Из чего можно сделать портрет. Фотосъемка портрета, учимся снимать качественный портрет

Научится фотографировать портрет, хочет каждый начинающий фотограф, ведь портретная съемка – это один из самых распространенных и Умение фотографировать красивые портретные фотографии пригодится и любителям, снимающим только родных и близких, и профессионалам, зарабатывающим на хороших фотографиях немалые деньги. О том, как снимать портрет и пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Тут будут представлены основные рекомендации по настройкам и композиции такой фотографии.

Автор фото: Evgeniya Taran

Настройки фотоаппарата для съемки портрета

Одной из приятных особенностей портретной фотографии является наличие красивого размытого фона в кадре, позволяющего подчеркнуть красоту модели. Что бы добиться размытости фона, или как его еще называют, боке, необходимо по максимуму . Степень открытия диафрагмы (апертуры) зависит исключительно от технических особенностей оптики, с которой вы работаете. Так, светосильные объективы, по тому так и называются, что позволяют захватить максимум света за счет открытия апертуры.

Управлять апертурой можно в полуавтоматическом режиме приоритета диафрагмы, или в ручном режиме. Если вы работаете в режиме приоритета диафрагмы, то выставив её значение вручную, получите автоматическую настройку выдержки. Устанавливая значение апертуры в ручном режиме, скорость затвора вы также выставляете самостоятельно.

Что бы правильно установить значение выдержки в ручном режиме, при заданной апертуре, следует использовать экспонометр. Современные фотоаппараты оснащены встроенным экспонометром, который срабатывает автоматически при работе в автоматических режимах. Если вы устанавливаете параметры вручную, то вам следует знать и ориентироваться в экспопарах, или проводить настройку наугад.

Для удобства настройки рекомендуем вам запомнить такое правило. В солнечную ясную погоду, при апертуре f/16, оптимальной окажется выдержка 1/100 сек.. При уменьшении диафрагмы на один шаг следует увеличить выдержку также на одну ступень. Если снимать приходится в облачную погоду или при малом освещении, то это правило не работает и соотношение f/16 = 1/100 сек. будет неверным, поэтому корректировать значения следует в зависимости от условий. Прежде чем приступать к серийной съемке, убедитесь в правильности прописанных настроек, сделав несколько пробных кадров.

Если речь идет о съемке групповых портретов, то ставить максимальное открытие апертуры не стоит, так есть риск, что не все участники портрета получатся четкими. Лучше поставить диафрагму на значение f/4,5- f/6, так у вас и фон получится нечеткими, и люди на снимке будут сняты качественно.

Фокус необходимо настроить на глаза объекта. Если автоматически камера фокусируется на носу, лбу или губах, сфокусируйтесь вручную. Точка фокуса – это самый четкий сегмент кадра и важно, что бы именно глаза были максимально выразительными и резкими.

Как снимать портрет? Композиция

Что касается , то тут действуют все те же классические законы композиции – правило третей и правило Золотого сечения. Кроме того, в вашем распоряжении целое поле для творчества и экспериментов. Обязательно испробуйте разные варианты поз:

Экспериментируйте с ракурсами и реквизитами.

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм — действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм — это вообще расстояние для фотоохоты!


А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности — не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким.

Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор — лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки".

Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):


  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы — с определенного момента он начинает расти очень быстро!

  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс — вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).

  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус — возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс — вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача — создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное — они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип — чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки — макрообъектив, для пейзажа — хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае — компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше — уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра — от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра.

Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило — при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос — что должно быть резким? Кто-то ответит — "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть — глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод — резкость в портрете нужно наводить на глаза.

Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой — дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки — естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет.

Считается, что в портрете наиболее выигрышен ракурс вполоборота (под 45 градусов) или в "три четверти" (под 22.5 градуса — между фронтальным положением и положением вполоборота). Ниже приведен пример портрета в "три четверти", автор фото — Семен Орлов.

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры — "узкой ".

Видно, что свет падает с "узкой" стороны (белая стрелочка). Это направление освещения неплохо весьма удачно подчеркнуло объем (большую роль в этом сыграли освещенные волосы слева). А давайте представим, что свет падает со стороны красной стрелки. Что мы в этом случае получим? Только хорошо освещенное ухо, не более. Плюс ко всему, от носа получится неприятная тень. Фотография потеряет всякую художественную ценность!

Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.

При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки — от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса.

Но выход есть! Первое, что поможет — точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный — это одно и то же) замер экспозиции — по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию — автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта.

Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну — динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем — вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Лучше всего, если она будет расположена на уровне глаз модели. Если забыть про это правило, то и при съемке "сверху вниз" фотография получается на фоне земли (часто взрослые так снимают детей с высоты своего роста — не нужно этого делать!), при съемке "снизу вверх" — у модели появляется "второй подбородок" (моделям это обычно не нравится:)

Вывод прост — если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас — либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи — техническая часть и творческая. Портрет — не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки.

Если у вас есть дополнения, пожалуйста, оставляйте их в комментариях.

Классифицировать его трудно, трудно даже найти грань между портретом и просто изображением человека на фото, ведь далеко не каждый человек делает саму фотографию портретом. В этом и заключается основная задача данного жанра – изображение свойств вашего персонажа, внимание именно к нему.

Тут все зависит от двух факторов – техники и фантазии.

Техника

Это фундамент, как не крути. Но стоит развеять миф, что если у вас нет дорогой техники – портрет вы не снимете. Конечно, деловой или фешн-портрет как на обложках журналов у вас не получится, а вот остальные техники – пожалуйста. Но и на мыльницу не рассчитывайте. Фотоаппарат должен иметь ручные настройки. Как, например, мой Fuji s1500.

Оптика тут не съемная, но портреты получаются достаточно неплохие.

Фантаз ия

Тут многим я помочь не смогу. Фантазия или есть, или ее нету. Но могу сказать следующее.

Художественный фотопортрет - продукт творческого труда. Создать его так, как хочется - значит предварительно изучить и понять свою модель. С уверенностью можно сказать, что если период вынашивания темы у художника или писателя ни у кого не вызывает сомнения, то в отношении художественной портретной на этот счет можно предвидеть некоторый скептицизм. Фотографический портрет создается не в несколько минут, а требует длительной подготовки и немалых временных затрат.

Портрет требует знакомства с моделью, а фотограф должен быть психологом и чувствовать модель. Ни в одном виде изобразительного искусства не ощутимо такое воздействие технологии на творчество, как в художественной фотографии. Однако, если замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими средствами его не выполнить. Надо заранее знать, какой результат должен быть, что должно получиться на фотографии. Никого не интересуют торопливые и невнятные снимки-однодневки, которые легковесно и узко отражают действительность. Поиск нового интересного сюжета неизбежно ведет к стилизации.

Режим

В жанре “портрет” очень важен боке – размытость заднего плана. Этот расфокус мы можем сделать в фотошопе, но стоит попытаться сделать это с помощью настроек. В случае с таким фотоаппаратом как у меня, без съемной оптики и фокусного колесика, делаем вот что:

– выбираем на фотоаппарате режим А

– открываем диафрагму до конца, т.е. выставляем минимальное значение «f/» (этим самым вы обеспечите размытость фона)

– фотографируем, смотрим на экран, если фотография чересчур темная или светлая – корректируем экспозицию

Фокусное расстояние

С фокусным расстоянием все просто: чем оно больше, тем сильнее размывается фон. Так, если вы используете объектив с переменным фокусным расстоянием, то есть «зум», при значении 55 мм фон будет размыт больше, чем, к примеру, при 35 мм. В случае с «мыльницами» старайтесь использовать приближение в той степени, пока оно еще остается оптическим: с определенного момента многие камеры используют цифровое приближение, а оно портит качество снимка.

С диафрагмой тоже особых сложностей нет. Чем больше она открыта, то есть чем меньшее значение диафрагмы установлено, тем сильнее размыт фон. Например, на диафрагме 5.6 задний план будет размыт сильнее, чем на 8.0.

Свет

Теперь о времени съемки и о том, что лежит в основе любой фотографии – о свете. Многие начинающие фотографы привыкли снимать в первой половине дня ближе к полудню, аргументируя это тем, что «чем больше света, тем лучше». Увы, в такое время снимать портреты не стоит. Если вы решитесь фотографировать против солнца, на лицо и тело человека со стороны объектива не будет попадать прямой солнечный свет Как итог – фон будет чересчур светлым, а модель – слишком темной. Не забывайте, что камера видит чуть меньше деталей в светлых и темных участках, чем наш глаз, особенно это касается «мыльниц».

