Законопроект о привлечении к ответственности аффилированных лиц. Сфера применения данной категории

Международные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

  • - Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
  • - Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
  • - Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
  • - Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Субъекты международных отношений - это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

  • -национальные государства
  • -международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
  • -транснациональные корпорации;
  • -религиозные объединения;
  • -общественно-политические движения.

Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными, отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство

Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений

Одновременно с развитием и усложнением международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными акторами международного общения на протяжении XVII - XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО).

Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО предполагают институциализацию и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят на добровольной основе. Межправительственные организации представляют собой важнейший фактор современной мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы (ООН). Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто географическим положением (ОАЕ). МПО, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями (МОТ, ВОЗ). Первоначально при зарождении межправительственных организаций предполагалось, что МПО станут своеобразными «проводниками» политики государств, которые их создавали. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. О влиянии МПО на современные политические процессы в мире говорит факт, что межправительственные организации занимаются разработкой и осуществление международно-правовых норм. Ими потом в своей деятельности руководствуются государства. В целом же, согласно американским исследователям Р. Кохэну и С. Хоффманну, выделяются 6 основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные МПО:

Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы;

МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров;

Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними;

МПО используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях;

Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики.

Можно выделить следующие наиболее влиятельные МПО:

  • - ООН (Организация Объединенных Наций). Цели ООН, согласно ее уставу: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В рамках ООН сложился целый ряд организаций: ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); МОТ (Международная Ассоциация Труда; МВФ (Международный Валютный Фонд); ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и наука); МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООн по торговле и развитию); Международный суд.
  • - НАТО (Организация Североатлантического договора). Самый мощный и агрессивный военно-политический союз в мире. Созданный в 1949 г., провозглашенный якобы для защиты государств Северной Атлантики от «коммунистической агрессии» и в целях «массированного возмездия», блок расширился за счет стран Южной и Восточной Европы и даже Турции.
  • - ЕС (Европейский союз). Первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран, однако впоследствии цели данной организации стали расширяться и включать, в том числе координацию внешнеполитических действий.
  • - ЗЕС (Западноевропейский Союз). Создан в 1955 г. в Европе, Целью его создания было постановлено сотрудничество семи стран в военной, политической и экономической областях, а также наблюдение за выполнением ФРГ норм ограничения послевоенных вооружений. Фактически же ЗЕС способствовал снятию всех ограничений и запретов на обычные вооружения.
  • - ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Создана в 1948 г., ее цель - объединить усилия наиболее промышленно развитых капиталистических стран перед лицом тогда явного роста силы и влияния социалистических государств, а также развития национально-освободительного движения в Африке, Азии и Латинской Америке.
  • - ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). На их долю приходится более 40% мировой добычи нефти и примерно 60% ее экспорта. ОПЕК устанавливают текущие цены на нефть на мировом рынке.
  • - АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Создано в 1989 г., занимается широким кругом вопросов: развитие торговли, науки, промышленных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, сохранения морских ресурсов, рационального использования людских ресурсов.
  • - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основана в 1961 г. с целью взаимного содействия развитию Юго-Восточных стран Азии и обеспечение безопасности от вмешательства извне.
  • - ОАЕ (Организация африканского единства). Создана в 1963 г., цель - укрепление единства государств континента, развитие политического и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной целостности.

Также к МПО можно отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество Независимых Государств.

Что касается неправительственных акторов, то среди них обычно выделяют:

  • * международные неправительственные организации;
  • * транснациональные корпорации;
  • * внутригосударственные регионы.

НПО весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства. Это могут быть профессиональные организации (Международная организация журналистов); спортивные (Международный Олимпийский комитет); религиозные (Всемирный совет церквей); экологические (Гринпис); гуманитарные (Международный Красный Крест). Для международных неправительственных организаций конца XX - начала XXI в. характерно: резкое увеличение их количества и числа людей, вовлеченных в эту деятельность; расширение географии деятельности; усиление политического влияния; расширение спектра вопросов, которыми они занимаются. Следующий значимый участник международного взаимодействия - транснациональные корпорации. ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличии от международных организаций ТНК работают с целью извлечения прибыли. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков - ТНБ, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. Финансовые рычаги, которыми располагают ТНК, позволяют им порой действовать весьма эффективно на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Также ТНК создают рабочие места в развивающихся странах, развивают демократизацию за счет совершенствования рыночных отношений. Одна деятельность ТНК имеет и оборотную сторону. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север - бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Также ТНК способствуют размыванию национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции. Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки. Тем самым эти территориальные образования занимаются международной деятельностью. Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой.

