Влияние светофильтра на качество фотографии. Светофильтры для объективов – зачем нужны и как выбрать? Защитные фильтры — UV и компания

Бытует мнение, что светофильтры стремительно уходят в прошлое вместе с пленочными фотоаппаратами. Сегодня, когда любой эффект можно получить с помощью обработки на компьютере, светофильтры действительно во многом потеряли свою актуальность. Но тем не менее, для некоторых задач и сегодня — светофильтр самый надежный и удобный инструмент для работы. Теперь он выполняет иную функцию — с помощью светофильтра можно создать тот фотоматериал, для последующей обработки, который вам нужен. Он не заменяет обработку фотографии, а создает нужную нам базу для обработки.

И сегодня мы поговорим именно об этом — о том, какие светофильтры и для чего нужны современному цифровому фотографу.

Но для начала поговорим о том, какие светофильтры действительно пора отправить на свалку времени.

И поговорить о них стоит потому, что продавец в фотомагазине может долго и увлекательно вам рассказывать, как эти светофильтры вам нужны и как вам без них никуда. Просто эти светофильтры уже давно лежат-пылятся на складе магазина, а продавцу надо их кому-нибудь продать.

Цветные светофильтры и фильтры изменяющие цветовую температуру


Формат RAW дает нам возможность менять цвета, изменять цветовую температуру и делать массу других замечательных вещей. И для этого не нужно покупать стеклышко, которое стоит в 100 раз дороже своей себестоимости.

Эффектные светофильтры.


Звездочки. Лучики. «Блюр». Все это было мега-круто пока не изобрели Photoshop.

Этим ветераном скажем до свидания и обратимся к тем светофильтрам, которые и в XXI веке представляют для нас интерес.

Ультрафиолетовый светофильтр (UV)

Основная задача этого светофильтра — не допустить проникновение ультрафиолетовых лучей. Если вы снимаете в высокогорной местности или на берегу океана в разгар солнечной активности (когда влияние ультрафиолета на картинку особенно высоко) — UV фильтр действительно сделает цвета на фотографии более реалистичными и красивыми.

Но такие условия встречаются довольно редко. На практике основная функция UV фильтра в другом — UV фильтр отлично подходит для защиты вашего объектива от физических повреждений. Он никак не влияет на картинку (а в некоторых случаях даже улучшает ее), но при падении камеры он примет удар на себя. Ведь намного дешевле купить новый светофильтр, нежели новый объектив.

Что немаловажно — пачкаться и царапаться будет также UV фильтр, а не ваш объектив. Если вы используете дорогую оптику — обязательно покупайте вместе с объективом так же и UV фильтр.

Поляризационные светофильтры

Уверен, каждый из вас видел шикарные фотографии с тропических островов, где небо по настоящему синее, а океан — красивого сочно-морского цвета. Все эти фотографии сделаны с использованием поляризационного светофильтра.

Фотограф — Василий Гуреев

Главная функция «полярика» — устранять переотражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях. Именно благодаря этому небо на фотографиях получается таким синим — полярик убрал солнечный свет переотраженный небом.

Фотограф — Василий Гуреев

Тоже самое с водой — убрав блики с ее поверхности мы получаем более сочные и красивые цвета.

Фотограф — Василий Гуреев

Еще один способ применения полярика — устранение отражений в ветринах и окнах. Допустим, вам надо сфотографировать человека, сидящего за окном в кафе. Но на фотографии мы получим массу отражений в стекле окна магазина. Используйте полярик — и вы получите тот кадр, который хотите.

Безусловно, сделать красивым небо и воду можно и при обработке. Но, во-первых — это возможно не во всех случаях, а во-вторых — используя полярик вы сможете сделать еще более красивую картинку при обработке, ведь с поляриком мы получим изначально лучшей по цветам кадр — отличную основу для последующей обработки.

В репортажной фотографии полярик действительно незаменим. Сделав 300-600 кадров с мероприятия, вы потратите массу времени на красивую обработку того же неба. А с поляриком — вы сразу получите кадры, где общей пакетной обработки будет достаточно, чтобы получились отличные фотографии.

Нейтрально-серые фильтры (ND)

Эффект, который оказывает нейтрально серый фильтр очень сложно воссоздать при обработке. И даже в тех случаях где это возможно — это становиться крайне трудоемким процессом. Что же делает ND фильтр?

Вы видели фотографии, на которых вода плавно спускается с водопада?

Красивые кадры. И снять их возможно только с использованием ND фильтров. Дело в том, что если мы правильно выставим настройки экспозиции, мы получим красивый кадр. Но вода в водопаде — застынет. Не будет той плавности, которую мы хотели получить. Потому, что чтобы получить эту плавность, надо снимать на длинной выдержке — 1/2 секунды и больше. Но снимая на такой выдержке днем, кадр, как бы мы не старались, все равно получиться пересвеченым. Что делать? Одеть ND фильтр. Единственная функция ND фильтра — сокращать количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарата.

Бываю ND x2, x4, x8 и даже x400 фильтры. Эти цифры в маркировки фильтра означают коэффициент не пропускания света. Мы берем, допустим, NDx8 фильтр, одеваем его на объектив и все! Теперь фотоаппарат получает значительно меньше света и мы смело можем снимать на нужную нам выдержку.

