Особенности таможенной территории. Понятие и правовой режим таможенной территории и таможенной границы таможенного союза

В учреждениях, где ведут суммированный учет рабочего времени, часто случаются недоработки и переработки. В результате возникают лишние расходы, в том числе нецелевые. Чтобы справиться с этой проблемой, скорректируйте графики работы сотрудников.

Когда применяют суммированный учет рабочего времени

Во многих учреждениях режим работы сотрудников не укладывается в рамки восьмичасового рабочего дня с перерывом на обед. Например, у водителей и медиков. Для таких сотрудников можно ввести суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК). При суммированном учете ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени может отклоняться от установленной нормы. Но в течение учетного периода все переработки нужно компенсировать за счет недоработок.

Как учреждение будет вести суммированный учет, пропишите в правилах трудового распорядка.

  1. Определите дневную и месячную нормы рабочего времени.
  2. Составьте график работы.
  3. Выберите учетный период.

Когда учреждение вводит суммированный учет рабочего времени, оно меняет условия труда персонала. Об этих изменениях работодатель обязан извещать сотрудников не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК).

Посчитайте нормы рабочего времени

Норму рабочего времени определяйте по производственному календарю исходя из нормальной продолжительности рабочей недели для данной категории сотрудников. Например, по общему правилу нормальная продолжительность рабочей недели равна 40 часам (ч. 2 ст. 91 ТК). Для лиц в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю (абз. 2 ч. 1 ст. 92 ТК). Чтобы определить дневную норму, норму часов в неделю разделите на количество рабочих дней. При норме 40 часов в неделю дневная норма будет 8 часов (40 ч: 5 дн.). Норму рабочего времени в предпраздничный день сократите на час.

При подсчете нормы исключите периоды, когда сотрудник не работал, но за ним сохранялось место работы: время болезни, отпуска и т. п. Пропорционально уменьшите норму, если человек устроился на работу не с начала календарного месяца. Это правило действует для сотрудников как с окладом, так и с часовой ставкой.

Для тех, кто работает в режиме сокращенного рабочего времени, продолжительность рабочей недели меньше 40 часов. Например, рабочая неделя врача-дерматолога составляет 36 часов. Его дневная норма рабочего времени - 7,2 часа (36 ч: 5 дн.).

Чтобы определить дневную норму для совместителя, умножьте недельную норму рабочего времени по данной должности на долю ставки.

Заведующий терапевтическим отделением работает по совместительству врачом-терапевтом на 0,45 ставки.

Недельная норма рабочего времени для врача-терапевта - 39 часов. Уменьшите норму часов в связи с работой на неполную ставку. Получится 17,55 часа (39 ч × 0,45 ставки). Затем посчитайте дневную норму. Она равна 3,51 часа (17,55 ч: 5 дн.). Переведите ее в часы и минуты:

3 ч + 0,51 ч × 60 мин. = 3 ч 31 мин.

В предпраздничный день дневная норма будет меньше на час - 2 часа 31 минуту.

Составьте график работы

Работодатель составляет график работы сотрудника на весь учетный период. В графике отразите:

  • время начала и окончания работы;
  • продолжительность рабочего дня;
  • количество рабочих и выходных дней;
  • перерывы между сменами для сотрудников с графиками сменности.

На некоторых видах работ невозможно выделить время для отдыха (например, сторожу, охраннику). В таких случаях работодатель предусматривает для сотрудников возможность приема пищи в рабочее время. Это время нужно оплачивать. Перечень подобных работ, а также места для приема пищи установите в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 108 ТК).

По сменному графику работают сторожа, дежурные, медики. С графиками сменности ознакомьте персонал не позднее чем за месяц до начала работы (ст. 103 ТК).

По соглашению с работодателем сотруднику могут установить режим гибкого рабочего времени. Начало, окончание и общая продолжительность рабочего дня или смены работник и учреждение определяют в дополнительном соглашении к трудовому договору. Руководитель отражает данную информацию в приказе. На основании этих двух документов составляют графики на весь учетный период (ст. 102 ТК).

