Компоновочная схема saab jas 39 gripen. Шведы показали Gripen нового поколения

Среди всех боевых немецких самолетов периода второй мировой войны, пожалуй, самым примечательным стал немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87. Он во всех странах мира до сих пор ассоциируется со словом «агрессия». Самолет сыскал себе печальную известность в Испании и Польше, во Франции и на Балканах, в Англии и Советском Союзе, стал символом страха, горя и разрушения.

История создания этого самолета относится к 1933 г. Тогда Германия закупила в США два пикирующих бомбардировщика «Хэллдайвер» (1928 г. выпуска), которые Удет эффектно продемонстрировал Герингу.

В январе 1935 г. в Германии были определены основные требования к пикирующему боевому самолету (Штурцкампфлюгцойг - отсюда впоследствии и пошло второе название Юнкерса Ju 87 - «Штука») и объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие фирмы Арадо, Блом Фосс, Хейнкель и Юнкерс. Несмотря на наличие столь сильных конкурентов, именно фирма Юнкерс оказалась ближе всех к цели.

Ее ведущий конструктор Герман Польман еще в 1933 г. начал разрабатывать такой самолет, получивший обозначение Ju 87. И когда министерство авиации опубликовало требования к новому пикировщику, они идеально подошли под уже практически готовую машину. Она совершила первый полет уже в сентябре 1935 г.

В своем самолете Польман сумел совместить такие качества, как хорошую управляемость, отличный обзор и достаточную прочность конструкции, что было крайне необходимо пикировщику, совершающему маневры с большой перегрузкой. Не желая ослаблять крыло вырезами под ниши уборки шасси (характерно для новейших самолетов того периода), он выполнил стойки неубирающнмися, а для уменьшения аэродинамического сопротивления заключил их в большие обтекатели - «планы». Чтобы уменьшить высоту стоек шасси, применили крыло с изломом в виде «обратной чайки». Оно придало «штуке» весьма характерный внешний вид. Хорошей маневренности и управляемости способствовали щелевые элероны и закрылки типа Юнкерс и двухкилевое оперение. Правда, в одном из испытательных полетов на пикирование оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. При этом летчик- испытатель и стрелок погибли. На последующих машинах оперение переделали в однокилевое. Отличительной особенностью самолета Ju 87 стала его возможность пикировать отвесно к земле.


Чтобы «штука» не разгонялась и не выходила за ограничения по скорости, были установлены воздушные тормоза в виде двух подкрыльевых отклоняемых пластин. Довольно интересно была решена проблема сброса бомб. Чтобы бомба (размещенная под фюзеляжем) не зацепила воздушный винт, она отводилась на безопасное расстояние специальным устройством рамного типа, имевшим простую и надежную конструкцию. Единственное, что вызывало озабоченность конструкторов, это недостаточно мощный двигатель. Первый прототип летал с английским Роллс-Ройсом «Кестрел» V мощностью всего 525 л. с. Ju 87 V-2 и V-3 оснащались уже немецкими 610-сильными двигателями Jumo 210А. Первые серийные самолеты Ju 87А, выпущенные в начале 1937 г., оборудовали моторами Jumo 210D мощностью 690 л. с. Но и этого было мало. «Штука» с невероятным трудом поднимала даже 500 кг бомбу. При этом стрелку приходилось оставаться на земле. Нормальная же бомбовая нагрузка, как правило, не превышала 250 кг. В декабре 1937 г. Ju 87A направили в Испанию в помощь генералу Франко.
Свой первый бой «штуки» провели 7 января 1938 г. и вскоре заслужили хорошую репутацию у летного состава и признание наземных войск за высокую точность бомбометания с пикирования (опытный летчик попадал бомбой в круг радиусом 15 м). Здесь, в Испании, немцам удалось в боевой обстановке «обкатать» большое число летчиков бомбардировочной авиации. Их группы прибывали из Германии, постоянно меняли друг друга. Но самое главное - развеялись все опасения скептиков из руководства люфтваффе. Когда же в распоряжении конструкторов появился новейший двигатель Jumo 211А мощностью 1100 л. с, сомнений в эффективности нового пикировщика больше не возникало.
Самолет, получивший обозначение Ju 87В, качественно превосходил своего предшественника. Бомбовая нагрузка в 500 кг стала нормальной. Размещать ее можно было не только под фюзеляжем, но и на четырех подкрыльевых бомбодержателях (4 бомбы калибра 50 кг). Усилилось и стрелковое вооружение. Вместо одного крыльевого пулемета MG17 (7,92 мм) установили два. Увеличилась скорость полета и скороподъемность. Правда, дальность несколько сократилась из-за «прожорливости» более мощного мотора. К лету 1938 г. производство самолета Ju 87 модификации А прекратили. Все силы бросили на производство новой машины. К двум заводам, выпускавшим до этого Ju 87, подключили еще один. После определенного успеха, выпавшего на долю Ju 87 в Испании, заказ на «штуку» был увеличен с 396 до 964 экземпляров. Перед началом второй мировой войны летом 1939 г. на вооружении 9 авиагрупп находилось 348 Ju87. 300 были полностью боеготовы. Все самолеты уже только модификации В-1. Более старые Ju 87A передали в учебные подразделения.

