В структуре сельского хозяйства японии преобладает. Географическое положение японии

Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Таблица 3.1

12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.)

Число корпораций, входящих в 500 мировых Годовая сумма продаж (млрд. долл.) Активы (млрд долл.) Число занятых (тыс.) Шта6-квартира
1 «Мицубиси» 7 105,1 124,6 272.2 Токио
2 «Тойота» 2 84,0 77,6 116,2 Нагоя
3 «Мацусита» 2 66,0 84,3 280,0 Осака
4 «Хитати» 2 65,1 81,3 341,0 Токио
5 «Ниппон Стил» 5 59.1 78,2 99,8 Токио
6 «Ниссин» 3 57,0 67,9 155,1 Токио
7 «Фудзи» 4 52,9 62,1 226,3 Токио
8 «Сумнтомо» 6 43.8 56,0 120,5 Осака
9 «Тосиба» 1 37,5 49,3 173,0 Токио
10 «Дан Ити» 6 33,4 39,3 104,3 Токио
11 «Хонда» 1 33,4 26,4 90,9 Токио
12 «Сони» 1 31.5 39,7 126,0 Токио

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

Транспорт

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Внешнеэкономические связи

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. долр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала . По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Внутренние различия

Своеобразные при родно-географические и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии, к появлению значительных различий между ее регионами. На территории Японии резко выделяются морфологически неоднородные части. Это развитый Тихоокеанский промышленный пояс, расположенный на крупнейших низменностях Хонсю и Северного Кюсю, и периферийные, относительно слабо освоенные области, занимающие западное побережье и северо-восток Хонсю, Хоккайдо и Южную Японию - Сикоку, юг Кюсю и острова Рюкю.

Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции (рис. 111.76), Наиболее распространенной является концепция выделения десяти экономических районов - Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику. Тохоку, Хоккайдо, Сикоку и Окинава. Первые четыре традиционно относятся к районам высокого уровня развития, следующие три - среднего, остальные - к слаборазвитым районам. Выделение районов проводится по границам основных административных единиц Японии - префектур (всего префектур 47, включая губернаторство Хоккайдо).

Канто - ведущий экономический район, занимающий крупнейшую в стране низменность, где на менее чем 10% территории Японии проживает более 30% ее населения и производится более 35% национального дохода. Социально-экономический облик района определяется прежде всего наличием в нем столицы Токио и сформировавшейся вокруг нее крупнейшей городской агломерации Кэйхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, научно-исследовательский, культурный потенциал. В Канто развиты практически все отрасли хозяйства, но выделяется он повышенной концентрацией машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектронного, приборостроения, авиакосмического), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (полиграфическая, легкая). Сельское хозяйство района, занимая незначительное место в структуре его экономики, обеспечивает Канто лидирующее в Японии положение в производстве продовольствия. Оно специализировано в основном на пригородных формах. Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с прибрежными и внутренними районами.

Вторым по значению экономическим районом Японии является Кинки, сочетающий в себе черты историко-культурного ядра «старой^ Японии и крупного промышленного региона. В нем сосредоточены предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых новых отраслей (радиоэлектронной, современной химии и др.). На фоне других развитых районов Кинки выделяется повышенной долей металлоемкого общего машиностроения, черной и цветной металлургии. Важнейшую роль в районе играет второй после Токио экономический и культурный центр страны - Осака, вокруг которого сложилась мощная городская агломерация Хансин. В агломерацию входят еще несколько заметных промышленных городов - Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото, единственный из японских городов-«миллионеров», расположенный вне морского побережья. Бывший долгое время резиденцией японских императоров, политико-культурным и религиозным центром страны, он привлекает большое число туристов и паломников. Промышленность Киото отличается разнообразной структурой с преобладанием нематериалоемких отраслей, использующих квалифицированный труд (традиционные легкая, деревообрабатывающая, современные электронная, точное машиностроение).

