Презентация:"Найти своё призвание". Каких политических взглядов придерживался Антон Павлович Чехов? Цель и смысл жизни

Есть интересная попытка восстановить если не политические взгляды, то мировоззрение Чехова. В своей прекрасной статье "Два Чехова" Дмитрий Быков пишет:

"... Иное дело - “Дом с мезонином”, в котором больше сказано о чеховском мировоззрении, нежели во всех монологах всех его протагонистов. К монологам этим, как уже сказано ранее, следует относиться с крайней осторожностью: каждый из этих протагонистов наделен малоприятной чертой, и вообще, когда Чехов морализирует, он почти всегда иронизирует. То, что для него действительно важно, словами не выражается, а скорее очерчивается, обкладывается, как волк флажками."

А вот что говорит художник-рассказчик в "Доме с мезонином":

"- Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных - только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить. Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за мушки и за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, - сказал я. - Вы не даете ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаете лишь новые потребности, новый повод к труду.

Нужно освободить людей от тяжкого физического труда, - сказал я. - Нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не всю свою жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности. Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни. Сделайте же для них ненужным грубый животный труд, дайте им почувствовать себя на свободе и тогда увидите, какая в сущности насмешка эти книжки и аптечки. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворять его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.

Освободить от труда! - усмехнулась Лида. - Разве это возможно?

Да. Возьмите на себя долю их труда. Если бы все мы, городские и деревенские жители, все без исключения, согласились поделить между собою труд, который затрачивается вообще человечеством на удовлетворение физических потребностей, то на каждого из нас, быть может, пришлось бы не более двух-трех часов в день. Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три часа в день, а остальное время у нас свободно. Представьте еще, что мы, чтобы еще менее зависеть от своего тела и менее трудиться, изобретаем машины, заменяющие труд, мы стараемся сократить число наших потребностей до минимума. Мы закаляем себя, наших детей, чтобы они ни боялись голода, холода и мы не дрожали бы постоянно за их здоровье, как дрожат Анна, Мавра и Пелагея. Представьте, что мы не лечимся, не держим аптек, табачных фабрик, винокуренных заводов, - сколько свободного времени у нас остается в конце концов! Все мы сообща отдаем этот досуг наукам и искусствам. Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и - я уверен в этом - правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти.

Вы, однако, себе противоречите, - сказала Лида. - Вы говорите - наука, наука, а сами отрицаете грамотность.

Грамотность, когда человек имеет возможность читать только вывески на кабаках да изредка книжки, которых не понимает, - такая грамотность держится у нас со времен Рюрика, гоголевский Петрушка давно уже читает, между тем деревня, какая была при Рюрике, такая и осталась до сих пор. Не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способностей. Нужны не школы, а университеты.

Вы и медицину отрицаете.

Да. Она была бы нужна только для изучения болезней как явлений природы, а не для лечения их. Если уж лечить, то не болезни, а причины их. Устраните главную причину - физический труд - а тогда не будет болезней. Не признаю я науки, которая лечит, - продолжал я возбужденно. - Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и общему, - они ищут правды и смысла жизни, ищут бога, душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь. У нас много медиков, фармацевтов, юристов, стало много грамотных, но совсем нет биологов, математиков, философов, поэтов. Весь ум, вся душевная энергия ушли на удовлетворение временных, преходящих нужд... У ученых, писателей и художников кипит работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днем, потребности тела множатся, между тем до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и всё клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеряло навсегда всякую жизнеспособность. При таких условиях жизнь художника не имеет смысла, и чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок. И я не хочу работать, и не буду... Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!"


  • Цель: расширить представление об истинном предназначении человека.

  • углубление знаний о понятиях «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»;
  • развитие потребности в служении обществу;
  • воспитание целеустремленности и настойчивости в достижении поставленной цели.

Организационный момент

Позитивный настрой «Свет»


Проверка домашнего задания

эссе на тему

«Кем я хочу стать?»


Антон Чехов


Позитивное высказывание (цитата)

Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни.

Антон Чехов


Подарок детям

Рассказывание истории Рассказ «След на земле»


  • Как вы понимаете значение слова «призвание»?
  • Может ли человек быть счастливым, не открыв своего призвания? Почему?
  • Можно ли сказать, что мечта помогает раскрыть призвание человека? Почему?
  • Можно ли определить своё призвание уже в детстве? Почему?
  • Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые почувствовали своё призвание уже в детстве? Расскажите о них.
  • Что вы можете сказать о своем призвании?