На фото модель стоит против солнца На фото модель стоит против солнца, но благодаря двум отражателям свет направлен на нее

Если же вы поставите человека под прямой солнечный свет, получится совершенно некрасивая картинка. Часть лица «украсит» огромная треугольная тень от носа, а глаза, на которые ляжет тень от век и бровей, превратятся в черные дыры. Единственное спасение в такой ситуации – искать плотную тень от деревьев и снимать именно там. Но, во-первых, вы будете жестко ограничены в плане мест, сюжетов и фонов, а во-вторых, в полной тени света может быть маловато. Особенно если вы снимаете на «мыльницу» или даже зеркальную камеру со штатным объективом.

Когда же лучше снимать портреты?

Идеальное время – ближе к закату, а точнее, за 2-2,5 часа до него. В это время солнце постепенно начинает садиться, свет становится мягче и приобретает теплый оттенок. Чем это выгодно? Во-первых, количество и объем теневых участков на природе существенно возрастает – солнечный свет падает под более пологим углом. Во-вторых, освещение становится не таким жестким, и за час-полтора до полного заката уже можно будет снимать человека на прямом солнечном свету. Тени от носа смягчаются, глаза благодаря другому углу падения света уже не превращаются в черные дыры. В-третьих, на закате можно снимать против солнца: разница в освещенности между светлыми и темными участками уже не так велика. А если еще взять помощника со светоотражателем…

Кстати, светоотражатель совсем не обязателен и пригодится только в солнечную погоду. Предпочтительнее брать варианты с радиусом 90 или 110 см, производитель не имеет значения. Большинство отражателей поставляются в формате «5 в 1», то есть с пятью различными по окраске кусками материала, которые меняются путем натягивания на каркас. Портретиста больше всего интересуют те, что с белым и золотистым покрытием. Преимущество отражателя в том, что, снимая модель против солнца или другого источника света, можно отразить и направить этот свет на человека. Белая поверхность отдает свет ровно в таком виде, в каком принимает, а золотистая делает его более теплым.

Композиция портрета

Учитывать ли правила композиции? Да, да и еще раз да. Прежде всего – используйте правило золотого сечения. На случай, если вы еще незнакомы с ним, посмотрите на иллюстрацию ниже.

Как видите, линии пересекаются в четырех точках. Так вот: именно эти четыре точки принято считать центрами визуального внимания. Именно недалеко от них лучше всего располагать главный объект съемки, в данном случае – фотомодель.

Если вы снимаете лицевой или погрудный портрет, около одной из верхних точек должен находиться глаз человека, на который вы умышленно делаете акцент. Если же вы снимаете поясной или ростовой кадр, то близко к одной из верхних точек должно быть лицо. Это правило, конечно, не догма: иногда его можно и нужно нарушать, причем лучшие кадры зачастую получаются с нарушением многих правил. Тем не менее, начинающим фотографам лучше тренироваться, учитывая мудрость веков. Со временем появится четкое понимание, когда правилами можно и нужно пренебречь.

Не забывайте и о пространстве для взгляда. Так, если человек смотрит вправо, его лицо должно располагаться в левой части кадра, если же влево – то в правой. Смотрит вниз – в верхней части, смотрит вверх – в нижней.

Действительно, портрет – один из самых сложных жанров в фотографии, так как человек многогранен. Но с другой стороны, вы можете воплотить в фотографии самые разные идеи, с помощью одного человека. главное, экспериментируйте!

Постановочные и официальные, естественные и непосредственные портреты членов семьи, друзей и домашних животных — возможность запечатлеть тех, кого мы любим, в ком не чаем души, чтобы всегда их помнить и хранить в сердце. Делимся советами и приемами, благодаря которым вы научитесь делать удивительные художественные одиночные или групповые снимки и автопортреты в разных условиях - как цифровым зеркальным аппаратом, так и мобильным устройством.

Снимайте людей за любимым делом

Я неравнодушна к съемке людей за любимым делом. Такие искренние портреты гораздо глубже и значимее, чем постановочные. Человек расслабляется, сосредоточившись на любимом занятии, а не на навязчивом объективе. Вы передадите индивидуальные качества, которые вдыхают жизнь, душу и любовь в фотографии. Если портретируемый много двигается, снимайте в режиме непрерывной следящей автофокусировки.

