Особенности организационного поведения работников поколения Y. Цели системы организационного поведения


Проблема повышения эффективности работы предприятия, любой коммерческой организации особенно остро стоит в условиях рыночных отношений, что продиктовано законами рынка и основными законами организации (синергии, самосохранения, развития). В настоящее время известно достаточно много инновационных подходов к решению данной проблемы. Понятно, что использование достижений научно-технического прогресса (НТП) позволяет в сравнительно короткие сроки повысить производительность и качество труда персонала многих компаний, что положительно сказывается на интегральных показателях их работы. Однако в настоящее время, в век высоких информационных технологий проблема значительно сложнее, когда известные достижения НТП доступны многим организациям и быстро ими используются, а формирование эффективной зоны стабильного развития организации требует ежедневных усилий менеджмента и персонала, и в данной ситуации трудно не согласиться с мнением многих ученых и специалистов в области менеджмента, что ключом к успеху являются люди, их поведение в организации . В данном контексте следует обратить внимание на то, что организационное поведение является той областью знаний, которая позволяет не только выявить поведенческие отношения персонала организации в целом и каждого его работника в отдельности, но и управлять ими, что, несомненно, положительно отразится на результатах ее работы.
Поведенческие отношения персонала, прежде всего к организации, зависят от многих факторов, в числе которых основными являются характер и содержание работы, объем работы, условия труда и его оплата, отношения коллег в коллективе, компетентность и этика поведения руководителя, возможность продвижения по карьерной лестнице и многие другие, реализация которых может сформировать априори либо позитивное либо негативное отношение к ней, что проявляется в удовлетворенности или неудовлетворенности работой, увлеченности работой или приверженности к организации. И чем выше степень удовлетворенности работой, тем выше результативность труда каждого работника, а, следовательно, и эффективность работы организации в целом. В данной связи следует обратить внимание на то, что не соблюдение руководителем такой закономерности, как «у каждого работника должен быть оптимальный объем работы», может привести к проявлению перцептивного поведения работника, которое, как известно, чревато потерей или несвоевременной подачей важной информации для принятия управленческого решения, а это, в свою очередь, может привести и, как правило, приводит к большим материальным и финансовым потерям.
Менеджмент в целом и, в первую очередь, топ-менеджеры организации, блокируя способности персонала и используя принцип управления персоналом «заставить», формируют конфликтную рискованную модель организационного поведения персонала, тем самым снижая эффективность его труда, и напротив, вера в способности персонала и использование принципа управления «заинтересовать» позволяет раскрыть творческий потенциал работников предприятия, сформировать творческую модель их поведения, способную генерировать новые идеи, направленные на рост производительности и повышение качества их труда. Следует обратить внимание на роль групповой модели организационного поведения, в основе которой лежат такие критерии, как профессиональная сработанность, профессиональная согласованность, морально-психологическая сплоченность и межличностная совместимость работников в группе, бригаде, команде. Чем выше уровень профессиональной сработанности и морально-психологической сплоченности, тем более зрелый коллектив, тем выше результативность его труда. Если же в поведенческих отношениях превалирует межличностная совместимость, а профессиональная сработанность и профессиональная согласованность находятся не на высоте, тем ниже результаты труда работников группы, тем рискованней модель организационного поведения, поскольку она свидетельствует о том, что ядро коллектива еще не сложилось и при отсутствии морально-психологической сплоченности в любой момент может стать конфликтной. Однако результативность работы группы зависит не только от реализации основных критериев модели группового поведения. На нее оказывают влияние такие факторы, как целеустремленность руководителя, его демократичность, а также нормы групповой производительности труда, возрастной ценз персонала и целый ряд других переменных факторов, среди которых заслуживают пристального внимания методы оценки результативности труда в группе и их прозрачность .
Своевременное использование моделей стратегического поведения, таких как «порядок», «товар», «сбыт», «управление» и «мотивация», являющихся эффективными инструментами антикризисного управления, позволяет предупредить угрозу банкротства и обеспечить надежный фундамент для эффективного развития организаций в условиях рынка на длительную перспективу .
Эффективность работы предприятия определяется не только реализацией потенциала элементов ее внутренней среды. Позитивные поведенческие отношения персонала компании с ее внешними партнерами, поставщиками, клиентами-потребителями позволяют сбалансировать цели и задачи, своевременно выполнять портфель заказов на производство и реализацию продукции и услуг, быть конкурентоспособными и постоянно расширять свою клиентскую базу, тем самым обеспечивая как в настоящее время, так и на длительную перспективу увеличение объема продаж, прибыли, рентабельности производства, устойчивого финансового состояния . В этой связи клиентурное поведение персонала является одним из наиважнейших факторов, обеспечивающих повышение результативности работы организации, ее основных бизнес-процессов . Формирование привлекательного имиджа организации - одного из основных элементов клиентурного поведения персонала, требует от него соблюдения определенных имиджевых норм поведения, таких как: осуществлять продажи только того товара, который заявлен в рекламе; не забывать, что компетентность - главное для работников; выполнять заказ «точно и в срок»; отслеживать цены конкурентов; производить платежи в срок; учитывать производственные мощности при заключении контрактов на производство и реализацию товаров и услуг .
