Время подготовки к полету, мин.

«Дозор-100» вышел на испытания

30 ноября специалисты группы компаний «Транзас» (ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт» и ЗАО «Кронштадт-Технологии») на базе под С.-Петербургом приступили к летным испытаниям модернизированной версии многоцелевого БЛА средней продолжительности полета «Дозор-100» (Д-100). В настоящее время ведется обработка полученных в первом полете данных. В соответствии с намеченной программой испытаний планируется выполнить в общей сложности не менее 50 испытательных полетов. В ближайшее время к испытаниям присоединятся еще два экземпляра Д-100.

Параллельно с подготовкой к полетам Д-100 в июле-сентябре было проведено около 20 испытательных полетов летающей лаборатории «Дозор-2» (Д-2, «Дозор-50») - БЛА более ранней постройки, оснащенном новым комплексом бортового оборудования. В ходе этих полетов были показаны хорошие результаты работы всех систем и аппаратуры. После их завершения в октябре комплекс с БЛА «Дозор-2» принял участие в командно-штабных учениях на полигоне «Алабино», где специалисты «Транзаса» совместно со специалистами концерна «Созвездие» (г. Воронеж) произвели практическую отработку информационно-технического сопряжения комплекса «Дозор» со средствами Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). БЛА из состава комплекса выполнил несколько полетов со средней продолжительностью около часа, в ходе которых производилась аэрофотосъемка в заданных районах и передача фотографий на наземный пункт управления в реальном масштабе времени, где полученная информация в автоматическом режиме «сшивалась» в ортофотоплан и передавалась в информационные системы ЕСУ ТЗ в виде формализованного сообщения. Положительная предварительная оценка позволила «Транзасу» перейти к подготовке к следующему этапу учений, который планируется провести весной 2011 г.

Все это позволило перейти к подготовке и проведению летной отработки БЛА «Дозор-100». Вслед за наземным этапом испытаний, прошедшим в течение сентября, в середине октября были произведены первые пробежки без отрыва, а начиная со 2 ноября выполнялись пробежки с отрывами, в ходе которых проверялась устойчивость работы комплекса бортового оборудования. После достижения технической готовности первый полет был назначен на 8 ноября, однако по погодным условиям откладывался из-за постоянных дождей и порывистого ветра вплоть до 30 ноября.

«Усовершенствованная версия Д-100 отличается не столько планером, хотя отличия есть и в нем, сколько полностью обновленным бортовым оборудованием, - говорит Денис Евстафьев, главный конструктор комплекса с БЛА. - Комплекс бортового оборудования включает нашу новую разработку - инерциально-спутниковую навигационную систему БИСНС-1Т, а также ультразвуковой высотомер малых высот оригинальной конструкции, датчик магнитного курса, САУ, радиосвязное оборудование с командной радиолинией и радиолинией передачи данных и электрогенератор. Дополнительно возможно оснащение БЛА лазерным дальномером».

БЛА «Дозор-100», имеющий максимальную взлетную массу до 110 кг, способен нести любую полезную нагрузку массой до 15 кг при полностью заправленных топливных баках (40 кг или 54 л бензина). В состав силовой установки аппарата входит двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания мощностью 18 л.с. Д-100 способен осуществлять полет с крейсерской скоростью 100–130 км/ч (максимальная - 180 км/ч) на высотах до 3500 м в течение менее 10 ч (радиус действия - до 500 км). Взлет и посадка аппарата осуществляются «по-самолетному» (аварийный способ посадки - на парашюте), при этом длина взлетной и посадочной дистанции не превышает 400 м.

По договоренности с Уральским оптико-механическим заводом для испытаний Д-100 получен образец малогабаритной системы оптического наблюдения СОН-820. Она включает в себя ночной канал, тепловизор, дневной канал и телевизионную камеру. Кроме того, компания проводит разработку малогабаритной радиолокационной станции с режимами селекции подвижной цели и синтезированной апертуры.

