Какими качествами должен обладать профессиональный психолог? Каким должен быть хороший детский психолог? Качества, которыми должен обладать настоящий психолог.

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться?

Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное — профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку . Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме…

Еще одно важное качество — толерантность . Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность — будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям . Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность , иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого , ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями . Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере — это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Все профессионально важные качества вы можете оценить сами у себя (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь психолог должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения).

Другой вариант — поспрашивать мнение окружающих вас людей либо обратиться… к психологу. Для психодиагностики.

Профессионально важные качества психолога подразумевают специфическую направленность, гибкую концепцию личности и мотив деятельности. Профессиональный психолог обладает высокой наблюдательностью и способностью верно воспроизводить объективность ситуации, анализировать социальное мировоззрение, а также всеми качествами, необходимыми для общения.

Гуманистическая направленность

Гуманистическая направленность проявляется в выдержке, чуткости, оптимизме, интересе к внутреннему миру человека. Таким образом, психолог – это человек, имеющий положительное восприятие себя и окружающих, а кроме всего, стремится к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Качество внимания и восприятия

Эти качества необходимы психологам для выявления значимых характеристик личности по малоприметным, на первый взгляд, признакам и явлениям. Наблюдательный специалист, анализируя незначительное изменение в поведении пациента, за ограниченный период времени способен обнаружить симптомы неблагополучия, дать подробную характеристику личности, выявить скрытые проблемы с последующим подходом к их решению. Наблюдение – это психический процесс, составляющими которого являются мыслительные способности, включая воображение, интересы и другие качества наблюдателя.

Самообладание, толерантность

Эмоционально-волевые качества являются неотъемлимыми в работе специалиста: выдержка, самообладание, уверенность, смелость, инициативность, сдержанность, непринужденность, энергичность, приспособленность. Пессимизм, скованность, импульсивность, непредсказуемость – такие качества могут стать существенным препятствием для реализации практических навыков специалиста и его профпригодности.

Авторитетные мнения

По мнению опытных психологов, будущему специалисту необходимо обладать неподдельной заинтересованностью человеком и иметь уважение к личности. Подобный интерес невозможно развить, как и любопытство к устройству внутреннего мира. Не обойтись и без толерантности – терпимости к личностным особенностям человека, готовности принять его недостатки без негативных оценок и раздражения. Дополните эти качества гибкостью, открытостью и чувствительностью, и тогда вы будете способны проникнуться настроением человека, ощутить его боль, как собственную.

Сложность работы психологом состоит в том, чтобы услышать человека, понять его, включиться в его судьбу и пропустить проблемы обратившегося за помощью сквозь себя, т.е. полностью оказать ему психологическую помощь. В этом таится риск эмоциональной перегрузки, поэтому нельзя недооценивать сложности профессиональных обязанностей, учитывая интенсивное взаимодействие с разнообразными людьми. Для того, чтобы понять, имеются ли у вас вышеуказанные качества, не нужно обращаться к другим. Настоящий психолог прежде всего, осознает потенциал внутри себя, необходимый для работы в режиме повседневного оказания помощи.

О каких же профессиональных важных качествах личности психолога можно сказать? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначение психолога, как профессионала. Его профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время. Свои профессиональные знания психолог должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-то проблем, трудностей. Он должен помочь людям быть уверенными в своих потенциальных возможностях, восстановить у них веру в жизни, вооружить их оптимизмом, обеспечить им психологическое здоровье, высокое качество жизни, обеспечить им полное развитие личности. При этом психолог сталкивается с разного рода жизненными ситуациями разной степени, в том числе и критическими, в которых оказывается клиент. Необходимость оказания психологической помощи требует от психолога не только всестороннего изучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но и непосредственного вмешательства.

Климов Е.А. относит профессию психолога к типу «человек-человек» как профессию, требующую специальных знаний, умений, навыков, т.е. специального обучения (квалификации) работника, в процессе которого формируются вторичные признаки специальности. К этим признакам относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональную устойчивость, интеллектуальную активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность и пр.

Профессор Овчарова Р.В. рассматривает требования к личности и деятельности психолога. Используя опросник Р.Кэттелла, она представляет следующие личностные характеристики идеального практического психолога:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, аналитиком.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми.

Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Овчарова Р.В. перечисляет «личностные проявления, несовместимые с работой психолога»: незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и чувство вины, низкая самооценка.

Эти требования абсолютизированы, и трудно найти людей, у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, однако данные эталонные требования могут служить общими ориентирами.

Помимо методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, в исследовании ПВК психолога используют такие методики как: методика диагностики уровня эмпатических способностей В. Бойко; методика на определение социального интеллекта; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; методика на определение избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга; оригинальная методика для диагностики креативности.

Абрамова Г.С. называет следующие основные качества работы квалифицированного психолога.

Психолог должен ориентироваться на ценность другого человека, на веру в его возможности, способности, «рассматривать своего клиента как личность, способную к жизни в контексте культуры, обладающую чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни», т.е. психолог должен обладать высоким уровнем нравственности.

Квалифицированный психолог должен уметь находить множество реакций (вербальных и невербальных) на широкий спектр ситуаций и проблем клиента и избегать оценочных суждений по поводу действий клиента. Соответственно необходимым качеством является креативность, спонтанность и адекватность.

Психологу необходимо стремиться понять и использовать в работе множество концепций.

Практический психолог «культурно продуктивен», т.е. способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур.

Квалифицированный психолог понимает и принимает ограничения своих возможностей, готов к сотрудничеству с коллегами, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации, «постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности»

Необходимым для работы является осознание межличностного влияния - реакция психолога влияет на клиента и наоборот, психолог «специально выделяет это влияние, фиксируя как свои чувства, мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли, желания и возможности клиента».

Для психолога является аксиомой уважение достоинства клиента.

Абрамова Г.С. полагает, что позиция квалифицированного психолога должна быть основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я-концепции.

Аминов Н.А. считает главными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу воздействия на поведение других людей и интегральную чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности.

В рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека была выявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями и природными типологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.

Обозов Н.Н. обращает внимание на следующие качества:

1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;

2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом, тактичное отношение к клиенту.

3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), т.е. способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков;

4. Эмоциональная сдержанность и терпимость - способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, успокоить - терпимость к возможным невротическим срывам клиента;

5. Поддержание общей культуры поведения, т.е. использование знаний образцов культурного наследия;

6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения, т.е. умение своевременно возвратить беседу к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или какое-либо обсуждение выходит за рамки объективности;

7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют "талантом общения".

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога - уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

Как одно из важных ПВК психолога выступает социальный интеллект. Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность человека, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Одним из наиболее распространенных исследований социального интеллекта является психологический тест Гилфорда. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек».

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

По мнению Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, ведущими компонентами способностей к психологической деятельности, к вдумчивой работе с людьми являются способности к пониманию поведения других людей. Изучение роли социального интеллекта в деятельности психологов в науке не встречается, но анализ источников по психологической работе позволяет нам предположить, что из множества личностных качеств, необходимых успешному психологу, есть и составляющие компоненты структуры социального интеллекта. Причем для каждого структурного элемента процесса психологической деятельности приоритетным будет свой компонент социального интеллекта, его ведущая функция, а также умения, позволяющие решать задачи на разных этапах психологической работы.

Связь между социальным интеллектом и психологической деятельностью выражается в том, что, с одной стороны, психологическая деятельность обеспечивается социальным интеллектом, выполняя познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную и рефлексивно-коррекционную функции, с другой стороны - познания систем, преобразований, классов и результатов поведения выступают в роли операциональных механизмов к деятельности психолога. Компоненты структуры социального интеллекта проявляются в умении использовать вербальные и невербальные средства передачи информации, узнавать о клиенте как можно больше, восстанавливать все детали исследуемого контекста беседы, прогнозировать результат проделанной работы и др.

Подготовка психолога, включающая создание условий для целенаправленного развития такого его качества, как социальный интеллект, в конечном итоге обеспечивает высокий уровень профессиональной успешности психолога. Этот уровень характеризуется умением психолога применять теоретические знания для решения практических задач, преобразовывать теоретические знания в прикладные (М.М. Балашов). Благодаря умениям, специалист реализует стоящие перед ним цели и задачи, осознанно и квалифицированно выбирая наиболее целесообразные формы, методы и средства профессиональной деятельности. Освоение этого своеобразного алгоритма предполагает формирование соответствующих умений или операциональной готовности, которые, с нашей точки зрения, могут формироваться в результате развития социального интеллекта.

