Исправление баланса белого в photoshop. Выравнивание баланса белого при помощи пипетки

В данной статье рассматривается один из классических способов коррекции баланса белого средствами Adobe Photoshop, особенности его применения, а также способы автоматизации для последующего быстрого использования «одним кликом».

Теоретические основы коррекции баланса белого

Рассматриваемый в этой статье метод выравнивания баланса белого строится на том, что результатом смешивания всех цветов среднестатистической фотографии получится какой-либо оттенок серого (исключением являются фотографии с цветовым решением в близких друг другу цветах - монохромные и аналоговые цветовые схемы). Примерами данного явления могут служить все приятные глазу фотографии, цветовое решение которых строится на цветовых контрастах, а также основные цвета любой цветовой модели.

Действительно, если смешать все цвета таких изображений фильтром Blur → Average (Среднее), мы получим оттенок, крайне близкий к серому.

Почему так происходит? Дело в том, что если изображение гармонично и построено по одной из контрастных цветовых схем, цвета в нем будут уравновешивать друг друга. Так, например, большой по площади, но слабый по насыщенности желтый, взятый в нужной пропорции, полностью уравновесит меньший по площади, но больший по насыщенности противоположный ему (в рамках цветовой модели RGB) синий.

Что же будет в случае, если баланс белого изображения выставлен не верно или цвета в нем не гармонизированы? При размытии такого изображения, вместо серого получится цветовая плашка, явно окрашенная в какой-либо цвет, то есть, выявится цветовая примесь.

Для того, чтобы нейтрализовать эту цветовую примесь, приблизить баланс белого к правильному, а цвета снимка - к цветовой гармонии, можно воспользоваться одним из фильтров или плагинов Adobe Photoshop. Так, например, Adobe Camera Raw (ACR) доступен в последних версиях Adobe Photoshop в качестве обычного фильтра, и его можно применять и к уже сконвертирванным изображениям на любом этапе обработки (а не только к RAW-файлам или при открытии). Однако особенности работы подобных фильтров не позволяют производить автоматическую настройку баланса белого при конвейерной обработке, а результат их работы далеко не всегда предсказуем, особенно если снимок уже гармонизирован по цвету.

Автоматическая настройка баланса белого в Adobe Photoshop

Для реализации процедуры автонастройки баланса белого в Photoshop необходимо определить цветовую примесь, присутствующую в изображении и затем как бы «вычесть» ее из снимка.

Для примера используем фото с явным синим тонированием, а для наибольшей эффективности и последующей автоматической реализации метода параллельно с выполнением процедуры запишем Action (Операцию) автоматизации.

Создадим копию слоя (Ctrl+J, либо перетащить на значок нового слоя) и размоем ее фильтром Blur → Average (Среднее). В результате получим среднюю цветовую составляющую, в данном случае явно синюю.

Инвертируем размытый слой (Ctrl+I, либо Image → Adjustments → Invert (Инвертирование)). Результатом станет яркий слой, обратный по цвету к исходному.

Теперь, для того чтобы применить его к исходному изображению и приблизить последнее, таким образом, к цветовой нейтрале, необходимо поставить данный слой в режим наложение Overlay (Перекрытие).

Режим наложения Overlay (Перекрытие) является симметричным по своему влиянию на света и тени изображения, поэтому будем использовать именно его, а не Soft Light (Мягкий свет), немного более привычный многим при работе с цветовыми наложениями за счет его мягкого эффекта и исключения возможности вылета в «перенасыщенность».

В результате цвета изменятся таким образом, что общая синяя составляющая изображения значительно снизит интенсивность, однако результат изменится по яркости - ведь яркость слоя, которым мы воздействуем, отличается от 50%

Для этого создадим пустой слой (Ctrl+Alt+Shift+N, либо Клик по значку нового слоя), зальем его 50%-серым (выберем в качестве цвета кисти 50%-серый и нажмем Alt+Backspace), выставим ему в качестве режима наложения Luminosity (Свечение) и поставим его в режим обтравочной маски (Clipping Mask) к накладываемому в режиме Overlay (Перекрытие) цветному слою (Последнее можно сделать Alt+Клик’нув между слоями, либо воспользовавшись комбинацией клавиш Ctrl+Alt+G).

В результате получим:

Если интенсивность результата кажется недостаточной, сольем все слои (Flatten Image) и повторим процедуру.

