Ведение логистики. Что такое тарифы

На слуху у многих из нас слово «логистика» - что это такое, четко понимают не все. Термин этот действительно многозначный и означает в глобальном плане науку о правильной рациональной транспортировке ресурсов, а в практическом смысле – инструмент такой организации.

Логистика - что это?

Логистика – это правильное грамотное управление информационными, материальными и людскими потоками, в узком смысле – минимизация затрат и оптимизация времени поставки материалов и людских ресурсов. Понятие включает методологию разработки оптимальных рациональных способов управления такими потоками. Работа торговых компаний, производственных предприятий невозможна, если на них отсутствует грамотная и эффективная логистика - что это такое, описывают три необходимых составляющих:

  1. Материальные потоки – материалы, сырье, комплектующие. Они должны быть своевременно закуплены и поставлены без задержек.
  2. Денежные потоки – поступление и распределение денежных средств, отслеживание движений этих средств, контроль работы финансового отдела.
  3. Информационные потоки – движение информации в компании, на предприятии. Работникам должна поступать информация о работе предприятия точно в срок.

Логист - что за профессия?

Логист – профессия, которая заключается в организации поставки конкретных товаров из пункта А в пункт В с минимальными растратами и временем доставки и учитывая интересы клиента, производителя, продавца, водителей. Кто такой логист? Простыми словами, это человек, который может доставить нужный товар вовремя и с минимальными временными затратами и усилиями. Только на первый взгляд эта работа проста, на деле же она требует следующих навыков и умений:

  • внимательность;
  • готовность к большой ответственности;
  • умение творчески мыслить;
  • готовность к постоянным разъездам и частым командировкам;
  • и терпение, любовь к людям.

Виды логистики

Основные понятия логистики – потоки: материальный и информационный. Их можно классифицировать различным образом:

  • материальная – направлена на управление товарами: материальными потоками;
  • информационная – управляет потоками информации, направлена на построение коммуникационных сетей;
  • финансовая – управление денежными потоками компании;
  • кадровая – движение людских потоков, прием и увольнение сотрудников, контроль за соблюдением трудового законодательства.

Возможна также классификация по сфере предпринимательства. Так, по функциональному признаку выделяются несколько основных видов рассматриваемой науки:

  • транспортная (выбор вида перевозки товара, определение маршрута движения);
  • грузовая (передвижение крупногабаритных товаров);
  • сбытовая (распределение товаров, развитие каналов дистрибуции);
  • закупочная (поиск и оценка поставщиков);
  • информационная (обмен данными с партнерами, оптимизация перемещения информации на предприятии между сотрудниками);
  • складская (организация выполнения складских операций, как-то погрузка, разгрузка и др.);
  • таможенная (движение импортно-экспортных товарных потоков).

Транспортная логистика

Раздел рассматриваемой науки, занимающийся вопросами организации доставки, называется транспортной. Основы транспортной логистики можно представить в виде шести главных правил:

  • выбор оптимального вида транспорта для транспортировки;
  • выбор способа перевозки;
  • выбор перевозчика, контракты с прочими логистическими партнерами;
  • построение маршрутов доставки;
  • унификация транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров процесса товародвижения (уменьшение расходов, увеличение скорости перевозки).

Грузовая логистика

Частью транспортной является грузовая логистика; что это такое - это максимально эффективное использование потенциала грузоподъемности подвижного состава; организация регулярных поставок без складов, в чем проявляется главная цель логистики. Главное понятие здесь – грузовая единица, то есть некоторое количество продукции, которое рассматривается как неделимый товар. При погрузке, выгрузке, перемещении имеют дело с грузовыми единицами.

Закупочная логистика

Сущность логистики закупок заключается в обеспечении процесса движения сырья. В процессе обеспечения компании материальными ресурсами необходимо грамотно управлять материальными потоками: понимать, что, у кого, на каких условиях, сколько закупить. В процессе закупки необходимо решить следующие задачи:

  • определение потребности в ресурсах, расчет такой потребности, установление массы, параметров поставки;
  • исследование рынка закупок и выбор оптимального поставщика;
  • проведение переговоров и осуществление закупки;
  • контроль поставки.

