Ракетный комплекс рсд 10 пионер. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер

Еще 21июля 1959 г. выходит постановление Правительства № 839-379 , которое впервые определяло в комплексном виде первоочередные задачи и меры по развитию другого направления – твёрдотопливного. Родителем крупномасштабного твёрдотопливного направления в целом, и самого Постановления в частности, по праву является один человек – Д.Ф. Устинов , бывший в то время заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Постановлением предусматривалось создание боевых ракетных комплексов класса “земля – земля” в широком диапазоне дальностей стрельбы: оперативно-тактического с дальностью до 600 км и стратегических – средней (2500 км) и межконтинентальной (10000) дальности соответственно. [ 20] Однако в тот период преобладающим было всё же "жидкостное" направление в ракетостроении.

Этот вид топлива послужил основой разработанному в период 1961 - 1965 гг. Московским институтом теплотехники (МИТ ) в 1961-м году, и поставленному на вооружение постановлением от 29 декабря 1965 г. №1139-382 фронтовому ракетному комплексу “Темп-С ” (SS-12 ). Он стал первым отечественным комплексом с твёрдотопливной управляемой баллистической ракетой большой дальности (900 км). С этого момента ЛНПО “Союз ” становится одним из главных соисполнителей МИТ при создании всех последующих образцов ракетного оружия. Разработку зарядов твёрдого топлива для всех двигателей (от маршевых до тормозных), газогенераторов и исполнительных устройств А.Д.Надирадзе доверял только Б.П. Жукову .


5. РСД-10 "Пионер".

В период с 1961 по 1968 гг. ОКБ-1 разрабатывает и в декабре 1968 года таки ставит на вооружение шахтный комплекс 8К98 (SS-13 ) с первой твердотопливной межконтинентальной ракетой РТ-2 . Реально в войска она поступила уже 1972 году под индексом РТ-2П и в количестве всего 4 комплексов (4 полка по 10 ракет).

Постановлением Правительства от 4 марта 1966 г. № 185-60 МИТ у поручается (на конкурсных началах) разработка эскизного проекта ПГРК Темп- 2С ” (SS-16 ). Впервые в истории использовали колесный (не гусеничный) 6-осный транспортёр, созданный на Минском автомобильном заводе (МАЗ ). Сама ракета оказалась на 20% легче "РТ-2П ". Первый пуск ракеты состоялся 14 марта 1972 г. Новый комплекс поставлен на вооружение 30 декабря 1975 г. постановлением Правительства №1006-357 .

В период с 1974-го по 1977 год всего будет изготовлено 49 ракет и 43 самоходных пусковых установки, но реально в войска комплекс так и не попал, причиной стало подписание в 1979 году договора ОСВ-2 .

Разработка

К созданию нового БРК РСД-10 с ракетой средней дальности в СССР приступили в начале 70 -х годов. Согласно тактико-техническим требованиям нужно было спроектировать и построить самоходную пусковую установку, способную перевозить баллистическую ракету по любым дорогам и обеспечить ее предстартовую подготовку и пуск. Попутно конструктора должны были решить массу задач, начиная от обеспечения ядерной безопасности, кончая решением бытовых проблем жизнедеятельности личного состава.

____________________

* Примечание.

Не совсем понятно, на базе каких двух ступеней создавался "Пионер". У Карякина и Бухштаба , это 1-я и 2-я ступени. Здесь же указывается две верхние ступени (т.е. 2-я и 3-я). Участник форума (Russian Arms ) - wws - пишет следующее:

"Ракеты 15Ж45 разрабатывались, насколько помню, на базе 1 и 3 ступеней ракеты 15Ж42 .

Полагаюсь только на память, поэтому очень прошу участвовавших в разработке, производстве или служивших в 5 управлении Мирного (обеспечивавших программу длительного хранения 15Ж42 ) уточнить.

В классе лежали ступени ракеты 15Ж42 после испытания (обугленные и разрезанные), все три ступени.

У 1 был индекс 15Д66 , 2 - 15Д67 , 3 - 15Д205 .

Впоследствии в ТО на 15Ж45 были индексы 1 - 15Д66 , 2 - 15Д205 .

Помню голос Надирадзе на пуске в КапЯре ранней осенью 1977 года, он лично комментировал для Главкома: "Работает двигатель 205 ... полет устойчивый" - он стоял у буссоли, а рядом с нами, офицерами 346 полка, стоял В.Ф. Толубко , рассказал о 15-км автономности создаваемой СПУ и о точности 100х400 м." .

Проектирование комплекса с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе . Была проделана громадная теоретическая и практическая работа, в результате которой была создана компактная твердотопливная ракета. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45 ) создавалась на базе базе двух верхних(?)* ступеней межконтинентальной баллистической ракеты РС-14 комплекса "Темп-2С" . Многие технические решения, осуществленные в процессе разработки, были новыми в практике мирового ракетостроения. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты.

28 апреля 1973 года вышло совсекретное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 280-96 , предписывающее кооперации разработчиков комплекса "Темп-2С " под руководством А.Надирадзе приступить к разработке и испытаниям подвижного грунтового ракетного комплекса "Пионер " с ракетой средней дальности, оснащенной разделяющейся головной частью. В постановлении прямо говорилось о применении в составе ракеты "Пионер " первой и второй ступеней ракеты "Темп-2С " и унификации наземного оборудования комплексов "Пионер " и "Темп-2С ". Сроки устанавливались жесточайшие. Совместные лётные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974 года.В декабре 1973 года был выпущен и в первом квартале 1974 года успешно защищен эскизный проект комплекса "Пионер ".

Ракета, как и весь комплекс, получилась удачной. Она имела головную часть с тремя боевыми блоками индивидуального наведения, которые была способна доставить на дальность 5000 км.

Комплекс “Пионер ” был сработан по-ударному. Основных причин тому несколько. Во-первых, технико-технологически “Пионер ” практически не отличался от комплекса “Темп-2С ”. Из ракеты были взяты двигатели первой и второй ступени и бортовая аппаратура системы управления, а на “развозной” ступени (с необходимой её доработкой) вместо моноблочной боевой части и ложных целей была установлена РГЧ в составе 3-х боевых блоков индивидуального наведения. Естественно, менялись программы предстартовой подготовки и полёта. Незначительным доработкам подверглась самоходная пусковая установка. Остальные агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации, - всё это было от комплекса “Темп-2С”.

Напомним, что уже для комплекса "Темп-2С" было разработано самоходное пусковое устройство (СПУ ) на базе шестиосного МАЗ-547А . Это была не первая попытка создания в СССР подвижного стратегического комплекса. Еще в 1965 году на параде в Москве были продемонстрированы ракетные комплексы SS-14 и SS-15 на гусеничном шасси.

Коллектив ОКБ-1 Волгоградского завода "Баррикады", возглавляемый молодым 36-летним главным конструктором Валерианом Соболевым совершил невозможное, введя в конструкцию пусковой установки 15У106 принципиально новый механизм установки автоматического гирокомпаса, унифицированного для ракет "Пионер " и "Темп-2С ", а также полностью переделав всю систему электроавтоматики.

Для нового комплекса, "Пионер" , планировалось создать новое СПУ . Один из учеников Бориса Львовича Шапошника , главного конструктора СКБ при Минском автозаводе, конструктор Н.И.Савицкий предложил в целях экономии веса сделать раму у шасси для нового комплекса из алюминия. В 1973 году МАЗ-547Б с алюминиевой рамой (выигрыш в весе оказался равен 900 кг) поступил на заводской испытательный полигон Утес, где он с полной нагрузкой прошел без серьезных поломок 15 тысяч километров. Но конструкторы завода «Баррикады» не смогли надежно закрепить на алюминиевой раме балку для подъемного устройства ракеты. В серию МАЗ-547Б , увы, не пошел. А под самоходную пусковую установку комплекса «Пионер» в 1974 году в Минске разработали и выпустили первые два экземпляра нового спецшасси МАЗ-547В (их в Минске было выпущено с 1974 по 1984 год 538 штук), которые отправили в Волгоград для монтажа оборудования пусковой установки. Шасси МАЗ-547А стали использовать для транспортно-перегрузочного агрегата.

РСД-10 «Пионер», он же SS-20

23 апреля 1976 года в на вооружение Советской Армии был принят ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер», прозванный на западе SS-20.

К созданию нового комплекса РСД-10
Проектирование комплекса с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Была проделана громадная теоретическая и практическая работа, в результате которой была создана компактная твердотопливная ракета. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45 ) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты РС-14 комплекса «Темп-2С». Многие технические решения, осуществленные в процессе разработки, были новыми в практике мирового ракетостроения. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся головная часть ракеты.
28 апреля 1973 года вышло соершенно секретное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 280-96, предписывающее кооперации разработчиков комплекса «Темп-2С» под руководством А.Надирадзе приступить к разработке и испытаниям подвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности, оснащенной разделяющейся головной частью. В постановлении прямо говорилось о применении в составе ракеты «Пионер» первой и второй ступеней ракеты «Темп-2С» и унификации наземного оборудования комплексов «Пионер» и «Темп-2С». Сроки устанавливались жесточайшие. Совместные лётные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974 года. В декабре 1973 года был выпущен и в первом квартале 1974 года успешно защищен эскизный проект комплекса «Пионер».
К созданию нового БРК РСД-10 с ракетой средней дальности в СССР приступили в начале 70-х годов. Согласно тактико-техническим требованиям нужно было спроектировать и построить самоходную пусковую установку, способную перевозить баллистическую ракету по любым дорогам и обеспечить ее предстартовую подготовку и пуск. Попутно конструктора должны были решить массу задач, начиная от обеспечения ядерной безопасности, кончая решением бытовых проблем жизнедеятельности личного состава.
Проектирование комплекса с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Была проделана громадная теоретическая и практическая работа, в результате которой была создана компактная твердотопливная ракета. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты РС-14 комплекса «Темп-2С». Многие технические решения, осуществленные в процессе разработки, были новыми в практике мирового ракетостроения. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты.
28 апреля 1973 года вышло совсекретное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 280-96, предписывающее кооперации разработчиков комплекса «Темп-2С» под руководством А.Надирадзе приступить к разработке и испытаниям подвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности, оснащенной разделяющейся головной частью. В постановлении прямо говорилось о применении в составе ракеты «Пионер» первой и второй ступеней ракеты «Темп-2С» и унификации наземного оборудования комплексов «Пионер» и «Темп-2С». Сроки устанавливались жесточайшие. Совместные лётные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974 года. В декабре 1973 года был выпущен и в первом квартале 1974 года успешно защищен эскизный проект комплекса «Пионер».
Совместные испытания ракеты и агрегатов комплекса РСД-10 (применялось и обозначение «Пионер») проводились на полигоне Капустин Яр. Первый запуск ракеты 15Ж45, которая была создана на базе 1-й и 2-й ступени ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С», состоялся 21 сентября 1974 года. Завершены испытания 9 января 1976 года 21-ым успешным, как и все предшествующие, пуском ракеты. На доводку и отработку совместного функционирования всех технических и технологических систем БРК потребовалось всего немногим более года. 9 января 1976 года Государственная комиссия подписала акт о завершении испытаний и рекомендовала принять комплекс на вооружение. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10 ) на вооружение РВСН. В тот же день вышло постановление Правительства о постановке на боевое дежурство в РВСН боевых ракетных комплексов с баллистическими ракетами РСД-10 , а уже в августе первый ракетный полк под командованием подполковника Доронина был введен в группировку дежурных сил СЯС СССР.
Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
В качестве маршевых двигателей на обеих ступенях применили РДТТ с зарядами из смесевого топлива практически одинаковой конструкции. Отличия заключались, в основном, в способе создания управляющих усилий в полёте. Оба двигателя имели систему отсечки тяги, что давало возможность изменять дальность полёта.

Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).
Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену – перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени – аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.
Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.
В процессе эксплуатации ракета, помещенная в транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной, в отличие от своих предшественниц SS-14 и SS-15, на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547, впоследствии замененного на МАЗ-7310. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (более 80 т) и габариты (длина - 19,3 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость, передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы до 15 град. и имела радиус поворота 21 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.
Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции, либо с одной из подготовленных полевых позиций. Исходное положение на боевом дежурстве (в сооружении «КРОНА» на стационарной позиции или на полевой позиции) – вывешенное (на домкратах) состояние, установленный в дежурное положение АГК – автоматический гирокомпас (задавлен в грунт или прижат к монолиту), введены координаты точки стояния (определяются по спецформуле оператором боевого расчета) в аппаратуру управления. Если приказ на пуск поступил на марше: производилось занятие ближайшей подготовленной позиции, вывешивание, горизонтирование, определение и ввод координат.
Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.
Первые годы эксплуатации в войсках БРК «Пионер» позволили выявить ряд недостатков, устранение которых позволило бы заметно улучшить боевые и эксплуатационные характеристики комплекса. В первом варианте ракеты «Пионер» использовали двигательную установку (ДУ) боевой ступени заимствованную от ракеты «Темп-2С», где запас топлива этой ДУ определялся задачей пространственного разведения боевых блоков и ложных целей. Однако район разведения боевых блоков РГЧ ракеты «Пионер» не удовлетворял заказчика – при планировании полётных заданий не всегда удавалось подобрать для ракеты цели, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. В августе 1979 года на летные испытания была представлена модернизированная ракета, имевшая более высокие тактико-технические характеристики. Для увеличения района разведения была разработана новая ДУ боевой ступени. Под ДУ с увеличенным запасом топлива разработали новый отсек, а систему управления разместили во вновь разработанном приборном отсеке большего диаметра. Также были разработаны новые обратные обтекатели боевых блоков, рама и местные обтекатели сопловых блоков ДУ. За счет доработки алгоритмов работы БЦВК и комплекса командных приборов удалось повысить точность стрельбы. Изменения коснулись и оборудования, установленного на боевых и вспомогательных агрегатах комплекса. Внесенные улучшения позволили существенно увеличить надежность доведения информации до исполнительных звеньев, повысить надежность и эксплуатационные характеристики всего БРК в целом. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.
10 августа 1979 года на летные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН (по другим данным – постановлением от 23 апреля 1981 г.). Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока. За счет доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-приборный блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения.
Первым в РВСН полком (9 пусковых установок), заступившим на боевое дежурство с комплексом 15П645 «Пионер» (31 августа 1976 года) стал 396-й ракетный полк (в Белоруссии, около Петрикова) 33-й гвардейской Свирской Краснознаменной, орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского ракетной дивизии (штаб в г. Мозыре) 43-й Краснознаменной ракетной армии (штаб в г. Виннице).
Следом на новый комплекс перевооружились еще четыре ракетных полка этой дивизии: 398-й (Мозырь), 369-й (Житковичи), 404-й (Речица), 306-й (Слуцк).
Если к концу 1977 года имелось 18 ПУ, то в 1980 году их было уже 135, а еще через два года - около 300. По официальным оценкам МО США из 351 ПУ, развернутых к маю 1983 года, 108 были размещены восточнее Урала. Появление последних вызвало большой переполох в странах НАТО, и очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 – «Гроза Европы».
На 1 января 1985 г. в боевом составе РВСН находилось 48 полков, дислоцированных в 14-и позиционных районах.
С 1977 года в войска стал поступать более совершенный комплекс 15П645К «Пионер», в котором машина подготовки и пуска 15В56 (такая была у «Темпа-2С») на шасси МАЗ-543А была заменена на машину 15В116. Система дистанционного управления 15Э569 заменена на 15Э576, изменились конструкция и оснащение самоходной пусковой установки 15У106. Переучивание и получение новой техники происходило прямо на полигоне Капустин Яр. В 1977 году начал перевооружаться на комплекс 15П645К 346-й ракетный полк (Поставы) 32-й Херсонской Краснознаменной ракетной дивизии им. Маршала Советского Союза Д. Устинова (штаб в г. Поставы) 50-й Краснознаменной ракетной армии (штаб в г. Смоленске). Следом за 346-м полком в 1978 – 1980 годах переучились на комплекс 15П645К и остальные полки 32-й дивизии: 428-й (Сморгонь), 402-й гвардейский Краснознаменный ордена Кутузова (Ветрино), 249-й (Полоцк) и 835-й (Сморгонь-2).
19 июля 1977 года по постановлению советского правительства начались работы по усовершенствованию тактико-технических характеристик комплекса «Пионер». Новшества коснулись прежде всего ракеты – 15Ж53: повышена ее точность, увеличен район разведения боевых блоков, дальность доведена до 5500 км. Доработке подверглась и пусковая установка 15У136, оснащенная новой аппаратурой системы управления, автоматики и гидропривода.
Первым новый комплекс 15П653 «Пионер-2» (УТТХ) должен был накануне XXVI съезда КПСС в феврале 1981 года получить 170-й ракетный полк (п. Минойты у г. Лиды) 49-й гвардейской Станиславско-Будапештской Краснознаменной дивизии 50-й Краснознаменной ракетной армии. 27 марта 1981 года полк заступил на боевое дежурство, но уже в августе передал технику комплекса 15П653 835-му полку в Сморгонь, а взамен получил машины комплекса 15П645К. Этот же комплекс освоили и все остальные четыре полка 49-й дивизии: 376-й (Гезгалы), 403-й (Ружаны), 56-й (Шерешево), 638-й (Слоним). Полки «Пионеров» имели обычно 3 дивизиона по 3 самоходные пусковые установки в каждом. Самоходные пусковые установки 15У106 или 15У136 на шасси МАЗ-547В располагались в специальных металлических ангарах 15У111 «Крона» с раздвигающейся крышей, и ни один спутник-шпион не мог разглядеть, на месте ли «Пионер» или где-то на марше или на полевой позиции. В состав комплекса входили машины подготовки и пуска 15В116 или 15В132, машины дизельных электростанций МДЭС 15Н1061М, машины боевого управления 15В55, 15В81, 15В82, машины связи МС-1 15В57 «Брелок» и МС-2 Р-133, машины дежурной смены, охраны, обороны и караула МДСОО-К15Я55, машины-столовые 15Т117, машины-общежития 15Т118, машины боевого поста с системой навигации 15Я56. Все они размещены на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М (за исключением 15Я56, которая была на базе БТР-70). К этому надо добавить еще и машины имевшегося в каждой ракетной дивизии подвижного запасного командного пункта «Выбор» на шасси все тех же МАЗ-543. А кроме трех дивизий в Белоруссии, «Пионеры» поступили на вооружение еще 11 дивизий: 37-й (Луцк), 50-й (Белокоровичи), 43-й (Ромны), 39-й (Новосибирск), 4-й (Дровяная), 35-й (Барнаул), 23-й (Канск), 8-й (Юрья), 29-й (Иркутск), 40-й (Остров), 42-й (Нижний Тагил).
Ракеты типа «Пионер» эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. В соответствии с этим договором Советский Союз должен был уничтожить 728 ракет этого типа. Из них 650 боевых (405 были развёрнуты в позиционных районах, 245 находились на хранении в арсеналах), 42 инертные учебные ракеты, а также 36 ракет, находящихся на стадии производства. Уничтожались 405 развёрнутых и 105 неразвёрнутых пусковых установок.
Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

Предыдущие дни в русской истории:


→МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

14 января в русской истории

→ Январский гром

Выношу на суд общественности отрывок из готовящейся книги. В этот раз расскажем о комплексе "Пионер", причем о его самом первом варианте 15П645.
Как всегда буду рад критике и пожеланиям. Сразу замечу: о структуре "пионерской" дивизи и об устройстве стационарной боевой стартовой позиции расскажу в следующем отрывке, который будет посвящен 15П645К. О том, чем отличаются "чистый 45-й комплекс" и 15П645К также поведаем потом. Если кто думает, что пусковых установок было не столько, и агрегаты немного другие, готов спорить.))
Приятного прочтения!

Подвижный грунтовый ракетный комплекс РСД-10 «Пионер» (15П645) был принят на вооружение 11 марта 1976 года. Разработчик - Московский институт теплотехники. Главный конструктор Александр Давидович Надирадзе.
«Пионер» был предназначен в первую очередь для замены морально устаревших к тому времени Р-12 и Р-14 в наземном и шахтном вариантах. Разработка велась с использованием ранних наработок по комплексу «Темп-2С» (15П642), а в 1973-76 гг. параллельно с ним.

В комплексе 15П645 «Пионер» использовалась двухступенчатая твердотопливная ракета 15Ж45 с дальностью стрельбы 5000 км. Головная часть разделяющаяся, с тремя боевыми блоками индивидуального наведения. Мощность заряда боевого блока 150 кт, круговое вероятное отклонение 0,55 км, предельное отклонение 1,3 км.

Периодически встречаются упоминания и о моноблочной головной части, но в данный момент автор не имеет ни одного достоверного подтверждения существования такого варианта.

В состав полка с комплексом 15П645 входило три ракетных дивизиона и дивизион боевого обеспечения. В каждом ракетном дивизионе имелось по две пусковых установки 15У106 на шестиосном шасси. Таким образом, всего в полку было шесть пусковых установок (ПУ).

Полк в полном составе базировался на общей стационарной боевой стартовой позиции. При полевом выходе каждый дивизион мог занимать свою отдельную боевую или учебно-боевую позицию. Несение боевого дежурства полком в полевом районе со сменой позиций обеспечивало его боевую живучесть, поскольку координаты текущего местоположения дивизионов менялись и с очень высокой вероятностью не могли быть известны противнику.
Подготовка и производство пуска ракетным дивизионом выполнялись с использованием машины подготовки и пуска 15В56, с которой соединялись кабелями две пусковых установки и машина-дизельная электростанция 15Н1061.

Кроме упомянутых агрегатов, применение комплекса с полевой позиции обеспечивали:
- машина боевого поста 15Я56 на базе БТР-60, оснащенная аппаратурой навигации и башней с пулеметом НСВТ;
- машина дежурной смены охраны и обороны - караула 15Я55;
- машина-столовая 15Т117;
- машина-общежитие 15Т118;
- машина-дизельная электростанция 15Н1061 (еще одна).
Указанные агрегаты, за исключением ПУ и машины боевого поста, были выполнены на базе четырехосных машин семейства МАЗ-543. Кроме них ракетным дивизионом использовались различные специальные, грузовые и легковые автомашины, не являющиеся характерными именно для РВСН (УАЗ-469, ЗИЛ-131, и пр.).

Командный пункт полка на стационарной боевой стартовой позиции (БСП) располагался в специально построенном сооружении. При выходе на полевые позиции управление полком производилось из подвижного командного пункта. В его состав входили:
- машина боевого управления 15В55 на шасси МАЗ-543;
- машина связи 15В57 на шасси МАЗ-543;
- машина связи Р-133 на шасси Урал-375;
- машина-дизельная электростанция 15Н1061.
Для обеспечения боевого дежурства командным пунктом применялись те же машины, что и в ракетном дивизионе. Вся эта техника организационно относилась к дивизиону боевого обеспечения.

Пуск ракет мог быть выполнен со стационарной БСП либо с одной из заранее подготовленных полевых БСП. При получении ракетным дивизионом команды на пуск в процессе марша ему следовало занять ближайшую подготовленную БСП, развернуть там технику, и после этого производить пуск.
Время от получения команды на запуск до старта ракет при условии, что техника развернута, занимал несколько минут. Таким образом обеспечивалось применение комплекса в ответно-встречном ударе.

Комплексом 15П645 успели вооружить только три ракетных полка: 396 рп и 369 гв. рп в составе 33-й гв. рд 43 РА, а также 775 рп в составе 4 рд 53 РА. Все они получили РСД-10 в 1976-м году. А уже на протяжении следующего 1977-го года в РВСН начал поступать более совершенный вариант «Пионера» - 15П645К. Полки 43 РА были перевооружены на 15П645К в 1977-м, а 775 рп в 1979-м году.

СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.)

В 1988 году в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности Советский Союз снял с вооружения несколько ракетных комплексов, подпадавших под действие соглашения. Самыми новыми комплексами с ракетой средней дальности, от которых пришлось отказаться, были системы семейства «Пионер». С середины семидесятых годов эти комплексы обеспечивали безопасность страны и удерживали вероятных противников от нападения. Тем не менее, из-за своих характеристик комплексы «Пионер» попали под сокращение и к началу девяностых годов были утилизированы.

Разработка нового ракетного комплекса, получившего индекс 15П645 и название «Пионер» (позже появилось обозначение РСД-10), стартовала в 1971 году в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе. От инженеров требовалось создать новую баллистическую ракету средней дальности, способную поражать цели на дальностях до 4500-5000 км, и остальные элементы ракетного комплекса, в том числе подвижную пусковую установку на колесном шасси. Для упрощения создания ракетного комплекса было предложено взять за основу межконтинентальную ракету «Темп-2С». В качестве основы для «Пионера» были использованы две верхние ступени ранее разработанной ракеты.

Головным разработчиком нового проекта был назначен МИТ. Помимо этой организации к созданию различных компонентов перспективного ракетного комплекса были привлечены ЦКБ «Титан», НПО «Союз» и другие организации. В соответствии с постановлением Совмина от 20 апреля 1973 года требовалось завершить проектные работы и начать испытания комплекса к середине 74-го. Подобные сроки стали одной из причин того, что большое количество элементов комплекса были с небольшими доработками заимствованы из проекта «Темп-2С».

Испытания нового ракетного комплекса «Пионер» стартовали в середине 1974 года. Летные испытания начались 21 сентября того же года. Доводка и испытания систем продолжались до весны 1976 года. 11 марта 76-го Государственная комиссия подписала акт о приеме нового ракетного комплекса 16П645 с ракетой 15Ж45 на вооружение РВСН. Вскоре начались поставки новых комплексов в войска.

Основными элементами подвижного грунтового ракетного комплекса 15П645 «Пионер» были баллистическая ракета 15Ж45 и самоходная пусковая установка 15У106. Подобная архитектура комплекса позволяла осуществлять патрулирование на удалении от баз и после получения приказа в минимальные сроки производить запуск ракеты.

Самоходную пусковую установку 15У106 разработали в волгоградском ЦКБ «Титан». Основой для этой машины стало шасси МАЗ-547В с колесной формулой 12х12. Общая длина пусковой установки превысила 19 м, общая масса комплекса (с транспортно-пусковым контейнером и ракетой) – 80 тонн. Благодаря дизельному двигателю В-38 мощностью 650 л.с. машина 15У106 могла разгоняться на шоссе до 40 км/с. Обеспечивалось преодоление подъема до 15°, рва шириной до 3 м и пересечение водных преград глубиной не более 1,1 м вброд.

На пусковой установке 15У106 монтировался подъемный агрегат с гидравлическими приводами, предназначавшийся для установки транспортно-пускового контейнера (ТПК) ракеты и приведения его в вертикальное положение перед пуском. Контейнер 15Я107 предлагалось изготавливать из стекловолокна, усиленного титановыми кольцами. Конструкция ТПК была многослойной, между двумя стекловолоконными цилиндрами имелся слой теплоизоляции. Длина ТПК – 19 м. К переднему/верхнему торцу контейнера на пироболтах крепилась крышка характерной полусферической формы, к заднему/нижнему – корпус порохового аккумулятора давления (ПАД), обеспечивавшего минометный старт ракеты.


Старт ракеты 15Ж45. На левом снимке видно отстрел ОВП ступени разведения боевых блоков, на правом - отстрел ОВП 1-й ступени ракеты. (Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.)

Старт ракет «Пионер» всех модификаций производился т.н. холодным методом. Изделие выбрасывалось из ТПК за счет порохового заряда в донной части контейнера. Для большей эффективности корпус ПАД был выполнен в виде прикрепленной к ТПК цилиндрической детали и выдвижного стакана, находящегося внутри нее. Во время запуска давление пороховых газов ПАД должно было воздействовать на ракету, а также выдвигать стакан корпуса вниз. Опускаясь на землю, эта деталь должна была служить дополнительной опорой ТПК. При нештатном горении порохового заряда, способном разрушить ракету, выдвижной стакан должен был прорываться и стравливать давление газов внутри ТПК.

Внутри транспортно-пускового контейнера ракета комплекса «Пионер» удерживалась при помощи разъемных опорно-ведущих поясов (ОВП), также выполнявщих функции обтюратора. Сразу после выхода ракеты из контейнера ОВП отстреливались и разлетались на дальность не менее 150-170 м, что накладывало определенные ограничения на организацию групповых пусков ракет с одной площадки. Во избежание повреждения окружающих объектов отстреливаемая крышка ТПК крепилась к пусковой установке тросом и должна была падать в непосредственной близости от нее.

Первым боеприпасом, разработанным в рамках проекта «Пионер», стала баллистическая ракета средней дальности 15Ж45. Она создавалась с широким использованием наработок и узлов ракеты комплекса «Темп-2С», разработанного ранее. Конструкция ракеты 15Ж45 состояла из двух маршевых ступеней, ступени разведения и приборного отсека. При общей длине 16,5 м ракета имела стартовый вес 37 тонн, забрасываемый вес – 1,6 т.

Первая ступень ракеты длиной 8,5 м и весом 26,6 т оснащалась твердотопливным двигателем 15Д66 со стеклопластиковым корпусом, использовавшим смесевое топливо. Для уменьшения длины ракеты сопло двигателя первой ступени было частично утоплено в его корпус. Управление работой двигателя предлагалось осуществлять при помощи газоструйных рулей, выполненных из жаропрочного материала. Эти рули были сопряжены с решечатыми аэродинамическими, расположенными на внешней поверхности ракеты. Двигатель имел систему отсечки.

Конструкция второй ступени длиной 4,6 м и массой 8,6 т была похожа на архитектуру первой ступени. Вторая маршевая ступень оснащалась твердотопливным двигателем 15Д205 с частично утопленным соплом. Для изменения дальности полета ракеты вторая ступень получила систему отсечки тяги, спроектированную заново, а не заимствованную из предыдущего проекта. Управление полетом второй ступени осуществлялось при помощи системы газовых рулей.

Ступень разведения ракеты 15Ж45 оснастили четырьмя твердотопливными двигателями 15Д69П с поворотными соплами. Малогабаритные двигатели располагались на боковой поверхности ступени разведения, ниже боевых блоков. Боевое оснащение ракеты 15Ж45 состояло из трех ядерных боевых блоков индивидуального наведения мощностью 150 кт каждый. Боевые блоки располагались по бокам от центрального конуса приборного отсека и придавали головной части ракеты характерный внешний вид. Средства преодоления противоракетной обороны не предусматривались.

Баллистическая ракета 15Ж45 получила инерциальную систему наведения, разработанную московским НПО автоматики и приборостроения. Основой системы управления были БЦВМ и гиростабилизированная платформа. Возможности системы управления позволяли вводить полетное задание до подъема ракеты в вертикальное положение, а также обеспечивали возможность полета в любом направлении вне зависимости от положения пусковой установки. В ходе полета бортовая система управления для коррекции траектории полета последовательно использовала рули двух ступеней и двигатели ступени разведения.

По официальным данным, ракета 15Ж45 могла доставлять три боевых блока индивидуального наведения на дальность до 4700 км. Круговое вероятное отклонение (КВО) не превышало 550 м.

Пуск ракеты комплекса «Пионер» мог производиться как с подготовленной открытой площадки, так и из защитного сооружения «Крона». Последнее представляло собой замаскированный гараж с воротами в обоих торцах. Во время дежурства пусковые установки комплекса «Пионер» могли заезжать в такие сооружения и ожидать приказ. Перед пуском при помощи пиропатронов должна была сбрасываться крыша сооружения, после чего расчету комплекса следовало поднимать ТПК с ракетой и производить другие подготовительные операции. Для маскировки сооружения «Крона» оснащались электрическими печами. Сооружение с работающими печами в инфракрасном диапазоне имело такой же облик, что и «Крона» с пусковой установкой внутри. Сравнительно большое количество защитных сооружений затрудняло слежение за ракетными комплексами «Пионер» при помощи разведывательных спутников.

Вне зависимости от места проведения процедура пуска выглядела одинаково. По прибытии на позицию расчет должен был вывесить пусковую установку на домкратах и подготовить ракету к запуску. Все подготовительные операции производились в автоматическом режиме после соответствующей команды. Во время подготовке к запуску производился отстрел крышки ТПК и подъем контейнера в вертикальное положение. При запуске газы ПАД выбрасывали ракету на высоту порядка 30 м, после чего происходил отстрел ОВП и запуск маршевого двигателя первой ступени.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П645 «Пионер» был принят на вооружение в 1976 году. Серийное производство ракет стартовало годом ранее на Воткинском машиностроительном заводе. Первый полк, полностью укомплектованный «Пионерами», заступил на дежурство летом 1976 года. Ракетные комплексы «Пионер» служили в разных районах СССР, что позволяло «держать на прицеле» множество целей в Европе, Азии и некоторой части Северной Америки. При этом комплексы «Пионер» всех модификаций служили в основном в европейской части Советского Союза. Количество ракет, развернутых восточнее Урала, никогда не превышало нескольких десятков. Новые ракеты заменили в войсках устаревшие вооружения, такие как баллистические ракеты Р-14.

Известно, что за годы службы комплексов «Пионер» в ракетных войсках стратегического назначения было произведено 190 запусков. Все запуски прошли без серьезных неполадок или аварий и завершились падениями боевых блоков в район цели.

По некоторым данным, информация о появлении у Советского Союза новых ракет средней дальности вызвала настоящий переполох в руководстве стран НАТО. В документах Североатлантического альянса комплекс «Пионер» фигурировал под обозначением SS-20 Saber. Кроме того, известно о существовании неофициального прозвища «Гроза Европы», обусловленного тактико-техническими характеристиками комплекса.

Завершив разработку ракеты 15Ж45, объединение нескольких организаций во главе с Московским институтом теплотехники занялось совершенствованием этого изделия. В августе 1979 года начались летные испытания модернизированной ракеты 15Ж53. Испытания и доводка ракеты заняли примерно год. В декабре 1980 года комплекс 15П653 «Пионер-2» или «Пионер-УТТХ» («Улучшенные тактико-технические характеристики») с ракетой 15Ж53 был принят на вооружение.

Первая и вторая ступени модернизированной ракеты остались прежними. Все изменения касались только блока управления, располагавшегося в корпусе ступени разведения. Использование нового электронного оборудования в составе системы управления позволило уменьшить КВО до 450 м. Кроме того, в некоторых источниках упоминается использование модернизированных двигателей ступени разведения, позволивших увеличить допустимое расстояние между атакуемыми целями.

В середине восьмидесятых годов СССР и США, понимая опасность баллистических ракет средней и малой дальности, начали переговоры, целью которых должно было стать новое международное соглашение. Результатом этих консультаций стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный в декабре 1987 года и вступивший в силу в середине 88-го. Соглашение подразумевало полный отказ от ракетных систем с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Комплексы РСД-10/15П645/15П653 «Пионер» попали под действие договора, вследствие чего началась их утилизация.

По имеющимся данным, за несколько лет производства было построено более 520 самоходных пусковых установок «Пионер», хотя на момент подписания договора было развернуто только 405 установок с 405 ракетами. Всего в войсках в то время имелось 650 ракет. В соответствии с договором уже к концу 1988 года комплексы «Пионер» стали сниматься с дежурства и утилизироваться. Последние ракеты, пусковые установки и другие элементы комплексов 15П645 и 15П653 были уничтожены весной 1991 года.

В настоящее время четыре пусковые установки и ТПК комплекса «Пионер» являются музейными экспонатами. Два образца хранятся в украинских музеях: в Военно-историческом музее воздушных сил ВСУ (г. Винница) и в Музее Великой Отечественной войны (г. Киев). Еще два экземпляра имеются в российских музеях: в Центральном музее вооруженных сил (г. Москва) и в музее полигона Капустин Яр (г. Знаменск). Кроме того, стать музейными экспонатами стали несколько ракет 15Ж45. Остальные пусковые установки и ракеты были уничтожены.


Ракетный комплекс "Пионер" отличался высокой мобильностью, мог быстро приводиться в боевое состояние и перенацеливаться на более приоритетные объекты. Дальность полета ракеты комплекса "Пионер" составляет 5 500 километров. Боеголовка могла нести ядерный заряд мощностью в одну мегатонну.

5:06 / 07.01.16
Комплексы РВСН: РСД-10 "Пионер" подвижный грунтовый ракетный комплекс

«Пионер» (Индекс ГРАУ — 15П645 , по договору РСМД — РСД-10 , по классификации МО США и НАТО: SS-20 mod.1 Saber , рус. Сабля ) — советский подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45 . Головной разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ). Принята на вооружение в 1976 году.

В 1980 году на вооружение принят ПГРК Пионер-УТТХ (индекс комплекса 15П653 , индекс ракеты 15Ж53 , по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber ) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км) .

АПУ ПГРК "Пионер" / Фото: Пресс-служба МО РФ

Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)

Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в соответствии с постановлением правительства от 28 апреля 1973 года в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.

Создание и применение

После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Они завершились 9 января 1976 года успешным (как и все предыдущие), 21-м пус­ком ракеты. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН. Первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ.

В 1977 году на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К , имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, а в Сибири и Забайкалье — Р-16. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».



19 июля 1977 года, вскоре после развертывания комплекса с ракетой 15Ж45, начались работы по комплексу «Пионер УТТХ » с ракетой 15Ж53 . Лётные испытания ракеты 15Ж53 с более высокими боевыми характеристиками были начаты 10 августа 1979 года на полигоне Капустин Яр. 14 августа 1980 года испытания модернизированного ракетного комплекса были завершены, а 23 апреля 1981 года, в соответствии с постановлением правительства, комплекс «Пионер-УТТХ» (15П653) был принят на вооружение.

Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.

В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.

Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Все проведённые с 26 августа по 29 декабря 1988 года 72 пуска прошли успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могли в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

В процессе выполнения Договора о РСМД были расформиро­ваны 58 ракетных полков на вооружении которых стояли «Пионеры». Последняя из заявленных в До­говоре ракет РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

С 1986 года на испытания была поставлена очередная моди­фикация комплекса — «Пионер-3 » с ракетой 15Ж57 , разрабатывавшаяся в соответствии с постановлением правительства от 6 апреля 1983 года и в значительной степени унифицированная с комплексом «Тополь». Для этого комплек­са была создана более совершенная пусковая установка с новым циф­ровым вычислительным комплексом и системой наземной навигации. На ракету 15Ж57 установили полностью новую боевую ступень с усовершенствованными боевыми бло­ками, также был улучшен комплекс средств преодоления ПРО. Однако, в результате заключения Договора о РСМД, испыта­ния ракетного комплекса были прекращены. Серийное производство ра­кет не развертывалось.

Как отмечалось разработка комплекса начата в 1971 г. Постановление №280-96 СМ СССР о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С" вышло 20 апреля 1973 г. Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г. В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса. Эскизный проект успешно защищен в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С” .

Испытания велись на полигоне Капустин Яр - с 21.09.1974 г. по 11.03.1976 г.,

Производство ракет развернуто в 1975 г. на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск).

Комплекс принят на вооружение в марте 1976 г., поступление в войска - с августа 1976 г. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство в составе Гомельской ракетной дивизии (Белоруссия) 30 августа 1976 г. Командир полка - полковник А.Доронин.

Сокращение комплексов - комплексы "Пионер"полностью сокращены по Договору о сокращении РСМД между СССР и США в начале 1991 г.


Самоходная ПУ 15У106 / Изображение: militaryrussia.ru



Шасси МАЗ-573В / Фото: pp.vk.me

Пусковая установка - самоходная ПУ 15У106 на шасси МАЗ-573В, пуск "минометный" из транспортно-пускового контейнера 15Я107 с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД); при создании СПУ использовались узлы и агрегаты СПУ МБР "Темп-2С".
  • Разработчик СПУ и машин обеспечения- ЦКБ «Титан» (г.Волгоград).
  • Разработчик колесного шасси СПУ - СКБ МАЗ, изготовитель - Минский завод колесных тягачей (г.Минск).
  • Разработчик гидроприводов пусковой установки - ЦНИИ автоматики и гидравлики (г.Москва).
  • Разработчик системы электропитания и электроснабжения МДЭС - ГОКБ «Прожектор» (г.Москва).
  • Изготовитель самоходной пусковой установки и агрегатов обеспечения комплекса - завод "Баррикады" (г.Волгоград).

Некоторые ТТХ ПУ 15У106



АПУ ПГРК "Пионер" / Изображение: www.opoccuu.com

Часть наземной аппаратуры системы управления комплекса размещена на внешней стороне ТПК 15Я107. По левому борту ТПК размещены электромагистрали связывающие ракету с наземным оборудоваинем. Корпусная конструкция ТПК выполнена из стекловолокна с усилением титановыми кольцами. Конструкция двухслойная в которой между двумя слоями стекловолокна находится теплоизолирующий слой. Съемный переходник предназначен для обслуживания боевых блоков РГЧ. К переходнику пироболтами крепилась крышка ТПК. Крышка ТПК от произвольного разлета фиксировалась стальным тросом к бамперу СПУ. Центровку ракеты в ТПК и изоляцию придонного пространства для работы ПАДа обеспечивали опорно-ведущие пояса (ОВП) на 1-й и 2-й ступенях ракеты. ОВП отстреливались после старта и разлетались в радиусе 180 м в обе стороны вдоль поперечной оси СПУ.

Конструктивно ТПК 15Я107 состоит из:

  • корпус
  • переходник
  • крышка ТПК
  • ПАД


ТПК 15Я107 ракеты 15Ж45.В учебных целях на использованых ТПК на учебных полигонах учились разворачивать комплект маскировочного перекрытия (КМП) / Фото: документация к Договору о сокращении РСМД



Конструкция ТПК 15Я107. Цифрами обозначены: 1 - выдвижное днище ПАД, 2 - корпус ПАД, 3 - неизвестный блок, 4 - промежуточные кольца усиления корпуса ТПУ (титановый сплав?), 5 - "транспортировочный узел", 6 - корпус ТПК, 7 - корпус верхнего прибора системы прицеливания (находится прямо над АГК, к которому подключается с помощью системы светопровода и пентоблока - в приборе расположена призма поворота вертикального оптического луча в горизонтальную плоскость и передачи его в бортовую аппаратуру ракеты), 8 - крепление переходника ТПК, 9 - переходник ТПК, 10 - крепление крышки ТПК пироболтами, 11 - крышка ТПК, 12 - неизвестный узел, 13 - разъем кабеля управления пироболтами крышки ТПК, 14 - разъём кабеля управления пироболтами на кожухе отрывных разъёмов и датчиков, 15 - кожух (под которым установлены: отрывная плата разъемов, соединяющих СУ ракеты с наземной СУ. Отрывная плата пристыкована к боевой ступени и "взведена". Внутри кожуха есть пружины, которые "прихлопывают" плату в специальное углубление в этом кожухе при начале движения ракеты во время пуска, когда разрывается связь СУ ракеты с наземной СУ; датчики системы контроля горизонтирования (СКГ) ТПК; датчики системы ТВР; преобразователь тока статический (ПТС) 15Н1191, обеспечивавший обеспечивающий токово-частотный разгон гистерезисных двигателей гиромоторов трехосного гиростабилизатора (ТГС) до 57600 об/сек за 23 сек; Снаружи на кожухе находился разъём кабеля подрыва пироболтов отстрела крышки ТПК и еще кое-какие узлы. При эксплуатации этот кожух редко вскрывается, разве что при устранении сложных неисправностей. От кожуха до хвостовой части ТПК проходит кабельный короб, прикрывающий кабели, которые входят в плату П1, расположенную на задней балке СПУ. Из платы П1 кабели расходятся по всем приборным отсекам СПУ), 16 - кабельный короб, 17 - напорный воздуховод системы ТВР, 18 - напорный патрубок системы ТВР, 19 - всасывающий аптрубок системы ТВР, 20 - всасывающий воздуховод системы ТВР, 21 - предположительно плата П1 или разъем (Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.) / Изображение: http://militaryrussia.ru

ПАД в ТПК состоит из двух элементов:

  • ПАД-1 выталкивает подвижное днище ТПК до упора его в почву, таким образом ТПК дополнительно фиксируется
  • ПАД-2 выталкивает ракету из ТПК.

Днище ПАД, имевшее 5 отверстий и амортизатор - 10-см слой резины - справлялось с непараллельностью поверхности площадки и днища ПАД в 2 градуса, держало давление, а при взрывообразном горении заряда ПАД прорывалось, защищая ракету от разрушения.

Групповой старт батареи из 3 СПУ производился с учетом разлета опорно-ведущих поясов с интервалом в 15 сек. СПУ на позиции выстраивались таким образом, чтобы избежать поражения установок разлетающимися ОВП и крышкой ТПК (для этих целей она фиксировалась тросом к бамперу СПУ).


Старт ракеты 15Ж45. На левом снимке видно отстрел ОВП ступени разведения боевых блоков, на правом - отстрел ОВП 1-й ступени ракеты / Фото: А. Дячок, И. Степанов.


В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:

  • стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
  • три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
    • по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) 15У106 (15У136 для 15Ж53) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах 15Я107, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
    • командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
    • две машины-дизельные электростанции 15Н1061М
    • машину-столовую 15Т117 и машину-общежитие 15Т118
    • машину боевого поста 15Я56 на базе бронетранспортера БТР-60ПБ с системой наземной навигации 15Ш39 и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утёс» НСВТ-12,7 мм
    • машину дежурной смены охраны и обороны 15Я55 с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
  • Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
  • с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.

Ракета 15Ж45 / РТ-21М / РСД-10 :

Ракета 15Ж45 - SS-20 SABER, на ракете установлен один боевой блок из трех, аэродинамические стабилизаторы сложены, рули - раскрыты / Фото: "Вооружение и техника РВСН"

Конструкция ракеты - 2 маршевых ступени, приборно-агрегатный отсек и ступень разведения боевых блоков с тремя боевыми блоками в базовой конфигурации.


Разрезная модель ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER / Фото: flateric

Состав ракеты 15Ж45:

1 ступень - с РДТТ, с аэродинамическими и газоструйными рулями с дополнительными аэродинамическими решетчатыми стабилизаторами и тормозными двигателями (размещены в хвостовом отсеке).

2 ступень - с РДТТ с системой отсечки тяги и тормозными двигателями.

Ступень разведения боевых блоков 15Ф453 включает в себя боевые блоки 15Ф452, герметичный приборный отсек 15Л747, преобразователь тока статический 15Н191, систему дежурного терморегулирования гироблоков ракеты 15Я117, 4 х РДТТ малой тяги 15Д69П.


Ступень разведения и боевые блоки ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER. Разрезная модель / Фото: flateric

Комплекс средств преодоления ПРО на ракете 15Ж45 отсутствовал.


Компоновочная схема ракеты 15Ж45.
Цифрами обозначены:
1 - обтекатель боевого блока 15Ф452;
2 - обтекатель двигателя ступени разведения;
3 - кабельный канал;
4 - опорный пояс;
5 - обтекатель тормозного двигателя 1-й ступени;
6 - кабельный канал;
7 - места крепления аэродинамических рулей;
8 - аэродинамические рули;
9 - тормозной двигатель 2-й ступени;
10 - верхняя крышка РДТТ 2-й ступени;
11 - термозащита заряда РДТТ 2-й ступени;
12 - заряд топлива РДТТ 2-й ступени;
13 - корпус РДТТ 2-й ступени;
14 - нижняя крышка РДТТ 2-й ступени;
15 - устройство вдува газа в сопло;
16 - тормозной двигатель 1-й ступени;
17 - корпус ракеты;
18 - верхняя крышка РДТТ 1-й ступени;
19 - задняя крышка РДТТ 1-й ступени;
20 - газодинамический руль;
21 - рулевые машины;
22 - механическая связь аэродинамического и газодинамического рулей;
23 - защитная крышка сопла;
Изображение: А. Широкорад


Компоновочная схема ракеты 15Ж45 в ТПК.
Цифрами обозначены:
1 - транспортно-пусковой контейнер;
2 - двигатель ступени разведения боевых блоков;
3 - верхний опорно-ведущий пояс (с "лыжами");
4 - РДТТ 2-й ступени;
5 - сопловой блок РДТТ 2-й ступени;
6 - соединительный отсек;
7 - РДТТ 1-й ступени;
8 - хвостовой отсек 1-й ступени;
9 - сопловой блок 1-й ступени;
10 - пороховой аккумулятор давления;
11 - подвижное днище ТПК;
Изображение: "Вооружение и техника РВСН"

Система управления и наведение - инерциальная, система управления ракеты разработана НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) под руководством академика Н.А.Пилюгина. Разработчик и изготовитель системы прицеливания - КБ и завод «Арсенал» (г.Киев). Разработчик рулевых гидроприводов ракеты ЦНИИ автоматики и гидравлики (г.Москва).

Система управления ракеты включает БЦВМ и основана на на гиростабилизированной платформе с поплавковыми гироприборами. Обеспечивается ввод полетного задания при горизонтальном положении ракеты и пуск по любому азимуту без разворота СПУ. Так же обеспечивается полная автоматизация предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Оборудование системы управления находится на ракете в герметичном приборном отсеке, все основные блоки имеют резервирование, что обеспечивает высокую надежность.

Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа «Крона» на боевой стартовой позиции (БСП), либо с одной из заранее подготовленных полевых боевых стартовых позиций (ПБСП). Если приказ на пуск поступил на марше, то производилось занятие ближайшей ПБСП, вывешивание, горизонтирование, определение и ввод координат. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

Управление по каналам тангажа, рыскания и крена на этапе работы 1-й ступени осуществлялось газодинамическими, сопряженными с аэродинамическими, рулями. Управление полетом на этапе работы 2-1 ступени по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа в закритическую область сопла, по каналу крена - перепуском газа через специальное сопло. На стадии работы ступени разведения боевых блоков для управления использовались 4 поворотных РДТТ малой тяги.


Ракета 15Ж45 - SS-20 SABER, на фото аэродинамические рули по бокам от аэродинамического стабилизатора, нижнее светлое кольцо -обтюрирующий пояс, обеспечивающий герметичность задонного пространства / Фото: " Вооружение и техника РВСН"

На модернизированных вариантах ракеты существенно доработана система управления и применена новая двигательная установка ступени разведения.

Двигатели : Серийное изготовление высокопрочных стеклопластиковых корпусов маршевых РДТТ ракеты велось на ПО "Авангард" (г.Сафроново). Двигатели почти без изменений использованы аналогичные двигателям 1-й, 3-й и ступени разведения МБР 15Ж42 комплекса "Темп-2С". Производство зарядов РДТТ обоих ступеней ракеты 15Ж45 велось на Павлоградском Химическом Заводе (г.Павлоград, Украина) с 1972 г.

1 ступень - РДТТ 15Д66
с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое НПО "Союз") под руководством Б.Жукова, ведущий конструктор - В.Венгерский. Управление двигателем осуществлялось с помощью вольфрамовых газоструйных рулей совмещенных с аэродинамическими решетчатыми рулями. Корпус стеклопластиковый с прочно скрепленным с ним зарядом. Система отсечки тяги - аварийная.
Тип топлива - смесевое.



Сопло двигателя 1-й ступени ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER. Разрезная модель / Фото: flateric

2 ступень - РДТТ 15Д205 с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-6. Корпус стеклопластиковый с прочно скрепленным с ним зарядом. Двигатель оснащен системой отсечки тяги для регулировки дальности пуска ракеты - узел отсечки тяги спроектирован заново с состоит из 10 вскрываемых отверстий в передней части корпуса РДТТ. Управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа в закритическую область сопла. Управления по каналу крена - перепуском газа через специальное сопло.
Тип топлива - смесевое.


Сопло двигателя 2-й ступени ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER. Разрезная модель на выставке / Фото: flateric

Ступень разведения - 4 х РДТТ малой тяги 15Д69П ("поворотный"), с реверсом тяги за счет механизма поворота двигателей на угол более 180 град. Двигатели симметрично закреплены по окружности приборного отсека. Разработчик - МИТ.


Ракета 15Ж45 - SS-20 SABER, на фото хорошо видно посадочные места боевых блоков, поворотные двигатели малой тяги 15Д69П ступени разведения ББ, опорно-ведущий пояс с "лыжами", рычаг с роликом датчика отстрела ОВП / Фото: "Вооружение и техника РВСН"

Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

  • Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км
  • Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение
  • Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний
Типы БЧ :

Ракеты 15Ж45 и 15Ж53:

3 х ядерных РГЧ ИН 15Ф452 мощностью 150 кт - стандартная комплектация. Боевой блок АА-74 с зарядом Р-781-Г с системой «Гудрон».

Блок АА-74 разработан ВНИИЭФ г.Саров (Арзамас-16). Корпус на АА-74 изготовлен из алюминиево- магниевого сплава АМГ-6 с намоткой стекловолокна. Полное регламентное обслуживание боевого блока продолжительностью 4 часа 10 минут проводилось 1 раз в 3 года.


Модификации :
  • комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10 / РТ-21М
  • комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45, 15Ж46 / РСД-10 / РТ-21М
  • комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, модификация комплекса и ракеты, комплекс имел учшенные ТТХ - КВО - не более 450 м. Испытания проводились в августе 1979 г., принят на вооружение - 17.12.1980 г. На ракете комплекса установлена новая система управления и двигатели ступени разведения боевых блоков
  • комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56 - комплекс с командной ракетой, созданной на базе ракеты РСД-10 комплекса "Пионер-УТТХ"
  • комплекс 15П157 "Пионер-3", ракета 15Ж57 - модернизированный комплекс с новой СПУ и ракетой.

Организационная структура :

Ракетный дивизион комплекса 15П645 "Пионер", состав:

  • СПУ 15У106 - 2 пусковых агрегата (СПУ)
  • МПП 15В56 (с СДУ 15Э569 на два направления), производство - завод "Баррикады" (г.Волгоград)
  • МДЭС 15Н1061М- 2 агрегата, производство - ПО "Прожектор" (г.Москва)
Подвижный командный пункт ракетного полка "Барьер" комплекса 15П645 / 15П645К "Пионер", разработка КБ Красноярского радиозавода, главный конструктор - Л.А.Покровский. Состав:
  • МБУ 15В55 (для связи с рдн имеется радиостанции Р-111), производство - Краснодарский приборный завод
  • МС-1 15В57 (для связи с КП рд оснащена радиостанцией Р-137), производство - Краснодарский приборный завод
  • МС-2 Р-133, производство - Красноярский радиозавод
  • МДСОО-К 15Я55, производство - завод "Баррикады" (г.Волгоград)
  • МБП 15Я56, производство - Петропавловский машиностроительный завод (г.Петропавловск)
  • МДЭС 15Н1061М - 2 агрегата, производство - ПО "Прожектор" (г.Москва)
  • Автомобиль-столовая 15Т117, производство - Троллейбусный завод (г.Энгельс)
  • Автомобиль-общежитие 15Т118, производство - Троллейбусный завод (г.Энгельс)


Подвижный командный пункт ракетного полка 15В96 "Барьер-М" комплекса 15П653 "Пионер-УТТХ", разработка КБ Красноярского радиозавода, главный конструктор - Л.А.Покровский.

Состав:

  • агрегаты 15В81
  • агрегаты 15В82
  • агрегаты 15В75


Подвижный командный пункт ракетного дивизиона 15В131 "Вымпел" комплекса 15П653 "Пионер-УТТХ", разработка КБ Красноярского радиозавода, главный конструктор - Л.А.Покровский.

Состав:

  • агрегаты 15В82
  • агрегаты 15В132


Статус : СССР

· - 1978 г. 30 августа - на боевое дежурство заступил первый ракетный полк Гомельской ракетной дивизии вооруженный комплексами 15П645 "Пионер", командир полка - полковник А.Доронин.

- 1987 г. - базировались в Юрье и Верхней Салде. Общее количество на складах составляло 245 ракет;

- 1987 г. 8 декабря - генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым и Президентом США Рональдом Рейганом подписан Договор о сокращении РСМД, согласно которому ракеты РСД-10 / SS-20 были ликвидированы методом пуска из позиционных районов Дровяная и Канск и подорваны без извлечения из пусковых контейнеров на полигонах Капустин Яр и Сарны. Последняя ракета была уничтожена 12 мая 1991 г.

· - 1988 г. - всего произведено 654 ракет; согласно документации к Договору о сокращении РСМД - 405 ракет развернутых на боевых позициях и 245 неразвернутых ракет. ИТОГО - 650 шт. Развернуто 405 СПУ, 118 СПУ неразвернуто (итого 523 шт).

- 1989 г. - снимаются с вооружения и уничтожаются по договору об уничтожении РСМД;

Количество СПУ РСД-10 в cоставе ВС СССР

Год

Европа

За Уралом

Всего в СССР

1977 г.

1979 г.

120

1980 г.

180

1981 г.

250

1983 г.

243

351

1984 г.

243

133+2 ?

378

1985 г.

243

414

1986-1988 г.г.

243

171

443 (в т.ч. 36 в резерве)

·

Тактико-технические характеристики
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»
Разработчик МИТ
Главный конструктор
А. Д. Надирадзе
Изготовитель ракеты
Воткинский МЗ
Кодовое обозначение НАТО:
SS-20 Saber Mod 1&2
Наименование по РСМД
РСД-10
Тип комплекса
ПГРК с БР средней дальности, третьего поколения
Состояние
на вооружении с 11 марта 1976 года
Ракета 15Ж45
Дальность стрельбы, км
600-5000
Точность стрельбы (КВО), км (предельное отклонение) 0,55 (1,3)
Тип ГЧ:
моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1);
три РГЧ ИН (вариант 2)
Мощность заряда, Мт
вариант 1 - 1,0;
вариант 2 - 0,15
Вес ГЧ, кг
1500—1740
Система управления
инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
Разработчик системы управления
НИИ АП
Главный конструктор системы управления
Н. А. Пилюгин
Рулевые приводы
гидравлические
Разработчик рулевых приводов
ЦНИИАГ
Органы управления на 1 ступени газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
Органы управления на 2 ступени
по тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов;
по крену — газовые сопла с газогенератором
Тип старта
«миномётный» из ТПК
Число ступеней
2
Длина ракеты, м
полная - 16,49;
без головной части - 14,9;
в ТПК - 19,316
Максимальный диаметр корпуса, м
1,79
Стартовый вес, т
37,0
Вес ракеты в ТПК, т
42,7
Топливо
смесевое твёрдое
Первая ступень
Полная длина первой ступени, м
8,58
Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м
1,79
Вес ступени, т
26,7
Двигатель
однокамерный РДТТ
Разработчик двигателя
НПО «Союз» (Люберцы)
Б. П. Жуков
Число сопел
1
Время работы, с
63
Вторая ступень
Полная длина второй ступени, м
4,4-4,6
Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м
1,47
Вес ступени, т
8,63
Двигатель
однокамерный РДТТ
Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
Главный конструктор двигателя
Б. П. Жуков
Число сопел
1
Боевая ступень
Число боевых блоков
3
Двигательная установка
четыре РДТТ
Боевой блок
Полная длина боевого блока, м
1,6
Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м
0,64
Радиус закругления наконечника
0,11
Пусковая установка
Тип
грунтовая подвижная
Разработчик
ЦКБ «Титан»
Изготовитель завод
завод «Баррикады»
Главный конструктор
В. М. Соболев
База МАЗ-547В
Число осей
6
Длина, м
с ТПК - 19,316;
без ТПК - 16,08
Ширина, м
3,2(+0,04)
Высота, м (в вывешенном состоянии) 4,375 (5,08)
Двигатель
многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом
Мощность, л.с.
650
Максимальная скорость, км/ч
40
Угол преодолеваемого подъема
15°
Грубина преодолеваемого брода, м 1,1
Ширина преодолеваемого рва, м 3
Углы свеса
передний - 23°;
задний - 30°
Дорожный просвет, мм 470
Число ракет на пусковой установке
1
Тип привода подъёма ТПК с ракетой
гидравлический, от ходового двигателя СПУ
Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой
ЦНИИАГ
Радиус разворота, м 22±1
Экипаж, чел.,
2
Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА)
Разработчик
ЦКБ «Титан»
Изготовитель
Завод «Баррикады»
База
МАЗ-547А
Число осей
6
Полная длина, м
17,33
Ширина, м
3,2
Высота(без ТПК), м
2,9
Двигатель
дизель А-38 с турбонаддувом
Мощность, л.с.
650
Максимальная скорость, км/ч
40
Число ракет на ТПС
1
Экипаж, чел 2 2

Испытания

Летные испытания ракет РСД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин, главный инженер И. П. Баглюк). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, ещё 245 БР находились на складах.

За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

Сохранившиеся экземпляры:


Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины / Фото: ru.wikipedia.org


Музей Великой Отечественной войны (Киев) / Фото: ru.wikipedia.org


Музей полигона Капустин Яр, г. Знаменск / Фото: ru.wikipedia.org


Центральный музей Вооружённых Сил, Москва / Фото: ru.wikipedia.org

Также ракета 15Ж45 представлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабанове Калужской области. Ракета 15Ж45 представлена в Smithsonian National Air and Space Museum, Вашингтон