Военно транспортный самолет y 8. Как лётчики Национальной гвардии осваивают китайский военно-транспортный самолёт Y8F

В 1960-х годах Китай приобрел у СССР несколько военно-транспортных самолетов Ан-12, а затем и лицензию на их производство. Серийный выпуск данных самолетов в Поднебесной был налажен под обозначением Shaanxi Y-8, но из-за разрыва советско-китайских отношений, к выпуску самолета в КНР приступили только в 1981 году. Выпуск данного самолета в КНР продолжается по сей день, при этом Китай также занимается его экспортом, покупателем данных самолетов является, к примеру, Венесуэла. Также в 2012 году на вооружении китайской народной армии был принят самолет Shaanxi Y-9, являющийся глубокой модернизацией Shaanxi Y-8.

Shaanxi Y-8, как и его советский аналог – это цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. Силовая установка самолета включает в себя 4-е турбовинтовых двигателя китайского или импортного производства (на экспортных версиях машины). Самолет в состоянии перевозить грузы массой до 20 тонн или 96 человек десанта. Y-8 развивает скорость до 660 км/ч и в состоянии преодолеть до 5600 км.


Первые серийные самолеты в КНР собирались из советских деталей, которые были переданы в 1960-х годах или на основе советской оснастки, данные самолеты были почти полностью идентичны Ан-12. Но в дальнейшем самолет подвергся модернизации. В частности китайская версия получила новое, более вытянутое и заостренное остекление кабины штурмана, которое было унифицировано с бомбардировщиком Н-6 (аналог советского Ту-16), который строился в Шанхае. Экспортная гражданская версия самолета Y-8 получила обозначение Y-8D.

Параллельно с началом выпуска самолета в КНР на заводе компании SMPMC занялись освоением двигателей АИ-20, которые получили китайское обозначение WJ6, а также воздушных винтов J17-G13. Выпуск вспомогательных силовых установок мощностью 24 л.с. был налажен в Хиане. В результате работы китайских специалистов им удалось существенно увеличить ресурс двигателей WJ6, доведя его с 300 до 2000 часов. В 1986 году максимальную взлетную массу транспортника Y-8 удалось довести до 61 тонны. При этом характеристики китайского самолета, в целом, полностью соответствовали характеристикам советского военно-транспортного Ан-12Б, который в сравнении с Shaanxi Y-8 имел меньший пробег и больший разбег.

В 1986 году в Китае была начата разработка гражданской версии самолета, которая получила обозначение Y-8B. За счет отказа от специализированного военного оборудования массу самолета удалось уменьшить на 1720 кг. Первый полет гражданская версия самолета совершила 17 декабря 1993 года. Экспортный гражданский вариант самолета получил обозначение Y-8D. Этот самолет оснащался оборудованием западного производства. Первый полет он совершил в 1987 году, всего на экспорт было продано около 8 таких машин. Среди других гражданских версий самолета можно выделить необычный Y-8F c трехъярусной грузовой кабиной, предназначенной для транспортировки домашнего скота (можно было перевезти до 350 овец), а также пассажирский Y-8K на 120 мест. Вариант самолета Y-8F-100 получил более мощные двигатели, системы GPS, радары погоды. На модификации самолета Y-8F-200 фюзеляж был удлинен на 2,2 метра.

При непосредственном техническом содействии американской компании Lockheed в конце 1980-х годов была создана новая версия транспортника Y-8C. Этот самолет оснащался двухсекционной рампой, которая была аналогична той, что устанавливалась на С-130, а также герметизированной грузовой кабиной, новыми системами кондиционирования воздуха и кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. Предполагалось, что на этой версии самолета будут установлены американские двигатели General Electric CT7, но из-за жестокого подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году американо-китайское техническое сотрудничество было остановлено.


В 2001 году КНР совместно с украинской авиастроительной компанией Антонов начал работы по проекту нового варианта самолета Y-8F-600 под канадские турбовинтовые моторы Pratt-Whitney. Благодаря оснащению данной модели самолета новым приборным оборудованием по типу «стеклянная кабина», его экипаж был сокращен до 2-х человек. В других версиях экипаж самолета составляет от 3 до 5 человек.

Для замены 10 самолетов-носителей БПЛА на базе Ту-4, в 1989 году в КНР был построен вариант Y-8E. Под крылом данного самолета на специальных трапециевидных пилонах устанавливались 2 разведывательных БПЛА BUAA ChangHong-1, которые управлялись с поста, находящегося в передней герметизированной кабине.

Также Shaanxi Y-8 стал основой для первого китайского патрульного самолета наземного базирования Y-8X. Данный самолет был оснащен специальным и навигационным оборудованием западного производства, в частности обзорной БРЛС Litton APSO-504, антенна которой была помещена в цилиндрический обтекатель, расположенный под носовой частью самолета. При этом на месте створок грузового люка были смонтированы окна разведаппартуры, которые включали в себя фотоаппараты инфракрасного и оптического диапазона, радиогидроакустические буи и ИК-систему обнаружения погруженных подводных лодок. Патрульный самолет Y-8X в состоянии совершать длительные и дальние перелеты в любое время суток. Во внутренних отсеках самолета может быть установлено различное противокорабельное или противолодочное оборудование. Первый Y-8X был построен в 1984 году. На вооружении ВМС КНР находится до 8 таких самолетов.


До начала 1990-х годов в Китае для осуществления морской радиоэлектронной разведки применялись модернизированные бомбардировщики Ту-4, которые оснащались советскими турбовинтовыми двигателями АИ-20. Для замены этих самолетов был создан Y-8G, который оснащался более мощной БРЛС и оборудованием западной сборки. Однако после студенческих волнений в Пекине поставки с Запада были остановлены, и проект был свернут. По некоторым данным оставшиеся без оборудования Y-8G были переделаны в самолеты заправщики. При этом в конце 1990-х годов на базе Y-8 было создано несколько разновидностей самолетов радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединенных общим названием «проект Gaoxin», но имеющих разный комплект оборудования.

Наиболее интересным и одним из последних вариантов самолета созданного на базе Shaanxi Y-8 стал самолет ДЛРО KJ-200. Работы над самолетом дальнего радиолокационного наблюдения и контроля для ВВС НОАК были начаты еще в 2000 году. Первый прототип самолета был создан на базе Y-8F200 и выполнил свой полет еще в ноябре 2001 года. Самолет ДЛРО оснащался радаром типа Ericsson Erieye AESA, который обладает дальностью обнаружения воздушных целей от 300 до 450 км.

Второй прототип самолета KJ-200, построенный на базе Y-8F-600, совершил первый полет в январе 2005 года, а 3 июня 2006 года он разбился. Как было установлено в дальнейшем, причиной катастрофы стало обледенения поверхности крыла. Для того чтобы решить проблему с безопасностью полетов китайские военные привлекли к модернизации самолета украинских специалистов из КБ им. Антонова. В процессе модернизации на самолете была заменена система предотвращения обледенения, а также аппаратура быстрого оповещения экипажа о возникновении на борту аварийных ситуаций. В последствии сообщалось, что предпринятые меры позволили существенно повысить надежность самолета.

самолет ДРЛО KJ-200



Предполагается, что на самолет KJ-200 были установлены канадские турбовинтовые двигатели Pratt and Whitney Canada PW150B с шестилопостными пропеллерами British Dodi R-408. Он получил современную авионику, в том числе навигационную систему компании Honeywell. Помимо этого самолет оснащен специальными контейнерами для оборудования, установленными на верхушке хвостовой части, законцовках крыла и в носовой части фюзеляжа.

Самолет KJ-200 обладает ограниченными возможности, поэтому планируется применять его совместно с самолетом ДРЛО KJ-2000, который представляет собой адаптацию российского самолета А-50 с РЛС китайской разработки. Предполагается, что основной схемой патрулирования будет следующая – 2-3 самолета KJ-200 будут барражировать на большом удалении от своего «старшего брата» KJ-2000, передавая на борт последнего всю поступающую им информации в режиме реального времени.

