Какой предмет можно фотографировать в путешествиях. Советы и идеи - как фотографировать в поездке

Фотографируя в путешествии, сталкиваешься с рядом ограничений. При этом, необязательно обладать массой свободного времени и набором дорого оборудования, чтобы получить отличные фотографии. Достаточно некоторой предварительной подготовки, базовых знаний о технике съемки и немного фантазии.

В предыдущих статьях рубрики , мы с вами уже обсуждали некоторые моменты:

Пришла пора поговорить о практической стороне полученных навыков. Я расскажу о том, какие приемы использую при фотосъемке в путешествии.

Практические советы:

Снимайте много

Часто на многих сайтах, посвященных фотографии, можно встретить совет, что к каждому кадру нужно подходить творчески, а не бездумно щелкать все подряд. Я тоже не призываю вас фотографировать каждый камень, встреченный на дороге. Но, если у вас возник вопрос «Сделать кадр или нет?», лучше сделайте. Карты памяти на сегодняшний день стоят недорого, и нет нужды заботиться о каждом потраченном мегабайте. Ведь точно неизвестно, получится ли еще раз вернуться на то же место и сделать кадр, который вы хотели. А удалить плохой снимок вы всегда сможете дома, в спокойной обстановке просматривая отснятый материал. Особенно полезен этот совет людям, ведущим блоги о путешествиях. Иногда, пишешь статью о какой-нибудь достопримечательности или интересной местности и думаешь «Почему же я это не сфотографировал?».

Не удаляйте кадры во время съемки

Несмотря на то что, с каждым годом фотоаппараты становятся все совершеннее, их экраны до сих пор не позволяют адекватно оценить сделанный снимок. Во-первых — на трех дюймах (обычный размер экрана современного фотоаппарата) сложно что-то хорошо рассмотреть, во-вторых — при разных условиях освещения (в тени или при ярком солнечном свете) снимок будет смотреться по-разному. Поэтому не торопитесь нажимать кнопку «Удалить». А дома на большом экране ПК, ноутбука или планшета внимательно рассмотрите сделанные фотографии и принимайте решение.

Не пытайтесь объять необъятное — главное в кадре

Очень часто люди, недавно взявшие в руки фотоаппарат, просматривая собственные снимки, сетуют на то, что фотографии не могут передать красоту посещенных мест. Происходит это потому, что наше зрение – гораздо более совершенный инструмент, нежели фотокамера. Наши глаза моментально находят интересные объекты и складывают их в одну картинку, как пазл, отбрасывая при этом ненужные детали. Мы, не задумываясь, делаем снимок, а после, рассматривая фотографию, размышляем «Что же мы хотели сфотографировать?». Поэтому, не пытайтесь объять необъятное – определитесь, что главное в кадре – остров; замок, вырастающий из скалы; убегающая вдаль дорога или кот, спешащий по своим делам. И постарайтесь именно это максимально интересно показать в своем снимке.

Добавьте глубины своим фотографиям

Безусловно, любая фотография – это двухмерная картинка. Но, применяя определенные приемы, можно добиться того, чтобы ваши снимки передавали объем и смотрелись гораздо интереснее.

  1. Включайте в фотографию объекты переднего плана. Это придаст вашему снимку ощущение глубины и масштаба.
  2. Управляйте глубиной резкости. Сосредоточьте внимание зрителя на главном объекте съемки, размыв ненужные детали, как бы отделив его от фона. Проще всего этого добиться, используя светосильный объектив, установив небольшое значение диафрагмы (например, f/2 или f/2.8), или зум-объектив с большим фокусным расстоянием (используйте максимальное фокусное расстояние и небольшое значение диафрагмы).
  3. Используйте приемы перспективы в фотографии. Перспектива бывает линейной, воздушной и тональной. О линейной перспективе уже упоминалось в статье . Правила «Диагонали» и «Ритм и структура» — это как раз примеры использования линейной перспективы. Воздушная перспектива основана на том, что самые близкие объекты имеют более насыщенный тон и выглядят более четко, а удаленные, как бы бледнеют, растворяются вдали. Проще всего такие фотографии получаются при съемке в тумане или дымке. Тональная перспектива основана на изменении тона объектов в кадре. Оказывается, теплые цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют особенность визуально приближать объект. Холодные же цвета — синий, фиолетовый и зеленый — наоборот, отдаляют объекты. Таким образом, разместив желтый объект на синем фоне, или красный на зеленом можно зрительно увеличить глубину фотографии.

Не пренебрегайте деталями

Не стоит ограничиваться исключительно съемкой необычных зданий и сооружений. Осмотритесь и вы увидите много элементов, так и просящихся в кадр – необычные двери, интересно обрамленные окна, вывески, старинные дверные ручки и многое другое. Такие кадры отлично дополнят ваш фоторепортаж.

Незнакомые люди – фотографировать или нет?

Многие задаются этим вопросом в путешествии. На мой взгляд, колоритные люди, запечатленные на ваших снимках, могут рассказать о поездке не меньше, чем фотографии достопримечательностей. Особенно интересно смотрятся люди в процессе какой-то деятельности – продавцы, музыканты, местные умельцы и т. д. Но, при фотографировании незнакомых людей нужно соблюдать определенные правила. Если вы видите, что человеку не нравится быть объектом съемки, лучше перестать фотографировать. Во многих странах запрещено снимать военных, полицейских, государственных служащих и др., поэтому лучше ознакомиться с правилами съемки в той или иной стране перед поездкой.

Хотите получать хорошие кадры — не ленитесь

Если у вас есть возможность рано встать, чтобы поснимать какой-нибудь интересный объект или местность, не ленитесь. Во-первых, ранее утро само по себе способствует получению хороших снимков. Утренний свет не такой яркий и жесткий как дневной, цвета на ваших фотографиях получатся более насыщенными, а тоновые переходы — более плавными. Во-вторых, утром не так много туристов. У вас будет возможность спокойно сфотографировать интересующий вас объект с разных ракурсов, не опасаясь попадания чьих-то голов и рук в кадр.

Прятать фотоаппарат с заходом солнца тоже не стоит. Ведь есть возможность пополнить свой фотоальбом удивительными по красоте фотографиями. Для этого понадобится штатив. Лучше всего начинать съемку сразу после заката, пока небо остается светлым еще какое-то время. В этот небольшой промежуток обычно получаются фотографии, насыщенные нереальными закатными оттенками. Ну а когда зажгутся все фонари и разнообразная подсветка зданий, можно перейти к съемке ночного города.

Проявляйте фантазию

Во время съемки не стойте на месте, меняйте ракурсы. Присядьте, залезьте на камень, поднимите фотоаппарат над головой, поиграйтесь с фокусировкой (резкий передний план или задний). Используйте разное кадрирование — снимите общий план и отдельные элементы. Попробуйте фотографировать через арки, дверные или оконные проемы, используя их в качестве обрамления главного объекта съемки. Подойдите к процессу фотографирования творчески и полученные результаты вас удивят.