«Восемьдесят седьмые» действовали в тылу противника, уничтожая коммуникации и военные объекты. Но вскоре, в результате полной безнаказанности, «штуки» начали «охотиться» даже за второстепенными целями, используя свои крыльевые пулеметы. 8 сентября они были привлечены к выполнению стратегической задачи - около 140 Ju 87 совершили массированный налет на Варшаву. Интересно, что первую воздушную победу во второй мировой войне также одержал экипаж Ju 87. Стрелок Франк Нойберт сбил из турельного пулемета польский истребитель PZL Р.11.С. Польская авиация в первые же дни войны была полностью подавлена, и Ju 87 действовали довольно нагло. Их потери оказались незначительными - 30 машин. Из них только 11 были сбиты истребителями.


После Польши немцы стали готовиться и к большой войне на Западе. Это, естественно, не могло не отразиться и на программе усовершенствования пикирующих бомбардировщиков. Ведь если в Польше Ju 87 могли наносить удары по любому району, то их дальности для действия против Англии и Франции уже не хватало. Пришлось создавать новый вариант самолета Ju 87R-1, оснащенный двумя 300-литровыми подвесными топливными баками, что увеличило дальность полета с 800 до 1400 км (правда, бомбы под крыло уже не вешались). Летом 1940 г. на вооружение начал поступать самолет с более мощным 1200-сильным двигателем Jumo 211 Da, получившим обозначение Ju 87B-2.

Ему соответствовал и дальний пикировщик R-2. Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток Ju 87 - его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе, Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения, понесли ощутимые потери. В немалой степени этому способствовали английские «спитфайры» и «харрикейны», вооруженные восемью пулеметами каждый, и которые были гораздо более эффективны, чем польские истребители, с двумя-четырьмя пулеметами.

Еще более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе битвы за Англию. Уже через 6 дней после начала этой воздушной операции командование люфтваффе решило прекратить использование Ju 87 на данном направлении. В противном случае это могло бы привести к полному истреблению всех соединений немецких пикировщиков. «Штуки» были переброшены на Балканы, в Италию и Северную Африку. Здесь, в условиях слабого противодействия вражеской авиации они вновь доказали свою высокую эффективность, в том числе и при ударах по кораблям противника. К лету 1941 г. большое количество Ju 87 было переброшено к границам Советского Союза.

В основном это были Ju 87B-2, так как практически все самолеты модификации В-1 к этому времени передали в учебные группы. Начало войны против СССР для немцев пошло по привычному сценарию: удары по аэродромам, завоевание полного господства в воздухе и безнаказанные действия Ju 87 по сухопутным войскам и тыловым объектам. Тяжелые потери от точных ударов немецких пикировщиков понес и наш морской флот. Однако военная кампания на Востоке мало напоминала немцам Польшу и Францию.


Советские истребители даже в одиночку дрались яростно и умело. Немецкие самолеты, и в первую очередь Ju 87, стали нести значительные потери. Не помогло и появление на фронте новой модификации «штуки» (Ju 87D), оснащенной 1400-сильным двигателем и имеющей лучшую живучесть за счет дополнительного бронирования. Первые Ju 87D-1 появились на фронте в январе 1942 года под Ленинградом. Затем они приняли активное участие в ходе немецкого наступления под Сталинградом, где выполнили тысячи вылетов, практически полностью уничтожив город. В это время у немцев появились два новых варианта самолета - буксировщик планеров Ju 87D-2 и штурмовик D-3 с усиленным бронированием.