Когда график готов, оцените, сможет ли сотрудник вырабатывать норму времени и не будет ли переработок. Если у вас получилась норма часов больше, не применяйте такой график. Выберите другой учетный период, чтобы исключить переработки.

График работы, который вы составили на учетный период, может поменяться. Это происходит, когда сотрудники берут незапланированные отпуска, болеют и увольняются. В таких ситуациях вносите коррективы уже не в график, а в табель. График и табель совпадать не будут.

Табельщик считает отработанное время и сравнивает с нормой за учетный период.

Выберите учетный период

Определите, какой учетный период подойдет для вашего учреждения: месяц, два месяца, квартал или год. Год может быть не только календарным (ст. 104 ТК).

Для сотрудников, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, учетный период не может превышать три месяца. Но иногда и этот учетный период, и установленная продолжительность рабочего времени сотрудников не позволяют соблюсти норму из-за характера или условий работы. В таком случае Трудовой кодекс допускает возможность увеличить учетный период до года. Для этого учреждение должно заключить отраслевое или межотраслевое соглашение и прописать все условия в коллективном договоре (ст. 104 ТК).

Для некоторых специальностей работодатель не может выбрать учетный период самостоятельно, так как он указан в законодательстве. Например, для водителя учетный период - месяц, для медиков - три месяца. Чем короче учетный период, тем проще вести расчеты с работниками. Если в законодательстве отсутствуют ограничения по количеству месяцев, установите, что учетный период − один месяц.

Соотносите график работы с учетным периодом

Удобнее составлять график работы и выбирать учетный период параллельно, чтобы исключить переработки и недоработки. При оценке и выборе учетного периода обратите внимание на особенности рабочего графика сотрудника. Если рабочие дни равномерно чередуются с выходными, учреждению лучше подойдет учетный период продолжительностью два месяца, полугодие или год, чтобы переработки в одной половине учетного периода перекрывали недоработки в другой.

Если из графика видно, что сотрудники не будут вырабатывать нормы, измените учетный период или скорректируйте график. Тем, кто отработал все часы по графику, положен полный заработок. Постоянные недоработки учреждение должно оплачивать в размере не ниже среднего заработка (ст. 155 ТК). Для бюджетного учреждения это нецелевое использование средств.

Часто у учреждений возникают лишние расходы из-за суточной работы сторожей. Если в организации трудятся четыре сторожа и принят учетный период один год, проблем не возникает. Но есть учреждения, где учетный период по закону − три месяца. Когда сторожа работают сутки через трое, а учетный период − три месяца, возможны переработки. Если профсоюз против работы сверхурочно, можно принять еще одного сторожа на работу по совместительству. Он будет выходить только в те смены, которые приводят к пеработке у основных сотрудников.

Пример 2. Сторожам отдела общего обеспечения установили график сутки через трое.

Учетный период в организации − один месяц. Оплата по окладу. Рабочий период − март 2018 года, норма дней - 20. Норма часов для сторожей в марте 2018 года равна 159 часов (8 ч × 19 дн. + 7 ч).

График сменности сторожей смотрите в образце.

Образец. График сменности для сторожей

Установите систему оплаты труда

При суммированном учете используют повременную систему оплаты труда. Зарплату считайте исходя из должностного оклада или часовой тарифной ставки.

Сотруднику установили оклад. За месяц начислите оклад пропорционально количеству фактически отработанных по графику дней. Если месяц отработан полностью, то сотрудник получает весь оклад за весь месяц. Если по итогам учетного периода возникла переработка, оплатите ее как сверхурочные часы.

Работнику установили почасовую оплату. Чтобы посчитать зарплату за месяц, умножьте часовую тарифную ставку на количество часов.