По замыслам китайских военных, самолет ДЛРОиУ KJ-2000, обладающий значительно большими возможностями и мощным электронным оборудованием, будет обрабатывать поступающую информацию и осуществлять функцию непосредственного управления авиационными соединениями. Такая двухступенчатая схема патрулирования воздушного пространства еще более повысит дальность обнаружения целей и боевую устойчивость всей воздушной радиолокационной системы КНР.

Летно-технические характеристики Y-8:

Размеры: размах крыла – 38,00 м., длина – 34,02 м., высота – 11,6 м.
Площадь крыла – 121,86 кв. м.
Масса самолета пустого – 35 500 кг., максимальная взлетная – 61 000 кг.
Полезная нагрузка – 20 000 кг.
Тип двигателя – 4 ТВД WJ-6, мощностью 4250 л.с. каждый.
Максимальная скорость – 660 км/ч, крейсерская скорость – 550 км/ч.
Практическая дальность – 5615 км.
Практический потолок – 10 400 м.
Экипаж – 5, 3 или 2 человека на Y-8F-600

Этот самолёт является китайским аналогом советского Ан-12 и производится корпорацией Shaanxi Aircraft Company. Транспортник прибыл в Казахстан в конце сентября 2018 года.

Пилотская кабина Y8F200W / Фото Григория Беденко

Многоцелевой транспортный самолёт Shaanxi Y8 - это типичный пример так называемого китайского реверсного дизайна. Его история началась в 1960-х годах, когда КНР приобрела для своей армии в Советском Союзе несколько военно-транспортных Ан-12. Позже китайской стороне была передана и техническая документация, необходимая для самостоятельного производства этих самолётов. Но из-за фактического разрыва советско-китайских отношений, последовавшего затем, выпуск самолёта в Китае начали только в 1981 году.

Рабочее место штурмана / Фото Григория Беденко

Первые серийные самолёты строились полностью из советских деталей и были идентичны Ан-12. Но где-то к началу 1990-х китайцы стали понемногу менять базовую конструкцию летательного аппарата, пытаясь его модернизировать. В частности, они удлинили носовую часть, где расположена штурманская кабина и поставили туда остекление от стратегического бомбардировщика Н-6 - китайского аналога советского Ту-16. Также были доработаны советские турбовинтовые двигатели АИ-20, получившие название WJ6. Их моторесурс был увеличен до 2000 часов.

Приборы контроля работы двигателей - аналоговые / Фото Григория Беденко

В 1984 году китайские авиапроизводители разработали версию Y8X, представляющую собой базовый патрульный самолёт, оснащённый мощной обзорной РЛС Litton APSO-504, разведывательной аппаратурой, фотоаппаратурой видимого и ИК-диапазона, а также сбрасываемыми гидроакустическими буями. На вооружении ВМС КНР имеется 8 таких машин. В 1986 году была разработана гражданской версии самолёта под индексом Y8B, а в 1993 году самолёт совершил свой первый полёт.

Казахстанские лётчики уже освоили китайский самолёт / Фото Григория Беденко

В истории самолёта был весьма любопытный эпизод, связанный с китайско-американским сотрудничеством. В конце 1980-х годов при техническом содействии корпорации Lockheed была разработана новая версия самолёта, получивший индекс Y8C. Как известно, Lockheed производит один из самых массовых военных транспортников в мире C-130 Hercules . В результате советско-китайский гибрид стал ещё и немного американским. Он получил двухсекционную рампу, аналогичную установленной на С-130, а также герметизированную грузовую кабину.

Цифровой пилотажно-навигационный комплекс / Фото Григория Беденко

Прототип Ан-12 был оснащён лишь небольшим герметизируемым отсеком, где располагался экипаж. Все дальнейшие версии Y8, включая и ту, что получил Казахстан, стали полностью герметичные. Это улучшение стало, пожалуй, самым принципиальным, так как позволило увеличить высоту полёта, скорость на эшелоне и, как следствие, значительно снизить расход топлива. Модернизация помогла сделать самолёт более привлекательным для экспорта. Кроме прочего китайско-американская версия была оснащена новыми системами кондиционирования воздуха, кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. Но в 1989 году в Китае произошли известные события на площади Тяньаньмэнь , и сотрудничество с американцами было свёрнуто по политическим мотивам.

На базе Y8 разработано множество модификаций / Фото Григория Беденко

В 1989 году был построен самолёт-носитель беспилотных летательных аппаратов Y8E. Эта машина способна транспортировать к месту выполнения боевой задачи два разведывательных дрона BUAA ChangHong-1, которые являются копией американского Ryan AQM-34 Firebee . Аппараты крепятся на внешней подвеске самолёта-носителя.

Самолёт может работать при любых температурах / Фото Григория Беденко

Начиная с 90-х годов, китайцы разработали множество модификаций Y8, включая и совсем уж экзотические. Чего, например, стоит версия Y8F200, предназначенная для перевозки овец. На трёх палубах самолёта можно одновременно перевозить 350 животных. Был создан и пассажирский вариант, получивший название Y8K. Модификация Y8F-100 получила более мощные двигатели, систему GPS, новую радиолокационную станцию. На модификации Y8F200 (именно такой приобретён Национальной гвардией РК) был на 2,2 метра удлинён фюзеляж.

Конструкция шасси позволяет садиться и взлетать с грунтовых ВВП / Фото Григория Беденко

В конце 1990-х годов на базе Y8 было создано несколько разновидностей самолёта радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединённых общим названием "проект Gaoxin". Самолёты, имеющие на борту разные комплекты специального оборудования, получили индексы Y8CB и Y8JB.

Самолёт может перевозить людей, различные грузы и лёгкую бронетехнику / Фото Григория Беденко

Драматичным оказалось сотрудничество с "материнским предприятием" - украинской компанией "Антонов". В 2001 году начались работы по проекту нового варианта самолёта Y8F600. Он оснащался канадскими турбовинтовыми двигателями Pratt&Whitney и полностью обновлённой бортовой радиолокационной станцией. Экипаж был сокращён до двух человек благодаря оптимизации систем управления и пилотирования.

На базе 200-й и 600-й модификаций были построены два прототипа самолёта ДРЛО KJ200 . Cамолёты отличались необычным дизайном: в верхней части фюзеляжа была смонтирована РЛС с фазированной антенной решёткой Erieye AESA от компании Ericsson. Прототип самолёта KJ200, построенный на базе Y8F600, совершил первый полёт в январе 2005 года. 3 июня 2006 года он потерпел катастрофу из-за обледенения. Погибли все находившиеся на борту машины 40 человек.

Военнослужащие авиагруппы Национальной гвардии РК / Фото Григория Беденко

Ещё одной экзотической версией этого самолёта является Y8XZ - самолёт для пропаганды и ведения психологической войны. На борту имеется большое количество передающей аппаратуры. Была также создана модификация Y8T - воздушный командный пункт на базе Y8F400. Всего построено три таких самолёта. Ещё один вариант самолёта - ДРЛО ZDK-03 спроектирован специально для ВВС Пакистана. Он оборудован РЛС кругового обзора. В конце 2011 года в Пакистан была поставлена первая машина. Также сообщалось о разработке экспортно-ориентированного самолёта ДРЛО ZDK-06.

Фонарь штурманской кабины был позаимствован у китайского стратегического бомбардировщика H6 (аналог Ту-16) / Фото Григория Беденко

Экспортная модификация самолёта получила индекс Y8D. Машина оснащена оборудованием западного производства. К настоящему времени Shaanxi Aircraft Company поставила иностранным заказчикам восемь единиц. Самолёт стоит на вооружении ВВС шести стран мира. В их числе Венесуэла, Иран и Мьянма (Бирма). В середине прошлого года один из бирманских самолётов потерпел катастрофу , в которой погибло 122 человека.

