Федоров алексей иннокентьевич ростехнологии. ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»

Бывший президент корпорации "Иркут" и Объединенной авиастроительной корпорации

Федоров, Алексей

Бывший президент корпорации "Иркут", бывший президент Объединенной авиастроительной корпорации

Бывший президент корпорации "Иркут", занимал этот пост с 2011 года по 2012 год. Ранее - президент Объединенной авиастроительной корпорации (2006-2011 годы), генеральный директор - генеральный конструктор ФГУП РСК "МиГ" (2004-2006 годы), президент ОАО "ИАПО" (позднее - Научно-производственной корпорации "Иркут", 1998-2004 годы), генеральный директор ФГУП "Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой"" (1996-1998 годы), генеральный директор Иркутского авиационного производственного объединения (1993-1996 годы). Заместитель председателя общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", член Высшего совета партии "Единая Россия".

После окончания института Федоров начал работать конструктором по летным испытаниям Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) , . В 1989 году был назначен главным инженером, а в 1993 году - генеральным директором ИАПО , . В том же году , Федоров стал выпускником бизнес-школы Университета Оклахома-Сити (США) , .

В 1996 году Федоров стал генеральным директором ФГУП "АВПК "Сухой"". Этому предшествовала длительная борьба внутрикорпоративных интересов, в первую очередь - столкновение двух крупных банковских групп России - ОНЭКСИМбанка Владимира Потанина (14 процентов акций АК "Сухой") и "Инкомбанка", возглавляемого Владимиром Виноградовым (25 процентов акций). Конкуренция между банками в сфере влияния на авиапром обострилась после того, как 26 августа 1996 года президент России Борис Ельцин подписал секретный указ "О создании государственного унитарного предприятия Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой"", а 24 декабря того же года вышло постановление правительства о создании и поддержке унитарного предприятия "Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой"". Согласно этим документам, АВПК "Сухой" создавался на базе государственных авиационно-производственных объединений в Комсомольске-на-Амуре (КНАПО) и Новосибирске (НАПО), которые передавались АВПК на правах хозяйственного ведения с последующим преобразованием в дочерние предприятия. В уставный фонд АВПК также вносились госпакеты акций ОКБ Сухого, Иркутского АПО и ряда других предприятий. Отмечалось, что предприятие должно было стать вторым после объединения МАПО "МиГ" научно-производственным авиастроительным концерном страны, способным экспортировать высокотехнологичную продукцию на мировой рынок , . Очередным камнем преткновения стала кандидатура главы нового АВПК: поддержкой "Инкомбанка", чьи позиции были очень сильны, пользовался генеральный конструктор ОКБ "Сухой" Михаил Симонов. Кроме того, его кандидатуру поддержали первый вице-премьер России Олег Сосковец, глава Миноборонпрома Зиновий Пак и секретарь Совета безопасности Александр Лебедь. В свою очередь, руководство ОНЭКСИМбанка, которое долгие годы было тесно связано с Иркутским АПО , видело на посту главы "Сухого" именно Федорова .

Только через четыре месяца после подписания первого указа Ельцина, 30 декабря 1996 года, Федоров специальным распоряжением правительства был назначен генеральным директором ФГУП "АВПК "Сухой"" . По мнению аналитиков, ОНЭКСИМбанк победил, поскольку решающим оказался "фактор союза с руководством" страны. Банк открыто поддерживал Ельцина во время предвыборной кампании 1996 года, и Ельцин победил, после чего Потанин был назначен первым вице-премьером , а Сосковец и Лебедь (второй через несколько месяцев после первого) были отправлены в отставку .

Однако и после назначения Федорова конфликтная ситуация вокруг ФГУП "АВПК "Сухой"" не разрешилась. СМИ писали о том, что указ о создании единого концерна вызвал недовольство не только "Инкомбанка" и самого Симонова, но и директоров, чьи заводы в рамках АВПК теряли хозяйственную самостоятельность, и губернаторов областей, где размещались эти производственные объединения, вносившие немалую долю средств в местные бюджеты .

В феврале 1997 года региональное лобби выступило с предложением сделать формой объединения всех предприятий "фирмы Сухого" - конструкторского бюро (ОКБ) и нескольких авиационно-производственных объединений (АПО) - не государственное унитарное предприятие, а финансово-промышленную группу (ФПГ) , . Схему объединения "Сухого" в виде ФПГ также решил поддержать и "Инкомбанк". После этого Ельцин подписал распоряжение "о дополнительной проработке вопросов" создания унитарного авиакомплекса, в соответствии с которым к апрелю 1997 года в правительстве появилась комиссия под председательством министра экономики Якова Уринсона. Комиссия была образована с целью "разработки ТЭО и организационных мер по объединению предприятий комплекса". Между тем в марте того же года АПО в Комсомольске-на-Амуре обвинило администрацию президента в нарушении договора о разграничении полномочий субъектов Российской Федерации и попыталось оспорить указ о создании АВПК "Сухой" в Высшем арбитражном суде РФ (в апреле к этом иску присоединилось возглавляемое Симоновым ОКБ Сухого) .