Информационная логистика

Концепция логистики заключается в рационализации хозяйственной деятельности предприятия путем оптимизации постановочных процессов, однако работа любой компании невозможна без грамотного управления людскими ресурсами и передачи информации. Логист – это не только человек, который занимается поставкой и распределением товара, но и грамотный менеджер. В его обязанности входит своевременная передача сообщений, которые циркулируют в системе товародвижения, до участников логистического процесса и сотрудников предприятия.

Складская логистика

Складская логистика – управление складом, процедурой принятия материала на хранение, непосредственно такое хранение и выдача товара для последующей реализации. В числе задач такой подотрасли: грамотная организация складского хозяйства, размещения товаров, отданных на хранение. Процесс работы на складе можно разделить на три этапа:

  • обеспечение запасами товаров, учет таких запасов и их контроль;
  • переработка и накопление груза, оформление необходимых документов, внутрискладская транспортировка, хранение товаров;
  • комплектация заказов, доставка грузов потребителю, контроль правильного выполнения заказов потребителей, обслуживание клиентов и склада.

Таможенная логистика

Логистика управления товарного потока, идущего из-за рубежа и за рубеж, называется таможенной. Специалисты-таможенники решают ряд следующих задач:

  • оценка грузов;
  • оформление таможенной декларации;
  • проверка соответствия груза, решение возможных проблем;
  • перевозка товаров;
  • при необходимости – последующая сертификация;
  • контроль за соблюдением законодательства;
  • сопровождение товаров после прохождения таможни.

Функции логистики

Какие функции несет логистика, что это такое за фуункции - рассмотрим далее подробнее:

  1. Интегрирующая – формирование единой целостной системы товародвижения. Ни одна из стадий движения товара не должна рассматриваться в отдельности, они все – часть единого процесса товародвижения. Логист объединяет стадии закупки, производства, сбыта в единый неделимый процесс.
  2. Организующая – взаимодействие и согласование действий между участниками процесса товародвижения.
  3. Управляющая – обеспечение процесса товародвижения. Логистика и управление неделимы, все движение товара или услуги – это грамотный управленческий процесс.

Книги по логистике

Существует множество книг, описывающие основные понятия, механизмы и принципы логистики:

  1. «Управление запасами в цепях поставок» (2009 г.)/Стерлигова А.Н. – пожалуй, самая лучшая в России книга про управление в логистике.
  2. «Как организовать склад. Практические рекомендации профессионала» (2008 г.)/Таран С.А. - одно из лучших практических руководств, схематичное и детальное.
  3. «Эффективное управление запасами» (2008 г.)/Шрайбфедер Дж. – увлекательно написанная книга, с множеством примеров и интересными советами по прогнозированию.
  4. «Искусство управления складом. Как уменьшить издержки и повысить эффективность» (2007 г.)/Эмметт С. – полезное руководство по управлению запасами.
  5. «Логистика. Управление цепью поставок» (2003 г.)/Уотерс Д. – один из первых иностранных учебников.
  6. «Международные транспортные операции: Конспект лекций» (2008 г.)/Зимовец А.В. – учебное пособие по международному и таможенному праву.

Исследование содержания логистической деятельности требует рассмотрения ее составляющих. Однако, в настоящее время нет единого подхода к выделению видов логистической деятельности, логистических функций. В частности, проф. Е.В. Крикавский предлагает проводить классификацию видов логистической деятельности по двум признакам : фазовой и функциональной (табл. 5.1). Рассмотрим ее подробнее.

Согласно этой классификации видов логистической деятельности по первому признаку в рамках экономического объекта выделяют логистику материального потока, логистику финансов и информационную логистику. Для дальнейшего разделения учитывают фазы трансформации логистического потока, соответствующие функциональным областям логистики (т.е. тем областям деятельности, в которых выполняются логистические действия функции и операции). Материальный поток в пределах предприятия может проходить следующие фазы трансформации: поставка материалов, изготовления изделий, их сбыт, возврат тары или некачественных изделий, утилизацию и переработку отработанных изделий, отходов, тары и упаковки. Логистика снабжения, сбыта и рекуперации охватывает планирование, управление и физическое обработки соответственно потоков материалов, готовой продукции, отработанной продукции, тары и отходов. Производственная логистика охватывает планирование, управление и реализацию внутрипроизводственного транспортировки и промежуточного складирования в производственных подразделениях.

Подробнее вышеуказанные виды логистической деятельности рассматриваются в главах 7 и 8 Финансовая логистика охватывает сферу управления теми финансовыми потоками, которые являются составными логистических процессов. Информационная логистика охватывает сферу управления логистической информацией.

