Верстальщику о шрифтах. Безопасные шрифты

Доброго дня всем.

Сегодня мы поговорим о шрифтах. И поговорим исключительно с практической точки зрения без внедрения в историю, без научных терминов и рассмотрения различных научных точек зрения на виды и подвиды шрифтов. Классификация шрифтов будет сугубо личной и субъективной, основаной только на собственном многолетнем практическом опыте.Есть такая область полиграфии, как изготовление визиток, штампов и печатей. При этом последние два вида изделий - не совсем полиграфические, но главное требование к верстальщику (наборщику) одно - хорошее знание шрифтов.Можно быть великолепным дизайнером и художником,прекрасно владеть фотошопом, иллюстратором, корелом, но незнание шрифтов не позволит изготовить даже самую простую печать по оттиску или сделать точный дубликат визитки.Есть, конечно, такая штука как "кривые" в векторных редакторах и есть фотошоп, в котором можно подработать растр. Но грамотно нарисовать букву - это очень тяжелый труд, а если букв несколько или несколько десятков - невыполнимо, если необходимо предоставить действительно качественную работу.Итак, пришел клиент и говорит, что нужна точная копия его печати, только добавить надпись "Для документов" или принес корпоративную визитку и хочет точно такую же, но со своими личными данными.Еле различимая печать или старая потрепанная визитка делались давно, неизвестно где и кем, буквы угадываются с трудом, но делать надо! И тут на помощь приходит опыт в области шрифтов.Я очень произвольно, без особых напрягов разбил шрифты на несколько групп Начнем с очень распространенной группы шрифтов, которую назовем "шрифты похожие на Arial". Это рубленые шрифты, без засечек (таких горизонтальных палочек на "ножках" букв). Два наиболее распространенных шрифта: Ариал (Arial) и Прагматика (Pragmatica). Ариал - это универсальный виндосовский и вордо-экселевский шрифт с незапамятных времен. Поскольку во многих редакторах он стоит по умолчанию, не мудрствуя лукаво им и набирается очень многое из того, что мы называем текстом. Зачем делать лишние движения! Прагматика очень распространена в печатях и штампах. Отличается от Ариала...

Давайте сначала определимся, каким инструментом мы будем мерять шрифты. Естественно буквами, но не всеми. В русском языке их 33 штуки и мы замучаемся выверять каждую буковку. Поэтому возьмем 6 букв, наиболее показательных, на мой взгляд: С,К,Л,М,Е,А. Этого вполне достаточно, в дальнейшем вы убедитесь сами.Конечно, есть еще толщина линии шрифта, конденсированность (узкий-широкий), TTF-OTF, еще масса нюансов, часть из которых мы рассмотрим в дальнейшем.Но пока обойдемся именно этими буквами.Ариал и Прагматика в первую очередь похожи буквой "С", она из себя представляет процентов на 80 замкнутый овал, у Ариала чуть меньше из-за скошенной линии.Буква "К" у Ариала имеет наверху изогнутость, "Л" немного шире, по остальным буквам отличить сложно. Мы не будем рассматривать курсивное написание Ариала, здесь отличия очень велики. Прагматика немного шире Ариала, также отличается кернингом (расстояние между буквами).Эти шрифты очень часто путают друг с другом начинающие "дизагнеры", вроде бы шрифт один, а ложится по разному и не хочет совпадать! У каждого из этих шрифтов есть и конденсированные варианты, но Arial Narrow шире, чем Pragmatica Condenced.Третий из этой группы - семья Helios с кучей дополнительных шрифтов, главное отличие: буква "К" (нижняя палочка накладывается на верхнюю.Это были самые распространенные шрифты, но кроме вышеперечисленных трех есть также достаточно популярные: это старенькие CyrillicHelvet и Cyrvetica, новенький Liberation Sans, опять-таки виндосовский Microsoft Sans Serif и два шрифта из популярных серий (начинаются на А_,а_ AG, AG_) A_Grotic и AGLetterica. Во всех этих шрифтах есть различия приглядитесь к таблице, к нашим шести буквам.Я перечислил самые популярные в России (и не просто популярные, а постоянно встречающиеся в печатях, штампах, визитках и другой полиграфической продукции) шрифты ариалоподобной группы, естественно, есть много других, менее именитых, кроме того, сейчас каждый год, а то и месяц появляются все новые и новые дубликаты шрифтов с небольшими отличиями.
Кстати, не существует шрифтов для CorelDraw, шрифты существуют сами по себе и устанавливаются в папку windows/Fonts, откуда уже доступны любому текстовому или графическому редактору. Просто наиболее удобно рассматривать особенности шрифтов именно в графическом редакторе, в данном случае, в свехпопулярном в России CorelDraw.