Сверхурочная работа

Переработки. При суммированном учете вся работа сверх нормального количества часов за учетный период − сверхурочная (ст. 99 ТК). Работник не должен трудиться сверхурочно более четырех часов подряд в течение двух дней. За год сверхурочных часов не должно быть больше 120 (ст. 99 и 152 ТК). Количество сверхурочных часов считайте только при закрытии учетного периода.

Все часы сверхурочной работы оплачивайте в повышенном размере: первые два часа − не менее чем в полуторном, следующие часы − не меньше чем в двойном. В каком размере учреждение будет доплачивать за переработки, пропишите в коллективном и трудовом договорах.

Недоработки. Для оплаты недоработанных часов выясните причину недоработки. Возможны три варианта.

В недоработке виноват сотрудник. Например, он опаздывал, прогуливал и др. В этом случае неотработанные часы не оплачивайте.

Виноват работодатель. Обычно причина в том, что неверно составили график. Тогда начислите сотруднику зарплату за фактически отработанное время и сравните со средним заработком. Если сумма из отработанных часов получилась меньше среднего заработка, доплатите разницу до среднего заработка.

Повлияли обстоятельства, которые не зависели от воли сторон. Неотработанные часы оплачивайте в размере 2/3 тарифной ставки (оклада), которую рассчитайте исходя из фактически отработанного времени (ст. 155 ТК).

Работа в ночное время

Персонал с суммированным учетом рабочего времени часто работает в ночную смену. Ночные часы начинаются в 22.00 и заканчиваются в 6.00 (ч. 1 ст. 96 ТК). Каждый час работы в ночное время оплатите в повышенном размере (ст. 154 ТК). Минимальный размер оплаты одного часа - 20 процентов от часовой тарифной ставки или оклада, рассчитанного за час работы ночью. Об этом сказано в постановлении Правительства от 22.07.2008 № 554. В некоторых учреждениях сотрудники получают оплату в большем размере по внутриотраслевым или внутриведомственным документам, принятым до того, как постановление вступило в силу. В таком случае продолжайте руководствоваться ими.

Размеры оплаты в ночное время зафиксируйте в коллективном, трудовом договоре и ЛНА.

Работа в выходные и праздничные дни

У работника с суммированным учетом рабочего времени смены в графике могут совпадать с выходными днями. Оплачивайте их как обычные рабочие дни. Время, отработанное в выходные дни, включайте в количество часов учетного периода.

Работу в нерабочий праздничный день оплачивайте не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК). Работодатель может установить иной, больший размер оплаты. Укажите особые условия оплаты в трудовом, коллективном договоре и иных ЛНА вашей организации.

Стандартная 40-часовая рабочая неделя - наиболее распространенный, но далеко не единственный режим труда и отдыха, применяемый в современных условиях. График работы персонала любого предприятия зависит от множества факторов и строится с учетом специфики производственного процесса.

Часто у работодателя нет возможности распределить смены таким образом, чтобы каждый сотрудник отрабатывал строго по 40 часов в неделю. Скользящие выходные и сменный режим работы приводят к тому, что количество отрабатываемых часов меняется от недели к неделе, превышая или недотягивая до нормы. В этом случае применяется суммированный учет. Это особый способ подсчета отработанных часов, позволяющий компенсировать переработки в одном периоде недоработками в другом, чтобы в итоге выйти на нормальную продолжительность рабочего времени .

Важно! В 2017 году норма времени при суммированном учете рабочего времени устанавливается с учетом категории работников и может быть разной - от 40 часов в неделю в общих случаях до 24 часов в неделю для сотрудников в возрасте до 16 лет (ст.92 ТК РФ). Если у вас работают инвалиды I или II группы, несовершеннолетние и представители других льготных категорий, не забудьте снизить нормы рабочего времени!