Согласно второму признаку классификации виды функциональной логистической деятельности определяются в соответствии с выполнением логистических задач и содержанием логистических процессов, и таким образом представляют собой логистические функции (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Классификация видов логистической деятельности

Управление заказами охватывает виды деятельности, связанные с удовлетворением конкретных запросов потребителей от приема заказов к поставке товаров, выставления счетов и получения оплаты. Функция управления заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, время предоставления продукции или услуг, направляет работу распределительной сети по доставке и продаже продукции потребителям. Выполнение заказа потребителя - это основная задача в логистике, обслуживающий как внешних, так и внутренних потребителей.

Внешние потребителей - это конечные пользователи продукта или услуги, а также торговые партнеры предприятия, покупающие его продукцию или услуги для перепродажи. Внутренние потребители - это структурные подразделения предприятия, нуждающиеся в логистической поддержки для выполнения своих функций. В соответствии с этим различают внешние и внутренние заказы.

Предприятие может достичь значительного успеха в логистике, имея высокую компетентность в управлении заказами. Деятельность по разработке и реализации заказа касается формирования информационного потока между заказчиком и поставщиком по поставке определенных товаров и услуг и предполагает выполнение следующих действий: составление заказ по определенной форме, передача, прием, размещение заказа, формирование и передача счета, комплектация, отправления, контроль выполнение заказа .

Процесс транспортировки содержит: перевозка грузов, погрузка, разгрузка, экспедирование и другие сопутствующие логистические операции. Транспортировка может происходить внутри предприятия - в его подразделениях или между ними (внутреннее транспортировки), или за его пределами, то есть между различными предприятиями, между поставщиками и потребителями (внешнее транспортировки). Услуги по внешней транспортировки часто передаются посреднику - специализированной транспортной фирме. Транспортная логистика включает логистические функции по планированию, организации и управления транспортных процессов: выбор перевозчиков, экспедиторов, видов транспорта, типов транспортных средств и транспортных маршрутов, а также физическое транспортировки материалов, полуфабрикатов, изделий, отходов, тары и т.п. в сопровождении необходимого информационного потока.

Логистическая деятельность по складирования охватывает размещение, организацию и развитие складского хозяйства. Базовым объектом в системе логистики складирования является состав, в котором происходит принятие материальных ресурсов, их складирования (размещения), сортировка, перемещение и подготовка к отправке. Важными логистическими задачами являются определение количества, типов, места расположения складов, проектирование складских площадей, выбор оборудования и организация работы складов.

Расходы на транспортировку и складирование составляют 60-80% общих логистических затрат .

Логистическая деятельность с упаковки охватывает организацию процесса упаковки, обеспечение логистических функций упаковки (защитных, складских, манипуляционных и информационных), формирование логистических (грузовых) единиц.

Управление запасами - это процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупках, производстве и реализации продукции. Деятельность по управлению запасами включает определение оптимального уровня запасов и величины поставки, системы управления запасами, АВС-анализ запасов, контроль за уровнем запасов.

Деятельность по логистического обслуживания включает определение приемлемого уровня обслуживания, номенклатуры услуг стандартов обслуживания, проектирование услуг, организацию и реализацию процесса обслуживания. Содержание видов функциональной логистической деятельности будет подробнее рассмотрен в разделах 9 и 10.

Фазовая логистической деятельности является более широким понятием и включает в себя несколько видов функциональной логистической деятельности (логистических функций). Логистические функции выполняются во всех функциональных областях логистики (фазах трансформации логистического потока). Содержание основных фазовых видов логистической деятельности приведен в табл. 5.2 .

Таблица 5.2. Краткое содержание основных видов фазовой логистической деятельности

Вид фазовой логистической деятельности

Фазовые логистические функции и процессы

Распределение (сбыт)

Планирование сбытовой сети, координация с планом маркетинга, прогнозирование спроса, формирование и развитие хозяйственных связей по поставкам товаров, планирование сбыта, складирования и управления запасами готовой продукции, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с готовой продукцией, обработки заказов и логистическое обслуживание потребителей, упаковки, оперативно-календарное планирование транспортировки готовой продукции, доставка продукции клиентам

Поддержка производства

Координация плану физического распределения, оперативно-календарное планирование перемещения незавершенного производства, внутризаводские перемещения материалов, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с незавершенным производством, оперативное обеспечение производственных подразделений сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, складирование незавершенного производства

Поставка

Координация с оперативно-календарным планом производства, определение потребностей в материально-техническом снабжении, размещение заказов (выбор и проведение переговоров с поставщиками, заключение договоров), координация с поставщиками и составления оперативно-календарного плана снабжения, закупка, транспортировка, складирование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, товаров, управление запасами в снабжении, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы с предметами снабжения.

