Оперативно-розыскные мероприятия: основания и условия проведения. Открытый урок «Контртеррористическая операция и условия её проведения

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в "Законах хорошо организованной школы".

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей

Ч. Куписевич достаточно подробно описывает принципы дискуссии, в том числе и такие: участник должен понимать, что нельзя говорить долго, следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, выступление должно быть предметным, нельзя бравировать независимостью своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо .

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков .

Все виды игр предполагают наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля.

Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся.

Подготовка учителя предусматривает:

Выбор темы и формулирование проблемы;

Отбор и повторение необходимых языковых средств;

Уточнение параметров ситуации;

Уточнение цели игры.

Подготовка учащихся заключается в следующем:

Поиск дополнительных данных по теме;

Повторение речевых формул.

На этапе проведения игры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать свои решения.

Этап контроля игры может следовать сразу же или проводиться на последующих уроках. Критерии оценки речи учащихся те же, что и в традиционном обучении: количество реплик, количество допущенных ошибок. При этом учитывается также правильный выбор языковых средств в соответствии с ситуацией и исполняемой ролью. Использование игр будет успешным в тех классах, в которых учащиеся привыкли к парной работе .

Есть основные требования к играм: игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения; игра должна быть принята всей группой; она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере; игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.

Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.

Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам .

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Контртеррористическая операция и условия её проведения.

Понятие контртеррористической операции Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г.)

Условия проведения контртеррористической операции Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции? Решение о проведении контртеррористической операции может принимать директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) либо руководители территориальных органов ФСБ.

Какие силы и средства могут привлекаться для проведения контртеррористической операции? Пресечение террористическая акта осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировками сил и средств. В состав группировки могут включаться: в оинские части и соединения; подразделения внутренних дел; п одразделения юстиции; п одразделения гражданской обороны; п одразделения пожарной безопасности; п одразделения безопасности на водных объектах.

Веление переговоров в ходе контртеррористической операции В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Какие меры применяются к физическим лицам в случае отсутствия при проверке документов, удостоверяющих их личность? В случае отсутствия у физических лиц документов, удостоверяющих личность, их доставляют в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

Когда контртеррористическая операция считается оконченной? Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит


А. Деркач [Деркач 1991: 31]выделяет следующие требования к игре.

А. Психологические требования.

Учебная игра должна обладать ролевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся - характер, темперамент.

Исследуя психологическую сторону игры, А. Н. Леонтьев считал, что «игровая операция есть совершенно реальная операция и не может быть иной, ибо реальны сами игровые предметы» [Леонтьев 1975: 31]. В своих трудах А. Н. Леонтьев писал, что сам факт взаимодействия в игре приносит интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение [Леонтьев 1975: 40].

Б. Требования социально-психологического характера

Эти требования подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенцию участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата.

Придавая большое значение эмоциональной стороне воспитательной деятельности педагога, Ш. А. Амонашвили пишет: «На самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителями и его учащимися» [Амонашвили 1986: 41]. По его мнению, «духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства и сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» [Амонашвили 1986: 113].

В. Педагогические требования.

Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Преподаватель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход.

Открытый урок « и условия её проведения»

Просмотр содержимого документа
«Открыты урок»

Тема урока:

Тип урока: комбинированный.

Класс: 11.

Место урока в КТП: второй урок в теме «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Цель урока : сформировать представления обучающихся об условия и этапах проведении контртеррористической операции.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять контртеррористическую операцию, как комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий; научатся называть условия проведения контртеррористической операции; смогут давать определение понятиям – руководитель, оперативный штаб, группировка сил контртеррористической операции; смогут объяснить сущность и особенности переговоров с террористами в ходе проведения контртеррористической операции; овладеют принципом работы с учебником, интернетом, документами (Федеральный закон «О противодействии терроризму»); научатся участвовать выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формирование УУД: метапредметные: слушать других, уважительно относиться к точке зрения одноклассников, быть готовым изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; выделять существенную информацию из текстов разных видов; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности, воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

На уроке использованы следующие приемы коучинг технологии: «Колесо развития», «Стратегия Уолта Диснея»

1.Этап урока. Орг.момент.

Приветствие.

2. Этап урока. Актуализация знаний:

Работа с «Колесом развития».

Учитель: Какова тема нашего прошлого урока?

Ученики: Мы изучаем тему «Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». На прошлом уроке мы рассматривали вопрос: Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи)

Учитель: Верно. Включает презентацию, на экране появляется «Колесо развития». На прошлом мы достигли 5-ого уровня развития, проанализируем насколько мы продвинулись вперед, после выполнения домашнего задания.

Проверка домашнего задания:

На экране презентации появляются вопросы:

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

    Генеральный оперативный штаб

    Федеральный оперативный штаб

    Отдел быстрого реагирования

    Федеральный командный штаб

Вопрос № 4

Комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных актов по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта - это

    контртеррористическая операция

Вопрос № 5

Учитель: Приступаем к взаимопроверке, обменяйтесь работами. За каждый правильный ответ ставим 1 балл, за неправильный ответ 0 баллов.

