Виды трудовой деятельности. Формы предприятий в зависимости от сфер деятельности

Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере его существования.В процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.

Субъектом деятельности , т.е. тем, кто се осуществляет, явля­ются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект , в качестве которого могут выступать различные предметы как ес­тественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины - посуду, из кирпичей - дом. Фермер обраба­тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу­ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют и сово­купности ее структуру . Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» - необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель - это мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поста­вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа­дать с реальными условиями окружающею мира и возможностя­ми самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од­нако часто бывает, что одною желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства­ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет­ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред­ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста­точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава­тор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может вы­брать два пути. Первый - купить автомобиль, второй - его ук­расть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет дос­тигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме тою, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут, и вы займете высокую должность, в пазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и I. д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий , которые в конечном итоге приводят его к достижению поставлен­ном цели - выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по­ра тому. Внешние проявления деятельности называются поведе­нием . В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой - надменен. Кто-то ответственно относятся к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения слу­жат правила, установленные в обществе. Если повеление не соот­ветствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива­ция, т. е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называ­ют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причина­ми могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мо­тивом в этом случае выступают потребности - осознаваемая и пе­реживаемая человеком зависимость от условий его существования . Появлениеощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский пси­холог Абрахам Маслоу (1908-1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по­требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто­ричным, приобретенным) - социальные, престижные и духов­ные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением че­ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде­ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод­стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ­ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования - достойного уровня жизни, социальных гаран­тий и т.д.

Социальные потребности реализуются в процессе общения лю­дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве­чать им тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по­лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра­ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со­поставление целей и реальных возможностей их достижения. По­этому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью че­ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов­ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите­ратуры и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по­требности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто­рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли па смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потреб­ность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, вклю­чить приятную музыку.

Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шум­ные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому, что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности . Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захо-1им пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поруче­ния начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению пре­стижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных Потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поис­ке пищи, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди матсриально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов , принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справед­ливости (ценности межличностного общения), вопросы престиж­ности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система цен­ностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасы­вает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз­ного рода нормах (правилах поведения) - моральных, этичес­ких, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности . Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразо­вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производствен­ную , изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще­ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо­знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель­ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий. В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную . Большинство достижений че­ловечества есть результат его созидательной деятельности. Но мно­гие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматри­вать создание новых видов военной техники. С точки зрения науч­но-технического развития это, несомненно, проявление созида­тельной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой дея­тельности,

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, препо­давательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество , напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существо­вавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наибо­лее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творче­ства составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего про­изведения и его практическую значимость. Причем результат твор­ческой деятельности должен быть признан обществом. На практи­ке бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.

Вопросы и задания

1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни,

3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

4. Что такое поведение? Каковы его критерии?

5. Какую роль в деятельности играет мотив?

6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потреб­ностей?

7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей.
Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетво­ренные потребности?

8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

9. Какие ценности и идеалы существуют и современном обществе? И чем состоят ваши ценности и идеалы?

10. Какие вилы деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности?Выскажите свое мнение.

А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело - жить, а человек лишь принимает только за возможность что-нибудь делать».

Л.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

И.Гете: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».

Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасно­стей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крю­чок: оторвись крючок - и никакой улов не возместит потери».

И.Гёте: «Поведение - это зеркало, н котором каждый показывает свой лик».

М. Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достиже­ние "хороших" целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по мень­шей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель "освящает" эти­чески опасные средства и побочные следствия».

Формы организации труда - это такие ее разновидности, которые решают вопросы, относящиеся к определенным направлениям упорядочения рабочей деятельности в различных сферах. Их определяют соответствующие систематизирующие признаки и критерии.

Основные моменты

Исходя из способа установки плановых задач и учета проделанной работы, формы организации труда делятся на:

  • Индивидуальные. Они предполагают персонифицированный подход при распределении производственных заданий, учете выполненной работы или начислении заработной платы (например, репетиторство, парикмахерские услуги).
  • Коллективные. Характеризуются групповым подходом при организации рабочего процесса (например, на фабриках, заводах).

Классификация форм

По различным признакам разделяют несколько типов групповых форм. Данная классификация зависит от способов разделения рабочего процесса. Коллективные формы организации труда бывают:

  • С полным разделением трудовой деятельности. Предполагается занятость, которая соответствует образовательно-квалификационному уровню сотрудников на своем рабочем месте (например, разные отделения в поликлинике, соответствующие специализации врачей).
  • С выборочной взаимозаменяемостью. Выполняемые работы совмещаются (например, в учебном заведении, в котором одни преподаватели заменяют других).
  • С полной взаимозаменяемостью. Возможен обмен рабочими местами согласно разработанной схеме или использование трудовой деятельности на всех рабочих местах в подразделении (например, магазин одежды, в котором продавцы отделов легко заменяют друг друга).

В зависимости от степени самостоятельности выделяют такие коллективные формы организации труда:

  • С полным самоуправлением. Определение подразделению производственных задач, решение остальных вопросов осуществляется коллективом подразделения.
  • С частичным самоуправлением. Некоторые функции централизованы, другие - делегированы коллективам подразделения.
  • Без самоуправления. Все функции управления подразделениями централизованы.

Способ формирования средств на осуществление производственной деятельности создает отдельную классификацию. Формы организации труда на предприятии в зависимости от размера коллектива:

  • индивидуальная трудовая деятельность (бытовое обслуживание населения, ремесло);
  • подрядный и арендный коллектив (сельское хозяйство);
  • кооператив (розничная торговля, система здравоохранения);
  • малые предприятия (легкая промышленность).

В зависимости от способа оплаты также различают несколько типов. Формы организации труда рабочих, исходя из метода выдачи заработной платы, делятся на несколько видов. К ним относятся:

  • индивидуальная оплата;
  • коллективная оплата на тарифной основе;
  • коллективная оплата на тарифной основе с применением коэффициентов, которые распределяют заработок (трудового участия, трудового вклада и другие);
  • бестарифная оплата труда;
  • комиссионная оплата труда.

Исходя из способа взаимодействия с руководством существуют формы организации труда, основанные на:

  • прямом подчинении руководству (промышленные предприятия);
  • договоре подряда (строительные компании);
  • контрактной основе (научно-производственные организации);
  • арендном договоре (международные организации).

Основные формы организации труда являются главной составляющей при работе с живой силой. Процесс совместной работы подразумевает несколько видов деятельности или операций, дополняющих друг друга. Таким образом, один или несколько работников выполняют определенный объем от общего количества плана. Труд человека ценится на каждом успешном и благополучном предприятии, поощряясь материально. Формы организации труда на предприятии - это детализация операций для лучшей производительности.

Разделение трудовой деятельности

Разделением труда называются процессы расчленения разных видов деятельности, специализации сотрудников. Отдельные лица отвечают за выполнение определенной работы или операций, дополняющих друг друга.

Научные исследователи выделяют общественное и техническое разделение труда. Оба этих типа являются неотъемлемой частью рыночных отношений.

Разделение рассматривается в качестве специализации трудовой деятельности. Это приводит к тому, что формируется определенное количество видов.

Общественное разделение

Дифференциацией социальных функций, которые выполняет определенная группа людей, является данный тип. При общественном разделении трудовой деятельности выделяются различные сферы общества, которые подразделяются на мелкие отрасли. Этот тип является основой при формировании и развитии рыночных отношений.

Техническое разделение

Дифференциация видов трудовой деятельности, которая происходит между подотраслями и работниками организации, называется техническим разделением труда. Также происходит дробление рабочего процесса на несколько частичных операций или функций по специализации сотрудников в процессе экономической деятельности.

Существуют основные виды разделения труда на самом предприятии:

  • технологическое, которое подразумевает разделение производственного процесса на виды, фазы и циклы;
  • пооперационное - закрепляет за работниками отдельные операции в целях уменьшения производственных циклов;
  • функциональное - происходит между разными категориями сотрудников, которые входят в состав персонала;
  • профессиональное - затрагивает группы лиц, которые выполняют однотипный вид работ, владеют одинаковым инструментом или технологией производства;
  • квалификационное - характеризируется разной степенью уровня работ и заключается в разделении между сложной работой и простой, учитывая сложность изготовления продукции, а также функции по осуществлению трудового процесса; сюда относится и контролирование качества выпускаемой продукции.

Основные и вспомогательные рабочие

Основные работники принимают участие в изменениях форм и состояния предмета трудовой деятельности, они отвечают за выполнение технологических операций по производству основных товаров.

Вспомогательные работники призваны создавать условия для бесперебойного и эффективного труда основных рабочих.

Разделение труда - это процесс, который неразрывно связан с кооперированием. Это означает, что достижением рациональных пропорций предусматривается введение социальных, а также трудовых взаимоотношений между участниками рабочего процесса.

Кооперация труда

Кооперацией труда называется организационное производственное взаимодействие между отдельными лицами, коллективами, бригадами, участками, цехами, службами, которое происходит в процессе деятельности и направлено на достижение производственных целей. Обеспечение правильного использования рабочей силы обеспечивает эффективность кооперации.

Формами кооперации труда являются:

  • Образования, находящиеся внутри одного общества. В этом случае происходит обмен продуктами труда в некоторых отраслях экономической деятельности.
  • Находящиеся внутри того вида деятельности, которым предусмотрен обмен продукцией или коллективное участие целого ряда организаций в изготовлении определенного вида товаров.
  • Находящиеся внутри организации. В этом случае осуществляется обмен между цехами, отделами или отдельными исполнителями, исходя из конкретных условий (например, тип производства или особенности технологий).

Бригадная форма организации труда

Среди коллективных форм кооперации трудовой деятельности главное место достается производственным бригадам. Самой распространенной выступает бригадная, групповая или коллективная форма организации труда. Такой пример зачастую встречается на заводах и фабриках.

Бригадой называется организационно-технологическое объединение сотрудников предприятия, которые имеют одинаковые или различные профессии, основывающиеся на базе соответственного производства, оборудования, инструментов, сырья, материалов для выполнения задач по выпуску качественной продукции. Благодаря коллективной материальной (финансовой) заинтересованности и высокой ответственности, затрачивается небольшое количество материальных и трудовых ресурсов.

Работа бригад способствует наиболее полному использованию времени, также сокращает численность рабочих. Следовательно, снижается трудоемкость продукции, происходит более эффективная загрузка оборудования и уход за ним.

Бригадная форма организации труда делится на два основных вида:

  • Специализированная - создаются бригады из работников преимущественно одной профессии.
  • Комплексная - подразумевает привлечение работников разных профессий.

Организация труда

Так называется система расстановки средств производства продукции и рабочей силы. Она является основой и фундаментом организации производства материальных благ. Любая сторона планирования деятельности, которая связана с привлечением живой силы, имеет отношение к организации труда.

На любом предприятии она должна быть грамотной и рациональной, в максимальной степени учитывать инновационные технологии, научные достижения, передовой опыт, эффективно и в полной мере использовать рабочую силу. Основная цель НОТ - использование всех ресурсов для достижения лучшего экономического результата во всех отраслях и на всех уровнях производства.

Принципы организации труда

Для того чтобы построить успешную корпорацию, необходимо грамотно использовать формы организации труда. Практика показывает, что необходимы такие составляющие:

  • стабильный кадровый состав;
  • денежное стимулирование по конечным результатам трудовой деятельности;
  • материальная ответственность за невыполнение плана, порчу оборудования и имущества;
  • выполнение полного комплекса работ, которые связаны с производством товаров трудовым коллективом.

Главными аспектами рациональной организации труда выступают:

  • нормирование рабочего времени;
  • высокооплачиваемый труд человека;
  • грамотная организация рабочего пространства;
  • совершенствование организации и обслуживания мест работы, а также улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
  • разделение по отраслям и кооперациям.

Существующая форма организации труда, виды которой были описаны в этой статье - это неотъемлемая часть больших предприятия и корпораций.

Безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношением в трудовых коллективах, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влия ние на функциональное состояние организма человека и определяются: статическими и динамическими физическими перегрузками (подъём и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы); физиологи чески недостаточной двигательной активностью и нервно-психологическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов). Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это его социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности, что является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии. Дли тельная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

В соответствии с существую щей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; конвейерные формы труда; формы труда, связанные с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности , имеют место при отсутствии механизации. Особенностями механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. При этом уменьшается объём мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда, снижению скорости реакции и быстрому утомлению. Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, строгой последовательностью их выполнения, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к рабочему месту. Это приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При полу автоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Задача человека ограничивается обслуживанием станка. Для этих работ характерны монотонность, повышенный темп, утрата творческого начала. При формах труда, связанных с дистанционным управлением процессами и механизмами, человек включён в систему управления как необходимое оперативное звено. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Он приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения, что может вызывать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций организма.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движение воздуха и др.).

Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеры, врачи, педагоги) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы) – 11,3…12,5 МДж; для работников, выполняю щих работу средней тяжести (станочники, хирурги, сельскохозяйственные рабочие), – 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (метал лурги, грузчики), - 16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

При рабочей позе сидя затраты энергии на 5…10 % выше уровня основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25 %; при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2 % от массы тела. Повышение энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 % , при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов ПЭВМ - на 60…100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы. Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

План урока: Деятельность и ее виды. Человек в учебной и трудовой деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Деятельность – проявление активности человека, в какой либо сфере его существования.

Субъектом деятельности являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так из руды производят металл, из глины – посуду, из кирпичей – дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.).

Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности структуру.

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и другую деятельности.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности.

Труд – это деятельность, которая отличает человека от животных.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д.

В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный.

Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.).

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов (перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание, ремонт дома и т.д.).

Но человечество создает не только материальные предметы, но и накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физический .

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся умственным.


Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллективной .

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа – это разновидность трудовой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий.

Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист.

Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальностью .

Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург, врач-терапевт, учитель математики.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием.

Контрольные вопросы:

1. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

2. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь умственного и физического труда?

3. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

4. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации

5. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессионализмом? Приведите примеры профессионализма

Основой жизнедеятельности человека является целенаправленная профессиональная деятельность. Именно на работе человек проводит большую часть времени. Кто-то делает это ради собственного удовлетворения и получения удовольствия, другие - для материального обеспечения себя и своей семьи.

Теория: основные термины, определение понятия "труд"

Труд- направление человеческой деятельности, признаками которой являются целесообразность и созидание.

Характер труда - это качественные характеристики трудовой деятельности, которые объединяют несколько видов труда в группу по определенным признакам.

Формы трудовой деятельности - совокупность видов трудовых операций, выполнение которых требует энергетических затрат, использования механизированного или автоматизированного оборудования и станков.

Классификация трудовой и характеристики труда

На самом деле классификаций труда существует огромное множество. Это объясняется тем, что труд представляет собой сложное мультиаспектное социально-экономическое явление.

В зависимости от содержания труд разделяется на:

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

  • Конкретную и абстрактную трудовую деятельность. Конкретный труд - это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить отдельно взятых отраслей и Абстрактный труд - соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.
  • Самостоятельный труд и коллективный. Виды самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд - труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.
  • Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.
  • Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

  • Живой и прошлый труд. Живой труд - работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.
  • Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие - форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда - блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

В зависимости от условий труда бывает:

  • Стационарный и передвижной труд. Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара.
  • Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.
  • Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

Основные формы труда

Особенности умственной работы

Умственный труд - деятельность, требующая приема и переработки информационных данных, осуществление чего происходит благодаря активизации мыслительного процесса. Для умственной трудовой деятельности характерным является сильное напряжение деятельности центральной нервной системы. Также не исключены случаи, когда для успешного осуществления умственной работы необходимы физические нагрузки.

Работники Кто они?

К умственно трудящимся относятся управленцы, операторы, работники творческих профессий, медицинские работники, учащиеся и студенты.

Управленческий труд выполняют руководители организаций, предприятий, преподаватели. Особенность: минимальное количество времени для переработки информации.

К творческим профессиям относятся артисты, художники, писатели, композиторы, конструкторы. Творческий труд - самая сложная разновидность умственного труда.

Медицинский персонал также считается интеллектуальным, но только те специальности, которые подразумевают постоянный контакт с людьми - пациентами, а выполнение работы требует повышенной ответственности, где решение нужно принимать в кратчайшие сроки, присутствует дефицит фактора времени.

Научный труд учащихся школ и вузов требует активации памяти, внимания и восприятия.

Физическая трудовая деятельность

Физический труд осуществляется за счет определенных физических нагрузок. Характерная особенность - взаимодействие человека-работника со средствами труда. При физической трудовой деятельности человек является частью технологического процесса и исполнителем тех или иных функций в трудовом процессе.

Умственная и физическая трудовая деятельность: физиологические различия

Умственная и физическая трудовая деятельность связаны между собой и взаимозависимы. Любой умственный труд требует определенных энергетических затрат, так же как и физический невозможен без активизации информационной составляющей. Например, все виды ручного труда требуют от человека активизации как умственных процессов, так и физической активности. Разница состоит в том, что при физической трудовой деятельности доминирует расход энергии, а при интеллектуальной - работа мозга.

Умственная деятельность приводит в действие большую численность нервных элементов, нежели физическая, поскольку умственный труд сложен, квалифицирован, обширен и многогранен.

Физические утомления более ощутимы от физической активности, чем от умственного труда. Кроме того, при наступлении усталости физические работы можно прекратить, умственную деятельность остановить же нельзя.

Профессии физического труда

На сегодняшний день физический труд более востребован, а умелым рабочим трудоустроиться гораздо легче, чем «интеллектуалам». Нехватка рабочих рук обуславливает относительно высокие ставки за выполнение работ, требующих физических усилий. Кроме того, если тяжелые физические работы выполняются в неблагоприятных для здоровья человека условиях, предусмотрена повышенная оплата на законодательном уровне.

Легким физическим трудом занимаются: производственные работники, управляющие автоматизированным процессом, обслуживающий персонал, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитары, продавцы промышленных товаров, инструкторы физкультуры, тренеры спортивных секций и т.д.

К профессиям с физическими нагрузками средней тяжести относятся: станочник деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, слесарь, наладчик, врач-хирург, химик, текстильщик, водитель, работник пищевой промышленности, обслуживающий персонал в коммунально-бытовой сфере и в области общественного питания, продавец товаров производственного предназначения, железнодорожник, машинист подъемного транспорта.

К профессиям с тяжелыми физическими нагрузками относятся: строитель, практически все виды сельскохозяйственного труда, механизатор, горнорабочий поверхностный, работник нефтяной, газовой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, металлург, литейщик и др.

К профессиям с физическим трудом повышенной степени тяжести относятся: горнорабочий подземный, сталевар, раздельщик древесины, каменщик, бетонщик, землекоп, грузчик немеханизированного труда, работник в сфере производства стройматериалов (немеханизированного труда).

Функции труда

Труд выполняет следующие функции:

  • участвует в воспроизводстве благ (является одним из производственных факторов), направленных на удовлетворение человеческих потребностей;
  • формирует общественное богатство;
  • способствует развитию общества;
  • обуславливает развитие научно-технического прогресса и культуры;
  • участвует в формировании человека;
  • выступает в качестве способа самореализации и самовыражения индивидуума.

Роль труда в жизни человека

«Труд из обезьяны сделал человека» - знакомая фраза, не так ли? Именно в этой фразе скрывается глубокий смысл, который отражает величайшую роль труда в жизни каждого из нас.

Трудовая деятельность позволяет человеку стать личностью, а личности - реализоваться. Труд - гарант развития, получения новых знаний, навыков и опыта.

Что происходит дальше? Человек самосовершенствуется, приобретает знания, опыт, опираясь на которые создает новые товары, услуги, культурные ценности, провоцируя научно-технический прогресс, вызывая новые потребности и полностью их удовлетворяя.