Одним из существенных отличий БЛА «Дозор-100» является способ управления аппаратом, когда пилот-оператор управляет БЛА из кабины наземной станции, ориентируясь по видео изображению, поступающему с бортовой камеры переднего обзора и телеметрической информации, накладываемой на видео по принципу индикатора на лобовом стекле. По мнению разработчиков, реализация такого управления позволит привлечь в качестве «пилотов» БЛА вместо энтузиастов авиамодельного спорта профессиональных летчиков, как это делается в тех странах, где наиболее продвинуты работы по беспилотной технике.

Напомним, что комплекс с БЛА «Дозор-100» предназначен для ведения воздушной разведки с применением оптикоэлектронных и радиолокационных средств, в т. ч. в составе единой системы управления тактического звена, именно поэтому статический образец Д-100 был представлен в экспозиции ОАО «Концерн «Созвездие» на прошедшей в июне-июле этого года в Жуковском выставке «Технологии в машиностроении - 2010».

Начало летных испытаний БЛА «Дозор-100» стало весьма значимым событием для отечественной «беспилотной» отрасли, особенно на фоне «фобии» руководства Минобороны РФ к российским проектам и, как следствие, закупки образцов БЛА израильского производства, к испытаниям которых на полигоне под Нижним Новгородом приступили также в ноябре. Е.Е.

БЛА "Дозор-100" был разработан ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" и производится компанией «Транзас». Представляет собой развитие платформы "Дозор-5" в плане увеличения продолжительности и дальности полета. Комплектация аппарата удлиненным крылом позволила уменьшить расход горючего в режиме крейсерского полета и улучшить качество планера. Внутри фюзеляжа скрыта выхлопная система, это положительно сказалось на улучшении звукоизоляции и обеспечении малозаметности летательного аппарата. Расположение силовой установки в корме планера позволило рационально поместить полезную нагрузку и освободить пространство для установки на борту различных антенных устройств. Благодаря V-образному хвостовому оперению обеспечивается правильная центровка планера, где двигатель расположен в хвостовой части. Носовая часть фюзеляжа отведена под размещение радара переднего обзора.

В кормовой части БЛА находится силовая установка. Благодаря такому размещению удалось провести рациональную компоновку полезной нагрузки, освободив в носовой части место для размещения радара переднего обзора.

В нынешнее время выпущено 2 экземпляра БПЛА «Дозор». Первый полет этого беспилотника был произведен 30.11.2011 г.

Результаты госиспытаний оказались успешными. Главная особенность БЛА "Дозор-100" заключается в его превосходных аэродинамических характеристиках. В одном из пробных полетов произошел отказ двигателя. Однако после преодоления расстояния в 3 километра и осуществления аварийной посадки на поле в аппарате оказалась сломанной только передняя опора шасси. БПЛА полностью отремонтировали и направили на продолжение прохождения программы госиспытаний.

Транзас ДОЗОР-100. Характеристики:

Модификация Дозор-100
Размах крыла, м 5.40
Длина, м 3.00
Высота, м 1.10
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная 95
топлива 24
Тип двигателя 1 ПД 3W210
Мощность, л.с. 1 х 21
Крейсерская скорость, км/ч 120-150
Практическая дальность, км 1200
Продолжительность полета, ч 10
Статический потолок, м 4500

Рыггантропов подошел к столику, на котором стояли три жестяные банки и лежали старые облезлые кисти.

– В натуре, – сказал он уныло, – это будет типа похуже лекций по теории магического анализа.

– Сс, – согласился Тили-Тили, а Арс печально вздохнул.

Лейтенант Поля Лахов выпрямился и оглядел собственное войско.

Калис и Ргов выглядели помятыми и с трудом стояли на дрожащих конечностях, но это было нормально после вчерашней пьянки. К таким стражникам обитатели Ква-Ква привыкли. А вот новобранец казался подозрительно бодрым, и это внушало тревогу. А ну как горожане решат, что жизнь у Торопливых пошла хорошая? Тогда неприятностей не избежать.

– Так, – тут Лахов икнул и содрогнулся, ощутив вонь собственного перегара. – Ты, Форн, хоть лицо поглупее сделай. Или перекосись, словно у тебя зубы болят. Все разом.

– А чтобы не выделяться.

Форн Фекалин слегка наморщился и отвесил нижнюю челюсть, после чего стал напоминать жертву удара молотком по голове.