Следующий раз мы разберем фрисетоподобную группу.

сайт метро Бауманская, ул. Бакунинская, д. 8, "Печати и Фото"

Начиная верстать макет, необходимо в частности указать в CSS используемые на странице шрифты. Зачастую различными шрифтами дизайнер набирает не только основной текст страницы, но и разнообразные заголовки, логотипы, вензеля.

Хороший дизайнер, как и хороший верстальщик, знает, что браузер может использовать для отображения страницы только те шрифты, которые установлены на компьютере у пользователя. То есть шрифты можно условно разделить на две категории:

  1. Шрифты, которые без проблем отобразятся у подавляющего большинства пользователей.
  2. Шрифты, которые у достаточно большой группы пользователей отсутствуют.

Если дизайнер использовал шрифты второй категории для создания, наример, логотипа или крупных статичных заголовков, можно не колеблясь использовать прием замены текста картинкой. Недостаток применения этого приема - негибкость. В случае изменений в тексте придется переделывать картинку и менять CSS (например, если размеры новой картинки не совпадут со старой).

Можно сказать, что опасность применения приема напрямую зависит от вероятности смены текста. Поэтому делать, например, общий текст страницы нестандартными шрифтами нельзя! Грамотный дизайнер так никогда не поступит. А если дизайнер попался зеленый, хороший верстальщик просто обязан исправить его ошибку - в верстке подменить данный шрифт максимально похожим стандартным.

Но как же отличить шрифты первой группы от второй? Ясно что на набор шрифтов, установленный непосредственно на твоем компьютере опираться нельзя! Давайте разбираться.

Стандартные шрифты

Стандартные шрифты - это набор шрифтов, устанавливаемый вместе с операционной системой. Поскольку операционные системы бывают разные, то и набор шрифтов у них разный. Перечень стандартных шрифтов разных версий Windows можно посмотреть, например, в статье Стандартные шрифты Windows, а перечень стандартных шрифтов Mac OS на странице Шрифты, поставляемые с Mac OS. Что касается Unix/Linux операционных систем то единый набор шрифтов у них отсутствует. Многие пользователи Linux используют набор шрифтов DejaVu, в частности на Ubuntu они установлены по умолчанию. Согласно статистике http://www.codestyle.org у многих Unix/Linux пользователей также установлены наборы шрифтов URW, Free и другие. Согласно этой же статистике, больше 60% пользователей Unix/Linux имеют на своем компьютере шрифты набора Core fonts for the Web, который до 2002 года был официально доступен для бесплатного скачивания на сайте Microsoft.

Для того, чтобы страничка могла отображаться так, как задумал дизайнер, в любой операционной системе, существует возможность в CSS свойстве font-family задавать несколько шрифтов, перечисленных через запятую.

Это свойство специфицирует приоритетный список имен семейств шрифтов и/или названий родовых семейств. Согласно спецификации CSS2 есть два типа имен семейств шрифтов:

  1. Имя семейства шрифтов по выбору. Например «Times new Roman», «Arial» и другие. Имена семейств шрифтов, содержащие пробелы, должны заключаться в кавычки. Если кавычки отсутствуют, любые символы пробела до и после имени шрифта игнорируются, а любая последовательность пробелов внутри имени шрифта конвертируется в одиночный пробел.
  2. Родовое (общее) семейство. В спецификации определены следующие родовые семейства:
    • serif - шрифты с засечками на концах;
    • sans-serif - шрифты без засечек;
    • cursive - шрифты курсивного начертания;
    • fantasy - декоративные шрифты;
    • monospace - моноширинный шрифт(с буквами одинаковой ширины).

