Pentax - история развития компании. История компании Pentax

Компания Pentax начинала с полировки линз для очков, позже стала первым японским производителем объективов, а в 1950-х ее инженеры разработали основу конструкции, которая используется во всех современных зеркалках.

Cлово «асахи» по-японски означает «восходящее солнце». Этот милый сердцу каждого японца образ был положен в основу названия компании Asahi Optical Joint Stock Co. - прародителя нынешней корпорации Pentax. Штат фирмы на заре ее существования, в 1919 году, состоял всего из нескольких человек, а основным видом деятельности было производство линз для очков. Однако спустя 10 лет оказалась, что маленькая фирма выпускает едва ли не лучшие линзы в Японии.

Дело в том, что тогда при полировке стекол для очков повсеместно использовали шерстяную ткань. Asahi Optical в качестве полирующего материала применяли асфальтовую смолу, как это было заведено в производстве сложных оптических приборов - телескопов и подзорных труб. Такой серьезный подход к делу не мог остаться незамеченным, и в 1933 году один из пионеров японского фотопроизводства компания Konica предложила руководству Asahi Optical вместо производства линз для очков заняться более престижным делом - наладить выпуск объективов для форматных фотокамер Parlet.

Konica выпускала эти камеры с 1920-х, широко применяя импортные комплектующие, что не лучшим образом сказывалось на цене. Использование же первых отечественных фотообъективов позволило компании заметно снизить цены на свои форматные переносные камеры и тем самым добиться их чрезвычайной популярности на Японских островах.

Через год Asahi Optical, заваленная заказами, уже построила новый завод на окраине Токио, где выпускались объективы для лидеров японского фоторынка того времени - компаний Konica и Chiyoda Optical. В 1936-м последняя представила модель Minolta Flex - двухобъективную зеркалку, изготовленную по образу и подобию немецкого Rolleiflex. На обоих объективах, конечно же, стояла маркировка Asahi Optical.

Make photos, not war

Усиленная милитаризация Японии перед Второй мировой войной сказалась и на Asahi Optical - в конце 1930-х на ее токийском заводе вместо фотообъективов уже вовсю собирали оптические прицелы. Тогда же компанию возглавил 27-летний фотолюбитель Сабуро Мацумото, который, несмотря на жесткие условия госзаказа, лелеял мечту заниматься исключительно фототехникой.

Но мечте суждено было сбыться нескоро - после капитуляции Японии в 1945-м завод Asahi Optical лежал в руинах, у компании были долги перед поставщиками и подрядчиками, а получить деньги за выполненные заказы у отцов-командиров было невозможно. Однако в 1946-м Мацумото умудрился восстановить часть производства, собрать горстку уцелевших сотрудников и даже получить заказ от оккупационных войск на обработку линз для биноклей. О том, что в Токио снова заработал какой-то оптический завод, прослышали многие промышленники, и в Asahi Optical потекли заказы на выпуск разнообразной оптики. В качестве подрядчика фирма просуществовала вплоть до 1950-х, когда Мацумото решил, что пора заняться выпуском собственной конечной продукции.

К середине 1950-х фототехнику в Японии не производил только ленивый. Разнообразные фотоаппараты под марками Сanon, Minolta, Mamiya, Nikon, Olympus наводнили страну и уже начали выходить на международный рынок. Между тем в основном это были чуть переделанные аналоги немецких дальномерных 35-мм камер либо камеры под пленку среднего формата. Мацумото понимал: чтобы заявить о себе, нужно выпустить на рынок принципиально новый продукт, более современный и совершенный, чем все существующие. И выбор пал на 35-мм зеркальный фотоаппарат.

Первая зеркалка

У выпускавшихся на тот момент в мире зеркальных камер был серьезный недостаток: зеркало, которое направляло поток света, проходящий через объектив, формировало в видоискателе перевернутое слева направо изображение, которое к тому же еще и надолго исчезало после спуска затвора, независимо от длительности выдержки.

Мацумото как настоящий японский начальник поставил перед своими конструкторами невыполнимую задачу: разработать 35-мм зеркалку, которая по своим размерам приближалась бы к дальномерной Leica и при этом была бы лишена обозначенных проблем. В результате ведущим инженерам компании Рехею Сузуки и Нобуйуки Йошида пришлось если не поселиться на заводе, то устроить лаборатории прямо у себя в домах. Зато через семь месяцев, в ноябре 1950-го, прототип чудо-камеры был готов.

Компактный фотоаппарат получил крепкий металлический корпус, фирменный объектив 50-мм f/3,5 в оправе из латуни, а также четко отрабатывал выдержки в диапазоне от 1/20 до 1/500 сек. и издавал при спуске затвора характерный щелчок.

Однако, вопреки ожиданиям Мацумото, продавцы отнеслись к новинке прохладно. Они полагали, что спокойнее и выгоднее работать с продукцией, на которую уже есть спрос, нежели рисковать, продвигая на рынок новый товар. Зато помешанные на технике конструкторы из компании K. Hattori & Co., Ltd. (ныне корпорация Seiko Epson) сразу же ухватились за модель, рассмотрели ее со всех сторон и не только похвалили, но и внесли несколько усовершенствований, а самое главное - предложили продвигать камеру через свои магазины.

Первая коммерческая партия новых камер поступила в продажу осенью 1952 года. Модель назвали Asahiflex I, под этим именем она и вошла в историю фототехники как первая японская 35-мм зеркальная камера.

Asahi №2

Новая камера получила высокую оценку у фотографов того времени, однако у нее довольно скоро обнаружились и «детские болезни»: затвор сильно вибрировал при спуске, а мощный удар зеркала чуть ли не подбрасывал камеру вверх. Но главное, модель №1 не избавилась от главной проблемы всех тогдашних зеркалок - исчезновения изображения в видоискателе во время подъема зеркала. Многие уверяли, что этого в зеркальных камерах не избежать, но Мацумото был непреклонен - он снова вызвал «на ковер» инженеров и «предложил» им подумать над недоработками. Как всегда, предложение звучало в ультимативной форме.

Результатом «раздумий» инженеров стало появление через два года новой зеркальной модели с моментальным автоподъемом зеркала и очень мягким спуском. Камера, названная Asahiflex II, впервые заставила взглянуть на компактные зеркальные фотоаппараты как на более чем полноценную замену дальномеркам. Популярность нового аппарата росла как на дрожжах, а полное отсутствие конкурентов в этом сегменте рынка позволило быстро наращивать продажи и производство. Впоследствии, в 1960 году, Asahi Optical получит награду за разработку своего оригинального механизма быстрого возврата зеркала, послужившего толчком к бурному развитию производства зеркалок во всем мире.

Pentax - значит, с пентапризмой

Следующей революционной разработкой фирмы стала компактная зеркальная камера, оснащенная не только быстрым автоподъемом зеркала, но и пентапризмой - пятигранной зеркальной конструкцией, позволявшей отображать в видоискателе «правильное», не перевернутое изображение.

Обычное для сегодняшнего дня решение - пентапризма, которая прячется в том самом выступе над видоискателем, характерном для любой современной зеркалки, - произвела настоящий фурор на ежегодной национальной фотовыставке 1956 года. Всех интересовало, когда новинка появится в продаже, каковы будут ее окончательные технические характеристики и стоимость. Однако на последний вопрос не мог дать ответа и сам производитель.

Пентапризмы тогда широко применялись в производстве перископов и прочей военной оптики - собственно, благодаря опыту в этой сфере инженерам Asahi Optical и пришла в голову мысль использовать такое же решение в фотоаппаратах. Однако полировка зеркал для пентапризм в те годы выполнялась вручную, а значит, стоила чрезвычайно дорого. И если министерство обороны мирилось с любыми затратами, то слишком высокая цена для «гражданского продукта» была совершенно неприемлемой.

Можно было, конечно, закупить только появившиеся тогда французские шлифовальные станки… но их стоимость в четыре раза превышала размер основного капитала фирмы. Однако после долгих раздумий Мацумото все-таки влез в долги и решился на покупку оборудования. И не прогадал: автоматизация производственных процессов позволила Asahi Optical наладить выпуск самых совершенных на тот момент 35-мм зеркальных камер по очень привлекательной цене.

В 1957 году новая камера получила название Asahi Pentax, в котором отразились ее конструктивные
особенности - наличие пентапризмы и преемственность с предыдущими моделями Asahiflex. Как мы знаем, впоследствии название камер, да и всей компании, сократилось до одного слова Pentax, звучащего так же хлестко, как и спуск затвора хорошего зеркального фотоаппарата (слово Pentax получилось в результате слияния слов PENTAprism и refleX).

Байонет K

Следующим знаковым для компании годом стал 1975-й, когда Pentax представил модель K2 c абсолютно новым байонетом K. До этого компания слыла приверженцем классического резьбового соединения М37 и M 42, идея которого восходила еще к довоенным временам. Новый байонет K позволял гораздо быстрее и удобнее снимать и устанавливать объективы на камеры и был не в пример лучше приспособлен для работы с получающими все большее распространение электронными системами.

Конечно, такая радикальная смена узла крепления могла отпугнуть многих приверженцев фирмы - обладателей старых «резьбовых» объективов. Однако Pentax демонстрировал решительность в продвижении своей новой системы - в этом же году компания выпустила еще две камеры серии K, а к ним 27 объективов с фиксированным и четыре зума! Такое разнообразие и выдающиеся характеристики новой оптики Pentax никого не оставили равнодушными. Новая система была безоговорочно принята фотографами во всем мире, а байонет K без серьезных изменений дожил до наших дней. Это значит, что даже на самую современную цифровую зеркалку Pentax можно установить любой из объективов Pentax, выпущенных фирмой более чем за 30 лет.