К летнему наступлению 1943 г. под Курском немцы подготовили усовершенствованные самолеты Ju 87D-5 с крылом увеличенного размаха и крыльевыми 20-мм пушками, а также истребитель танков Ju 87G, под крылом которого подвешивались две 37-мм пушки. При этом Ju 87G не производились серийно, а переоборудовались из Ju 87D-3 и D-5, получая при этом обозначение G-1 и G-2 соответственно. Однако сражение на Курской дуге стало для юнкерсов последним. Тихоходные «штуки» с успехом сбивались нашими истребителями, несмотря на прикрытие «мессершмиттов». (Не лишним будет вспомнить и воздушный бой, в котором младший лейтенант А. Горовец сбил девять Ju 87). С той поры Ju 87 использовались как тренировочные, а оставшиеся в войсках оснастили пламегасителями и перевели в подразделения ночных бомбардировщиков. К осени 1944 г. к дневным вылетам привлекались только штурмовики Ju 87G. Пикирующие бомбардировщики были заменены усовершенствованными самолетами FW 190F и G. В это время прекратилось и серийное производство самолета. Всего было построено 5709 машин.

Комментарии

1

: 23.02.2017 17:56

Цитирую читатель

Примерно так- во многих странах считалось что борьба с дотами- не дело авиации, главная сила ВВС- в массах тяжелых и средних бомбардировщиках, хотя у тех же американцев был опыт успешного применения бомбометания с пикирования в локальных войнах. Косность мышления - характерная черта отнюдь не только наших генералов



: 23.02.2017 16:49

Цитирую майор

Вот!Вот как они это "просекли"?!Конечно,я силён "задним умом":/),но уничтожение переправ иль ДОТов-это на виду...Или вытекает из тактики?Мол.есть у нас супер-пупер пушка-она к х...ам всё снесёт и разбомбит,артиллерия "рулит"...



: 23.02.2017 16:28

Цитирую читатель

Наверно немцы первые "просекли тему" и успели воплотить "в металле" до начала войны. Остальные поняли все выгоды немного позже, но не стали распылять усилия на разработку принципиально новых самолетов, ограничившись переделками



: 23.02.2017 15:52

Цитирую майор

Да,именно армейский.Что флотские "просекли тему"-это понятно,своя специфика.А вот армейцы..И "вроде надо",и тут же "а зачем"....Спасибо за А-31,не знал.Почитал.Мне показалось,какой то он "безликий" чтоль....



: 23.02.2017 14:20

Цитирую читатель

А валти А-31 Венджес, чем не подходит? Да и тот же "донтлес" чем плох, или японские пикировщики? Или Вас именно армейские(без морских) интересуют?



: 23.02.2017 10:47

Майор,ещё раз с Праздником!:))Ваше мнение-почему только немцы сделали армейский "чистый" пикировщик?У остальных-либо "переклассификация",типа нашего ПЕ-2,либо "переделки" из палубников-французский LN-40,иль американский А-24 из знаменитого SBD"Донтлесс"...

БОМБОВАЯ НАГРУЗКА
К близким целям «Штукас» могла нести грозную бомбовую нагрузку, достигавшую 1800 кг. Это боевая нагрузка сравнима с той, которую брали на борт двухмоторные самолеты времен Второй мировой войны, и немного меньшая, чем у американского стратегического четырехмоторного бомбардировщика В 17, бомбившего Германию.
Нормальная боевая нагрузка для «Штукас» - 1000-кг бомба под фюзеляжем или 500-кг бомба под фюзеляжем и четыре 50-кг бомбы под крыльями.

Механики-вооруженцы снаряжают Ju-87 B-1

Опыт боевого применения Ju-87 в России показал, что поражение танка тяжелой бомбой практически невозможно, даже для «Штукас». На Восточном фронте стандартным противотанковым оружием был комплект из 4-кг бомб SD-4-YH1 с кумулятивным зарядом. Семьдесят восемь таких бомб размещались в 500-кг кассете. Такой заряд мог поразить тонкую верхнюю броню любого танка союзников - даже массивного танка ИС-2, использованного Красной Армией в 1945 г.
Менее сложная, но чреватая опасностями для экипажей самолетов - одна из последних моделей Ju-87G-1. Представленная в 1943 году, эта модификация оснащалась парой 37-мм пушек, снаряды которых пробивали верхнюю броню танков, но возросшие при этом вес и аэродинамическое сопротивление снизили эффективность этой последней версии «Штукас».

Восточный фронт массированный налет

Уязвимость пикирующего бомбардировщика Ju 87 стала ясна в битве за Британию. На рассвете в августе 1940 г. «Штукас» атаковали аэродромы в Кенте, радары вдоль южного побережья и морские базы в Портсмуте. Как только нарушилась связь между Ju-87 и эскортом Bf-109, бомбардировщики отсекли истребители Королевских ВВС. Четыре группы бомбардировщиков атаковали Госпорт, остров Торней, Форд и радар в Поллинге 18 августа. Их эскорты были рассеяны после атаки «Спитфайров» из 152-й и «Харрикейнов» 43-й эскадрилий, обнаруживших их во время полета обратно через Канал. 30 самолетов было потеряно или серьезно повреждено - включая . «Штукас-verbande» были убраны с поля битвы.