Пока Потанин был первым вице-премьером и пользовался поддержкой Пака, позиции Федорова были прочными. Однако в марте 1997 года Потанин лишился поста в правительстве , что укрепило положение противников Федорова . Тем временем судебная тяжба вокруг "Сухого" продолжалась. В мае 1997 года Высший арбитражный суд признал указ президента законным и отказал в иске заводу из Комсомольска-на-Амуре. После этого ОКБ Сухого подало новый иск, на этот раз в Московский арбитражный суд, о признании недействительной регистрации АВПК "Сухой". Однако и этот суд был Симоновым проигран. В ноябре 1997 года комиссия Уринсона признала, что наиболее эффективной схемой объединения является создание концерна . Несмотря на это, уже в начале 1998 года СМИ заговорили о возможной отставке Федорова, так и не сумевшего "погасить междоусобицу в АВПК" .

В апреле 1998 года Федоров покинул пост гендиректора комплекса "Сухой". На встрече с журналистами он отмечал, что персонально никто в его отставке не виноват, просто не все разделяют его точку зрения "на необходимость существования АВПК в виде жесткой структуры унитарного госпредприятия". Тогда же Федоров заявил о том, что получил предложение работать в "Росвооружении" (должность не называлась) .

В 1998 году Федоров вернулся в Иркутск, став президентом ОАО "ИАПО", позднее - Научно-производственной корпорации (НПК) "Иркут" , . В дальнейшем СМИ писали о Федорове как о "ключевой фигуре на "Иркуте", отмечая, что "с ним связаны все успехи компании" . Упоминался он в прессе и как совладелец корпорации. По данным на 2004 год, Федоров владел 26,7 процента акций "Иркута" , . В 2006 году "Эксперт", не приводя конкретных данных, называл Федорова одним из крупнейших акционеров НПК .

В сентябре 2004 года Федоров возглавил федеральное государственное унитарное предприятие "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" : на посту генерального директора - генерального конструктора ФГУП РСК "МиГ" он сменил Валерия Торянина . По сведениям "Эксперта", назначить Федорова на эту должность президента РФ Владимира Путина убедил лично глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов , уже тогда начавший выстраивать под возглавляемую им компанию всю систему производства и продаж военной техники в России с целью превращения ее в крупнейший финансово-промышленный холдинг . По официальной версии, причиной отставки Торянина стало то, что он якобы не справился с реализацией "индийского контракта" на поставку истребителей МиГ-29К. Однако, по некоторым данным, причина была иной: высказывались предположения, что кандидатура Торянина на посту главы "МиГа" не устраивала Чемезова, потому что при Торянине "МиГ" "постепенно уходил из-под крыла госпосредника" . Писали также, что Чемезов выбрал кандидатуру Федорова не только как эффективного менеджера - по некоторым сведениям, с Федоровым он учился в одной школе . По данным журнала "Профиль", в том же 2004 году "Рособоронэкспорт" подписал генеральное соглашение с РСК "МиГ", согласно которому вновь заключаемые крупные зарубежные контракты корпорации должны были подписываться посредником .

В июне 2005 года на общем собрании акционеров ОАО НПК "Иркут" Федоров был избран в состав совета директоров корпорации и стал его председателем . СМИ писали, что он, став главой РСК "МиГ", "Иркут" покидать не хотел , однако по действующему законодательству руководителю госкомпании нельзя одновременно быть главой частной фирмы, которой к тому времени фактически стал "Иркут". В своем обращении к акционерам сам Федоров пояснил, что он "не в состоянии постоянно следить сразу за двумя компаниями" .

Федоров выступал "убежденным сторонником" создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), что, по мнению некоторых обозревателей, делало его "одним из наиболее реальных кандидатов на высший руководящий пост" в новом авиастроительном гиганте . Подчеркивалось, что именно по этой причине Федорова поддерживал не только Чемезов, но и глава Федерального агентства по промышленности, вице-премьер правительства Борис Алешин, которого в прессе именовали идеологом создания единой авиакорпорации .