В целях усиления влияния организационного поведения персонала любого предприятия на повышение эффективности его работы необходимо им управлять. Для этого менеджеру по персоналу, специалисту в области организационного поведения необходимо систематически, как минимум один раз в полугодие, а лучше ежеквартально осуществлять оценку поведенческих отношений персонала, которые формируются между руководителем и непосредственным ему подчиненным работником, между работниками и организацией, между менеджментом организации и персоналом, между работниками бригады, группы или отдела (определенного подразделения), между работниками и клиентами организации, между партнерами. Для оценки поведенческих отношений следует разрабатывать анкеты-опросники, используя для этого соответствующие известные модели организационного поведения, разработанные профессором Ю.Д. Красовским, такие как управленческая и полярная модели, модели двойственного поведения, вариативная и модель мотивационных предпочтений, групповая модель, инновационные модели силового поля, модель клиентурного поведения, а также модели балансировки сотрудничества в организации. По результатам опроса выявляются причины негативных поведенческих отношений персонала, которые отрицательно сказываются на результативности его труда и эффективности работы предприятия в целом, разрабатываются рекомендации по их устранению с указанием средств, сроков, предполагаемых результатов от внедрения и конкретных исполнителей по их реализации.
Исследование поведенческих отношений между работниками и клиентами новосибирской строительной компании ООО СК «Век» позволяет сделать вывод о довольно высоком профессионализме работников, наличии такта и вежливости по отношению к клиентам. Сотрудники готовы к общению и сотрудничеству, предоставляя всю необходимую информацию заказчикам. Формирование «клиентурного» поведения персонала на длительную перспективу требует создания команды единомышленников, которая должна стать прообразом организации. Ежедневно после работы сотрудники должны отрабатывать тактику «клиентурного» поведения и разрабатывать стратегию «клиентурного» поведения, в основе которой лежит маркетинговая стратегия клиентской базы. Данная стратегия предполагает реализацию нескольких ступеней. На первой ступени сотрудники фирмы выявляют потенциального клиента, на второй, третьей и четвертой - покупателей, сделавших заказ первый, второй и третий раз соответственно. Выявляется постоянный клиент и приверженец организации. На каждого заказчика заводится отдельная картотека. Далее выявляется доля каждой ступени в общем количестве покупателей. Анализируются причины отклонения: рост или спад спроса. Обеспечение устойчивого «клиентурного» поведения требует разработки программы анализа рисков, которая включает: выявление факторов рисков; осуществление оценки угроз рисков (как правило балльная оценка экспертов); выявление вероятности возникновения рисков; оценка значимости возможных рисков (балльная оценка); выявление негативных последствий рисков; определение способа поведения руководителя в ситуациях риска; предположение ожидаемых результатов .
Для формирования «клиентурного» поведения необходимо также проводить встречи с клиентами на профессиональных выставках, использовать почтовую рассылку. При этом важно соблюдать следующие правила: за день до рассылки необходимо осуществлять телефонные звонки; рассылку писем производить только при условии полученного на это согласия. Перед телефонным звонком необходимо осуществить сегментацию клиентов на основе видов их деятельности. После первого телефонного звонка сотрудники должны сосредоточивать внимание на центральных группах клиентов, нацеливая телефонные переговоры на заключение контрактов. При повторных переговорах определяются контрольные сроки, на которые можно отложить переговоры на случай нежелания компаний сотрудничать. Для повышения узнаваемости организации рекомендовано осуществлять постоянную связь с рекламными агентствами.
Главная рекомендация по формированию «клиентурного» поведения - изменение философии компании: переход от сбытовой деятельности к маркетинговой. Маркетинговая ориентация требует постановки долгосрочных целей, направленных на получение прибыли, что зависит от степени удовлетворенности запросов покупателей. Работа в подразделениях ориентирована на работу со своей клиентской базой, при этом клиент рассматривается как партнер. Главное в работе организации - партнерское сотрудничество с заказчиками. Управление сбытом осуществляется на основе удовлетворения запросов потребителей услуги. Формирование позитивных поведенческих отношений, как показывают результаты исследования на ООО СК «Век», требует повышения уровня удовлетворенности персонала от выполняемых ими работ. Позитивные поведенческие отношения, как известно, способствуют нормализации морально-психологического климата в организации, что ведет к снижению себестоимости в той же степени, что и переход от единичного производства к массовому. Однако, такой способ снижения себестоимости сопровождается значительными затратами на внедрение новых технологий, замену оборудования и обеспечение массового спроса, в то время как систематическое управление организационным поведением работников компании позволяет направить их поведенческие отношения на сотрудничество.
Для формирования организационной среды, способствующей к сотрудничеству, руководство фирмы выбрало стратегию поведения «заинтересовать», реализация которой потребовала от топ-менеджеров введения системы делегирования полномочий, вследствие чего сформировался инициативный тип работника. Предоставляя работникам свободу организационного маневра, руководство повысило чувство их личного достоинства и понимание своей значимости для организации. Благодаря самостоятельному выбору линии поведения в зависимости от личных мотивов, работники принимают участие в процессе нормирования труда и несут ответственность за свое поведение перед руководством и коллегами, с которыми делают совместную работу.