Где взять чистый фон

Ищите чистый фон без посторонних предметов. Иногда с лишними элементами в кадре ничего не сделать (например, с пнем в траве). Но от них можно избавиться в Photoshop (CS или Elements).

Способов несколько:

  1. обрезать изображение с помощью инструмента Crop — «Рамка»;
  2. заменить ненужные изображения другими с того же снимка с помощью инструмента Clone Stamp — «Штамп» (например, можно заменить пенек фрагментом травы, из которой он торчит);
  3. удалить с помощью инструмента Spot Healing Brush — «Точечная восстанавливающая кисть» (им же можно удалить случайные пятна и другие дефекты).

Если у вас нет опыта обработки фотографий в Photoshop, рекомендую бесплатный онлайн-фоторедактор www.pixlr.com , на меня он произвел большое впечатление. В нем тоже есть инструменты Crop («Рамка»), Clone («Штамп»), Healing («Восстанавливающая кисть») и многие другие полезные функции.

Выбор композиции

  • Если вы снимаете человека в полный рост, не обрезайте конечности. Если вы снимаете не в полный рост, не обрезайте кадр в суставах.
  • Снимайте объект с расстояния 1,5-3 м. Это достаточно комфортное расстояние для портретируемого, и вы запечатлеете правильные пропорции.
  • Следуйте правилу третей и размещайте глаза человека на уровне верхней трети кадра, даже если придется обрезать верх головы. Это очень полезный прием для съемки лысых. Меньше пространства над головой — лучший вариант.
  • Включите режим серийной съемки, чтобы наверняка сделать несколько достойных снимков. В мобильных устройствах тоже есть такой режим.
  • Обращение цветных изображений в черно-белые придает им изысканный вид, делает более эмоциональными и выразительными, а также позволяет избавиться от плохо подобранных цветов, отвлекающих внимание зрителя.

Крупным планом

Если человек неподвижен, рекомендую снимать портрет крупным планом с малой глубиной резкости. Так вы выделите четкое, резкое лицо на мягком, размытом фоне. Фон становится более расплывчатым по мере того, как вы приближаетесь к объекту или делаете на него наезд. Если отдалиться от объекта, фон станет четче, даже при съемке с открытой диафрагмой.

В режиме «Портрет» фотоаппарат автоматически выберет более широкое отверстие объектива. Пока вы снимаете в программном режиме, вы в любое время можете принудительно внести поправки в установки камеры. Поворачивая диск управления, можно уменьшить или увеличить выдержку, и фотоаппарат подберет соответствующее значение диафрагмы.

В смартфоне диафрагма неизменна — 2,4 или 2,8, в зависимости от модели устройства. Управлять глубиной резкости вы можете, только меняя расстояние до объекта. По мере того как вы приближаетесь к объекту, фон становится более размытым, и наоборот. На мобильных фотографиях можно имитировать малую глубину резкости, используя такие приложения, как LiveDOF, BlurFX, AfterFocus и FocalLab. Приложение SynthCam позволяет имитировать малую глубину резкости во время съемки.

Как выбрать освещение

Красивые портреты получаются при мягком естественном освещении: под облачным небом или на открытом воздухе в «золотые часы» с рассеянным освещением — фронтальным, контровым (придающим сияние волосам) или боковым (придающим объем). Самый благоприятный свет для съемки портретов в помещении проникает в окна, выходящие на север. Избегайте прямого освещения: оно создает очень контрастный рисунок и вынуждает модель щуриться.

Фотографировать при естественном освещении непросто. Что делать с тенями, падающими на человека? Напротив источника освещения можно поместить отражатель и тем самым направить свет на затененные участки. Можно поместить под лицо отражающий материал, чтобы осветить и смягчить черты, особенно при верхнем освещении в солнечную или облачную погоду.

Заполняющая вспышка — прекрасное решение, чтобы осветить лица на открытом воздухе, особенно когда солнце позади объекта, не говоря уже о том, что благодаря вспышке в глазах заиграют приятные блики. Если вы решите снимать с ней (в помещении или на улице), рекомендую использовать внешнюю, слегка снизив яркость, — фотографии будут выглядеть более естественно. Можно поэкспериментировать с такими источниками света, как свеча, экран ноутбука или отражение от воды (вода — превосходный естественный отражатель).

