Этапы и уровни развития профессионализма. Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм

Подождите...

С днем рождения прикольные и веселые поздравления подруге

Дорогая!с днем рожденья!

Ты достойна лучших слов

И по праву заслужила

Очень нежную любовь!

Вот её тебе желаю

И здоровья много-много,

Чтобы после отмечаний

Сушняки были недолго.

А еще желаю счастья

И чтоб в скучный,хмурый день,

Когда на душе ненастье,

Ты мне постучала в дверь.

Знаешь,наша дружба много

Очень значит для меня,

И она будет надолго.

Очень я люблю тебя!!!

Прикольные веселые поздравления подруге на ДР

С днем рожденья как всегда!
Счастья, славы и добра.
Пусть уходят все ненастья,
Пусть придет к тебя лишь счастье.
Пусть любовь стучится в двери
И исчезнуть все метели.
Карманы рвутся от деньжат
Пусть будет парень-не женат...
Бокалы полные вина,
Пускай стоят и пьют до дна
Гостей пускай всегда к себе
Подарки пусть несут тебе
Закуску брать не забывают
И экономно-выпивают.
Здоровья,мира,долгих лет
И от меня БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ!!!

Подруге с днем рождения прикольные пожелания

Сегодня день рожденья твой,

Тебя я с этим поздравляю.

Послушай 5 минут меня,

Сейчас тебе я нажелаю...

Поменьше шпилек в волосах,

Побольше дорогой помады,

И чтобы туфли в каблуках,

И чтобы гардероб от Prada.

Зарплаты полный банкомат,

МускУлистого массажера,

И кушать ночью все подряд,

И не потеть на тренажерах.

И чтоб подруги, даже я,

От зависти тотчас бы сдохли,

У теток, что в твоем дворе,

От сплетен языки отсохли.

Чтоб улыбалась ты всегда

И никогда бы не болела.

как роза, по весне цвела

И чтоб от счастья не краснела.

И чтоб тебя любил один,

И чтобы он... ну... был свободный,

И чтоб друзья всегда с теплом,

И чтобы враг, но благородный.

И чтобы пусть хоть 5 минут,

Пока тебя я поздравляю,

Тебе подарят теплоту

Того, чего я нажелаю!

Подруге на ДР (веселое шуточное поздравление)

У подруги день рождения!!!

Это: торты, поздравленья!

Это ящики спиртного,

Овощного и мясного!!!

Чтоб на рюмку подналечь

Все придумывают речь.

Я хотела, как обычно

Прозой (и весьма приличной)

Пожелать ей целый ряд

Из заслуженных наград!

Но Лариса мне сказала:

Ты подруга, обещала!

Не отвертишься никак

От тостовочки в стихах!

В муках я листы мараю

И в конце концов желаю:

Быстро выучить английский,

На курорт слетать альпийский;

Чтоб шампанское с утра

Нам носили доктора!

И сапог не меньше тыщи

Чтоб гармошкой голенище.

Ключ желаю от квартиры,

Где деньгА лежит с сапфиром,

Может даже я осмелюсь

(Боже мой, какая прелесть),

Пожелать тебе мужчину,

Ультра-супер-секс-машину.

И создать потом семью.

Я за это снова пью!

Чтоб домами мы дружили,

В гости семьями ходили.

Чтобы рыба заливная

Получалась «…ух, какая!»

Чтоб незваный гость толпой

Не ходил к тебе домой.

Ведь и редко, но бывает

После ложки пропадают!

Воплотить мой хоровод

Срок тебе – примерно год.

Близкой подруге доброе веселое поздравление

Ну что сказать тебе, подруга,

Какой там возраст, ё моё,

Когда в душе седая вьюга,

И не «отличное» житьё.

Но сядем рядом у камина,

Затянем песню про любовь.

Расправим плечи, выгнем спины,

И закипит как раньше кровь!

Не смогут годы-чародеи

Нас, милый друг, заколдовать,

Мы с каждым годом молодеем.