21 февраля 2006 года президент Путин подписал указ о создании ОАК, объединившей авиастроительные компании "МиГ", "Сухой", "Ильюшин", "Туполев", "Иркут". Доля государства в корпорации, согласно указу, должна была составлять не менее 75 процентов акций . При выборе кандидатуры на пост главы ОАК рассматривалось несколько человек, среди которых, кроме Федорова, был сам Алешин, а также генеральный директор ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой"" Михаил Погосян и вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний . Кандидатура Федорова в качестве будущего главы авиакорпорации была одобрена Путиным в марте 2006 года

В августе того же года глава правительства России Михаил Фрадков предложил кандидатуру Федорова – уже как будущего руководителя ОАК - на пост заместителя главы Комиссии по интеграции авиастроительного комплекса . В ноябре 2006 года, накануне регистрации Объединенной авиастроительной корпорации в Росимуществе, РИА "Новости" сообщили о том, что Федоров как глава РСК "МиГ" официально назначен генеральным директором ОАК . Однако в том же году он упоминался в прессе и как президент корпорации . Впоследствии на сайте ОАК назначение Федорова гендиректором Объединенной авиастроительной корпорации не упоминалось вовсе - там сообщалось, что в 2007 году он занял посты президента и председателя правления ОАК, предыдущей же его должностью называлась должность генерального директора - генерального конструктора корпорации "МиГ" (2004-2007) . Путаница может быть связана с тем обстоятельством, что Федоров ушел с поста генерального директора - генерального конструктора ФГУП "РСК "МиГ"" лишь в октябре 2007 года - несмотря на запрет совмещения такого рода постов , .

В 2008 году на заседании совета директоров ОАК была утверждена концепция развития корпорации. Согласно этому документу, к 2025 году 12-15 процентов новых гражданских самолетов в мире должны быть российского производства. С учетом того, что на момент принятия концепции доля продукции отечественного авиапрома на мировом рынке составляла чуть более одного процента, ее реализация "потребует поистине титанических усилий", отмечали аналитики. Они подчеркивали, что незадолго до принятия концепции сам Федоров сетовал на то, что ОАК не хватает мощностей для выполнения имеющихся заказов, значительная часть оборудования и технологий устарели и требуют замены, а ситуацию с кадрами он вообще назвал критической .

31 января 2011 года президент России Дмитрий Медведев отправил Федорова в отставку, объяснив свое решение тем, что глава ОАК мало внимания уделял внедрению инновационных решений в своей отрасли. Впрочем, по сведениям "Коммерсанта", Федоров был уволен за срыв контракта на поставку Ил-76МФ Иордании, заключенного в 2005 году. ОАК к контракту не имел никакого отношения, однако Федоров был единственным человеком, связанным с авиацией, принимавшим участие в ближневосточном турне Медведева в январе 2011 года, и на претензии иорданского руководства пришлось отвечать ему. Медведев назначил на место Федорова генерального директора ОАО "Холдинговая компания "Сухой"" Михаила Погосяна . 3 февраля того же года совет директоров ОАК освободил Федорова от должности по его собственной просьбе и назначил Погосяна президентом корпорации , , , , .

В конце марта 2011 года Федоров вернулся на пост президента корпорации "Иркут" , однако уже 31 июля 2012 года он досрочно ушел в отставку. Сам он объяснял свой уход тем, что "решил немного отдохнуть", источники газеты "Коммерсантъ" указывали на конфликт Федорова с Погосяном. Новым президентом "Иркута" совет директоров избрал Олега Демченко, ранее занимавшего должность вице-президента ОАК , .

Помимо производства, Федоров занимается общественной работой. В апреле 2007 года он был избран членом бюро Центрального совета, заместителем председателя Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" (ООО "СоюзМаш России") , - общественной организации, созданной на базе Российского союза машиностроителей (РСМ). Пост главы союза занял Чемезов, по чьей инициативе и была создана организация, упоминавшаяся в прессе как "партия Чемезова" .

Также Федоров сделал партийную карьеру. В 2000 году он был избран руководителем регионального движения "Единство" , в 2002-2004 годах фигурировал в прессе как глава Иркутского регионального отделения "Единой России " , , а в ноябре 2004 года был избран в бюро Высшего совета партии "Единая Россия" . По данным на 2008 год, в бюро он уже не входил, однако оставался членом Высшего совета партии . В марте 2008 года Федоров был включен в состав совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при спикере Госдумы Борисе Грызлове , по совместительству - председателе (с мая 2008 года - председателе Высшего совета) партии "Единая Россия" . На выборах в Государственную думу в декабре 2011 года Федоров возглавил список кандидатов от "Единой России" по Иркутской области, однако после избрания в парламент отказался от депутатского мандата , .

Федоров свободно владеет английским языком . СМИ писали о нем как о "топ-менеджере принципиально новой формации" . Отмечая, что Федоров является "убежденным сторонником частной собственности" , журналисты называли его "самым успешным сегодня частным оборонщиком" страны .

Федоров имеет ряд государственных и негосударственных наград. Так, он награжден Орденом Почета правительства РФ, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, а также Золотым знаком имени Петра Великого .

Федоров женат, у него двое детей .