Таким образом, современный мир - это сложнейшее и противоречивое, как никогда прежде, человеческое общество. В мире господствует политика, затрагивающая интересы всех и вся: социальная, экологическая, военная, культурная, демографическая и т.д. Для решения отдельных проблем, актуальных вопросов в своих интересах, отстаивания этих интересов государства, политические партии, отдельные человеческие коллективы все чаще объединяются в различные международные организации - правительственные и неправительственные. Такова ныне одна из тенденций международного развития. Исходя их этого можно проанализировать остальные главные тенденции международных отношений.

Понятие «аффилированные лица» чаще всего встречается в отчетах корпораций и в хрониках экономических преступлений. Оптимизация бизнеса – и вывод активов, развитие компании – и фиктивные сделки… Кто же такие аффилированные лица? Как их определить в чужих компаниях и как вести учет в своих?

Аффилированные лица – это все лица, которые по своему статусу могут влиять на управленческие решения в организации или у индивидуального предпринимателя. Под влиянием подразумевается контроль над стратегией развития предприятия, принятием решений о слияниях и поглощениях, о крупных сделках (закупки или продажи), структуре руководства и т.п.

Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный».

Законодательство в России описывает аффилированность юридических лиц не настолько четко, как в западных странах – у нас это более широкое понятие. В Налоговом кодексе РФ (статьи 20; 105.1 и 105.2) есть понятие взаимозависимых лиц. В действующем до сих пор законе РСФСР от 22.03.1991, № 948-1 (статья 4) кратко перечислены аффилированные лица и указаны основные признаки аффилированности.

Признаки аффилированного лица

  • Имеет право голоса на собраниях акционеров ОАО или участников ООО.
  • Владеет пакетом акций, позволяющим влиять на решения собрания акционеров, или долей в уставном капитале. К примеру, ПАО «Газпром» владеет 100% акций ООО «Газпром трансгаз Уфа» и в соответствии с этим осуществляет прямой контроль, являясь для своей уфимской «дочки» аффилированным лицом.
  • Имеет родственные связи с руководителями/членами совета директоров/владельцами организации. Давид Трактовенко владеет холдингом «Банкирский дом «Санкт-Петербург», а его сын Вячеслав является председателем совета директоров сети кафетериев «Микс» и сети фитнес-клубов «Фитнес-формула». Первый по отношению ко второму – аффилированное лицо.
  • Вправе отменять или приостанавливать действие решений исполнительных органов компании (если аффилированным лицом является член правления).

Кто может быть аффилированным лицом

Юридические лица могут быть аффилированными как с организациями, так и с физическими лицами. В их перечень входят:

  • руководитель исполнительного органа юрлица. Например, Вагит Алекперов, формально владеющий 2,5% акций «Лукойла», – лицо, исполняющее полномочия единоличного исполнительного органа этой компании, а значит – аффилированное;
  • член совета директоров, наблюдательного совета или другого коллегиального органа юрлица. Грегор Моват или Тимоти Демченко не имеют акций компании «Магнит», но в 2018 году являются членами ее совета директоров, и, соответственно, признаются аффилированными лицами;
  • владельцы более чем 20% акций или долей в уставном капитале. Компания «Роснефтегаз» владеет 50% акций ПАО «Роснефть» и на этом основании является аффилированным лицом;
  • зависимая организация, в которой этому юрлицу принадлежит больше 20% (например, дочерняя компания);
  • фирмы, входящие в ту же группу лиц (об этом подробнее в следующей главе), что и данная компания.

Физические лица могут быть аффилированными:

  • у организаций, в которых эти физлица распоряжаются более 20% долей в уставном капитале;
  • у других компаний, входящих в ту же группу, что и физлицо.

Что такое группа аффилированных лиц

Этот термин взят из закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Он может означать несколько вариантов. Итак, группа аффилированных лиц – это:

1 Несколько предприятий, входящих в одну финансово-промышленную группу. Скажем, Качканарский ГОКа, входящий в компанию ЕВРАЗ, относится к группе аффилированных лиц с «Евразрудой», «Южкузбассуглем», Нижнетагильским меткомбинатом и еще дюжиной других юрлиц.

