Что понимается под риском в таможенном законодательстве. Система управления таможенными рисками (СУР)

45. Система управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

Определение стратегии таможенного контроля, исходя из мер оценки рисков. Таможенный риск как разновидность экономического риска. Классификация таможенных рисков. Методы оценки таможенных рисков. Анализ рисков как основа организации таможенного контроля. Задачи и назначение системы управления рисками. Принцип выборочности при таможенном контроле товаров. Методика выявления и анализа рисков в таможенном деле. Реализация системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля отдельных таможенных процедур.

Большинство таможенных служб мира в настоящее время при осуществлении таможенного контроля используют систему управления рисками (далее по тексту - СУР). определение стратегии таможенного контроля возложено на ФТС. Основой системы управления рисками является Концепция системы управления рисками в таможенной службе РФ (приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069). Концепция устанавливает основные понятия, задачи, принципы построения и управления, а также элементы системы управления рисками.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Профиль риска является фактически доведенной до высокой степени конкретизации криминологической и криминалистической характеристикой правонарушения, совершенного или потенциального, включающей меры предотвращения и пресечения.

Таможенный риск как разновидность экономического риска.

Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.

Таможенный риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации

Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Таким образом, под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг.

С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д.

Классификация таможенных рисков

Таможенные органы являются носителем следующих рисков:

необоснованные задержки в контроле ;

необоснованные задержки в оформлении ;

отказ разъяснить или интерпретировать требования документов и процедур;

коррупция .

партнеры предприятия:

недобросовестность партнеров в рамках совершаемой сделки;

фальсификация документов и товара;

использование нелегальных схем уклонения от уплаты таможенных платежей;

использование нелегальных схем извлечения доходов из таможенных процедур; и др.

Методы оценки таможенных рисков

Под оценкой риска в общем виде следует понимать:

Оценку риска в смысле опасностей, которым он может быть подвержен; - степень и вероятность причинения ущерба в результате воздействия таких опасностей; - процесс ликвидации и минимизации убытков; оценка риска - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

· специфические обозначения.

Статистические методы оценки таможенных рисков

Важнейшую роль играют аналитические методы оценки риска, позволяющие не только провести измерение риска, но также оценить и выделить основные факторы, смоделировать и предсказать разные ситуации.

Анализ рисков как основа организации таможенного контроля.

анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный ;

Целью анализа является:

· создание условий для того, чтобы большая часть товаропотока беспрепятственно пересекала границы;

· в то же время обеспечить уплату таможенных платежей;

· обеспечение интересов участников ВЭД (торгово-политические мероприятия, защита потребителя, защита культурного наследия и окружающей среды);

· обеспечение соблюдения налогового законодательства и предписаний в области статистики.

Выделяют следующие этапы проведения анализа риска:

1) Выявление области риска

Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).

2) Исследование рисков

Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.

3) Установление индикаторов риска

Они бывают следующих типов:

индикаторы риска, относящиеся к товарам: количество товара, таможенная стоимость, страна происхождения, товарная классификация и др.

индикаторы риска, относящиеся к участникам ВЭД:

4) Оценка риска.

Предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления. Оценка может проводиться:

· путем установления высокой, средней и низкой степени риска;

· присвоения числовых значений (1,2, …, n,) различными степенями риска;

· специфические обозначения.

5) Составление профиля рисков.

Профиль рисков включает в себя следующие элементы:

Описание области риска;

Исследование и оценка риска и его индикаторов;

Необходимые меры по контролю;

Время проведения контроля;

Результаты контроля;

Оценка проведенных мероприятий.

Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля (например: отбор товара для дополнительной проверки документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению и т. д. Далее контроль концентрируется в так называемых «областях риска», где совершение правонарушений наиболее вероятно.

Задачи и назначение системы управления рисками

Целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Основными задачами системы управления рисками являются:

· создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

· разработка методик (программ) по выявлению рисков;

· определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

· выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

· оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

· определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

· разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

· контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

· оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

Принцип выборочности при таможенном контроле товаров

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками.

Принцип выборочности означает, что нет необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов. Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция; в ред. 1999 г.), согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Рост внешнеторгового оборота и ограниченные ресурсы таможенной службы требуют от последней постоянного совершенствования, заставляют искать наиболее оптимальные формы и механизмы осуществления своих функций. Таможенное дело - тонкий инструмент, балансирующий на стыке интересов торговли, производства и потребления. Перекос в одну из них сразу же негативно сказывается на положении других. Так, полная свобода внешней торговли может привести к стагнации национального производства, а ослабление контроля за качеством ввозимых товаров - к нарушению прав потребителей на безопасную для их жизни и здоровья продукцию. Сложность этих взаимосвязей и значимость конституционных ценностей, защищаемых посредством таможенного дела, не допускают примитивного отношения к таможенному контролю.

