641 постановление правительства рф с последними изменениями.

Закон: документы и комментарии

Начнём с законодательной базы обязательного оснащения транспорта спутниковой навигационной аппаратурой. В её разработке были задействованы несколько министерств, а процесс законотворчества сопровождался сильными дебатами, открытым обсуждением ещё не принятых или уже подписанных документов, пересмотром и отменой приказов и постановлений. Поэтому на руках у заинтересованных специалистов оказываются документы с разными номерами и формулировками.

Далее в этом разделе статьи вы можете ознакомиться с важными положениями законодательных документов и комментариями специалиста. В качестве эксперта мы выбрали не юриста, а производственника, имеющего опыт производства ГЛОНАСС-аппаратуры, её сертификации и нескольких десятков внедрений – на вопросы отвечает Дмитрий Грузинов, директор подмосковной компании «Автотехнологии». Мы надеемся, этот раздел поможет вам лучше понять сложившуюся на рынке практику применения закона.

Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»

п. 1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

п. 5. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить с 2010 года проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) транспортных, технических средств и систем, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
Д. Г.: Это постановление было первым в череде законов об обязательном оснащении транспорта ГЛОНАСС-аппаратурой. С этого момента производители и правительство начали готовиться к масштабным внедрениям по общим для всех правилам. Как видите, начаться внедрение должно было ещё в 2010 году.

За Постановлением №641 последовало Постановление №637, которое устанавливало крайний срок для автобусов и грузовиков – 1 января 2012 года. 2 года на столь масштабный проект – это довольно жёсткие рамки. Неудивительно, что само правительство не уложилось в них, не успев подготовить сеть диспетчерских центров, которые должны были следить за транспортом, поэтому срок перенесли сначала на 1 июля 2012 года, а затем на 1 января 2013 года. В настоящее время Постановление №637 не действует, вместе с корректировавшим его Постановлением №790: их заменило Постановление №280.

Постановление Правительства РФ от 2.04.2012 г. №280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек1

п. 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637″»

Д. Г.: Фактически смысл в том, что были утверждены изменения в порядке лицензирования коммерческих перевозок, связанные с обязательностью установки аппаратуры ГЛОНАСС.

«Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»
п. 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:
а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
п. 4, пп. д, е, ж. С 1 января 2013 года подпункт «д» пункта 4 утрачивает силу (пункт 4 данного документа).
д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
Подпункты «е» и «ж» пункта 4 вступают в силу с 1 января 2013 года (пункт 3 данного документа).
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
п. 5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г»-«и»2 пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Д. Г.: Трактовку пункта 5 (о санкциях за перевозку без ГЛОНАСС-аппаратуры) должен делать юрист, а не производственник, и мы воспользовались его помощью. Фактически здесь говорится: когда проверяющие органы впервые узнают о том, что вы нарушаете Постановление, вам выпишут предупреждение. На второй раз (а если произойдёт ЧП с тяжкими последствиями, то сразу), применят статью 14.1 части 4 КоАП РФ:
на индивидуальных предпринимателей наложат штраф от 4000 до 5000 рублей или приостановят деятельность на срок до 90 суток;
на должностных лиц – штраф от 4000 до 5000 рублей;
на юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей или приостановят деятельность на срок до 90 суток.
Могу заверить, что стоимость внедрения аппаратуры ГЛОНАСС гораздо ниже суммы упущенной выгоды, которая образуется за 90 дней остановки работы предприятия.
Наконец, за Положением последовал Приказ Минтранса №20, установивший порядок регистрации аппаратуры. На сегодняшний день это последний закон из выпущенной серии, и он описывает порядок подключения транспорта к системе Автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (АЦКН).
Приказ Министерства транспорта РФ от 26.01.2012 г. №20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»
п. 2. Настоящий приказ вступает в силу:
в отношении транспортных средств категории N для перевозки опасных грузов и транспортных средств категорий М2, М3 — с 1 января 2013 года;
в отношении транспортных средств категории М1 — с 1 января 2014 года.
Д. Г.: В прессе практически везде говорится, что с в 2013 году должны оснащаться трекерами автобусы вместимостью более 8 мест и грузовики, а в 2014 году – такси. Но куда, например, попадают свадебные лимузины или микроавтобусы? Чтобы получить ответ, вспомним международный перечень категорий транспорта.
M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
N – Транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси.
«Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»
п. 2. Настоящий Порядок применяется владельцами транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.
п. 3. В ходе оснащения транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется:
установка на транспортное средство аппаратно-программного устройства для определения текущего местоположения и параметров движения транспортного средства, взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — абонентский телематический терминал);
тестирование абонентского телематического терминала для последующего подключения его к автоматизированному центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — АЦКН Ространснадзора);
оформление и выдача владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Рос-транснадзора.
п. 4. Установка на транспортное средство абонентского телематического терминала и подключение абонентского телематического терминала к диспетчерскому центру или диспетчерскому пункту и к АЦКН Ространснадзора обеспечивается владельцем транспортного средства.
Абонентский телематический терминал устанавливается на транспортном средстве в соответствии с требованиями завода-изготовителя абонентского телематического терминала. Место расположения абонентского телематического терминала на транспортном средстве определяется исходя из технических характеристик абонентского телематического терминала и конструктивных особенностей транспортного средства.
п. 5. Тестирование абонентского телематического терминала проводится в территориальных управлениях Ространснадзора с целью контроля работоспособности абонентского телематического терминала, полноты и достоверности передачи от абонентского телематического терминала в АЦКН Ространснадзора следующего минимального состава мониторинговой информации:
идентификационный номер абонентского телематического терминала;
географическая широта местоположения транспортного средства;
географическая долгота местоположения транспортного средства;
скорость движения транспортного средства;
путевой угол транспортного средства;
время и дата фиксации местоположения транспортного средства;
признак передачи сигнала бедствия.
п. 7. Включение информации об абонентском телематическом терминале в базу данных производится АЦКН Ространснадзора в случае получения AЦКH Ространснадзора мониторинговой информации от тестируемого абонентского телематического терминала.
п. 8. В случае смены владельца транспортного средства с установленным абонентским телематическим терминалом, а также в случае установки абонентского телематического терминала на другое транспортное средство, на основании сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, представленных владельцем транспортного средства в адрес соответствующего территориального органа Ространснадзора, осуществляется внесение изменений в сведения об абонентском телематическом терминале в базе данных АЦКН Ространснадзора. При этом владельцу транспортного средства выдается новый документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Д. Г.: Те, кто читал приказ в проекте, могли заметить, насколько сильно был урезан окончательный вариант. Например, из п. 2. (цели внедрения ГЛОНАСС-трекинга) исчезли слова «защита имущества физических и юридических лиц, защита государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды». Это меняет трактовку закона в случаях, если возникает судебное разбирательство.
Следующий существенный удалённый пункт: «Оснащение транспортных средств … аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS производится за счет собственных средств владельцев транспортных средств».
Убрали и слова «Транспортное средство оснащается аппаратно-программным устройством … (далее – абонентский телематический терминал) владельцем транспортного средства самостоятельно, либо привлеченными им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями».
Эти два пункта вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, кто сказал, что владелец автобуса или грузовика не может искать внешние инвестиции? И почему бы региональным властям не дотировать установку аппаратуры на транспорте, принадлежащем бизнесу? Тогда изменение было позитивным.
С другой стороны, оно дало чиновникам больше пространства для централизованной закупки аппаратуры у одного производителя за счёт бюджета. А это несёт угрозу монополизма и налагает дополнительное бремя на налогоплательщиков. Хочется думать, что страна пойдёт по первому варианту.
Процедура регистрации транспорта с ГЛОНАСС упрощённо выглядит следующим образом: вы устанавливаете абонентский терминал на автомобиль и подключаете его к АЦКН. Затем обращаетесь в территориальный орган Госавтодорнадзора, чтобы терминал проверили – аппаратура должна передавать некий минимальный перечень данных. Единая заявка на тестирование абонентского телематического терминала и регистрацию в базе данных АЦКН Ространснадзора тоже не была утверждена: по-видимому, каждое территориальное управление будет выдавать заявку в удобной для него форме.
После этого Госавтодорнадзор включает ваш терминал в базу данных АЦКН и выдаёт владельцу документ. Замечу также, что в окончательной редакции Порядка убрана фраза «опломбирование абонентского телематического терминала».
Полностью удалён пункт «Владельцы транспортных средств обеспечивают постоянное включенное и работоспособное состояние абонентского телематического терминала». Получается, что теперь можно ездить с отключённым терминалом.
Исчез пункт «По требованию надзорных органов владелец транспортного средства предъявляет документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации». Это позитивное изменение: оно ограничивает тех чиновников, что любят терроризировать бизнес проверками.

