Шаблоны по презентации экспериментальной деятельности в доу. Презентация "экспериментальная деятельность в детском саду"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17» «Детское экспериментирование в ДОУ» Подготовила: cтарший воспитатель Бражникова В.Б. Воронеж 2017

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

3 слайд

Описание слайда:

Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

4 слайд

Описание слайда:

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Задача взрослых-помочь детям в проведении этих исследований.

5 слайд

Описание слайда:

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развивается речь. Происходит накопление фонда умственных умений. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

6 слайд

Описание слайда:

Направления опытно-экспериментальной деятельности: Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

7 слайд

Описание слайда:

В уголках по экспериментированию должны быть представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются. При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей достаточность доступность расположения

8 слайд

Описание слайда:

Правила при организации исследовательской работы: 1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2. Не сдерживать инициативу детей. 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: 6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; 7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; 8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

9 слайд

Описание слайда:

Этапы развития детского экспериментирования: -Младший возраст-подготовка к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.

10 слайд

Описание слайда:

В среднем возрасте идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Используются проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?« и др. Проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

11 слайд

Описание слайда:

В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней". Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей можно использовать следующие приемы: -Воспитатель выполняет работу по указанию детей. Когда, обучая педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи. -Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.

12 слайд

Описание слайда:

В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это субъектно-субъективные отношения, т.е. мы, взрослые, не только изучаем ребенка, но и учимся у него. Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон. Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.

13 слайд

Описание слайда:

И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, то есть умение ребенком определить цель, способы её достижения, оценить полученный результат. Спасибо за внимание!

Экспериментальная

деятельность

в детском саду

Воспитатель МБДОУ «Селекционный детский сад»

Льговского района Курской области

Актуальность темы:

Экспериментирование –это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Малыш-природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, имеет познавательная деятельность, которая понимается главным образом, как поиск знаний самостоятельно или под руководством взрослых. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между взрослыми(воспитателями) и детьми на основе партнёрства. Поэтому тему проекта я выбрала «Экспериментирование в детском саду».

Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, создавать условия для исследовательской активности детей.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

Создавать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Закреплять навыки проведения опытов.

Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при

проведении опытов.

Опыты с водой

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 2. «У воды нет запаха»

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся,

что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного

крана может иметь запах, так как ее очищают специальными

веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт 3 «Лед - твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег-это тоже вода.

Опыт 4 «Вода - жидкая, может течь»

Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана

Опыт 5 «Пар - это тоже вода»

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На

нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт 6 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды.

Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 8 «Вода нужна всем»

Вода необходима растениям. Возьмите горошины. Одни поместите на блюдце в намоченную ватку, а вторые – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одних горошин, которые были в ватке с водой появились росточки, а у других – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений

Опыт 9 «Какая лужа высохнет быстрее?».

Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предложить посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Опыт 10 «Куда делась вода?».

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт 11 «Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую.

Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть-безуспешно.

Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

Опыты с песком

ОПЫТ 12 «Песок»

Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Вывод: Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

ОПЫТ 13 «Мокрый песок»

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, он будет падать с ладони кусками. Формочку для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Опыт 14 «Песчаный конус»

Установить свойства песка.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: Песок может двигаться.

Опыт 15 «Своды и тоннели»

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой. Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимы.

Опыт 16 «Куда исчезла вода»

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Опыт 17 «Лепим из песка»

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он

рассыпается.

Опыт 18 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Опыт 19 «Легко ли сыпется песок»

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Опыт 20 «Откуда берётся песок»

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Опыт 21 « Легкие ли песчинки и частички глины?»

В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)

Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Опыт 22. «Фильтрация воды».

Через песок пропускаем « грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.

Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Опыты с воздухом

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в

воздушном шарике.

Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему?

Воздух весь не поместится. Так что главное –

не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт 28 Воздух внутри нас.

Поставьте перед ребёнком стаканчик с мыльными пузырями

и предложите выдуть мыльные пузыри.

Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри

этих пузырей

и почему они такие легкие, летают.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт 30 «Почувствуй воздух»

Дети машут веером возле своего лица. Что чувствуем?

(ответы детей).

Вывод: воздух мы видим, но он везде окружает нас.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Пустой стакан опускают в таз с водой так, чтобы он начал заполняться. Что происходит? Почему из стакана выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из стакана. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод : Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Предложить детям обследовать пакет, узнать,

что в нем, объяснить, почему они так думают и

попробовать поймать воздух в целофановый пакет.

Интернет

Опыт1

Опыт2

Опыт3

Опыт4

Опыт5

Опыт7

Опыт8

Опыт13

Опыт14

Опыт16

Опыт17

Опыт18

Опыт19

Опыт22

Опыт23

Опыт24

Опыт26

Опыт27

Опыт28

Опыт29

Опыт31

Опыт32

Опыт33

Мальчик с лупой

Цели экспериментирования:

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

Формировать у детей элементарные географические представления.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы: воспитателя первой квалификационной категории Ветровой Надежды Максимовны 2018 год Структурное подразделение "Детский сад" государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 посёлка городского типа Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности ДОУ является – экспериментирование. Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности воображения и мышления, быстрой ориентировки в пространстве, творческого подхода к решению больших и малых задач. Одним из ведущих видов деятельности в дошкольном учреждении является экспериментирование. Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познаёт окружающий мир, развивает интеллект. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. По мнению академика Н.Н.Поддъякова в опытно – экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

« Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.» К.Е. Тимирязев «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.» Сухомлинский В.А. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

Цели экспериментирован ия: Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.) Формировать у детей элементарные географические представления. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Алгоритм подготовки эксперимента: 1.Выбор объекта исследования. 2.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы и т.д.) 3.Определение типа, вида и тематики эксперимента. 4.Выбор цели, задач работы с детьми. 5.Предварительная исследовательская работа (в мини-лаборатории или в центре науки). 6.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 7.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рисунки и пр.) 8.Прогнозирование результата. 9.Закрепление последовательности действий. 10.Закрепление правил безопасности.

Структура эксперимента: 1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте). 2.Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст). 3.Уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования. 4.Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). 5.Наблюдение результатов эксперимента. 6.Фиксирование результатов эксперимента. 7.Формулировка выводов.

Основное оборудование в уголке экспериментирования: приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, мох, шишки, перья, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла и др. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: БЕЗОПАСНОСТЬ Для жизни и здоровья детей; ДОСТУПНОСТЬ ДОСТАТОЧНОСТЬ

Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. Я стараюсь создать условия для развития познавательной деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека. «Воздух» Задачи: Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах. Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений. Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Расширять и активизировать словарь детей. Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.

Задачи: 1.Познакомиться с историей открытия дрожжей 2.Узнать, какого вида бывают дрожжи. 3.Провести опыты, иллюстрирующие механизм действия дрожжей 4.Определить пользу дрожжей. 5.Ознакомиться с применением дрожж ей. «Из чего изготавливают дрожжевое тесто». Цель: выявить и показать экспериментально условия, при которых дрожжевое тесто начинает расти и подниматься, узнать, что собой представляют др ожжи.

«Вода» Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды. Задачи: Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного). Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. Активизировать природоведческий словарь ребенка. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Наливая в различные сосуды, вода приобретает форму.

«Что легче, что тяжелее». «Что из чего?» Задачи: Углублять представления о живой и неживой природе. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Цель: на простом примере показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми.

«Микробы» Задачи: 1. Сформировать знания ребёнка о свойствах микробов, какой вред и пользу они приносят для человека. 2. Доказать в процессе экспериментов опасность для здоровья - наличие микробов в организме человека. 3. Развивать наблюдательность, умение заключать выводы и умозаключения. 4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах.

«Огонь» Задачи: С помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; Развивать умение наблюдать; Делать выводы; Воспитывать чувство ответственности, осторожность; Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать; Давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности. Цели: дать представление об огне, его пользе и вреде.

«Песок» Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Задачи: 1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. 3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка. 4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. 5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Задачи: Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, цветы, овес, помидоры, свекла, салат, арбуз, дыня…); Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость. «Огород на окне» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини - огорода на подоконнике.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (я провожу опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы. В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, стараюсь способствовать развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Список использованной литературы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.» Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.» Г.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми.» Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.