Градиентные фильтры

По сути — градиентный фильтр это просто стекло, одна половина которого прозрачная, а другая — окрашенная. Градиентные фильтры бывают двух типов — нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект можно создать в Photoshop за пару кликов. А значит, нам он совсем не интересен. А вот нейтрально-серый фильтр действительно заслуживает внимания.

Градиентный нейтрально-серый фильтр, оказывает тоже действие что и обычный ND — не пропускает лишний свет. Но в случае с градиентным фильтом, ND-покрытие занимает лишь половину стекла.

Для чего нужен такой фильтр? Например, вы снимаете пейзаж. В кадре — поле с замечательными цветочками и красивые облака на небе.

Но небо и поле отличаются по яркости. А значит или наше небо будет недостаточно сочным и контрастным или поле получиться чрезмерно темным. И в такой ситуации нам надо просто одеть градиентный ND фильтр — одна половина которого прозрачная (повернем фильтр этой половиной на поле), а другая нейтрально-серая (а ее соответственно на небо). Что мы получили?

Теперь небо в кадре будет темнее, чем оно есть на самом деле, а значит мы уровняли в яркости наше небо и поле.

Подобного эффекта, без использования светофильтра, можно добиться только снимая несколько кадров с разными настройками экспозиции, а потом при обработке склеивать их всех в одну фотографию. Но проще и эффективнее — просто одеть светофильтр и сразу сделать тот кадр, который вам нужен.

В магазине

Итак, определившись какой фильтр нам нужен, мы пришли в фотомагазин. При покупке светофильтра важно знать несколько вещей:

— Все светофильтры сделаны под определенный размер резьбы объективов. Например светофильтр для теле-объектива на 50мм «полтиник» одеть не получиться — он просто будет слишком велик.

— Покупайте светофильтры проверенных производителей. Некачественный фильтр прослужит недолго и очень быстро начнет портить ваши фотографии. Дело в том, что дешевые светофильтры сделаны из некачественных материалов, которые через некоторое время начнут разрушаться, составные части фильтра начнут расслаиваться, искажая картинку на ваших фотографиях.

— Не стоит покупать светофильтры брэндовых производителей фотоаппаратуры (Nikon, Canon, Minolta и пр.) Безусловно, это качественные и надежные фильтры. Но брэнд в их названии — лишь набор букв и не более. Их производством занимаются совершенно другие компании по заказу Nikon’a или Canon’a. И как результат — вы переплатите приличную сумму просто за известную марку.

— Есть несколько компаний, которые производят действительно качественные светофильтры профессионального уровня за адекватные деньги:

Rodenstock

Компания Optische Werke G. Rodenstock уже более 100 лет занимается производством фото-оптики, а светофильтры Rodenstock по праву считаются одними из лучших в мире. Профессиональные фотографы по всему миру доверяют фильтрам Rodenstock и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Если вам нужен действительно качественный светофильтр — обратите внимание на фильтры Rodenstock.

HOYA

Мировой лидер по производству светофильтров. При производстве фильтров HOYA использует ряд уникальных технологий, которые делают их фильтры очень качественными и надежными. Для нас особенно интересна серия фильтров HOYA PRO1 Digital — светофильтры созданные специально для цифровых камер.

Schneider B+W

Так же известная качеством своих светофильтров компания. Кроме производства обширного модельного ряда фильтров, B+W уделяют отдельное внимание прочности оправ своих светофильтров.

TIFFEN

Благодаря своему качеству, светофильтры TIFFEN используются профессионалами по всему миру. К сожалению, на российском рынке встретить продукцию TIFFEN намного сложнее нежели HOYA или B+W.

Как мы видим, светофильтры — неотъемлемая часть съемочного процесса в современной фотографии. Успех фотографа сегодня — это технические знания фотосъемки и умение грамотной оработки фотографий. И светофильтры — это именно то, что поможет вам создать фотографию, которую вы сможете максимально эффективно обработать.

Светофильтры используются в фотографии очень давно. Они не утратили свою актуальность и в век цифровой фотографии. На первый взгляд может показаться, что светофильтры предназначены только для профессионалов. На самом деле это не совсем так. Какие фильтры выбрать, какие эффекты они дают на снимке – обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Ликбез: для чего нужны светофильтры

На полках фотомагазинов можно увидеть много всевозможных светофильтров, отличающихся по цвету, внешнему виду, назначению и т.д. Использование светофильтра не самоцель. Определите, что он вам даст – улучшит ли фотографию в целом, усилит ли эффект восприятия, сделает ли фотографию более привлекательной, эмоциональной. Можно снять кадр, в котором внимание будет привлекать именно эффект от фильтра. Зная, как он влияет на восприятие, вы продумываете будущий снимок, строите композицию. Применять фильтры нужно обдуманно. Покупать фильтры следует по мере необходимости, а не «чтобы было», на всякий случай.

Нейтральный защитный фильтр

Бесцветный прозрачный фильтр, который будет полезен каждому владельцу цифровика. Можете купить его вместе с камерой и сразу прикрутить, так как он защитит линзу объектива от отпечатков пальцев, пыли, грязи, а самое главное – от царапин и механических повреждений. Фильтр будет полезен как на пляже, где он предохранит от морских брызг и песка, так и в походах, поездках. Согласитесь, ведь лучше сменить фильтр, чем камеру или объектив.