Применение современных методов системы управления рисками может позволить существенно повысить эффективность таможенного контроля за счет ухода от тотальных проверок к концентрации ресурсов таможенных органов на наиболее проблемных товаропотоках и упрощению таможенных формальностей для добросовестных импортеров. Основная цель применения СУР — максимальное облегчение торговли без ущерба экономическим интересам государства и общества. Этого можно достигнуть путем установления прозрачных, ясных и предсказуемых процедур прохождения таможенных формальностей, позволяющих максимально ускорить товарооборот без ослабления надлежащего и эффективного таможенного контроля.

Об особенностях системы управления таможенными рисками рассказывают юристы юридической компании «Пепеляев Групп».

Александр Косов
Руководитель группы таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании ООО «Пепеляев Групп», к.ю.н.

Александр Стрижов
Юрист юридической компании ООО «Пепеляев Групп»

Как в настоящее время можно оценить состояние системы управления таможенными рисками, действующей в России?

В течение последних нескольких лет таможенные платежи составляют около 50% от всех поступлений в федеральный бюджет. При этом плановое задание, устанавливаемое Правительством РФ по сбору таможенных платежей на каждый следующий год, увеличивается. Вместе с тем, в соответствии с обязательствами, принятыми Россией в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО, а также в соответствии с общей таможенно-тарифной политикой в последнее время наметилась тенденция к снижению ставок ввозных таможенных пошлин, которая продолжается и после образования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

В этой связи возникает вопрос - за счет чего в данной ситуации может быть выполнен план по сбору таможенных платежей? Естественный способ связан с восстановлением после мирового финансового кризиса 2008 г. и постепенным увеличением торгового оборота. Однако, во-первых, темпы такого увеличения не столь значительны, как до кризиса, а во-вторых, все больше экономистов говорят о новом глобальном экономическом кризисе.

В этих условиях Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) направляет свои усилия на «совершенствование администрирования собираемости таможенных платежей». Однако, в отсутствии новых технологий таможенного администрирования задача по сбору таможенных платежей решается таможенными органами за счет ужесточения подходов к контролю таможенной стоимости перемещаемых товаров. Ширмой выступает Система Управления Рисками (СУР), которая в теории должна основываться на серьезной экономической аналитике ценовой информации, конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на ценообразованиие.

Раньше ФТС России пыталась проводить подобную работу, результаты которой отражались в информационных письмах − сначала ГТК, а затем ФТС России. Такие письма были доступны для любых заинтересованных лиц. В них приводилось экономическое обоснование тех ценовых показателей, которые могли использоваться таможенными органами для целей контроля таможенной стоимости.

В итоге импортеры соответствующих товаров имели возможность оценить обоснованность выводов, сделанных ФТС России. Если ФТС России были допущены ошибки или не учтены какие-либо факторы, то импортер мог представить документы и сведения для исправления таких неточностей. Если же выводы ФТС России корректны, импортер имел возможность со ссылкой на такое письмо обратить внимание таможенного поста на особенности своей конкретной поставки, которые повлияли на цену товаров.

Однако, начиная с 2006 г., ФТС России прекратила готовить такие письма и полностью перешла на так называемые «профили риска», имеющие статус ДСП - документа для служебного пользования. Соответственно, публичный доступ к таким документам закрыт.

В профилях риска просто указываются индикативные цены на ввозимые товары по кодам ТН ВЭД в долларах за килограмм, без приведения какой-либо аналитической части. То есть, по сути, устанавливается «средняя температура по больнице» в пределах соответствующего кода. В результате ни импортеры не имеют возможности официально ознакомиться с таким документом, ни таможенные органы не получают информацию о том, на основании каких факторов были определены индикативные цены и, соответственно, что они могут учитывать при проверке достоверности таможенной стоимости товаров, заявленной в конкретном случае.

Таким образом, на практике в случае, если заявляемая декларантом таможенная стоимость оказывается ниже индикативной цены, то таможенные органы обязаны провести дополнительную проверку правильности определения таможенной стоимости, достоверности заявленных сведений, на основе которых она была определена декларантом, а также документального подтверждения таких сведений.