Рекуперации

Планирование процессов рекуперации; складирования и хранения производственных отходов, отработанной продукции, тары, упаковки; организация транспортировки отходов и т.п. к местам переработки, утилизации; организация возврата тары и некачественной продукции, материалов; перемещения и промежуточное складирование в процессе переработки и утилизации отходов.

Таким образом, виды фазовой логистической деятельности делятся на логистические функции и процессы, которые в свою очередь состоят из логистических операций.

Существует и другой подход, согласно которому все логистические активности делятся на комплексные (базовые, ключевые и поддерживающие логистические функции) и элементарные (логистические операции) (рис. 5.1).

Этот подход сводит виды фазовой логистической деятельности в логистических функций. Базовыми логистическими функциями являются: поставка, производство сбыт; ключевыми - транспортировка, управление запасами, управление заказами, сервисная и информационная поддержка; поддерживающими - складирование, грузопереработка (обработка грузов), упаковки, прогнозирование спроса, возврата продукции, сбор и утилизация отходов (управление вторичными материальными ресурсами) и др.

Рис. 5.1. Классификация логистических активностей

Аникин А. Г. различает два вида логистических функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций - это непосредственное управлением движением материальных ресурсов в сферах снабжения, производства и распределения. К функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей производства в материальных ресурсах; анализ и прогнозирование рынков; обработка информации по заказам и потребностей клиентов.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Приветствую вас! Сегодня мы будем говорить о логистике, науке, помогающей предпринимателям снижать себестоимость их продукции.

Вы узнаете о том, что такое логистика, как грамотно уменьшить издержки, избежать простоев на предприятии, и в результате увеличить процент своей чистой прибыли.

Мы не только расскажем вам о видах логистики и ее значимости для эффективной работы бизнеса, но и дадим практические советы по выбору компаний-партнеров.

Что такое логистика простыми словами?

Если говорить без заумных экономических терминов и понятий, простыми словами, то логистика, это грамотная организация потоков различных материальных ценностей, как внутри предприятия, так и за его пределами. Главная цель логистики - снизить издержки при производстве и продаже конечного продукта.

При этом логист не просто ищет самую бюджетную компанию, оказывающую услуги по перевозке товаров. Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, оформление с ними договорных отношений, организовывает складское хранение на предприятии, перевозку сырья и готовой продукции, оформляет документы для таможни, и заключает соглашения с потенциальными клиентами предприятия.

Давайте рассмотрим этот процесс и разберем, что это за профессия, на примере работы мясокомбината.

В данной ситуации производитель платит не только за купленное им мясо, но и за его доставку на предприятие, хранение сырья и готовых продуктов на складах, а также за доставку товара до магазинов. Это и есть логистические расходы, которые нередко составляют до 20% себестоимости продукта.

Главная задача логиста – свести такие издержки к минимуму. Выглядит это, как правило, следующим образом.

Специалист сравнивает условия, предлагаемые различными поставщиками:

  • Ферма №1, продает свиней живым весом по 100 рублей за килограмм. При этом она расположена в трех километрах от мясокомбината;
  • Ферма №2, реализует аналогичный товар по 80 рублей за килограмм, и находится в 85 километрах от предприятия.

Казалось бы, ферма№2, со своим демократичным ценником вне конкуренции. Но прежде, чем принять решение, логист оценит затраты на транспортировку груза. В результате, учитывая стоимость «подвоза» поросят, получится, что килограмм свинины с фермы №1 обойдется мясокомбинату в 102 рубля, а с фермы №2 – в 120 рублей.

При этом логист подумает и о рисках. При работе с дальней фермой выше вероятность сбоя поставок. Всем известно, что чем длиннее путь, тем чаще возникают различные сложности: ДТП, поломка автомобиля и т.д. Также, если у комбината возникнет экстренная потребность в сырье, то с фермы, расположенной в трех километрах, он получит свинину быстрее, чем от дальнего поставщика.