Район Токай, расположенный на Тихоокеанском побережье между Канто и Кинки, занимает третью позицию по экономической значимости. К отраслям промышленной специализации района относятся транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Промышленная зона расположена вокруг залива Исе, на побережье которого находятся центр района - Нагоя и другие промышленные города. Токай долго оставался преимущественно сельскохозяйственным районом, из промышленных предприятий были распространены текстильные и деревообрабатывающие. В предвоенные годы в Нагое и некоторых других городах были построены военные заводы, преимущественно авиационные, на базе которых после войны развилось транспортное машиностроение. Среди городов района выделяется несколько центров национального значения, узкоспециализированных на отдельных видах промышленного производства, - Йоккаити (нефтепереработка и нефтехимия), Тоёта (автомобилестроение). Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством некоторых специфических культур, в частности чая и цитрусовых.

Кюсю отличается неравномерностью развития северной и южной частей района. Северный Кюсю - самый старый японский промышленный район, где до сих пор в структуре производства преобладают черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, а также некоторые другие «базовые» отрасли - нефтепереработка, производство цемента. Крупным центром судостроения является Нагасаки с крупнейшим в Японии судостроительным комбинатом. Одновременно Северный Кюсю остается важным сельскохозяйственным районом (в частности, вторым по значимости районом страны по выращиванию риса). На юге, для которого до сих пор характерны определенная изоляция и традиционализм, основой экономики являются сельское хозяйство, местная промышленность, рекреационные функции. С целью модернизации структуры экономики Кюсю региональные программы последних лет нацелены на развитие самых передовых отраслей (радиоэлектроники, биотехнологии, тонкой химии) в нескольких активно создаваемых технополисах. Функции административного центра района сосредоточены в его крупнейшем городе - Фукуоке.

Район Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и разделен горным хребтом в направлении с северо-востока на юго-запад на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, занимающая побережье Внутреннего моря. Благодаря выгодному экономико-географическому положению после второй мировой войны там строилось много промышленных предприятий. В настоящее время Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей продукции материало- и энергоемких отраслей - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, а также развитым общим, судо- и автомобилестроением. Характерной чертой являются отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (в Убе, Токуяма и др.) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Область Санъё - важный район туризма. Санъин, выходящая к Японскому морю, до сих пор остается относительно изолированной, слабозаселенной и менее развитой.

Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные области этого острова. Неблагоприятные природные условия (заболоченные прибрежные низменности, отсутствие удобных бухт для портового строительства и др.) привели к гораздо менее интенсивному развитию района по сравнению с восточной частью Хонсю. Доля промышленности в структуре экономики Хокурику заметно ниже средней по стране, наиболее развиты общее и электротехническое машиностроение, металлообработка, традиционные деревообработка и текстильная промышленность. На юге района построен ряд АЭС, передающих энергию в район Кинки, в горах - каскады ГЭС, также передающих энергию в центральные районы страны. Хокурику известен важной рисопроизводящей областью (равнина Этиго), а также наиболее значительными в Японии месторождениями нефти и газа. Важнейший город района - Ниигата.

Район Тохоку, занимающий северо-восток Хонсю, в национальном разделении труда выделяется сельским хозяйством, рыболовством, лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и относительно слабо развитой промышленностью, нацеленной в основном на переработку местных ресурсов. Население района относительно малочисленное и в значительной степени сконцентрировано во внутренних областях. Тохоку рассматривается как важный район перспективного развития Японии, его главный город Сендай уже сейчас является одним из самых быстрорастущих крупных городов страны.

Хоккайдо, официально вошедший в состав Японии только в 1868 г., является единственным в стране районом, который осваивался плановым» образом, на основе организованной колонизации. По структуре хозяйства напоминает Тохоку с еще более резко выделяющимися лесным и сельским хозяйством, рыболовством, деревообработкой, целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленностью. Интенсивно развивается лишенный крупнейших промышленных предприятий, но выполняющий важные административные функции главный город района - Саппоро.