Y8F200W считается гибридным самолётом / Фото Григория Беденко

Столь подробное описание этого уникального гибридного самолёта необходимо для понимания ситуации в целом. Дело в том, что поставки Китаем авиационной техники на экспорт - это явление абсолютно новое, а для силовых структур Казахстана и вовсе экстраординарное. Во-первых, львиная доля всего казахстанского парка государственной авиации - это самолёты и вертолёты советского и российского производства. На вооружении 218-й эскадрильи ВВС СВО стоят лёгкие транспортные самолёты CASA C295, производства Airbus Military (8 единиц). 612-я авиабаза ВВС СВО, расположенная в Таразе, имеет на вооружении 4 БПЛА китайского производства Wing Loong. Также в военно-воздушных силах есть небольшое количество лёгких транспортных вертолётов Eurocopter EC 145 и американских Bell UH-1 Iroquois.

Командиры всегда озабочены боевой подготовкой / Фото Григория Беденко

Китай, как и Россия, - наш ближайший сосед и, судя по всему, хотел бы всерьёз и надолго обосноваться здесь в плане поставок военной техники, а также её последующего сервисного обслуживания. При этом Казахстан, являясь одним из наиболее активных участников ОДКБ, поддерживает унификацию вооружения и боеприпасов среди государств, входящих в организацию. Поэтому именно боевая техника у нас в основном российского производства, либо модернизированная советская. При этом военно-транспортные самолёты Казахстан в ближайшие годы закупит в Китае. Речь идёт именно о Y8F, которые кроме Национальной гвардии (+ 1 единица) поступят в Военно-воздушные силы (заказано 3 единицы). Эти самолёты будут перевозить бойцов десантно-штурмовых войск.

Кроме планера китайцы модернизировали и двигатели самолета / Фото Григория Беденко

Непонятной остаётся судьба контракта с ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация РФ) на поставку для казахстанских ВВС тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Ранее сообщалось, что казахстанская сторона заказала для перевозки бойцов десантно-штурмовых войск 2 единицы. Что касается Украины, то по некоторым данным, выбор в пользу китайских самолётов был сделан именно из-за срыва контракта. "Антонов" должен был поставить для Национальной гвардии второй транспортник "Ан-74". Но этот самолёт так и не был построен, несмотря на финансовое обслуживание контракта со стороны Казахстана. Очевидно, что китайские производители явно выигрывают в подобной ситуации у российских и украинских конкурентов.

Игорь Кармыков, начальник управления авиации Национальной гвардии РК / Фото Григория Беденко

В целях своевременного оперативного реагирования на вызовы общественной безопасности, Национальная гвардия должна обладать авиационной техникой, способной перебросить в любую точку Казахстана необходимое количество людей и грузов. Этот самолёт позволяет выполнить такую задачу. Выбор самолёта был обусловлен в первую очередь ценой и качеством, - рассказывает полковник Кармыков.

Самолёт для Нацгвардии был построен по техническому заданию наших военных специалистов / Фото Григория Беденко

По словам начальника авиакрыла Нацгвардии, самолёт был построен для Казахстана эксклюзивно, то есть его комплектация была подобрана по техническому заданию наших военных специалистов.

У нас смешанный вариант приборного оборудования, - продолжает Игорь Кармыков. - Часть - аналоговая. В основном - это приборы контроля двигателя, для того чтобы при минусовых температурах на стоянке их работа была надёжной. Часть оборудования цифровая. Это пилотажно-навигационные приборы. Они сведены в троекратно продублированную систему EFIS с МФИ. Эти системы позволяют проверить любой пилотажный элемент.

Военно-транспортный Ан-74 / Фото Григория Беденко

В авиапарке Нацгвардии есть вертолёты Ми-8 и Ми-171 / Фото Григория Беденко

Трудяга Ан-26 всё ещё в строю / Фото Григория Беденко

Зимняя одёжка для вертолёта / Фото Григория Беденко

Основное направление развития авиационного парка - это его унификация и взаимозаменяемость. Самолёт данного класса у нас пока один, но так как это линейка самолётов "Антонов" - Ан-26, Ан-12, Ан-74, приборы многие взаимозаменяемы. Поэтому планируем как минимум ещё один самолёт взять. У нас говорят "один самолёт - это полсамолёта". Парк будем расширять, - сообщил Игорь Кармыков.

Аскар Кажытаев, лётчик-инструктор / Фото Григория Беденко

Летом в течение трёх месяцев мы проходили в Китае теоретическую наземную и практическую подготовку. Освоили там полёты по кругу и по маршруту. После этого прибыли в Казахстан. 13 декабря произвели первый самостоятельный вылет. Самолёт отличается своими характеристиками - размеры, четыре двигателя. Сложнее в управлении. Максимальная взлётная масса - 61 тонна. Вес пустого - 36 тонн. На данном самолёте стоят МФИ (многофункциональные индикаторы), на которых отображается ряд навигационных и командных приборов. Сейчас уже понемногу освоили работу с ними. До этого я летал на Ан-26. Китайский самолёт практически не отличается от Ан-12 по расположению основных органов управления. На нём стоит современный приборный комплекс EFIS, - поделился впечатлениями лётчик-инструктор Аскар Кажытаев.

Тренировочные полёты будут проводиться два раза в неделю / Фото Григория Беденко

Мы первые, кто будет эксплуатировать такой самолёт на постсоветском пространстве, - продолжил полковник Игорь Кармыков. - Первый год, пока самолёт находится на гарантии, мы будем смотреть, какие у него сильные и слабые стороны. Самолёт может перевозить максимальный груз весом до 20 тонн, имеет 86 посадочных мест и может из Астаны в любую точку Казахстана без дозаправки долететь, выполнить боевую задачу и вернуться обратно в Астану. Аналогом данного самолёта является С-130. У него такие же лётно-технические характеристики, но цена в два раза выше, чем у китайского. Ан-12 не производится уже около 20 лет. Самолёт эксплуатируется в различных климатических условиях. Порядка шести стран имеют их в своих вооружённых силах, в частности, Иран, Пакистан, Венесуэла. Отзывы положительные, поэтому при выборе данного самолёта мы руководствовались тем, что уже проверено годами, зарекомендовало себя.

Лётчики Нацгвардии постепенно обживаются на новом месте / Фото Григория Беденко

Также Игорь Кармыков рассказал о перспективах авиационного крыла Национальной гвардии.

Чем было обусловлено перебазирование? Во-первых, само географическое расположение Астаны - в центре Казахстана. Отсюда можно долететь в любую точку Казахстана без дозаправки. Потому что самолётам Ан-26 и Ан-74, в случае если что-то произойдёт на западе, придётся как минимум один раз дозаправляться. Это потеря времени и тактического преимущества. Этот самолёт (Y8А200W) может, к примеру, из Астаны на одной заправке долететь до крайней западной точки - Уральска и вернуться обратно, причём с полной загрузкой. Скоростные режимы у него не хуже, чем у Ан-26, а даже лучше: если у Ан-26 средняя скорость порядка 400-450 км/ч, то у Y8 - 550 км/ч.

В 2020 году на этом месте откроется новая авиационная база / Фото Григория Беденко

Рядом с нами находится строящаяся авиационная база, решение о создании которой было принято в 2015 году. На данный момент выполнена первая очередь строительства. Построены места стоянок самолётов и вертолётов, ограждение. В этом году проведены все коммуникации, выполнены подземные работы. Со следующего года начинается строительство ангара. Думаю, что к концу 2019-го - началу 2020 года будет открыта авиационная база с переездом на нашу новую стоянку. Сейчас мы находимся на стоянке ТОО "КАИ" ("Казахстанская авиационная индустрия"). Она в наибольшей степени отвечает условиям авиационной безопасности, потому что там, где идёт стройка, нельзя эксплуатировать авиационную технику.

