Клиентское путешествие. Customer journey: что же они делают с нашим продуктом

Комплексный пользовательский опыт — настоящее открытие для многих компаний. Ведь если совершенствовать продукты / процессы чисто «для галочки», как убедиться, что они будут удобны в использовании для клиентов? Это распространенная причина, по которой целевые клиенты уходят уже на начальных этапах воронки продаж.

При подходе Customer Journey («путь потребителя») мы видим, какие этапы проходит потенциальный потребитель при взаимодействии с компанией. Эта методика позволяет не только не упускать клиентов, но и повышать конверсию в каждый следующий шаг. Читайте в этой статье, как её использовать для разных типов бизнеса.

Для кого это актуально

Методика Customer Journey подходит для всех случаев, когда принятие решения о покупке отложено во времени. Это чаще всего IT- и инфопродукты. Пользователи, прежде чем заплатить за них, обдумывают, изучают, взвешивают все за и против. SaaS-решения можно даже протестировать — как правило, у них есть бесплатный пробный период.

Также понимание пути потребителя пригодится для интернет-магазинов и B2C продуктов / услуг, которые пользователи ищут в интернете (покупка бытовой техники, установка натяжных потолков, платные юридические консультации).

Не подходят сюда товары и услуги с «супергорячим» спросом — автоэвакуатор, заказ пиццы, срочная печать визиток и т.д., поскольку там решение принимается сиюминутно.

Суть методики

  • Как ЦА идет с вами на контакт;
  • Какие этапы пользователи проходят, прежде чем совершить покупку;
  • Какие эмоции испытывают;
  • Где появляются барьеры;
  • Насколько успешно переходят с этапа на этап.

Конечная цель — найти пути улучшения пользовательского опыта в частности и бизнес-процессов в целом.

В идеале все точки контакта работают согласованно по принципу «тяни — толкай»: любая точка контакта «толкает» потребителя к следующему шагу, а следующая «тянет» из предыдущей.

На выходе вы получаете «дорожную карту», которая показывает, как вовлекать и доводить пользователя до покупки с момента первого касания.

Шаг 1. Составление пользовательских сценариев

Примерно так будет выглядеть цепочка потребителя IT-продукта:

Для инфопродукта цепочка такая:

При покупке товаров / услуг B2C пользователь проходит четыре основных этапа:

Процесс заказа продукта из интернет-магазина:

Подумайте, как активировать пользователя на разных этапах, что ему предложить, чтобы приблизить к следующему этапу и, в конечном счете, к конверсии. Хорошо работают бесплатный пробный период для SaaS-продуктов и другие виды .

Это ценное предложение за символическую стоимость или бесплатное, которое подогреет интерес к основным товарам. Например, бесплатные пробники косметики, электронная книга или участие в вебинаре за полцены, дешевые сопутствующие товары и т.д.

На данных схемах мы показали только самые основные этапы. Можно строить более подробные схемы, если включать в них все промежуточные шаги вплоть до того, какую кнопку нажать. А для email-рассылок планировать триггерные цепочки писем в зависимости от действий пользователя (открыл / не открыл письмо; перешел / не перешел по ссылке из письма).

Вот пример для интернет-магазина от сервиса CarrotQuest:


Разработайте систему KPI для каждой точки контакта, чтобы измерять эффективность бизнес-процессов.

Шаг 2. Анализ и выявление барьеров

Впечатление о продукте складывается из того, что получает пользователь на всех этапах взаимодействия. Когда посетитель видит первые желаемые результаты, у него появляется озарение «это то, что мне нужно!» Это так называемые aha-моменты , которые повышают вероятность конверсии в клиента.

Например, когда пользователь заходит в сервис YAGLA, он прописывает значения подменяемых элементов и с помощью функции предпросмотра видит, как они выглядят на его сайте.

Пример для интернет-магазина — добавление товара в корзину. Пользователь находит в ассортименте то, что ему нравится, и вероятно скоро оплатит заказ.

В то же время, если что-то пойдет не так, может быть обратный эффект. Даже одно «слабое звено» может испортить всю картину: неработающая ссылка, неверные контактные данные на странице, проблема с оформлением заказа и т.д.

Барьеры — это препятствия, которые мешают потребителю перейти на следующий шаг. Чтобы их выявить, выполните следующие шаги:

  • Посчитайте конверсию переходов для каждого этапа, чтобы знать, какой процент потребителей достиг следующей точки;
  • Выявите барьеры в точках контакта. Если с первого шага на второй переходит 90% пользователей, а со второго на третий — 5%, значит, во втором случае что-то пошло не так. Например, пользователь столкнулся со слишком заморочным оформлением заказа в интернет-магазине.

Можно оценить эффект от снижения барьера. Например, в результате конверсия выросла на 15%, рассчитайте, сколько денег принесли в компанию эти 15%. По данным о затратах на снижение барьера можно рассчитать и возврат от инвестиций (ROI).

Шаг 3. Составление карты (Customer Journey Map)

В визуализированном представлении Customer Journey — это график или диаграмма (Customer Journey Map, или сокращенно CJM). На нем отображены точки контакта и подробная информация о каждой.

Главное преимущество карты пути потребителя — объективность, так как при создании используется аналитика реальных событий и только проверенные гипотезы.

Преимущества подхода

  • Увеличение конверсии потребителей. Чем меньше барьеров на пути, тем больше потребителей достигает целей. А следовательно, приносят больше прибыли;
  • Повышение лояльности потребителей. Больше посетителей становятся клиентами;
  • Рациональное использование бюджета;
  • Своевременное улучшение качества. Понятно, как оценивать точки контакта, их сильные и слабые места, и в чем их нужно дорабатывать.

В концепции Customer Journey потребитель в центре внимания. Чем больше вы знаете о нем и его поведении, тем больше шансов найти к нему нужный подход и создать идеальный продукт.

P.S. Концепция Customer Journey — основа digital-стратегии, о которой мы расскажем в следующей статье.

Высоких вам конверсий!

Сооснователь компании «Мануфактура» Дмитрий Провоторов - о том, как с помощью CJM превратить две звезды оценки мобильного приложения в пять и увеличить выручку в четыре раза.

В закладки

Customer Journey Map (карта путешествия пользователя) - это методология развития продукта, которая основывается на подробном анализе потребностей и поведения аудитории. Результатом её применения становится увеличение доли пользователей, довольных использованием продукта. В этом материале пойдёт речь о том, что может дать использование CJM продукту и его владельцу.

Что показывает карта

Работа по методологии CJM направлена на выяснение следующих моментов:

  • в каких точках аудитория соприкасается с продуктом;
  • как разные сегменты аудитории взаимодействуют с продуктом;
  • какие этапы пользователи проходят на пути к своим целям и какие эмоции при этом испытывают;
  • где они сталкиваются с барьерами, не позволяющими достигать целей;
  • насколько благополучно пользователи переходят с одного этапа на другой.

Для получения ответов на эти вопросы нужны наблюдения за аудиторией. Если проект только разрабатывается, то один из вариантов получения данных - это запуск MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт) с анализом поведения аудитории на каждом шаге.

Вот как об этом сказал Педро Маркес, продуктовый дизайнер крупнейшего сервиса онлайн-бронирования отелей Booking.com:

Движение небольшими итерациями на старте даёт реальную уверенность в том, что вы создаёте что-то правильное. Делать большое решение без промежуточных измерений рискованно. Если оно работает, вы не понимаете, что именно сработало. Если не работает - вы не знаете, что следует исправить.

Педро Маркес

Продуктовый дизайнер Booking.com

Мнение рынка: СJM только начинает свой путь в России

Насколько широко российский рынок знаком с методологией CJM? Компания «Мануфактура» задала этот вопрос нескольким компаниям с заметными digital-продуктами.

Те российские компании, которые пользуются Customer Journey Map на протяжении всего процесса создания и жизни продукта, - редкие и очень продвинутые в UX команды. CJM - это практика, которую при построении продукта надо использовать с самого начала, ещё на этапе идеи.

Наталья Стурза

UX-аналитик банка для предпринимателей «Точка»

Компаний, использующих CJM, в России мало. Большинство работает в рамках традиционного подхода, нацеленного на формальное совершенствование. Например, компания внедряет для автоматизации процессов систему электронной очереди и бросает все силы на её развитие, при этом не вникая в то, как сделать её действительно удобной для людей, которые работают с ней каждый день. Тем не менее, запрос на трансформацию бизнес-процессов в рамках CJM существует, и он достаточно велик.

Александр Киреев

Консультант Neuroniq (CJM-проекты для X5 Retail Group, сети аптек «Ригла» и другое)

Ozon не придерживается строгих канонов и правил при проектировании продуктов. Мы подбираем инструменты в зависимости от задачи, и наши разработчики могут использовать в том числе и Customer Journey Map. Эта методология анализа пользовательского поведения и выявления точек для улучшения продукта достаточно эффективна и проста в использовании.

Дарья Негреско

менеджер отдела по связям с общественностью Ozon

CJM сейчас набирает обороты, вижу его в мире digital всё чаще и чаще. В «Эвотор» я принесла Customer Journey Map с моего прежнего места работы - из digital-компании «Альфа-банка» Alfa-Lab. Там эта методология используется во многих продуктах, связанных с интернет- и мобильным банкингом. Впрочем, я не стану утверждать, что CJM нужен абсолютно всем, - лучше попробовать и оценить лично.

Надежда Авданина

лидер по продукту в компании «Эвотор»

Мы используем Customer Journey Map с самого запуска проекта «Совесть». CJM помогает оценить весь путь клиента: от момента его первого визита на сайт карты «Совесть» до того, как он становится активным покупателем товаров в рассрочку. Также мы используем CJM для улучшения работы приложения, в котором работают наши агенты продаж. Так, мы добавили в него элементы геймификации - дали возможность агентам по продажам соревноваться в течение дня и вызывать друг друга на баттлы. В результате повысили интерес сотрудников к работе и их производительность.

Надежда Онищук

Менеджер по развитию продукта карты рассрочки «Совесть»

CJM можно назвать известным, но малоиспользуемым инструментом из арсенала менеджеров по продукту. В Skyeng мы используем CJM для развития продуктов, где присутствует не только ИТ, но и большая операционная составляющая - коммуникация с преподавателями, call-центр, customer care и так далее. При этом наш CJM сдвоенный: он отображает, как накладываются пути ученика и учителя. Это помогает улучшать взаимодействие пользователя сразу и с продуктом, и с преподавателем.

Михаил Карпов

Директор по продукту компании Skyeng

На мой взгляд, CJM сейчас распространён слабо, компании с такими продуктами можно пересчитать по пальцам одной руки. Мы в «Додо Пицца» только начинаем использовать CJM, но уже довольно давно и плотно используем родственный инструмент - User Story Map, который служит для визуализации сложных пользовательских сценариев и приоритизации задач разработки.

Антон Бевзюк

Chief Agile Officer в «Додо Пицца»

CJM всё чаще начинают использовать крупные компании со сложными продуктами. Сложными могут считаться сценарии, где больше трёх точек контакта. Если у вас есть интернет-магазин с цепочкой «внешние баннеры - магазин - колл-центр - курьер», то вам может казаться, что вы все переходы между этими точками держите в голове. Но это иллюзорно. И первыми это поняли владельцы сложных продуктов, однако сейчас к этому приходит и весь остальной рынок. Мы в QIWI строим CJM для каждой новой функции и периодически исследуем путь пользователя по уже внедрённым решениям.

Алёна Егорова

UX-дизайнер, менеджер по клиентскому опыту «QIWI Кошелёк»

Таким образом, игроки рынка относят CJM к числу наиболее эффективных, но пока малораспространённых инструментов.

Пять шагов к пониманию

Методология Customer Journey Map описывает общие принципы развития продукта, применение которых на практике может различаться. Вариант использования CJM, который мы применяем в компании «Мануфактура», включает пять этапов.

Шаг 1. Сегментация аудитории

Работа по составлению CJM начинается с приёма классического маркетинга по разделению целевой аудитории на группы по интересам.

Наш клиент, немецкий информационно-развлекательный портал Meinestadt, обратился к нам с задачей по развитию мобильного приложения. Мы установили в нём триггеры для записи действий пользователей и выделили в них наиболее частые сценарии, которые позволили разделить ЦА на три главных сегмента.

  • Тусовщик. Заходит в приложение, чтобы искать интересные события (концерты, выставки, спортивные мероприятия) и покупать билеты.
  • Навигатор. Использует приложение для поиска нужных мест - ресторанов, баров, заправок и так далее.
  • Читатель. Изучает новостную ленту, чтобы быть в курсе происходящего в городе.

Примечательно, что клиент хотел сделать ставку совсем на другой сегмент аудитории - авторов, которые сами генерируют контент в приложении. Но анализ показал, что таких пользователей почти нет. Это уберегло владельца продукта от ошибочного инвестирования в невостребованный функционал.

Для новых продуктов, у которых ещё нет устоявшейся аудитории, можно использовать анализ конкурентных аналогов, данные из открытых источников, консультации с экспертами, анкетирование предполагаемой аудитории, прогнозирование на основе теоретических моделей (например, известного принципа Парето 20/80) и некоторые другие методы.

Шаг 2. Определение aha-моментов

Aha-момент - это точка, где пользователь находит то, что искал, и испытывает сильные положительные эмоции. После этого он с большой вероятностью примет решение стать постоянным посетителем.

Поэтому в поиске aha-моментов работающего продукта помогает измерение показателя возврата (retention) у разных сегментов аудитории: где больше возвращений к использованию продукта - там, скорее всего, чаще происходит достижение целей.

В приложении Meinestadt пользователи каждого из трёх сегментов аудитории возвращались, если в предыдущий раз находили то, что искали. Концерт любимой группы, заправку с низкой ценой на бензин или важное объявление от местной полиции. «Нашёл!» - это и было для них aha-моментом.

Шаг 3. Формирование пользовательских сценариев (user flow)

Дальше нужно выяснить, как пользователь приходит к aha-моменту. Например, он видит рекламу, устанавливает приложение, скроллит ленту новостей, видит событие, заходит на его страницу и - эврика! - покупает билеты.

Шаги выстраиваются в потоки (user flow), после чего можно измерить процент конверсии по переходу из шага в шаг.

Установить последовательность действий пользователей помогают различные системы аналитики.

  • Для веб-продуктов: Google Analytics, «Яндекс.Метрика», Roistat.
  • Для мобильных продуктов: Localytics, AppMetrica от «Яндекса», Amplitude, Flurry Analytics, Fabric, CleverTap, Adjust, Branch.io.

Шаг 4. Составление карты Customer Journey Map

Потоки user flow, состоящие из шагов и aha-моментов, объединяются на визуальной карте, которая наглядно показывает все основные модели взаимодействия аудитории с продуктом.

Ценность этой карты в высокой объективности - она строится на результатах аналитики реальных событий и не содержит непроверенных гипотез.

Карта поведения трёх основных сегментов ЦА мобильного приложения Meinestadt

Шаг 5. Анализ состояния аудитории, выявление барьеров

Второй важный документ при составлении Customer Journey Map, помимо схемы движения пользователей, - это её расшифровка с описанием каждого шага пользователей и снятием данных, характеризующих его поведение на этом шаге.

Зная размер аудитории на каждом этапе, мы можем посчитать конверсию перехода из шага в шаг и обнаружить критические моменты. Если с первого шага на второй переходит 80% пользователей, а со второго на третий - только 5%, это значит, что где-то здесь существует барьер.

Возможно, пользователь не нашёл иконку поиска или на его пути появилась ссылка, уводящая из приложения. Определив барьеры, мы можем их устранить: сделать нужную функциональность заметнее, убрать отвлекающие элементы, наиболее востребованные опции вынести вперёд.

Итогом составления Customer Journey Map становится ранжирование функциональности по степени востребованности и приоритизированный список задач по доработке продукта.

Что дал CJM

Составив карту путешествия пользователя для Meinestadt, мы смогли разработать для приложения стратегию развития, которая учитывала интересы пользователей. Однако после запуска аудитория сначала отреагировала низкими оценками и возмущёнными призывами вернуть «всё как было».

При этом пользователи просматривали всё больше контента и совершали всё больше целевых действий. Увеличилось и количество возвратов. Люди возмущались, но пользовались, потому что было удобно.

Через некоторое время оценка приложения резко пошла вверх, поднявшись с 2,0 до 4,67. Аудитория привыкла к новым интерфейсам, к тому же мы выявили самые главные претензии пользователей и провели по ним ряд небольших доработок.

Прибыль на первом этапе после запуска нового приложения выросла на 138%, а через некоторое время - в четыре раза. Этот рост был органическим - мы не внедряли никаких дополнительных механик монетизации, не увеличивали количество показов и интеграций рекламы, только разработали для приложения новую структуру и продуманные интерфейсы.

Почему CJM

По итогам этого проекта мы с нашим клиентом сделали для себя несколько выводов.

1. Пользователи, достигающие своих целей с помощью продукта, приносят ему прибыль

Одна из моделей монетизации Meinestadt заключается в получении вознаграждения от сервиса аренды квартир за каждого перешедшего пользователя. В новом приложении, где поисковые функции вынесены на первый план, искать съёмное жильё стало намного легче, поэтому переходов стало намного больше, и сумма вознаграждения от сервиса аренды возросла.

2. CJM позволяет использовать бюджет проекта наиболее рациональным образом

Развитие востребованной функциональности, которая была определена с помощью CJM, помогло достичь роста бизнес-показателей продукта. Вкладывая в непроверенные гипотезы, клиент рисковал потратить бюджет менее эффективно.

Можно сделать десять нужных функций и победить, а можно 50 ненужных - и проиграть.

Спасибо за внимание. Изучайте свою аудиторию, и люди к вам потянутся.

Разрабатывая мобильное приложение или веб-сервис, владелец продукта стремится к тому, чтобы оно понравилось людям и стало для них незаменимым инструментом. К сожалению, сделать это сложнее, чем кажется. Актуальный дизайн интерфейсов, функциональность, быстродействие — это далеко не все, что нужно, и, упустив мелочи, хорошие, перспективные идеи терпят поражение.

На чем нужно держать фокус?

Чтобы нравиться людям, приложение должно отвечать их потребностям и решать их задачи. Потребности за своих пользователей придумать нельзя — вам необходимо точно знать, что их беспокоит. Если речь идет о готовом продукте, то надо знать, что им не нравится и что в вашем продукте является барьером, преградой в решении задач пользователя. Один из способов это выяснить — применить методологию Customer Journey Map (CJM).

Мануфактура занимается разработкой цифровых продуктов — мобильных приложений и веб-сервисов. В данной статье о создании Customer Journey Map особое внимание уделяется именно этой отрасли. При этом сама методология имеет более широкое применение — вы убедитесь в этом на примерах таких компаний как Lego, Starbucks или Lancome.

Часть 1. Теория. Что такое Customer Journey Map?

Customer Journey Map — это методология, которая помогает понять тот путь, который проходит пользователь, взаимодействуя с вашим продуктом: что ему нравится, что его раздражает и что может помочь ему. Благодаря CJM вы можете придумать новые идеи для развития продукта и в разы улучшить удовлетворенность пользователей. В случае запуска нового продукта — воспользовавшись этой методологией, вы сумеете предусмотреть проблемные области и заранее «подстелить соломку», чтобы не ошибиться.

В более узком смысле Customer Journey Map — это визуализация взаимодействия потребителя с продуктом (приложением, веб-сервисом, брендом). Это карта, на которую нанесены точки соприкосновения, барьеры и возникающие у людей эмоции.

Простой пример cuStomer journey map покупки сотового телефона

Представим ситуацию.

  1. Осознание. Человеку нужен новый смартфон. Старый сломан.
  2. Исследование. Он заходит в интернет и начинает искать подходящую модель. Он знает бренд, который ему нравится, поэтому читает о его новинках, рассматривает ближайших конкурентов и знакомится с отзывами. Затем изучает предложения разных ритейлеров и сравнивает цены.
  3. Покупка . После исследования он наконец покупает телефон.
  4. Использование . Покупатель вставляет SIM-карту и начинает пользоваться устройством. Со временем возникает проблема — пропадает связь с wi-fi.
  5. Поддержка . С этим вопросом человек обращается в поддержку. Возможно, он пишет о своей проблеме в социальных сетях с упоминанием бренда, чтобы ускорить получение фидбэка.
  6. Сарафанное радио. Если пользователь в итоге доволен своим «путешествием» — он рассказывает о бренде и продукте своим друзьям, рекомендует его. Если нет — то отговаривает от покупки.

Все эти действия — от осознания потребности до взаимодействия с брендом после покупки — это и есть путь пользователя (англ, customer journey). А визуализация этого пути — карта пути пользователя, Customer Journey Map.

CJM для одного и того же процесса может выглядеть по-разному — в виде таблиц или схем, которые служат одной и той же цели — описать побуждения пользователей, цели, чувства и действия на каждом этапе взаимодействия.

Что можно узнать с помощью Сustomer Journey Map?

Методология CJM позволяет выяснить следующие моменты:

  • как с продуктом работают разные сегменты аудитории;
  • в каких точках (веб-интерфейс, мобильное приложение, электронное письмо, пуш-уведомление, офис, брошюра) аудитория взаимодействует с продуктом;
  • какие шаги совершает пользователь на пути к своей цели;
  • что они чувствуют на каждом шаге;
  • где возникают aha-моменты — точки наивысшего удовлетворения продуктом;
  • где люди сталкиваются с барьерами, не позволяющими им достигать целей;
  • насколько благополучно пользователи переходят с одного этапа на другой.

Здесь очень важно, что Customer Journey Map — это фундамент для генерации новых идей, которые сделают опыт взаимодействия людей с вашим продуктом лучше.

Кому может помочь Сustomer Journey Map?

CJM может применяться разными типами компаний — как теми, у кого цифровой продукт генерирует дополнительную выручку, так и app-based компаниями, для которых цифровой продукт является основой бизнеса.

Также эта методология может помочь на разных стадиях существования продукта:

1. Старт проекта

Вы решили создать новый продукт. Есть сильная идея, но очень высок уровень неопределенности, и вы опасаетесь низкого уровня возврата инвестиций. Вам хочется предусмотреть возможные проблемы и снизить риски.

2. У существующего продукта что-то пошло не так

Отток пользователей из приложения растет, обгоняя приток новых пользователей. Вы не знаете, в чем причина, и у вас нет идей, как это исправить. Продукт получает много негативных отзывов от аудитории, но вы не уверены, что «кричащее меньшинство» привлекает ваше внимание к действительным проблемам.

3. Успешный продукт перестал развиваться

Продукт исчерпал себя и достиг «стеклянного потолка», и теперь нужна идея, которая укрепит связь со старой аудиторией, привлечет новых пользователей и укажет путь дальнейшего развития.

Где брать данные для построения Customer Journey Map?

Существующий продукт Проектируемый продукт
Подключение к продукту аналитических систем.

Для мобильных продуктов: Appmetrika, Localytics, Amplitude, Firebase, Flurry, Fabric, CleverTap, Adjust, Branch.io и другие.

Для веб-продуктов: Google Analytics, Яндекс.Метрика, Roistat.

  1. Анализ конкурентов.
  2. Изучение открытых источников, социологических исследований, запросов в сервисах Google Trends, WordStat, Statista.
  3. Консультации с экспертами.
  4. Интервью с целевой аудиторией.
  5. Проведение маркетинговых экспериментов.
  6. Прогнозирование на основе теоретических моделей. Сюда можно отнести известный принцип Парето, который в применении к digital-продукту может означать, что 80% аудитории будет использовать 20% функционала.

Еще один важный вариант получения данных в случае с новым продуктом — запуск минимально жизнеспособного продукта, MVP (minimum viable product). Для MVP может оказаться достаточно взять 20% запланированного функционала и вложить в его запуск до 60% бюджета.

Разбор примера Lancome PARIS

Вот как выглядит карта взаимодействия покупателей с косметическим брендом Lancome:

В синих кругах показаны последовательности действий: осознание потребности, чтение рекомендаций, исследование предложения, обсуждение с друзьями, заказ и оплата, ожидание доставки, получение товара и его оценка.

Розовая линия с разноцветными звездами описывает эмоциональное состояние покупателя: в момент осознания потребности — приподнятое, на этапе поиска — тревожное, после обсуждения с друзьями — частично удовлетворенное.

В графах ниже описано, какие вопросы волнуют покупателя на каждом этапе и что могло бы его максимально удовлетворить в этот момент. Например, на этапе осознания потребности покупательницы Lancome задаются вопросом: «Какое средство мне купить для моего типа кожи?» и нуждаются в достоверной информации по этой теме.

На этапе выбора средств они интересуются не только ценами, но и условиями доставки, изучают информацию о бренде, нуждаются в бесплатных образцах продукции, быстром клиентском сервисе и возможности без проблем вернуть товар.

В данном случае продукт — это весь бренд, и карта описывает все этапы взаимодействия покупателя с ним, в том числе и нецифровые. Для ее создания потребовалось провести ряд исследований — опросить покупателей, обратиться к статистике и т.д.

Если продуктом будет выступать мобильное приложение, то методы измерения будут не менее сложными, а сам процесс потребует серьезной подготовки.

Примеры Starbucks, Lego, MERCEDES BENZ, IKEA и других компаний

Другие примеры, которые вы можете найти на просторах сети интернет:

Часть 2. Практика. Как пройти путь пользователя вместе с ним?

Компания «Мануфактура» выделяет 5 шагов, которые помогают составить карту путешествия пользователя по продукту.

Применение Customer Journey Map мы покажем на примере кейса по разработке мобильного приложения Meinestadt для немецкой компании.

Кратко о проекте

  • Клиент : гиперлокальное медиа Meinestadt, содержащее информацию о событиях, объектах, знакомствах, арендной недвижимости в городах Германии. Мобильное приложение установлено 1 миллион раз.
  • Задача : добиться достижения KPI по удовлетворённости пользователей и росту выручки.
  • Срок развития : 12 месяцев.
  • Процесс : За 12 месяцев выпустили MVP и 6 обновлений. На 9-м месяце доходы приложения сравнялись с расходами на разработку.
  • Чего достигли с помощью CJM : Выручка приложения оказалась на 138% выше планового KPI, установленного на старте проекта. Среднемесячная оценка приложения в App Store и Google Play выросла с 2 звезд до 4,67.

Шаг 1. Сегментация аудитории

Даже у наиболее простых мобильных приложений аудитория не может быть полностью однородной. Поэтому в рамках первого шага мы предлагаем использовать классический прием маркетинга — сегментацию.

Мы установили в приложении триггеры, фиксирующие последовательность действий людей, а затем определяли, какие сценарии повторяются чаще всего. Это помогло выделить три основных группы:

  • Читатель . Изучает ленту в поиске интересных новостей. Эту роль на себя берут 69% аудитории.
  • Навигатор . Ищет объекты — рестораны, кафе, бары, заправки. 58% аудитории.
  • Тусовщик . Ищет через приложение интересные события — концерты, спортивные мероприятия, выставки, и покупает на них билеты. 50% аудитории.

В этом списке не оказалось Авторов — сегмента аудитории, в который изначально очень верил наш клиент. Аналитика показала, что пользователей, которые хотели бы сами генерировать контент (писать заметки, загружать фото) всего лишь 0.01% аудитории, чего очень мало. ☝️ Опровержение ошибочной гипотезы уберегло клиента от инвестирования в невостребованный функционал.

Шаг 2. Поиск aha-моментов

Когда пользователь находит то, что ему нужно, он говорит «ага, вот оно!» и испытывает сильную положительную эмоцию. Это и есть aha-момент, точка удовлетворения потребности, к которой человек будет возвращаться снова и снова.

Наложение нескольких графиков
Retention из Yandex.Appmetrika

Показатель Retention rate является важным ориентиром в поиске aha-моментов. Исследуя аудиторию Meinestadt, мы увидели, что люди, которые использовали поиск, чтобы найти интересующее их заведение, возвращались в приложение чаще, чем те, кто просто исследовал список предложенных заведений. Так родилась идея сделать поиск доступнее и понятнее.

Мы сравниваем Retention rate пользователей, совершающих разные действия, и ищем для каждого сегмента аудитории a-ha moment. Вот что мы нашли:

  • Читатель сразу после a-ha moment — делится новостью в социальных сетях;
  • Навигатор — прокладывает маршрут.
  • Тусовщик — добавляет в календарь, покупает билет.

Определение aha-моментов помогло утвердиться в выделенных сегментах аудитории и понять, какой функционал является наиболее востребованным.

Шаг 3. User Flow – определение пользовательских потоков

На этом этапе мы уже знаем о существовании основных сегментов аудитории и их aha-моментах, и теперь можно попытаться установить, как именно пользователи идут к этим моментам.

Основным инструментом здесь являются системы аналитики, которые позволяют определить очередность действий пользователя в приложении — Localytics, Appmetrika, Fabric и множество других.

Допустим, человек открывает приложение Meinestadt, из ленты переходит в раздел «События», выбирает интересующую категорию, заходит внутрь карточки события и прокладывает маршрут до этого места или делится им с друзьями. Эврика! Он нашёл то, что искал, и теперь знает, как туда добраться.

Так выглядит визуализация ключевых user flows для каждого сегмента аудитории приложения Meinestadt:


Шаг 4. Проектирование карты Customer Journey Map

Пришло время объединить собранные данные на одной карте, которая может выглядеть как таблица, которая содержит:

  • перечень шагов, которые совершает пользователь;
  • критерии успеха — что считается достижением шага пользователя;
  • retention rate, т.е. показатель возвратов при условии достижения конкретного шага;
  • конверсия при переходе от одного шага к другому;
  • точка соприкосновения — мобильное приложение, сайт, электронное письмо, пуш-уведомление;
  • размер аудитории на каждом шаге;
  • описание эмоционального состояния («Кажется, я запутался», «Не бросить ли это все?», «Я близок к цели», «То, что нужно!», также эмоциональное состояние можно описать с помощью emoji);
  • степень критичности точки;
  • барьеры;
  • способы снизить барьеры для разных точек соприкосновения — это и есть ваши идеи для развития.

О барьерах и способах борьбы с ними

Если процент перехода с одного этапа на другой низкий, это может говорить о том, что на пути пользователя оказался барьер. Возможно, он не нашёл нужную иконку, встретился с требованием авторизации для малозначительного действия, встретил внешнюю ссылку и ушёл по ней.

В приложении Meinestadt до составления карты путешествия пользователя на первом месте был функционал для UGС (user generated content, создание контента пользователем). Но основная масса пользователей не хотела ничего создавать – её интересовал поиск. Поэтому мы убрали UGC-функционал (кнопку «Написать новость») с видного места и вынесли на первый экран строку поиска.

В другом проекте по развитию Пикабу в рамках борьбы с барьерами мы позволили пользователям совершать часть действий без регистрации, а также, например, показали самый горячий комментарий обсуждения, чтобы упростить доступ к интересной дискуссии.

Шаг 5. Ранжирование идей и определение MVP

Найденные на предыдущем этапе способы снижения барьеров — это руководство к действию для разработчика. Теперь он знает, что нужно дорабатывать в ближайшее время.

Но список барьеров и методов их устранения может быть очень длинным, поэтому очень важно определить их приоритетность, чтобы в первую очередь реализовать наиболее востребованные функции.

Приоритетность также можно определять не «на глаз», а с помощью определенных методик. Команда «Мануфактуры» при работе с Customer Journey Map использует для расчетов формулу, где складываются следующие показатели: степень критичности точки, простота реализации дизайна, простота реализации разработки и процент затрагиваемой аудитории.

На выходе получаем готовый фичер-лист, ранжированный по приоритетности. Наивысшие позиции в нем занимают задачи, которые, с одной стороны, имеют максимальное влияние на аудиторию и при этом отнимают минимум ресурсов.

Таже это чрезвычайно полезно, чтобы легко определить, какой функционал нужен для вашего MVP, если вы еще не приступали к разработке.

Эффективность CJM: звёзды и деньги

Немецкая аудитория довольно консервативна, поэтому когда мы запустили обновленное приложение Meinestadt, поначалу пользователи ставили низкие оценки и требовали в комментариях «вернуть все как было». Однако retention, показатель возврата в приложение, начал расти. Людям нравилось приложение! Вслед за retention стали расти и оценки.

За год, в течение которого мы вели разработку и делали релизы через каждые 1-2 месяца, среднемесячная оценка приложения возросла с 2 до 4,67 звезд. Выручка возросла на 138% от ожидаемого уровня.

ВЫВОДЫ

Удовлетворение пользователей — лучший способ заработать . Одна из моделей монетизации приложения Meinestadt связана с переходом пользователей в сервис аренды жилья. Заметив, что раздел с поиском недвижимости пользуется популярностью, но там совершается мало целевых действий, мы определили барьеры и устранили их в ходе полной переработки интерфейсов. Это позволило поднять среднемесячную оценку приложения с 2 до 3,75 звезд и повысить количество переходов в сервис аренды. Через некоторое время мы добавили в приложение геолокационные push-уведомления об арендных квартирах, что позволило повысить доходность по одному пользователю в 3 раза, а оценку продукта в магазинах мобильных приложений до 4,67 звезд. Вы делаете жизнь пользователя проще и удобнее, и это отражается на вашей выгоде.

  • сводная таблица с путём пользователя: шаг, retention, критерий успеха, конверсия, объём аудитории, психо-эмоциональное состояние, степень критичности шага, анализ барьеров, идеи по преодолению барьеров;
  • плакат с визуализацией CJM.
  • В нашем блоге мы уже не раз говорили, но напомним: (CJM, customer journey map) — это маркетинговый инструмент, нужный для визуализации потребностей и болевых точек клиента, благодаря которому можно проследить, как люди взаимодействуют с вашей компанией.

    Как правило, карта включает три зоны: «лупа» (lens, зона А), которая обеспечивает сфокусированность на цели; область, описывающая опыт пользователя (area depicting the user’s experience, зона В) и сбор данных и анализ результатов (insights, зона С).

    Чтобы понять все плюсы и минусы этого инструмента, маркетологи провели исследование с участием 48 UX-специалистов и выяснили, как различные компании используют journey map.

    В ходе исследования участникам предложили ответить на несколько вопросов:

    • Какие элементы вы включаете в карту?
    • Минусы использования карты?
    • Чем полезна карта для маркетолога?
    • В каких случаях этот инструмент не работает?
    • В каких случаях составление карты наиболее эффективно?

    Один из самых интересных выводов состоял в том, что эффективность карты снижается в разы, если упрощать или вовсе не учитывать зону инсайтов, которая как раз ответственна за новые возможности. Многие респонденты также отмечали, что на эффективность инструмента влияет поддержка со стороны руководителей и слаженная последующая работа других отделов.

    Три зоны карты путешествия клиента: лупа (зона А), UX (зона В) и инсайты (зона С). Хотя последняя зона тесно связана с новыми возможностями, она редко включается в journey map.

    В качестве преимуществ использования карты называлась возможность общего видения проблемы и сплочение коллектива. Среди сложностей - отсутствие четкого понимания пользовательского опыта до начала составления карты. Разберем плюсы и минусы этого инструмента более подробно.

    Вопрос 1: Какие элементы вы обычно включаете в карту путешествия клиента?

    Согласно исследованию, большинство специалистов включают в карту элементы из зоны А и зоны В. Почти 80% из них используют прототипы (personas) и сценарии (scenarios). Наиболее часто в карту также включают действия (actions), мысли (thoughts) и эмоции (emotions). Однако большинство не обращает должного внимания на зону C и не включают ее элементы в карту. Между тем, инсайты имеют важное значение, если вы хотите превратить карту из теоретического инструмента визуализации в план по оптимизации UX. Если вы не используете метрики и не владеете данными - это недостаток, который можно (и нужно) устранить. Но если у вас уже есть информация, но вы ей не пользуетесь - это непростительная ошибка.


    Какие элементы вы обычно включаете в карту путешествия клиента? Действия пользователя (user actions), прототипы пользователя (personas) и сценарии (scenarios) — элементы зоны А, а также мысли и чувства (элементы зоны B) наиболее часто включают в карты. Рекомендации (recommendations) и метрики (metrics) — самые непопулярные элементы.

    Вопрос 2: Минусы и сложности использования карты?

    Ответы на этот вопрос разделились на три группы. Более половины UX-специалистов (52%) отмечали в качестве недостатка сложность процесса разработки карты. Кроме того, непростой задачей считается также визуализация, отражающая все необходимые аспекты опыта без искажений, и получение поддержки со стороны руководителей.

    1. Понимание процесса и описание проекта (52%)

    Наиболее частыми минусами CJM стали сложность процесса создания карты и определение масштабов проекта. Респонденты отмечали, что не всегда просто выделить аспекты UX, которые наиболее важны для маркетологов, стандартизировать методы и процесс создания карты. «Нечеткое понимание означает, что итоговый продукт может ответить на неправильный вопрос», — отметил один из участников исследования.

    2. Отражение реалий без искажений (15%)

    Еще одна из сложностей связана с процессом сбора данных: важно не просто предположить цели и потребности пользователей, а вывести это понимание, опираясь на конкретные данные. Искажения могут возникать и под влиянием заинтересованных лиц.

    3. Совместная работа (15%)

    Процесс создания карты зачастую требует участия специалистов разных отделов. Для 15 % респондентов совместная работа оказалась не самой простой задачей.

    Вопрос 3: Чем полезна карта для маркетолога?

    Здесь ответы разделились на несколько основных групп. Более трети опрошенных отметили, что составление карты способствует сплочению разных отделов.

    1. Появление общих целей и видения (32%)

    32% участников считают, что процесс создания карты путешествия помогает выработать общее видение потребностей аудитории и ее болевых точек (а значит - общих целей). «Достижение консенсуса и общего понимания - это два огромных плюса, которые несет данный маркетинговый инструмент. При его применении значительно легче работать над удовлетворением потребностей клиента в дальнейшем», — отметил один из респондентов.

    2. Выявление скрытых проблем (24%)

    Процесс разработки карты позволяет выявить те проблемы и сложности, о которых вы не задумывались ранее (а иногда - даже не подозревали об их существовании). Эта информация способствует появлению новых идей, помогающих улучшить UX.

    3. Облегчает сотрудничество (18%)

    Как уже было сказано, к процессу создания карты часто привлекаются сотрудники различных отделов компании. CJM выступает в качестве невидимой нитки, которая связывает (и уравнивает) все рабочие группы. Не так просто создать команду, которая будет сплоченной, а процесс разработки карты как раз помогает преодолеть метафорические (и реальные) преграды между отделами.

    4. Способствует клиентоориентированности (18%)

    Создание карты приводит к тому, что все вовлеченные специалисты сосредотачивают свое внимание на клиентах и их потребностях. «Карты помогают команде понять, что и как чувствуют пользователи и в чем они больше всего нуждаются», — отметили участники.

    5. «Очеловечивание» бизнеса (12%)

    Одним из менее очевидных преимуществ, отмеченных респондентами, стало следующее: разработка карты помогает специалистам увидеть последствия их повседневной работы. Некоторые участники признались, что, визуализируя путь клиента, они чувствовали личную связь с каждым пользователем и могли видеть, как их усилия влияют на поведение клиентов.

    Вопрос 4: В каких случаях этот инструмент не работает?

    Не менее важным для исследователей стал вопрос о том, когда создание карты не решило предполагаемых проблем. Респонденты поделились своими историями и выяснилось, что причинами неудач может стать нечеткая формулировка цели, недостоверность данных и не только.

    1. Отсутствие четкой цели (36%)

    Любой маркетинговый инструмент рискует оказаться бесполезным, если не ставить перед собой четкую цель. Слишком общие карты без рамок и границ редко приводят к позитивным изменениям UX в будущем.

    2. Отсутствие достоверных данных (25%)

    Как уже упоминалось ранее, сбор достоверных данных для карты может стать одной из первых и главных проблем. Визуализация, основанная на предрассудках и предположениях, которые затем не подтверждаются исследованиями, — это пустая трата времени.

    3. Популяризация результатов (21%)

    Донести результаты исследования до всех сотрудников - это также один из этапов создания карты. Ключевым фактором успеха является не только добросовестная работа в процессе ее создания, но и популяризация результатов. Красивая визуализация, которой никто не пользуется, вряд ли принесет какие-то изменения в компанию.

    4. Отсутствие доверия и вовлеченности членов команды (11%)

    CJM призван вскрывать недостатки работы с клиентами, что не всегда приятно некоторым членам команды, которые могут бояться таких разоблачений. Кроме того, многие относятся серьезно только к тем инициативам, которые исходят не от группы энтузиастов, а от высшего руководства.

    Вопрос 5: В каких случаях составление карты наиболее эффективно?

    Можно предположить, что ответы на этот вопрос будут противоположностью предыдущему. К примеру, респонденты отметили, что карты эффективны в том случае, если они имеют четкую цель и сценарий, а также используются для улучшения UX после анализа результатов. Тем не менее, маркетологи выделили еще несколько ключевых факторов успеха CJM.

    1. Командная работа (37%)

    Почти 40% участников,были убеждены в том, что карты должны создаваться в команде, которая в дальнейшем привлекает всех заинтересованных сотрудников для анализа и принятия конкретных решений. По словам одного из респондентов, карта будет успешной, только если каждый сотрудник от отдела продаж до отдела дизайна вносит свой вклад и поэтому чувствует сопричастность большому и важному делу. Гордость за проделанную работу заставляет делиться результатами труда, что также способствует успеху.

    2. Конкретные решения (27%)

    Около трети респондентов отметили важный момент: как бы вы ни старались сделать карту достоверной и понятной, все усилия будут тщетны, если результаты исследования фактически никак не повлияли на вашу работу и дизайнерские решения. Карта будет успешной только в том случае, если за анализом идут конкретные действия.

    3. Сфокусированность на целях и задачах (13%)

    Как уже отмечалось, цели и задачи должны быть четко определены (при этом не стоит делать их слишком запутанными и сложными), еще лучше - если они будут прописаны в одном из основных сценариев.

    4. Когда карта приносит результаты (13%)

    Часть участников отметила, что CJM эффективны, только если они могут продемонстрировать измеримые результаты, которые помогут улучшить опыт клиента и повысить ROI.

    Заключение

    Составляя карту, не стоит игнорировать зону С только потому, что большинство маркетологов забывают о ней. Помните о том, что ваша основная цель — не создать красивую визуализацию (хотя если это получается — уже неплохо), а, опираясь на данные, улучшить UX.

    Карты с большим потенциалом обладают рядом схожих черт:

    • Сфокусированность. Определитесь с бизнес-целями еще до начала разработки CJM. Очертите границы и четко следуйте сценариям.
    • Популяризация. Не останавливайтесь на достигнутом — после создания карты поделитесь результатами своей работы со всеми сотрудниками, чтобы генерировать новые идеи, расширить видение проблемы и определиться с дальнейшими действиями.
    • Достоверность. Карта должна основываться не на предположениях, а на данных. Будьте готовы объяснить, на чем базируются ваши выводы и доказать их достоверность.

    Customer journey (путь клиента) есть в каждом бизнесе, но большинство предпринимателей не задумываются об этом. В каждом бизнесе на территории СНГ путь клиента начинается в тот момент, когда клиент попал в зону активности бизнеса. Или, говоря простым языком, зашел на сайт или переступил порог магазина. Успешные бизнесмены думают иначе.

    Возьмем яркий пример customer journey компании Старбакс . Путь начинается с момента, когда человеку пришла идея попить кофе в офисе, затем он обсуждает с друзьями где будет пить кофе, потом он едет, паркуется, заходит в кафе, стоит в очереди и так далее.

    Customer journey чем-то похожа на воронку продаж, только в более глобальном смысле слова. Клиентский путь может быть рассчитан на годы. Воронка – это маленькая часть вашего бизнеса, а клиентский путь — более масштабная задача.

    Удачные примеры вы можете загуглить по ключевому словосочетанию « Customer journey map ».

    Давайте разберем как проанализировать customer journey в вашем бизнесе. Я опишу клиентский путь для интернет-магазина детской одежды/обуви. На этом примере мы не будем уточнять детали, сейчас важно понять суть такого подхода.


    Определение основных стадий customer journey (пути клиента)

    Первое, что нужно сделать — разбить путь ваших клиентов на отправные точки. Чем больше точек будет, тем лучше. Минимум их должно быть 5-10.

    1. Клиент видит какой-то товар у других детей, в интернете на фотках или в каком-то другом месте. В этот момент возникает потребность и желание узнать про этот товар
    2. Начинает спрашивать про этот товар у друзей или гуглить примеры
    3. Он забывает про этот товар
    4. Опять где-то видит товар и начинает хотеть его
    5. Ищет где можно купить
    6. Попадает на сайт
    7. Находит карточку товара
    8. Смотрит характеристики
    9. Сравнивает с конкурентами
    10. Оставляет заявку
    11. Звонок менеджера
    12. Оплата
    13. Доставка товара
    14. Потребление товара
    15. Рассказ о товаре и вашем магазине друзьям
    16. Повторная покупка

    Этих пунктов может быть еще больше. Я описал первые, которые пришли в голову.

    Определение того, что чувствует и делает клиент на этих стадиях

    После того, как мы определили главные стадии customer journey, нам необходимо понять как клиент воспринимает эти стадии: что он чувствует, что видит, что слышит, что хорошего происходит, что плохого и как это можно улучшить.

    Стадия 1. Клиент видит какой-то товар у других детей

    Что чувствует: радость и интерес. Получает визуальное удовольствие и желание обладать этим товаров.

    Что видит: товар на чужом ребенке.

    Что плохого: о дежда, на ребенке может быть грязной и не привлекать внимание для других потенциальных покупателей. Будущий клиент может не обратить внимание на новый товар на чужом ребенке.

    Как можно улучшить : п ридумать причину, почему мама ребёнка, у которой есть товар, сказала бы другой маме: «А у нас обновка, как тебе?» (если придумать только этот шаг, то денег уже будет в два раза больше).

    Стадия 2. Начинает спрашивать про этот товар у друзей или гуглить примеры

    Что чувствует: интерес и иногда усталость от поиска. Разочарование, что не может найти сразу.

    Что видит: много других предложений.

    Что плохого: не понятно где и что искать. Можно попасть к конкурентам. Много аналогичных предложений. Искала одно, купила другое.

    Как можно улучшить: п ридумать как избежать поиска в гугле и обеспечить прямое посещение интернет-магазина с телефона сразу после получения информации на детской площадке.

    Стадия 3. Клиент забывает про этот товар

    Что чувствует: отвлекается на что-то другое. Могут быть разные чувства.

    Что видит: другие предложения из разных сфер.

    Что плохого: забыл о товаре, и есть шанс, что не вспомнит.

    Как можно улучшить: придумать, как подружка с другим ребенком может заякорить потенциального клиента. Банально сказать, что акция заканчивается завтра. Придумать, как можно взять контакты у клиента при первом посещении сайта.

    Стадия 4. Опять где-то видит товар

    Что чувствует: чувствует потребность в товаре. Понимает как он хорош и начинает хотеть его.

    Что видит: преимущество товара.

    Что плохого: нет возможности сразу вспомнить сайт, где она могла купить этот товар. Приходится опять искать. Может попасть к конкурентам.

    Как можно улучшить: высылать email с напоминанием о товаре. Клиент должен сразу вспомнить, что может купить этот товар на вашем сайте и ему не нужно искать альтернативу в интернете.

    Стадия 5. Ищет где можно купить

    Что чувствует: возбуждение от будущей покупки, находится в состоянии ожидания удовольствия. Может чувствовать гнев после долгих поисков, отсутствия информации, раздражение от неудобных сайтов конкурентов и т. д.

    Что плохого: уходит к конкурентам.

    Как можно улучшить: напоминать о себе по email, сделать удобный сайт и описание товара, где сразу все понятно.

    Стадия 7. Находит карточку товара

    Что чувствует: гнев от долгих поисков товара. Непонятна цена, наличие товара, нет доступных характеристик товара и т. д.

    Что видит: маленькие фото. Мало фото. Непонятный интерфейс.

    Что плохого: ничего не понятно. Неудобный интерфейс сайта, много категорий и ненужных товаров.

    Как можно улучшить: высылать релевантные email сообщения, минуя всю структуру сайта. Улучить юзабилити и дизайн сайта. Увеличить скорость загрузки сайта, внедрить дополнительные навигационные выджеты, которые будут показывать то, что смотрел человек в прошлый раз и будут подталкивать к покупке.

    Стадия 8. Смотрит характеристики

    Что чувствует: непонимание товара и желание сравнить с другим товаром. Думает о цене и ценности. Сомневается покупать.

    Что видит: мало характеристик товара, не понимает есть ли он в наличии.

    Что плохого: нет видео-обзора и детального описания. Большая цена. До конца не понимает зачем ему это нужно.

    Как можно улучшить: поставить отзывы, сделать видео-обзор, если человек зашел несколько раз на страницу, сделать вплывающее окно со скидкой. Улучшить юзабилити карточки товара.

    Стадия 9. Сравнивает с конкурентами

    Что чувствует: возможность, найти дешевле.

    Что видит: другие сайты.

    Что плохого: может купить у конкурентов.

    Как можно улучшить: высылать триггерную рассылку, настроить ретаргет. Заякорить внимание. Сделать так, чтобы он не уходил смотреть другие сайты.

    Стадия 10. Возвращается на ваш сайт

    Что чувствует: что тут он уже смотрел и ничего не нашел

    Что видит: ваш сайт через призму других сайтов, на которых он был. Ваш сайт хороший или плохой по сравнению с другими?

    Что плохо: сайт может оказаться хуже, чем у конкурентов.

    Как можно улучшить: проработать юзабилити. Сделать вспылвающе окна «Вы к нам вернулись».

    Стадия 11. Оставляет заявку

    Что чувствует: ожидание и потребность в товаре, интерес.

    Что видит: ваш сайт или другие товары, или идет к конкурентам.

    Что плохо: ждет.

    Как можно улучшить: улучшить скорость ответа на заявку, занять внимание пользователя пока менеджер звонит. После заявки подставить полезный контент, связанный с товаром, и не потерять внимание пользователя до момента звонка менеджера. Сделать возможной оплату без менеджера.

    Стадия 12. Звонок менеджера

    Что чувствует: приязнь или неприязнь к голосу и акценту человека. Подсознательный анализ грамотности речи.

    Что видит: лучше чтобы смотрел на товар, который обсуждается.

    Что плохо: нет физического контакта. Пользователю нужно говорить с менеджером. Компетенция менеджера, скорость реагирования на заявку.

    Как можно улучшить: внедрить автоворонку и продавать без менеджеров. Прописать скрипты менеджерам. Сделать хороший контент-маркетинг, чтобы пользователь получил ответы через видеообзоры и статьи, а не от менеджера.

    Стадия 13. Оплата

    Что чувствует: тревогу и сомнения.

    Что видит: понятный или непонятный интерфейс платежных систем. Красивый или некрасивый дизайн. Чувствует, что его могут обмануть. Нуждается в поддержке.

    Что плохого: может отвлечься и не закончить процесс оплаты.

    Как улучшить: снять карточные данные, продав tripwire, и тем самым вызвать доверие перед продажей основного продукта. Сделать удобную оплату несколькими способами. Сделать видеоинструкцию по оплате. Добавить отзывы на страницу с оплатой.

    Стадия 14. Доставка товара

    Что чувствует: ожидание и гнев, если доставка задерживается.

    Что видит: фокус внимания пропадает.

    Что плохого: фокус внимания пропадает.

    Как улучшить: улучшить логистику, сделать контент по использованию товара в период доставки, чтобы удерживать фокус внимания.

    Стадия 15. Потребление товара

    Что чувствует: радость

    Что видит: сам продукт (тут можно придумать упаковку и т. д. Хороший пример – MacBook: еще не успел попользоваться, а упаковка уже дает эмоции).

    Что плохо: все зависит от продукта. Невозможно увидеть момент потребления продукта.

    Как можно улучшить: постоянно улучшать сам продукт. Сделать инструкции по эффективному потреблению продукта.

    Стадия 16. Рассказ о товаре и вашем магазине друзьям (от этой стадии будет зависеть успех бизнеса)

    Что чувствует: радость или гнев.

    Что видит: других потенциальных пользователей продукта.

    Что плохо: может рассказать о минусах продукта и отговорить покупать других.

    Как улучшить: придумать готовые истории, через контент-маркетинг рассказать их и сделать так, чтобы люди пересказывали готовые истории другим.

    Стадия 17. Повторная покупка (ключевая стадия)

    Что чувствует : доверие и лояльность к бренду.

    Что видит: повторно заходит на сайт.

    Что плохо: может не купить повторно.

    Как улучшить: внедрить автоворонку и marketing automation для постоянной стимуляции продаж. Сделать цепочку писем после продажи товара. Сделать отдельные цепочки с допродажами других продуктов.


    На этом примере я не углублялся в суть процессов, а лишь показал методологию того, как это делать. Если вы поняли суть, то заметите, что на определенных этапах пути у вас будут серьёзные дыры. Если взять нашу компанию TimeDigitalCRM, то серьёзная дырка в клиентском пути — это установка кода на сайт. На этом сливаются очень многие, и нам приходится объяснять как это делать и находить подрядчиков, которые смогут помочь нашим клиентам справиться с этой, на первый взгляд элементарной, задачей.

    В этой статье вы узнали основу подхода в разработке сustomer journey. В следующей статье я буду рассказывать конкретные приемы, которые будут улучшать разные стадии клиентского пути.

    Если вам интересна эта тема, то записывайтесь на наши , которые проходят каждый вторник и четверг. На них мы более подробно рассказываем про тему автоматизации маркетинга. Ну и конечно делитесь своими комментариями и расскажите откуда начинается customer journey вашего клиента.