Организации выгодные вступительные условия доставка. Схема работы курьерской службы

личный опыт предпринимателя

Александр Якшев,
Solid Express
Как с нуля организовать курьерскую доставку?

Александр Якшев,

Директор компании Solid Express

Чем занимается ваша компания?

Предлагаем курьерские услуги для интернет-магазинов и частных лиц в Москве и Санкт-Петербурге.


- Как пришли к этому бизнесу? Кем работали до того, как начали свое дело?

Я работал в логистической компании в Санкт-Петербурге. Сначала курьером, а потом менеджером. Уже тогда понимал, что бизнес по доставке перспективный. Увы, конкретно в той компании сервис был не на лучшем уровне. Внутренний климат в коллективе был напряженный, а заказы не всегда обрабатывались качественно.

В 2014 году меня уволили. Объяснили, что не справлялся.

Декабрь, беременная жена, квартиры нет. Всё это послужило толчком для начала своего бизнеса. Решил, что дело должно получиться, поскольку у меня были знания, связи и опыт в логистике.

Какие были первые шаги? Какой был стартовый капитал?

Начинал бизнес один без стартового капитала и офиса. Сам забирал заказы у интернет-магазинов и развозил покупателям. Первые клиенты перешли со старого места работы.

Когда получили первую прибыль?

Доставка такой бизнес, где прибыль приходит сразу. В первый же день получил деньги. Потом появились новые клиенты. Понял, что надо развиваться. Нанял двух курьеров. Дело пошло.

Где-то через месяц снял маленький офис (15 м²) и взял сотрудника для обработки заказов.

До сих пор в том же офисе? Какой у вас штат сейчас?

В 2016 году сняли офис большей площади - 100 м².

Сейчас в Санкт-Петербурге работает 20 курьеров и семь сотрудников, распределяющих заказы и ведущих финансовую отчетность. Еще 10 курьеров в Москве.

Какие средние обороты у компании? Рентабельность высокая?

Около трёх млн рублей в месяц. Рентабельность 15%.

Сколько заказов в среднем обрабатываете?

250-300 доставок в день по Санкт-Петербургу. И 100 доставок по Москве.

Пустить пыль в глаза и договориться с Москвой

Нюансы курьерского дела

Быстрорастущий рынок. Количество интернет-магазинов растет с каждым годом, и всем надо доставлять товары. Для этого каждому магазину нужна надежная курьерская служба-партнер.

Конкуренция. Мы периодически отправляем сотрудников на собеседования и даже на работу в другие фирмы, чтобы они подсмотрели у них какие-то фишки или даже клиентскую базу. Хочешь жить - умей вертеться.

Важны личные связи с представителями магазинов.
Если вы будете сами заводить контакты, помогать в решении оперативных вопросов, тогда вам будут доверять и сотрудничать с вами долгие годы.

Есть понятие «быстрые деньги». Магазин договаривается с курьерской службой, что деньги за товар переводятся на следующий день после доставки заказа (или даже еще до момента доставки). Но курьерские службы берут за это процент.

Зависимость от интернет-магазинов. У них падают продажи, у вас доставки. Январь и летние месяцы - спад продаж. Думайте, что продается в эти месяцы и обзванивайте магазины.

«Дружеский бизнес». Общаемся с клиентами доверительно. Не отказываемся от мелких клиентов, с которых много не заработаем. Клиенты звонят мне на личный номер. Со всеми стараемся договориться.

Чтобы развиваться, надо вкладываться.
У меня иногда вся зарплата идет в развитие - покупку транспорта и т.д.

Работа круглые сутки

Какие цены на доставку сейчас?

В среднем по Санкт-Петербургу доставка стоит 220 рублей за один адрес, по Москве - 350 рублей на грузы до пяти кг.

В чем ваша фишка? Почему клиент должен выбрать именно вас?

Мы с самого начала предлагали редкую услугу - доставку день-в-день. Заказываешь товар в интернет-магазине и сегодня же получаешь. Причем такая доставка стоит всего на 30-50 рублей дороже обычной (курьерам за срочные доставки платим как за обычные).