Пикирующий бомбардировщик Ju 87. Битва за Бретанию скоро такие армады останутся в прошлом

В Польше картина была несколько иной. Девять групп бомбардировщиков насчитывали 336 самолетов, развернутых против Польши. Потери в течение кампании - всего тридцать один самолет - это говорит о чем? Катастрофическая нехватка эффективных истребителей у Польши.

Боевое применение пикирующего бомбардировщика Ju 87 в России.

После нанесения удара Юнкерсами

Ограниченное число этих бомбардировщиков принимало участие в кампаниях в Северной Африке и Италии, но основные свои удары Ju-87 наносили в России. В 1941 г. люфтваффе нанесли советским ВВС огромный урон, и 290 бомбардировщиков, посланных на Восточный фронт, могли атаковать, не опасаясь ответного удара. Одно из условий действенного применения JU-87 «ШТУКАС», завоевание полного господства в воздухе, что и было сделано на первом этапе войны. Но тем не менее первый пикирующий бомбардировщик Ju-87 был сбит 22 около 10 часов. Под городом Гродно л-нт Пачин протаранил Ju-87. Показательна история командира штурмовой группы гауптмана Малке, на начальном этапе боев трижды сбитого на Юнкерсе.

Один из сбитых бомбардировщиков Ю87

Кстати в фильмах о войне очень редко показывают бомбометание именно с крутого пикирования. Но неизменно бомбежка осуществляется Юнкерсами, на самом деле в распоряжении вермахта были и другие самолеты. Наводящий ужас на врага вой сирены, использовался для определения на слух степени пикирования.

Аэродром на котором видны и Юнкерсы

1 сентября 1939 г. в 4 часа 34 минуты обер-лейтенант Бруно Дилли из 3-го отряда 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков нажал кнопку бомбосбрасывателя, и первые бомбы упали на польском берегу Вислы. Началась вторая мировая война.

В январе 1935 г. в Германии были определены основные требования к пикирующему боевому самолету (Штурцкампфлюгцойг — отсюда впоследствии и пошло название Юнкерса Ju 87 — ‘Штука’) и объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие фирмы Арадо, Блом Фосс, Хейнкель и Юнкерс.

Несмотря на наличие столь сильных конкурентов, фирма Юнкерс оказалась ближе всех к цели. Ее ведущий конструктор Герман Польман еще в 1933 г. начал разрабатывать такой самолет, получивший обозначение Ju 87. И когда министерство авиации опубликовало требования к новому пикировщику, они идеально подошли под уже практически готовую машину. Она совершила первый полет уже в сентябре 1935 г.

В своем самолете Польман сумел совместить такие качества, как хорошую управляемость, отличный обзор и достаточную прочность конструкции, что было крайне необходимо пикировщику, совершающему маневры с большой перегрузкой. Не желая ослаблять крыло вырезами под ниши уборки шасси (характерно для новейших самолетов того периода), он выполнил стойки неубирающнмися, а для уменьшения аэродинамического сопротивления заключил их в обтекатели Чтобы уменьшить высоту стоек шасси, применили крыло с изломом в виде “обратной чайки”. Оно придало “штуке” весьма характерный внешний вид. Хорошей маневренности и управляемости способствовали щелевые элероны и закрылки типа Юнкерс и двухкилевое оперение. Правда, в одном из испытательных полетов на пикирование оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. При этом летчик- испытатель и стрелок погибли. На последующих машинах оперение переделали в однокилевое.

Отличительной особенностью самолета Ju 87 стала его возможность пикировать отвесно к земле. Чтобы “штука” не разгонялась и не выходила за ограничения по скорости, были установлены воздушные тормоза в виде двух подкрыльевых отклоняемых пластин. Довольно интересно была решена проблема сброса бомб. Чтобы бомба (размещенная под фюзеляжем) не зацепила воздушный винт, она отводилась на безопасное расстояние специальным устройством рамного типа, имевшим простую и надежную конструкцию.