Часто задаваемые вопросы по закону
Часть вопросов, касающихся обязательного внедрения аппаратуры ГЛОНАСС, мы решили для удобства выделить в отдельный блок.
Существует ли список производителей, которые имеют право изготавливать данную аппаратуру? Можно ли поставить, например, недорогие китайские трекеры?
Д. Г.: Здесь действует тот же принцип, что и в мобильной GSM-связи: телефон любой марки работает с приёмной аппаратурой любой марки. Производитель трекера должен иметь лицензию на оказание телематических услуг связи, а аппаратура – стандартный сертификат соответствия требованиям технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств.
Что касается цены устройств, то она зависит, скорее, не от страны-производителя, а от современности и особенностей конструкции. Чем современнее устройство, тем оно компактнее, проще в использовании и дешевле. Лучшие трекеры 2012 года уже близки по стоимости к обычным персональным навигаторам.
Можно ли использовать портативный навигатор?
Д. Г.: Портативный навигатор не реализует часть функций, требуемых законом (например, сигнала SOS), хотя, теоретически, такие навигаторы могут появиться. Однако трекеры реализуют функции, в которых заинтересован владелец коммерческого транспорта, и которых нет в персональных навигаторах – измерение расхода топлива, двухсторонняя связь с водителем, видеорегистрация.
Есть ли ограничения, куда в автобусе или грузовике поставить аппаратуру?
Д. Г.: Посмотрите «Порядок оснащения транспортных средств», п. 4 (см. выше). Закон предлагает руководствоваться инструкцией по эксплуатации аппаратуры и ориентироваться на конструкцию конкретного автобуса – то есть, ориентироваться в первую очередь на здравый смысл.
Если организация купила б/у транспорт, уже оснащённый зарегистрированной ГЛОНАСС-аппаратурой?
Д. Г.: Тот же документ, п. 8. говорит, что в таком случае надо подавать новую заявку и получать новый регистрационный документ.
Если я не обязан предъявлять документ на наличие ГЛОНАСС-аппаратуры по требованию надзорных органов, означает ли это, что меня проверят всего один раз?
Д. Г.: Наличие аппаратуры и документов на неё будет проверяться при продлении лицензии на перевозки и при техосмотре. Без ГЛОНАСС-аппаратуры Госавтонадзор не выдаст лицензию уже сейчас.

Инвестировать, пока дёшево
Хотелось бы, чтобы все регулирующие отраслевые законы были приняты без задержки и в полном составе. Однако даже в том, что произошло в последние шесть месяцев, можно увидеть немало позитивного. В принятой редакции закон сохранил свою основную миссию – повышение безопасности дорог – и при этом стал либеральнее. Он оставляет перевозчикам больше свободы в том, какими средствами обеспечить эту безопасность. Аппаратура спутниковой навигации – это не огнетушитель или аптечка, а инструмент, который владелец автобуса или грузовика использует, чтобы повысить рентабельность своего бизнеса. Важно, чтобы на рынке была свободная конкуренция и широкий выбор аппаратуры от множества производителей.
Думаем, многих волнует вопрос: учитывая, что срок обязательного оснащения дважды уже сдвигался, не будет ли он смещён опять? Оглядываясь на историю нашей страны, наверняка сказать нельзя. Так, Ространснадзор всё ещё не доложил о готовности сети диспетчерских центров АЦКН.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

