Социальное действие как базовая категория социологии. Социология социальной сферы: предметная область

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия.

Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом , образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria - высказывание; признак) (филос.) - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания» ; «Понятие (филос.) - форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Социологические категории , как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

Собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком . Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий:методологические и процедурные. Класс мето­дологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм­пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч­ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио­нальной теоретической деятельности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В научной литературе понятие «социальное» употреб­лялось в двух смыслах: в широком - как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком - как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии .

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще­ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина - общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial) . Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» - в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.

В российской общественной науке и в послеоктябрь­ский период долгое время отсутствовало четкое разграни­чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради­циями.

С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет­ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.

Итак, по­нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони­мания отличительных особенностей предмета социологи­ческого знания, а социальных закономерностей - для понимания его сущности»

Под законом в социологии обычно понимается внутренняя существенная связь (или отношение) явлений и процессов, обусловливающих их необходимое развитие и обладающая всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при соответствующих условиях.

Социологические законы возникают, проявляются и реализуются только в результате массовой практической деятельности и через деятельность людей. Люди, в свою очередь, не могут отменить действия социологических законов. Они способны лишь использовать (ускорять или замедлять) их действие в своих интересах.

Как и законы природы, социальные законы действуют независимо от воли и сознания людей, являются результатом целенаправленных последовательных действий большинства индивидов в социальных ситуациях и объективных связях. Объективность социального закона состоит в том, что новые поколения наследуют готовые отношения, связи, тенденции, сформированные без их участия.

В сфере действия закона может находиться общество в целом либо его части.

Признаки социологических законов :

    закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

    при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

    условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично, приблизительно.

Социологические законы не создаются сознательно членами общества или группами как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социологическими законами неосознанно и обучаются такому “узаконенному” поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя из своих потребностей.

Несмотря на многообразие свойств, главное в характеристике социологических законов состоит в том, что они:

1) выражают процесс объективной человеческой деятельности в структуре определенного типа общественных отношений, а также связь этой деятельности с определяющими ее условиями и результатами, благодаря чему данные законы раскрывают и саму человеческую деятельность, и характер той или иной системы общественных отношений;

2) в отличие от экономических и других видов законов, социологические законы отражают функционирование и развитие, как всего общества, так и отдельных социальных образований внутри общества как целостной системы, отражая в этой целостности системообразующие связи;

3) выражают взаимосвязь экономических, политических, воспитательных, социокультурных и других сторон общественной жизни как компонентов конкретной социальной системы общества;

4) имеют статистическую природу, обусловленную вероятным характером проявления социальной причинности, т.е. они выражают как общую направленность развития общества и его подсистем, так и господствующую тенденцию изменения массовых явлений за определенный промежуток времени и в этой связи части выступают как законы – тенденции;

5) выполняют функцию стабилизации как социального организма, так и общества в целом, обеспечение его целостности;

6) действуют в совокупности с другими социальными законами, прежде всего экономическими, психологическими, педагогическими и т.д.;

7) реализуются и проявляются не вообще, а в конкретной форме, в процессе практической деятельности людей во взаимодействии усилий всех участвующих в социальном процессе сил – как личностей, так и определенных социальных групп.

По степени общности и продолжительности действия в социологии выделяют следующие законы.

Общие (или общесоциологические) законы , которые проявляются на протяжении всей истории развития человечества, действуют во всех общественных системах и характеризуют функционирование всего общества. Например, закон социализации, закон общественного разделения труда, закон социальной гармонии, закон стоимости и т.д.

Специфические (или особенные) законы , действие которых ограничено одной или несколькими общественными системами. Например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому, законы первичного накопления капитала, классовой борьбы и т.д.

Частные (или частносоциологические) законы , действующие на протяжении времени существования какой-либо общественной системы или социально-экономической формации и характеризующие функционирование отдельных элементов социальной сферы (социальных общностей, классов, групп и т.д.) в их взаимосвязи с обществом. Например, законы организации и жизнедеятельности коллектива, семьи, той или иной социальной группы и т.д.

Кроме того, по способу проявления в социологии различают динамические и статические законы.

Динамические законы определяют направления, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Динамические законы делятся на причинные и функциональные. Причинные динамические законы фиксируют строго определенные связи развития социальных явлений. Например, роль способа производства при переходе от одного типа общественных отношений к другому. Функциональные динамические законы отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями.

Динамические законы охватывают все без исключения социальные аспекты и выражают причинные и функциональные связи социальных явлений.