Тактико-технические характеристики самолёта Y8F200W

Y8F200W представляет собой многоцелевой военно-транспортный самолёт средней дальности, используемый для перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники. Самолёт может выполнить взлёт и посадку на грунтовую ВПП, ВПП покрытую снегом, а также выполнять полёты в сложных метеорологических условиях днём и ночью. Допустимая для эксплуатации температура окружающей среды составляет от -50°C до +50°C.

Фото Григория Беденко

Размах крыла - 38,00 м.

Длина - 34,02 м.

Высота - 11,6 м.

Площадь крыла - 121,86 м².

Масса пустого самолёта - 35 490 кг.

Максимальная взлётная масса - 61 000 кг.

Полезная нагрузка - 20 000 кг, 90 человек личного состава с полным снаряжением.

Тип двигателя - 4хТВД WJ-6, мощностью 4 250 л.с.

Максимальная скорость - 660 км/ч.

Крейсерская скорость - 550 км/ч.

Практическая дальность - 5 615 км.

Практический потолок - 10 400 м.

Радиус действия - 5 615 км.

Экипаж - 5 (3 или 2 человека на Y8F600).

Фото (с) Informburo.kz, (c) bnews.kz

27 сентября 2018 года в Астане на базе ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» состоялась презентация нового военно-транспортного самолета Y8F200W, впервые приобретенного Национальной гвардией Республики Казахстан у Китайской Народной Республики, сообщает пресс-служба Национальной гвардии МВД Республики Казахстан.

На торжественной церемонии приняли участие Министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов, Министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбит Атамкулов, Главнокомандующий Национальной гвардией РК генерал-лейтенант Руслан Жаксылыков, заместитель Генерального директора AVIC - Генеральный экономист Wang Jian, чрезвычайный и уполномоченный посол КНР в Республике Казахстан Чжан Сяо, депутаты Сената и представители завода-изготовителя.

Самолет Y8F200W представляет собой многоцелевой средний военно-транспортный самолет средней дальности, используемый для воздушных перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники. Данный самолет может выполнить взлет и посадку на грунтовую ВПП, ВПП покрытую снегом, а также выполнять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Температура окружающей среды для эксплуатации составляет от -50°Cдо +50°C.

Военно - транспортный самолет средней дальности будет использоваться для воздушных перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники без дозаправки из самой дальней точки на востоке страны до каспийского побережья, передает корреспондент Bnews.kz.

"Этот самолет в два раза больше АН - 74, он считается средне - транспортным воздушным судном. У АН - 74 грузоподъемность 10 тонн, а этот может перевозить 20 тонн груза, и по личному составу также в два раза больше людей вмещается. В самолет свободно умещается БТР, БМП, БМД или сейчас у нас на вооружении стоят "Тигры", сюда умещается два "Тигра". Растяжки, крепления, технику можно укрепить", - сказал главнокомандующий национальной гвардией РК генерал-лейтенант Руслан Жаксылыков.

Данный самолет может выполнить взлет и посадку на грунтовую взлетно - посадочную полосу, ВПП покрытую снегом, а также может выполнять полеты в сложных метеоусловиях днем и ночью.

"Это глубокой модернизации АН - 12, раньше при союзе летали на АН - 12 и выше 7000 метров подняться было невозможно. У него был герметичным лишь салон летчика, а сам самолет был не герметичным, сейчас самолет полностью герметичен. Межремонтный срок двигателей 3000 часов, для нас это самый оптимальный вариант. Двигатели, как китайского производства, так и украинского "Мотор Сыч", - сказал Жаксылыков.

Он отметил, что на самолеты установлены китайские двигателя, однако при необходимости могут установить и украинского производства.

"В настоящее время производство двигателей налажено, двигатели взаимозаменяемы. Когда мы планировали строительство самолета, компания строитель дала возможность на наше усмотрение решить, какой двигатель установить. Мы решили, что компания собирающая самолет должна установить свой двигатель, поскольку они будут нести ответственность", - заверил главнокомандующий национальной гвардией.

Жаксылыков отметил, что самолетом управляет начальник авиации - летчик первого класса. Также по ео словам, инженеры два с половиной месяца находились на обучении, два экипажа осуществили свыше 70 часов полета в дневное время, а также ночные полеты.

"Это мечта авиаторов советского союза, это тот же Ан - 12, но он более модернизирован, имеет полностью герметичную кабину, которая позволяет летать в любые метеорологические условия, включая грозовые облачности. В самолете установлена современная авионика американского и канадского производства. Техника пилотирования старого Ан - 12, однако был расширен диапазон боковых посадочных скоростей по ветру, самолет стал более мягче, центровка позволяет грузить самолет без каких либо ограничений. Эргономичная кабина, аналоговые приборы были заменены", - продолжил Жаксылыков.

Он отметил, что Нацгвардии требовалась рабочая лошадка, которая будет бесперебойно эксплуатироваться для нужд страны.

"Нам нужна рабочая лошадка. Стоимость самолета 37 млн долларов. В эту сумму входят также наземный полный комплект плюс обучение двух экипажей. Все вошло в стоимость. Вы сами понимаете, что на этом рынке соотношение цены и качества очень выгодно для нас", - подытожил Жаксылыков.

По словам начальника управления авиации Национальной гвардии РК Игоря Кармыкова, дальность полета составляет 4100 км. "Загрузочно-посадочные места на 86 пассажиров с багажом, вооружением позволяет с самого крайнего аэродрома Усть-Каменогорска долететь до запада. По перевозке боевой техники два тигра бронированные, которые стоят на вооружении национальной гвардии БТР 80 спокойно можно перевозить. Расход: первый час официально заявлен 2,5-3,5 тонны, но фактически расход 2-2,2 тонны", - заявил Кармыков. В свою очередь присутствовавший на презентации легендарный казахстанский летчик - испытатель Тохтар Аубакиров отметил, что это идеальный самолет для нужд казахстанских военных, по его словам, данное воздушное судно было проверено временем и никогда его лично не подводил. "Это самое главное чтоб мы могли с полной загрузкой долететь от одного крайнего аэродрома до другого. Если он отвечает вашим требованиям, это очень здорово. Самое главное, что многие вещи улучшены. Внешне я смотрю он облагородился намного, чем наш АН-12 и данные его ничуть не хуже и даже превышают, поэтому я считаю приобретение правильное. Если мне сейчас скажут садись, я полечу на нем, не вопрос",- подытожил Аубакиров.








































Shaanxi Y-8 - ЛЙФБКУЛБС МЙГЕОЪЙПООБС ЛПРЙС ТПУУЙКУЛПЗП УБНПМЕФБ бо-12. пУЧПЕОЙЕ УЕТЙКОПЗП ЧЩРХУЛБ бо-12 Ч лЙФБЕ ОБЮБМПУШ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РЕТЕД ТБЪТЩЧПН У ууут. оБЮБЧЫБСУС Ч лот "чЕМЙЛБС ЛХМШФХТОБС ТЕЧПМАГЙС" ОБ ДПМЗПЕ ЧТЕНС РТЙПУФБОПЧЙМБ ТБЪЧЙФЙЕ ЛЙФБКУЛПК БЧЙБГЙЙ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПОГЕРГЙЕК ЛЙФБКУЛПЗП РТЕНШЕТБ юЦПХ-ьО-мБС, лЙФБК ДПМЦЕО ВЩМ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ПУЧПЙФШ РТПЙЪЧПДУФЧП ЛПРЙК УПЧЕФУЛЙИ НБЫЙО, РПУМЕ ЮЕЗП РЕТЕКФЙ Л ТБЪТБВПФЛЕ УПВУФЧЕООЩИ ПВТБЪГПЧ БЧЙБГЙПООПК ФЕИОЙЛЙ.