Несмотря на фактические обстоятельства поставок и документы, представляемые импортерами, в случае, если таможенная стоимость оказывается ниже профиля риска, в большинстве случаев таможенные органы принимают решение о корректировке таможенной стоимости, в том числе по формальным основаниям. Более того, как нам известно, ФТС России установила градацию стоимостных профилей риска, в соответствии с которой в отношении определенных товаров таможенные органы ни на уровне таможенного поста, ни на уровне таможни не вправе согласиться с заявленной декларантом таможенной стоимостью, вне зависимости от того, были или нет представлены декларантом убедительные документы и сведения.

В результате складывается полностью непрозрачная и, следовательно, коррупционная ситуация.

Несмотря на печальную для ФТС России судебную статистику (около 50% от всех судебных споров с таможенными органами составляют споры по таможенной стоимости, и в 95% случаев суды удовлетворяют жалобы импортеров), по данным таможенных органов обжалуются не больше 20% от общего количества решений о корректировке таможенной стоимости. Соответственно, в 80% случаев довзысканные таможенные платежи остаются в федеральном бюджете. Поэтому руководство ФТС России считает, что такая тактика себя оправдывает.

В большинстве случаев импортеры не обжалуют решения таможенных органов из-за того, что связанные с этим расходы могут быть значительно больше, чем довзысканная сумма таможенных платежей, а также из-за опасений возможных негативных последствий в отношении текущих поставок в виде задержек с принятием таможенных деклараций, 100% досмотра с полной выгрузкой и т.п., соответствующих расходов на оплату простоя транспортных средств и услуг по хранению товаров на складе временного хранения.

В результате фискальные интересы государства искажают систему управления рисками в таможенной сфере до неузнаваемости. Вместо разумного подхода применяется уравниловка, в результате которой больше всего страдают добросовестные импортеры, пытающиеся выполнить все требования законодательства и при этом остаться конкурентноспособными на рынке. Соответственно, применение СУР не только не достигает своих целей, но приводит к диаметрально противоположным результатам.

Каким образом в настоящее время регулируется система управления таможенными рисками в рамках Таможенного союза и на какую законодательную базу она опирается?

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России предусматривает установление единых основ таможенного и внешнеторгового регулирования, применение единых ставок ввозных таможенных пошлин (за исключением ряда изъятий для Казахстана и Беларуси) и образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного государства − члена Та-моженного союза, на всей территории Таможенного союза. Применительно к СУР главой 18 ТК ТС закреплены терминология, цели и задачи применения СУР, объекты анализа рисков. Однако порядок проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливаются национальным законодательством каждого государства (п.3 ст. 130 ТК ТС).

Таким образом, можно сделать вывод, что практическое воплощение СУР может существенно отличаться в государствах - членах Таможенного союза. Да, в соответствии со статьей 128 ТК ТС таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов Таможенного союза. Однако это не означает, что система таких мер должна быть одинаковой во всех странах.

Комиссия Таможенного союза может определить область рисков (т.е. отдельные сгруппированные объекты анализа риска, установленные в статье 129 ТК ТС, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования), в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации (п. 4 ст. 128 ТК ТС). Но из приведенной нормы не следует, что таможенные органы всех государств - членов Таможенного союза предпримут одинаковые меры.

Многие участники ВЭД отмечают, что прохождение таможенных процедур в Беларуси и Казахстане, в том числе с точки зрения контроля таможенной стоимости, является более простым и быстрым, по сравнению с Россией. В этой связи у Правительства РФ возникли опасения в изменении логистических цепочек поставок товаров, предназначенных для российского рынка. В целях избежания таких последствий в таможенном законодательстве Таможенного союза был установлен принцип резидентства1, в соответствии с которым таможенное декларирование ввозимых товаров может осуществляться только в той стране, где зарегистрирован импортер товаров, который будет выступать в качестве декларанта. Также установлены правила распределения сумм таможенных пошлин, уплаченных в одном государстве - члене Таможенного союза, между всеми государствами - членами Таможенного союза, с учетом объема рынков (87,97% - Россия, 7,33% - Казахстан и 4,7% - Беларусь)2 и правила взимания косвенных налогов (т.е. НДС и акцизов)3.

Однако, несмотря на указанные меры, Беларусь и Казахстан по-прежнему заинтересованы в том, чтобы товары, предназначенные для российского рынка, проходили таможенное оформление в этих государствах, поскольку, во-первых, таможенные сборы за совершение таможенных операций в полном объеме поступают в бюджеты этих государств, а во-вторых, перетекание товарных потоков создает дополнительный рынок услуг в этих государствах. В этой связи таможенные службы Беларуси и Казахстана не заинтересованы в усилении таможенного контроля, а наоборот, предпринимают дополнительные меры по упрощению и ускорению таможенных процедур.

