В чем заключается особенность управленческого труда. Требования к менеджерам

Управленческим трудом называется трудовая деятельность, а также различные работы и операции по исполнению сотрудниками управляющей функции в той или иной организации. Качество исполнения управленческих функций напрямую зависит от эффективности деятельности предприятия или фирмы. Как правило, специфика управленческого труда состоит в том, что результаты этой трудовой деятельности находятся вдалеке от момента и места его выполнения и лишь в итоге составляют результаты функционирования всей организации в целом.

Особенности управления

Работа сотрудников по управлению имеет определенный характер и технологические различия. Содержание и особенности управленческого труда состоят из различных факторов.

Умственный труд сотрудников, принадлежащих к аппарату управления, состоит из трех основных видов их деятельности:

  1. Административно-организационная и воспитательная деятельность. Работники в области управленческого труда осуществляют прием различной информации и ее передачу в другие инстанции, а также доводят всевозможные управленческие решения до исполнителей и контролируют их непосредственное исполнение.
  2. Конструктивная и аналитическая деятельность. Сотрудники-управленцы воспринимают поступившую информацию, анализируют ее и впоследствии занимаются подготовкой соответствующих эффективных решений.
  3. Информационно-техническая деятельность. Ее суть заключается в осуществлении документационных, учебных, вычислительных и формально-логических операций.

Предметом такой деятельности, как управленческий труд, является информация – ее поступление, восприятие, анализ и переработка. Средствами управленческого труда являются вычислительная техника и человеческий интеллект, а результатами – управленческие решения и контроль над их выполнением.

Технологические особенности этого вида деятельности заключаются в следующем:

  1. Управленческий труд в отношении к конечным производительным результатам на производстве каких-либо видов благ или услуг всегда несет опосредованный характер. Это значит, что управленческий труд не имеет отношения к созданию непосредственной потребительской стоимости, а направлен на управление сотрудниками той или иной организации, которые заняты производством каких-либо материальных благ или сферой услуг, и через них – основными и вещественными элементами производства.
  2. Управленческий труд, как правило, несет в себе специфически выраженный и творческий характер, интуиция и опыт также играют в нем главенствующие роли.
  3. Сложность такого управленческого труда в целом определяется непосредственной сложностью всех функций управления организацией, а также степенью самостоятельности исполнения этих функций и частоты выполнения каких-либо отдельных элементов, вычлененных из всего трудового процесса. В то же время сложность определяется и уровневой иерархией управления.
  4. Управленческий труд требует от участников данного вида трудовой деятельности высокого уровня навыков управления в организации, которые определяются длительностью работы в управленческом аппарате, а также масштабами и качеством работы, выполняемой ими.

Работники управленческого труда подразделяются на руководящие должности, специалистов и исполнителей, в зависимости от содержания и характера трудовой деятельности.

Руководители

Задача руководителей в области управленческого труда – определить цели своего предприятия и непосредственное направление его деятельности, а также выполнять подбор и расстановку кадров, координировать работу всех исполнителей и подчиненных, обеспечивающих в организации эффективную коллективную производственную деятельность.

Специалисты

Специалисты, в свою очередь, занимаются разработкой и последующим внедрением новых или улучшенных методов и форм организации производственного процесса, управления и труда, экономических и технических нормативов. Кроме того, специалисты должны обеспечить представителей коммерческой деятельности соответствующим набором документов и материалов.

Исполнители

Исполнители (служащие) могут выполнять самую разнообразную работу, которая связана с непосредственным обеспечением деятельности руководства и специалистов. Такой работой может являться сбор, фиксация, передача, множительные работы, обработка поступившей информации, оформление документации и т.д.

Эффективность управленческого труда

Технологические особенности управленческого труда стоят рядом с таким понятием, как эффективность. Но эффективность деятельности сотрудников аппарата управления определяется никак не количеством подготовленных и выполненных документов, выданных предписаний и расчетов, а непосредственно прогрессивностью и результативностью.

Эффективность управленческой деятельности делится на такие виды, как экономическая и социальная.

Экономическая эффективность

Основой оценивания является отношение количества затрат на управленческую деятельность к стоимости единицы определенного продукта или же ко всему объему на производстве. Действительной эффективностью в таком случае следует считать ту ситуацию, когда количество затрат на управленческие нужды не изменилось (или же незначительно увеличилось), но в то же время улучшилось качество управления.

Социальная эффективность

Определяется и измеряется в ходе исследования цепи «цель – желаемый результат – расходы». Сопоставляя результат и расходы, ставят определенную задачу, а именно: показание степени экономичности управленческой деятельности. Иными словами, нужно ответить на вопрос о том, какой ценой и при помощи каких расходов достигается приближение к поставленной цели. В этом случае эффективность понимается как некая степень достижения поставленной цели и как степень экономной траты тех или иных ресурсов.

Принципы рациональной организации управленческого труда

Специфика и содержание управленческого труда должны включать в себя и компонент рационализации данного вида деятельности, который должен достигаться за счет минимизации трудовых затрат в управленческом процессе.

В основе такой рациональной организации труда управленцев лежат несколько основополагающих принципов.

Комплексность

Указывает на то, что проблемы, связанные с организацией управленческого труда, должны решаться с разных сторон с учетом всех аспектов деятельности управления персоналом.

Системность

Учитывая, что принцип комплексности направлен на полноту рассмотрения проблемы управления в соответствии со всеми направлениями, данный принцип содержит в себе их увязку и взаимное согласование, а также устранение возникших противоречий. В результате должна создаваться большая система трудовой организации, в составе которой все подсистемы согласованы между собой.

Регламентация

Подразумевает под собой установление и последующее строгое соблюдение каких-либо положений и правил, инструкций, указаний, нормативов и других документов, которые основаны на объективно существующих закономерностях развития управленческой системы. При этом должен выделяться круг определенных вопросов, которые требуют жесткой регламентации, и круг вопросов, для которых требуются лишь какие-нибудь рекомендации.

Специализация

Суть этого принципа заключается в закреплении за каждым из подразделений организации определенного набора работ и функций с возложением на эти подразделения полной ответственности за конечный результат управленческой деятельности.

Стабильность

Согласно данному принципу, трудовой коллектив должен взаимодействовать и работать в установленных условиях стабильности его решаемых задач, функций и состава этого коллектива. Естественно, нельзя исключать динамику развития коллектива. Главное, чтобы изменение состава и содержания задач обуславливалось объективно нужными потребностями и происходило преимущественно на научной основе.