Сикоку - горный, слабо заселенный район. В экономическом отношении более развита северная часть острова, где в нескольких промышленных городах размещены предприятия базовых отраслей промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развиты субтропическое земледелие, горное животноводство. Важнейшие города - префектурные центры Мацуяма и Такамацу.

Окинава - префектура, расположенная на островах Рюкю, только условно классифицируется как район. Вновь вошла в состав Японии в 1972 г. после оккупации США, но и в настоящее время 12% ее территории находится под американскими военными базами. Развиты инфраструктурные объекты обслуживания баз, а также тропическое земледелие.

Территория — 377,8 тыс. км 2

Население — 125,2 млн. человек (1995 г.).

Столица — Токио.

Географическое положение, общие сведения

Япония — страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных и почти четырех тысячах мелких островов, вытянувшихся на 3,5 тыс. км с северо-востока на юго-запад вдоль восточного побережья Азии. Крупнейшие острова Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Берега архипелага сильно изрезаны и образуют много заливов и бухт. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны исключительное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов.

Экономико-географическое положение Японии определяется прежде всего тем, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, что способствует активному участию страны в международном географическом разделении труда.

Долгий период Япония была изолирована от других стран. После незавершенной буржуазной революции 1867 — 1868 гг. она вступила на путь быстрого капиталистического развития. На рубеже XIX — XX вв. вошла в число империалистических государств.

Япония является страной конституционной монархии. Высший орган государственной власти и единственный орган законодательной власти — парламент.

Природные условия и ресурсы Японии

Геологическая основа архипелага — подводные горные хребты. Около 80 % территории занимают горы и возвышенности с сильно расчлененным рельефом средней высоты 1600 — 1700 м. Насчитывается около 200 вулканов, 90 — действующих, в том числе высочайшая вершина — вулкан Фудзи (3776 м) Значительное влияние на хозяйство Японии оказывают также частые землетрясения и цунами.

Страна бедна полезными ископаемыми, однако ведется добыча каменного угля, свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков. Ресурсы собственных месторождений малы, поэтому Япония — крупнейший импортер сырья.

Несмотря на небольшую площадь, протяженность страны обусловила существование на ее территории уникального комплекса природных условий: остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Юсю — во влажном субтропическом, а остров Рюкю — в тропическом климате. Япония находится в зоне активной деятельности муссонов. Среднегодовое количество осадков колеблется от 2 — 4 тыс. мм.

Примерно 2/3 территории — в основном горные районы, покрытые лесами (причем более половины лесов — искусственные насаждения). На северном Хокайдо преобладают хвойные леса, на центральном Хонсю и юге Хоккайдо — смешанные, а на юге — субтропические леса.

В Японии много рек, полноводных, быстрых, малопригодных для судоходства, но являющихся источником для гидроэнергетики и ирригации.

Обилие рек, озер и подземных вод благотворно влияет на развитие промышленности и сельского хозяйства.

В послевоенный период на Японских островах обострились экологические проблемы. Принятие и выполнение ряда законов по охране окружающей среды снижает уровень загрязнения страны.

Население Японии

Япония входит в первую десятку стран мира по численности населения. Япония стала первой страной Азии, перешедшей от второго к первому типу воспроизводства населения. Сейчас коэффициент рождаемости составляет — 12 %, смертности — 8 %. Продолжительность жизни в стране — самая высокая в мире (76 лет для мужчин и 82 года для женщин).

Население отличается национальной однородностью, около 99 % составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев. Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм. Население размещено по площади неравномерно. Средняя плотность — 330 человек на м 2 , но прибрежные районы Тихого океана являются одними из самых густонаселенных в мире.

В городах проживает около 80 % жителей. 11 городов являются миллионерами.

Хозяйство Японии

Темпы роста японской экономики были одними из самых высоких во второй половине XX в. В стране в значительной степени осуществлена качественная перестройка экономики. Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но ведущей сферой является непроизводственный сектор (сфера услуг, финансы).