Использованные материалы

Иван Сафронов, Мария Черкасова . Алексею Федорову не хватило полномочий. - Коммерсантъ , 01.08.2012. - № 140 (4925)

Президентом "Иркута" избран Олег Демченко. - BFM.ru , 31.07.2012

Президент корпорации "Иркут" Федоров отказался от депутатского мандата. - РИА Новости , 15.12.2011

О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией "Единая Россия". - Центральная избирательная комиссия РФ (www.cikrf.ru) , 18.10.2011. - № 47/392-6

Экс-глава ОАК Алексей Федоров назначен президентом "Иркута". - РИА Новости , 31.03.2011

Михаил Погосян избран Президентом ОАК на 5 лет. - Aviation Explorer , 28.02.2011

Совет директоров ОАК принял отставку президента корпорации Федорова. - РИА Новости , 03.02.2011

Елена Киселева, Александр Панченко . Инновационно непривлекательный. - Коммерсантъ , 01.02.2011. - № 16 (4557)

Федоров Алексей Иннокентьевич - директор Иркутского авиационного завода с октября 1993 по октябрь 1997 года. В настоящее время Управляющий директор по авиационным проектам Госкорпорации «Ростехнологии».

Биография А.И. Федорова

Родился 14 апреля 1952 года в г. Улан-Удэ Бурятской АССР. В 1974 году окончил Иркутский политехнический институт по специальности «самолетостроение» и работал инженером-конструктором, заместителем начальника цеха, заместителем начальника производства, главным инженером ИАЗ. С октября 1993 Генеральный директор завода. Под руководством А.И. Федорова был осуществлен успешный запуск серии самолетов нового поколения: Су-30, Су-30К, Су-30 МКИ. По его инициативе началась практическая реализация проектов легкомоторного самолета Як-112 и реактивной амфибии Бе-200. При непосредственном участии и руководстве Алексея Иннокентьевича был успешно завершен первый этап реализации контракта по поставкам самолетов Су-27 УБК в Китай и подписан долгосрочный контракт по организации лицензионного производства самолетов типа Су-30 МКИ в Индии. Федоров был одним из инициаторов создания авиаконцерна "Сухой", куда вошли ОКБ Сухого и Бериева, авиазаводы , Новосибирска и Комсомольска-на-Амуре. В 1997 году Алексей Иннокентьевич стал Генеральным директором концерна. В 1998 году назначен советником Генерального директора Государственной компании "Росвооружение". С 1998 по 2005 год возглавлял Иркутское авиационное производственное объединение (с 2002 года – Корпорация «Иркут»). С 2004 по 2007 Генеральный директор, Генеральный конструктор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». С 2006 по 2011 Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», с марта 2011 Президент ОАО «Корпорация «Иркут». С августа 2012 года советник Генерального директора, а с февраля 2013 Управляющий директор по авиационным проектам Госкорпорации «Ростехнологии».

Награжден двумя Орденами Почета, Золотым знаком имени Петра Великого, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, дважды - Золотым знаком «Лучший менеджер России».

Родился 14 апреля 1952 года в Улан-Удэ. В 1974 году окончил Иркутский политехнический институт. По распределению попал на работу в Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО). В 1989 году стал главным инженером, а в 1992 году – генеральным директором ИАПО. В 1997–1998 годах занимал пост гендиректора Авиационного военно-промышленного комплекса «Сухой» (предшественник АХК «Сухой»). В 1998 году ИАПО преобразовано в ОАО «Научно-производственная корпорация „Иркут“», господин Федоров избран его президентом. В 2003 году ОАО «НПК „Иркут“» провело IPO. При раскрытии информации перед IPO выяснилось, что господин Федоров – крупнейший частный акционер «Иркута», ему принадлежит 18,9 % акций компании. В сентябре 2004 года занял должности гендиректора и генконструктора ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация МиГ», оставив пост главы «Иркута».

В 1999–2005 годах был председателем Иркутского отделения партии «Единая Россия». На думских выборах 2003 года шел первым номером по восточно-сибирскому региональному списку «Единой России» кандидатов в депутаты Госдумы РФ. В ВосточноСибирском регионе «Единая Россия» заняла первое место, получив 42 % голосов, однако господин Федоров отказался от депутатского мандата. С 2005 года – член высшего совета партии «Единая Россия».

В марте 2006 года премьер Михаил Фрадков предложил Владимиру Путину назначить господина Федорова главой ОАО ОАК. Официально пост президента и председателя правления ОАК господин Федоров занял в ноябре 2006 года на первом учредительном собрании корпорации. При этом свой пакет акций «Иркута» (общая капитализация компании на момент передачи акций составляла $1,04 млрд) он обменял на 4,9 % акций ОАК.