С учетом положений статей 3, 15-22 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в соответствии со статьями 26 и 55 Водного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения благоустройства и сохранения эстетического облика города Москвы, охраны водных объектов, безопасности людей на водных объектах, недопущения создания угроз транспортной безопасности, объектам городской инфраструктуры, жизни и здоровью населения в случае чрезвычайных ситуаций постановляет:

1. Утвердить Положение об организации работы по освобождению водных объектов, расположенных на территории города Москвы, от объектов, не зарегистрированных в качестве судна (приложение).

2. Установить, что:

2.1. На водных объектах, расположенных на территории города Москвы, запрещается размещение объектов, не имеющих государственной регистрации в качестве судна, предусмотренной статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в том числе исключенных из Государственного судового реестра в соответствии со статьей 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - объекты, не имеющие государственной регистрации), вне мест отстоя, определенных в соответствии с пунктом 2.3 настоящего постановления.

2.2. Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок" обеспечивает демонтаж объектов, не имеющих государственной регистрации, и (или) транспортировку таких объектов в установленное место отстоя или их составных частей в установленное место хранения, а также обеспечивает хранение указанных объектов или их составных частей.

2.3. Перечень мест отстоя объектов, не имеющих государственной регистрации, и мест хранения их составных частей определяется .

2.4. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет резервного фонда в установленном порядке.

3. Просить:

3.1. Федеральное казенное учреждение "Речная администрация Московского бассейна" в случае исключения судна из Государственного судового реестра в течение трех рабочих дней направлять соответствующую информацию в .

3.2. Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве оказывать содействие в реализации мероприятий по освобождению водных объектов, расположенных на территории города Москвы, от объектов, не имеющих государственной регистрации.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ, ОТ ОБЪЕКТОВ,

НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В КАЧЕСТВЕ СУДНА

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации работы по освобождению водных объектов, расположенных на территории города Москвы, от расположенных на них объектов, подлежащих государственной регистрации в качестве судна в соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и не прошедших такую государственную регистрацию либо исключенных из Государственного судового реестра в соответствии со статьей 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

2.1. Объекты, не имеющие государственной регистрации, - расположенные на водных объектах на территории города Москвы и подлежащие государственной регистрации в качестве судна в соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации объекты, не прошедшие такую государственную регистрацию либо исключенные из Государственного судового реестра в соответствии со статьей 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

2.2. Правообладатель объекта - физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в чьей собственности находится объект, не имеющий государственной регистрации.

2.3. Демонтаж объекта - разборка объекта, не имеющего государственной регистрации, на составные части в связи с невозможностью его транспортировки в место отстоя по причине утраты таким объектом плавучести.

II. Порядок выявления объектов, не имеющих государственной

регистрации, на водных объектах, расположенных на территории

города Москвы, и освобождения водных объектов, расположенных

на территории города Москвы, от объектов, не имеющих

государственной регистрации

3. В случае получения от федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им организаций сведений об отсутствии государственной регистрации в качестве судна у объекта, находящегося на водном объекте, расположенном на территории города Москвы, либо сведений об исключении судна из Государственного судового реестра, в том числе по запросу (далее - Департамент), Департамент принимает решение о транспортировке объекта, не имеющего государственной регистрации, в место отстоя, определенное Департаментом.

В случае если транспортировка объекта, не имеющего государственной регистрации, невозможна в связи с утратой им плавучести, Департамент принимает решение о демонтаже указанного объекта и перемещении его составных частей в установленное место хранения.

Решение о транспортировке объекта, не имеющего государственной регистрации, в установленное место отстоя либо о демонтаже объекта, не имеющего государственной регистрации, и перемещении его составных частей в установленное место хранения оформляется правовым актом Департамента.