Имена родовых семейств являются ключевыми словами и не обязательно должны заключаться в кавычки.

Таким образом для дизайна берется стандартный шрифт из OS Windows, подбирается к нему похожий для Mac OS и Unix/Linux, задается общее семейство шрифтов и готово.

Но не все так просто. Покопаем детальнее.

В поисках Web-безопасных шрифтов

В интернете исторически сложилось такое понятие как «безопасные» Web-шрифты. Безопасным шрифтом можно назвать такой шрифт, который является стандартным для всех операционных систем. Поскольку о таком положении дел остается только мечтать, то абсолютно безопасных шрифтов не существует!

Отдельные шрифты можно назвать безопасными с некоторыми оговорками.

Основой для определения «безопасных» шрифтов послужили шрифты наиболее распространенной операционной системы Windows, которые кроме того используются в других ОС. Примером такого использования служит уже упоминавшийся пакет шрифтов Core fonts for the Web, который, согласно статистике, скачало множество пользователей Unix/Linux.

В это пакет входят следующие шрифты: Andale Mono, Arial Black, Arial, Comic Sans MS, Courier New, Georgia, Impact, Times New Roman, Trebuchet MS, Verdana, Webdings. Все они поддерживают кириллицу, что немаловажно для рунета.

В набор шрифтов входящих в стандартную поставку Mac OS X (эта ОС имеет наибольшее распространение среди пользователей Mac OS) входят все шрифты набора Core fonts for the Web.

Таким образом на основе шрифтов Windows, использующихся в других ОС сформировался следующий список так называемых «безопасных» Web-шрифтов:

  1. Arial
  2. Arial Black
  3. Comic Sans MS
  4. Courier New
  5. Georgia
  6. Impact
  7. Times New Roman
  8. Trebuchet MS
  9. Verdana

Шрифт Webdings содержит набор пиктограмм, поэтому не может использоваться для контента. Andale Mono не получает широкого применения, поскольку плохо годится для повседневного чтения текста с экрана и есть не у всех пользователей Windows.

Все эти шрифты есть у каждого пользователя Windows, Mac OS X и у подавляющего большинства пользователей Unix/Linux (т.е. у тех, которые установили у себя пакет Core fonts for the Web).

А как же быть с остальными? Ведь хочется, чтобы замысел дизайнера увидело как можно большее число пользователей!

Шрифты поддерживающие кириллицу

Специфической особенностью рунета является проблема с кодировками страниц и поддержкой кириллицы в шрифтах. Чтобы не возникало проблем с разнообразными кодировками символов, умные люди придумали Unicode , который позволяет сочетать в одном шрифте символы нескольких языков. Таким образом для русскоязычных страниц нужно использовать только Unicode шрифты поддерживающие кириллицу.

Ниже приведена таблица соответствий шрифтов.

Windows Mac OS Unix/Linux Родовое семейство
Arial Black Helvetica CY Nimbus Sans L Sans-serif
Arial Helvetica CY Nimbus Sans L Sans-serif
Comic Sans MS Monaco CY * (см. ниже) cursive
Courier New * (см. ниже) Nimbus Mono L Monospace
Georgia * (см. ниже) Century Schoolbook L Serif
Impact Charcoal CY * (см. ниже) Sans-serif
Times New Roman Times CY Nimbus Roman No9 L Serif
Trebuchet MS Helvetica CY * (см. ниже) Sans-serif
Verdana Geneva CY DejaVu Sans Sans-serif

* в колонке напротив шрифта означает, что родных кириллических эквивалентов Windows шрифта у операционной системы не имеется. Но в то же время есть большая вероятность, что в операционной системе установлен непосредственно сам этот шрифт.