ND – нейтрально-серые фильтры. Используются при чрезмерном освещении. Они не меняют цветовую тональность, контролируя количество света. Будут полезными в заснеженных горах, на берегу моря. Нейтральные фильтры позволяют удлинять выдержку и больше открыть диафрагму.

Для защиты объектива прекрасно подойдут и светофильтры UV, SKY. UV – ультрафиолетовый фильтр. Матрица и фотопленка восприимчивы к ультрафиолетовому излучению, на снимках становятся заметными легкая дымка, голубоватый оттенок. Эффект усиливается при съемке в горах либо объектов, находящихся на очень большом расстоянии, а в особенности на море, где в солнечный день много УФ лучей. УФ-фильтр не влияет на контрастность. Его можно не снимать с объектива, то есть использовать постоянно, при этом надо помнить, что он не «фильтрует» смог и туман. Применим он и для черно-белой фотографии: белый цвет будет менее тусклым.

SKY – защитный светофильтр, контролирующий «синеву». Его также можно использовать каждодневно, так как поглощает большую часть ультрафиолета. Придает теплый, слегка розоватый оттенок, не ухудшая цветовой баланс видимой части спектра. Подходит для портретной съемки, пригодится и в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования он уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая – вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например совместно с красным светофильтром.

Определить результат, который даст фильтр, можно по стрелкам наручных часов. Например, когда солнце над головой, эффект будет наблюдаться в диапазоне от «2 до 6 часов», минимальный эффект в районе «от 3 до 9 часов».

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой определите, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если вы прикрутили на объектив поляризационный светофильтр, увеличьте выдержку примерно на 1-2 ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения – увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Обычно на оправе фильтра указана кратность – коэффициент увеличения экспозиции. От кратности зависит, какую нужно внести коррекцию. Для фотоаппаратов с TTL-замером (Throw The Lens - через объектив) кратность не столь существенна, ведь в них замеряется свет, который «просеян» светофильтром.

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если вы установили два фильтра кратностью 2, то экспозицию нужно увеличить в 4 раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения 2, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired). У каждого фильтра свое значение сдвига. Для точного подбора понадобится прибор – колориметр, специальные таблицы или большой опыт.

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет, не изменяя тональности фотографии.

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Смягчающие фильтры

Soft-фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки. Четкость изображения остается достаточной, и одновременно мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

Светофильтры для получения специальных эффектов

Существует большое число творческих фильтров, дающих множество всевозможных спецэффектов. Несколько перечисленных фильтров уже дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Star (лучевой фильтр) – позволяют создавать интересные композиции в кадрах с точечными источниками света, лучи которых с его помощью образуют «звездочки». Выразительные эффекты получаются вращением фильтра. Размер и яркость лучей звезды зависят от источника света – его размера, формы и яркости. На линзу этого светофильтра с помощью лазерной технологии нанесены тончайшие линии, от числа направлений которых зависит число лучей звезды. Линии в одном направлении создают двулучевую звезду, есть фильтры, создающие 4-, 6-, 8-, 12-лучевые звезды и больше.

Используя светофильтры с 8- или 12-лучевыми звездами, будьте осторожны, так как большое число лучей может перекрыть значительную часть изображения. Несмотря на то, что светофильтры Star образуют симметричные лучи, можно создать и не симметричную картину. Будьте внимательны с глубиной резкости – не допускайте, чтобы тончайшие линии, нанесенные на линзу фильтра, отображались на получаемом снимке.

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Filt (макрополулинза) – половина макролинзы дает возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда вы фокусируетесь на удаленный объект.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, вы сможете делать макроснимки обычной оптикой. Используются во всем диапазоне зуммирования, и вы не ограничены расстоянием до объекта.

Светофильтры для черно-белой съемки

Изображение в черно-белой фотографии зависит от света, тени, контраста, и фильтры здесь явно лишними не будут. В силу особенностей человеческого зрения, а также несовершенства пленок (да и матриц тоже) для лучшей тональной передачи рекомендуется большинство сюжетов снимать со светофильтрами. Пленки «считают» наиболее ярким сине-голубые тона, а человеческий глаз – желтые. Чтобы исправить положение, для правильно передачи тонов, например, днем применяется желто-зеленый фильтр. При съемке вечером, когда освещение от ламп накаливания дает преимущественно красно-желтые лучи, применяется зеленый фильтр – он исправляет недостаток интенсивности сине-голубых лучей. Желтый, оранжевый и красный фильтры увеличивают контраст.

Фильтры высветлят объекты, которые по цвету близки к цвету фильтра, а объекты, которые отличаются от фильтра по цвету, получатся на снимке темнее. Голубое небо при съемке с желтым светофильтром получится темным, а с красным фильтром – почти черным. А вот зеленые листья отражают свет не только зеленой части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. При использовании красного фильтра зеленая листва станет светлее.

Крепление

Большинство светофильтров изготовлено в резьбовой оправе. Это круглые фильтры, которые накручиваются на резьбу объектива. Каждый объектив имеет свой диаметр под светофильтр. Он указывается на объективе, в документации, на коробке от объектива. Стандартный шаг резьбы – 0,75 мм, значительно реже встречается 0,5 мм. Светофильтры могут иметь не только круглую, но и прямоугольную форму. Такую пластину вставляют в специальный держатель, в который можно установить до трех фильтров одновременно.

