осуществлении масштабной задачи – модернизации деятельности Вашей фирмы. Обучение на нашей российско-германской программе «Логистика и управление цепями поставок» поможет Вам овладеть совокупностью средств и методов, направленных на организацию и управление движением материальных, финансовых, информационных и прочих потоков в системах производства и продвижения товаров к потребителям, анализ и организацию функционирования логистических систем и цепей поставок.


Многие выпускники нашей программы являются в настоящее время вице-президентами и директорами по логистике и управлению цепями поставок, руководителями и специалистами логистических подразделений ряда фирм различных отраслей экономики Санкт-Петербурга и России.
Мы ждем Вас на нашей программе, и будем активно способствовать эффективной реализации Ваших профессиональных и человеческих амбиций.

До встречи на программе, приходите - будет интересно.


[подробнее] [скрыть]

Директор программы "Логистика и управление цепями поставок"
Уваров Сергей Алексеевич
доктор экономических наук, профессор.

Общая информация о программе

Программа повышения квалификации «Логистический менеджмент» объемом 100 учебных часов, предназначенная для руководителей фирм и компаний, а также персонала служб коммерции, сбыта, логистики, снабжения, организации продаж, транспорта и складирования была предложена Высшей экономической школой на рынке образовательных услуг в 1999 году.
Следующим этапом развития этого образовательного направления, в связи с высоким спросом на специалистов в области логистики, начиная с 2001 года, стала программа профессиональной переподготовки «Логистический менеджмент» объемом более 500 учебных часов.
С 2005 года программа изменила свой статус и позиционировалась как международная российско-германская программа «Логистический менеджмент», а с 2007 года, с учетом тенденций развития логистики за рубежом и в России, преобразована в международную российско-германскую программу «Логистика и управление цепями поставок».

Программа разработана и реализуется совместно с Университетом г. Бремена (Германия).

Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволит фирмам значительно сократить запасы в снабжении, производстве и сбыте; ускорить оборачиваемость капитала; снизить себестоимость продукции.

Управление цепями поставок направлено на обеспечение высокого качества поставки продукции и оказания услуг для конечного потребителя; использование преимуществ логистической интеграции; устойчивое развитие корпорации и повышение конкурентоспособности.

Миссия программы

Повышение конкурентоспособности предприятий посредством переподготовки руководителей и специалистов служб снабжения, сбыта, логистики и управления цепями поставок на основе приобретения компетенции и развитие навыков, позволяющих реализовать ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности.

Целевая аудитория

  • высший управленческий персонал;
  • функциональные менеджеры;
  • аналитики и исследователи операций в сфере логистики.

Цели программы

  • Овладение современными приемами логистики как науки и практики управления процессами товародвижения.
  • Получение системного представления о передовых отечественных и зарубежных подходах к формированию и эксплуатации цепей поставок.
  • Приобретение навыков эффективного управления в области логистического менеджмента.

Ключевые особенности программы

Университетская теоретическая база , основанная на фундаментальных общеэкономических концепциях и современной управленческой парадигме логистики и управления цепями поставок.

Прикладная направленность на обеспечение функционирования предприятий всех органи­зационно-правовых форм в целях рациональной организации логистической деятельности, а также формирования пространства логистической интеграции ключевых функций управления интегральными процессами в цепях поставок.

Междисциплинарный характер обучения , основанный на формировании компромисса с другими видами функционального менеджмента.

Международный аспект программы , обеспеченный участием зарубежных партнеров.

Организация учебного процесса

Преподавательский состав

В учебном процессе и методической работе участвуют ведущие преподаватели-консультанты СПбГЭУ, признанные лидеры в области бизнес-обучения и консалтинга, а также специалисты предприятий Санкт-Петербурга. Со стороны Германии в программе принимают участие ведущие преподаватели Университета г. Бремена.

Сергей Алексеевич Уваров , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГЭУ
Игорь Анатольевич Аренков , д.э.н., профессор СПбГЭУ
Виктор Петрович Чернов , д.э.н., профессор СПбГЭУ
Евгений Иванович Зайцев , д.э.н., профессор СПбГЭУ
Владимир Константинович Козлов , к.э.н., доцент СПбГЭУ
Владимир Владимирович Ткач , к.э.н., доцент СПбГЭУ
Елена Арсентьевна Королева , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГУВК
Ханс-Дитрих Хаасис , д.э.н., профессор Университета Бремена

Слушатели обеспечиваются необходимой учебной литературой, значительная часть которой подготовлена преподавателями, участвующими в учебном процессе. Ряд учебников и учебных пособий, написанных преподавателями программы, получили широкое распространение, а также всероссийское и международное признание. Специально разработанные комплекты методических материалов и учебные пособия, компьютерные программы, деловые игры делают учебный процесс более эффективным.