тБВПФЩ ОБ ЪБЧПДЕ Ч иЙБОЕ РП бО-12 ХДБМПУШ ЧПЪПВОПЧЙФШ МЙЫШ Ч ЖЕЧТБМЕ 1972 ЗПДБ. пДОБЛП ЮЕТЕЪ ЗПД ВЩМП РТЙОСФП ТЕЫЕОЙЕ П ЙИ РЕТЕОПУЕ ОБ ыБОИБКУЛЙК БЧЙБГЙПООЩК ЪБЧПД, ЛХДБ ВЩМ РЕТЕДБО Й ЧЕУШ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК ЪБДЕМ, Б ФБЛЦЕ ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛБС ПУОБУФЛБ ЙЪ иЙБОС. рЕТЧЩК УБНПМЕФ, УПВТБООЩК ЙЪ иЙБОШУЛЙИ Й УПЧЕФУЛЙИ ДЕФБМЕК, УПЧЕТЫЙМ РЕТЧЩК РПМЕФ 25 ДЕЛБВТС 1974 ЗПДБ. б "ЮЙУФП ЫБОИБКУЛЙК" Y-8 РПДОСМУС Ч ЧПЪДХИ 29 ДЕЛБВТС 1975 ЗПДБ. уФБФЙЮЕУЛЙЕ ЙУРЩФБОЙС НБЫЙОЩ ЪБЧЕТЫЙМЙУШ 25 УЕОФСВТС 1976 ЗПДБ, Б Ч 1980 ЗПДХ УБНПМЕФ Y-8 ВЩМ УЕТФЙЖЙГЙТПЧБО.

рЕТЧЩЕ УЕТЙКОЩЕ НБЫЙОЩ, УПВЙТБЕНЩЕ ЙЪ ДЕФБМЕК, РЕТЕДБООЩИ ЙЪ ууут Ч ОБЮБМЕ 1960-И ЗПДПЧ ЙМЙ ОБ УПЧЕФУЛПК ПУОБУФЛЕ, ВЩМЙ, ЖБЛФЙЮЕУЛЙ, ЙДЕОФЙЮОЩ УБНПМЕФБН бО-12. пДОБЛП Ч ДБМШОЕКЫЕН УБНПМЕФЩ ВЩМЙ НПДЕТОЙЪЙТПЧБОЩ. пОЙ РПМХЮЙМЙ ОПЧПЕ, ВПМЕЕ ЧЩФСОХФПЕ Й ЪБПУФТЕООПЕ ПУФЕЛМЕОЙЕ ЛБВЙОЩ ЫФХТНБОБ, ХОЙЖЙГЙТПЧБООПЕ У ПУФЕЛМЕОЙЕН ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБ о-6 (фХ-16), ФБЛЦЕ УФТПСЭЕЗПУС Ч ыБОИБЕ. ьЛУРПТФОБС НПДЙЖЙЛБГЙС РПМХЮЙМБ ПВПЪОБЮЕОЙЕ Y-8D.

рБТБММЕМШОП У ЧЩРХУЛПН УБНПМЕФБ, Ч лЙФБЕ ОБ ЪБЧПДЕ ЖЙТНЩ SMPMC ПУЧБЙЧБМПУШ Й РТПЙЪЧПДУФЧП ДЧЙЗБФЕМЕК бй-20, РПМХЮЙЧЫЙИ ЛЙФБКУЛПЕ ПВПЪОБЮЕОЙЕ WJ6, Б ФБЛЦЕ ЧПЪДХЫОЩИ ЧЙОФПЧ J17-G13. чЩРХУЛ чух НПЭОПУФША 24 М.У. ВЩМ ПУЧПЕО Ч иЙБОЕ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ХУЙМЙК ЛЙФБКУЛЙИ УРЕГЙБМЙУФПЧ ХДБМПУШ ЪОБЮЙФЕМШОП ХЧЕМЙЮЙФШ ТЕУХТУ фчд WJ6, РПДОСЧ ЕЗП У 300 ДП 2000 ЮБУПЧ.

ч 1986 ЗПДХ НБЛУЙНБМШОБС ЧЪМЕФОБС НБУУБ УБНПМЕФБ Y-8 ВЩМБ ДПЧЕДЕОБ ДП 61000 ЛЗ. иБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ЛЙФБКУЛЙИ НБЫЙО, Ч ГЕМПН, УППФЧЕФУФЧПЧБМЙ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН УПЧЕФУЛЙИ бО-12в, РП УТБЧОЕОЙА У ЛПФПТЩНЙ Y-8 ЙНЕМЙ ОЕУЛПМШЛП ВПМШЫЙК ТБЪВЕЗ Й НЕОШЫЙК РТПВЕЗ.

дМС РЕТЕЧПЪЛЙ 24 ЧЕТФПМЕФПЧ уЙЛПТУЛЙК S-70C, ЪБЛХРМЕООЩИ Ч уыб ДМС оБТПДОП-ПУЧПВПДЙФЕМШОПК БТНЙЙ лЙФБС, Ч 1987 ЗПДХ ВЩМ РПУФТПЕО УРЕ-ГБМШОЩК УБНПМЕФ Y-8A, ПУОБЭЕООЩК ЗТХЪПЧПК БРРБТЕМША, БОБМПЗЙЮОПК РТЙНЕОСЕНПК ОБ УБНПМЕФЕ мПЛИЙД у-130 "зЕТЛХМЕУ". лТПНЕ ФПЗП, ОБ 120 НН ВЩМБ ХЧЕМЙЮЕОБ ЧЩУПФБ ЗТХЪПЧПК ЛБВЙОЩ.

ч 1986 ЗПДХ ОБЮБМБУШ ТБЪТБВПФЛБ ЗТБЦДБОУЛПК НПДЙЖЙЛБГЙЙ, Y-8B. ъБ УЮЕФ ПФЛБЪБ ПФ УРЕГЙБМШОПЗП ЧПЕООПЗП ПВПТХДПЧБОЙС НБУУХ УБНПМЕФБ ХДБМПУШ УОЙЪЙФШ ОБ 1720 ЛЗ. рЕТЧЩК РПМЕФ НБЫЙОЩ УПУФПСМУС 17 ДЕЛБВТС 1993 ЗПДБ, Б Ч 1993 ЗПДХ УБНПМЕФ ВЩМ УЕТФЙЖЙГЙТПЧБО.

рТЙ ФЕИОЙЮЕУЛПН УПДЕКУФЧЙЙ БНЕТЙЛБОУЛПК ЖЙТНЩ мПЛИЙД Ч ЛПОГЕ 1980-И ЗПДПЧ ВЩМ УПЪДБО УБНПМЕФ Y-8у. уБНПМЕФ ЙНЕМ ЗТХЪПЧПК МАЛ У ДЧХИУЕЛГЙПООПК ТБНРПК, ЛБЛ ОБ Y-8A Й у-130, ЗЕТНЕФЙЪЙТПЧБООХА ЗТХЪПЧХА ЛБВЙОХ ПВЯЕНПН 212 Н3, ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ БЧБТЙКОЩЕ МАЛЙ, ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБООЩЕ УЙУФЕНХ ЛПОДЙГЙПОЙТПЧБОЙС ЧПЪДХИБ Й ЛЙУМПТПДОХА УЙУФЕНХ.

вЩМП РПУФТПЕОП ДЧБ ПРЩФОЩИ УБНПМЕФБ Y-8C У ЛПТПФЛЙНЙ, ЛБЛ Х бО-12 ОПУПЧЩНЙ ЮБУФСНЙ ЖАЪЕМСЦБ (ЧЕТПСФОП, Ч ПРЩФОЩЕ Y-8C ВЩМЙ РЕТЕПВПТХДПЧБОЩ РЕТЧЩЕ Y-8, РПУФТПЕООЩЕ ЕЭЕ ЙЪ УПЧЕФУЛЙИ ДЕФБМЕК), ПДОБЛП УЕТЙКОЩЕ НБЫЙОЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ЙНЕФШ ПВЩЮОХА ХДМЙОЕООХА ОПУПЧХА ЮБУФШ, Б ЗТБЦДБОУЛЙЕ ЧБТЙБОФЩ у-8у РТЕДРПМБЗБМПУШ УФТПЙФШ ВЕЪ ЛПТНПЧПК РХЫЕЮОПК ХУФБОПЧЛЙ.