«Я и пальма»

Большую часть снимков, которые привозят начинающие фотолюбители из путешествий можно отнести к категории «Я и памятник, я и замок, я и пальма…». Такие фотографии, на мой взгляд, интересны в основном тому, кто на них запечатлен. И, обычно, они содержат ряд типичных ошибок, которые делают их совершенно непривлекательными.

Несколько советов о том, как снимать подобные сюжеты.

  • Следите за тем, чтобы из головы модели не торчали столбы, деревья, дорожные знаки и т. д.
  • Если хотите запечатлеть фотомодель на фоне какого-нибудь объекта, не располагайте ее по центру кадра, лучше сместите влево или вправо. Таким образом, и снимок будет выглядеть более гармоничным, и фотомодель не будет закрывать интересный объект.
  • Если человек, которого вы снимаете, является одним из основных объектов съемки, не стоит делать его очень маленьким и плохо различимым. Это оправдано лишь в том случае, если вы хотите показать масштаб снимаемых объектов.
  • Не отрезайте кисти рук, ступни, и часть головы вашей модели. Как правило, это портит снимок.

В заключение, хотелось бы пожелать всем любителям фотографии не бояться экспериментировать и больше практиковаться. И кто знает, может, именно, ваши фотографии будут красоваться на обложках журнала National Geographic или «Вокруг света».

До новых встреч на страницах блога www.сайт

Предисловие

В любом фотоаппарате есть кнопка “шедевр”, но производители тщательно скрывают её местоположение.

Широко распространенное заблуждение

Я начал фотографировать лет в 14, когда родители купили нам с братом первый фотоаппарат – Смена 8М. Прошло много лет. Мое увлечение фотографией переросло в профессию. Я фотографировал юбилеи и корпоративы, директоров больших и малых предприятий и их продукцию, крестины и свадьбы. Больше 10 лет я преподавал фотографию начинающим и не только начинающим фотографам. И конечно же, я много фотографировал в путешествиях.

Из опыта общения с моими учениками я знаю, что многие хотели бы улучшить свои фотографии, но не знают, как это сделать. Это кажется весьма удивительным при том изобилии информации о фотографии, которое нам доступно в 21 веке, и учитывая, что все многочисленные учебники, статьи, уроки говорят по сути одно и то же, и притом совершенно правильно… А вопросы все равно остаются. Создается такое ощущение, что для большинства книги эти написаны все равно что на китайском языке. И если они и понимают что-то из этих книг, то шиворот-навыворот.

Каких только “законов” не придумали люди, чтобы усложнить свою фотографическую жизнь: что нельзя снимать против света, что ночью нужно обязательно использовать вспышку, что плохо фотографировать белое на белом и черное на черном, что нельзя “отрезать” макушки у людей, верхушки у деревьев и кресты у храмов, что линия горизонта обязательно должна делить кадр в соотношении 1:2 и т.д. и т.п.

В этой статье я постарался по возможности просто и с практической точки зрения изложить некоторые ключевые советы – как улучшить свои фотографии. Статья проиллюстрирована фотографиями, сделанными мною в разные годы, а также фотографиями моих учеников. Здесь также приведены работы некоторых именитых фотографов, а также их высказывания, которые, как я надеюсь, подкрепляют основные мои тезисы, делают их более выпуклыми.

О серии фотографий

Любая фотография может представлять интерес или сама по себе, или как часть серии, очерка, фотоотчета. Когда мы говорим о фотосъемке в путешествии, может иметь место и первый, и второй вариант.

В серии фотографий важны:

полнота (раскрытия темы);

разнообразие , но при этом и цельность иллюстративного ряда;

последовательность .

Даже не очень выигрышный сам по себе снимок может найти свое место и украсить серию в целом. Это плюс. Серия фотографий представляет собой разновидность повествования, это некая законченная вещь. И потому она с большим интересом воспринимается зрителем. Это тоже плюс.

Но хотелось бы, чтобы было из чего выбирать. В любом случае серия состоит из отдельных фотографий. И дальше речь пойдет именно об отдельной фотографии.

Что такое “хорошая фотография”?

Закат из окна городской квартиры интересно снимать только первые 135 раз.

Народная мудрость

В любой фотографии можно условно выделить “что” и “как” – (1) “что снято” и (2) “как снято”.

(1) “Что снято”, содержание снимка – это какая-то местность, уголок природы, растение, животное. Или же это город, здание, улица, площадь, памятник. Возможно, это некий предмет, фрагмент интерьера, архитектурная деталь, а может быть это люди – местные жители и приезжие, интересное событие, уличная сценка, удачно пойманный момент, наконец, мы сами и наши друзья в путешествии…

(2) “Как снято”, или по-научному – изобразительное, художественное решение снимка – это, главным образом, характер освещения и композиция кадра.

Замок Нойшванштайн. Германия. Июнь 2001 г.

Фейерверк на Рейне. Снято с движущегося теплохода. Германия. Июль 2001 г.

Деревня Глазово. Архангельская обл. Август 2003 г.

Пушкинские горы. Псковская обл. Май 2004 г.

Фотография может быть сделана “очень грамотно” (как), но объект съемки (что) совершенно неинтересен, даже автору снимка. С другой стороны, можно снять что-то весьма интересное, редкое, но так безобразно, по-любительски, что смотреть не хочется.

Мы исходим из того, что в хорошем снимке “замечательны”, или по крайней мере “весьма неплохи” должны быть и “что”, и “как”. Помните у Чехова – и душа, и костюм? Но первое (что) все же гораздо важнее второго (как). Без него снимок становится совершенно пустым, и тянет в лучшем случае на упражнение по освещению или композиции, пусть и блестяще выполненное.

На практике не тек легко отделить одно от другого. Так драматичное состояние природы, например, предгрозовое состояние, может рассматриваться как объект съемки (т.е. именно это состояние мы и снимали), но одновременно с этим совершенно очевидно, что это состояние представляет собой в то же время и условие съемки, определяющее характер освещения, что мы обычно относим к “как”.

Тем не менее, с методической точки зрения, а также с точки зрения оценки чужой и в особенности своей фотографии, весьма полезно, и даже необходимо различать содержание снимка и его изобразительное решение. Данная статья будет всецело посвящена именно содержанию снимка и содержательным достоинствам снимка. Об освещении и композиции мы поговорим в других статьях.

В прежние времена было принято иллюстрировать географию мира, воспроизводя памятники архитектуры или представляя различные этнические типы. Ныне фотография расширила сферу изображаемых элементов человеческого бытия, поколебав эту традицию.

Анри Картье-Брессон

Наши интересы в путешествии могут быть весьма разнообразны. Кому-то хочется сфотографировать главные достопримечательности и красоты, других больше интересует местный колорит и обыденная жизнь людей, а некоторым важно запечатлеть “себя любимого” на фоне исторических памятников или сделать репортаж о самом путешествии и путешественниках.

Жанры фотосъемки в путешествии так же разнообразны, как темпераменты фотографов. Люди спокойные, терпеливые и склонные к медитации тяготеют к пейзажу, открытым и общительным хорошо удается портрет, напористым и решительным “прописан” репортаж, жанровая и street-фотография.