Более того, логист обязательно просчитает, во сколько обойдется заведение своего животноводческого комплекса на предприятии, и не будет ли это более выгодно, чем сотрудничество со сторонними организациями.

В логистике многое зависит от специфики бизнеса, места расположения производственной базы, погодных условий и т.д. Именно поэтому не существует универсальной логистической модели, и в каждом конкретном случае специалисты ищут новые, уникальные пути снижения издержек.

Кстати, удивительно, но логистика как таковая, зародилась не в эпоху бурного развития капитализма, а гораздо раньше. Известно, что в период аграрного общества, уже существовали конкретные торговые пути, по которым курсировали продавцы товаров. И составлялись такие «дорожные карты» по той же системе, что и сейчас: как продать максимум товаров, проехав минимальное расстояние.

Логистика в России

В России логистическая система, гораздо сложнее и затратнее, чем во многих других странах. На это имеются объективные причины:

  • Обширные территории. Компаниям, при транспортировке грузов приходится преодолевать большие расстояния. Даже те предприятия, которые работают внутри одного региона, нередко вынуждены возить сырье и продукцию за сотни километров.
  • Низкое качество дорог. Этот фактор влияет на расход горючего и на амортизацию автомобиля. Соответственно, он отражается и на конечном ценнике на доставку грузов.
  • Суровый климат. Зима в большинстве российских регионов долгая и холодная, что является причиной высоких цен на складское хранение. Причина проста – для складов приходится строить капитальные здания, которые, к тому же, нужно отапливать девять месяцев в году. Большинство товаров, просто нельзя хранить в «холодных» помещениях.
  • «Пробелы» в законодательстве. Предприятие не может получить по суду достойную компенсацию с поставщика или транспортной компании, которая сорвала доставку груза и стала причиной простоев на производстве. Именно поэтому необходимо, еще на стадии заключения договора, уделять пристальное внимание штрафным санкциям для недобросовестных перевозчиков.

Направления и виды работы в логистике

В зависимости от специфики деятельности предприятия, применяется один или несколько видов логистики. Виды логистики:

  • Производственная логистика

Производственная логистика - это управление потоками сырья и готовой продукции внутри самой компании. Соответствующие специалисты занимаются согласованием производственного процесса во всех внутренних подразделениях, чтобы цеха не простаивали, а работали одновременно, решая свои задачи.

В сфере закупок логист контролирует своевременную поставку сырья должного качества, его хранение, и наличие всех необходимых «расходных материалов» для организации бесперебойной работы на производстве.

Вернемся к примеру с мясокомбинатом. Здесь необходимо не только вовремя привезти свинину, но и проследить, чтобы на складах были все нужные специи, упаковочный материал и т.д. При этом логист контролирует, чтобы объем производимой продукции соответствовал спросу. То есть, чтобы на изготовленные 500 килограммов колбасы уже был покупатель. В противном случае товара надо производить меньше, так как готовая продукция должна расходиться по торговым сетям, а не лежать на складах «мертвым грузом».

  • Складская логистика

Не менее важна и складская логистика, которая контролирует методологию приема товаров на хранение и их отпуск со склада.

  • Транспортная логистика

Что касается транспортной логистики, то тут специалисты должны выбирать оптимальные маршруты доставки. Они также решают, что выгоднее, приобрести свой транспорт или пользоваться услугами грузоперевозчиков.

  • Таможенная логистика

При международных поставках, огромная ответственность ложится на специалиста по таможенной логистике, отвечающего за сопровождение грузов и наличие необходимых документов. Данная сфера деятельности подразумевает работу с огромным количеством юридических нюансов, так как неправильное оформление бумаг может обойтись вам очень дорого.

В лучшем случае задержка груза станет причиной простоя на предприятии, в худшем – потери товара. Сами понимаете, партия экзотических фруктов, либо цветов не сможет бесконечно «ждать» пока вы разберетесь с бюрократическими проволочками. Товар в этом случае испортится.

Выбираем партнера для логистики

Предприятия, как правило, пользуются услугами специализированных логистических компаний. И в данном случае, для успешной работы, очень важно грамотно выбрать компаньона.

