Живет для того чтобы работать. Жить, чтобы работать, или работать, чтобы жить

И литературы

Внеклассное чтение

«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цели урока:

1. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.

2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.

4.Воспитание читательского вкуса.

Используемое оборудование:

1. Мультимедийная презентация

2. Тетради учащихся

Краткое описание:

Разработка урока литературы в 5-м классе по сказке-были «Неизвестный цветок»

Ход урока.

Слайд 1

І. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

Слайд 2

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Андрей Платонов родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что он написал, связано с Воронежем.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

Слайд 5

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

II. Подготовка к восприятию сказки.

1. Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

2. Слово учителя.

Слайд 6

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

Слайд 7

Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.

5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие , к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В. Свительский).

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

Слайд 8

Посмотрите, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

Чистое золото поэзии сердца.

В. Чалмаев

Мы познакомимся с содержанием произведения и вернёмся к этим оценкам сказки.

Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)

Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, занимательность, поучительность)

Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)

Какие цветы мы называем неизвестными?

А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос. Внимание на экран!
1. Об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа
2. Об открытии способа разговаривать с цветами.
3.Об открытии закона выживания растений на пустыре.
4. Об открытии способа разводить цветы.

Ещё раз прочитайте, а затем выберите и запишите в тетрадь тот вариант, который, на ваш взгляд, является самым точным ответом на вопрос: «О чём эта сказка?»
- Ребята, сейчас вы не будете называть выбранный ответ, пусть он станет вашим маленьким секретом.

Слайд 9

ІІІ. Чтение сказки учителем.

Слайд 10

ІV. Беседа по содержанию сказки-были.

О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

- Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль ; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы .

Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которым и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

V. Работа над текстом.

- Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.

Итак, начало сказки.

- Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок. («Жил на свете маленький цветок».)

Проделаем такую же работу со вторым абзацем. («Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти».)

Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.

(3-6 абзацы читает заранее подготовленный ученик)

Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. («Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок появился случайно, нечаянно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. («В середине лета цветок … и уносил его запах с собою» - 7 абзац.)

Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? (Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.)

Считает ли цветок себя звездой? (Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим светящуюся звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)

VI. Чтение по ролям.

А сейчас мы прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки? (Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)

Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».)

Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).

В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения. (А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.)

Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.

А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»? (Это поучительная история о том, как «меж камней и глиной» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в «чистое золото поэзии сердца».)

Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев. Даша и цветок.
Слайд 11
Слайд 12

Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.

VII. Подведение итога урока.

- Многие известные люди размышляли о смысле жизни, и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы .

Слайд 13

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Давайте познакомимся с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать как вывод к уроку? Почему?

«Жить – значит действовать». А. Франс

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

- Созвучны ли эти мысли нашему разговору? Почему?

- «Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Платонов как бы завещал потомкам, используя жанр сказки (сказки-были), любить свою землю, любить жизнь, быть им полезными. Высокие моральные ценности общечеловечны, они вечны, без них нельзя.

И для нас сегодня «самое главное - сказку не спугнуть!» - и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека - писателя Андрея Платонова, как поверила ему его дочь Машенька, для которой эта сказка была написана. Отец умер в неизвестности, а дочь жила и убеждалась: известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта. И вот уже несколько лет как включены в школьные программы по литературе его произведения.

Слайд 14

Давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?
(Дети формулируют свой вариант ответа: « об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа»)

Мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом,
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За ними шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

VII. Домашнее задание: Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Некоторые молодые специалисты, едва покинув университетскую скамью, считают, что все развлечения теперь должны остаться в прошлом, а они сами должны вступить в ряды серьезных профессионалов и много времени уделять работе. И бывают удивлены, когда встречают тех, кто сохраняет способность хорошо развлекаться и при этом умеет эффективно трудиться…

Увы, далеко не всем удается виртуозно сохранять такой баланс. У тех, кто работает, например, в продажах и сфере PR, развлечения могут быть весьма тесно связаны с работой (и с коллегами). А вот представителям иных профессиональных областей порой бывает сложно хорошо работать и при этом уметь отдыхать в свободное время. И в итоге часто работа выступает не только на первый план, но и на все остальные. Как же найти выход из положения?