Статические законы , в отличие от динамических, не строго детерминируют социальные явления, а отражают основные направления изменений, их тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, т.е. эти законы обуславливают связь явлений и процессов социальной действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности. Эти законы раскрывают внутренние необходимые связи между массовыми явлениями случайного характера, имеющими общее основание. Примером проявления статистических законов могут служить демографические процессы текучести рабочей силы, процессы товарного производства и др.

Кроме того, в социологии принято также выделять два ряда статических законов, которые органически связаны между собой. Это законы развития и законы функционирования.

Законы развития характеризуют переходы от одного этапа, состояния социального объекта, явления или процесса к другому этапу, состоянию, т.е. их качественные изменения, превращения и т.д. Например, закон ускорения исторического развития гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капиталистическая формация короче по продолжительности, чем феодальная, а та, в свою очередь, короче рабовладельческого строя. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее и динамичнее.

Другой закон развития истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или Украине с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

В свою очередь законы функционирования выражают связи и взаимодействия элементов социального явления, процесса, целостного социального организма, способ их взаимного существования в определенном качестве, социальном пространстве и времени.

Важно подчеркнуть, что и законы функционирования (организации), и законы развития (процесса) раскрывают действие одних и тех же социальных сил – сил данного субъекта социального процесса. Однако результаты их взаимодействия различны – первые законы характеризуют необходимость и определенность именно данной организации сил данного субъекта, вторые – определенность и необходимость той или иной тенденции изменения развития.

Механизм действия социологических законов представляет собой совокупность звеньев (явлений, процессов, отношений), через которые реализуется выражаемая ими объективная связь. Среди этих звеньев особое место занимает деятельность людей, социальных институтов и организаций, в зависимости от которых могут изменятся как механизм действия, так и форма проявления социологических законов.

Таким образом, социологические законы складываются как равнодействующая совокупных действий всех членов общества и реализуется в столкновении интересов различных социальных групп. Социологические законы можно классифицировать по различным критериям и основаниям .

Во-первых , по такому критерию, как специфика социальных систем.

    Законы, действующие на уровне социальных институтов.

    Законы, отражающие развитие компонентов социальной структуры общества.

    Законы, действующие на уровне конкретных общественных систем.

Во-вторых , при управлении социальными процессами в обществе, а также при разработке прогнозов и планов его развития важно учитывать действие следующих социологических законов:

    Закона социального сравнения, выражающего общественные связи между индивидами на основе реального жизненного положения и его восприятия, которое складывается путем сопоставления.

    Закона свободного времени, заключающегося в том, что для повышения эффективности производственной деятельности общество должно выделить часть совокупного времени в качестве свободного.

    Закона возвышения потребностей, характеризующего объективный характер динамики человеческих потребностей по мере совершенствования материального производства, изменения условий, качества и образа жизни.

    Закона больших чисел, выражающего логику количественных изменений в общественных системах. Социальные процессы и действия людей, будучи явлениями массовыми, подчиняются статистическим закономерностям, социологическое содержание которых – в вариативности выбора, различии интересов, мотивов, предпочтений, материальных возможностей и др.

В-третьих , в практике социологических исследований большое значение имеет классификация социологических законов по формам связей.

    Законы, отражающие инвариантивное существование специальных или связанных с ними явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б.

    Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.

    Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Законы функционирования обеспечивают сохранение той или иной социальной системы в состоянии относительной устойчивости.

    Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Различие законов, фиксирующих «функциональные» и «причинные» связи, не означает, что функциональность не может быть видом причинности. Функциональная связь может выражать, а может и не выражать причинность. Эти понятия совпадают лишь частично. Наличие функциональной зависимости еще не свидетельствует о сущностных причинных отношениях.

    Законы, устанавливающие вероятность связи между социальными явлениями.

И, наконец, в-четвертых , большое значение в социологии имеютзаконы преобразовательной деятельности людей, направленной на изменение данного социального явления или процесса в соответствии с его законами. Эта деятельность осуществляется в соответствии с разработанными прогнозами, социальными проектами или планами и по законам, которые ей свойственны. Наиболее конкретное их воплощение достигается в создании социальных технологий в том или ином виде человеческой деятельности.

Как следует из вышеизложенного, социология как наука опирается на сложную иерархическую систему законов, характеризующих особенность социального бытия в его различных проявлениях.

Социологические законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами.

Социологические категории представляют собой основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении и утверждении.

Особенности социологических категорий :

Во-первых , они отражают не общество в целом, а конкретные его компоненты различной функционально-структурной направленности.

Во-вторых , они являются не всеобщими, как философские категории, а специфичными, действующими лишь в социологии.

В-третьих , они имеют двойное значение: с одной стороны, их развитие выступает как обогащение специальных социологических теорий, а с другой – пополнение их арсенала содействует более глубокому проведению полевых работ по прикладной социологии.

Для социологии предельно широкой и центральной является категория “социальное” (от латинского слова socialis – совместный, общностный, товарищеский), “социальное” - присуще и личности – через гражданственность позиции, и общности – через социальные отношения. Категория “социальное” проявляет себя в следующих функциях:

    как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;

    способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоническому развитию общества и личности в их целостном единстве;

    выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;

    оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции общностей и личностей и т.д.

1) раскрывающие сущность социальных связей: социальная система, социальный институт, социальная организация, социальный контроль, социальные действия, социальные отношения и т.д.;

5) категории, раскрывающие характер использования социологических знаний в практике общественной жизни: социальное проектирование, социальное прогнозирование, социальное планирование и т.д.

Процедурные категории отражают, в основном, специфику и особенности сбора, анализа, обработки социальной информации и действуют при организации и проведении социологических исследований. Центральное место принадлежит категории «социологическое исследование».

Социологические понятия и категории являются узловыми пунктами выделения и анализа различных социальных систем, общества в целом.

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных - это статус и роль. Необходимость выделения этих так называемых «первокирпичиков» науки диктуется не исследовательскими, а скорее педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же - контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Когда от первого мы переходим ко второму, то стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные варианты и всевозможные ошибки отбрасываются, теоретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче передать студентам, не искушенным в тонкостях профессиональной социологии. Когда К. Маркс в середине XIX в. закончил многотрудную работу по сбору эмпирического материала, проработке теоретических источников и статистического материала, записав его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и Ф. Энгельса собрании сочинений), он приступил к систематизации накопленных знаний, а готовый результат изложил во всемирно известном «Капитале». Именно здесь, возможно, больше в педагогических целях, он выделил исходную клеточку - товар, - из которой впоследствии логически развернул сложнейшую систему категорий политэкономии. Прием оказался весьма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и профессиональных ученых.

Если попытаться использовать прием Маркса в социологии и здесь выделить исходную клеточку для развертывания категориального аппарата этой науки, то лучшего кандидата, чем понятие «статус», мы, пожалуй, не найдем. Иные претенденты, к примеру «личность» или «индивид», не подходят по ряду причин. Во-первых, «индивид» не является термином социальной науки - им пользуются и в естествознании. Точно так же и «личность» не является специфически социологическим понятием - его с успехом используют педагоги, философы, психологи и др. Во-вторых, «личность» - слишком сложное и многомерное понятие, чтобы служить началом, а не концом теоретического изложения. Иное дело - понятие статуса. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статичное изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом - значит иметь формальный, или социальный, статус, т. е. занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов. Одни статусы принадлежат ему от рождения, например национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения социальным нормам и ролям), скажем, статус президента страны или члена республиканской партии.

Статус предписывает индивиду определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Или, скажем, статус «отца» включает в себя несколько ролей: воспитатель детей, человек, обеспечивающий материальное благополучие семьи, и др. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль воспитателя из статуса «отец» предполагает, что мужчина несет обязанность перед обществом воспитать детей в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери. Точно так же можно разложить на составляющие элементы другой статус - статус мужа. У него иной набор ролей: сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. Все сказанное касается каждого социального статуса. Нормы определяют каждую отдельную роль либо их совокупность в целом, т. е. статус. Итак, статус - это ниша или место в социальной структуре общества (группы). Статус включает несколько ролей, причем каждой роли соответствует свой круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. Иначе говоря, статус указывает на место, а роль - на способ поведения индивида (группы).

Роль - это модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами. Иногда роль называют динамической характеристикой статуса. Вообразим себе такую фантастическую ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) опустели наподобие ячеек улья, из которых выкачали мед. Вот эта воображаемая совокупность пустых, т. е. незаполненных людьми, статусов образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Однако в отличие от сот это разновеликие ячейки, причем отличающиеся друг от друга многими характеристиками. Если заполнить каждую ячейку людьми, наше воображение нарисует большие социальные группы людей. Их совокупность дает социальный состав населения, который изучает статистика. В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе только одних профессиональных статусов около 40 тыс.; статусов семейно-брачно-родственных отношений более 200 (деверь, невестка, кузина и т.д.); многие сотни статусов в политических, религиозных, экономических объединениях. На нашей планете 3 тыс. языков, за каждым из них стоит этническая общность - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему, как и половозрастные статусы.

Социальную структуру мы уподобили пчелиным сотам в улье, где множество ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты тоже скреплены, но совершенно особым образом - социальными функциями. Что такое социальная функция? Рассмотрим это на примере всем знакомых функций учителя: передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной. Но эти функции учителя относительны, поскольку статус учителя относителен статуса ученика, но не статуса работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Поэтому социальная структура- это не просто совокупность статусов, а их функциональная взаимосвязь. Слово «относительность» связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д. Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, тогда как личные статусы - межличностными отношениями. Общество опутано сетями социальных и межличностных отношений.

Для социологии важны не личные отношения людей, а нечто более фундаментальное- социальные отношения. Начальник цеха может лично относиться к рабочему с большой симпатией, однако если рабочий плохо справляется со своей профессиональной ролью, т. е. не соответствует статусу, а начальник из личных соображений попустительствует ему, то он рискует своей служебной карьерой, рискует потерять свой статус начальника цеха. Дело в том, что начальник и подчиненный - социальные роли. Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова - динамика и статика. Если человек лишь однажды научил чему- либо подростков, то какой же он учитель? Учитель - это постоянная функция (т. е. социальная позиция в обществе), как обучение - регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить. Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? Культура- совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, государство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. Разновидность социального контроля - политический контроль: сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве - законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они разделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля - залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает аномия - беззаконие, отсутствие норм. Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным. У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т. е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Институт- это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институтом считается производство - ему около 2 млн лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи появился у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовался на протяжении 500 тыс. лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тыс. лет, армия и государство - 10 тыс. лет назад. Государство - универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парламент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др.

Социальный институт - очень сложное, и, самое главное, реально существующее учреждение. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций - например, совокупность школ, техникумов, вызов, различных курсов и т.п. плюс Министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но и с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует. Итак: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения являются социальные институты, разделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками.

Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. Эта целостность имеет две стороны - статическую, описываемую структурой, и динамическую, описываемую системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий - понятий социальной стратификации и социальной мобильности. Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, производить, защищать и т. д. Функция и роль тесно связаны. Судья, оценивающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона,- это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама роль остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов - в роли избирателя, сотни тысяч - в роли офицера. Меняются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли - космонавт, тракторист, президент.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими, состоящими из сотен, тысяч и даже миллионов человек, или малыми (2-7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы разделяются на половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, инженеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы). Политические группы - всего лишь разновидность социальных, поскольку слово «социальное» часто используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические - по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, по политическим ориентациям, электоральной (избирательной) активности и др. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т. е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Совокупность всех социальных (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) групп образует социальный состав населения.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер - перед солдатом, и наоборот), они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка - преподаватель, одна ячейка - мужчина и т. д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некоторые из них можно расположить вертикально: правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, под ними - рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых - меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами) составляют социальную стратификацию общества.

Итак, социальная стратификация - совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы - страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые - общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, разделим вертикальное пространство на четыре шкалы: шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). На этих шкалах легко найти место любого статуса и тем самым определить общее место в системе стратификации. Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы), описывается понятием «социальная мобильность», которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику общества. В свою очередь динамика описывается через социальные процессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым сталкивается человек, является социализация- продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальные процессы могут характеризовать: 1) развитие личности (формирование ценностных ориентаций, установок или мотивации поведения); 2) взаимодействие нескольких индивидов (например, общение); 3) внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы - все это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан. Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом - серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или иначе- функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг или изменение, т. е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

Важной категорией, связанной с динамикой общества, является социальное действие - это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель определенной социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического действия - граждан, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне - в мировом сообществе - национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т.д. Субъектов социального действия именуют еще акторами.

К предмету социологии относятся также социальные общности- объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности). Кроме них социология изучает другой тип общности - ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей). Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Возникают совсем иные общности - организованные. Они сплочены единством целенаправленной деятельности. Причем, цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговые (неформальные молодежные объединения типа «рокеров», «металлистов», «брейкеров»), социальные (альтернативные движения), политические (партии, народные фронты). В иерархии социальных общностей- центральное положение занимают большие социальные группы (в точном смысле слова), а среди них - классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), способу и размерам получения доходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т.п.; к профессионально-территориальным группам следует причислить: а) временных, или иногородних рабочих и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном городе); б) иностранных рабочих (например, вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 1980-х-начале 1990-х гг.); в) работников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым методами работы). Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (отклоняющееся) и делинквентные (преступные) группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркоманы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Основные категории социологии можно задать списочно, т. е. указать их состав, дать определение и описать, как они логически связаны между собой. Именно этим приемом мы воспользовались. Однако существует еще один способ раскрытия предмета социологии - графический: социальную реальность - предмет изучения социологии (подобно тому как физическая реальность представляет предмет изучения физики) - наглядно изображают в виде социального пространства, имеющего двух-, трех- или п-мерное измерение. Осями координат выступают фундаментальные категории социологии, которые связывают между собой более частные понятия. О втором методе, графическом, представления предмета социологии мы поговорим в следующем параграфе.

Основной категорией социологии является социальная группа - страт (термин, принятый мировой социологической наукой). В социальной группе субъекты объединены по любому критерию. Это могут быть пассажиры трамвая, игроки футбольной команды, члены клуба по интересам или целое социальное образование, отличающееся постоянством социальных связей.

Социальные группы принято подразделять на макро- и микрогруппы. По пространственно-временному масштабу к макрогруппам относятся планетарная общность людей, государственные и поселенческие общности, демографические группы.

Макрогруппами являются социально-классовые, социальнопрофессиональные, этнонациональные и другие общности.

Примерами микрогрупп могут служить семья, студенческая группа, трудовой коллектив, группа друзей и т. д. Даже два человека, имеющие социальную связь, составляют социальную группу.

Социальные группы охватывают все виды и формы социального бытия людей. Через них осуществляется связь и взаимодействие личности и общества. Личность, входя в различные социальные группы, приобретает опредленные социальные качества и играет многочисленные социальные роли.

Социальными группами называются относительно самостоятельные общности людей, занимающие определенное положение в структуре общества. К ним относятся этнические общности (нации, народности); территориальные объединения (население города, деревни и т. п.); социальные классы и слои (рабочие, интеллигенция, студенчество и др.); демографические группы (мужчины, женщины, молодежь и проч.). Социологи исследуют и малые социальные группы - семьи, учебные группы, трудовые коллективы, неформальные объединения людей.

Социальные общности как элементы социальной системы- это реально существующие совокупности индивидов, образующих определенную целостность и обладающих самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития человечества и характеризуются многообразием видов и форм. Наиболее значимыми общностями являются: социально-территориальные (город, деревня, регион и т. д.), социально-демографические (семья, возрастные группы и т. п.), социально-этнические (нации, народности, этнические группы), социально-трудовые (различные типы трудовых коллективов).

В социальных общностях осуществляется взаимодействие между людьми, формы которого также различны: индивид-индивид, индивид-социальная группа, индивид-общество. Они формируются в процессе практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида или группы индивидов, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов формирует социальные связи между людьми, между людьми и внешним миром. Совокупность подобных социальных связей составляет основу социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования экономической, политической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества.

Любая социальная общность, все сферы жизни общества не могут функционировать и тем более развиваться без регулирования, упорядочения отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Поэтому общество выработало своеобразную систему, инструмент такого регулирования и организации общественной жизни, каким являются социальные институты. Социальные институты - это определенная совокупность учреждений, социальных норм и культурных образцов, а также форм поведения людей в обществе, обеспечивающих устойчивость общественной жизни. Социальные институты - это подсистема общества, связанная с определенными общественными потребностями.

В зависимости от сфер общественной жизни выделяются следующие институты:

  • 1) в экономической сфере -- труд, производство, разделение труда, собственность, распределение, зарплата, деньги;
  • 2) в политической сфере - государство, партии, армия, суд, парламент, общественные организации;
  • 3) в социальной сфере -- социальная структура, семья, родство, брак, статус, роль, личность, воспитание;
  • 4) в культурной сфере - наука, образование, религия, мораль, массовые коммуникации, общественное сознание, искусство и литература.

Общество как социальная система является наиболее сложным объектом изучения социологов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

Социологически интерпретируемые общенаучные категории (<социальная система>, <социальная структура>, <социальное развитие> и др.);

Собственно социологические категории (<социальный статус>, <социальный институт>, <социальная стратификация> и т.д.);

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие <социальное>, через которое определяются такие важные социологические категории, как <социальные действия и взаимодействия>, <социальные отношения>, <социальные общности>, <социальные институты>, <социальные организации>, <социальная система>, <социальная структура> и др. Среди них особое место занимает категория <социальная общность>, характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся понятия <социальная система> и <социальная структура>, которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследовании. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями <социальные действия и взаимодействия>, <социальные статусы и роли>, <малая социальная группа>, <социальные ценности и нормы> и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования (<анкетирование>, <социологический опрос>, <интервьюирование>, <выборка>, <репрезентативность>, <включенное наблюдение>, <контентанализ> и т.д.).

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон - это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, интернационализации общественной жизни и др.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;

Законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;

Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;

Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;

Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

Социальные законы подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые - отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однозначную связь между социальными явлениями, и статические (стохастические), т.е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.