Основные газопроводы россии и снг. История газопроводов России

Введение.

2.1. Состав магистрального газопровода.

2.2. Состав и назначение компрессорных станций.

2.3. Подготовка газа к транспорту.

Контрольные вопросы.

Введение

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России – это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской, Астраханской областей и других регионов.

Компрессорная станция – составная часть магистрального газопровода, предназначенная для обеспечения его расчетной пропускной способности за счет повышения давления газа на выходе КС с помощью различных типов газоперекачивающих агрегатов (ГПА).

Природный газ, поступающий из скважин, содержит в виде при­месей твердые частицы (песок, окалину), конденсат тяжелых углево­дородов, пары воды, а в ряде случаев сероводород и углекислый газ. Присутствие в газе твердых частиц приводит к абразивному износу труб, арматуры и деталей компрессорного оборудования, засорению контрольно-измерительных приборов. Конденсат тяжелых углеводо­родов и вода оседают в пониженных точках газопроводов, уменьшая их про­ходное сечение. Поэтому перед подачей газа в магистральный трубопровод его нужно осушить и очистить от механических и вредных примесей.

Состав магистрального газопровода

В состав магистрального газопровода (МГ) входят следующие основные объекты (рисунок 2.1):

Головные сооружения;

Компрессорные станции;

Газораспределительные станции (ГРС);

Подземные хранилища газа;

Линейные сооружения.

Рисунок 2.1 – Схема магистрального газопровода: 1 – газосборные сети; 2 – промысловый пункт сбора газа; 3 – головные сооружения; 4 – компрессорная станция; 5 – газораспределительная станция; 6 – подземные хранилища; 7 – магистральный трубопровод; 8 – ответвления от магистрального трубопровода; 9 – линейная арматура; 10 - двухниточный переход через водную преграду

1. На головных сооружениях добываемый газ подготавливается к транспортировке. В начальный период разработки месторождений давление газа, как правило, настолько велико, что необходимости в головной компрессорной станции нет. Ее строят позднее, уже после ввода газопровода в эксплуатацию.

2. Компрессорные станции предназначены для перекачки газа, кроме того, на КС производится очистка газа от жидких и твердых примесей. Комплекс сооружений компрессорной станции включает в себя такие аппараты, как: пылеуловители, аппараты очистки от жидких и твердых примесей, газоперекачивающие агрегаты (ГПА), аппараты воздушного охлаждения (АВО) и другие вспомогательные сооружения.

3. Газораспределительные станции сооружают в конце каждого магистрального газопровода или отвода от него. На ГРС осуществляются такие операции как: понижение давления газа до требуемого уровня, поскольку газовое оборудование, применяемое в промышленности и в быту, рассчитано на сравнительно низкое давление и высоконапорный газ, транспортируемый по магистральному газопроводу, не может быть непосредственно подан потребителям; очистка газа от примесей (механических частиц и конденсата), чтобы обеспечить надежную работу оборудования; одоризация, то есть придание резкого специфического запаха для обнаружения утечек. Так же на ГРС ведется учет расхода газа.

4. Подземным газохранилищем называется хранилище газа, созданное в горных породах (в искусственных выработках или в пористых пластах). Подземные хранилища газа служат для компенсации неравномерности газопотребления. Использование подземных структур для хранения газа позволяет очень существенно уменьшить металлозатраты и капиталовложения в хранилища.

5. Комплекс линейных сооружений может включать в себя:

Трубопровод с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, узлами подключения КС, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола В отличие от аналогичных сооружений нефте- и нефтепродуктопроводов, на газопроводах вместо линейных задвижек используются линейные шаровые краны. Длина магистрального газопровода может составлять от десятков до нескольких тысяч километров, а диаметр – от 150 до 1420 мм. Большая часть газопроводов имеет диаметр от 720 до 1420 мм. Трубы и арматура магистральных газопроводов рассчитаны на рабочее давление до 7,5 МПа;

Переходы магистрального газопровода через естественные и искусственные препятствия;

Установки электрохимической защиты газопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

Линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

Противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

Здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

Постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

Указатели и предупредительные знаки.