Например, если основным текстом макета является Arial, находим в табличке этот шрифт и в CSS пишем соответствующую ему строчку:

body { font-family: Arial, "Helvetica CY", "Nimbus Sans L", sans-serif; }

body {

font - family : Arial , "Helvetica CY" , "Nimbus Sans L" , sans - serif ;

Эта запись означает, что если у пользователя есть шрифт Arial (а он есть у всех пользователей Windows и всех пользователи Mac OS X), то страница отобразися этим шрифтом. Если же у пользователя нет этого шрифта, то страничка русскоязычного пользователя Mac OS 9 точно отобразится стандартным системным шрифтом Helvetica CY, а у пользователя Unix/Linux отобразися шрифтом Nimbus Sans L который установлен у 90% пользователей Unix/Linux. Если же пользователь Unix/Linux принадлежит в тем 10%, у которых нет этого шрифта, то страница отобразится тем шрифтом с засечками, который установлен для просмотра Web-страниц по умолчанию.

Кроме того, что в таблице учитываются шрифты Unix/Linux, там еще после обычного Helvetica идет какой-то странный значок CY. Давайте разбираться, что же это такое!

До выхода Mac OS X эта линейка имела следующее значение: для пользователей Windows отображаем страницу Arial, для пользователей Mac OS 9 - стандартным шрифтом Helvetica, а остальные видят страницу с системным шрифтом без засечек, настроенным по умолчанию в браузере. Но опять же немаловажный нюанс! У стандартного Mac OS 9 шрифта Helvetica нет кириллицы! Для русскоязычной страницы это означало следующее: для пользователей Windows отображаем страницу Arial, для пользователей Mac OS 9 - стандартным шрифтом Helvetica, который выводит нечитаемую информацию, а остальные видят страницу с системным шрифтом без засечек, настроенным по умолчанию в браузере.

Для правильного отображения этого набора у пользователей Mac OS 9 вместо некириллизированной Helvetica, имеет смысл указывать такой же стандартный для Mac OS 9 шрифт Helvetica CY, содержащий кириллицу.

Прочтение линеек после выхода Mac OS X изменилось. Теперь для Windows/Mac OS X указывается один общий стандартный шрифт. А если мы хотим, чтобы замысел дизайнера смогли увидеть пользователи Mac OS 9, для них нужно в линейке шрифтов прописать шрифт содержащий кириллицу.

Таким образом хотя и не существует безопасных шрифтов, существуют безопасные линейки шрифтов. Их еще называют шрифтовыми CSS стеками . В эти линейки помимо стандартных шрифтов Windows/Mac OS X можно включать также эквивалентные шрифты из стандартного набора Mac OS 9 (которая не содержит по умолчанию «безопасных» шрифтов) и распространенных шрифтов Unix/Linux.

Любой верстальщик рано или поздно сталкивается с моментом, когда дизайнер использует в макете шрифт, не входящий в перечень «безопасных»;. Но это еще не повод бить тревогу! Например, дизайнеры очень часто используют на макетах шрифт Tahoma, который не входит в этот перечень. Правильно построенная линейка шрифтов открывает возможность использовать не только Tahoma, но и другие шрифты. Все большее количество дизайнеров пользуются этой возможностью и грамотный верстальщик должен об этом знать.

Ниже приведена дополнительная таблица шрифтов, которые не входят в перечень «безопасных», но могут использоваться на макетах.

Windows Mac OS Родовое семейство
Lucida Console Monaco Monospace
Lucida Sans Unicode Lucida Grande Sans-serif
Tahoma Geneva CY Sans-serif

А если без кириллицы?

Для англоязычных текстов вышеприведенные таблицы имеют несколько другой вид.

Windows Mac OS Unix/Linux Родовое семейство
Arial Black Gadget Nimbus Sans L Sans-serif
Arial Helvetica Nimbus Sans L Sans-serif
Comic Sans MS Monaco TSCu_Comic cursive
Courier New Courier Nimbus Mono L Monospace
Georgia * (см. ниже) Century Schoolbook L Serif
Impact Charcoal Rekha Sans-serif
Times New Roman Times Nimbus Roman No9 L Serif
Trebuchet MS Helvetica Garuda Sans-serif
Verdana Geneva DejaVu Sans Sans-serif

Для шрифтов Arial, Courier New и Times New Roman при составлении линеек лучше указывать сначала шрифт для Unix/Linux, а затем для Mac OS. Это связанно с некоторой кривостью набора Linux шрифтов X11 core fonts set.