рПУМЕ РПДБЧМЕОЙС УФХДЕОЮЕУЛЙИ ЧПМОЕОЙК Ч рЕЛЙОЕ Ч 1989 ЗПДХ БНЕТЙЛБОП-ЛЙФБКУЛПЕ ЧПЕООП-ФЕИОЙЮЕУЛПЕ УПФТХДОЙЮЕУФЧП РТЕЛТБФЙМПУШ, РПЬФПНХ ОЕ ХДБМПУШ ТЕБМЙЪПЧБФШ ТСД НЕТ РП ДБМШОЕКЫЕК "БНЕТЙЛБОЙЪБГЙЙ" УБНПМЕФБ. ч ЮБУФОПУФЙ, Y-8C ФБЛ Й ОЕ РПМХЮЙМ фчд дЦЕОЕТБМ ьМЕЛФТЙЛ уф7.

уБНПМЕФ Y-8D ТБЪТБВБФЩЧБМУС ЛБЛ ЬЛУРПТФОЩК ЗТБЦДБОУЛЙК ЧБТЙБОФ ЧПЕООПЗП Y-8 У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЪБРБДОПК БЧЙПОЙЛК ЖЙТН мЙФФПО Й лПММЙОЪ. рЕТЧЩК РПМЕФ НБЫЙОЩ УПУФПСМУС Ч 1987 ЗПДХ. ч 1992 ЗПДХ ДЧБ УБНПМЕФБ ЬФПЗП ФЙРБ ВЩМЙ ЪБЛХРМЕОЩ нШСОНПК, ДЧЕ НБЫЙОЩ - ыТЙ мБОЛПК (РЕТЧЩК УБНПМЕФ ЙНЕМ ПВПТПОЙФЕМШОПЕ РХЫЕЮОПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ) Й ЕЭЕ ДЧБ - уХДБОПН. нШСОНБ РМБОЙТХЕФ ЪБЛХРЙФШ ЕЭЕ ДЧБ УБНПМЕФБ ЬФПЗП ФЙРБ.

дМС ЪБНЕОЩ 10 УБНПМЕФПЧ-ОПУЙФЕМЕК ВЕУРЙМПФОЩИ МЕФБФЕМШОЩИ БРРБТБФПЧ фХ-4 Ч 1989 ЗПДХ ВЩМ УПЪДБО УБНПМЕФ Y-8E. ч 1992-94 ЗЗ. ччу ЪБЛХРЙМЙ ОЕУЛПМШЛП НБЫЙО ЬФПЗП ФЙРБ, ЙНЕАЭЙИ РП УТБЧОЕОЙА У ЙУИПДОЩНЙ Y-8 ХРТПЭЕООЩК УПУФБЧ ПВПТХДПЧБОЙС. вЩМП ДЕНПОФЙТПЧБОП Й ПВПТПОЙФЕМШОПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ. рПД ЛТЩМПН УБНПМЕФБ ОБ ФТБРЕГЙЕЧЙДОЩИ РЙМПОБИ ТБЪНЕЭБЕФУС ДЧБ врмб BUAA "юБОЗ иЙОЗ" 1, ХРТБЧМЕОЙЕ ЛПФПТЩНЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС У РПУФБ, ТБУРПМПЦЕООПЗП Ч РЕТЕДОЕК ЗЕТНЕФЙЪЙТПЧБООПК ЛБВЙОЕ. врмб "юБОЗ иЙОЗ" 1 РТЕДОБЪОБЮЕО ДМС ЧЕДЕОЙС ТБЪЧЕДЛЙ, Б ФБЛЦЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ВЕУРЙМПФОПК НЙЫЕОЙ. пО СЧМСЕФУС ЛЙФБКУЛПК ЛПРЙЕК БНЕТЙЛБОУЛПЗП ВЕУРЙМПФОПЗП МЕФБФЕМШОПЗП БРРБТБФБ фЕМЕДБКО тБЙО AQM-34N (ОЕУЛПМШЛП ФБЛЙИ НБЫЙО ВЩМЙ УВЙФЩ ОБД ФЕТТЙФПТЙЕК лот Ч ИПДЕ ЧШЕФОБНУЛПК ЧПКОЩ).

пДОПК ЙЪ УБНЩИ ПТЙЗЙОБМШОЩИ -НПДЙЖЙЛБГЙК Y-8/AH-12 СЧМСЕФУС УБНПМЕФ Y-8F, УПЪДБООЩК Ч ОБЮБМЕ 1990 ЗПДБ УРЕГЙБМШОП ДМС РЕТЕЧПЪЛЙ ПЧЕГ ОБ ОПЧЩЕ РБУДВЙЭБ. ч ФТЕИСТХУОЩИ "ЪБЗПОБИ", УНПОФЙТПЧБООЩИ Ч ЗТХЪПЧПН ПФУЕЛЕ, НПЦЕФ ТБЪНЕЭБФШУС ДП 350 ЦЙЧПФОЩИ.

дП ОБЮБМБ 1990-И ЗПДПЧ ДМС ЧЕДЕОЙС НПТУЛПК ТБДЙПЬМЕЛФТПООПК ТБЪЧЕДЛЙ Ч лЙФБЕ ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ НПДЕТОЙЪЙТПЧБООЩЕ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЙ фХ-4, ПУОБЭЕООЩЕ фчд бй-20. дМС ЙИ ЪБНЕОЩ ОБЮБМЙУШ ТБВПФЩ ОБД УБНПМЕФПН Y-8G, ПУОБЭЕООЩН ВПМЕЕ НПЭОПК втму Й УРЕГЙБМШОЩН ТБДЙПЬМЕЛФТПООЩН ПВПТХДПЧБОЙЕН ЛБЛ ЛЙФБКУЛПК, ФБЛ Й ЪБРБДОПК ТБЪТБВПФЛЙ. рТПЗТБННБ ПУХЭЕУФЧМСМБУШ РТЙ УПДЕКУФЧЙЙ ЖЙТНЩ уеунБТЛПОЙ, ПДОБЛП РПУМЕ РПДБЧМЕОЙС УФХДЕОЮЕУЛЙИ ЧПМОЕОЙК Ч рЕЛЙОЕ Ч 1989 ЗПДХ Й РТЕЛТБЭЕОЙС УПФТХДОЙЮЕУФЧБ У ъБРБДПН ТБВПФЩ ВЩМЙ УЧЕТОХФЩ.

рП ОЕЛПФПТЩН УППВЭЕОЙСН, ПУФБЧЫЙКУС "ВЕЪИПЪОЩН" РМБОЕТ Y-8G ВЕЪ ТБДЙПЬМЕЛФТПООПК ОБЮЙОЛЙ ВЩМП ТЕЫЕОП РЕТЕПВПТХДПЧБФШ Ч УБНПМЕФ-ЪБРТБЧЭЙЛ. тБВПФЩ Ч ЬФПН ОБРТБЧМЕОЙЙ ЧЕМЙУШ Ч лот ЕЭЕ У УЕТЕДЙОЩ 1980-И ЗПДПЧ. чРЕТЧЩЕ НПДЕМШ ЛЙФБКУЛПЗП УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ ОБ ВБЪЕ Y-8 ВЩМБ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБОБ ОБ БЧЙБГЙПООПК ЧЩУФБЧЛЕ Ч рЕЛЙОЕ Ч 1986 ЗПДХ. нБЫЙОБ РТЕДОБЪОБЮБМБУШ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ДМС ДПЪБРТБЧЛЙ ЙУФТЕВЙФЕМЕК-ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ Q-5, ПУОБЭЕООЩИ ОЕХВЙТБАЭЕКУС ЫФБОЗПК ФПРМЙЧПРТЙЕНОЙЛБ. рПД ЛТЩМПН УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ РПДЧЕЫЙЧБМПУШ ДЧБ ЪБРТБЧПЮОЩИ БЗТЕЗБФБ (ФЙРБ "ЫМБОЗ-ЛПОХУ"). тБВПФЩ РП УПЪДБОЙА УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ ЧЕМЙУШ РТЙ РПНПЭЙ БОЗМЙКУЛПК ЖЙТНЩ жМБКФ тЕЖШАМЙОЗ LTD. пДОБЛП РПУМЕ 1989 ЗПДБ ЪБРБДОБС РПНПЭШ Ч ЬФПК ПВПБУФЙ ФБЛЦЕ РТЕЛТБФЙМБУШ, ЮФП РТЙЧЕМП Л ЪБНЕДМЕОЙА ТБВПФ РП УПЪДБОЙА ЛЙФБКУЛПЗП УБНПМЕФБ-ЪБРТБЧЭЙЛБ.