Введение……………………………………………………………………3

Управленческий труд: характеристика, особенности, виды……………4

Виды разделения труда менеджеров……………………………………..9

Требования к менеджерам………………………………………………...10

Менеджер и предприниматель……………………………………………12

Типы управленческого труда……………………………………………...15

Уровни управления………………………………………………………...16

Заключение…………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………20

Введение

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значение самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.

В данной работе рассмотрим вопросы как: управленческий труд: характеристика, особенности, виды; виды разделения труда менеджеров;

требования к менеджерам; менеджер и предприниматель; типы управленческого труда; уровни управления.

Управленческий труд: характеристика, особенности, виды

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Управленческий труд выделился в период разделения и кооперации труда.

Труд административно-управленческих работников являет­ся неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Сле­довательно, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда.

Однако административно-управленческие работники в от­личие от рабочих сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают не­обходимые организационно-технические и социально-экономи­ческие предпосылки для эффективного труда людей, непосредст­венно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управ­ленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функ­ционировать производственный объект. В процессе управленче­ского труда используются определенные ресурсы - материаль­ные, финансовые, трудовые - здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные специалисты и т. д. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд - это разновидность обще­ственного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управ­ленческого персонала. Он в такой же мере необходим, как и труд рабочих.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширя­ется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной сто­роны, трансформации методов управления и областей их приме­нения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использова­нием новых технических средств хранения, передачи, накопле­ния, обработки информации. Революционные изменения в со­держание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принци­пиально новые информационные технологии. Тем не менее мож­но выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и при­нятия управленческих решений.

Ими являются:

* постановка задачи;

* поиск информации вручную и с использованием компь­ютеров;

* анализ информации;

* группировка информации (вручную или с использовани­ем компьютера);

* простейшие расчеты без компьютера;

* расчеты с применением компьютера;

* подготовка решений;

* принятие решений индивидуально;

* принятие решений коллегиально;

* оформление документов, составление писем и т. д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осу­ществляется путем использования информации и ее преобразо­вания в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей.

Поэтому главной особенностью труда административно- управленческих работников является информационный харак­тер предмета и продукта их труда, обусловленный принципи­альным отличием трудового процесса (по его содержанию и ре­зультатам) от других видов труда.

Конечный продукт управленческого труда - решения, оп­ределяющие меры управляющих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные. Результаты труда служа­щих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения. Отсюда вы­текает весьма существенное специфическое требование к реше­нию вопросов организации труда служащих - предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различ­ных трудовых функций с целью выявления и устранения струк­турных и документационных излишеств, совершенствования ор­ганизационных форм управления с использованием возможно­стей автоматизированных систем.

Другой особенностью управленческого труда является его умственный характер. Это вытекает из информационного харак­тера предмета и продукта труда, в силу которого административ­но-управленческим работникам, как правило, в значительной ме­ре приходится затрачивать нервно-эмоциональные усилия, в осо­бенности при поиске и реализации решений.

В управлении, как и в любом другом виде трудовой дея­тельности, имеет место разделение труда. Такое разделение про­является в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим спе­циальностям, например выделяются аналитики, плановики, бух­галтеры, менеджеры.

С позиций конкретного содержания работ, операций, про­цедур, выполняемых работниками, занятыми управленческим трудом, их роли в подготовке и принятии управленческих реше­ний также выделяются разные группы работников управления. Такое деление отражает разные уровни сложности отдельных операций, требований к профессионализму, полномочий в приня­тии решений. Работники, служащие, прямо или косвенно участ­вующие в управлении, известные иногда под названием "белые воротнички", делятся в зависимости от характера и содержания выполняемых функций на три категории:

* управляющие в лице руководителей, менеджеров, наде­ленных полномочиями принимать управленческие решения, не­посредственно осуществлять управляющие воздействия;

* специалисты в лице работников аппарата служб управ­ления, чиновников, которые анализируют информацию об объек­те управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;

* технические исполнители, обслуживающие управляю­щих и специалистов, выполняющие вспомогательные операции по обеспечению процесса управления и его участников.

Каждой из этих групп присущи свои особенности как с точки зрения содержания их труда и характера умственных на­грузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности трудового коллектива.

Так, руководители организаций и их подразделений опре­деляют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей, про­изводственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов. В их труде преобладают творче­ские операции, хотя и имеются существенные различия между ними (руководителями).

Труд управляющих является весьма разнородным и ответ­ственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.

Руководитель должен лично знакомиться с информацией, входящей документацией, проверять, подписывать, а иногда и готовить исходящие письма, документы, продумывать готовя­щиеся решения и принимать их, анализировать сложившуюся ситуацию, происходящие процессы, связанные с объектом управ­ления. В этом проявляется индивидуальная деятельность менед­жера.

В то же время руководители призваны участвовать в колле­гиальной выработке решений с участием руководителей выше­стоящего и нижестоящего уровней, компаньонов, смежников, подчиненных специалистов, советников общественных и проф­союзных лидеров. Это в основном деятельность совещательного характера.

Коллективная деятельность - это работа руководителя с производственным, трудовым коллективом, с исполнителями.

В ходе контактов, общения с работниками руководитель выяс­няет социально-психологическую обстановку в коллективе, выслушивает мнения и жалобы работников, сообщает им о го­товящихся и принятых решениях, обосновывает необходи­мость и целесообразность осуществления планов, мероприя­тий, побуждает их к эффективной, качественной работе. Кон­такты с исполнителями могут носить характер производствен­ных совещаний, встреч, посещения подразделений, рабочих мест, личных приемов.

Более определенным образом очерчен, определен труд спе­циалистов (инженеров, техников, экономистов и др.), которые разрабатывают и внедряют новые или усовершенствованные ви­ды продукции, технологические процессы, а также формы орга­низации труда и управления, обеспечивают предприятие необхо­димой документацией, материалами, ремонтным и другим об­служиванием, осуществляют коммерческую деятельность, т. е. выполняют определенную функцию или часть функции. В дея­тельности специалистов сочетаются творческие и повторяющиеся операции, хотя и между ними (специалистами) также имеются существенные различия.