  • Призвание – это стремление человека найти своё место в жизни. Реализовав свое призвание, он сможет получить удовлетворение от своего труда и принести максимальную пользу людям.
  • Человек, нашедший свое призвание, всегда трудится творчески, живёт полноценной жизнью.

Проверка домашнего задания .

эссе на тему

«Какие качества необходимы для реализации призвания?»


Найти свое призвание можно, только поверив в себя, осмыслив свое предназначение, сделав свой выбор.


Творческая деятельность «Моя мечта»

  • - Давайте представим и нарисуем лестницу своей мечты. На каждой ступеньке обозначим этапы последовательного осуществления своей мечты.
  • Например, мечта – стать актрисой театра.
  • Этапы: участие в деятельности театрального кружка, в художественной самодеятельности, чтение публикаций о театре в газетах и журналах, изучение литературы по истории театра, посещение театральных спектаклей, поступление на театральный факультет высшего учебного заведения.


Прекрасное далёко

  • Слышу голос из прекрасного далека, Голос утренний в серебряной росе. Слышу голос, и манящая дорога Кружит голову, как в детстве карусель.
  • Припев: Прекрасное далеко Не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, Жестоко не будь. От чистого истока, В прекрасное далеко, В прекрасное далеко, Я начинаю путь.
  • Слышу голос из прекрасного далека, Он зовет меня в чудесные края. Слышу голос, голос спрашивает строго: А сегодня что для завтра сделал я?
  • Припев.
  • Я клянусь, что стану чище и добрее, И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос, и спешу на зов скорее, По дороге, на которой нет следа.
  • Припев.

  • Нарисовать рисунок «Моё будущее»

Заключительная минута тишины

Закройте глаза и вспомните, все хорошее, что вы услышали и увидели сегодня на уроке, пропустите это через сердце

«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваем-
ым тобою законом». Марк Аврелий

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро ». Аристотель

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека

«Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой». Сократ

«Конец, конец, огарок догорел! Жизнь- только тень, она- актер на сцене. Сыграл свой час, побегал, пошумел- и был таков. Жизнь- сказка в пересказе глупца. Она полна трескучих слов и ничего не значит» Уильям Шекспир

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то что дает смысл жизни, дает смысл и смерти». Антуан де Сент-Экзюпери.

«Христианин который не страдал за Христа, - как ребенок без обучения.такие христиане не могут получить или понять всю полноту Божьих благословений. Они скорее знают Господа как знакомого, а не как близкого Небесного Отца! Если дитя Божье твердо решило в своем сердце жить в полном посвящении Богу, а не искать земных благ и наслаждений, такой Христианин, узнает на личном опыте значение слов Писания: «С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Китайский пастор Самуил.

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизнь других людей красивее и благороднее». Альберт
Эйнштейн.

«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь обречена?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум». А.С.Пушкин

«Наша жизнь- путешествие, идея- путеводитель. .Нет путеводителя и все останавливается.Цель утрачена, и сил как не бывало».Виктор Гюго.

«Неужели только затем и я явился на
этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть?» Лев Толстой

«Смысл жизни каждого отдельного чело-века только в увеличении в себе любви.
Это увеличение любви ведет отдельного человека в этой жизни ко все большему и большему благу».Лев Толстой

«Бытие человека загадочно, и эта загадо-ность весьма похожа на бессмыслие».
Максим Горький

«Призвание всякого человека в духовной деятельности- в постоянном искании правды и смысла жизни».А.П.Чехов

«Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления».
Жан Жак Руссо

«Горе людям, не знающим смысла своей
жизни».Блез Паскаль

«Два ужаса преследуют всякого человека-
бессилие и бесцельность жизни».
Ф.М.Достоевский

«Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена возможность найти смысл, и нет человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое- нибудь дело. Возможность осущес-твить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим». Виктор Франкал

«Цель жизни - поиск совершенства, а задача каждого из нас - максимально приблизить его проявление в самом себе»
Ричард Бах

«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века-
Все будет так. Исхода нет».
Александр Блок

«Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, что у нас под рукой».Томас Карлейль

«В конце концов, все, что ты делаешь, нужно не людям: это нужно только тебе и Богу» .мать Тереза

«Сластолюбие – это жизнь, наполненная любовью к роскоши, это любовь к насла-ждению и удовольствию. Это признак последнего времени. Эта любовь проти-вопотожна любви к Богу. Это характер-
ная черта человека, который сохраняет вид благочестия, но не имеет Божьей силы».