Эффективное управление организационным поведением требует внедрения типа отношений, рекомендованного вертикальной диадической моделью обмена в руководстве (иногда ее называют «теорией обмена между руководителем и подчиненным»). Сторонники теории утверждают, что команда единомышленников формируется при особом типе отношений, связывающих руководителя и подчиненного. Такие отношения строятся на взаимном доверии и активном участии единой пары «руководитель - подчиненный». Тем самым руководитель получает лояльное отношение к себе. В то время как подчиненный чувствует, что его собственный статус повышается, и чувство страха перед рабочими процессами исчезает. Руководству исследуемой компании, как и другим, необходимо вводить новую систему стимулирования с максимальным учетом потребностей каждой функциональной группы работников. Это позволит повысить настроенность сотрудников на рабочие процессы. Здесь внимание необходимо сосредоточить не только на материальном и компенсационном вознаграждении, но и моральном поощрении, поскольку полностью реализовать свои возможности работник способен с высокой самооценкой. Вознаграждение за результаты деятельности следует осуществлять после сдачи завершенного объекта в эксплуатацию, то есть после выполненной работы, а не в конце отчетного периода. Не вызывает сомнения необходимость внедрения системы предоставления своим сотрудникам и их несовершеннолетним детям бесплатного отдыха в санаториях, что позволит повысить эмоциональный настрой в коллективе, а это, как известно, приводит к росту производительности труда и генерации новых идей.
Заинтересованность работников, и, следовательно, работоспособность коллектива можно повысить за счет доверия к креативности его членов. На предприятии, как показали проведенные исследования, никто не готов к инновациям, потому что их способности блокируются. Руководству ООО СК «Век» и других компаний целесообразно прислушиваться к мнению своих сотрудников в отношении текущей работы, перспектив, инноваций и нововведений, что приведет к росту доверия коллектива. У работников возникнет стремление к тесному взаимному сотрудничеству, произойдет преодоление боязни ошибаться на начальных стадиях внедрения инноваций. Такой подход способствует формированию самостоятельных, творчески мыслящих специалистов и морально-психологической сплоченности коллектива.
Оценка результатов исследования приводит к выводу о том, что работники нацелены на сотрудничество, у них высокий уровень панорамного видения, что свидетельствует о формировании организационной культуры «общий дом», однако, это не должно успокаивать руководство компании и настраивать на бездействие в формировании позитивных поведенческих отношений персонала к организации. Следует понимать, что полнота приобщенности к организации, в первую очередь, зависит от того, насколько организация в лице ее руководителей стимулирует работников к раскрытию своих способностей. Человек может работать из чувства долга и из чувства увлеченности своим делом. Нельзя допускать ситуации, когда человек работает увлеченно, а руководители организации никак на это не реагируют. Это может привести к парадоксу, когда сотрудник, выполняя свое любимое дело, отчуждается от организации. В связи с этим менеджменту фирмы необходимо помнить, что положительное подкрепление позитивного поведения и вера в способности персонала являются залогом повышения результативности работы любой компании.
Использование методики «модификация организационного поведения» (МОП) требует разработки учетного документа для каждого работника, как правило, на каждый месяц, с указанием идентифицированного поведения (поступков, оказывающих прямое воздействие на результат его работы), в котором сам работник ежедневно фиксирует свои опоздания на работу, прогулы, отказы от работы, выполнение работы за отсутствующего или отказавшегося выполнять порученную ему работу. В конце каждого рабочего дня руководитель заверяет своей подписью достоверность внесенной информации. В конце месяца определяется частота повторения тех или иных поступков, совершенных каждым работником. Менеджер по персоналу проводит анализ предпосылок совершения поступков, реализации поступков и предпринятых руководителем мер по предупреждению поступков и разрабатывает стратегии наказания и поощрения. Данная методика развивает положения отечественных ученых в области теории менеджмента и организационного поведения персонала и способствует росту эффективности работы организации.
В заключение следует отметить, что зарубежная и отечественная практика показывают: наиболее эффективной стратегией является комбинированная, основанная на философии «наказывай, поощряя». После разработки стратегии осуществляют ее внедрение. Период внедрения может продолжаться от четырех до шести месяцев, по истечении которого осуществляют оценку полученных результатов, корректировку методики и дальнейшее ее использование в сфере управления организационным поведением персонала. Модификация организационного поведения, как подтверждает практика ее использования, позволяет исключить или, по крайней мере, уменьшить количество таких поведенческих поступков работников, как опоздания, прогулы, отказы от выполнения конкретных заданий, оказывающих прямое воздействие на конечные результаты деятельности организации и соответственно их улучшить. Систематический анализ и диагностика поведенческих отношений персонала, таких как отношение работников к организации, менеджмента к персоналу, работников в группе и персонала к клиентам и партнерам, позволяют принимать компетентные управленческие решения, направленные на формирование позитивных поведенческих отношений в организации, способствующих росту производительности и качества труда, повышению финансовой устойчивости организации.