Объективы SMC

Еще в 1971 году компания Pentax первой из производителей фотографической оптики стала наносить на линзы своих объективов многослойное просветляющее покрытие. Обычное просветление, широко применявшееся после войны, представляет собой специальную пленку толщиной 0,00010–0,00015 мм, которая наносится на каждую линзу объектива путем напыления в вакууме. Такая пленка почти не отражает попадающий на нее свет, а значит, практически полностью пропускает его через свою поверхность.

Уже однослойное просветление линзы позволяет уменьшить коэффициент отражения с 4–7% (у обычного стекла без просветления) до 1,5–2%. Технология, разработанная Pentax, предполагала нанесение семи просветляющих
слоев - по одному для каждого видимого цвета спектра, благодаря чему коэффициент отражения удалось снизить до 0,2–0,5%! Немаловажным оказалось также то, что объективы с многослойным просветлением не только значительно лучше пропускают свет, но и более контрастны и устойчивы к контровому освещению.

Фирменное покрытие Pentax было запатентовано под названием Super Multi Coating, аббревиатура
которого - SMC - до сих пор ставится почти на все объективы фирмы, от профессиональных зумов до крошечных трансфокаторов цифровых компактов.

Первые автофокусные

Пожалуй, самой легендарной камерой с новым байонетом стала Pentax K1000, выпущенная в 1976 году, - полностью механическая «железная» модель со шторным затвором, отрабатывавшим выдержки в диапазоне от 1 до 1/1000 сек. Электроэнергия требовалась только встроенному экспонометру, если же батарейки полностью садились, можно было спокойно продолжать снимать, определяя экспозицию на глаз.

Практика показала, что этот аппарат прекрасно работал при температурах от + 40 до –50 градусов, поэтому он особенно полюбился фотографам-экстремалам. Абсолютное большинство снимков с вершин гималайских 8-тысячников было сделано именно этой камерой. Модель-долгожительница выпускалась более 20 лет сначала в Японии, затем на заводе Pentax в Китае, за это время было продано 2,5 млн экземпляров.

А в 1981-м компания представила Pentax ME-F - первую в мире автофокусную зеркалку. Привод автофокуса находился в объективе вместе с батарейками, отчего ранние автофокусные объективы имели весьма устрашающий вид. Эта ситуация была исправлена в 1987 году с появлением усовершенствованного байонета K-af, позволявшего разместить мотор внутри фотоаппарата. Первой камерой с таким байонетом стала Pentax SFX, вошедшая в историю фототехники еще и как первая зеркалка со встроенной вспышкой.

В 1991-м Pentax выпустил профессиональную зеркальную камеру Z1, на следующий год завоевавшую престижнейший титул Japan Camera’92. Z стала последней серией профессиональных зеркалок Pentax - к концу 1990-х у фирмы уже не хватало ресурсов для полноценной конкуренции с лидерами рынка профессиональных 35-мм камер - Сanon и Nikon.

Но сказать, что Pentax совершенно покинул мир профессиональной фототехники, было бы неверным. Ведь еще в 1979 году компания представила среднеформатную камеру Pentax 6x7, став единственной фирмой из японской пятерки лидеров, в арсенале которой есть среднеформатная система. А в 1997-м увидела свет Pentax 645n - первая автофокусная среднеформатная камера в мире, которая плюс ко всему не имела себе равных по компактности и мобильности. Модификация этого аппарата - Pentax 645nII - до сих пор выпускается ограниченными партиями и остается одной из самых популярных пленочных среднеформатных камер в мире.

Цифровые решения

Первые шаги на рынке цифровой техники Pentax предпринял в 1987 году, представив прототип компактной цифровой камеры Nexa. Модель оснастили 3-кратным зум-объективом, а ее ПЗС-матрица кроме своих основных обязанностей выполняла еще и функцию датчика экспозамера. Однако первая серийная модель Pentax EI-C90 появилась лишь спустя восемь лет. Камера состояла из двух вращающихся относительно друг друга секций, оснащалась 50 мм f/2.8 объективом и CCD-матрицей, позволявшей получать фотографии с разрешением 768 х 560 пикселей при чувствительности 200 ISO. Стоило это чудо $980.

В 2000 году Pentax на выставке Photokina представил прототип своей первой цифровой зеркалки, получившей кодовое название MR52. И что это была за камера! Профессиональная модель в крепком, чрезвычайно ухватистом корпусе, внутри которого помещалась полноразмерная (24 x 36 мм) 6-мегапиксельная матрица производства Philips! Но MR52 так и не суждено было пойти в серию: компания до сих пор не имеет в своем арсенале камер с полноразмерным датчиком. Вместо нее Pentax выпустил совместную с компанией Hewlett-Packard разработку - 2-мегапиксельную зеркалку с несменным 3-кратным зум-объективом. Модель оказалась не самой удачной, и через год ее выпуск был прекращен.

Первой же массовой и, что самое главное, полноценной цифровой зеркальной камерой Pentax cтала 6-мегапиксельная *istD, представленная в 2003 году. На момент выпуска она была самой компактной и недорогой DSLR-камерой. С ее появлением Pentax стал стремительно завоевывать позиции на рынке цифровых фотоаппаратов. Так, компания существенно расширила модельную линейку компактных аппаратов, добившись их высокой популярности, и принялась за регулярный выпуск новых зеркалок. В 2005 году даже было объявлено о подготовке к выпуску 18-мегапиксельной среднеформатной камеры Pentax 645D, чего от фирмы давно ждали многие профессиональные фотографы. Однако подготовка затянулась… В 2007-м модель уже пообещали оснастить 31-мегапиксельным датчиком, но ни первый, ни второй варианты до сих пор не поступили в продажу.

Все зеркальные фотоаппараты Pentax с 1952 по 2008 гг.

Сегодня корпорация Pentax, продолжая развивать фотонаправление, занимается еще и производством высококлассных биноклей и телескопов, линз для очков, оптики для систем видеонаблюдения, геодезических и медицинских приборов, а также промышленных печатных комплексов.

Pentax компания, которая начинала своё развитие с оптического оборудования, её продукцию сегодня используют Hoya Corporation и Ricohна . Компания Pentax появилась в 1919 году, сначала она занималась полировкой линз для очков, в ее штате состояло лишь несколько человек. Далее компания преобразилась в первого японского производителя объективов. В 1950 году ее инженерами была разработана основа конструкции, используемая сегодня во всех зеркальных фотоаппаратах. В названии прародительницы фирмы Pentax, которая называлась Asahi Optical Joint Stock Co заложен дорогой японцам образ солнца («аsahi » в переводе означает солнце). Выпускаемые компанией линзы, через десять лет стали одними из лучших.

Выпуск объективов для Konica и Вторая мировая война

В 1933 году компания Konica предложила Asahi Optical более престижное дело - изготовление объективов для фотокамер. Выпуск отечественных объективов помог Konica снизить стоимость своих фотокамер. До этого большую часть комплектующих компания покупала за границей. Снижение цены на фотоаппараты сделало их весьма и весьма популярными на Японских островах. Спустя год Asahi Optical смогла построить завод в окрестностях Токио, выпускающий объективы для Konica и Chiyoda Optical .

Накануне Второй мировой войны в Японии началась усиленная милитаризация, которая сказалась и на Asahi Optical. В конце 30-х завод изготавливал оптические прицелы. Его руководитель - 27-летний Сабуро Мацумото , несмотря на госзаказ и жесткие условия его реализации, не оставлял своей мечты заниматься фототехникой.

Восстановление завода из руин

В 1945 году, когда Япония капитулировала, завод Asahi Optical был в руинах. Несмотря на это, в 1946 году Мацумото удалось восстановить часть производства и получить заказ на обработку линз для биноклей от оккупационных войск. Постепенно стали поступать заказы на изготовление различной оптики и от разных промышленников. До 1950-го года фирма работала как подрядчик, но наступил момент, когда Мацумото принял решение о налаживании выпуска своей продукции.

В Японии уже производились и выходили на мировой рынок фотоаппараты Nikon , Minolta , Сanon , Mamiya , Olympus . Преимущественно это были несколько измененные аналоги немецких устройств. Мацумото понимал, чтобы завоевать популярность необходимо что-то совершенно новое. И он остановился на 35-мм зеркальном фотоаппарате.

Первый зеркальный фотоаппарат

Зеркалки того времени имели существенный недостаток: направляющее поток света, идущий через объектив, зеркало, давало перевернутое изображение в видоискателе . После запуска затвора это изображение еще и исчезало.

Мацумото поставил перед конструкторами трудновыполнимую задачу: создать 35-мм зеркальную камеру, не имеющую этих проблем, близкую по размерам к дальномерной Leica. После упорной работы в течение семи месяцев ведущие конструкторы компании в ноябре 1950-го представили прототип новой чудо-камеры.

Фотоаппарат получился компактным, с крепким металлическим корпусом, с фирменным объективом 50-мм f/3,5 с оправой из латуни, с четкой отработкой выдержки в диапазоне от 1/20 до 1/500 сек., издающей характерный щелчок при запуске затвора. Осенью 1952 года в продажу поступила коммерческая партия фотоаппаратов, получивших название Asahiflex I . Это была первая в истории японской фототехники 35-мм зеркалка.

Asahi №2

Камеру высоко оценили фотографы, но вскоре у нее обнаружились некоторые недостатки. Поэтому Мацумото снова дал задание своим инженерам, чтобы они подумали над недоработками. В результате появился Asahiflex II , который стал полноценной заменой дальномеркам и завоевал широкую популярность. За механизм быстрого возврата зеркала, разработанный инженерами компании, Asahi Optical в 1960 году получил награду. Эта разработка стало толчком к производству зеркальных фотоаппаратов во всем мире.

Pentax обозначает камеру с пентапризмой

В 1956 году произвела фурор новая разработка компании - пентапризма , представляющая собой пятигранную зеркальную конструкцию, отображающую правильное, а не перевернутое изображение. На основе этого изобретения в 1957 году появилась новая камера с названием Asahi Pentax, особенностью которой было наличие пентапризмы и наследование характеристик предыдущих моделей Asahiflex. Впоследствии название камер, выпускаемых компанией, а также название самой компании сократилось до слова Pentax.

Байонет K

В 1975 году компания представила модель K2 с новым байонетом K, обеспечивающим быстроту и удобство установки и снятия объективов, и был приспособлен для работы с электронными системами, которые в то время начали широко практиковаться. Компания в этом же году выпустила еще две модели серии К и 27 объективов, имеющих фиксированное фокусное расстояние и четыре зума. Фотографы всего мира приняли новую систему безоговорочно, а байонет К существует до сегодняшнего дня.

Самым известным устройством с этим байонетом стала Pentax K1000 выпуска 1976 года. Она прекрасно работала при температуре от +40 до -50 градусов и пользовалась популярностью у фотографов экстремалов. Модель выпускалась на протяжении 20 лет в Японии и Китае. Было реализовано 2,5 млн ее экземпляров.

Первые автофокусные камеры

В 1981-м был представлен Pentax ME-F — первая в мире автофокусная зеркалка, имеющая достаточно неприглядный вид из-за того, что привод автофокуса вместе с батарейками был размещен в объективе. С появлением байонета K-af в 1987 году эта ситуация изменилась, мотор стал размещаться внутри фотоаппарата. Камера с новым байонетом получила название Pentax SFX . Это была первая зеркальная камера со встроенной вспышкой .

В 1991-м Pentax была выпущена профессиональная камера Z1 , которая завоевала титул Japan Camera’92. Z - это последняя серия профессиональных зеркалок компании. В конце 1990-х фирма уже не могла конкурировать с Сanon и Nikon, которые стали признанными лидерами на рынке этой продукции.

Тем не менее, мир профессиональной техники компания не покинула. В 1997 году она выпустила Pentax 645n - первую автофокусную среднеформатную камеру в мире, не имеющую равных по мобильности и компактности. Ее модификация Pentax 645nII выпускается и сейчас, оставаясь одной из популярных среднеформатных пленочных камер.

Цифровые камеры

В 1987 году были сделаны первые шаги по освоению рынка цифровой техники. Это был прототип камеры Nexa . Первую серийную модель Pentax EI-C90 выпустили только через семь лет. Стоил фотоаппарат 980 долларов.

В 2000 году была представлена цифровая зеркалка MR52 , которая так и не пошла в серию. Взамен была выпущена совместная с Hewlett-Packard разработка, которая выпускалась в течение года.

В 2003 году появилась полноценная 6-мегапиксельная зеркалка *istD, которая стала массовой. Благодаря ей, Pentax уверенно завоевывала рынок цифровых фотокамер.

В 2006 году компания получила поддержку корейского гиганта Samsung , дебютировавшего с моделью GX-1S , которая была измененной Pentax *ist DS2. Теперь обе корпорации работают параллельно. Последними их моделями стали Samsung GX-20 и Pentax K20D с 14 Мп матрицами.

Сегодня Pentax развивает фотонаправление, производит высококлассные бинокли и телескопы, линзы для очков, оптику для промышленных печатных комплексов, систем видеонаблюдения, медицинских и геодезических приборов.

Показать html-код для вставки в блог

Pentax - история развития компании

Pentax компания, которая начинала своё развитие с оптического оборудования, её продукцию сегодня используют Hoya Corporation и Ricohна. Компания Pentax появилась в 1919 году, сначала она занималась полировкой линз для очков, в ее штате состояло лишь несколько

Читать подробнее

ASAHI PENTAX является одной из старейших японских компаний в мире фотографии, история которой начинается с создания в 1919 г. в обычной торговой лавке небольшой фирмы Asahi Optical Jojnt Stock Co. Основателями будущей корпорации стали братья Кумао и Такумо Каживара (Kumao и Takumo Kajiwara). На заре своего существования фирма состояла всего из нескольких человек, а основным видом деятельности было производство линз для очков. С самого начала компания отличается серьёзным подходом к выбору технологии для точной полировки стекла и устанавливает стандарты качества аналогичные при производстве сложных оптических приборов - телескопов, подзорных труб и микроскопов.

В 1933 году один из первопроходцев фотопроизводства в Японии компания Konishi (позднее Konica) предложила руководству Asahi Optical наладить выпуск объективов для своих форматных фотокамер Pearlette. Компания Konishi занималась выпуском фотокамер с 1920-х и использовала дорогие импортные комплектующие. В Konishi рассчитывали, что использование отечественных линз существенно снизит конечную цену изделия.

В то время особенно популярны были камеры "Pearl", "Lily" и "Idea" фирмы Konishi и "Semi-Minolta" фирмы Molta Goshi-gaisha (позднее Minolta), которые являлись копиями немецких образцов "Iconta 6x9", "Baby Iconta" и "Super Iconta", выпускавшихся с 1929 году компанией Zeiss Icon AG Dresden (позднее Zeiss). Эти камеры ознаменовали процесс перехода от переносных форматных камер к раскладным и, в конечном итоге, послужили базой для создания более технологичных и сложных моделей. Отечественное производство качественной оптики давало возможность японским компаниям, выпускавшим форматные переносные камеры, существенно снизить цены на свою продукцию, что резко увеличило число любителей фотографии на Японских островах.

Спустя год Asahi Optical построила новый завод по выпуску объективов на окраине Токио, который был буквально "завален" заказами от многих лидеров японского фоторынка того времени. В числе которых была и Molta Goshi-gaisha, которая в 1936 году выпустила на рынок модель Minolta Flex - двухобъективную зеркальную камеру, изготовленную по образу немецкой Rolleiflex.

Милитаризация японской промышленности перед Второй мировой войной сказалась и на Asahi Optical. В конце 1930-х токийский завод компании работал в условиях жесткого госзаказа и вместо фотообъективов выпускал продукцию военного назначения - оптические прицелы. После смерти одного из основателей компании господина Кумао Каживара компанию возглавил 27-летний фотолюбитель Сабуро Мацумото (Saburo Matsumoto), проработавший в компании уже 6 лет сначала в должности оптика-полировщика, а затем - инженера.

После капитуляции Японии в 1945-м завод Asahi Optical лежал в руинах. У компании, переживавшей настоящий коллапс, были долги перед поставщиками, а получить деньги за выполненные военные заказы не представлялось возможным. Погасить долги удалось за счёт продажи уцелевшего оборудования и материалов. В 1946 году Мацумото умудрился восстановить производства, получив заказ от оккупационных войск на обработку линз для биноклей. Весть о том, что в Токио снова заработал какой-то оптический завод, разнеслась мгновенно, и в Asahi Optical потекли заказы на выпуск разнообразной оптики. Правда, из круга заказчиков выпала фирма Konica, которая открыла собственное производство объективов.

В мае 1948 года в северной части Японии можно было наблюдать полное солнечное затмение. Специально к этому событию были изготовлен компактный астрономический телескоп. Несколько сотрудников сложили телескопы в рюкзаки и отправились продавать их на остров Хоккайдо. Хотя оптические трубы были выполнены из картона, высокое качество линз компенсировало скромное оформление телескопа.

Кратковременный успех подтолкнул президента Мацумото к решению о самостоятельном производстве биноклей. Основной расчёт был на высокое качество выпускаемых линз и на относительно низкую конкуренцию на рынке биноклей. В 1948 году Asahi Optical выпускает на рынок совершенно особую модель, которой стал сверхкомпактный бинокль "Jupiter" с линзами объектива 6х16мм. Прибор, обеспечивающий беспрецедентную чёткость и контрастность, имел невероятный успех у покупателей не только в Японии, но и в других странах. Для удовлетворения возросшего спроса на бинокли приходилось работать до позднего вечера, а иногда и ночами. Так производство вскоре подскочило с 500 штук в месяц до нескольких тысяч.

Коммерческий успех биноклей "Jupiter" серьезно укрепил финансовое положение компании. Прочное высококачественное покрытие объективов биноклей фирмы Asahi Optical заметно выделяло их среди моделей других изготовителей, у которых стандартное покрытие было настолько непрочным, что его можно было испортить одним прикосновением. В то время покупательский спрос был настолько велик, что все просто сметалось с прилавков, независимо от качества товара. Но президент компании Мацумото был полон решимости производить только высококачественную продукцию, для чего компания закупила новейшее дорогостоящее оборудование для обработки оптических поверхностей и направила своих сотрудников для обучения к известному профессору в лабораторию университета Нагойя. На рынке оптических приборов стремительно возрастал авторитет компании - основной капитал Asahi Optical.

В 1950 году заказчиком на поставку линз выступила компания Sanwa SHOKAI, чья "шпионская" камера Mycro IIIA стала пользоваться бешеной популярностью среди солдат оккупационных войск после того, как все увидели такой фотоаппарат в руках Марлен Дитрих во время её поездки в Японию. Компания Asahi Optical работала в очень напряженном ритме, поскольку ежемесячное производство увеличилось до 25 тысяч фотокамер.

Исходя из низкой покупательной способности населения, многие японские предприниматели того времени понимали, что для достижения успеха необходимо развивать экспорт выпускаемой продукции. Но вместе с тем, Мацумото считал невозможным экспортировать на внешний рынок копии западных разработчиков. Внимательно изучив продукцию лидеров фотографического рынка, в Asahi Optical обнаружили, что зеркальные фотоаппараты известных немецких производителей были не так популярны, как шкальные фотокамеры, хотя в них использовался тот же формат. Расчёт Мацумото был прост. Низкая конкуренция среди производителей SLR (Single Lens Reflex) фотокамер и качество фирменной оптики позволят компании добиться успеха в сегменте однообъективных зеркальных фотоаппаратов.

В 1950 г. началась работа над проектом японской SLR камеры под девизом "Дотянуться до Луны". Два ведущих инженера компании для более глубокого погружения в процесс разработки новой камеры специально оборудовали под лаборатории комнаты в своих домах. Нобуйуки Йошида (Nobuyuki Yoshida) проектировал конструкцию самой фотокамеры, внутри которой впервые необходимо было поместить механизм подъема зеркала. Рёхей Сузуки (Ryohei Suzuki) был ответственный за разработку объектива. Через 7 месяцев, в ноябре 1950 года, прототип камеры был готов. Было решено отснять первую тестовую пленку. В случае неудачи разработчики намеревались продолжить работу, а о результатах пока ничего не докладывать президенту компании. Но снимки получились отличными. И тогда Сузуки поспешил сообщить об успехе. Мацумото был очень рад этим первым снимкам и отдал приказ приступить к производству фотокамер.

Вопреки ожиданиям оптовые продавцы довольно прохладно отнеслись к новинке. По их мнению, спокойнее и выгоднее работать с продукцией, на которую уже сформировался устойчивый спрос. Необходимо было найти партнёров для продвижения новой камеры на рынке, иначе пришлось бы распрощаться с идеей массового производства. Наконец партнёр был найден! Им оказалась компания K. Hattori & Co., Ltd. (позднее Seiko Epson), специализирующаяся на производстве часовой продукции, ювелирных изделий, прецизионных инструментов. Специалисты K. Hattori & Co., Ltd. знали толк в точной механике и после осмотра новинки внесли несколько полезных предложений по её усовершенствованию. В Asahi Optical началась напряженная работа по подготовке производственной базы для выпуска цельнолитого корпуса фотокамеры.

Весной 1952 года была выпущена первая партия в 100 фотокамер Asahiflex I. Партия была отправлена в магазины компании K.Hattori & Co., Ltd., но на следующий день все камеры были возвращены на завод из-за того, что вспышка не синхронизировалась с затвором. Дело в том, что вспышка компании Hattori срабатывала с задержкой, а при проектировании синхронизацию камеры опробовали в паре с другой вспышкой.

Осенью новая партия фотокамер была отправлена в компанию Hattori. Новая камера получила высокую оценку у фотографов того времени. Однако не обошлось без "детских болезней": при спуске сильно вибрировал затвор, а при поднимании зеркала фотограф ощущал мощный удар. Существенное неудобство испытывал фотограф при исчезновении на относительно долгое время изображения в видоискателе во время подъема зеркала. Многие полагали, что этого недостаток в зеркальных камерах не искореним.

Через два года вышла новая зеркальная модель Asahiflex II , которая имела моментальный автоподъем зеркала и очень мягкий спуск затвора. Теперь было доказано, что конструктив зеркальной камеры более прогрессивен и легко может стать полноценной заменой дальномерным. Популярность модели Asahiflex II росла как на дрожжах. Полное отсутствие конкурентов на рынка зеркальных фотоаппаратов позволило быстро наращивать продажи и производство. Следующая разработка Asahi Optical стала пентапризма, или пятигранная Roof-призма, которая обеспечивала формирование "правильного", не перевернутого изображения в видоискателе. При разработке призмы пригодился опыт, накопленный ранее при проектировании биноклей с Roof-призмой. Внедрение призмы типа Roof значительно снизило потери света при отражении и позволило построить компактную оптическую систему.

В 1954 году на ежегодной национальной фотовыставке был продемонстрирован первый прототип фотокамеры с пентапризмой. Реакция фотографического мира превзошла все даже самые смелые ожидания. Представители торговых компаний были готовы подписать договор на поставку прямо на выставке. Но у восходящей звезды фотографического рынка был один существенный недостаток - цена. Ручная полировка призмы, гарантировавшая её высокое качество, сопровождалась серьёзными издержками для производителя.

Необходимо было предпринять меры по усовершенствованию технологического процесса. В 1954 году Asahi Optical заплатила почти семь миллионов японских йен за покупку французского автоматического шлифовального станка, предназначенного для массового производства пентапризм. Суммарные инвестиции превысили основной капитал компании в четыре раза. В итоге была завершена подготовка производственной базы для массового производства фотокамер.

В 1957 году компания Asahi Optical Co., Ltd. объявила о запуске серийного производства 35мм однообъективной зеркальной фотокамеры Asahi Pentax с пентапризмой и быстрым автоподъёмом зеркала. Бренд Pentax в те времена уже существовал, он принадлежал немецкой компании VEB Zeiss-Ikon и Asahi Optical пришлось перекупить эту торговую марку. На рынке США камера получила название Honeywell Pentax по имени компании-дистрибьютора Honeywell Corporation. Прямые продажи фототехники Asahi Optical Co., Ltd начала только в 1977 году. Впоследствии название камеры сократилось до одного слова Pentax, которое получилось в результате слияния слов PENTAprism и refleX (pentaprism - пентапризма и Reflex - зеркальный). В 2002 году было принято решении о смене названия компании на Pentax Corporation.

В 1960 году Asahi Optical получила государственную награду за разработку механизма быстрого подъема зеркала. Таким образом был отмечен вклад компании в развитие производства зеркальных камер во всем мире.

В 1962 году была выпущена камера Pentax SV, оснащённая автоспуском. Версия для американского рынка - Honeywell Pentax H3v. Появилась возможность установки на камеру миниатюрного экспонометра Pentax Meter, который был связан с диском выдержек. Модель была оснащена высокоскоростным затвором, с помощью которого фотограф мог уменьшить выдержку до 1/1000 секунды.

Вышедшая на рынок в 1964 г. камера Asahi Pentax Spotmatic (SP) стала самой популярной камерой десятилетия. Модель, получившая награду "1966 Good Design Product" от Министерства международной торговли и промышленности Японии, стала образцом для подражания, как японской, так и немецкой фотоиндустрии.

В 1969 г. была выпущена первая в мире SLR камера формата 6х7 - самая массовая камера в своем классе. Аппарат так и назывался - Pentax 6×7. Камера была оснащена байонетом для крепления объектива и электронным затвором. Компания выпускает среднеформатные цифровые фотоаппараты и сегодня - модель Pentax 645D. Продолжается выпуск и плёночной модификации этого аппарата - Pentax 645nII, которая остается одной из самых популярных пленочных среднеформатных камер в мире

Но гораздо большим достижением компании является выпуск в 1971 году камеры Pentax SP II, на верхней панели которой впервые можно было обнаружить тот самый "горячий башмак", который в 1977 году стал общемировым стандартом. В начале 1970-х Asahi Optical Co., Ltd. занимает лидирующие позиции на фондовой бирже Токио.

Одновременно в компании были разработаны многослойные покрытия для предотвращения рассеяния и возникновения бликов на оптическом стекле. Инженеры Pentax стали наносить просветление семью очень тонкими слоями – по слою на каждый цвет солнечного спектра. В итоге линзы перестали ловить «зайцев». Технология была запатентована под именем Super Multi Coating (SMC) и впоследствии использована многими производителями оптики.

1975 год ознаменован появлением байонета К. Предыдущие модели фотокамер имели резьбовое соединение объектива М42. Крепление было чрезвычайно распространенное, но не очень удобное, потому что объектив приходится долго накручивать. Помимо простоты установки байонет К имел еще одно преимущество: в перспективе в него можно была интегрировать электронные разъёмы. В поддержку нового байонетного крепления было выпущено два фотоаппарат, 27 объективов Pentax с фиксированным фокусным расстоянием и 4 зум-объектива. С тех пор байонет К принципиально не изменялся и старые объективы могут быть установлены даже на самые современные цифровые зеркальные фотоаппараты Pentax.

В 1976 году была создана ещё одна очень интересная камера - Pentax K1000, которая получила морозоустойчивый корпус. Модель была настолько популярной, что выпуск фотоаппарата продолжался на протяжении 22 лет. За это время с конвейеров сошли более 2,5 миллионов фотокамер Pentax K1000.

В 1978 году была изготовлена самая маленькая в мире системная SLR-камеру со сменной оптикой. Кроха получила название Pentax Auto 110. Модель была выбрана американским космическим агентством НАСА для съемок в космосе. Выбор на камеру пал из-за низкого веса, поскольку, при полете в космос специалисты пытаются максимально снизить массу полезного груза. Вместе с 24-миллиметровым объективом Pentax Auto 110 весил всего 172 грамма.

Ещё одна морозоустойчивая камера была выпущена в 1980 году. Pentax LX (LX - римское обозначение числа 60) была создан к 60-летнему юбилею производителя и зарекомендовала себя необычайно надежной камерой. Её шторно-щелевой затвор был способен отрабатывать короткие выдержки равные 1/2000 секунды. Другая новинка в этом аппарате OTF-замер (OTF - Through The Lens, Off The Film), позволяющий учитывать отражённый свет вспышки от плёнки. Система TTL OTF была впервые представлена компанией Olympus в 1975 году на зеркальной камере ОМ-2.