Возвращаемся к работе с «Колесом развития». Получившие 5 баллов ставят себе высший – 10 уровень, получившие 4 балла ставят 9 уровень – выше среднего, получившие 3 балла ставят средний – 8 уровень, получившие 2 балла ставят 7 уровень, получившие 1 балл ставят низкий – 6 уровень.

Поднимите руки те, кто достиг высшего 10 уровня; те, кто достиг 9 уровня; те, кто достиг 8 уровня, те, кто достиг 7 уровня, те кто достиг 6 уровня. **** Все должны достигнуть 10 и 9 уровня. Молодцы ребята. *** Учитель так же отмечает результаты на «Колесе развития».

Учитель работает с учениками не достигшими высокого – 10 уровня. Что на ваш взгляд нужно сделать в будущем, что бы добиться более высокого результата?

Ответы учеников.

3.Этап урока. Определение темы и цели урока:

Учитель: Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: Контртеррористическая операция и условия её проведения. Записываем тему в тетрадь.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Ответы обучающихся.

Учитель: Молоды. Цель нашего урока: Сформировать представления об условия и этапах проведении контртеррористической операции.

Учитель: Проведем самоанализ. Отметьте на «Колесе развития» уровень своих знаний по данной теме от 1 до 5. Поднимите руки те кто поставил 1 уровень, те кто поставил 2 уровень, те кто поставил 3 уровень, те кто поставил 4 и 5 уровень. Учитель отмечает на своем «Колесе развития»

Затем определите личную цель, т.е. отметьте тот уровень которого вы хотели бы достигнуть на уроке.

4.Этап урока. Изучение нового материала. Работа в группах

Учитель: Что такое контртеррористическая операция? Постарайтесь сами дать определение понятию.

Ученики: Пытаются сформировать понятие самостоятельно. Учитель записывает мысли учеников на доске, коротко.

Учитель: Как мы можем определить правильность наших предположений? Нужно сравнить с определением, данным в учебнике.

Ученики: Находят определение в учебники и сравнивают правильность своих мыслей.

На экране презентации выходит определение.

Контртеррористическая операция – комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

На экране презентации выходит:

Учитель: Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

В «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» говорится: «Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Учитель: Ребята вы разделены на группы

Первая группа будет работать с Федеральный закон "О противодействии терроризму"). Статья 12. И изучат вопрос об Условия проведения контртеррористической операции.

Вторая группа будет работать с материалом учебника стр. 37-38. Изучат вопрос о функциях руководителя контртеррористической операции.

Третья группа будет работать с интернетом найдут информацию о функциях и полномочиях оперативного штаба. Ссылка http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

На выполнение задания – 3 минуты.

Затем начинается опрос по группам. Ответы ребят высвечиваются на слайдах презентации.

Ответ первой группы. Условия проведения контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности

2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

3. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Ответ второй группы. Руководитель контртеррористической операции:

– определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включённых в состав оперативного штаба;

– определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

– отдаёт распоряжения оперативному штабу о подготовке расчётов и предложений по проведению контртеррористической операции;

– в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

– определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

– реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операции.

Ответ третьей группы. Оперативный штаб

5. Мини-проекы по «Стратегии Уолта Диснея»

Учитель: Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств.

В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооружённых Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел.

Запомните!

В ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с террористами лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования

23 октября 2002 г. в Москве во время представления мюзикла «Норд-Ост» вооружённой группой боевиков был совершён захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В момент захвата в здании было 711 зрителей, также более 100 актёров и работников театра. Среди заложников находились 75 иностранных граждан.

Здание Театрального центра было заминировано с таким расчётом, чтобы не только нанести максимальный вред заложникам, но и повредить соседние здания. Среди террористов находились женщины с поясами шахидов, которые были готовы в случае штурма здания взорвать себя и заложников.

Боевики хотели вынудить Российское правительство прекратить антитеррористическую операцию на Северном Кавказе и пойти на переговоры с одним из лидеров сепаратистов, чьё руководство этим терактом стало очевидным почти сразу после захвата заложников.

Ребята я предлагаю вам представить себе, что вы члены оперативного штаба контртеррористической операции. И вам нужно разработать план операции. Какие средства вы будите использовать: - штурм? - переговоры? или придумаете что- то новое?

Работаем в группах по «Стратегии Уолта Диснея»

1 этап – все в роли «Мечтателей» - выдвигаем идеи. Затем обмен.

2 этап – все в роли «Реалистов» - разрабатывает план действий, определяемся с выбором методов и средств. Затем второй обмен.

3 этап – все в роли «Критики» - анализируем риски. Думаем, почему реализация плана может не получиться. Представляют проекты критики.

На каждый этап – 3 минуты. Защита – 1 минута.

На презентации «Стратегия Уолта Диснея»

Ученики работают. Защищают проекты.

Рассказ учителя о реальном проведении операции:

Террористы изначально поставили ультиматум, что, если в 3 ч ночи 26 октября 2002 г. их требования не будут выполнены, они начнут расстреливать заложников. Около 2 ч ночи в здание пытался прорваться мужчина, дочь которого находилась в заложниках у бандитов. Он был убит. Затем бандиты начали расстреливать заложников. Как только раздались выстрелы, спецслужбы начали спецоперацию при помощи усыпляющего газа. В результате взрыв заминированного Театрального центра был предотвращён.

Все террористы были уничтожены, погибло 129 заложников. Около 700 человек удалось спасти. Позднее были обнаружены и ликвидированы главные руководители террористов, организовавшие этот теракт и руководившие боевиками, используя технические средства связи.

Учитель: Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечён (прекращён) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет данную операцию оконченной.

6. Этап урока. Рефлексия.

Учитель. Ответьте на вопросы:

Переходим к работе с «Колесом развития».

Кто знал ответы на 5 вопросов ставят 5 уровень, 4 вопрос- 4 уровень, и т.д.

Ребята кому удалось на уроке достичь поставленной цели. Кому не удалось? В чем причины? Что нужно сделать в дальнейшем, что бы добиться более высокого результата?

7. Этап урока. Постановка домашнего задания:

Параграф 6. Из различных публикаций и Интернета подберите несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделайте вывод.

8. Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«Otkryty_urok»


Вопрос № 1

С какой целью образован Национальный антитеррористический комитет?

  • в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму
  • для разработки новых образцов вооружения и военной техники, применяемых в контртеррористических операциях
  • в целях проведения разведывательных операций по установлению мест нахождения террористических формирований
  • для организации связи в ходе проведения антитеррористических операций

Вопрос № 2

Образование НАК позволило направить усилия на решение триединой задачи по противодействию терроризму. Укажите их

  • проведение разведывательных мероприятий, обеспечение специальных подразделений современным вооружением и техникой, подведение итогов контртеррористичских операций
  • принятие новых нормативно-правовых актов по противодействию терроризму, организация космической разведки, охрана важных государственных объектов
  • предупреждение, пресечение и ликвидация последствий террористических актов
  • предупреждение террористических актов, оборона важных государственных объектов от актов терроризма, разработка образцов специальной формы одежды для спецподразделений

Вопрос № 3

В составе Национального антитеррористического комитета для организации планирования сил и средств по борьбе с терроризмом был образован

  • Генеральный оперативный штаб
  • Федеральный оперативный штаб
  • Отдел быстрого реагирования
  • Федеральный командный штаб

Вопрос № 4

Комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных актов по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта – это

  • стратегическая специальная операция
  • оперативно-тактическая операция
  • специальная войсковая операция
  • контртеррористическая операция

Вопрос № 5

Каким документом определён правовой режим контртеррористической операции?

  • Федеральным законом "О противодействии терроризму"
  • Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации
  • Уголовным кодексом Российской Федерации
  • Боевыми уставами Вооружённых Сил Российской Федерации

  • Вопрос №1 - 3
  • Вопрос №2 - 3
  • Вопрос №3 - 2
  • Вопрос №4 - 4
  • Вопрос №5 - 1


Контртеррористическая операция

Комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта



  • Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.
  • Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает в области обеспечения безопасности.
  • Если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, Генерального прокурора РФ

  • определяет структуру и порядок работы оперативного штаба , а также задачи и функции должностных лиц, включённых в состав оперативного штаба;
  • определяет состав сил и средств , необходимых для проведения контртеррористической операции;
  • – отдаёт распоряжения оперативному штабу о подготовке расчётов и предложений по проведению контртеррористической операции;

  • привлекает силы и средства следующих органов:
  • внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
  • внутренних дел,
  • юстиции,
  • иностранных дел,
  • гражданской обороны,
  • защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
  • обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
  • определяет представителя оперативного штаба , ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности ;
  • – определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, о чём незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

  • – осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;
  • – подготавливает расчёты и предложения по проведению контртеррористической операции;
  • – разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

  • – подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
  • – организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
  • – принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

  • В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
  • При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.


  • «Мечтатели» - те, кто могут придумывать, что-то новое, грандиозное, построить «воздушный замок»;
  • «Реалисты» - те, кто перекладывают идеи «мечтателей» на план-график;
  • «Критики» - те, кто находят всевозможные изъяны и причины, почему «это не сработает».

  • Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.
  • Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

  • 1. В каких случаях для пресечения террористического акта проводится контртеррористическая операция?
  • 2. Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции?
  • 3. Какие силы и средства могут привлекаться для проведения контртеррористической операции?
  • 5. Назовите наиболее опасные террористические акты, произошедшие в нашей стране.