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России - это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской и Астраханской областей (рис. 3.4.1 /см. цветную вклейку/ и 3.4.2). Протяженность газопроводов ЕГС составляет более 150 тыс. км. В нее входят 264 компрессорные станции, а общая мощность газоперекачивающих агрегатов - 43,8 млн КВт. Кроме того, сегодня в группу Газпром входит 161 газораспределительная организация. Они обслуживают 403 тыс. км (75%) распределительных газопроводов страны и обеспечивают поставку 58% потребляемого газа (около 160 млрд куб. м) в 70% населенных пунктов России.

      1. Свойства газов, влияющие на технологию их транспорта

Основными свойствами газов, влияющими на технологию их транспорта по трубопроводам, являются плотность, вязкость, сжимаемость и способность образовывать газовые гидраты.

Плотность газов зависит от давления и температуры. Так как при движении по газопроводу давление уменьшается, то плотность газа снижается и скорость его движения возрастает. Таким образом, в отличие от нефте- и нефтепродуктопроводов транспортируемая среда в газопроводах движется с ускорением.

Вязкость газов в отличие от вязкости жидкостей изменяется прямо пропорционально изменению температуры, т.е. при увеличении температуры она также возрастает, и наоборот. Это свойство используют на практике: охлаждая газы после компримирования, добиваются уменьшения потерь давления на преодоление сил трения в газопроводах.

Сжимаемость - это свойство газов уменьшать свой объем при увеличении давления. Благодаря свойству сжимаемости в специальных емкостях - газгольдерах высокого давления - можно хранить количество газа, в десятки раз превышающее геометрический объем емкости.

Если газ содержит пары воды, то при определенных сочетаниях давления и температуры он образует гидраты - белую кристаллическую массу, похожую на лед или снег. Гидраты уменьшают, а порой и полностью перекрывают сечение газопровода, образуя пробку. Чтобы избежать этого, газ до закачки в газопровод подвергают осушке.

Охлаждение газа при дросселировании давления называется эффектом Джоуля-Томсона. Интенсивность охлаждения характеризуется одноименным коэффициентом Д., величина которого зависит от давления и температуры газа. Например, при давлении 5,15 МПа и температуре 0 °С величина Д.= 3,8 град/МПа. Если дросселировать давление газа с 5,15 МПа до атмосферного, его температура вследствие проявления эффекта Джоуля-Томсона понизится примерно на 20 градусов.

      1. Классификация магистральных газопроводов

Магистральным газопроводом (МГ) называется трубопровод, предназначенный для транспортировки газа, прошедшего подготовку из района добычи в районы его потребления. Движение газа по магистральному газопроводу обеспечивается компрессорными станциями (КС), сооружаемыми по трассе через определенные расстояния.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к МГ и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям.

Магистральные газопроводы классифицируются по величине рабочего давления и по категориям. Их подробная классификация приведена в главе 8.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Сжиженный газ с американских сланцевых месторождений впервые пришел в Великобританию в сентябре 2016 года. Теперь очередь дошла и до Северной Европы

На минувшей неделе два танкера с грузом американского сжиженного природного газа (СПГ) пришвартовались в портах Польши и Нидерландов.

Это первый СПГ из сланцевых месторождений в Соединенных Штатах, доставленный в Северную Европу.

Польша договорилась с США о спотовых поставках СПГ [на условиях "спот" оплата по сделке производится немедленно] в мае этого года с целью снизить зависимость от газа, поступающего по трубам из России. В минувшую пятницу о том же заявил и министр энергетики США Рик Перри.