Шрифты, которые не входят в перечень «безопасных», но могут использоваться на макетах, лучше определять шрифтовыми CSS стеками на основе этой таблицы.

Windows Mac OS Unix/Linux Родовое семейство
Lucida Console Monaco - Monospace
Lucida Sans Unicode Lucida Grande Garuda Sans-serif
Palatino Linotype Palatino Garuda** Sans-serif
Tahoma Geneva Kalimati Sans-serif

Прочерк в графе Unix/Linux обозначает, что пользователи этих ОС скорее всего увидят на странице шрифт, установленный для отображения страниц по умолчанию.

** В данной линейке шрифт Garuda имеет смысл ставить перед Palatino (см. пояснение выше).

Выводы:

  1. Абсолютно безопасных шрифтов не существует. Условно безопасными можно назвать следующие шрифты:
    • Arial
    • Arial Black
    • Comic Sans MS
    • Courier New
    • Georgia
    • Impact
    • Times New Roman
    • Trebuchet MS
    • Verdana
  2. Безопасные CSS стеки, учитывающие поддержку кирилицы в шрифтах, можно посмотреть в статье .
  3. Если на странице поддержка кириллицы не важна, используем CSS стеки из статьи .

Выбор шрифта - важный момент в создании любого дизайна, так как каждый шрифт вызывает определенные ассоциации. Данный пост является небольшим гидом по шрифтам, предложенным в нашем онлайн конструкторе визиток и использует исторические и другие факты, чтобы показать какие ассоциации эти шрифты вызывают.

C засечками или без

Исторически все шрифты делятся на два больших класса: шрифты с засечками (serif), небольшими черточками на концах букв, и без засечек (sans serif, от французского «без засечек»).

Шрифты с засечками появились в печатном деле гораздо раньше. Засечки были заимствованы из древнеримского написания, где, вероятно, они были побочным эффектом высечки букв на камне. Из-за этого вместо термина serif иногда используют термин Roman (римский) в названии шрифта (например, Times New Roman)

Шрифты без засечек (san serif) еще часто называют Готическими (Gothic), так как готические шрифты имитируют письмо пером, в котором нет засечек, или Гротесками (Grotesque), так как в 19-м веке шрифты без засечек стали часто использовать в заголовках.

Принято считать, что шрифты с засечками более удобны для чтения в больших текстах, в то время как шрифты без засечек более привлекательны с эстетической точки зрения. Поэтому при создании визиток чаще используются шрифты без засечек. Однако все зависит от общего стиля визитки. Например, шрифты с засечками будут хорошо смотреться в винтажных дизайнах.

Шрифты - аналоги

Очень часто встречаются практически аналогичные шрифты (например Arial и Pragmatica). Причина проста - это версии одного и того же успешного шрифта, созданные конкурирующими компаниями - производителями печатного оборудования. Часто название компании-производителя добавляется к названию шрифта (Monotype Cursiva - компания Monotype, Palatyno Lynotype - компания Linotype)

Основные шрифты с засечками

Times New Roman - шрифт с засечками, созданный в 1931 году специально для газеты Times. Times использовала его в течение 40 лет. С тех пор шрифт стал невероятно популярен в газетном деле и книгопечатанье. Если Вы книгоиздатель или хотите, чтобы Ваша визитка ассоциировалась с английской газетой начала XX века или просто хотите придать визитке винтажный стиль, то Times New Roman - ваш выбор. В онлайн конструкторе визиток ЛемонПринт мы предлагаем большое количество вариаций шрифта Times New Roman различной степени «жирности» и ширины.

Book Antigua (аналоги: Palantino) - шрифт с засечками, который выглядят еще более винтажно. Однако это более широкий шрифт и его сложнее использовать в длинных строках (например, в адресе)

Courier (аналог: Courier New) - шрифт с засечками, созданный в 1955 году и имитирующий текст, получающийся на механической печатной машинке. Данный шрифт использовался Министерством Иностранных Дел США, а также стал стандартом для телесценариев и для отображения кода компьютерных программ и сообщений на компьютерных терминалах командной строки (то, с чем мы ассоциируем хакеров, набирающих код на черном экране). Как результат, шрифт ассоциируется со способностью выйти за рамки и свободой. Кроме того, отлично подходит для коротких цитат.

Основные шрифты без засечек (Гротески)

Franklin Gothic - шрифт без засечек. Шрифты без засечек появились в 19-м веке под названием Гротески. Отказ от засечек был очень важной вехой в типографике, так как ранее на протяжении многих веков шрифты были с засечками, имитируя рукописный текст пером. Гротески использовались в основном в заголовках, и потому чаще встречаются в жирных вариантах. Franklin Gothic появился около 1902 года и активно использовался в заголовках для книг и газет. Его основное начертание - экстра жирное. Именно оно и представлено в нашем редакторе.

Arial (аналоги: Helvetica, Pragmatica) - это нео-гротеск (современная версия гротесков), шрифтов без засечек. Шрифт Helvetica был создан швейцарским дизайнером Максом Мидингером в 50-60-х годах XX-го века. Этот шрифт вобрал в себя результат таких движений в дизайне как Супрематизм и Конструктивизм, целью которых было упрощение и чистота геометрических форм. Он более округлый и гораздо более пропорциональный, чем классические «старые» Гротески. Шрифт Helvetica получил очень широкое распространение. Arial и Prgamatica - это версии шрифта Helvetica, созданные позднее другими дизайнерскими агентствами. Все три шрифта практически идентичны и идеальны для визиток. В онлайн конструкторе ЛемонПринт мы предлагаем большое количество вариаций шрифта Arial различной степени «жирности» и ширины. Если вы стремитесь к современному и минималистичному дизайну - это Ваш выбор.

Futura (аналог: Futura ParaType), Century Gothic - шрифты из семейства геометрических гротесков. Как видно из названия, эти шрифты основаны на максимально геометрически правильных и простых формах. Появление таких шрифтов, в основном, связано с течением Баухаус. Геометрические гротески наиболее хорошо смотрятся в сочетании с такими же простыми формами. Очень стильные шрифты, но будут хорошо смотреться только на тех визитках, где очень мало текста и много пустого пространства.

Помимо этих основных шрифтов, в нашем конструкторе визиток представлен еще большой набор Гротескных шрифтов различного начертания. Современные (такие, как Play), стилизованные под кисть (такие, как Pollock), имитирующие трафарет (такие, как Glasten) и много других.

Каллиграфические шрифты

Каллиграфические шрифты имитируют рукописный текст. В цифровую эпоху их появилось огромное количество. В нашем редакторе представлены порядка 10 различных вариаций каллиграфических шрифтов, имитирующих современное, старинное и даже детское рукописное письмо, включая всем известный Lobster. Такие шрифты смотрятся очень красиво, однако подойдут больше людям творческих профессий. Кроме того, текст, написанный каллиграфическими шрифтами, очень сложно читать. Поэтому при создании визитки используйте их для одного или двух самых крупных слов (например, имени и фамилии) и постарайтесь использовать максимальный возможный размер шрифта.

Интересно, что до компьютерной эры большинство логотипов, магазинных и других вывесок были сделаны не печатным текстом (из-за технической сложности), а выгравированы мастерами или художниками и подражали рукописным текстам различных эпох, что выглядело очень элегантно. Например, посмотрите на надписи на логотипе Cadillac или даже Ford. Cо второй половины 20-го века ситуация изменилась, и на логотипах стал чаще встречаться печатный текст. Но, возможно, Ваше лого или название компании, должно быть написано именно каллиграфическим шрифтом?

Какие шрифты лучше использовать в своих проектах: платные или бесплатные? Все зависит от конкретной ситуации, конечно. Бывают случаи, что заказчику нравится только платный шрифт и приходится покупать лицензию. Однако многие дизайнеры слабо разбираются в авторском праве, которым защищены платные шрифты и в результате рискуют допустить серьезную ошибку, что может привести к очень большим неприятностям. Если, к примеру, будет приобретена настольная лицензия на шрифт, то дизайнер сможет использовать ее для создания макетов и в печати. Но если он задействует этот же шрифт в каком-либо веб-проекте, он нарушит авторское право, которое принадлежит создателю или владельцу шрифта.