Скачайте документы по теме:

Суммированный учет рабочего времени: общие правила

Порядок, в котором применяется суммированный учет рабочего времени, установлен ст.104 ТК РФ. Основным условием для его внедрения считается невозможность или нецелесообразность применения поденного либо понедельного учета. С этой проблемой сталкиваются, в первую очередь, непрерывно работающие промышленные предприятия и организации, сотрудники которых:

работают в две, три или четыре смены (ст.103 ТК РФ) или по «скользящему» графику (ст.100 ТК РФ);

придерживаются гибкого графика работы, при котором продолжительность рабочего дня устанавливается по соглашению сторон и может часто меняться (ст.102 ТК РФ);

трудятся в режиме «вахты», выполняя должностные обязанности вне места постоянного проживания (ст.300 ТК РФ).

Заработная плата в условиях суммированного учета начисляется в соответствии с применяемой работодателем системой оплаты труда - повременной или сдельной . Чаще всего устанавливается фиксированная дневная либо часовая тарифная ставка . Зная тарифную ставку и точное количество отработанных в учетном периоде часов или дней, можно точно рассчитать сумму выплаты, причитающейся сотруднику.

Учетный период при суммированном учете рабочего времени

Поскольку ни поденный, ни понедельный учет при суммированном учете рабочего времени не ведется, а общая еженедельная норма - не соблюдается, для ведения отчетности устанавливается нестандартный, более длительный учетный период. Его продолжительность определяется по принципу целесообразности. Это может быть месяц, два месяца, квартал, полугодие, год - все зависит от специфики производства. Главное - выбрать такой период, при котором нагрузка на персонал распределяется равномерно, а переработки своевременно компенсируются отдыхом.

Закон ограничивает максимальную продолжительность учетного периода календарным годом (ч.1 ст.104 ТК РФ). Превышать этот показатель нельзя. А если речь идет о вредном или опасном производстве, лимит допустимой продолжительности учетного периода сокращается до трех месяцев, но с некоторыми оговорками.

Так, если есть веские причины технологического или сезонного характера, не позволяющие устанавливать настолько короткий учетный период, его разрешено увеличить. Но только для отдельных категорий работников, занятых на вредных или опасных производствах, и только на основании коллективного договора либо специального соглашения (отраслевого или межотраслевого). И даже в этом случае он не может длиться более одного года.

Важно: действующие правила нормирования труда водителей ограничивают максимально допустимую продолжительность учетного периода одним календарным месяцем (п.8 «Положения», утвержденного приказом Минтранса России №15 от 20.08.2004г.).

График работы при суммированном учете рабочего времени

Независимо от особенностей учетной системы, используемой работодателем, возникает потребность в точном инструменте подсчета отработанных персоналом часов, дней и недель. Поэтому график учета рабочего времени при суммированном учете в 2017 году придется вести обязательно. Сотрудники будут заранее осведомлены о режиме, в котором им предстоит работать, а работодатель избежит неточностей в итоговых расчетах. Стандартный график учета (суммированного учета рабочего времени в 2017 году) может выглядеть следующим образом:

График составлен на месяц. Поэтому в верхней части таблицы указаны все числа месяца, а в нижней, напротив фамилий сотрудников, проставлены коды «Р» и «В», обозначающие рабочие и выходные дни. Если график составляется для сотрудников, выходящих на работу в режиме «сутки через трое», рекомендуется установить как можно более продолжительный учетный период - например, полгода или год.

Обратите внимание! Нельзя устанавливать режим работы «сутки через трое» или любой другой круглосуточный график водителям, специалистам по техобслуживанию и ремонту самолетов гражданской авиации, а также другим категориям работников, которым закон категорически запрещает работать свыше 10-12 часов в сутки.

При режиме работы «два дня через два» удобно использовать учетный период, кратный двум месяцам (то есть 2, 4, 6, 8 месяцев и так далее). Это позволит компенсировать недоработки в одном из месяцев переработками в другом, не выходя за рамки одного учетного периода. График работ вводится в действие отдельным приказом и не требует согласования с профсоюзом (в отличие от графика сменности ).