Вместо того, чтобы вступить в эту конкурентную борьбу по пути улучшения государственного сервиса, ФТС России и Правительство РФ направляют свои усилия на навязывание своим белорусским и казахским коллегам российской модели таможенного контроля. Так, в частности, предполагается создание Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза, которая будет наделена правом по установлению общесоюзных профилей риска4. Это означает, что стоимостные профили риска, установленные ФТС, после утверждения указанной Объединенной коллегией должны будут контролироваться и белорусскими, и казахскими таможенными органами.

Кроме того, в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров5 при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности, полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза. При этом признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться более низкие цены декларируемых товаров, по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их поставки.

Таким образом, основанием для проведения дополнительной проверки и последующего принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров может явиться тот факт, что заявляемая импортером таможенная стоимость товаров, ввозимых в Россию, является более низкой по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров, ввезенных, в том числе, в Беларусь или Казахстан.

Обмен информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, осуществляется между таможенными органами государств - членов Таможенного союза на основании и в соответствии с Протоколом от 12.12.2008 «Об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Рес-публики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Так, согласно статье 6 Протокола, в целях проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенные органы государств Сторон представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе копии таможенных деклараций и иных документов, соответствующим образом заверенные таможенными органами государств Сторон. Кроме того, недавно государства - члены Таможенного союза подписали Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 19.10.2011. Данное соглашение предусматривает возможность обмена таможенными органами документами и сведениями, применяемыми при таможенном оформлении, в электронной форме.

Учитывая изложенное выше, мы понимаем, что российские таможенные органы могут запросить и получить сведения о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, ввозимых в Беларусь и Казахстан иными импортерами, включая копии документов по конкретным поставкам товаров. Поступление в российские таможенные органы таких документов и сведений может явиться основанием для проведения таможенными органами дополнительной проверки, в ходе которой импортеру будет необходимо экономически обосновать и документально подтвердить различия в ценах на одинаковую продукцию, поставляемую на рынки России, Беларуси и Казахстана.

В дальнейшем Стороны будут стремиться к организации обмена информацией по вопросам определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в режиме реального времени, с обеспечением технической защиты передаваемой информации в соответствии с законодательствами государств Сторон (Статья 9 Протокола).

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 12.08.2009 № 71 планируется создать интегрированную информационную систему межгосударственного обмена данными и электронными документами на единой таможенной территории в целях обеспечения органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для обеспечения всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов.

Существует ли специфика системы управления рисками в России или Таможенном союзе при перемещении автомобилей и автокомпонентов?

Ранее такая специфика действительно существовала. Приказ ГТК России от 28.06.2004 № 727 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров» устанавливал специальный порядок контроля таможенной стоимости, который применялся в основном в отношении автомобилей и автомобильных шин. Специальный порядок заключается в предварительном анализе структуры внешнеторговой сделки, коммерческих условий поставки с минимальным контролем при декларировании и возможностью проведения проверки после выпуска товаров. Однако со 2 мая 2011 г. он утратил силу в связи с изданием приказа ФТС России от 09.02.2011 № 230. Теперь к ввозимым автомобилям и автокомпонентам применяются общие правила контроля таможенной стоимости.

Вместе с тем, некоторые особенности все же имеются. Компетенцией по совершению таможенных операций в отношении автомобилей наделены только таможенные посты, подчиненные Центральной акцизной таможне (ЦАТ). Соответственно, концентрация контрольных полномочий в одной таможне позволяет ее специалистам более глубоко изучить специфику автомобильного бизнеса и факторы, влияющие на ценообразование в отношении автомобилей. Шестилетний опыт применения Специального порядка контроля таможенной стоимости также оставил свой положительный след. Исходя из нашего опыта, можно отметить, что, в отличие от практики работы во многих других таможнях, специалисты по таможенному контролю ЦАТ в большинстве случаев не подходят формально к вопросам таможенной стоимости.

В условиях, когда в большинстве случаев поставки осуществляются между лицами, являющимися взаимосвязанными для таможенных целей, ЦАТ проверяет не только формальное соответствие сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах, структуру таможенной стоимости поставляемых товаров, но также и сведения об их последующей продаже, связанные с этими расходами и торговыми наценками, в целях выявления возможного влияния взаимосвязи на закупочную цену товаров.

В случае готовности иностранного поставщика показать, из чего складывается такая цена или за счет чего произошло ее снижение, данная информация также анализируется специалистами ЦАТ, с точки зрения ее документальной подтвержденности и экономической обоснованности. В результате имеющийся у них опыт и знания позволяют применять положения таможенного законодательства в нестандартных ситуациях и принимать более объективные решения. Хотя, конечно, бывают случаи, когда и эти специалисты не могут принять решение на своем уровне, и приходится обращаться за помощью к ФТС России или в судебные органы.