Курс лекций

«Организационное поведение»

Введение

Организационное поведение представляет собой одну из концепций в теории организаций, у истоков которой стояли У.Беннис, Г.Ливитт, Г.Лайкерт, Ф.Лутанс, К.Арджирис и др. Ее специфика состоит в осмыслении поведения с позиций организации как единого целого. Впервые термин «организационное поведение» использовал Ф.Ротлисбергер в 50-е годы вместо модного в то время понятия «человеческих отношений». Это сравнительно новый предмет, который определяется как «изучение структуры, условий эффективности функционирования организаций, а также поведения групп и отдельных индивидов внутри организации». Термин достаточно условен, потому что реальностью является прежде всего поведение людей, которые образуют организацию.

Существенный прогресс в теорию и практику организационного поведения внесла теория открытых систем . Согласно этой теории, поведение организации, как открытой системы, заключается во взаимодействии с окружающей средой. Факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию, называются входными потоками; воздействия, которые организация оказывает на окружающую среду, — выходными. К входным потокам относится все, что фактически поглощается организацией, а не только то, что принимается официально. То же относится и к выходным потокам: все, что реально выходит за ее пределы, является ее «выходом».

В настоящее время разработана так называемая «согласованная модель» организационного поведения, которая объясняет процессы, при помощи которых входные потоки преобразуются в выходные. Она включает четыре важнейших элемента организации: формальную структуру; характеристики целей, которые организация ставит перед собой; неформальные отношения, существующие между членами рабочих групп; характеристики людей, выполняющих те или иные задания.

Основная задача теории организационного поведения заключается в выяснении факторов (причин, обстоятельств), которые регулируют деятельность и общение людей, являющихся членами той или иной организации. Решение этой задачи предполагает учет как собственно организационных условий, влияющих на поведение людей, так и внеорганизационных механизмов. «…То, что служащий делает, и те решения, которые он принимает, в очень значительной мере определяются типом личности, структурой характера и взглядами, заложенными в него до того, как он пришел в организацию, а также воздействиями, которым он подвергается вне своего пребывания в организации. …Но если бы эти воздействия извне полностью определяли поведение, то люди вели бы себя в организациях точно так же, как они ведут себя в любых других местах. Однако на самом деле, индивидуумы, поставленные в организационные ситуации, обязательно ведут себя иначе, чем если бы они находились вне организации или в других организациях… Организация, в которой оказывается индивидуум, сама по себе является определяющим фактором его поступков и решений».

Важное место в исследованиях организационного поведения занимает проблема удовлетворенности работой. Причина неослабевающего интереса к проблеме удовлетворенности кроется в том, что положительные или отрицательные установки относительно выполняемой работы существенно влияют на формы организационного поведения. Эти установки представляют собой комплекс знаний, ожиданий, чувств и мотивов, касающихся работы и всего, что с ней связано (оплата, условия, взаимоотношения). Люди, как правило, охотно рассказывают, что они чувствуют, чего ожидают и как себя ведут, если это касается их работы, — они говорят о своих рабочих установках.

Динамические аспекты функционирования организации рассматриваются достаточно популярной дисциплиной, называемой "Организационное поведение" (Ф. Лютенс, 1999, Hellriegel, D. et al., 1995, Robbins, S.P.,2002).

Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Одно из самых популярных определений организационного поведения было предложено Стивеном Коссеном: « …дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом» (Kossen, S., 1994).

В последние годы наибольшее развитие получили две конкурирующие парадигмы поведения организации. Первая из них основана на теории систем. Ее представители рассматривают организацию, прежде всего, как систему и принимают большинство положений, сформулированных в теории систем.

Второе направление, получившее название "модель участвующих сторон", представляет организации как сети взаимозависимых групп сотрудников, находящихся в отношениях сотрудничества и конкуренции.

У. Мастенбрук (1996) приводит таблицу, содержащую основные различия, принимаемые во внимание представителями первого и второго направлений.

Таблица 1. Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон.

Модель систем Модель участвующих сторон
1 Что является основным предметом анализа? Организация как сущность с определенными функциональными требованиями Субгруппы с заинтересованностью в собственной выгоде
2 Насколько прочной является организация? Стабильной, с деятельностью, направленной на сохранение Нестабильной, в лучшем случае, «сообществом интересов»
3 Каким движущим силам придается особое значение? Смыслу норм и связности Санкциям и вознаграждению
4 Каким предполагается имидж человека? Проявляющим беспокойство об интересах организации Равнодушным, расчетливым, проявляющим беспокойство о личной выгоде
5 Каким является анализ в эмоциональном отношении? Идеалистичным Циничным, реалистичным

Мастенбрук предлагает свой вариант - "модель участвующих сторон", с его точки зрения, объединяющую положительные качества описанных выше моделей, одновременно опирающуюся как на сетевые, так и на поведенческие свойства организаций.

Одна из традиционных логик построения учебных пособий по организационному поведению следующая. Сначала рассматриваются явления, минимальные по масштабу – индивидуальные различия работников, особенности их индивидуального поведения, нюансы общей и трудовой мотивации. Затем читателю предлагается перейти к изучению систем более значительного размера – малых и больших групп. После этого рассматриваются явления организационного порядка. Указанная логика характерна для подавляющего большинства вариантов учебной дисциплины «Организационное поведение». Чтобы убедиться в сказанном, достаточно познакомиться с одним из классических американских учебников, изданных на русском языке – «Организационном поведении» Ф. Лютенса. В рамках указанной логики построено и данное учебное пособие. Читателю будет полезно, прочитав параграф, попробовать ответить на контрольные вопросы, чтобы проверить себя.

В приложении к пособию даны некоторые психологические тесты, которые достаточно часто используются в практике организационного консультирования. Автору кажется, что их заполнение и обдумывание результатов тестирования также будет небезынтересно читателю.

Огромную благодарность я выражаю моим аспирантам и дипломникам, внесшим вклад в подготовку данного пособия Е.Будай, М.Ярушину, Ю.Петрову и Е.Королеву.

Анализируется состояние организационного поведения в контек- сте структурно-функционального подхода. Сделан вывод о том, что в нынешнем состоянии организационное поведение претендует на синтез двух базовых управ- ленческих наук - теории управления и теории организаций. Но в действительности в нем преобладает психологический подход. В этом случае оно теряет свою пред- метную специфику и “сливается” с психологическими дисциплинами. Перспективы развития организационного поведения автор связывает с социологическим подхо- дом при анализе поведения индивидов и групп в организации. Это позволяет понять природу организации, без чего невозможно выполнение управленческой наукой прогностической функции.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Гавриленко О. В. В кн.: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014.

В учебнике изложены функциональные направления и структурные элементы организационного поведения.

Кузнецов И. И. В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Вып.7 [Электронный ресурс]: Сборник научных трудов. Вып. 7. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 242-249.

В исследовании, проводившемся в 2013-2014 гг. с целью получения объективного среза по ситуации в России, Москве, участвовало 11 организаций разного размера из 6 различных отраслей. Основной идеей исследования является: в дополнение к рабочему пространству и окружению сотрудника любая несправедливость на рабочем месте вызывает его недовольство, которое в последствии преобразуется в жалобу или остается невыраженной, что намного хуже.

В результате было обнаружено, что чаще всего причиной недовольства и жалоб относительно рабочего процесса является оценка производительности или эффективности работы (31%). При этом также были оценены корреляции между акими независимыми переменными, как справедливость взаимодействия, дистрибутивная справедливость, процедурная справедливость, а также многих других с зависимыми переменными: прецедент для жалобы, подача жалобы, удовлетворение жалобы и желание использовать систему жалоб.

Справедливость - один из ключевых параметров оценки организационного взаимодействия. Он оказывает влияние на аттитюды, эмоции и организационное поведение сотрудников. Давая оценку справедливости организационных процедур, люди ориентируются на ряд социальных норм. Каковы эти нормы? Ради чего работники соблюдают требования справедливости? Каким образом можно повысить справедливость организационного взаимодействия? Данные вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.

Самулеева М. В. В мире научных открытий. 2010. № 6.3(12). С. 218-221.

Модели организационных изменений рассматриваются в контексте управленческого воздействия на организацию. Выявлена роль управления организационным поведением как фактор адаптации организации к изменениям внешней и внутренней среды.

Жичкин А. М. , Гурьянова С. Ю. М.: Московский государственный институт электроники и математики, 2011.

Рассмотрены актуальные проблемы теории менеджмента. Систематизированно излагаются исторические, методологические, технологические и практические основы менеджмента. Особое внимание уделено истории управленческой мысли, теории организации и организационному поведению. Основная цель пособия - формирование системных представлений, общекультурных и профессиональных компетенций в области теории менеджмента у будущих менеджеров. Учебное пособие по своему содержанию полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Предназначено для студентов второго и третьего курсов всех форм обучения экономико-математического факультета МИЭМ по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Филонович С. Р. В кн.: Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. С. 96-108.

Организационное поведение - сравнительно новая дисциплина для рос! сийских вузов. Ее главная особенность - синтетическая природа - породи! ла специфическую проблему: острую нехватку квалифицированных препо! давателей. Действительно, в силу того, что «организационное поведение» основывается на комплексе идей и концепций, относящихся к разным фун! даментальным областям знания, изначально неясно, каково должно быть базовое образование преподавателя этой дисциплины: он должен быть пси! хологом, социологом, политологом или специалистом в области менеджмен! та? Кроме того, американское происхождение этой дисциплины порождает вопрос о том, как должна учитываться национальная специфика в препода! вании организационного поведения. Данный материал имеет своей целью дать ответы на эти и другие вопро! сы, что, по нашему мнению, может способствовать повышению качества преподавания организационного поведения в российских вузах.

Одним из главных индикаторов успешности деятельности компании является увеличение ее стоимости. В статье рассмотрены традиционные модели оценки стоимости компании, приведены доказательства некорректности их использования в условиях функционирования постиндустриальной экономики и предложена новая методика, основанная на оценке интеллектуального потенциала компании как основного ресурса создания ее стоимости

Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.

Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Приз ВиолеттаРуслановна, студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Особенности организационного поведения работников поколения Y

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению Теории поколений применительно к российскому обществу и выделению на ее основе особенностей организационного поведения представителей поколения Y. Предложены различные методы работы с людьми данного поколения.Ключевые слова:теория поколений, организационное поведение, поколение Y, ценности, психологический портрет.

Актуальность темы статьи определена возрастающим внастоящее времяинтересом среди руководителей компаний к Теории поколений, разработанной американскими учеными Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувомв 1991 году. Популярность теории вызвана тем, что онадает возможность выявить глубинные ценности, черты и особенности, свойственные целому поколению людей. Это является ее значительнымпреимуществомперед трудами, направленными наизучениемотивов отдельной личности, часто не успевающими за изменениямисовременного мира.Рассмотрим Теорию поколений подробнее.

Хоув и Штраус изучили период всемирной истории с 1584 по 1991 год и сделали прогноз до 2069 года. В XX веке они вычленили пять поколений, в XXI веке –одно, каждомуиз них поставилив соотношение наборуникальных ценностей и черт.Согласно исследованиям ученых, характеристикапоколенийс учетом истории России будет выглядеть следующим образом:1.Первое поколение –G1, также известное какпоколение «победителей». G1принадлежатлюди, родившиеся в период с 1900 по 1923годы. Ценностиэтого поколения были сформированы во время революционных событий1905 и 1917 годовпод влиянием массовой электрификации,коллективизациии индустриализации.G1 отличается ответственностью,трудолюбием, твердой веройв светлое будущее, приверженностью идеологии, патриархальностью и категоричностью суждений. На первое место «поколение победителей» ставит семьюи семейные традиции.2.За G1 следует «молчаливое»поколение. Его составляют люди 19231943годов рождения. Сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиковсформировали у молчаливого поколения такие основополагающие черты, как стремление ксоблюдению правил и законов,уважение к должности и статусу. Главными составляющими характеров представителей данного поколения являются преданность, честь итерпение.3.«Молчаливое» поколение сменяет поколение «БебиБумеров» людей, родившихся в 19431963годы. Представители этого поколения росли в период советской «оттепели», покорениякосмоса, «холодной войны», во время появления первыхпластических операций и гарантированности медицинского обслуживания. Все это воспитало в «бебибумерах» коллективизм и командный дух наравне с заинтересованностьюв личностном росте и вознаграждении.Поколение «БебиБумеров» –поколение оптимизма и культамолодости.4.С 19631983 годов формируется новое поколение X(«Неизвестное поколение»). На его становление влияют перестройка, продолжение «холодной войны», война в Афганистане, распространение СПИД. Основными характеристиками поколения«иксов» являются стремление к непрерывному обучению, высокаяинформированность, неформальность взглядов, готовность к изменениям, поиск эмоций, прагматизм,максимальнаянадежда на себя. Большое внимание представители данного поколения уделяют вопросам равноправия полов ииндивидуальности. 5.За поколениемXследует поколение Y(«Миллениум»). Его представители, родившиеся в период с 1983 по 2003годы, оказались под влиянием распада СССР, последовавших за ним терактови военных конфликтов. Развитие цифровых технологий, Интернета,начало эпохибрендовтак же играли большую роль в формировании ценностей поколения Y.На первый план для поколения Y выходит стремление к развлечениям и немедленное вознаграждение. «Миллениалы» характеризуются большой степенью наивности,

всистему ценностей этой группывключены такие понятия, какуверенность в себе, позитивность, свобода и стремление к изменениям, творчество, компьютерная и техническая грамотность, гибкость, ответственность.6.С 2003 года началось становление нового поколения Z. Ценности его представителей пока что не определены полностью и продолжают формироваться.Однако на сегодняшний день существует предположение, что «зеты» будут активно интересоваться искусством и наукой, а одними из их ценностей станут соревнование и успех.Наглядно продемонстрируем классификацию поколений на рисунке 1:

Рис. 1. Хронологическая цепь

Согласно рассматриваемой теории,каждые четыре поколения образуютцикл. Как видно из рисунка, временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, примерно равен двадцати годам,соответственнодлительность одного цикла составит от восьмидесяти до девяноста лет. По мнению Хоува и Штрауса пятая генерация должна обладатьценностями, схожими с первой. .Следовательно, поколение Y, которому будет уделено особое внимание в данной статье, имеет схожие черты с поколением G1. Перейдем к более подробному рассмотрению особенностей людей поколения «Миллениум».Сейчас на российском трудовом рынкеиз присутствующих поколенийнаиболее активнымявляется поколение Y,представителей которого, находящихся в возрасте от 14 до 33 лет, насчитывается по данным Росстата около 28миллионов человек.Они приходятнасмену «иксам», которым на данный момент от 34до 53 лет. «Игреки» стремительновступили во взрослую жизнь и начали завоевывать ведущие Поколение победителей 19001923Молчаливое поколение 19231943Поколентие бебибумеров 19431963Поколение X 19631983Поколение Y 19832003Поколение Z 20032023позиции, оказывать влияние на формирование трендовобщественного развития. В связи с этим агентствоSaatchi & Saatchiпровело уникальное исследование,внедрив своих сотрудников в социальную среду поколения Yдля изучения в неформальной обстановке основных черт, свойственныхмолодым людям поколения «Миллениум». Опишем особенностиорганизационного поведения «игреков»,изучивглавные из них:1.Невозможное возможно.Интенсивное развитие технологий предоставило в пользование поколению «Миллениума» такие инструменты, которые предыдущие поколения с трудом могли себе вообразить, что значительно упростило быт «игреков»и открыло перед ними мир больших возможностей.Благодаря этомупредставители поколения Y практически не скованны какимилибо ментальными ограничениями,глядя на чудеса современной техники, они убеждаются, что все возможно. В отличие, к примеру, от «иксов» для «миллениалов» воплощение мечты и получение желаемого является основной составляющей успеха и полноценной жизни.2.Приоритет горизонтального развития. Обладая большой степенью любознательности, представителипоколения Yстремятся получить более широкий опыт в разных сферах, то естьразвиваться по горизонтали, а не совершенствоватьсяисключительно в рамках одной специальности. Престижность работы становиться менее важной для «миллениалов», ее место занимает предпринимательство.3.Лидерство и творчество.Воспитанныепредставителями поколения X, которые посвятилисебя достижению материального благополучия и не получиливозможности самореализации в работе, «игреки» выросли с мыслью, внушенной родителями, СМИ и маркетинговыми агентствами, что поиск своего «Я» и работа «для себя» важнее финансовой стабильности.Поэтомуматериальные ценности в сознании «миллениалов» уступили место поискуэмоционального опыта, независимости и творчеству.Поколение Yхочет управлять и влиять на ход событий, а не просто быть пешкойв игре. «Игреки» используют все многообразие возможностей, которое предоставила им эпоха, и быстроотказываются заниматься деятельностью, пришедшейся не по нраву.Это непостоянство,«метание» из одной сферы в другую рассматривается как значительный недостаток поколения..4.Ценность личного времени.Для людей, принадлежащих поколению«Миллениум», значительно возрастает значимостьличного времени, они стремятся использовать его максимально эффективно.Как следствие, «игреки» при прочих равных предпочитают работу с гибким графиком или возможностью перехода на «удаленку». Не удивительно, что именно в этом поколении появилась такая категория работников, как «фрилансеры» свободные специалисты, самостоятельно продающие свои услуги через интернет и осуществляющие деятельность дистанционно. При прохождении собеседования или назначении деловой встречи, одним из главных для «миллениалов» становиться вопрос о том, сколько времени будет длиться данное мероприятие. Получив ответ, «игреки»составляют план, в котором расписана каждая минута. Повышенная ценность времени определяет то, что как в деловом, так и в личном общениимолодые люди всегда предпочитают конкретику и прямолинейностьпространным и отвлеченным вещам.5.Нацеленность на результатимгновенное вознаграждение.Как мы уже выяснили, для «игреков» время является ценным ресурсом,адля того, чтобы использовать его экономно, они ориентированына быстрый результат.Кроме того, «миллениалы» не склонны перепроверять и анализировать полученную ими информацию, для них важнее действие. Для поколения Yв России ученые находят такому свойству следующее объяснение: поколение Xв России становилось в годы, когда многое надо было читать между строк, «игреки» же формировались в эпоху гласности, поэтому легко верят на слово.Вместе со стремлениемк выполнению поставленной цели, представители поколения рассчитывают на мгновенноевознаграждение. В связи с этим «протестный»потенциал «миллениалов» выше, чем у их предшественников. Представители поколения Xмогут долгое время не покидать рабочее место при задержке заработной платы, тогда как «игреки» в большем количестве случаев предпочитают покинуть подобное место работы.Данная особенность влечет за собой серьезный недостаток поколения Y

неумениемыслитьна большую перспективу.6.Запредельная амбициозность. Эпоха брендов, возвышающих индивидуальность, ориентированность общества на достижение интересов личности, культ «неповторимости» воспитали в молодых представителях поколения Yчрезмернуюуверенность в себе.Выходя во взрослую жизнь, «игрек» уверен, что перед ним открыты все двери, и он, выбрав лучшее предложение, осуществит легкий, быстрый старт. Но в большинстве случаев ожидания не совпадают с реальностью, особенно теперь, когда Россия вошла в период новогоэкономического кризиса, обещающего быть затяжным. Изза данного обстоятельства представители поколения «Миллениум» чаще разочаровываются в жизни и становятся несчастными, чем, например, люди поколения X, которые с самого начала знали, что успех достигается упорным трудом, и не питалииллюзорных надежд. Оптимизм и самоуверенность одновременно являются бичом и спасением «игреков», так как они дают «миллениалам» смелость стремитьсяк осуществлениюневозможного.7.Отсутствиегероев.Отличительной чертойпоколения Yявляется то, что у него нет героев. Невозможно назвать настолько же значимую для «игреков» личность, как, например, Юрий Гагариндля поколения бебибумеров (19431963 годов рождения). Существует предположение,что у «миллениалов» герои не появятся и в будущем. Вместе с этим,они могут сами статьпримерамидля последующихпоколений, несмотря на то, что героизм не является отличительной чертой «игреков»..8.Поколение социальных сетей.Развитие Интернета, компьютерных технологий определилиеще два важныхкачествапоколения–контактностьи большая информированность. Создание социальных сетей дало «миллениалам» эффективный инструмент коммуникации, позволяющий с легкостью устанавливать контакт с новыми людьми, общаться с несколькими друзьями сразуи получать обширную информацию обих частной жизни. «Игреки» имеют обширные каналы информации для сравнения собственных успехов с достижениями членов их социальной среды, изза этого представители данного поколения находятся в постоянной погоне за счастьем для того, чтобы жить не хуже других, однако чаще всего это напоминает охоту на привидений.9.Новое пониманиепатриотизма.Поколение Y, амбициозное и уверенное в себе,готово менять мир, в котором живет. «Миллениалы»заинтересованы в улучшении законов государства и общества, а значит, настроены на критику, способствующую изменениям. Изза того, чтоих отношение к родине не похоже наотношение к ней родителей, старшие частоприписывают им отсутствие патриотизма, однако «игреки»просто менее идеологизированы..Нацеленность на изменения проявляется и в организационном поведениипредставителей молодого поколения. Для того чтобы завоевать приверженность и лояльность «миллениалов» к компании, ее руководство должно включать сотрудников в процесс управления, давая им возможность влиять на будущее организации.10.

Романтическая модель брака.Существует распространенное заблуждение, что поколениеYне ценит институт семьи изза своей эгоцентричности. На самом деле для «миллениалов»семья просто приобретаетновоезначение. Брак в их представлении становится более свободным от обязательств, однако предполагает продуктивность в виде рождения и воспитания детей. Модель брака «игреков» ориентированана позитивные переживания, которые определяются интимноличностными отношениями между супругами. Современные молодые люди планируют выполнять родительские функции совместно, не придерживаясь традиционного взгляда о разделении гендерных семейных ролей и доминирующей женской роли в воспитании детей..В связи с этим появляются случаи, не типичные для практики российских компаний, когда отпуск для ухода за ребенком берут мужчины.Зачастую «игреки» предпочитают отодвигать брак и рождение детей на более позднее время, стараясь обрести к этому моменту все необходимое для создания счастливой семьи. Благодарятакому обстоятельству во многом выигрываюторганизации, получая поток молодых специалистов, готовых направить максимум энергии на продвижение по службе и не обремененных в начале карьеры супружескими обязательствами.Представим рассмотренные особенности организационного поведения поколения Yна рисунке 2:

Рис. 2. Особенности поколения YКак уже говорилось ранее, Штрауси Хоув утверждают, что ценности поколения «Миллениум» схожи с ценностями поколения G1, такженазванного «выжившими» или «победителями». Данная закономерность проявляется в следующих моментах: люди поколения GI были свидетелями выдающихся технологических прорывов и верилив светлое будущее так же, как «игреки»; они тоже были готовы действовать, стоять за правду и скептически относились к деньгам; они гордились своим ощущением могуществаи обладали завидным оптимизмом. Характеристика поколения Yдает нам понять, каки в каком направлении в будущем будут изменятьсяценности, преобладающиев обществе. Поколение «Миллениум» на сегодняшний деньоказывает наибольшее влияние натренды общественного развития. Рекрутинговые, маркетинговые и PRагентства стремятся заполучить внимание и одобрение именно этой категории людей для повышения Поколение Y"Невозможное возможно"Горизонтальное развитиеЛидерство и творчествоЦенность личного времениМгновенный результат и вознаграждениеЗапредельная амбициозностьОтсутствие героевСоциальные сетиНовое понимание патриотизмаРомантическая модель бракаэффективности своей деятельности, следовательно,мир постепенно будет трансформироваться под желания «игреков». Изучив особенности представителей поколения Y, рассмотрим методы, необходимые для продуктивной работы с ними.Новое поколение очень высоко ценит гибкость, что проявляется в частом задаваниитакихвопросовкак: «Можно ли прийти завтра на работу позже, если сегодня задержаться подольше?», «Можно ли взять работу на дом, и уйти сегодня раньше?».Следовательно, руководителям фирм нужно внедрять индивидуальный подход к сотрудникам, вводитьтам, где это возможно, гибкий график рабочего дня и систему «работы на дому». Однако не стоит идти на поводу у «игреков». Для эффективной работы с ними необходима продуманная система контроля над опозданиями, включающая как поощрительные меры, так и штрафы. Иначе организация столкнется с «хроническими опозданиями» представителей молодого поколения. Сотрудникипоколения Yне хотят оставлять свою личную жизнь дома.. Им нужна возможность, находясь на работе,делатьличные телефонные звонки и общаться в социальных сетях, также им важно, чтобы руководство относилось с пониманием к возникновению личных проблемв рабочее время. Для того чтобы данное обстоятельство не шло в ущерб деятельности организации, следует внедрять в корпоративную культуру правила «рабочей этики», которые бы определяли ситуации, в которых работнику позволено или, наоборот, запрещено отвлекатьсяот выполнения должностных обязанностей. Однако эти правила должны составляться с учетом высокой степени свободолюбия молодого поколения и быть личностно ориентированными.

«Игреки» отличаются большой работоспособностью, целенаправленностью и творческим подходом к работе.Эффективному использованиюэтих качествво благо организациипослужит созданиеруководителями прозрачнойсистемы обратной связи такой, чтобысотрудникам было понятно, за что и в каком размере они получатжелаемыепризнание и вознаграждение. Важно также обеспечить необходимую долю самостоятельности в выборе способов достижения цели работником, поощрять творческое решение задач, стоящих перед ним.Работая с «игреками»,стоит учитывать, что, они стоят против соблюдения условностейи ценят свое время. Следовательно, необходимо поощрять труд, повышать качество и скорость выполнения операций. Одним из небольших достиженийпоколения Y называют «пятничный день», когда сотрудники могутнеодеваться в соответствии сдресскодом.В интервью с представителем HRPortalГенеральный директор «Бюро тренинга и консалтинга» Евгения Шамис, успешнопродвигающая Теорию поколений в России, рассуждаяо поколении Y, заметила, что при равных условиях людиданного поколения чаще отдают предпочтениеработе, где можно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, где меньше бюрократизма. Кроме того,по ее мнению,для «игреков» очень важна личность руководителя.. Прислушавшись к мнению эксперта, можно сделать вывод, что современным руководителям будет полезно уделить внимание вопросам неформального лидерства в коллективе и совершенствованию системы обучения в организации.Завершая характеристику особенностей организационного поведения поколения Y, приведем краткий психологический портрет среднестатистического представителя данного поколения.Сегодняшний выпускник или молодой специалист обычно обладает набором следующих качеств: амбициозность, разносторонняя развитость,наличие широкогокругаинтересов, уверенность в себе, свободолюбие,ориентация на поиск нового опыта, гибкость, превалирование личной жизни над вопросами карьеры. По мнению Людмилы Оржеховской, старшегоменеджераотдела профессиональных квалификаций PwC, может показаться, что выпускники становятся все более расслабленными и менее ответственными, но если посмотреть чуть глубже, то можно увидеть, что система их ценностей меняется,и количество этих ценностей увеличивается, и работа перестает быть единственным приоритетом в жизни. Отсюда рассеивание внимания с точки зренияработодателя» .Подводя итог, стоит отметить, что многие работодатели обеспокоены тем, что у молодого поколения ожидания от своего трудоустройства сильно завышены, что «игреки» предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Изза этого в будущем,согласно прогнозам экспертов, представители поколения «Y» будут часто менять места работы. Однако«миллениалы» достаточно трудоспособны и, обладая значительным творческим потенциалом, могут принести большую пользу организации, поэтому специалистам кадровых подразделенийследует помогатьруководителям старших поколений понять молодых и создаватьдля последних более комфортные условия.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Купцова А.В. Межвозрастные различия в кадровой политике фирмы// Современные наукоемкие технологии. 2013.№101. С. 135136.2.Агафонова М.С. Так дайте, дайте мне мотив! Формирование партнерских отношений на уровне фирмы// Российское предпринимательство. 2008.№1. С. 143147.3.Агафонова М.С., Поваляева Н.В. Коллективные трудовые конфликты: формы и способы преодоления в современной России// Современные наукоемкие технологии. 2013.№101. С. 138139.