Переход на суммированный учет рабочего времени в 2017 году

Выбранный работодателем принцип подсчета отработанных часов обязательно нужно отразить в локальных нормативных документах предприятия - например, в правилах внутреннего трудового распорядка . Поэтому еще на этапе их разработки необходимо внести в проект соответствующие пункты.

Некоторые организации, помимо прочего, разрабатывают отдельный узконаправленный документ - «Положение о суммированном учете рабочего времени». В нем подробно прописываются нюансы выбранной системы, обязанности сотрудников, занимающихся сбором и систематизацией данных об отработанном времени, а также перечисляются должности, на которые распространяется действие документа. Ведь нередко особые правила учета вводятся только в отношении отдельных категорий персонала, в то время как остальной коллектив спокойно трудится в режиме обычной 40-часовой недели.

А как быть, если раньше суммированный способ учета на предприятии не применялся, но с определенного момента в нем возникла потребность? Понадобится приказ, вносящий необходимые изменения в правила внутреннего трудового распорядка. Но на практике придется сначала согласовать нововведение с представительным органом работников (профсоюзом) в порядке, установленном ст.372 ТК РФ.

Приказ составляется в произвольной форме. Если новый способ учета отработанного времени вводится не для всего коллектива, а только для отдельных должностей, их необходимо перечислить в тексте документа. В распорядительной части могут содержаться поручения ответственным должностным лицам - «оформить дополнительные соглашения с работниками », «разработать и довести до ведома персонала новые графики работ» и т. д.

Как вести суммированный учет рабочего времени в 2017 году

Впервые сталкиваясь с необходимостью вести суммарный учет рабочего времени при сменном графике или в условиях гибкого режима, даже опытные кадровики поначалу допускают ошибки. Это объясняется огромным количеством всевозможных нюансов, о которых приходится помнить - от нестандартной продолжительности учетного периода до необходимости постоянно следить за количеством переработок и своевременно их компенсировать. Даже при сложноорганизованном графике работы нужно соблюдать ключевые положения трудового законодательства, а именно:

не допускать выхода одного и того же сотрудника на работу в течение двух и более смен подряд (ст.103 ТК РФ);

устанавливать персоналу обеденный перерыв, продолжительность которого укладывается в отведенные законодателем временные рамки - не менее получаса и не более двух часов (ст.108 ТК РФ);

сокращать продолжительность ночных смен по сравнению с дневными на 1 час (ст.96 ТК РФ);

представлять сотрудникам еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов (ст.110 ТК РФ).

Все эти правила приходится учитывать при составлении графика. Обычно должностное лицо, которое ведет суммированный учет рабочего времени при сменном графике, исходит из фактической продолжительности производственных смен. С учетом этого показателя выбирается наиболее выгодная продолжительность учетного периода.

Важно: при суммированном учете подсчитываются только фактически отработанные часы (не включая обеденный перерыв), а не рабочий день полностью, с начала и до конца.

Норму рабочего времени удобнее всего определять по производственному календарю. Это в высшей степени полезный документ, в котором уже произведены все необходимые подсчеты - вплоть до уменьшения продолжительности работы накануне нерабочих праздничных дней, как того требует ст.95 ТК РФ. Ежегодно Минтруд готовит и публикует производственный календарь на предстоящий год. Узнать, что ждет нас в наступающем году, поможет статья «Минтруд уже подготовил проект производственного календаря на 2018 год » с обзором предлагаемых переносов выходных дней и датами новогодних каникул.

Суммированный учет рабочего времени и оплата сверхурочных

О важности соблюдения законодательных требований к нормированию рабочего времени персонала знает каждый работодатель. Иногда допускаются небольшие отклонения от нормы - на несколько часов, один день или смену. А длительная переработка, изначально заложенная в графике, однозначно вызовет претензии со стороны ГИТ и может привести к административному наказанию - штрафу по ст.5.27 КоАП РФ. Поэтому составлять график работы следует таким образом, чтобы избежать заведомых недоработок и переработок.