"Американский СПГ начал регулярно поступать в Европу, предлагая дополнительную диверсификацию источников поставок и обеспечивая энергетическую безопасность Европы", - сказал министр, отметив доминирующее положение России на европейском газовом рынке.

Угрожает ли американский сжиженный газ благополучию "Газпрома"? Об этом обозреватель Русской службы Би-би-си Михаил Смотряев беседовал с заместителем главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексеем Гривачом .

Алексей Гривач: Здесь есть два аспекта. Во-первых, политически-пропагандистский: нынешние польские власти громко заявляют, что их цель - полностью отказаться от российского газа, хотя время от времени эта позиция смягчается.

На фоне всех этих заявлений Польша в прошлом году взяла рекордный объем российского газа по контракту, при том, что в прошлом году начались поставки СПГ из Катара, плюс еще немного газа было закуплено в Норвегии.

Это означает, что есть слова, а есть реальные процессы, экономика и коммерция, которой даже польские госкомпании не чужды.

Что касается долгосрочной перспективы, то если говорить о европейском рынке в целом, Евросоюз принял решение о создании единого рынка, где не будет национальных различий: все рынки будут соединены в единую инфраструктуру, будут функционировать по единым правилам и так далее.

Пока этот рынок не создан в полной мере, но движение в этом направлении ведется, и эта цель рано или поздно должна быть достигнута (если вспомнить об эффективности решений и их воплощения в Евросоюзе).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Терминалы для приема сжиженного газа строятся по всей Европе. Этот - во французском Дюнкерке

Тогда вопрос будет стоять очень просто: неважно, американский это газ или неамериканский.

На европейский рынок приходит газ, который конкурирует между собой. И если, допустим, Польша возьмет больше сжиженного газа, или возьмет норвежский газ, то это не значит, чисто теоретически, что Евросоюз в целом возьмет меньше российского газа. Где-то убыло, где-то прибыло - этот закон сообщающихся сосудов будет работать здесь и дальше.

То же самое произошло с Украиной. Вот они говорят: мы больше не покупаем российский газ. Они не покупают газ напрямую у "Газпрома", но они берут российский газ у европейских трейдеров, а те где берут газ? В том числе и у "Газпрома". Если бы Украина покупала газ по прямому контракту, то европейские трейдеры брали бы меньше газа у "Газпрома".

Это такая газовая диалектика. В долгосрочной перспективе я лично не вижу серьезных, коммерчески обоснованных угроз для позиций российского газа.

Кто сказал, что новый СПГ будет вытеснять именно российский газ - может, он будет вытеснять норвежский газ, который более дорог и требует инвестиций для поддержания уровня добычи? Эти вопросы обычно остаются в стороне. А в качестве громких заявлений это будет преподнесено как то, что американский сжиженный газ пришел в Польшу, и теперь Польша заживет по-новому. В реальности будет совсем не так.

Би-би-си: Ну, пришел он не только в Польшу, но и в Нидерланды - по одному танкеру в каждую страну…

А.Г.: Поймите, что один танкер СПГ - это примерно 100 миллионов кубометров газа в трубопроводном эквиваленте. Танкер пришел впервые за почти полгода. А из России в Европу каждый день поставляется 500-600 миллионов кубометров.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Министр энергетики США Рик Перри обещает обеспечить энергетическую безопасность Европы. От России, в первую очередь

Би-би-си: Давайте поговорим о сланцевом газе. Рентабельность его добычи и, значит, ее объемы зависят от цены на газ, которая, напомним, привязана к цене на нефть. Значительного роста нефтяных цен, как считают многие аналитики, сегодня ожидать не приходится. Может ли в этих условиях сланцевый газ занять заметную нишу на мировом рынке?

А.Г.: Если говорить о добыче сланцевого газа, то все проекты за пределами Соединенных Штатов, по большому счету, не прижились. Они показали свою неконкурентоспособность, неэффективность, все инвестиции были списаны.