Для наибольшего удобства практического использования метода читателям предлагается .

На основе данного метода можно создать операцию кросс-баланса, изменив режим наложения Overlay (Перекрытие) на Linear Light (Линейный свет).

Кроме того, метод можно использовать при многократном его применении (5-10 раз) для выявления новых цветов и «скрытых» цветовых контрастов в изображениях построенных на основе монохромных и аналоговых цветовых схем.

© Стив Ласмин, сентябрь 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто предпочитает сохранять фотографии сразу в формате Jpeg, игнорируя RAW. Причин может быть много - экономия места на флешке в путешествии, отсутствие желания возиться с обработкой фотографий на компьютере, в конце концов - отсутствие поддержки RAW в фотоаппарате.

То что RAW представляет больше возможностей "вытянуть" испорченный снимок - известно всем. Тем, кто снимает в RAW не страшны никакие глюки в работе автоматики - на компьютере потом можно почти все исправить.

У JPEG возможности коррекции фото гораздо меньше, но они все-таки есть. В этой статье рассмотрим как исправить наиболее часто встречающуюся проблему - неправильно выставленный баланс белого

В качестве примера была использована фоторабота "Утро в лесу":

Способ 1

Открываем файл в Фотошопе. Вначале просто идем и смотрим Уровни (Images-Ajustments-Levels или просто нажимаем Ctrl+L). Особое внимание обращаем на гистограмму

Запускаем любой из автоматических инструментов (Авто тон, Авто цвет), например Авто уровни. Получим следующее

Хорошо видно, что цвет снега стал гораздо ближе к белому. Но внимательно посмотрите на гистограмму – видны характерные вертикальные разрывы в виде «гребенки», что свидетельствует о потерях в качестве изображения. Ухудшение качества объясняется тем, что на каждый цветовой канал 8-битового изображения приходится только 256 уровней (оттенков). А после правки (применения средств Levels, Curves и т.д.) количество таких уровней на каждый канал существенно уменьшается, что влечет за собой потери в качестве и детализации изображения. Говоря проще, это нарушает передачу градиентов на снимке. Например, вместо плавного перехода цвета неба от темно синего до голубого получите легко различимые ступеньки.

Для примера обработка инcтрументом «Уровни» простого диагонального градиента

Согласитесь, что это смотрится как две разные картинки.

Способ 2

Попробуем другой путь. Создаем корректирующий слой – в самом внизу ищем иконку создания корректирующего слоя:

Нажимаем на нее и в открывшемся списке выбираем «Levels». У нас появился новый корректирующий слой, отмеченный на рисунке красной стрелкой, выше я выделил изображение трех пипеток – черной, серой и белой, для выделения соответствующих участков на фотографии.

Нажмем на серую пипетку, курсор примет ее вид и этим инструментом нажмем, например, на тени от елки в левом нижнем углу (выделено красным)

Результат сильно зависит от точности попадания в серый участок, но он будет уже гораздо лучше предыдущего варианта. Внимательный читатель заметит, что «гребенка» на гистограмме никуда не исчезла, но стала поменьше.

Способ 3

Делаем копию слоя

К новому слою применяем фильтр Filter – Blur – Average, получаем такой равномерно окрашенный синеватый слой

Инвертируем цвет этого слоя нажав комбинацию клавиш Ctrl+I. Цвет слоя копии изменится на непонятно-желтоватый.

Затем меняем режим смешивания с «Normal» на «Color» и изменяем прозрачность слоя (Opacity) до 20-30 процентов (цифра подбирается опытным путем)

Объединяем слои, например выполнив в меню Layer – Flatten Image.

Видно, что результат по гистограмме достаточно мало отличается от исходника. От «гребенки» полностью избавиться не удалось, но она не такая пугающая.

Наконец, сравниваем конечный вариант обработки фотографии с исходным:


Способ 4

Открываем картинку в Photoshop и переводим ее из режима RGB в режим Lab.

Нажимаем Ctrl+L - открывается гистограмма уровней. Если посмотреть внимательно, каналы стали другими, нежели в режиме RGB - яркость, канал "а" и канал "b". Для чего они нужны?

С яркостью, я думаю, все понятно. Канал "А" используется для регулировки оттенка в диапазоне "пурпурный-циановый", а канал "B" - "желтый-голубой". Он-то нам и нужен!