Приобретаемая в процессе обучения квалификация позволяет успешно работать в области экономики, организации и управления предпринимательской деятельностью в условиях конкурентной среды.

Выпускники программы «Логистика и управление цепями поставок» получают диплом о профессиональной переподготовке , удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение нового вида профессиональной деятельности и сертификат Университета г. Бремена (Германия).

Директорат программы

Контроль знаний и аттестационная работа

В процессе обучения проводятся экзамены по дисциплинам:

  • Менеджмент.
  • Управление запасами в логистике и цепях поставок
  • Информационные системы и технологии в логистике и цепях поставок
  • Экономико-математические методы и модели.

По остальным дисциплинам проводятся зачеты. По каждому модулю специализации проводится комплексный экзамен.

Завершающим этапом обучения является защита аттестационной работы. Каждый слушатель подготавливает работу по проблеме, предложенной его предприятием, или выбирает тему самостоятельно.

Процедура поступления на программу

Слушателями программы могут быть только лица, имеющие высшее образование.

По правилам приема входное тестирование не предусматривается. При возникновении вопросов по обучению и зачислению на программу производится индивидуальное собеседование с директором программы.

Заключение контракта и оплата обучения

До заключения контракта на обучение на данной программе будущим слушателям необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление о зачислении слушателя на программу «Логистический менеджмент».
  2. Копию трудовой книжки.
  3. Диплом и копию диплома о высшем образовании (заверяется при приеме документов).
  4. Три фотографии размером 3х4.

Все перечисленные документы представляются в сектор коммуникаций (комн.233, тел.310-38-62).

Оплата обучения может производиться единовременно или поэтапно (условия оплаты рассматриваются индивидуально при заключении контракта).

Отзывы выпускников


В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой.

На мой взгляд, учебная программа в ВЭШ является оптимальным сочетанием таких параметров, как брэнд учебного заведения, продолжительность обучения, качество преподавания, величина и условия оплаты.
В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой. Деловые игры и тренинги, чередующиеся с лекциями, придавали обучению динамичный характер и, иногда, вызывали острые споры между слушателями, тем самым, подчеркивая заинтересованное отношение к поставленным вопросам.
Огромное спасибо преподавателям, мужественно доносящих до нас знания и новые веяния из мира логистики. Незабываемые лекции Уварова С.А., Королевой Е.А., Кулешова А.В., а также других преподавателей программы позволили структурировать имеющиеся и полученные знания, а также увеличить эффективность их использования на практике.
По окончании обучения я поменял место работы. В настоящее время - возглавляю отдел логистики ООО «Профмеханика», заметного игрока на рынке поставок запасных частей для импортной дорожно-строительной техники. Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, есть филиалы в Москве, Тюмени, Иркутске, а также склады в Германии, Финляндии и Санкт-Петербурге.
Надеюсь, что года через 3-4 представится возможность продолжить обучение и получить степень МВА по логистике.

[подробнее] [скрыть]

Юрий Дроздов Руководитель отдела логистики ООО «Профмеханика» Выпуск 2006 г.

В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.

В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.
На вопрос, что дало обучение, можно говорить долго. Для меня самое основное это, наверное, уверенность в себе. Я часто общаюсь с директорами и высшим руководством крупных компаний, порой монопольных, и ощущаю себя на высоте. Всегда могу не только практически, но и теоретически обосновать свою точку зрения или то или иное решение и настоять на своём.
Во время учебы я работала в компании «Heineken», специалистом по снабжению, обеспечивала завод в Петербурге сырьём. В мои обязанности входил весь процесс снабжения, начиная от проведения тендеров и заканчивая претензионной работой. Получив новые знания, я многое изменила в своей работе, что привело к улучшению показателей, и в дальнейшем к карьерному росту. На данный момент я работаю менеджером отдела по поставкам оборудования на проекте «Тиман», ОАО «РУСАЛ».
Огромное спасибо преподавателям и всему коллективу Высшей экономической школы.

[подробнее] [скрыть]

Татьяна Кирьянова Менеджер отдела по поставкам оборудования Департамента снабжения ООО "Тиман-Ижиниринг" Выпуск 2006 г.

Программу профессиональной подготовки "Логистический менеджмент" в ВЭШ СПбГУЭФ я оцениваю исключительно положительно. В соответствии с моими профессиональными интересами отмечу, что очень понравились преподаватели по предмету "Логистика торговли" (в частности практические занятия), так как на данных занятиях было рассказано очень много интересного и полезного в сфере торговли.

Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства связанные с изменения конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы, предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. На изменения выпускаемой продукции могут влиять уменьшение или повышения покупательского спроса, требующего соответственно уменьшения или увеличения объемов производства, появления на рынке нового товара изготовленного из нового материала, улучшающего пользовательские свойства товара. Все это требует от предпринимателя принятия быстрых решений связанных с изменениями условий поставки сырья, материалов. Поэтому прежде чем устанавливать хозяйственные связи с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика, ориентируясь на требования производства и возможные изменения условий поставки.

Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника складской.

Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.

В обязанности посредника может входить работа, связанная с выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществление послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказание комплекса других видов деловых услуг.

При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно -- заготовительные расходы.

Транспортно -- заготовительные расходы представляют собой затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходы по заготовке и доставке материальных ресурсов. Они составляют лишь часть логистических издержек.

К ним относятся:

  • · расходы на формирование сети логистических цепей, а также выбор и оценку поставщиков;
  • · транспортно-экспедиционные издержки;
  • · почтово-телеграфные, командировочные, представительские и другие расходы;
  • · недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли;
  • · прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных требований потребителей и т.д.).

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логичстическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система. Иногда предприятие -- потребитель одновременно получает материальные ресурсы от разных источников -- производителей и посредников -- то на практике чаще всего распространены гибкие логистические системы.

Наиболее эффективной системой управления поставками является применение логистической системы «точно в срок». Использование данной системы позволят добиться больших успехов при неустойчивости рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции.

Применение системы «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то при использовании системы «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

Для предприятий использующих систему «точно в срок» характерны следующие особенности:

  • · стабильный выпуск продукции;
  • · частые поставки небольшими партиями;
  • · поставки на основе долгосрочных заказов;
  • · минимальный объем сопутствующей документации;
  • · объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;
  • · отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;
  • · поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:

  • · сократить затраты на содержание запасов;
  • · уменьшить количество брака;
  • · уменьшить складские мощности.

Достоинства для поставщика:

  • · сохраняется квалифицированная рабочая сила;
  • · сокращение складских расходов;
  • · упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.
  • Использование системы «точно в срок» должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций. В качестве инструмента дифференциации может использоваться анализ АВС.

    Методика проведения расчета АВС приведена в Приложении

    Следует обратить внимание на одну чрезвычайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее время и в отечественной литературе и логистической практике) наряду с понятием "логистическая система" стали широко применяться термины "логистическая цепь" и "цепь поставок". И если ранее, вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую использовались как синонимы, то в настоящее время, когда реализуется самостоятельная парадигма управления цепями поставок (Supply Chain Management), разграничение этих терминов весьма важно и своевременно.

    Напомним, что под логистической системой мы понимаем упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции. Логистическая система, будучи базовой дефиницией, отражает функциональное содержание основной управляющей структуры логистики, ее содержательное наполнение и границы компетенции.

    Логистическая цепь представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, логистических посредников), непосредственно участвующих в доведении до конкретного получателя (потребителя) необходимых материалов и (или) готовой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую установку для каждого логистического звена с учетом его статуса и организационной специфики.

    Цепь поставок определяется как объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. В этом определении подчеркивается свойственная цепи поставок интегративность основных функциональных логистических функций фирмы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения логистического потока или его составляющих до полного удовлетворения конечного потребителя. Именно в структуре цепи поставок могут быть выделены полные логистические цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроизводственного процесса от источников сырья до конечных потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности составляют максимальную цепь поставок.

    Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт не только однозначно определяют понятие "управление цепями поставок", но и устанавливают его содержание. По их определению "управление цепями поставок (Supply Chain Management) - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц". Как видим, такое определение носит содержательный характер и определяет сферу компетентности этого управления.

    Функциональный характер носит определение Европейской логистической ассоциации: управление цепями поставок (SCM) - это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значительно превышая уровень компетентности "неинтегрированной" логистики, действительно ставит новые задачи перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение потребует нового уровня взаимодействия логистического менеджмента и других видов функционального менеджмента фирмы.

    Разумеется, подобные новации не могли не затронуть и основополагающие понятия и категории. Укажем на трансформацию категории "логистика".

    В соответствии с классической трактовкой логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

    Рассмотрение 5СМ-концепции только как интегрированной логистики, осуществляемой за пределами фокусной компании и включающей потребителей, поставщиков и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею логистики как таковой и представляет "неинтегрированную" логистику всего лишь как совокупность транспортно-складских операций. Следует заметить, что такой логистика в течение достаточно длительного времени и оставалась. Потребовалась ситуация конца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и товародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась практически неразрешимой.