Еще одно необходимое качество - развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Также важным качеством является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.

Существует также этический кодекс психолога. Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу. Кодекс включает в себя 4 основных принципа: 1) Принцип уважения; 2) Принцип компетентности; 3) Принцип ответственности; 4) Принцип честности.

Т.А. Прокофьева пишет о традиционно выделяемых этических принципах для психолога: 1. Не навреди! 2. Не оценивай! 3. Принимай человека таким, каков он есть! 4. Принцип конфиденциальности 5. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы.6. Принцип профессиональной компетентности. 7. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои 8. Не отнимай у клиента права самому отвечать за права и поступки.9. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. 10. Принцип добровольности участия в психологических процедурах.11. Уважай себя как человека и как специалиста! Данные этические принципы прописаны в специальном Этическом кодексе психолога. Из Этического кодекса психолога можно понять, какими профессионально важными качествами должен обладать специалист .

Таким образом, мы рассмотрели перечень важных профессиональных качеств, принципов и положений, характерных для профессии психолога. К основным относят: высокие умственные способности, эмпатия, социабельность, коммуникабельность, тактичность, ответственность, эмоциональная устойчивость, спокойствие, терпимость, креативность, доброжелательность, гуманность, социальный интеллект, организованность и др.

Какими качествами должен обладать настоящий психолог?

г. Алматы (Казахстан)

Должно присутствовать желание помочь человеку и удовольствие от этого.

Должны быть способности заниматься деятельностью, связанной с коммуникациями, так же как, например, бухгалтер или экономист понимает, чувствует цифры, формулы.

г. Алматы (Казахстан)

г. Алматы (Казахстан)

Какими качествами должен обладать настоящий психолог?Для того,чтобы понять человека и не навредить ему.А какие качества не приемлимы для данной профессии?

Для того, чтобы понять другого, нужно желание и интерес это делать — всматриваться в мир другого человека. Искренний, открытый интерес. На мой взгляд.

Неприемлемы, думаю, не качества, а установки. Очень мешают какие-то пережитые травмы, с которыми человек не знаком у себя.

Например, в профессию человека может привести желание "быть Богом".

Неверно и вредно для клиента желание психолога его спасти, взяв на себя ответственность за его жизнь.

Как-то так, думаю.

Психолог, Психоаналитик Тренинговый Аналитик

чтобы понять человека и не навредить ему

личной терапией и супервизором.

личной терапией и супервизором

Сейчас на сайте

не навредить ему

Психолог, КЛИНИЧЕСКИЙ тревога фобии

Сейчас на сайте

острая зависимость от него,я незнаю,что с этим делать.

Работа только началась. Бывает, что невозможно сразу получитьответ на свой вопрос, тем более на форуме в формате переписки.

Наберитесь немного терпения, пожалуйста. Обдумывайте то, что специалист у Вас спрашивает, прочувствуйте свои ответы, постарайтесь быть с собой откровенной.

Сейчас Вам очень тревожно, похоже. Вы чувствуете большое напряжение, наверное. Мне еще показалось, что Вы чувствуете себя брошенной. Может быть, даже преданной.

И писали Вы в другой теме, что эта ситуация, в которую Вы попали с психологом, похожа на ситуации, происходящие с Вами обычно в жизни. Предполагаю, что Вы испытываете те же чувства там, что и сейчас.

Поэтому Вам сейчас нужно не убирать зависимость от своего психолога, а досконально ее проработать — со всех сторон пристально рассмотреть ее и Вас в ней. Тогда Вы сможете что-то действительно понять о себе.

Психолог, КЛИНИЧЕСКИЙ тревога фобии

Сейчас на сайте

супервизор подскажите из-за чего образуется эта самая зависимость и как её убрать без обращения к психологу,с которым работал.

Поблема зависимостей не проста, как это может казаться. Нужно разбираться пошагово, чем Вы с Алевтиной Андреевной и занимаетесь. Пречитайте еще раз ее длинное сообщение, попробуйте взлянуть со стороны на ситуацию.

Источник:
Какими качествами должен обладать настоящий психолог?
Какими качествами должен обладать настоящий психолог? г. Алматы (Казахстан) Должно присутствовать желание помочь человеку и удовольствие от этого. Должны быть способности заниматься
http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=7428

Какими качествами должен обладать практический психолог.

В статье рассмотрены личные и профессиональные качества на примере практического психолога, однако, по нашему глубокому убеждению, данные качества просто необходимы всем специалистам в области душевного состояния и здоровья человека — психиатрам, наркологам, сексологам, психотерапевтам и другим.

Первый блок профессионально важных качеств психолога включает в себя направленность и мотивы профессиональной деятельности. Это, прежде всего, гуманистическая направленность личности, специфическая профессиональная направленность и гибкая «Я — концепция».

Второй блок — это требования, которые относятся к социально-перцептивным качествам человека, способность верно отображать социальные объекты, в частности - психологическая наблюдательность.

Третий блок — требования к качествам личности, связанные с процессом обработки и осмысления социальной информации. Это требования к социальному мышлению, его критичности, профессиональной рефлексии.

Четвертый блок — требования к качествам, связанным с передачей информации, общением.

Рассмотрим эти требования более детально. Заметим, что границы между очерченными комплексами качеств, которые складываются в блоки, достаточно условны.

В работе психолога большое значение имеют эмоционально-волевые свойства. Выдержка, самообладание, инициативность, смелость в общении и другие качества — имеют существенное влияние на успешность работы в условиях дефицита времени, в конфликтных ситуациях, а также в повседневной деятельности в «оптимальном режиме». Желаемыми характеристиками также являются: надежность, сдержанность, теплота, оптимизм, открытость, непринужденность, энергичность, приспособленность. Наличие у кандидата на профессию практического психолога противоположных качеств — непредсказуемость, импульсивность, враждебность, пессимизм, скованность, вялость, неприспособленность — может быть серьезным аргументом в пользу профессиональной непригодности этого человека.

Обязательно нужно определить еще одно серьезное требование к психологу — он должен нести личный ответ за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.

Следовательно, требования к практическим психологам очень высоки. Столь высоки, что возникает вопрос: может ли вообще существовать человек, который в состоянии в полной мере соответствовать этим требованиям? Ответ довольно прогнозируем — скорее всего, таких профессионалов встретить очень трудно.

Но мы сознательно даем идеальный портрет практического психолога, чтобы как можно больше расширить пределы самосовершенствования специалиста, а ввиду того, что профессиональный и личностный рост продолжается всю сознательную жизнь человека - то стремление соответствовать описанному портрету — и есть путь к выдающемуся профессионализму.

Источник:
Какими качествами должен обладать психолог
В статье рассмотрены личные и профессиональные качества на примере практического психолога.
http://psihoanalitik.net/library/articles/kachestvapsichologa

Какими качествами должен обладать психолог

Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.

Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.

По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:

  • — Эмпатия и рефлексия;
  • — доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
  • — уважение и тактичность;
  • — стремление к развитию и самопознанию;
  • — уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
  • — толерантность и терпеливость;
  • — эрудированность, разностороннее развитие;
  • — склонность к анализу – аналитический склад ума;
  • — интуиция, проницательность;
  • — эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
  • — быстрая адаптация к различным условиям;
  • — наблюдательность и открытость;
  • позитивное мышление, креативность;

Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.

Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния. Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью. Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.

Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции. Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе. Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.

В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился. Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки. Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.

Что касается доброжелательности, альтруистичности, тактичности, уважения к людям в целом, трудно себе представить специалиста по психологии, который не хочет помочь, проявляет неуважение и агрессию к клиенту. Без элементарного уважительного отношения вообще невозможен диалог, а уж тем более общение консультанта, который призван оказывать психологическую помощь. Естественно, те или иные качества относятся к особенностям личности и заложены изначально. Стремление и умение помогать людям развиваться, находить решения, реализовывать потенциал, учить их конструктивному и эффективному общению и пр. – это первый шаг, с которого начинается путь настоящего психолога.

Еще одно личностное качество психотерапевта, связанное с профессиональной деятельностью – это позитивное мышление, которое заключается в том, чтобы воспринимать неудачу, как ступень для новых достижений, не жалеть о том, чего не вернуть, смотреть в будущее, а не оглядываться назад. Одним словом это умение почерпнуть положительные моменты из самых неприятных ситуаций, а наличие проблем воспринимать, как движущую силу для личностного роста и прогресса. Именно этому опытный специалист должен научить своих клиентов, которые хотят развиваться, решать возникшие сложности настолько эффективно, насколько это возможно. Разумный оптимизм, позитив и креативный подход позволяют видеть события в лучших вариантах, и создавать соответствующие условия для их развития в нужном направлении.

Стремление к самопознанию и развитию, интерес к людям – такие же условия профессионального роста, как и предыдущие качества. Прежде чем начать помогать другим, опытный психолог должен разобраться в собственных проблемах, понять какие способности у него более развиты, какие менее, в чем его сильные и слабые стороны. После такого самоанализа специалист сможет использовать свои преимущества более эффективно, и работать над теми качествами, которые развиты хуже. Только постоянное развитие, самопознание и самоанализ позволят психотерапевту совершенствоваться, и расти в личностном и профессиональном плане. Ведь работа над собой такой же индикатор компетентности, как, например теоретические знания или владение методиками, а может быть даже еще более важный.

Таким образом, толерантность важна для адекватного восприятия чужих взглядов и мировоззрений. Это основа уважительного отношения, понимания, открытости, развития и расширения собственных возможностей. Именно поэтому данное качество имеет столь высокую значимость в работе психотерапевта. К тому же толерантность я бы назвала одним из путей познания, который делает человека многогранным, разносторонним и более эрудированным. А эти особенности в свою очередь тоже являются необходимыми условиями профессионального становления и работы психолога.

Аналитический склад ума – еще одна личностная особенность, связанная с успешной деятельностью и компетентностью психолога-консультанта. Умение анализировать ситуацию, расставлять приоритеты, мыслить широко и позитивно – фундаментальные навыки, которые делают работу результативной. Склонность к анализу проявляется в том, что специалист может разложить ситуацию по полочкам, и потом, как паззл, собрать снова воедино, рассмотреть с разных точек зрения, не подключая эмоции.

Конечно, работа психолога не предполагает полного отключения эмоционального восприятия, но выводы и рассуждения должны быть основаны на объективных фактах. При этом важна и психологическая интуиция или, иначе говоря, проницательность. Эту способность скорее следует назвать своеобразным талантом, даром, но и развивать ее тоже можно и нужно. Обладать проницательностью означает понимать больше, чем клиент говорит, видеть скрытые причины его проблем, обобщать всю имеющуюся информацию о человеке и считывать ее. Это достаточно сложная задача, требующая опыта и работы над собой. Надо сказать, что проницательность – редкий талант, и не всем психологам удается развить ее в полной мере. В моем представлении эта способность является не просто показателем компетентности и опыта, а наивысшим достижением в профессиональном развитии.

При всех этих особенностях и качествах, коммуникативных способностях, сопереживании и включенности во время общения с клиентом, психолог должен обладать эмоциональной стабильностью и стрессоустойчивостью . Эмоциональные перегрузки часто приводят к выгоранию, стрессам, депрессии. Для профессионала это не исключается, но лучше, если самообладание профессионала на высоком уровне, и он рассчитывает свои силы и возможности. Эмоциональная устойчивость проявляется в спокойствии, в умении преодолевать сильные чувства, а это, своего рода, предупреждение нервных срывов и психологического выгорания. Также такие качества способствуют быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы и быстрому переключению с одного человека на другого.

Наблюдательность и открытость – качества, без которых работа психолога просто невозможна. Интерес к людям, умение замечать, казалось бы, незначительные детали, внимательность, непринужденность, естественность в общении и готовность учиться, познавать, стремление увидеть то, что другие не видят. Без этого трудно представить себе успешного специалиста, который помогает людям находить решения в сложных ситуациях. Ответы психолога на вопросы указаны в другом разделе.

В целом личностные особенности очень ярко пересекаются с профессиональной деятельностью опытного психолога. Только при условии духовного поиска, стремления к самосовершенствованию, доброжелательности, специалист способен максимально раскрыть свой потенциал и помогать в этом другим.