Для того, чтобы использовать понравившийся платный шрифт на сайте, потребуется приобрести веб-лицензию . И вот тут-то начинается самое интересное. Если шрифт был приобретен по веб-лицензии, он не покупается, он сдается в аренду. А это означает, что за несколько лет существования хорошо посещаемого проекта стоимость использования шрифта может превысить расходы на создание и продвижение самого сайта. Так что следует хорошенько подумать, прежде чем использовать платные шрифты в веб-проектах.

Также нужно помнить о том, что за незаконное использование шрифта, защищенного авторским правом, нарушитель может понести наказание. В этой связи вспоминается случай с блогером Эдуардом Гавальером , который использовал шрифт «Клементина» для добавления подписей к своим фотографиям. Однажды он получил электронное письмо от студии Артемия Лебедева, которая владеет этим шрифтом. Первые два абзаца письма, посвящены юридическим аспектам использования чужой интеллектуальной собственности, и особого интереса не представляют, но третий абзац шедеврален. Вот он:

«С учетом вышеизложенного, и в целях соблюдения положений действующего законодательства, просим Вас подтвердить приобретение шрифта «Клементина» у Студии Артемия Лебедева, для чего необходимо прислать номер заказа. Ожидаем получения информации от Вас в ближайшее время. В случае отсутствия ответа на данное письмо в течение 10 дней с момента его получения, мы расцениваем данное обстоятельство, как отсутствие лицензии, и вынуждены будем обратиться в суд с иском об устранении нарушения авторских прав, о запрете использования шрифта «Клементина», взыскании компенсации в размере до пяти миллионов рублей, госпошлины и судебных издержек».

То есть юрист студии только заподозрил, что Эдуард Гавальер мог незаконно использовать «Клементину», но уже грозит штрафом в размере до 5 миллионов рублей. Так что все серьезно. Не стоит заниматься пиратством в надежде, что пронесет. Особенно, если проект крупный. Нарушение обязательно будет замечено и начнутся проблемы.

Кстати, Эдуард Гавальер использовал шрифт на законных основаниях, он его приобрел когда-то давно и, к счастью, ему удалось доказать факт покупки. Электронное письмо, подтверждающее, что шрифт действительно был приобретен, нашлось в переписке четырехлетней давности. Если бы блогер удалил письмо, то ему пришлось бы оплачивать компенсацию и судебные издержки. Но повезло.

Так что с платными шрифтами все сложно. Лучше обратить свое внимание на бесплатные аналоги популярных шрифтов. Такие есть и их немало. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 11 бесплатных альтернатив популярным платным шрифтам.

Появившийся всего 10 лет назад шрифт Proxima Nova пользуется невероятной популярностью и сумел потеснить с пьедестала наиболее востребованные шрифты без засечек. Действительно, шрифт получился очень удачным, он хорошо сбалансирован, что делает Proxima Nova практически универсальным шрифтом, который можно использовать в самых разных проектах. Однако шрифт платный. И если заказчик не готов платить до $5000 в год за его аренду, то лучше поискать бесплатный аналог. Например, хорошей альтернативой будет Montserrat . Это красивый псевдогеометрический шрифт, который очень похож на Proxima Nova. Если нужно набрать заголовок в верхнем регистре, то лучше Monerserrat ничего не придумаешь.

Futura является любимым сан-серифом у многих дизайнеров: он стильный и современный. Однако за его использование придется заплатить. Что делать? Конечно, подыскать бесплатную альтернативу, например, очень похожий шрифт, который называется Josefin Sans . Очертания букв в обоих шрифтах очень похожи, а в некоторых случаях идентичны, так что Josefin будет прекрасной заменой Футуре. Есть, конечно, некоторые отличия, особенно в строчных буквах, но в основном шрифты совпадают. Обычный пользователь даже не заметит разницы.

FF DIN и Roboto