    Положительное восприятие - концепции привело к пересмотру определения логистики как таковой. Согласно определению Совета логистического менеджмента (США), данному в 1998 г., логистика определяется как часть процесса в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.

    Таким образом, если на ранних этапах становления и развития управления цепями поставок его можно было трактовать как этап развития логистики, связанный с интеграцией в логистических цепях, и в категориальном аспекте определять как интегральную концепцию логистической парадигмы, то в предыдущем определении констатируется зависимость логистики от управления цепями поставок как категории более высокого порядка.

    Следует отметить, что интегральная логистика предусматривает объединение логистических активностей, в то время как БСМ требует интеграции не только логистических, но и прочих функциональных активностей. Эти различия ведут и к масштабным системным изменениям. Если управление прямой цепью поставок возможно в рамках микрологистической системы, то переход к расширенной цепи поставок потребует интеграции в масштабе мезологистических систем. Эффективное же управление максимальной цепью поставок потребует обязательной интеграции в масштабе макрологистической системы, при этом многие проблемы перерастут собственно логистический аспект и примут макроэкономический характер. Отметим еще одно отличие, на которое не часто обращают внимание, - характер управления потоками.

    Если в классической логистике все логистические системы подразделяются на толкающие и вытягивающие, то управление цепями поставок, начинающееся (в причинно-следственном аспекте) от конечного пользователя и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и информации, предполагает исключительно вытягивающий характер функционирования логистических систем.

    Управление цепями поставок включает следующие ключевые функции:

    • 1) управление взаимоотношениями с потребителями;
    • 2) управление обслуживанием потребителей;
    • 3) управление спросом;
    • 4) управление выполнением заказов;
    • 5) управление производственным потоком;
    • 6) управление снабжением;
    • 7) управление продуктом;
    • 8) управление возвратными потоками.

    Реализация этих функций предусматривает широкий спектр конкретных исполнителей (с точки зрения координированной деятельности различных видов функционального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика и маркетинг (п. 1 и 2), логистический и производственный менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и производственный менеджмент (п. 6), только маркетинг (п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодействия указанных видов функционального менеджмента выполнены быть не могут - потребуется взаимодействие с бизнес-планированием па уровне компании, с управлением проектами, экологическим менеджментом и пр.

    Таким образом, "управление цепями поставок" выходит за рамки компетентности не только классической, но и интегрированной логистики и предполагает появление нового вида функционального менеджмента.

    Следует заметить, что логистическому менеджменту имманентно присуща идея замкнутости процесса обращения ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы компетенции логистики от введения в оборот природных ресурсов до завершения процесса потребления конечной продукции, так и в значимости экологической составляющей конкурентного потенциала фирмы. Supply Chain Management позволяет нам довести эту идею до логического завершения. Для этого подчеркнем два положения.

    • 1. Цепи поставки могут изменять свою протяженность от прямой цепи поставок, охватывающей наряду с фокусной компанией его поставщика и потребителя первого уровня, до максимальной цепи поставок, простирающейся от конечного потребителя (включая фокусную компанию) до начального поставщика;
    • 2. В цепи поставок большую роль играют возвратные потоки, включающие как возврат тары, транспортных средств, товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, так и содержащие отходы бизнес-процессов, обладающие вторичной ценностью.

    Предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи поставок в расширенном масштабе (рис. 1.5). Как видно, классическая логистика функционировала в прямой цепи поставок, интегральная логистика стала охватывать расширенную цепь поставок и подготовила переход к управлению цепями поставок, которое реализуется в рамках максимальной цепи поставок. Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение подлежащих управлению логистических потоков следует относить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к самому процессу добычи полезных ископаемых, процессу отчуждения ресурсов от окружающей среды (природы).

    Характер формирования этих потоков во многом предопределяет характер их существования в интегрированной цени поставок. У конечного потребителя не заканчивается процесс управления совокупностью этих логистических потоков. Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкнутый характер циклического функционирования этих ресурсов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию, которая на данном уровне технологического развития ни для кого не представляет вторичную ценность, следует так подготовить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.

    Таким образом, речь идет о формировании полной цепи поставок, в значительной мере снимающей противоречие социально-

    Рис. 1.5.

    экономического и экологического аспектов хозяйственного развития.

    Отметим и возможность организации возвратных потоков не только между соседними по цепи поставок субъектами, но и любыми другими участниками полной цепи поставок, исходя из организационной целесообразности. При этом перед Supply Chain Management как не только функциональным менеджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают множественные проблемы, среди которых как наиболее важные следует отметить следующие.