Прежде всего, обратите внимание на размер авто-парка перевозчика. Чем крупнее логистическая компания, тем дешевле стоят ее услуги. Сами понимаете, перевозчик с 25 «штатными» автомобилями заправляется по оптовым ценам, и обслуживает транспорт со скидками. Соответственно себестоимость его услуг ниже, чем у «мелких» компаний. Значит, и конечный ценник будет более бюджетным.

Уточните условия сотрудничества. Готов ли перевозчик нести финансовую ответственность за нарушение сроков поставок и страхует ли он перевозимый груз. Последний фактор крайне важен. Мы уже говорили о том, что в дороге может случиться что угодно. Задайтесь вопросом, кто будет «покрывать» ущерб, если автомобиль, например, попадет в аварию.

Узнайте также, готова ли компания, в случае необходимости предоставлять вам срочные услуги, непредусмотренные заранее согласованным планом. Лучше выбрать поставщика, который способен работать в экстремальных ситуациях, пусть и по более высокому «ценнику».

И, конечно же, постарайтесь пообщаться с другими клиентами компании, и почитайте отзывы о ее работе в сети Интернет.

Теперь вы знаете о том, что такое логистика, и насколько она важна для грамотного ведения бизнеса. Это не просто доставка товаров из пункта «А» в пункт «Б», это построение системы сотрудничества, при которой максимально снижаются издержки на производстве.

В наше время с необходимостью решать «логистические задачи» сталкиваются все предприниматели, вне зависимости от масштабов компании. Логистика актуальна, как для автомобильного завода, так и для таксиста, который посадив в машину клиента, старается выбрать самый короткий маршрут.

На этом я с вами прощаюсь, и помните, сэкономленные – это заработанные деньги!

» Логистика для новичков: этапы знакомства.

Логистика, по мнению экспертов, дело прибыльное и успешное, если соблюдать все правила и следовать всем пунктам заготовленного плана. Но тем не менее, у некоторых людей слово «логистика» вызывает недоумение и интерес. В этой статье разработана схема знакомства с логистикой, которая основана на главных задаваемых людьми вопросах.

Что такое логистика?

До 1991 года в США эта область деятельности называлась физическим распределением или общим распределением. Позднее был заимствован термин «логистика» из армии США. Согласно вебстеровскому словарю, логистика - это отрасль военной науки (не больше и не меньше) и операций, занимающаяся обеспечением, поставками и поддержкой оборудования путем передвижения, эвакуации и госпитализации персонала с помощью предоставления удобств и услуг, а также всего сопутствующего. Сегодня логистика - это уже область бизнеса, обеспечивающая его насущные нужды. Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.[Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Функции логистики (функциональные области).

Логистическая инфраструктура представляет собой комплекс объектов, имеющих определенное географическое расположение и различные характеристики. Например, завод может быть расположен вблизи источников сырья и иметь определенную мощность по выпуску продукции. В другом месте может быть размещен склад. Таких складов в стране, да и мире в целом (для транснациональных корпораций) может быть несколько. Вся эта инфраструктура пронизывается связями.

Транспортировка осуществляет связи между объектами инфраструктуры, перевозя необходимые продукты. Различные виды транспорта нам известны с детства. Наиболее массовые перевозки осуществляет автомобильный и железнодорожный транспорт. Также применяется водный транспорт, воздушный. Еще существует и трубопроводный транспорт, который перемещает, например, газ или нефть.

Складирование и грузопереработка являются неотъемлемыми функциональными элементами системы логистики. На складах хранятся все необходимые объемы продукции и материалов. Склады могут быть самостоятельными и привязанными к производству. Они могут располагаться на оптовых базах и в розничных магазинах, где мы приобретаем свежий хлеб, молоко и другие продукты. А грузопереработка подразумевает погрузку-разгрузку и перемещение по складу всего этого добра.

Управление запасами подразумевает расчет необходимого количества запасов во всех точках инфраструктуры исходя из потребностей всей цепочки. При этом реализуется общая цель доставки необходимой продукции потребителю в оговоренный срок.

Информационное обеспечение является, наверное, самой важной частью всей системы логистики. Именно появление информационных технологий повлияло на превращение набора отдельных функциональных областей в единую интегрированную систему позволяющую минимизировать общие расходы по всей цепочке поставок. Именно информационные системы, вовремя поставляющие необходимую информацию, позволяют планировать поставки точно в срок и в нужном месте.