В 1980 году был отмечен сход с конвейера десятимиллионной камеры.

В 1981 году представлен первая SLR-камера с автофокусом - Pentax ME-F. Электронный датчик фокусировки, привод и элементы питания располагались в самом объективе. Система работала медленно, но точно, несмотря на не эстетичный вид. Эти проблемы разработчикам удалось решить в 1987 году, модернизировав байонет K и превратив его в K-AF. Байонет оснащался контактами для датчика автофокуса и приводом от мотора, который располагался в корпусе фотоаппарата. Байонет K-AF был впервые использован в фотоаппарате Pentax SFX (SF-1 в США) в 1987. Ещё модель Pentax SFX вошла в историю фототехники как первая зеркалка со встроенной вспышкой.

С 1981 года камеры стали оснащаться системой TTL-автофокусировки. А в 1984 году появились фотоаппараты с моторизированным лентопротяжным механизмом. После съемки камера самостоятельно прокручивать пленку до следующего кадра. В 1985 г. была выпущена первая SLR-камера со считыванием кода DX. Представлены камеры серии Super Program с шестью режимами съёмки: программируемый, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной экспонометр, программируемая автоматическая вспышка и автоматическая TTL-вспышка.

Началось производство компактных фотокамер для массового потребителя. Модель Pentax Zoom70 впервые получила зум-объектив. Совершенствовался затвор зеркальных камер. Сначала минимальная выдержка составляла 1/4000 секунды, а в 1991 году этот параметр достигал уже 1/8000 секунду.

В 1987 году компания предприняла первые шаги на рынке цифровой техники, представив прототип фотоаппарата Pentax Nexa, который был оснащён 3-кратным зум-объективом и ПЗС-сенсором, одновременно являющийся датчиком экспозамера. Низкое качество изображения позволяло просматривать его только на экране телевизора.

В 1991-м Pentax выпустил профессиональную зеркальную плёночную камеру Z1, завоевавшую спустя год престижный титул Japan Camera’92. Это была последняя серия профессиональных зеркалок Pentax. К концу 1990-х у фирмы уже не хватало ресурсов для соперничества с лидерами рынка - Сanon и Nikon.

В 1995 году налажен выпуск зум-объектива SMC Pentax Fish-Eye zoom 17-28. Это был первый в мире зум-объектив типа "рыбий глаз".

В 1997 году был представлен серийный цифровой фотоаппарат Pentax EI-C90 с CCD-матрицей разрешением 768 х 560 пикселей при чувствительности 200 ISO и встроенной памятью, которая могла хранить только один кадр. Дизайн фотоаппарат был не похож ни на что, впрочем, в то время никто не мог предположить как должен выглядеть цифровой фотоаппарат.

В том же году была выпущена первая APS-компактная камера с зумом - PENTAX efina. Формат Advanced Photo System был разработан в 1996 году компанией Kodak. Поскольку предугадать направление развития фотоиндустрии было сложно, многие производители поддерживали, разрабатывая и выпуская APS-камеры. Модель efina T - одна из самых компактных камер на рынке, оснащённая APS-сенсором и 3Х зум-объективом, стала последней в линейке APS-камер.

В 2000 году на выставке Photokina компания показала прототип цифрового зеркального фотоаппарата Pentax MR52 с полноразмерной (24 x 36 мм) 6-мегапиксельной матрицей производства Philips. Но прототип так и не был запущен в производство.

Первая серийная цифровая зеркальная камера Pentax EI-2000 была разработана совместно с компанией Hewlett-Packard.Hewlett-Packard выпускала камеру под своей торговой маркой с названием HP PhotoSmart C912. 1,9-мегапиксельная зеркалка с несменным 3-кратным зум-объективом не получила большого успеха на рынке и выпуск продолжался лишь с 2000 по 2001 год.

В 2001 году выходит цифровая камера Optio 430, которая на момент презентации представляет собой самую компактную и лёгкую цифровую камеру в своём классе.

В 2003 году появился серийный зеркальный фотоаппарат, им был Pentax *istD с сенсором 6 Мп. Камера, имея неплохие характеристики, была самым дешевым цифровым фотоаппаратом, что и позволило ей закрепиться в сегменте DSLR-камер. Кстати, многие фотографы любители используют Pentax *istD и сегодня.

В 2005 году на выставке "Photo imaging Expo - 2005" было объявлено о подготовке к выпуску 18-мегапиксельной среднеформатной камеры Pentax 645D, чего от фирмы давно ждали многие профессиональные фотографы. Однако подготовка затянулась: проект неоднократно замораживали и вновь запускали. В результате камера вышла на рынок только в 2010 году. Сегодня камера оснащается среднеформатной ПЗС матрицей Kodak с разрешением 40 млн пикселов (7264 × 5440).

В 2006-м в сотрудничестве с корейским промышленным гигантом Samsung фирма выводит на рынок цифровых зеркалок модель GX-1S. Камера по сути была перелицована с Pentax *ist DS2, но поддержка Samsung давала возможность продвигать модель на рынке DSLR-камер. C тех пор обе корпорации представляют новые зеркальные модели практически параллельно. Последней такой парой стали серьезные камеры Pentax K20D и Samsung GX-20, оснащенные матрицами с разрешением 14 Мп.

С 31 марта 2008 года компания вошла в состав Hoya Corporation, сохранив торговую марку и продолжив выпуск камер Pentax. Информация об этом событии была размещена в обращении к покупателям, вложенном в каждый поставляемый продукт. В октябре 2011 года Hoya Corporation передала подразделение по производству потребительской фототехники в ведение Ricoh Ricoh Company. Новое название приобретенной компании стало Pentax Ricoh Imaging Company.

Сегодня Pentax Ricoh Imaging Company, продолжая развивать фотонаправление, занимается еще и производством высококлассных биноклей, телескопов, линз для очков, оптики для систем видеонаблюдения, геодезических и медицинских приборов.

Под брендом Pentax в настоящее время выпускаются фотокамеры, объективы, бинокли, телескопы, микроскопы, разнообразное оптическое и медицинское оборудование. Не многие знают, что именно компания Pentax стала первым японским производителем объективов. Она внесла существенный вклад и в разработку основы конструкции, которая широко используется в современных зеркальных фотоаппаратах. И хотя компания Pentax в 2000-е годы фактически перестала быть самостоятельной, а доля продукции под этой маркой на рынке фотооборудования резко снизилась, тем не менее, практически каждому любителю фотографии хорошо знакомы камеры под этим японским брендом.

За 90-летнюю историю существования компании фотокамеры Pentax успели побывать и в космосе, и на морской глубине, и в самых отдаленных уголках нашей планеты. А начиналось все с обычной торговой лавки по полировке линз для очков.

Становление компании Pentax

В 1919 году в пригороде Токио была основана небольшая компания Asahi Optical Joint Stock Co. – прародительница корпорации Pentax. Компания занималась полировкой стекол для очков, а в ее штате в то время насчитывалось всего несколько человек. По-японски слово «асахи» означает «восходящее солнце». И действительно компания смогла взойти на небосвод как настоящее солнце. Причиной тому стала разработка собственного метода точной полировки линз.

Тогда для полировки стекол для очков практически все компании использовали шерстяную ткань. Специалисты же Asahi Optical в качестве полирующего материала применяли асфальтовую смолу. Этот материал использовали, главным образом, для полировки таких сложных оптических приборов, как астрономические телескопы и микроскопы. И хотя применение асфальтовой смолы для полировки линз не было каким-либо революционным нововведением, но можно сказать, что уже на заре зарождения компании Pentax выразилось ее стремление выпускать продукцию самого высокого качества. Через несколько лет оказалось, что Asahi Optical едва ли не лучше всех в Японии справляется с изготовлением стекол для очков.

Толчком к последующему развитию Asahi Optical послужило сотрудничество с одним из пионеров японского фотопроизводства, компанией Konica, которая в 1929 году предложила руководству предприятия вместо выпуска линз для очков заняться производством объективов для форматных камер Parlet. При производстве фотокамер Parlet в то время широко применялись импортные комплектующие, что, естественно, самым негативным образом отражалось на конечной стоимости продукции. Посредством сотрудничества с Asahi Optical компания Konica смогла найти линзы надлежащего качества на внутреннем рынке для обеспечения более привлекательной цены на камеры Parlet.

Спустя несколько лет был отмечен первый в истории Японии фотобум, произошедший, в первую очередь, благодаря росту популярности переносных форматных камер. Большую роль в этом знаменательном событии сыграли компании Asahi Optical и Konica.

Но в конце 30-х годов страна уже полным ходом начала готовиться к войне. Для нужд разворачивающейся в Маньчжурии военной кампании Asahi Optical наладила выпуск биноклей и оптических прицелов. В этот же период компанию возглавил 27-летний Сабуро Мацумото, за плечами которого был опыт работы в полиграфической промышленности. Уже в тот момент он понял, что предприятию необходимо переориентировать производство от изготовления очковых линз, объективов и оптических прицелов к выпуску фотокамер. В 1938 году для этих целей был даже куплен небольшой деревообрабатывающий завод недалеко от Токио.

Однако мечты о производстве фототехники на время пришлось отложить вследствие резкого ужесточения режима милитаризма и последующего вовлечения Японии во Вторую мировую войну. Фотокамеры обычного назначения перестали кого-либо интересовать, и компания вынуждена была заниматься исключительно выпуском продукции военного назначения.