рП ДТХЗЙН УППВЭЕОЙСН, УБНПМЕФ Y-8G ЙУРПМШЪХЕФУС ДМС ПФТБВПФЛЙ НБЗОЙФПНЕФТПЧ, РТЕДОБЪОБЮЕООЩИ ДМС ЗЕПМПЗПТБЪЧЕДЛЙ (БРРБТБФХТБ ТБЪНЕЭБЕФУС Ч ДМЙООПН ЛПОХУЕ, ХУФБОПЧМЕООПН ЧНЕУФП ЛПТНПЧПК РХЫЛЙ).


нПДЙЖЙЛБГЙЙ :
Y-8б

РЕТЧБС УЕТЙКОБС НПДЙЖЙЛБГЙС.

Y-8ч

ЗТБЦДБОУЛЙЕ УБНПМЕФЩ РЕТЕДБООЩЕ Ч ччу лЙФБС.

Y-8у

НПДЙЖЙЛБГЙС 1987 ЗПДБ РТЙ ФЕИОЙЮЕУЛПК РПНПЭЙ Lockheed.

Y-8D ЬЛУРПТФОБС ЧЕТУЙС Y-8C.
Y-8е УБНПМЕФ ФТБОУРПТФЙТПЧЭЙЛ НЙЫЕОЕК.
Y-8и ( Y-8нтб) РБФТХМШОБС ЧЕТУЙС c тму Litton Canada APS-504(V)3.
мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС Y-8A
тБЪНБИ ЛТЩМБ, Н 38.00
дМЙОБ УБНПМЕФБ,Н 34.022
чЩУПФБ УБНПМЕФБ,Н 11.16
рМПЭБДШ ЛТЩМБ,Н2 121.86
нБУУБ, ЛЗ
РХУФПЗП УБНПМЕФБ 35500
НБЛУЙНБМШОБС ЧЪМЕФОБС 61000
чОХФТЕООЕ ФПРМЙЧП, ЛЗ 22909
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 4 фчд Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6 (Aй-20K)
нПЭОПУФШ, Ь.М.У. 4 И 4252
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 662
лТЕКУЕТУЛБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 550
рТБЛФЙЮЕУЛБС ДБМШОПУФШ, ЛН 5615
дБМШОПУФШ ДЕКУФЧЙС, ЛН 1273
рТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ РПМЕФБ, Ю 11
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 10400
ьЛЙРБЦ, ЮЕМ 5
рПМЕЪОБС ОБЗТХЪЛБ: 14 РБУУБЦЙТПЧ Ч ЗЕТНЕФЙЪЙТПЧБООПК ЛБВЙОЕ РМАУ
96 УПМДБФ ЙМЙ 58 РБТБЫАФЙУФПЧ ЙМЙ 60 ОПУЙМПЛ Й 20 УЙДСЮЙИ ТБОЕОЩИ У 3 УПРТПЧПЦДБАЭЙНЙ ЙМЙ 20000 ЛЗ ЗТХЪБ
дПР. ЙОЖПТНБГЙС:

жПФПЗТБЖЙЙ:


Y-8 (c) Xu Zheng

Y-8B (c) lihutao

Y-8C (c) Weimeng

Y-8C (c) lihutao

Y-8C (c) Weimeng

Y-8F-100 (c) Wanghai

Y-8F-200 (c) lihutao

Shaanxi Y-8

infobox Aircraft
name = Y-8
type = Transport
manufacturer = Shaanxi Aircraft Company

caption =
designer =
first flight = December 1974
introduced =
retired =
produced = 1981-present
number built = 75+
status =In service
unit cost =
primary user = PLA Air Force
more users =
developed from = Antonov An-12
variants with their own articles = Shaanxi Y-9

The Shaanxi Y-8 (Yun-8) aircraft is a medium size medium range transport aircraft produced by Shaanxi Aircraft Company in China, based on the Soviet Antonov An-12 . It has became one of China"s most popular military and civilian transport/cargo aircraft, with many variants produced and exported. Although the An-12 is no longer made in Ukraine, former USSR the Chinese Y-8 continues to be upgraded and produced. An estimated 75 Y-8 aircraft had been built by 2001.

Design and development

In the 1960s, China purchased several An-12 aircraft from the Soviet Union, along with license to assemble the aircraft locally. However, due to the Sino-Soviet split , the Soviet Union withdrew its technical assistance. The Xi"an Aircraft Company and Xi"an Aircraft Design Institute worked to reverse engineer the An-12 for local production. cite news | first= | last= | coauthors= | title=Y-8 Turboprop Transport Aircraft | date=2007-03-25 | publisher=SinoDefence.com | url =http://www.sinodefence.com/airforce/airlift/y8.asp | work = | pages = | accessdate = 2008-03-22 | language = ]

Design of the aircraft was completed by February 1972. Major features of the Y-8 included a similar fuselage to the H-6 bomber cite news | first= | last= | coauthors= | title=Y-8 | date=2005-07-31 | publisher=GlobalSecurity.org | url =http://www.globalsecurity.org/military/world/china/y-8.htm | work = | pages = | accessdate = 2008-03-22 | language = ] , the same bomber"s nose and tail turret, a roller-type dropping device instead of conveyor belt, and a gaseous oxygen system as opposed to a liquid system. The original Y-8 inherited the An-12’s twin 23mm cannon tail turret, but this was removed on subsequent variants.

The Y-8 equipped with four turboprop engines mounted under the leading edges of non-swept wings. The wings are attached high on the fuselage, and the tricycle landing gear is equipped with low pressure tires. The earliest versions used for the transportation of freight or troops had two side-hinged doors, while later variants used a rearward-facing ramp to facilitate loading and unloading of the payload. Some specialized versions omit the cargo ramp entirely.

The Y-8 is capable of carrying troops, dropping supplies, parachute drops, and functioning as an air ambulance. It also can be used for commercial uses as a freighter. It is capable of hauling 20 tons of cargo, approximately 96 soldiers, or about 82 paratroopers. It can also carry 60 severely wounded soldiers with their stretchers, 20 slightly injured soldiers and 3 medical attendants. Many variants for specialized roles have been built, but information on them can be vague or difficult to obtain due to the secretive nature of the Chinese military.

Operational history

The Y-8 transport aircraft was put into trial production in the Xi"an Aircraft Factory in June 1972. By December 1974, the first Chinese-assembled Y-8 conducted its maiden flight. Following trial production of the first Y-8s, operations were transferred to the Shaanxi Aircraft Factory. The Shaanxi-produced Y-8s conducted their test flights in December 1975. After a regime of 66 test flights the Y-8 was officially certified for use by the Chinese government. By 1981, the Y-8 entered serial production.

In the late 1980s, Lockheed Martin , the American manufacturer of the C-130 Hercules , helped China to develop a pressurized cabin for the passenger version of Y-8, resulting in two versions: the first had half of the cabin pressurized because China could not handle the technology, and later, the second version in which the complete cabin was pressurized.