Но даже продуманный план могут разрушить непредвиденные обстоятельства. Запланированные смены могут смещаться, сотрудники - отсутствовать на работе или, напротив, трудиться сверхурочно . В последнем случае возникает переработка (например, если из-за опоздания сменщика сотрудник отработал пару часов сверх нормы). Как поступить в такой ситуации?

Оплата переработок согласно закону (ч.1 ст.152 ТК РФ):

  1. первые два часа переработки оплачиваются не менее чем в полуторном размере;
  2. все последующие - не менее чем в двойном.

Имейте в виду: при суммированном учете полуторной оплате подлежат не первые два часа переработки в учетном периоде, а первые два часа каждого дня (смены), отработанные сверх нормы рабочего времени по графику. Именно такого мнения придерживается Верховный суд РФ (см. определение №АПЛ12-711 от 27.12.2012г.).

Ради справедливости стоит отметить, что не всегда этот вопрос решался столь однозначно. Ранее предлагалось оплачивать в полуторном размере только первые два часа работы сверх нормы в рамках одного учетного периода. За остальные сверхурочные часы, по логике, должна была начисляться как минимум двойная плата. Но документ с данным предложением не носил нормативного характера. Речь идет о письме заместителя Департамента заработной платы , охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России №22-2-3363 от 31.08.2009г.), которое в настоящее время никак не влияет на ситуацию с оплатой сверхурочных часов.

Важно: работник вправе выбрать отгул вместо денежной компенсации переработки. Работодатель обязан пойти ему навстречу и предоставить на основании письменного заявления дополнительное время отдыха (не менее, чем количество отработанных сверхурочно часов).


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Какой бы ни была предпочитаемая работодателем системы учета, строго запрещено привлекать к сверхурочной работе беременных женщин и несовершеннолетних сотрудников. О существующих законодательных ограничениях на переработку читайте в статье « ». Она дает аргументированные ответы на самые наболевшие вопросы - как документально оформить часы сверх нормы, должен ли работник давать письменное согласие, и в каких случаях обязательно учитывается мнение профсоюза.

Суммированный учет рабочего времени: примеры расчета

Поможет понять, как ведется суммированный учет рабочего времени, пример расчета зарплаты по двум разным системам - окладной и тарифной.

Окладная система оплаты труда предполагает одинаковый размер зарплаты при отработанной норме часов. Даже если норма пересматривается и уменьшается, оклад все равно выплачивается в полном размере.

Предположим, на предприятии действует суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью в год. Сотрудник работает в режиме «два через два» (с одиннадцатичасовыми сменами и двумя выходными) на должности с окладом 15 000 рублей, при этом отрабатывает по графику 16 дней (176 часов) в месяц. А затем работодатель в один из месяцев делает дополнительный выходной, например, в связи со снижением объема заказов в предпраздничный день. Сотрудник в результате отрабатывает меньше, чем обычно - всего 165 часов вместо положенных 176. Но организация все равно обязана выплатить ему полный месячный оклад в размере 15 000 рублей.

При тарифной системе подход меняется. При расчете зарплаты учитывается количество фактически отработанных часов и размер часовой тарифной ставки.

Рассмотрим пример сотрудника, работающего по тому же графику («два через два», смены продолжительностью 11 часов), но не на окладе, а с часовой тарифной ставкой 90 рублей. Отрабатывая полную норму по графику (все те же 176 часов), он получает месячную зарплату в размере 15 840 рублей. А если отработает всего 165 часов в месяц - получит 14 850 рублей, поскольку работодатель оплачивает ему лишь фактически отработанное время.

Разберемся на простом примере, как оплачивается переработка. Предположим, труд сотрудника оплачивается по часовой тарифной ставке в 100 рублей. Учетный период - месяц, установленная работодателем месячная норма отработанного времени равна 176 часам.