Хотя Япония бедна природными ресурсами и импортирует сырье для большинства отраслей промышленности, по выпуску продукции многих отраслей она занимает 1 -2 место в мире. Промышленность в основном концентрируется в пределах тихоокеанского промышленного пояса.

Электроэнергетика в основном использует импортное сырье. В структуре сырьевой базы лидирует нефть, растет доля природного газа, гидроэнергетики и атомной энергетики, сокращается доля угля.

В электроэнергетике 60 % мощности приходится на ТЭС и 28 % — на АЭС.

ГЭС располагаются каскадами на горных реках. По выработке гидроэлектроэнергии Япония занимает 5 место в мире. В Японии, бедной ресурсами, активно ведутся разработки альтернативных источников энергии.

Черная металлургия. По объему выплавки стали страна занимает I место в мире. Доля Японии на мировом рынке черной металлургии — 23 %.

Крупнейшие центры, работающие ныне почти полностью на привозном сырье и топливе, расположены вблизи Осаки, Токио, в Фудзияма.

Цветная металлургия. Вследствие вредного влияния на окружающую среду сокращается первичная выплавка цветных металлов, но заводы расположены во всех крупных промышленных центрах.

Машиностроение. Дает 40 % продукции промышленного производства. Главными подотраслями среди множества развитых в Японии являются электроника и электротехника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

Япония прочно занимает I место в мире по судостроению, специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Главные центры судостроения и судоремонта находятся в крупнейших портах (Йокогана, Нагосаки, Кобе).

По выпуску автомобилей (13 млн. шт. в год) Япония также занимает I место в мире. Основные центры — Тоета, Иокогама, Хиросима.

Основные предприятия общего машиностроения находятся в пределах Тихоокеанского промышленного пояса — сложное станкостроение и промышленные роботы в Токийском районе, металлоемкое оборудование — в Осакском, станкостроение — в Нагайском районе.

Исключительно велик удельный вес страны в мировом выпуске радиоэлектронной и электротехнической промышленности.

По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

В Японии также развиты целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство Японии остается важной отраслью, дает около 2 % ВНП; в отрасли занято 6,5 % населения. Сельскохозяйственное производство ориентировано на производство продовольствия (свои потребности в нем страна на 70 % обеспечивает сама).

Обрабатывается 13 % территории, в структуре растениеводства (дает 70 % продукции сельского хозяйства) ведущую роль играет выращивание риса и овощей, развито садоводство. Интенсивно развивается животноводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство).

В связи с исключительным расположением отмечается изобилие рыбы и морепродуктов в рационе японцев, страна ведет промысел во всех районах Мирового океана, имеет более трех тысяч рыболовных портов и располагает самым большим рыболовным флотом (свыше 400 тыс. судов).

Транспорт Японии

В Японии развиты все виды транспорта за исключением речного и трубопроводного. По объему грузоперевозок первое место принадлежит автомобильному транспорту (60 %), второе место — морскому. Роль железнодорожного транспорта сокращается, а авиаперевозок — растет. В связи с очень активными внешнеэкономическими связями Япония обладает самым крупным торговым флотом в мире.

Для территориальной структуры хозяйства характерно сочетание двух различных частей: Тихоокеанского пояса, который является социально-экономическим ядром страны, т.к. здесь находятся главные промышленные районы, порты, транспортные магистрали и развито сельское хозяйство, и периферийной зоны, включающей районы, где наиболее развиты заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и туризм. Несмотря на проведение региональной политики, сглаживание территориальных диспропорций идет довольно медленно.

Внешние экономические связи Японии

Япония активно участвует в МГРТ, ведущее место занимает внешняя торговля, развиты также вывоз капитала, производственные, научно-технические и другие связи.

Доля Японии в мировом импорте — около 1/10. Импортируется в основном сырье и топливо.

Доля страны в мировом экспорте также более 1/10. На промышленные товары приходится 98 % экспорта.

Сельское хозяйство остается важной отраслью в экономике Японии, хотя ее доля в ВНП сокращается (до 2,0% в 1999 г.). В сельском хозяйстве страны заняты 4,1 млн человек (6,6% всех занятых). Преобладает мелкое крестьянское землепользование. Несмотря на аграрную реформу в стране преобладает карликовый тип крестьянских хозяйств (порой участок имеет меньше 0,5 га). Даже небольшие клочки земли нередко не представляют собой одного целого, а разделены на более мелкие и разбросаны по разным местам. В этих условиях возможно осуществлять только малую механизацию. Более мощная механизация встречается в крупных хозяйствах.

Обрабатываемая площадь страны составляет 5,3 млн га (14,8% земельной площади), а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимаются по два, а на юге и по три урожая в год. Япония на 70% обеспечивает свои потребности в продовольствии за счет собственного производства, в том числе полностью удовлетворяет спрос на рис. В 1999 г. урожай риса составил около 13 млн т.

Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, под овощами – чуть больше 25%, остальная площадь отводится под кормовые травы, технические культуры и тутовицу.

Господствующее положение в земледелии занимает рис. Урожайность этой культуры в среднем 45 ц/га на поливных полях, а по отдельным сортам достигает 50–55 ц/га. Поддержание урожайности риса на высоком уровне обусловлено рядом причин: увеличением использования химических удобрений и ядохимикатов, улучшением подачи воды (особенно в результате широкого применения электромоторов для орошения), эффективным ведением селекционной работы. Выведенные сорта семян отличаются хорошей урожайностью и устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям и болезням.

В то же время наблюдается снижение сборов таких зерновых культур, как пшеница, ячмень, что вызвано низкой доходностью их выращивания и конкуренцией со стороны импортного зерна.

Большое значение имеет овощеводство, которое стало весьма доходной отраслью для пригородных хозяйств. Овощи на пригородных фермах обычно выращиваются круглогодично в хорошо удобренном и защищенном грунте (грядки покрываются пленками).

Увеличиваются сборы сахарной свеклы на Хоккайдо и сахарного тростника на юге. Возрастают посадки чая. Сбор чайного листа в Японии теперь превышает 100 тыс. т в год. Выращиваются цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурма, виноград, каштаны, грецкие орехи, арбузы, дыни; в теплицах культивируются ананасы. На Хонсю выращивают клубнику, под которой заняты большие площади.

Животноводство, ранее относящееся к числу слаборазвитых отраслей хозяйства, после второй мировой войны стало активно развиваться. Это было вызвано увеличением внутреннего спроса на мясо и молочные продукты, ранее имевшие весьма ограниченное распространение. В 90-е гг. ХХ в. стадо крупного рогатого скота достигло 5,5 млн голов, из них почти половина приходилась на молочных коров. В южных районах страны получило развитие свиноводство. В пригородных хозяйствах важное место занимает птицеводство. Животноводство Японии характеризуется высокой продуктивностью. По производству мяса Япония заняла 14-е место в мире в 1999 г. (3,251 млн т).

Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где созданы специальные фермы и кооперативные хозяйства. Почти 1/4 всего молочного стада Японии сосредоточено на Хоккайдо.

Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на импортных кормах, особенно много ввозится кукурузы. Местные кормовые травы считаются малопродуктивными, и сбор их невелик. Собственное производство покрывает не более 1/3 потребности животноводства в кормах.

Большую роль в обеспечении населения продовольствием играет рыболовство. До второй мировой войны японцы практически не употребляли в пищу мясо, так что единственным источником животных белков служила рыба, а углеводов – рис. И в наши дни по потреблению рыбы на душу населения (60–70 кг в год по сравнению с 17–18 кг для мира в среднем) Япония по-прежнему опережает все другие страны, хотя рыба и мясо потребляются теперь в одинаковых количествах. Морские продукты обеспечивают 40% животного белка, содержащегося в рационе японцев. В 1999 г. улов рыбы в Японии составил около 8 млн т (4-е место в мире). Рыболовный флот Японии насчитывает десятки тысяч судов, а счет рыболовным портам ведется на сотни и даже тысячи.

Поскольку дуга Японских островов протягивается с севера на юг почти на 3,5 тыс. км, структура уловов в разных частях побережья различается довольно сильно. В водах теплого течения Куросио ловится тунец, макрель, сардина; в водах холодного течения Ойясио на северном фланге – преимущественно сельдь, макрель, треска.

Прибрежная зона служит также главным районом марикультуры. Здесь разводят устриц, креветок, лангустов, камчатского краба. Большое распространение получили также подводные плантации, на которых выращивают водоросли, собираемые затем баграми и крючьями. Морская капуста используется в пищу и для получения йода.

Южное побережье Хонсю славится также своим жемчужным промыслом. Ежегодно здесь добывают 500 млн жемчужных раковин, причем на ловле издавна специализировалась этническая группа, именуемая ама.

В начале 80-х гг. прошлого века 77% всего улова рыбы в Японии приходилось на ее 200-мильную зону, 14% – на свободные акватории моря и 9% – на свободные экономических зоны других стран (России, США, Новой Зеландии и др.). Однако в этот период улов рыбы в пределах 200-мильных зон других стран заметно сократился. В 90-е годы ХХ в. из крупнейшего экспортера рыбы и морепродуктов Япония постепенно превратилась в импортера. Одним из важнейших поставщиков таких продуктов в Японию стала Австралия.

Увеличение импорта во многом объясняется повышением внутреннего спроса при одновременном оскудении национальных ресурсов. Это тем более вынуждает Японию уделять повышенное внимание рыборазведению. В 90-х гг. здесь искусственно выращивали 32 вида рыб, 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков. Во много раз выросло разведение красного морского леща, японской камбалы, голубого краба. Проведенные в Японии исследования по культивированию морского тунца подтвердили возможность выращивания этой сугубо морской рыбы в различных садках. В Японии предприняты широкомасштабные опыты по восстановлению лососевого стада. Уже в середине 80-х годов в Японии выращивалось около 30 млн лососей – по одному на каждых четырех жителей страны, а общий улов искусственно разведенного лосося превысил 100 тыс. т.

Японии вообще принадлежит первое место в мире по технологии аквакультуры, которая зародилась здесь еще в VIII веке н. э. Здесь развиты самые разнообразные виды аквакультуры, созданы искусственные нерестилища, рыбные «пастбища». Осуществлена программа создания искусственных рифов, благодаря которым улов в прибрежных водах уже увеличился вдвое. Государственная программа развития аквакультуры предусматривает также создание в ближайшее время около 200 рыбозаводов и отведение под различные виды марикультуры около 30 млн га прибрежных акваторий, что в тридцать раз превышает площадь акваторий, используемых ныне.

Сельское хозяйство Японии По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу многоотраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Значимую роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Японии к сельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и морской промысел. Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая в год. Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, около 25% под овощами, остальная занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом. Господствующее положение в земледелии занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов пшеницы и ячменя (низкая доходность и конкуренция импортного). Овощеводство в основном развивается в пригородах. Как правило круглогодично в тепличном грунте. На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге сахарный тростник. Выращивается также чай, цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму (эндемик Японии), виноград, каштаны, арбузы, дыни, в теплицах ананасы. На юго-западе Хонсю большие площади отведены под клубнику. Животноводство стало активно развиваться только после 2 мировой войны. Стадо крупного рогатого скота достигает 5 млн. голов (половина – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов). Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и кооперативы. Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на привозных кормах (много ввозится кукурузы). Собственное производство обеспечивает не более 1/3 кормов. Лесная площадь страны составляет около 25 млн. га. Исторически более половины лесов находятся в частном владении (в том числе бамбуковые насаждения). В основном лесовладельцами являются мелкие крестьяне, имеющие до 1 га. леса. В число крупных собственников лесов входят члены императорской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачественными лесами. Рыболовство характеризуется засильем крупных компаний монопольного типа. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, тунец, палтус, акула, сайра, сардина и т. д. Добывают также морскую капусту и моллюсков. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов (в основном мелких). Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важным районом промысла является северо-восточное побережье Хонсю. Широкое распространение получила аквакультура: искусственное разведение рыб в лагунах, горных озёрах и на рисовых полях и разведение жемчужниц.