Какие таможенные условия действуют в настоящее время в отношении иностранного сырья, ввозимого в Россию для переработки с последующим выпуском продуктов переработки в свободное обращение?

Речь в данном случае идет о применении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Давайте разберемся, в чем заключается смысл данной процедуры. Согласно общему правилу эскалации таможенного тарифа, чем выше степень переработки товара, тем больше ставка ввозной таможенной пошлины. Однако, в силу различных экономических причин, данное правило может не соблюдаться, и ставка таможенной пошлины, установленная в отношении продукции, может быть меньше ставок, установленных в отношении компонентов или сырья, из которого такая продукция производится (например, продуктов из мяса, овощей для детского питания). В результате становится выгодным не ввозить компоненты или сырье в Россию и производить продукцию здесь и тем самым развивать производство, научную базу, создавать дополнительные рабочие места, а ввозить уже готовую продукцию, произведенную за границей.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления как раз и направлена на то, чтобы исправить такие негативные последствия и предоставить возможность организовать производство товаров в России.

Основным условием применения данной таможенной процедуры является превышение суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате за ввозимые сырье или компоненты, над суммой таможенных пошлин, уплачиваемых за продукты переработки. Данное условие стопроцентно соблюдается, когда в отношении продукции установлена нулевая ставка пошлины. В противном случае соблюдение приведенного условия может зависеть от таможенной стоимости компонентов или сырья и готовой продукции, возможные колебания которых не могут быть учтены при утверждении Правительством РФ перечня товаров (сырья или компонентов), которые могут быть помещены под данную таможенную процедуру (без утверждения такого перечня таможенная процедура не может применяться).

Какие же плюсы предусматривает таможенная процедура переработки для внутреннего потребления? Во-первых, в отношении сырья или компонентов не подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, а во-вторых, при завершении переработки для внутреннего потребления таможенные пошлины уплачиваются по ставкам, установленным в от-ношении к произведенной продукции. Соответственно, если в отношении продукции установлена нулевая ставка, то импортер вообще не платит таможенную пошлину: ни в отношении ввезенных компонентов/сырья, ни в отношении продукции.

И, наконец, впервые с 2004 г., когда в Таможенном кодексе РФ были установлены приведенные выше правила применения переработки для внутреннего потребления, Правительством РФ издано постановление от 12.07.2011 г. № 565 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления». Перечень товаров, утвержденных данным постановлением, включает в себя более 40 наименований товаров, в том числе некоторые виды красящих веществ, пластмасс, текстильных материалов, изделий из черных металлов, интегральных микросхем и т.д.

Ставки таможенных пошлин в отношении таких товаров варьируются от 0% до 20%. Как следует из письма ФТС России от 1 августа 2011 г. № 01-11/36528, перечень товаров сформирован в целях стимулирования производства компонентов для сборки автомобилей на территории РФ.

Здесь следует напомнить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. № 166 и приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 73/81/58н в Российской Федерации в целях привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России.

Данный режим предусматривает возможность применения в отношении ввозимых товаров специальных кодов ТН ВЭД ТС «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками ввозных таможенных пошлин при условии взятия обязательства по организации на территории России автомобильного производства. Впоследствии данный режим был распространен и на производителей автомобильных узлов и агрегатов (далее - автокомпонентщики) с существенным увеличением перечня кодов «для промышленной сборки», а с принятием приказа от 24 декабря 2010 г. № 678/ 1289/184н условия применения данного режимы еще более расширили возможность его применения, в том числе автокомпонентщиками.

Как указано выше, условием применения кодов «для промышленной сборки» является организация производства в России с постепенным увеличением доли стоимости продукции, добавленной в России, в том числе за счет локализации производства отдельных компонентов на российской территории. Однако для производства таких компонентов также может потребоваться ввезти субкомпоненты, на которые, по мнению экспертов ФТС России, коды «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками не могут быть установлены.

Соответственно, автокомпонентщики вынуждены платить ввозные таможенные пошлины в отношении таких субкомпонентов (от 5% до 15% от таможенной стоимости) или получить возможность применять таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

В соответствии с этой таможенной процедурой автокомпонентщики вправе не платить таможенную пошлину в отношении товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 12.07.2011 № 565, а по произведенным из них продуктам, в отношении которых установлены коды «для промышленной сборки» с нулевыми ставками, применить такие коды и ставки. Таким образом, достигаются сразу две цели - локализация производства компонентов и законная экономия на таможенной пошлине.

Однако и в этой «бочке меда» есть своя «ложка дегтя». Экономический эффект применения данной прогрессивной таможенной процедуры существенно снижается за счет НДС, который требуется уплатить в отношении ввозимого сырья или компонентов, помещаемых под процедуру.

В силу положений пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ этот НДС нельзя будет вычесть. Соответственно, ввозной НДС будет представлять собой дополнительный расход для импортера. Таким образом, правила уплаты НДС теперь будут препятствовать применению не только таможенной процедуры переработки на таможенной территории (проблема применения нулевой ставки в рамках схемы купли-продажи), но и таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Для исправления этой ситуации необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, дополнив пункт 2 статьи 171 указанием на таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

Глава 18 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, «Система управления рисками» регламентирует цели, объекты и деятельность таможенных органов по оценке управления рисками.

Система управления таможенными рисками.

Федеральной таможенной службой, с целью систематизации контроля процесса таможенного оформления, была принята так называемая система управления рисками (СУР). Разработанные по этой системе профили рисков и называют риски таможни. Профили рисков - ДСП таможенных органов.
Таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль на основе выборочности, поэтому цель СУР - осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации.

Все риски связаны с проведением дополнительной таможенной проверки - документальной, в виде досмотра товара, в том числе с применением
специальных средств или с отбором проб и образцов.

Основные направления работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
. нарушения, имеющие устойчивый характер;
. нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
. нарушения, подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
. нарушения, затрагивающие другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы (например, пополнение бюджета).

СУР основывается на стандартах ВТО, что обеспечивает:
. сокращение времени таможенного оформления;
. прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
. партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Источники информации, используемые для выявления рисков:
. различные базы данных таможенных органов;
. оперативная информация;
. обращения и жалобы граждан и юридических лиц;
. информация других государственных органов;
. СМИ;
. результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности;
. информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе;
. акты законодательства и правовые акты;
. интернет.

Механизм действия СУР предполагает:
. определение области риска, с которым связывается вероятность совершения правонарушения;
. определение критериев, которые служат в качестве инструмента для выбора объекта контроля;
. наличия профиля риска, основанного на собранной ФТС статистической информации.
Эффективность достигается путем усиления аналитической работы и взаимодействия всех структурных подразделений участвующих в таможенном контроле.

Риски при импорте основаны на анализе рынков импортной продукции. Анализируется не только таможенная стоимость товаров, но сами товары, производители и торговые марки, внешнеторговые контракты и товарно-сопроводительные документы, деятельность участников ВЭД и таможенных представителей.

Профили таможенных рисков и основные объекты рисков ВЭД:

. стоимостные показатели (стоимость за единицу товара, статистическая таможенная стоимость в Долларах США за 1/кг веса нетто товара);
. весовые показатели (разнице весов нетто и брутто);
. номенклатура товаров (подмена товарного кода ТН ВЭД и коды ТН ВЭД, относящиеся к группам «риска» или «прикрытия»);
. происхождение товара (подмена страны происхождения товара, соответствие маркировки на самом товаре и заявленной при декларировании);
. участники ВЭД (иностранные поставщики из оффшорных стран и организации «однодневки», перемещающие товары через границу Таможенного союза);
. возможность размещения среди товара контрабанды, наркотических и психотропных веществ и тому подобное.

Цена товара и риски таможни.

Основная роль отводится рискам экономической безопасности - это риски, связанные с неуплатой таможенных платежей (занижение таможенной стоимости, подмена страны происхождения или товарного кода, неверное наименование товара, следование в адрес несуществующего хозяйственного субъекта).
Стоимость товара и риски по таможенным кодам на большинство часто завозимых товаров, применяются СУР в виде таблиц кодов ТН ВЭД ТС с контрольными показателями стоимости товаров ($/кг), ориентированных по странам и регионам, а так же, в некоторых случаях, по торговым маркам и составу товаров.
Стоимостные риски таможенного оформления - это постоянная работа таможенных органов по анализу внешних источников среднестатистических цен на импортируемые товары (биржевые цены, прайс-листы и прочее), с детализацией таможенных кодов по странам и регионам. С каждым годом увеличиваются списки таможенных кодов, растут величины этих показателей по стоимости из расчета доллар США за килограмм нетто товара.

Для подтверждения таможенной стоимости (налогооблагаемой базы товара) предлагаем заранее выяснить статистические цены на Ваш товар и сравнить их с профилями рисков таможни.

Риски на таможне.

