Технологии коллективной разработки программного обеспечения. Технологии коллективной разработки массового по

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Центральный институт труда
(ЦИТ )


Здание на Петровке, в котором располагался ЦИТ
Основан
Директор Гастев, Алексей Капитонович
Расположение Москва
Юридический адрес Улица Петровка , 24
Объект культурного наследия, объект № 7749566000
объект № 7749566000

Центральный институт труда, (ЦИТ) - научно-методический центр в области научной организации труда Российской Советской Республики (1921-1924) и СССР (1924-1940) .

История

Будущий основатель института, революционер и поэт - А. К. Гастев был убеждён в необходимости систематической работы по исследованию трудовых процессов с целью их совершенствования. В ходе своей работы на ряде предприятий в России и за рубежом он занимался изучением отдельных операций и впервые выступил в печати с методикой классификации работ в зависимости от приёмов, которые употребляются рабочими на заводе. В - годах, будучи секретарем ЦК ВСРМ (Всероссийского союза рабочих-металлистов), он активно занимается профсоюзной и культурно-организаторской работой и активно участвовал в продвижении идей научной организации труда .

В феврале 1921 на I конференции по научной организации труда А. К. Гастевым были впервые оглашены правила «Как надо работать», эти правила были напечатаны в газетах Известия , Труд , перепечатаны во всех рабочих газетах и журналах по научной организации труда. К правилам были обширные комментарии, пояснения и дополнения. Сами правила были широко опубликованы в виде плакатов, листовок. Также в начале 1921 г. Гастевым была выпущена брошюра «Наши задачи» в которой была дана краткая характеристика состояния организации труда в Советской России и за рубежом, изложен план работ, структура Института труда при ВЦСПС и методология его работы.

Памятка Как надо работать
1. Сначала продумай всю работу досконально. План
2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления. Заготовка
3. Убери с рабочего места всё лишнее, удали грязь. Чистота
4. Инструмент располагай в строгом порядке. Порядок
5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за своей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора. Установка
6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь. Вход в работу
7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю.
8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи. Режим
9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы.
10. Не надо отрываться в работе для другого дела.
11. Работай ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер. Выдержка
12. Если работа не идёт, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться и снова за работу.
13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу.
14. При удачном выполнении работы не старайся её показывать, лучше потерпи.
15. В случае полной неудачи - легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начать работу.
16. Кончил работу и прибери всё до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти. Ещё раз чистота и порядок

3 июня 1921 г. состоялась встреча А. К. Гастева с В. И. Лениным , с которым Гастев был знаком ещё по швейцарской эмиграции. Гастев получает поддержку всех своих идей, направленных на научную организацию труда (НОТ).

Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук. Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени свертывается работа ЦИТа и местных институтов труда (в 1920-х годах их было свыше 10). В 1939 основателя и бессменного руководителя ЦИТ Гастева расстреляли за антисоветскую деятельность.

В настоящее время правопреемником ЦИТ является (НИАТ) .

Ведомственная принадлежность

Направления деятельности

ЦИТовскиие инструкторы по СССР, 1926

Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.

В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка» , занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. По характеру деятельности его сравнивают с крупной современной консалтинговой фирмой. Услуги «Установки» быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить. У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования.

Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930-1934-е годы, масштаб его деятельности характеризуют следующие данные:

Инструкторы ЦИТ действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства - в машиностроении, металлургии, строительстве, лёгкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте. ЦИТ также проводил «трудовые чемпионаты» - прообраз профессиональных конкурсов.

Правильное расположение инструмента. Из памятки ЦИТ для рабочих, 1924

Основными направлениями деятельности ЦИТа, после того как он окончательно сформировался, были:

  1. Общеметодологическая работа по научной организации труда и производства, состоящая из исследования различных форм современной организации труда и производства, выработки методов и системы их рационализации, а также технической реконструкции производства.
  2. Проектирование организации труда и производства на основе разрабатываемых методов проектирования как организации рабочих мест, так и организации труда и производства в подразделениях и на предприятиях.
  3. Организация производственной подготовки промышленных кадров по издаваемым методам обучения для текстильной, строительной, машиностроительной, угледобывающей и металлургической промышленностей, авто, транспорта и сельского хозяйства.
  4. Психофизиологические исследования производственного поведения работников в так называемой трудовой клинике ЦИТ, в которой изучалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, осуществлялся контроль его утомляемости, энергетических затрат, количества и качества выполняемой работы.
  5. Разработка и внедрение новых методов работы, рациональных инструментов, приспособлений, а также конструирование политехнического оборудования.
  6. Работа в армии по улучшению её боевой и технической подготовки, в частности, работа по подготовке пилотов.

Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ, было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях - так называемое исследование на узкой базе. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и «трудовая клиника» ЦИТа, опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО «Установка», имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования.

Также впервые в мировой практике ЦИТ начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий. Обобщая этот опыт, А. К. Гастев писал: «Было очень симптоматично, что производственники-инженеры, имевшие солидный производственный стаж, пробывшие в длительных командировках в Германии и Америке, вначале не только изумлялись какому-то такому проектированию рабочего состава, но и подкрепляли своё изумление компетентной ссылкой на то, что ничего подобного нет ни в Германии, ни в Америке»". Там же он писал: «Постановка самой проблемы - проектирования - инициатива самого ЦИТа».

ЦИТ шел от разработки организационных стандартов к проектированию на их основе организации труда на рабочих местах, затем к проектированию так называемого рабочего фронта, а затем к построению всей сложной системы организации труда и производства в цехе и на предприятии в целом.

Особое значение придавалось проработке вопросов «развертывания» предприятий, то есть проектированию таких процессов организации, как ввод производства в эксплуатацию и доведение его до проектной мощности, обеспечение предприятия работниками, их подготовка, производственное обучение.

Проектировочные работы ЦИТ осуществлялись в следующих направлениях:

  • проектирование характерных «рабочих типов» на предприятиях (иначе - типизация разновидностей работников). Например: выделение работников, осуществляющих работу по изготовлению изделия целиком (универсальные работы); специализация работников на выполнении отдельных операций; выделение работников, на вспомогательные и обслуживающие работы;
  • проектирование производственных характеристик рабочего состава, то есть работников;
  • проектирование организации труда (функциональной расстановки работников) на каждом рабочем месте, в пролёте, цехе;
  • проектирование необходимого количества работников на основе расчетов по обслуживанию оборудования и технологических процессов;
  • проектирование установочных (опытных, экспериментальных) цехов предприятия, где будут вести подготовку работников, а также проводить опытные работы по оснащению рабочих мест и механизмов различными приспособлениями, оснасткой.

На основе всех указанных видов проектирования ЦИТ добивался получения новых, более высоких форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали десятки крупнейших предприятий страны, в том числе Ростовский завод сельскохозяйственных машин . Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уралмашстрой - гиганты машиностроения.

Публикации и периодические издания

Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А. Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления. Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе.

А. Гастев с 1932 по 1936 гг. был главным редактором журнала «Вестник стандартизации» (ныне - «Стандарты и качество»).

ЦИТ издавал собственные труды, методические материалы, журналы «Установка рабочей силы» (1926-31) и «Организация труда» (1921-33). Специалисты ЦИТ публиковали статьи, освещающие зарубежные события в области НОТ с анализом передовых методик и новинок. В 1924 году доклад Гастева на Международном конгрессе по НОТ в Праге был выслушан с особым интересом, поскольку русские предложили практическую методику обучения и тренировки инструкторов на базе нового понимания организации труда, которой не было даже на Западе. Один из «отцов современного трудоведения» в США и сподвижник Тейлора Фрэнк Гилбрет (англ. Frank Bunker Gilbreth ) признался, что «русские глубже нас входят в НОТ». Появились статьи и очерки в профессиональных журналах, в том числе в немецком журнале «Организация труда в промышленном хозяйстве», в «Бюллетене Тейлоровского общества», в промышленном журнале США «Менеджмент инженеринг».

Современником А. А. Богданова был видный советский ученый, основатель и первый директор Центрального института труда (ЦИТ) А. К. Гастев. Управление производством А. К. Гастев разделял на два самостоятельных процесса управление вещами и управление людьми и раскрыл общность производственного и управленческого процессов.  


Зачинателем и вдохновителем советской системы научной организации труда был В. И. Ленин. В нашей стране были развернуты значительные по тем масштабам исследования, широко изучался отечественный и зарубежный опыт организации труда . В 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), сыгравший значительную роль в развитии научно-методических основ научной организации труда.  

Центральный институт труда (ЦИТ) - в СССР в 1920-1940 гг. ведущая научно-исследовательская организация , занимавшаяся разработкой важнейших проблем организации социалистического труда и практическим внедрением результатов исследований в производство. Организатором и руководителем ЦИТа был А. К. Гастев - один из создателей советской школы НОТ.  

По инициативе В. И. Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области НОТ.  

В СССР научная разработка вопросов организации труда началась в 1921 г., когда был организован Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области научной организации труда . Работники института разработали и внедрили на ряде предприятий рациональный режим труда и отдыха, разработали рекомендации по улучшению гигиенических условий труда , а также другие мероприятия, связанные с совершенствованием трудовых процессов , которые широко внедрялись на заводах и фабриках. В разработанном ЦИТом плакате-листовке Как надо работать популярно излагались конкретные правила рациональной организации труда , приводились рекомендации о том, как следует подготовить и оснастить рабочее место , как распределить свои усилия во времени, как правильно чередовать время работы и отдыха и т. п.  

Центральный институт труда (ЦИТ) создал систему подготовки квалифицированных рабочих, получившую известность как метод обучения ЦИТ. На своих учебных базах в 170 городах ЦИТ подготовил свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий.  

ЦИТа" (1927), "Нормирование и организация труда " (1929), брошюр, статей. Основатель (1921) и первый руководитель Центрального института труда (ЦИТ). Коллектив ЦИТ, руководимый Г., в 20- 30-е гг. разработал концепцию НОТ, которая включала три взаимосвязанных направления (теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места методику рационального производственного обучения теорию управленческих процессов) и в комплексе охватывала сферы техники, технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики, а также элементы таких наук, как кибернетика, инженерная психология , эргономика, которые начали широко развиваться в последующие годы. Концепция НОТ трансформировала и интегрировала наиболее ценные находки западной управленческой мысли и в то же время представляла значительный шаг вперед по сравнению с носившими преимущественно технико-технологический и узко адм. характер разработками Ф. Тейлора и его последователей. В ней уделялось значительное внимание новой культуре труда, соц., психологическим, физиологическим аспектам трудовой деятельности, обосновывалась необходимость постоянной тренировки физ. и психических способностей работников (наблюдательность, воля, двигательная культура и пр.), предусматривался широкий диапазон проявления личной инициативы исполнителей. Г. предложил концепцию организации труда , максимально приближенную к потребностям крупного общественного производства. Реализованная еще при жизни Г., указанная концепция способствовала коренному пересмотру и обновлению методов профессиональной подготовки кадров, организации труда и производства в отечественной практике. Несмотря на то что основная работа ЦИТ была направлена на внедрение НОТ в производство, институт проводил исследования и в сфере управления. По мнению современных специалистов, Г. выдвинул ряд идей, характерных для современного научного управления (так, сформулированные Г. 16 правил "Как надо работать" предвосхитили ряд праксеологических идей и представляют методологический и практический интерес для организации любого вида труда).  

Первыми взялись за изучение труда и пересмотр норм выработки рабочие -металлисты, которые поставили этот вопрос на рассмотрение второй сессии Совета Всероссийского Союза рабочих-металлистов (1918 г.). 28 августа 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Труда и Обороны об организации Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и его задачах. ЦИТ возглавил в стране работу по рационализации трудовых процессов. Было утверждено положение о заработной плате , разработана инструкция по изучению труда и др. В стране начала создаваться сеть специальных по НОТ, а на предприятиях - тарифно-нормировочные бюро и секции организации труда (НОТ). В 1925 г. состоялась первая Всесоюзная конференция работников тарифно-нормировочных бюро заводов, которая определила содержание, цели и задачи нормирования труда на социалистических предприятиях.  

Отметим кратко и некоторые аспекты вклада в управленческую науку еще одного видного российского ученого, автора более 200 серьезных исследований по проблемам управления и научной организации труда , основателя и бессменного руководителя созданного в 1921 г. при ВЦСПС Центрального института труда (ЦИТ) - Алексея Капитоновича Гастева. Сосредоточившись на проблеме повы-  

Уже в первые десятилетия существования нашей страны научная организация труда получила широкий размах на предприятиях народного хозяйства. Этому вопросу посвящались публикации видных государственных деятелей и ученых, многие совещания и конференции, издавалось несколько журналов. Для руководства и ко- ординации работ в области НОТ был создан Совет (СОВНОТ) вол главе с В. В. Куйбышевъш в 1921 г. было принято постановление об образовании Центрального института труда (ЦИТ), которым ру ководил крупный ученый А. К. Гастев. Этот институт занимался рационализацией трудовых процессов, совершенствованием рабочих мест и другими вопросами научной организации труда.  

КПСС в условиях социалистического строительства последовательно претворяла в жизнь ленинские указания в области развития Н. о т. Уже в начале 20-х годов в стране был создан Центральный институт труда (ЦИТ), деятельность которого была направлена на выработку научно обоснованных предложений по совершенствованию трудовой деятельности и оказанию практической помощи предприятиям. Существенный вклад в развитие комплекса научных дисциплин о труде внесли советские ученые А. К. Гастев, С. Г. Струмилин. Б. Л. Маркус, Г. A. Ilpy-денский и др.  

В период 1921-39 вопросами Н. о. т. занимался Центральный институт труда (ЦИТ), руководителем к-рого был А. К. Гастев. ЦИТ был создан как исследовательский и практический центр Н. о. т. в произ-ве. Постановление Совета Труда и Обороны от 24 авг. 1921, подписанное Лениным, отмечало важность создания такого центра. Основное внимание в работе ЦИТ было сосредоточено на исследовании процессов производственного труда и его рационализации. ЦИТ провел большую исследовательскую, методич. и практич. разработку ряда вопросов в области подготовки рабочих кадров , организации труда в производственном процессе , общей культуры труда и организации произ-ва в целом.  

ЦИТ был образован в соответствии с указанием В. И. Ленина о необходимости поднятия производительных сил путем научной организации труда , привлечения к этому важному делу научных и технических сил страны, непосредственно самих трудящихся масс. 16 сентября 1920 г. Президиум ВЦСПС принял пост, об организации Института труда. В мае 1921 г. Институт труда был объединен с Институтом экспериментального изучения живого труда при Наркомтруде РСФСР и получил новое название - Центральный институт труда. Деятельность ЦИТа получила всестороннюю поддержку В. И. Ленина. В записке от 3 июня 1921 г. в Наркомфин РСФСР он писал Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом труда... Подумайте, узнайте точнее и постарайтесь исхлопотать ему известную сумму. Такое учреждение мы все ж таки, и при трудном положении, поддержать должны (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 52. С. 244-245).  

Лит. Ленин В. И., Научная система выжимания пота, Соч., 4 изд., т. 18 его же, Система Тяйлора - порабощение человека машиной, там же, т. 20 е г о ж е, Очередные задачи Советской власти, там же. т. 27 его же, Ложка дегтя в бочке меда, там же, т. 33 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 2-3. 7 изл., М., 1954 Постановления июльского Пленума ЦК КПСС 1955 года. О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства ..., М., 1955 Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза 24-29 июня 1959 года. Стенографический отчет, М., 1959 О ходе выполнения решений XXI съезда КПСС. О развитии промышленности, транспорта и внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Постановление Пленума ЦК КПСС (единогласно принятое 15 июля 196Э г.), М., 1960 Программа Коммунистической партии Основы организации и планирования машиностроительных предприятий СССР, М., 1957 Научное управление в американской промышленности. СО. статей, под ред. X. С. Персон, пер. с англ., М.-Л. 1933 Организация производства на промышленных предприятиях США, пер. с англ., т. 1-2, М., 1960-61.  

Лит. Гастев А. К.- основатель и руководитель Центрального института труда ВЦСПС, в кн. ЦИТ и его методы НОТ, М., 1970.  

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марксистской идеологии . При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская.  

Русским Тейлором по праву можно назвать Алексея Капитоно-вича Гастева (наиболее важные его работы собраны в книге Гастев А К. Как надо работать. М., 1966). По заданию В. И. Ленина в 1920-х годах А. К. Гастев с сотрудниками активно изучал наиболее эффективные зарубежные методы управления и организации производства (в частности, сам Гастев работал на французских предприятиях, управляемых по системе А. Файоля, а также переписывался с Г. Фордом и другими ведущими менеджерами того времени) в 1920 году основал и возглавил ЦИТ (Центральный институт труда) в России, в котором было разработано около 1900 методик обучения профессиям и подготовлено более полумиллиона рабочих.  

Смотреть страницы где упоминается термин Центральный институт труда ЦИТ

:    Труд и заработная плата в СССР Издание 2 (1989) -- [

Преобладающим методом коллективной разработки является организация бригад. Метод предметных связей используется реже, тогда когда ведется разработка не тиражируемого продукта силами организации, которая будет и вести его эксплуатацию.

С административной точки зрения, бригада - структурная производственная единица, которая может быть образована в рамках существующего структурного подразделения для выполнения определенной работы, имеющей конкретный результат.

При определении результата работы бригады может быть сформулировано частичное техническое задание.

Существуют два варианта бригад:

предметная область определяется в терминах программирования, то есть задание представляется собой результат работы относящийся к программированию;

предметная область определяется в терминах того языка, который используется в предметной области (функционально и математическо ориентированные программные продукты);

В первом случае предметная область имеет вид хорошо знакомый и понятный программисту и работа предполагает техническое проектирование может выполнить программист. Бригада может быть сформирована из специалистов одного профиля (в основном программисты).

Во втором случае работы по техническому проектированию могут быть выполнены специалистом в предметной области. Принятое им проектное решение, вплоть до технического проекта в дальнейшем доводится до машинной реализации специалистом-программистом, параллельно эксплуатируется документация, по возможности, должна разрабатываться специалистом из предметной области. В процессе внедрения, проверка работоспособности программного продукта тоже проводится специалистом из предметной области.

Формирование специализированных бригад (из специалистов одного профиля). Результат работы отдельной бригады не всегда представляет собой конечный результат разработки.

Сложнее вести управление разработкой, требуется строгая формализация работ каждой бригады. На поздних этапах разработки результаты могут отклоняться от ТЗ.

Если из-за сложности и масштабности разработки требуется большое число исполнителей и организация нескольких бригад, то рекомендуется:

Рассмотреть вопрос о специализации бригад по функциональному признаку;

Желательно выделить ведущую, главную бригаду. Эта бригада выполняет наиболее существенное задание и как можно больше участвует в жизненном цикле. Бригаде даются другие бригады соисполнители (которые могут быть со своим ТЗ).

Выявляются функции управления, подлежащие автоматизации, или те по которым пересматриваются ранее действующие решения. Решаются задачи методами иерархической декомпозиции: разбиения некоторой сложной проблемы функции управления на ряд ее частных составляющих (под проблем), до тех пор, пока по каждой составляющей полученной на очередном шаге не будет детально определены информационные входы и выходы.

После того как определились с взаимосвязью отдельных задач, проводится обследование информационной схемы решаемых задач. Сначала выходная информация (пожелания заказчика), входная информация (оперативная, нормативно-справочная) и процесс-метод реализации перехода от входа к выходу.

Разработка программного обеспечения, кроме достаточно сложного технического аспекта, имеет сложный организационный или даже психологический аспект.

Так известно, например, что потребности заказчика всегда достаточно сложно определить полностью в какие-то начальные моменты разработки и даже после обследования. Это влечет за собой большое количество незапланированных работ, что отрицательно сказывается на качестве продукта.

Вопрос в том, как построить модель отношений заказчика и разработчика с учетом интересов обеих сторон и без потери качества?

Каждая сторона состоит из независящих функционально ролей. Каждая роль может включать в себя несколько человек. Роли совместимы только внутри сторон.

Итак, сторона заказчика имеет следующие ключевые роли: менеджер продукта и бизнес-аналитик.

Менеджер продукта — это представитель разработчика у заказчика, он обязан представлять интересы заказчика у разработчика. Это главный источник информации как для заказчика, так и для разработчика, его цель — полное удовлетворение потребностей заказчика в рамках выделенных ресурсов.

Бизнес-аналитик — это представитель заказчика, ответственный за создание системы. Он досконально знает бизнес-процесс своего предприятия и обязан предоставлять полную и достоверную информацию.

Сторона разработчика : менеджер программы, аналитик, программист, тестировщик.

Менеджер программы — это главный технический специалист проекта, он является хранителем спецификации и заинтересован в ее минимальных изменениях во время разработки.

Аналитик формализует информацию, получаемую со стороны заказчика в виде моделей, он обязан уметь выявлять закономерности и делать правильные обобщения, анализировать и проектировать комплекс взаимосвязанных программ для реализации функций предметной области.

Программист — непосредственно кодировщик.

Тестировщик — специалист по тестированию, он отвечает за соответствие системы ее спецификации.

Сторона качества : бизнес-аналитик и технолог.

Бизнес-аналитик — специалист по предметной области вообще, независимо от конкретного предприятия.

Технолог — специалист по технологии, контролирующий правильность ее использования.

В реальности каждая сторона работает в противовес двум остальным и необходима для сохранения общего баланса.

Каждая роль может включать в себя несколько человек. Нужно учитывать, что при работе над большим проектом возникает проблема взаимодействия исполнителей между собой. Взаимодействие исполнителей друг с другом требует времени, что в определенной степени снижает производительность труда . Причем взаимное непонимание приводит к дополнительным затратам на последующих стадиях разработки, например, непонимание среди программистов приводит к дополнительным затратам на тестирование.

Проблема взаимодействия возникает уже при работе группы из четырех и более человек. Для управления их работой необходим руководитель.

Решением этой проблемы может стать организация бригад , например бригады главного программиста ,если рассматривать на примере программистов.


Бригададолжна включать от 3 до 7 человек. Число 10 является верхней границей численности бригады. Это обусловлено требованием максимальной управляемости коллектива.

В бригаде в зависимости от квалификации выделяют следующих специалистов.

Руководитель бригады (например, главный программист) — это превосходно подготовленный, творчески мыслящий, наделенный организацион­ными способностями специалист. Он выполняет работу верхнего уровня, в том числе распределение работы внутри бригады.

Заместитель руководителя бригады (например, старший программист) поддерживает тесную связь с руководителем бригады и дорабатывает более мелкие вопросы. При обсуждении проекта заместитель должен выступать в роли оппонента руководителю бригады.

Непосредственно исполнители (например, младшие программисты) — два или три "менее опытных" (но не "менее способных") специалиста. Они выполняют работу нижнего уровня, определенную руководителем бригады.

В большом проекте в состав каждой или нескольких бригад могут входить следующие специалисты.

Администратор отвечает за распределение времени, подбор кадров, размещение исполнителей, финансирование, поддержку связи с высшим руководством.

Библиотекарь ведет системную библиотеку, например, библиотеку модулей, используемых в оперативном режиме. Все изменения в программные модули вносит только библиотекарь. Он также ведет системную документацию — системный журнал.

Технический исполнитель (документатор) занимается написанием документации по проекту, что освобождает более квалифицированных специалистов от этой рутинной работы.

Секретарь выполняет обычную работу секретаря.

Опыт разработки крупных ПО показывает, что для повышения эффективности работ необходимо разбить проект на отдельные слабо связанные по данным и функциям подсистемы . Реализация подсистем должна выполняться отдельными группами специалистов. В случае использования CASE-средств это означает деление функциональной модели системы (ди­аграммы потоков данных для структурного подхода).

Поэтому после первоначального определения функций, которые должно выполнять разрабатываемое ПО, проект распределяется между различными командами раз­работчиков (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Группы специалистов, занятых в разработке ПО

(n — количество функций ПО)

При этом необходимо обеспечить координацию ведения общего проекта и исключить дублирование результатов работ каждой проектной группы, которое может возникнуть в силу наличия общих данных и функций.

Результатом стадии должны быть:

Общая информационная модель системы;

Глобальные функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдельными командами разработчиков;

Точно определенные интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами (те данные, которые передаются между ними);

Построенные прототипы экранных форм, отчетов, диалогов (должен быть определен стандарт интерфейса пользователя).

После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения, а затем тестирование системы в целом.

3. menu – меню. Реализовано в виде списка, причем каждый пункт может содержать подменю, которое тоже представляет собой список. Каждый элемент списка обязательно содержит текст (часто с горячей клавишей) и может содержать иконку 32*32, сочетание «горячих клавиш» для вызова элемента без вхождения в меню или символ 4. Сочетание icon+menu = Tool panel (Панель инструментов)

4. pointers – механизм индивидуальной настройки пользователя. Обозначается маленькой стрелкой в левом нижнем углу иконки. Пользователь может конфигурировать под себя любое количество указателей в любой папке и области.

Разработчик и архитектор в больших программах – разные люди.

Задача архитектора: представить предметную область с точки зрения пользователя (удобство использования интерфейса). Архитектор должен выяснить тезаурус пользователя и обеспечить лингвистическое обеспечение проекта.

Замечание: невозможно учесть все требования пользователя, поэтому желательны пункты Параметры, Сервис, Настройка, Конфигурация – варьирует характеристиками создаваемого программным продуктом под конкретного пользователя. Например: цвет фона, меню, наличие строки состоянии. В общем случае, чем лучше проработан интерфейс пользователя, тем конкурентоспособнее он.

19. Требования к программистам. Формирование команды программистов.

Требование к программистам и их оценка
  1. Уровень образования

По учреждению выясняются возможности

Тестирование знаний

Резюме – представление опыта программистов, характеризующее его возможное применение.

На производительность влияют:

  1. Наличие амбиций человека (собственная оценка своих качеств и себя в коллективе)
  2. Уровень притязания. Самооценка может быть источником конфликтов в коллективе.
  3. Коммуникабельность! при сдаче проекта.

Задача руководителя после подбора команды организовать работу так, чтобы по максимуму использовать профессиональные и персональные данные программистов.

20. Организация процесса работы команды программистов (персональная организация и коллективная работа).

Осуществляет руководитель проекта.

Опытный руководитель распараллеливает работы. Идет пересечение этапов.

По каждому этапу четко сформулирован результат. Если результата нет, то этап не завершен.

Документирование процесса работы. Все, что делается - оформляется.

Документация создается с начала реализации проекта. Оформляется в соответствии с ГОСТом (ISO) или с корпоративными стандартами документациями.

Удобно использовать маршрутный лист.

Достоинства подхода:

1. документация нужна не только тем, кто пишет программу, но и тем, кто работает рядом, т.е. вынужден использовать ваши результаты.

2. документация отражает текущее состояние работы над проектом

3. при окончании проекта требуется минимум усилий для оформления документации для передачи заказчику.

Организация персональной работы программиста

Менеджер планирует работу программисту, формулирует суть работы, сроки. Ежедневный самоотчет о проделанной работе позволяет менеджеру лучше планировать рабочее время программиста. Написание самоотчета занимает от 15 до 30 минут в день, но дисциплинирует программиста и дает возможность менеджеру перепланировать работу так, чтобы успеть.

Чем больше проект, тем большее значение принимает работа каждого программиста в отдельности и тем важнее любые инструменты, с помощью которых контролируется ход и выполнение работы.

Организация коллективной работы

Координация коллективной работы подразумевает информационное взаимодействие всех участников процесса, т.е. любой человек, участвующий в создании системы должен иметь возможность получать информацию о любых проектных решениях.

«Рабочая тетрадь». Все проектные решения документируются в рабочую тетрадь. Иногда размер всех рабочих тетрадей по проекту достигал толщины в 1 м.

Идея рабочей тетради поддерживается в виде выпуска очередной версии программного продукта, где документация и сам ПП отражают эволюцию его изменения.

Версия 0 является версией, готовой в бета-тестированию.

Согласование работ:

1. Распараллеливание работ

2. Сетевое планирование

Программные продукты, позволяющие осуществлять планирование работ и оптимизировать сроки:

  1. MS Outlook
  2. Time manager
  3. MS Project – управление ресурсами, планирование с дискретностью от часа до месяца. Позволяет работать удаленным пользователям надо удаленным проектом.

21. Планирование работы команды программистов. Эффект второй системы.

После того, как намечены все этапы, определены исполнители (ресурсы проекта и сроки), необходимо организовать получение информации о текущем состоянии проекта. Для этого можно организовать карты учёта такой структуры:

  1. Шифр, номер работы
  2. Описание выполнения
  3. Время окончания
  4. Результат, если работа окончена.

Отслеживает эту информацию менеджер группы.

По оценкам 28-33% времени программист пишет программу. Остальное – совещания, согласования, поиск литературы, обучение, координация с программистами, пишущими совместные с его модулями – 60%.

Задача менеджера – минимизировать 60% так, чтобы увеличить время работы программиста над программой. Если менеджер хороший, то он сможет снизить 60% до 50%.

Критическая ситуация – проект не успевает по срокам:

В этом случае возможны следующие шаги:

  1. увеличить число программистов на проект (зачастую только усугубляет положение);
  2. на существующем количестве перераспределить работу, ввести дополнительное время;
Эффект второй системы

Часть фирм планируют разработку системы на «выброс», чтобы получить представление о трудностях, ошибках, проверить основные идеи, а после разрабатывать вторую систему.


22. Работа с заказчиком.

Специфическая функция взаимодействия с потенциальным или реальным потребителем ПП.

  1. 1 Заказчик, 1 Разработчик
  2. Заказчик объявляет тендер на разработку. Выигрывает фирма, которая либо уменьшает стоимость разработки, либо за эту же сумму предоставляет больше возможностей. Играет роль имидж компании (участие и завершение аналогичных разработок, участие в семинарах, совещаниях по теме, открытость компании).

Преимущества:

Заказчик в курсе всей работы

Тестирование параллельно с написанием