Обратиться к истокам

Тем, кто не умеет (или разучился) расслабляться и слишком сосредоточен на работе, нужно задать себе простой вопрос: а почему так произошло? Генеральный директор кадрового агентства "Визави Консалт" Валерия Дворцевая советует начать именно с этого - с попытки проанализировать, почему вы мало отдыхаете.

"Думаете, уметь одинаково качественно работать и отдыхать очень просто? А если работа нравится, если есть возможность заработать бонусы или двигаться по карьерной лестнице, если задача захватывает, если хочется все сделать как можно лучше?

Я бы сказала, что тот, кто умеет хорошо отдыхать, умеет и хорошо работать. Ведь здоровье, настроение, драйв, ситуация в личной жизни - это все наши ресурсы, позволяющие лучше мыслить, быть в тонусе и покорять новые вершины.

Чего вы себя лишаете или от чего "бежите", полностью погружаясь в работу? Ответы типа "Работы много, вот сейчас я все сделаю, а потом…" принимаются только с оговоркой, если вы каждый год берете отпуск, регулярно общаетесь с семьей, детьми, друзьями, а такой "загруженный" период имеет конкретные временные рамки. Если же период затянулся, надо ответить себе на несколько вопросов.

Есть ли у меня хобби?
- Как давно я виделся с друзьями?
- Как давно я был в театре, музее, клубе и т. п.?
- Когда я в последний раз с удовольствием читал?
- Достаточно ли я общаюсь с детьми?" - рассуждает эксперт.

Существует прямая взаимосвязь: если человек разграничивает личное и рабочее время, он достигает успеха. А если нет, то его эффективность падает как на "личном фронте", так и на работе.

Недаром еще в конце 80-х годов прошлого века в психологии появилось понятие work-life-balance - баланс между работой и жизнью. Именно тогда ученые начали усиленно обращать внимание на то, что работа не может заменить человеку всего. И когда этот баланс "расшатывается", у человека снижается иммунитет, появляется склонность к депрессиям, как следствие - снижается работоспособность. А те, кто все же сохранил равновесие, имеют гораздо меньше проблем со здоровьем (как физическим, так и психическим) и более успешны в профессиональном плане. И для этого им не нужно работать по 12 часов в сутки.

Сохранить гармонию

Как справедливо заметила Валерия Дворцевая, универсального рецепта сохранения work-life-balance не существует.

"Кому-то необходимо ограничить свой рабочий день . Например, у нас в компании была консультант (она сейчас в декретном отпуске), которая пришла увольняться, потому что ей категорически не хватало времени на семью - так она увлекалась работой. Мы с ней договорились, и... системный администратор просто выключал ее компьютер в 17:00. Хотела она этого или нет, но ее доступ блокировался, и ничего не оставалось, кроме как идти домой. Сначала это вызывало некоторые эмоции, а потом вошло в привычку. Она была одним из наших самых организованных и эффективных консультантов, через несколько лет родила второго ребенка. Надеемся, что по прошествии некоторого времени она вернется в компанию.

Кому-то удобнее выделить один вечер в неделю-две, заранее купив билеты на спектакль или концерт . Билеты куплены, друзья ждут - тут волей-неволей работу закончишь вовремя и поедешь развлекаться.

У меня есть друг, который решил, что он будет очень много работать, но 4-5 раз в год будет уезжать в путешествие на разные сроки (от нескольких дней до нескольких недель), чтобы иметь необходимое время для отдыха», - рассказывает эксперт.

"Работа и жизнь всегда должны находиться в равновесии. Для того, чтобы достичь необходимой гармонии, можно развивать в себе навыки тайм-менеджмента: грамотно распределять свое время и нагрузку, оставлять возможность для отдыха, чтобы уделять внимание людям, которые вам дороги. Именно это делает человека по-настоящему успешным и счастливым", - добавляет менеджер по работе с клиентами "Агентства "Контакт" Дарья Тулубенская.

Просто и действенно

Генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина Крупина говорит, что найти баланс между работой и отдыхом поможет одно из основных правил тайм-менеджмента: если отдыхаешь - отдыхай, если работаешь - работай.