Сотрудник неоднократно заменял хронически опаздывающего сменщика и к завершению учетного периода отработал 190 часов. Следовательно, накопилось 14 сверхурочных часов, которые необходимо оплатить по повышенному тарифу. Выясняем, в какие дни сотрудник задерживался на рабочем месте не по графику, и оплачиваем первые два часа переработки после окончания смены по полуторному тарифу (150 рублей за час), а остальное сверхурочно отработанное время - по двойному (200 рублей за час).

Важно: каждый работодатель обязан соблюдать требование ч.5 ст.99 ТК РФ, ограничивающей максимальную продолжительность сверхурочной работы для отдельно взятого сотрудника 120 часами в год. Кроме того, она не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд.

Работодатель обязан вести учет времени, которое сотрудник фактически отработал. В организации вводят суммированный учет рабочего времени из-за специфики деятельности. При этом надо соблюдать следующие правила.

Правило 1. Суммированный учет рабочего времени вводят в строго определенных случаях

Согласно ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Это касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Суммированный учет вводится как в целом по организации, так и для определенных категорий работников. Например, проводникам, продавцам, охранникам и другим категориям работников.

Суммированный учет рабочего времении надо вводить, если:

  • работа круглосуточная;
  • в организации применяется междусменный режим работы;
  • есть работники, котором установлено гибкое рабочее время;
  • при вахтовом методе работы — в этом случае введение суммированного учета обязательно.

Некоторым работникам суммированный учет рабочего времени устанавливают на основании нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Например, водителям автомобилей, если невозможно соблюдать нормы ежедневной (еженедельной) продолжительности рабочего времени, устанавливают суммированный учет с учетным периодом в месяц (п.8 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 №15) .

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н.

При подсчете нормы рабочего времени исключаются периоды, когда работник фактически не работал. Например, был в отпуске, на больничном, в командировке, проходил профессиональное обучение и пр.

Если работник в учетном периоде отработал все дни по графику (не был в отпуске, на больничном, в командировке и т д.), то норма часов за учетный период будет соответствовать норме часов за месяцы этого периода по производственному календарю.

Пример: в ООО «Прогресс» работает Алексей Сушкин, которому установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период — месяц. Этот сотрудник занят на работах с вредными условиями труда, то есть продолжительность рабочей недели данной категории работников не может составлять более 36 часов в неделю.

  1. Определяем норму часов на июль с учетом времени, когда работник был в отпуске. Указанная норма будет рассчитываться по правилам, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н. Согласно данному документу, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается так: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.
    36/5 * 23 рабочих дня = 165,6 ч. - эта норма указана в производственном календаре.
    23 — это количество рабочих дней в июле по календарю пятидневной рабочей недели.
  2. Определяем норму рабочего времени на июль с учетом времени отпуска.
    На период отпуска, с 1 по 10 июля, приходится 8 рабочих дней. Соответственно, норма на июль 2016 года будет:
    165,6 - (36/5 х 8 рабочих дней) = 165,6 - 57,6 = 108 часов.

Если учетный период состоит из нескольких месяцев, сначала определяют норму рабочих часов за каждый месяц, а затем полученные результаты складывают.

Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Правило 4. Введение суммированного учета должно быть правильно оформлено

Суммированный учет вводится приказом руководителя и фиксируется в правилах внутреннего трудового распорядка. Если в организации есть профсоюз, то важно его мнение о данном режиме рабочего времени.

Работников надо обязательно ознакомить с приказом о введении суммированного учета.

Правило 5. Суммированный учет предполагает обязательное наличие графика работ

Работники должны знать свой график работы, поэтому наличие такого документа как график работ обязательно.

Если суммированный учет устанавливается работникам со сменным графиком (то есть, предполагается выполнение работы несколькими работниками), то в обязательном порядке должен быть составлен график сменности.