Единственное, что вызывало озабоченность конструкторов, это недостаточно мощный двигатель. Первый прототип летал с английским Роллс-Ройсом мощностью всего 525 л. Ju 87 V-2 и V-3 уже оснащались немецкими 610-сильными двигателями Jumo 210А. Первые серийные самолеты Ju 87А, выпущенные в начале 1937 г., оборудовали моторами Jumo 210D мощностью 690 л. с. Но мощность двигателя продолжала оставаться недостаточной для боевого самолёта. “Штука” с невероятным трудом поднимала даже 500 кг бомбу. При этом стрелку приходилось оставаться на земле. Нормальная же бомбовая нагрузка, как правило, не превышала 250 кг. Лишь после установки новейшего двигателя Jumo 211А мощностью 1100 л. с, сомнений в эффективности нового пикировщика больше не возникало.

Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток Ju 87 — его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе, Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения, понесли ощутимые потери.

Еще более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе “Воздушной битвы за Англию”. В немалой степени этому способствовали английские “спитфайры” и “харрикейны”, гораздо более эффективные, чем польские истребители.

К лету 1941 г. большое количество Ju 87 было переброшено к границам Советского Союза

Начало войны против СССР для немцев пошло по привычному сценарию: удары по аэродромам, завоевание полного господства в воздухе и безнаказанные действия Ju 87 по сухопутным войскам и тыловым объектам. Тяжелые потери от точных ударов немецких пикировщиков понес и наш морской флот. Сталинградская битва была последним успешным эпизодом боевого применения Ju-87, Люфтваффе всё ещё господствовало в воздухе и Штуки продолжали наносить точные бомбовые удары по советским войскам.

Однако сражение на Курской дуге стало для юнкерсов последним. Тихоходные “штук” с успехом сбивались нашими истребителями, несмотря на прикрытие “мессершмиттов”


Однако именно к началу битвы на Курской дуге в Люфтваффе появилась ещё одна модификация Штуки - противотанковый Ju-87G,. вооружённый парой массивных, длинноствольных ВК3.7см.

Длинноствольное зенитное орудие с начальной скоростью подкалиберного снаряда более 1000 м/ с, пробивало бортовую броню не только американских и английских танков, но и "тридцатьчетверок". Контейнеры для пушек весом более 400 кг были легкосъемными и могли быть заменены на бомбодержателями. Крыльевые пулеметы и бомбовое вооружение отсутствовали. Бронирование самолета было ослаблено. В отличие от стандартного Ju87D-3 на противотанковом "юнкерсе" отсутствовало бронирование стрелка, бензобаков в центроплане и радиатора. Толщина задней бронеспинки летчика была увеличена до 20 мм. В остальном бронирование машины осталось без изменений. Штурмовик получил обозначение Ju 87G-1 . Новый Ju 87 тоже заслужил немало прозвищ: “Пушечная птичка” (Kanonenvogel) или “Штука с длинными палками” (Stuka mit den Langen Stangen). Всего было построено 308 самолётов.


На испытаниях Ju87G-1 показал себя медлительным и очень неповоротливым, что в сочетании с уменьшенным бронированием и слабым оборонительным вооружением делало машину идеальной мишенью для истребителей. Максимальная скорость самолета снизилась на 30-40 км/ч. Ju87G-1 уже не пикировал (хотя на проходивших испытания опытных машинах имелись тормозные щитки), атака целей производилась с планирования под углами не более 10-12гр. Кроме этого, по показаниям пленных немецких летчиков ввод в планирование был затруднительным. Затруднительным было и прицеливание вследствие плохой путевой устойчивости самолета, обусловленной аэродинамическим влиянием пушечных установок, большими разнесенными массами (вес одной пушки с лафетом, без учета веса магазина и снарядов, 473 кг).
Пушки ВК 3.7 имели довольно невысокую скорострельность и низкую надежность автоматики. По немецким данным пушка имела скорострельность до 70 выстрелов в минуту. Однако по данным НИИ ВВС КА боевая скорострельность пушки ограничивалась в среднем одним выстрелом в две секунды. Низкая же практическая скорострельность самих пушек приводила и к весьма ограниченному числу выстрелов (не более двух) в одной атаке. Положение усугублялось еще и сильной отдачей пушек при стрельбе в воздухе и спецификой размещения их на машине. Вследствие этих причин штурмовик испытывал сильный пикирующий момент и возникала раскачка самолета в продольной плоскости при стрельбе в воздухе. Удерживание линии визирования на цели во время стрельбы по наземным целям и ввод поправок в прицеливание был практически невыполнимой задачей. Поэтому прицельным мог быть только первый выстрел.