Даже в Москву доставка производится на следующий день, при этом груз можно сдать до восьми часов вечера. Во многих фирмах просят отгрузить заказы до 16:00. Потому что они большие компании, и им сложнее обрабатывать заказы

Также работаем в выходные дни. Далеко не все службы доставляют заказы в в нерабочие дни, клиенты теряют двое суток. А наши курьеры работают по сменам.

Как вам самим удается так быстро доставить грузы в другой город?

У нас свой транспорт, который каждый вечер отходит из Санкт-Петербурга в Москву. А многие работают через посредников в междугородних перевозках.

Когда закупили свои авто? Сколько у вас их сейчас?

В 2016-ом году, когда поняли, что заказов становится больше, купили свой первый автомобиль - грузовую LADA Largus. Потом постепенно докупили еще четыре таких же машины.

Курьеры, клиенты и самописное ПО

А где находите курьеров для своей компании? Какую зарплату им предлагаете?

Находим сотрудников на популярных сервисах поиска работы, например, HeadHunter. Те курьеры, которые работают на собственных автомобилях, получают за вычетом бензина около трёх тысяч рублей в 12-ти часовую смену с перерывами.

Курьеры, работающие на моих автомобилях получают 2,2 тыс. рублей.

Сейчас нашим курьерам работать легче, потому что маршруты стали короче. То есть один человек доставляет товары в пределах близлежащих районов, потому что курьеров в одну смену стало работать больше.

Совет при найме курьеров на работу?

Бывает такое, что курьер может пропасть с товаром или просто быть без связи какое-то время. Поэтому записывайте контакты жен и матерей курьеров, чтобы было где их искать. Можно также посмотреть их соцсети.

Если курьер еще при устройстве на работу не хочет давать контакты близких, явно что-то не то.

Кто ваши основные клиенты?

В основном магазины спортивных и детских товаров. Спорт-питание, детские игрушки. Кроме того, сотрудничаем с известными аптеками вроде «Ригла» и ортопедической сети «Кладовая Здоровья»

Когда денег стало больше, то решил на спонсорской основе сотрудничать с футбольным клубом ФК «Динамо» Санкт-Петербург, за который сам болею.

Зачем ограничиваться одним городом, когда можно продавать и доставлять товары покупателям по всей стране? Не знаю, но почему-то многие предприниматели сознательно выбирают работать только в своем городе. Либо рассуждают так: я сначала начну развивать бизнес в своем регионе, а потом уже выйду на Россию. А почему бы не сделать это сразу? Ведь ваша целевая аудитория возрастет в десятки, сотни, а, возможно, и в тысячи раз.

Если вы решили выйти на общероссийский рынок, то вам, в первую очередь, понадобится ответить на два вопроса:

  1. Как выйти на целевую аудиторию в других городах?
  2. Как дешево доставить товар покупателю ?

Предположим, что вы знаете, как ответить на первый вопрос, поэтому в этой статье мы подробнее остановимся на втором.

Когда доставка товаров по России не имеет смысла?

Сейчас логистика в нашей стране развивается очень активно. Но надо понимать, что Россия — страна большая, и доставка может стоить дороже самого товара.

Поэтому не в каждой нише целесообразно работать на всю страну, к сожалению. Давайте посмотрим, когда игра не стоит свеч:

1. Небольшой средний чек

Если сумма покупки составляет обычно до нескольких тысяч рублей, то доставлять товар будет невыгодно: либо вам, либо клиенту. Тут совет такой: увеличивайте минимальную стоимость заказа для других регионов. Это лучше, чем ничего.

2. Требуется пост-продажное обслуживание

Это когда после продажи обязательно требуется установка или монтаж товара по местонахождению клиента. Например, вы продаете детские уличные комплексы, которые требуют сборки на месте. Вы же не повезете свою бригаду монтажников, скажем, на Сахалин? А нанимать кого-то на месте не так просто.

Вывод

Если вы продаете за раз хотя бы от 5000 рублей, и у ваших товаров нет региональной привязки, то надо пробовать. Для этого начните с подсчета транспортных расходов.

От чего зависят транспортные расходы по доставке товара покупателю?

Главные параметры, которые влияют на стоимость доставки — это объем, вес товара и удаленность клиента. У компаний по перевозке есть тарифы на доставку исходя из параметров груза и пункта назначения. Что касается веса и объема груза, то берется всегда по максимальному показателю. Как правило, это объем, если товар не слишком тяжелый.

Желательно, чтобы ценностная емкость вашего товара должна быть как можно выше. Т.е. чем дороже, меньше и легче товар, тем лучше. Пример товара с высокой ценностной емкостью: смартфоны (дорогие и маленькие), а с низкой — утеплители (дешевые и объемные).

Какие компании вам подойдут для доставки?

Курьерские компании, скорее всего, вам не подойдут, потому что они, в основном, ориентированы только на крупные города и доставку до двери. Филиальная сеть у них небольшая, и на большие расстояния перевозить объемные грузы очень дорого.

Малый объем груза

Если товары у вас маленькие по весу и объему, то можете воспользоваться экспресс доставкой EMS . Это та же почта России, только быстрая (ну, и более дорогая, разумеется). Главный плюс — самая обширная сеть филиалов по стране. Есть в каждом населенном пункте.

На сайте есть онлайн-калькулятор, чтобы рассчитать примерную стоимость доставки.

Средний и большой объем груза

В этом случае лучший вариант для доставки товаров по России дешево — это федеральные транспортные компании. Приведу примеры компаний, с которыми я работал за последние шесть лет: Деловые линии, ПЭК, РАТЭК и др.

Главный принцип их работы — перевозка сборных грузов. Т.е. собирают много грузов в одном месте (филиале), загружают в фуру и везут в другое место (филиал). Удешевление перевозки происходит за счет того, что грузы везутся сразу от многих компаний, «оптом».

Если вы выбрали транспортную компанию, то воспользуйтесь ее тарифами или онлайн-калькулятором, чтобы посчитать примерные расходы на доставку в различные города. Совет: берите самые удаленные от вас города, т.к. вы заранее не знаете, откуда поступит заказ. Так вы заложите максимальные транспортные расходы и избежите риска остаться в убытке.

Что если заказ поступит с населенного пункта, в котором нет филиала транспортной компании?

Я посоветовал вам работать именно с федеральными транспортными компаниями потому, что у них довольно развитая филиальная сеть. Как правило, терминал есть в каждом крупном городе.

Если в городе клиента есть филиал, то все хорошо — доставка не будет дорогой. Но бывает, что заказы поступают из небольших городов или сел, в которых нет никаких транспортных компаний. Как быть, чтобы не потерять клиента?

В этом случае действует такая схема:

  1. Груз приходит в ближайший город, в котором есть филиал;
  2. Транспортная компания нанимает машину специально под ваш груз и везет до адреса клиента в соответствующем населенном пункте.

Стоимость доставки напрямую зависит от расстояния между филиалом транспортной компании и пунктом назначения. Зачастую, это сильно дороже межтерминальной перевозки, т.к. машина идет специально под ваш заказ.

  1. Доставить заказ до ближайшего к покупателю города, в котором есть филиал транспортной компании, откуда он заберет заказ сам;
  2. Увеличить стоимость заказа на сколько-то процентов, чтобы доставить до адреса.

Клиенты воспринимают это нормально.

Как доставить товар покупателю в сильно удаленные регионы?

В силу климатических условий, города России расположены ближе к южной границе. Если говорить о восточной части страны, то сетка филиалов транспортных компаний заканчивается Хабаровском и Владивостоком. Но как быть, если надо доставить груз в Магадан, на Камчатку или Сахалин ? Ведь оттуда можно получить очень крупный заказ.

Читайте об этом в отдельной статье.

Включать ли доставку в стоимость товара?

Мое мнение — да, включать. Опробовав на практике эту модель, я убедился, что клиенту это очень удобно. Конечно, мы с вами понимаем, что «бесплатная» для клиента доставка включается в стоимость товара, но, судя по опыту доставки в 50 городов России, покупатель не любит вникать в тонкости транспортных расходов. Где-то в глубине души у него всегда присутствует страх, что доставка может быть очень дорогой.

Если же ваши клиенты — это компании, которые и сами прекрасно разбираются в логистике, то можете предложить им два варианта: цена с учетом доставки и без.

Заключение

Если ваш город небольшой, как, например, мой, то вести бизнес в нем может быть довольно неперспективным занятием. Особенно, если в регионе постоянный дефицит бюджета и низкая покупательская способность.

Не ограничивайте свой бизнес рамками места проживания. Тут главное — начать. Когда вы работаете через интернет, то, по большому счету, для вас нет никакой разницы, откуда вам звонит клиент: из Москвы или Биробиджана. Единственное реальное неудобство — это разница во времени. Ее нужно учитывать.

Через какое-то время разные регионы страны вы будете воспринимать так, как когда-то воспринимали районы своего города. И будете радоваться: как хорошо, что мы живем в стране с таким большим рынком!

«Россия - самая большая страна в мире с самой неразвитой структурой доставки», - сетует Оскар Хартманн, совладелец магазина KupiVip. Крупные Интернет-магазины - Holodilnik.ru, Ozon.ru - помимо собственных курьеров и складов имеют распределительные центры в крупных городах. Клиенты Ozon.ru, например, получают книги, телефоны и ноутбуки в 12 пунктах выдачи заказов в Самаре, Казани, Красноярске, Хабаровске, Ростове, Екатеринбурге и Владивостоке. У Holodilnik.ru распределительные центры пока есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Как и в случае с платежами, доставка должна быть максимально удобной, доступной и быстрой.

Своя служба доставки

Наталья Кулакова, открывшая недавно интернет-магазин www.onovamnadom.ru , выбирая способы доставки своего товара, решила обзаводиться собственными курьерами. «Доставка продуктов - вещь очень деликатная. Только собственных курьеров можно заставить, например, не ставить пакеты на землю, следить за тем, чтобы бытовая химия и продукты в сумке были отдельно. Гарантировать это в курьерской службе на аутсорсинге невозможно», - объясняет она свой выбор.

Плюсы: Контроль и постоянная шлифовка качества обслуживания. Оператор из службы доставки в магазине Кулаковой после исполнения заказа обязательно перезванивает клиенту с уточнениями: вовремя ли был доставлен заказ, сдал ли курьер целиком сдачу и что в его обслуживании не понравилось.

Минусы: Высокая текучка кадров. «Вменяемых людей, не воров, на должность курьера найти очень сложно. Восемь часов мотаться по городу, порой в переполненном общественном транспорте, на холоде - это отпугивает нормальных людей», - говорит Алена Салбер, автор книги «Как открыть интернет-магазин».

Курьеры на аутсорсинге

Доставку товаров можно поручить специализирующейся на экспресс-доставке фирме. Курьеры сами пробивают чек у покупателя, после чего деньги идут на счета логистической компании, а уже оттуда интернет-магазинам. Комиссия - 1,5–3% от стоимости доставленного, рассказывал Forbes Иван Матвеев, гендиректор компании IM Logistics, специализирующейся на подобного рода услугах интернет-продавцам.

Плюсы: Не надо возиться с бухгалтерией и штатным персоналом. «В теории считается, что аутсорсинг снимает с тебя все проблемы и ты можешь заниматься непосредственно бизнесом», - говорит владелица интернет-магазина детских товаров www.101slon.ru Любовь Козырева.

Минусы: В моменты пиковой нагрузки аутсорсинговая компания не всегда может выполнить свои обязательства. «У нас был случай, когда курьеры водили клиента за нос целую неделю, постоянно откладывая доставку. А мы об этом не знали. В итоге человек, естественно, отказался от заказа», - вспоминает Козырева.

Почта

Логистической службой с самой развитой сетью отделений в стране по-прежнему остается «Почта России». С ее помощью в любую точку России и мира можно отправить товар наложенным платежом. Сроки и стоимость можно оперативно рассчитать на сайте. У «Почты России» есть свой аналог DHL - служба «EMS Почта России», курьерская компания, которая, используя филиальную сеть материнской компании, доставляет товары «из рук в руки». «EMS Почта России» работает быстрее «Почты России», но ее услуги на порядок дороже.

Плюсы: У «Почты России» 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты.

Минусы: Несмотря на многолетнее реформирование, в почтовых отделениях очереди по-прежнему не редкость. Кроме того, у почты есть список товаров, запрещенных к пересылке. В их числе, например, «предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, пачкать или портить другие почтовые отправления и почтовое оборудование». Кроме того, при использовании наложенного платежа заказчик может просто не забрать товар с почты. Тогда отправитель несет расходы не только по пересылке товара клиенту (при работающей схеме они приплюсовываются к стоимости заказа), но и по его обратной доставке. «Мы приняли решение посылать товары наложенным платежом только проверенным заказчикам», - говорит Любовь Козырева, владелица www.101slon.ru .

Многолетняя работа в логистике, опыт руководства своим транспортным предприятием и логистикой в компании «Паркет-холл» полностью убедили меня в том, что собственный коммерческий транспорт нужен только специализированной компании, занимающейся перевозками. Во всех остальных случаях проблем и издержек у парка собственного транспорта значительно больше, чем достоинств. Рассмотрим подробнее процесс аутсорсинга доставки товара покупателю.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как передать организацию доставки товара на аутсорсинг
  • Нюансы и ошибки в процессе организации доставки товара покупателю

Организация доставки товара покупателю при отказе от собственного автопарка все чаще находит применение в мире коммерции. Плюс в собственной организации доставки товара, я считаю, только один: машина круглосуточно в распоряжении собственника и готова двигаться в любом направлении. Но при хорошей организации доставки на аутсорсинге все риски можно свести практически к нулю, а издержки минимизировать.

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Оценить расходы и обременения

На собственнике транспорта лежат все риски и вся полнота ответственности аутсорсинга доставки - за сохранность груза, транспортного средства, за последствия дорожно-транспортных происшествий, здоровье водителей и многое другое. Когда транспорт принадлежит компании, она должна заботиться о страховке, налогах, парковке, мойке, дезинфекции машин (если они возят продукты), техническом обслуживании и т. д. Необходимо организовать предрейсовый медосмотр водителей и проверку технического состояния транспорта.

А для этого надо либо нанимать медицинского работника и механика, либо брать на себя ответственность еще и за несоблюдение российского законодательства. Отдельная сложность - ДТП с причинением вреда здоровью и гибелью людей и цепь последствий: судебные издержки, компенсация пострадавшей стороне (лечение пострадавших, материальная компенсация при гибели людей, ремонт транспортного средства в случае превышения лимита по ОСАГО, компенсация потери товара или товарного вида груза) и аналогичные собственные затраты (оплата лечения водителя, ремонт транспортного средства и компенсация стоимости причиненного вреда грузовладельцу). Плюс простой машины до выяснения всех обстоятельств ДТП.

  • Логистика для интернет-магазина: 5 главных ошибок

При междугородных перевозках сам собственник транспортного средства или его сотрудник должен искать клиентов для обратной загрузки транспорта. Именно он беспокоится о том, чтобы минимизировать порожний пробег машины. Решение всех этих вопросов отнимает много времени, сил, нервов и в конечном итоге выливается в серьезные затраты для компании.

Возможно, поэтому на аутсорсинге находятся транспортные службы таких гигантов, как IKEA, McDonalds, Procter & Gamble, Johnson & Johnson и др. Мы тоже пошли по этому пути, уделяя, впрочем, большое внимание правильному выстраиванию взаимоотношений с транспортными компаниями, водителями и контролю их деятельности. Ведь именно водитель общается с конечным покупателем и передает ему груз.

Выбор подрядчика для организации доставки товара покупателю

Для орагнизации доставок товара покупателю по Москве и Московской области я предпочитаю нанимать водителей со своим транспортным средством. С удовольствием работал бы с физическими лицами и на междугородных перевозках, но тогда их загрузка на обратном пути становится моей заботой (иначе мне придется оплачивать дорогу в обе стороны), а транспортные компании - юридические лица решают эти вопросы самостоятельно.

Требования к транспортной компании, с которой мы начинаем сотрудничество, просты: работа на рынке более трех лет и наличие средств на балансе организации (документальное подтверждение обязательно). Желательно, чтоб у компании был страховой полис на перевозку грузов.

К водителю, с которым компания собирается заключить договор на перевозку грузов, требований больше. Например, машина должна находиться в его собственности (работа по доверенности крайне нежелательна) и, конечно, все документы на нее должны быть в порядке. Служба безопасности нашей компании проводит стандартную процедуру проверки, делает ряд запросов в ГИБДД и МВД, и мы начинаем сотрудничать.

У нас большая компания, осуществляющая в сезон около 1000 доставок в месяц, или примерно 40 в день. Для этого объема работы нам вполне хватает десяти постоянных машин. А два водителя со своими автомобилями - в резерве. Договариваться о сотрудничестве одновременно с большим количеством водителей опасно. То есть резервных должно быть не больше 20 % общего необходимого количества. Иначе, если их услуги долгое время не востребованы, они находят другие варианты заработка и в нужный момент могут подвести.

Оплата у водителя с личным авто сдельная, за каждый рейс отдельно, в зависимости от пробега и массы груза. Платим хорошо, ведь практически вся ответственность за доставку лежит на водителе.

Организация процесса доставки товара

В нашей транспортной службе два диспетчера. Их задача - принять заказы (снять слепок следующего дня) от менеджеров всех наших магазинов (таблица). В 18.00 заканчивается прием заявок на следующий день. Диспетчеры занимаются маршрутизацией, составляют очередность доставок, учитывая при этом множество факторов: грузоподъемность машин, параметры каждого груза, географию пункта назначения, загруженность трасс. И с 18.00 до 20.00 они обзванивают водителей, каждый из которых на следующий день выполняет по четыре-пять доставок.

Утром водитель приезжает на склад, получает список грузов и контакты клиентов-грузополучателей. В обязанности водителя входит, во-первых, обзвонить всех клиентов, чтобы напомнить, что доставка произойдет именно сегодня, и получить подтверждение, что его ждут. Дело в том, что далеко не всегда клиент заказывает доставку на день, следующий непосредственно за днем покупки. И часто просто забывает, что должен находиться по адресу и ждать груз. А в соответствии с нашим внутренним регламентом, если стоимость груза превышает 50 000 руб., мы имеем право передать его только тому лицу, чьи данные указаны в документах на покупку.

Затем водитель загружается на складе. Именно он следит за погрузкой. Ведь очень важно, чтоб груз был размещен в кузове соответственно последовательности маршрута и то, что предназначено первому получателю, не оказалось в глубине кузова, и наоборот. В разгрузке товара у клиента водители не участвуют, потому что не имеют права покидать машину - они материально ответственные лица. При необходимости, по желанию клиента водителя сопровождают один-два грузчика. Услуги грузчика - платные.

За час до времени доставки водитель еще раз звонит клиенту. Если задерживается - обязан предупредить.

И заключительный этап каждой доставки и важный пункт в обязанностях водителя - получить от клиента накладную с подписью, которую на следующий день он должен сдать в транспортный отдел.

Наша компания обеспечивает водителей телефонной связью и спецодеждой. Примерно раз в год безвозмездно обновляет тенты на их грузовиках. Новый тент - удовольствие недешевое (40–60 тыс. руб.). Но наши водители ездят с тентами, на которых нанесена реклама компании. Это одно из условий сотрудничества с наемными работниками с личным транспортом.

Таблица. Этапы организации грузоперевозки на примере компании «Паркет-холл»

Диспетчеры

Прием заявок на следующий день

Прием заявок на следующий день, маршрутизация доставки с учетом грузоподъемности машин, загрузки трасс

Распределение заявок на доставку на следующий день

Заказчики

Формирование заявок, передача заказов диспетчеру

Формирование заявок, передача заказа диспетчеру

Прием заказов, подписание документов

Водители

Приезд на склад, передача отчетных документов по доставке заказов прошлого дня

Получение груза и контактов заказчиков. Загрузка, звонки получателям с подтверждением ожидания заказа.

Доставка (четыре-пять заказов в день), разгрузка, подписание документов

Контроль сервиса

Call-центр «Паркет-холла» периодически выборочно обзванивает 10–20 % клиентов и задает ряд вопросов, касающихся сервиса и в том числе доставки: «Вежливо ли вас обслужил водитель?», «Надел ли грузчик бахилы?», «Насколько опрятен был внешний вид наших сотрудников?» и т. д.

  • Аутсорсинг персонала: преимущества и риски для компаний

Торговые подразделения (куда обычно поступают претензии клиентов) ежемесячно выставляют оценки за работу склада и транспортного отдела. Если были замечания, касающиеся доставки, диспетчер премию не получит. И в следующий раз не допустит прокола. Но таких случаев у нас почти не бывает.

Очень редко водитель не выходит на работу. (Естественно, в таком случае мы расторгаем с ним договор.) Если это и происходит, то в декабре и не с постоянными сотрудниками, а с теми, кого нанимаем в дополнение к обычным 10–12 водителям. И связан прогул с тем, что кто-то предложил за рейс больше, чем наша компания. Водители оправдываются тем, что зарабатывают один месяц в году - именно в декабре.

Договор

Каждая транспортная компания предпочитает собственный договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. Разница обычно заключается в том, что именно записано в пунктах об ответственности за сохранность и размещение груза в транспортном средстве.

Ссылаясь на устав автомобильного транспорта, я стараюсь настоять на том, что ответственность несут либо водители (если это частники), либо компания.

Также рекомендую обращать внимание на пункты, которые касаются штрафов за простой и нормативное время погрузки и разгрузки. Юридические лица стремятся увеличить сумму штрафа за час простоя. С одной стороны, надо приложить все усилия для своевременной разгрузки, а с другой - в договоре обозначить как можно большее время на погрузку-разгрузку без штрафа.

Тарифные дорожки

Прежде чем нанимать перевозчика для междугородной доставки груза, нужно получить четкое представление о расценках, действующих на сегодняшний день. Тогда можно грамотно, обоснованно торговаться. Иначе транспортные компании навяжут завышенные тарифы. У физических лиц расценки, разумеется, ниже, особенно если найти водителя, который, доставив груз, едет домой.

Нюансов множество. Например, поездка по маршруту Москва - Санкт-Петербург вдвое дешевле рейса в обратную сторону (рисунок). А перед Новым годом найти машину можно либо по двойной ставке, либо вдвое дешевле обычного (согласится как раз тот, кто спешит домой на праздник). Впрочем, в декабре все междугородные перевозки дорожают на 20–30 %. А весной на многих трассах вводятся ограничения в грузоподъемности, о которых необходимо помнить заранее, чтобы вовремя принять меры.

Александр Карабанов,

руководитель управления логистики, «Паркет-холл»

Александр Карабанов окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. В 2009 году возглавил управление логистики компании «Паркет-холл», до этого руководил отделом логистики Ingri Flooring Technologi. Специалист в области управления закупками и запасами и сокращения издержек компании, организации складской логистики, транспортного обеспечения логистики и пр.

«Паркет-холл» реализует продукцию мировых производителей напольных покрытий, имеет собственные торговые марки и производство. На российском рынке - 17 лет. Розничная торговая сеть - 38 магазинов в 13 городах России. Официальный сайт - www.parquet-hall.ru