– Вот так-то лучше. А теперь пошли. Нас ждет оно. Патрулирование. В районе Молоточной площади.

Негромко лязгая и распространяя специфические запахи, Торопливые выбрались на улицу и зашагали на право-запад.

По дороге Лахов рассказывал новобранцу правила патрулирования:

– Нужно глядеть в оба. И слушать тоже в оба, но в других. И еще чуять спинным хребтом, где опасно.

– Чтобы отправиться туда и задержать преступника? А? – спросил Форн Фекалин.

– Нет. Чтобы сбежать и остаться в живых. Если кто-то начинает звать стражу, то мы, конечно, идем туда, но очень медленно и крайне шумно. Понимаешь, зачем?

– Чтобы остаться в живых?

– Верно. – Лейтенант похлопал новобранца по обтянутому кольчугой плечу и затряс ушибленной непонятно обо что ладонью. – Ты сразу показался мне умным парнем. Но есть и вторая задача – немножко подзаработать. На паршивую горсточку бублей, что платит нам город, не проживешь. Поэтому мы… как бы это сказать…

– Тащим все, что плохо лежит, – брякнул честный Калис.

– И это… дружим с всякими людьми. – Ргов пнул в спину катившегося мимо калеку на тележке.

Тот брякнулся наземь, вскочил на внезапно отросшие конечности. Открыл рот, готовясь разразиться теми выражениями, которые в интеллигентной среде называют непарламентскими.

И тут увидел, с кем имеет дело.

– А, сержант, – сказал калека, потирая спину. – Как счастлив вас видеть. Какой хороший сегодня день…

Ргов протянул руку и сказал:

– Я тут уронил немного денег. Ты их не видел?

– Э? – Лицо калеки перекосилось и стало напоминать букву из тетради первоклассника. – А, сейчас…

Несколько монет перекочевали в ладонь Ргову и мгновенно исчезли где-то под его кольчугой.

– Вот примерно так мы и дружим с людьми, – сказал Лахов.

И он ею немедленно воспользовался.

А старики, все четверо, уставились на Форна Фекалина.

– Мы просто мимо идем… да, – сообщил Лахов заискивающим голосом, каким обычно разговаривают с большими и очень злыми собаками. – Не подумайте ничего плохого, господа…

Старики проводили стражников подозрительными взглядами, а один, маленький и воняющий чесноком, презрительно сплюнул.

– Кто это такие? – спросил Форн Фекалин, когда угол скрыл стариков от стражников.

А престарелые герои перестали пялиться Торопливым вслед и поглядели друг на друга.

– Ха, – сказал Старый Осинник, известный на весь Лоскутный мир охотник на вампиров. – А он что-то мне кровососа напомнил.

– Кто? – поинтересовался Долговязый Эрик, произошедший, судя по росту и скорости мышления, не от обезьяны, а от жирафа.

– А тот, бледный.

– Кхе-кхе, а мне – дракона, – вздохнул рулон черной ткани, внутри которого прятался Стукнутый Черный, самый скрытный герой на свете. – Аж руки зачесались, так прямо захотелось его убить. А о чем мы, кстати, разговаривали?

– О мажях для пояшницы, – напомнил Брежен, получивший за геройскую карьеру наград больше, чем все олимпийские чемпионы вместе взятые. – Или от пояшницы, это уж как пошмотреть…

И герои погрузились в пенсионный разговор о болячках и о том, как с ними бороться.

А стражники шли себе и шли, пока около самой Молоточной площади не наткнулись на еще один патруль. Вел его лейтенант Клячисон, чья неуничтожимая бодрость была сравнима лишь с его же тупостью.

– Ха-ха! Вот и они! – затараторил он, едва увидев коллег. – Слышали новости? На левой окраине труп нашли!

– Эка невидаль, – проворчал Лахов. – Их в городе каждый день десятками находят. Вот если бы труп не нашли…. Тогда о-го-го.

– Да не, не обычный труп! – Клячисон замахал руками, создав небольшой ветерок. – А с вырванным горлом! И говорят, что уже не первый! И не второй! А третий или четвертый! Это маньяк!