COMPANY PROFILE

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Создана по указу президента РФ Владимира Путина от 20 февраля 2006 года. Цель создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – консолидация российских самолетостроительных предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. ОАК зарегистрирована в ноябре 2006 года с уставным капиталом 96,7 млрд руб. Доля государства в ОАК составляет 90,1 %. Председателем совета директоров ОАК избран первый вице-премьер РФ Сергей Иванов. На первом этапе формирования в уставный капитал корпорации были переданы принадлежащие государству пакеты: 100 % акций АХК «Сухой», 86 % МАК «Ильюшин», 65,8 % ОАО «Туполев», 58 % Финансовой лизинговой компании, 38 % ОАО «Ильюшин Финанс Ко», 38 % нижегородского завода «Сокол», 25,5 % Комсомольского-на-Амуре авиаобъединения имени Гагарина, 25,5 % Новосибирского авиаобъединения имени Чкалова, 15 % объединения «Авиаэкспорт». Менеджмент НПК «Иркут» внес в ОАК 38,2 % своих акций «Иркута», в обмен получив 9,9 % акций ОАК.


На втором этапе формирования ОАК должны быть акционированы ФГУП РСК МиГ и ФГУП «Казанское авиапроизводственное объединение имени Горбунова». 100 % акций каждого из этих предприятий также будут переданы в ОАК. Кроме того, дополнительно в уставный капитал ОАК могут быть переданы акции частных владельцев «Авиастара-СП», Авиакомплекса имени Ильюшина, объединения «Авиаэкспорт», «Ильюшин Финанс Ко», Финансовой лизинговой компании, «Туполева», завода «Сокол», НПК «Иркут», ОКБ имени Сухого, ОКБ имени Яковлева, таганрогского авиакомплекса имени Бериева и компании «Таганрогская авиация».

ХРОНИКА

2 ноября 2006 года правительственная комиссия приняла решение о создании ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (уставный капитал – 96,72 млрд руб., доля государства – 90,1 %). Президентом утвержден глава РСК

«МиГ» Алексей Федоров.

22 марта подписано 4 соглашения с EADS, предусматривающие выполнение ОАК 5 % работ по проектированию и производству самолетов A350 и создание СП по конвертации пассажирских самолетов Airbus в грузовые.

9 апреля утвержден план ОАК по производству гражданских самолетов в 2008–2012 годах (всего 431 самолет семейств Ил-96, Ту-204/214, SSJ-100, Ту-334 и Ан-148).

23 апреля Алексей Федоров заявил, что ОАК до 2015 года инвестирует $1 млрд в модернизацию серийных заводов.

1 июня Алексей Федоров сообщил, что компания планирует IPO в 2009–2010 годах. Также он рассказал, что ОАК планирует до конца года довести свою долю в нижегородском авиазаводе «Сокол» с 38 % до 100 %.

9 июня подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве с корпорацией Boeing. 19 июня ОАК, ОАО «Компания „Сухой“», ее «дочка» ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), итальянские Finmeccanica и Alenia Aeronatica подписали генсоглашение о стратегическом партнерстве, предусматривающее продажу итальянцам 25 % плюс одной акции ГСС.

14 августа комиссия ОАК одобрила результаты первого этапа работы по созданию пассажирского самолета МС-21, который заменит Ту-154 (ввод на рынок в 2015 году).

21 августа ОАК и «Авиация Украины» подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий разработку нового широкофюзеляжного пассажирского самолета.

22 августа ОАК подписала соглашение о технологической кооперации с американской алюминиевой компанией Alcoa.

22 августа EADS заявил о намерении стать акционером ОАК, если ему предложат выгодные условия обмена его пакета завода «Иркут».

26 августа по итогам авиасалона МАКС-2007 ОАК подписала контракты на $1,5 млрд. 17–18 сентября на переговорах в Узбекистане разработан план присоединения Ташкенского авиаобъединения им. Чкалова к ОАК.

Встреча в Ъ-мансарде

Коммерсантъ № 68 (3644) от 23.04.2007

27. Данил Хачатуров: я не представляю, как я могу выйти к коллективу и сказать: «Мы проданы!»

Глава «Росгосстраха» Данил Хачатуров – единственный страховщик, попавший в сотню богатейших людей России в рейтинге Forbes. Он не любит обсуждать свое состояние и стоимость «Росгосстраха», а страхование называет низкорентабельным бизнесом, которым занимается исключительно из интереса. Разделить с ним интерес к страхованию скоро смогут 100 тыс. сотрудников «Росгосстраха», которым будет предложен выкуп 15 % акций компании. О подробностях своеобразного «народного IPO» «Росгосстраха» и об инвестициях в другие виды бизнеса Данил Хачатуров рассказал в интервью Ъ.

– Вы заявили о намерении в 2008 году предложить до 15 % акций «Росгосстраха» сотрудникам компании. Какова конечная цель этого проекта?

– Я хочу сделать из сотрудников соратников. С тем чтобы люди работали на конечный результат. По сути, у нас нет ничего ценнее сотрудников. Как и в любом бизнесе, в страховании конечный результат зависит от людей. Если они не будут заинтересованы, например, в качестве обслуживания клиентов, результата не будет – я же не смогу бегать за 100 тыс. работников «Росгосстраха» с просьбой правильно относиться к клиентам.