Asahiflex – первая зеркальная фотокамера

Участие Японии во Второй мировой войне обернулось для многих предприятий этой страны настоящим коллапсом. Не исключением оказалась и компания Asahi Optical, которая фактически лишилась своих производственных мощностей и квалифицированных кадров. Президент компании Сабуро Мацумото вынужден был делать все возможное, чтобы восстановить разрушенное производство. У предприятия были долги перед поставщиками и подрядчиками, а также собственными сотрудниками. Получить же оплату за выполнение военных заказов не представлялось возможным.

Погасить долги удалось только за счет продажи уцелевшего оборудования и материалов. Фактически Asahi Optical пришлось начинать все с начала. И хотя у компании не было больших ресурсов, стараниями своего талантливого президента она смогла за короткое время восстановить финансовое положение. Asahi Optical вновь начала выполнять заказы на полировку оптических линз от различных фирм-изготовителей фотокамер.

В послевоенные годы в Японии постепенно стал наблюдаться рост производства японских фотоаппаратов. Сабуро Мацумото вспомнил о своем увлечении фотографией и решил вернуться к планам по производству собственных фотокамер. В то время в Японии уже выпускались самые разнообразные фотоаппараты под марками Сanon, Minolta, Mamiya, Nikon и Olympus. Но все эти камеры были в основном лишь копиями или переделанными аналогами немецких дальномерных 35-мм камер, либо это были фотоаппараты под пленку среднего формата.

Сабуро Мацумото прекрасно понимал, что для того, чтобы заявить о себе в Японии и за ее пределами, компании необходимо выпустить свой собственный, принципиально новый продукт. Asahi Optical приобрела новейшее оборудование для обработки оптических поверхностей и направила своих сотрудников на обучение к известному профессору в лабораторию университета Нагойя. Мацумото поставил амбициозную цель – разработать 35-мм зеркальный фотоаппарат, более совершенный, чем все существующие на тот момент.

Все зеркальные фотоаппараты того времени обладали одним существенным недостатком — зеркало, которое перенаправляло световой поток, проходящий через объектив, формировало в видоискателе перевернутое слева направо изображение. Причем это перевернутое изображение еще и надолго исчезало после спуска затвора, вне зависимости от длительности выдержки. В Asahi Optical решили создать 35-мм зеркалку, которая была бы лишена этого недостатка и при этом соответствовала по своим размерам дальномерной камере Leica.

Так, в начале 50-х годов на свет появилась зеркальная фотокамера Asahiflex I. Она имела металлический корпус, объектив 50-мм f/3,5 и диапазон выдержек 1/20-1/500. Вопреки ожиданиям продавцы отнеслись к новинке компании довольно прохладно. Все потому, что фотоаппарат оказался слишком революционным для того времени. Гораздо выгоднее и спокойнее для продавцов было работать с уже проверенной продукцией, нежели пытаться продвигать товар с новыми характеристиками.

Впрочем, в компании K. Hattori&Co., Ltd (будущая Seiko Epson) сумели оценить по достоинству новинку и решили помочь в продвижении зеркальной фотокамеры Asahiflex I на рынке. Спустя некоторое время фотографы все же смогли оценить все преимущества новой фототехники, и компания Asahi Optical стала, таким образом, пионером в производстве фотокамер подобного класса в Японии.

Тем не менее, у Asahiflex I практически сразу обнаружились некоторые минусы. В частности, сильная вибрация затвора при спуске и отдача механизма подъема зеркала в виде незначительного рывка камеры, что приводило к шевеленке. Поэтому логичным развитием камеры стал выпуск зеркального фотоаппарата Asahiflex II с мягким затвором, который давал незначительные вибрации, и механизмом быстрого подъема зеркала. Благодаря революционным технологическим решениям у Asahi Optical фактически не оказалось конкурентов, и популярность серийных камер Asahiflex росла буквально как на дрожжах. Компания вошла в историю благодаря изобретению механизма быстрого автоподъема зеркала.

Камера Asahi Pentax с пентапризмой

Следующим шагом AsahiOptical стала разработка зеркального фотоаппарата, оснащенного не только механизмом быстрого автоподъема зеркала, но и пентапризмой. Это пятигранная зеркальная конструкция, которая дает возможность отображать в видоискателе нормальное, а не перевернутое изображение. Сегодня использование пентапризмы стало нормой для всех зеркальных фотоаппаратов. Однако в 50-е годы пентапризмы широко применялись только в производстве военной оптики.

Поначалу руководство компании AsahiOptical столкнулось с тем, что полировка зеркал для пентапризм осуществлялась вручную, а потому стоила чрезвычайно дорого. Но автоматизация процессов производства позволила Asahi Optical получать очень дешевые пентапризмы, которыми компания тут же начала оснащать свою новую зеркальную фотокамеру.

В 1957 году на рынке появилась легендарная фотокамера Asahi Pentax, унаследовавшая конструктивные особенности серии Asahiflex, но, плюс ко всему, оборудованная еще и пентапризмой. Слово Pentax в названии камеры как раз и говорило о наличии пентапризмы в оптической схеме видоискателя (PENTAprism + refleX). Модель Asahi Pentax получила широкое признание благодаря новшеству конструкции и мгновенно стала лидером продаж. Благодаря этому успеху компания Asahi Optical смогла выйти на европейский и американский рынки со своей продукцией под маркой Pentax.

В 60-е годы японская компания продолжила совершенствовать свои камеры. Была выпущена камера Pentax H3, оснащенная полностью автоматизированным механизмом диафрагмы и затвором, а также модель Pentax H3V с внешним экспонометром и таймером, что также являлось новшеством для японской фототехники. А в 1964 году компания представила камеру PentaxSpotEye, оборудованную TTL-экспонометром.

Система Super-Multi Coating и байонет «K»

70-е годы прошлого столетия оказались для Pentax, пожалуй, самым удачным и успешным временем. Компания первой среди всех производителей фотографической оптики начала наносить на линзы своих объективов специальное многослойное просветляющее покрытие. Это покрытие было запатентовано под названием Super Multi Coating (SMC). Хотя просветление для линз применяли еще до войны, но это был всего лишь один слой толщиной не более 0,00015 мм, который способствовал снижению коэффициента отражения стекла примерно с 4% до 2%. Несмотря на присутствие такого слоя, линза все равно ловила блики.

Поэтому специалисты Pentax придумали новую технологию нанесения просветления — семью очень тонкими слоями, по одному слою для каждого видимого цвета спектра. Так появилась система SuperMultiCoating, позволившая снизить коэффициент отражения до 0,2%. Благодаря такому очередному революционному решению линзы Pentax перестали ловить блики. Аналогичная система впоследствии начала применяться и другими производителями. Примечательно, что фирменное покрытие Pentax под названием Super Multi Coating до сих пор используется при производстве объективов компании.

Вплоть до 1975 года все фотокамеры Pentax использовали классические резьбовые соединения М37 и M 42, история разработки которых восходит еще к довоенным временам. Эти соединения были чрезвычайно распространены, но отличались неудобством в пользовании, поскольку фотографам приходилось долго накручивать объектив на фотокамеру. Для того, чтобы упростить этот процесс, в Pentax решились на разработку собственного, абсолютно нового байонета. В результате, на рынок была выведена модель фотокамеры K2 с новым типом крепления объективов «K».

В том же 1975 году компания выпустила еще две камеры серии K и вместе с ними более двадцати объективов с фиксированным фокусным расстоянием и четыре зум-объектива. Новая система крепления «К» была безоговорочно принята любителями фотографии и дожила вплоть до наших дней без каких-либо существенных изменений.

В 1976 году была представлена камера K1000 на новом байонете, снабженная тканевыми шторками затвора горизонтального хода и системой стрелочного отображения выбранной экспозиции. Этот фотоаппарат стал одним из самых успешных для Pentax за всю историю и быстро приобрел огромную популярность у начинающих фотографов. Данная модель выпускалась практически на протяжении двадцати лет.

В конце 70-х – начале 80-х годов в истории компании Pentax произошло еще несколько знаменательных событий. В 1979 году фотокамера Pentax Auto 110 была выбрана космическим агентством NASA для проведения съемок в космосе. А в 1981 году компания представила первый в мире зеркальный фотоаппарат с TTL-автофокусом – модель ME-F. В том же 1981 году Pentax стал первым производителем фототехники, кому удалось преодолеть отметку в 10 миллионов выпущенных зеркальных фотоаппаратов. Вначале 80-х годов японская компания также представила свою первую программируемую камеру с шестью режимами съемки.

Цифровая фототехника

Переход в цифровую эру оказался для Pentax довольно сложным. Свой прототип компактной цифровой камеры Nexa компания представила еще в 1987 году. Камера была оснащена ПЗС-матрицей с функцией датчика экспозамера и 3-кратным зум-объективом. Но первая серийная цифровая камера под названием EI-C90 вышла в свет только спустя восемь лет. Эта камера изначально разрабатывалась как устройство для получения изображений для использования на компьютере. Она отличалась довольно скромными размерами, имела 50 мм f/2.8 объектив и CCD-матрицу, которая позволяла получать фотоснимки с разрешением 768 х 560 пикселей. Стоил этот фотоаппарат порядка тысячи долларов.

Первый же зеркальный цифровой фотоаппарат компания Pentax представила только в 2000 году. Он получил кодовое название MR52 и был снабжен полноразмерной 6-мегапиксельной матрицей. Однако этой камере так и не было суждено было выйти в серию. Вместо нее Pentax совместно с компанией Hewlett-Packard выпустила двухмегапиксельную зеркалку с несменным 3-кратным зум-объективом. Но эта модель оказалась неудачной и вскоре была снята с производства. Только в 2003 году была представлена полноценная 6-мегапиксельная цифровая «зеркалка» Pentax под названием *istD.

К концу 90-х годов Pentax стала серьезно проигрывать своим конкурентам – компаниям Nikon и Canon, которые уже вовсю разрабатывали цифровую фототехнику с качественно новыми характеристиками. К последним значительным успехам Pentax можно отнести выпуск в 1997 году первой в мире среднеформатной автофокусной зеркальной камеры 645N, которая получила все возможные награды от самых престижных европейских и мировых журналов о фотографии. Она отличалась высокоточной системой автофокусировки, компактными размерами и мобильностью. Модель Pentax 645N до сих пор остается одним из самых популярных пленочных среднеформатных фотоаппаратов со сменной оптикой в мире.

В 2006 году японская компания официально представила цифровую зеркальную камеру профессионального уровня Pentax K10D, ставшую настоящим рекордсменом по количеству мировых наград. Наследницей K10D стала модель K100D с 6-мегапиксельным сенсором, которая быстро приобрела широкую популярность у начинающих любителей фотографии.

Одна из последних значительных новинок компании модель Pentax K-5, была анонсирована в сентябре 2010 года и позиционировалась компанией как камера профессионального класса. Камера оснащена пылевлагонепроницаемым корпусом из магниевого сплава.

Последние годы развития знаменитой японской компании ознаменовались серьезными структурными изменениями. Сначала в 2008 году компания Pentax Corporation перестала быть самостоятельной и вошла под именем Pentax Imaging Systems Division в состав Hoya Corporation. При этом торговая марка Pentax была сохранена.

А в 2011 году компания Ricoh Company объявила о завершении сделки по поглощению Pentax Imaging Corporation и об изменении названия приобретенной компании на Pentax Ricoh Imaging Company. Именно эта фирма сегодня и занимается разработкой, производством и продажей цифровых камер под всемирно известным брендом Pentax.

Pentax — торговая марка оптического оборудования, используемая компаниями Hoya Corporation и Ricoh на разных сегментах рынка. Ранее, до поглощения в 2008 году — японская компания Pentax Corporation, производитель оптического оборудования.

Компания Pentax начинала с полировки линз для очков, позже стала первым японским производителем объективов, а в 1950-х ее инженеры разработали основу конструкции, которая используется во всех современных зеркалках.

Cлово «асахи» по-японски означает «восходящее солнце». Этот милый сердцу каждого японца образ был положен в основу названия компании Asahi Optical Joint Stock Co. — прародителя нынешней корпорации Pentax. Штат фирмы на заре ее существования, в 1919 году, состоял всего из нескольких человек, а основным видом деятельности было производство линз для очков. Однако спустя 10 лет оказалась, что маленькая фирма выпускает едва ли не лучшие линзы в Японии.

Дело в том, что тогда при полировке стекол для очков повсеместно использовали шерстяную ткань. Asahi Optical в качестве полирующего материала применяли асфальтовую смолу, как это было заведено в производстве сложных оптических приборов — телескопов и подзорных труб. Такой серьезный подход к делу не мог остаться незамеченным, и в 1933 году один из пионеров японского фотопроизводства компания Konica предложила руководству Asahi Optical вместо производства линз для очков заняться более престижным делом — наладить выпуск объективов для форматных фотокамер Parlet.

Konica выпускала эти камеры с 1920-х, широко применяя импортные комплектующие, что не лучшим образом сказывалось на цене. Использование же первых отечественных фотообъективов позволило компании заметно снизить цены на свои форматные переносные камеры и тем самым добиться их чрезвычайной популярности на Японских островах.

Через год Asahi Optical, заваленная заказами, уже построила новый завод на окраине Токио, где выпускались объективы для лидеров японского фоторынка того времени — компаний Konica и Chiyoda Optical. В 1936-м последняя представила модель Minolta Flex — двухобъективную зеркалку, изготовленную по образу и подобию немецкого Rolleiflex. На обоих объективах, конечно же, стояла маркировка Asahi Optical.

Усиленная милитаризация Японии перед Второй мировой войной сказалась и на Asahi Optical — в конце 1930-х на ее токийском заводе вместо фотообъективов уже вовсю собирали оптические прицелы. Тогда же компанию возглавил 27-летний фотолюбитель Сабуро Мацумото, который, несмотря на жесткие условия госзаказа, лелеял мечту заниматься исключительно фототехникой.

Но мечте суждено было сбыться нескоро — после капитуляции Японии в 1945-м завод Asahi Optical лежал в руинах, у компании были долги перед поставщиками и подрядчиками, а получить деньги за выполненные заказы у отцов-командиров было невозможно. Однако в 1946-м Мацумото умудрился восстановить часть производства, собрать горстку уцелевших сотрудников и даже получить заказ от оккупационных войск на обработку линз для биноклей. О том, что в Токио снова заработал какой-то оптический завод, прослышали многие промышленники, и в Asahi Optical потекли заказы на выпуск разнообразной оптики. В качестве подрядчика фирма просуществовала вплоть до 1950-х, когда Мацумото решил, что пора заняться выпуском собственной конечной продукции.

К середине 1950-х фототехнику в Японии не производил только ленивый. Разнообразные фотоаппараты под марками Сanon, Minolta, Mamiya, Nikon, Olympus наводнили страну и уже начали выходить на международный рынок. Между тем в основном это были чуть переделанные аналоги немецких дальномерных 35-мм камер либо камеры под пленку среднего формата. Мацумото понимал: чтобы заявить о себе, нужно выпустить на рынок принципиально новый продукт, более современный и совершенный, чем все существующие. И выбор пал на 35-мм зеркальный фотоаппарат.


Asahiflex — первая японская 35-мм зеркалка

У выпускавшихся на тот момент в мире зеркальных камер был серьезный недостаток: зеркало, которое направляло поток света, проходящий через объектив, формировало в видоискателе перевернутое слева направо изображение, которое к тому же еще и надолго исчезало после спуска затвора, независимо от длительности выдержки.

Мацумото как настоящий японский начальник поставил перед своими конструкторами невыполнимую задачу: разработать 35-мм зеркалку, которая по своим размерам приближалась бы к дальномерной Leica и при этом была бы лишена обозначенных проблем. В результате ведущим инженерам компании Рехею Сузуки и Нобуйуки Йошида пришлось если не поселиться на заводе, то устроить лаборатории прямо у себя в домах. Зато через семь месяцев, в ноябре 1950-го, прототип чудо-камеры был готов.

Компактный фотоаппарат получил крепкий металлический корпус, фирменный объектив 50-мм f/3,5 в оправе из латуни, а также четко отрабатывал выдержки в диапазоне от 1/20 до 1/500 сек. и издавал при спуске затвора характерный щелчок.

Однако, вопреки ожиданиям Мацумото, продавцы отнеслись к новинке прохладно. Они полагали, что спокойнее и выгоднее работать с продукцией, на которую уже есть спрос, нежели рисковать, продвигая на рынок новый товар. Зато помешанные на технике конструкторы из компании K. Hattori & Co., Ltd. (ныне корпорация Seiko Epson) сразу же ухватились за модель, рассмотрели ее со всех сторон и не только похвалили, но и внесли несколько усовершенствований, а самое главное — предложили продвигать камеру через свои магазины.

Первая коммерческая партия новых камер поступила в продажу осенью 1952 года. Модель назвали Asahiflex I, под этим именем она и вошла в историю фототехники как первая японская 35-мм зеркальная камера.


Asahiflex II c «мягким» затвором и механизмом быстрого возврата зеркала

Новая камера получила высокую оценку у фотографов того времени, однако у нее довольно скоро обнаружились и «детские болезни»: затвор сильно вибрировал при спуске, а мощный удар зеркала чуть ли не подбрасывал камеру вверх. Но главное, модель №1 не избавилась от главной проблемы всех тогдашних зеркалок — исчезновения изображения в видоискателе во время подъема зеркала. Многие уверяли, что этого в зеркальных камерах не избежать, но Мацумото был непреклонен — он снова вызвал «на ковер» инженеров и «предложил» им подумать над недоработками. Как всегда, предложение звучало в ультимативной форме.

Результатом «раздумий» инженеров стало появление через два года новой зеркальной модели с моментальным автоподъемом зеркала и очень мягким спуском. Камера, названная Asahiflex II, впервые заставила взглянуть на компактные зеркальные фотоаппараты как на более чем полноценную замену дальномеркам. Популярность нового аппарата росла как на дрожжах, а полное отсутствие конкурентов в этом сегменте рынка позволило быстро наращивать продажи и производство. Впоследствии, в 1960 году, Asahi Optical получит награду за разработку своего оригинального механизма быстрого возврата зеркала, послужившего толчком к бурному развитию производства зеркалок во всем мире.


Камера Asahi Pentax стала первой в мире зеркалкой с «правильным» изображением в видоискателе

Следующей революционной разработкой фирмы стала компактная зеркальная камера, оснащенная не только быстрым автоподъемом зеркала, но и пентапризмой — пятигранной зеркальной конструкцией, позволявшей отображать в видоискателе «правильное», не перевернутое изображение.

Обычное для сегодняшнего дня решение — пентапризма, которая прячется в том самом выступе над видоискателем, характерном для любой современной зеркалки, — произвела настоящий фурор на ежегодной национальной фотовыставке 1956 года. Всех интересовало, когда новинка появится в продаже, каковы будут ее окончательные технические характеристики и стоимость. Однако на последний вопрос не мог дать ответа и сам производитель.