Специалисты, будучи консультантами, советниками, по­мощниками руководителя, выполняя работы, необходимые для управления, сами редко уполномочены принимать решения, вхо­дящие в компетенцию их руководителя. Но они оказывают ог­ромное влияние на принятие управленческих решений, выдвигая и обосновывая определенные варианты таких решений и участ­вуя вместе с руководителем в выборе конечного варианта, убеж­дая его в пользу того или иного решения. При некомпетентном в своем деле, недостаточно грамотном руководителе судьба управ­ленческого решения чаще всего находится в руках специалистов.

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и другие) выполняют разнообразную работу, связан­ную с обеспечением деятельности руководителей и специали­стов. Труд их принято считать наиболее простым в управлении, в определенной мере так оно и есть. Причем в их труде преоблада­ют повторяющиеся операции. Хотя и по мере увеличения исполь­зования компьютерной и другой информационной техники в производстве и управлении, значительного увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного пер­сонала резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов в целом. Кроме того, повышается доля в нем творческих операций.

В современных условиях может быть выделено 3 вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд - это прежде всего труд руководите­лей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает приро­ду творческой умственной деятельности, ее психофизиологиче­скую сущность.

Аналитические операции заключаются в получении и вос­приятии необходимой для принятия решений информации. К числу таких операций в зависимости от форм и методов их вы­полнения относятся: рассмотрение и изучение различных доку­ментов и литературных источников; проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результа­тов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах); постановка или уточнение диагноза су­ществующего положения.

Конструктивные операции связаны с подготовкой и приня­тием разного рода решений. Эти операции различаются в зависи­мости от содержания, характера и сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.

Административный труд - это специфический вид умст­венного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности.

Процесс административного труда складывается из вы­полнения следующих организационно-административных опе­раций: служебно-коммуникационных (передача и прием уст­ной информации путем телефонных переговоров, обхода рабо­чих мест, приема сотрудников и посетителей, передвижения в пределах предприятия); распорядительных (доведение реше­ний до исполнителей путем отдачи устных распоряжений, письменных приказов, указаний, установления заданий испол­нителям или утверждения составленных ими личных планов работы, устного инструктажа в процессе выполнения заданий и поручений, составления и утверждения письменных инст­рукций); координационных (взаимная увязка работы подразде­лений и служб путем проведения совещаний и заседаний, со­ставления плана-графика выполнения работы с указанием ис­полнителей и сроков); контрольно-оценочных (контроль ис­полнения приказов, решений совещаний, планов, заданий, по­ручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощ­рения и взыскания).

Операторный труд - это главным образом труд техниче­ских исполнителей по выполнению стереотипных, повторяющих­ся операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов.

Следует заметить, что содержание труда административно- управленческих работников не остается неизменным. Как пока­зывают исследования, учетные, информационные и документационные операции занимают у них пока до 70% рабочего време­ни. Однако в результате применения руководителями и специа­листами технических средств, передачи стереотипных, малосо­держательных функций машинам, создания новых методов и средств труда, совершенствования организации управления су­щественно меняется содержание их труда, повышается в их рабо­те.

Виды разделения труда менеджеров

Выделяют три вида разделения труда: функциональное, структурное и технологическое (профессионально-квалификационное).
1) Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (например, группа планирования, группа мотивации и т.д.).
2) Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы производства, сфера деятельности и т.д.
Структурное разделение труда подразделяется на вертикальное и горизонтальное.
- Вертикальное разделение труда построено на выделении трех основных уровней управления: нижний, средний, высший.
Таблица 1 – Типы менеджеров по уровням управления.

Уровень управления

Менеджеры

Основные задачи

Президент
Исполнительный вице-президент
Директор организации, его заместители
Руководители, ответственные за функциональные подсистемы

Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой

Руководитель (директор) филиала
Руководитель отдела
Начальник цеха

Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями

Мастер
Бригадир
Руководитель функционального бюро в цехе

Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования

Горизонтальное разделение труда представляет собой расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтальное разделение труда предполагает специализацию менеджеров по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. Такими подсистемами являются: персонал, производство, маркетинг, финансы, исследования и разработки.

Рисунок 1 – Структурное разделение труда менеджеров.
3) Технологическое (профессионально-квалификационное) разделение труда учитывает виды и сложность выполняемых работ. В соответствии с данным видом разделения труда в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников:
-руководители;
-специалисты;
- служащие.

Требования к менеджерам

Понятие "менеджер" имеет очень широкое значение и употребляется применительно к:

Организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

Руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

Руководителю по отношению к подчиненным;

Администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

В мировой практике принято различать менеджеров трех уровней:

Низшего;

Среднего;

Высшего.

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена - устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена - постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

Знание технологии производственного процесса и его функционирования;

Знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

Знание общей экономической теории;

Знание теории маркетинга;

А также общая эрудиция по специальности;

Знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

Умение быть в форме;

Выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

Выдержка в любой конфликтной ситуации;

Коммуникативность;

Умение слушать;

Интуиция;

Приспособляемость к ситуации;

Восприимчивость критики, самокритичность;

Стремление к успеху и готовность работать для этого;

Возраст и внешние данные;

Сила воли;

3. Личные способности:

Умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

Умение распределять обязанности и давать четкие указания;

Умение стимулировать и мотивировать работников;

Легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

Ум и рассудительность;

Творческий потенциал;

Умение принять нужное решение;

Логическое, структурное, системное мышление;

Интуиция;

5. Рабочие приемы:

Рациональность и системность в работе;

Умение максимально концентрироваться;

Умение принятия решений и снятия проблем;

Самоменеджмент;

Умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

Активность и подвижность;

Энергичность;

Сила и здоровье.

Менеджер и предприниматель

По мнению П.Друкера «менеджер – человек, обеспечивающий лидерство, дающий направления, вырабатывающий и принимающий решения».Главная движущая сила менеджера – использование имеющихся ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки деятельности организации, налаживать систему планирования и контроля.В осуществлении своего или чужого замысла менеджера характеризует множество учитываемых мнений и факторов, стремление уменьшить риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на длительную перспективу.При использовании ресурсов менеджер прежде всего заинтересован в выполнении условий, поставленных собственниками бизнеса, и в создании стабильной системы распределения ресурсов. Вообще, универсальные схемы и процедуры истинный менеджер стремится создать во всех сферах своей деятельности, не исключая и личную жизнь. «Менеджер - это тот, кто умеет организовать свою работу так, чтобы она укладывалась в расписание "с 9 до 18"; он умеет поставить дело так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск и не останавливается с его отъездом в важную командировку; он знает все, что ему необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему самому знать необязательно; он работает с организацией дела, а не с самим делом.

Предприниматель работает в своем бизнесе, находится "внутри" него: дело Предпринимателя неотрывно от него самого, оно гибнет, начиная с того самого момента, когда Предприниматель по тем или иным причинам прекращает им заниматься. Менеджер же начинает работать над своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть легко отделен от него и передан другому менеджеру, например - профессиональному Управляющему».

Для менеджера важен его статус и объем властных полномочий, размер материального вознаграждения.

Часто встречающиеся ошибки менеджеров:

Стремление как можно быстрее подняться по служебной лестнице, не связывая его с реально достигнутыми результатами;

Озабоченность символами своего положения, например размером кабинета или моделью мобильного телефона;

Забота прежде всего о своих интересах, тогда как хороший руководитель заботится и о своих людях;

Стремление к самоизоляции.

Если попытаться составить портрет идеального менеджера, получится примерно следующее: внутренняя свобода, инициатива, рациональность и критичность, логичность и целостность, открытость для информации, динамичность, широкий кругозор, высокий профессионализм, способность вызывать доверие и управлять вниманием людей, ориентация на достижение целей.

Как и в случае с предпринимателями, идеальные менеджеры редки в природе. Чаще всего во главе компаний стоят люди, сочетающие в себе эти две ипостаси.

Термин «предпринимательство» был введен еще в 18 веке французским экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность».

В практически неизменном виде это определение верно и сегодня. Предприниматели действуют на стыке бизнес-идей с правовой средой, экономической ситуацией, политической конъюнктурой и этическими нормами. Отличие состоит в том, что предприниматель по духу и стилю работы может действовать не только от себя, но и от имени компании на страх и риск ее акционеров.

По М.Веберу существуют два типа предпринимателей – рациональный и авантюрный. Первый базируется на этике (часто говорят «на протестантской или капиталистической этике») и ориентируется на гарантированную прибыль в будущем. Второй действует по принципу «не обманешь – не продашь», стремясь к сиюминутному выигрышу. К сожалению, большинство наших новых предпринимателей относится ко второму типу, и это сформировало негативный оттенок в восприятии самого слова. Однако в большой бизнес имеют шанс попасть только рациональные предприниматели.

Предпринимательство - это качество, на котором основывается любой бизнес на первом этапе своего развития. В «Психологии бизнеса» приведен список требований к предпринимателю в алфавитном порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, деловитость, жизнелюбие, изобретательность, индивидуализм, инициативность, интуиция, контроль, находчивость, новаторство, образованность, оборотистость, оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритичность, свобода распоряжения средствами, склонность к риску, смелость, способность развиваться, умение контактировать с людьми, умение планировать.

Приходится признать, что в жизни такой набор качеств можно найти исключительно редко. Чаще всего мы видим житейскую «предприимчивость», которая с бытовых свершений переносится в бизнес и помогает заработать на недорогую машину и встроенную кухню.

Звездный час истинных предпринимателей наступает во времена перемен: технологических революций, политических катаклизмов, массовых потребительских истерий и т.п. Тогда начинают говорить о «витающем в воздухе духе предпринимательства».

Главная движущая сила предпринимателя – использование открывающихся возможностей. Для него характерно революционное восприятие действительности, ориентированное на результат. Однако, привычка действовать в условиях риска часто приводит к сужению горизонта планирования и ограничивает круг факторов, учитываемых предпринимателями при принятии решений.

При использовании ресурсов многим предпринимателям приходится изобретать новые возможности их экономии и проявлять всевозможную гибкость.

Наконец, предпринимателям необходимо постоянно следить за сохранением своих прав собственности, за стремлением сотрудников к независимости и удерживать контроль над ситуацией.

Но как только дело начинает стабилизироваться и появляются свободные ресурсы, большинству предпринимателей становится скучно и они начинают искать новые возможности для новых подвигов на нише бизнеса.

В начале пути многих предпринимателей не было ничего сверхъестественного и особенно героического. Просто они, во многом под давлением обстоятельств, так или иначе сделали первый шаг, который повлек за собой последующие действия.

Предпринимательское поведение характеризуется творче­ским нестандартным подходом к решению производственных задач. Этим оно отличается от так называемого приростного по­ведения, ориентирующегося на планирование от доступного уровня и экстраполяцию закономерностей прошлого на будущий период.

Предпринимательская система стимулирования преду­сматривает вознаграждение за творчество и инициативу в от­личие от других систем стимулирования, предусматривающих поощрение за прошлую деятельность и стабильность резуль­татов.

Основная сложность для предпринимателей – не найти идею или ресурсы, а найти своего клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. То есть сыграть другую по сути роль – роль «менеджера».

Любой предприниматель одновременно (в той или иной мере) является и менеджером. Для него характерно профессио­нальнее знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.

Типы управленческого труда

Разделение управленческого труда объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Виды разделения управленческого труда

1. Функциональное разделение труда (горизонтальное) , предполагающее выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, и закрепление их за отдельными работниками и подразделениями аппарата управления. В итоге выделяют руководителей, специалистов, служащих по функциональной роли в процессе управления. Все категории работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управляющего воздействия (см. п. 1. 3.).

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

Типы руководителей

1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).

Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.

Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.

2. По месту в системе управления организации выделяют:

П руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);

П руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);

П руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).

Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными. В действиях руководителей среднего звена преобладает решение тактических задач, однако, могут решаться вопросы стратегического характера. Руководители высшего звена определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных составляющих. Соответствующая деятельность имеет стратегическую направленность, характеризуется масштабностью, сложностью, наличием связи с внешней средой организации. Структура рабочего времени руководителей (рис. 2):

Подводя итог, отметим, что разделение управленческого труда является важным фактором повышения его результативности, и в каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

Уровни управления

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (начальники отделов). Вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т. е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации: руководителей низового звена, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический уровень - соответствует уровню низового звена, управленческий уровень - соответствует уровню руководителей среднего звена, институционный уровень - соответствует уровню высшего звена (см. рис.3).


Рис 3. Уровни управления.

Линии a,b,c показывают, что на каждом последующем уровне управления находится меньше управленческого персонала.

Под институционным уровнем понимается и уровень специальных структур, так называемых институтов, например, государство, акционерное общество и т. п., выполняющих определенные общественные функции.

Руководители низового звена - это младшие начальники. Этот управленческий уровень находится непосредственно над рабочими и другими работниками производства. Они обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов.

Типичной должностью на этом уровне является мастер, мастер смены, старший мастер, начальник производственного участка. Этот уровень руководства непосредственно соприкасается с рабочими. Работа здесь характеризуется большим разнообразием и краткостью задач. Руководители этого звена затрачивают много времени на общение с подчиненными и мало общаются с вышестоящими руководителями.

Работу руководителей низового звена координируют и контролируют руководители среднего звена. Типичными должностями этих руководителей являются начальник смены, сменный инженер, начали ник цеха, начальник отдела, директор филиала.

Общие признаки, характеризующие работу этих руководителей выделить очень трудно. В основном характер работы руководителе этого звена определяется содержанием работы вверенного ему под разделения. Так, например, работа начальника производственного отдела на промышленном предприятии главным образом сводится к координации и управлению руководителями низового звена. Занимается он также анализом данных о ходе производственного процесса производительности труда, налаживанием связей между производственными подразделениями.

Руководители среднего уровня выполняют работу по связи между руководителями низового и высшего звена. Они аккумулируют информацию о ходе производственного процесса, отрабатывают и анализируют ее, придают ей удобную форму для принятия решений руководителями высшего звена, 0т 70 до 90% рабочего времени руководители среднего звена проводят в устном общении.

Относительно малочисленную группу составляют руководители высшего звена. На производстве - это директор завода, генеральный директор объединения, президент и вице-президент корпорации, на Уровне государства - это министры, в университете - ректор, проректор. Это люди, которые принимают самые ответственные решения в организации. На этом уровне ценятся личности, которые своими управленческими качествами могут повлиять на весь облик любой организационной структуры.

Руководители высшего звена в течение рабочего дня выполняют огромную по масштабам управленческую работу в напряженном темпе. Они, как правило, живут своей работой. Их рабочий день никогда не кончается. И в домашних условиях их мысли направлены на поиск вариантов повышения эффективности возглавляемой ими организации (см. также рис.4).

ВС-70%-запланированные заседания, ДЕ-3%-поездки, осмотры; ЕМ-12%- работа с бумагами: МА- 6%-телефонные разговоры. СД-9%-незапланированные встречи

Рис. 4. Использование времени руководителями высшего звена.

Заключение

В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой, интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями экономического роста, с осознанием объективного характера развития общественной организации труда.

Среди методологических проблем эффективности труда важное место занимает вопрос о самом принципе ее определения. По этому поводу высказываются различные суждения. К наиболее обоснованному следует отнести взгляд на эффективность как на соизмерение результатов труда персонала управления, выраженных полезным (техническим, технологическим, организационным, социальным, экономическим и др.) эффектом.

Соотношение элементов эффективности (эффект и затраты) указывает на следующие возможности ее повышения: при неизменных затратах и повышении эффекта; при неизменном эффекте и сокращении затрат; при более быстром увеличении эффекта по сравнению с ростом затрат. Какая из перечисленных возможностей будет приемлема для того или иного предприятия продиктует рынок.

Наиболее слабым звеном в оценке эффективности труда персонала управления является недостаточная разработка методологии количественного измерения затрат и результатов труда. Основная проблема оценки эффективности управленческого труда состоит в определении его доли в полученном эффекте предприятия, объединения, отрасли. Говоря другими словами, косвенную оценку результатов работы аппарата управления пока удовлетворенным образом не удается соизмерить с конечными результатами производства. Такую связь с некоторой степенью точности устанавливают при помощи так называемых коэффициентов значимости выполнения тех или иных функциональных обязанностей. Как правило, эти коэффициенты устанавливаются эмпирическим путем.

Учитывая специфический характер труда управленческих работников и его неоднозначное влияние на конечные производственные результаты, оценку эффективности следует производить комплексно, выделяя в качестве объектов оценки: совокупного работника; коллектив служащих функционального подразделения; индивидуального работника.

Повышение эффективности труда управленческого персонала и получение конкретных ее оценок – проблемы, от правильного решения которых во многом зависит развитие рыночных отношений в обществе.

Список литературы

1. Диневич В.А., Роганов С.В., Якунина Н.И. Показатели и критерии эффективности управления. – М.,1975.

2. Журавель В.И. Основы менеджмента в системе здравоохранения. К., 1994.

3. Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. – К.: МАУП, 1996.

4. Курочкин А.С. Управление предприятием: Учеб. пособ. – К.: МАУП, 1998.

5. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М.,1982.

6. Погорелова Т.В. Эффективность труда управленческого персонала и ее составляющие /Проблемы управления в условиях перехода к рыночной экономике: матер. всерос.канд. Секция 3,4. – М.,1992.

7. Слезингер. Г.Э. Труд в управлении промышленным производством. М.,1967.

8. Туленков Н.В. Введение в торию и практику менеджмента: Учеб. пособие. – К.:МАУП, 1998.

9. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – К.: Товариство «Знання», КОО, 1998.

10. Эффективность управленческого труда. – К.,1974.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В результате освоения материалов, изложенных в главе 7, у обучающихся формируются:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Изучение и усвоение материалов, излагаемых в главе 7, позволит: знать:

  • ? содержание и специфику управленческого труда;
  • ? значение управленческих решений в обеспечении конкурентоспособности фирмы;
  • ? последовательность работ в процессе принятия решения;
  • ? технические средства, применяемые в управлении;
  • ? классифицировать управленческие решения;
  • ? использовать различные источники информации для оценки альтернатив при принятии управленческих решений;
  • ? оценивать эффективность управленческого труда;
  • ? основные элементы культуры управления;
  • ? различными способами принятия управленческих решений;
  • ? навыками проведения деловых бесед.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

Управленческий труд имеет свою специфику, так как управленческий труд - умственный, хотя и имеет элементы физического труда.

К. Маркс подразделял умственный труд на три вида. Результатом первого вида является «готовый продукт» в виде книг, картин и других произведений науки и искусства, созданных учеными, писателями и художниками.

Продукт второго вида умственного труда - деятельность учителей, лекторов, актеров, врачей и т.д., т.е. этот труд неотделим от трудового процесса.

Третий вид непосредственно связан с материальным производством, т.е. работники управления непосредственно участвуют в производстве материальных благ.

В управлении представлены все три вида умственного труда. Управленческим трудом заняты кадры управления, т.е. руководители, специалисты и технические исполнители.

Предметом управленческого труда является информация, результатом управленческого труда являются управленческие решения. Продукт управленческого труда (управленческое решение) неотделим от деятельности руководителя. Принимая решение и доводя его до подчиненных, руководитель должен быть убежден в его необходимости и целесообразности, должен организовать его исполнение, и при этом он выступает как ученый, оратор, учитель, теоретик и пропагандист.

Таким образом, специфика управленческого труда состоит в том, что в ней представлены все виды умственного труда. Он является творческим, так как базируется на науке и искусстве управления, требует значительных затрат умственной энергии (внимания, памяти, воли).

Управленческий труд непосредственно влияет на производство, поэтому его можно назвать производительным. Термин «производительность управленческого труда» можно считать правомерным.

Еще одна особенность - отличие технологии управленческого труда от технологии труда производственного. Технология производственного труда более или менее стабильна, повторяется изо дня в день, заранее проектируется. Технология управленческого труда постоянно меняется, возникают новые производственные ситуации, которые каждый раз требуют новых управленческих решений.

Кадры аппарата управления выполняют работы, различные по своему характеру и содержанию, по продолжительности цикла. Многие работы носят случайный характер. Труд работников аппарата управления не всегда поддается формализации, затруднено его измерение и нормирование.

Управленческий труд состоит в:

  • дополнении функций управления, т.е. сбор, обработка, передача информации (работа с документами) и выработка управленческих решений;
  • работе с людьми, приеме посетителей;
  • организации личного труда;
  • планировании и распределении времени;
  • проведении бесед;
  • телефонных разговорах;
  • обходе рабочих мест;
  • организации и проведении служебных совещаний. Управленческие решения на фирмах представляют собой творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по достижению поставленной цели с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе знания объективных условий функционирования управляемого объекта и анализа необходимой информации.

Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности фирмы на рынке, а именно:

отношений на фирме;

Создание положительного имиджа фирмы и др.

Неверное управленческое решение может направить исполнителей по неправильному пути, привести к снижению качества продукции, растратам трудовых, материальных и финансовых ресурсов, таким образом потере рынков для товаров фирмы.

На этапах реализации принятого решения участвует весь персонал фирмы (рис. 7.1), который воплощает в жизненную реальность, материализует цели фирмы в сфере ее деятельности. Конкурентоспособность фирмы полностью зависит от уровня организации и от эффективности работы персонала фирмы, от управления процессами всех видов деятельности фирмы.

В подготовке управленческого решения важную роль играет безошибочность, полнота и своевременность поступления необходимой информации. К ней предъявляются высокие требования. Четкость постановки задачи, анализ данных, оперативность обработки результатов зависят от квалификации кадрового состава и применяемых методов и технологий в процессе управленческой работы.

Несмотря на огромное разнообразие видов деятельности, производственных задач, условий и ситуаций, в которых они происходят, классификация управленческих решений по ряду общих признаков и оснований возможна и полезна (рис. 7.2), при этом определенным видам управленческих задач соответствуют определенные методы их решения.

В типовых рабочих ситуациях применяются типовые (стандартные) решения. Разрабатываются правила, инструкции по выполнению ряда работ с определением условий принятия положительных или отрицательных решений.

На практике немногие управленческие решения оказываются полностью программируемыми (т.е. стереотипными) или непрограммируемыми. Многие решения требуют творческого, индивидуального подхода.

Рис. 7.1.

принятия решения

Существуют различные способы принятия решении :

  • аналитический;
  • интуитивный;
  • основанный на прежнем опыте;
  • рациональный;
  • стандартный;
  • основанный на риске;
  • спонтанный и др.

Рис. 7.2. Классификация управленческих решений эффект: рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Важное решение, как правило, сопровождается многочисленными последующими решениями. Оно влияет на все структурные звенья фирмы. Эффективно работающий руководитель должен понимать взаимозависимость решений и выбирать альтернативы, которые вносят наибольший вклад в повышение конкурентоспособности фирмы. Решение иногда сопряжено с компромиссами, трудностями, опасными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен предвидеть и быть готовым подготовить соответствующие меры по их недопущению.

Принятие решений является центральным элементом административной деятельности. Это особый вид деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив.

На условия выбора влияет новизна рассматриваемой проблемы. Если одна и та же проблема встречается неоднократно, у руководителя вырабатываются типовые методы решения. Со временем эти методы могут войти в регламентирующие документы, определяющие решение. При этом выбор исчезает.

Проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора, когда в них новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой он совершается. Руководитель обязан знать правила инструктажа подчиненных, чтобы иметь возможность объяснить им логические основания выбора и порядок выполнения задания.

Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях, характерных для административной деятельности, имеют следующие общие черты:

  • уникальность, неповторяемость ситуации выбора;
  • сложность оценки рассматриваемых альтернатив;
  • недостаточная определенность последствий принимаемых решений;
  • наличие совокупности разнородных факторов, которые следует принять во внимание;
  • назначение лица или группы лиц, ответственных за принятие решений (ЛПР).

Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях существовали всегда, но по ряду причин в последние годы важность их значительно выросла вследствие того, что:

  • 1) резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, когда принятые раньше решения остаются правильными;
  • 2) развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора при принятии решения;
  • 3) возросла сложность каждого из вариантов принимаемых решений;
  • 4) увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий.

Существенно усложнились и требования к информации, необходимой для принятия управленческих решений (рис. 7.3).

В ситуациях принятия уникальных решений всегда существует нехватка информации, восполнить которую можно лишь путем практического опыта и детальной проработки всевозможных гипотез. Опытные руководители обычно выслушивают все полезные советы, но поступают по-своему, на основании своего вйдения развития будущих событий, своей оценки тех или иных исполнителей. Таким образом, при решении проблем выбора управленческого решения в уникальных ситуациях руководителю приходится преодолевать ряд существенных дополнительных трудностей.

В большинстве случаев оценки качества альтернатив можно приближенно разделить по критериям эффективности и стоимости.

Для многих проблем уникального выбора понятия «стоимости» и «эффективности» многоаспектны. Как правило, для рационального решения необходимо принимать во внимание прямые и косвенные оценки эффективности, оценки с точки зрения внешней среды и побочных явлений. Денежные оценки эффективности являются лишь одним из подходов. То же относится и к оценкам потерь в рисковых ситуациях, так как многие потери при реализации альтернатив не могут быть выражены в деньгах.

Принимаемые управленческие решения могут существенно влиять на различные аспекты производства, что увеличивает количество возможных оценок. Как правило, необходимо учитывать изменения оценок во времени. Наряду с известным экономическим правилом учета будущих затрат и результатов все чаще возникают проблемы учета новых типов оценок, которые характеризуют последствия принимаемого решения в разные моменты будущего.

Постановка задачи и разработка модели процесса принятия решения, а также альтернатив ее достижения являются важными этапами работы над управленческим решением (рис. 7.4).

Сопоставление разнородных аспектов оценки альтернативы часто создает руководителю трудности, поэтому необходимо избегать субъективности сопоставлений, так как это вызывает дополнительную критику. Еще более сложная ситуация складывается при коллективном принятии решений: у каждого из членов коллективного органа, принимающего решения, могут быть разные меры сопоставления разнородных качеств. Одни могут быть заинтересованы в первую очередь в экономических критериях, другие - в экологических, третьи - в лоббировании конкретных интересов.


Рис. 7.3.

управления фирмой


Рис. 7.4.


Рис. 7.4.


Рис. 7.4.

Следовательно, несколько альтернатив могут иметь разные оценки, и результат выбора зависит от того, какие из этих оценок оптимальны в рассматриваемом случае.

Основным источником информации для оценки альтернатив является профессионализм экспертов и руководителей, принимающих решение, по иерархии возложенных на них обязанностей и выделенных полномочиями в структуре управления.

Руководители среднего и низшего звеньев визируют решение, высший руководитель подписывает его, принимая на себя всю полноту ответственности. Поэтому высший по положению руководитель, не доверяя своим подчиненным полностью принятие решений, стремится найти компетентных экспертов, которые смогли бы беспристрастно оценить качество предлагаемых вариантов решения. Часто лучшее решение проблемы возникает после ее новой оценки, т.е. после поиска новой альтернативы.

В административных органах, как правило, существуют организационные системы для решения сложных проблем выбора, которые состоят из утвержденных правил сбора и анализа информации (обычно со сроками), порядка рассмотрения вариантов, их согласования и утверждения.

Широкое внедрение компьютеров в экономику привело к сокращению трудозатрат человека во многих сферах деятельности. В первую очередь вычислительным машинам были переданы стандартные операции, принятые и утвержденные офисные процедуры (банковские операции, бухгалтерские расчеты). Далее наступила очередь повторяющихся управленческих решений в одинаковых ситуациях. В настоящее время уже написаны и используются эвристические программы для решения задач, бывших в прошлом прерогативой творческой деятельности человека - доказательство теорем, решение сложных логических задач и т.д. В офисах крупных фирм, где работают большие новейшие компьютерные технологии процессов управления, они рассматриваются как универсальное средство, гарантирующее современный уровень и высокое качество управления. Возможности применения технологий электронной коммерции и ERP-систем подтверждают это.

Быстрое развитие в России рынка услуг консультативной деятельности в сфере менеджмента является закономерным результатом усложнения управления фирмами в экономике. Объективная необходимость использования консультантов, специалистов по проектированию организационных структур для целей реинжиниринга в административном аппарате непрерывно возрастает. Наряду с прочими факторами эта необходимость связана с быстрыми изменениями в технике и технологии процессов управления в окружающем мире с середины 1990-х гг.

Существуют две причины, препятствующие использованию более совершенных методов и процедур принятия управленческих решений. Первая из них связана с традиционными предрассудками работников аппарата управления, привязанностью к привычным формам подготовки управленческих решений. Вторая - с несовершенством стиля и методов работы зарубежных консультантов, переносящих в российские условия западный опыт без учета специфики отечественной действительности.

Но новое поколение российских менеджеров за последние годы получило хорошие знания возможностей современных Internet- технологий, постоянно работает с компьютерами, имеет намного более высокую квалификацию и умеет оперативно принимать сложные управленческие решения.

Любое сотрудничество руководителей и консультантов - двусторонний процесс. Просто указания вышестоящих руководителей не могут стимулировать «внедрение» новых методов принятия решений, так как необходима совместная работа сотрудников аппарата и консультантов. Структуризация процесса принятия решений и разумное использование экспертов могут привести к возрастанию способностей руководителя эффективно решать все более сложные проблемы.

Перед специалистами по методам оптимизации управленческих решений, консультантами-аналитиками стоят сложные проблемы. Многие реальные процессы, протекающие в административном аппарате, гораздо сложнее тех, для которых уже разработаны типовые аналитические подходы. Иногда интересы структурных подразделений и фирмы в целом не совпадают. Не всегда в конфликтной ситуации четко вырабатывается компромиссное решение, учитывающее разные интересы и цели других подразделений, не отработана технология принятия решения коллективом руководителей. Из-за этого возникают дополнительные проблемы в координации работы различных подразделений аппарата управления, требуются детальные и трудоемкие согласования противоречивых интересов.

В реальных ситуациях от руководителя при принятии управленческих решений требуются такие качества, как владение искусством анализа ситуации, глубокие профессиональные знания приемов и методов принятия решений, умение предоставлять доказательную аргументацию, профессиональные навыки руководящей работы с людьми, владение в должном объеме знаниями экономики и организации труда и, конечно, менеджмента.

Характеризуя понятие «управленческий труд», следует отметить, что сферой его приложения является управление производством или другими объектами.

Управление производством представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Применительно к управлению деятельностью производственного коллектива (предприятие, объединения и др.) выделяют семь основных групп функций управления, различающихся объектом воздействия, преимущественной стадией его осуществления и содержанием управленческой деятельности.

Можно выделить следующие функции управления производством: маркетинговую, планирование, финансирование, организацию средств производства и стимулирование улучшения их использования, организацию и стимулирование труда, информационное обеспечение и учет, контроль, регулирование и оценку деятельности.

К управлению производством, в широком его понимании относятся все функции управления, от подготовки производства до контроля и оценки его результатов Соответственно, труд работников, занятых выполнением любой функции управления, считается управленческим, независимо от его характера и содержания.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего, это преимущественно умственный труд.

Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд-творческая cоставляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению он характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов. Это - разработка планов и анализ их выполнения, определение направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем. По содержанию эвристический труд связан с выполнением аналитических и конструктивных операций и направлен на разработку и принятие решений.

Административный труд - вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию он достаточно разнообразен и включает выполнение различных организационно-административных операций: координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов (различных отделов, цехов и других подразделений).

Операторный труд - это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера. По содержанию к операторному труду относится информационно-техническая работа, включающая документационные операции (оформление документов, их копирование, размножение, хранение, обработка корреспонденции и т.п.), первично-счетные и учетные, ввод данных в ЭВМ, переработку информации по заранее разработанной программе, вычислительные и формально-логические операции.

Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов, условий труда и т.д.

Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму, реализуется в продукте труда совокупного работника.

Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер.

Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности - технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, магнитные носители и т.д.).

Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке (за исключением работы некоторых должностных групп).

Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно - по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей - по показателям работы отдела (бюро). Это своего рода конечные результаты, между временем достижения которых и моментом приложения труда существует значительный разрыв.

Важным свойством производительной формы управленческого труда является то, что его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений - по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг. Эта специфика определяет такие требования к организации управленческого труда, как необходимость тщательного анализа объема и форм информации, методов и средств выполнения трудовых процессов с целью выявления и устранения документационных излишеств.

Все указанные отличительные качества управленческого труда обусловливают особый подход к его организации.

Удельный вес работников управленческого персонала в численности занятых в народном хозяйстве возрастает из года в год и в 90-е гг. достиг 18%, причем темпы роста численности работников управленческого труда опережают темпы роста численности рабочих.
За последние 20 лет это опережение составило 1,8 раза. Это - объективная тенденция, характерная для всех развитых стран. Она вызвана техническим прогрессом, возросшей ролью управленческого труда. Если предположить, что формы и методы работы аппарата управления меняться не будут, число лиц, занятых в нем, будет удваиваться каждые 5-7 лет. Надежным заслоном этой ситуации может быть совершенствование организации управленческого труда.

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой - содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т. е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд - это разновидность умственного труда. Он непосредственно не выступает созидателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, а потому и производительным трудом.

Основная цель управления как такового - создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических, и других) для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Таким образом, управление - это прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Трудовая деятельность людей в производстве как предмет управленческого труда может опосредованно выступать в виде информации в ее различных формах. Информация - специфический объект приложения управленческого труда. В связи с этим управленческий труд имеет информационную природу. В нем сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер. Следует отметить, что специфика решаемых в сфере менеджмента задач в основном предопределяет преимущественно умственный и творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, выработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности членов организации составляет главный смысл и содержание труда людей, которых относят к управленческому персоналу. Эта категория работников, используя особый предмет труда - информацию и преобразуя ее, вырабатывает и принимает решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают прежде всего средства работы с информацией (организационная и вычислительная техника), а результат их деятельности проявляется в управляющих воздействиях (управленческих решениях) и оценивается на основе достижения стоящих перед организацией целей. Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение .

В процессе управления его субъекты решают самые различные проблемы - организационного, технического, экономического, социально-психологического правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда.

Управленческий труд - это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в процессе разделения и кооперации общественного труда. Это обособление является объективно необходимым условием развития не только общественного производства, но и общества в целом. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд обладает рядом специфических особенностей, которые выражаются в его характере, цели, предмете, результатах и используемых средствах .

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.

Продукт труда управленческих работников не имеет формы специфических вещественных результатов. Конечным продуктом управленческого труда считается совокупность управленческих решений и влияние, которое они оказывают на объект управления. Специфика управленческого труда состоит в том, что его результаты, как правило, отдалены во времени и пространстве от момента и места его затрат. Они лишь в конечном итоге неотделимы от результатов функционирования всей организации. Управленческий труд имеет также свои специфические технологические отличия, которые заключаются в следующем:

Управленческий труд по отношению к конечным результатам производства носит опосредованный характер, т.е. данный вид труда не создает непосредственно потребительскую стоимость, а направлен на управление работниками, занятыми созданием материальных благ или оказанием услуг, и через них - вещественными элементами производства;

В основном этот труд является специфически выраженным творческим, опыт и интуиция играют в нем весьма важную роль;

Сложность управленческого труда определяется, прежде всего сложностью самих управленческих функций, степенью самостоятельности их выполнения и повторяемости отдельных элементов процесса труда, уровнем иерархии управления; управленческий труд требует высокого уровня организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате управления и масштабами выполняемой работы .

В зависимости от характера и содержания труда управленческие работники подразделяются на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

Эффективность управленческого труда - это соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Формирование и реализация полезного эффекта управленческой деятельности выступает как длительный процесс, растянутый иногда на месяцы и даже годы.

Оценить эффективность управления значительно сложнее, чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев.

Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Главные из них - обобщения, новые идеи, концепции, воплощенные в соответствующих решениях и планах. Кроме того, каждое звено управления, а также отдельные специалисты подготавливают для руководства разработки, нормативные и справочные материалы. Эти промежуточные результаты называются вспомогательными.

Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки .

Обобщающие оценки эффективности управленческой деятельности выражают конечные результаты функционирования управляемого объекта - цеха, предприятия. Можно принять хорошее своевременное решение, сбалансированный план.

Однако, это еще не гарантирует высокую эффективность: нужны организационные, контрольные, стимулирующие, воспитательные меры воздействия на коллектив, чтобы реализовать намеченные цели с наименьшими затратами. Сами по себе управленческие решения или план - только предпосылка для получения полезного эффекта производственной деятельности совокупного работника, частью которого выступает управление.

Нельзя ожидать высокой эффективности, если принятый план или решение плохо обоснованы, не обеспечены ресурсами. Но хороший план или решение также могут быть не выполнены из-за невысокого уровня организаторской работы на последующих этапах.

Эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей.

И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную - термином «показатель эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле - признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило .

Различают два вида эффективности управленческой деятельности: экономическую и социальную. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в обеспечении гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны: социальная эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная; экономическая - как первичная, исходная, и в этом смысле основная. На современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической эффективности управленческого труда, поскольку он позволяет количественно измерить эффективность в сфере труда.