Конкурс «Одеваемся в детский сад». Artifex: Что пишут на памятнике посетители в США

Сказка Баба-Яга – одна из самых известных волшебных сказок о добре и зле. Как все волшебные сказки, она имеет динамичный сюжет и счастливую концовку. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Баба-Яга читать

Почему Бабу-Ягу называют Бабой-Ягой

Есть несколько версий, которые объясняют имя Бабы-Яги.

  1. В некоторых областях России существует диалект «ягать» – браниться. Может отсюда и имя крикливой ведьмы.
  2. Слово «ягая» происходит от старославянского «злая». Тоже вполне понятное объяснение.
  3. Есть еще одна версия: древнерусское «язя» означает «хворь, болезнь». Бабе-Яге приписывают магические способности, поэтому можно слово толковать как «знахарка, целительница».

Если крикливую и скандальную женщину хотят сравнить со сказочным персонажем, слово употребляют как имя нарицательное – баба-яга.

Решила мачеха падчерицу со свету сжить. Отправила ее к сестре своей – Бабе-Яге на съедение. Девочка была рассудительной, сначала к родной тетке зашла. Та ее научила, как себя вести у ведьмы: быть приветливой со всеми и гостинцами запастись. Взяла девочка подарочки: ленточку для березки, платочек для работницы, для ворот маслица, хлебушка – собачке, ветчинки – коту. Баба-Яга девушку встретила, за работу посадила, а работнице велела печь топить. Приветливость сиротки растрогала слуг ведьмы, от которой они доброго слова никогда не слыхали, не то что подарков. Помогли они девочке убежать от Бабы-Яги. Домой девочка прибежала. Все отцу рассказала. Выгнал он жену, и зажили они с дочкой счастливо. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Баба-Яга

В сказке Баба-Яга силы добра противопоставляются силам зла. Главная героиня сказки – девочка-сирота. Она борется со злом доступными ей способами. Девочка не наделена физической силой, но наделена качествами, которые помогают ей найти выход из сложной ситуации. Детям можно поставить в пример героиню и ее качества, которые помогают преодолевать трудности: доброту, предусмотрительность, смелость. Почувствовав опасность, девочка пошла за советом к близкому человеку – родной тете. У Бабы-Яги она одаривает подарками слуг ведьмы и просит их о помощи. Они откликаются на ее доброту. Не растерялась героиня, когда Баба-Яга пустилась за ней в погоню, действовала смело и решительно. Чему учит сказка Баба-Яга? Современных детей сказка учит поведению в непредвиденных ситуациях.

На третьем году жизни у ребёнка появляется и начинает накапливаться представление о собственном «Я». Ребёнок начинает осознавать, что иногда его желания не всегда совпадают с мамиными, а часто и вовсе являются «перевёрнутыми» («Я сам ещё не знаю, чего хочу, но точно знаю, что хочу не того, чего хочет мама»). Ребёнок пытается сформировать собственный образ, поэтому именно в этом возрасте наиболее активизируется процесс развития речи.

Такое осознание себя личностью, отдельной от мамы с её желаниями, появление собственных представлений о внутренних потребностях и возможностях, отстаивание себя во многих аспектах социальной жизни, всё это часто пугает родителей, внушает им огромные переживания и опасения. Родителям непривычно видеть своего малыша - требовательным, раздражительным, иногда агрессивным, не внимающим никаким «разумным» доводам. Часто взрослые бывают очень напуганы и просто не знают, как справиться с неожиданно появившимися истериками и скандалами, с неуёмными желаниями своего ребёнка, подозревая, что такое поведение не свойственно другим детям, а что-то произошло только с их ребёнком. Более того, ребёнок становится упрямым, капризным, у него часто и очень быстро меняется настроение от слёз к смеху и обратно.

Хотелось бы успокоить особо тревожащихся по этому поводу мам и пап - такие поведенческие и эмоциональные изменения переживает большинство детей.

В три года у ребёнка очень часто повышается агрессивность, тревожность и беспокойство. В это время, как говорят психологи, идет накопление полярных чувств. Ребёнку становится трудно разобраться в двойственном отношении к близкому взрослому. Так он может чувствовать и любовь к этому человеку, и, одновременно, ситуативную злость и раздражение. Чаще всего таким близким человеком для ребёнка является мама, от которой ребёнок пока зависим очень сильно, и быть самостоятельной личностью рядом с всё знающей мамой пока сложно.

Руководством к действию для ребенка теперь чаще являются собственные эмоции, чувства и собственное «хочу». При этом ребенок рассуждает: Любимая мама не разрешает сейчас того, что мне очень-очень хочется, тогда пускай она перестанет быть Любимой мамой и будет той, на которую я смогу позлиться.

Так за считанные секунды в представлении ребёнка образ мамы разделяетсяся на две половинки: на маму-фею и на маму-бабу-Ягу. И когда мама - фея, все желания будут исполняться просто так, появляются ресурсы и инициатива со стороны ребёнка. А если желание не исполнилось, то мама становится «бабой-Ягой» и от неё не дождёшься помощи. Но зато на неё можно злиться, с ней можно воевать, и самое главное, её не нужно жалеть.

Таким образом, свой временный дискомфорт ребёнок выносит на такую маму. И некоторые особо умелые в эмоциональном манипулировании дети, специально негативным поведением провоцируют и злят маму, чтобы после «бабы-Яги» потом ждать появление «мамы - феи». Ведь очень часто, мама, накричав на своего малыша, начинает испытывать колоссальное чувство вины и исполняет все прихоти ребёнка. Поэтому, если Вы увидели, что поведение Вашего ребёнка напоминает описанное нами, не пугайтесь.

Почему русские женщины все норовят то коней на скаку останавливать, то в горящие избы входить?

(Продолжаю публиковать отрывки из своей книги "Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках". Этот отрывок - часть главы о великой славянской богине - Бабе Яге, богатырше Усоньще Виевне)

У Бабы Яги множестов ипостасей. Наставница, Похитительница и Пожирательница имеют дело исключительно с детьми - юными и наивными аспектами нашей души. Яга-Воительница, напротив, встречается на пути только взрослых богатырей или, в контексте психической метафоры, испытывает наши чувства, идеи и установки, успешно достигшие совершеннолетия, то есть, прошедшие порог Сознания, укрепившиеся в Эго. Любопытно, что у этих Ведьм не только разные предпочтения: дети - у Похитительницы или взрослые - у Воительницы, но и география. Первая Яга существует в северославянском фольклоре. Это Лесная Яга, Колдунья, которая проводит обряд инициации. Она - древняя Мать того праславянского племени, которое, прорубая путь подсеками и лядинами, уходило все дальше и дальше вглубь лесной чащи, спасаясь от свирепых кочевников. Этот многовековой процесс продвижения на север, выраженный формулой В.О. Ключевского «внук умирал не там, где дед», изрядно изменил форму культа предков.

Каждое новое поколение праславян все дальше уходило от родины пращуров, захороненных в домовинах, так напоминающих избушку на курьих ножках. «Домовины» - избы для покойников, установленные на очень высоких пнях, корни которых выглядывали из-под земли, что и делало их похожими на куриные ноги. Ставились они таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, то есть «к лесу передом». С уходом потомков «селения мертвых» оказывались заброшенными, Великий Лес вскоре вновь поглощал пространство погостов. Несколько десятков лет, одна-две смены человеческих поколений, и от кладбища надземных гробов-домовин оставались полусгнившие «избушки» на столпах, так похожие на логово Яги. Естественно, что для новых пришельцев захороненные таким способом предки казались уже не «дедами», а «навьями» - чужаками, враждебной нечистой силой.

Таким образом, путь к изначальной Самости идет в обратном направлении движения праславян - с севера на юг, в Тридесятое Царство, в страну предков. На пути испытуемый обязательно должен встретиться с «северной Ягой» - Похитительницей, Пожирательницей и Наставницей, не угодить в ее печь, честно прожить в ее избушке все необходимые алхимические стадии инициации, послужить Ведьме, усердно поработать на нее, получить необходимый опыт и волшебные дары, чтобы отправиться еще дальше в южном направлении.

Помните, во многих сказках у Ведьмы есть сестры? Каждая из них предлагает герою свои испытания. Чем старше сестра, чем ближе она живет к Тридесятому Царству - тем сложнее и опасней ее экзамен, но тем более ценен последующий подарок и совет. Так и есть! Яга многолика, и на пути к Восамлению нас ждет не одна встреча с ней. Старшая сестра - Яга-Богатырша, живет у Калинового моста на реке Смородине, что отделяет в мифах мир живых от мира мертвых или, в психологическом смысле, Сознание от коллективного Бессознательного.

Смородина - аналог древнегреческого Стикса, который простому смертному предстоит преодолеть по дороге на «тот свет», а Герою - на пути в Тридесятое Царство, откуда он обязательно должен вернуться в Явный мир, но уже не в качестве «Ивана-крестьянского-сына», а в качестве Царя собственной судьбы. Смородина нередко упоминается в сказках и в заговорах, но там она чаще называется просто огненной или смоляной рекой: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Близ этого страшного места и живет самая старшая Колдунья - Буря-Яга или Яга Виевна.

Яга-Воительница встречается в южнославянских сказках и, несмотря на то, что она вроде бы старше по возрасту своей лесной сестры, она вовсе не старуха, а удалая степная богатырша, мать, жена или сестра убитых воинами змиев. Она ездит верхом на коне, носит латы и обладает мечом-кладенцом, бесстрашно сражается с богатырями подобно мужчине и, чаще всего, одерживает в этих схватках победу. В отличии от Змия, что бьется с богатырями единолично, она возглавляет целое войско. Если Воительница застает Героя, прячущегося в ее избе, она избивает его до полусмерти, вырезает из его спины ремни или лишает зрения. В некоторых сказках такая Яга выступает еще и как мать Змиев - главных противников богатырей, похитителей их жен или матерей. Чаще всего Герой сражается сперва именно с сыновьями, а уж потом с самой Ягой, как с самым опасным врагом.

Такое родство показывает тесную связь Яги со змеей. И, действительно, существует гипотеза, что этимология ее имени, возможно, восходит к санскриту: «ahi» - змея. Также и в ее одноногости (костяная нога) некоторые исследователи видят сходство со змеиным хвостом. В мифологии многих народов можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змей. Например, по белорусскому преданию черти - хромые, имя главного из них «цмок» (змей). Однако другие этимологи связывают ее имя уже с другим санскритским корнем: «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводят как «отшельник». Что ж, ни в том, ни в другом случае не поспоришь: Яга-отшельница, что проводит обряды инициации и жертвоприношений - это Лесная Колдунья, а Богатырша, связанная со змиями - Степная Яга.

Дорогой Читатель, чтобы перейти непосредственно к сказкам и реконструированным мифам о Яге-Богатырше Буре Виевне, сведений о которой, увы и ах, чрезвычайно мало, нам придется сделать небольшое историческое отступление, иначе нам ни по чем не понять ее архетипическую сущность.

Комплекс сказок о Яге-Воительнице, где она либо воюет с главным героем, либо, напротив, оказывается его помощницей, после того, как он нанимается к ней в пастухи, Рыбаков соотносит с эпохой праславянско-сарматских взаимоотношений около рубежа нашей эры. Яга в ее южном варианте владеет стадами кобылиц, повелевает степным, часто девичьим, войском, ее железная ступа очень напоминает скифские и сарматские походные котлы. Действие таких сказок часто переносится на берег моря, где стоит дом Бабы-Яги, окруженный 12 шестами: «На одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый». Такие шесты с черепами врагов, по описанию Геродота, можно было встретить у тавров в Крыму: «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов <...> тело жертвы сбрасывают с утеса в море <...> голову же прибивают к столбу». Одним из помощников Героя является орел - степная, горная птица: «Ну, пойди же ты за тридцать озер; там стоит на куриной ножке избушка, а в избушке живет яга-баба; у ней есть орел-птица, и она тебя вынесет». В общем, «Все признаки ведут нас на юг, к черноморским землям, занятым некогда "женоуправляемыми" сарматами», - пишет Рыбаков.

Нельзя сказать, что сарматами безраздельно правили женщины. Однако сарматки действительно одевались как мужчины, ездили верхом, ходили на охоту и в военные походы. Гиппократ, современник Геродота, рассказывает следующее: «Воинственность сарматских женщин выражалась, между прочим, в том, что девушка выходила замуж не прежде, как убив хоть одного неприятеля, потому некоторые женщины оставались девственницами до старости. Они ездят на лошадях, стреляют из лука, мечут дротики, сражаются с неприятелем, но только до замужества <…> У женщин нет правой груди, потому что вскоре после рождения матери выжигают своим дочерям правый сосок раскаленным медным орудием, так что правая грудь утрачивает способность расти, и вся сила и изобилие сосков ее переходит в правое плечо и руку».

Итак, сарматы - это ираноязычные кочевые племена раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), заселявшие территорию современной Украины и Казахстана. Этот народ упоминается Геродотом, который сообщает, что он происходит от амазонок, которые выходили замуж за скифских юношей. Что же касается происхождения самих скифов, автор первого в мире исторического трактата дает две теории. Одна из них собственно скифская, и мы рассмотрим ее чуть позже, вторая версия - греческая, согласно которой скифы считались потомками самого Геракла. Эта легенда отражает глубинный пласт истории, идущий от самой ледниковой поры, от времен начала скотоводства. Миф говорит о том, что однажды в поисках стада волшебных коней Герой попал в землю Гилея, где встретил полудеву-полузмею Ехидну. Она согласилась вернуть Гераклу потерянное стадо в обмен на ночь страстной любви. От этой любовной связи Ехидна родила троих сыновей: Агафирса, Гелиона и Скифа. Геракл не пожелал забрать детей с собою в Грецию, как просила его змеехвостая дева, зато оставил свой лук, тетиву которого мог натянуть лишь настоящий Герой, и посоветовал устроить состязание среди сыновей. Победителем стал младший из братьев - Скиф, от которого и пошли все скифские цари.

Но причем же здесь наши непосредственные предки - славяне? Дело в том, что страна Гилея, согласно Геродоту, это лесная зона Скифии, населенная мирным племенем сколотов или борисфенитов (от греческого названия реки Днепр - Борисфен). Жители левобережного Борисфена, в отличии от кочевых скифов, вели оседлую жизнь, во времена Геродота (V в. до н.э.) они уже занимались развитым земледелием и даже вовсю экспортировали пшеницу самим грекам. Именно сколотов-борисфенитов и принято считать прямыми предками славян. Интересно, что по некоторым данным. Гилея почиталась у скифов священной рощей, в которой находилось святилище Гекаты (лунной Богини, греческой «сестры-близнеца» нашей Яги). А по другой легенде, как было сказано выше, в Гилеи обитало существо с туловищем и лицом прекрасной женщины и хвостом змеи - Ехидна. Что ж, и тот и другой персонаж греческой мифологии не сложно соотнести с Бабой-Ягой. По меньшей мере след всех трех хтонических мифических Дев определенно ведет к единому индоевропейскому архетипическому ядру: к Женщине - Правительнице, к матриархальной Богине. Основная разница между Гекатой, Ехидной и Ягой (которые, несомненно представляют собой различные лики одной предвечной Богини) в том, что первая сама уступила место на Олимпе маскулиному Богу; вторая, как и все скифские женщины, после «вступления в брак» с Гераклом отдала царствование сыну; третья - то ли так и осталась безбрачной и бездетной (северная, лесная Ведьма), то ли потеряла мужа слишком рано (южная, степная Яга).

Теперь пришло самое время сказать о второй версии происхождения скифов, упомянутой Геродотом. Позволю себе процитировать первоисточник: «По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колаксаис (Кола-ксай - «Солнце-Царь» - прим. автора). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему».

От мифа о Таргитае, как предполагает Б. А. Рыбаков, в русском фольклоре остались два упоминания: древнейшая довладимирская былина, чудом дожившая до наших дней, о богатыре Тархе Годиновиче (которую, на мой взгляд, будет наиболее уместно рассматривать в главе о злокачественной Аниме), а также сказка «О трех царствах», где главному герою во всем помогает старый богатырь Тарх Тархович, ослепленный Ягой. Эта сказка, по мнению исследователей, является самой популярной сказкой в русской устной традиции и, по видимому, самой древней. Не считая греческого мифа о Ехидне, это, несомненно, древнейшее «зафиксированное доказательство» деяний Бабы Яги. Однако подробно рассматривать эту сказку в данной главе мы не будем, она пригодится нам в дальнейшем. Скажу лишь о том, что одним из эпитетов Яги в нескольких вариантах, собранных Афанасьевым, является «ехидная старуха», что опять-таки дает недвусмысленный намек на ее ближайшее родство с греческим персонажем. Также невозможно не упомянуть о том, что в этой сказке Яга либо лишает ног, либо ослепляет старого богатыря Тарха, либо, в самом «бережном» варианте избивает его и вырезает со спины ремни. Однако позже герою удается победить Ведьму, заставить раскрыть ему тайну живой и мертвой воды и получить от нее либо меч-кладенец, либо волшебный всевидящий шар, либо просто мудрый совет, который помогает ему спасти плененного Царевича. Важно сказать о том, что в этих сказках ни слова не говорится о том, ни кто такой сам Тарх Тархович, ни откуда он взялся подле молодого Царевича, ни кто такая Яга, ни почему она борется с богатырями. И здесь самое время еще раз вспомнить схему развития религиозно-мифологических сюжетов, предложенную Проппом, которую я дерзнула ранее несколько расширить:

1. Тотемизм: реально существующий обычай. Это те самые сарматские женщины-воительницы, описанные Гиппократом.

2. Переходный период во время возникновения землепашества: религиозный обряд. Можно предположить методом экстраполяции, что такие женщины проводили некий особенный обряд инициации, где, судя по всему, имели место и избиения, и сдирание кожи со спины, и, возможно, временное символическое лишение зрения будущих воинов.

3. Политеизм: миф. Славянский миф о Бабе Яге и Таргитае или любом другом богатыре или боге, к сожалению, не сохранился.

4. Монотеизм: сказка. Собственно «Сказка о трех царствах» или «О слепом и безногом богатырях».

Очевидно, что нам, как минимум, точно известна первая и конечная точка развития архетипического сюжета о Яге-Воительнице. Самая большая лакуна появляется в переходный момент от политеизма к монотеизму, те есть в эпоху князя Владимира, когда большинство старинных мифов, как мы уже знаем, были переписаны под влиянием новой религии. «Если одно и то же явление с одинаковыми характерными признаками мы наблюдаем на протяжении известного промежутка времени и если мы знаем его достоверно только в двух конечных точках, то мы имеем право экстраполировать его на промежуточные отрезки», - пишет Рыбаков. То есть в нашем случае мы имеем полное право предполагать наличие настоящих мифов о Яге-Воительнице с Богами и Героями и в промежуточную эпоху Владимира, и в более ранние исторические времена. И вот теперь наконец (Читатель, прокричим троекратное «ура»!) мы можем заканчивать исторический экскурс и переходить непосредственно к нашей главной теме.

Если в зафиксированном письменно мифологическом материале и могут быть лакуны, то в бессознательном таковых не бывает. Душа, в том числе и народная, этническая, во что бы то ни стало заполнит пробелы архетипическим материалом. В данном случае нам даже не придется додумывать мифы самостоятельно, мы можем обратиться к «неоязыческому» творчеству А.И. Асова, известному, пожалуй, не в меньшей степени, нежели многие настоящие фольклорные произведения. С его «Птицей Гамаюн», вероятно, знакома куда более широкая часть читающей аудитории, нежели с Тархом Годиновичем или же с Магурой. Историки и филологи признают его переводы якобы древних славянских текстов подделкой. Что ж, с точки зрения этих наук, такие выводы, по всей видимости, абсолютно справедливы. Но вот для аналитического психолога историческая достоверность его источников вовсе не является принципиальным вопросом. В бессознательном отсутствует категория времени, в нем нет ни понятий исторической давности, ни, тем более, достоверности или же фикции. Современный человек продолжает оставаться мифотворцем в не меньшей степени, чем его предки из далеких времен. Право слово, кто отнял право у современных авторов писать о том, чего просит душа? Единственно, выдавать собственные произведения за древние славянские тексты, пожалуй, лишнее. Но все же, для души этноса, на самом деле, не имеет никакого значения, когда и кем были написаны «Велесова Книга», «Песни птицы Гамаюн» или «Книга Коляды». Более того, такое явление как современное мифотворчество или неоязычество, как религиозное течение, лишь доказывает нашу теорию о том, что с принятием христианства славянское язычество, и как понимание мироустройства, и как система мифов, так и осталось незавершенным. И, что не может не вселять надежду и оптимизм, славянская душа требует завершения гештальта, заполнения лакун в народной памяти. Именно этим и объясняется и большая популярность книг Асова - современного Баяна, «велесового внука», и то возмущение, что они вызвали в научном мире - мире Логоса. Даже если все его произведения - плод фантазии, его собственной или позаимствованной у более ранних авторов (в XIX веке также появилось много «псевдоязыческих» текстов - «Ярилина книга», «Тризны Бояновы» и прочее, многое из которых Асов позаимствовал), это в любом случае продукт коллективного бессознательного. Писатель, в том числе и ваша покорная слуга, лишь придает ему удобоваримую форму, доступную для восприятия.

Однако, не будем более терять ни секунды, обратимся непосредственно к самой «Книге птицы Гамаюн», «Книге Коляды» и прочему творчеству Асова и его предшественников. Да не прогневаю я филологов и историков, если буду называть эти произведения не «псевдоязыческими», а «новоязыческими».

С верой в Вас и Ваше лучшее Настоящее, Александра Сергеева.

Утро дома у Вани и Маши часто получалось нервным.

Мама заходила в комнату, ласково будила детей. Обычно, пока они поднимались и выползали из теплых постелей, мама ставила на стол полезный завтрак. Тут начиналось самое интересное. Ваня с Машей болтали, отвлекались от еды. Маша долго ковырялась в тарелке. Вдруг начинала мечтать о чем-то.

Мама очень спокойно просила поторопиться. Дети успокаивались на минуту и опять продолжали болтать. Мама опять просила завтракать и на отвлекаться. И снова тишина всего на минуту. Мама расстраивалась, нервничала и повышала голос.

Брат с сестрой могли забыть умыться или почистить зубы. Портфели были не собраны, форма не готова. И практически каждое утро мама говорила одно и тоже: «Маша, не болтай! Ваня, иди чистить зубы! Дети, давайте быстрее, мы опаздываем! Ваня, ну я же просила собрать портфель с вечера! Маша, неси расческу!»

Как-то утром мама села за стол и грустно сказала:

— Я так устала вас подгонять. Почему вы меня не слышите? Наверное, скоро я стану бабой Ягой. Только и делаю по утрам, что ругаюсь. Тихо и спокойно вы не понимаете.

Дети даже не обратили на это внимание. Мама часто говорила, что ей не нравится кричать. Они продолжали болтать и спорить, сидя над тарелками с кашей. Мама ушла в комнату.

— Мама, я поел кашу! – крикнул Ваня, когда тарелка опустела.

Маша продолжала сидеть и мечтать. Ваня пошел в ванную комнату.

— А! – услышал Ваня крик сестры, — Мамочка! А!

Ваня выбежал в комнату и увидел … Бабу Ягу. Представляете? Самую настоящую Бабу Ягу у себя в квартире. Она была очень неприятная: морщинистое лицо, кривой нос с бородавкой, страшные пальцы с длинными грязными ногтями.

— Маша, сколько можно сидеть над кашей? Давай быстрее доедай, мы опоздаем в школу, — сказала баба Яга.

Ваня с Машей переглянулись.

— Дети, вы что? Совсем на меня не реагируете уже? – баба Яга говорила совсем как мама.

— Ваня, я боюсь, — прошептала Маша.

— Да, мне тоже страшно, — признался Ваня.

— Дети, что вы замерли? Мы не идем сегодня в школу? – баба Яга взяла тарелку Маши со стола и отнесла в раковину.

— Вы же баба Яга? А где наша мама? – заплакала девочка.

— Маша, я твоя мама, ты что?

— Нет, — плакала Маша, — куда Вы дели нашу маму?

— Маша, да что с тобой? Давай сейчас не будем играться. Мы правда опаздываем, — у бабы Яги был такой противный голос.

— Мамочка, это правда ты? – спросил Ваня.

Баба Яга подошла к зеркалу.

— Ох, что со мной? – старушка рассматривала себя, — я так и думала. Дети, это я – ваша мама. Такие истории случаются. Мамы, которых не слушаются дети, очень часто становятся страшными бабками. Потому что на ласку и нежность, на простые объятия и спокойные истории не остается времени.

— Что же делать?

— Я не знаю.

Целый день Маша с Ваней пытались придумать, как же им спасти маму. Было так неприятно – Мама Яга все время ворчала, ругалась, злилась. Дети понимали, что это они своим поведением сделали ее такой.

— Послушай, — сказала Маша, когда дети уже лежали в кроватях, — ведь сны – это волшебная страна. Давай встретимся во сне? Попробуем найти какого-нибудь волшебника? Волшебники наверняка смогут расколдовать нашу маму.

— Да, хорошая идея!

И дети закрыли глаза. Первой в волшебной стране снов оказалась Маша. Ваня все переживал и никак не мог уснуть. Когда наконец они встретились, Маша уже успела найти дорогу к дому Волшебника.

— Идем быстрее, разноцветные сны говорят, что надо успеть до того, как он проснется. Иначе, мы никогда не узнаем, как нам вернуть нашу маму, – Маша тянула Ваню в сторону угрюмого леса.

В лесу было страшно. Темно, какие-то чудовища за деревьями, ужасные звуки. Ваня крепко взял Машу за руку, потому что чувствовал — сестре страшно. Наконец, на поляне освященной луной, ребята увидели домик. Он был такой удивительно красивый. Весь как радуга – в разноцветную полоску. Над домиком в воздухе висели буквы «Дом Волшебника».

— Разноцветные сны сказали, что надо подойти тихонько к волшебнику и спросить, что делать. Главное его не разбудить, – шептала Маша Ване на ухо.

Дети пробрались в дом. Одна большая комната с кроватью по середине. В куче подушек и под огромным разноцветным одеялом храпел волшебник.

— Ой, какой он смешной! – Маша начала хохотать.

Волшебник заворочался.

— Маша, тихо! Ты что?! Он сейчас проснется! – Ваня строго посмотрел на сестру.

Маша закрыла рот ладошками.

— Как нам спасти маму? – грозно пробасила она

Тут уже рассмеялся Ваня и еле успел закрыть рот руками. Волшебник вздохнул во сне. И над ним появился экран, на котором вдруг начался фильм. Утро. Дети завтракают. Все готово для школы. Мама улыбается. Дети спокойно и быстро собираются. Все шутят и в хорошем настроении. Экран пропал…

Наступило утро. В комнату вошла мама Яга.

— Подъем, опять проспали, ну сколько можно долго болтать по ночам, и игрушки разбросаны, портфели не собраны, — Яга все бурчала и бурчала.

Дети встали. Маша включила веселую музыку. Ребята умылись, быстро позавтракали, заправили кровати, оделись в форму и были вовремя готовы выходить в школу.

Яга начала улыбаться. Морщинки разгладились.

После школы, закончив домашнее задание, Маша с Ваней навели порядок в комнате. Расставили по местам книги, разложили по полкам одежду и по коробкам игрушки. Перед сном Маша с Ваней крепко обняли Маму Ягу и сказали:

— Мамочка, мы тебя очень любим и будем слушаться. Прости нас!

Мама Яга прижала детей к себе крепко-крепко.

— Я вас тоже очень люблю. Даже когда вы не слушаетесь! Детки мои золотые.

На следующий день Маша услышала мамин обычный голос:

— Детишки, подъем. Просыпаемся и начинаем новый прекрасный день!

Ваня зажмурил глаза сильнее, а потом резко их открыл. Перед ним стояла мама! Его любимая красивая добрая и веселая мама!

— Ура! Мы вернули нашу маму! – дети прыгали вокруг мамы и по очереди ее целовали.

С тех пор ребята быстро собираются в школу, убирают у себя в комнате и слышат просьбы мамы. Оказывается, тогда остается много времени на объятия и нежности. А мама больше не превращается в ворчливую бабу Ягу.