В то же время подкалиберный снаряд к ВК 3.7, имея при стрельбе в воздухе начальную скорость около 1170 м/ с (по данным НИИ ВВС КА), с дистанции до 400 м мог пробить советскую танковую броню толщиной до 52 мм при угле встречи 0гр. Бронебойный снаряд из боекомплекта к этой пушке таким результатом похвастаться не мог - с 400 м при угле встречи 0гр снаряд пробивал только 40-мм броню и "тридцатьчетверки" всех типов не поражались при атаках с любого направления... Казалось бы, Ju87G-1 - эффективное средство поражения советских "тридцатьчетверок". В действительности же все оказалось несколько иначе. Анализ схемы бронирования советского среднего танка Т-34-76 и возможностей немецкой пушки ВК 3.7 показывает, что при углах планирования Ju87G-1 около 5-10гр, подкалиберный снаряд к пушке мог пробить 52 мм броню башни "тридцатьчетверки" только при стрельбе с дистанции не более 180 м, а бортовую 40-мм броню - не более 400 м. Однако время ведения эффективной стрельбы составляло 1,3 сек и 4,4 сек соответственно (минимально допустимая высота для маневра на выводе 15-20 м, дистанция прекращения огня около 90 м). То есть "эффективным" при поражении башни мог быть лишь один снаряд, а при поражении борта - максимум два снаряда. Но попасть в уязвимые части танка, учитывая их малые площади, хотя бы и одним выстрелом, не так просто, как кажется. В то же время одного-двух попаданий с пробитием брони, как известно, не достаточно для надежного выведения танка из строя.

Поражение танка Т-34-85, имевшего усиленное бронирование, при атаке с боку (борт - 45 мм, башня - 75 мм) не обеспечивалось при любых дистанциях стрельбы. При атаке сзади поражение Т-34-85 было возможным только в случае попадания снаряда в заднюю часть башни (толщина брони 52 мм) с дистанций до 400 м. Верхняя бронеплита корпуса и бронекрыша башни советских "тридцатьчетверок" всех типов поражалась подкалиберным снарядом к пушке ВК 3.7 при стрельбе с 300 м только при углах пикирования не менее 30гр..(P-O) интересно отметить, что эффективность огня 37мм пушек Ил-2, по танкам типа Pz- 2, Pz-3 и 38t, после результатов испытаний в НИИВВС была близка к показателям вооружения Ju-87G. Возможно, само решение разместить тяжёлые и относительно мощные пушки на крыльях было ошибочным.

То есть успешное применение пушечного Ju87G на поле боя было возможным лишь в руках высококлассного пилота и только в условиях слабого зенитного и истребительного противодействия.

По результатам "работы" противотанковых авиагрупп был сделан вывод, что при условии низкой эффективности одиночных бронированных "хеншелей" какой-либо реальный эффект на поле боя можно получить только в случае массированного применения этих штурмовиков на узких участках фронта на танкоопасных направления. Было решено создать специальную противотанковую авиагруппу FuPz на Hs129B, а в составе каждой эскадры пикировщиков - формировать отдельные противотанковые эскадрильи на Ju87G.

По немецким данным, на начальной фазе Курского сражения немецким противотанковым "хеншелям" и "юнкерсам" удалось достичь серьезных успехов.

Так, один из наиболее известных летчиков люфтваффе командир StG2 гауптман Рудель уже в первый день сражения, 5 июля, заявил об уничтожении 12 советских танков. Причем 4 танка, по его словам, были уничтожены в первом боевом вылете. Всего же немецкие пилоты заявили об уничтожении в этот день 64 танков Красной Армии. 7 июля 1943 г. пилоты StG77, StG2 и Sch.G1 доложили об уничтожении 44 танков, 20 орудий и около 50 автомашин. В течение 8 июля пилоты этих же эскадр и противотанковой группы FuPz уничтожили и повредили 88 танков, 5 артиллерийских и 3 зенитных орудий, 2 установки гвардейских минометов БМ-13 и около 40 автомашин. Причем более 80 единиц советской бронетехники из этого числа было уничтожено и повреждено Hs129B из состава FuPz. Отметим, что заявления немецких пилотов об уничтожении большого количества советских танков, как, впрочем, и других наземных целей, обычно не подтверждались ничем, кроме их собственных слов. На большинстве самолетов кинофотопулеметы отсутствовали, а если и были, то фиксировали не столько результат действия, сколько попадания снарядов в танк. Как и следовало ожидать, реальные потери советских танкистов от бомб и огня немецкой авиации в действительности оказались значительно скромнее, чем это отражается в докладах немецких пилотов.

