Верхние торговые ряды. Главный универсальный магазин - ГУМ: история здания


Адрес Главного универсального магазина (ГУМа): г. Москва, Красная пл., д. 3, метро: «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Театральная».
Телефон Главного универсального магазина: (495) 788-43-43.
Главный универсальный магазин открыт каждый день с 10.00 до 22.00.
Сайт Главного универсального магазина: http://www.gum.ru

Главный универсальный магазин (ГУМ) (до 1953 года Верхние торговые ряды) - крупный торговый комплекс в центре Москвы и один из крупнейших в Европе, занимает целый квартал и выходит главным фасадом на Красную площадь , является памятником архитектуры федерального значения.

Среди торговых заведений России конца XIX века Верхние торговые ряды занимали особое место.

Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Пассаж (от французского - проход, переход) - тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы, размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

Уже в XVII веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы.

То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему, издавна было бойким торговым центром города.

Здание Верхних торговых рядов построено в 1890-1893 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова. Здание выдержано в псевдорусском стиле.

Здание было расположено в квартале между Красной площадью и Ветошным проездом по радиусу: как свидетельствуют документы того времени, длина фасада, выходящего на Красную площадь, составляла 116 сажен, а выходящего на Ветошный проезд 122 сажени.

Торжественное открытие Верхних торговых рядов с участием генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова и великой княгини Елизаветы Фёдоровны состоялось 2 (14) декабря 1893 года.

В гигантском трёхэтажном сооружении, состоящем из трёх продольных пассажей с глубокими подвалами, разместилось более тысячи магазинов. Конструкция перекрытий пассажей - арочные стальные фермы с остеклением шестнадцатиметровых пролётов. Кроме пассажей в здании устроены три больших зала. Во внешней отделке использован финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.

В 1952-1953 годах здание реставрировали и сделали Государственным универсальным магазином (сокращённое название - ГУМ). В настоящее время торговый комплекс не является государственным, но название ГУМ используется и сейчас наряду со старым названием «Верхние торговые ряды».











Икона святого благоверного князя Александра Невского на фасаде здания ГУМа.






Рядом со зданием Верхних торговых рядов находятся:

РЯДЫ,ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЕ

Центральная часть Верхних рядов

В будущем году исполнится сто лет зданию знаменитого московского , бывших Верхних торговых рядов. Верхними ониназывалисьпотому, что вниз по крутому спуску от Красной площади к Москве-реке стояли Средние и Нижние торговые ряды. Но с постройкой нового здания название приобрело и другой, несколько неожиданный смысл. Верхние ряды стали вершиной в развитии этого типа торговых помещений, самыми большими и совершенными в длинном ряду российскихторговых рядов. В преддверии знаменательного юбилея "Былое" публикует статью, посвященную истории Верхних торговых рядов в Москве, их творцам, перипетиям строительства и эксплуатации.

ЧАСТЬ 1.НЕУРЯДИЦЫ ЗАНАРЯДНЫМФАСАДОМ

Место, накоторомстоит хорошо известный всем москвичам Государственный универсальный магазин, издавна служило для торговых целей.Уже в XV веке сюда из Кремля были выселены многочисленные лавочки, и с тех пор торговля здесь никогда не прекращалась. Хотя, возможно, были на этом месте постройки и совсем другого назначения. При сооружении существующего ныне здания на восьмиметровой глубине обнаружились древние двухъярусные белокаменные подвалы, похожие скорее не на склады товаров, а на подземные тюрьмы. В XIX веке Верхние торговые ряды представляли собой настоящую диковину, подобную которой можно было встретить только вМоскве.

Нашидалекие предки очень не любили ломать однажды возведенные капитальные здания. Вот и первые каменные ряды, построенные еще в XVI веке, многократно горевшие иразрушавшиеся, такжемногократно восстанавливались,надстраивались и перестраивались. Врезультате всех этих работ к началу XIX века сложился причудливый конгломерат сооружений,в плане и объемах которого трудно было найти какую-нибудь логику. В 1812 году эта постройка сильно пострадала, но ее вновь восстановил знаменитый архитектор О.И. Бове.

Вид на старые Верхние торговые ряды. 1880-е годы

Он же спроектировал новый, классический фасад рядов, словно нарядной ширмой закрывший старые лавки со стороны Красной площади. Центральную часть здания акцентировал мощный восьмиколонный портик,вместе с куполом сената за Кремлевской стеной определявшийпоперечную ось площади. На фоне портика хорошо смотрелся установленный вскоре памятник Минину и Пожарскому.

Верхние торговые ряды. Фасад. Арх. О. Бове

Но внутренность рядов совсем не соответствовала их торжественному внешнему виду. За нарядным фасадом скрывались более или менее узкие линии и переходы, вдоль которых располагались сотни лавок илавочек. В докладах городской управы красноречиво описывалось состояниеинтерьеров рядов – накренившиеся стены, удерживаемые только распорками, лежавшие прямо в глине выщербленные кирпичи мощения, проложенные посередине проходов водосточные канавы, крутые подъемы и спуски, для преодоления которыx нужно было цеплятьсяза развешенные по стенам веревки.

Очень жаль,чтосегодня нельзя побродить по этому странному и запутанному лабиринту, в котором на каждом шагу подстерегалакакая-нибудь неожиданность.Сохранись каким-то чудом старые торговые ряды с фасадом Бове до наших дней, они заняли бы место среди наиболее выдающихся архитектурных памятников города.

Интерьер старых Верхних рядов

Но чуда не произошло – несмотря на все ремонты и поновления , древнеелоскутноесооружение ветшало и разваливалось прямо на глазах. Уже в середине века стало ясно, чтоочередной поправкой обойтись не удастся.

ЧАСТЬ 2. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Еще в в 1869 году московский генерал-губернатор, пораженный убожеством Верхних торговых рядов, предписал московскому голове незамедлительно озаботиться их перестройкой. Поэтому очень кстати пришлось предложение известных предпринимателей А.А. Пороховщикова и Н.А. Азанчевского. Незадолго до этого они соорудили на Ильинке Теплые ряды, называвшиеся так потому, что все магазины и лавки в нихотапливались, что было новостью для Москвы, привыкшей к вечному холоду и сырости, царившим вовсех прочих торговых рядах. Сначала спрос на непривычно комфортабельные и дорогие помещения был невелик, но скоро новинку оценили, и через три года из трехсот магазинов Теплых рядов не осталось несданным ни одного. На волнеуспеха Пороховщиков и Азанчевский решили взять в свои руки и перестройку Верхних торговых рядов, скупив предварительно все мелкие лавочки у их владельцев.

Но лавочники почуяли угрозу. Они заламывали за свои тесные и ветхиеклетушки несусветные цены, а многие вообще не хотели и слышать о продаже. Вот тогда-то предприниматели и обратились в городскую думу со своим проектом перестройки рядов и просьбой – провести принудительное отчуждение всех помещений рядов.

Такой поворот дела не на шутку напугал лавковладельцев, и они срочно выступили с контрпредложением. Верхнерядские торговцы брались перестроить ряды на свои средства. Право было на ихстороне, и городской думе поневоле пришлось отклонить проект Пороховщикова – Азанчевского . Но лавочники только этогои ждали – вопрос о перестройке рядов незаметно исчез с повестки дня.

Когда же спустя семь лет снова зашла речь о Верхних рядах, торговцы снова сделали вид, что готовы взяться за это дело, но взамен потребовали прирезки семисот квадратных саженей (трех тысяч квадратных метров) от Красной площади.Городская дума, понятно, не согласилась, и дело опять заглохло.

Очередная кампания прошла в 1880 году, не дав, впрочем, никаких сдвигов. Городская дума постановила создать акционерное общество для перестройки рядов, а торговцы это постановление попросту проигнорировали.

Москва многим обязана городскому голове Н.А. Алексееву. Неоценимы его заслуги и в деле возведения Верхних рядов. В 1886 году с помощью энергичных мер ему удалось созвать общее собрание лавочников, на котором постановили в шестимесячный срок подготовитьпроект устава акционерногообщества.Естественно, срок выдержан не был,и дело грозило вновь надолго затянуться. Этому помешала городская управа во главе с неутомимым Алексеевым. Своей властью она закрыла Верхние торговые ряды, поставив торговцев перед свершившимся фактом. Им предстояло торговать во временных рядах, наскоро сооруженных на Красной площади, вплоть доокончания постройки нового здания. Хочешь не хочешь, а нужно было решаться.

ЧАСТЬ 3. УБЕЖДЕНИЕМ И ОТЧУЖДЕНИЕМ

10 мая 1888 года устав нового акционерного общества Верхних торговых рядов в Москве получил высочайшее утверждение. В основу этого документа легли следующие основные принципы:

Акционерами могли являться только владельцы лавок, и только в размере стоимости их владений;

Участие постороннего капитала не допускалось;

Весь земельный участок должен был стать собственностью общества, а не отдельных владельцев;

Стоимостьвладений должна была определяться их доходностью по оценкам городских властей.

Эти, казалось бы, простые и естественные положения были выработаны в результате долгих усилий и позволяли решить сложную, почти неразрешимую задачу. Ведь новое здание предстояло соорудить на участке, принадлежавшем чуть ли не тысяче собственников. Все клетушки,все закутки (всего их было около семисот) в старых рядах имели своих x озяев . При этом часть лавчонок в результате многократной передачи по наследству формально принадлежала нескольким лицам. Каждый из лавковладельцев считалсебя полным господином своего пусть убогого и тесного (иногда в несколько квадратных метров) помещенияи боялся утратитьсвои права в результате коренной реконструкции. Многим, особенно самым мелким торговцам, вовсе не хотелось пускаться в рискованные предприятия с перестройкой. Пугало их и то, что нашлось изрядное количество сторонних предпринимателей, желавших вложить средства в явно выгодное дело. Вторжениекрупного капитала грозило вообщелишить мелких торговцев их насиженного места.

Именно этими соображениями были обусловлены основные положения устава, одобренные большинством лавковладельцев . Но нашлось немало тех,кто наотрез отказался передавать свои владения обществу. Их упорствопришлось ломать с помощью городских властей. Было принято решение о принудительном отчуждении во владение города лавок сопротивлявшихся, а дальше уже городское правление передало свою добычу во владение общества, получив взамен все права акционера.

Но даже и с теми, которые добровольно отдавали свои лавки, возникали затруднения. Многие лавочники имели неполный комплект документов на владение, либо вовсе не имели никаких. Свои права они обосновывали ссылками на давность лет или на своих предков. Законное урегулирование таких проблем предусматривало долгие разбирательства.

Чтобы вывести дело изтупика,пришлось отойтиотбуквы закона. МинистрфинансовИ.А. Вышнеградский разрешилпроизводить передачу лавок без купчих крепостей, лишь по одним общим планам и описям, которые, к счастью, сохранились. Благодаря этой прерогативе, а также энергичным действиям исовета общества большинство юридически и финансовыx проблем удалось разрешить в течение 1888 года.

ЧАСТЬ 4. НЕУДАЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Председателем правленияакционерногообщества Верхних торговых рядов и главой всего грандиозного предприятия стал московский купец и промышленник А.Г. Кольчугин. Хотя возведение рядов являлось для него чуть ли не второй профессией ( вскореон принял заведование постройкой и соседних Средних рядов), к рядовым личностям Александра Григорьевича никак не отнесешь, уже хотя бы потому, что его фамилия увековеченав названии города – редкость для России, где города наименовывались, в основном, в честь императоров и князей,в крайнем случае – их детей, а отнюдь не купцов. Кольчугин был основателем товарищества медно-латунных заводов, одно из предприятийкоторого открылось в западной части Владимирской губернии. Постепенно вокруг него сложилсяпоселок, уже всоветское время превратившийсяв красивый и уютный город Кольчугино.

Назначение человека, внесшего свою лепту в одну недоброкачественную постройку, главой возведения нового, гораздо более сложного объекта, вряд ли выглядело логичным. Это сразу же было замечено. ОбиженныйА.А. Пороховщиков (один из авторов непринятого проекта перестройки рядов 1869 года) в своем письме, опубликованном в"Московских ведомостях", не без ехидства упомянул о "строительных способностях" более удачливого конкурента, наглядным подтверждением которых послужил обвал на Кузнецком мосту. Но богатство, влияние, энергия Кольчугина пересилили. К тому же процесс об обвале закончился для него вполне благополучно – Александр Григорьевич был приговорен всего-навсего к выговору в присутствии суда.

Кольчугин был не единственным героем процесса об обвале, вошедшим в состав правления общества Верхних торговыхрядов. Его товарищем избрали еще одного подсудимого – купца П.В. Щапова, а непосредственный надзор за работами на строительной площадке осуществлял инженер М.А. Попов, в свое время навязанный в качестве помощника архитектору А.С. Каминскому. Кстати, суд признал Попова главнымвиновником катастрофы.

Фактически круководствупостройкой Верхних рядов пришла целая команда Кольчугина,сложившаяся еще на сооружении домаКупеческого общества. Вдобавок по иронии судьбы тот злополучный дом общей схемой планировки был очень похож на вновь закладываемые торговые ряды. Те же три этажа, те же три пассажа, насквозь прорезающих массив обоих зданий.

Тем самымстроительстводома Купеческого общества на Кузнецком мосту стало как бы генеральной репетицией грандиозного строительства на Красной площади. Репетиция закончилась провалом, вернее, обвалом, но главных действующих лиц это не смутило. Они переформировали свою команду, очистив ее от случайных людей (например, архитектора Каминского, имевшего прочные связи с конкурентом – А.А. Пороховщиковым ), и сразу же, без перерыва, приступили к основному делу.

ЧАСТЬ 5. "МОСКОВСКОМУ КУПЕЧЕСТВУ"

Проект новогозданиявыбирался порезультатамспециального конкурса, объявленного 15 ноября 1888 года. На разработку проектов конкурсантам отводилось всего три месяца – последним сроком представленияматериалов акционерное общество назначило 15 февраля следующего, 1889года.Зато победителямназначались поистине царские премии:1-я – 6 тысяч,вторая – 3 тысячи и 3-я – 2 тысячи рублей.

В составжюри делегировали своих лучших представителей самые авторитетные государственные учреждения и общественные организации, имевшиеотношение к архитектуре и строительству.Членами жюри стали: от Московской управы – Н.А. Алексеев, от Московского губернского правления – губернский инженер А.А. Мейнгард, от Техническо-строительного комитета МВД – академик архитектуры И.С. Китнер, от Академии художеств – член совета Академии А.О. Томишко ,отМосковского архитектурного общества – его председатель Н.В. Никитин, от Петербургского общества архитекторов – академик В.А. Шретер и от Московского художественногообщества– один из старейших московских архитекторов А.(Алексей) П. Попов.

Участники конкурса должны были работать в рамках единой программы, своего рода технического задания, определявшего требования акционеров к проекту. Выработка этой программыоказалась весьма сложной задачей. С одной стороны, нужно было четко сформулировать требования к функциональности и экономичности здания, рентабельности и удобствам его эксплуатации. С другой стороны, в силу своего положения на Красной площади в окружении признанныхшедевров русского зодчества новое здание должно было отвечать самым высоким требованиям в архитектурно-художественном плане и по своему идейному содержанию.

Оптимально совместить обе группы требований не удалось. В программе конкурса явный приоритет получили требования первой группы: они былиболеемногочисленны, болеечеткоопределены. Требования к идейно-художественной стороне проекта свелись к нескольким расплывчатым пожеланиям, чтобы новое здание стало "памятником, достойным своего исторического местоположения."

Всего на конкурс поступило 23 проекта из Москвы, Пятибрюха , Одессы, Берлина и других городов. Согласно правилам, проекты представлялись под девизами, а именаих авторов содержались в запечатанных конвертах. Жюри имело право вскрыть только конверты с девизами премированных проектов. Поэтому вряд лимыкогда-нибудь узнаем имена всех зодчих, представивших свои работынаэтот престижнейший конкурс. Зато широко известны имена призеров: первую премию завоевал петербургский академик архитектуры А.Н. Померанцев, вторым стал будущий академик Р.И. Клейн, третьим – популярный московский австриец А.Е. Вебер. На результатах сказался явный уклон конкурсной программы в сторону удовлетворения потребностям торговли, экономии и удобств эксплуатации. Лучшими были признаны наиболее утилитарные проекты. Характерен девиз проекта-победителя – "Московскому купечеству".

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект А.Е. Вебера

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект Р.И. Клейна

Мнение общественности о конкурсных проектах, в томчислеи премированных, отражено в газетах того времени: "Большинство проектов поражает отсутствием художественного творчества. Они бесцветны". Репортер "Московских ведомостей" высказался, пожалуй, слишком резко.Вполне достаточно было быотметить, что почти все проекты выглядели на одно лицо и различались лишь по тщательном рассмотрении. Не каждый старый москвич, много раз видавший фасад и в натуре, и на фотографиях, сможет с первого раза выделить работу Померанцева среди двух десятков аналогичных фасадов.

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект под девизом "По старой памяти"

Положение о конкурсе не обязывало акционеров принимать к исполнению проект, получивший первую премию; они были вправе выбирать из всех трех призеров, могли приобрести и другие приглянувшиеся им проекты, а затем поручить кому-либо из зодчих разработать на их основе оптимальный вариант здания. Поэтому правление общества сделало попытку добиться лучших результатов: призерам, а также нескольким участникам завершившегося конкурса (московским арxитекторам Б.В. Фрейденбергу , П.П. Зыкову, В.П. Загорскому, М.Н. и Д.Н. Чичаговым) поручили доработать иx проекты.

Кмаю 1889 года зодчие завершили работу, но никакиx существенныx изменений в решение жюри это не внесло. Выяснять и далее, был ли избранный проект А.Н. Померанцева на деле лучшим, а тем более пытатьсяв нем еще что-то улучшить было попросту некогда. Работы на строительной площадке уже разворачивались.

ЧАСТЬ 6. ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ?

Акционеры спешили: не очень-то удобно было торговать во временных железных бараках. Поэтому еще до объявлениярезультатов конкурса началсяснос старых рядов.

В товремя историография русского зодчества все еще пребывала в зачаточном состоянии, особого интереса к остаткам утилитарных, хотя и древних построек никто не проявлял, а архитектуру русского классицизма по традиции, шедшей еще со времен Гоголя, продолжали считать скучной, казарменной (насколько странно это звучит сегодня!). Ценности сооружений начала XIX века еще не осознавали и в пылу строительной горячки сносили и перестраивали их десятками. Не стали исключением и Верхние торговые ряды. Никаких препятствий к их сносу не усматривалось, протестов против"покушения на Красную площадь" не было слышно. Никто даже не вспомнил об авторстве Бове –он еще не считался, как сейчас, одним из лучших московских зодчих.

Одним словом, обстановкабылавполне деловая, обошлось без ненужных эмоций. Одно из самых больших и интересных зданий, украшавших наш город, исчезло бесследно.Даже оставшиеся от сноса строительные материалы продали, выручив за нихвесьма приличную сумму – 250 тысяч рублей.

Говорят, ломать – не строить.Но снос огромныx старыx рядов и расчистка площадкиоказались делом не многим более простым, чем сооружение новыx . Разборка старых построек в южной половине участка началасьв сентябре 1888 года, а на другой половине строения были сломаны лишь летом следующего года. Гораздобыстрее шли работы нулевого цикла:траншеи вырыли через несколько месяцев,к осени.Тогда же, осенью, заложили фундамент. Но официальная, торжественнаязакладка состоялась лишь 21 мая 1890 года (все даты по старому стилю). Таким образом, от начала сноса до закладки прошло более полутора лет.

Верхние торговые ряды. Строительство

Зато возведение стеншлоисключительно быстрыми темпами– бывали дни, когда укладывалось до 200 тысяч кирпичей.Нельзя при этом забывать, что кладка в те времена велась только в теплое время – примерно 6 месяцев в год,поэтому окончена она была к 1892 году. Но уже за несколько месяцев до этого открыласьчасть магазинов в наиболее готовой,южной части здания.

Много усилий былозатраченона отделку, монтажперекрытий пассажей и технического оборудования. Но и здесь четкая организация работ помогла выдержатьвесьмасжатыесроки.Освящениеи официальноеоткрытиеВерхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года.

ЧАСТЬ 7. СКАНДАЛ

Казалось бы, уроки неудачной репетиции не пропали даром. Здание Верхних рядов было построено на совесть. Современники единодушно отмечали прочность конструкций здания, высокое качество строительных материалов, тщательность исполнения работ. И все-таки без скандала, омрачившего впечатление от четкой организации дела изадержавшего работы, не обошлось.

Начался он совершенно неожиданно. Еще в 1888 году городская дума постановила, что фасад Верхних торговых рядов должен отстоять от памятника Минину и Пожарскому (он наx одился тогда в центре Краснойплощади) не ближе 10 саженей (около 22 метров). С той поры была проведена разбивка участка,возведены фундаменты и часть стен.Как вдруг в сентябре 1891 года городской землемер донес, что центральная часть фасада новостройки отстоит от пьедестала памятника на 10,8 саженей, а от окружавшей его решетки – всего на 9,6 саженей.

Почему решили измерять расстояние от решетки – неясно, но сообщение землемера вызвало быструю и бурную реакцию. Городская дума создала комиссию для расследования, но уже до этого управа остановила строительство. Завертелось кляузное и бестолковое дело.

Подняли необходимые документы, потребовали объяснений от членов Строительного совета при городской управе, послали запрос генерал-губернатору. В ходе расследования стали всплывать любопытныевещи. Оказалось, что в мае 1888 года самим царем была утверждена красная линия, то есть предельнаядля застройки границаКрасной площади, а спустя всего несколько месяцев Александр III утвердил проект Померанцева, согласно которому здание Верхних рядов в некоторых местах нарушало толькочтоутвержденную границу! А майскую красную линию никто не догадался отменить. Придальнейшем рассмотрении выяснилось, что эту пресловутую красную линию вообще было невозможно точно проложить на местности, так как утвержденный царем чертеж не содержал указания точныx величин углов и расстояний, необходимых для привязки к опорным пунктам.

А дальше дело запуталось совершенно: центральный выступ фасада здания,из-за которого все и началось, вовсе ненарушалкрасной линии и лишь незначительно выступал за проектные плановые очертания! Зато боковые ризалитыявнонарушали всевысочайшеутвержденные документы – они далеко "выехали" и за красную линию, и за проектное положение. Скандал разгорался и становился опасным для многих – ведь в том, что царь своей подписью придал силу закона двум противоречившим друг другу документам, виноват был, конечно, не он, а те, кто представлял их на утверждение.

И вдруг за несколько дней все утихло. Комиссия быстро состряпала многословныйи маловразумительный доклад, где говорилось, что нарушение линии зафиксировано только на плане, а не на местности (?), а там, где оно все же было (!), масштабы его были признаны слишком незначительными, чтобы поднимать шум.

Все же обычай требовал козлов отпущения, и таковые былибыстро найдены. Как и в деле об обвале на Кузнецком мосту ими стали архитекторы. Сам автор проекта, петербургский академик, известный самому Александру III, был слишком высокой персоной для московских купцов, зато у себя в Москве они нашли зодчих попроще . Первым стал участковый архитектор Городской части (то есть КремляиКитай-города) А.Д. Муравьев, которого вынудили уйти со своего поста. Вторая жертва была крупнее – член Строительного совета при городской управе В.Г. Залесский. Он оказался более твердым, сумел дождаться оправдательных выводовкомиссии и лишь после этого написал исполненное достоинства прошение об отставке.

Невиновность обоих зодчих в неурядице совершенно очевидна: им поручалсялишь контроль за соответствием возводимого здания проекту, в котором уже и было заложено нарушение ранее утвержденной красной линии. А после высочайшего утверждения проекталюбые его поправки вообще становились немыслимыми.

Весьма вероятно, что вся эта история была инспирирована враждебными Кольчугину влиятельными лицами, которые сами же и "нажали на тормоза", убоявшись размаха скандала. И всежевозникновению дела немало способствовал стиль работы кольчугинской команды, который уже ярко проявился в деле об обвале на Кузнецком мосту. Отчетливо видна приблизительность, с которой и сам Кольчугин, и его присные относилось к своим обязанностям. Попросту говоря, они частенько надеялись на авось. В первом случае не соблаговолили выполнять строительные правила, во втором – как следует подготовить важнейшие, представляемые самому царю документы.

Скандал с красной линией имел еще одно, совершенно неожиданное следствие. Благодаря ему вновь воскресло старое дело об обвале дома Купеческогообщества.Сработала простая логика:если за нарушение красной линии (действительное или мнимое) поплатились своими постами сразу два городских архитектора, то почему ни один из них не понес ответственности за десятки жертв катастрофы 1888 года? И спустя пять лет после катастрофы передсудомпредстали бывший начальник строительного отделенияуправыА.С. Потемкин и участковыйархитектор В.Н. Карнеев . Потемкина, как водится, оправдали, а Карнеева из уважения к преклонному возрасту и беспорочной службе приговорили к строгому выговору. Но престарелому академику архитектуры и выговора оказалось довольно – c ним случился удар. Так строительная деятельность Кольчугина всего за четырегода сломала карьеру или жизнь четырем московским зодчим – А.С. Каминскому, А.Д. Муравьеву, В.Г. Залесскому, В.Н. Карнееву .

ЧАСТЬ 8. СТРОИТЕЛИ

Автор проектаи руководитель строительства Верхних торговых рядов Александр Никанорович Померанцев родился в 1848 году вМоскве, учился в Училище живописи, ваяния и зодчества,затем поступил в Академию художеств, и дальнейшая его жизнь была связана восновном с Петербургом. С 1887 года он академик архитектуры, с 1892 – профессор, с 1899 – ректор высшего художественного училища при Академии.

Кроме того, он занимал посты члена Техническо-строительного комитета МВД и архитектора при Синоде. Среди его работ в Москве нужно назвать станционные здания Окружной железной дороги, собор Александра Невского, архитектурнуючастьпамятника Александру III у храма Христа Спасителя. В столице Болгарии Софии и столице Черногории Цетинье по проектамПомеранцева возвели большие православные соборы. Ряд крупных зданий построен зодчим в Нижнем Новгороде и в Ростове-на-Дону. Первой же значительной и самой известной его работой стали Верхние торговые ряды. Несколько строительных сезонов Померанцевпровел в Москве, лично наблюдая за строительством.

Но даже на стройках обычных доходных домов архитектор имелпомощников,а столь грандиозная стройка без них была бы попросту невозможна. В разработке детальных чертежей, расчете конструкций,непосредственном руководстве работами участвовали десятки инженеров, архитекторов,техников, студентов-практикантов Института гражданских инженеров. К сожалению, их имена не упоминались ни в газетныхотчетах, ни в одном из роскошных памятных или рекламных изданий.

Только архивные документы позволяют назвать хотябынесколько имен – это уже известный инженер М.А. Попов, руководивший сломкой старых рядов и возведением фундаментов новых,техник В.В. Козак,и вдальнейшем помогавший архитекторам на сооружении важных городских объектов. В тени оставалось даже имя автора ажурных стеклянных перекрытий пассажей. Сообщалось лишь, что изготовлены они на Петербургском металлическом заводе, а о том, что сконструировал их выдающийся русский инженер В.Г. Шухов, не было сказано ни слова.

Верхние торговые ряды. Покрытие галерей

Систему отопления половины зданиявыполнил В.Г. Залесский,тот самый,что пострадал в результате скандала с красной линией. Но теперь он выступал не в качестве чиновника управы илиархитектора, а как частный предприниматель, совладелец лучшей в Москве технической конторы по отоплению и вентиляции "В.Г. Залесский и В.М. Чаплин".

Несколько загадочную роль на стройке играл Р.И. Клейн, прославившийся впоследствии сооружением здания Музея изящных искусств. С одной стороны, в напечатанных работах об этом зодчем ничего не говорится о его участии в строительстве, с другой стороны, ряд фактов позволяет предполагать, что Клейн имел к сооружению Верхних торговых рядов самое непосредственное отношение. Так, на судебном процессе по делу об обрушении дома на Кузнецком мосту (вновь и вновь приходится возвращаться к этому делу – связь его со строительством Верхних рядов очень велика) прокурор спросил Клейна, выступавшего экспертом защиты, не был ли он занят на постройке Верхних торговых рядов. Этим вроде бы не относившимся к делу вопросом обвинитель хотел обнаружить зависимость эксперта от подсудимого Кольчугина, и, понятно, что лучшим ответом было бы короткое "нет", но Клейн от ответа уклонился.

О многом говорит и то, что через несколько лет после этого Р.И. Клейн без всякого конкурса был приглашен для разработки проекта Средних торговых рядов, строительную комиссию которых возглавлял, как уже отмечалось, все тот же Кольчугин. Официальное объяснение этого довольно странного факта (дескать, Клейн получил вторую премию на конкурсе Верхних торговых рядов) трудно признать убедительным, так как одним составленным проектом архитектор зарекомендовать себя не мог. Скорее всего, Роман Иванович успел хорошенько поработать а стройке в сотрудничестве с Кольчугиным.

ЧАСТЬ 9. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В ИТОГЕ

Здание Верхних торговых рядов состоит из двух корпусов: основного, выходящего на Красную площадь, и малого, отделенного от первого проездом Сапунова. Этот переулок был устроен во время строительства на месте находившегося здесь Ветошного ряда и поэтому назывался Ветошным. Зажатый между корпусами рядов, он фактически является одной из ихлиний, только под открытым небом. Можно только пожалеть, что акционерному обществу не удалось приобрести участки в северной части Ветошного проезда, поэтому малый корпус протянулся лишь на половину его длины.

Зато главный корпус занял целый квартал от Ильинки до Никольской, связав их тремя линиями-пассажами, покрытыми легкими стекляннымисводами,пролет которыхравен почти 15 метрам. Эти основные пассажи пересекаются тремя поперечными, короткими.

В соответствии со старой традицией была сделана попытка дать названия всем пассажам, подобно старым торговымрядам.Продольную линию, ближайшую к Красной площади, составили два ряда – Казанский (со стороны Никольской улицы) и Ильинский (со стороныИльинки).

Следующую,среднюю линию,так и назвали Средним рядом. Линия вдоль Ветошного проезда вновь состояла из двух рядов – Владимирского(со стороныНикольской) и Ивановского (со стороны Ильинки).Средний из поперечных пассажей стал именоваться Центральным рядом. Оригинальнее всего выглядели названия боковых поперечныx галерей:в соответствии сположениемфигур памятникаМининуи Пожарскому их назвали Мининским (вдоль Никольской) и Пожарским (вдоль Ильинки). Но эти, в сущности искусственные, названия не прижились. Галереи Верхних рядов, а впоследствии оказалосьпроще называть просто по номерам. Вдоль пассажей на уровне второго и третьего этажей проложены галереи-балконы, дающие доступ к помещениям этих этажей. В нескольких местах балконы соединены мостиками, поражающими своим почти невероятнымизяществом и невесомостью (толщина их арки в середине не более пяти сантиметров).

Верхние торговые ряды. Переходные мостики

Невидимый, подвальный этаж по планировкеподобен верхним ,он такжесостоит из трех продольных и трех поперечных пассажей.А под Ветошным рядом подвал двухэтажный, в самом нижнем уровне располагались котельная для отопления и электрическая станция.

Сегодня масштабы ГУМа не вызывают особого изумления, но сто лет назад здание поражало своими размерами. Недаром все описания Верхних торговых рядов изобилуют цифрами, призванными еще больше потрясти воображение читателя, еще не привыкшего к размаху нового московского купечества. Некоторые из этих данных стоитпривести. Общая площадь обоих корпусов – 5431,45 квадратных сажени, то есть около двух с половиной гектаров. Из них площадь основного корпуса–5164,2, малого – 267,25 квадратных сажени. Фасад по Красной площади протянулся на 116,5 сажени или на две с половиной сотни метров. Несмотря на то, что перегородки и своды выполнялись из железобетона, на сооружение основных стен, столбов, арок пошло 40 миллионов штук кирпича. Общая длина галерей-балконов второго этажа – около полутора километров. На остеклениеперекрытийпассажей потребовалось 20 тысяч стекол. В главном корпусе разместилось около 1000 магазинов, не считая антресольных помещений.

Верхние торговые ряды. План 1 этажа

Несколько хуже обстояло дело с художественной стороной постройки. Правда, самый влиятельный архитектурный журнал "Зодчий", неизменно критически оценивавший художественный уровень всех московских новостроек, вдруг изменил своим принципам и дал восторженную оценку зданию рядов. Но этот факт объясняется, вероятно, тем, что автором проекта был петербуржец. Фасад здания, несмотря на все усилия архитектора, получился довольно монотонным и мало запоминающимся. Силуэт здания скучен, вычурный и обильный декор на расстоянии почти не воспринимается. Но,быть может,это не так уж и плохо – здание Верхних торговых рядов стало нейтральным фоном для прославленных памятниковархитектуры Красной площади.

Верхние торговые ряды. Вид с Красной площади

ЧАСТЬ 10. ЗДАНИЕ-ДИНОЗАВР

Самым женеприятнымбыло совсем другое. Здание новых Верхних торговых рядов можно было уподобить последним гигантским динозаврам, достигшим совершенства в своей линии развития, но обреченным на вымирание. Тип большого торгового здания-пассажа, разделенного на мелкиепомещения лавочек, для конца XIX века был уже устаревшим. Концентрация торговли в руках крупных фирм, рост товарообмена, увеличение числа покупателей, ускорение темпа городской жизни требовали иных торговых зданий.

Верхние торговые ряды. Интерьер

Современный покупатель знает, что в его лабиринте нелегко найти нужный отдел, а чтобы добраться до него, нужно пройти не одну сотню метров по пассажам, запруженным людьми, большинство из которых не покупают, а только движутся к нужному магазину или к выходу. Небольшие размеры торговых помещений приводят к распыленности товаров, ограничивают возможностиоперативной реорганизации. Все эти недостатки Верхних рядов особенно отчетливо проявились спустя всего полтора десятка лет после их открытия, когда в Москве было построено новое здание магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ). Этот первый универмаг Москвы обеспечивал своим покупателям немыслимые для торговых рядов удобства. Просторные, светлые общие залы облегчали покупателям ориентировку, а четкое зонирование торговли, сосредоточение отделов вокругцентрального ядра с лестницей позволяли быстро добраться к нужному прилавку.

Противоречивым былоиразмещение Верхних торговых рядов на Красной площади. Грандиозный масштаб и великолепие здания говорили об их явно не провинциальном характере. Вместе с тем сама постановка рядов на главной площади никак не вязалось с представлениемо столичном городе.Ведь ряды для розничной торговли на центральной площади – характерный признак большинства захолустных городов и городков того времени. Почему же городская управа, постоянно подчеркивавшая столичность Москвы (пусть вторая, но столица!), дала согласие на столь провинциальное по сути размещение Верхних торговых рядов? Объяснение этому факту можно найти в прессе того времени. Москва, признавая первенство Петербурга в деле государственного управления, боролась за роль торгово-промышленной столицы Российской империи. Символом этого и должно было стать поднявшееся в центре города самое большое торговоездание страны, при этом в перспективе планировалось его превращение в центр оптовой торговли. Розничную торговлю предусматривалось постепенно свернуть. Соответствующий пункт был включен уже в конкурсную программу.

Но это так и осталось благим пожеланием, и заложенное в размещение Верхних торговых рядов противоречие резко обострилось, когда Москва превратилась в первую и единственную столицу. Можно поэтому понять тех советских архитекторов, которые предлагали вообщеснести ГУМи построить на его месте то или иное общественное здание, более отвечающее центральному положению в столичном городе. И вовсе ни к чему выставлять их в роли каких-то вандалов, стремившихся сокрушать памятники. Ведь в 1930-х годах здание бывших Верхних рядов было всего чуть-чуть старше, чем сегодня первые пятиэтажки Новых Черемушек, о которых никто не говорит, как о памятниках архитектуры.

Исторически обоснованным следует признать последовавшее в 1930-х годах закрытие ГУМА и передачу здания под учреждения, а вот возобновление торговли в 1953 году было обусловлено, пожалуй, политической конъюнктурой.

Уже в течение многих десятилетий раздаются голоса, доказывающие неуместность такого объекта, как универсальный магазин, на главной площади страны. Возразить что-либо трудно. Тем не менее никаких измененийне произошло, и вряд ли их можноожидать в ближайшее время. Пожалуй,главная причина этого – вневозможностинайти достойное применениеграндиозному комплексу. Чаще всего предлагалось отдать здание целиком под музей. Но оно совершенно не приспособлено для хранения ценных экспонатов, в лабиринте тесных помещений трудно организовать показ. Неудобны бывшие торговые ряды и для размещения учреждений и контор, а кроме того, такое использование здания навсегда закроет доступв негодлябольшинства москвичейи гостей столицы.

В нынешних условиях самым выгоднымиспользованиемздания являетсясдачаего помещений в аренду для торговли малым организациям. Результаттакой операциибудеттем же, что и в предыдущем варианте. Ведь торговля импортным ширпотребом несулит таких выгод,как сдача престижных помещений в самом центре города в субаренду под конторы богатых компаний и предприятий.

Самые интересные предсказания дальнейшей судьбыВерхнихрядов содержались в принятой в 1987 году программе "Центр" (к сожалению, вряд ли она будет когда-либо осуществлена). Программойпредусматривалось сохранение торговых функций, но с изменением ассортимента товаров.Вряд ли имеет смысл торговать одеждой, обувью, хозяйственными товарами на Красной площади. Более приемлемы книги,антиквариат, сувениры (конечно, не арбатского уровня). Часть помещений должна была отойти под кафе и рестораны, а также под салоны-магазины.

Для выставок и музеев программа отводила только центральную часть здания. Здесь могли бы открыться совершенно новые музеи – музей Красной площади,или, например, Москвы рубежа веков. В этом случае просторные галереи очень подошли бы для размещениякрупных экспонатов – вагонов конки и трамвая, извозчичьих пролеток, фонарных столбов, тумб, а может быть, и макета старого московского переулка в натуральную величину. Но в любом случае главным экспонатом стало бы само здание.Экскурсионный маршрут,проложенный по его подвалам, галереям,магазинам, лестницам,мостикам,а может быть и крышам, просто обречен на успех.

Но несмотря на это, нельзя еще раз не пожалеть о горькой судьбе предшественника нынешнего – старых Верхних торговых рядов. Каким бы прекрасным помещением могло бы стать это диковинное здание для музея старой Москвы и старого московского купечества с егобогатством и убогостью, с широким размахом и варварской мелочностью, с капиталистической энергией и патриархальной ленью,с дорогими товарами, продаваемыми среди грязи и сырости.

Поэтому завершить долгий рассказ о судьбе Верхних торговых рядов хочется словами,которыми в наши дни часто оценивалисьмногие новостройки в московском центре– замысел неплох, но Москва бы только выиграла, если бы он был осуществлен в другом месте.

Н екогда самый крупный пассаж Европы - Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки - за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие - сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой .

Верхние торговые ряды . В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма . Завершал работу после пожара 1812 года Осип Бове. Едва прошло полвека - торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс . Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея . К слову, новая постройка должка была гармонировать и с ярким теремом из красного камня - Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству» . Академия художеств , Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями - специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» - петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна - будущего автора Музея изящных искусств , третья - австрийцу Августу Веберу - одному из авторов здания Политехнического музея . Проект Померанцева утверждал лично Александр III .

От храмов - к торговому пассажу . Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым возводил второй по величине после храма Христа Спасителя - московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева . Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе - по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца , Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка , Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики» . Изобретатель и новатор Владимир Шухов , включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле . Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок - к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале - магазины оптовой торговли.

Торговля в парижском духе . Фиксированную цену на товар в России впервые ввели именно в Верхних торговых рядах. Опыт владельца магазина «Le Bon Marche» Аристида Бусико, установившего ценники и придумавшего распродажи еще в середине ХIX века во Франции, прижился и в российской торговле. В московских Торговых рядах распродажи - «дешевки» пользовались у горожан большой популярностью. Ряды стали своеобразной выставкой достижений капиталистического хозяйства: часы Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокара. Одним словом, дореволюционные бутики России.Маяковский . «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» - призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности - на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне . С 1953 года ГУМ вновь становится торговым пассажем и одним из символов города.

Адрес: Москва, Красная площадь
Открытие: 2 декабря 1893 года
Координаты: 55°45"16.8"N 37°37"17.1"E

Государственный универсальный магазин давно стал одним из символов Москвы , и он привлекает не только любители шоппинга, но и ценители московской старины. В наши дни ГУМ представляет огромный торговый квартал, где помимо магазинов есть кафе и рестораны, банковские отделения и кинозалы. Он находится в здании, выходящем фасадом к Кремлю, и имеет статус памятника архитектуры.

Вид ГУМа с Красной площади

История ГУМа

После раскопок, всего за 4 года в сердце города появился современный торговый комплекс, построенный по проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова. Новые ряды имели стеклянные потолки, собственную электростанцию и артезианскую скважину. В двухъярусном подвале была организована оптовая торговля, а на этажах, кроме лавок и салонов, работали отделения телеграфа и банка, ателье, рестораны и парикмахерские.

Вход в ГУМ с Красной площади

Верхние торговые ряды демонстрировали достижения русского капитализма. Здесь торговали шелковыми и парчовыми тканями братья Сапожниковы, работала кондитерская Абрикосовых, продавались самые современные часы от Михаила Калашникова и модная парфюмерия Брокар. В отличие от других магазинов, в Верхних рядах на товарах висели ценники, а модные платья рекламировали на искусственных куклах - манекенах.

С приходом советской власти магазин закрыли, все товары из него реквизировали, а здание отдали Наркомпроду. Внутри стали хранить реквизированное продотрядами и держать столовую для государственных служащих.

Потом наступила пора «новой экономической политики», и в здании бывших торговых рядов открыли Государственный универсальный магазин, ставший одним из главных символов НЭПа. Плакаты с рекламой ГУМа были расклеены по всему городу. Примечательно, что многие названия того периода, такие как Рабкрин, Накомпрос и Потребкооперация, давно вышли из употребления, а аббревиатура «ГУМ» прижилась и воспринимается нами совершенно естественно.

В 1930 году здание торгового центра опять закрыли для покупателей, а освободившиеся помещения передали разным министерствам, ведомствам, типографии и фабрике-кухне. Несколько раз ГУМ хотели снести, однако, этого не произошло. Продажу товаров в нем возобновили только в декабре 1953 года, в самом начале хрущевской оттепели.

ГУМ в ночной иллюминации

Архитектурные особенности здания

ГУМ построен в виде пассажа и состоит из 16 корпусов. Через все здание проложены широкие проходы-галереи, а по бокам от них стоят ряды магазинов. Такой стиль торговых построек был чрезвычайно популярен в Европе во второй половине XIX века, и вполне естественно, что его использовали проектировавшие ГУМ архитекторы.

Три прохода или «линии» идут вдоль здания, и еще три - поперек него. Кроме них, в ГУМе есть три просторных площади. Арочные перекрытия выполнены из стальных ферм. Они завершаются стеклянными потолками или «световыми фонарями», и за счет этого в здании всегда много света.

Фасады ГУМа оформлены в псевдорусском стиле из песчаника, тарусского мрамора и финского гранита. Они декорированы в лучших традициях архитектурных памятников русского «узорочья» и прекрасно сочетаются со стенами и башнями Московского кремля и массивным зданием Государственного исторического музея. Сегодня фасады ГУМа имеют оригинальную иллюминацию, которая подчеркивает выразительный силуэт постройки.

Вторая линия

Магазины

ГУМ известен далеко за пределами Москвы, особенно у людей старшего поколения, которые помнят, что здесь продавали то, чего невозможно было достать на просторах СССР. Мороженое, виниловые пластинки и мода из ГУМа долгие годы считались символами Советского государства.

Сегодня в трехэтажном здании размещаются тысячи магазинов и салонов, и многие из них стилизованы в традициях советской эпохи. Покупателей принимает знаменитый Гастроном № 1, созданный Анастасом Микояном вслед за изданием культовой «Книги о вкусной и здоровой пище».

Об СССР 1950-1960-х годов напоминает кафе «Фестивальное», получившее такое название после Международного фестиваля молодежи и студентов, который Москва принимала в 1957 году. В таких же традициях оформлена и столовая № 57, где в холодильных шкафах стоят «Витаминный салат», селедка под шубой и сметана в граненых стаканах.

В наши дни большая часть торговых площадей отдана под современные магазины, торгующие самыми популярными в мире брендами товаров. В ГУМе можно купить элитную парфюмерию и косметику, дорогие марки часов, меха, товары для дома и самые модные марки одежды и обуви для женщин, мужчин и детей.

Фонтан в ГУМе

Так как ГУМ находится в центре столичных туристических маршрутов, в нем открыто несколько магазинов сувениров и подарков. Здесь продают расписные подносы, изготавливаемые мастерами подмосковной деревни Жостово, живописные лаковые миниатюры из Федоскино, изящную гжельскую керамику, матрешки, самовары, хотьковскую резьбу по кости и украшения из янтаря.

Показ мод, кинозал и каток

Демонстрационный зал в ГУМе был открыт в начале 1960-х годов, и в торговый центр потянулись толпы желающих увидеть новые модели. При Демонстрационном зале работало собственное ателье, и существовала школа манекенщиц. Посмотреть на модные платья и костюмы могли все желающие, потому что билеты на показы стоили недорого. В наши дни этот зал используется не только для демонстрации мод, но и для проведения концертов, выставок, банкетов, корпоративных мероприятий и семинаров.

В ГУМе существует камерный кинотеатр из трех залов, в которых можно посмотреть кинофильмы и мультфильмы для детей и взрослых. Любопытно, что в стилизованных под старину интерьерах используется самая современная видео- и аудиоаппаратура.

Первая линия

Каждую зиму перед зданием ГУМа, на Красной площади заливают большой каток. Он открыт для всех желающих с 10.00 до 23.30. Билеты для взрослых стоят 500-600 рублей, а для детей - 300 рублей.

  • Легкая на вид стеклянная крыша торгового центра имеет металлический каркас, весящий 800 тонн.
  • К началу XXI века сохранилось всего 30 оригинальных стальных арок, построенных под руководством талантливого инженера Владимира Григорьевича Шухова. Остальные перекрытия были заменены на более современные во время реконструкций здания ГУМа.
  • В 1930-е годы на первой линии ГУМа находился рабочий кабинет Лаврентия Берии, и был открыт комиссионный магазин, где продавали имущество, реквизированное у врагов народа.
  • В советские годы в ГУМе работала легендарная секция № 200, где могли отовариться только избранные. Простые москвичи и гости столицы и не догадывались, где она находится. Только отдельные счастливчики попадали в заветный магазин через вход, расположенный рядом с Гастрономом № 1.
  • Культовым местом встреч считается фонтан торгового центра. Он был построен еще в 1906 году, но восьмиугольное основание получил спустя полвека.

Далеко не каждое предприятие имеет такую долгую и богатую историю, как Верхние торговые ряды — нынешний ГУМ. Лишь несколько торговых пассажей России вправе гордиться тем, что они созданы более века назад и успешно работают по сей день. ГУМ всегда был и остается крупнейшим универмагом страны.

Планировка здания включает три продольных трехэтажных пассажа с глубокими подвалами. Уникальность архитектуре придает стеклянная крыша работы инженера В. Шухова. Полукруглая по форме, с виду легкая и ажурная, она представляет собой солидное сооружение диаметром 14 метров, на строительство которого ушло более пятидесяти тысяч пудов металла.

Протянувшись на четверть километра вдоль кремлевской стены, здание ГУМа замыкает Красную площадь с востока, архитектурой своих фасадов (декорированных граненым рустом) перекликаясь с Кремлем и Историческим музеем.

ЗАРОЖДЕНИЕ ВЕРХНИХ ТОРГОВЫХ РЯДОВ

Среди торговых заведений России конца XIX века Верхние торговые ряды занимали особое место. Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Пассаж (от французского — проход, переход) — тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

Планы Москвы, актовые материалы (купчие крепости, судебные иски и пр.), археологические памятники — все свидетельствует о том, что уже в XVII веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы.

То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему — издавна было бойким торговым центром города.

Только со стороны Красной площади, да и то издали, прежние Верхние торговые ряды, переполненные людьми и повозками, имели вид более или менее приличный. Там, от Никольской до Ильинки, напротив памятника Минину и Пожарскому, который в те времена стоял в центре Красной площади, целый квартал занимало двухэтажное строение, немного напоминавшее по архитектуре нынешний Гостиный двор: две центральные башенки, восемь колонн, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго.

Каменное здание закрывало вид на скопление мелких деревянных лавок, которые часто горели. Пожары случались несколько раз в год, особенно часто зимой — из-за печурок, с помощью которых обогревались приказчики. Но самый большой пожар в 1812 году, случившийся в дни французского нашествия, обошел торговые ряды стороной.

В 1815 году по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить хотя бы на капитальный ремонт. Здание рушилось на глазах, однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была отвезена в больницу прямо в неоплаченной обнове — хозяин боялся напомнить ей об этом, радуясь, что она не обратилась с взысканием своей потери. Однако во второй половине XIX века, когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требованиям времени, масштабам и современным формам торговли.

В НОВЫЙ ВЕК — С НОВЫМИ СИЛАМИ
(РЕКОНСТРУКЦИЯ НА СТЫКЕ ВЕКОВ)

По предложению московского генерал-губернатора в 1869 году Думой был поднят вопрос о сносе старых Верхних торговых рядов и строительстве новых. Почти все владельцы воспротивились этой инициативе — нарушались их родовые права, ведь еще их отцы и деды владели пятачком самой прибыльной торговой площади, а для мелких торговцев вынужденный простой во время длительного строительства означал разорение. Владельцы объединились для борьбы, создали «комиссию» и выставили условия, зная заранее, что они невыполнимы.

Дума, конечно, не согласилась, спор затягивался, торговцы отчаялись, с некоторыми от огорчения случился удар. В 1880 году городская Дума, заручившись поддержкойгенерал-губернатора, обязала владельцев лавок составить акционерное общество «Верхние торговые ряды». Мелкие торговцы, хоть и продолжали оттягивать исполнение решения, все же были обязаны уступить. В 1886 году на общем собрании владельцев лавок Верхних торговых рядов по инициативе городской головы Н. А. Алексеева был создан комитет, которому поручили подготовить устав и предложения по перестройке рядов. Устав акционерного общества утвердил сам царь, и началось разбирательство в деталях прав на землю. 30 августа 1888 года, после того, как две трети лавочников подали заявление о своем вступлении в Общество, состоялось его официальное открытие. Акционеры избрали совет и правление. Акционерный капитал Общества составил 9 408 400 рублей. На эту сумму были выпущены именные акции номиналом 100 рублей.

Правление Общества 15 ноября 1888 года объявило всероссийский конкурс на лучший проект здания Верхних торговых рядов. Этот день стал значимым событием в Москве — лавки стали ломать, а 21 февраля 1889 года комиссия приступила к рассмотрению конкурсных работ. В залах Исторического музея было представлено двадцать три проекта. Первой премии удостоился А. Померанцев, основные достоинства его предложения — рациональность и экономичность — наиболее полно соответствовали условиям конкурса, отвечая художественным и градостроительным требованиям. По замыслу А. Померанцева, здание главного участка Верхних торговых рядов представляло собой пересечение трех горизонтальных и вертикальных пассажей, соединявших улицы Никольскую и Ильинку. Верхние ряды состояли из двух зданий. Главное здание сейчас знает каждый москвич, это нынешний ГУМ. За ним, в беспорядочном Ветошном ряду образовали Ветошный проезд, а в бывших Теплых рядах — другое строение, поменьше, то, что стоит и сейчас и выходит торцем на Ильинку. В проекте прослеживалась преемственная связь с планировкой существовавших некогда торговых рядов. В едином стиле с Верхними торговыми рядами по проекту Р. Клейна были возведены Средние торговые ряды.

Летом 1889 года началась подготовка к строительству, а 21 мая 1890 года состоялась закладка здания. На официальной церемонии присутствовали представители высшей московской администрации и городского самоуправления. В 1890–1891 годах были возведены фундамент и стены Верхних торговых рядов, а в 1893 году завершены его облицовка и внутренняя отделка. Огромные Верхние торговые ряды с двумя зданиями и целой подземной улицей, центральным отоплением и собственной электростанцией построили за два с половиной года.

Торжественное открытие Верхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года. По случаю знаменательного события был отслужен молебен. После этогогенерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна и другие почетные гости осмотрели ряды, выразив удовольствие по сооружению сего грациозного и изящного здания в столице. Летом 1893 года не было более популярного уголка для прогулок, чем Верхние торговые ряды. Приходили целыми семьями, осматривали линии под стеклянными крышами.

Вся торговая площадь была поделена между торговцами, но уже не на лавки, а на салоны. Они поражали прекрасной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах магазина, расположенных на трех этажах, в продаже имелись практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Подвальное помещение использовалось для оптовой торговли. Места в Верхних торговых рядах сдавались наиболее известным фирмам.

Громадные магазины розничной и оптовой торговли шелковыми и парчовыми тканями имела в Верхних торговых рядах фирма братьев Сапожниковых. В центральном ряду находился часовой магазин Торгового дома М. Калашникова, основанного в 1832 году. Широкий ассортимент кондитерских товаров — от мармелада и пастилы до глазированных фруктов предлагало Фабрично-торговое товарищество «А. Абрикосов и С-я». За высокое качество своих товаров фирма в 1882 году была удостоена права помещать государственный герб на упаковке. Свои магазины в Верхних торговых рядах имели «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры», «Товарищество Эмиль Циндель», «Жирардовская мануфактура», чья продукция пользовалась широким спросом в России и за границей.

Для привлечения большего числа покупателей торговый пассаж предлагал дополнительные услуги. С этой целью были открыты отделение Международного Московского Банка, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение. В 1895 году был открыт ресторан.

В Верхних торговых рядах впервые стали использовать ценники. Ведь в маленьких магазинах продавец сам объявлял покупателю цену. И чаще всего «с запросом». Иными словами, тут уже нельзя было поторговаться, что долгие века было у нас одной из любимых народных забав. В Верхних торговых рядах главенствовало правило всех универмагов мира — «Покупатель всегда прав». И именно здесь появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.

Ряды стали прообразом современных европейских торговых центров, в которых не только торгуют, но и устраивают выставки, концерты. В мае 1891 года Г. Брокар — владелец богатой коллекции картин, редких книг и антиквариата — экспонировал их в специально арендованных залах Верхних торговых рядов. А с 1895 г. в рядах стали проводиться и музыкальные вечера.

В Верхние торговые ряды приходили не только за покупками. Здесь прогуливались, проводили время, разглядывая товары, отдыхали, развлекались. Можно было посидеть в ресторане, в кафе, написать и отправить письмо или телеграмму, переговорить по телефону, решить финансовые вопросы в банковском отделении, купить билеты в любой московский театр. К услугам покупателей были переводчики, носильщики, камера хранения, справочное бюро, гардероб. Для посетителей устраивали концерты, на которые приглашали знаменитых артистов.

НА КРУТОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОВОРОТЕ
(ОКТЯБРЬ 1917–1920)

Октябрь 1917 года стал решающим моментом не только для жизни страны, но и для Верхних торговых рядов, которые так же, как и остальные торговые предприятия, были национализированы. Не раз подвергались они нападкам со стороны «революционной общественности». Как же — купеческие хоромы, торговый дом!

«Каждому по потребностям — это же можно реализовать и без магазинов». И торговые ряды то закрывали, то под патронатом самого В. И. Ленина оказывали им некое внимание, которое так и оставалось бумажным, на уровне ленинских резолюций.

Если на протяжении двадцати шести лет в Верхних рядах беспрерывно велась торговля, и надо отметить, достаточно успешная и процветающая, то после национализации предприятия она стала таять, а в начале 1918 года и вовсе прекратилась. Вскоре после октябрьских событий у всех владельцев Верхних торговых рядов отобрали товар и помещения. В 1918 году здесь появились советские учреждения, и Верхние торговые ряды стали жить монотонной, однообразной жизнью, «духом торговли здесь и не пахло». Во всех помещениях появились письменные столы и телефоны, в бывших магазинах стали работать чиновники, они руководили заготовкой товаров и продовольствия для нищавшей страны. Когда нет товаров и продуктов, магазины как-то ни к чему… В Верхних торговых рядах стало холодно, погас свет, — электростанцию в подвале залило водой.

ГОДЫ НЭПа: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТОРГОВЛИ В ВЕРХНИХ РЯДАХ
И СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО СОВЕТСКОГО УНИВЕРМАГА

В 1920-е годы на государственных предприятиях России появился хозрасчет — постепенный переход предприятий на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. Теперь предприятия могли по своему усмотрению распоряжаться частью своей продукции. Многие из них отдавались в аренду кооперативам, товариществам или частным лицам. НЭП благотворно влиял на экономическую жизнь страны, в том числе и на торговую деятельность Верхних торговых рядов. В 1921 году сюда возвратилась торговля, появился ГУМ — Государственный универсальный магазин, универмаг. В нем мало что напоминало о недавнем блеске мрамора и света, а продавали здесь в основном канцтовары, что вполне соответствовало духу времени. Во многих городах страны появились свои ГУМы.

1930-Е ГОДЫ — СТАЛИНИЗМ

В 1930-е годы новые «бездомные» организации стали вытеснять государственную торговлю в ГУМе, перестраивать помещения, приспосабливать их для контор, производственных помещений. Как отмечалось ранее, в помещение ГУМа вселилась даже типография Совнаркома СССР. Она задержалась там дольше всех, вплоть до 1995 года. Решающим в судьбе ГУМа могло стать принятое в 1935 году Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) постановление о Генеральном плане реконструкции Москвы: предписывалось вдвое расширить Красную площадь, а торговый пассаж, мешающий расширению, снести. Брусчатое покрытие хотели заменить большими квадратами красного грунта. Но проект, к счастью, был приостановлен.

ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Во время Великой Отечественной войны в помещениях ГУМа располагались некоторые государственные учреждения. Хотя в июне 1941 года и началась эвакуация из Москвы населения, предприятий и учреждений, ГУМ продолжал жить своей жизнью. В ноябре 1941 года на Красной площади состоялся традиционный парад Красной Армии, посвященный 24-йгодовщине Октябрьской революции. А в 1943 году на Красной площади был дан первый победный салют в честь освобождения ряда советских городов. 9 мая 1945 года из здания ГУМа диктор всесоюзного радио Ю. Б. Левитан передал в эфир долгожданное сообщение о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.

ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В конце 1940-х годов страна залечивала раны, нанесенные войной, восстанавливала города, заводы, дороги. Казалось, сейчас не до реконструкции Красной площади, не до ГУМа. Но в 1947 году к председателю Комитета по делам архитектуры Г. А. Симоновупригласили Б. М. Иофана, С. Д. Меркурова, А. Г. Мордвинова, В. И. Мухину, Б. Р. Рубаненко,Д. Н. Чечулина, А. В. Щусева и других архитекторов и скульпторов.

По поручению Правительства им было предложено обсудить вопрос об установке на Красной площади памятника в честь Победы в Великой Отечественной войне. ГУМ оказался сооружением, которое этому мешало.

Избавиться от ГУМа предлагали различными способами, но все они оказывались дорогими и сложными. ГУМ пытались спрятать за трибунами и даже за простой стеной, которая отгородила бы его от Красной площади и памятника Победы. Выдвигали предложение об установке памятника перед Историческим музеем, но по словам архитектора Щусева, это возможно было сделать, только переделав фасад музея. И еще много было предложений, но что-то помешало их реализации, и ГУМ продолжил существование.

ХРУЩЕВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»

Через несколько месяцев после похорон Сталина правительство приняло решение выселить из ГУМа все учреждения и возобновить там торговлю, поэтому 1953 год считается вторым рождением универмага.

Прежде всего потребовалось реконструировать старое здание. Неудобные, отделенные друг от друга стенами маленькие торговые отделы надо было объединить в просторные светлые помещения. Выполнение этой ответственной задачи было возложено на многочисленную армию архитекторов, художников, каменщиков, штукатуров, плотников, столяров, мраморщиков, электриков, слесарей, маляров. Свыше 200 предприятий Москвы и других городов страны направляли в ГУМ строительные материалы, торговое оборудование, машины, механизмы.

Бывший главный администратор ГУМа Серафима Павловна Хрунова рассказывала, что в антресолях второго и третьего этажей третьей линии еще продолжали жить люди, а ГУМ уже работал вовсю: «Вокруг строительные леса, грязь, мусор, пыль, вместо торгового зала — конторы со сломанными перегородками».

«Днем убирали мусор, ночью принимали товар» — одно из многих впечатлений сотрудников, работавших в ГУМе в октябре 1953 года. В кабинете директора висела карта, на которой точками отмечались пункты, откуда поступали в ГУМ товары.

В 1953 году после реконструкции здесь был вновь открыт самый большой в стране универмаг. Наполненный к открытию товарами, он собирал гигантские очереди, которые регулировала милиция. Над стоящими в них посмеивались, называли «гуманистами».

Структура торгового зала универмага представляла собой 11 торговых отделов: текстильные товары, готовое платье, обувь, трикотажно-бельевые товары, посудо-хозяйственныетовары, мебель и ковры, меха и головные уборы, канцелярские товары и игрушки, культтовары. Ассортимент представленных в торговом зале товаров насчитывал более 30 тыс. наименований.

ГУМу поручалось открывать филиалы с особой специализацией ассортимента. В 1956 году на улице Горького (ныне Тверская) распахнул свои двери магазин «Подарки». В дальнейшем количество филиалов постепенно увеличивалось. Так, в 1962 году в состав ГУМа вошел магазин «Русский сувенир».

СЕРЕДИНА 1960-Х — НАЧАЛО 1980-Х — БРЕЖНЕВСКИЙ ЗАСТОЙ

В середине 1960-х годов наблюдались инфляционные процессы в советской экономике, появление новых дефицитов, рост незавершенного строительства, массовое производство изделий, не находящих сбыта — все это свидетельствовало о нарастании кризисных явлений в экономике страны. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Нефтедоллары отсрочили появление негативных явлений свертывания экономической реформы. Несмотря на спады и подъемы в экономической жизни страны, ГУМ продолжал жить своей жизнью — открывал все новые филиалы.

Во времена правления Брежнева поступила команда: «ГУМ убрать! Не место торжищу рядом с национальными святынями — мавзолеем и Кремлем!» — изрек, говорят, руководитель страны и партии. И все. И пошел бы ГУМ — не в первый раз! — на те же кирпичики, да спас анекдотический случай. Супруга одного из больших партийных начальников имела свой интерес к ГУМу: пользовалась услугами местного ателье. Она приехала в ГУМ — на примерку, а ей и говорят, что так, мол, и так, ликвидируется ателье. Вместе с ГУМом. Даму это озаботило и она что-то сказала своему супругу. А он, в свою очередь, на ближайшем совещании этак наивно спросил: «Кто то, говорят, решил закрыть ГУМ?» На следующий день в Минторг страны позвонили и распорядились ранее направленное решение за номером таким-то под грифом «совершенно секретно» не исполнять. В 1965 году в состав ГУМа вошел магазин «Лейпциг», в 1968 году — магазин «Хрусталь», в 1978 году — магазины «Симферополь» и «Краснодар», в 1981 году — универмаг «Прага», в 1982 году — универмаг «Молодежный», в 1988 году — универмаг «Белград». В 1970-е годы ГУМ становится самым большим торговым центром бывшего Советского Союза и входит в число крупнейших универмагов мира.

ПЕРЕСТРОЙКА. «ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
ТОРГОВЫЙ ДОМ ГУМ»: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

В конце 1980-х годов перестройка наблюдалась не только в стране, но и в структуре ГУМа.

В 1985 году была завершена реконструкция главного здания, затем в 1987 к ГУМу были присоединены все национальные магазины города, а также гастроном «Елисеевский».

В декабре 1990 года состоялось преобразование ГУМа в Акционерное общество «Торговый дом ГУМ». Глубоко символично и закономерно, что, изначально создаваясь как обществокупцов-акционеров, спустя 100 лет ГУМ вновь вернулся к своей первоначальной форме деятельности.

В 1993 году исполнилось 100 лет со дня основания крупнейшего предприятия розничной торговли, носящего ныне название ОАО «Торговый дом ГУМ». 29 мая Красная площадь, может быть впервые, собрала не участников политических манифестаций и военных парадов, а деловых людей со всего мира, представителей науки и культуры, просто друзей ГУМа. Необычное торговое шоу продолжалось целую неделю. В главном здании ГУМа были открыты салоны по продаже сувениров и товаров народных промыслов с юбилейной символикой, проводились выставки-продажи от разных поставщиков. Открыт салон «Гжель» с уникальными авторскими работами. Была открыта «Купеческая лавка», где продавались куклы в одежде губерний дореволюционной России, берестяные туески, лапти, самовары, расписные платки, балалайки.

В 1993 году было разрешено открыть центральную дверь магазина, которая была заперта так долго. Вход в универмаг теперь снова с Красной площади.

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМ

Не останавливаясь на достигнутом, ГУМ продолжает развиваться. Сегодня на месте образца постсоветской торговли формируется универсальный торгово-развлекательный комплекс, способный объединить прогрессивную современность и славную историю. ГУМ — это не магазин «для богатых» или «для бедных». Это универмаг для людей, готовых жить в развивающемся обществе «потребления с человеческим лицом».

Совершенствуется внутреннее пространство. Восстановлен легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. В его оригинальных интерьерах проводятся культурные мероприятия и светские собрания. В афише ГУМа — художественные экспозиции, презентации. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации: архитектурные элементы здания подчеркнуты линиями электрических лампочек. Проект обновленного дизайна предполагает реорганизацию пассажей в стиле палаццо: мозаичный пол, живые зеленые растения. ГУМ сегодня — это не просто центр досуга и магазин, этоарт-пространство.

С 2006 года доброй традицией становится ежегодное открытие ГУМ-Катка, который сразу приобрел славу, пожалуй, самой стильной, яркой ледовой площадки столицы. Без ложного пафоса можно сказать, что катание на коньках здесь — это всегда праздник, такая уж тут царит атмосфера. Приятно еще и от сознания того, что на площади, которая всегда была политическим центром, теперь можно просто покататься на коньках, отдохнуть с семьей или друзьями. Для Москвы же ГУМ-Каток стал «культовым» льдом, на который неоднократно выходили культовые фигуристы. В 2006 году здесь прошел легендарный матч между хоккейными звездами СССР и мира, посвященный 60-летию отечественного хоккея.

Отражением одной из эпох в жизни ГУМа, проводником стилистики советского шика можно считать работающий на третьей линии Гастроном № 1. И своим убранством, и одеждой персонала, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай «Три слона») Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, при этом, по сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного потребителя.
В той же советской стилистике выполнены Кафе «Фестивальное» и Столовая № 57.

Кафе названо в честь фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Об этом событии напоминают рисунки, лозунги на нескольких языках, размещенные на стенах. И конечно же меню, содержащее блюда разных стран.

Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, внешние приметы общепита времен хрущевской оттепели, превосходные русская и европейская кухни, богатый выбор блюд, прохладительных и алкогольных напитков.

С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное в официальных хрониках ХХ века и частных фотоальбомах москвичей и гостей столицы. Фонтан является практически ровесником Верхних торговых рядов и представляет собой уникальную архитектурную конструкцию. Это одно из любимых мест встречи москвичей и гостей столицы.

ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически все. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов… Это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории.

ГУМ — Главный Универсальный Магазин страны!