Если человек работает за зарплату, он приходит в кассу в конце месяца получать деньги вне зависимости от чего-либо. Я же считаю, что важно сделать так, чтобы люди переживали за компанию. Принципиально важно, чтобы компания в целом побеждала по итогам ближайших лет, а не отдельно взятый региональный директор либо область.

– Чья это была идея – продать сотрудникам акции?

– Вот сейчас стараюсь кого-нибудь припомнить и не могу. Идея моя, получается.

– А вы акции будете покупать?

– Обязательно.

– Будут ли какие-то ограничения по количеству акций на одного сотрудника и кто будет проводить их оценку?

– Могу сказать, что в день объявления в Москве о намерении продать сотрудникам акции я улетел в Екатеринбург. Там, на местах, уже лежала наша корпоративная газета с этой новостью, и, естественно, меня все спрашивали только об этом. То есть сомнений в том, что покупать эти акции надо, у сотрудников «Росгосстраха» нет. Единственный вопрос был таким же, как и у вас, – какими будут ограничения на покупку.

Я могу сказать сегодня: главным критерием будет эффективность сотрудника для компании. Например, у нас есть четыре категории агентов. Четвертая – самая высокая. Это люди с наибольшей производительностью труда, которые full time работают на «Росгосстрах». У агентов второй и третьей категорий будут наверняка какие-то ограничения, но о конкретике пока рано говорить. Есть и другие, работающие part time, в том числе учителя, почтальоны и т. д., – они подрабатывают страхованием. Как правило, эти люди в меньшей степени заинтересованы в конечном результате.

Мы сначала соберем заявки, потом посмотрим: может, мы в целом сможем удовлетворить весь спрос на акции, и тогда не понадобится вводить какие-либо ограничения. Если, условно говоря, придут люди, скажут, что собрали со всего дома или всего района деньги, тогда мы подумаем.

– Из чьего пакета, государственного или частного, акции будут предложены сотрудникам «Росгосстраха»?

– Мы сейчас ведем переговоры с государством, и, похоже, оно склоняется к решению, что уставный капитал будет наполняться пропорционально. Это значит, что акции запланированной допэмиссии будут размещены среди нынешних акционеров «Росгосстраха». В этом случае работникам будут предложены акции из пакета консорциума частных инвесторов – 15 % от «75 минус четыре акции». Поэтому эти два момента – участие государства в «Росгосстрахе» и продажа сотрудникам акций – никак не связаны. Увеличение капитала – это необходимая норма для растущей компании, чтобы жить и развиваться. А сделать из сотрудника соратника – это совсем другая задача.

– Кто будет оценивать стоимость акций?

– Инвестиционный банк. Я думаю, что к концу года мы постараемся определить условия тендера по выбору такого банка.

– Предпочтения кому будут отдаваться, западным инвестбанкам или отечественным?

– Кто будет оценивать, не имеет значения.

– Сколько сейчас, по-вашему, стоит «Росгосстрах»?

– Точной цифры нет. На оценку может повлиять все, что угодно. Прежде всего структура портфеля. Допустим, у нас 17,8 млрд из 47,4 млрд руб. сборов в 2006 году – ОСАГО. Все журналисты пишут, что ОСАГО сверхприбыльно для страховщиков. Но это полная чушь. Посчитайте все реальные затраты на сеть, урегулирование убытков и обслуживание. Выйдет, что по этому портфелю рентабельность не более 3–5 %. Однако если тариф будет увеличен, это самым непосредственным образом повлияет на оценку компании. Сейчас вы спросите меня, надо ли поднимать тарифы. Я считаю, что да.

– Насколько?

– «Росгосстрах» занимается ОСАГО по всей России. Картина убыточности в регионах сильно отличается от столичной, где существующего тарифа более чем достаточно. Я могу, конечно, сказать, что мне не нужно повышение тарифов ОСАГО. Но только тогда мы уйдем с рынка ОСАГО Дальнего Востока, уйдем с северо-запада и уж точно уйдем с Кавказа. Нам как страховой компании все равно. Мы свою рентабельность все равно найдем. Но государству важно поднять тарифы на ОСАГО, потому что суть закона заключается в том, что все граждане РФ должны быть защищены от ущерба на дорогах. Чем гражданин на Кавказе или на Дальнем Востоке и северо-западе хуже москвича?! Ничем. Значит, надо выравнять тарифы. Убыточность по Архангельской области у всех страховщиков 140–150 % от сборов! Чем это закончится? Просто люди, которые в Архангельске живут и в Пскове, Вологде и т. д., не будут защищены на дорогах. Тариф не надо огульно поднимать, надо смотреть убыточность по конкретному региону и в зависимости от ее показателя делать выводы.