– Враки, – махнул рукой Калис и со скрежетом почесал затылочную часть шлема. – Маньяк тут не выживет.

И в этом сержант был прав. Любой маньяк, попав в город, где убивают так же легко, как сморкаются, а на кровожадные ужимки не обращают внимания, получит стресс, невроз и быстро покончит с собой.

– Тогда кто? – нахмурился Клячисон.

– А какая разница? – пожал плечами Лахов. – И кто жертвы?

– Старьевщик, нищий… Точильщик ножей…

– Слава богам, – вздохнул лейтенант. – Беднота. Значит, нас не заставят это расследовать. Понятно, что, когда убивают богатея, всем есть до этого дело. Если прирезали нищего, то никто о нем и не вспомнит…

– И беспокоиться не о чем, – сделал вывод Калис. – Ну что, пойдем, изобьем хоть кого-нибудь?

– Зачем? – спросил Форн Фекалин.

– Чтобы скучно не было, – пояснил Ргов. – А то ходят тут всякие, нагло дышат тем же воздухом, что и мы…

– Да, кстати, – Лахов посмотрел на Форна, – а где ты снял жилье?

– На левой окраине, на улице Семи Струн.

– Тогда будь осторожнее, ха-ха, – предупредил Клячисон. – А то вдруг это и правда какой-нибудь маньяк.

И два патруля разошлись, точно корабли в море.

Арс пошевелил руками, напрягся, и деревянная табличка, выглядевшая девственно-чистой, занялась бирюзовым огнем. Огонь погорел немного и сложился в буквы. Те забегали, словно букашки, и образовали два слова:

"Коралия Аморалия".

Витрина, на которой висела табличка, содержала в себе чучело существа, выглядевшего так, словно на него уселся тролль. Сел, а потом еще хорошенько повозил тяжелой задницей.

Плоская харя, круглый рот, выпученные буркала и торчащие во все стороны то ли лапы, то ли шипы.

– И почему она аморалия, интересно? – спросил Топыряк и взялся за торчавшую из банки с краской кисточку.

– Плохо вела себя, типа, – предположил Рыггантропов, возившийся у пустой на первый взгляд витрины.

) впервые представила полноразмерный образец нового БЛА «Дозор-3» (в дальнейшем получит новое название «Дозор-600», в соответствии с максимальной взлетной массой *). Аппарат интересен тем, что в отличие от других БЛА этого семейства, имеет внушительную взлетную массу и размеры, а также разнообразную полезную нагрузку, что позволяет ему выполнять достаточно серьезные задачи гражданского и военного назначения.

Согласно распространенной информации, «Дозор-3» принадлежит к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. НИР и ОКР по нему шли в инициативном порядке, на основе анализа и исследований тенденций развития рынка и требований потенциальных заказчиков. Первая предварительная информация о комплексе с БЛА была представлена в ходе выставки «Интерполитех» в 2008 году. Сейчас комплекс и сам аппарат находятся на завершающей стадии разработки. Летные испытания намечены на 2010 год.

БЛА "Дозор-3" ("Дозор-600"): 3D- представление и первая фотография, сделанная при выкатке (фото "Транзас").

БЛА "Дозор-3" ("Дозор-600") на МАКС-2009.

Многоцелевой беспилотный комплекс предназначен для решения задач поиска, обнаружения и идентификации объектов в районе или полосе маршрута, находящихся на значительном удалении от места старта аппарата с передачей видовой и полетной информации в реальном масштабе времени. Эти задачи он может выполнять днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Исходя из этого, оптимальной областью применения комплекса станет патрулирование сухопутных и морских границ, площадная аэрофотосъемка и дистанционное зондирование земли, мониторинг протяженных и удаленных инфраструктурных объектов, ледовая разведка, наблюдение за охраняемыми объектами, а также доставка различных грузов.

Облик БЛА «Дозор-3» был выбран в результате проведения экспериментальных исследований различных моделей в аэродинамической трубе. Планер имеет нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем и задним расположением силовой установки. Хвостовое оперение V-образное. Фюзеляж состоит из трех основных частей. В носовой части расположены сенсорные системы, пилотажно-навигационное оборудование и парашютная система. Среднюю часть занимает топливный бак. В хвостовой части размещены система энергоснабжения и силовая установка. По компоновочной схеме и техническим решениям БЛА «Дозор-3» является увеличенной версией БЛА «Дозор-5».

Для обеспечения удобства транспортировки и хранения (в специальном контейнере на трейлере) крыло и хвостовое оперение сделаны съёмными. На подготовку БЛА к вылету требуется до 60 мин. Взлет и посадка производятся по-самолетному (шасси - колеса/лыжи) с использованием грунтовых площадок или аэродромов. При нештатной ситуации предусмотрено применение аварийно-спасательной системы. Эксплуатацию обеспечивает персонал из четырех человек.

Ключевым подходом разработчиков при создании комплекса стало обеспечение высокого качества получаемой видовой информации. Так, основу полезной нагрузки составляют три системы: радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой), оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор) и фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами), которые могут работать одновременно, а значит передавать потребителю большой объем информации от различных источников. Кроме того полезная нагрузка включает в себя систему автосопровождения и целеуказания, систему передачи фото-, видео-, РЛ- и тепловизионного изображений, а также систему архивации и хранения информации на борту. Для обеспечения связи возможно применение спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. При необходимости для решения специальных задач БЛА может быть оборудован газоанализатором, лидаром, сканером и другими датчиками. Как сообщил представитель "Транзас", БЛА при меньших массе и габаритах сравним с БЛА "Предейтор" по кругу решаемых задач.

Управление БЛА осуществляться в автономном (по программе), ручном (дистанционное пилотирование пилотом-оператором) или комбинированном (автономное и ручное) режимах. Полетное задание может содержать 250 опорных точек маршрута, при этом точность навигации составляет 15-30 м.

Большую часть элементов БЛА и оборудования комплекса группа компаний «Транзас» разрабатывает и производит самостоятельно. Это планер БЛА, пилотажно-навигационное оборудование, РЛС, парашютная система и система электроснабжения, каналы передачи данных и АРМ операторов, программное обеспечение обработки информации. Остальное поставляют российские производители - канал спутниковой связи, комбинированный ГЛОНАСС/GPS приемник «К-161», фотографический комплекс. Лишь винтомоторная группа и оптико-тепловизионная система закупаются за рубежом.

Согласно информации РИА "Новости", компания предлагает комплекс для министерства обороны России. Сообщалось, что БЛА может использоваться для решения широкого круга разведывательных и ударных задач, что "возможно размещение специальной нагрузки", в том числе на внешней подвеске. Предусмотрен "отсек сбрасываемого груза массой до 100 кг". РИА "Новости" со ссылкой на главного конструктора Геннадия Трубникова, сообщает, что "аппарат способен нести ударную составляющую" и "способен нести нагрузку в виде различного высокоточного оружия". Чудо-СМИ уже назвало "Дозор-600" не иначе как " новейшим атакующим российским беспилотником-рекордсменом ". По истине, Средство Массовой дезИнформации. Растиражированная неРИАльность плохо соответствует действительности. На самом деле Трубников говорил лишь о том, что возможность "нести ударную составляющую" существует теоретически, но может быть реализована при необходимости. "БЛА «Дозор-600» - удачный инициативный проект компании "Транзас", но никаких НИОКР или, тем более, практических работ в направлении адаптации оружия компания не вела", - прокомментировал главный конструктор.

Легко помечтать. Какое именно вооружение может размещаться на БЛА? . Известно.что при снижении массы топлива (и времени полета до 1 часа) достигается увеличение массы полезной нагрузки до 210 кг. В результате простого расчета можно предположить, что аппарат теоретически поднимет до двух ФАБ-100 или пару ракет типа Р-73 Из оружия класса "воздух-поверхность" в указанном массовом диапазоне возможно использование ПТУР типа "Штурм" или "Атака" по 50 кг каждая (всего до 4 ед). Возможно применение малогабаритных ПЗРК в режиме "воздух-воздух" с массой ракеты в ТПК около 50 или 90 кг (соответственно четыре или две). Однако, в любом случае, еще нужно учитывать, что применение потребует установки дополнительной аппаратуры наведения, которая тоже весит немало.

Заинтересованность госзаказчика, значимость и уровень качества выпускаемой продукции подчеркнута недавним посещением компании «Транзас» Дмитрием Медведевым в мае 2009 года.

* Переименования в семействе «Дозоров»

Основные характеристики БЛА «Дозор-3» (в сравнении с аналогами)

«Аист»

MQ-1 «Предейтор»

Взлетная масса, кг

640 (480*, 720**)

600 (500, 550*)

1020 (максимальная)

Масса пустого, кг

280

-

430 (512)

Масса полезной нагрузки, кг

120...220 (115*)

до 100

-

Масса топлива, кг

160 и 250 с доп. баком ( 150*)

-

-

Размах крыла, м

12 (9,4*)

8

Длина, м

6,7 (7,0**)

Высота, м

2,3 (2,0*)

-

Тип двигателя

ДВС Rotax 914 ( Rotax 912 *)

два поршневых двигателя

Rotax 914 UL (Rotax 914F )

Мощность, л.с.

115 (100*)

-

Ресурс, ч

3000 (1500*)

-

-

Высота полета, м

7000...7500 (4000*)

100 - 6000

Крейсерская скорость, км/ч

130 - 150 , макс. - до 210

130 - 250

110-130 (130–165)

217 (Максимальная)

Продолжительность полета, ч

до 24-30 (16*)

до 12

20 … 40

Дальность полета, км

3700 (более 2000*)

250 (радиус прямой связи с НПУ) и 400 (радиус при наличии БЛА-ретранслятора*)

Способ взлета/посадки

по-самолетному ( колеса / лыжи )

по-самолетному

по-самолетному

Разбег, м

300 (150*)

-

Пробег, м

300 (150*)

-

Время подготовки к полету, мин

60 (30*)

-

-

Вооружение

возможно

-

есть

* - более ранние проектные данные (на 2007 - 2008 гг.) ; **- по данным на нач. 2010 года

Москва. 18 марта. АвиаПорт - ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" в 2011 г. проведет заводские испытания комплекса с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) "Дозор-100", после чего комплексу предстоят испытания государственные, сообщил "АвиаПорту" начальник отдела геоинформационных технологий и автоматических комплексов компании Владимир Воронов.

Он напомнил, что летные испытания комплекса с БПЛА "Дозор-100" в "штатной" конфигурации начались в конце прошлого года, БПЛА уже совершил более пяти полетов. В настоящее время проводится этап заводских летных испытаний, которые планируется завершить к началу апреля текущего года. В ходе заводских испытаний исследуются основные летно-технические характеристик БПЛА, работа систем радиолинии и наземного пункта управления.

Госиспытания комплекса с БПЛА "Дозор-100" могут начаться летом-осенью 2011 г., сказал В. Воронов.

БПЛА "Дозор-100" является развитием аппарата "Дозор-85" в направлении повышения дальности и продолжительности полета. Система выпуска выхлопных газов скрыта внутри фюзеляжа, чем обеспечивается снижение тепловой заметности в полете и уменьшение шума. В носовой части фюзеляжа предусмотрен отсек для размещения радара переднего обзора. "Дозор-100" имеет взлетную массу 110 кг и массу целевой нагрузки 15 кг. Он оснащен одним поршневым двигателем 3W 170 TS мощностью 19 л.с. Продолжительность полета с максимальным запасом топлива составляет 10 часов, максимальная дальность полета - 1200 км. Аппарат способен разгоняться до скорости 120-150 км/ч и достигать высоты 4500 м. Длина пробега при взлете и посадке составляет 100 м. В состав целевой нагрузки входят видеокамера переднего обзора, оптико-электронная система на поворотной управляемой платформе (FLIR), автоматический цифровой фотоаппарат. В качестве опций допускается установка лазерного дальномера, радиолокатора переднего обзора, груза на внешней подвеске.

Дмитрий Козлов

Дата размещения: 21.03.11г.

Международный консорциум International Aero Engines (IAE) представил следующее поколение турбовентиляторных двигателей V2500, получившее название SelectTwo, передает Flightglobal.... [