Выбор позы

  • Если вы фотографируете одного человека, пусть он смотрит прямо в объектив, но слегка повернет плечи. Тогда портрет получится приятнее, а уши будут казаться меньше. Выберите такой поворот, при котором уши не «смотрят» прямо.
  • Чтобы человек на фотографии казался стройнее, попробуйте снимать с чуть более высокой точки или попросите слегка повернуть лицо в сторону. Того же эффекта можно добиться, если портретируемый немного наклонит голову вниз.
  • Избегайте скованных поз, пусть модель слегка согнет конечность или наклонит голову.
  • Если портретируемый носит очки, следите, чтобы в них не было отражений/отблесков.
  • Можно сделать интересные, художественные снимки, фотографируя в профиль. Произвести драматическое впечатление поможет боковое освещение, отбрасывающее яркий свет на переднюю часть лица, который затем переходит в глубокую тень. Имейте в виду, что такое освещение подчеркивает черты лица и не всем идет.

Наводите фокус на глаза

Снимайте в режиме покадровой следящей автофокусировки, наведите центральную точку АФ на глаза модели. Если человек смотрит под углом, наводите резкость по глазу, который к вам ближе.

Следите за выдержкой, чтобы избежать смазывания

Неподвижных людей можно снимать с выдержкой 1/60 с. Если это значение превышает вашу максимально возможную выдержку для съемки с рук, возможно, потребуется штатив.

Если вы снимаете кого-то, кто относительно спокоен, выдержка 1/125—1/250 с достаточно короткая. Если перед вами непоседливый ребенок, чтобы сделать резкий снимок, установите самое большее 1/250 с. Для съемки людей, двигающихся быстрее, вам потребуется выдержка не длиннее 1/500 с.

Если объект относительно неподвижен, снимайте в режиме «Портрет». Если же он движется быстро, переключитесь на «Спорт».

При съемке движущегося человека в режиме приоритета диафрагмы следите за выдержкой. Если потребуется уменьшить ее, поднимите ISO или приоткройте диафрагму. А можно переключиться на режим приоритета выдержки и выбрать более высокую скорость затвора.

Выберите портретный объектив

Оптимальное фокусное расстояние для съемки портретов — приблизительно 85-100 мм. Широкоугольные объективы (с фокусным расстоянием 35 мм и меньше) могут исказить (укрупнить) черты лица, поэтому не стоит подходить слишком близко к человеку, которого вы снимаете. Средние телеобъективы, обычно 85-135 мм, превосходны для портретов: они сжимают перспективу, отчего черты лица кажутся мельче. Вдобавок они позволяют вам сделать шаг от объекта и сделать наезд, чтобы не смущать человека и не тыкать камерой ему в лицо. Длиннофокусными объективами удобно снимать на расстоянии любознательных детей, которые так и тянут ручки к фотоаппарату.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как сделать фото людей: 7 секретов красивых портретов"

Фото! Редактор является мощным многофункциональное программное обеспечение предлагает полный набор инструментов для редактирования изображений. Он содержит ничего владелец цифровой камеры может понадобиться, чтобы исправить или улучшить свои фотографии. Вы будете наслаждаться максимальное удобство и профессиональный подход, предоставляемый каждому из инструментов. С фото! Редактор, вы можете удалить эффект красных глаз мгновенно, улучшить цвет изображения, делать смешные карикатуры, добавлять...

Нам сделали портреты, отретушировали их, а альбомы я сама делала. Распечатали всему классу на метализированой бумаге в хорошей лаборатории и получилось по 100 рублей с человека.

Обсуждение

Договорились с папой одного из одноклассников, который увлекается фото, у него приличная техника. Подъехал днем, всем классом во главе с класруком вышли на крыльцо школы, сделали общее фото. Потом еще компашками пофотографировались. Заказали нужное кол-во фот в фотоателье, оплатили из денег на нужды класса - совсем недорого получилось.