Я вам больше скажу: ОСАГО – это бомба с тлеющим фитилем. Почему сегодня почти все страховые компании продаются? Боятся, что у них эта бомба взорвется. Им важно передать это взрывоопасное ядро. Потому что потом, знаете, как в детской игре: кто на стул не успел сесть – все! Выбыл! У большинства нет достаточного размера собственного капитала, который вам позволяет работать «вдлинную», и нет соответствующих резервов. На Западе страховщики по 100–200 лет существуют. У нас не было столько лет, чтобы накопить эти самые резервы.

– Согласно отчетности «Росгосстраха», при сборах по 2006 году 47,7 млрд руб. компания получила чистый убыток 77,339 млн руб. В то время как ваш ближайший конкурент «РЕСО-Гарантия» со сборами 22,5 млрд руб. показывает прибыль по МСФО $67 млн. В чем секрет?

– Я не могу ответить на этот вопрос. Любой аналитик инвестбанка знает не больше журналиста – для объективной оценки компании надо быть внутри компании, особенно в страховании. Если с банковскими аналитиками все более или менее просто: банковские нормативы жестче, и, соответственно, аналитик про банки сможет сказать процентов пятьдесят правды, то со страхованием без погружения в компанию никто ни в чем не разберется.

У «РЕСО-Гарантии» более прибыльный портфель по ОСАГО потому, что они занимаются этим в двух самых сладких регионах – в Москве и Санкт-Петербурге. Тут самые высокие тарифы. Но страхование – это длинный бизнес, и оценивать результаты какой-то конкретной компании в моменте абсолютно некорректно. Необходимо смотреть динамику за последние несколько лет. Ключевую роль в вопросе прибыльности имеет стратегия акционеров оцениваемой компании: если компания готовится к продаже, прибыль в балансе, как правило, растет. Если акционеры нацелены на дальнейшее развитие компании, то, что зарабатывается, сразу вкладывается именно в развитие.

– Рентабельность страхового бизнеса ниже банковского?

– На порядок.

– Почему вы тогда им занимаетесь? Вы же бывший банкир.

– Ну почитайте же инвестиционную статистику! Любую. Там написано, что мировые страховые компании не имеют рентабельности вообще. Ее нет! Страховые компании зарабатывают не на страховании, а на инвестиционной деятельности. Средняя мировая статистика – минус 3 % от сборов, минус 4 % со 100 % сборов. У нас, например, проект по страхованию жизни имеет точку окупаемости 18 лет. Это оптимистичный сценарий. Теперь спросите меня, зачем я этим занимаюсь. Мне через 18 лет будет 55 лет! Я это делаю потому, что мне интересно. Вот я сейчас учусь ездить на мотоцикле. Зачем? Мне интересно научиться это делать, а не потому, что мне надо на нем добраться до работы. Так и со страхованием. Могу сказать: несмотря на то что страхованием я занимаюсь пять лет, я только пару лет назад начал более глубоко понимать, что это такое. Еще пять лет назад я был убежден, что у страхования в России огромные перспективы. И мы обязательно станем конкурентоспособными в Европе. «Росгосстрах» – такая махина, мне было интересно и тогда, и сейчас.

– Какова структура собственности «Росгосстраха»?

– Консорциум инвесторов владеет пакетом 75 % минус четыре акции, остальное – госпакет.

– Какова ваша доля в этом консорциуме инвесторов и кто эти инвесторы?

– Не скажу.

– На рынке вас называют основным собственником «Росгосстраха». Moody’s при оценке Русь-банка, который по отчетности на 14 % принадлежит «Росгосстраху», и банк, и страховщика посчитал подконтрольными вам.

– Русь-банк – это инвестиция «Росгосстраха». Такая же, как и любая другая.

– Насколько активное участие вы принимаете в управлении банком?

– Нулевое. То есть я недавно стал председателем совета директоров Русь-банка. Но у них своя программа. Свой бизнес. Мы просто инвесторы, много куда вкладываем.

– Расскажите о своих проектах по недвижимости – «Росгосстрах-недвижимости», «Легион-девелопменте». Может, причина убыточности «Росгосстраха» еще и в том, что вы реализуете бизнес-модель, которую используют владельцы «РЕСО-Гарантии» братья Саркисовы: страховщик дотирует проекты по недвижимости?

– Нет, ни о какой дотации речи быть не может. Есть такая штука, называется страховые резервы. Они все должны находиться в компании либо быть инвестированы, в том числе в недвижимость.

– Все-таки про недвижимость...

– «Росгосстрах-недвижимость» не наш проект.

– Как это?

– Мы одни из инвесторов этого проекта. Точно так же, как и с Русь-банком. Это проект самостоятельный, который самостоятельно финансируется. Для нас это просто вложение денег в проект, определенной доли. Через какой-то период времени мы хотим выйти на прибыль. Это относится ко всем нашим инвестиционным проектам. Мы можем входить в ПИФы, которые вкладываются в недвижимость. Такое размещение резервов соответствует закону. Можем вкладываться в готовое здание. Государство решает, где имеют право находиться наши деньги, а не мы. Есть 15 % – в недвижимость, больше вкладывать не имеем права.

– Кто является вашими партнерами в «Росгосстрах-недвижимости»? И про «Легион-девелопмент» вы не рассказали.

– Про партнеров не скажу. Не имею права. К «Легиону» компания «Росгосстрах» не имеет никакого отношения.

– В мае русский «Форбс» оценивал ваше состояние в $1,3 млрд, закрепив за вами 51-е место среди богатейших людей РФ. Вы согласны с этой оценкой?

– Я не знаю, как они считали, но меня это всегда веселит. Это неправда.

– В какую сторону неправда?

– Озвученные цифры я не комментирую. Я не знаю, как они вышли на эти данные. Это мне неинтересно.

– Но «Росгосстрах» продавать-то не планируете? Покупатели им интересуются?

– Каждый день, каждый день кто-нибудь обращается. О цене мы не говорили ни разу, так как не планируем продавать компанию. Для чего мне, к примеру, знать мнение немцев о том, сколько мы сегодня стоим, если я сегодня не намерен им продавать ничего. Кроме того, покупатели понимают, что мы ориентированы не на продажу, а наоборот. В идеале это мы должны туда прийти и их купить. Я считаю, российский страховой рынок может проигрывать только Китаю, Индии и Америке. Как нас может купить страховщик из европейской страны, которая потенциально все равно будет меньше собирать по страхованию, чем мы? Я с коллективом «Росгосстраха», а это 100 тыс. человек, на протяжении пяти лет регулярно встречаюсь. И я не представляю, как я могу выйти к ним и сказать: «Мы проданы»! Я пока не знаю, что должно случиться, чтобы я это сказал.

В декабре 1996 года Федоров стал генеральным директором ФГУП "АВПК "Сухой"", образованного летом того же года. Назначению Федорова предшествовала длительная борьба внутрикорпоративных интересов, в которой участвовали две крупные банковские группы России - "Инкомбанк" и поддержавший кандидатуру Федорова ОНЭКСИМбанк. Однако и после того, как Федоров возглавил "АВПК "Сухой"", конфликтная ситуация не разрешилась, поскольку указ о создании единого концерна вызвал недовольство не только "Инкомбанка", но и директоров профильных предприятий, которые в рамках АВПК теряли хозяйственную самостоятельность, и губернаторов областей, где размещались эти производственные объединения. В апреле 1998 года Федоров лишился поста гендиректора комплекса "Сухой" - как писали СМИ, в том числе и из-за того, что не сумел погасить конфликт и преодолеть сопротивление своих противников.

После отставки Федоров вернулся в Иркутск, став президентом ОАО "ИАПО", позднее - Научно-производственной корпорации (НПК) "Иркут". В прессе он упоминался и как совладелец корпорации, один из крупнейших акционеров НПК.

В сентябре 2004 года Федоров по рекомендации главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова был назначен генеральным директором - генеральным конструктором ФГУП РСК "МиГ". Заняв этот пост, Федоров, однако, не захотел покидать "Иркут" и в июне 2005 года стал председателем совета директоров НПК.

В марте 2006 года президент России Владимир Путин одобрил кандидатуру Федорова в качестве будущего главы Объединенной авиационной корпорации (ОАК), указ о создании которой глава государства подписал в феврале того же года. ОАК, объединившая авиастроительные компании "МиГ", "Сухой", "Ильюшин", "Туполев" и "Иркут", была зарегистрирована в ноябре 2006 года. Накануне ее регистрации Федоров как глава РСК "МиГ" официально возглавил корпорацию. С поста генерального директора - генерального конструктора ФГУП "РСК "МиГ"" он ушел лишь в октябре 2007 года.

31 января 2011 года президент России Дмитрий Медведев отправил Федорова в отставку, объяснив свое решение тем, что глава ОАК мало внимания уделял внедрению инновационных решений в своей отрасли. В конце марта 2011 года Федоров вернулся на пост президента корпорации "Иркут".

Федоров - член бюро Центрального совета, заместитель председателя Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" (ООО "СоюзМаш России"), член Высшего совета партии "Единая Россия".

Федоров награжден рядом государственных и негосударственных наград, в частности, Орденом Почета правительства РФ, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, а также Золотым знаком имени Петра Великого.

Федоров женат, у него двое детей. В 1974 году окончил авиационный факультет Иркутского политехнического института, после чего начал работать конструктором по летным испытаниям Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). В 1989 году был назначен главным инженером, а в 1993 году - генеральным директором ИАПО. В том же году Федоров окончил бизнес-школу Университета Оклахома-Сити (США).