2 Прямые родственники (супруги, родители/усыновители, дети, братья и сестры) и принадлежащие им юрлица. Например, холдингом «Сафмар» владеют Саит-Салам и Саид Гуцериевы. Это брат и сын владельца компании «Русснефть» Михаила Гуцериева. Все их юрлица входят в группу аффилированных.

3 Юридическое или физическое лицо и организации, в которых упомянутые лица имеют больше 50% акций или долей в уставном капитале. Аффилированные компании могут быть как ООО, так и ОАО, в законодательстве это не разделяется.

4 Физлицо и фирмы, в которых этот человек является единоличным руководителем (например, генеральным директором).

5 Физическое или юридическое лицо и организации, которым указанные лица имеют право (на основе учредительных документов) давать руководящие указания, обязательные к исполнению.

6 Несколько организаций, в совет директоров которых входит более 50% одних и тех же людей.

7 Физлицо или юрлицо и организации, гендиректоры и/или более 50% членов совета директоров которых избраны по предложению упомянутых лиц. По этому основанию, к примеру, к одной группе принадлежат компания «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация», Московский и Казанский вертолетные заводы и еще более 10 юрлиц.


Права аффилированных лиц каким-то особым образом законодательством не установлены. Они полностью соответствуют правам других лиц, участвующих в экономике РФ. Зависимые и контролирующие организации и физлица вправе вести совместную экономическую деятельность, координировать свои стратегии развития, но не выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства.

А вот обязанностей у аффилированных лиц больше, чем у прочих субъектов рынка. В конкретном законодательном акте они не описаны, однако проистекают из общего смысла деятельности группы предприятий, связанных между собой. Эти обязанности таковы:

1 Информировать контрагентов о своей аффилированности с другими лицами в случае проведения сделок с заинтересованностью (в данном случае – когда одной из сторон сделки является аффилированное или зависимое лицо). Ответственность за нарушение этого требования наступает только в случае, когда контрагент доказал, что ущерб ему нанесен непредоставлением информации. Сделка может быть отменена.

2 Информировать о появлении аффилированности в случае приобретения более 20% акций или долей в уставном капитале другого лица. Этот пункт касается только акционерных обществ, которые обязаны публиковать отчетность в соответствии с законом. Сведения аффилированная компания публикует в течение 10 дней в официальном публикаторе данных о госрегистрации юридических лиц . Основной сложностью является контроль дочерних и зависимых компаний на предмет продажи и покупки ими небольших пакетов акций (если это разрешено Уставом фирмы). Если ваша дочерняя фирма А приобретает, скажем, 10%-ный пакет акций компании Б, а у вас уже есть 10% акций той же компании Б, то вы, сами того не подозревая, попадаете в список аффилированных лиц последней.

3 Вести список аффилированных лиц. Эта обязанность более актуальна для акционерных обществ, нежели для ООО, однако перечень должен быть и у тех, и у других. Если компания размещает свои акции на бирже, у нее появляется обязанность предоставлять список аффилированных лиц в Центробанк РФ (в составе прочей отчетности) и организатору биржевых торгов. Также эти списки должны размещаться на официальных сайтах компаний и быть в общем доступе как минимум 3 года с момента размещения и столько же – со времени каждого обновления.

Кому и для чего нужна информация об аффилированных лицах

Сведения об аффилированности фирм и физлиц должны находиться в доступе (см. п.3 следующей главы), чтобы участники сделок могли проверять контрагентов. Список аффилированных компаний необходим для того, чтобы контролировать и отчитываться перед госорганами по сделкам с зависимыми лицами, не нарушать антимонопольное и антикоррупционное законодательство.

Он упрощает процедуру одобрения сделок с заинтересованностью (не требуется получать выписки из госреестров для доказательства взаимозависимости лиц). Также эти данные предоставляются собственным акционерам/участникам ООО. Еще один адресат – налоговые и другие контролирующие органы в ходе проверок (подробнее о них – в главе об ответственности аффилированных лиц).

Другое важное предназначение данной информации – внутренний контроль и защита от недружественных поглощений. Самый простой пример – сделки по покупке пакетов акций компаний-конкурентов. Допустим, ЗАО “Первый”, имеющее 30% акций ОАО “Второй”, решило приобрести еще 21% и получить контрольный пакет этой компании. “Второго” не горит желанием продавать ценные бумаги “Первому” и попадать в полную зависимость.