Нам на проблемы наплевать!

Живём для радости с тобою,

И ищем только позитив.

Всегда готовы к счастью, к бою.

И льётся радости мотив.

ПРИКОЛЬНОЕ пожелание подружке в день рождения

Мы на дне рождения
Впали в рассуждение:
Кто на свете всех красивей,
Всех милей и всех счастливей?

Ну, конечно, это – ты,
Королева красоты!
Гости дружно подтвердят:
Ты, (имя), просто клад!

Пожелаем мы тебе
Изменения в судьбе –
Чтоб на Мерседесе белом
Принц к тебе приехал смелый.

Чтоб в костюме был парадном,
Щедрым был всегда, не жадным,
Замуж чтоб тебя позвал,
Свадьбу шумную сыграл.

Я за это пожелание
Поднимаю свой бокал!

Поздравление подруге веселое

Подружка милая!
Тебя я поздравляю
С разменянною датой - 61!
Конечно, не печалиться желаю,
А грудь вперёд и привлекать мужчин!
.
Пусть знают все, не в возрасте ведь дело,
А дело в нестареющей душе.
Считать года немного надоело,
Не надоело быть на кураже.
.
Так пусть живётся так тебе подольше,
С задором лёгким, не страшась седин,
Пусть будет в жизни радости побольше,
Поменьше огорчений и морщин.
.
Приносят счастья пусть семья и дети,
Друзья пусть навещают иногда,
Пусть солнышко в твоё окошко светит,
Пусть жизнь прекрасной кажется всегда!

Понравились веселые и прикольные поздравления на день рождения подруги? ПОСТАВЬ НА СВОЮ СТРАНИЦУ В СОЦСЕТЯХ!

Еще по теме Поздравления с днем рождения подруге: в стихах

Будь красива, словно дива,
Как шампанское - игрива,
Словно кошка - грациозна,
Как эпоха - грандиозна,

Как мечта - неповторима,
Как богиня будь любима.
Будь во всем нетривиальна,
Креативна, сексуальна,

Притягательна, желанна,
Бесподобна, долгожданна.
Будь нежна и романтична,
Нереальна, феерична.

Пусть в любви, семье, достатке
Не случатся неполадки.
Ты живи на всю катушку!
С днем рождения, подружка!

Тебе в день рождения хочу пожелать
Всегда оставаться цветущей такой.
Побольше улыбок и не унывать.
В душе чтоб гармония, но не покой.

Пусть ради тебя совершают поступки,
Пусть дарят подарки, внимание, страсть.
Чтоб денег хватало всегда на покупки.
Работа чтоб - в радость, а отдыха - всласть.

Любви настоящей, чтоб ноги дрожали,
И кругом от счастья пускай голова.
В объятьях чтоб крепкие руки держали.
Но главное - чтобы здорова была.

С Днем рождения, подруга,
Дорогая ты моя.
Очень нежно поздравляю
И целую я тебя!

Я тебе желаю счастья,
Жизни классной и любви,
Чтоб от радости светились
Умные глаза твои!

Чтоб была такой прекрасной
Еще много-много лет.
Чтоб светил, не угасая,
Нашей дружбы яркий свет!

Я тебе желаю лично
Выглядеть всегда отлично:
Туфли только от Версаче,
От Шанель духи в придачу,
Портмоне из крокодила,

Шуба - норка иль шиншилла.
Муж богатый и красивый
С дачей где-то на Мальдивах.
Счастье пусть везде и всюду!
С днем рождения, подруга!

Подружка милая моя,
Сегодня шлю я поздравления.
С любовью светлой, не таясь,
Я поздравляю с днем рождения!

Всех благ тебе и красоты,
Пусть будет счастье, солнце, радость.
И пусть сбываются мечты,
Что в уголках души остались.

Здоровья, милая, тебе,
И пусть свершится все, что нужно.
Спасибо за тебя судьбе:
За то, что ты - моя подружка!