Существуют также желатиновые фильтры. Из квадратных пластин вырезается нужная форма – под объектив и крепится в держателе перед объективом. Они изготавливаются так: в желатине растворяется краситель, затем этот раствор наносится на полированное стекло. После высыхания пленку снимают со стекла и вырезают части нужного размера. Качество желатиновых светофильтров очень высоко, однако желатиновая пленка достаточно нежна, боится сырости, тепла и отпечатков пальцев.

Какого размера купить фильтр?

Если ваш объектив не имеет резьбы, либо резьба «сорвана», то поможет переходник фирмы Cokin, который надевается на объектив и крепится тремя винтиками. Если у вас несколько объективов, то они, скорее всего, имеют разный диаметр. Но покупать, скажем, три или пять поляризационных фильтров, для каждого объектива, дороговато. Поэтому вы покупаете светофильтр на объектив максимального размера. И на остальные, меньшего диаметра, надеваете через переходник. Переходники, резьбовые адаптерные кольца, бывают «повышающего» и «понижающего» типа. Также если нет в продаже фильтра на маленький диаметр вашего объектива, то можно взять ближайший больший размер и переходник. Кстати, считается, что маленького диаметра фильтры бликуют меньше.

Если установить фильтр через "понижающее" кольцо, то может появиться виньетирование, затемнение в углах изображения. Перед съемкой через фильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, проверьте отсутствие виньетирования на открытой и закрытой диафрагмах, особенно на крайних фокусных расстояниях зум-объектива. Использовать светофильтры намного меньшего, чем у объектива, диаметра нежелательно из-за гарантированного виньетирования.

Иногда широкоугольный объектив со светофильтром с «правильной» резьбой даст виньетирование, если оправа светофильтра глубокая. Для высококлассных и широкоугольных объективов лучше использовать светофильтр с тонкой оправой. Это фильтры серии Slim от B+W, Pro 1, Ultra от HOYA. Оправа – 3 мм.

Цена

Чем больше диаметр фильтра, тем он дороже. Как правило, чем выше цена фильтра, тем он лучше. Цены здесь могут отличаться серьезно. Тот фильтр, который вы будете использовать чаще остальных, лучше купить из числа дорогих.

Производитель

Заслуженно пользуются успехом фильтры производителей Hoya, Tiffen, B+W, Promaster, Sunpack, Kenko, Marumi. «Родные» фильтры, которые рекомендуют производители фототехники, такие как Nikon, Canon и пр., очень дорого стоят. В этом случае завышенная цена не оправдана – они не лучше, чем вышеперечисленные «неродные».

Уход за фильтрами

Старайтесь всегда содержать светофильтр в чистом виде, так как жирные пятна, пыль, грязь все это не лучшим образом сказывается на фотографиях. Для протирки лучше применять не «народный» способ – подышать и протереть майкой, хотя, в крайнем случае, можно и так. Все же лучше приобрести специальный комплект для чистки. Не носите фильтр в кармане, пусть он у вас лежит в той упаковке, в которой вы его купили. Еще существуют специальные мягкие чехлы для светофильтров.

Не так давно возникло во мне желание немножко облагородить свой Nikon D3000 и заказать к нему соответствующую бленду диаметром 52 мм. Главная задача этой накладки на объектив состоит в грамотном отсечении света, кроме того, эта вещь косвенно служит защитой объектива от ударов и царапин. Так получилось, что покупку я делала удаленно через сеть Интернет, и бленду отдельно покупать было не так выгодно, как заказать целый набор: три фильтра на объектив, четыре накладные линзы, бленду и защитную крышку.

Спустя две недели пришла моя посылочка, но дело в том, что до этой покупки светофильтрами мне пользоваться не приходилось, а знания о том, для чего они нужны, было чисто теоретическим. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной посмотреть, что же все-таки получается во время съемки с различными фильтрами, и вместе разобраться, для чего они нужны.

Популярные светофильтры на объектив

Поляризационный светофильтр

Первый фильтр, о котором хотелось бы поговорить — поляризационный. Его вы можете видеть на фото ниже.

Поляризационные фильтры используются в цифровой фотографии наиболее часто. Эти светофильтры обозначаются аббревиатурой PL (CPL, LPL) и их основная задача — снизить количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Поляризационные фильтры снижают яркость фотографий и повышают их насыщенность.

Существует два вида поляризационных фильтров: круговые (CPL) и линейные (LPL). Линейные поляризационные фильтры менее эффективно снижают поляризационный свет, чем круговые, зато ставить их можно под любым углом, в то время как круговые поляризационные фильтры нужно ставить под прямым углом к оптической оси.

Круговой (циркулярный) фильтр представляет из себя систему из двух оправок: оправка со стеклом + оправка. Оправка со стеклом свободно вращается, и поворачивая ее под определенным углом, нам удается достичь желаемого эффекта.

Однако»полярик» следует использовать с осторожностью и умением. Не стоит использовать его в качестве защитного фильтра для объектива и носить, не снимая. Поляризационный фильтр может оказывать негативное влияние на снимок, так как он сильно крадет свет — увеличивается риск размытия фотографий при съемке без штатива.