Выбираем в диалоговом окне Канал "В" и смещаем бегунок влево до тех пор, пока лишняя синева не уйдет c картинки.

Переводим изображение обратно в режим RGB и сохраняем его.

Сравним то что было с тем, что стало.


И гистограммы...


Способ 5 (Adobe Lightroom)

Если у вас есть программа Adobe Photoshop Lightroom, поздравляю, вы избавлены от мучений! Загружайте фотографиюв Lightroom, идите в инструментарий Develop (1), выбирайте пипетку (2) и помечайте ей то место, которое будет "считаться белым". После этого можно подкорректировать цветовой оттенок ползунками (3). Фактически - процесс обработки Jpeg в Lightroom ничем не отличается от обработки RAW (за исключением того, что последний имеет больший запас полезной информации, которая позволяет вытянуть картинку из самой глубокой синевы или желтизны).

Я не буду сейчас расписывать всех действий по шагам, чтобы эта заметка не превращалась в огромную статью. Просто скажу, что сам, натурально, научился править баланс белого при помощи функции "Уровни" Photoshop"а.

С моего фотоаппарата, в авторежиме, большинство станций метро получаются неестественного цвета из-за местного освещения. Думать о балансе белого во время съёмки мне не удобно, поскольку приходится копаться в настройках, а идея мимолётна - она приходит и уходит. Пять секунд ты видишь нужную картинку, а через пять секунд она тебе уже не нравится. Нужно ловить момент. Так что для меня функция корректировки баланса белого в фотошопе - это величайшая находка. Тут хочу поблагодарить Алексея Клочкова, подсказавшего мне комбинацию клавиш "Ctrl + Shift + L" для настройки автоуровня. Но программа автоматически редко делает хорошо (среди проделанных мною опытов в пропорции 1 из 10), посему пришлось обратиться к ручной настройке "Ctrl + L", где посредством передвижения ползунков получалось уже хорошо, но не достаточно. Вскоре, методом проб и ошибок, я нашёл одну кнопку, которая делает, на мой взгляд, хорошо и просто. Называется кнопка "Установка точки серого" и необходима она для того, чтобы указать программе, где, на ваш взгляд, чОрт возми, находится настоящий серый цвет. Под серым тут понимается именно тот цвет, который получается при смешивании чёрного и белого. Знаете его в лицо? Прекрасно, дерзайте. Для незнающих подскажу, что прекрасно подходят те области хромированных поверхностей, на которых нет ни отблесков, ни чьих-либо отражений. Обычно, таковые на снимке найти не трудно. Если трудно, то можно навести программу на чисто белый или на чисто чёрный цвета, но тут уже можно либо пересветить все яркие элементы, либо излишне затемнить все тёмные. А точка серого даёт некий оптимальный, на мой взгляд, результат по корректировке баланса белого. Но ещё раз подчёркиваю, что это субъективно оптимальный результат, ибо кто-то примет его, а кто-то выбросит из рассмотрения. У всех свои методы коррекции фотографий. Я освоил и принял этот.

Без коррекции баланса белого


С коррекцией баланса белого по точке серого, выбранной на балюстраде эскалатора


Без корректировки баланса белого


С коррекцией баланса белого по точке серого, выбранной на мусорной урне

Думаю, многие сталкивались с такой ситуацией, когда фотографии, сделанные в ночное или сумрачное время, приобретают неестественный жёлтый оттенок (в том случае если вы делаете ночные съемки с искусственным уличным освещением). Если съёмка велась в формате RAW, то подправить баланс белого и убрать желтоватый оттенок передвижением пары ползунков особого труда не составит.

В этой статье мы рассмотрим альтернативный метод выравнивания баланса белого. Сразу хочу сказать, что разница результатов от выравнивания баланса белого в RAW конверторе и описанного ниже способа могут весьма сильно отличаться. Причём как в пользу одного, так и в пользу другого.

Для примера возьмём вот такую фотографию ночного города.

Баланс белого здесь, как и на многих других ночных снимках сильно смещён в сторону жёлтого оттенка. Попытаемся это исправить средствами Photoshopa.

Выделяем верхний слой и применяем к нему опцию Фильтр (Filter) - Размытие (Blur) - Среднее (Average) (красный овал 2).У нас должен получиться грязный одноцветный прямоугольник. Далее на левой панели инструментов нажимаем на кнопочку с двумя квадратиками. У нас откроется окно выбора цвета.