Тогда “Первый” применяет следующую схему: на сына генерального директора ЗАО “Первый” регистрируется ООО “Третий”, которое и выходит с предложением купить пакет акций компании “Второй”. Поскольку у физлица аффилированных лиц быть не может, а ООО имеет право не публиковать сведения о своих аффилированных лицах, заинтересованность ЗАО “Первый” в действиях ООО “Третий” можно проследить только через отчетность компании “Первый”.

Поэтому для менеджмента ОАО “Второй” при поступлении предложения о покупке акций важно проследить возможную аффилированность потенциального покупателя, оценив его вероятную связь со своими основными рыночными конкурентами. А если этого сделано не будет, акции купит ООО “Третий”, а затем продаст их своему аффилированному лицу – ЗАО “Первый”, произойдет недружественное поглощение.

Как правильно вести список аффилированных лиц

Порядок учета аффилированных лиц для открытых и закрытых акционерных обществ, а также ООО примерно одинаков.

1 Руководитель юрлица издает приказ, в котором назначает лицо, ответственное за ведение перечня. Можно оставить контроль за собой, но целесообразнее переложить эту функцию на юриста.

2 Устанавливается частота обновления списка – раз в год, в полугодие или в квартал, все зависит от активности компании и взаимозависимых лиц на рынке акций. Законом такая частота не оговаривается.

3 Устанавливается место хранения перечня, а также срок, в который открывается доступ к нему. Если речь идет об ООО, список может храниться у гендиректора и предоставляться по требованию. ОАО обязаны размещать эти данные на своем официальном сайте. Требовать список к просмотру вправе заинтересованные лица: акционеры или участники ООО, кредитные организации.

4 Указывается лицо, имеющее право подписывать список.

Форму списка выбирает сама компания. В нем обязательно должны быть следующие пункты:

  • название фирмы, ее юридический и почтовый адреса/ ФИО и адрес для физлица;
  • дата возникновения аффилированности, событие (покупка акций, назначение на должность и т.д.).

Также здесь может присутствовать графа с размером доли в уставном капитале, которой владеет аффилированное лицо, и другая информация.

Полное

фирменное наименование (наименование для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество (если имеется) аффилированного лица

Место нахождения юрлица или место жительства физлица (указывается только с согласия физического лица) Основание, по которому лицо признано аффилированным Дата, с которой лицо признано аффилированным Доля участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества, %
9 Греф Герман Оскарович Российская Федерация, г. Москва 1. Президент, Председатель Правления Банка

2. Председатель Правления Банка

3. Член Наблюдательного совета Банка

4. Принадлежит к группе лиц Банка

28.11.2007 0,003096

Вот еще несколько примеров:

Какую ответственность несут аффилированные лица

За нарушения в информировании об аффилированности лицо может понести несколько видов ответственности.

1 Ответственность за непредоставление информации (в том числе непредоставление в требуемый срок). Если фирме нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода.

2 Ответственность за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение. Санкции предусмотрены по статье 13.25 КоАП РФ: штраф на должностных лиц от 2500 до 5000 рублей, на юрлицо – от 200 000 до 300 000 рублей.

3 Ответственность за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения.

4 Ответственность за нарушение ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была резко снижена или наоборот, повышена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам.

Проверяются взаимозависимые лица несколькими методами:

  • цены, использованные в сделке, сравниваются с рыночными;
  • цена закупки у аффилированного лица сравнивается с ценой последующей продажи сторонним потребителям;
  • сравнивается обычная для подобных сделок рентабельность с рентабельностью сделки между взаимозависимыми лицами;
  • изучается, не пошла ли часть доходов, полученных от сделки, аффилированному лицу;
  • оценивается отчетность обеих фирм по расходам: не получаются ли у одной из них расходы чрезмерными или, напротив, минимальными.

Опротестовать решение налоговиков о взыскании можно, но нужны веские доказательства. К примеру, в арбитражном суде Поволжского округа в 2016 году рассматривалось дело о предположительно заниженных ценах, по которым предприятие продавало членам своего совета директоров жилье, ранее купленное по рыночной цене. Решение о продаже принимали те же члены коллективного исполнительного органа. Однако компания представила внутреннее положение, по которому цена квартиры устанавливалась в твердой сумме более 15 лет назад и с тех пор не менялась. Суд принял решение в пользу ответчика, доводы налоговой инспекции сочтены вмешательством в законную коммерческую деятельность фирмы.

