Профессиональная компетентность
Медицинская сестра должна всегда поддерживать профессиональный уровень своей деятельности. Постоянное накопление специальных знаний и умений — профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Профессиональная компетентность дает медицинской сестре моральное право самостоятельно принимать соответствующие решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство младшим медицинским персоналом.
Уважение к своей профессии
Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию сестринской профессии. Она несет личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне и совершенствование стандартов сестринского дела. Медицинская сестра должна критически оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры — отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Она должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе этого лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Медицинская сестра не должна допускать злоупотребления своим профессиональным положением и своими знаниями. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.
Медицинская сестра и коллеги
Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса. Она должна участвовать в разработке объективных критериев оценки сестринской деятельности и стремиться к тому, чтобы ее деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами. Медицинская сестра должна избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично.
Моральный и профессиональный долг медицинской сестры — помочь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Высокий профессионализм медицинской сестры — важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а в случае сохраняющегося сомнения после этого — с вышестоящим руководством.
Участие в медико-санитарном просвещении населения
Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества — заботиться об обеспечении доступной и качественной сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра в меру своей компетенции должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
АКАДЕМИЯ МЗ РФ»
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА
ЭТИКА СЁСТРИНСКОГО ДЕЛА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ
2.10.1. Философия сестринского дела.
Этические кодексы медицинских сестер
Кодексы профессиональной этики медицинских сестер.
Система ценностей сестринского дела как профессии прежде всего выражена в профессиональной этике. Более 80 лет назад по аналогии с врачебной "Клятвой Гиппократа" в одной из американских сестринских школ была создана "Клятва Флоренс Найтингейл" (см. Приложение 1). В 1950 г. Американская ассоциация медсестер разработала национальный "Моральный кодекс медсестер". Для всех медсестер особенно важен "Кодекс профессиональной этики медсестер", созданный Международным Советом медицинских сестер (см. Приложение 2). В 1996 г. в нашей стране по инициативе Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России автором этих строк разработан "Этический кодекс медицинской сестры России" (далее - "Этические кодекс...", см. Приложение 3), который был принят на 3-й Всероссийской конференции медицинских сестер под эгидой названной Ассоциации. Этот факт приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины XX в.
Ранее отмечалось, что в первые десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. в нашей стране официально насаждалось нигилистическое отношение к медицинской этике, что, безусловно, никак не повлияло на преданность своей профессии тысяч отечественных медиков. В 20-30-е годы подвергалось нападкам само понятие "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и т.п.: "Само слово «сестра», да еще «сестра милосердия», как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен..." .
Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России" стало закономерным этапом реформы сестринского дела в нашей стране. Кодекс составлен в духе идей биоэтики, которые во многом определили содержание профессиональной этики в медицине последних двух-трех десятилетий. Во главу угла поставлено развернутое представление о правах пациента, гарантиях, защите этих прав в современном обществе.
На сегодняшнем этапе развития сестринского дела в России прежде всего требует ответа исходный вопрос о том, каким должно быть содержание собственно сестринской профессиональной этики. Ниже мы излагаем конкретные вопросы профессиональной этики медицинских сестер в виде краткого комментария к "Этическому кодексу...". Учитывая главную трудность решения этой задачи - практически полное отсутствие работ в нашей стране по данной тематике, - мы были вынуждены в основном опираться на зарубежную (прежде всего - американскую) литературу . Разумеется, необходимо иметь в виду немалые различия организации и уровней развития сестринского дела в России, с одной стороны, и в США и в других западных странах - с другой. Приведем пример: в начале 1990-х годов 30% медсестер в США имели степень бакалавра, 7-8% - магистра, 2- 3% - доктора . В то же время никто не будет возражать, что у сестринской профессии есть универсальные черты. Реформа сестринского дела в нашей стране, направленная на утверждение автономии, самодостаточности и целостности сестринской профессии, на повышение ее социального статуса, все больше в этом убеждает.
2.10.2. Гуманность сестринской профессии.
Профессиональная компетентность медицинской сестры
"Этический кодекс..." начинается с определения миссии сестринской профессии: "Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболевания". В комментарии к американскому "Моральному кодексу медсестер" излагаются цели сестринской профессии - защита и восстановление здоровья, "включая отдельных людей, семьи, социальные группы и общество в целом" . Распространение круга профессиональных обязанностей медсестры на семью, близких пациента представляется нам очень важным.
Этическое требование гуманности, милосердия к повседневной профессиональной деятельности медсестры кажется само собой разумеющимся. Что же конкретно означает это требование ? У ответа на данный вопрос есть два аспекта: общий для всех медицинских профессий, в равной степени касающийся медсестер, врачей, фармацевтов и т.д., и специальный, выделяющий профессию медсестры из других медицинских профессий.
Рассмотрим первый аспект. В Лиссабонской декларации о правах пациента говорится, что все работники здравоохранения несут коллективную ответственность за признание и осуществление основополагающих прав пациента. Важнейшим из них является право пациента на высококачественную медицинскую помощь. Соответственно, статья 1 "Этического кодекса..." гласит: "Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи." Для медсестры (врача, акушерки и т.д.) главным условием достижения общей цели в сложной, многопрофильной медицинской деятельности является необходимая профессиональная подготовка, соответствующая профессиональная компетентность (статья 2 "Этического кодекса...").
Очевидно, что основной вопрос реформы сестринского дела, начавшейся в нашей стране на четверть века позднее, чем в других развитых странах, касается компетентности, уровня профессионализма, строгого определения профессиональных обязанностей, а вслед за этим - повышения престижа, авторитета и социального статуса отечественных медсестер.
В этой главе мы используем материалы книги Патриции Бен-нер "По пути обретения опыта. В чем сила и совершенство медсестры" (1984, by Addison-Wesley Publishing Company, Inc.) . Необходимо, в порядке отступления, сказать несколько слов о ней и ее труде.
П. Беннер - зарегистрированная медсестра, доктор философии и профессор сестринского дела Калифорнийского университета. Исполнительный директор Американской ассоциации медсестер Миртл К. Айделотт назвал ее труд "книгой, внесшей выдающийся вклад в развитие сестринского дела" . Главные ее достоинства - документальный характер и высокий научный уровень. Автор, используя методы анкетирования , интервью и развернутых бесед, опросила 1200 американских медсестер, предприняв опыт описания "анатомии сестринского дела".
В своем исследовании П. Беннер описала 7 областей компетенции медсестры:
1) оказание помощи;
2) просвещение и обучение;
3) диагностика и наблюдение;
4) эффективная работа в стремительно меняющейся обстановке;
5) терапевтические процедуры и режим;
6) соблюдение и обеспечение безопасности лечебного процесса;
7) организационные вопросы.
В пределах каждой из этих областей компетенции медсестра должна владеть особыми профессиональными навыками (можно также сказать, что это ее профессиональные функции). Например, в пределах такой области компетенции, как "диагностика и наблюдение", опытные медсестры владеют навыками:
1) выявления и фиксирования важных изменений;
2) распознавания первых тревожных сигналов (предвосхищение приступа и ухудшения до появления явных симптомов);
3) предвидения проблем (умение думать о будущем);
4) понимания требований, накладываемых конкретной болезнью (предвосхищение запросов пациента);
5) оценки нацеленности пациента на выздоровление и его потенциальных возможностей .
Эмпирическим путем П. Беннер выделила 5 уровней профессиональной квалификации, профессионального мастерства медсестер:
1) новичок (уровень начинающего специалиста);
2) уровень освоения навыков;
3) компетентный специалист;
4) умелый специалист;
5) опытный специалист .
Большинство примеров казусов из работы П . Беннер, которые мы будем приводить ниже, иллюстрирует работу опытных медсестер, в которой особую роль играет профессиональная интуиция, отражающая специфический, уникальный опыт наблюдения, ухода за пациентами, предвосхищения кризисных ситуаций при оказании медицинской помощи и т.д.
Как же обстоят дела с определением компетентности, уровня квалификации медсестры в нашем здравоохранении? Прежде чем отвечать на этот вопрос, приведем соответствующие нормы "Этического кодекса...". "Медицинская сестра всегда должна соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения РФ" (статья 2). "Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела. Она не должна претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает" (статья 11).
Согласно Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников (действует с 1.10.1995 г.), в нашей стране выделяется 4 уровня квалификации медсестер (и других средних медицинских работников). Молодые специалисты - со стажем работы до 3 лет - не имеют квалификационной категории. Вторая, первая и высшая квалификационные категории присваиваются сдавшим квалификационные экзамены (собеседование или тестовые задания) и имеющим стаж работы по аттестуемой специальности, как минимум, 3, 5 и 8 лет соответственно . Как мы полагаем, самый трудный вопрос (а именно - определение содержательных критериев каждой из вышеназванных квалификационных категорий) еще ждет своего окончательного разрешения. Приведенная здесь "юридическая модель специалиста" в значительной степени еще должна наполниться конкретным профессиональным содержанием.
Характерно, что большая часть комментария к "Моральному кодексу медсестер" Американской ассоциации медсестер посвящена именно вопросам профессиональной компетенции и ответственности. Таким образом, содержательные моменты решения проблемы профессиональной квалификации медсестер в основном определяет само профессиональное сестринское сообщество: "Индивидуальная профессиональная лицензия - защитный механизм, узаконенный в обществе, для обеспечения основной и минимальной компетентности профессиональной сестры. Исходя из этого общество, наделило профессию медсестры правом регулировать свою собственную практику... Обязанности медсестры изложены в изданиях Национальной ассамблеи медсестер «Сестринское дело - социальная политика» и «Стандарты сестринской практики». Определяя права пациентов, эти стандарты описывают отношения сотрудничества между сестрой и пациентом через сестринский процесс... Сестринское сообщество несет ответственность за принятие в свои ряды только тех лиц, которые продемонстрировали знания, навыки и убеждения, считающиеся основными для профессиональной практики. Преподаватели сестринского дела должны быть убеждены, что компетентность и продемонстрированные убеждения достигнуты до того, как человек начал заниматься сестринским делом профессионально" .
П. Беннер подчеркивает, что уровень квалификации медсестры ни в коем случае не может измеряться только стажем ее работы. Она пишет: "Очень мало известно о том, как измерить способность человека узнавать проблемы и отыскивать проблемы, требующие решения, как оценить его умение правильно выбирать методы и способы их решения" (, подчеркнуто П. Беннер). Правда, отдельные профессиональные качества медсестер все-таки поддаются идентификации, очевидным объективным оценкам. Автор, в частности, относит к таким качествам следующие: "способность справляться с критическими ситуациями; психологическая устойчивость; сострадание и надежность при уходе за новорожденными, коматозными больными и другими пациентами, находящимися в совершенно беспомощном состоянии, а потому требующими особого ухода; умение быстро обнаружить и быстро решить «горящую» проблему (т.е. возникшую в кризисной ситуации или в условиях дефицита времени); умение унять боль; забота об умирающем пациенте" .
Таким образом, как ни тривиально это звучит, этическое требование гуманности, милосердия в повседневной профессиональной деятельности медсестры (врача, фармацевта и т.д.) прежде всего означает требование их высокого профессионализма.
Рассмотрим теперь специальный аспект гуманного, милосердного отношения к пациенту, характерный именно для профессии медицинской сестры. Пациент обращается к медсестре, как правило, со своей болью, своими страданиями. Тот факт, что болью как симптомом занимаются врачи и что существует особая врачебная дисциплина анестезиология, совсем не исключает справедливости тонкого замечания П. Беннер: "Определение причины возникновения боли и выбор адекватного средства для ее облегчения или устранения попадает в область компетенции медсестры" .
Тема отношения человека к страданию - старейшая в истории религии, философии и этики . Ф.М. Достоевский видел в добровольном принятии страдания личностью на себя высший нравственный акт человеческого бытия. В 1936 г. Т. Манн в своей речи в день 80-летия 3. Фрейда восславил его любовь к истине, говоря, в частности, о том, как ученый использовал опыт болезни для познания. О том же пишет М. Фаулер, но как специалист по философии и этике сестринского дела она видит две стороны данной проблемы: "Я считаю, что человек учится в страданиях, с другой стороны, мне кажется, чтобы учиться, человеку совсем не обязательно страдать." Далее автор приводит следующий пример: у ее подруги родился внук с многочисленными пороками развития, друзья и знакомые бесконечно ее утешали и успокаивали. В итоге "участливые утешения истощили ее желание осмысливать ситуацию и невольно превратились в источник еще более сильной боли" .
Рассмотрев отдельные аспекты профессиональной деятельности медсестры (оказание помощи, обучение пациентов и т.д.), П. Бен>-нер задает вопрос: что же в целом должно быть присуще опытной медсестре - участие или отстраненность? В медицинской среде широко распространено мнение, что в профессиональном отношении медиков к пациентам необходимо отстранение (желательно устанавливать "дистанцию"). Однако исследование П. Беннер выявило нечто иное: в своих анкетах и устных ответах многие опытные медсестры подчеркивали, что "им очень важно лично прочувствовать, что испытывают их пациенты, страдающие различными недугами" . П. Беннер отмечает особый язык, которым пользуются опытные медсестры при общении со своими пациентами, например, перенесшими илеостомию или колостомию (когда с полуслова ясно, о каких моментах ухода за собой, особенностях образа жизни идет речь). В свою очередь, М. Фаулер замечает, что с пациентом надо разговаривать не на своем, а на его языке . Высшим признанием профессионализма медсестры, которая проводила инструктаж пациентки перед операцией мастэктомии, стал вопрос этой пациентки : "А вам что, тоже мастэктомию делали?" .
Среди выделенных П. Беннер нескольких десятков профессиональных функций (навыков) медсестры необходимо обратить внимание на функцию, которую она назвала "Присутствие: умение побыть с пациентом". Вот слова одной из медсестер-респондентов: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему... Мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю" . Интересен в этом смысле рассказ Митрополита Антония - православного епископа, возглавляющего епархию Русской православной церкви в Великобритании (по первоначальному образованию - врача). Владыка Антоний вспоминает, как в начале войны он был хирургом; в его отделении умирал молодой солдат, и он облегчил ему минуты умирания именно присутствием, сначала разговаривая с ним, а когда пациент уже перестал реагировать на речь, взяв его за руку, продолжая держать ее до самого конца .
Не случайно П. Беннер выделяет такую профессиональную функцию медсестры, как "умение прикосновением успокоить пациента, наладить с ним связь". Вот слова опытной медсестры (у ее пациента метастазы рака прямой кишки, колостома, он мрачен и неразговорчив): "Мне нравится делать ему растирание спины, поскольку это дает возможность лишний раз поговорить с ним и само по себе служит неким средством общения". Далее П. Беннер отмечает, что медсестры традиционно используют прикосновения в терапевтических целях: "Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента" . Однако нельзя оставить без внимания и заключительное замечание П. Беннер: "Но физические прикосновения, как и другие формы общения, несут в себе слишком многое, чтобы пользоваться ими бездумно" .
Наиболее полно специфика этических требований гуманности и милосердия в сестринском деле выражена в понятии "забота о пациентах ". Раскрывая содержание этого понятия, П. Беннер пишет: "Из примеров прекрасной работы медсестер можно сделать и более общие выводы. Практически в каждом из них подчеркивается важность заботливого, человеческого отношения к пациентам... Можно даже ввести понятие «степень заботы», поскольку она поддается количественной оценке. Когда в природе сестринского дела выделяются «инструментальная» и «эмоциональная» составляющие, необходимо отдавать себе отчет, что это искусственное разделение". Приведя пример с искусно проведенной перевязкой у больной с длительно незаживающими ранами и абдоминальными фистулами (после чего пациентка воскликнула: "Надо же! Настоящее искусство!"), П. Беннер заключает: "Перевязка несла одновременно техническую, эмоциональную и информационную нагрузку" .
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
(практический опыт), умений и знаний,
которыми должен овладеть студент
Результатом учебной практики является формирование общих и профессиональных компетенций по разделу модуля « Безопасная больничная среда для пациента и персонала».
Студенты должны овладеть ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
Студенты должны овладеть ПК:
ПК 2.1 Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 2.2 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 2.3 Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 2.4 Владеть основами гигиенического питания.
ПК 2.5 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
В результате изучения раздела профессионального модуля, обучающийся должен:
Приобрести практический опыт:
Обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому.
Обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ.
Применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики.
Соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.
Освоить умения:
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
Составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употреблении продуктов питания;
Использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного.
Знать:
Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
Принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
Основы профилактики внутрибольничной инфекции, основы эргономики.
Методы оценки освоения общих и профессиональных компетенций
По результатам учебной практики.
Для оценки освоенных студентом компетенций используются:
Метод тестирования (проводится на каждом практическом занятии с целью оценки знаний по теме);
Дневник студента с данными об освоении компетенций (на каждом практическом занятии оцениваются освоенные студентом профессиональные компетенции с занесением оценки в дневник);
Демонстрация умений (оценивается на каждом практическом занятии).
Демонстрация компетенций по индивидуальному заданию (проводится студентом повторно при неудовлетворительном результате);
Результаты освоения компетенций фиксируются в контрольной ведомости.
Контрольная ведомость студента ____________________________________
ФИОгруппа_________специальность______________________________________
Критерии оценки студента. Студент может самостоятельно выполнить следующие действия | Да / Нет | Если нет, то что должен сделать студент дополнительно |
Студент знает современные антисептические средства для обработки рук медицинской сестры. | ||
Студент умеет соблюдать санитарно-эпидемиологический режим различных помещений ЛПУ. | ||
Студент умеет осуществлять гигиеническую уборку различных помещений ЛПУ. | ||
Студент умеет проводить дезинфекцию уборочного инвентаря. | ||
Студент умеет проводить текущую и заключительную уборки процедурного кабинета. | ||
Студент умеет обрабатывать руки. | ||
Студент знает режимы дезинфекции при использовании современных дезинфектантов. | ||
Студент умеет смоделировать технику приготовления дезинфицирующих растворов. | ||
Студент умеет проводить дезинфекцию предметов ухода за пациентом. | ||
Студент умеет проводить дезинфекцию изделий медицинского назначения. | ||
Студент умеет проводить утилизацию отходов медицинского назначения. | ||
Студент знает режимы работы современных дезинфектантов, совмещающих предстерилизационную очистку. | ||
Студент умеет приготовить моющий раствор. | ||
Студент умеет приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата. | ||
Студент умеет приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата, совмещающий и предстерилизационную очистку. | ||
Студент умеет осуществить этапы предстерилизационной очистки. | ||
Студент умеет провести контроль качества предстерилизационной очистки. | ||
Студент знает режимы работы автоклава. | ||
Студент знает режимы работы воздушного стерилизатора. | ||
Студент знает режимы работы химической стерилизации. | ||
Студент знает упаковочные материалы для стерилизации. | ||
Студент знает методы контроля стерилизации. | ||
Студент знает режимы газовой стерилизации. | ||
Студент умеет работать с биксом. | ||
Студент умеет одевать стерильные перчатки. | ||
Студент умеет применить приемы биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медицинской сестры. | ||
Студент умеет применять спецодежду при осуществлении различных видов деятельности. | ||
Студент знает виды двигательной активности. | ||
Студент может обучить пациента принципам безопасного пребывания в лечебно-профилактическом учреждении. | ||
Студент знает, как проводить мероприятия, по профилактике профессионального заражения (вакцинопрофилактика, антиретровирусная терапия). | ||
Студент умеет снять использованные перчатки, и знает режим их дезинфекции и утилизация. | ||
Студент знает устройство лечебного отделения. | ||
Студент знает принципы получения и доставки лечебного питания. | ||
Студент умеет раздавать пищу пациентам, соблюдая гигиенические требования. | ||
Студент умеет осуществить транспортировку пациента (фантом) различными способами. | ||
Студент умеет осуществить перемещение пациента (фантом) различными способами. | ||
Студент умеет осуществить размещение пациента в постели (фантом). | ||
Студент умеет провести консультирование пациентов и их родственников по вопросам здорового образа жизни. | ||
Студент знает приемы терапевтического общения с целью профилактики ятрогений. | ||
Итого: |
1. профилактика внутрибольничной инфекции;
2. дезинфекция изделий медицинского назначения;
3. предстерилизационная очистка инструментов, стерилизация;
4. принципы работы централизованного стерилизационного отделения
5. организация безопасной среды для пациента и персонала;
6. лечебно-охранительный режим лечебно-профилактических учреждений.
№ | Виды деятельности | Практический опыт | Умения |
Раздел практики | |||
1. | Профилактика внутрибольничной инфекции Виды работ: 1. Изучение современных антисептических средств для обработки рук медицинской сестры. 2. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ. 3. Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ. 4. Проведение дезинфекции уборочного инвентаря. 5. Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета. 6. Обработка рук. | + + + | + + + + + |
2. | Дезинфекция изделий медицинского назначения Виды работ: 1. Изучение режимов дезинфекции при использовании современных дезинфектантов. 2. Моделирование техники приготовление дезинфицирующих растворов. 3. Проведение дезинфекции предметов ухода за пациентом. 4. Проведение дезинфекции изделий медицинского назначения. 5. Утилизация отходов медицинского назначения. | + + + + + | |
3. | Предстерилизационная очистка инструментов, стерилизация изделий медицинского назначения. Виды работ: 1. Изучить режимы работы современных дезинфектантов, совмещающих предстерилизационную очистку. 2. Приготовить моющий раствор. 3. Приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата. 4. Приготовить дезинфицирующий раствор по инструкции препарата, совмещающий и предстерилизационную очистку. 5. Осуществить этапы предстерилизационной очистки. 6. Провести контроль качества предстерилизационной очистки. | + | + + + + |
4. | Принципы работы централизованного стерилизационного отделения. Виды работ: 1. Изучить режимы работы автоклава. 2. Изучить режимы работы воздушного стерилизатора. 3. Изучить режимы работы химической стерилизации. 4. Изучить упаковочные материалы. 5. Изучить методы контроля стерилизации. 6. Изучить режимы газовой стерилизации. 7. Работа с биксом: – Подготовка материала для укладки, – укладка бикса, – работа со стерильным биксом. 8. Надевание стерильных перчаток. | + | + |
5. | Организация безопасной среды для пациента и персонала. Виды работ: 1. Отработать приемы биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медицинской сестры. 2. Соблюдение спецодежды при осуществлении различных видов деятельности медицинской сестрой 3. Изучить виды двигательной активности. 4. Обучить пациента принципам безопасного пребывания в лечебно-профилактическом учреждении. 5. Изучить мероприятия, проводимые с целью профилактики профессионального заражения (вакцинопрофилактика, антиретровирусная терапия). 6. Снятие использованных перчаток, режим их дезинфекции и утилизация. | + | + + + + |
6. | Лечебно - охранительный режим лечебно-профилактических учреждений. Виды работ: 1. Изучить устройство лечебного отделения. 2. Изучить принципы получения и доставки лечебного питания. 3. Уметь раздавать пищу пациентам, соблюдая гигиенические требования. 4. Осуществить транспортировку пациента (фантом) различными способами. 5. Осуществить перемещение пациента (фантом) различными способами. 6. Осуществить размещение пациента в постели (фантом). 7. Провести консультирование пациентов и их родственников по вопросам здорового образа жизни. 8. Отработать приемы терапевтического общения с целью профилактики ятрогений. | + + + + | + + + + + |
Перечень заданий для индивидуальной работы студентов;
1. Составление памятки для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции.
2. Реферативные сообщения по темам:
- «Дезинфекция: зачем она нужна?»,
- «Виды дезинфекции»,
- «Методы дезинфекции»,
- «Химическая дезинфекция»;
- «Стерилизация: зачем она нужна?»,
- «Профессиональные заболевания медицинских сестер»,
- «Факторы риска в работе медсестры»,
- «Стресс в работе медсестры»,
- «Профилактика ВИЧ инфекции у медработников»,
- «Профилактика гепатита В у медработников»,
- «Приспособления, позволяющие облегчить перемещение пациента»,
- «Вредные влияния на плод».
3. Составление санпросвет бюллетеня по заданной тематике