Если помните, несколько лет назад Польша заявляла, что станет нетто-экспортером газа. Теперь выяснилось, что пробуренные несколько десятков скважин оказались или пустыми, или коммерчески непривлекательными, и идея сама по себе сошла на нет.

Что касается американского СПГ, то, во-первых, это не обязательно сланцевый газ. Конечно, рост добычи из сланцевых залежей играет роль, но, например, в прошлом году Соединенные Штаты впервые за долгое время показали общее снижение добычи газа, при том, что именно в прошлом году начался экспорт СПГ из Мексиканского залива.

Поэтому говорить о том, что сланцевый газ полностью изменит рынок, не приходится. Спрос на газ в мире достаточно устойчиво растет. И это значит, что даже если в какие-то периоды существует переизбыток газа из-за какого-то кризиса - энергетического, экономического, - то все равно через некоторое время рынок балансируется.

Это произошло, например, с проектами в Катаре: когда были введены в строй большие мощности, они вдруг оказались невостребованными Соединенными Штатами, потому что у них неожиданно начала расти собственная добыча. Последовала пара лет давления на рынок, а потом спрос на газ весь этот переизбыток быстренько освоил, и цены на СПГ, скажем, в Азии побили все мыслимые и немыслимые рекорды.

Я думаю, больше нужно говорить о том, что безопасность поставок должна увеличиваться. Деполитизация процесса заключается в том, что действительно можно купить газ из различных источников. Европа может покупать больше СПГ, но рациональность таких решений должна побеждать, потому что это основа конкурентоспособности.

Если вы, как Литва или Польша, готовы покупать газ вдвое дороже, то это значит, что глобально вы становитесь менее конкурентоспособным. Если Литва, как страна, которая не претендует ни на что, может себе это позволить, то Евросоюз, как центр экономической силы, не может себе позволить быть глобально неконкурентоспособным, покупая "демократический" газ и не покупая "недемократический". Вместо этого берется самый надежный и привлекательный с точки зрения экономики продукт.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Европейские потребители не раз недополучали российский газ из-за разногласий между Россией и Украиной

Би-би-си: С европейскими покупателями у России обычно не бывает разногласий - за исключением времен "газовых войн" с Украиной, когда не весь положенный по контрактам российский газ доходил до Европы, иногда в весьма значительных объемах. У европейцев, что называется, "осадочек не остался"?

А.Г.: Перебои связаны с поведением страны-транзитера. Эта проблема лежала исключительно в контрактной плоскости, когда транзитер, пользуясь своим монопольным положением, счел возможным, например, не подписать контракт на закупку газа, и брал газ из потока. Но это же абсолютно неприемлемое поведение.

Би-би-си: Согласен, но для конечного покупателя это вряд ли имеет принципиальное значение - газ-то до него не дошел…

А.Г.: Совершенно верно, и поэтому мы занимаемся тем, что учитываем с ними все эти транзитные риски, управлять которыми в нормальном режиме невозможно. Это в том числе в интересах конечного потребителя. А если сравнивать по этим параметрам трубопроводный газ и СПГ, то в последнем случае безопасности гораздо меньше. Если речь идет о краткосрочных сделках, то газ легко может не прийти к потребителю в Европе, потому что в Азии цена на него в этот момент будет в два раза больше. С трубопроводным газом этого не происходит.

Би-би-си: То есть можно говорить, что в целом текущему положению дел на европейском газовом рынке не угрожают никакие внезапные и масштабные потрясения?

А.Г.: Если говорить о европейском рынке, то одна из важных тенденций - это падение собственной добычи. А это значит, импортного газа нужно будет больше. Дополнительные источники поставок удовлетворяют эту растущую потребность.

Кроме того, есть проблемы и с другими поставщиками: тот же Алжир или Норвегия не могут наращивать поставки газа. Поэтому, когда возникает дефицит, то именно российский газ и СПГ конкурируют за то, чтобы занять эту нишу. По итогам прошлого года поставки российского газа выросли на 30 миллиардов кубометров, а СПГ - на три миллиарда. Кто выиграл конкуренцию? По-моему, ответ очевиден.

В конце 2011 года общественность напряжённо следила за развитием газового конфликта России и Украины. Киев требовал снизить цены на голубое топливо, обещая в противном случае увеличить транзитные пошлины. Но российские политики не шли на уступки, надеясь, что в ближайшем будущем наша страна избавится от транзитной зависимости. Причём у Москвы были достаточно веские основания лелеять подобные надежды. Ведь уже в середине осени должен был заработать «Северный поток». Новый газопровод, проектирование и строительство которого заняло без малого 15 лет, позволил бы поставлять российский газ в европейские страны, минуя транзитные государства.

Что ж, первая ветка газопровода заработала в ноябре, переговоры с Украиной все ещё продолжаются, и вроде как Москва пока не собирается перекрывать вентиль. Голубые реки не повернулись вспять, а значит, европейцы могут спать спокойно, ведь их дома по-прежнему будут отапливаться и освещаться.

Строительство первых газопроводов

Наверное сейчас в это трудно поверить, но изначально газовая промышленность России тоже зависела от иностранного сырья. В 1835 году в Санкт-Петербурге был построен первый газовый завод с системой распределения, доставлявшей газ до потребителей. В то время российские инженеры добывали газ из импортного каменного угля. Аналогичное предприятие спустя 30 лет появилось и в Москве.

Проектирование и строительство газопроводов обходилось российским промышленникам в копеечку, не говоря уже о дороговизне заграничного сырья. Поэтому первые газопроводы были невелики в размерах. И только с началом освоения месторождений природного газа масштабы строительства газопроводов в России стали стремительно увеличиваться.

В начале ХХ века месторождение природного газа было найдено в Дашавах, посёлке городского типа Львовской области в Украине. В 1922 году от туда проложили 14-километровый газопровод до Стрыя, местного районного центра. В 1941 году завершилось строительство газопровода Дашава - Львов.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР началось строительство магистральных газопроводов (1946 год — магистральный газопровод Саратов-Москва).

Газопроводы России

Сегодня в России действуют 7 магистральных газопроводов:

  • Уренгой — Помары — Ужгород;
  • Ямал — Европа;
  • «Голубой поток»;
  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток;
  • «Прогресс»;
  • «Союз»;
  • «Северный поток».

Один газопровод находится на стадии строительства («Южный поток»), и ещё 2 — на стадии проектирования (Якутия — Хабаровск — Владивосток, Алтай).

Газопроводы распределительных сетей для нашей страны по-прежнему актуальны. В них заинтересованы многие частные инвесторы, финансирующие, к примеру, строительство коттеджных посёлков. Газификация таких объектов делает их более привлекательными в глазах потенциальных покупателей.

Проектирование и строительство газопроводов сегодня могут осуществлять различные строительные компании. Главное, чтобы они обладали соответствующей лицензией.

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Классификация

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность - 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых - до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км - промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ - 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых - 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д. Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания "Транснефть", а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК "Транснефть", которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:


Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания "Газпром". Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания "Газпром" обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы - 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система "Уренгой - Помары - Ужгород". Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система "Ямал - Европа". Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система "Голубой поток". Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность - 1213 км. В ее числе:

Перспективы отрасли

Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

  • Азиатско-тихоокеанское.
  • Северо-европейское.
  • Северное.
  • Южное.

Последние два станут крупными перспективными проектами.

"Северный поток"

Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м 3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

"Южный поток"

Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году. Создание "Южного потока" производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран - Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода "Набукко", маршрут которого должен идти южнее РФ. Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

Направления транзита и экспорта

Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:


Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

В заключение

Трубопроводный транспорт - система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО "Газпром" и госкомпания "Транснефть". Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут "Северный" и "Южный" потоки, "Балтийская система 2", ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.