Танцуй, гуляй и веселись,
Пусть мимо не проходит жизнь.
В любви купайся, будь собой
И просто следуй за мечтой.

Пусть твой звучит веселый смех,
В делах пусть ждет тебя успех.
Желаю я красивой быть
И ни секунды не грустить!

В твой день рождения и всегда
Пусть обойдет тебя беда.
Достаток, радость и уют
Пускай же в гости заглянут.

Тебе хочу я пожелать
Быть сильной и не унывать.
Пусть только солнце за окном,
А в жизни будет все пучком!

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Ты еще на год постарела,
Но все ж по-прежнему мила.

Ты свой песок сгреби в коробку
И спрячь куда-то на чердак.
Открой игристого ты пробку,
Устрой немножечко бардак.

Ты в этот день прекрасней неба.
Шары, цветы - все для тебя.
И знаю точно: наша дружба
Пройдет сквозь многие лета.

Желаю быть тебе счастливой
И никогда не унывать,
Любить самой и быть любимой.
И никогда не тосковать.

И пусть улыбкой солнце светит,
Утихнет пусть любая вьюга.
Удача в жизнь твою пусть метит.
И с днем рождения, подруга!

Дорогая! Поздравляю
С днем рождения тебя!
Всей душой тебе желаю
В сердце страсти и огня!

Пусть мужчины уважают,
Любят, ценят, берегут.
И до дома провожают,
И встречают поутру!

Оставайся милой, нежной
Ты на долгие года!
Будь такой же, как и прежде,
И счастливой будь всегда!

В День рождения желаю
Быть богиней красоты,
Чтоб улыбкой ты сияла,
Чтоб сбывались все мечты!

Чтоб мужчины обожали
И смотрели тебе вслед,
Ведь прекрасней и милее
В этом мире тебя нет!

Моя ты милая подруга,
Сегодня, в день рождения твой,
Я пожелаю тебе счастья,
Пусть всюду будет Бог с тобой.

Пусть жизнь кружит в водовороте.
Событий радостных букет
Пускай при каждом повороте
Подарит время на сто лет.

И все желания, что зреют
В твоей неглупой голове,
Сбываются пускай скорее.
Здоровья, радости тебе!

Подруга милая моя,
С днем рождения тебя!
В праздник твой желаю много:
Безграничного тепла,

Счастья женского простого,
Мужа самого родного,
Умных деток, нежных слов,
Ярких, красочных цветов,

Будь всегда такой же юной,
Красотой сверкай во век.
Я люблю тебя, подруга,
С большой буквы Человек!

Дружбой нашей дорожу,
С тобой всегда веселье,
Поздравить я тебя хочу,
Подруга, с Днем Рождения.

Всегда такой же яркой быть,
И быть неотразимой,
Улыбки всем свои дарить,
Быть доброй и терпимой.

Большого счастья и любви,
Чтоб твое сердце пело,
Удачу в жизни обрести,
Чтоб ты все-все сумела.

Ты празднуешь сегодня День рожденья,
Но не смогу на нем я побывать,
Поэтому пока дарю стихотворенье,
В котором буду многого желать!

Желаю быть всегда красивой,
Сейчас и через тридцать лет!
Желаю быть неповторимой,
Такой как ты на свете больше нет!

Желаю быть всегда счастливой,
И не познать ни горестей, ни бед.
Желаю быть всегда любимой,
Ведь без любви и жизни нет!

Желаю оптимизма,
Любви и магнетизма,
Удачи и богатства,
С мечтой не расставаться,

Быть ангелом хранимой,
Веселой и счастливой,
Здоровья и везенья,
Подружка, с Днем Рожденья!

Будь самой веселой и самой счастливой,
Хорошей и нежной, и самой красивой,
Будь самой внимательной, самой любимой,
Простой, обаятельной, неповторимой,

И доброй, и строгой, и слабой, и сильной,
Пусть беды уходят с дороги в бессилье.
Пусть сбудется все, что ты хочешь сама.
Любви тебе, веры, надежды, добра!

Дорогая, милая подружка!
Я пожелать тебе хочу,


Удачи, счастья, а вместо послесловия:

Подружка, с днем рожденья!
Принимай сегодня поздравления.
Пусть у тебя все будет хорошо,
И вот что я хочу сказать еще:

Больше радости, чем забот,
Больше отдыха, чем работ,
Больше солнышка, чем ненастья,
И большого, огромного счастья!

Наша дружба сильнее всего,
Ведь проверено это годами.
Я желаю тебе одного –
Почвы твердой всегда под ногами!

Дорогая подруга моя,
Жизнь порою – нелегкая штука,
Так что знай, поддержу тебя я –
Твоя лучшая в мире подруга!

У тебя сегодня день рождения,
Сегодня ты особенно мила.
И я спешу озвучить поздравление,
Которого ты, может, не ждала!

Я пожелать хочу тебе успехов море,
Улыбок, звезд и тишины ночей,
Пусть обойдут тебя беда и горе,
Печаль и сумрак прошлых дней!

Подруга, в День рожденья твой
Поздравления с душой:
Пусть будет лад и пониманье,
Мужское балует вниманье,

В швейцарском банке будет счет,
Респект по жизни и почет,
Авто – новейшей чтоб модели,
Успеха в каждом твоем деле!

Женская дружба разной бывает –
Кто-то находит, кто-то теряет.
Только у нас ведь она не такая –
Самая крепкая в мире, я знаю.

Я с днем рожденья тебя поздравляю,
И от души тебе, солнце, желаю:
Счастья, успеха, здоровою быть
И нашу дружбу навек сохранить!

Что пожелать подруге в день рожденья?
Здоровья, счастья, радости, удач!
Любви взаимной море, без сомненья,
Ты чаще улыбайся и не плачь.

Пусть наша дружба женская отныне
Тебя ведет, как вещая звезда!
Пускай она вовеки не остынет,
А только греет долгие года!

Желаю счастья и добра,
Желаю жизни полной,
Желаю радости с утра
До самой ночи поздней.

Желаю в жизни все успеть,
И не стареть, а молодеть.
Здоровье, бодрость сохранить
И много-много лет прожить.

Я желаю в День Рожденья
Всех желаний исполненья
Ультрамодных телефонов
Комплиментов миллионов

Платьев, кофточек, сапожек
С модных глянцевых обложек
Чаще получать букеты
И в душе чтоб было лето!

С моею Лучшею подругой
По жизни рядом – навсегда!
Горой порою друг за друга
Стояли долгие года!

И Дружба говорит о многом,
О том, что легче жить с тобой,
Наверно ты дана мне богом,
Иль послана самой Судьбой!

В День этот – твоего Рождения,
Чему так очень рада я,
Ты принимай-ка поздравления,
Подруга Лучшая моя!

Будь с каждым днем милей и краше,
Смотри на беды свысока,
И я хочу, чтоб Дружба наша
У нас осталась на века!

Дорогая, милая подружка!
Я пожелать тебе хочу,
Чтоб жизнь была, как мягкая игрушка,
И многие проблемы были по плечу.

Да что проблемы, главное, здоровье,
Чтоб все болезни обходили стороной.
Удачи, счастья, а вместо послесловья –
Я счастлива дружить с тобой!!!

С днем Рождения Подруга!
Пожелания мои…
Пусть все сбудутся надежды
И пусть сбудутся мечты!

Пусть не будет огорчений,
И не будет пустоты,
Больше в жизни приключений
Будь Счастливой в мире – Ты!

С Днем рожденья поздравляю
И желаю, и желаю:
Много-много счастья –
Оно не будет лишним,

Много-много денег –
Наличных, безналичных,
Много-много страсти
(Но это дело личное),

Множество покупок –
Шопинг – вещь отличная!
Еще пусть будет у тебя почаще хоть часок,
Чтобы могли сходить в кафе на кофеек!

С Днем рождения поздравляю!
И от Всей души желаю:
-иметь мужа побогаче
-на рублевке иметь дачу

Каждый день ходить в салон
-гладить мужа за мамон
А еще желаю счастья!
Без него нельзя прожить!

И любви еще желаю!
Большой,светлой..
На всю жизнь.

С днем рожденья поздравляем!
И от всей души желаем,
Быть веселой, симпатичной,
Молодой и энергичной.

Никогда не горевать
Крепко, крепко ночью спать,
Обладать такою силой,
Чтоб всегда остаться милой –

Для законного супруга,
И иного может друга.
Пусть здоровье крепким будет
Счастье дом твой не забудет,

Много радости, тепла,
Чтоб судьба была добра,
Чтобы молодость не вяла,
Чтобы старости не знала.

Ты с утра принарядилась,
Причесалась, надушилась,
Угощения купила,
Нас к столу всех пригласила.

Тебя все дружно обнимают,
Здоровья крепкого желают.
Я тоже рядышком стою,
Жду просто очередь свою.

А сейчас поднимем рюмки,
До краев нальем вина,
За твое мы день рожденья
Выпьем стоя и до дна!
Автор Мария Лангер

Подруг плохих не бывает, зачем тогда они? А лучшая подруга – одна. Именно для нее мы предлагаем поздравительные тексты и ко дню рождения и как элемент признательности вашей дружбы. Подборка оригинальна и позволяет поздравлению отличаться уникальностью.

В детстве многие сочиняют, а у взрослых на стихотворение редко когда находится время. Может, уже не той силы талант зарифмовать нужные, именно вашей подруге посвященные, слова. В разделе есть и универсальная и адресная текстура поздравлений. Просто выберите их в данном разделе, созданном для таких случаев. Удачи!

Красивое видео поздравление для подруги.

ü в нормативном смысле (работа требует высокого профессионализма или высокой квалификации)

ü для характеристики деятельности конкретного человека (педагог обладает высоким уровнем профессионализма или высокой квалификацией).

В первом случае имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека, его профессиональным знаниям и умениям, то есть компетентности. Во втором говорится, насколько специалист ими обладает.

Уровни профессионализма

Можно выделить пять уровней профессионализма: 1) допрофессионализм, 2) профессионализм, 3) суперпрофессионализм, 4) послепрофессионализм, а также отличать истинный профессионализм от 5) непрофессионализма.

1) Допрофессионализм включает в себя три этапа:

I – первичное ознакомление с профессией;

II – адаптация в профессии;

III – самоактуализация: осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии. На первом уровне – этапе развития профессионализма происходит освоение способов решения основных профессиональных задач, выработка индивидуального профессионального почерка, стиля педагогической деятельности, а также осознание своих слабых и сильных сторон как профессионала, что крайне важно для анализа собственной индивидуальной методической системы.

2) Профессионализм - это свободное владение профессией, мастерство, помогающее оптимизировать индивидуальную методическую систему.

3) Суперпрофессионал может проявляться как творец в педагогической деятельности, универсал и, наконец, профессионал, способный к дальнейшему собственному самопроектированию и, следовательно, конструированию авторской методической системы.

4) Послепрофессиональный период - это этап завершения профессиональной деятельности, когда учитель уже может выполнять функции консультанта, эксперта, наставника, обучающего других технологии конструирования авторской программы, технологий, методической и педагогической систем.

5) Помимо этого, в особую группу выделяются непрофессионалы-педагоги , которые, независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам.

Позиции методиста как специалиста

В каждой профессии существует множество различных позиций, в которых выступает специалист. Методист выполняет роли преподавателя, исследователя, воспитателя, руководителя, социального педагога, руководителя профессиональной группы, субъекта собственного профессионального развития. Есть и определенная закономерность в овладении педагогом различными сторонами своей профессии.

В начале профессиональной деятельности у педагога, как правило, сильнее выражена роль предметника, так как в период становления идет освоение содержания обучения. Затем формируется позиция методиста; в период зрелости педагог все больше внимания начинает уделять процессу обучения, методам его совершенствования. Вместе с мастерством появляется потребность в осмыслении и анализе своей деятельности, более глубокой педагогической оценке достижений воспитанников. Данные особенности необходимо учитывать, разрабатывая стратегию профессионального роста педагогов в системе методической работы.

2. Методист учреждения дополнительного образования детей

Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист?

Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист - «и швец и жнец», т. е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном лице. В последние годы педагоги все более остро стали ощущать потребность в помощи по технике проведения эксперимента, разработке авторских программ, экспертизе собственных методических: разработок и т.д. Словом, стал формироваться реальный спрос на методиста нового качества, выполняющего новые функции.

В зависимости от функций деятельности методической службы - информационной, аналитической, планово-прогностической, проектировочной, обучающей, организационно-координационной - следует разделять методистов по направлениям деятельности. С этой точки зрения у методиста появляются новые специальности: методист-информатор, методист-аналитик, методист-прогнозист, методист-проектировщик, методист-организатор, методист-координатор и т.д.

Методист сегодня - это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.

Методическая деятельность - это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения

Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста :

ü удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;

ü формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;

ü обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;

ü создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.

ü Профессионально значимые качества методиста

1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, - «открытый интеллект»:

ü способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;

ü умение создавать, созидать новое;

ü способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;

ü способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы;

ü умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;

ü способность схватывать объект как одно целое;

ü способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;

ü способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;

ü способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.

2. Социальная компетентность:

ü принятие других такими, какие они есть;

ü терпимое отношение к ошибкам;

ü интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;

ü пунктуальность;

ü стремление к сотрудничеству;

ü искренность с собой и другими; социальная совесть.

3. Способность к практическому решению проблем :

ü отслеживание всех аспектов проблемы;

ü идентификация связей между идеями;

ü аккуратность в интерпретации информации;

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.

Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе проходит всякий в течение профессиональной жизни. Выделим уровни профессионализма и изложим их (от низших к высшим).

1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный груд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке труда могут проходить длительно и постепенно, а также в разных вариациях у различных людей.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это так или иначе характеризует отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.

Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.

Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами. Ниже мы излагаем условно выделенные нами этапы и ступени на пути к профессионализму. Подчеркнем, что эти этапы и ступени разных уровней могут наблюдаться у человека одновременно и параллельно друг с другом, относительно высокие уровни и ступени могут сосуществовать с более низкими, что в целом характеризует индивидуальное своеобразие и неповторимость профессионального пути конкретного человека.

Перейдем к обсуждению более дробных членений в уровнях профессионализма – к его стадиям, ступеням. Отметим, что сами эти наименования – уровни, этапы, стадии – тоже условны, читатель может заменить их другими, возможно, более подходящими словами, мы же стремимся привлечь внимание к неоднородности профессионального пути человека.

Рассмотрим этапы внутри главных интересующих нас уровней – профессионализма и суперпрофессионализма.

Внутри уровня профессионализма мы выделяем следующие этапы:

– этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

– этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

– этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма выделим следующие этапы:

– этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой професси-ональой среды, иногда создание человеком новой профессии;

– этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

– этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала, то есть формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств (а не просто упрочение имеющихся качеств, как на предыдущих этапах), самостроительство, самосозидание; достижение вершин («акме») в развитии своей личности.

Уровня профессионализма может достигнуть практически каждый человек. Уровень суперпрофессионализма в принципе доступен каждому здоровому человеку. Надо только понимать, что профессиональное творчество существенно влияет на образ и стиль жизни человека. Творчество как правило становится доминирующим мотивом в жизнедеятельности человека. Ни в коем случае профессиональное творчество не должно означать жертвенности, нанесения ущерба развитию личности человека, его полноценной жизни, ограничивать простор для развития личности человека. Профессиональное творчество, хотя и отнимает много сил и времени человека, вместе с тем одухотворяет человека, поднимает его над повседневностью, дает мощные стимулы развитию личности человека, освещает его внутренним светом.

Внутри уровней профессионализма, суперпрофессионализма и намеченных выше этапов человеку бывает необходимо преодолеть ряд ступеней – овладеть спектром новых задач и связанных с ними приемов, технологий, что в целом образует профессиональные позиции. Например, учитель обычно вначале осваивает профессиональную позицию предметника, передающего знания учащимся, затем ставит методические задачи, овладевая позицией методиста, позднее усваивает приемы самодиагностики, диагностики учащихся, укрепляет себя в позициях самодиагноста, диагноста и т.д.

Целесообразно выделение достаточно большого числа этих промежуточных ступеней профессионального роста (что может лечь в основу многоступенчатой тарифной сетки). Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Овладение профессионализмом в этом смысле – это последовательное восхождение от одной его ступени к другой. Дробное расчленение пути к профессионализму на ряд отрезков может дать ориентиры специалисту в проектировании своего профессионального роста, эксперту – более точные основания при оценивании труда работников.

Подчеркнем еще раз, что названные выше уровни, этапы, ступени профессионализма ни в коей мере не являются жесткой схемой, а лишь широкой и гибкой ориентировочной основой, откуда специалист в зависимости от своего профессионального мировоззрения, а руководитель с учетом концепции развития организации могут заимствовать для использования некоторые психологические критерии и ориентиры.

Приведем разработанные нами ступени (профессиональные позиции) внутри каждого из уровней и этапов.

На уровне профессионализма внутри этапа адаптации к профессионализму ступенями могут быть: стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации, специалист, сотрудничающий с социально-психологическими службами и др.

На уровне профессионализма внутри этапа самоактуализации человека в профессии ступенями могут быть: самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность с Я-концепцией, самопрогнозирующий свой профессиональный путь специалист, самосохраняющийся специалист, профессионально обучаемый, имеющий внутренний локус профессионального контроля, готовый к дифференцированной оценке своего труда, самореализующий свои индивидуальные возможности, конфликтоустойчивый и др.

На уровне профессионализма внутри этапа гармонизации человека с профессией и мастерства ступенями профессионализма могут выступить: мастер в профессиональной деятельности, мастер в профессиональном общении, диагност, гуманист с ориентацией на развитие личности другого человека в труде, учитывающий индивидуальность другого человека, воспитатель, консультант и наставник, координатор, управленец, эксперт и др. Образно выражены этапы и грани профессийнализма учителя (цит. по 4. в 1.5., с. 29): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

На уровне суперпрофессионализма внутри этапа творческого вклада человека в профессию ступенями профессионализма могут быть: участник и инициатор инноваций, творец и новатор, исследователь, экспериментатор, а также специалист, оздорав-ливающий профессиональную среду или преобразующий ее, источник духовных ценностей, достигающий вершин («акме») в своей профессиональной деятельности и др.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа свободного владения несколькими смежными профессиями и переключения от одной к другой ступенями являются: смежник, универсал.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа творческого саморазвития ступенями являются: самосозидатель, достигающий вершин («акме») в развитии своей личности и др.

Уровни, этапы и ступени профессионализма представлены в табл. 5. По мере роста профессионализма специалист, поднимаясь от ступени к ступени, «обрастает» описанными профессиональными позициями, все более приближаясь к профессионализму.

В разных профессиях ступени профессионализма, профессиональные позиции могут отличаться. Так, в научном коллективе были выделены (1) следующие возможные профессиональные роли: фанатик, пионер, диагностик, эрудит, техник, эстет, методолог, мыслитель, исполнитель, проходимец, генератор идей, эксперт, организатор, критик, коммуникатор, мастер, программист, переводчик, мотиватор, афорист, классик, романтик, учитель, координатор демагог, скрупулезный, администратор, одиночка, популяризатор, идеолог.

Восхождение человека к профессионализму не есть линейный планомерный процесс, этот процесс может забегать вперед, оставляя необеспеченные участки, «белые пятна» в профессиональном портрете работника. Неравномерность разных этапов и ступеней внутри них возможна и у разных специалистов, и у одного человека на разных ступенях его профессионального роста. Известно, например, что молодой учитель на этале адаптации профессии в чем-то может оказаться в роли творца (предложив школе что-то новое), еще не став мастером, и в этом будет состоять его индивидуальная траектория профессионального роста. Или учитель, достигший мастерства, может не быть осознанной индивидуальностью, то есть хорошо обучая детей, он не задумывается о своем индивидуальном стиле. Этапы и ступени внутри них жестко не связаны друг с другом.

Этапы, ступени профессионализма специалиста могут быть соотнесены также с зонами его развития. Каждый этап и ступень профессионализма обычно сначала находятся у специалиста в зоне его ближайшего развития, а затем переходят в зону актуального развития. Например, учитель может находиться на этапе адаптации или самоактуализации, но при благоприятных условиях у него проявляются новые потенциальные возможности, признаки позиции мастера, диагноста, экспериментатора, которые позднее войдут в наличный фонд его развития. Помочь специалисту увидеть зону ближайшего профессионального развития, перспективу его профессионального роста – важная задача гуманистически ориентированного профессионального оценивания, аттестации.

Каждый уровень, этап, ступень профессионализма предъявляет неодинаковые требования к психологическим качествам человека – к мотивации, к мышлению, к личности, к моторике и др. Например, на ступени «убежденный специалист» необходимо наличие устойчивой профессиональной направленности, мотивации; на ступени «эрудит» – важны осведомленность, широкий запас профессиональных знаний, владение теорией; на ступени «самодиагност» – наличие самосознания, саморефлексии, оптимизма, позитивной Я-концепции; ступень «мастера» требует от специалиста профессионального целепо-лагания и мышления, интуиции и импровизации, владения рациональными приемами и технологиями; на ступени «диагноста, эксперта» важно владение приемами и эталонами профессионального оценивания коллег, наличие психологического такта и этики, эмпатии; ступень «творца» (новатора, изобретателя) возможна при наличии гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям; ступень «исследователя, экспериментатора» требует владения методами проведения научного исследования, развитого профессионального системного мышления, зрелого профессионального мировоззрения.

Переход на новый уровень, этап, ступень профессионализма может оцениваться как самим человеком (при самооценивании, самоаттестации), так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы владение каждой новой ступенью профессионализма человеком сопровождалось бы моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и мотивируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень, ступень профессионализма.

Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму

уровни роль человека в труде этапы ступени
допрофессио-нализм индивид, работник социндивид, допрофессионал первичн. ознаком с профессией дилетант, самоучка
профессионализм деятель, специалист, субъект труда, профессионал адаптация человека к профессии стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации
самоактуализация человека в профессии самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность, самопрогнозирующий специалист, самосохраняющийся специалист, имеющий внутренний локус контроля, реализующий свои индивидуальные возможности и др.
свободное владение профес. в форме мас-терст., гармония с профессией мастер в профессиональной деятельности и в профессиональном общении, диагност, гуманист, консультант, наставник, координатор, эксперт
суперпрофессионализм творец, суперпрофессионал свободное владение профес в форме творчества участник и инициатор инноваций, новатор, исследователь, экспериментатор, достигающий вершин («акме») в профессиональной деятельности, специалист, оздоравли-вающий профессиональную среду, источник духовных профессиональных ценностей
овладение рядом смежных профессией универсал
творчес. са-мопроекти-ров себя как лично сти самосозидатель; достигающий вершин («акме») в развитии своей личности
непрофессионализм псевдопрофессионал выполнение труда по профес. искажен, нормам, на фоне деформации личности узкий специалист, фанатик работы, работник с неэффективной профессиональной деятельностью, специалист с деформированной личностью.
послепро-фессионализм профессионал в прошлом завершение профессион. деятельности наставник, консультант, эксперт

Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.