Ценовые риски - это так называемые «проходные цены на таможне», или «сетка таможни», информационно-вспомогательный инструмент для работы сотрудников таможенной службы, который должен помогать выявлять возможное нарушение таможенного законодательства.
Товары по таможенной стоимости ниже контрольных показателей $/кг попадают под инструкции и распоряжения по «отработке» профиля риска, особому порядку таможенного оформления с мерами дополнительного таможенного контроля по минимизации данного риска.

Существующие меры по минимизации таможенного риска:
. таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;
. таможенный досмотр товаров (5 ÷ 100%);
. отбор проб и образцов товаров (таможенная экспертиза товаров);
. принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению товарной номенклатуры (дополнительные документы по описанию товара и классификационное решение по коду ТН ВЭД ТС отделом данной таможни);
. принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости (дополнительные документы, перечень которых определяется в зависимости от условий и особенностей каждой конкретной внешнеторговой сделки);
Основные дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров, экспортная таможенная декларация страны отправления, документы по оплате ввозимых товаров, выписка из бухгалтерской ведомости о принятии товара к налоговому учету.
. запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
. выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях;
. выпуск товаров по согласованию с начальником таможенного поста.

Будет ли стоимость при таможенном декларировании попадать
под действия профиля риска или декларируемая таможенная стоимость будет выше контрольных показателей таможни.

Это желательно знать заранее по каждому таможенному коду.

Дополнительные документы таможенной проверки.
Согласно Приложению3, «к порядку контроля таможенной стоимости товаров», из Решения Комиссии Таможенного Союза №376 от 20 сентября 2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» установлен перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запросом таможенного органа при проведении дополнительной проверки:
1. Прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение.
2. Сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.
3. Сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе).
4. Упаковочные листы.
5. Бухгалтерские документы об оприходовании товаров.
6. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
7. Сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно.
8. Оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются).
9. Документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.
10. Документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта).
11. Документы и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или техническое содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
12. Документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара.
13. Документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
14. Другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

Перечень не является закрытым, и декларант и таможенный инспектор могут что-то
предоставить или запросить дополнительно.

Таможенный риск — вероятность того, что участники ВЭД заплатят меньшую сумму пошлин

Таможенный риск

Таможенный риск зависит от того, правильно ли уплачены таможенные сборы в бюджет.
Согласно законодательству РФ, каждый участник ВЭД, который ввозит товары из-за рубежа, платит таможенные сборы в бюджет.
Величина сборов зависит от того, какая стоимость товара указана в таможенной декларации.
Таможенные риски зависят от того, соблюдают ли таможенное законодательство все стороны, участвующие в процессе внешне-экономической деятельности.
Бывает так, что компания-импортер указывает в таможенной декларации меньшую стоимость, следовательно, уплатит меньшую сумму таможенных сборов и пошлин.

Индикаторы риска

Федеральная Таможенная Служба РФ старается гарантировать, чтобы это не произошло. Для этого придумали индикаторы риска. Де-факто, индикатор риска — признак несоответствия.
Это понятие влияет на то, что товары (как и цены на них) выводят в группы, которые не отвечают любым показателям с точки зрения нормы.

Профили риска

Перечень товаров, соответствующих индикаторам риска, включает:

  • цены,
  • коды ТН ВЭД,
  • рекомендации по минимизации рисков.

Именно это и есть — профили риска.
Профиль риска ФТС спускает сверху во все свои подразделения. Профили риска обязательны для минимизирования риска.
ФТС разработал (и регулярно обновляет) профили риска на основе статистики и биржевых цен.
Профили риска содержат рекомендованные цены на товары. Это методические указания для сотрудников таможенных постов.
Разумеется, цены регулярно меняются. Следовательно — и профили риска.

Как снизить расходы

Можно задекларировать товары по цене, указанной в профиле. Это актуально, если цена контракта выше, чем в профиле риска.
Чаще всего бывает совсем наоборот. А это значит, что импортер (вероятнее всего) неправильно посчитал себестоимость товара, не учел растаможку. Обычно, цены, указанные в профиле риска, таможенная тайна, но иногда их

Как применяют профиль риска

Когда профили риска создавали, предполагалось, что можно будет отслеживать нарушения Таможенного Кодекса.
На деле, все совсем не так: для таможенника это Отче Наш. Любая цена выше или ниже указанной в профиле неприемлема.
Как бы странно это ни было, но тем самым таможня нарушает законодательство РФ. Профиль риска (либо любой документ) НЕ ДОЛЖЕН влиять на таможенную стоимость.
Ввозить товары дешевле, чем указано в профилях риска не только можно, но и нужно.

Риски в таможенной сфере – вероятность возникновения не планируемых (дополнительных) временнЫх потерь и/или финансовых затрат у участников внешнеэкономической деятельности в процессе их взаимодействия с таможенными органами.

Таможенные риски участников ВЭД:

1. Риск несоблюдения требований по заполнению внешнеторговых или таможенных документов, положений нормативно-правовых актов и указаний таможенных органов.

2. Риски неправильного расчета таможенных платежей и/или несвоевременного их перечисления на счет таможенного органа.

3. Риски корректировки таможенной стоимости товаров.

4. Риски ненадлежащей сертификации перемещаемых через таможенную границу товаров.

5. Риски использования транспортных средств, не отвечающих требованиям таможенных конвенций по международной перевозке грузов.

Управление рисками в таможенной сфере – процесс выявления уровня неопределенности (отклонения от планируемых результатов), возникающей при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, а также принятия и реализации управленческих решений, позволяющих предотвратить и/или минимизировать дополнительные финансовые затраты и/или временные потери.

Меры минимизации:

1. Меры, обеспечивающие «не наступление» возможных рисков:

·Стратегическое планирование

·Прогнозирование состояния внешней среды

·Мониторинг нормативно-правовой базы (подготовка к новациям в таможенной сфере)

·Маркетинговые исследования (изучение рынка околотаможенных услуг)

2. Меры, позволяющие снизить отрицательное воздействие рисков на результаты внешнеэкономической деятельности:

·Сегрегация (разделение) рисков (доставка товаров под таможенным контролем различными перевозчиками через различные пограничные посты – физическое разделение; создание дочернего общества для выполнения операций по таможенному декларированию – разделение по собственности)

·Комбинация (объединение) рисков:

(a) Путем прямого объединения двух и более бизнес-субъектов (напр., с целью приобретения квот на импорт мяса и мясной продукции)

(b) За счет внутреннего роста (напр., увеличение складских площадей владельцем СВХ)

(c) Посредством участия в некоммерческих организациях, альянсах (Конвенция МДП 1975г.)

3. Меры по передаче рисков:

·Передача на аутсорсинг операций по таможенному декларированию товаров, доставке, хранению под таможенным контролем.

·Заключение участниками внешнеэкономической деятельности договоров по обеспечению уплаты таможенных платежей (банковская гарантия, договор поручения…)

·Страхование рисков в таможенной сфере

4. Меры овладения рисками (если риски незначительны, приняты все меры №1 и №2 или применение мер сильно снижает доходы)

88.Спец.упрощения в тамож.деле:видовой состав и особ-ти применения.

Специальные упрощения в таможенном деле предоставляются уполномоченному экономическому оператору (УЭО).

УЭО – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ.

Для получения статуса УЭО российское юр.лицо должно выполнить условия:

1. Обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн евро или 150 000 евро, если заявитель осуществляет свою деятельность по производству и/или экспорту товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

2. Осуществлять внешнеторговую деятельность не менее 1 года.

3. Не иметь неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, %, пеней, а также задолженностей по внутренним налогам и сборам (НДС, акциз).

4. Не иметь в течение 1 года фактов неоднократного привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил по ряду статей КоАП (16.1-16.3, 16.7 и пр. (незаконное перемещение товаров через границу, недекларирование/недостоверное декларирование и т.д.)) с общей суммой штрафов 500 000 руб. и более.

5. Вести раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров, а также раздельный учет логистических операций по транспортировке и хранению иностранных товаров и товаров Таможенного союза, предоставлять отчетность таможенному органу.

6. Не применять упрощенную систему налогообложения.

7. Руководители и специалисты, занимающиеся таможенными вопросами, не должны иметь судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

8. Иметь во владении обустроенные и оборудованные помещения для хранения иностранных товаров.

Специальные упрощения:

1) Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора . (доставка товаров идет по процедуре таможенного транзита сразу на территорию УЭО, которая является зоной таможенного контроля => выгода : не надо тратиться на аренду склада врем. хранения)

2) Выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии с ТК ТС. (не меньше, чем за три часа до прибытия транспортного средства на таможенный пост, УЭО уведомляет таможенный орган о прибытии, сообщает сведения о грузе, клянется предоставить декларацию не позднее 10го числа следующего месяца. Таможня письменно либо разрешает снять пломбы, либо не разрешает. Если молчит (а машина едет к УЭО) – УЭО может сам снять пломбы, выгрузить товар и принять его; УЭО отправляет уведомление там.органу о дате и времени принятия товара. С момента принятия товаров они считается выпущенными т.органом. Выгода для УЭО: выпуск товаров до подачи таможенной декларации де-факто дает беспроцентную отсрочку платежа на срок от 10 до 40 дней)