График работ и график сменности - понятия разные.

Сменная работа — это работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг (ст. 103 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. То есть, если в организации составляется график сменности на июль 2018 года, то не позднее 31 мая 2018 года работников необходимо с этим графиком ознакомить.

А вот порядок ознакомления с графиком работ законодательно не установлен, поэтому правилами внутреннего трудового распорядка следует этот порядок установить.

При составлении графика сменности следует помнить, что работа в течение двух смен подряд запрещается.

Рекомендуем обучение на . В программе обучение: расчет зарплаты, все виды компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе сверхурочные, работа в выходной день, ночные. Премии. Государственные гарантии: командировки, больничные, иные пособия — все случаи расчета среднего заработка.

Итак, основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории Чуфаровский Ю.В. Таможенное право: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 160 с. - (Российское юридическое образование). С. 52-54.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над ними искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998 г.). Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне Чмелъ Т.Н. Малая таможенная энцикло??дия / Под ред. В.Г. Драганова. М., 2007. С. 99.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных пли санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница», под которой понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может, как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятие внешней и внутренней таможенных границ.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемые законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которое призвано служить интересам развития и укрепления между народной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций, совершаемых отдельными лицами и таможенными органами, в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств в целях определения таможенного статуса указанных товаров (транспортных средств) и для применения в их отношении таможенных пошлин (налогов), запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности Таможенное право: Учебник для вузов / Отв., ред. Б.И. Габричидзе. М., 2008. С. 255.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенному оформлению посвящены гл. 8-16 ТК РФ (ст. 58-154). Глава 8 определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению. В частности, требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями ТК РФ.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (морской (речной), воздушный, железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих онамерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров - в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действий этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК).


Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.
Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ.
В свободной зоне действует такой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Свободные зоны эффективно используются для поднятия уровня социально-экономического развития отсталых районов.
Выделение территории свободной зоны оформляется актами органов исполнительной власти.
В пределах одного государства (страна А) может существовать территория, не являющаяся частью таможенной территории данного государства, а относящаяся к таможенной территории другого государства (страна Б).
В этом случае данная территория является таможенным анклавом страны Б и таможенным эксклавом страны А.
В анклавах действует таможенное законодательство той страны, анклавом чьей территорией он является.
Образование таможенных анклавов и эксклавов происходит на основе международно-правовых договоренностей.
Таможенный союз
Таможенный союз - международно-правовой инструмент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. В ст. XXII Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.
Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам.
В таможенном союзе устанавливается общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.
Создание таможенного союза означает, что на место национальной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную таможенную территорию.
Единая таможенная территория - отправная точка на пути к экономическому, а затем и политическому союзу. Таможенный союз, дополненный устранением всех ограничений свободного перемещения товаров, капитала и рабочей силы, ведет к созданию общего рынка.
Руководство таможенным делом. Таможенные органы РФ
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Система таможенных органов включает: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Правительством Российской Федерации 26 июля 2006 г. № 459, которое возложило на Федеральную таможенную службу непосредственное руководство таможенным делом в стране. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением о федеральной таможенной службе. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни и имеющий статус юридического лица. Таможенный пост находится на территории, подпадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост. Деятельность поста в основном распространяется на один-два района области (края), объекты транспортной инфраструктуры (небольшие речные порты, аэропорты, железнодорожные станции).
Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.
После распада СССР и перехода к рыночным отношениям важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля в глубь страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне и тяготели к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к созданию внутренних таможен.
В зависимости от специфики таможенных операций различают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни.

К воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт “Внуково”, г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт “Шереметьево”, “Домодедово”, г. Москва), Пулковская (аэропорт “Пулково”, г. Санкт-Петербург) и др.
Морскими таможнями считаются, например, Балтийская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.

Еще по теме Понятие таможенной территории:

  1. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых судами на таможенную территорию Российской Федерации
  2. Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику