Пример восходящего типа социальной мобильности. Каналы и факторы социальной мобильности

Общее понятие социальной мобильности связано с изменением статуса индивида или определённой социальной группы, после чего он изменяет сложившееся положение и место в социальной структуре, у него появляются другие роли, изменяются характеристики в стратификации. Социальная система сложна своей многоуровневостью. Стратификация описывает ранговую структуру, закономерности и особенности существования в развитии, отсюда и происходит разделение этого движения на виды социальной мобильности.

Статус

Человек, однажды получивший тот или иной статус, не остаётся его носителем до конца жизни. Ребёнок, например, вырастает, получая на смену другой набор связанных со взрослением статусов. Так и общество постоянно находится в движении, развиваясь, изменяя социальную структуру, теряя одних людей и приобретая других, но те или иные социальные роли всё равно играются, поскольку статусные позиции остаются заполненными. Любой переход индивида или объекта, созданного или модифицированного деятельностью человека, на другую позицию, к которой привели каналы социальной мобильности, подпадает под это определение.

Основные элементы социальной структуры - индивиды - также находятся в постоянном движении. Чтобы описать перемещения индивида в общественной структуре, применяется такое понятие, как "социальная мобильность общества". Теория эта появилась в социологической науке в 1927 году, автором её стал Питирим Сорокин, который и описал факторы социальной мобильности. Рассматриваемый процесс обуславливает постоянное перераспределение в границах социальной структуры отдельных индивидов соответственно существующим принципам социальной дифференциации.

Социальная система

В единой социальной системе существует множество подсистем, которые имеют чётко фиксированный или традиционно закреплённый набор требований, предъявляющихся ко всем индивидам, стремящимся обрести тот или иной статус. Преуспевает всегда именно тот, кто соответствует всем этим требованиям в наибольшей степени. Примеры социальной мобильности можно найти буквально на каждом шагу. Так, вуз является мощной социальной подсистемой.

Студенты, обучающиеся там, должны усвоить учебную программу, и во время сессии состоится проверка, насколько освоение прошло эффективно. Естественно, те индивиды, которые не удовлетворят экзаменаторов по минимальному уровню знаний, продолжить обучение не смогут. Зато те, кто лучше остальных усвоили материал, получают дополнительные каналы социальной мобильности, то есть шансы эффективно использовать образование - в аспирантуре, в науке, в трудоустройстве. И правило это действует всегда и повсеместно: выполнение социальной роли изменяет к лучшему положение в обществе.

Виды социальной мобильности. Современное положение дел

Современная социология подразделяет типы и виды социальной мобильности, призванные наиболее полно описать всю гамму социальных перемещений. Прежде всего, нужно сказать о двух типах - вертикальной и горизонтальной мобильности. Если переход из одного социального положения в другой состоялся, но уровень не изменился - это горизонтальная социальная мобильность. Это может быть перемена конфессии или места жительства. Примеры социальной мобильности по горизонтали самые многочисленные.

Если же с переходом в другое социальное положение меняется уровень социальной стратификации, то есть социальный статус становится лучше или хуже, то это движение относится ко второму типу. Вертикальная социальная мобильность, в свою очередь, делится на два подтипа: восходящую и нисходящую. Стратификационная лестница социальной системы, как и любая другая лестница, подразумевает движение как вверх, так и вниз.

Примеры социальной мобильности по вертикали: вверх - улучшение статуса (очередное военное звание, получение диплома и т. д.), вниз - ухудшение (потеря работы, отчисление из вуза и т. д.), то есть то, что предполагает увеличение или уменьшение возможностей для дальнейшего движения и социального роста.

Индивид и группа

Кроме того, вертикальная социальная мобильность может быть групповой и индивидуальной. Последняя происходит со сменой отдельным членом общества своего социального положения, когда старая статусная ниша (страта) покинута и найдено новое состояние. Здесь играют роль уровень образования, социальное происхождение, умственные и физические способности, место жительства, внешние данные, конкретные поступки - выгодный брак, например, уголовное преступление или проявление героизма.

Групповая мобильность чаще всего происходит при изменении стратификационной системы этого общества, когда подвергается переменам социальная значимость даже самых больших социальных групп. Такие виды социальной мобильности санкционируются государством или являются следствием целенаправленной политики. Здесь можно выделить мобильность организованную (причём согласие людей значения не имеет - набор в строительные отряды или волонтёрские, экономический кризис, уменьшение прав и свобод в определённых слоях общества, переселение народов или этнических групп и т. д.)

Структура

Структурная мобильность тоже имеет большое значение при определении понятия. Социальная система подвергается структурным изменениям, что бывает не так редко. Индустриализация, например, которой обычно требуется дешёвая рабочая сила, что и перестраивает всю социальную структуру, чтобы эту рабочую силу рекрутировать.

Горизонтальная и вертикальная социальная активность может происходить в групповом порядке одновременно при смене политического режима или государственного строя, экономическом крахе или взлёте, при любой социальной революции, при иностранной оккупации, нашествии, при любых военных конфликтах - и гражданских, и межгосударственных.

Внутри поколения

Наука социология выделяет внутрипоколенную социальную мобильность и межпоколенную. Это лучше всего рассматривать на примерах. Внутригенерационная, то есть внутрипоколенная социальная мобильность предполагает подвижки статусного распределения в определённой возрастной группе, в поколении, отслеживает общую динамику распределения этой группы внутри социальной системы.

Например, проводится мониторинг относительно возможностей получения высшего образования, бесплатной медицинской помощи и многих других актуальнейших социальных процессов. Узнавая самые общие особенности социального движения в данном поколении, можно уже с долей объективности оценивать социальное развитие индивида из этой возрастной группы. Весь путь человека в социальном развитии длиною в жизнь можно назвать социальной карьерой.

Межпоколенная мобильность

Проводится анализ изменений социального статуса и в разнопоколенных группах, что позволяет увидеть закономерности долгосрочных процессов в социуме, установить характерные факторы социальной мобильности в осуществлении социальной карьеры, рассматривая различные социальные группы и общности.

Например, какие слои населения подвержены более восходящей социальной мобильности, а какие - нисходящей, можно узнать посредством широкого мониторинга, который ответит на подобные вопросы и таким образом раскроет способы стимулирования конкретных социальных групп. Так же определяются и многие другие факторы: особенности данной социальной среды, есть или нет стремление к социальному росту и т. п.

Игра по правилам

В стабильной социальной структуре перемещение индивидов происходит планово и по правилам. В нестабильной, когда социальная система расшатана, - неорганизованно, спонтанно, хаотично. В любом случае для изменения статуса индивид должен заручиться поддержкой социального окружения.

Если абитуриент хочет поступить в МГУ, МГИМО или МИФИ, ему, чтобы приобрести студенческий статус, необходимо помимо желания иметь целый комплекс определённых личных качеств и соответствовать требованиям, предъявляемым ко всем студентам данных учебных заведений. То есть своё соответствие абитуриент должен подтвердить, например, вступительными испытаниями или финансовой независимостью. В случае соответствия он получит желаемый статус.

Социальные институты

Современное общество - структура сложная и весьма институциализированная. Большая часть социальных передвижений связывается с определёнными социальными институтами, многие статусы вне рамок конкретных учреждений вообще не имеют значения. Например, в отрыве от образования не существуют статусы преподавателя и студента, а вне института здравоохранения не бывает статусов пациента и врача. Значит, именно социальные институты создают то социальное пространство, где и происходит самая большая часть перемен статусов. Эти пространства (каналы социальной мобильности) - структуры, способы, механизмы, использующиеся для статусного передвижения.

Основная движущая сила - органы государственной власти, политические партии, экономические структуры, общественные организации, церковь, армия, профессиональные и трудовые союзы и организации, семейные и клановые связи, система образования. В свою очередь, на данный период времени социальная структура ощущает значительное влияние со стороны огранизованной преступности, у которой собственная мобильная система, оказывающая влияние и на официальные институты с помощью, например, коррупции.

Совокупность влияния

Каналы социальной мобильности - целостная система, дополняющая, ограничивающая, стабилизирующая все компоненты социальной структуры, в которой институционально-правовые процедуры перемещения каждого индивида представляют собой элементарный социальный отбор, где происходит не только длительное и плотное знакомство с определёнными правилами и традициями, но и подтверждение индивидом своей лояльности, получение одобрения главенствующих лиц.

Здесь можно ещё много говорить о формальной необходимости соответствия и субъективности оценки всех усилий индивида со стороны тех, от кого социальное перемещение статуса индивида напрямую зависит.

Анализ причин всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

Не встретить любимого человека

Проблема с устройством на работу

Остаться без материальных средств к существованию

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

Не суметь создать свою семью

Невозможность получить хорошее образование

Потерять работу

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

Остаться без друзей

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М . Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.

2. Индивидуальная и групповая мобильность и факторы, влияющие на нее.

3. Каналы вертикальной мобильности (по П.Соро-кину).

4. Маргинальность и маргиналы.

5. Миграция и причины ее возникновения. Типы миграции.