In 2001 and 2002, new consulting arrangements between Antonov and Shaanxi resulted in modernized redesigns to the Y-8"s wing and fuselage. As a consequence the redesign allows the Y-8"s fuel capacity to be increased by 50 percent. [ [ http://www.strategycenter.net/research/pubID.113/pub_detail.asp International Assessment and Strategy Center > Research > New PLA Transport Aircraft: Building For Power Projection ] ]

KJ-200 Accident

On June 3, 2006, a Chinese KJ-200 "Balance Beam" Airborne Early Warning and Control aircraft crashed in Guangde County in the Anhui province, China . cite news | first= | last= | coauthors= | title=KJ-200 (Y-8 "Balance Beam") Airborne Early Warning Aircraft | date=2007-09-07 | publisher=SinoDefence.com | url =http://www.sinodefence.com/airforce/specialaircraft/y8-kj200.asp | work = | pages = | accessdate = 2008-03-22 | language = ] All 40 people onboard were killed. The Chinese official explanation was that the accident was due to heavy ice formation on the wing s after the aircraft made repeated passes in and out of cloud s in bad weather . [ [ http://english.peopledaily.com.cn/200609/07/eng20060907_300584.html People"s Daily Online - High-ranking military officers harshly penalized for plane crash, flood disaster ] ] However, the official Chinese report does not mention the exact type of the airborne early warning aircraft, only claiming that it was a 4-engine large military aircraft , and some who have claimed that the aircraft that crashed was a KJ-2000 instead of a KJ-200.

Variants

*Y-8 Transport : Unpressurized military carrier.
*Y-8 Passenger plane : Pressurized passenger carrier.
*Y-8 C3I : at least one sample is being tested, and characterized by around half a dozen small antennas above the cockpit .
*Y-8 Cargo plane : Many versions, some with a pressurized cabin. Special variants included one modified to transport the Sikorsky S-70 helicopter, and the Y-8F livestock carrier.
*Y-8X Maritime patrol aircraft : Equipped with Litton Canada AN/APS-504(V) search radar for maritime surveillance missions. This version is characterized by a larger cylindrical radar radome under the nose similar to that on H-6 bomber.
*Y-8J AEW : Airborne early warning version equipped with British GEC-Marconi Argus-2000 early warning radar systems. This version is characterized by a large nose that houses the radar.
*KJ-200 AEW&C : Airborne early warning and control version with active phased array radar in configurations similar to Swedish Erieye .
*Y-8 AWACS : Characterized by triple tail configuration (one large and two small). Similar look to A-50I.
*Y-8 ECM : Electronic countermeasures version characterized by the semi-cylindrical arrays on the sides of the front fuselage.
*Y-8 ESM : Electronic surveillance measures version characterized by the ventral canoe underneath the forward fuselage, and seven antennas protruding downward from the loading ramp.
*Y-8 ELINT : Electronic signals intelligence version characterized by the cylindical array just in front of the vertical stabilizer .
*Y-8 Mineral research plane : Characterized by the extended magnetic anomaly detector at the tail, for finding potential mine sites. It is similar in appearance to an anti-submarine warfare platform and is often mistaken for the latter.
*Y-8 ASW : ASW platform under tests, with extended magnetic anomaly detector at the tail, the latest military version, looks similar to Y-8 Mineral research plane .
*Y-8 Radar test bed : Test bed for airborne radars for fighters, similar to the Boeing 737 test bed for the APG-63 radar for the F-15 Eagle and characterized by a sharp pointed nose cone.
*Y-8 Avionics test bed : Test bed for avionics (except the radar). In appearance it could be mistaken as an electronic surveillance platform.
*Y-8A : Helicopter transport aircraft.
*Y-8B : Unpressurised freight/passenger transport aircraft for CAAC .
*Y-8C : Pressurised transport version.
*Y-8D : Fitted with western avionics.
*Y-8E : Drone carrier aircraft.
*Y-8F : Live-stock transport aircraft.
*Y-8H : Aerial survey aircraft.
*Y-8K : 121-seat airliner.
*Y-8F-100 : Fitted with more powerful engines, EFIS, colour weather radar, TCAS and GPS.
*Y-8F-200 : This model has a 2.2m (7ft 10in) stretched fuselage.
*Y-8F-600 : Newest civilian transport variant with a redesigned fuselage, Pratt and Whitney turboprop engines, an Electronic Flight Instrument System "glass cockpit", and a two-person crew. [ [ http://www.shanfei.com/2005_english/Product/Y8F600.htm Y8F600 ] ]

Operators

; PRC
* People"s Liberation Army Air Force

;Former Operators; SRI
* Sri Lanka Air Force

pecifications (Y-8 Transport)

aircraft specifications

plane or copter=plane
jet or prop?=prop

ref=Sinodefence.com [ cite web
url=http://www.sinodefence.com/airforce/airlift/y8.asp
title=Y-8 TACTICAL TRANSPORT AIRCRAFT
last=
first=
date= 2005-12-14
accessdate=2006-12-26
work=
publisher=www.sinodefence.com
]
crew=5, or 3, or 2 (Y-8F600)
capacity=≈90 equipped troops
payload main=20,000 kg
payload alt=44,000 lb
payload more=cargo
length main= 34.02m
length alt= 111ft, 8in
span main= 38.0m
span alt= 124ft 8in
height main= 11.6m
height alt= 36ft 8in
area main= 121.9m²
area alt= 1311.7ft²
empty weight main= 35,490kg
empty weight alt= 77,237lb
loaded weight main= kg
loaded weight alt= lb
useful load main= 20,000kg
useful load alt= 44,090lb
max takeoff weight main= 61,000kg
max takeoff weight alt= 134,480lb
more general=
engine (prop)=Zhuzhou WoJiang-6 (WJ-6)
type of prop= turboprop s
number of props=4
power main= 3,170kW
power alt= 4,250hp
power original=
max speed main= 660km/h
max speed alt= 357 knots, mph
cruise speed main= 550km/h
cruise speed alt= knots, mph
stall speed main= km/h
stall speed alt= knots, mph
never exceed speed main= km/h
never exceed speed alt= knots, mph
range main= 5,615km
range alt= 3030nm, mi
ceiling main= 10,400m
ceiling alt= ft
climb rate main= 10m/s
climb rate alt= ft/min
loading main= kg/m²
loading alt= lb/ft²
thrust/weight=
power/mass main= W/kg
power/mass alt= hp/lb
more performance=
armament=Twin 23mm cannon tail turret (early models only)
avionics=

aircontent
related=
* Antonov An-10
* Antonov An-12
* Shaanxi Y-9
similar aircraft=
* Airbus A400M
* C-130 Hercules
* Transall C-160
lists=
* List of military transport aircraft
see also=

References

External links

* [ http://www.airliners.net/info/stats.main?id=35 Antonov An-12 and Shaanxi Y-8 at airliners.net ] - specifications, and photo galleries of exterior and interior
* [ http://www.shanfei.com/2005_english/Product/Y8F600.htm Y-8F600 ] - describes "next generation" Y-8
* [ http://www.strategycenter.net/research/pubID.113/pub_detail.asp New PLA Transport Aircraft: Building for Power Projection ] - article at strategycenter.net
* [ http://www.sinodefence.com/airforce/airlift/y8.asp Y-8 Tactical Transport ] - informative summary of Y-8 transport variants at sinodefence.com
* [ http://www.sinodefence.com/airforce/specialaircraft/default.asp Chinese Special Mission Aircraft ] - includes links to various Y-8 special mission variants
* [ http://www.sinodefence.com/news/2006/news06-06-08.asp Shaanxi AEW Aircraft Crashed During Test ]
* [ http://english.peopledaily.com.cn/200609/07/eng20060907_300584.html People"s Daily news article on the June 3 2006 plane crash in Anhui Province. ]
* [ http://www.airliners.net/search/photo.search?aircraft_genericsearch=Shaanxi%20Y-8&aircraftsearch= Shaanxi Y-8 photo gallery ] at [ http://www.airliners.net airliners.net ]