5 Ответственность за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного . Выявляют подобные нарушения налоговые органы. Признаками вывода активов из аффилированных лиц считаются такие:

  • новое юрлицо зарегистрировано во время проведения налоговой проверки аффилированной компании;
  • у новой и старой компаний совпадают фактические адреса, телефоны, сайты, виды деятельности;
  • активы аффилированной компании уменьшаются, а новой фирмы – растут примерно в той же пропорции;
  • сотрудники аффилированной фирмы переходят работать в новую компанию;
  • договоры, оформленные на прежнюю фирму, переоформляются на новую;
  • использование новой компании как посредника при операциях с аффилированной фирмой;
  • передача новой фирме брендов, логотипов и других средств индивидуализации от аффилированной компании.

6 При наличии одного или нескольких подобных признаков, подпадающих под п.2 статьи 45 НК РФ, налоговые органы получают право взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.

Пример :

В 2015 году в Верховном Суде РФ рассматривалась апелляция (№306-КГ) по делу о взыскании недоимки с взаимозависимого лица. Владелец фирмы накануне налоговой проверки зарегистрировал новое юрлицо. Название было тем же, что и у проверяемого, совпадал род деятельности, дизайн официального сайта (адрес отличался только нижним подчеркиванием), сотрудников спешно перевели в новую фирму. Руководителем обеих компаний был один и тот же человек. Никакой информации об аффилированном лице новая компания не публиковала и официально не сообщала контрагентам.

В ходе проверки выяснилось, что выручка от продажи товаров поступала не первоначальной фирме, а посреднику, которым оказалась… новая компания. Расчетов с аффилированной фирмой при этом не проводилось.

Суд вынес определение о том, что деятельность новой фирмы полностью управлялась прежним юрлицом с целью вывода активов и ухода от налогообложения. Первоначальная фирма была признана аффилированным лицом, обе компании – взаимозависимыми.

Часто задаваемые вопросы

Афиллированные и взаимозависимые лица – в чем отличие?

Взаимозависимость лиц – это частный случай аффилированности. Используется в Налоговом кодексе РФ для описания компаний, связанных общими владельцами/менеджментом, видами деятельности и т.д. В законодательстве при всей схожести описаний есть и некоторая разница между аффилированными и взаимозависимыми лицами:

  • аффилированным признается лицо, владеющее как минимум 20% акций или долей в уставном капитале другой компании; взаимозависимым – 25%;
  • взаимозависимыми могут быть компании, в которых владельцами являются не только родители, усыновители и дети, но и опекуны;
  • взаимозависимой компания может признать себя добровольно, аффилированной – только по объективным признакам.

Я – гендиректор компании, находящейся на грани банкротства. Чтобы погасить очередной платеж по налогам, выкупил у своей фирмы две машины – по цене ниже рынка, но с торгов по банкротству их продали бы еще дешевле. Может ли налоговая инспекция отменить сделку или взыскать с меня стоимость машин, поскольку я аффилированное лицо?

Еще до 2016 года подобная сделка могла быть отменена только в рамках процедуры банкротства и только если сумма продажи была существенно занижена по сравнению с рыночной. Однако с 30 ноября 2016-го в статью 45 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым налоговую ответственность за компанию-неплательщика несут не только юридические лица, но и физические. Соответственно, если в следующий налоговый период налоги не будут своевременно уплачены, вашу сделку могут посчитать попыткой вывести имущество в интересах аффилированного лица. И обяжут вас возместить рыночную стоимость автомобилей – эта сумма пойдет в счет уплаты налогов.

Я индивидуальный предприниматель, жена – владелец 25% пакета акций крупной фирмы. Я выиграл коммерческий тендер и стал поставщиком фирмы своей супруги. Будут ли сделки подпадать под отношения взаимозависимых лиц, ведь никаких преференций мне не предоставлялось?

Да, такие сделки попадают под пристальное внимание налоговых органов, поскольку в данном случае фирма супруги считается аффилированным лицом по отношению к ИП (относится к той же группе лиц). Сделки считаются коммерческими операциями между взаимозависимыми лицами. Будут исследоваться обстоятельства тендера, его условия и итоговая цена. Стоимость контракта сравнят с аналогичными в среднем по рынку. Если фирма находится в сложном финансовом положении, любые продажи взаимозависимому лицу могут рассматриваться как потенциальный вывод активов.