1. Понятие “социальная мобильность” ввел в социологию известный русско-американский социолог П. Сорокин.

Под социальной мобильностью понимают совокупность социальных перемещений людей между различными позициями в иерархии социальной стратификации.

Существует два основных вида и два типа социальной мобильности.

К основным видам относят:

ü Межпоколенную мобильность , которая предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию.

ü Внутрипоколенную мобильность , которая подразумевает, что один индивид на протяжении всей своей жизни несколько раз меняет статусные пози-

ции. У внутрипоколенной мобильности есть второе название - социальная карьера.

К основным типам социальной мобильности относят:

ü Вертикальную мобильность , которая подразумевает перемещение из одной страты в другую.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (движение вверх, пример: повышение в должности) и нисходящей (движение вниз, пример: разжалование). Вертикальная мобильность всегда предполагает изменение статуса индивида.

ü Горизонтальную мобильность , которая подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При горизонтальной мобильности не происходит изменение статуса индивида.

Разновидностью горизонтальной мобильности является мобильность географическая.

Географическая мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Она может превратиться в миграцию , если к перемене места жительства индивида добавится перемена статуса.

2. Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Различают также:

ü Индивидуальную мобильность , когда социальные перемещения (вверх,

вниз по горизонтали) происходят у индивида независимо от других.

На индивидуальную мобильность влияют такие факторы как :

Социальный статус семьи;

Уровень получения образования;

Национальность;

Физические и умственные способности;

Внешние данные;

Место жительства;

Выгодный брак и др.

Именно они являются причинами того, что один человек достигает больших

успехов, чем другой. Мобильный индивид начинает социализацию в одном классе, а заканчивает в другом.

ü Групповую мобильность - изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

Причинами групповой мобильности, по мнению П. Сорокина, являются следующие факторы :

Социальные революции;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции, новой.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. И имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3. Между стратами нет непроходимых границ, а существуют различные “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз, так считал П.Сорокин.

В качестве каналов социальной циркуляции используютсясоциальные институты.

ü Армия как социальный институт функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции в большей степени в военное время.

ü Церковь - является как нисходящим, так и восходящим каналом циркуляции.

ü Школа , под которой понимаются институты образования и воспитания. Во все века она служила мощным толчком для социального подъема индивидов.

ü Собственность , проявляющаяся в виде богатства и денег - именно они одни из самых простых и действенных способов социального продвижения.

ü Семья и брак становится каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители различных социальных слоев.

4. Маргинальность (от французского marginal - побочный, на полях) является особым явлением социальной стратификации. Это понятие описывает положение больших социальных групп людей, занимающих положение «на границах» между стратами.

Маргиналы - это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой. Они находятся на границе двух культур, имеют некоторую идентификацию с каждой из них.

В ХХ веке Парк (основатель чикагской социологической школы США) выдвинул теорию маргиналов и маргинальных групп.

В России к явлению маргинальности впервые обратились в 1987 г. По мнению отечественных социологов, причиной возникновения маргинальных групп является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. В России маргинализация охватывает огромные массы населения. Особая озабоченность вызвана увеличением количества стойких маргинальных социальных групп («бомжи», беженцы, беспризорные и т.д.) Но маргиналами могут быть вполне благополучные люди, не определившиеся в нынешней социальной структуре общества.

5. Миграция (от лат. migration - переселение) - смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.)

В миграции обычно выделяют четыре вида : эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную.

Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

Государство прямо или косвенно воздействует на направление миграций.

Причины миграции могут носить политический, экономический, религиозный и криминальный характер.

Миграция заметно влияет на этнические процессы. В результате миграционного обмена различными этническими совокупностями происходят разнообразные взаимодействия в языке, быте, культуре.

Различают также иммиграцию и эмиграцию .

Миграция - перемещение населения внутри страны.

Эмиграция - выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция - въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

38 социальные взаимосвязи

Вертикальная социальная мобильность — это изменение субъектом (личностью, или группой) своего социального статуса, при котором происходит повышение уровня доходов, образования, престижа и власти. Более детально о социальной мобильности мы рассказывали в курсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» .

Примеры вертикальной социальной мобильности

В обществе всегда были люди, которые очень быстро делали карьеру, или становились мультимиллионерами. Как им это удавалось? Только ли с доходом связана вертикальная социальная мобильность?

Вот вам своеобразный хит-парад таких людей.

Наталья Касперская – 1966 года рождения, соучредитель кампании Лаборатория Касперского.

Начала свой жизненный путь Наталья как все советские ребята: с поступления в институт. Она окончила Московский институт электронного машиностроения по специальности «Прикладная математика». В 1993 году стала продавцом программного обеспечения. Затем – менеджером в этой же компании. Потом надавила на мужа – Евгения Касперского – , чтобы открыть свою компанию – Лабораторию Касперского.

Стала ее соучредителем. Однако в уставных документах компании не было прописана ее доля. В результате в 2011 году она, развелась с мужем и ушла с поста председателя совета директоров Лаборатории Касперского. Все свое время Наталья посвятила своей компании InfoWatch. Компания сегодня является лидером в корпоративной защите информации.

Ну к примеру, не нравится вам, что ваши сотрудники в рабочее время пользуются своей почтой, а не корпоративной. Кто знает, может они сливают информацию конкуренту? Вот тут-то вам и понадобятся услуги InfoWatch по обеспечению информационной безопасности Вашей компании.

Таким образом, Наталья Касперская c делала головокружительную вертикальную социальную мобильность по всем четырем параметрам: доход (состояние 230 млн. долларов), власть (управляет своей компанией), престиж (признанный эксперт мирового уровня в области защиты информации), образование (высшее специалист по математике, бакалавр в области ведения бизнеса).

Павел Дуров – основатель социальной сети «Вконтакте»

Наверное каждому молодому программисту хочется изменить мир до неузнаваемости — хакнуть нормальность. Павлу Дурову это удалось! Кстати, прочитай .

Павел родился 10 октября 1984 года в Ленинграде в семье доктора филологических наук. С 11 лет увлекался программированием. То есть его отец мог позволить себе дать сыну компьютер в пользование.

После школы Павел стал обучаться на филологическом факультете, одновременно учась в на военном факультете по специальности «Психологическая война». Заодно обучался на военной кафедре. За время учебы Павел несколько раз стал стипендиатом Президентской и потанинской стипендий.

По ходу обучения создал несколько проектов для облегчения жизни студентов: проект по рефератам и пр. Однажды его знакомый приехал со стажировки в США и рассказал Паше про facebook.

Идея была переработана для российских реалий и в 2006 году в тестовом режиме был запущен сайт Студент.ру, который затем был переименован во «Вконтакте». В 2007 году в новую социальную сеть ходило уже 2 млн. человек. Сразу посыпались предложения купить проект Дурова. Но все предложения были отклонены. Только в 2008 году Павел стал монетизировать ресурс. Тогда там уже было 20 миллионов пользователей.

Вскоре личное состояние Павла Дурова было оценено журналом Forbes в 7,9 миллиардов рублей (прим. 263 миллиона долларов). В 2012 году начался прессинг со стороны властей на социальную сеть «Вконтакте» из-за дела Навального. В результате свою долю акций (12 %) основатель социальной сети продал своему другу, а сам мультимиллионер Павел Дуров уехал в США. Говорят, сейчас вернулся и живет в России.

Хотя вряд ли. Сейчас Павел развивает свой новый проект Telegram, где можно абсолютно бесплатно обмениваться сообщениями, и файлами [внимание!], объемом до 1 гигабайта. Причем сообщения шифруются и, по заявлениям Дурова, их никто не может расшифровать, даже сами разработчики. Кстати, в 2015 году стало известно, что этим сервисом, возможно, пользуются террористы. На такие выпады в адрес своего проекта Павел заявил, что террористы итак найдут, где общаться.

Таким образом, Павел Дуров сделал ошеломительную вертикальную социальную мобильность сразу по всем параметрам: доход (возрос в миллиарды раз), престиж (культовое лицо в рунете и не только), власть (власть на аккаунтами 70 миллионов пользователей), образование (СПбГУ закончил с красным дипломом, диплом из вуза до сих пор не забрал).

Сейчас в Сети много мнений по поводу того, украл ли Дуров идею Facebook или не украл. Лично моя позиция такова, что конечно похожие элементы в навигации есть. Но лично я больше всего сижу вконтакте. Facebook сложен, непонятен, постоянные письма на мой почтовый ящик меня убивают («Привет, у тебя новое сообщение», «Привет, мы скучаем без тебя», «У вас новое уведомление»). Меня это бесит. А вас?

Татьяна Бакальчук — пример вертикальной социальной мобильности

Татьяна была обычным учителем английского языка. В 2004 году в связи с рождением ребенка она осознала, что средств на жизнь просто не хватает. Она придумала перепродавать немецкую одежду с наценкой. Поначалу они с мужем просто заказывали одежду из немецких каталогов Otto и Quelle, а затем перепродавали с наценкой. Поначалу это были знакомые.

Выражаясь советским языком, Татьяна стала спекулянткой. Но сегодня куда не плюсь – одни спекулянты. Поэтому мы назовем Татьяну не спекулянткой, а вполне оригинальной bisneswoomen. Затем, очевидно, она уговорила мужа вложиться в создание своего небольшого Интернет-магазина немецкой одежды.

Сегодня ее магазин Wildberries имеет выручку 7 миллиардов рублей. Состояние самой Татьяны журнал Forbes оценивает примерно в 330 млн. долларов.

Таким образом, Татьяна Бакальчук по характеру и скорости социальной мобильности встала вровень с Павлом Дуровым: она имеет высшее образование (учитель английского), имеет крайне высокие по российским меркам капитал, имеет власть над своим собственным брендом и Интернет-магазином одежды, где покупают вещи миллионы посетителей, само собой имеет высокий престиж, так как включена в списки журнала Forbes .

Продолжение следует…... , чтобы не пропустить продолжение!

Социальная мобильность - это возможность смены социального слоя .

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность)

Виды:

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Индивидуальная мобильность - это когда происходит перемещение вниз, вверх или по горизонтали у отдельного человека независимо от других.

Групповая мобильность - процесс, при котором перемещения происходят коллективно. «Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории»

Структурная социальная мобильность – изменение в социальном положении значительного числа людей, большей частью благодаря изменениям в самом обществе, а не индивидуальным усилиям. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов

Добровольная мобильность это мобильность по собственному желанию, а принудительная – в силу вынужденных обстоятельств.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

Внутрипоколенная мобильность – изменение социальной позиции индивида на протяжении его жизни.(социальная карьера)

Каналами социальной мобильности выступают способы, называемые «ступенями лестницы», «лифтами», позволяющие перемещаться людям вверх-вниз по социальной иерархии. «Социальный лифт - это способ дать подняться и помочь в занятии более приятного положения в обществе.

Для Питирима Сорокина особый интерес представляли такие каналы как: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия. Задействована в качестве канала вертикальной циркуляции в военное время больше всего. Крупные потери среди командного состава дают возможность подняться более низким чинам вверх по карьерной лестнице. приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.

Церковь . Является вторым каналом, из числа основных. Но при этом, «церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации малозначима и несущественна» 1 .

Школа . «Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной, циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов» 2 .

Правительственные группы, политические организации и политические партии как каналы вертикальной циркуляции . Во многих странах существует автоматическое продвижение должностных лиц по службе с течением времени, вне зависимости от того на какую должность поступал человек.

Профессиональная организация как канал вертикальной циркуляции . Некоторые из организаций играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Такими организациями являются: научные, литературные, творческие институты.«Вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице» 3 .

Организации по созданию материальных ценностей как каналы социальной циркуляции. Накопление богатств во все времена приводило к социальному продвижению людей. На протяжении всей истории наблюдается тесная взаимосвязь между богатством и знатностью. Формами «обогощающихся» организаций могут выступать: землевладение, добыча нефти, бандитизм, горное дело и т.п.

Семья и другие каналы социальной циркуляции . Брак (особенно между представителями разных социальных статусов) может привести одного из партнеров к социальному продвижению, либо к социальной деградации. В демократических обществах мы можем наблюдать, как богатые невесты выходят замуж за бедных, но титулованных женихов, тем самым один продвигается по социальной лестнице благодаря титулу, а другой- материальное подкрепление своему титулованному статусу

Задание 2

Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan, 1611, замок Кастельмор, Гасконь, Франция, - 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды) - гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

1. Вид социальной мобильности:

Вертикальная мобильность. Восходящая. Индивидуальная. Добровольная. (Д”Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды=> лейтенант французской гвардии (1652) => капитан (1655)=>второй лейтенант (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров (1658)=> капитан-лейтенант мушкетёров (1667)=> должность губернатора Лилля (1667)=> полевой маршал (генерал-майор) (1672).

Горизонтальная мобильность. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х из Гаскони.

2. Канал социальной мобильности- армия

Факторы, обусловившую соц.мобильность: личностные качества (высокий уровень мотивации, инициативность, коммуникабельность), Физические и умственные способности, миграционный процесс (переезд в крупный город), демографические факторы (пол мужской, возраст вступления на службу), социальный статус семьи (Д’Артаньян был потомком графов по материнской линии, отец имел дворянский титул, присвоивший себе после женитьбы)

3. Шарль де Бац достиг нового социального статуса, высокого уровня жизни

4. Культурного барьера не возникало, Д-Артаньян был легко принят в новое общество, был приближенным короля, уважаемым как при дворе, так и в армии.

Людовик XIV: «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому»

1Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

2Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

3Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.