Полная занятость. Занятые и безработные

Менеджмент - это совокупность методов управления предприятием

Теория, цели и задачи менеджмента, и его роль в развитии предприятия

  • Менеджмент - это, определение
  • Сущность менеджмента
  • Цели и задачи менеджмента
  • Теория менеджмента
  • Принципы и функции управления производством
  • Сложность и адаптация систем управления
  • Функции и цели менеджмента
  • Эволюция производства и концепций управления
  • Менеджер и его функции
  • Организация и менеджмент
  • Менеджмент предприятия
  • Менеджмент высшего, среднего и нижнего звена
  • Стратегический менеджмент
  • Функции стратегического менеджмента
  • Этапы стратегического менеджмента
  • Принципы и тенденции стратегического менеджмента
  • Основные школы научного менеджмента
  • Развитие взглядов на менеджмент
  • Учения о менеджменте
  • Синтетические учения об управлении
  • Источники и ссылки

Менеджмент - это, определение

Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной профита компании , создания устойчивой системы управления предприятием . Большое значение для развития фирмы играет стратегический менеджмент руководства компании.

Менеджмент - это разработка (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и социально-экономических систем.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

Изготовление товара;

Передача товара во внешнюю среду.

Менеджмент (Management) - это

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Так как менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы. Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:

Взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

Управление и внешняя среда организации;

Лидерство.

Исходя из этого в учебнике управление организацией рассматривается под несколькими углами зрения. Дается традиционное рассмотрение организационных аспектов управления. Особо освещаются вопросы, относящиеся к управлению человеком в организации. Отдельно излагаются положения, касающиеся стратегии управления, т.е. того, как обеспечивается адаптация организации к изменяющейся внешней среде.

Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

Рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

Рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

Рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности.

Менеджмент предприятия

Производство результатов - обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте.

Администрирование - поддержание порядка в организационных процессах.

Предпринимательство - определение направления, которого должна придерживаться организация.

Интеграция - создание системы ценностей, стимулирующих людей действовать сообща, обеспечение жизнеспособности и эффективности организации в долгосрочной перспективе.

Развитие рыночной экономики невозможной без конкуренции , свободного предпринимательства, зависимости от своевременных и правильных решений управленца, знания механизмов передвижения капитала и рабочей силы, свободных цен делает важность профессии менеджера чрезвычайной. Управление или менеджмент является важной гранью любой деятельности, без которой невозможно движение процесса. Это особая деятельность, которая имеет свою специфику по выполнению управленческих функций. Как определил еще Анри Файоль, управление или менеджмент основаны на предвидении, планировании, организации, распоряжениях, координации и контроле. Современная специализированная литература рассматривает такие функции менеджера, как умение прогнозировать, определять и достигать цели, планировать и организовывать деятельность, мотивировать персонал, контролировать, учитывать и анализировать результаты с целью дальнейших модернизаций бизнес-процессов.

Процесс управления (менеджмента) невозможен без временных и ресурсных издержек, которые в силу их ограниченности определяют требования по эффективному распределению и использованию, что в свою очередь обуславливает взаимозависимость и взаимосвязанность функций управления. Поэтому проблемы менеджмента невозможно решить без постановки правильных задач и правильного планирования реализации ресурсов. Примерами такой реализации могут служить коммуникационные процессы, приводящие к принятию управленческих решений, решение производственных и технологических процессов, эффективное вложение в процессы самых различных закупок и многое другое.

Сегодня развитие рыночной экономики требует, прежде всего, теоретических обоснований и умения реализовывать их на практике, поэтому менеджмент стал целой наукой, наукой по управлению. Хотя во всем мире процессы формирования менеджмента в область отдельных знаний, формирование науки о менеджменте началось уже достаточно давно. В конце девятнадцатого века менеджмент представлял собой некую общность, в которую входили эмпирические знания, аккумулирующие разнообразные опыты и теоретические сведения по управленческой деятельности. Это стало возможным в результате накопления таковых знаний в результате много летней практики, которую необходимо было обобщить и систематизировать в вид определенного подхода, принципа и метода, способного раскрыть и смоделировать тот или иной аспект деятельности управленца. В разное время менеджмент основными задачами мог ставить совершенно разные - начало двадцатого века задало цель в повышении производительности, конец того же двадцатого столетия стал переломным в смысле гибкости и адаптации к постоянному видоизменению среды.

Таким образом, менеджмент расширялся и специализировался, появились отдельные отрасли по научному управлению, администрированию, управлению и построению человеческих отношений и так далее. В дальнейшем специализации развивались по процессному, системному, ситуационному подходу, узкая специализация сегодня стала определяющей.

Требования к менеджменту предприятия

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

Лояльность к рабочим. 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей персонала. Постоянное обучение всех, везде и всегда. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п. Этика бизнеса.

Честность и доверие к людям. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

Элементы системы менеджмента предприятия

Основные элементы:

Миссия организации;

Цели организации;

Организационная схема подчиненности;

Подразделения;

Показатели оценки результативности деятельности (KPI);

Регламенты работы;

Система измерений деятельности.

Составные части менеджмента предприятия


Wir verwenden Cookies für die beste Präsentation unserer Website. Wenn Sie diese Website weiterhin nutzen, stimmen Sie dem zu. OK

Ответ на вопрос: «Можно ли победить безработицу полностью?» - зависит от того, что понимать под такой победой, а точнее, какой смысл вкладывается в слово «полностью».

Если полагать, что победить безработицу полностью - значит добиться, чтобы в любой момент времени все трудоспособные граждане страны где-то работали, то такая задача может быть решена лишь очень дорогой ценой.

Именно такой печальный опыт имеет наша страна. До последнего времени в России, как и во всем бывшем СССР, трудовые отношения строились по особым правилам:
1) каждый имеет право на труд;
2) каждый обязан трудиться;
3) тот, кто не работает без уважительной причины, подлежит уголовному наказанию (именно по этой статье Уголовного кодекса, например, был отправлен в ссылку молодой поэт Иосиф Бродский - будущий лауреат Нобелевской премии по литературе. Он не смог убедить судей, что труд поэта - тоже работа, хотя его трудовая книжка и не лежит в отделе кадров одного из заводов);
4) человек, который часто меняет место работы и специальности, заслуживает только презрения, а уважения достоин только тот, кто всю жизнь проработал на одном месте;
5) самые дефицитные блага (жилье, автомобили, садовые участки) могут получить только те, кто отработал на одном месте 10, 15 и более лет.

Что может сказать экономист о таком регламентировании рынка труда?

Право на труд без всякой дискриминации - одно из главных прав личности, признаваемое во всех цивилизованных странах. Но остальные из перечисленных правил «советского кодекса труда» антидемократичны и экономически вредны. Именно такая организация рынка
труда привела к тому, что СССР дважды «проспал» научно-технические революции XX в. и подошел к XXI в. с устаревшей структурой производства. Последствия этого ныне пожинают как Россия, так и другие бывшие республики СССР.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица - явление нормальное и не представляет угрозы для развития страны. Более того, без этих видов безработицы развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе (в Древнем Риме, где родилось слово «стимулус», им обозначали заостренную палку, которой вьючных ослов кололи в спину, чтобы они шли быстрее). Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Соответственно уровень полной занятости определяется уравнением:
Полная занятость = Рабочая сила * 1 - Естественная норма безработицы

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для нее не существует. Например, в середине 70-х годов американские экономисты считали, что для их страны эта норма составляет порядка 4%. В середине 80-х годов эти оценки возросли до 6,5-7,0%.

Какова естественная норма безработицы для России?

Сегодня некоторые из отечественных специалистов по аналогии с другими странами оценивают этот уровень ориентировочно в 3-3,5% общей численности трудоспособного населения. Между тем в 2000 г. безработными (при оценке по принятым во всем мире правилам) в России было 11,7% экономически активного населения. Это несколько больший уровень, чем, скажем, существовал в 1990 г. в Канаде, но меньший, чем сложился в тот же период во Франции.

Большая часть нынешних российских безработных - это мужчины (55%). Средний возраст безработного в нашей стране сейчас примерно 34 года, но растет доля тех, кому от 22 до 39 лет. В группе моложе 20 лет без работы сейчас каждый пятый.

Наиболее высокий уровень безработицы сейчас в Ивановской области. Здесь из-за тяжелейшего кризиса главной отрасли региона - легкой промышленности - без работы остался каждый третий. А в таких регионах, как Северная Осетия, Владимирская область, Астраханская и Брянская области, уровень безработицы достиг 10-14% численности трудоспособного населения.

Все это говорит о том, что экономические болезни, унаследованные Россией от командной экономики СССР, крайне тяжелы и излечить их будет очень непросто. Государству приходится уделять все большее внимание проблеме сокращения безработицы и осваивать различные методы решения этой задачи.

Явная безработица для России пока в новинку, и поэтому мы еще не скоро сможем экспериментально нащупать объективно присущую именно нашей стране величину ее естественной нормы. Сделать это можно будет только тогда, когда наша экономика выйдет из кризиса и начнет устойчиво расти при годовой инфляции менее 10-20%. Первые признаки возникновения такой макроэкономической ситуации были зафиксированы в России в 2001-2003 гг.

Ситуация на рынке труда прямо зависит от демографических процессов, т. е. от того, как изменяются численность населения и его возрастная структура. В России эти процессы носят весьма тревожный характер, так как общая численность населения сокращается и оно стареет. За 1993-2000 гг. численность населения России сократилась на 3,5 млн человек, и этот процесс продолжится в будущем из-за низкой рождаемости и высокой смертности (особенно среди мужчин). Прогнозы демографов говорят о том, что к 2050 г. численность населения России (при существующей иммиграционной политике) снизится в оптимистическом варианте примерно до 115 млн чел., а в пессимистическом - до 90 млн человек против 145 млн на начало XXI в.

Казалось бы, снижение численности населения должно улучшить ситуацию на рынке труда. И для людей, ищущих работу, так оно и есть. Но с точки зрения страны в целом картина выглядит совсем не радостно. Сокращение численности российского населения сопровождается его старением: к 2005 г. доля населения в возрасте моложе трудоспособного сократится до 15,4% против 23,7% в 1993 г. А это приведет к увеличению среднего возраста работающих и снижению их мобильности, что очень нежелательно. Между тем уже сейчас в ряде районов центральной и западной части страны доля пожилых людей среди работающих превышает 30-40% и в перспективе станет только расти.

В результате не только будет труднее найти работников для вновь создаваемых предприятий, но и придется отчислять все большую часть заработков людей трудоспособного возраста на пополнение пенсионных фондов, а возможности повышения заработной платы уменьшатся.

Во многих странах главной социально-экономической задачей является повышение степени занятости рабочей силы.

Для этого прежде всего важно знать, как определить полную занятость рабочей силы. В масштабе страны полная занятость предполагает равенство численности трудоспособного населения количеству необходимых рабочих мест.

Теперь попробуем представить себе, что все рабочие места постоянно полностью заняты. Хорошо это или плохо?

Наверное, это хорошо для тех, кто вполне удовлетворен трудом по избранной им профессии.

Но могут ли быть удовлетворены, скажем, другие лица, которые еще только учатся в учебном заведении или хотят сменить профессию? Наверное, нет: для них не будет рабочих мест.

Значит, полную занятость было бы неправильно представлять как какое-то неизменное в течение десятилетий состояние в трудоустройстве людей. На самом деле занятость почти непрерывно изменяется под влиянием множества причин. К ним, в частности, относятся:

Динамика численности населения страны;

Прогресс техники и технологии во всех отраслях национального хозяйства;

Изменение структуры макроэкономики;

Изменение международных связей;

Перемены в профессиональной структуре и уровне квалификации рабочей силы;

Колебания численности студентов, обучающихся в средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Естественно, что необходимым является прогнозирование занятости населения страны на длительный период с учетом всех изменяющихся условий и факторов. Такое прогнозирование служит основой эффективной государственной политики занятости.

В правовом государстве действует система социальных гарантий для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

Сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

Досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

Создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т.

П.), особенно для постоянно безработных и молодежи;

Сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) для желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - это, как правило, государственные учреждения, выступающие посредником между предпринимателями и работниками при трудовом найме. Они ведут учет и трудоустройство безработных, помогают приобрести новую профессию, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Но государство вряд ли в состоянии обеспечить полную занятость в масштабе общества. Ибо такой показатель во многом зависит от субъективных особенностей - воли и желания - отдельных личностей. Важно учитывать, что в правовом государстве принудительный труд запрещен, каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Полная занятость может достигаться путем: а) нахождения занятий через государственную службу занятости и б) активного поиска безработными нового места работы.

Регулирование противоречивого соотношения «безработица - занятость» непосредственно связано с изменением количества денег, которое получает подавляющая часть населения в виде заработной платы, а стало быть, с состоянием денежного обращения.

Еще по теме Достижима ли в обществе полная занятость:

  1. 4.1. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ РЕСУРСОВ
  2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции
  3. § 4. Занятость. Трудоустройство. Профессиональное обучение. Принципы государственной политики обеспечения полной занятости, защиты от безработицы