« Опытно-экспериментальная деятельность»

Творческое название проекта «Лаборатория

любознательных

утят»

Подготовила:

Мицель А. Ф.

воспитатель группы № 1


Актуальность проекта

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.


Цель проекта:

  • выявить необходимость применения опытно – экспериментальной деятельности детей в процессе их познавательного развития.

Задачи проекта:

  • Создать оптимальные условия для воспитания экологической культуры.
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  • Расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддерживать у детей инициативы, пытливости, критичности, самостоятельности.

Направления опытно-экспериментальной деятельности:

  • Живая природа: (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).

Неживая природа: (воздух, вода, цвет и др.).

Человек: (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)


Основополагающий вопрос

Как познакомить детей с

неживой природой?


Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе;



Оборудование опытно-экспериментальной деятельности

Приборы-помощники: лупы, магниты, разнообразные сосуды из разных материалов

природный материал: камешки, песок, листья, шишки, мох и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки меха, ткани, пробки и др.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки.







Советы

для родителей

« Как помочь маленькому исследователю»

Работа с родителями

  • Памятка для родителей

«экспериментирование с водой» и

  • консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»




Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно - речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведан - ное. Ему предоставляется, возможность самому найти ответы на вопросы. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).




Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения со сверстниками, проявлению самостоятельности, самоорганизации, свободу действий, и в то же время - ответственность. Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно - проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.


Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть частью любого занятия (по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)


Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Примерные цели экспериментирования.


Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: " Песок, глина, вода ", " Звук ", " Магниты ", " Бумага ", " Свет ", " Стекло ", " Резина " « Дерево » и т. д.)


Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности. - занятия; - беседы познавательно - эвристического характера; - знаково - изобразительные средства; - лабораторные работы; - киносеансы; - прослушивание аудиозаписей; - дидактические и развивающие игры, упражнения; - сюжетно - ролевые игры; - эксперименты и опыты; - рассматривание картин; - наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; - экскурсии и целевые прогулки; - работа в уголках природы; - экологическая троп экскурсии и целевые прогулки; - акции добрых дел; - предметные недели; - кружковая деятельность; - конкурсы; - праздники, развлечения, вечера досуга; - театрализованная деятельность; - Дни открытых дверей; - диагностика развития детей.


Психологический комфорт Содержание Материалы меняются, находятся в свободном доступе Комплексно - тематическое планирование Интеграция ОО Педагог – партнер, всегда рядом Поддержание интереса Картотека экспериментов (цель, содержание, оборудование, фиксирование результата) Личностно – ориентированный подход Центры экспериментирования Развивающая среда Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования


Примерный алгоритм проведения занятия - экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики занятия - экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.


1. Видеть и выделять проблему. 2. Принимать и ставить цель. 3. Решать проблемы. 4. Анализировать объект или явление. 5. Выделить существенные признаки и связи. 6. Сопоставлять различные факторы. 7. Выдвигать гипотезы, предложения. 8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 9. Осуществлять эксперимент. 10. Делать вывод. Алгоритм организации детского экспериментирования.


Формы фиксации опытов и экспериментов. Календарь погоды. Календарь природы. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении). Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов. Включение в сюжетно - ролевые игры. Картинки, фотографии, схематические зарисовки. Объемные изображения или игрушки. Отдельные буквы и слова. Натуральные объекты. Циферблаты. Записи звуков. Зарисовывание объекта. Схематическое зарисовывание. Использование условных знаков. Обведение объектов. Планы - схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки - прогнозы. Фотографирование. Запись воспитателя.




Организация мини - лабораторий в детском саду В мини - лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол « песок - вода » и емкость для песка и воды и т. д.)


Приборы и оборудование для мини - лабораторий 1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п. 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.) 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.


Работа по экспериментированию в младших группах. Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1. сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) 2. сравнивать сходные по внешнему виду предметы. 3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. 4. использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Младший возраст (примерный перечень) 1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер - сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.