В конце 50-х начале 60-х годов 20 века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы 20 века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.

Основой энергетики Японии является импортная нефть (75% в топливно-энергетическом балансе). В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Правительственная программа предусматривает значительное увеличение этого числа. Основу электроэнергетики составляют крупные ТЭС размещенные вблизи больших городов. Но определенную роль играют и около 600 ГЭС.

Все большую роль приобретает атомная энергетика. В стране работает 39 энергоблоков, еще около 12 находятся в стадии завершения. В ядерной энергетике главную роль играют монополии – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном изАфрики .

Черная металлургия в Японии относится к числу особо приоритетных производств. Лидер металлургии корпорация «Ниппон сэйтэцу», объединяющая более 500 компаний. Черная металлургия ориентируется на импортное сырье. Железная руда поступает из Индии , Австралии ,ЮАР , Чили. Коксующийся уголь США , Австралии, Канады .

В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос на цветные и редкие металлы.

Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю и на острове Сикоку (руды бедные, транспортировать их невыгодно). Полиметаллические руды вместе с серными и медными колчеданами встречаются практически на всех крупных островах Японии. Тем не менее свинец приходится ввозить из Австралии, Канады и Мексики , как и алюминий.

Интересно, что редкие элементы, необходимые в электронике и точном приборостроении – кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий – получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств.

Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные крупные центры машиностроения находятся в главных индустриальных районах страны (Токио – Иокогама, Нагоя, Осака – Кобе). Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки (судостроение).

Вообще о развитие японской экономики после 2 мировой войны говорят как о «японском чуде». Механизм подобного чуда можно более подробно рассмотреть на примере японского автомобилестроения

40. Структура и география сельского хозяйства Японии

По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу многоотраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Значимую роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Японии ксельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и морской промысел.

Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая в год.

Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, около 25% под овощами, остальная занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.

Господствующее положение в земледелии занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов пшеницы и ячменя (низкая доходность и конкуренция импортного).

Овощеводство в основном развивается в пригородах. Как правило круглогодично в тепличном грунте. На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге сахарный тростник. Выращивается также чай, цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму (эндемик Японии), виноград, каштаны, арбузы, дыни, в теплицах ананасы. На юго-западе Хонсю большие площади отведены под клубнику.

Животноводство стало активно развиваться только после 2 мировой войны.

Стадо крупного рогатого скота достигает 5 млн. голов (половина – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов). Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и кооперативы.

Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на привозных кормах (много ввозится кукурузы). Собственное производство обеспечивает не более 1/3 кормов.

Лесная площадь страны составляет около 25 млн. га. Исторически более половины лесов находятся в частном владении (в том числе бамбуковые насаждения). В основном лесовладельцами являются мелкие крестьяне, имеющие до 1 га. леса.

В число крупных собственников лесов входят члены императорской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачественными лесами .

Рыболовство характеризуется засильем крупных компаний монопольного типа. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, тунец, палтус, акула, сайра, сардина и т. д.

Добывают также морскую капусту и моллюсков. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов (в основном мелких). Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важным районом промысла является северо-восточное побережье Хонсю.

Широкое распространение получила аквакультура: искусственное разведение рыб в лагунах, горных озёрах и на рисовых полях и разведение жемчужниц.