FLD-фильтр (флюрисцентный светофильтр)

Второй светофильтр, который шел в комплекте, это FLD-фильтр. Для него характерен яркий фиолетовый оттенок.

Для чего он предназначен? Он сокращает или полностью убирает неприятный зеленоватый оттенок, появляющийся на снимках, где фигурируют лампы дневного света.

Использовать его можно при съемке городских пейзажей в темное время суток. Изначально FLD-фильтры были созданы для съемки на пленочные фотоаппараты, и для цифровой фотосъемки они не нужны, особенно в формате RAW. Так что этот фильтр я навряд ли буду использовать.

UV-фильтр

Третий, и последний фильтр, идущий в комплекте — UV-фильтр.

Ультрафиолетовый фильтр сегодня чаще всего используется в качестве защитного фильтра. Никакого влияния на изображение UV-фильтр не оказывает (в идеале) и его можно использовать во время съемки любого типа. На пленочных камерах UV-фильтр повышает контраст и уменьшает дымку, но в эпоху цифровой фотографии на такие камеры почти никто не снимает.

Очень важно, чтобы ультрафиолетовый фильтр был хорошего качества и содержался в чистоте, так как он может значительно ухудшить качество изображения и прибавить столь нежелательных бликов.

Стоит ли использовать UV — фильтр? Если вы — владелец дорогостоящего объектива, желательно иметь такой защитный фильтр, ведь проще заменить его, чем ремонтировать объектив. Если ваша камера — любительская, то здесь стоит задуматься о целесообразности его использования.

Подводим итог: из трех фильтров, идущих в комплекте, самый нужный — поляризационный, самый часто используемый — защитный UV-фильтр, бесполезный — FLD-фильтр.

Светофильтр на объектив - это, пожалуй, самый непонятный для новичка в фотографии аксессуар. С одной стороны, все фотографы прошлого так или иначе их использовали. Да и консультант в магазине, скорее всего, настойчиво посоветует вам приобрести светофильтр. С другой стороны, за последние годы многое поменялось в технической стороне фотографии: некоторые типы фильтров стали просто не нужны.

Тем не менее ряд сюжетов без правильно подобранного фильтра снять точно не удастся. Да и самую банальную задачу - защиту передней линзы объектива от механических повреждений - никто не отменял. В этой статье поговорим о том, какие фильтры действительно нужны для фотографии сегодня и как выбрать лучший светофильтр.

Какие фильтры не нужны для цифровых камер?

С начала XXI века многие фотографы перешли с пленочных фотоаппаратов на цифровые. Безусловно, это упростило процесс съемки и обработки снимков. Точно так же переход на цифровые технологии сказался на работе со светофильтрами. Например, все современные цифровые фотоаппараты сами умеют подбирать баланс белого, адаптируясь к условиям освещения - лампам накаливания, солнечному свету и другим источникам. А ведь совсем недавно для обеспечения правильной цветопередачи использовались не предустановки баланса белого, а стеклянные фильтры разных оттенков и плотности, их еще называли конверсионными. Итак, об этом типе светофильтров можно забыть, если вы снимаете на цифровую камеру.

Кроме конверсионных также широко применялись просто цветные фильтры: красные, желтые, синие, зеленые. Их использовали для черно-белой фотографии. Благодаря таким фильтрам до пленки беспрепятственно доходили лишь лучи определенного цвета, а остальные цвета ослаблялись. Например, красный фильтр позволял получить на черно-белой пленке почти черное, очень драматичное и красивое небо. Сегодня такой же эффект легко получить как при цифровой обработке, так и непосредственно в камере.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/2500 с, 70.0 мм экв.

Потеряли былую актуальность софт-фильтры, снижающие резкость кадра для получения определенного художественного эффекта - сглаживания текстуры и неровностей кожи в портретной съемке, свечения контрастных границ в других сюжетах. Им на смену пришла цифровая ретушь. Впрочем, здесь не все так однозначно. Некоторые фирменные софт-фильтры дают уникальный эффект, подобно тому как каждый объектив обладает неповторимым характером размытия фона. Так что полностью отказываться от софт-фильтров не стоит.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о малоприметных, порой даже и не сразу видимых постороннему человеку, на первый взгляд маленьких, но очень хороших помощниках каждого фотографа - о светофильтрах. Светофильтры - это особые стекла в специальной оправе, которые крепятся на объектив фотокамеры. Какие бывают светофильтры и зачем они вообще нужны - вот об этом и пойдет сегодня наш рассказ.

Конечно же, многие, даже и не фотографы, знают, что фотошоп и многочисленные другие графические редакторы сегодня позволяют поистине творить настоящие чудеса. Любую фотографию, работая с ней на компьютере, можно сделать темнее или светлее, добавить побольше одного или приглушить другой цвет, поэкспериментировать с контрастом и сделать многое-многое другое. А вот раньше, когда фотографы снимали на фотопленку, для того, чтобы в той или иной степени каким-то образом повлиять на фотографическое изображение, пользовались совсем другими способами. Существовали плёнки и фотобумаги разного вида, их обрабатывали различными по химическому составу проявителями, применяли другие хитрые способы обработки. В том числе и фотографировали со светофильтрами. Светофильтров в те времена было просто огромное количество. Сейчас же компьютерные программы их практически полностью вытеснили. Практически, но не полностью! Некоторые виды светофильтров очень легко найти в продаже в специализированных магазинах. И они пользуются спросом.