Существует еще такое понятие как функциональный цикл логистики. Он включает в себя много различных операций. Начинается такой цикл обычно с приема заказа. Иногда в некоторых компаниях начальная стадия цикла может обслуживаться отдельной функциональной областью, одновременно связанной и с маркетингом.

Влияние логистики на экономику.

Логистика прямо способствует развитию транспортной инфра структуры страны, оказывает серьезное влияние на стоимость земельных участков.

Многообразие логистических операций и функций (по складированию, перевозке, экспедированию, консалтингу и т. д.) позволяет значительно расширить возможности посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции. Они преобразуются в посреднические организации комплексного обслуживания, которые, помимо посреднических операций по закупке и реализации товаров, оказывают новые логистические услуги. Благодаря этому значительно повышаются роль, авторитет и эффективность оптово-торговых посредников на рынках товаров и услуг.

Многоплановое влияние оказывают логистические подходы на функции органов государственного управления в условиях развития рыночных отношений.

Во-первых, востребуются их координационные функции. Это связано с тем, что в последний период хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе отдельных предприятий-поставщиков и потребителей (продавцов и покупателей), а также и с тем, что получили развитие многочисленные посреднические структуры со своими складами.

В обоих случаях товарные потоки нуждаются в экономическом регулировании и координации. В масштабе регионов функции координации товарных потоков призваны выполнять местные органы власти.

Во-вторых, в региональных органах управления получает развитие деятельность, носящая рекомендательный и научно-методический характер (индикативное управление) как одна из форм оказания государственной поддержки логистическим структурам. Органы управления могут сами использовать услуги этих структур для рационализации транспортно-складского процесса в регионе, сокращения складских перевалок, транспортных издержек и получения общей экономии ресурсов в региональном процессе управления материальными потоками.

В-третьих, с помощью логистических методов органы управления изыскивают дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей. Например, благодаря регулированию цен на логистические услуги могут быть сокращены затраты предприятий на оплату этих услуг и созданы условия для повышения доходов государственного бюджета.

В-четвертых, использование логистических подходов органами управления должно способствовать развитию межотраслевых связей предприятий промышленности, транспорта, торговли. Логистическое управление материальными и информационными потоками на федеральном и региональном уровнях может осуществляться в рамках координационных и межведомственных структур.

В-пятых, логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных связей. Поэтому они могут учитываться и широко использоваться в системе внешнеэкономических отношений России с другими странами ближнего и дальнего зарубежья, при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.

Таким образом, развитие логистических функций государственных структур, использование методов логистического управления оказывает влияние на совершенствование экономической политики государства, повышение эффективности проводимых реформ.

Какие услуги представляют логистические компании?

В основном компании, которые работают в данной отрасли, предоставляют логистические услуги, которые включают:

  • оптимизированную организацию доставки автомобильным, железнодорожным, авиа, морским, мультимодальными видами транспорта, любых грузов в любую страну;
  • контроль доставки на протяжении всего пути следования груза;
  • погрузо-разгрузочные работы;
  • упаковку и маркировку грузов;
  • ответственное хранение грузов на складах Европы и Азии;
  • срочную организацию доставки;
  • консолидированную организацию доставки грузов из Европы и Азии (организацию доставки мелких партий грузов);
  • организацию доставки негабаритных грузов;
  • организацию доставки комплектных объектов: заводов, производственных линий;
  • фрахт судов, самолётов, железнодорожных составов, автомобильных парков.

Различают несколько видов логистических компаний: (см. рис.)

  • 1PL - компании, работающие за счет активов - грузовиков, вагонного парка, флота, транспортные услуги;
  • 2PL - посредники, оказывающие услуги в узком секторе логистического рынка: экспедиторские и транспортные компании, складские комплексы и другие;
  • 3PL - провайдеры, которые объединяют в себе несколько разнопрофильных компаний, предоставляя таким образом более широкий спектр услуг. Их характеризует работа с клиентами на основе средне- и долгосрочных контрактов;
  • 4PL - провайдеры - логистические компании полного цикла, многие из которых являются мультинациональными корпорациями. Отличие таких компаний состоит в профессиональном управлении бизнес-процессами фирм-заказчиков, обеспечении эффективной работы международных логистических цепочек поставок путем координации информационных потоков и действий различных участников процесса товарооборота.

Следуя шаг за шагом, новичок и самостоятельно может разобраться что собой представляет логистика, каковы её функции и задания.