Пентапризмы тогда широко применялись в производстве перископов и прочей военной оптики — собственно, благодаря опыту в этой сфере инженерам Asahi Optical и пришла в голову мысль использовать такое же решение в фотоаппаратах. Однако полировка зеркал для пентапризм в те годы выполнялась вручную, а значит, стоила чрезвычайно дорого. И если министерство обороны мирилось с любыми затратами, то слишком высокая цена для «гражданского продукта» была совершенно неприемлемой.

Можно было, конечно, закупить только появившиеся тогда французские шлифовальные станки… но их стоимость в четыре раза превышала размер основного капитала фирмы. Однако после долгих раздумий Мацумото все-таки влез в долги и решился на покупку оборудования. И не прогадал: автоматизация производственных процессов позволила Asahi Optical наладить выпуск самых совершенных на тот момент 35-мм зеркальных камер по очень привлекательной цене.

В 1957 году новая камера получила название Asahi Pentax, в котором отразились ее конструктивные особенности — наличие пентапризмы и преемственность с предыдущими моделями Asahiflex. Как мы знаем, впоследствии название камер, да и всей компании, сократилось до одного слова Pentax, звучащего так же хлестко, как и спуск затвора хорошего зеркального фотоаппарата (слово Pentax получилось в результате слияния слов PENTAprism и refleX).

Следующим знаковым для компании годом стал 1975-й, когда Pentax представил модель K2 c абсолютно новым байонетом K. До этого компания слыла приверженцем классического резьбового соединения М37 и M 42, идея которого восходила еще к довоенным временам. Новый байонет K позволял гораздо быстрее и удобнее снимать и устанавливать объективы на камеры и был не в пример лучше приспособлен для работы с получающими все большее распространение электронными системами.

Конечно, такая радикальная смена узла крепления могла отпугнуть многих приверженцев фирмы — обладателей старых «резьбовых» объективов. Однако Pentax демонстрировал решительность в продвижении своей новой системы — в этом же году компания выпустила еще две камеры серии K, а к ним 27 объективов с фиксированным фокусным расстоянием и четыре зума! Такое разнообразие и выдающиеся характеристики новой оптики Pentax никого не оставили равнодушными. Новая система была безоговорочно принята фотографами во всем мире, а байонет K без серьезных изменений дожил до наших дней. Это значит, что даже на самую современную цифровую зеркалку Pentax можно установить любой из объективов Pentax, выпущенных фирмой более чем за 30 лет.

Еще в 1971 году компания Pentax первой из производителей фотографической оптики стала наносить на линзы своих объективов многослойное просветляющее покрытие. Обычное просветление, широко применявшееся после войны, представляет собой специальную пленку толщиной 0,00010-0,00015 мм, которая наносится на каждую линзу объектива путем напыления в вакууме. Такая пленка почти не отражает попадающий на нее свет, а значит, практически полностью пропускает его через свою поверхность.

Уже однослойное просветление линзы позволяет уменьшить коэффициент отражения с 4-7% (у обычного стекла без просветления) до 1,5-2%. Технология, разработанная Pentax, предполагала нанесение семи просветляющих
слоев — по одному для каждого видимого цвета спектра, благодаря чему коэффициент отражения удалось снизить до 0,2-0,5%! Немаловажным оказалось также то, что объективы с многослойным просветлением не только значительно лучше пропускают свет, но и более контрастны и устойчивы к контровому освещению.

Фирменное покрытие Pentax было запатентовано под названием Super Multi Coating, аббревиатура которого — SMC — до сих пор ставится почти на все объективы фирмы, от профессиональных зумов до крошечных трансфокаторов цифровых компактов.

Пожалуй, самой легендарной камерой с новым байонетом стала Pentax K1000, выпущенная в 1976 году, — полностью механическая «железная» модель со шторным затвором, отрабатывавшим выдержки в диапазоне от 1 до 1/1000 сек. Электроэнергия требовалась только встроенному экспонометру, если же батарейки полностью садились, можно было спокойно продолжать снимать, определяя экспозицию на глаз.

Практика показала, что этот аппарат прекрасно работал при температурах от + 40 до -50 градусов, поэтому он особенно полюбился фотографам-экстремалам. Абсолютное большинство снимков с вершин гималайских 8-тысячников было сделано именно этой камерой. Модель-долгожительница выпускалась более 20 лет сначала в Японии, затем на заводе Pentax в Китае, за это время было продано 2,5 млн экземпляров.


Первые автофокусные объективы выглядели весьма устрашающе из-за встроенного мотора фокусировки и батарейного отсека

А в 1981-м компания представила Pentax ME-F — первую в мире автофокусную зеркалку. Привод автофокуса находился в объективе вместе с батарейками, отчего ранние автофокусные объективы имели весьма устрашающий вид. Эта ситуация была исправлена в 1987 году с появлением усовершенствованного байонета K-af, позволявшего разместить мотор внутри фотоаппарата. Первой камерой с таким байонетом стала Pentax SFX, вошедшая в историю фототехники еще и как первая зеркалка со встроенной вспышкой.

В 1991-м Pentax выпустил профессиональную зеркальную камеру Z1, на следующий год завоевавшую престижнейший титул Japan Camera’92. Z стала последней серией профессиональных зеркалок Pentax — к концу 1990-х у фирмы уже не хватало ресурсов для полноценной конкуренции с лидерами рынка профессиональных 35-мм камер — Сanon и Nikon.

Но сказать, что Pentax совершенно покинул мир профессиональной фототехники, было бы неверным. Ведь еще в 1979 году компания представила среднеформатную камеру Pentax 6x7, став единственной фирмой из японской пятерки лидеров, в арсенале которой есть среднеформатная система. А в 1997-м увидела свет Pentax 645n — первая автофокусная среднеформатная камера в мире, которая плюс ко всему не имела себе равных по компактности и мобильности. Модификация этого аппарата — Pentax 645nII — до сих пор выпускается ограниченными партиями и остается одной из самых популярных пленочных среднеформатных камер в мире.


Прототип цифровой камеры Pentax Nexa


EI-C90 — первая серийная цифровая камера Pentax, 1995 год

Первые шаги на рынке цифровой техники Pentax предпринял в 1987 году, представив прототип компактной цифровой камеры Nexa. Модель оснастили 3-кратным зум-объективом, а ее ПЗС-матрица кроме своих основных обязанностей выполняла еще и функцию датчика экспозамера. Однако первая серийная модель Pentax EI-C90 появилась лишь спустя восемь лет. Камера состояла из двух вращающихся относительно друг друга секций, оснащалась 50 мм f/2.8 объективом и CCD-матрицей, позволявшей получать фотографии с разрешением 768 х 560 пикселей при чувствительности 200 ISO. Стоило это чудо $980.

В 2000 году Pentax на выставке Photokina представил прототип своей первой цифровой зеркалки, получившей кодовое название MR52. И что это была за камера! Профессиональная модель в крепком, чрезвычайно ухватистом корпусе, внутри которого помещалась полноразмерная (24 x 36 мм) 6-мегапиксельная матрица производства Philips! Но MR52 так и не суждено было пойти в серию: компания до сих пор не имеет в своем арсенале камер с полноразмерным датчиком. Вместо нее Pentax выпустил совместную с компанией Hewlett-Packard разработку — 2-мегапиксельную зеркалку с несменным 3-кратным зум-объективом. Модель оказалась не самой удачной, и через год ее выпуск был прекращен.

Первой же массовой и, что самое главное, полноценной цифровой зеркальной камерой Pentax cтала 6-мегапиксельная *istD, представленная в 2003 году. На момент выпуска она была самой компактной и недорогой DSLR-камерой. С ее появлением Pentax стал стремительно завоевывать позиции на рынке цифровых фотоаппаратов. Так, компания существенно расширила модельную линейку компактных аппаратов, добившись их высокой популярности, и принялась за регулярный выпуск новых зеркалок. В 2005 году даже было объявлено о подготовке к выпуску 18-мегапиксельной среднеформатной камеры Pentax 645D, чего от фирмы давно ждали многие профессиональные фотографы. Однако подготовка затянулась… В 2007-м модель уже пообещали оснастить 31-мегапиксельным датчиком, но ни первый, ни второй варианты до сих пор не поступили в продажу.

Зато в 2006-м фирма заручилась поддержкой корейского промышленного гиганта Samsung, который дебютировал на рынке цифровых зеркалок с моделью GX-1S — перелицованной Pentax *ist DS2. C тех пор обе корпорации представляют новые зеркальные модели практически параллельно. Последней такой парой стали серьезные камеры Pentax K20D и Samsung GX-20 — единственные аппараты в сегменте полу-про, оснащенные матрицами с разрешением 14 Мп.

С 31 марта 2008 года компания вошла в состав корпорации «Hoya Corporation», сохранив торговую марку и продолжив выпуск камер «Pentax».

1 июля 2011 года, было объявлено о сделке между компаниями Hoya Corporation и Ricoh, подразумевающей передачу подразделения по производству потребительской фототехники Pentax Imaging Systems Division в ведение Ricoh 1 октября 2011 года.

В октябре 2011 года компания Ricoh Company объявила о завершении сделки по поглощению компании Pentax Imaging Corporation и об изменении названия приобретенной компании на Pentax Ricoh Imaging Company. Данная компания будет заниматься разработкой, производством и продажей потребительских продуктов и сервисов из области оптики, к примеру: цифровых камер и сменных объективов, а также аксессуаров к камерам, продуктов, относящихся к видеокамерам систем безопасности, и биноклей.