4. В случае если известен правообладатель объекта, не имеющего государственной регистрации, в течение одного рабочего дня с даты принятия правового акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения, Департамент направляет правообладателю копию соответствующего правового акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

5. В течение одного рабочего дня с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего Положения, Департамент обеспечивает размещение на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также непосредственно на объекте, не имеющем государственной регистрации, копии правового акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения, и следующей информации:

5.1. Об организации, которая будет осуществлять транспортировку в установленное место отстоя объекта, не имеющего государственной регистрации, в случае если от правообладателя объекта в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего Положения, не было получено письменного согласия о добровольной транспортировке объекта в установленное место отстоя с указанием срока такой транспортировки либо добровольная транспортировка объекта не была осуществлена правообладателем в указанный им срок. Срок добровольной транспортировки не может составлять более одной недели.

5.2. О месте и сроке хранения демонтированных и (или) перемещенных объектов (их составных частей), перечне документов (п. 8 настоящего Положения), необходимых для возврата правообладателям находящихся на хранении объектов (их составных частей), не имеющих государственной регистрации.

6. В случае отказа правообладателя объекта, не имеющего государственной регистрации, от вывоза товаров, оборудования или иного имущества, находящегося на объекте, либо в случае отсутствия правообладателя объекта, не имеющего государственной регистрации, Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок" в присутствии представителей Департамента, органов внутренних дел осуществляет вскрытие такого объекта, фотофиксацию указанного имущества, опечатывание объекта, присвоение объекту уникального номера, идентифицирующего объект на время его хранения, обеспечивает транспортировку объекта в установленное место отстоя и передачу по акту уполномоченному лицу, осуществляющему хранение.

В случае если необходим демонтаж объекта, не имеющего государственной регистрации, Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок" в присутствии представителей Департамента, органов внутренних дел производит опись товаров, оборудования или иного имущества, находящегося на объекте, фотофиксацию указанного имущества, обеспечивает его перемещение в установленное место хранения и передачу по акту на хранение вместе с демонтированным объектом (его составными частями) уполномоченному лицу, осуществляющему хранение.

7. Отсутствие правообладателя объекта, не имеющего государственной регистрации, при его транспортировке в установленное место отстоя или демонтаже не является препятствием для осуществления действий по транспортировке объекта в установленное место отстоя или демонтажу.

III. Обеспечение хранения объектов, не имеющих

государственной регистрации

8. Правообладатель объекта, не имеющего государственной регистрации, в целях возврата ему находящегося на хранении объекта, а в случае, указанном в абзаце втором пункта 6 настоящего Положения, объекта (его составных частей) и имущества, находившегося на демонтированном объекте (далее - предмет хранения), обращается с заявлением в Департамент.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлежность объекта, не имеющего государственной регистрации, правообладателю.

9. Департамент в течение 10 дней с даты получения от правообладателя объекта заявления и документов, указанных в абзаце втором пункта 8 настоящего Положения, принимает решение о возврате предмета хранения либо об отказе в возврате предмета хранения и информирует правообладателя о принятом решении.

Основаниями для отказа в выдаче предмета хранения являются непредставление правообладателем документов, подтверждающих принадлежность объекта правообладателю, и (или) представление документов, содержащих недостоверные сведения.

10. В случае принятия Департаментом решения о возврате предмета хранения правообладатель объекта в течение 7 рабочих дней со дня принятия такого решения обязан принять предмет хранения по акту приема-передачи.

11. В случае если в течение 6 месяцев с даты передачи объекта (либо его составляющих элементов и имущества, находившегося на демонтированном объекте) на хранение правообладатель объекта не обратился с заявлением о возврате объекта для его самостоятельного перемещения в установленное место отстоя, объект может быть признан бесхозяйной вещью в установленном порядке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ июля 2013 г. № 641 Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации

В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь и статьей 2 Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации.

2. Республиканским органам государственного управления в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

3. Предоставить право разъяснять вопросы применения настоящего постановления Министерству финансов.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения по формированию внебюджетных средств, осуществлению расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, использованию средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, возникшие с 1 июля 2013 г.

Премьер-министр Республики Беларусь М.Мясникович УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь.07.2013 № 641 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением, разработанным в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, определяются порядок формирования внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, осуществления расходов, связанных с такой деятельностью, направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации.

2. Действие настоящего Положения не распространяется на средства, получаемые:

Бюджетными организациями в рамках программ (проектов) международной технической помощи и иных видов иностранной безвозмездной помощи, а также в виде безвозмездной (спонсорской) помощи от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добровольных перечислений (взносов, пожертвований) от физических лиц;

В соответствии с законодательством в счет компенсации расходов государства;

Государственными органами (их территориальными органами).

3. Для целей настоящего Положения под внебюджетными средствами от приносящей доходы деятельности бюджетной организации (далее – внебюджетные средства) понимаются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, полученные от деятельности по изготовлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для реализации иным физическим и юридическим лицам (далее – предпринимательская деятельность), и от иной приносящей доходы деятельности.

4. Бюджетным организациям предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

5. Внебюджетные средства формируются и используются по направлениям, предусмотренным настоящим Положением, если иное не установлено законодательными актами. ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

6. Внебюджетные средства формируются по каждому источнику дохода, образованному в процессе осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности.

7. Доходами от иной приносящей доходы деятельности являются:

7.1. доходы, полученные:

От операций по сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской и (или) коммунальной собственности и переданных в оперативное управление бюджетной организации;

От операций по сдаче вторичных материальных ресурсов, в том числе драгоценных металлов;

В виде процентов за пользование временно свободными денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) счете по учету внебюджетных средств;

В виде процентов по вкладу (депозиту) в размерах, определяемых договором банковского вклада (депозита);

От реализации изделий, работ, услуг при осуществлении бюджетной организацией возложенных на нее в соответствии с законодательством функций некоммерческого характера;

В виде неустойки (штрафа, пени), суммы, полученной в результате применения иных мер ответственности за нарушение договорных обязательств, в том числе в результате возмещения убытков, при осуществлении предпринимательской деятельности;

7.2. иные непосредственно не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности доходы, полученные бюджетной организацией при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством.

8. Бюджетные организации формируют цены (тарифы) на работы (товары, услуги) самостоятельно, если иное не установлено законодательством. Цены (тарифы) на товары (работы, услуги) должны быть экономически обоснованы и подтверждены соответствующими расчетами.

9. Внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год (далее – смета) и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов). ГЛАВА 3 РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

10. Расходы бюджетной организации по выполнению функций и решению государственно значимых задач, определенных законодательством, а также расходы по осуществлению приносящей доходы деятельности подлежат раздельному учету и должны финансироваться за счет средств бюджета и внебюджетных средств соответственно.

11. Расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включают затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

12. К расходам, связанным с иной приносящей доходы деятельностью, относятся расходы по осуществлению приносящей доходы деятельности, непосредственно не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

13. Расходы бюджетной организации при осуществлении приносящей доходы деятельности производятся:

13.1. в пределах денежных поступлений внебюджетных средств отдельно по каждому источнику доходов. При недостаточности фактических поступлений внебюджетных средств по одному источнику доходов для восстановления расходов бюджета могут использоваться средства превышения доходов над расходами, остающиеся в распоряжении бюджетной организации, по другим источникам доходов.

При этом внебюджетные средства, полученные от приносящей доходы деятельности, в первоочередном порядке направляются на покрытие расходов, непосредственно связанных с осуществлением приносящей доходы деятельности;

13.2. по нормам, нормативам, типовым штатам и нормативам штатной численности, размерам оплаты труда и другим условиям, установленным для бюджетных организаций. В случае отсутствия установленных для бюджетных организаций условий (за исключением оплаты труда) при осуществлении расходов применяются условия, установленные для деятельности аналогичного вида в коммерческих организациях.

14. Штатная численность работников, необходимая для осуществления предпринимательской деятельности, включается в штатное расписание бюджетной организации.

15. Условия оплаты труда работников при осуществлении бюджетной организацией предпринимательской деятельности определяются Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерством финансов, если иное не установлено законодательством.

16. При проведении бюджетной организацией в течение финансового года закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета, источники финансирования которых на момент оплаты не могли быть разделены на расходы бюджета и затраты по приносящей доходы деятельности, и использовании этих товаров (работ, услуг) для осуществления приносящей доходы деятельности расходы бюджета по их приобретению подлежат восстановлению из соответствующих источников доходов в полном объеме путем уменьшения кассовых расходов по соответствующим позициям экономической классификации расходов бюджета.

17. Расходы бюджетной организации делятся на:

Прямые расходы, связанные с производством определенного вида товаров, выполнением определенного вида работ, оказанием определенного вида услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида товаров, работ, услуг (в том числе оплата труда работников, непосредственно осуществляющих вид деятельности, приобретение и (или) потребление в процессе осуществления определенного вида деятельности материальных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, энергоносителей);

Косвенные расходы, связанные с производством нескольких видов товаров, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида товаров, работ, услуг по определенной базе распределения (в том числе оплата коммунальных услуг, услуг связи, хозяйственные и прочие текущие расходы).

18. Для разделения расходов бюджетной организации по источникам финансирования (средства бюджета и внебюджетные средства) расходы, необходимые для функционирования бюджетной организации, распределяются между расходами бюджета и расходами по приносящей доходы деятельности в порядке, установленном в учетной политике бюджетной организации в соответствии с законодательством.

При этом при осуществлении бюджетной организацией приносящей доходы деятельности, аналогичной финансируемой за счет средств бюджета основной деятельности, распределение косвенных расходов бюджетной организации осуществляется исходя из пропорции (удельного веса в общем объеме) по планируемым объемным показателям (количество обслуживаемых, занимаемая площадь, время эксплуатации помещения и другое), применяемым при осуществлении данного вида экономической деятельности.

В случае, если распределить косвенные расходы в соответствии с частью второй настоящего пункта невозможно, применяется пропорция, устанавливаемая исходя из сложившегося за предыдущий финансовый год удельного веса источника доходов к общей сумме поступлений внебюджетных средств и кассовых расходов по средствам бюджета.

19. Порядок распределения расходов по приносящей доходы деятельности устанавливается в учетной политике бюджетной организации.

20. Основанием для осуществления расходов внебюджетных средств являются сметы, составляемые в порядке, установленном Министерством финансов.

21. Внебюджетные средства поступают на текущие (расчетные) счета по учету внебюджетных средств бюджетной организации или иного юридического лица, оказывающего бюджетной организации услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, открытые в установленном законодательством порядке.

22. Не использованные в отчетном финансовом году остатки средств, остающиеся на текущих (расчетных) счетах по учету внебюджетных средств (в кассах бюджетных организаций), не подлежат перечислению в бюджет и используются в очередном финансовом году в порядке, установленном настоящим Положением.

23. Доходы, бюджетные ассигнования, расходы по оплате товаров (работ, услуг), произведенные за счет внебюджетных средств и средств бюджета, приобретенное за счет внебюджетных средств и средств бюджета имущество учитываются раздельно.

НАПРАВЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ,

ОСТАЮЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

24. Ежемесячно по каждому источнику доходов определяется сумма превышения доходов над расходами, которая остается в распоряжении бюджетной организации.

Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении бюджетной организации, рассчитывается как разница между доходами от предпринимательской деятельности (доходами от иной приносящей доходы деятельности) по каждому источнику доходов, уменьшенными на суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды, и фактическими расходами по каждому источнику доходов в пределах сметы.

25. Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, используются для:

Развития материально-технической базы, в том числе на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения в целях предоставления их работникам бюджетных организаций за плату во временное владение и пользование в соответствии с законодательством;

Осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;

Осуществления дополнительных выплат стимулирующего характера, оказания материальной помощи работникам бюджетной организации, включая военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, обучающимся, иным лицам, определяемых на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством, при условии отсутствия просроченной задолженности бюджетной организации по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, оплате за товары (работы, услуги);

Иных целей в соответствии с законодательством.

Финансирование указанных в части первой настоящего пункта направлений использования сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, может осуществляться за счет таких сумм превышения, полученных из нескольких источников доходов.