Переводим курсор на любое свободное место того однотонного прямоугольника, курсор при этом превратится в пипетку. И нажимаем на левую кнопку мыши, чтобы выбрать этот цвет. Затем нажимаем в окошке выбора цвета кнопку OK . Выбранный нами цвет сохранится в одном из этих двух квадратиков.

После закрытия окошка выбора цвета нажимаем сочетание клавиш Ctrl+ Z для отмены последнего действия (отмены фильтра размытия картинки в однотонный прямоугольник). Дальше нажимаем сочетание клавиш Ctrl+ M для вызова окошка управления кривыми.

Нажимаем на среднюю (серую) пипетку в этом окошке, а потом кликаем ею на выбранный нами цвет в одном из двух квадратиков. Нажимаем кнопку OK , чтобы закрыть окно кривых. Смотрим, что у нас получилось:

У нас получилось два слоя. Нижний - с исходными цветами на фотографии. Верхний – с исправленным балансом белого при помощи нашего способа. Если получившиеся цвета кажутся вам слишком «правильными» и вам хочется добавить немного желтизны, то можно поменять прозрачность верхнего слоя и выбрать наиболее симпатичное для вас сочетание цветов.

Ну и на последок несколько примеров фотографий ДО и ПОСЛЕ

Неправильный Баланс Белого (ББ) довольно частое явление, потому советую всегда снимать в raw формате, или устанавливать баланс перед съемкой.

Тем не менее, ББ можно поправить во многих случаях.

Расскажу о моих любимых.

Исходник изначально снял с неправильной цветовой температурой.

Способ первый, в некоторых случаях спасает, (но предупреждаю - далеко не всегда). Заодно он увеличивает контраст, убирает «пустые участки», немного корректирует неправильную экспозицию.

Открываем меню Levels (Ctr + L )


В строке Channel выбираем канал Red , зажав клавишу Alt двигаем левый ползунок Input Levels (он отвечает за темные участки) вправо пока не появятся первые черные точки. То же самое повторяем с правым ползунком (светлые участки) , двигая его влево (до появления красных точек).


Эти операции повторяем с каналами Green и Blue . Кстати, то же можно делать и в меню Curves (Ctr + M ), собственно это расширенное меню Levels .

Вот такая картинка получилась на выходе, согласитесь, разница впечатляет. Но…не совсем.


Попробуем наиболее точный способ:

Вызываем меню Threshold Levels (Image - Ajustments - Threshold . Или в меню Layers «черно-белый кружочек», корректирующий слой.


Ползунок двигаем до конца влево, затем вправо, до появления первых черных точек.


В меню «пипеток» выбираем инструмент Color Sampler Tool

И отмечаем этой пипеткой найденный нами самый темный участок, после чего корректирующий слой деактивируем, в принципе он больше не нужен. Возвращаемся на исходный слой, снова выходим в меню Threshold Levels.

Т еперь находим самый яркий участок, передвинув ползунок до конца вправо, затем влево. до появления первых белых точек. Пипеткой Color Sampler Tool отмечаем самый светлый участок и также деактивируем корректирующий слой.

Ну и самое интересное, нам необходимо найти точку серого.

Над исходным слоем создаем новый (Layer - New Layer , или из меню слоев,

«квадратик рядом с корзиной».

Входим в меню Edit - Fill , выбираем 50% Gray


Меняем смешивание этого слоя на Difference , создаем корректирующий слой Threshold Levels , двигаем ползунок до конца влево, затем вправо, первые черные точки и будут участками серого, так же отмечаем его пипеткой Color Sampler Tool , затем деактивируем корректирующий слой и слой серого.

Теперь на картинке у нас 3 метки. соответствующие самому светлому, темному и среднему участку.