Но к какому бы жанру не принадлежал снимок, очень хочется, чтобы снимок понравился. По крайней мере тем, кому мы его показываем. Рассуждая о том, что такое хорошая фотография, многие скажут “красивая”. Но красота не является содержательным достоинством снимка. Сфотографировать что-то само по себе красивое отнюдь не заслуга фотографа. Снять что-то красиво – вот достойная задача. А это относится к области изобразительного решения, т.е. к аспекту “как”.

С содержательной же точки зрения гораздо важнее, чтобы фотография была информативна, познавательна, чтобы она сообщала зрителю что-то новое или оживляла в памяти хорошо забытое старое. Возможно, это что-то знаменитое и широко растиражированное, ну, скажем, Гранд-Каньон в Аризоне, США, и тогда хотелось бы увидеть побольше новых подробностей, неожиданных красок или особенного взгляда. А может быть это что-то расположенное буквально под носом, но мало кому известное, как Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, близ Подольска, или замок в селе Муромцево под Владимиром.

Если снимок сделан не только для себя, своих родственников и знакомых, а предназначен широкому кругу зрителей, то желательно, чтобы он поведал нам о чем-то редком, малодоступном, необычном или даже уникальном (ни у кого такого нет, да и не будет). Правда, представление о том, что является редким и необычным зависит от богатства нашего визуально опыта. А опыт этот, к сожалению, не формируется из прочтения инструкции к фотоаппарату.

Архипелаг Кузова. Карелия. Июль 2005 г.

Три фотографа. Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.

Слияние Чемала и Катуни. Алтай. 2003 г.

Мраморный каньон «Рускеала». Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.

Каньон использовался для добычи мрамора еще в XVII в. В настоящее время на территории каньона создан туристический комплекс — Горный парк «Рускеа́ла»

Фиолетовый закат. Архипелаг Кузова в Белом море. Карелия. Июль 2005 г.

Подобные закаты – довольно редкое явление. Солнце уже опустилось за горизонт, но подсветило розовым светом высокие облака. В результате создалась необыкновенная картина фиолетового заката.

Храм Покрова на Нерли в половодье. Недалеко от Владимира. 2005 г.

Местные жители на моторных лодках перевозили туристов к храму. Мы с коллегой попросили высадить нас на островке напротив храма. Так, чтобы можно было снять общий вид.

Дерево в воде. Мраморный каньон «Рускеала». Карелия. Июль 2008 г.

Иногда по прошествии времени фотография приобретает дополнительную ценность: дома сносят и строят, деревья спиливают, и на их месте вырастают новые. И только на фотографии все остается таким, как много лет назад.

Проездная башня Николо-Карельского монастыря. Коломенское. Октябрь 2005 г.

К сожалению, в 2007 году башня была перевезена на новое место – дальше вглубь парка, на открытое место — на территорию музея деревянного зодчества, Поэтому такой снимок сделать уже нельзя.

Недостроенный дворец в Царицыно. Октябрь 2004 г.

На стенах росли трава, кусты и деревья.

Эмоциональность снимка

Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце.

Анри Картье-Брессон

Смотрите пристальнее на окружающий вас мир и поверьте в свои ощущения и эмоции. Задайте себе вопрос: если я сейчас сделаю фотографию, будет ли она передавать мои эмоции и ощущения, смогу ли я донести их до зрителя?

Ансел Адамс

Фотография оказывает более сильное воздействие на зрителя, лучше запоминается, если она вызывает в нем душевный отклик, трогает, цепляет. Одним словом, если она эмоциональна.

Эмоциональность в пейзаже – это состояние природы, которое присутствует в кадре наряду с изображаемым. Это порыв ветра, которые клонит деревья и срывает с них листья, это тяжелые и мрачные тучи, нависающие над лесом, это зеркальная гладь озера, подчеркивающая полный штиль.

Эмоциональность в событии – это точно пойманный момент, это открытые улыбки, горючие слезы и характерные гримасы на лицах участников, это ясное и яркое отображения сути происходящего.

Фотография красивого вида не станет пейзажем, если она не передает состояния природы, её настроения. Снимок бытовой сценки не станет настоящей жанровой фотографией, если автор не смог поймать кульминацию события или, как говорил Картье-Брессон, решающего мгновения. Изображение человека нельзя назвать портретом, если в нем не сохранилось хоть чуть-чуть от характера этого человека.

Белое озеро. Белозерск. Май 2011 г.

Весна. Окрестности Кашина. Май 2005 г.

Вот такое оно – Белое море. Архипелаг Кузова, Карелия. Июль 2005 г.

Блики на воде. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. Июль 2005 г.

Закат на Соловках. Архангельская обл. Август 2006 г.

Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Вологда. 2003 г.

Строители отдыхают. Царицыно. 2006 г.

Фото Сергея Хритова.

Валера. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Макс. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Ольга. Карьер под Лыткарино. Март 2008 г.

Кропотливый путь или удача

“Думается, в фотопейзажном деле фактор удачи не так уж велик, как принято считать. Ведь чем чаще вы бываете на природе, тем больше шансов, что вам повезет”

Том Тилл

“Хотя я много путешествую, я никогда не странствую налегке. Даже если я оставляю машину для непродолжительной вылазки в лес, за плечами у меня рюкзак с фотопринадлежностями весом в 25 килограммов, а в руках штатив”

Тео Оллофс

Итак, мы хотим чтобы наши фотографии были интересными, по возможности необычными, лучше – уникальными, да к тому же еще эмоциональными… Ну хотя бы 2 пункта из четырех… Ну хорошо, хотя бы один.

Но, как говорится, искусство требует жертв. Или лучше так: без труда не выловишь и рыбку… Короче, если хочешь что-то заполучить, надо чем-то за это заплатить.

Нужно забраться туда, куда на машине не проехать. Нужно снимать тогда, когда почти никто не снимает – в ливень и в пургу, в сплошной туман и в лютый мороз. Нужно больше ходить и меньше ездить. Нужно встать пораньше и бродить подольше, пока улицы пусты. Нужно не забыть про вечернюю прогулку и не полениться отправиться на ночную съемку, обязательно захватив штатив. Нужно занять оптимальную точку съемки и, только услышав, “молодой человек, здесь снимать нельзя”, ответить “простите, не буду”, зная, что пару раз вы все же успели нажать на кнопку затвора. Еще лучше завести знакомство человеком, который проведет вас в такие места, куда простым смертным ходить нельзя, и покажет такие виды, которые мало кто не снимал. Нужно не постесняться и снять выразительное лицо случайного прохожего или смешную сценку. Если вы считаете это бестактным, никто не мешает получить предварительное согласие на съемку. Или глупо улыбаясь и пожимая плечами, показать камеру как бы спрашивая – можно? Если проблема не в бестактности, можно воспользоваться ну очень сильным объективом.

Причем делать все это приходится, не очень-то рассчитывая на результат. Ведь в фотографии есть одна неприятная закономерность – чем больше усилий вы потратили на ту или иную фотографию, тем ценнее она вам кажется при последующем отборе, тем психологически сложнее ее забраковать. Так в наших отчетах появляются заведомо неудачные снимки, которые достались нам слишком дорогой ценой. Так что снимать нужно много, а отбирать – строго.

Валун. Фото Джека Дикинга.

“Этот снимок я привез из Национального парка “Джо-шуатри” в Южной Калифорнии. В ожидании оптимальных световых условий пришлось наведываться сюда раза три-четыре”

Водопад Кивач. Карелия. Фото 2006 года.

Обычно вокруг водопада снуют толпы туристов, поэтому снять “чистый” кадр не так-то просто. Приходится долго выжидать, а то и договариваться с экскурсантами, прося “подождать минуточку”. В таких случаях может быть весьма полезна помощь друга.

Лесная мгла. Швейцария. Фото Кэтрин Эймс. 1994 год.

“Особенно я люблю забраться в машину и ехать, выискивая подходящую натуру. Иной раз, исследуя какую-то определенную местность, приходится целыми неделями жить в автомобиле, и мне очень нравится такой образ жизни, позволяющий забраться в нетронутые цивилизацией уголки, оставив далеко позади людские тропы”.

Остров Сидоров. Карелия. Фото 2007 года.

В России девственную природу вы скорее всего встретите лишь в таких местах, куда невозможно добраться на автомобиле. И наоборот, если в какое-то место можно доехать на машине, то очень скоро вы обнаружите кучи мусора, пластиковые бутылки и другие следы пребывания “хозяина природы”.

Весть о мире. Бассейн реки Янки-Бой, Колорадо. США. Фото Кена Дункана.

“Я набрел на красивое местечко в бассейне реки Янки-Бой, но утренний свет был слишком вялым. Дело усугубила масса других фотографов, которые присоединились ко мне и топтались по полям… Поэтому я ушел оттуда, решив немного развеяться. Когда же я снова вернулся на облюбованное место, там было уныло и пасмурно… И тут начался дождь… я раскрыл пестрый зонтик и уселся на складном стульчике под ним… Так прошло два часа… но затем облака разошлись, сверкнули лучи солнца, и над полем появилась изумительная радуга”.

Отражения. Фото Джека Дикинга.

“От дороги я прошел километров пять, прежде чем попал сюда; после урагана с ливнем во впадине образовалось озерцо, в центре которого виднелся высохший изогнутый корень. Я попытался сфотографировать его, но в первый раз мне не повезло с освещением. Я возвращался на это место в течение последующих двух недель. И вот однажды вечером я снова приехал сюда и устроился на стоянку. В 4 часа утра, с восходом солнца, я был уже на ногах, — условия были великолепны, и в результате получилась эта фотография”

На обратном пути

Искомое мгновение возникает как после длительного знакомства, так и внезапно.

Анри Картье Брессон

Если бы фотограф только искал, поджидал и ловил момент, его продуктивность была бы крайне мала. На самом деле, большинство снимков делается по ходу дела , или на обратном пути .

Вообще, в копилке каждого фотографа найдутся фотографии, полученные двумя способами. Одни были добыты кропотливым путем , другие случайно . В первом случае фотограф приезжал на одно и то же место день за днем, а то и год за годом, в разные сезоны и в разное время суток, выжидал оптимального момента, пытаясь добиться наилучшего результата . Во втором случае – просто увидел и снял.

Однако такого рода удача , по какому-то закону фотографической справедливости, подстерегает в основном тех, кто часто ходит первым, кропотливым путем. А может быть мы именно для того и снимаем по нескольку раз одно и то же в разные дни, при разном освещении и в различных ракурсах, чтобы на обратном пути снять свои лучшие кадры? Может быть иначе мы их просто не увидели?

Предположим, мы нашли классное место и сняли его так и сяк и еще вот так, но все что-то не то. “Вот если бы розоватые лучи утреннего солнца светили вон с той стороны… Вот была бы сказка. Нужно будет прийти сюда завтра пораньше”. И мы вылезаем из палатки в четыре часа утра, делаем глоток теплого чая из термоса, заварено с вечера и как-то нехотя направляемся в облюбованное место на ходу протирая глаза… Застаем наш сюжет именно таким, каким мы и хотели его увидеть, неспешно делаем несколько кадров, стараясь добиться наилучшей композиции и идем назад… А на обратной дороге (зрение-то обострилось), случайно слету делаем свой лучший кадр чего-то совсем другого…

Неудивительно, что среди фотографов (подобно рыбакам) популярны байки о том, как кто-то увидел что-то совершенно потрясающее… и НЕ снял (фотоаппарата не было, штатива не было, банально не успел).

Снимок - единственный результат, который засчитывается, он является доказательством, иначе нам осталось бы бесконечно описывать загубленные фотографии, существующие лишь в нашем собственном воображении.

Анри Картье Брессон

Архипелаг Кузова, Карелия. Фото 2005 года.

Архипелаг Кузова, Карелия. 2005 г.

Закат на каменистом берегу. Остров Сидоров, Карелия. 2007 год.

Ветер. Пежостров, Карелия. Фото 2007 года.

Автопортрет в профиль. Сзади (справа) — фоторюкзак, на животе – экспонометр, на голове шапочка, борода. Остров Сидоров, Карелия. Фото 2007 года.

Цветы и камни на закате. Пежостров, Карелия. 2007 год.

Песчаная Дюна. Фото Джека Дикинги.

“Этот снимок был сделан на востоке пустыни Мохаве в рамках работы над проектом “Пустыня Мохаве и Долина Смерти”. Свет сделал всю работу за меня, и результат я приписываю чистой игре случая”.

Утихающая буря над скалой Капитан. Йосемитский национальный парк, Калиформия, США. Фото Галена Роуэлла.

“Я остановился близ скалы Капитан для того, чтобы быстро заснять проступавшую из мглы гору Соборные Шпили, и сделал несколько кадров. Собравшись ехать дальше, я понял, что мой автомобиль увяз в снегу. Я сидел в машине, проклиная свою невезучесть и поджидая помощь, и тут тучи разошлись. Мгла над скалой рассеялась, выглянуло солнце. Я увидел удивительную, никогда не виданную мною картину.”

Фотографии, составляющие наши отчеты о путешествиях, всегда слишком эпизодичны и фрагментарны, чтобы суметь сохранить всю полноту впечатлений от поездки. “Вот это не было снято, а от этого – только один снимок, и он не передает вполне…” – с досадой вспоминаем мы, просматривая привезенный улов.

С другой стороны, их слишком много, чтобы все их стоило показывать знакомым и незнакомым. Приходится выбирать лучшие. А потом – лучшие из лучших. А через много лет выбирать уже из самых лучших. И если не выбирать, не перебирать, не раскладывать по папочкам, по годам, по странам, по жанрам, то постепенно они “умирают”, превращаются в старый хлам.

И все же, снимать нужно больше. И снимать можно все, что угодно.

Все мы фотографируем в путешествиях и на отдыхе — кто на телефон, кто на мыльницу, но многие — на цифровую зеркалку. Как добиться качественных фотографий пляжей и архитектурных объектов? Как снимать детей? Советы опытного фотографа помогут тем, кто отправляется в отпуск.

Пляжные фотографии

Ну как же — мы приехали на море, а значит, должны фотографироваться на пляже! Многих такие фотографии согревают зимой и дают стимул дождаться нового отпуска. Чтобы желание вернуться в экзотические места не угасало, попробуем научиться делать такие пляжные фотографии, за которые не стыдно.

Основное бытовое правило пляжных фотографий: они никогда не нравятся изображенным на них людям. Слишком крепко сидят в нашем сознании образы из глянцевых журналов. Поэтому старайтесь делать хорошие снимки, скрывая недостатки человека и подчеркивая его достоинства.

Многие любители фотографироваться на пляже поражаются: езжу отдыхать в Гоа — а фотографии все равно получаются, как из Туапсе 1987 года! Обычно проблема в окружающей обстановке: люди ходят на самые известные общественные пляжи и ставят шезлонги там, "где не смогли упасть яблоки". Причем контингент туапсинских пляжей осваивает ближние или дальние заграницы, перенося с собой и неповторимую атмосферу совкового отдыха.

Что же сделать, чтобы на ваших снимках было так же, как в журналах, — бескрайние песчаные пляжи и пальмы, пальмы?.. Ответ проще, чем кажется: нужно либо выбрать час, когда пляж пуст, либо немного побродить и найти место, где людей не так много, либо отправиться на другой, менее людный пляж.

В любом случае советую уделять большое внимание художественной составляющей снимка. Для этого нужно соблюдать композиционные правила. Также нужно учитывать свет: не снимайте против солнца (если, конечно, не рассчитываете получить на снимке только силуэты), по возможности фотографируйте в тени — для этого подойдут пляжные зонтики, деревья или пальмы, растущие неподалеку.

Для получения ярких фотографий моря или океана можно изменить настройки контрастности в меню камеры.

Так как же все-таки фотографировать людей и фотографироваться самому? Ведь хочется показать, каким вы увидели место, в котором побывали. И чтобы ваши снимки вызывали эмоции не только у вас, но и у других. Для этого нужно стараться не только делать фотографии при оптимальных технических настройках и по правилам композиции, но и вкладывать в них смысл. "Что автор хотел сказать этим снимком?" — такой вопрос не должен возникать у зрителя. А если, просмотрев ваш альбом, кто-то скажет, что тоже хочет посетить это место, — значит, вы все сделали правильно.

Главное на портретах — это люди, а не фон. Место, где сделано фото, и так будет узнаваемым, даже если задний план снимка окажется размытым. Зато размытый фон не отвлекает от самого важного — того, что вы хотели передать с помощью этой фотографии.

Как фотографировать детей на отдыхе

Некоторые предпочитают не брать с собой в путешествия детей (в особенности это касается грудничков). Фотографировать их на фоне достопримечательностей действительно нет особого смысла, поэтому сразу можно забыть о привычных сюжетах съемки "как у взрослых". Детям нужно создавать особые условия.

Ребенок — одновременно и самый легкий, и самый трудный объект для съемки. Все зависит от возраста. Если малыш совсем маленький, то чтобы сделать кадр, достаточно поймать нужный момент. Но для того чтобы фотографировать детей, которые уже могут самостоятельно передвигаться и выражать свои мысли, придется запастись нечеловеческим терпением. Зато в награду можно получить практически "шедевральные" снимки. Обычно дети ведут себя совершенно естественно и не волнуются, так что основная задача фотографа — привлечь и удержать их внимание.

Архитектурный план для фотографа

Здесь я привожу самые практичные советы, основанные на личном опыте.

  • Не задумывайтесь о том, что конкретно вы снимаете — пейзаж или архитектуру: между ними обычно бывает трудно провести границу, да и правила их съемки во многом схожи.
  • При съемке архитектуры следуйте общим правилам композиции, исходя из того, что вы хотите передать с помощью своего снимка. В любом случае фото должно быть объемным, живым (несмотря на неживой объект съемки) и впечатляющим.
  • Не нужно фотографировать все подряд. Сотни снимков, например, однотипных домов, не обладают художественной ценностью своеобразия. Выделяйте главное — самые яркие и интересные объекты.
  • Лучше, чтобы в кадре не было ничего лишнего. Главные враги фотографа в этом случае — линии электропередач, рекламные баннеры и билборды, строительные леса и другие предметы, портящие общий вид сооружений. Их нужно либо совсем не включать в кадр, либо постараться гармонично вписать в него.
  • Подобные объекты съемки не меняются годами, а то и сотнями лет. Но у каждого фотографа есть возможность создать собственный неповторимый кадр. Поэтому делайте разноплановые снимки — с разных ракурсов, из разных мест.
  • Обращайте внимание на то, откуда принято фотографировать известные архитектурные объекты.

Идеальной будет точка съемки на уровне середины объекта по вертикали. Для этого нужно поискать естественные или искусственные возвышенности, находящиеся неподалеку, — здания, холмы и так далее.

Неплохие снимки архитектурных объектов можно получить с помощью любой техники. Очевидно, что чем профессиональнее камера, тем более широкие возможности для съемки она предоставляет. В случае зеркальных цифровых фотоаппаратов я рекомендую фотографировать архитектуру с широкоугольным объективом. При этом минус только один — возможно искажение объекта на снимке, но для непрофессиональных фотографов это не имеет значения.

Особое внимание обращайте на горизонт. При заваленном горизонте здания на снимке "падают", и любое из них напоминает Пизанскую башню. Для того чтобы такого не было, держите камеру ровно. Во многих моделях фотоаппаратов даже есть специальная функция уровня — с ней довольно тяжело ошибиться.

Самое известное здание, которое будет "падать", сколь бы ровным ни был горизонт, — это башня в Пизе. Ради одного снимка на ее фоне (модель, "подпирающая" сооружение), толпы туристов отправляются в этот маленький городок.

Снимая на мыльницу, старайтесь не применять зум — тогда вы сможете использовать максимальный угол обзора вашей камеры.

Не фотографируйте со вспышкой — она может осветить только то, что находится в пределах нескольких метров от вашей камеры. Ночная фотография огромного собора не выиграет от того, что вспышка высветит летающих поблизости мошек.

При съемке архитектуры действуют почти те же самые правила, что и при съемке людей. Идеальным будет мягкий отраженный свет (такой бывает в облачную погоду).

Если можете найти отражения — ищите их: облака в зеркальных стеклах небоскребов, отражения самих объектов в водоемах, красивые размытые контуры зданий на глади городских каналов. Такие случайно пойманные снимки зачастую получаются очень удачными.

Не забывайте о деталях — иногда они интереснее, чем общие виды объектов. Мелкие фигурки на фасадах, заборы вокруг деревенских домиков, брызги фонтанов — все это придает индивидуальный характер тому, что вы фотографируете.

Обращайте внимание на фон. Чем более размытым он будет, тем объемнее получится снимок.

Не забывайте узнавать перед съемками прогноз погоды. Именно в путешествиях я не рекомендую фотографировать в дождь — такие снимки нагоняют тоску, а нам нужны позитивные эмоции.

Не стоит расстраиваться, если по каким-то причинам фотография получается непохожей на "открыточный" снимок архитектурного сооружения на фоне голубого неба. У каждого города есть своя характерная погода, создающая его неповторимый облик. Так, в Лондоне, который называют туманным Альбионом, лучше передать суть города можно именно в такую погоду, чем при ярком солнце.

Старайтесь делать снимки тех сооружений, которые захватывают дух, и желательно в то время суток, когда они выглядят наиболее привлекательно. Если цветные дома венецианского квартала Бурано лучше всего смотрятся днем, то известный всему миру испанский собор Саграда Фамилия выигрышно смотрится ночью, когда включают подсветку. Не ленитесь — не фотографируйте огромное творение Гауди, стоя рядом с ним: если немного отойти, откроется удивительный вид и на собор, и на водоем, на поверхности которого художественно отражаются деревья.

Красивые вечерние снимки желательно делать со штатива или другого "подручного средства", например с парапета моста. Так камера будет неподвижна, и вы сможете получить минимальное размытие на снимке. Будьте осторожны: не кладите фотоаппарат на скользкую поверхность и не используйте очень легкий мини-штатив — под тяжестью техники (особенно зеркалки) он может упасть от любого дуновения ветерка.

Чем менее людно там, куда вы отправляетесь, тем лучше. И лучше не зависеть от группы, потому что у экскурсоводов все спланировано по минутам. Для самостоятельного передвижения в некоторых (наиболее опасных) странах я рекомендую такси, в Европе и Америке стоит взять напрокат автомобиль, а в популярных среди туристов азиатских странах бывает удобнее арендовать скутер. В любом случае, даже если вам доступен только общественный транспорт, старайтесь сами добираться на нем до интересующих вас достопримечательностей и планировать свое пребывание там.

Купить эту книгу

Обсуждение

Очень хорошая статья! Как раз собираюсь в путешествии, обязательно воспользуюсь советами!

Комментировать статью "Как фотографировать в путешествиях: дети, пляжи, архитектура"

Фотографии отпуска и путешествия: правила Как фотографировать детей на отдыхе. Архитектурный план для фотографа. Как фотографировать: правила съемки и программы для обработки фотографий. Наталья Гончарова: 7 известных портретов жены Пушкина.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Ребенок -первоклассник принес записку от учительницы: "Уважаемые родители! Просьба написать в дневнике информацию где ваш...

Как фотографировать детей. Я фотографировала своих детей голыми и ничем не прикрывала и не собираюсь этого делать. В представлении большинства людей, " школьный " фотограф - это человек, появляющийся в конце учебного года и снимающий...

Обсуждение

Я бы может и при взрослом переодевалась бы... если бы. На этот вопрос давно и хорошо дедушка Фрейд ответил - после 5-6 лет ребенок должен отходить под юрисдикцию родителя своего пола - купаться и переодеваться только при родителе своего пола. Сын с папой, дочь - с мамой. Если этого не происходит ребенок бессознательно считывает это как "завоевание" родителя противоположного пола и это будет создавать проблемы в будущем с партнером по браку, если до брака дойдет. Может и не дойти, потому что такое "завоевание" в 6 лет создает неосознанную иллюзию "я замужем за папой" или "женат на маме" и зацикливает большое количество брачных связей. Вредно даже,если не "завоевал", а просто, например, сын с мамой после 5 лет близок - спит вместе,переодевается, а папа ушел из семьи - вот тут совсем грустно. И так же с девочкой - мама заболела\ушла\умерла.

До 2 лет могу ходить хоть голой. Пол значения не имеет. После 2 - все. Ночнушки, халаты, переодеваюсь незаметно от детей. я сама себе такой срок поставила. Правда вот с мальчиком он получился меньше. Как от груди отлучила так и пришлось скрываться. Ну и секс конечно в другой комнате и когда дети крепко спят. При бодрствующем ребенке - не прдеставляю себе такого. РАзве что дети у бабушки:)

семейное фото для садика. ...затрудняюсь выбрать раздел. Неполная семья. Воспитание детей в неполной семье: развод, алименты, общение семейное фото для садика. у меня двое детей, ходят в садик. муж ушел из семьи, когда младщему было 3 месяца, после чего появляется 1...

Обсуждение

мы приносили фото ребенок-мама-бабушка - это наша СЕМЬЯ! а воспитателей прямо просила сына лишний раз не травмировать (он сильно переживал уход папы в 4 года), никаких стихов и рисунков про папу не давать. Отнеслись с пониманием. А зачем скрывать? это стыдно что ли? растить ребенку комплексы?

Сохранить в памяти приятные впечатления от туристической поездки удается надолго. Дополнив их классными фотографиями, можно заново прочувствовать непередаваемую атмосферу отдыха на море или посещения уникальных мест. При этом только качественные фото будет приятно рассматривать, придаваясь воспоминаниям, поэтому важно знать, .

Важно помнить, что если вы фотографируете "мыльницей", даже самой хорошей, то у вас все равно не получатся фотографии такими, какими бы они получились, если бы вы их делали зеркальным фотоаппаратам. Чтобы добиться качества фоторгафии до уровня зеркалки, придется прибегнуть к различным фоторедакторам. Я использую Photoshop и ACDSee . После обработки фотографий в этих редакторах, многие думают, что я их фотографировал зеркалкой.

Если вы желаете делать исключительно красивые снимки, позволяющие запечатлеть окружающую Вас действительность, важно иметь четкое представление как фотографироваться в путешествиях . Я советую соблюдать следующие правила, которые вам пригодятся как в личных интересах, так и для :

Позы для фотосессий на пляже, парке, улице...

  1. Осматриваемся на новом месте, не стремясь при этом фотографировать все подряд. Выбранную достопримечательность следует осмотреть с разных точек, подбирая в объектив интересный ракурс с необычным видом. Только в таком случае можно сделать снимок, отличающийся от фотографий большинства туристов. В Таиланде можно активно использовать съемку объектов снизу или с высоты, а также с дальнего расстояния, что позволит запечатлеть не только выбранный объект, но и чудесную природу рядом с ним.
  2. Профессиональные фотографы не рекомендуют во время съемки застывать с каменным выражением лица. Чтобы получить живую, интересную картинку, следует проявлять эмоции. В этом случае при просмотре фотографий можно будет вспомнить историю и сюжет снимка.
  3. Желая сфотографироваться с достопримечательностью, человеку не стоит вставать около нее, поскольку человек будет казаться очень мелким. Лучше отойти от планируемого для съемки объекта, чтобы он был на заднем плане в целом виде, а Вы естественно смотрелись на его фоне.
  4. При фотографировании необходимо следить за тем, чтобы объект полностью попадал в кадр. Особенно это касается вопроса съемки людей, поскольку отрезанные кадром части тела смотрятся не эстетично.
  5. Оптимальным временем для фотографирования являются: рассвет; закат; вечер перед заходом солнца. В этот период все цвета смотрятся более естественно и отсутствуют тени от различных объектов и деревьев. Если не получается делать снимки в оптимальное время, следует следить, чтобы солнце не светило в объектив, а находилось сзади фотографа. При фотографировании людей солнце следует держать в стороне, чтобы оно не ослепляло.
  6. В процессе съемки необходимо следить за линией горизонта. Небольшое отклонение на удачных снимках можно будет отредактировать в последующем при помощи специальных программ. При этом не стоит все фотографии делать с привязкой к горизонту, поскольку интересно будут смотреться и снимки, сделанные под углом.
  7. При съемке единичного объекта рекомендуют располагать его не в центре кадра, поскольку при смещении немного в сторону на фотографии будет запечатлено и его окружение, которое в Таиланде всегда достойно внимания.
  8. Наличие на фотографии геометрических линий, образованных стенами построек или уходящими вдаль дорогами, придадут снимку особую красоту.

Надеюсь, что с перечисленными рекомендациями, Вы поняли как фотографировать на отдыхе и сможете создать памятный фотоальбом по возвращении из любой поездки. Любоваться сделанными в Таиланде или другой стране снимками Вы сможете самостоятельно или вместе с друзьями, вспоминая все прекрасные моменты отдыха.

Но для меня, как для блогера, путешественницы, не поза и не лицо на фото главное. Главное - суметь передать читателям то, что я увидела в путешествии. Максимально полно, точно и красиво.
О том, как я фотографирую в путешествии, мне хотелось написать давно. Даже накидала небольшую статейку, но закончить руки не доходили. А вот сейчас хочу вернуться к задуманному. Пришла пора. Я расскажу, как фотографирую я, а вы в комментариях расскажете, как фотографируете вы. Так сказать, главные принципы съемки, дающие хороший результат.
Да, это обмен опытом среди любителей. Если профессиональный фотограф вставит свой весомый совет - низкий поклон.

Реклама — поддержка клуба

Но быть любителем - это не значит снимать плохо. Это не оправдание. Научится снимать хорошо можно. Мой муж тому подтверждение. Для этого, как минимум, надо стараться - не делать косых фотографий, не спешить и не суетиться, протирать объектив перед съемкой и обязательно выбирать правильную, сбалансированную композицию. Если же вы еще подойдете к фотосъемке творчески, это вообще будет замечательно!
Итак, представляю вам небольшой список советов, как фотографировать в путешествии. Они рассчитаны и для тех, кто снимает просто для себя, для своего домашнего архива (и хочет делать это хорошо), и для того, чтоб показать фотографии людям, сделать фоторепортаж о поездке и пр.
Итак, поехали!

1/ Следите за чистотой объектива! Даже один отпечаток пальца может испортить фотографию. Что уж говорить о полностью загрязненным объективе. Протирайте его специальной салфеткой для оптики и держите эту салфетку всегда при себе.
Пример из моей практики. Приехала в (Крым) и не проверила объектив. Часть фотографий оказалась испорчена только потому, что я зазевалась в какой-то момент и прикоснулась к объективу одним пальцем. Вот как это выглядит на фото.


Парк львов "Тайган" в Крыму


2/ "Ловите" горизонт! Это самое простое, самое элементарное, что можно сделать для того, чтобы фотография была хорошей. Уезжающий (падающий, кривой) горизонт напрочь портит фото. Не получается? Стойте и снимайте, пока не получится! Не фотографируйте небрежно, на ходу, одной рукой никогда! Фотография - это геометрия, все должно быть выверено и четко.






Музей-усадьба "Петровское" (Пушкинские горы)


3/ Стройте композицию. Например, по принципу трех частей. Не фотографируйте много неба и мало земли (воды). Снимая природу, делайте "небесную часть" размером в 2/3, "земную" - 1/3. Или наоборот.



Закат в Геленджике

Не забывайте о правиле золотого сечения - лучшая точка для расположения главного объекта - 1/3 от границ кадра. Таких точек четыре. Фотографируя, мысленно представьте себе эту схему и расположите главный объект в одном из четырех мест, указанных на схеме точками.

Конечно, так фотографировать удобнее новичкам. С опытом ни о какой схеме вы, разумеется, думать не будете.



Пос. Криница (Черноморское побережье Кавказа)



Гора Медведь и вид на Гурзуф (Крым)

4/ Фотографируя, не торопитесь! Спешка - это не интересные фотографии. Спешка - это мутные фотографии. Мутные фотографии - брак фотографа. Их невозможно никак потом улучшить, изменить.


Соня


5/ Без хорошего освещения нет хорошей фотографии. Даже на зеркалку снять хорошо в полумраке трудно, на мыльницу - невозможно. Что делать?
На улице в солнечный день старайтесь не фотографировать против солнца (солнце в идеале должно быть за вашей спиной).


Памятник Софийскому пехотному полку в Лопатинском саду. Смоленск

​В темном помещении выход один - на мыльницу снимать со вспышкой, на зеркалку - в ручном режиме или тоже со вспышкой.




В кафе "Карамель" в Пскове

Я обычно снимаю и так, и так. Потом выбираю тот кадр, который лучше получился.

6/ Отдавайте предпочтение горизонтальным фотографиям. Вертикальные фотографии всегда должны быть чем-то оправданы. Например, желанием передать (подчеркнуть) длину/высоту/перспективу объекта (лестница, мост, дорога, башня), стремлением убрать из кадра нежелательный предмет/объект (если нет возможности самому убрать помеху), необходимостью снять объект крупнее.
Случаи когда вертикаль оправдана:


В Кондопоге


Заповедник Кивач

Я люблю делать портретные фотографии вертикально. Тоже, мне кажется, получается к месту.


Соня в Кирилло-Белозерском монастыре

7/ Меняйте ракурсы, не снимайте объект с одной точки! Если есть возможность, обойдите объект по кругу, отойдите на разные расстояния, фотографируйте с разных ракурсов. Так вы убьете двух зайцев - найдёте лучшую точку для съемки данного объекта и увидите и покажете объект со всех сторон.



Георгиевский собор в Юрьеве-Польском



8/ Общий план и детали - место действия и акценты. Всегда снимайте как общие планы (панораму, объект, пейзаж), так и детали (элементы). Общий план покажет, где происходит то, о чем вы хотите поведать. Детали охарактеризуют сам объект. Снимаете дом - всегда снимите улицу, где он стоит, а также особо яркие архитектурные детали самого здания.



Музей-усадьба "Петровское" (Пушкинские горы)


9/ Съемка в музее - всё не так просто. Снимая стенд с информацией, стойте к нему прямо, а не под углом, если вы хотите, чтоб он были читаем. Снимите стенд в целом, а какой-то документ (объявление) и фотографии крупно - то, что наиболее вас заинтересовало и зацепило, что наиболее характеризует объект/предмет, придает ему/им дополнительные краски.



В целом то же касается и музейных экспозиций - общий план можно снимать под любым углом, детали, отдельные предметы - прямо.



Русский музей (Петербург)

10/ Кадрируйте правильно! Снимая крупный объект (здание), отойдите на достаточное расстояние для того, чтобы он попал в кадр полностью. Кресты на храмах не срезайте! Так же как ноги и руки людям. Делайте так, чтобы в кадр при этом не попали нежелательные предметы. Если попадания лишних предметов неизбежно, ищите варианты для более эстетичного ракурса, в котором объекты не вступают в диссонанс.
Бывают задачи в этом плане нелегкие. Например, собор в Кронштадте с этой точки с трудом поместила в кадр. Лично на мой вкус, здесь не хватает пространства, я бы отошла еще дальше. Но дальше было некуда, собор начинал скрываться за деревьями.



Морской Никольский собор в Кронштадте

С площади снимать Никольский собор намного легче - простора, а значит возможностей, больше.



11/ Снимая в городе, многолюдном или малолюдным, обязательно снимайте общие планы с людьми (или без оных). Как иначе вы передадите атмосферу города? Снимайте не только дома и их элементы, а улицы, площади, людей, движение и дыхание города. Именно такие фотографии дают представление о городе в целом.



Оптина пустынь



Петербург, ул. Малая Морская

12/ Делая общие планы, выделяйте отдельных людей . Местный житель иногда более колоритен, и более передает атмосферу города, чем дома и памятники.
Вот такой дедушка с удовольствием позировал моему мужу в Суздале.



Местный житель города Суздаля

А это мои наблюдения на Толстом мысу в Геленджике.



Геленджик

Молодой человек с книгой и велосипедом, сидит на высоком берегу и наслаждается жизнью.



13/ Не бойтесь фотографировать людей - своего ребенка, мужа (жену), фотографироваться самому. Но не на фоне каждого из пятидесяти памятников города (на фоне 2-3-х можно), а на улицах, на природе. Фотографируясь сами, будьте естественны, не переигрывайте, но и не стойте колонной.
Фотографируя, ловите интересные моменты , эмоции человека, походку, взаимодействие с другим человеком (жанровые сценки). Присутствие человека на фотографии всегда должно быть оправдано, всегда должно о чем-то говорить, что-то подчеркивать. Человек должен быть заинтересован в том, что видит и делает. Если это живая статуя, не выражающая ничего, не делающая кадр выразительнее, то "статую" лучше уберите.



Горицкий монастырь


Усадьба Архангельское


14/ Экспериментируйте, но не злоупотребляйте этим. Просто хороших фото должно быть больше, чем неудачных, хоть и смелых экспериментов. Хотя и эксперименты бывают хороши, признаю. :)



В Успенской церкви г. Кондопога


В Киролло-Белозерском монастыре


Софи под пальмой на набережной в Сочи

15/ Если нет уверенности, как лучше снять сразу, сделайте не 1, а 5 фото. Потом на досуге выберете лучшее, лишнее удалите. Я часто так делаю, когда снимаю здания. Бывает, что никак не поймаешь горизонт, не найдешь лучший ракурс. Терпеть не могу заваливающихся зданий. Борюсь с этим. Передвигаю фотоаппарат в разные позиции, меняю точки съемки. А дома уже выбираю лучшее фото.
Вот так я снимала театр Ленсовета в Петербурге (кстати, так и не нашла идеальный вариант, была ограничена по времени):




Театр Ленсовета в Петербурге



16/ Не простое дело снимать памятники. Часто они получаются темными. Если памятник небольшой, освещение достаточно ровное, рекомендую сделать два снимка - со вспышкой и без нее. Потом сможете выбрать лучший. А бывает достаточно просто снять памятник более крупным планом.



В Ораниенбауме

Однако если день очень солнечный, то ни вспышка, ни приближение скорее всего не помогут. Особенно если памятник внушительных размеров.
Так у меня получилось в Кронштадте, когда я снимала памятник адмиралу Макарову против солнца. Несколько раз меняла точку съемки.



Памятник Макарову в Кронштадте



17/ Не злоупотребляйте вспышкой! Если у вас зеркалка, вообще о ней почти забудьте. Она только портит фотографии, делает их контрастными, очень темными.

18/ В каком бы городе (местности) вы ни были во время путешествия - ищите эффектные видовые площадки . Это могут быть специально оборудованные смотровые площадки (на зданиях или просто высоких точках города), а могут быть совершенно естественные места, откуда окрестности открываются как на ладони.
Вот такой вид на Оптину пустынь мы увидели по пути.



Дорога в Оптину пустынь

Вид со смотровой площадки в Сергиевом Посаде на Троице-Сергиеву Лавру.



Троице-Сергиева Лавра


А в заключение представляю вам мой алгоритм съемки нового места (например, усадьбы) в путешествии.

План фотосъемки на объекте, если вы планируете делать фоторепортаж:

  1. Вы приехали на машине. Снимите парковку.
  2. Вы покупаете билеты в кассе. Снимите кассу, стенд с информацией, ценами.
  3. Вы заходите на территорию. Снимите на расстоянии вход, ворота.
  4. Вы идете по аллеям усадьбы. Снимайте аллеи, указатели, памятники, строения. Передавайте перспективу. Фотографируйте людей - покажите, как много (мало) людей в усадьбе, что они делают (фотографируются, рассматривают памятники, общаются, задумчиво сидят на лавочке и пр.). Передавайте атмосферу.
  5. Безусловно, снимите Главный дом (дворец) со всех возможных точек. Сделайте несколько общих планов. Подчеркните, как вписан архитекторами дом в окружающую среду. А он вписан! Старинные дома всегда строились по этому принципу. Одно подчеркивало другое.
  6. Снимите все старинные детали - лестницы, статуи, балюстраду. Ищите интересные ракурсы, подчеркивающие красоту, старину, изысканность.
  7. Обязательно снимитесь сами или снимите тех, с кем путешествуете, на фоне окружающих красот. Особенно интересно фотографировать детей (они очень непосредственны, их любопытство и восторг, радость от окружающей красоты естественны). Фотографируйтесь сами. Не обязательно (хотя это и приветствуется) обладать актерскими данными. Не обладаете - будьте просто самим собой.

Мои фоторепортажи о посещении усадеб:


Что может быть объектом съемки в путешествии? Всё! Дома, улицы, люди, природа, музеи, усадьбы, кафе, гостиницы. Я снимаю все, что посещаю и что вижу. В таком случае у меня есть возможность делать подробные фоторепортажи. Обязательно ли снимать всё? Нет, конечно. У всех свой стиль, свой почерк, своя изюмина. Главное ее найти.

Успехов и удачи вам в путешествиях! Пусть воспоминания будут всегда светлыми, впечатления яркими, а фотографии... А фотографии четкими, сочными, интересными, а главное с изюминкой. Творите! Ищите свой секрет красивых фотографий. А если вы его уже нашли, если знаете как фотографировать в путешествии, поделитесь своим опытом с нами в комментариях.