Заключение

Аффилированное лицо – это человек или организация, которые на законных основаниях могут влиять на деятельность других фирм. Определять стратегию их развития, распределять дивиденды, назначать руководство.

Аффилированными лицами могут быть гендиректоры и члены советов директоров компаний, владельцы пакетов в 20% акций и более, дочерние компании. Еще одна категория аффилированности – принадлежность к той же группе лиц. Группой аффилированных лиц называют предприятия, входящие в одну и ту же финансово-промышленную группу; компании, которыми владеют родственники; юрлица, управляемые одним и тем же человеком; фирмы, которыми фактически руководит одно юрлицо.

Компании, имеющие аффилированные или зависимые лица, обязаны вести их учет, ежеквартально обновляя списки.

Информация об аффилированных лицах используется другими фирмами, чтобы избежать нарушения закона при оформлении сделок с заинтересованностью. Также эти сведения запрашивает налоговая инспекция при проверке сделок между зависимым и аффилированным лицами.

Непредоставление сведений об аффилированности может быть чревато штрафами, а также отменой сделки с возмещением ущерба и упущенной выгоды. При преднамеренном выводе активов из аффилированного лица в зависимое и попытке фиктивного банкротства налоговая инспекция вправе взыскивать недоимки с зависимого общества в безакцептном порядке (автоматически без согласия лица).

Видео на десерт: Косяк лосося переходит автомобильную дорогу

Проверка аффилированности и взаимозависимости необходима для того, чтобы избежать рисков в гражданско-правовых отношениях, а также налоговых рисков, связанных с признанием отношений с контрагентом необоснованной налоговой выгодой.

Понятие аффилированных и взаимозависимых лиц

Аффилированные лица

Физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

На основании статьи 53.2 ГК РФ, если наступление правовых последствий зависит от наличия между лицами взаимосвязи, то наличие или отсутствие таких отношений определяется законом. А вот Налоговый кодекс оперирует понятием «взаимозависимости».

Согласно статье 105.1 НК РФ под взаимозависимостью понимаются:

  • организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 %;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
  • организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;
  • организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

При этом к признакам аффилированности и взаимозависимости относится как прямое, так и косвенное участие одной организации в другой.

Пример прямого участия

Пример косвенного участия

Поэтому для проверки аффилированности нужно удостовериться не только в прямом, но и в косвенном участии одной организации в другой.

Зачем проверяют аффилированность?

Аффилированность и взаимозависимость необходимо проверять по многим причинам.

  • Во-первых, проверка аффилированности позволяет установить взаимосвязи между участниками крупных проектов, сделок, требующих одобрения, что позволяет снизить риски увеличения расходов или «увода» средств в аффилированные компании.
  • Во-вторых, зная об аффилированности лиц, возможно выявить различные мошеннические схемы, признаки недобросовестности при осуществлении сделок.
  • В-третьих, взаимозависимость является признаком необоснованной налоговой выгоды. По таким сделкам придется доказывать ценообразование, использовать методы ценообразования, предусмотренные налоговым законодательством.
  • В-четвертых, можно избежать судебных споров и штрафных санкций. Например, налоговики могут проверять соответствие цен по сделкам между взаимозависимыми лицами по актуальным рыночным ценам. Если в результате проверки обнаружится занижение цены, то налоги доначислят, как если бы цена сделки была рыночной, аналогичной ценам по сделкам между компаниями, которые взаимозависимыми не являются.

Пример

В Определении Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 по делу N суд рассмотрел дело о доначислении налогов по сделке между взаимозависимыми лицами, и пришел к мнению о нерыночном ценообразовании. Общество на основании договора от 05.04.2011 N 05/04/2011 налогоплательщиком в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дубовец» передано право собственности на здание по цене 9 440 000 рублей. Также были заключены аналогичные договоры в отношении других объектов недвижимости, которые были проданы одноименному обществу с ограниченной ответственностью «Деловой центр Минаевский» по цене 950 000 рублей, обществу с ограниченной ответственностью «Строитель», по цене 710 000 рублей. Налоговая инспекция провела экспертизу и выяснила, что на дату совершения сделки стоимость имущества составляла 273 656 000 рублей, вместо примененной сторонами сделки 9 440 000 рублей.

Как проверить контрагента на аффилированность?