Так, по данным штаба советской 1-й танковой армии Воронежского фронта, против которой действовали противотанковые эскадрильи "хеншелей" из FuPz, боевые безвозвратные потери в танках Т-34 от воздействия авиации в целом в период с 5 по 20 июля 1943 г. составили всего 7 машин, или 1,6% всех потерь "тридцатьчетверок". Кроме этого, от огня и бомб люфтваффе армия потеряла около 30 легких танков Т-60 и Т-70. Боевые потери танковых соединений и частей Центрального фронта от бомбоштурмовых ударов немецкой авиации за июль-август 1943 г. составили 187 выведенных из строя танков и САУ всех типов, или 6,3% всех потерь. Исходя из имеющейся статистики распределения боевых потерь, можно предположить, что из этого числа примерно 70 танков составили безвозвратные потери.(P-O) D в данном случае следует признать более вероятным потери признанные советской стороной - состояние войсковой ПВО было явно неудовлетворительным, в некоторых танковых бригадах насчитывалось по несколько зенитных установок ДШК, вместо положенных по штату 4 батарей по 4 пулемёта. Командирам частей было даже выгодно немного завышать количество техники потерянной от авиаударов противника, рассчитывая на получение новых боевых машин.

В дальнейшем Hs129B и Ju87G-1 продолжали "массово громить" советские танки и САУ и нести при этом значительные и вполне реальные потери. Так, эскадрильи FuPz за 11 дней боев безвозвратно потеряли 30% своего первоначального состава.

После завершения Курской битвы советское командование предприняло наступление в направлении р. Днепр. Пытаясь сдержать советское танковое наступление, немецкое командование проводило мощные контратаки крупными силами танков и мотопехоты при поддержке авиации, но все безуспешно. В вермахте началась танковая паника, напоминавшая состояние некоторых частей Красной Армии в 1941 г. В ночь на 21 сентября 1943 г. передовые части 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта, а позже и часть сил 40-й и 47-й армий, сходу форсировали Днепр и закрепились на захваченных плацдармах в районе Великого Букрина. Успехом завершились крупные бои на участке Степного фронта при форсировании Днепра частями 7-й гвардейской армии в районах Днепровокаменки и Домоткани, а также 37-й армией в районе юго-восточнее Кременчуга.

Мощнейший оборонительный рубеж вермахта оказался под угрозой прорыва. Стремясь сбросить красноармейцев в Днепр, немецкое командование бросило в бой почти всю наличную авиацию. На поле боя, помимо "хеншелей", "восемьдесят седьмых" и ударных "фоккеров", отмечалась "работа" с низких высот и с бреющего полета двухмоторных бомбардировщиков Ju88 и He111, которые обстреливали и бомбили боевые порядки советских частей. Почти как ВВС КА в первые месяцы войны, но в условиях более благоприятных для боевого применения, так как переправившиеся советские части поначалу не имели сильного зенитного и истребительного прикрытия. С усилением советской ПВО на плацдарме от подобных действий немцам пришлось вскоре отказаться, но потери штурмовых авиагрупп продолжали расти и к концу года достигли угрожающих размеров... Проанализировав опыт боевого применения авиации непосредственной поддержки войск в летних боях, генеральный штаб люфтваффе в сентябре 1943 г. сделал вывод о необходимости централизации управления боевыми силами авиации поля боя. С этой целью было решено создать инспекцию штурмовой авиации, которой подчинить все группы пикирующих бомбардировщиков, группы непосредственной поддержки войск, группы скоростных бомбардировщиков, а также все отдельные противотанковые эскадрильи. 9 сентября командующим штурмовой авиацией был назначен оберст-лейтенант Э.Купфер.

Противотанковая эскадрилья 10.(Pz)/SG3 весной 1944 г. воевала в районе Тирасполя, затем в Крыму и Румынии и4 июля 1944 г перелетела в Вильнюс.К осени 1944 г. в люфтваффе сохранилась только одна группа Руделя III/SG2, еще летавшая днем на Ju-87D и G вместе с двумя другими противотанковыми эскадрильями. В конце войны их использовали, в основном, в качестве "пластыря" для затыкания "пробоин" от танковых прорывов союзников.


Sturzkampffluqzeuq - таково название немецкого самолета-пикировщика, требования к которому министерство авиации опубликовало для авиастроительных компаний в январе 1935 года. В дальнейшем это слово трансформировалось в более короткое «Штука» (Stuka). Именно это наименование носил, пожалуй, самый одиозный самолет гитлеровской Германии, которому досталось больше всего проклятий, и до сих пор ассоциирующийся со словом «агрессия». Это пикирующий бомбардировщик Ю-87 «Штука». Его появление становилось причиной разрушения, страха и горя.

Герман Польман, ведущий конструктор фирмы Юнкерс, начал работу над этим самолетом по собственной инициативе в 1933 году. Когда в начале 1935 года министерство авиации распространило требования к такому самолету, у Юнкерса была уже почти готовая машина. Ее параметры прекрасно подходили под установки министерства. К сентябрю она уже была готова и совершила свой первый полет.

В своем пикировщике Польману удалось совместить хорошую управляемость, прочность конструкции и хороший обзор - качества, необходимые для самолета, совершающего свои маневры с большими перегрузками.

В серию самолет пошел в 1937 году, имея двигатель мощностью всего 690 лошадиных сил. Конечно же, для такой машины этого было мало. Самолет с трудом отрывался от земли, имея всего одну бомбу в 500 килограммов. Практически сразу же самолет испытали в боях. Первые пять серийных образцов ушли в Испанию, где показали себя с самой лучшей стороны. Точность работы бомбардировщиков была такой, что они попадали в объекты размером не больше 15 метров.

Испанский опыт позволил внести некоторые изменения в конструкцию самолета. На него поставили новый 1100-сильный двигатель, подкрыльевые бомбодержатели, усилили стрелковое вооружение. Новая модификация, получившая обозначение Ju 87В, превосходила своего предшественника модификации А, которую к лету 1938 года перестали выпускать. Все силы были брошены на производство Ju 87В, подключив к двум заводам, доселе выпускавшим эти самолеты, еще один. Заказ на пикировщики увеличили в два с половиной раза, почти до 1000 машин. За то недолгое время, что осталось до начала второй мировой войны, военные получили 348 самолетов, из которых 300 были в полной боевой готовности.

Считается, что мировая война началась с залпов карманного линкора «Шлезвиг-Гольштейн» по полуострову Вестерплятте. На самом деле ее начали «Штуки». За 19 минут до исторических залпов броненосца три пикировщика Ju-87В стартовали с аэродрома Эльбинг-Ост и уже через 8 минут разбомбили пункт управления подрывом моста в городишке Тчев. Летчики Ю-87 сбили и первый самолет второй мировой войны – истребитель командира Краковского дивизиона Мечислава Медвецкого. «Штука» также стала первой жертвой этой войны с германской стороны.

В польской кампании Ю-87 показали себя прекрасно, произведя массу полезной для армии работы и имея при этом весьма незначительные потери. Всего 30 машин было утрачено за месяц боев и только 11 из них сбили в воздушных боях.

Война на Западе против Франции и Англии показала и серьезные недостатки машины - слабую личную защиту и небольшой радиус действия. В боях с хорошо подготовленными английскими летчиками на «спитфайрах» и «харрикейнах» Ju 87 несли существенные потери. Дошло даже до того, что части, вооруженные «Штуками», вывели из боев и перевели на южный участок войны в Грецию, где противодействие союзной авиации было гораздо слабее. Здесь они вновь показали свою высокую эффективность, действуя против наземных и морских целей.

Начавшаяся военная кампания против Советского Союза напомнила немцам худшие дни на Западе. Немецкие самолеты стали нести серьезные потери. В первую очередь это сказывалось на тихоходных «Штуках». К началу 1942 года потери этих самолетов превысили их число на момент начала войны. Для уменьшения утрат Юнкерс выпустил новые модификации пикировщика (Ju 87D) с 1400-сильным двигателем и дополнительным бронированием. Но это помогало мало. Для советских летчиков «Штуки» были легкой добычей. Тем не менее, они активно привлекались для бомбардировок, самой грандиозной из которых стало разрушение Сталинграда в ходе немецкого наступления на юге.

Лебединой песней «Штук» как бомбардировщиков стала Курская битва. Здесь в последний раз Ю-87 массово использовался в этом качестве. Возраст и большое число новейших советских истребителей привели к тому, что «штукам» пришлось менять квалификацию. Сначала их перевели в разряд ночных бомбардировщиков, а потом они и вовсе переквалифицировались в штурмовики и истребители танков.

К осени 1944 года производство самолета Ю-87 было прекращено. Хотя они обладали феноменальной точностью попаданий, но предназначались только для блицкригов, действий в условиях слабого сопротивления авиации противника. Для затяжной же воздушной войны при противодействии современных истребителей эти самолеты подходили слабо, отчего части, укомплектованные ими, несли слишком большие потери. Тем не менее, Ю-87 «Штуки» так и остались знаковыми для второй мировой войны.