Основные виды складирования. Что такое склад? Склад класса C

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

Классификация складов по назначению

Склады используются во всех функциональных областях логистики: закупочной, производственной, распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с определенной специализацией и назначением.

Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам:

  • назначению, видам или степени родственности хранимых материалов;
  • типу здания или его конструкции;
  • сфере действия и месту размещения;
  • степени огнестойкости.

При классификации складов по назначению склады подразделяются на:

Материальные склады специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и др. продукции производственного назначения и осуществляют снабжение производящих потребителей. Внутрипроизводственные склады входят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запасные части и т. д.

Сбытовые склады служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции), так и предприятиям торговли (склады оптовой и розничной торговли).

Склады транспортных организаций предназначены для временного складирования, связанного с перемещением материальных ценностей. Сюда относят: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. В зависимости от вида или степени родственности хранимых материалов склады подразделяют на универсальные и специализированные. Универсальные склады предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях).

В специализированных складах хранят один или несколько родственных видов материалов. К таким складам относятся склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др. В зависимости от типа здания или сооружения различают открытые, полузакрытые и закрытые склады, а также складские устройства специальной конструкции. Открытые - это площадки с твердым покрытием (приподнятые и слегка наклоненные), на которых сосредоточен запас материала или изделий, не подвергающихся атмосферным и температурным воздействиям. Полузакрытые - это навесы для защиты материалов от атмосферных осадков в безветренных районах; навесы с 1-3 стенами предохраняют материалы от попадания на них атмосферных осадков под воздействием ветра и защищают работающих под навесами людей. Закрытые склады бывают одноэтажными, многоэтажными, отапливаемыми, неотапливаемыми утепленными и неотапливаемыми неутепленными. Специальные складские устройства - это сооружения бункерного и резервуарного типа.

Рис. 1. Классификация складов

При классификации складов по сфере действия и месту размещения склады делят на:
  • центральные
  • участковые
  • прицеховые

Центральные (общезаводские) склады обслуживают все или большинство подразделений предприятия. В них хранят большое количество одного материала (металл, смазочные материалы, инструменты) или многономенклатурный состав относительно небольших количеств вспомогательных материалов.

Участковые склады предназначены для обеспечения нескольких смежных цехов, потребляющих в основном однородные материалы в значительных количествах.

Прицеховые склады обслуживают один цех, участок производства, где хранимый складом материал является основным видом потребляемого материала, полуфабриката. В зависимости от степени огнестойкости различают несгораемые, полусгораемые и сгораемые склады.

В 2004 году агентство Swiss Realty Group предложила свою классификацию складских помещений в России .

Эта компания произвела выделение семи классов:

  • В первый «А» класс входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Необходимо подчеркнуть, что местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики. Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».
  • Во второй класс «А-» входят 20-30 летние реконструированные здания или помещения. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.
  • К классу «В+» относятся помещения, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.
  • В четвертый класс «В» входят помещения, построенные в 70-80 годах, и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств. Это может потребоваться для того, чтобы наиболее оптимально использовать складские площади, например, установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов и другое.
  • Пятый класс - это класс «С» . В него входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации, как в техническом, так и в строительном планах. Для этого может потребоваться установка рампы и пандусов, дополнительных ворот, замена или новая установка пожарной сигнализации, отопления, внешняя отделка.
  • Класс шесть - «С-». К ним принадлежат старые здания 30-60 годов постройки. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.
  • К классу «Д» относятся не предназначенные для использования в складских целях и помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем потратить - это связано с огромным количеством денежных средств, на восстановление и приведения в порядок к современным показателям.

Однако, по мнению специалистов компании Knight Frank, предложенная классификация Swiss Realty Group имеет многочисленные несоответствия объективной картине рынка. Основная проблема в том, что эта классификация не проработана и, в целом, составлена неграмотно. По всем классам отсутствуют конкретные числовые показатели по высоте потолков, нагрузке на кв.м. пола, шагу колонн и т.д. Кроме того, по имеющимся числовым показателям, есть явные несоответствия принятым стандартам.

Компания Knight Frank предложила свою классификацию, которая, по ее мнению, является более точной и соответствующей принятым мировым стандартам. Учитывая быстрое становление рынка, данная классификация претерпела большое количество изменений, которые вводились по мере развития рынка и по большинству пунктов данной классификации у профессиональных игроков рынка складской недвижимости нет нареканий.

Классификация складов, разработанная международной консалтинговой компанией Knight Frank (пункты, помеченные «"», желательны, но не обязательны):
  • Складские помещения класса А+
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 40-45%.
  3. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
  4. Наличие системы вентиляции.
  5. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  6. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (*не менее 1 на 500 кв.м.).
  7. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  8. Опытный девелопер.
  9. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса А
  1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Система вентиляции.
  7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (*не менее 1 на 700 кв.м.).
  10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  12. Наличие офисных помещений при складе.
  13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  14. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  16. Расположение вблизи центральных магистралей.
  17. Профессиональная система управления.
  18. " Опытный девелопер.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В+
  1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. Площадь застройки 45-55%.
  3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  4. Высота потолков от 8 метров.
  5. Регулируемый температурный режим.
  6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.).
  8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  9. Система вентиляции.
  10. Наличие офисных помещений при складе.
  11. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  12. Оптико-волоконные телекоммуникации.
  13. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  14. Расположение вблизи центральных магистралей.
  15. " Профессиональная система управления.
  16. " Опытный девелопер.
  17. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  18. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  19. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса В
  1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  2. В случае двухэтажного строения - наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
  3. Высота потолков от 6 метров.
  4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.
  5. Система отопления.
  6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  7. Пандус для разгрузки автотранспорта.
  8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  9. Охрана по периметру территории.
  10. Телекоммуникации.
  11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  12. Наличие вспомогательных помещений при складе.
  13. " Система вентиляции.
  14. " Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  15. " Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  16. " Ж/Д ветка.
  • Складские помещения класса С
  1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
  2. Высота потолков от 4 метров.
  3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
  4. " В случае многоэтажного строения - наличие грузовых лифтов/подъемников.
  5. " Ворота на нулевой отметке.
  6. " Система вентиляции.
  7. " Система отопления.
  8. " Офисные помещения при складе.
  9. " Ж/Д ветка.
  10. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  11. " Пандус для разгрузки автотранспорта.
  12. " Охрана по периметру территории.
  13. " Телекоммуникации.
  14. " Наличие вспомогательных помещений при складе.
  • Складские помещения класса D
  1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.
  2. " Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  3. " Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  4. " Система отопления.
  5. " Система вентиляции.
  6. " Офисные помещения при складе.
  7. " Ж/Д ветка.
  8. " Телекоммуникации.
  9. " Охрана по периметру территории

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D».

Ниже приведена классификация складов компаний Knight Frank и Swiss Realty Group

Классификация складов Knight Frank

Складские помещения класса А+

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 40-45%.

4. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).

7. Наличие системы вентиляции.

9. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

10. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.) .

11. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

12. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

13. Наличие офисных помещений при складе.

14. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Оптико-волоконные телекоммуникации.

17. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

18. Расположение вблизи центральных магистралей.

19. Профессиональная система управления.

20. Опытный девелопер.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса А

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Система вентиляции.

7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 700 кв.м.) .

10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер

19.

20.

21. Ж/Д ветка

Складские помещения класса В+

1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высота потолков от 8 метров.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.) .

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Система вентиляции.

10. Пандус для разгрузки автотранспорта.

11. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

12. Наличие офисных помещений при складе.

13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

14. Оптико-волоконные телекоммуникации.

15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

16. Расположение вблизи центральных магистралей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер.

19. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

20. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В

1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. В случае двухэтажного строения v наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).

3. Высота потолков от 6 метров.

4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.

5. Система отопления.

6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

7. Пандус для разгрузки автотранспорта.

8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

9. Охрана по периметру территории.

10. Телекоммуникации.

11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

12. Наличие вспомогательных помещений при складе.

13. Система вентиляции.

14.

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

17. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса С

1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

2. Высота потолков от 4 метров.

3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

4. В случае многоэтажного строения v наличие грузовых лифтов/подъемников.

5. Ворота на нулевой отметке.

6.

7. Система вентиляции.

8. Система отопления.

9.

10. Офисные помещения при складе.

11. Ж/Д ветка.

12. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

13. Пандус для разгрузки автотранспорта.

14.

15. Телекоммуникации.

16. Наличие вспомогательных помещений при складе.

Складские помещения класса D

1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

2. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

3. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

4. Система отопления.

5. Система вентиляции.

6. Офисные помещения при складе.

7. Ж/Д ветка.

8. Телекоммуникации.

9. Охрана по периметру территории.

Примечание: курсивом выделены желательные, но не обязательные опции.

Классификация Swiss Realty Group

Класс А

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование таких складов призваны отвечать следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

1. Расположение: на основных транспортных магистралях. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам.

2. Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и т. п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.

3. Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.

4. Высокая проектная нагрузка на поверхность пола позволяет использовать тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

5. Редкая сетка колонн, позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.

6. Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на каждую тысячу квадратных метров склада и обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов позволяют максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.

7. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (или возможность установки).

8. Отопление.

9. Автономные системы тепло- и водоснабжения.

10. Погрузочно-разгрузочные ворота оборудованы (или позволяют установку) гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.

11. Прилегающая территория (хозяйственные постройки, внутренние дороги, парковки, зоны разворота и озеленение), составляющая не менее 40% от всей территории складского комплекса.

12. Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление).

Класс А-

Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20-30-летней постройки. Характеристики таких помещений практически идентичны классу А, за исключением местоположения: такие склады часто находятся в черте города, в промзонах.

2. Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).

Класс В+

Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2-3 ключевым параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр. Таких помещений на рынке достаточно много, что связано с хаотичным ростом инвестиционной активности в сфере строительства складов.

Год постройки: с начала 1990-х годов.

Класс В

Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения часто требуют некоторых (незначительных) вложений и изменений для оптимизации складской деятельности: смена напольного покрытия, установка современных охранных систем и пр.

1. Год постройки: 1970-1980-е годы.

3. Центральное отопление (иногда собственные котельные).

4. Высота потолков 6-9 метров.

5. Бетонный пол.

6. Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.

7. Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.

Класс С

Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку. Требуются значительные строительные и технические изменения: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация напольного покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

1. Год постройки: 1950-1990-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).

3. Высота потолков от 7 до 18 метров.

4. Бетонный или асфальтированный пол.

5. Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.

6. Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.

7. Расположение в промзонах в черте города.

Класс С-

Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода; многие из них строились еще в 1930-1960-х годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз. Склады класса С- зачастую не соответствуют современным требованиям по нормам пожарной безопасности и экологичности, не отвечают требованиям современных компаний по возможностям грузооборота, требуют значительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.

1. Год постройки: 1930-1980-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.

3. Центральное отопление.

4. Высота потолков от 4-5 метров.

5. Бетонный или асфальтированный пол.

6. Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.

7. Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).

8. Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.

9. Устаревшие системы охраны и пожаротушения.

Класс D

Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать. С финансовой точки зрения для повышения класса склада часто выгоднее снести такой объект и построить новое здание. Пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых грузов, нетребовательных к условиям хранения: сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, металлических, резиновых, пластиковых изделий и т. п.

Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз. Они предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли.

Большинство складов выполняет следующие основные функции :

1. получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

2. накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;

3. подсортировку и подготовку товаров к продаже;

4. комплектование заказов оптовых покупателей;

5. товароснабжение розничной торговой сети.

1. В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и накопительные.

1) Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов товаров. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качеству, подсортировку и подготовку их к отпуску и отправку в розничную торговую сеть. Сюда относят склады оптовых торговых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Здесь формируют товарные потоки в удобном для розничных торговых предприятий ассортименте и направляют их в торговую сеть.

2) Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях. Они служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. Эти склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.



3) К складам сезонного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного характера.

4) На складах досрочного завоза товары хранятся в течение продолжительного времени. Они создаются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруднена в определенные периоды года.

Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления.

2. По ассортиментному признаку склады делят на универсальные и специализированные. Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных или продовольственных товаров. Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.

3. С учетом создаваемых режимов хранения склады подразделяют на общетоварные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима. К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т.д.

Для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающих на базу товаров и кратковременного их хранения предназначены экспедиционные склады, которые занимают важное место в технологическом процессе предприятий оптовой торговли.

К другим признакам классификации складов относят этажность и высоту складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи.

4. В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады.

С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса, предпочтение отдается одноэтажным складам.

5. По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на комплексно-механизированные и автоматизированные, а также склады с применением средств малой механизации.

6. С учетом внешних транспортных связей бывают склады с причалами (пристанские) и рельсовыми подъездными путями (прирельсовые).

7. В зависимости от устройства склады подразделяют на открытые, полузакрытые и закрытые.

Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др. Полузакрытые склады представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады – это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотапливаемыми (утепленные и неутепленные). Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройства для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранений товаров, требующих поддержания температуры и относительной влажности воздуха в определенных пределах. В неотапливаемых складах хранят товары, которые не теряют своих свойств при температуре ниже 0 °С.

Или +

Классификация складов. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количества видов складов.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

· склады предприятий-производителей продукции (в сфере снабжения);

· склады потребителей продукции (в сфере производства);

· слады сбытовых фирм (в сфере распределения);

· склады посреднических организаций.

Склады предприятий-производителей специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляется снабжение (прежде всего) производящих потребителей.

Склады в производстве предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или плано-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.

Склады сбытовых организаций служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.

Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться как в рамках снабженческой: так и распределительной логистики.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

· склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

· склады хранения обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

· склады комиссионирования , предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

· склады сохранения, обеспечиваю щие сохранность и защиту складируемых изделий;

· специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения, тара возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным особенностям склады подразделяются на закрытые, полузакрытые (иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены) и открытые площадки.

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные испециализированные. В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, автоматизированные и автоматические.

Функции складов . К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителей. В закупочной и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение. Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Утилизация партий отгрузки и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии “меньше чем вагон” или “меньше чем трейлер”, что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сохранения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (утилизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовку товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверку функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.


ВИДЫ И ПЛАНИРОВКА СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ И ЕМКОСТИ

Складские помещения делят на следующие группы:

Основного производственного назначения;

Вспомогательные;

Подсобного назначения.

К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хране­ния), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпус­ку товаров, цеха фасовки, комплектовочные.

Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные по­мещения аппарата управления, пункты питания, здрав­пункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лест­ничные клетки, тамбуры. Сюда же относится зал товар­ных образцов.

Складские помещения подсобного назначения использу­ются для хранения упаковочных и обвязочных материа­лов, для размещения технологического оборудования, ин­вентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мой­ки инвентаря и производственной тары.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах вы­деляются соответствующие зоны. На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки то­варов; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта.

Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.

Зона разгрузки транспортных средств должна примы­кать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров.

Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой това­рами, и площади проходов.

К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых поку­пателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке то­варов.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непре­рывность складского технологического процесса.

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны, обеспечивающие, прежде всего, возможность раз­мещения необходимого набора оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов-коммерсантов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образ­цам товаров. Количество таких зон и их расположение оп­ределяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников. Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зо­ны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются кон­торскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картоте­кой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ас­сортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале то­варных образцов.

Зона экспозиций разделяется на отдельные под­зоны, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консоля­ми, штангами и т. Д.). Подзоны выделяются для экспони­рования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной груп­пы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т. П.

Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложен­ном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, ка­талогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от основной экспозиции товаров и рабочих мест товарове­дов-коммерсантов. Основное оборудование зоны ожида­ния и отдыха - журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различ­ные рекламные материалы (листовки, проспекты, катало­ги) и другая информация о реализуемых товарах, норма­тивно-техническая документация (стандарты и т. Д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть со­вмещена с зоной информации.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оп­товой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие - не менее 1 м.

Организация функциональных зон в зале товарных об­разцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размеще­ние которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию ин­терьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис.

Общий вид зала товарных образцов

Под + из лекции, но там много

При решении вопросов нового строительства или рекон­струкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле

S n = NQ,

где S n - потребность в складской площади (емкости);

N - норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса;

Q - товарный запас, подлежащий хранению на складе, тыс. руб.

Определение потребности в конкретных объемах строи­тельства может проводиться по различным методикам.

Расчет площади склада производится по показателю то­варных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилшц).

При этом сначала определяют максимальный товарный запас по каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле:

Q max =(О*К)/(365*С)

где Q max - максимальный запас товаров в условных вагонах;

О - годовой складской товарооборот по соответствую­щей группе товаров, тыс. руб.;

К - коэффициент неравномерности образования то­варных запасов, равный 1,2-1,3;

С - средняя стоимость одного вагона товаров, тыс. руб Затем рассчитывают площадь хранения по каждой то­варной группе с учетом способа хранения товаров. При)том исходят из того, что для хранения товаров, уложен­ных в штабеля, установлена норма площади 25 м 2 на каж­дый условный вагон, а для товаров, хранимых в распако­ванном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, - 40 м 2 .

Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м 3 (800x1200x1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6 м 3) вмеща­ет шесть условных поддонов.

Располагая данными о площади склада и соответствую­щими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада.

Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы:

S n =(О*К 1)/(К 2 *h)

где S n - потребная площадь для хранения товаров, м 2 ;

Q - необходимый объем хранения, м 3 ;

К 1 - коэффициент неравномерности поступления то­варов;

К 2 - коэффициент использования объема складских помещений;

h - высота складских помещений, м.

Необходимый объем хранения товаров соответствующей группы рассчитывается путем деления суммы средних то­варных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м 3 товаров После определения потребной складской площади для хранения товаров рассчитывают общую площадь помеще­ния (камеры), предназначенного для хранения товаров. При этом наряду с площадью, занимаемой непосредствен­но товарами на поддонах, расположенных в стеллажах или штабелях (грузовая площадь), учитывают зазоры между под­донами и расстояния, отделяющие грузы от стен, приборов отопления, а также площади, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями. Сюда же включают площадь, отводимую под зону приемки, отборки и комплектации товаров и т. д.

Площади экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, со­единяющих административно-бытовые помещения, опре­деляются по специальным нормативам.

При определении грузовой площади холодильника учи­тывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и услов­ных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле:

S X0Л = (Qзап)/(N*h)

где S X0Л - грузовая площадь холодильника, м 2 ;

Qзап - запасы по соответствующей группе скоропортя­щихся товаров, фактические тонны;

N - нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м 3 ;

h - высота укладки товаров, м.

Для определения площади камер хранения холодильни­ка следует грузовую площадь разделить на коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение гру­зовой и общей площади камер хранения. Расчет площади для хранения картофеля и плодоовощ­ной продукции основан на данных об объеме единовре­менной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера (при контей­нерном способе хранения), количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади.

Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле:

L фр = nl + (n-l)*l l ,

где L ф р -длина фронта погрузочно-разгрузочных работ, м;

n - количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу;

l - длина транспортной единицы, м;

l 1 - расстояние между транспортными средствами, м.

При расчете площадей складских устройств следует руководствоваться действующими нормами технологического проектирования новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения старых складов.

Различают общую, полезную (рабочую) и дополнительную площадь складов. Общая площадь s 0бщ (м) определяется по формуле:

Где S пол - полезная площадь, т.е. Занятая непосредственно под хранимым материалом (стеллажами, штабелями, закромами, бункерами и другими приспособлениями для хранения материалов);

S пр - площадь, занятая приемочными и отпускными площадками;

S сл - служебная площадь, т.е. Занятая конторскими и другими служебными помещениями;

S 0б - площадь, занятая стационарным подъемно-транспортным и другим оборудованием;

S всп - вспомогательная площадь, т.е. Площадь, занятая проездами и проходами.

Определение полезной площади. Полезная площадь складов определяется двумя путями: способом нагрузки на 1 м 2 площади пола и при помощи коэффициента заполнения объема.

Способ нагрузки на 1 м площади пола является наиболее простым и удобным. Однако им можно пользоваться тогда, когда известна для данного вида материала нагрузка на 1 м площади. Расчетная формула для определения полезной площади склада в этом случае имеет вид:

Где q зап - величина установленного запаса соответствующего материала на складе, т;

Q сут -среднесуточный расход материалов, т;

T хр - принятый срок хранения материалов на складе, сут.

Под коэффициентом заполнения объема β понимается отношение объема vi материала, вмещающегося в штабель, закром, стеллаж и т.п., к их геометрическому объему V, т.е. Β =V 1 /V.

Значение этого коэффициента всегда будет меньше единицы. Коэффициент β характеризует плотность укладки того или иного материала в соответствующие устройства для хранения. Пользуясь им, можно определить емкость любого оборудования q об (т) для хранения материалов и изделий по формуле:

Q об = V об γ β,

Где V об - геометрический объем соответствующего оборудования, м 3 ;

Γ - удельный вес материала или изделия, т/м.

Для оборудования, имеющего простую объемную форму (кубическую, призматическую, прямоугольную и др.), емкость рассчитывается так:

Q об = V об *γ *β = lbh* γ*β,

Где 1 - длина соответствующего оборудования для хранения, м;

B - ширина, м;

H - высота, м.

Зная количество q зап материала, подлежащего хранению, потребное количество оборудования п (ячеек, стеллажей, закромов или штабелей) определяют так:

N = q зап /q об

Если известны в плане габаритные размеры принятого оборудования для хранения материалов и потребное количество его, установить полезную площадь для хранения данного вида материала:

S пол = lbh*n= S об

Подсчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада:

Σs пол =s’ пол +S” пол +S”’ пол +…+S n пол

Определяем площади приемно-сортировочных и отпускных площадок. Площадь приемно-сортировочных и отпускных площадок рассчитываются исходя из хранения среднесуточного поступления или отпуска материалов и удельной нагрузки на 1 м 3 этих площадок.

На складах с большим объемом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно. Необходимая величина приемочной площадки S пр определяется по формуле:

Где р г - годовое поступление материалов, т;

Q ср – среднесуточное поступление материалов на склад, т;

Σ – нагрузка на 1 м 2 площади (принимается примерно 0,25 от средней нагрузки на 1 м 2 полезной площади по складу в зависимости от характера хранимого материала), т/м 2 ;

К - коэффициент неравномерности поступления материалов на cклад (1,2-1,5);

T - количество дней нахождения материалов на приемочной площадке (принимается до 2 дней).

Размер отпускной площадки определяется по аналогичной формуле, но при этом коэффициент неравномерности принимается меньше (1,1-1,2), а количество дней в году принимается в соответствии с действительным режимом работы базы или предприятия.

Определение служебной площади. Служебная площадь складов включает конторские и необходимые бытовые устройства (гардеробы, уборные, умывальные, комнаты принятия пищи, курительные и др.). Площадь конторы склада рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате 3 работника площадь конторы принимается 5 м 2 на каждого человека, от 3 до 5 -по 4 м 2 , при штате более 5 - по 3,25 м и т.д.

Во всех отапливаемых складских помещениях с количеством рабочих более 15 человек в одну смену должны предусматриваться бытовые помещения (гардеробные, умывальные и уборные). Площадь этих помещений устанавливается по санитарным нормам проектирования промышленных предприятий и строительным нормам и правилам. Для работающих в не отапливаемых складских помещениях гардеробные, умывальные и уборные могут располагаться в соседних зданиях.

Площадь, занятая подъемно-транспортных стационарным оборудованием и другими устройствами (подъемниками, конвейерами, насосами и др.), рассчитывается из габаритов этого оборудования в плане и проходов для персонала.

Определение вспомогательной площади. К ней относятся площадь, занятую проходами и проездами. Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых на складе материалов, размеров грузооборота, вида применяемых для перемещения материалов подъемно-транспортных механизмов. Главные проходы, где перемещаются основные транспортные средства, должны быть проверены на возможность свободного поворота в них напольных подъемно-транспортных средств (тележек, механических погрузчиков и др.). В необходимых случаях они также должны рассчитываться на встречное движение механизмов. Для этой цели пользуются формулой

Где А - ширина проезда, см; В - ширина транспортного средства, см; С -ширина зазоров между транспортными средствами, между ними и стеллажами (штабелями) по обе стороны проезда (принимается 15-20 см), см.

Полученные расчетные данные составляют общую площадь склада s 0бщ и являются исходными для осуществления его планировки.

2. Оборудование для хранения материалов и

Подъемно - транспортные устройства

На материальных складах народного хозяйства широко применяется разнообразное оборудование - стеллажи, поддоны, складская унифицированная тара и др. Применение этого оборудования способствует более полному использованию объемов складских помещений, внедрению комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, обеспечению количественной и качественной сохранности материальных ценностей.

Основные требования, предъявляемые к оборудованию для хранения материалов:

1) должна быть обеспечена качественная сохранность материалов. Каждую марку, сорт и размер того или иного материала необходимо хранить в соответствующем стеллаже, закроме, бункере и т.п. В одной ячейке стеллажа, закрома и бункера нельзя хранить два (и более) сорта марок материалов, поэтому чтобы это осложняет отпуск материалов, вызывает его порчу и пересортицу; качественная сохранность материала или изделия обеспечивается только в том случае, если вместе с требуемым типом здания для хранения данного материала будет принят еще соответствующий тип стеллажа или иного приспособления;

2) оборудование должно позволять укладывать материал с одной стороны, а отпускать - с другой, обеспечивая при этом прямопоточность поступления и отпуска материалов;

3) при выборе типа стеллажа или другого приспособления необходимо стремиться к тому, чтобы обеспечивалась удобная укладка и выемка материала из стеллажа или другого приспособления при помощи подъемно-транспортных механизмов, которые используются на складе;

4) должно быть обеспечено максимальное использование объема склада, стеллажа и другого устройства для хранения;

5) конструкция стеллажей и других устройств в необходимых случаях должна позволять использовать их емкость в связи с изменением количества хранимых материалов;

6) конструкция стеллажей и других устройств должна быть простой, легкой, дешевой, а в необходимых случаях - и сборно-разборной.

Размеры ячеек и стеллажей применяются в зависимости от габаритов материалов, способов их укладки и принятой организации и механизации внутрискладских работ.

Оборудование для хранения различных материальных ценностей в зависимости от физико-химических свойств последних можно разделить на три основные группы:

Оборудование для хранения штучных и затаренных материалов;

Оборудование для хранения сыпучих материалов;

Оборудования для хранения нефтепродуктов и других жидкостей.

Для складской переработки различных материалов могут применяться различные типы подъемно-транспортных машин и устройств. Так, например, для работы с затаренными и штучными грузами могут применяться различные тележки, конвейеры, краны, погрузчики и другие машины. Но среди большого количества разнообразных машин и устройств применительно к переработке отдельных видов материалов не все удобны и экономически выгодны. Удобство и экономическая эффективность применения тех или иных механизмов зависит от грузооборота, характера перерабатываемых материалов, их веса, габаритных размеров и прочих условий. Только тщательный анализ и экономические подсчеты позволят установить и выбрать наиболее выгодный для данного склада тип подъемно-транспортной машины или другого устройства.

При выборе подъемно-транспортных машин и устройств необходимо руководствоваться следующим:

1) машины и устройства должны обладать эксплуатационной надежностью в работе, иметь необходимую прочность и устойчивость, иметь

Высокий кпд, быть безопасными для обслуживающего персонала, иметь небольшой собственный вес;

2) производительная площадь машин и устройств должна соответствовать условиям и объему работ и сокращать простой подвижного состава под грузовыми операциями;

3) машины для погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ по возможности должны быть однотипны, чтобы в необходимых случаях могли заменять друг друга и обеспечивать комплексную механизацию, а где возможно, и автоматизацию работ;

4) машины, применяемые для складских работ, должны обеспечить качественную и количественную сохранность перерабатываемых материалов;

5) при выборе машин необходимо, чтобы их привод соответствовал наличию местных энергетических ресурсов. Целесообразно использовать машины с электропроводом;

6) тип подъемно-транспортных машин выбирается исходя из вида габаритных размеров и веса перерабатываемых материалов;

7) применяемые машины и устройства должны быть экономичными.

Вид складирования предполагает выбор технологичес­кого оборудования для складирование груза и форму раз­мещения его в пространстве складского помещения. На выбор оказывают влияние: складская площадь, высота склада, используемый товароноситель, объемы партий по­ставки, особенности комиссионирования груза, свободный доступ к товару, условия хранения товара, широта ассор­тимента товара, простота обслуживания и капитальные затраты.

Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада.

Выделяются следующие основные виды складирова­ния:

    в штабеле блоками;

    на полочных стеллажах до 6 м;

    на полочных высотных стеллажах;

    на проходных (въездных) стеллажах;

    на передвижных стеллажах;

    на элеваторных стеллажах и т. д.

Существует достаточно большое количество различ­ных классификаций складов, формирующихся в зависи­мости от целей и задач, которые ставятся перед логисти­ческой системой. Рассмотрим классификацию складов , характеризующую логистическую деятельность в процессе складирования с различных точек зрения:

1. По отношению к основным логистическим опера­циям:

> в снабжении; склады сырья и материалов (груз, как правило, в сыпучем или жидком состоянии), работающие с однородным грузом, с большими партиями поставок; уклады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов), как правило, это грузы значительной массы, требующие высокого уровня механизации и авто­матизации складских работ. Фирмы иногда вынуждены создавать свои склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных, издержек, потребностей ком­плектования материальных ресурсов;

> в производстве, различают склады как по организа­ционнойструктуре (заводские, цеховые, рабочих участ­ков и т. п.), так и по видам продукции (склады матери­альных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции), функциональному назначению и другим при­знакам. Цель создания внутрипроизводственных складов состоит в том, чтобы компенсировать неравномерности производственных циклов и ритма производства на раз­личных участках и в цехах предприятия. Особенностями этих складов являются сравнительно небольшие сроки и запасы хранения продукции, возможность прибытия и от­правления продукции небольшими интервалами по вре­мени и даже непрерывным потоком (например, на конвейере);

> склады в распределении , основное назначение которых - преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потре­бителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут при­надлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции и распределительные скла­ды производителей в различных регионах сбыта (фили­альные склады) занимаются обработкой тарных и штуч­ных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачи­ваемостью, реализуемых крупными партиями, что дает возможность осуществлять автоматизированную и высо­комеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной ло­гистики, в отношении которых можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

Склады оптовой торговли товарами народного потреб­ления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего на­значения концентрируют товары очень широко и номен­клатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезон­ные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц под­донов одной группы товаров). Все это делает нецелесооб­разным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, возможно даже с ручной комплектацией.

В дистрибьюции склады различают по мощности и обслуживаемой территории (региональные распределительные центры и базы, консигнационные склады, террито­риальные склады и базы в т. д.), по функциональному назначению и по другим признакам, указанным на схеме классификации.

2. По виду продукции можно выделить склады:

    материальных ресурсов;

    незавершенного производства;

    готовой продукции;

    запасных частей;

    возвратных отходов и т.п.

3. По степени специализации:

    универсальные; главными конструктивными элемен­тами универсального склада являются фундамент, сте­ны, колонны, рампы, междуэтажные перекрытия, верхнее покрытие, свесы кровли и козырьки, перего­родки, световые фонари, окна и двери;

    специализированные (химической продукции, бумаги, горюче-смазочных материалов и др.);

4. По виду собственности различают:

    склады частные (корпоративные);

    государственных и муниципальных предприятий;

    общественных организаций - склад признается складом общественного пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого то­варовладельца (ст. 908 ГК РФ);

    некоммерческих организаций;

6. По отношению к логистическим посредникам:

    собственные склады фирмы;

    товарный склад - организация, осуществляющая в ка­честве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги;

    склады логистических посредников (в системах снабжения и дистрибьюции: торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и т. д.)

7. По функциональному назначению различают:

    склады буферных запасов, предназначенные для обеспечения производственного процесса (склады матери­альных ресурсов, полуфабрикатов, незавершенного про­изводства, производственных запасов, готовой продук­ции, страховых, сезонных и других видов запасов);

    склады перевалки грузов (терминалы) в транспортных узлах, при выполнении смешанных, комбинирован­ных, интермодальных и других видов перевозок;

    склады комиссионирования, предназначенные для фор­мирования заказов в соответствии со специфически­ми требованиями клиентов;

    склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

    специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения, тары, возвратных отхо­дов и т. п.).

8. По типу здания, конструкции;

    закрытые - размещаются в отдельных помещениях;

    полузакрытые - имеют крышу и одну, две или три стены;

    открытые - склады, представляющие собой площад­ку без стен и крыши, устроенную на возвышенном месте и огражденную со всех сторон. Площадка долж­на иметь твердое покрытие и уклон к водостокам. От­крытые склады предназначены для наружного хране­ния некоторых строительных материалов (песок, ще­бень и т. п.), навалочных грузов (руда, уголь и т. п,), кратковременного хранения лесоматериалов; в них может также храниться промышленная продукция, не требующая защиты от атмосферных осадков;

    специальные (например, бункерные сооружения, ре­зервуары).

9. По степени огнестойкости:

    несгораемые;

    трудно-сгораемые;

    сгораемые.

10. По степени, механизации складских операций:

немеханизированные; механизированные; комплексно-механизированные; автоматизированные; автоматические.

11. По высоте укладки, грузов:

в одних складах хранится груз не более человеческого роста, в других необхо­димы специальные устройства, способные поднять и точ­но уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Существующий ныне производственный и торговый процесс не смог бы обходиться без такого важного объекта, как склад. В логистике организация его работы является одним из условий правильной организации движения материально-технических запасов, продукции от производителя к потребителю.

Виды складов, которые функционируют в современных условиях, позволяют подобным помещениям соответствовать самым разным требованиям участников производственно-торговых отношений. В зависимости от типа, к которому относится склад, он выполняет те или иные функции.

Чтобы иметь возможность правильно планировать движение товара от предприятия к покупателю, логисты должны учитывать особенности представленных помещений. Они создают различные условия для хранения товаров и материальных запасов. Поэтому особенности каждого вида склада следует понимать и учитывать в своей работе каждому логисту.

Основное назначение

Перед тем как рассмотреть основные виды складов, следует вникнуть в суть этой структурной единицы. Помещения для хранения выполняют ряд функций. Складом называется строение, площадка или комплекс сооружений, которые эксплуатируются для хранения различных товарных ценностей. В таких помещениях аккумулируется определенное количество материальных запасов, готовой продукции. Это позволяет гибко реагировать на колебания спроса и предложения на рынке товаров. При этом становится возможным синхронизировать скорости движения материальных ценностей в технологических циклах производителей и процессах доставки и реализации готовой продукции.

Все основные виды складов ограничены определенной территорией, которая охраняется соответствующими организациями. Внутри помещений создаются соответствующие условия для хранения.

Помимо складирования товарных ценностей, представленные структурные единицы позволяют перерабатывать поступившую сюда продукцию, чтобы сохранить ее качество. склад, выравнивает поступившие грузы по объему, времени и ассортименту.

Структура

характеризуются определенной структурой. Она может включать в себя несколько основных элементов. В первую очередь сюда относятся здания для хранения, а также прилегающая территория.

Каждый склад обладает системами отгрузки и погрузки. К ним относят специальное оборудование, участки для приема или отправки товара, рампы. Большинство подобных объектов имеет внутренний транспорт. К этой категории относится различное оборудование склада, виды которого зависят от его особенностей. Это могут быть вагонетки, погрузчики, эскалаторы, лифты и т. д.

К структурным элементам склада также относятся участки переработки товаров. Например, это линии упаковки, пакетирования, система нанесения штрих-кода, а также сортировка и составление заказов. Чтобы иметь возможность хранить грузы, требует применения стеллажей, емкостей, холодильного оборудования и прочих специальных систем для поддержания необходимого качества материальных запасов. Любой склад также имеет систему учета. Она может быть компьютеризированной и ручной. Первый вариант в современных условиях встречается гораздо чаще.

Принципы классификации

Современные помещения для хранения грузов являются одним из важнейших узлов в логистике. Существуют их разные типы. Виды складов различают в соответствии с разными характеристиками.

По размеру помещения для хранения могут быть от небольших объектов до зданий, занимающих огромные площади. По высоте укладки товаров выделяют одноэтажные и многоэтажные строения, в которых оборудование может поднять груз на стеллаж высотой до 24 м.

По конструкции склад может быть открытым, полузакрытым (имеет только крышу) и закрытым. По параметрам хранения существуют обычные и специальные объекты, в которых созданы определенные условия (влажность, температура, освещение).

Механизация подобных узлов может быть разной. Бывают склады, где применяется исключительно ручной труд рабочих. Чаще всего помещения для хранения частично или полностью механизированы.

Если к складу примыкают различные пути сообщения, этот объект называется припортовым, прирельсовым, глубинным. По признаку ассортимента различают специализированные, смешанные и универсальные объекты.

Виды работ

Каждый объект представленного типа выполняет три основные операции. на складе призваны обслуживать входной, внутренний и выходной ценностей. На первом этапе персонал и оборудование разгружают транспорт, а также производят оценку качества и количества товара.

Внутренние потоки обслуживаются с целью адекватного перемещения грузов на складе. Материальные запасы сортируют, пакуют, хранят в соответствующих условиях и т. д.

Работа склада с выходными потоками сводится к погрузке товаров на транспорт. В связи с этим выделяются зоны погрузки, приемки, хранения, сортировки, экспедирования, а также офисы обслуживающего персонала, администрации.

Классификация складов в РФ

В нашей стране применяется особая классификация, позволяющая разделить представленные объекты на основные виды. Назначения складов, их характеристики позволяют выделить несколько основных групп.

В настоящее время чаще всего применяется система РМС, которую разработало объединение отечественных компаний. Этот подход очень похож на мировой принцип классификации складов. Однако система «РМС» учитывает в большей степени требования покупателей и арендаторов к недвижимости этого типа. Учитываются при этом основные вопросы, на которые в первую очередь обращают внимание организации центральных районов нашей страны.

Все объекты, предназначенные для хранения грузов, разделяют на 4 группы. Их обозначают латинскими буквами. При отнесении склада к той или иной категории учитывается его конструкция, месторасположение, основные функции и особенности работы объекта. Также оценивается его транспортное сообщение с другими важными для организации объектами, логистическими областями.

Масштабы помещения, виды хранения на складах продукции, ассортимент обязательно берут во внимание. При выборе подобных объектов необоротных активов необходимо точно рассчитать потребности компании для рационального применения помещений для хранения товарных ценностей.

Склад класса А

К классу А относятся такие виды складов на предприятии или торговой организации, которые были построены в соответствии с высокими современными строительными нормами и требованиями. Это одноэтажные строения, высота которых составляет более 8 м. Это позволяет устанавливать внутри стандартные многоэтажные стеллажи.

Пол в помещении не должен иметь дефектов. Он идеально ровный и обладает антифрикционным покрытием. Внутри склада класса А поддерживается четкий температурный режим. На воротах установлено оборудование для создания тепловых завес.

В обязательном порядке применяется современная система пожарной безопасности с функциями тушения очагов возгорания порошкового или спринклерного типа. Также на подобных объектах установлены новые системы безопасности, видеонаблюдения. Есть компьютерные коммуникации оптико-волоконного типа. Это позволяет максимально просматривать внутреннее и внешнее пространство с отсутствием «слепых зон», где видеооборудование отсутствует.

Ворота, участки приема и на складе класса А обладают автоматизированными системами открытия дверей, поднятия пандуса.

Подъезд к подобным объектам должен быть удобным. Чаще всего они располагаются рядом с главными транспортными магистралями. Эту разновидность складских помещений чаще предпочитают торговые предприятия, которые реализуют продукцию как оптом, так и в розницу.

Класс В

Существуют помещения с несколько упрощенными характеристиками, однако, не уступающие в удобстве предыдущей категории. Класс В включает в себя такие виды. Размеры склада этой категории могут быть внушительными. Однако это многоэтажное здание, что позволяет занимать меньший участок, по сравнению со зданиями класса А.

Высота потолков подобных объектов находится в пределах 4,5-8 м. Полы ровные, залитые асфальтом или бетоном. Они не имеют антифрикционного покрытия. Температура в помещении в зимнее время не опускается ниже +10 °С.

Зона отгрузки имеет пандус, есть система охраны и пожарной безопасности. Офисы совмещены со складскими помещениями. В них применяются современные системы связи, телекоммуникации.

Подъезд к таким складам может быть не таким удобным, но здание находится недалеко от производства или города.

Склад класса С и D

Рассматривая виды складов, необходимо отметить такие классы, как С и D. Для многих предприятий это наиболее приемлемый вариант. Склад класса С является отапливаемым помещением с высотой потолков от 3,5 до 18 м. Температура удерживается на уровне от +8 до +14 ºС в зимний период.

Транспорт заходит внутрь для осуществления разгрузки и загрузки, для чего ворота всегда удерживают в нулевой позиции. Покрытие пола может быть бетонным, асфальтированным или из плитки.

Класс D характеризуется наименьшими требованиями. Это может быть неотапливаемое подвальное помещение, бункер или ангар. В эту категорию также попадают объекты гражданской обороны.

В зависимости от определяется стоимость покупки или аренды. Поэтому компания обязательно учитывает свои потребности. Если дополнительные удобства не требуется, можно отдать предпочтение складу низкого класса. Но в большинстве случаев без эксплуатации объекта класса А или В просто не обойтись. Затраты на его обслуживание и аренду окупаются в результате деятельности организации.

Склад общего пользования

Рассматривая виды складов, следует отметить, что существуют объекты общего пользования и собственные помещения предприятия. В первом случае организация арендует помещение или его часть для нужд своего производства.

Это необходимо в случае небольшого товарооборота или реализации сезонных товаров. Компании выгоднее оплачивать услуги владельцу склада общего пользования, чем содержать свой собственный объект. Потребности в складских помещениях у таких предприятий меньше.

Небольшие размеры и приближенность представленной недвижимости к потребителю делают ее выгодной в некоторых случаях. Например, когда компания выходит на новый рынок, где прогнозирование усложняется рядом факторов, склад общего пользования позволяет снизить финансовые риски компании. При этом не требуется привлекать дополнительные инвестиции.

Компании не нужно будет нанимать квалифицированный персонал, обслуживающий объект, а также осуществлять управление запасами. Многие крупные предприятия пользуются услугами склада общего пользования. Это позволяет хранить продукцию максимально близко к потребителю, снизить транспортные расходы.

Собственный склад

Однако не во всех случаях организации целесообразно арендовать помещение. Иногда правильнее приобрести собственную недвижимость. Это необходимо, если товарооборот характеризуется большими объемами. Чаще всего такие объекты находятся в непосредственной близости от производства.

Также многие виды торговых складов применяют эту систему. Если реализация характеризуется высокими объемами и сконцентрирована в непосредственной близости от покупателя, выгоднее содержать собственный склад. Организация обустраивает его должным образом.

Чаще всего это недвижимость класса «А» или «В». Здесь осуществляется учет и управление силами торговой компании. Она нанимает квалифицированных специалистов, организует процесс торговли (оптом, в розницу), а также устанавливает стоимость материальных ценностей, которые предлагаются потребителю.

Большие промышленные предприятия также обладают собственными складами. На них хранятся запасы, полуфабрикаты и готовая продукция. Если оборот такой компании характеризуется большими объемами, содержать собственный склад целесообразнее, чем арендовать подобное помещение.

Рассмотрев существующие виды складов, можно сделать вывод, что при выборе подобного объекта следует учитывать их особенности. Это позволит предприятию максимально эффективно организовать систему хранения и перемещения товарно-материальных ценностей. Минимальные затраты на содержание и обслуживание складских площадок позволит оптимизировать оборотные средства, увеличить финансовый результат. К процессу организации подобных объектов относятся очень серьезно, производя целый ряд математических вычислений и исследований.