И, конечно, нельзя забывать о самых простых, но полезных советах:

Старайтесь спать столько, сколько вам необходимо, и не думайте перед сном о работе;
- находите время для себя (не имеет значения, на что вы его потратите - на поход в кино, шоппинг или просто на чашку кофе в приятном месте);
- будьте честны с собой - если вы не чувствуете себя счастливым, не бойтесь сказать себе, что причина в излишней загруженности на работе;
- умейте говорить работе "нет" - предупредите коллег, что в выходные и во время отпуска для решения рабочих вопросов вы недоступны;
- позвольте помогать себе - не бойтесь делегировать задачи.

"Чтобы эффективно работать и хорошо отдыхать, нужно соблюдать несколько правил. Не нужно планировать большое количество сложных задач на один день. Жесткие циклы (встречи, переговоры, собеседования) должны занимать не больше 30% рабочего времени, чтобы вы могли сочетать интенсивную работу с перерывами на отдых.

В течение рабочего дня необходимо делать регулярные перерывы (3-10 минут в час), которые нужно тратить не на просмотр почты, сайтов или звонки, а на легкую разминку (например, пройтись на этаж выше и обратно), выход на свежий воздух.

Для хорошего баланса работы и отдыха соблюдайте режим дня, высыпайтесь, занимайтесь спортом, больше гуляйте на свежем воздухе. Эти простые рекомендации на самом деле эффективны, если регулярно следовать им", - говорит Екатерина Крупина.

Мы работаем, чтобы иногда отдыхать, или отдыхаем, чтобы работать?
Жизнь для работы или работа для жизни?

Если судить по Библии, труд это проклятие. Адама за грехи выгнали из Рая, чтобы он в поте лица добывал хлеб свой. А в Раю он жил припеваючи, и не знал, что такое трудиться.

Труд не цель, а всего лишь средство. Многие люди, получившие материальный достаток, перестают работать. Мечты их связаны с тем, чтобы не работать, а путешествовать по миру. Путешествие по миру и есть самая настоящая жизнь!

Но чтобы путешествовать, необходимо, чтобы люди работали там, где это необходимо. Возможно это или через насилие, или с помощью денег.
Деньги всегда были средством управлять людьми. Но лишь до тех пор, пока люди нуждаются в деньгах.

Государству важно сохранить управляемость, или с помощью денег, или с помощью страха.
Всегда была одна и та же проблема: как заставить людей работать?
Насильственное принуждение к труду постепенно сменилось на принуждение экономическое.
Но сейчас, когда у людей накоплено много денег и экономическое стимулирование не срабатывает, нужны новые стимулы трудиться.
Каковы же они?

Экономическое стимулирование имеет пределы. Когда человек накопил достаточно для беззаботной жизни, он не видит смысла работать. Смысл работать видит тот, для кого труд не потребность выжить, а возможность творчески реализовать себя.

Для человека, имеющего денежные накопления, основным мотивом труда является самореализация. Многие творчески люди могут ограничиваться минимумом или работать бесплатно, лишь бы заниматься любимым делом.
Не всегда творчество можно стимулировать денежной премией. Если обычно действуют эгоистические механизмы, в творческом процессе включаются механизмы альтруистические.
Ни за какие деньги невозможно заказать доказательство теоремы Ферма. А Григорий Перельман сделал это бесплатно, при этом отказавшись от премии в миллион долларов.
Это означает, что альтруистические мотивы перспективнее эгоистических.

Наибольшие перспективы развития у того общества, которое предоставляет большую свободу личности для творчества, в котором стимул трудиться не элементарное выживание, а творческое саморазвитие личности. Когда же человек озабочен проблемами материально обеспечить себя и свою семью, ему не до творчества.

Уже сегодня перспективными профессиями являются так называемые «креативщики» – люди, способные к инновациям к любых областях (прежде всего в коммуникационных, в сфере обслуживания, сфере развлечений).

Жажда личного обогащения насыщаема, а желание жить ради человечества границ не имеет. Важно дать возможность существовать обоим мотивам. Пусть эгоистический интерес личного обогащения дополняется желанием использовать своё богатство для всех людей. В конце концов, как голыми пришли, так и уйдём. А память о нас останется.

Самовлюблённый эгоист малопривлекателен. Гораздо симпатичнее человек, живущий ради других людей. Это поняли американский финансист Уоррен Баффет, Билл Гейтс и многие другие, отдающие свои капиталы в благотворительные фонды.