06.02.2015 17:16:31, X-y

Буквально час назад в инстаграме Светланы Бондарчук появился ее совместный снимок с девочкой. Судя по тому, что эту фотографию Светлана назвала «моя нежность», а также разместила портрет девочки в своем аватаре, можно предположить, что это дочь Варвара. Ни для кого не секрет, что у Федора Бондарчука и его жены Светланы, кроме сына Сергея, есть дочь Варвара. Сейчас ей 14 лет. Звездные родители никогда не появлялись с девочкой на публике и не распространялись о ней в прессе. Лишь в октябре...

Решилась я вышить портрет ребенка, нашла в интернете программку STITCH Art 4/0 (доступная для меня по технике), сделала схему, а Видела ОЧЕНЬ мало приличных примеров вышивки по фотографиям, и те схемы делали люди, имеющие уже приличный опыт создания схем.

Обсуждение

Видела ОЧЕНЬ мало приличных примеров вышивки по фотографиям, и те схемы делали люди, имеющие уже приличный опыт создания схем. Если так уж сильно хочется - закажите схему в интернете, в противном случае, боюсь, что результат Вас разочарует.

человек онлайн. Есть цифровой фотик, может кто знает, как сделать самой фотографии такие? Сфоткаете портрет в черно белом режиме и в программе поместите в формат 3х4 см, если не получиться помогу, скинте на почту, отправлю готовый результат.

ближе к объекту. т.е. с метра вполне реально снять " портрет лица" за которым будет все размыто. с 3 Почти все фотографии, помещенные в ней, сделаны одним человеком, который подробно рассказывает о процессе съемки и учит читателя делать подобные фотографии...

человек онлайн. У кого сделать гламурный портрет? Подруга очень хочет сделать несколько фото в стиле гламур. К кому обратиться, чтобы было не слишком дорого и с хорошим результатом?

По-моему, самая разумная мысль - это в один день завести 5 тем, в каждой теме - по 10 "ветвей", каждая посвящена своему портрету. Можно будет, например, не одному человеку топики заводить, а пятерым, например 1-10, 11-20, и т.д.. 10 топиков сделать гораздо проще, чем...

Обсуждение

Я об этом тоже уже давно думала. Большое дерево реплик неудобно не только своей величиной - его ведь еще и ограничивают каким-то определенным количеством сказанных в общей сложности слов... Заводить 50 с лишним деревьев тоже неразумно.

Мне кажется, лучше всего обсуждать группами, переходя время от времени от одной к другой. Я планировала сделать коллажики именно по группам, но пока ни за что даже не бралась - у меня далеко не все еще есть портреты, а группировать есть смысл только когда уже все будет у меня...
И угадывать все портреты надо уже с первого дня, пока есть максимальный интерес. А дальше насколько нас хватит...:) Но я думаю, дня за три мы справимся:) посмотри на фотографии других людей. тоже самое. ты их в жихни видишь одними а на фото они другие.
имхо, ажекватный портрет получить с помощью фотогрпфии невозможно. это будет лишь отпечаток твоего образа (даже самый замечательный). имхо, портрет бывает только написанный рукой человеческой. (если повезет, то талантливо). потому что человек, пусть даже более абстрактно и приближенно, но он передает твой ОБРАЗ, свое отношение к образу, а не фиксирует данность как фотоаппарат. в общем это то почему я не снимаю "портреты" людей (я снимаю только семью, но именно как данность, как память, а не как ОБРАЗЫ). и ко всем прочим фотографиям с человеком в главной роли я отношусь не как к ПРТРЕТУ, а как к жанру наверное, или как-то по другому, во всяком случае 100% обезличено.
так что берите в руки краски, карандаши, угль, что там еще бывает, сангину какую....)))))

>"ты ж не меня изображаешь, а >10 лет совместной жизни"))). ВОт это точно, точнее даже не скажешь! :))
на самом деле очень сильно отличается восприятие глазами, в зеркале (перевернутое плоское), на экране (вообще никакое), на отпечатке (зависит от фокусного при съемке, формата печати, расстояния рассматривания). Вообще самое обычное себя-восприятие - это зеркало. а так как оно меняет местами право и лево, то и видим мы там совсем не себя и совсем не теми полушариями мозга:) Но за всю жизнь мы ПРИВЫКЛИ, что выглядим ИМЕННО ТАК, как в зеркале, поэтому все иное нам кажется неправильным. Кроме того почти все имеют большие или меньшие комплексы по поводу своей внешности... все эти условия складываются в некие подсознательные вещи, которые и заставляют кричать "да разве это... - я?!".