Вызываем меню Curves (Ctr + M ), Внизу меню есть три пипетки, соответствующие самой темной, светлой и средней точке, выбираем соответствующую пипетку и кликаем на заранее найденную нами точку, соответственно самого светлого, темного и среднего участка. Вот теперь похоже на правду,

Просмотры: 22091

Комментарии:

Игорь Лазуренко

Paul Yellow
Я вроде бы сказал об этом. Естественно в raw. Это способы для случаев. когда нет "сырого" материала или нужно кому то помочь полечить фотки (частое явление кстати).
Извечного вопроса здесь нет, скорее есть вопрос необходимости, например, недавно я работал с одной конторой и и им были нужны фотографии через 3 минуты после мероприятия, естественно jpeg, перед съемкой установка ББ по 18% серой мишени, контраст и т.д..
Но я это редко практикую, свет меняется очень часто.
На крайний случай - одновременная съемка jpeg и raw.
А сегодня я "поймал" первого дятла в этом сезоне, о jpeg речи и быть не может, редкий фотоаппарат снимает безгрешно, а тем паче - конвертация в фотоаппарате заложена каким то дядечкой. с какой стати мне должны нравится его вкусы)

13.04.2013 - 23:51:34

delete (id29368)

Интересный способ, НО... Думаю, для Вас не секрет, что выбирая пипетками самый светлый, самый иемный участки, Вы, фактически, ПРИСВАЕВАЕТЕ им нейтральный белый и нейтральный черный, как известно - ахроматические, то есть, бесцыетные "цвета". А если в реальности эти участки были окрашены? Получим искажение?

16.04.2013 - 21:08:35

Игорь Лазуренко

Andrew Shlykoff
Способ довольно старый, изобретен не мной и очень действенный. Насчет света, я не такой знаток теории, ну как то так - белый, серый и черный изначально ахроматические цвета, если они окрашены, а это кстати субъективное восприятие каждого, которое зависит от многих факторов, то значит имеет место быть соединение с хроматическим цветом, здесь же, насколько я что то понимаю. мы имеем дело со светлотой. Те мы ищем грани ряда - белое, черное и соответственно середину. Так причем здесь добавка хроматических цветов, если мы их игнорируем в данном методе? Их составляющая ни коим образом не влияет на установку ББ. Собственно мы исскуственно устанавливаем (и исправляем) то, что по хорошему должно быть установленно при съемке.

16.04.2013 - 21:39:24

delete (id29368)

Игорь, я вот про что: что, если участок, который мы по этому методу определили, как белый (присвоили ему НЕЙТРАЛЬНОЕ значение), изначально белым не был? То есть, например, не неправильный ББ "окрасил" его в оранжевый, а участок этот УЖЕ был оранжевым? будет искажение, нет?

17.04.2013 - 16:52:49

Игорь Лазуренко

Andrew Shlykoff
Андрей, с Вами интересно общаться. Я понял ваши сомнения. Могу так ответить - если вы снимаете ахроматические пейзажи, то думаю этот способ не поможет (хотя проверю). А так, этот замечательный метод ориентирован на, не побоюсь, 99 и 999% остальных снимков. Так как в них содержится информация о крайних цветак, пусть даже и в уменьшенной пропорции к хроматическим (например осенние листья). Хроматические цвета в расчет при индуцировании не беруться. тем паче, что при большом процентном содержании они приближаются к ахроматическим, а соответственно могут быть приняты за основу.

17.04.2013 - 20:32:46

delete (id29368)

Ну, что ж...))) Попробовал! Сложно, если честно! Как справедливо говорит Великий и Ужасный Дэн Маргулис: "Из дюжины способов для достижения одного и того же результата надо выбирать тот, который занимает меньше времени!" И я с ним согласен: взял Вашу фотографию, поставил ОДИН маркер на участок зелени, средний по плотности, и инструментом Curves выставил значения памятного цвета "трава летом" (126, 166, 60), а потом слегка "уплотнил" общую яркость мастер-кривой... Времени потратил 30 секунд... Результат высылаю Вам на почту...)))

17.04.2013 - 21:49:38

Игорь Лазуренко

Андрей, адрес почты отправил, НО "трава летом" - 126, 166, 60 значения ставятся в каждом цветовом слое, и они разные, просто в курвес вы не обращаете на это внимание. Посмотрю. Если хотите, могу прислать исходник, так будет интереснее. Теперь по поводу "уплотнения" - оно не должно быть иметь место, это говорит лишь о неправильной экспопаре при съемке. Боюсь ошибиться, но возможно вы делали все в "первом" варианте рихтовки ББ. А я уже писал, что он не всегда верен, если в "нормальном" варианте, с точкой серого - то все должно быть замечательно.
Что могу добавитьт...Точка серого - сложная область и потому, я обычно ставлю их - 2-3 (больше шоп не позволяет) и выбираю оптимальную.

17.04.2013 - 22:13:15

Игорь Лазуренко

Кстати, насчет уплотнения. Я люблю заниматься портретной съемкой и естественно приходится много править. Люди не безгрешны))) Если это интересно, то могу выложить свою, основанную на опытах своих и чужих методику "подачи" портрета.

17.04.2013 - 22:15:21

Игорь Лазуренко

Андрей, посмотрел. Резюме - не айс. Перенасыщенность...Цвета орхидеи близки к нормальным, но фон не верен. ББ вы нашли почти верно, есть огрехи в тенях (черном). Повторюсь - этот способ - проверен и корректен. Считаю, что для первой пробы очень неплохо, вы выстроили гамму цветка близко к идеалу, тем более с первого раза. Сравните свой вариант с моим (финал, или вторая вначале). Это сделанно тем же методом.
Пришлите мне свою любую фотографию с испорченным ББ (имея в руках нормальный ББ) Я обработаю этим способом и пришлю Вам.

17.04.2013 - 22:21:31

delete (id29368)

Памятный цвет "трава летом" имеет раскладку по каналам: R126, G166, B60. Именно эти значения я и ставил в каждом из каналов, взяв Вашу фотографию с "испорченным" ББ. Теперь: коли уж Вы говорите, что в моем варианте цвет орхидеи близок к идеалу, следовательно, я добился требуемой цели: показал зрителю, как Вы видели цветок, когда снимали... С Вашим вариантом я, естественно, сравнивал: мне кажется, что в Вашем варианте света слишком приглушены, это противоречит эффекту одновременного контраста, свойственному человеческому зрению, нет?

А, вообще, я же Ваш способ не ругаю: сколько людей: Фотошоп велик, сколько людей, столько и способов, лишь бы результат был верен! Но "мой" (вернее - Маргулиса) вариант проще и быстрее. а это немаловажно...

Фото с "испорченным" ББ прислать, увы, не могу: их у меня нет, поскольку снимаю ТОЛЬКО в RAW...

17.04.2013 - 22:36:13

Анатолий К

Как я это понимаю и сам пользуюсь на практике, регулировка ББ подразумевает регулировку цифровых значений в каналах RGB по трем контрольным точкам - черного, серого и белого. Можно по двум – черного и белого. На худой конец - по одной, но с большей погрешностью. В описываемом здесь методе в качестве контрольных точек берется ЦВЕТ. Но цвет изначально не может быть ахроматическим. В итоге регулируется не ББ, а уровни ЯРКОСТИ выбранного цвета к значениям, не выходящим за порог видимости. Причем изменяется общий уровень без учета провалов в отдельном взятом канале RGB. Но, таким методом изначально белый не восстановится на фотографии, если бы он присутствовал на снимке. Разве не так?

18.04.2013 - 22:48:40

Игорь Лазуренко

Анатолий К
Я Вас понял Анатолий. К сожалению я не очень силен в теории, а использую на практике "рабочие" и проверенные способы. Вот сейчас читаю Маргулиса, до того был приверженцем Келби и Фримана плюс некоторые другие авторы.
Что я могу сказать, "провалы" в каналах при первом и втором способе убираются. Посмотрите на гистограмы каналов.
Насчет получится или нет, давайте попробуем, пришлите мне "испорченый" снимок. Кстати сегодня мне прислали один. причем безумно сложный вариант. Конечно идеального приближения к исходному цвету не случилось. но тем не менее ББ был в некой степени исправлен. Если автор этих фотографий позволит - я выложу этот пример.

18.04.2013 - 23:12:50

Игорь Лазуренко

Добавлю еще один, очень простой, но далеко не всегда верный способ исправления ББ.
делаем копию слоя, применяем к нему фильтр blur-average, инвертируем слой, меняем наложение на color и ползунком optacity увеличиваем прозрачность слоя до приемлемого на глаз результата.
Этот метод может помочь лишь в самых простых случаях.
И еще раз повторяюсь, снимайте в raw)

18.04.2013 - 23:31:26

Сергей Кожевников

Результат радует. К стати, о цветах. В RGB, в крайних точках тёмного и светлого, цвета практически не остаётся (как, например, в LAB) - они вполне могут быть объявлены чёрной и белой. Для ускорения работы можно экшен черкнуть, а для "соседних" снимков просто скопировать готовый корректирующий слой. По моему, так.