Лица в отношении которых применяется таможенный контроль. Как пройти таможенный контроль и пересечь границу без проблем

Понятие и содержание общих условий таможенного контроля.

Раздел 3 тк тс, раздел 3 фз «о таможенном регулировании».

В ст. 4 ТК ТС дано понятие: таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т.ч. с использованием системного управления рисками в целях соблюдения таможенного законодательства.

10 групп таможенного контроля:

1. Порядок проведения таможенного контроля – таможенный контроль производится ДЛ таможенного органа в отношении:

    товаров, в т.ч. транспортных средств, перемещаемых через границу;

    таможенных деклараций, документов и сведений о товарах;

    деятельность лиц, связанных с перемещением товаров;

    лиц, пересекающих границу.

2. При проведении таможенного контроля используется системное управление рисками, т.е. таможенный орган осуществляет контроль не за всеми товарами, а лишь за теми, которые сопряжены с опасностями для экономики. Риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства;

3. Товары находятся под таможенным контролем – при ввозе товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, при вывозе – с момента регистрации декларации;

4. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль государственной границы РФ, в пунктах пропуска через государственную границу, в местах осуществления таможенных операций (СВХ, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли);

Перемещение товаров, ТС, ФЛ через границу зон таможенного контроля допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Проверка товаров может осуществляться в зонах таможенного контроля.

    Предоставление документов и сведений. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела обязаны представить таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля;

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения и устанавливать срок их предоставления. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сведениям.

    Таможенный контроль после выпуска товаров. Таможенные органы проводят таможенный контроль в течении 3х лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем;

    Освобождение. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

    глав государств – членов ТС и следующих вместе с ними членов их семей;

    глав правительств, членов правительств, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

    глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих страну с официальным визитом;

    освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и воздушная техника, следующая своим ходом, военное имущество, выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах;

8. Недопустимость причинения неправомерного вреда проведением таможенного контроля. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями таможенного органа и ДЛ при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме.

Способы и средства проведения таможенного контроля.

    идентификация – прием, способствующий производству отдельных форм таможенного контроля путем конкретизации, т.е. обращения внимания на отдельные признаки. Проводится путем наложения пломб, печатей, буквенной и цифровой маркировки, знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробное описание товаров, чертежей и т.д.;

Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться таможенными органами только с их разрешения или за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты, существенной порчи товаров.

    сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля;

в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляемых внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через границу (о государственной регистрации, о составе имущества, об открытых банковских счетах, о платежеспособности лиц). Информация таможенного органа является федеральной собственностью.

Все технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, не должны причинять вред товарам, ТС. Досмотровый инструмент, химические средства.

    применение собак;

НА: постановление Правительства «Об установлении правил применения собак при таможенном контроле». Подлежат товары, лица, ТС. Служебные собаки используются для поиска наркотических средств, оружия, боеприпасов.

Формы таможенного контроля:

    проверка документов;

    устный опрос;

    получение пояснений;

    таможенное наблюдение;

    таможенный осмотр;

    таможенный досмотр;

    личный досмотр;

    проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;

    осмотр помещений и территорий;

    таможенная проверка;

    учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

    проверка системного учета товаров и отчетности по ним.

Таможенный досмотр действиями ДЛ таможенных органов связан со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения, ТС, либо емкостей, контейнеров, иных мест, где находятся или могут находиться товары, нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, или нарушением целостности обследуемых товаров. Производится в присутствии 2х понятых.

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению начальника таможенного органа или его заместителя при наличии достаточных оснований полагать, что ФЛ, следующее через таможенную границу, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

Перед началом личного досмотра ДЛ предъявляет ФЛ письменное решение о проведении личного досмотра, ознакамливает ФЛ с его правами и обязанностями при проведении такого контроля и предлагает добровольно выдать скрываемые товары.

Личный досмотр проводится ДЛ таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2х понятых того же пола в изолированном помещении.

Доступ в помещение других ДЛ и возможность наблюдения за проведением досмотра должна быть исключительна. Обследование тела досматриваемого должно проводиться медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного ФЛ обязаны присутствовать его законные представители или лица его сопровождающие. О проведении личного досмотра составляется акт в 2х экземплярах.

1.Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

2.Операции таможенного контроля

3.Задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля.

4.Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю.

1. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства. Осуществление таможенного дела направлено на соблюдение правовых норм, определяющих положения, которые подлежат выполнению юридическими и физическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Одним из элементов составляющих таможенное дело и обеспечивающих соблюдение законодательства является таможенный контроль.

Таким образом, таможенный контроль определяется как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства » (ст. 8 ТК).

Государством за таможенными органами закреплено исключительное право на осуществление таможенного контроля. В соответствии со ст. 275 Таможенного кодекса Республики Беларусь от имени таможенных органов таможенный контроль осуществляют уполномоченные должностные лица таможенных органов. Таможенный контроль является деятельностью должностных лиц таможенных органов, в обязанности которых вменена проверка соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным таможенным законодательством.

Отдельные полномочия по осуществлению таможенного контроля в пунктах упрощенного (местного) пропуска через государственную границу Республики Беларусь могут быть возложены законами и (или) актами Президента Республики Беларусь на пограничные войска. (ГПК)

К таможенному контролю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которого или на участие в осуществлении которого предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством.

Осуществление таможенного контроля строится на основе системы принципов его проведения. К общеправовым принципам отнесем: законность; уважения прав и свобод; гуманность. В качестве специальных принципов проведения таможенного контроля можно выделить принципы: целевой направленности, выборочности, оперативности, сотрудничества, эффективности.

Практикой и нормативными актами выделяют следующие формы таможенного контроля:

Обычный таможенный контроль – осуществляется по прибытии товаров в соответствующий таможенный пункт;


Таможенный контроль во время движения транспортного средства (от въезда на таможенную территорию до прибытия на внутренний пункт таможенного оформления);

Сплошной таможенный контроль – используются все его формы;

-выборочный таможенный контроль – используются его отдельные формы (наиболее прогрессивная и демократичная форма).

Следует отметить, что принципы целевой направленности таможенного контроля и выборочности отдельных операций и объектов контроля получили законодательное закрепление в ст. 276 ТК Республики Беларусь.

Предпочтение отдаётся выборочному таможенному контролю. В каждом случае таможенным органом при проведении таможенного контроля выбираются те его формы, которые, по мнению таможенного органа, будут достаточными для обеспечения контроля за соблюдением законодательства. Выбор формы таможенного контроля зависит от:

Характера и стоимости ввозимого/вывозимого груза;

Вида таможенного режима;

Других обстоятельств, определённых в нормативном порядке.

При определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь.

Система управления рисками (СУР) применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы этих органов (для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства) и заключается в определении товаров, документов и лиц , в отношении которых подлежат применению операции таможенного контроля.

Схема организации таможенного контроля на основании системы управления рисками приведена на рис. 1.

Рис. 1 Схема организации таможенного контроля на основании СУР

Проверка документов и сведений , представленных в таможенный орган, а также таможенный досмотр и таможенный осмотр товаров должны быть завершены , как правило, не позднее 1 рабочего дня , следующего за днём начала таможенного контроля, если таможенным законодательством не установлены более короткие сроки для проведения указанных форм таможенного контроля. Указанный срок продлевается на время, необходимое исключительно для проведения или завершения проведения соответствующих операций таможенного контроля, определяемых при продлении срока, и не может превышать 10 рабочих дней со дня начала таможенного контроля. Продление срока осуществляется начальником таможенного органа, лицом, его заменяющим, либо иным должностным лицом таможенного органа, уполномоченного в соответствии со своими должностными обязанностями на продление срока проведения отдельных операций таможенного контроля и только при наличии оснований полагать, что такое продление может привести к выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства . В исключительных случаях (если для проведения операций таможенного контроля необходим более продолжительный срок, чем срок, указанный выше) ГТК может продлить срок, но не более чем на 30 рабочих дней со дня истечения срока, выше установленного.

1.1. Объекты таможенного контроля .

Основным объектом таможенного контроля являются

1)товары . Товаром признается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Так в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь к недвижимым вещам приравниваются, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Товары имеют статус «находящихся под таможенным контро­лем» только в пределах таможенной территории Республики Беларусь. Товары, находящиеся под таможенным контролем, юридически не свободны в обороте. Ими можно пользоваться и распоряжаться только в соответствии с положениями, закрепленными таможенным законодательством.

Нахождение товаров под таможенным контролем на таможенной территории Республики Беларусь во многом определяется их статусом – иностранных или отечественных товаров. Товары, ввезенные на таможенную территорию, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, а товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории, приобретшие статус иностранных товаров, подлежат таможенному контролю с момента их образования. Отечественные товары, вывозимые с таможенной территории, считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия документов для помещения товаров под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории либо совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории, и до пересечения ими таможенной границы.

Обстоятельства и случаи, допускающие снятие товаров с таможенного контроля до пересечения ими таможенной границы, прямо указаны в Таможенном кодексе, а также могут быть определены Президентом или Правительством Республики Беларусь. Порядок снятия товаров с таможенного контроля устанавливает Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

2)транспортные средства

3)таможенному контролю также подлежат документы и сведения , необходимые для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам:

Транспортные (перевозочные) документы:– накладная, коносамент или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных или внутриреспубликанских перевозках;

Коммерческие документы: – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

Таможенные документы: таможенные декларации, документ таможенного транзита; свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, таможенный документ о согласовании условий переработки и т.п. документы. Таможенные документы выдаются таможенными органами или оформляются с их участием исключительно для таможенных целей;

Документы бухгалтерского учета и отчетности;

Прочие документы: учредительные документы лиц, подтверждающие их право на осуществление внешнеторговой деятельности; разрешения различных государственных органов (сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары).

4)В определенных таможенным законодательством случаях в качестве объектов таможенного контроля выступают как физические, так и юридические лица (собственник либо другое лицо по его поручению таможенный перевозчик, таможенный агент, но обязательной условие – к этим объектам эти лица имеют правомерное отношение). Так, в соответствии со ст. 294 ТК при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу, по решению начальника таможенного органа или лица, его заменяющего, может быть проведен личный таможенный досмотр.

В отношении декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами не соблюдено таможенное законодательство, таможенные органы вправе провести таможенную проверку (п.1ст.297 ТК РБ).

5)В соответствии со ст. 296 ТК можно выделить помещения и территории , находящиеся под таможенным контролем. Таможенными органами проводиться осмотр помещений и территорий в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в свободных таможенных зонах, а также иных помещений и территорий у лиц, во владении и пользовании которых должны находиться товары в рамках условий таможенных режимов или таможенных процедур. Для проверки информации о нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенного законодательства, должностными лицами таможенных органов могут быть осмотрены помещения и территории в пунктах пропуска через Государственную границу РБ, в пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю такими товарами.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом.

Зоны таможенного контроля по времени их функционирования подразделяются на постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения товаров, подлежащих таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются в следующих случаях:

Производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. Временная зона таможенного контроля создается на время совершения операций по производству таможенного оформления, если для их совершения требуется определить такую зону исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

Необходимости осуществления осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Создание временной зоны таможенного контроля осуществляется на основании письменного решения начальника таможенного органа или лица его замещающего.

Зоны таможенного контроля по принципу территориального расположения можно условно разделить на внутренние и пограничные.

Внутренние зоны таможенного контроля создаются внутри таможенной территории: в местах совершения таможенных операций, перегрузки товаров, осмотра и досмотра, временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и других территориях на которые распространяется действие ряда экономических таможенных режимов и других местах, определенных ГТК России.

Пограничные зоны таможенного контроля создаются вдоль Государственной границы РФ в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, нахождения таможенных и свободных складов, на территории магазинов беспошлинной торговли, а также других местах таможенного оформления.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются ГТК России. Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы установлен Постановлением Правительства России от 14.10.2003 №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы».

Согласно названному Постановлению, зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы РФ. ГТК России определяет участки таможенной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон, которое оформляет нормативным правовым актом, согласованным с ФСБ России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории, которых создаются зоны.

В зонах таможенного контроля, созданных в пунктах международных пассажирских перевозок, с целью более быстрого пропуска пассажиров через таможенную границу может проводиться двухканальный таможенный контроль (система “зеленого и красного коридора”). Принцип организации такого контроля предполагает знание пассажирами требований таможенного законодательства РФ и заключается в том, что “зеленым” коридором пользуются пассажиры, имеющие при себе товары, которые могут быть оформлены беспошлинно, без получения специального разрешения и т.д. В остальных случаях пассажиры обязаны пройти через “красный ” коридор и подать таможенную декларацию. Однако использование такого принципа организации таможенного контроля не исключает возможности проведения контроля. При необходимости таможенный контроль осуществляется выборочно.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в пределах приграничной территории Российской Федерации.

1.1.3 Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

При осуществлении таможенного контроля могут возникать вопросы, требующие специальных познаний. Для разъяснения таких вопросов назначается экспертиза. Особенностью ТК РФ, регулирующего правоотношения в таможенном деле, является возможность назначать экспертизы в процессе осуществления таможенного контроля, до стадий административного, уголовного и других видов процессов, а также на стадии принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара и о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными, однако, декларант вправе их обжаловать в порядке, предусмотренном 7 главой ТК РФ.

Экспертиза может проводиться в отношении товаров и транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или о совершении операций (действий) в отношении их.

Экспертиза условно может классифицироваться следующим образом:

Экспертиза;

Дополнительная экспертиза;

Повторная экспертиза.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения экспертизы. Причем она может быть поручена как тем же эксперту или организации, проводившим экспертизу, так и другим. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности. Проведение такой экспертизы поручается другому эксперту. Экспертиза, дополнительная экспертиза и повторная экспертиза назначается и проводится согласно одному и тому же порядку.

Экспертиза в таможенном деле или таможенная экспертиза является видом родового понятия “экспертиза”, используемого в таможенном деле, также как экологическая экспертиза или судебная экспертиза (экспертиза, используемая в судебном процессе). Родовые признаки характеризуют суть экспертизы как исследования - и в этом смысле они присущи любой экспертизе (судебной и несудебной). В таможенной экспертизе имеется свой объект - товары, перемещаемые через таможенную границу, к которым в соответствии с ТК РФ относят не только обычные продукты, грузы, изделия, ресурсы, но и транспортные средства, электроэнергию, информацию, а также, ограниченные и запрещенные к обороту, в частности, холодное оружие, наркотики, антиквариат, животных, коллекционные материалы, образцы для выставок и т.п. Товары здесь рассматриваются как совокупность товарных свойств. Предметом исследования в таможенных экспертизах является какое-либо товарное свойство объекта исследования (или совокупность свойств или связь между этими свойствами). Классическое товароведение в своих исследованиях выносит за скобки политэкономическое понятие “товар”, а уделяет внимание исследованиям продуктовых свойств объектов, т.е. рассматривает объекты как продукцию (продукты, изделия и т.п.). На таможенной границе интерес представляют ограничительные и запретительные условия на свойства объекта, перемещаемого через таможенную границу, а также критерии тарифных и нетарифных мер регулирования товарных потоков. Поэтому методики экспертного исследования предметов правонарушения в таможенной сфере, представляющие собой пробы (образцы) товаров, являются методиками товарных исследований и относятся к области товарознания, а не товароведения. Одной из их особенностей является то, что погрешность измерений (исследований) определяется с точностью до товарной подсубпозиции по ТН ВЭД СНГ. Во всех остальных случаях экспертиза, проводимая в таможенных лабораториях для таможенных органов, должна классифицироваться в соответствии с принятыми видами, родами и классами экспертиз.

Если ходатайство удовлетворяется, то выносится соответствующее постановление, если нет, то пишется мотивированное сообщение об отказе.

Для проведения экспертизы товаров, находящихся под таможенным контролем, отбираются пробы и образцы, необходимые для исследования, о чем составляется акт установленной формы.

Брать пробы и образцы имеют право должностные лица таможенных органов, а также сотрудники других государственных органов, декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, другие лица (ст. 398 п.1 ТК РФ) с письменного разрешения таможенного органа, если такое взятие не затрудняет проведение таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров и не влечет уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов и ограничений.

Пробы и образцы берутся в минимальных количествах необходимых для исследования и декларируются в таможенной декларации на товары, причем таможенная стоимость декларируемых товаров может быть уменьшена на таможенную стоимость проб и образцов, при условии, что они были взяты таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

Срок проведения экспертизы ограничивается сроком временного хранения, предусмотренным ст. 103 ТК РФ, в случае если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Для транспортных средств срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев, в иных случаях - 1 год.

Таможенная проверка осуществляется не только при перемещении товаров и (далее - товары) через границу, но и после выпуска их к обращению на российской территории.

Порядок проведения контроля регулируется Таможенным кодексом (далее - ТК РФ). В частности, вопросам организации и проведения проверки посвящен разд. IV (гл. 34 - 38). Кроме того, действует целый ряд нормативно-правовых актов, описывающих процедуры проверок в сфере таможенного контроля (таблица 1).

Таблица 1. Документы, регулирующие вопросы в сфере таможенного контроля

Наименование
нормативно-правового акта

Инструкция по формированию перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых при таможенном оформлении контроль проводится в неполном объеме

Инструкция по взаимодействию подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проверках целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Порядок применения таможенниками ст. 359 ТК РФ,
посвященной расчету сроков проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля

Порядок выдачи разрешения на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств на территорию особой экономической зоны

Порядок учета товаров, ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых на территории особой экономической зоны, и представления отчетности в отношении таких товаров

Методические рекомендации о назначении и проведении экспертиз Центральным экспертно- криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами

Наблюдение со стороны таможни

Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат . При вывозе товары находятся в поле зрения таможенников с момента подачи таможенной декларации и до пересечения таможенной границы. Ввозимые ценности подпадают под таможенный контроль с момента пересечения границы. После проверки таможенники выпускают товар для свободного обращения, то есть дают разрешение владельцу пользоваться и распоряжаться товаром. До этого момента любые операции с товарами запрещены.

После выпуска таможенники в течение года могут проверять достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении. Они вправе запрашивать различную информацию по операциям с этим товаром. А в отношении ввозимых ценностей запрашивать данные об операциях после ввоза, причем не только у декларанта (лицо, декларирующее товары или от имени которого декларируются товары, то есть оформляются бумаги на ввоз или вывоз), но и иных лиц, имеющих отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).

Способы контроля

Формы контроля, предусмотренные ст. 366 Таможенного кодекса, приведены в таблице 2. Выбирая формы контроля, инспекторы, как правило, ограничиваются минимумом, который позволит выявить нарушения (ст. 358 ТК РФ). Иными словами, без достаточных причин считать, что декларант нарушает таможенное законодательство, контролеры не вправе сразу применять к нему жесткие формы контроля, требующие продолжительного времени.

Таблица 2. Формы таможенного контроля

Форма контроля

Статья
ТК РФ

Описание

Проверка документов и сведений

Проверка документов и сведений, представляемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Проверяется подлинность документов, правильность их
оформления, достоверность сведений

Устный опрос

Вопросы, которые задаются лицам, перевозящим товар, в ходе таможенного оформления товаров (например, о наличии или отсутствии товаров, запрещенных для провоза через границу, о перевозимой валюте). Объяснения в письменной форме не оформляются

Получение пояснений

Сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам

Таможенное наблюдение

Гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение
за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций

Осмотр товаров
и транспортных
средств

Багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров. Осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров

Досмотр товаров
и транспортных
средств

Осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей,
контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары

Личный досмотр

Личная проверка физлица (включая осмотр одежды и тела) при наличии оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары,
запрещенные к ввозу на таможенную территорию
Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ

Проверка маркировки, наличия на товарах
идентификационных
знаков

Проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию

Осмотр помещений
и территории

Осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться
товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов

Таможенная
ревизия

Проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении,
путем сопоставления этих сведений с данными
бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией

Остановимся на некоторых принципах, о которых следует помнить.

Если устный опрос не предполагает письменного оформления, то пояснения (ст. 369 ТК РФ) обязательно оформляются письменно на бланке, утвержденном Приказом Государственного таможенного комитета России от 24 ноября 2003 г. N 1323.

В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) может проводиться при отсутствии декларантов и их представителей. Исключение - когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Акт о результатах осмотра составляется, только если выявленные сведения могут понадобиться инспекторам в дальнейшем или по требованию собственника товаров (его представителя). Бланк акта утвержден Приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1166 (далее - Приказ N 1166). Документ предусматривает единую форму для лицевой стороны акта. Оборотная сторона зависит от объекта осмотра (товары, автобус, автомобиль, мотоцикл и др.). Но документ всегда распечатывается на одном листе с двух сторон. Второй экземпляр акта вручается декларанту товаров и транспортных средств или его представителю.

Таможенный досмотр всегда проводится в присутствии декларанта или его представителей (ст. 372 ТК РФ). Правда, если в течение 15 дней со дня прибытия на таможенную территорию РФ декларант или его представитель не появятся, досмотр осуществляется без них. Кроме того, инспекторы вправе провести досмотр в отсутствие декларанта, во-первых, в случае пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, во-вторых, когда в нарушение режима, предусматривающего вывоз, товары оставлены на таможенной территории. И, в-третьих, если есть угроза госбезопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурных ценностей. В любом случае, когда декларанта нет, досмотр проводится в присутствии понятых. Результаты досмотра оформляются тем же актом, что и осмотр (Приказ N 1166).

Осмотр помещений и территорий осуществляется на основе предписания руководителя таможенного ведомства. Форма бланка утверждена Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 (далее - Приказ N 1023).

Предписание, а также служебное удостоверение контролера должны быть предъявлены участнику ВЭД перед началом проверки. Отметим: Перечень должностей, лиц, имеющих доступ в помещения и на территорию для проведения осмотра, утвержден Приказом ГТК России от 19 января 2004 г. N 48. Если участник ВЭД станет препятствовать, у контролеров есть право входить в помещения с пресечением сопротивления и вскрывать запертые помещения в присутствии 2 понятых. О таких случаях проверяющие обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору. Осмотр не может продолжаться более 1 дня. По его результатам в 2 экземплярах составляется акт по форме, утвержденной Приказом N 1023. Учтите: при проведении осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля (ст. 375 ТК РФ) осмотр жилых помещений не допускается.

Таможенная ревизия

Порядок проведения ревизий (ст. 376 ТК РФ) утвержден Приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663. В отличие от контроля, в ходе таможенного оформления товаров ревизии осуществляются на основе решения начальника таможни (его заместителя), иногда по распоряжению вышестоящего руководителя ведомства. Копия решения перед началом проверки обязательно вручается участнику ВЭД. Возможны общая и специальная формы контроля.

Общая ревизия не может продолжаться более 3 дней. Они проводятся при получении от налоговых, правоохранительных и других контролирующих ведомств информации о недостоверности сведений в таможенных документах. Кроме того, таможенники разрабатывают свой план проверок и могут быть направлены на ревизию вышестоящим руководством.

Специальная ревизия предполагает подробное изучение товаров и документации. Декларантами заинтересуются, если результаты общей ревизии или другие формы контроля (таблица 2) укажут на недостоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, либо на использование товаров с нарушением установленных норм. Соответственно, эти данные инспекторам необходимо проверить. Визит к предпринимателям, занимающимся оптовой или розничной торговлей импортными товарами, не исключен, когда обнаружатся сведения о том, что ценности ввезены с нарушениями требований и условий таможенного законодательства. И, как следствие, нарушен порядок уплаты пошлин, налогов.

По согласованию с проверяемым ревизия осуществляется по месту деятельности декларанта либо месту нахождения инспекции. Период проверки составляет не более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. При необходимости этот срок продлевается на 1 месяц. В общий срок не включаются время между вручением требования о представлении документов и выполнением коммерсантом этого запроса. А вот осмотр помещений и товаров, досмотр, инвентаризацию разрешается проводить независимо от течения срока.

В ходе общей ревизии таможенники вправе получать доступ к информационным базам коммерсанта, запрашивать документы и информацию, связанную с предметом контроля.

При проведении специальной ревизии полномочий у инспекторов гораздо больше. Они вправе безвозмездно требовать информацию (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, касающуюся операций с ввезенными товарами (производственных, коммерческих, иных), проводить осмотр помещений и досмотр товаров, инвентаризацию, а также изъятие товаров либо налагать на них арест.

Товары арестовываются, во-первых, если на них нет специальных марок, идентификационных знаков или иных обозначений товара либо эти марки (знаки) поддельные.

Во-вторых, если у коммерсанта нет документов или в них не указаны сведения о выпуске товаров к обращению (сведения недостоверны).

И в-третьих, когда обнаружится, что условно выпущенные товары используются с нарушением условий их полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Арестованные товары инспекторы могут оставить на хранении у коммерсанта или передать иному лицу. Место их хранения объявляется зоной таможенного контроля, соответственно, перемещение ценностей может осуществляться только с согласия и под надзором инспекторов. Начальник таможенного ведомства, назначивший ревизию, вправе разрешить пользование арестованными ценностями, но их растрата, отчуждение не допускаются. Если товары запрещены к ввозу или обороту или арест не гарантирует их сохранности, ценности изымаются и помещаются на склад временного хранения или в иную зону таможенного контроля.

Возврат товаров и снятие ареста осуществляются не позднее дня окончания специальной ревизии, за исключением случаев, когда ценности необходимы в качестве вещественных доказательств либо за счет них может быть погашен долг по уплате таможенных пошлин. Временное хранение осуществляется за счет коммерсанта, но если проверка не выявит нарушений, затраты относятся на счет бюджета.

Результаты проведения ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, установленной Приказом N 1023. Повторная ревизия (общая или специальная) у одного бизнесмена в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Ответственность за нарушения

Основные меры за нарушения, выявленные в результате таможенных проверок, предусмотрены сегодня Кодексом об административных правонарушениях. В таблице 3 перечислены основные из этих мер, касающиеся предпринимателей.

Таблица 3. Санкции за нарушения, обнаруженные в ходе таможенной проверки

Нарушение

Статья
КоАП РФ

Незаконное перемещение
товаров через таможенную
границу

штраф в размере от 1/2 до 3-кратного размера стоимости товаров с возможной

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной, электронной) товаров, подлежащих декларированию

п. 1
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2 до 2-кратного размера стоимости товаров с возможной
конфискацией; конфискация товаров

Заявление недостоверных сведений о товарах при их
декларировании, если
сведения служат основанием
для освобождения от
таможенных пошлин, налогов
или для занижения их
размера

п. 2
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2
до 2-кратной суммы неуплаченных
таможенных пошлин, налогов
с возможной конфискацией;
предметом нарушения

Нарушение режима зоны
таможенного контроля

предупреждение;
штраф от 5 до 10 тыс. руб.

Представление
недействительных
документов при таможенном
оформлении

штраф от 100 до 300 тыс. руб. с
возможной конфискацией товаров;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения

Уничтожение, повреждение,
удаление, изменение либо
замена средств
идентификации

штраф от 5 до 20 тыс. руб.

Непредставление
в таможенный орган
отчетности

предупреждение;
штраф от 20 до 50 тыс. руб.

Нарушение сроков уплаты
таможенных платежей

штраф от 50 до 300 тыс. руб.

Приведенный в таблице перечень далеко не полон, однако уже из того, что содержится в таблице, видно, что помимо немалых денежных штрафов, во многих случаях, возможна еще и конфискация имущества, а следовательно, убытки.

Кроме того, за грубые нарушения таможенных правил предприниматель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Например, по ст. 188 "Контрабанда" или по ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" Уголовного кодекса, штрафы по которым превышают 100 тыс. руб. Также не следует забывать, что ст. 349 Таможенного кодекса предусматривает пени за неуплату (несвоевременную уплату) таможенных платежей.

  • 2.3.4. Владелец таможенного склада
  • 2.3.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
  • 2.3.6. Уполномоченный экономический оператор
  • Глава 3. Товары как объекты таможенного регулирования
  • 3.2. Страна происхождения товара
  • Глава 4. Понятие и содержание методов государственного регулирования внешней торговли товарами
  • Глава 5. Таможенные платежи
  • 5.3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
  • Глава 6. Таможенный контроль
  • 6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля
  • 64.1. Проверка документов и сведений
  • 6.4.2. Устный опрос
  • 6.4.8. Проверка маркировки товаров специальными марками, нали­чия на них идентификационных знаков
  • 6.4.9. Таможенный осмотр помещений и территорий
  • Глава 7. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации
  • 7.2. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза
  • Глава 8. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру
  • 8.1.Таможенное декларирование товаров
  • Глава 9. Общие положения о таможенных процедурах
  • Глава 10. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
  • Глава 11. Таможенная процедура экспорта
  • Глава 12. Таможенная процедура таможенного транзита
  • Глава 13. Таможенная процедура таможенного склада
  • Глава 14. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
  • Глава 15. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
  • Глава 16. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
  • Глава 17. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
  • Глава 18. Таможенная процедура временного вывоза
  • Глава 19. Таможенная процедура реимпорта
  • Глава 20. Таможенная процедура реэкспорта
  • Глава 21. Таможенная процедура беспошлинной торговли
  • Глава 22. Таможенная процедура уничтожения
  • Глава 23. Таможенная процедура отказа в пользу государства
  • Глава 24. Специальная таможенная процедура
  • Глава 25. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров
  • 25.1. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
  • 25.2. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц
  • 25.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
  • 25.4. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
  • 25.6. Особенности перемещения товаров для личного пользования
  • Глава 26. Контролируемая носишки тннрон
  • Глава 27. Ответственность в области таможенного дела
  • 27.1. Уголовная ответственность за преступления в области таможенного дела
  • 7) Товары - любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.
  • Глава 6. Таможенный контроль

    6.1. Общие положения о таможенном контроле Понятие таможенного контроля

    Внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств международной перевозки, которые подлежат таможенному контролю.

    Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий со стороны таможенных органов и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства международной перевозки, в формах, указанных в ТК ТС.

    Все таможенные процедуры вытекают из осуществления таможенного контроля. Любая таможенная операция и процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов и сведений, получение объяснений, осмотр и или досмотр товаров и тд. Осуществление ряда форм таможенного контроля возможно и по завершению таможенных процедур.

    Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств -участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; (ст.4 ТК ТС)

    Принципы проведения таможенного контроля

    Общие принципы (характерны для всех видов государственного контроля):

    Принцип законности - все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству таможенного союза и государств-участников таможенного союза.

    Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено».

    Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществ­ ления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства.

    Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

    Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможен­ных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного кон­троля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат (ст. 104 ТК ТС).

    Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

    Специальные принципы:

    Принцип выборочности состоит в том, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

    При выборе объектов и форм таможенного контроля используется

    система управления рисками.

    Принцип оперативности - установлении Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (МЭРТ России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

    Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - в целях совершенствования тамо­женного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами, посредством заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам, проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности

    Принцип эффективности - в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевоз-чиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциа-циями).

    Принципиально важным является предоставление права таможенным органам, в пределах их компетенции, осуществлять иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный контроль, в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза (ч.5 ст.94 ТК ТС).

    При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС. Субъекты таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза.

    От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должност-ные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

    6.2. Объекты таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

    1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию;

    2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

    3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу и оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

    4) лиц, пересекающих таможенную границу.

    Товары при ввозе их на таможенную территорию таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

    Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, приобретшие статус иностранных товаров, считаются находящимися под таможенным контролем со дня их образования.

    1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

    2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза;

    3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

    4) обращения в собственность государства - участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

    5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

    6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

    7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

    В случае признания таможенными органами факта уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли, товары не считаются находящимися под таможенным контролем.

    При вывозе с таможенной территории таможенного союза товары таможенного союза находятся под таможенным контролем со дня регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непо­средственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения

    таможенной границы.

    Товары, фактически не вывезенные с таможенной территории таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации.

    Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки, если они подлежат обязательному обратному ввозу или вывозу.

    Таможенный контроль перемещения транспортных средств, предусматривает право таможенных органов останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние водные и воздушные суда.

    В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт (ч.7 ст.96 ТК ТС).

    Предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранной

    таможенной процедуры.

    Если товар декларируется к выпуску для свободного потребления, то срок может исчисляться днями, а товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада будут находиться под таможенным контролем в течение трех лет. Место проведения таможенного контроля

    Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где

    находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

    Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - участников таможенного союза.

    В соответствии со ст. 163 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государ­ственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

    На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации в глубь территории Российской Федерации.

    На морских, речных и озерных участках территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории Российской Федерации.

    В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

    Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. Временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения.

    Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении

    срока ее действия, указанного в решении таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

    Таможенное законодательство (ст.98 ТК ТС), возлагает на декларанта, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных заинтересованные лица обязанность представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

    Таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

    Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

    В случае необходимости для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания со­действия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

    При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств -

    участников таможенного союза.

    Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся заинтересованными лицами, в том числе сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа.

    Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

    1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

    2) не изменяет характеристик товаров;

    3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

    Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается лри условии, что они будут указаны в декларации на товары. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при

    взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов.

    Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

    Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля.

    При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветери­нарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.

    Для повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы могут обмениваться информацией сведениями, документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

    При перемещении товаров через таможенную границу допускается проведение таможенного досмотра с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе. При этом составляется акт таможенного досмотра (ч.З ст. 103 ТК ТС).

    От применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля (таможенного досмотра) освобождается: личный багаж глав государств - участников таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

    глав правительств, членов правительств государств - участников таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

    глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - участники таможенного союза с официальным визитом;

    иных лиц в соответствии с международными договорами государств -участников таможенного союза и иными международными договорами. Кроме того, от таможенного досмотра освобождаются:

    1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

    2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств - участников таможенного союза перемещается через таможенную границу;

    3) выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств - участников таможенного союза.

    6.3.Методы, средства и способы таможенного контроля

    Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов

    tro осуществления.

    Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:

    Таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и Транспортных средств;

    Таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;

    Сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные ТК ТС;

    Средства производства таможенного контроля:

    Технические средства таможенного контроля;

    Морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;

    Информационные ресурсы таможенных органов;

    Поисковые собаки.

    Технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

    Технические средства таможенного контроля применяются:

    1) для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения - оптические увеличительные приборы (лупы, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные;

    2) для.дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды - досмотровые рентгенотелевизионные аппараты, флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, метало-искатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов), и инспекционно-досмотровые комплексы;

    3) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентифика­торы и др.;

    4) для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля -аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работа­ющими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);

    5) для контроля носителей аудио- видеоинформации - различные виды диктофонов, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;

    6) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инстру­мента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа,

    почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);

    7) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные специальные метки и др.

    Способы таможенного контроля

    Наиболее эффективным способом таможенного контроля является идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

    Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

    В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

    Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу неза­медлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

    К иным способам производства таможенного контроля можно отнести привлечение специалистов и экспертов, взятие проб и образцов товаров, применение должностными лицами таможенных органов специальных средств и оружия.

    6.4. Формы таможенного контроля.

    Форма таможенного контроля - направление деятельности долж­ностного лица таможенного органа, включающее применение опреде­ленных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодатель­ства таможенного союза.

    При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза (гл. 18 ТК ТС).

    Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства. Формами таможенного контроля являются:

    1) проверка документов и сведений;

    2) устный опрос;

    3) получение объяснений;

    4) таможенное наблюдение;

    5) таможенный осмотр;

    6) таможенный досмотр;

    7) личный таможенный досмотр;

    8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

    9) таможенный осмотр помещений и территорий;

    10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

    11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

    12) таможенная проверка.