Источники финансирования инновационных проектов. Васильева Е.А

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3

1 Источники и формы финансирования инноваций………………………......5

2 Инновационная деятельность как объект инвестирования…………………9

3 Возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов………………………………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Инновационный менеджмент имеет большое значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики. В настоящее время слабым звеном организационно - экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Особенность современного этапа инновационной деятельности – образование в крупнейших организациях научно – технических комплексов, объединяющих теоретические разработки и процесс производства. Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации организации. Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

Объект контрольной работы – инновационная деятельность.

Предмет контрольной работы – финансирование инновационной деятельности.

Цель работы – полное изучение финансирования инновационной деятельности.

В процессе реализации цели выделяют следующие задачи

1 Изучить источники и формы финансирования инноваций.

2 Рассмотреть инновационную деятельность как объект инвестирования.

3 Изучить возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов

В контрольной работе были использованы следующие методы: эмпирический, метод анализа и синтеза

1 Источники и формы финансирования инноваций

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным способом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. На сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала. По видам собственности источники финансирования делятся на:

Государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

Инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков. На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

Собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

Привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;

Заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

Собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

Привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления;

Заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены на рисунке 1

Возможные инвесторы

Получатели заемных средств

Преимущества использования формы

Сложности использования формы в условиях нашей страны

Дефицитное финансирование

Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ

Правительство Российской Федерации

Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций

Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

Акционерное (корпоративное) финансирование

Коммерческие банки. Институциональные инвесторы

Корпорации. Предприятия

Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия)

Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

Проектное финансирование

Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы

Инвестиционный проект. Инновационный проект

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Рисунок 1 Организационные формы финансирования

Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

Высоки шансы получения финансирования и у инноваций - имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

Таким образом, успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

2 Инновационная деятельность как объект инвестирования

При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

Если в качестве инвестора выступает сам инициатор инновации, то при принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Руководство компании - инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций - вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

Что касается влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли, то, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее необходимо соизмерять с масштабами производства. Это связано с тем, что средняя отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Иногда крупные компании умышленно занижают цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж.

Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, неприятие риска). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принимающие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска учитывают как надбавку к ожидаемой норме прибыли.

Величина этой надбавки может варьировать в очень широких пределах и в значительной степени зависит как от характера проекта, так и от личностных особенностей лиц, принимающих решения об инвестировании.

В процессе реализации инновационного проекта осуществляется операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Все виды деятельности связаны с типовыми рисками любого инвестиционного проекта. К специфическим рискам инновационных проектов можно отнести: научно-технические риски; риски правового обеспечения проекта; риски коммерческого предложения.

При принятии решений о финансировании того или иного инновационного проекта инвестор учитывает целый комплекс факторов, среди которых ведущая роль отводится ожидаемому уровню доходности на вложенный капитал. Ожидаемый уровень доходности складывается из трех основных компонентов: цены капитала (соответствует уровню чистой доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств), уровня премии за риск и ожидаемого уровня инфляции.

Эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

3 Возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов

В качестве одной из возможностей привлечения донорского финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.

Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Еще одной альтернативой для финансирования инновационного проекта является грант. Грант (grant) - средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.

У каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.

Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.

Ни одна из организаций не получает от фондов-грантодателей средства на реализацию своих программ автоматически, только потому, что является хорошей организацией, делающей важное дело. Чтобы получить грант, необходимо проделать большую работу.

Начинайте процесс поиска грантовых средств в следующей последовательности:

1 Определяются цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности, а также объем необходимых ресурсов и выделение тех, что уже имеются.

2 Поиск возможных источников донорского финансирования.

3 Предварительно отбираются доноры, которых может заинтересовать проект.

4 Налаживание контакта с представителями выбранного донора.

5 Составление предварительной заявки на финансирование и предоставление ее в донорскую организацию.

6 Ожидание получения подтверждения интереса донора к проекту.

7 Предоставление окончательного пакета заявки донору.

В практике встречаются случаи, когда заявка, которая готовилась в течение нескольких месяцев и уже была рекомендована к финансированию филиалом донорской организации в России, по неизвестным причинам в итоге так и не была профинансирована. Так что потенциальный интерес донора еще не говорит о том, что удастся получить грант. Сбор информации о донорских организациях является очень важной частью процесса получения гранта. Необходимо собрать как можно больше информации о потенциальных грантодателях.

При выборе донорской организации Вам необходимо учесть следующие моменты:

1. Большинство грантодателей ограничивает свою деятельность определенными регионами, странами. Но в силу того, что иностранные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность на территории России и число таких организаций постоянно растет, не следует абсолютно исключать те из них, которые раньше никогда еще не выдавали грантов России.

2. Фонды в основном финансируют проекты строго определенной тематики либо, по крайней мере, ограничивают типы мероприятий, которые они готовы финансировать.

3. Как правило, спонсоры ограничивают и тип получателя гранта, как-то, например: индивидуальный исследователь, студент, неправительственная экологическая организация и т.д.

4. Некоторые крупные грантодатели, имеющие представительства в России (фонды Сороса, Евразия и др.), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Другие грантодатели (например, фонд Ноу-Хау, ТАСИС и др.), могут потребовать заявки на русском и английском.

Подобная общего плана информация обычно содержится в любом описании деятельности фонда и является доступной. Ее может быть недостаточно для того, чтобы определить, точно ли вам подходит тот или иной фонд, но ее вполне хватит, чтобы выделить те из них, где проект не пройдет.

Каждая донорская организация обычно указывает наиболее приемлемую к себе форму обращения. Некоторые фонды требуют представления полной заявки, другие предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Но большинство доноров, как правило, предлагает прислать запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Каждый фонд работает по своим правилам и предоставляет финансирование после рассмотрения конкурсной комиссией заявок определенного образца. В практике предпринималось множество попыток создания унифицированных форм заявок. Все они позволяют собрать большую часть информации, требуемой для подачи заявок в большинство фондов. Но отметим, что все унифицированные или типичные формы заявок касаются заявок на финансирование общественной деятельности. Заявки же на финансирование научной деятельности, как правило, более специфичны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным способом способствуют развитию инновационной деятельности.

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности: дефицитное, акционерное и проектное. Доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли. Доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и др.

Для организации и управления финансированием инновационной деятельности существуют так называемые донорские организации, которые могут быть как фондом, частным лицом, так и государственным учреждением или компанией и которые безвозмездно предоставляют средства для осуществления конкретного инновационного проекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Т.Балабанов.- ПИТЕР, 2001. - с.304.- ISBN 5-31800054-1.

2. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / под ред. Л. Н. Оголевой. - М.:ИНФРА-М, 2001. - с.238. - ISBN5-16-000546-3.

3. Медынский, В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства [Текст] / В.Г.Медынский.- М.: ЮНИТИ, 1999.- с.414.- ISBN 5-238-00021-0.

Эффективность управления инновационной деятельностью всегда вызывает необходимость: 1) расчета потребностей в тех средствах, которые нужны для осуществления этой деятельности (сколько необходимо средств?); 2) глубокого анализа возможных источников ее финансирования (где взять эти средства?). Определив общую потребность в необходимых денежных средствах, руководство компании анализирует возможные формы и источники финансирования предполагаемого проекта. Их классификация дана в таблице 1.2.1.

Традиционными, основными источниками финансирования любого проекта являются его заемное и собственное финансирование. По мере развития рыночной экономики могут возникать и развиваться новые формы и источники

финансирования проектов. Их структура может меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, финансово-экономической ситуации в стране и мире, финансовой устойчивости организаций и др. К источникам формирования собственного капитала (кроме прибыли) относятся амортизационные отчисления, направляемые на развитие основных фондов и возмещение нематериальных активов. Благодаря этим отчислениям предприятие может (наряду с другими условиями) осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать принцип самофинансирования. Собственное финансирование предприятий обеспечивается как за счет внутренних, так и внешних источников финансирования.

Таблица 1.2.1

Финансирование инновационных проектов_

Источники финансирования

1. Собственное финансирование инноваций (за счет собственных внутренних и внешних финансовых ресурсов)

Уставный капитал (первоначальный - за счет вкладов учредителей-собственников и привлеченный впоследствии - за счет дополнительных взносов учредителей или привлечения новых инвесторов путем продажи им части дополнительных выпусков новых акций)

Амортизационные отчисления Нематериальные активы

Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.

2. Заемное финансирование (за счет заемных финансовых ресурсов)

Государственные и корпоративные облигации Средства различных кредитных учреждений (в том числе банков) - кредиты

3. Бюджетное финансирование

Федеральный бюджет РФ Республиканские бюджеты (бюджеты субъектов Федерации)

Местные бюджеты Внебюджетные фонды

4. Смешанное финансирование

Средства бюджетного инвестиционного фонда, созданного в 2005 г.

Денежные средства частных компаний и отдельных инвесторов

Средства закрытых паевых инвестиционных фондов Инвестиционные ресурсы страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов Средства зарубежных инвесторов и

Способами привлечения собственного капитала могут быть частное и публичное размещение акций среди инвесторов. Частное предполагает размещение акций по закрытой подписке одному инвестору или узкому кругу отдельных инвесторов (страховым компаниям, банкам, инвестиционным компаниям, физическим лицам). Последние могут продать приобретенные акции только первоначальным собственникам.

В последние годы для привлечения большего числа инвесторов и, соответственно, увеличения собственного капитала компании (особенно на заключительной стадии реализации инновационного проекта) широкое распространение стало получать публичное размещение акций среди внешних инвесторов. Под ним понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Организации процесса IPO предшествует решение о преобразовании инновационной компании в открытую публичную корпорацию (goingpublic), что предполагает продажу части акций компании внешним инвесторам (вкладчикам) и выход впоследствии на открытые рынки. Данный процесс возможен только на заключительном этапе реализации инновационного проекта. Максимальная доля акций компании, обращающихся за рубежом, составляет 25% от общего числа выпущенных акций.

Преобразование фирмы в открытую (публичную) корпорацию с выходом на открытые рынки имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества такого преобразования: 1) возможность диверсифицировать вложения в разные финансовые инструменты; 2) легкость и дешевизна привлечения внешнего финансирования в будущем, так как компания в результате размещения акций на открытых рынках и публикации информации будет известна для потенциальных инвесторов, повысится степень их доверия к компании; 3) вероятная ликвидность ценных бумаг в публичной корпорации, что в закрытом акционерном обществе проблематично: продать внешним инвесторам трудно, а другие соучредители и владельцы компании могут попросту не иметь желания покупать акции своей компании из-за возможного финансового риска; 4) существенное расширение рынков сбыта продукции, что трудно осуществить в закрытой компании, и др.

Недостатки преобразования фирмы в публичную корпорацию (субъективные сдерживающие факторы): 1) опасение руководства фирмы утратить над ней реальный контроль как владельца; 2) опасность поглощения компании в будущем новыми инвесторами на внешнем рынке через приобретение контрольного пакета акций;

большие затраты (особенно для малых инновационных фирм) на составление квартальных и годовых отчетов, публикацию отчетности и раскрытие конфиденциальной информации; 4) неизбежные и достаточно высокие первоначальные затраты по организации IPO (реклама, продвижение бренда компании, оплата финансовых и прочих услуг); 5) высокая оплата услуг андеррайтеров при эмиссии и размещении акций - практически все выпуски ценных бумаг проводятся на условиях

гарантированной подписки. Соответственно риски банков-андеррайтеров достаточно высоки и, как следствие, оплата рисков, премия за риск тоже высоки. Не случайно инвестиционные банки - андеррайтеры создают зачастую синдикаты в целях минимизации риска, распределяя его среди участников синдиката.

Финансирование проектов за счет IPO позволяет в перспективе надеяться на рост капитализации компании, так как, вполне вероятно, может повыситься ее кредитный рейтинг, возрасти признание в деловом мире, увеличиться спрос на ее финансовые активы у потенциальных стратегических инвесторов, а в конечном итоге увеличится объем собственного капитала. Его формирование может осуществляться также за счет такого источника финансирования, как государственное распределение бюджетных средств на безвозмездной основе. Если прибыль и амортизационные отчисления дают возможность предприятию в той или иной мере обеспечивать свою финансовую устойчивость и осуществлять расширенное вое- производство, то бюджетные источники финансирования инновационных проектов носят глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.

На заключительном этапе реализации инновационного проекта по мере развития инновационных фирм и преобразования их в открытые акционерные общества появляется возможность использовать для увеличения собственного капитала такие внешние источники финансирования инноваций в РФ, как размещение обыкновенных акций за рубежом в виде депозитарных расписок

(idepositary receipts, DR). Это сертификаты, подтверждающие права их держателей на определенное количество депозитарных акций. К ним относятся деноминированные в иностранной валюте ценные бумаги, подтверждающие права собственности их владельцев на определенное количество акций иностранной компании,

выпускаемых специальным банком - депозитарием страны, в которой осуществляется размещение. Широкую известность в мире получили американские депозитарные расписки (ADR), впервые пущенные в обращение еще в 1927 г. Они деноминируются в долларах и могут выпускаться как в США, так и за их пределами.

В настоящее время все большее распространение получают (в зависимости от рынка хождения) глобальные депозитарные

расписки (GDR) и европейские депозитарные расписки (EDR; предназначены только для стран зоны евро). Чтобы получить разрешение продавать свои акции в виде депозитарных расписок, инновационная компания (будучи открытым акционерным

обществом) должна выполнять некоторые условия: 1)

регистрировать все выпуски акций в ФСФР России; 2) включать эти акции в виде депозитарных расписок в котировальные листы отечественной биржи (РТС или ММВБ). В настоящее время на Нью-Йоркской фондовой бирже размещены американские

депозитарные расписки российских компаний (МТС, «Вымпелком», «Мечел» и др.). На Лондонской фондовой бирже размещены ADR компаний «Лукойл», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», «Ростелеком» и др. Недостатки заемного финансирования инновационной деятельности предприятий посредством выпуска и размещения депозитарных расписок: а) доступность только крупным и сравнительно известным предприятиям; б) высокая стоимость эмиссии и продажи депозитарных расписок; в) необходимость соблюдения жестких требований и правил в стране размещения и др.

В отличие от простых инвестиционных проектов инновационные проекты могут быть финансированы при помощи данных источников привлечения капитала преимущественно на завершающей стадии реализации проекта, когда результатом его внедрения станет большой объем выручки. Принятие решения о государственном финансировании отдельных инновационных проектов зависит: 1) от уровня предполагаемой эффективности этого проекта; 2) его социальной значимости; 3) сроков его окупаемости. В настоящее время бюджетное финансирование проектов (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям - в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных и инновационных ресурсов и в рамках федеральных и республиканских национальных проектов (когда речь идет о каких-либо проектах, имеющих особое значение для социально-экономического развития страны, - оборона, связь, научные исследования и т.п.). Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные (в том числе экологические) последствия реализации инновационных решений для жителей конкретного региона как субъекта Федерации.

К заемным источникам финансирования можно отнести также лизинговое финансирование и ипотечное кредитование. Однако, учитывая их определенные отличия от других источников заемного финансирования, можно рассматривать данные способы привлечения заемного капитала в системе специфических (нестандартных) источников финансирования инноваций.

Мировая практика инвестиционной деятельности показывает, что одним из самых эффективных механизмов финансирования, является финансирование инвестиционных и научно-технических проектов. Это направление особенно актуально для стран и регионов, которые нуждаются в расширении, модернизации и обновления производства, в частности, капиталоемких отраслей, а также науч-вместительных производств.

Если 10-15 лет назад в мировой экономике значительную роль играли строительные инвестиционные проекты, то за последнее десятилетие преобладают проекты реконструкции, модернизации и обновления производства. Речь идет о значительной реструктуризации и обновления модели экономического роста во многих странах мира. Это требует ориентации инвестиций на структурно-организационные, социотехнические и инновационные преобразования.

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться как:

o форма целевого управления инновационной деятельностью;

o процесс осуществления инноваций;

o комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций инновационный проект - это совокупность выполненных в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект, как правило, представляется как комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, которая необходима для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин "design").

Обобщая все названные аспекты, инновационный проект можно определить как систему взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, в соответствии организованных, оформленных комплектом проектной документации и таких, которые обеспечивают эффективное решение конкретного научно-технического задания (проблемы), выраженного в количественных показателях, и ведут к реализации конкретной инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

o однозначно сформулированы цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

o комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

o процедура организации выполнения проектных мероприятий, т.е. увязки их с ресурсами и исполнителями для достижения целей проекта в ограниченный период и в рамках заданной стоимости и качества;

o основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом, к частичным - по отдельным заданиям, темам, этапам, мерами, исполнителями), в том числе показатели, характеризующие эффективность проекта.

Инновационные проекты могут формироваться как в составе научно-технических программ, реализующих задачи отдельных направлений (задач, разделов) программы, так и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

o комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели научно-технического развития);

o количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;

o непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;

o обоснованный выбор способов наиболее эффективной реализации целей проекта;

o сбалансированность ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

o межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта:

Заказчик - будущий владелец и пользователь результатам проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лица.

Инвестор - физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Инвесторами в Украине могут быть:

o органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;

o организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

o международные организации, иностранные юридические лица;

o физические лица - граждане Украины, иностранные граждане.

Проектировщик - специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственным за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, названная генеральным проектировщиком. За рубежом ее чаще всего представляют архитектор или инженер. Архитектор - это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответственно оформленной лицензии, выполнять работу по формированию проектно-сметной документации. Инженер - это лицо или организация, имеющая лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

Поставщик - организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки сырья и материалов).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) - юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Научно-технические советы (НТС) - ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. НТР организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в западной терминологии - проект-менеджер) - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планирование, контроль и координация работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

Команда проекта - специальная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта.

Сегодня проектное финансирование насчитывает множество разновидностей. Источниками кредитов в проектном финансировании могут выступать инвестиционные и инновационные фонды, специализированные финансовые компании, международные финансовые организации, страховые и лизинговые компании и др. Однако основным источником кредитов являются коммерческие банки, в частности, специализированные инвестиционные и инновационные банки.

Проектное финансирование убедительно демонстрирует три основных принципиальные положения по организации и финансирования инновационной деятельности.

Первое - на примере индустриально развитых стран видно, что основную массу инновационных процессов можно реализовать силами частных компаний разного уровня и масштаба. Безусловно, инновационные процессы здесь выступают не самоцелью, а как средство достижения предпринимательского успеха. Инновационный бизнес в различных организационных рамках становится посредником между академической, чистой, наукой и интересами частного капитала, так как инновационный процесс рассматривается как доходный.

Второе - государственная инновационная политика может проявляться не только в прямом воздействии на инновационный процесс, но и в создании благоприятного экономического климата для инноваций вместе с возможными финансовыми, законодательными, налоговыми, социальными и другими методами непрямой государственной поддержки инноваций. Государство при современном состоянии украинской экономики не может обеспечить полную гамму мер поддержки развития инновационного бизнеса.

Третье - гибкость, многовариантность и альтернативность инновационной деятельности как нельзя лучше способствует возникновению различных форм сотрудничества государственного и частного предпринимательства, частных и иностранных инвесторов. Более широкая практика проектного финансирования и развитие инновационной деятельности могут найти достойное место в том случае, когда государство выступает гарантом политических, макроеко-ских и крупных экологических рисков.

Если венчурный капитал может быть использован для организации финансирования научной деятельности на любом этапе, то организатор проектного финансирования не может пойти на такой риск. Поэтому в случае проектного финансирования единственным источником возврата кредита станет поступления средств от реализации проекта в рыночных условиях.

Существенная разница между инновационным венчурным бизнесом и проектным финансированием заключается в том, что проектное финансирование применяется в отношении продуктов, на которые уже сформирован коммерческий спрос.

Поэтому в мировой практике под проектным финансированием часто понимают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, является единственным источником погашения долговых обязательств. Однако в разных странах термин "проектное финансирование" трактуется по-разному.

В США проектное финансирование - это организация финансирования, когда значительная часть инвестиционных проектов обеспечивается средствами за счет собственных капиталов основателей, а единственным источником погашения долговых обязательств являются доходы от реализации проекта.

В Европе этот термин применяется к различным вариантам и способов предоставления необходимых финансовых ресурсов для осуществления проектов. В последнее время термин "проектное финансирование" используется в систему финансовых и коммерческих операций, основанных как на банковских кредитах, так и на опосредованной бюджетной поддержке, поддержке различных государственных организаций, инвестиционных фондов, страховых компаний и других заинтересованных инвесторов.

Основными требованиями к организации проектного финансирования являются:

o почтенный состав учредителей и их партнеров;

o квалифицированный анализ проекта;

o компетентно составленное технико-экономическое обоснование;

o предварительное согласие банка;

o достаточное капитализация проекта;

o технико-технологические возможности проекта;

o высокие эксплуатационные характеристики.

Особую роль в организации проектного финансирования играет получения гарантий от государственных органов или международных организаций. Однако к проектному финансированию, как правило, допускаются такие объекты, которые могут генерировать стабильный поток средств, а их активы служат надежным вторичным источником погашения долга.

Важным принципом расширения возможностей проектного финансирования является диверсификация проектных рисков, которая позволяет структурировать большинство проектов таким образом, чтобы риски распределялись между организаторами, кредиторами и гарантами проекта.

Значительная часть расходов на инвестиционные проекты имеет финансироваться за собственные средства заказчиков. Такая практика соответствует общепринятому в мире подходу к финансированию новых проектов, когда большинство затрат и рисков возлагается на заказчиков проекта, поскольку акционеры имеют возможность впоследствии получить большие прибыли, тогда как кредиторы могут рассчитывать только на своевременный возврат кредитов и процентов.

Существует несколько основных принципов проектного финансирования.

1. Финансирование, основанное только на привлекательности проекта без учета платежеспособности его участников, их гарантий и гарантий третьих лиц по погашению кредита.

2. Финансирование, при котором источником погашения задолженности становятся денежные потоки, которые генерируются в процессе реализации проекта.

3. Финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнеспособностью самих участников проекта.

4. Финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнеспособностью самого предприятия.

Итак, проектное финансирование в основном характеризуется особым способом обеспечения, в основе которого лежит подтверждение реальности получения сторонами, которые принимают участие в его реализации (подрядные органы, поставщики сырья, потребители конечной продукции), запланированных потоков средств (доходов).

Если основным инвестором инновационного проекта становится банк, то могут использоваться три основные формы проектного финансирования:

1. Без всякого регресса на заемщика. Банк-кредитор берет на себя весь риск, связанный с реализацией проекта, и оценивает только потоки средств, генерируемых проектом и направляются на погашение кредитов.

2. Без регресса на заемщика в период, следующего за вводом проекта в эксплуатацию. Подрядчики гарантируют освоения капиталовложений, ввод объекта кредитования в эксплуатацию, соблюдение сметной стоимости и при определенных условиях берут на себя возмещение убытков, связанных с задержкой ввода объекта в эксплуатацию.

3. С полным регрессом на заемщика. Кредитор в таком случае не берет на себя никаких рисков, связанных с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств под гарантии организаторов проекта или третьих лиц.

Наиболее распространенной формой проектного финансирования является финансирование с полным регрессом на заемщика, поскольку обеспечивает быстрое получение необходимых инвестору средств, а также дешевле кредит. В зарубежной практике эта форма используется для предоставления средств для финансирования проектов, связанных с государственным заказом, бездохидних проектов, когда кредиты будут погашаться за счет других доходов заемщика, для предоставления экспортного кредита для кредитования мелких проектов, которые чувствительны даже к небольшому непредвиденного увеличения сметных расходов.

Значительно реже встречается на практике проектное финансирование без регресса на заемщика. При такой операции кредитор не имеет никаких гарантий и берет на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта. Финансирование по такой схеме является очень дорогим для заемщика, так как при большой риск кредитор хочет получить и большую компенсацию. По такому типу финансируются только высокорентабельные проекты, как правило, предусматривающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Распространенным является проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика. Здесь все риски, связанные с реализацией проекта, распределяются между сторонами так, что каждый берет на себя те риски, которые зависят от него. В результате разумного распределения рисков уменьшается цена финансирования.

Для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта широко используется портфельный подход.

Портфель инноваций должен содержать различные проекты, большие и небольшие, близкие и дальние по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инноваций с одновременной высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Состав портфеля должен часто проверяться и обновляться. Окончательный успех любого проекта зависит не столько от его объемов, сколько от квалификации инновационного и финансового менеджера по планированию и управлению портфелем проектов.

Следует отметить, что анализ и отбор инновационных проектов осуществляется на основе совокупности методов и средств, которые позволяют прогнозировать расходы для всех стадиях жизненного цикла нововведений с учетом различных технических решений и финансово-экономических факторов.

В условиях рыночных отношений система финансирования инновационных проектов и инновационной деятельности в целом имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.

Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

    создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

    сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

    создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В мировой практике в сферах научно-технической и инновационной деятельности широко используются следующие формы и источники финансирования.

1. Госбюджетное финансирование - ассигнование за счет федерального и регионального бюджетов.

Выделяя средства из бюджета, государство получает возможность ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

Госбюджетное финансирование производится через специализированные государственные некоммерческие фонды, такие как Российский фонд фундаментальных исследований, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций.

2. Внебюджетное финансирование:

    средства специальных внебюджетных фондов финансирования;

    собственные средства предприятий;

    средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

    финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

    кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

    иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

    средства национальных и зарубежных научных фондов;

    частные накопления физических лиц.

3. Финансовый лизинг. Данная форма финансирования находит применение прежде всего при решении задачи быстрого промышленного освоения крупных инновационных проектов, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной и вычислительной техники, энергетических установок, транспортных средств и т. п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге.

Фактически финансовый лизинг - это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. В современной хозяйственной практике лизингу как особому виду предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, свойствен трехсторонний характер взаимоотношений между тремя организациями:

    лизингодателем (собственником имущества);

    лизингополучателем (пользователем преимущества);

    поставщиком имущества (продавцом имущества лизингодателю).

Механизм лизинга действует следующим образом. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских (инновационных) целей. При этом право собственности на указанное имущество на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его балансе. По истечении срока лизингового договора (периода лиза) и выплаты арендатором полной стоимости имущества и оговоренных процентов оно становится его собственностью либо, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.

4. Венчурное финансирование. Представляет собой механизм кредитования и финансирования инноваций любого типа, проводимых, в частности, небольшими и вновь создаваемыми малыми инновационными предприятиями.

Венчурный капитал - рисковый капитал, формируемый с привлечением личных средств инвесторов, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых компаний, свободных средств крупных корпораций.

По характеру венчурное финансирование является рисковым финансированием, т. е. не дающим каких-либо гарантий на возврат вложенных в инновационные процессы инвестиций. Расчет делается на творческую «удачу», на реализацию радикальных инноваций, на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли.