Бурильная платформа беркут. Буровая платформа «Беркут» введена в эксплуатацию

Проект «Сахалин-1» Аркутун-Даги (Платформа «Беркут»).


В Южно-Сахалинске (о. Сахалин, Россия), 25 сентября 2012 г оду, компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», действующая от имени консорциума «Сахалин-1», объявила об успешном завершении установки основания гравитационного типа (ОГТ) для новой морской платформы, которая будет работать на месторождении Аркутун-Даги -третьем месторождении проекта «Сахалин-1» на северо-восточном шельфе острова Сахалин (Дальний Восток России). Она состоит из специально спроектированного железобетонного ОГТ и верхних строений с буровым и эксплуатационным оборудованием. ОГТ было построено в сухом доке порта Восточный под Находкой на Дальнем Востоке России. Общий вес основания примерно 160 тысяч тонн, что включает в себя 52 тысяч кубических метров бетона и 27 тысяч тонн стальной арматуры, преднатянутых тросов и оборудования. В течение двух лет почти 4000 российских специалистов было занято в строительстве ОГТ, которое было завершено за два года. После завершения строительства, ОГТ была отбуксирована на расстояние 1024 миль, или 1870 км, со строительной площадки к месторождению Аркутун-Даги через Японское и Охотское моря, через пролив Лаперуза. Буксировка заняла около двух недель при средней скорости 3,5 узла (примерно 5,5 км/час). Для буксировки основания были задействованы пять судов, включая три буксировщика океанического класса, командное судно и судно обеспечения работ. ОГТ было установлено на морское дно на свое постоянное место приблизительно в 25 км от о. Сахалин на глубине около 35 м. Управление балластировкой производилось дистанционно со вспомогательного судна при полном отсутствии персонала на ОГТ. После установки было проведено цементирование, укладка скального грунта и присоединение к объектам промысловой инфраструктуры проекта «Сахалин-1». Для обеспечения безопасности транспортировки и операции по установке было проведено исследование климатических данных за предыдущие годы и выбрано оптимальное погодное окно с наиболее благоприятными навигационными условиями.

Начиная с 2010 года, на судоверфи «ДЭУ» в Южной Корее компанией DSME ведется строительство верхнего строения платформы «Беркут». Транспортировка верхнего строения платформы «Беркут» было назначено на конец июня 2013 года. Однако, в результате того, что компания DSME не уложилась в сроки строительства, оговоренные договором с компанией Эксон Нефтегаз Лимитед, договор продлен еще на один год. Конкретная дата транспортировки не обозначена, предварительно апрель – май 2014 года.

Эта платформа спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и сможет противостоять волнам высотой до 18 метров, давлению ледовых полей толщиной до двух метров и температуре до -44 C°. После того, как верхнее строение будет установлено на ОГТ, платформа «Беркут» станет самой крупной морской платформой в России.

Начало добычи с месторождения Аркутун-Даги запланирована на 2014 г. Но в связи с переносом срока отправки, начало добычи так же переносится на 2015 г.

Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к общей годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 миллиона тонн продукции.



Разведанные запасы углеводородов в мире огромны, однако не все нефтяные месторождения разрабатываются. Основная причина «простоев» - экономическая нецелесообразность. Многие нефтеносные слои залегают на большой глубине, или (и) в труднодоступных для освоения местах. Первое крупное месторождение Одопту на островном шельфе Сахалина открыто советскими геологами в 1977 году, однако лишь спустя десятилетия с изменением конъюнктуры рынка и развитием новых технологий добыча сахалинского черного золота стала выгодной.

Потенциал

В рамках «Сахалин-1» происходит освоение и эксплуатация трех нефтегазовых месторождений - это Одопту, Чайво и Аркутун-Даги. Располагаются они северо-восточнее Сахалина на шельфе Охотского моря. Их потенциально извлекаемые запасы огромны (но не рекордны) - 2,3 млрд 485 млрд м 3 газа.

Если учитывать суммарные мощности взаимосвязанных рабочих проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также находящегося на начальном этапе работы «Сахалин-3», то общие запасы извлекаемого газа этого региона превышают 2,4 триллиона м 3 , нефти - свыше 3,2 млрд баррелей. Не случайно журналисты называют остров «вторым Кувейтом».

Однако добыча на этих месторождениях осложняется наличием толщиной до полутора метров в течение шести-семи месяцев в году, а также сильным волнением и сейсмической активностью в течение всего года. Необходимость преодоления препятствий, связанных с суровыми погодными условиями, и создания в этом удаленном районе всей нефтегазовой инфраструктуры определили уникальный характер стоящих перед проектом задач.

История проекта

Задолго до реализации проекта «Сахалин-1» геологам было понятно, что углеводородные ресурсы острова находятся за пределами суши, на шельфе, но их запасы известны не были. В 70-х годах определением объема залежей занялась компания «Сахалинморнефтегаз». Затем к разведочным работам подключился консорциум СОДЭКО из соседней Японии, сегодня входящий в число участников проекта.

В 1977 году сначала на сахалинском шельфе было открыто газоносное месторождение Одопту, спустя год - месторождение Чайво, а через 10 лет - Аркутун Даги. Таким образом, остров Сахалин стал потенциально привлекательным для добычи углеводородов. Однако отсутствие должных инвестиций и технологических наработок воспрепятствовало тогда началу разработок.

Прорыв

К началу XXI века ситуация в регионе изменилась. Растущие потребности мощнейших экономик мира - японской и корейской, а также удорожание энергоресурсов, позволили сделать проект «Сахалин-1» окупаемым. Большую инвестиционную, а главное - технологическую помощь оказала корпорация «Эксон-Мобил» (ЭМ). Участие высокопрофессиональной команды, обладающей 85-летним опытом освоения нефтегазовых месторождений в арктическом климате, позволило решить многие проблемы.

На данный момент фактический оператор проекта - «дочка» корпорации «ЭМ» «Эксон Нефтегаз Лимитед». На ней лежит основная производственная деятельность. Консорциум дополнительно решает ряд проектов социально-экономического направления в Сахалинской области и соседнем Хабаровском крае, среди которых - развитие местной экономики, подготовка и обучение профессиональных российских кадров, социальные программы, благотворительность, и другое.

Участники консорциума

Этот нефтегазовый проект - пример удачного международного сотрудничества в сложных геофизических, климатических, географических условиях. Для реализации проекта свои усилия объединили:

  • Мегакорпорация «Эксон Мобил» (США): 30 % акций (в связи с санкциями дальнейшее участие американской компании под вопросом).
  • Консорциум СОДЭКО (Япония): 30 %.
  • РГК «Роснефть» посредством подконтрольных организаций «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5 %) и «РН-Астра» (8,5 %).
  • ГНК «ОНГК Видеш Лтд» (Индия): 20 %.

Столицей сахалинских нефтяников стал город Оха.

Рабочая программа

На начальном этапе «Сахалин-1» происходило освоение месторождения Чайво при помощи морской платформы «Орлан» и буровой наземной установки «Ястреб». В начале октября 2005 года, спустя десятилетие после начала разработки, на месторождении Чайво была добыта первая нефть. В результате завершения в конце 2006 года строительства Берегового комплекса подготовки продукции (БКП) объем добычи в феврале 2007 года достиг 250000 баррелей (34000 тонн) нефти в сутки. На следующих этапах проекта началась разработка запасов газа на Чайво для экспортных поставок.

Затем «Ястреб» перенесли на соседнее месторождение Одопту для дальнейшего бурения и добычи углеводородов. Как газ, так и нефть поступают с месторождений на БКП, после чего нефть транспортируется на терминал в поселок Де-Кастри (материковая часть Хабаровского края, на побережье Татарского пролива) для дальнейшей отгрузки на экспорт, а газ поступает с Сахалина на внутренний рынок.

Следующая стадия началась с разработки третьего месторождения (самого крупного по площади) Аркутун-Даги и газа с Чайво, что позволит гарантированно добывать углеводороды до 2050 года. С целью повышения экономической эффективности и совершенствования процесса эксплуатации учитывается уникальный практический опыт, приобретенный в ходе первого этапа разработки.

Буровая установка «Ястреб»

Разработка нефти и газа на этом участке связана с решением сложнейших задач, поставленных природой. Тяжелые климатические условия, мощные ледовые поля в акватории шельфа, особенности геологического строения потребовали он нефтяников применить передовые установки.

Гордостью всего проекта стала буровая установка «Ястреб», на «совести» которой несколько мировых рекордов по длине и скорости пробуренных скважин. Это одна из самых мощных установок наземного базирования в мире. 70-метровый агрегат, рассчитанный на эксплуатацию в сейсмоактивных и холодных арктических районах, позволяет бурить сверхдлинные скважины сначала в вертикальном, а затем в горизонтальном направлении под морским дном с общей длиной ствола свыше 11 километров.

При бурении этих скважин уже установлено несколько мировых рекордов по протяженности ствола - кстати, именно здесь пробурена рекордная скважина Z42 длиной 12700 метров (июнь 2013 года). Благодаря применению технологии скоростного бурения, являющейся собственностью корпорации «Эксон Мобил», скважины «Сахалин-1» пройдены рекордно быстро.

С помощью «Ястреба» скважины бурятся с берега под землей под наклоном в сторону залегания шельфовых месторождений, тем самым уменьшается нагрузка на уникальную заповедную природу здешних мест. Кроме того, относительно компактная установка заменяет крупные сооружения, которые требовалось бы строить в открытом море в условиях сложнейшей ледовой обстановки зимой. В результате значительно экономятся эксплуатационные и Завершив работу на месторождении Чайво, «Ястреб» модернизировали и переместили для освоения соседнего месторождения Одопту.

Платформа «Орлан»

Помимо наземной установки «Ястреб», газово-нефтяные месторождения «Сахалина-1» осваиваются еще одной «гордой птицей» - морской добывающей платформой «Орлан». Платформа добывает ископаемые в юго-западном районе месторождения Чайво.

50-метровая конструкция гравитационного типа установлена на дне Охотского моря, его глубина в этом месте - 14 метров. «Орлан» с 2005 года пробурил 20 скважин. Вместе с 21-й скважиной, пройденной «Ястребом» с берега, количество подобных скважин является рекордным для нефтегазового сектора на одном месторождении. В результате объем увеличился многократно.

На «Орлане», 9 месяцев в году окруженном льдами, работа сопряжена с решением неизвестных ранее для страны производственных задач. Кроме сложных сейсмических и климатических условий, здесь решаются непростые логистические задачи.

Платформа «Беркут»

Это новейшая платформа, собранная на верфях Южной Кореи и благополучно доставленная в 2014 году к месторождению Аркутун-Даги. Характеристики «Беркута» еще более впечатляющие, чем у «Орлана». Во время транспортировки (а это 2600 км) не было ни единого происшествия. Сооружение рассчитано противостоять двухметровым льдам и 18-метровым волнам при -44 ˚C.

Береговые комплексы подготовки продукции

Добытые с месторождений Чайво и Одопту углеводороды поступают на БКП. Тут происходит сепарация газа, воды и нефти, ее стабилизация для последующей транспортировки на экспорт через современный нефтеотгрузочный терминал в поселении Де-Кастри, очистка газа для отечественных потребителей. Полностью автономный завод рассчитан на переработку приблизительно 250 000 баррелей нефти и дополнительно 22,4 млн м 3 газа ежесуточно.

При сооружении БКП конструкторами применен крупно-модульный метод строительства. Завод словно конструктор собран из 45 разновысотных модулей. Все объекты спроектированы специально для работы в условиях дальневосточного сурового климата. Большинство конструкций - металлические, выдерживают низкие температуры до -40 °C.

Для доставки тяжелых модулей на строительную площадку через залив Чайво сооружен уникальный 830-метровый мост. Благодаря этому сооружению остров Сахалин является своеобразным рекордсменом - мост считается непревзойденно прочным, превосходя по длине исполинские переходы через величайшие реки Сибири - Обь и Иртыш. Сооружение пригодилось и для оленеводов - путь к таежным стойбищам сократился значительно.

Экспортный потенциал

Весь комплекс «Сахалин-1, 2, 3» строился с оглядкой на экспорт ресурсов. Имея под боком «бездонную» экономику Японии, не менее мощную Южной Кореи, грех не использовать выгодное географическое местоположение богатых углеводородами месторождений. Кроме того, проект позволяет значительную часть сырья (главным образом, газа) транспортировать на «Большую землю» (континентальную Россию). Основными импортерами охотской нефти являются Япония и Южная Корея.

Технология экспорта следующая:

  1. Газ и нефть по скважинам поступает на завод БКП.
  2. Затем от берегового комплекса по проложенному через трубопроводу сырье оставляется в поселок Де-Кастри на специально оборудованный новейший экспортный терминал.
  3. Газ большей частью уходит российским потребителям, а нефть накапливается в огромных резервуарах, откуда отгружается на танкер через выносной причал.

Терминал Де-Кастри

Разработка нефтяных месторождений в условиях Дальнего Востока требовала решить вопрос беспрепятственной транспортировки сырья. Разместить терминал было решено не на Сахалине, а на материке - в порту Де-Кастри. Черное золото сюда поступает по трубам, и далее - нефтеналивными танкерами. Терминал строился «с нуля», по новейшим технологиям.

Благодаря терминалу местное население получило дополнительные высокооплачиваемые рабочие места, появились заказы для районных транспортных и обслуживающих предприятий, улучшились социально-общественная, коммунальная инфраструктуры поселка.

Для круглогодичной транспортировки потребовалась проектировка и постройка уникальных танкеров для суровых ледовых условий класса «Афромакс», и сопровождающих их ледоколов. За 5 лет функционирования терминала без единого происшествия отгружено 460 танкеров. Всего через терминал прошло свыше 45 млн тонн нефти.

Ответственная и бесперебойная эксплуатация

Сотрудники и подрядчики проекта «Сахалин-1» отработали 68 млн часов с отличными показателями по технике безопасности и травматизму, которые значительно превосходят среднеотраслевые. Соблюдение нормативно-правовых требований обеспечивается путем строгого регламентирования и контроля производственной деятельности.

Природоохранные меры составляют неотъемлемую часть строительства и эксплуатации в рамках проекта и включают ряд специальных программ по охране дикой природы, в том числе защите западной популяции белоплечего орлана и других обитателей.

Активные консультации с представителями коренного населения острова Сахалин помогли компании ЭНЛ определить наиболее актуальные местные проблемы. В частности, нефтяники разрешают местным оленеводам использовать построенный ею мост через залив Чайво для ежегодного перегона стад северных оленей.

Привлечение и подготовка российского персонала

На начальном этапе разработки для российских граждан было создано 13 000 рабочих мест. Привлечение местного персонала создает новые возможности и способствует общему и региональному экономическому развитию. При этом компания ЭНЛ применяет самые современные стандарты эксплуатации и нормы обеспечения безопасности, а также технологии строительства, бурения, добычи и прокладки трубопроводов.

Для работ на производственных объектах привлечено более ста российских инженеров и техников. Каждый из принятых на работу технических специалистов проходит многолетний курс профессиональной подготовки. Некоторые из них были направлены на стажировку на объекты компании «Эксон Мобил» в США и Канаде.

Помощь острову

В программах технической подготовки поставщиков и подрядчиков участвует все больше жителей Сахалина. Работая совместно с Агентством международного развития (США), работодатель способствует повышению квалификации сварщиков с помощью организации специальных курсов подготовки и предоставляет микрокредиты на прохождение делового обучения и развитие сахалинских предприятий малого и среднего бизнеса. Консорциум внес более миллиона долларов в ссудный фонд, через который создано полтысячи рабочих мест и оказывается поддержка более 180 предприятиям.

Постоянно увеличивается доля российских организаций в качестве поставщиков и подрядчиков. Стоимость подрядов с отечественным фирмам превысила 4 млрд долларов или около двух третей общей стоимости контрактов по проекту.

Помимо обеспечения доходов государства путем выплаты роялти, проект способствует развитию местной инфраструктуры - строятся дороги, мосты, сооружения морских и воздушных портов, а также муниципальные медицинские учреждения. Другие программы поддержки включают благотворительные пожертвования на образование, здравоохранение и повышение местного научно-технического потенциала.

Платформа «Беркут», монтаж которой уже завершен, находится в 25 километрах от северной части острова Сахалин, на шельфе в Охотском море. По словам экспертов, после выхода на полную мощность платформа станет самой крупной в мире, по количеству добываемых углеводородов в год.


«Беркут» – международный проект «Роснефти». Основание для платформы было изготовлено на российском побережье, а верхнюю часть с вертолетной площадкой и рабочими местами для 180 нефтяников изготовили в Корее. Ее произвела компания Daewoo, которая затем отбуксировала ее на 2800 километров.

Суммарный вес верхней и нижней частей превышает 200 тысяч тонн. Специалисты говорят, что когда платформа заработает в полную мощность, у нее не будет аналогов в мире.

Платформа «Беркут» спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и сможет противостоять волнам высотой до 18 метров, давлению ледовых полей толщиной до двух метров и температуре до минус 44 °C.

По данным специалистов «Роснефти» разработка месторождения Аркутун-Даги «Беркутом» принесет до 12 тысяч тонн нефти в сутки и 4,5 миллиона тонн в годовом выражении. Конструкция платформы уникальна. Помимо крайне низких температур она способна выдерживать подземные толчки до девяти баллов.

Сейчас на Беркуте завершены так называемые пуско-наладочные работы – специалисты соединили верхнюю часть платформы с нижней. Эксперты прогнозируют, что платформа даст первую нефть уже к концу этого года и этот объем составит порядка 100 тысяч тонн.

В течение двух лет основание платформы строилось в сухом доке порта Находка. Официальные проводы «Беркута» состоялись 25 мая, после чего его вывели на рейд Находки, где в течение нескольких дней были завершены последние операции по подготовке гигантского сооружения к проводке по Японскому и Охотскому морям.

Вес основания платформы - 160 тысяч тонн, его периметр - 100 на 133 метра, высота - более 50 метров. По завершению буксировки «Беркут» посадили на дно на месторождении углеводородов Аркутун-Даги близ побережья Сахалина, сообщает ИТАР-ТАСС . В 2013 году на основание установили верхнее строение нефтедобывающей платформы, которое строили в Республике Корея. С 2014 года «Беркут» начнет работу по проекту «Сахалин-1″. Платформа рассчитана на добычу до 4,5 миллиона тонн углеводородов в год.

При строительстве применены новейшие технологии. В частности. дальневосточные ученые выполнили научно-исследовательские работы по воздействию льда Охотского моря на платформу и дали рекомендации, каким образом можно защитить конструкцию. Ранее такие платформы строились с применением металлического ледозащитного пояса. Для этого проекта разработали новую методику защиты нефтяных платформ с использованием бетонного ледозащитного пояса. Такая технология применена впервые: она более качественно защищает строение от воздействия льда, а производство значительно дешевле, чем производство металлических поясов. На строительстве основания «Беркута» работало 4 тысячи человек, 2800 из них - жители Находки.

«Роснефть» и ExxonMobil, в составе консорциума «Сахалин-1» ввели в эксплуатацию платформу «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги, успешно выполнив установку верхнего строения на основание гравитационного типа.

Платформа была введена в эксплуатацию 27 июня 2014 года в ходе видеомоста с Президентом РФ Владимиром Путиным, на платформе в это время находились Президент, Председатель Правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, Президент ExxonMobil Russia Гленн Уоллер и Вице-президент «Эксон Нефтегаз» Роджер Хайем. Президент РФ дал старт к запуску нефтегазодобывающей платформы.

Владимир Путин подчеркнул: «Освоение Сахалина: природных ресурсов и морского шельфа – имеют для нас большое, можно сказать – общегосударственное значение. И благодаря таким проектам, как платформа «Беркут», мы можем задействовать богатейшие, но малодоступные месторождения, создавать новые производства, новые рабочие места, в целом укреплять социально-экономическое развитие важнейшего для нашей страны региона – Дальнего Востока».

«Я хочу отметить также позитивную работу «Роснефти» с нашими американскими партнёрами, с компанией ExxonMobil. Знаю, что у вас большие совместные планы, в том числе по освоению новых месторождений, строительству мощностей по производству сжиженного природного газа», - добавил Президент России.

Для установки верхнего основания платформы была проведена уникальная транспортная операция по его доставке на плановую точку на расстояние более 2600 км. В ходе изготовления, доставки и монтажа фундаментального верхнего строения было установлено несколько отраслевых мировых рекордов, в том числе, монтаж в открытом море методом надвига. Вес верхнего строения 42 тысячи тонн, общий вес вместе с основанием более 200 тысяч тонн. Это самое крупное сооружение подобного рода в мире. Все операции по стыковке на «Беркуте» выполнены с учетом требований безопасности, все системы, подлежащие подключению на первом этапе - протестированы.

После запуска платформы Игорь Сечин сказал: «Самая мощная из существующих в мире буровых установок позволяет обеспечить, согласно модели разработки, бурение скважин с отходом по вертикали не менее 7 километров, а в принципе – до 14 тысяч метров, такие рекорды уже поставлены, это буровая установка «Ястреб». Несмотря на то, что проект отличается высокой сложностью, выгода для всех участников очевидна. В частности, доля наших партнеров из ExxonMobil в прибыльной продукции – 30 процентов».

Уже в ближайшее время на Беркуте будут введены в эксплуатацию противопожарные системы и начнется заселение жилого модуля. Осенью текущего года, после завершения имитационных испытаний буровых систем, будет дан старт бурению первой добывающей скважины.

Начало добычи на платформе ожидается в конце этого года. Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 млн. тонн нефти. Проект «Роснефти» обеспечит существенные инвестиции в экономику Дальневосточного региона.

Буровая платформа «Беркут» - весомое подтверждение высокого уровня профессионализма и уникальных компетенций «Роснефти» на шельфе Российской Федерации. Старт работы «Беркута» усилит позиции России на мировых рынках, укрепить энергетическую безопасность страны, увеличит поступления в бюджет Сахалинской области.

Копия чужих материалов

Платформа «Беркут» предназначена для разработки Аркутун-Даги, третьего месторождения проекта «Сахалин-1».

Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к общей годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 миллиона тонн.

Эксон Нефтегаз Лимитед», действующая от имени консорциума «Сахалин-1», объявила 25 сентября 2012 об успешном завершении этой установки основания гравитационного типа (ОГТ) для новой морской платформы.

Платформа под названием «Беркут» спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и сможет противостоять волнам высотой до 18 метров, давлению ледовых полей толщиной до двух метров и температуре до -44 C°. Она состоит из специально спроектированного железобетонного ОГТ и верхних строений с буровым и эксплуатационным оборудованием. После того, как верхнее строение будет установлено на ОГТ в 2013 году, платформа «Беркут» станет самой крупной морской платформой в России.

ОГТ было построено в сухом доке порта Восточный под Находкой на Дальнем Востоке России. Общий вес основания примерно 160 тысяч тонн, что включает в себя 52 тысячи кубических метров бетона и 27 тысяч тонн стальной арматуры, преднатянутых тросов и оборудования. В течение двух лет почти 4000 российских специалистов было занято в строительстве ОГТ, которое было завершено за два года.

После завершения строительства ОГТ была отбуксирована на расстояние 1024 миль, или 1870 км, со строительной площадки к месторождению Аркутун-Даги через Японское и Охотское моря и пролив Лаперуза. Буксировка заняла около двух недель при средней скорости 3,5 узла (примерно 5,5 км/час). Для буксировки основания были задействованы пять судов, включая три буксировщика океанического класса. ОГТ было установлено на морское дно на свое постоянное место приблизительно в 25 км от о-ва Сахалин на глубине воды около 35 м. Управление балластировкой производилось дистанционно со вспомогательного судна при полном отсутствии персонала на ОГТ. После установки было проведено цементирование, укладка скальных масс и присоединение к объектам промысловой инфраструктуры проекта «Сахалин-1».

4. Инновационные технологии добычи нефти на континентальном шельфе

4.1. Технология скоростного бурения.

В качестве одного из примеров можно привести технологию скоростного бурения (ТСБ), которая позволила «ЭксонМобил» существенно улучшить производственные показатели буровых операций. Эта технология, основанная на законах физики, сочетает в себе цифровой анализ (проводимый в реальном масштабе времени) уровней энергопотребления при выполнении буровых операций и систематизированный подход к планированию операций бурения и проектированию скважины с целью ее наиболее эффективного и быстрого строительства. Применение этого метода позволило почти удвоить скорость проходки.

Технология скоростного бурения специально разработана с учетом характера операций компании «ЭксонМобил» и продолжает совершенствоваться благодаря имеющейся у нас возможности быстро накапливать знания и опыт, а также распространять их в глобальном масштабе в качестве передовых методов производства работ.

Внедрение ТСБ повысило технологические показатели бурения скважин любых типов, в породах любой твердости и в стволах любой конфигурации. В рамках реализации проекта «Сахалин-1» с помощью этой технологии был установлен мировой рекорд по протяженности скважин БОВ.

Благодаря этой технологии удалось увеличить механическую скорость проходки и добиться формирования очень ровных стенок стволов скважин, что исключительно важно для экономически эффективного заканчивания скважин.

В последние годы в мире происходит посто­янное наращивание объемов бурения горизон­тальных скважин, что объясняется как эконо­мическими соображениями, так и снижением доступности объектов бурения для обычных скважин. В США в эксплуатации сегодня нахо­дится более 12 тыс. горизонтальных скважин, что составляет 8 % от общего количества дейст­вующих фондов. В России пробурено около 1100 горизонтальных скважин, их доля в общем фонде скважин намного меньше 1 %.

В начале 70-х годов на основании геологи­ческой информации было начато строительст­во первой наклонно-направленной скважины с большим отходом от вертикали для разведки запасов находящейся под акваторией Охотско­го моря части месторождения Одопту-море. Скважина была закончена бурением в 1973 го­ду при длине ствола 3406 м и горизонтальном отходе 2435,4 м. Такой отход от вертикали в те­чение более 10 лет был рекордом страны, одна­ко при тогдашних технологиях «дотянуться» до залежей углеводородов не удалось.

Разведка нефтегазовых запасов сахалинско­го шельфа с использованием плавучих буровых установок (ПБУ) началась после подписания в 1975 году соглашения между японской компа­нией «СОДЕКО» и Минвнешторгом СССР, а уже в 1977 году в 4-10 км от берега было от­крыто Одоптинское нефтегазоконденсатное ме­сторождение - Одопту-море. Первая поиско­вая скважина (2500 м) пробурена на западном крыле Северного купола Одопту-море, где глу­бина моря не превышает 18 м, и до 1982 года с плавучих буровых установок «Боргстен Дол- фин» и «Хакури-2», СПБУ «Хакури-4» и «Оха» на месторождении было пробурено 3 поиско­вых и 12 разведочных скважин. Однако сравни­тельно небольшие запасы нефти и растворенно­го газа на Северном куполе Одопту-море, кото­рые были утверждены ГКЗ СССР в апреле 1985 года, на тот момент делали его разработку тра­диционным способом с использованием ледо- стойкой стационарной морской платформы и подводных коммуникаций нерентабельной вви­ду больших капитальных затрат.

После анализа имеющихся мировых дости­жений и собственного производственного опы­та бурения, в ОАО «НК «Роснефть - Сахалин- морнефтегаз» было признано целесообразным использование для разработки Северного купо­ла месторождения Одопту-море, на который компания имеет лицензию, вариант бурения скважин с берега . Таким образом, ОАО первым в России начал приобретать опыт бурения скважин со сверхдаль­ними отклонениями забоев от вертикали. Со строительством в 1998 году наклонно-направлен­ной скважины № 202 на Северном куполе место­рождения Одопту-море (рис. 2) с отходом от вер­тикали на 4781 м начата промышленная добыча нефти на шельфе Сахалина. Сегодня из 12 сква­жин компания ежедневно добывает на шельфе более 1600 м 3 безводной нефти. Причем себестои­мость разработки месторождений, удаленных от берега на 5-10 км, с помощью наклонно-направ­ленных скважин оказывается в 4-5 раз ниже, чем при добыче с ледостойких стационарных плат­форм. Оператор проекта «Сахалин-1», компания Exxon, уже решила использовать опыт «Сахалин- морнефтегаза» при разработке месторождений Чайво и Центрального купола Одопту.

Решение проблем на стадии подготовки про­екта и в процессе его выполнения

Поскольку задачи подобной сложности при бурении горизонтальных скважин российскими нефтяными компаниями в тот период не реша­лись, вполне естественно, что российское буровое оборудование и технологии не удовлетворяли требованиям проекта.

Для строительства скважин на Северном куполе Одопту-море используется оборудова­ние - буровая установка, долота, бурильные и обсадные трубы зарубежных фирм (IRI, IDEKO, CANRIG, Grant, Sumitomo, Securiti). Установка, грузоподъёмностью 400 тонн, оснащена верх­ним приводом, имеет морское исполнение элект­рооборудования; обеспечивает возможность передвижения вышечного блока для кустового бурения. Установка имеет механизированную систему приготовления и очистки бурового раствора, адаптированную под использование бурового раствора на углеводородной основе (инвертной эмульсии), есть возможность сбора шлама для последующего вывоза и утилизации. По мере накопления опыта производится модер­низация и дооснащение оборудования. Так, был смонтирован третий буровой насос, произве­дена замена и пополнение оборудования для очистки раствора. Изменения в технологии про­водки скважины обусловили необходимость дальнейшей модернизации системы очистки.

Работы по исполнению траектории, а также по геофизическим исследованиям в процессе бурения горизонтального ствола, ввиду отсутствия прием­лемых российских аналогов, пришлось поручать специализированным зарубежным компаниям.

Спуск 244,5 мм технической колонны до от­метки не менее 4000 м в практически горизонталь­ный ствол является наиболее сложной операцией при строительстве скважин на месторождении Одопту-море (Северный купол). На первой сква­жине - № 202 колонна остановилась на отметке 3677 м, вместо проектной глубины - 4000 м.

Проведенные расчеты сил и моментов при спуске обсадных колонн в условно-горизон­тальный ствол показали, что заполненная буро­вым раствором колонна до отметки более 5000 м не дойдет. В качестве альтернативы в ра­бочий проект, после проведения расчетов на смятие, ввели дополнение: спуск 9" колонны - проводить без заполнения ее буровым раство­ром. Расчеты также показали, что условия спус­ка колонны значительно улучшатся, если ни­жнюю половину скважины заполнить раствором большей плотности, например, р=1250кг/м 3 , а верхнюю - меньшей, например, р = 1180 кг/м 3 . В этом случае нижняя часть колонны будет в большей степени облегчена, в то время как верхняя часть колонны в большей мере сохра­нит свой вес для создания движущей силы.

По вышеописанной технологии произведе­ны успешные спуски колонн 9 5 /8 " во все сква­жины, в т.ч. за 44 часа до отметки на 6446 м в скважину № 208.

Конструкция скважин

Для разработки Северного купола ме­сторождения Одопту-море с берега необ­ходимо бурить скважины с горизонталь­ным отклонением 4500-6000 м при вер­тикальной глубине около 1600 м. По ко­эффициенту сложности (отношение гори­зонтального отхода к вертикальной глу­бине), который в данном случае равен примерно четырем, такие скважины при­нято считать сложными (рис 3).

Конструкция наклонно-направлен­ных скважин была выбрана исходя из ус­ловий предотвращения осложнений в

процессе бурения (рис 4).

Верхняя неустойчивая часть ствола скважин (пески), где возможно поступле­ние в скважину морской воды, до глуби­ны 100-150 м перекрывается кондукто­ром. Ствол скважины под кондуктор бу­рится долотом 0 660,4 мм на глубину 90-130 м, кондуктор 0 508 мм спускает­ся и цементируется на ту же глубину. При этом ниже кондуктора не имеется зон с условиями бурения, несовместимыми по градиентам давлений столба бурового раствора. Чтобы исключить грифонооб- разование (при газонефтепроявлениях с открытым фонтанированием), в ствол 0 444,5 мм предусмотрен спуск промежу­точной колонны 0 340 мм, которая це­ментируется до устья. Глубина спуска (1300 м) определяется из условия исклю­чения возможности разрыва слабо сце­ментированных песков под башмаком кондуктора после полного замещения бу­рового раствора в скважине герметиза­ции устья. В скважинах с большими угла­ми наклона бурение длинного открытого ствола сопровождается значительным желобо- образованием с последующими возможными прихватами бурильных колонн в процессе бу­рения и обсадных колонн при их спуске. Во из­бежание этого, выход из-под башмака преды­дущей колонны ограничивается до 4400 м, что достигается спуском второй промежуточной колонны 0 244,5 мм в ствол, пробуренный до­лотом 0 311,2 мм на глубину 4000-6400 м. Ко­лонна перекрывает вышележащие нефтеносные и водоносные пласты, предполагая в последую­щем возврат на эти объекты. Спуск второй про­межуточной колонны повышает гарантии ус­пешного спуска эксплуатационной колонны (хвостовика) до проектной глубины в горизон­тальном стволе. Увеличение его длины позво­лило уменьшить крутящий момент сопротивле- ния и спускать хвостовик с вращением, что в сочетании с применяемым инвертно-эмульси- онным раствором - значительно снизило тре­ние труб о стенки скважины. Эксплутационная колонна 0 168 мм спускается лайнером (хвос­товиком) в горизонтальный ствол с перекрыти­ем башмака предыдущей колонны на 50-100 м по стволу, и устанавливается в интервале 4000-6800 м. При этом эксплуатационную ко­лонну и предшествующую ей промежуточную колону связывает герметичное соединение.

Профиль скважины и обеспечение его факти­ческого исполнения

Наиболее приемлемым для данных условий бурения был признан 9-интервальный профиль скважины, основные достоинства которого: возможность получить максимальное отклоне- ние от вертикали, при относительной простоте реализации. Исходя из условий последующей эксплуатации, в целях обеспечения проходимо­сти колонн, для всех скважин была принята длина вертикального участка в 200 м и боль­шой радиус искривления, равный 382 м.

Расчеты проектного профиля производятся в нескольких вариантах, с учетом возможных углов падения пород целевого горизонта.

При бурении горизонтальных скважин все операции (выбор оптимальных параметров ре­жимов бурения, профилактические проработ­ки, спускоподъемные работы, цементирование и т. д.) подчинены решению основной задачи - получению качественно обсаженного ствола, проведенного по заданной траектории. Поэто­му все операции строго регламентируются.

На первых 10 скважинах применялась следу­ющая технология:

после крепления скважины удлиненным на­правлением, бурение долотами 0 444,5 и 311 мм (в том числе и набор угла с интенсивностью 0,8-2,7°/10 м) выполнялось турбинно-ротор­ным способом с компоновкой низа бурильной колонны (КНБК), включающей забойные от­клонители. Ствол 0 215.9 мм бурился, как пра­вило, роторным способом. Помимо обеспече­ния стабилизации ствола, выбор КНБК и тех­нологии бурения (способа, параметров режима, типа долот) был обусловлен необходимостью минимизации числа СПО для предотвращения желобообразования. Существенную роль в ми­нимизации СПО сыграл переход на лопастные долота, армированные материалом РДС, что позволило довести среднюю проходку на доло­то 0 311 мм до 3200 м

В процессе бурения осуществлялась коррек­тировка проектного профиля, рассчитывались ожидаемые осевые нагрузки и крутящие момен­ты при бурении и креплении скважин, выполня­лись гидравлические расчеты промывки при бурении, выбор компоновки бурильной колон­ны с целью снижения величины крутящих мо­ментов. Для последующего анализа составля­лись сводные таблицы с параметрами режимов бурения, параметров бурового раствора, ба­ланса календарного времени и др.

Результатом выполняемого мониторинга бурения скважин, наряду с приобретаемым бу­ровой бригадой опытом, явилось постоянное улучшение технико-экономических показате­лей бурения, достижение высоких технологиче­ского и экономического эффектов. Так, ком­мерческая скорость достигла величины около 2200 м/ст. мес. и стоимость метра проходки около 1000 Однако практическая стабилизация указан­ных показателей на последующих скважинах показала, что организационные и технические возможности данной технологии близки к ис­черпанию. Кроме того, практика выявила ряд существенных недостатков применявшейся тех­нологии.

При работе забойным отклонителем по изменению траектории ствола скважины в го­ризонтальном стволе при больших отходах компоновка зависала, а для проталкивания компоновки приходилось вращать ее верхним приводом. Таким образом, при работе забой­ным отклонителем, после проталкивания ком­поновки, бригада вынуждена была снова ори­ентировать отклонитель в необходимом направлении, что приводило к дополнитель­ным затратам времени на бурение скважины. Вследствие этого, пробуренный ствол скважи­ны получался в виде синусоиды. При длине ствола более 5000 тыс. м прогрессивно падала управляемость компоновки, т.е. возможности оперативного изменения траектории ствола.

В процессе проработок ствола скважины, при наличии в компоновке бурильной колонны забойного отклонителя, происходило увеличе­ние диаметра ствола скважины. Все это приво­дило к затяжкам инструмента в процессе подъ­ема бурильной колонны и затруднениям при спуске обсадных колонн.

Приобретенный опыт, навыки бурения сква­жин с большими отходами, опыт зарубежных фирм позволил для бурения одиннадцатой и двенадцатой скважины (№№ 216 и 217) долота­ми 0 311 и 215.9 мм использовать КНБК с ро­торной управляемой системой (РУС).

Подтвердились преимущества РУС перед КНБК с забойными двигателями: лучшая уп­равляемость; плавное изменение траектории; отсутствие потерь времени на ориентированное бурение (забойным двигателем); уменьшение давления, возможность повышения подачи на­сосов; повышение суточной проходки и улуч­шение очистки ствола от шлама за счет выше­перечисленных факторов.

Кроме того, выявлено уменьшение шламо- образования и связанное с этим сокращение расхода материалов для приготовления раство­ра, затрат на вывоз шлама и значительное улуч­шение условий работы вибросит за счет более равномерного распределения нагрузки на них во времени.

В целом, результатом применения РУС яви­лось увеличение коммерческой скорости на 25-32 % при практически неизменной стоимо­сти метра.Промывочная жидкость

Выбор типа бурового раствора при бурении наклонно-направленных скважин на Сахалине определяли не особенности геологических ус­ловий бурения, а конфигурация стволов сква­жин. Большие величины углов наклона (до 85-90°) и горизонтальных отходов (до 6 км), длинные наклонные участки, при вертикаль­ной глубине до 1,5 км, требуют от буровых растворов, прежде всего, высокой смазываю­щей способности, обеспечивающей коэффици­ент трения < 0,3; исключения прихватов из-за перепадов давлений; хорошего выноса шлама, уменьшения кавернообразования и замедле­ния желобообразования .

В наибольшей степени этим требованиям со­ответствует буровой инвертный эмульсионный раствор (БИЭР) на углеводородной основе, рецептура которого, а также рекомендации по перечню и объёмам химических реагентов и материалов, разработаны специалистами «Сахалинморнефтегаза» совместно с учеными УГНТУ . С начала работ первоначально вы­бранная рецептура (на основе отечественных материалов) потребовала лишь незначитель­ных корректировок.

Выводы и заключения

Использование метода наклонно-направ­ленного бурения при освоении морского место­рождения Одопту-море позволило ОАО «Рос­нефть - Сахалинморнефтегаз» первым начать промышленную эксплуатацию нефтегазовых запасов шельфа Сахалина, опередив крупные международные проекты «Сахалин-1» и «Саха­лин-2». За 6 лет на Северном куполе месторож-

дения были построены 11 скважин однозабой­ной конструкции с углом отклонения от верти­кали 80°-88 °, и одна скважина с двумя ствола­ми. Достигнутые значения отхода скважин от вертикали находятся на уровне мировых дости­жений.

Длительная эксплуатация скважин, до сих пор дающих безводную продукцию, подтверж­дает высокий профессионально-технический уровень крепления скважин. Освоение место­рождения Одопту-море (Северный купол) пу­тем бурения наклонно-направленных скважин с берега позволило ОАО «НК «РН» - СМНГ» за 5 лет нарастить годовую добычу с него до 350 тыс. т (рис. 5) и поддержать уровень добы­чи в целом по предприятию, эксплуатирующе­му, в основном, место­рождения, находящиеся 300 350 400 на завершающей стадии разработки.

Промыслово-геофи­зические исследования в процессе бурения сква­жин позволяют вести по­стоянный контроль за траекторией стволов, расчлененностью и про­дуктивностью вскрывае­мого разреза. На их основании уточнено геологическое строение месторождения, откры­ты две новые нефтяные залежи, приуроченные к XX 3 пластам, и приращены извлекаемые запасы нефти категории С 1 и С 2 в сумме 5 млн. т.

Что не менее важно, метод освоения морско­го месторождения условно-горизонталными скважинами по сравнению с традиционными методами обустройства морскими стационар­ными сооружениями позволил значительно снизить расходы. Строительство одной ледо- стойкой платформы обошлось бы в $200 млн., плюс расходы на подводные коммуникации и обеспечение экологической безопасности. Вме­сте с тем «Сахалинморнефтегазу» за счет совер­шенствования технологии удается постепенно увеличивать скорость бурения и снижать себес­тоимость скважин. Немаловажно, что при та­ком подходе практически снимаются экологи­ еские риски разработки месторождения, име­ющие место при добыче с морских стационар­ных платформ.

В ходе работ ОАО «НК «Роснефть-Сахалин- морнефтегаз» приобрел ценный опыт проводки наклонно-направленных скважин со сверхдаль­ним отходом от вертикали, почерпнуть который из технической литературы невозможно (подоб­ные материалы не публикуются) и который зна­чительно улучшил ТЭП строительства скважин (рис. 6).

Получена чрезвычайно важная информация о потенциальных возможностях морских мес­торождений, которая позволяет повысить сте­пень достоверности проектирования их разра­ботки.

129 Просмотров

Платформа «Беркут», монтаж которой уже завершен, находится в 25 километрах от северной части острова Сахалин, на шельфе в Охотском море. По словам экспертов, после выхода на полную мощность платформа станет самой крупной в мире, по количеству добываемых углеводородов в год.

«Беркут» – международный проект «Роснефти». Основание для платформы было изготовлено на российском побережье, а верхнюю часть с вертолетной площадкой и рабочими местами для 180 нефтяников изготовили в Корее. Ее произвела компания Daewoo, которая затем отбуксировала ее на 2800 километров.

Суммарный вес верхней и нижней частей превышает 200 тысяч тонн. Специалисты говорят, что когда платформа заработает в полную мощность, у нее не будет аналогов в мире.

Платформа «Беркут» спроектирована специально для работы в суровых субарктических условиях и сможет противостоять волнам высотой до 18 метров, давлению ледовых полей толщиной до двух метров и температуре до минус 44 °C.

По данным специалистов «Роснефти» разработка месторождения Аркутун-Даги «Беркутом» принесет до 12 тысяч тонн нефти в сутки и 4,5 миллиона тонн в годовом выражении. Конструкция платформы уникальна. Помимо крайне низких температур она способна выдерживать подземные толчки до девяти баллов.

Сейчас на Беркуте завершены так называемые пуско-наладочные работы – специалисты соединили верхнюю часть платформы с нижней. Эксперты прогнозируют, что платформа даст первую нефть уже к концу этого года и этот объем составит порядка 100 тысяч тонн.

В течение двух лет основание платформы строилось в сухом доке порта Находка. Официальные проводы «Беркута» состоялись 25 мая, после чего его вывели на рейд Находки, где в течение нескольких дней были завершены последние операции по подготовке гигантского сооружения к проводке по Японскому и Охотскому морям.

Вес основания платформы - 160 тысяч тонн, его периметр - 100 на 133 метра, высота - более 50 метров. По завершению буксировки «Беркут» посадили на дно на месторождении углеводородов Аркутун-Даги близ побережья Сахалина, сообщает ИТАР-ТАСС. В 2013 году на основание установили верхнее строение нефтедобывающей платформы, которое строили в Республике Корея. С 2014 года «Беркут» начнет работу по проекту «Сахалин-1″. Платформа рассчитана на добычу до 4,5 миллиона тонн углеводородов в год.

При строительстве применены новейшие технологии. В частности. дальневосточные ученые выполнили научно-исследовательские работы по воздействию льда Охотского моря на платформу и дали рекомендации, каким образом можно защитить конструкцию. Ранее такие платформы строились с применением металлического ледозащитного пояса. Для этого проекта разработали новую методику защиты нефтяных платформ с использованием бетонного ледозащитного пояса. Такая технология применена впервые: она более качественно защищает строение от воздействия льда, а производство значительно дешевле, чем производство металлических поясов. На строительстве основания «Беркута» работало 4 тысячи человек, 2800 из них - жители Находки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA



«Роснефть» и ExxonMobil, в составе консорциума «Сахалин-1» ввели в эксплуатацию платформу «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги, успешно выполнив установку верхнего строения на основание гравитационного типа.

Платформа была введена в эксплуатацию 27 июня 2014 года в ходе видеомоста с Президентом РФ Владимиром Путиным, на платформе в это время находились Президент, Председатель Правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, Президент ExxonMobil Russia Гленн Уоллер и Вице-президент «Эксон Нефтегаз» Роджер Хайем. Президент РФ дал старт к запуску нефтегазодобывающей платформы.

Владимир Путин подчеркнул: «Освоение Сахалина: природных ресурсов и морского шельфа – имеют для нас большое, можно сказать – общегосударственное значение. И благодаря таким проектам, как платформа «Беркут», мы можем задействовать богатейшие, но малодоступные месторождения, создавать новые производства, новые рабочие места, в целом укреплять социально-экономическое развитие важнейшего для нашей страны региона – Дальнего Востока».

«Я хочу отметить также позитивную работу «Роснефти» с нашими американскими партнёрами, с компанией ExxonMobil. Знаю, что у вас большие совместные планы, в том числе по освоению новых месторождений, строительству мощностей по производству сжиженного природного газа», — добавил Президент России.

Для установки верхнего основания платформы была проведена уникальная транспортная операция по его доставке на плановую точку на расстояние более 2600 км. В ходе изготовления, доставки и монтажа фундаментального верхнего строения было установлено несколько отраслевых мировых рекордов, в том числе, монтаж в открытом море методом надвига. Вес верхнего строения 42 тысячи тонн, общий вес вместе с основанием более 200 тысяч тонн. Это самое крупное сооружение подобного рода в мире. Все операции по стыковке на «Беркуте» выполнены с учетом требований безопасности, все системы, подлежащие подключению на первом этапе — протестированы.

После запуска платформы Игорь Сечин сказал: «Самая мощная из существующих в мире буровых установок позволяет обеспечить, согласно модели разработки, бурение скважин с отходом по вертикали не менее 7 километров, а в принципе – до 14 тысяч метров, такие рекорды уже поставлены, это буровая установка «Ястреб». Несмотря на то, что проект отличается высокой сложностью, выгода для всех участников очевидна. В частности, доля наших партнеров из ExxonMobil в прибыльной продукции – 30 процентов».

Уже в ближайшее время на Беркуте будут введены в эксплуатацию противопожарные системы и начнется заселение жилого модуля. Осенью текущего года, после завершения имитационных испытаний буровых систем, будет дан старт бурению первой добывающей скважины.

Начало добычи на платформе ожидается в конце этого года. Разработка месторождения Аркутун-Даги позволит добавить к годовой добыче проекта «Сахалин-1» до 4,5 млн. тонн нефти. Проект «Роснефти» обеспечит существенные инвестиции в экономику Дальневосточного региона.

Буровая платформа «Беркут» — весомое подтверждение высокого уровня профессионализма и уникальных компетенций «Роснефти» на шельфе Российской Федерации. Старт работы «Беркута» усилит позиции России на мировых рынках, укрепить энергетическую безопасность страны, увеличит поступления в бюджет Сахалинской области.

Интересное видео о платформе

Справка:

Длина платформы — 105 метров, ширина — 60 метров, высота с основанием — 144 метра. Практически равна 50-этажному зданию. Самая мощная из существующих в мире буровых установок позволяет обеспечить, согласно модели разработки, бурение скважин с отходом от вертикали не менее 7 километров. Таким образом, платформа, по сути, является гигантской кустовой площадкой, позволяющей максимально эффективно обеспечить разработку морских месторождений.

С одной этой платформы будет пробурено 45 скважин с пиком суточной добычи в 12 тысяч тонн, что даст 4,5 млн. тонн нефти в год. Предусматривается бурение 28 нефтедобывающих и 16 водонагнетательных скважин и 1 скважины для закачки шлама. Платформа расположена на расстоянии 25 км от берега, на участке, где глубина моря достигает 35 метров.

На «Беркуте» установлен самый мощный в мире верхний привод бурового механизма с крутящим моментом верхнего приводам 142 килоньютонов на метр с подъемной мощностью станка 1150 тонн), что позволяет бурить скважины с максимальным отклонением от вертикали до 7 км — это особенно важно для эффективности и безопасности морского бурения. Здесь впервые установлена интегрированная система интеграции бурового процесса, то есть процесс бурения осуществляется практически без применения ручного труда.

На «Беркуте» впервые в мире применена система сейсмозащиты, позволяющая выдержать удар землетрясения силой в 9 баллов, без нарушения работоспособности. «Беркут» не боится низких температур и рассчитан на работу в условиях минус 44 градуса, выдержит волну высотой более 18 метров (это практически цунами) и давление льда толщиной два метра.

Вся жизнедеятельность платформы обеспечивается автономной энергосистемой, состоящей из 4 газотурбинных агрегатов на 60 Мвт, работающих на сепарированном на платформе попутном газе, с возможной когенерацией на дизельном топливе в случае необходимости. Предусмотрена запасная схема из трех дизельгенераторов общей мощностью 5.4 Мвт, обеспечивающих автономный режим работы платформы с нулевыми выбросами в окружающую среду.

В 2009 году в порту Находки началось строительство гравитационного основания платформы. На строительной площадке работало более 2000 человек. К строительству основания были привлечены свыше 2000 специалистов. Проект «Роснефти» обеспечил существенные инвестиции в экономику региона, только в зоне строительства было возведено 2 бетонных завода, использовавших гравий из местных разрезов.

Для дополнительной защиты от льдин на основание был «надет» так называемый ледовый пояс. Это уникальное конструкторское решение, разработанное при участии ведущих специалистов «Роснефти».

«Сахалин-1» - первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях СРП (заключено в 1996 г.). Всего в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 64 млн. тонн. К 2018 г добыча нефти вырастет на 33% по отношению к текущим показателям проекта. За счет вывода на полку месторождения Аркутун-Даги добыча по проекту «Сахалин-1» к 2018 году превысит 10 млн. т нефти в год.