Проверка контрагента на аффилированность - непростая задача, ведь компания может скрывать свои связи. Да и сами сотрудники компании не всегда знают, что генеральный директор или учредитель одновременно основал другую компанию и совершает сделки.

Многие компании используют механизм заверений, когда в договор включается оговорка о том, что фирма не имеет аффилированных лиц, но такая оговорка не гарантирует на 100% то, что контрагент сообщит достоверную информацию.

Самым же распространенным вариантом проверки является проверка в Интернете по косвенным признакам, а также проверка по свидетельству ЕГРЮЛ, размещенному на сайте ИФНС, которое можно найти по наименованию или ИНН компании. Но недостатком этого способа проверки контрагентов является то, что узнать из открытых источников все аффилированные компании непросто, ведь такие источники, как правило, не публикуются.

Проще проверить контрагента через . Сервис автоматически определяет факторы риска у той или иной компании. Например, мы хотим заключить договор с обществом с ограниченной ответственностью. Через строку поиска находим нужную компанию, открываем её карточку и переходим в раздел «Факторы риска».

Один из факторов, который мы видим - «массовый учредитель». Не всегда подобные риски являются определяющими факторами, из-за которых стоит расторгать договор или отказываться от сделки. Однако на это следует обратить внимание и дополнительно проверить.

Массовый адрес регистрации, массовый учредитель и руководитель - это одни из главных признаков, по которым налоговики определяют «однодневки». Сотрудничество с такими фирмами чревато для компании обвинением в получении необоснованной налоговой выгоды и доначислением налога на прибыль и НДС. Персона может является массовым учредителем в 50 компаниях и возможным учредителем еще в 3-х. Возможное участие показывает как раз косвенное участие, то есть косвенную аффилированность.

Кроме того, проверить аффилированность можно, зная фамилию, имя и отчество генерального директора или участника компании. Для этого в Casebook удобно использовать поиск по персонам. Система покажет, в каких организациях данное лицо является учредителем и генеральным директором.

Таким образом, достаточно легко вычислить аффилированные компании по наименованию или конкретному лицу. Также можно проверить топ-менеджеров или членов совета директоров. Подобная проверка может понадобиться при принятии важного решения о приобретении активов, покупки компании и проведении due diligence сделки.

Для дополнительной безопасности в сервисе можно изучить ранее действующие компании, в которых определенное лицо являлось директором или учредителем. Такая проверка позволяет проследить историю участия этого человека в различных компаниях, увидеть, почему те или иные лица закрывались и какие у них были проблемы.

Существуют и другие сервисы для проверки аффилированности и поиска факторов риска. Уникальность же в том, что в несколько кликов можно не только провести проверку связанных компаний, но и оценить судебные перспективы работы с тем или иным контрагентом, количество арбитражных и дел СОЮ, то есть провести более глубокую проверку.

Для разработки понятия аффилированности важно, каковы правовые последствия ее установления. Для обеспечения прозрачности взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при которой понятно, кто влияет на политику и определяет решения той или иной организации, законодательство устанавливает требования к учету и информированию юридическим лицом других участников предпринимательского оборота и государственных органов о наличии у него аффилированных лиц.

Согласно ст.

89 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО хозяйственные общества должны хранить списки своих аффилированных лиц. Согласно Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг открытые и закрытые акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты его окончания. Акционерные общества, обязанные в соответствии с указанным положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, должны опубликовывать список аффилированных лиц и изменения к нему в сети Интернет.

Важно отметить, что и сами аффилированные лица обязаны в письменной форме уведомить акционерное общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п. 2 ст. 93 Закона об АО). В случае если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба (п. 3 ст. 93 Закона об АО).

Информация об аффилированных лицах в части данных об операциях между организациями, представляющими бухгалтерскую отчетность, и аффилированными лицами подлежит раскрытию и является частью бухгалтерской отчетности коммерческих организаций согласно Положению по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" (ПБУ 11/2000) . Под операцией по смыслу этого положения понимается любая сделка по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом: приобретение и продажа товаров, работ, услуг, аренда имущества, передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций и др. Перечень операций, требующих отражения в бухгалтерской отчетности, является открытым. В Положении делается попытка определить "контроль" и "значительное влияние" одной организации на осуществление предпринимательской деятельности другой.

Положение не распространяется на кредитные организации.

Так, организация или физическое лицо признаются контролирующими другую организацию, когда такая организация или физическое лицо имеет право: -

распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 50% голосующих акций акционерного общества или более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью; -

распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% голосующих акций акционерного общества или более чем 20% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью и имеет возможность определять решения, принимаемые в этих обществах.

Организация или физическое лицо согласно Положению оказывает значительное влияние на другую организацию, когда имеет возможность участвовать в принятии решений другой организацией, но не контролирует ее.

Заметим, что возможность участвовать в принятии решения имеет любой акционер или участник общества с минимальной долей в уставном капитале. "Неуклюжесть" содержащейся в рассматриваемом Положении формулировки, на наш взгляд, свидетельствует об ошибочности подхода определять экономическую зависимость в нормативных актах любой иерархии и с неоправданным своеобразием.

Положение основывается на "демократическом" принципе, предусматривая, что перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, в соответствии с Положением, ИСХОДЯ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И АФФИЛИРОВАННЫМ ЛИЦОМ С УЧЕТОМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ПРИОРИТЕТА СОДЕРЖАНИЯ ПЕРЕД ФОРМОЙ (выделено мною.

И.Ш.).

Представляется интересным, что Положение вводит и определяет (правда, в сноске к п. 9) еще одно понятие - "группа взаимосвязанных организаций", под которой понимает объединение дочерних и зависимых обществ. Группа взаимосвязанных организаций может раскрывать информацию об операциях с аффилированными лицами в сводной бухгалтерской отчетности.

О соотношении понятий "аффилированные лица" и "лица, заинтересованные в совершении сделки"

Для наиболее четкого понимания категории аффилированности следует остановиться на его сравнении со смежным понятием корпоративного права, в основе которого также лежит экономическая зависимость субъектов - "лица, заинтересованные в совершении сделки" . Следует отметить, что цели регулирования этих правовых категорий в законодательстве различны. Цель специального правового регулирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, - в ведении дополнительного контроля со стороны общего собрания и совета директоров хозяйственного общества за деятельностью исполнительных органов, которые способны воспользоваться имеющимися у них полномочиями и в собственных интересах совершить сделку, невыгодную обществу, например, произведя отчуждение принадлежащего ему имущества по цене ниже рыночной или, наоборот, приобретя имущество по завышенной стоимости. Нормы, регулирующие сделки с заинтересованностью, направлены на преодоление возможного "конфликта интересов" различных субъектов корпоративных отношений, на предотвращение непредвиденной утраты контроля над корпорацией.

Следует согласиться со специалистами, которые считают неудачным применение термина "заинтересованность" по отношению к сделке. В.В. Лаптев правильно подметил, что "в широком смысле слова заинтересованность имеется в совершении каждой сделки" (Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999. С. 100). Действительно, иначе сделка просто бы не состоялась. По сути, правильнее было бы, как предлагают авторы Концепции развития корпоративного законодательства, именовать в ст. ст. 81 - 84 Закона об АО лиц, "заинтересованных в совершении обществом сделки", лицами, "у которых может возникнуть конфликт интересов при совершении обществом сделки".

Целеполагание законодателя при регулировании сделок с заинтересованностью в принципе единодушно воспринимается в научной доктрине. Так, А.В. Габов пишет: "Выявление и преодоление конфликта интересов, а в случае невозможности преодоления - обеспечение экономической эффективности совершаемой сделки и есть главная экономическая цель специального нормирования заинтересованных сделок в современном российском праве" . Определяя причины особого правового режима совершения сделок с заинтересованностью, С.Э. Жилинский отмечает, что положения Закона направлены на то, чтобы заключаемые от имени акционерного общества договоры не наносили ущерб обществу, ибо их могут лоббировать ("пробивать") влиятельные в обществе лица не в интересах акционерного общества, а в интересах тех, с кем это общество заключает договоры.

Габов А.В. Сделки с заинтересованностью. Практика акционерных обществ. М., 2004. С.

См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 2-е изд. М., 1999. С. 230.

Задачи, связанные с наличием в законодательстве категории аффилированности, как следует из изложенного, значительно шире.

Лица, заинтересованные в совершении обществом сделки, определяются для конкретной сделки, и если хозяйственное общество не совершает сделки, то таковые лица вообще не появляются. Аффилированность - связь более устойчивая, существующая у хозяйственного общества более или менее постоянно, независимо от факта совершения той или иной сделки. Это делает возможным исполнение требований законодательства о хранении хозяйственными обществами списков своих аффилированных лиц (ст. 89 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО).