Курсовая работа абзац, его структура и значение для письменного текста. Структура текстового документа, основные элементы, их назначение

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

структура абзаца

характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений, домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-двуи трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В двуи трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров). Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб). Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973. В. Н. Мещеряков

СТРУКТУРА АБЗАЦА

характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений,

домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т.д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров).

Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб).

Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973.

Структура абзаца

Рассмотрим более внимательно, как устроен абзац и какими средствами следует пользоваться, чтобы научиться писать логически упорядоченные и связные тексты.

Абзац - это группа взаимосвязанных предложений, в которых обсуждается одна основная мысль. Число предложений в абзаце не имеет принципиального значения, однако их должно быть достаточно, чтобы эту мысль ясно выразить. Сравните абзацы в тексте "Карандашный портрет": описания одного портрета Дианы де Пуатье без сравнения его с портретом Екатерины Медичи было бы явно недостаточно для характеристики мастерства Франсуа Клуэ в запечатлении образа человека, зато отличие его стиля от стиля его отца легко уложилось в три строчки.

Абзац имеет свою структуру из трех элементов: заглавное предложение , поддерживающие предложения , а также заключительное предложение.

Заглавное предложение передает основную мысль абзаца. Оно не только называет тему абзаца (о чем в нем пойдет речь), но и ограничивает эту тему рамками того специфического аспекта или аргумента, который может быть полностью рассмотрен в одном абзаце. Та часть заглавного предложения, в которой формулируется этот специфический аспект, называется контрольной мыслью. Например:

Поддерживающие предложения развивают тему, т.е. объясняют или подтверждают заглавное предложение, предлагая более детальную информацию в направлении, заданном контрольной мыслью. Вот пример поддерживающих предложений к приведенному выше заглавному предложению:

Первый праздник отмечается 29 апреля, в день рождения императора Сёва, правившего страной 64 года.

За ним следует День конституции, который знаменует принятие Японией конституции 3 мая 1947 г.

На другой день японцы отмечают Мидорино хи, праздник зелени и природы.

Завершает Золотую неделю Праздник детей, который отмечается 5 мая и посвящен здоровью и благополучию детей.

Традиционно этот праздник раньше назывался Днем мальчиков.

В некоторых японских семьях все еще помнят об этом и вывешивают на домах флаги в форме карпа, который согласно поверьям, приносит силу и успех будущим мужчинам.

Заключительное предложение указывает на конец абзаца и оставляет читателю важные моменты для запоминания или подводит итог, перефразируя заглавное предложение:

Таким образом, Золотая неделя представляет собой целую неделю разнообразных праздников, широко отмечаемых японцами по всей стране.

Заключительное предложение пишется не всегда, однако бывает особенно полезно в тех случаях, когда абзац насыщен деталями, текст сложен по содержанию или переход от одной мысли к другой требует особого внимания. Оно также необходимо, когда абзац представляет собой отдельный текст (например, аннотацию или резюме).Задание 48

  • Есть ли в тексте заключительное предложение? В чем заключается его идея? Что потерял бы данный текст, если бы не было заключительного предложения?
  • Чем отличаются заглавное и заключительное предложения? Какие характеристики роднят их с введением и заключением к целому тексту?
  • Какого рода информация содержится в остальных предложениях? Достаточно ли приведенных примеров?

Синонимы, слова с единым базовым значением, не всегда имеют одинаковую эмоциональную окраску. Например, слова "упорный" и "упрямый" означают, что человек настойчив в достижении цели. Тем не менее, эпитет "упрямый" может обидеть человека, а "упорный" звучит как комплимент. Точно так же человек предпочитает называться "тонким", а не "худым", "энергичным", а не "суетливым", "общительным", а не "болтливым". Из этого следует, что нужно быть очень внимательным в подборе слов, поскольку многие из так называемых синонимов на деле таковыми не являются.

Заглавное предложение

Заглавное предложение является полезным навигационным средством как для писателя, так и для читателя. Писателю видно, какую информацию нужно включить в данный абзац (и какую, соответственно, исключить), а читателю видно, о чем пойдет речь в данном абзаце, и он лучше подготовлен к восприятию данной информации. Более того, это сэкономит время читателя, поскольку поддерживающие предложения можно и не читать

(хотя писать их, естественно, необходимо). Посмотрите на три предложения ниже.

Гонконг - один из самых шумных и многолюдных городов мира. Гонконг расположен близко к побережью, но далеко от крупных рек на юге Китая.

Гонконг является местом базирования офисов целого ряда ведущих компаний.

Все три предложения начинаются одной темой (Гонконг), однако контрольная мысль у каждого своя. Соответственно, каждое из этих предложений может быть заглавным и открывать свой собственный абзац. Читателю легко предположить, какие детали будут излагаться писателем в каждом случае, и он может внимательно прочесть один абзац (например, о компаниях, расположенных в Гонконге) и пропустить другие, лишь пробежав глазами заглавные предложения.

Связность и целостность абзаца

Заключительное предложение и связь между абзацами

Мы уделили достаточно внимания заглавным предложениям и тому, как благодаря хорошо сформулированной контрольной мысли абзац организуется и вбирает в себя необходимую и упорядоченную соответствующим образом информацию. Последние предложения, возможно, не так важны и заметны, однако в грамотном тексте и у них есть определенные функции. Выработав навык начинать абзац с заглавного предложения, полезно помнить и о том, как закончить абзац и связать его со следующим предложением.

Последние предложения абзаца могут выполнять две функции: во-первых, подводить итог тому, о чем шла речь в абзаце, перефразируя заглавное предложение; во-вторых, связывать данный абзац со следующим, не раскрывая его тему, но намекая на то, как будет развиваться текст дальше. В этом отношении функции заключительного предложения схожи с функциями заключения к тексту, особенно если это заключение не к статье, а к рубрике статьи или к главе в книге. Кроме того, абзац внутри текста может начинаться (и часто начинается) с предложения, связывающего его с предыдущим абзацем.

Рассмотрим такой абзац:

Теперь перейдем к рассмотрению абзаца. Считается, что хороший абзац отвечает трем требованиям: целостность, связность и логика. Целостность абзаца достигается за счет качества контрольной мысли, выраженной в заглавном предложении. Если эта мысль слишком специфична или слишком обща, то, скорее всего, абзац будет слишком длинным, коротким или невнятным. Связность может достигаться за счет правильного использования местоимений, указательных слов или повторения ключевых слов. Логика развития мысли в абзаце также зависит от связности, однако имеет большую связь с содержанием, нежели с языком. Короче говоря, абзац должен быть тщательно спланирован, так чтобы все эти требования были удовлетворены в полной мере. Более того, обеспечению всех трех характеристик абзаца способствует правильное использование сигналов перехода (однако , следовательно, более того и др.).

Легко видеть, что предпоследнее предложение ("Короче говоря, абзац...") подводит итог всему абзацу и перефразирует заглавное предложение ("Считается, что хороший абзац..."). Кроме того, заглавное предложение в этом абзаце идет не первым, а вторым. Первое же предложение играет роль связующего звена между этим абзацем и предыдущим ("Теперь перейдем к..."). Наконец, последнее предложение ("Более того, обеспечению всех трех характеристик...") как бы "перекидывает мост" к следующему абзацу.

В научной литературе заключительное предложение абзаца в тексте позволяет сделать вывод из него, что может быть очень удобно для построения заключения ко всему тексту. Эти промежуточные выводы собираются затем воедино и помогают читателю воспринимать текст как целое, следуя за логикой писателя.

СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ
Рубрика (тематическая категория) Литература

Ошибки при построении определœения

Любое определœение должно быть соразмерно, ᴛ.ᴇ. объѐм опреде-ляемого и определяющего понятий должен совпадать. Несоблюдение этого правила приводит к ошибкам:

1) определяющее понятие шире определяемого: Овца – млекопи-тающее позвоночное животное (заяц, корова, тигр тоже подходят под это определœение);

2) определяющее понятие у´же определяемого: Кража есть тайное хищение чужих денег (при таком определœении тайное хищение других предметов кражей не является);

3) определœение понятия через само данное понятие (тавтология, ʼʼпорочный кругʼʼ): Количество - ϶ᴛᴏ характеристика предмета с его количественной стороны . Ось - ϶ᴛᴏ прямая, вокруг которой происхо-дит вращение. Вращение - ϶ᴛᴏ движение вокруг своей оси.

В рамках отдельного научного произведения одному понятию мо-жет быть дано несколько определœений, которые раскрывают разные его стороны. При помощи дефиниций достигается взаимопонимание между автором и читателœем, между общающимися людьми.

В построении учебных и научных текстов чаще используется де-дуктивный метод объяснения материала: текст начинается с определœе-ния, затем следуют примеры (от общего к частному). Стоит сказать, что для научно-популярных текстов характерным является индуктивный метод: текст начинается с примеров, затем выводится определœение (от частного к общему).

Абзац является структурно-композиционной единицей текста. Он обладает смысловой законченностью, относительной самостоятельно-стью в тексте, наличием особой синтаксической структуры. В научном тексте абзац включает от 34 до 78 предложений. Предложения в аб-заце соединœены по определѐнным правилам. Существует три вида свя-зи предложений в абзаце: цепочечная, параллельная и комбиниро-ванная .

Чтобы лучше понять, в чѐм состоит специфика этих видов связи, крайне важно усвоить несколько терминов. Термины эти – тема и рема. Движение человеческой мысли осуществляется от уже известного к неизвестному. Мысль выражается предложением, и в связи с этим в предло-жении вначале принято называть то, что уже известно тому, кто пи-шет / говорит, и тому, кто читает / слушает. Известное принято назы-вать темой предложения. В конце предложения указывается новая информация, то, для чего оно и было написано или произнесено. Но-вое в предложении принято называть ремой предложения.

Сравним два предложения.

М.В. Ломоносов сыграл в развитии отечественной науки ключевую роль.

В развитии отечественной науки ключевую роль сыграл М.В. Ло-моносов.

По своему словарному составу оба предложения идентичны, внеш-не они различаются только порядком слов. При этом первое предложе-ние отвечает на вопрос: ʼʼКакую роль сыграл в развитии отечествен-ной науки М.В. Ломоносов?ʼʼ А второе предложение является ответом на вопрос: ʼʼКто сыграл ключевую роль в развитии отечественной науки?ʼʼ Следовательно, в приведѐнных предложениях различными являются известное – неизвестное, т. е. тема и рема. В первом предло-жении известно всѐ, кроме роли Ломоносова в развитии отечественной науки, в связи с этим ремой является словосочетание ключевая роль , а во втором предложении новой информацией, квантом знания является имя М.В. Ломоносов.

Предложения в абзаце соединяются друг с другом либо при помо-щи дублирования ремы, и тогда это цепочечная (последовательная) связь, либо при помощи дублирования темы, и в таком случае имеет место параллельная связь. При комбинированном виде связь цепочеч-ная и параллельная чередуются.

Приведѐм пример цепочечной связи предложений в абзаце.

Представим себе материальную точку, которая движется (рема) в пространстве. Линия, по которой движется (тема) материальная точка, принято называть траекторией точки (рема). В случае если траектория точ-ки (тема) – прямая линия, то движение точки принято называть прямоли-нейным движением (рема).

На этом примере отчѐтливо видно, что при цепочечной связи рема первого предложения абзаца превращается в тему второго предложе- ния, рема второго предложения – в тему третьего, как бы присоединяя друг к другу звенья цепи. Отсюда и название – цепочечная. Другое на- звание этого вида связи предложений в абзаце – последовательная связь.

Цепочечная связь, представленная схематически, выглядит сле- дующим образом:

Страница 163 - перерисовать

Пример параллельной связи предложений в абзаце можно проде- монстрировать следующим отрывком.

Важно заметить, что для слуха (тема) характерна однократная воспроизводимость пе- ред данным слушающим (рема). Важным отличием слуха (тема) явля- ется и то, что он обязательно подвергается дальнейшей трансляции (рема). Стоит сказать, что для него (тема) крайне важно создавать вспомогательные внеш- ние условия (рема). Распространению слуха (тема) зачастую не могут помешать даже противодействующие ситуации (рема).

В данном абзаце тема каждого предложения одна и та же, в каждом предложении к теме присоединяется новая рема, новая информация. По этой причине понятно, почему подобный тип связи принято называть параллель- ным.

Схематически это можно представить следующим образом.

Страница 163 - перерисовать

Дублирование может осуществляться при помощи лексических по- второв, а также путѐм местоимѐнных или синонимических замен.

Каждое предложение в абзаце играет свою строго определѐнную роль: первое и второе предложения обычно выражают основную мысль абзаца, это так называемый информативный центр абзаца. Сле-дующие предложения расширяют и углубляют мысль абзаца; они со-держат аргументы, примеры, цифровые данные. Завершает абзац пред-ложение-вывод. Абзацы, имеющие вывод, располагаются обычно во вводной и заключительной частях текста. Чаще встречаются ʼʼусечен-ныеʼʼ, не содержащие вывода абзацы. К примеру:

1. В 1687 году английский математик Исаак Ньютон представил миру три простых закона, на которых зиждется вся современная ме-ханика. 2. Первый закон гласил: ʼʼТело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинœейного движения до тех пор, пока какая-либо внешняя сила не выведет его из этого состоянияʼʼ. 3. Это озна-чает, что покоящийся камень спокойно пролежит целую вечность, пока какой-нибудь толчок не заставит его двигаться. 4. Но сам он никогда не сдвинœется ни на миллиметр.
Размещено на реф.рф
5. Первый закон подчѐркивал инœертность тел, поднимал еѐ до статуса естественного закона, по-этому Первый закон Ньютона называют ещѐ принципом инœерции.

Исходя из сказанного, информативным центром данного абзаца яв-ляются предложения 1 и 2. Развивают тему предложения 3 и 4. Итог (вывод) содержится в предложении 5.

СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ" 2017, 2018.