Какие же виды светофильтров используются для фотосъемки в наше время? Вот три их главных группы:

  1. UV, или, по другому, ультрафиолетовый светофильтр. Его так же иногда называют просто защитным.
  2. Поляризационный светофильтр.
  3. Нейтрально-серый светофильтр.

А теперь давайте поговорим о каждой группе светофильтров немного поподробнее.

Защитные светофильтры, или светофильтры UV

Если подходить к классификации светофильтров строго, то в этой их группе можно обнаружить некоторую путаницу. Специалисты же в ней выделяют 4 вида различных светофильтров:

  1. Нейтральный бесцветный светофильтр, или Neutral.
  2. Ультрафиолетовый светофильтр, или UV.
  3. Светофильтр SkyLight.
  4. Светофильтр против дымки Haze.

У всех этих четырех видов светофильтров одна главная цель: защита матрицы и объектива вашего фотоаппарата от ультрафиолетового света (дело в том, что и матрица цифровой фотокамеры, и фотопленка достаточно чувствительны к нему, гораздо более чувствительны, чем человеческий глаз), защита от воздушной дымки, которая очень заметна бывает при съемке с больших расстояний, а также просто механическая защита передней линзы объектива от различного рода повреждений: пятен, царапин, брызг и пр.

Наиболее часто в своей практической работе профессиональные фотографы применяют UV и SkyLight светофильтры.

Светофильтры типа SkyLight стоят несколько дороже светофильтров других видов этой группы. Продавцы их обычно хвалят, говорят, что это самые лучшие из современных светофильтров. Но, тем не менее, это немного не так. Продавцы или ошибаются, или намеренно вводят покупателей в заблуждение с целью продать более дорогой товар. Дело тут в том, что светофильтр SkyLight был разработан очень давно и служил главным образом для того, чтобы добавить в кадр, сделанный на фотопленку, чуть больше теплого оттенка. Вот, собственно, именно поэтому цвет его стекла и имеет слегка розоватый оттенок. В цифровой же фотографии эффект от применения такого светофильтра практически не заметен. Особенно если учитывать то, что все без исключения современные фотокамеры позволяют регулировать баланс белого. Таким образом, из всего вышесказанного легко сделать простой вывод: есть ли вообще смысл платить за светофильтр SkyLight довольно-таки приличную сумму? Как нам кажется, делать этого совершенно не стоит.

Написать на упаковке товара или в его сопроводительных документах можно всё, что угодно. И продавцы могут сообщать покупателю самую разную информацию о товаре. Тем не менее, самая главная функция, основная «обязанность» всех этих светофильтров - просто-напросто механическая защита объектива от внешнего воздействия.

UV светофильтры позволяют фотографу:

  • Защитить объектив от пыли и песка во время ветреной погоды.
  • Защитить переднюю линзу объектива от механических воздействий: царапин, ударов, пятен от пальцев и прочего.
  • Защитить так называемую «бровку» на краю передней части объектива (именно на нее обычно и накручивается светофильтр) от загибов и другого рода деформаций при случайном ударе или другом подобном воздействии.
  • Защитить переднюю линзу объектива от атмосферных осадков: дождя, снега, брызг соленой воды на морском побережье, а также других воздействий во время неблагоприятных условий работы.
  • Защитные светофильтры обычно стоят не очень дорого, и их легко можно подобрать под каждый из имеющихся у вас объективов.

Тем не менее, никогда не забывайте и о том, что любой светофильтр, одетый на объектив, становится препятствием на пути светового потока идущего к матрице фотоаппарата. Вот именно по этой причине и мы не рекомендуем вам очень уж экономить и покупать дешевые светофильтры этой группы. Светофильтры зарекомендовавших себя с хорошей стороны брендов известных производителей обычно бывают изготовлены из качественного стекла и обладают большой степенью пропускания света.

И еще маленькое замечание. Не рекомендуем наворачивать на объектив своего рода «пирамидку» из нескольких светофильтров. Если вы решили использовать поляризационный или какой-либо другой светофильтр, то нет никакой необходимости поверх его одевать еще и защитный. Это снизит количество света, попадающего на матрицу.

Поляризационные светофильтры

Поляризационный светофильтр (polarizing filter), или, как его на своем сленге называют профессиональные фотографы, «полярик», вещица очень и очень полезная. Никакой графический редактор, даже самая последняя и крутая версия фотошопа, его заменить не в силах. Поляризационный светофильтр - это must have любого профессионала в области фотографии.

Что же делает поляризационный светофильтр? Если говорить в общем, то это хитрое стеклышко удаляет на фотографическом изображении разного рода блики и отражения. При съемке через поляризационный фильтр с ваших снимков исчезнут блики, образуемые лучами света практически на любых поверхностях - на воде, на стекле, на глянцевых и других блестящих фактурах. Разве что с бликами на металлических поверхностях поляризационный фильтр не сможет справится. Кроме всего прочего, этот «волшебник» при съемке в яркий солнечный день способен в некоторой степени притемнить на фотографии небо, сделав его более читаемым, красивым, фактурным. За счет чего происходит это? За счет того, что поляризационный светофильтр удаляет отражение света с мельчайших капелек воды, которые непременно постоянно находятся в атмосфере нашей планеты.

Давайте представим, что нам предстоит фотографировать красивую водную гладь тихого лесного озера. Если мы будем снимать без поляризационного светофильтра, или, как говорят фотографы-профессионалы, «голым» объективом, то на снимке на поверхности воды в этом озере мы увидим отражение облаков, плывущих по небу, рядом стоящих деревьев, а может даже и нас самих. Конечно, это отражение может быть очень даже красивым и только украсит снимок. Но в некоторых случаях отражение различных объектов или просто солнечных бликов на поверхности воды нам не нужно. Оно мешает нам, не входит в наш творческий замысел, не вписывается в общую идею, концепцию снимка. Тогда мы одеваем на объектив поляризационный фильтр, и, как говорят в цирке, «вуаля» - и все отражения и блики на воде исчезают как по мановению волшебной палочки. Вода становится прозрачной.

Но хотим предупредить вас об одном коварстве этого «волшебника». Он очень хитрый. Он ворует у вас свет. Так что при съемке учитывайте это и делайте поправку в экспозиции на один или даже два стопа - в зависимости от того, что вы снимаете и от качества самого вашего поляризационного светофильтра. В некоторых случаях, возможно, вам даже придется снимать со штатива, так как для съемки с рук выдержка будет очень продолжительна.

Еще один очень значительный плюс поляризационного светофильтра заключается в том, что он в достаточно значительной степени улучшает цвета на получаемом вами фотографическом изображении. Поляризационный светофильтр еще при съемке делает их таким, какими вы потом хотели бы сделать их в процессе постобработки снимка в графическом редакторе. Каков механизм всего этого? Он очень прост. Всё дело тут в том, что поляризационный светофильтр удаляет с различных объектов всякого рода блики и прочие отражения и отсветы.

Вот посмотрите, например, на эти снимки. Одни из них сделаны «голым» объективом, а вторые - с поляризационным светофильтром. Как говорится, почувствуйте разницу.

А вот перед вами классический пример использования поляризационного светофильтра. Эти два снимка сделаны компанией Hoya в рекламных целях еще в прошлом веке.

Производители выпускают поляризационные светофильтры двух основных видов: циркулярные и линейные. Чем они друг от друга отличаются - сегодня мы не будем вам рассказывать. Скажем только одно: для того, чтобы снимать современной цифровой фотокамерой, оснащенной автоматической фокусировкой объектива и многими другими замечательными функциями, специалисты-профессионалы однозначно рекомендуют использовать циркулярный поляризационный светофильтр. Такой светофильтр представляет собой некую оптическую систему из двух оправ, в одну из которых вставлен непосредственно сам светофильтр. И эта оправа со стеклом может свободно вращаться относительно другой, неподвижной оправы, которая и укреплена на объективе. Нужного вам эффекта вы добиваетесь путем вращения подвижной оправы, при этом наблюдая за изображением в видоискатель.

Главным сдерживающим фактором, не позволяющим многим фотографам иметь поляризационный светофильтр для каждого из имеющихся в его арсенале объектива, является стоимость этих милых стёклышек. Проще говоря, эти светофильтры достаточно дороги. И чем больше их диаметр, тем они дороже. И, хоть раз попробовав снимать с поляризаторами, вам захочется иметь их несколько, для каждого вашего объектива. Так что рассчитывайте свои финансовые возможности. Мы же подскажем вам один из выходов из этой непростой ситуации. Постарайтесь уяснить для себя, какой из своих объективов вы чаше всего применяете для съемки в тех случаях, когда поляризация необходима. Вот для этого объектива и купите поляризационный светофильтр.

Хочется обратить ваше внимание и еще на одну, причем, достаточно немаловажную, на наш взгляд, деталь. Сегодня в продаже можно найти недорогие поляризационные светофильтры, произведенные в Китае. Не покупайте их. Они плохо работают. И вообще не надо гнаться за дешевизной и покупать поляризационные светофильтры дешевле, чем за полторы тысячи рублей.

И еще несколько советов о том, как правильно использовать поляризационные светофильтры.

  1. Не рекомендуем использовать поляризационные светофильтры при съемке сверхширокоугольными объективами. В таких случаях хорошую и равномерную поляризацию будет получить достаточно сложно. Граница фокусного расстояния должна лежать примерно в районе 28 миллиметров. И при съемке заготовок для будущей панорамы такой светофильтр тоже лучше не использовать. Причина - та же.
  2. Самый лучший эффект, который может быть достигнут при использовании поляризационного светофильтра, получается в том случае, если основной источник света находится под углом 90 градусов относительно воображаемой линии «фотограф-предмет съемки». Если же источник света будет находиться впереди или сзади снимаемого объекта, то эффект поляризации будет минимальным.
  3. Если вы снимаете при мягком и рассеянном освещении ну, например, серым, облачным и пасмурным днем, поляризационный светофильтр работать не будет, как бы вы не старались.
  4. В случае, если поляризационный светофильтр вы накручиваете на свой объектив поверх какого-либо другого светофильтра, то на изображении вы рискуете получить виньетирование, порой даже достаточно значительное. Да и количество света, пропускаемого на матрицу вашего фотоаппарата через всю эту конструкцию, может довольно заметно уменьшиться.
  5. Не советуем фотографировать с поляризационным светофильтром через стекло или какую-либо прозрачную поверхность из другого материала. Эффект от этого может получиться просто непредсказуемым. Посмотрите хотя бы вот на этот снимок:

Нейтрально-серый светофильтр

Нейтрально-серые светофильтры также называют Neutral Density или просто ND светофильтрами. Они бывают двух видов - простые и градиентные. Главная задача нейтрально-серых светофильтров - помочь фотографу добиться нужной ему экспозиции. В некоторых случаях при съемке нужно до минимума свести количество света, который проходит через объектив на светоприемник, то есть матрицу вашей фотокамеры.

Конечно, многие скажут, что количество этого света легко можно убавить, понизив экспозицию: либо уменьшить выдержку, либо зажать отверстие диафрагмы. Но этими простыми на первый взгляд приемами вы, к сожалению, не всегда сможете добиться желаемого эффекта, того, что вы хотите. Да и узкой диафрагмой вы можете быть довольно скованы. А вот применение в работе нейтрально-серого светофильтра намного расширит границы ваших возможностей. Количество света вы сможете в той или иной степени снижать, а диафрагму при этом оставлять неизменной, такой, какая вам в данном случае необходима.

В каких же случаях можно и нужно применять нейтрально-серый светофильтр? Для чего? Самый, пожалуй, показательный пример этого - эффект «мягкой» или «мистической» воды. Вот посмотрите на эту фотографию. Наверняка подобные снимки вы видите не в первый раз. Бурный речной поток, кажущийся ревущим водопад, река, впадающая в море и многие другие примеры. Вода на таких снимках выглядит не застывшими каплями, а какой-то мягкой, теплой, размытой субстанцией. Добиться такого эффекта можно только фотографируя на продолжительных выдержка, когда затвор фотокамеры открывается на несколько секунд, а порой даже и минут. А как, скажите, ярким и солнечным днем можно снимать на выдержке, допустим, в 5-10 секунд? Вот именно в этой ситуации вас и выручит нейтрально-серый светофильтр. Устанавливайте его на объектив, и снимайте на каких угодно выдержках и диафрагмах. Всё тут зависит от степени плотности светофильтра.

Итак, применяя нейтрально-серый светофильтр, вы получаете возможность:

  1. Фотографировать при ярком солнечном (и не только) свете на широко открытой диафрагме.
  2. Размыть в кадре объекты, находящиеся в движении.
  3. При очень ярком, сильном освещении добиться минимальной (или любой другой желаемой) глубины резко изображаемого пространства.

Выше шла речь об обычном нейтрально-сером светофильтре. Теперь мы расскажем вам о нейтрально-сером градиентном светофильтре. Второй от первого отличается тем, что затемнение на нем не полное, по всей площади самого стекла, а градиентами. То есть с одного края этот фильтр затемнен, а ближе к другому затемнение постепенно сходит на нет. В каких случаях нужен такой градиентный нейтрально-серый светофильтр? В качестве примера можно привести съемку сюжетов, в которых присутствует значительный световой контраст. Ну, скажем, пейзаж, в котором большую площадь занимает небо. А небо, как известно, всегда намного ярче, чем земля, и поэтому в подобных снимках бывает порой довольно сложно выровнять контрасты. При съемке таких сюжетов нейтрально-серый градиентный светофильтр устанавливаем на объектив таким образом, чтобы затемненная его сторона располагалась сверху и притеняла небо, а полностью прозрачная сторона свободно бы пропускала свет на нижнюю часть кадра.

Недостатком такого фильтра является то, что он хорошо помогает в том случае, если граница между яркой и темной частями кадра достаточно заметна, реально разделяет кадр как бы на две равные по площади части. Если такой четкой границы нет - то получить желаемый эффект становится довольно проблематично.

Скажем пару слов о том, как подобрать нужный по плотности нейтрально-серый светофильтр. Такие светофильтры характеризуются и маркируются по стопам. Самыми популярными можно назвать нейтрально-серые светофильтры на 1, 2 и 3 стопа. Но вы, впрочем, можете купить и применять в своей работе и нейтрально-серый светофильтр на 10 стопов. Мы не сковываем вас. Все тут зависит от толщины вашего кошелька.

В помощь вам при работе с нейтрально-серыми светофильтрами предлагаем вот эту небольшую табличку. Надеемся, что она поможет вам в подборе нужного на данный момент аксессуара.

Какие светофильтры самые лучшие?

Это достаточно серьезный вопрос. Светофильтры какой фирмы, какого производителя качественнее и надежнее? Однозначный ответ тут дать достаточно непросто. Особенно в том случае, если речь идет о светофильтре поляризационном. В чем именно преимущества светофильтров тех или иных брендов, сегодня мы говорить не будем. Это долго и не всем интересно. Мы поступим проще: назовем конкретные фирмы, которые выпускают светофильтры хорошего качества. Вот они, эти производители: Hoya, Marumi, Kenko, B+W, Tiffen.

Главный наш совет в этом деле: не стоит гнаться за дешевизной. Конечно, в некоторых случаях русская поговорка «дешево и сердито» работает, но выбирая светофильтры, все-таки лучше не рисковать. Низкая цена вашей покупки может заметно понизить качество ваших снимков, и серьезно разочаровать вас.