Благополучие американского общества обеспечено протестантской трудовой этикой, в которой труд является главной ценностью и мерилом человеческой личности. Если человек достиг богатства, значит на нём благодать Божия.

У нас всё наоборот – в православии труд не в почёте. На Руси святыми почитались юродивые и старцы, не имеющие ничего и не пекущиеся о материальном достатке. Все герои русской литературы это люди, разуверившиеся в том, что счастье заключено в богатстве.

К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.

Если на Западе стимулом труда является достижение всё большего богатства, то у нас человеку не нужно богатства, ему хватает достатка.
В нашей культуре труд не является ценностью. Показательно, что любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок всё время лежит на печи, и ленится сойти с неё даже ради царевны. Ему бы скатерть-самобранку, да сапоги-скороходы, да щуку-волшебницу, – чтобы, значит, не работать.

Для советского человека главным в жизни была работа по строительству коммунизма. Праздники и отпуск существовали лишь для того, чтобы человек мог восстановить силы опять же для работы.
При формальном наличии морального стимулирования, работали не ради грамот, а в основном из-за нужды, чтобы обеспечить себя и свою семью.
И до сих пор у нас главным стимулом труда остаётся нужда. Очень немногие работают ради самореализации или из честолюбия.

Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения.

При социализме, кто не хотел трудиться, признавался уголовным судом тунеядцем и направлялся на принудительные работы.
Но творчества из-под палки быть не может. В этом одна из причин того, что советский социализм проиграл западному капитализму соревнование по производительности труда.

В 90-е годы поменяли социализм на капитализм в надежде, что жажда личного обогащения станет движущей силой экономического развития. Но жажда личного обогащения насыщаема. Многие, достигшие материального благополучия, не хотят больше работать.
Сейчас в России 5 миллионов трудоспособных мужчин «добровольно нищие». Они не желают работать и готовы жить на мизерное пособие. Причём таких много не только в России, но и в Англии, и в Финляндии, и в других странах.

При социализме труд объявлялся ценностью. Сейчас многие без труда ловят рыбку в мутной воде.
Изменилась и система ценностей. Сегодня герой нашего времени – успешный бизнесмен, укравший миллиард и не попавший при этом за решётку, а того лучше – попавший в Госдуму.

Социализм строился на идее, что человек по сути своей альтруист. Капитализм исходит из того, что человек эгоист и живёт прежде всего для себя.
Наверное, истина посередине: человек по природе своей эгоист, но хочет быть альтруистом.

Знаменитый экономист Кейнси признавал, что экономическое развитие невозможно, если человек думает только о личном доходе. «Если бы прибыль была единственной целью предпринимательства, то не было бы экономического развития».

В любом действии эгоиста, если заглянуть поглубже, можно найти альтруистические мотивы.
Животная природа человека эгоистична, а человек духовный хочет служить людям!

Но общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие.
Рыночная экономика требует роста потребления, а значит производства, а значит мобилизации всех человеческих сил на зарабатывание денег для удовлетворения всё возрастающих материальных потребностей.
Тот же, кто сосредотачивается на духовном совершенствовании, как правило, ведёт весьма аскетическую в материальном отношении жизнь. Он для рыночной экономики не интересен, он даже враг ей, потому что не покупает всё новых машин, и тем самым не способствует росту производства.

Налицо противоречие между обществом потребления и дальнейшим развитием человечества.

Общество потребления, основанное на эгоизме, зашло в тупик. Материальные стимулы уже плохо действуют и не могут обеспечить рост творческой активности людей. Дальнейшее развитие человека и человечества требует смещения акцентов и расширения альтруистической мотивации.
Пора произвести переоценку ценностей и начать строить экономику счастья!

«Всё, что даётся — это благость. Мы сами выбираем зло. Во мне живёт лишь благодарность, всем бедам и смертям назло. И благодать, что нам даётся, навряд ли можно искупить. Нам лишь работать остаётся, работать, верить и любить. Нас чудо водит по планете, счастье везде всегда даря. А мы, наивные как дети, лишаем праздника себя. Не видим иль не замечаем заботу и любовь небес. Себя мы сами обделяем любовью, коей в нас не счесть. Лишь приглядись — и ты увидишь, насколько неслучайно всё, и чудо вдруг во всём заметишь, и счастьем станет бытиё». (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А как Вы считаете, ЖИЗНЬ ДЛЯ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТА ДЛЯ ЖИЗНИ?

Есть такая поговорка , что только та работа, которая нам действительно нравится, позволит нам не работать ни одного дня. Получать удовлетворение от работы — мечта большинства трудоспособного населения нашей планеты.

Однако все мы знаем, что это не так-то просто. Для того чтобы жить, порой, многие люди вынуждены осуществлять профессиональную деятельность, которая совершенно не соответствует их вкусам, и даже может противоречить их внутренним ценностям.

Тем не менее, так не должно быть. Если мы проводим большую часть наших дней в среде, враждебной по отношению к нам, выполняя работу, которая противоречит нашим принципам, рано или поздно это окажет негативное влияние на наше и, следовательно, и на физическое состояние.

Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что вам не по душе.

Таким образом, насколько это возможно, мы должны осуществлять деятельность, которая соответствует нашим способностям и, прежде всего, приносит удовлетворение. Ведь если вы делаете что-то, что позволяет вам ощущать себя полезным, то вы и чувствуете себя хорошо.

Мы приглашаем вас подумать об этом в нашей сегодняшней статье.

Время работать и время жить

Если вам знакома «теория трех восьмерок», то вы конечно знаете, что в идеале нужно иметь рабочий день продолжительностью восемь часов. Это позволит, в свою очередь, иметь 8 часов отдыха и восемь часов сна.

Мы также знаем, что это не всегда выполнимо. В этих 8 часах не учитывается сверхурочная работа и, конечно же, время, потерянное в дороге на работу или домой, или ненормированный график, когда мы работаем полдня или несколько часов утром или вечером, но на самом деле, это заставляет нас иногда терять драгоценные часы отдыха.

Эксперты-психологи обычно различают 3 вида личностных профилей, когда речь идет о работе.

1. Те, кто ненавидят свою работу

В этой группе находятся те, кто, в силу обстоятельств, достигли точки, когда возненавидели свою работу.

  • Это может произойти, например, по вине некомпетентного руководства, которое не ценит работников и эксплуатирует их. Также конкуренция или давление со стороны некоторых коллег заставляют нас идти на работу с отвращением, вызывая и дискомфорт.

2. Те, кто добросовестно выполняют свою работу

К этому типу, несомненно, относится подавляющее большинство населения. Работа, прежде всего, это необходимость и обязательства. Поэтому мы стараемся как можно лучше выполнять возложенные на нас задачи.

Однако, глубоко внутри мы позволяем себе «дезертирство», мечтая о лучшей жизни или выигрыше в лотерею.

  • Это не приносит такой дискомфорт и не столь деструктивно, как в предыдущем случае. Однако иногда рутина, а также отсутствие высокой мотивации заставляет людей терять свою жизненную энергию.
  • Мы постепенно начинаем «дрейфовать» по жизни и впадать в апатию. Это состояние провоцирует стресс и тревожность, ведь в этом случае сложно получать удовлетворение от работы.
  • Работа становится, в конце концов, бездушным процессом , а не тем, что определяет нас и заставляет нас чувствовать себя полезным или гордиться собой. Хотя у всех это проявляется по разному, причина многих случаев депрессии кроется именно в этом.

3. Те, кто получают удовлетворение от работы

В этой группе находятся счастливчики, нашедшие свою жизненную цель, которая их определяет. Для них работа является не обязанностью, а тем, без чего они не могут жить и не мыслят себя.

  • Работа не только приносит им личное удовлетворение, но и помогает улучшить качество жизни других людей.
  • Люди, занимаются тем, что они действительно любят. Им повезло найти среду или контекст, в котором ценятся их умения и способности. Это работа по призванию .
  • Слово призвание происходит от латинского и означает «зов, который исходит изнутри и заставляет нас действовать». Это то, к чему все мы должны стремиться всеми силами.

“Knowmads” , работники будущего

В нашем меняющемся сложном обществе возникла новая группа людей с особым отношением к работе. Это так же интересно, как и полезно. Они известны как knowmads и обладают следующими характеристиками.

Интересный подход к жизни и работе, о котором пишут много книг, учит нас, в первую очередь, искать новые возможности для работы в сложном современном контексте , где целью является, прежде всего, работать, чтобы быть .