«Смысл жизни- в осмыслении ее. А цель- в той радости, которую это осмысление нам доставляет».Александр Круглов

«Два смысла в жизни – внутренний и внешний.
У внешнего – дела, семья, успех,
А внутренний – неясный и нездешний-
В ответственности каждого за всех».
Игорь Губерман

«Познавший свое значение усматривает и назначение свое. Назначение человека - быть сосудом и орудием Божества». Игнатий Брянчанинов

«Именно желание понять цель своего прихода в этот мир отличает человека от животного. Ему не достаточно только питаться и размножаться. Огра-ничивая свои потребности только физио-логией, он не может быть по- настоящему счастлив.Имея смысл жизни мы получаем цель, к которой можем стремиться. Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни». Психолог Михаил Хасьмин-ский

«Жизнь детей Божьих, оценивается не по отсутствию у них ошибок и падений,а по послушанию голосу Божьему и поиску Истины. Искренная и истинная вера в Христа и полное Ему послушание обычных людей превращает в героев веры». Людмила Плетт

«Скорбь и слезы, потери, терзания и мучения – все это лишь начало жизни, а не ее конец! Во всех трудностях надо стараться упражнять свою веру, чтобы она испытанная и закаленная была увенчана Господом в вечности».Л.Плетт

«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое».
Моисей, человек Божий.

«Однажды короткий день моей жизни тихо придет к закату. Солнце опуститься за горизонт…Но я знаю, что потом из сумерек поднимется светлая
заря, несравнимая ни с одним из моих зем-ных рассветов.Из последних красок заката восстанет ясный день, подобного которому я не видел и никогда не представлял. Тот день вернет все то, что забрали у меня земные дни, и уж он-
то никогда не покроется сумерками».
теолог Ф.Борэма

«Не оттого люди ужасаются мысли о плотской смерти, что они боятся, чтобы с нею не закончилась их жизнь, но оттого, что плотская смерть явно пока-зывает им необходимость истинной жиз-ни, которой они не имеют». Лев Толстой

«Нельзя бояться черного труда
Простейшего, скромнейшего служенья,
Бояться, что кому-то руку дал,
Помог кому-то в трудном положенье.

Стакан воды кому-то протянул,
Подушку взбил, поправил одеяло,
Плечом к плечу уставшему прильнул,
Великое всегда творится в малом.

Не всем дано за кафедрой стоять,
Провозглашая Божии глаголы,
И тысячной толпе благовещать,
Окончив курсы богословской школы.

Гораздо больше тех, кому дано
На побегушках быть у престарелых,
Есть хлеб простой, пить скромное питье,
Быть незаметным членом Церкви-Тела.

Пусть к колоску ложится колосок,
Пусть за зерном зерно ложится в землю,
Пусть еле внятным будет голосок,
Которому Один Спаситель внемлет.

Без шума, показухи и фанфар
Твори свое во имя Бога дело.
Пусть невелик твой заурядный дар,
И применение его несмело.

Не жди сиюминутного плода,
Посев и жатва – не одновременны,
Другой пожнет, и это – не беда,
Лишь было б семя в качестве отменным.

А то, что труд порой предельно прост,
И сам ты скромно светишь и греешь,
Пожалуй, даже умножает рост
Того, что ты в любви незримо сеешь.»
Людмила Плетт

«Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть
- приобретение». Апостол Павел

«Дорога в очах Господа смерть святых
Его». Царь Давид

«Время моего отшествия настало.Под-вигом добрым я подвизался, течение сове-ршил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Гос-подь, праведный Судия, в день оный»
Апостол Павел

«Не бойся умереть.Боятся разве зерна
Пшеницы или ржи, когда для них земля
Могилой станет? Кротко и покорно
Они умрут, чтоб вновь цвели поля!
Не бойся умереть. Боится разве колос
Румяной осенью среди друзей своих,
Когда жнецов он слышит громкий голос
И видит блеск серпов в руках у них?
Не бойся умереть.Боится разве
странник
Усталый вечером, завидев отчий дом,
Не с радостью ли он в конце своих
скитаний
Желает встречи с благостным Отцом?
СПАСИТЕЛЬ – наша жизнь и оправданье!
Для страха основанья в сердце нет!
Что в этом мире? Скорби да страданья,
А мире горнем – Вечный Божий Свет!
Не бойся умереть. Все Божии святые
В последний час взирали в Небеса,
И мы оставим скорби все земные
И перейдем в обители ОТЦА!»
Неизвестный автор

«Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни», — писал в свое время Антон Чехов. Очень простые слова. Но при этом — требующие раздумий. Для начала о том, что же такое смысл жизни человека, его предназначение на этой земле? Об этом мы говорим сегодня с игуменом Нектарием (Морозовым) , главным редактором журнала «Православие и современность».

— Отец Нектарий, прежде чем начать говорить о призвании каждого человека, о его духовном поиске, стоит, наверное, прояснить, зачем с точки зрения христианского учения вообще все люди живут на земле…

Не имея утилитарного назначения, человек, тем не менее, имеет предназначение. В чем оно заключается — совершенно очевидно, нужно всего лишь открыть Книгу Бытия и прочесть о том, чем была первоначально наполнена жизнь сотворенного человека. Это была жизнь с Богом. Другой жизни — без Него — для Адама не предусматривалось.

Нам, людям, живущим после грехопадения, очень трудно бывает понять, каким же человек был в саду Эдема, какой была его жизнь с Господом. Нами это глубинное, сердечное ощущение практически утрачено. Оно в нас возникает в тот момент, когда мы переживаем встречу с Богом, когда понимаем, что до этого момента жили бесцельно и бестолково. Нет, быть может, мы ставили перед собой цели, достигали их. Но каждый раз они сами себя изживали — так или иначе. Человек — существо смертное, и больше того, как говорил один колоритный персонаж известного романа Михаила Булгакова, — внезапно смертное. Внезапная смерть уничтожает почти все смыслы, которым мы можем свою жизнь посвятить и подчинить. Но есть смысл, который не исчезает с прекращением земного бытия человека. Только одно предназначение выдерживает проверку смертью. Заключается оно в событии с Богом. Лишь рядом с Ним человек является тем, кем и должен быть.

Без Бога мы — как нули без единицы. Старец Паисий Святогорец очень любил этот образ, говорил, что когда мы сами что-то делаем, то рисуем бесчисленное множество нулей, и только Бог может пририсовать единицу. Жизнь человеческая может быть наполнена самыми разными свершениями, деяниями, но она обнуляется, когда человек умирает, так и не встретив Бога, так Его и не познав, так к Нему и не присоединившись. Это бывает очень страшно, потому что без Бога человек — существо потерявшееся, заблудившееся, мечущееся и ни в чем покоя не обретающее.

— Как же быть с предназначением каждого конкретного человека? Мы же все разные, хоть и сотворены по образу и подобию Божию. Получается, что и бытие с Богом у каждого — свое?

— Если мы вспомним, каким образом Господь призывает к Себе апостола Петра, то поймем: Он использовал то, что Петр был рыбаком (см.: Лк. 5 , 1-11). Апостола Павла Бог обратил благодаря горячности его сердца, проявившейся после встречи по дороге в Дамаск, когда ослепление телесное сменилось прозрением сердечным (см.: Деян. 9 , 1-22). Каждого из нас Бог ведет к Себе каким-то особым путем, основание которого — в нашем сердце, в нашей душе.

Когда мы говорим о предназначении конкретного человека, важно не путать это с вопросом о том, какое место мы должны занимать, какую роль должны сыграть, какое значение должны иметь. Думая о подобном, человек рискует ошибиться, потому что в таких размышлениях проявляется некоторая величавость, гордыня, ощущение избранности. Тут надо ставить вопрос иначе: чего хочет Господь от меня сейчас, в это самое мгновение, а не когда-то потом. Предназначение свое, замысел Бога о себе выполняет тот человек, который всегда и во всем ищет волю Божию, готов ее принимать. И более того, принимать с радостью — как некий ответ Господа на свое внутреннее вопрошание. Тогда в жизни все выстраивается не по нашему собственному разумению, порой ошибочному, а по премудрости и любви Божией. Так реализуется наше предназначение.

С чем можно сравнить это? Вот ребенок учится ходить. Взрослый человек сверху чадо придерживает, чтобы дитя не упало, чтобы вовремя придать ему направление — куда лучше всего идти, а куда совсем не надо. Вокруг-то — и кастрюля с кипящей водой, и утюг горячий, и розетка неисправная. Если ребенок послушно следует за направляющей родительской рукой, то он благополучно достигает своей цели. Если же рвется из стороны в сторону, пытается самостоятельно побежать, то может и на утюг наскочить, и кастрюлю на себя опрокинуть, и в розетку палец засунуть… Почти то же самое происходит с нами, когда мы вместо того, чтобы искать волю Божию, пытаемся реализовать свое предназначение так, как мы сами его себе представляем. Причем это бывает не только с людьми неверующими — и с верующими тоже! Мы вообще склонны за Божии замыслы принимать свои собственные представления о том, как угодить Господу.

Преподобный Варсонофий Великий говорил своим ученикам, что волю Божию надо познавать в том числе и из обстоятельств нашей жизни. Приведу простой религиозно-бытовой пример. Готовится человек к Причастию — ему и правило нужно прочитать, и к исповеди подготовиться, а времени маловато, ничего не успевает… И тут на него как из рога изобилия начинают сыпаться ситуации и люди, которые требуют времени, внимания, участия. Многие благочестивые христиане воспринимают все это как помеху, нечто такое, что мешает подготовиться к Причастию, — и злятся, досадуют, а порой и отбрасывают попечения о других, стремясь, вроде бы, Божие поставить на первое место. Но совершенно не задумываются о том, что в образе людей, которым нужна была помощь, им являлся Сам Господь. Это явление и было их подготовкой к Причастию… По большому счету, самое главное — почувствовать, что тебя ведут, и не мешать этому. Мы же много времени тратим на то, что вставляем Богу палки в колеса.

Порой наше локальное предназначение с легкостью реализуется — человек становится профессионалом в каком-то деле, хорошим отцом, мужем, сыном. Но это не уходит в перспективу вечности. Мы говорили о том, что есть предназначение, общее для всех нас, а есть — конкретное, но в итоге оба они должны соединиться. Просто у каждого — свой путь к этому. Сможет ли человек пойти прямым путем, зависит от его послушания Богу.

— А как определить, прямой путь у тебя или как-то искривляется?

— Человек должен развивать в себе некую сердечную чуткость. В чем она должна заключаться? Допустим, я чего-то хочу и к этому стремлюсь. Но этого «чего-то» я не хочу во что бы то ни стало, потому и не стремлюсь к этому во что бы то ни стало. Это не значит, что я не желаю этого сильно (для человека естественны сильные желания; если таковых нет, это часто говорит о том, что душа наша в каком-то сонном состоянии пребывает), — нет. Тут иное. Я, может быть, чего-то очень хочу, но на сердце у меня готовность поступить таким образом: если Господь захочет у меня отобрать то, чего так хочется, не давать мне этого, то я с этим примирюсь. Не буду роптать, унывать и малодушествовать. Может быть, буду даже радоваться, потому что верю, что в неисполнении моего желания заключается забота Божия обо мне. Почему Бог рассудил так — не ведаю, да это и не важно.

Когда у человека есть подобный настрой, то Господь ему очень многие вещи может открыть. Может открыть то, чего сопротивляющийся Богу никогда не поймет и не увидит. Ведь то, что мы получаем благодаря своему послушанию воле Божией, настолько превосходит то, чего мы могли бы самостоятельно в жизни добиться, что это совершенно несопоставимые вещи. Когда человек узнает тайны Промысла Божия о себе лично, то появляется удивительное ощущение встречи с Богом. Это самые главные мгновения в нашей жизни, это то, ради чего мы живем. Это и есть начало того, что продолжится потом в вечности. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: все, что не началось на земле, не может продолжиться и на Небе. Если общение с Богом началось, у него есть все основания длиться и после нашей земной жизни. Но если нет желания и готовности Божие принимать, а от своего отказываться, то человек становится похож на животное с круглыми рогами, которое упирается в ворота, толкает их, но открыть никак не может — потому что не подозревает, что открываются они в другую сторону.

Помню, один мой товарищ, довольно крупного роста, пытался открыть дверь в храме — чтобы выйти после службы. Дверь — огромная, тяжелая. Долго не мог он ее открыть, все бился, бился возле нее. Но внезапно подошла бабушка — дунь, она и упадет, — берется за ручку, тянет на себя, туда, куда и было нужно на самом деле. И… дверь открыта. То же самое и в жизни — часто мы не те усилия прилагаем, которые на самом деле необходимы. Способность же слушать то, как Господь хочет, чтобы мы это сделали, открывает многие двери.

Каждому священнику известны люди, которые болеют от неисполнения своих заветных желаний. Одному страшно необходимо материальное благополучие — ему кажется, что, если бы у него были деньги, все в жизни было бы иначе. Другому хочется занять определенную должность и на этом месте начать приносить пользу людям и себе. И ничего не получается — человек страдает… Самое распространенное неутолимое желание — выйти замуж или жениться, а человека подходящего нет, жизнь, дескать, проходит зря. Обреченность какая-то чувствуется в подобных жалобах. В чем же дело? Неужели Господь не может послать мужа или жену, не может дать работу или материальное благополучие? Может. А почему же не делает этого? Причина — в страстности желания. Оно само по себе перекрывает возможность исполнения. Причем это не только духовным образом можно объяснить. Мужчина, который очень хочет жениться, или женщина, которая очень хочет замуж, подчас находятся в таком душевном состоянии, которое отпугивает потенциального спутника жизни. То же с деньгами — кто гонится за ними, их никогда не догонит: ведь вместо того, чтобы сосредоточиться на ровном, правильно организованном течении жизни, человек совершает непосильные для себя и потому безрезультатные рывки. Духовная же причина подобной неудачливости заключается в том, что всепоглощающее желание чего-либо человека от Господа удаляет. Человек хочет чего-то себе во что бы то ни стало — в том числе и помимо воли Божией. Конечно, есть люди, которые добиваются желаемого, не думая ни о чьей воле, но это не тот способ, который приемлем для верующего человека. Достижение цели без мысли о Боге тоже находится в пространстве Промысла Божия, но действует тут все скорее не благодаря Господу, а вопреки Ему.

— Люди, уткнувшиеся в какое-то препятствие на пути к цели, очень любят говорить, что это — искушение. Вот не открывается у тебя дверь, а думаешь, что это искушение, нужно просто еще сил прибавить…

— Искушение — то, что должно привести к большей искусности в церковной жизни и в делах житейских. А если биться в закрытую дверь, которая не поддается, то можно или дверь сломать, или конечности повредить. И насмешить всех: и людей, и тех, кто искушает — в первую очередь, их даже больше.

Когда у человека на пути встает препятствие, он должен сделать шаг назад и подумать — что происходит, в чем причина. Может, он рвется в запертую дверь, а за ней — пропасть? Может, ждет его то, что совершенно и не нужно. Надо отступить и сказать: вот, Господи, я не понимаю, почему Ты меня останавливаешь, но на Твою волю полагаюсь. И может, после этого дверь откроется. Может — и нет, но тогда нужно просто выйти через запасной выход.

Препятствие — не основание для того, чтобы отказаться от движения вперед. Это основание для того, чтобы задуматься.

— Многие люди сегодня очень любят говорить о судьбе, фатуме, роке: дескать, что бы ты ни делал — все равно все будет так, как на роду написано… Что на это отвечать?

— Если воспринимать нашу жизнь как блуждание щепки в бескрайнем океане, где ее куда-то гонят волны и куда принесут — непонятно, то это, конечно, и фатум, и рок, и некая обреченность. Но для верующего человека жизнь — не бесцельное блуждание в бурных водах. Для верующего человека жизнь — это жизнь с Богом, поэтому никакой обреченности, никакого фатума быть не может. В идеале человек должен прийти к тому, чтобы не задаваться вопросом: «Что со мной будет?». Он просто должен учиться жить с Богом каждое мгновение, каждый час своей жизни. И стараться делать то, что Творцу угодно, доверяя Ему все остальное.

Апостол Павел говорил: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1 , 21). Это очень высокая мера, но Господь человека к этой мере приводит Сам, когда посылает те испытания, те искушения, которые постепенно научают не держаться ни за что, кроме Него. Слышу иногда: «Я стремлюсь к тому-то или сему-то, но меня все время словно бьют по рукам — и руки мне словно отбили, ничего не хочется». Но нужно понять, что ни к чему руки простирать не надо — надо просто жить. То, что тебе необходимо, Господь тебе Сам даст. И в первую очередь Он даст тебе Самого Себя.

— Получается, что для того, чтобы начать путь к жизни с Богом и к узнаванию своего предназначения, нужно… подумать?

— Нет. И да. Нет, потому что человек — существо разумное, ему присуща постоянная рефлексия, обдумывание своих поступков и чувств. Да, потому что на поверку получается, что многие из нас живут бездумно. Проходит жизнь, случаются в ней события, наполняется она переживаниями, но — не осмыслением того, что с нами происходит. В таком случае рано или поздно последует падение или столкновение с препятствием. Только тогда человек останавливается и думает: почему так получилось? А потому, что ты не смотрел, куда идешь, не думал об этом.

— Люди подчас живут так, словно их жизнь пока — черновик, словно завтра можно будет начать чистую тетрадь. И от этого возникает ощущение, что жизнь — словно чужая. Это касается бытовых вещей — выбора профессии, спутника жизни… Что с этим делать?

— Ребенок, пока зависит от родителей, направляем ими: он растет, учится ходить, говорить, идет в школу. У него есть определенная колея, которая прочерчивается теми событиями, которые должны быть у каждого подрастающего человека, живущего с мамой и папой. Но представьте — ребенок убежал из дома, стал беспризорником, растет среди чужих людей или с волками, как Маугли. Вот тогда он и живет не своей жизнью.

Конечно, если человек находится вне Бога, у него будет ощущение потерянности и чужой жизни. Может такое происходить и с верующими людьми, которые не понимают, что такое вера. Она нерасторжимо связана с доверием Богу. Мы не можем требовать, чтобы Господь каждую секунду давал нам знать, что Он рядом, мы не можем утешаться этим непрестанно. Это дерзостно, да и недостойны мы такой благодати. И как могут проявиться наша верность и наша любовь, если нам все время — хорошо? Те периоды, когда мы не чувствуем явного Божиего присутствия, когда нам тяжело, — это время, когда мы можем утверждаться в верности Богу.

Когда человек доверяет Творцу, то даже в состоянии тоски понимает, что находится в Его руках. Человек каждый день горюет оттого, что у него что-то не получилось, в чем-то он снова согрешил, но при этом говорит: «Я верю и знаю, что нахожусь в руках Божиих, что Он меня любит. Этого достаточно. Сейчас начнется новый день — я снова буду стараться прожить его так, как Создателю угодно и насколько хватит моих сил. Все остальное — неважно, потому что я доверяю Богу. Он за меня сможет сделать все, что нужно, — если только я сделаю то, что зависит от меня».

Ощущение потерянности происходит оттого, что человек хочет чего-то другого, не того, чего хочет от него Бог. Чего-то хочет — сам. Слово «сам» входит в глагол «самореализоваться». Нужно помнить, что именно «само» и мешает человеку «реализоваться».

— У каждого человека есть шанс узнать свое предназначение?

— Для каждого человека это естественно. Противоестественно — не узнать. Но абсурд заключается в том, что большинство людей о своем предназначении не задумываются. Они не хотят ничего о нем знать, на самом деле. После грехопадения человек опустился до уровня животной жизни. Но в нем есть стремление к тому, чтобы вернуться в первоначальное состояние. Однако не каждый дает себе труд развить это стремление. Многие его подавляют и удовлетворяются жизнью плотской, телесной.

Довольно часто мне как священнику приходится выслушивать жалобы людей на то, что в жизни ничего не получается, все в ней не так. Когда задаешь вопросы, то начинаешь понимать, что жалующийся человек не умеет любить и отдавать. И не умеет по одной простой причине: чтобы научиться, нужно идти на какие-то жертвы, на трату самого себя. А себя очень жалко — и человек заползает в раковинку, высовывается ненадолго и прячется обратно…

У каждого из нас должна быть решимость жить полной жизнью — той, какая есть, ничего не боясь, ни от чего не скрываясь. Господь не будет помогать человеку до тех пор, пока человек сам себе не начнет помогать. В том числе не начнет учиться любить и отдавать. Любить не только потенциального мужа или будущую жену, не только близких родственников, а — всех. Любить эту жизнь, Богом сотворенную. И Бога любить. И если стремление к этой любви есть, вопрос о предназначении отпадет сам собой.

Журнал «Православие и современность» № 30 (46)