Грузопотоки независимо от вида транспорта имеют характеристики. Мировые перевозки основных сухих грузов

1.9 Преобладающие грузопотоки главных магистралей

Международные транспортные коридоры, проходящие в границах России: «Восток-Запад» или «Транссиб»: Европа-Российская Федерация-Япония с ответвлениями из Российской Федерации на: Казахстан-Китай; Монголию и Китай; Корейский полуостров. Средним и основным звеном этого коридора является мощная, двухпутная, электрифицированная Транссибирская магистраль. За последние два года Российские железные дороги решили тактические задачи по увеличению грузопотока Транссибирской магистрали.

Начавшийся в 90-х годах переход к рыночным принципам управления экономикой привел к распаду централизованной системы управления грузопотоками. В результате на рынке появилось множество независимых транспортных и экспедиторских компаний, разного рода операторов, посредников и т.п., в основной своей массе слабых как в финансовом, так и в профессиональном отношении. Как следствие - ни одна из российских транспортно-экспедиторских компаний до сих пор не может составить конкуренции западноевропейским или американским компаниям даже на российском рынке. В связи с этим новый генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов отметил, что Совет намерен способствовать принятию выгодных тарифных ставок для перевозок по Транссибу и содействовать привлечению дополнительных грузопотоков на магистраль.

Грузопотоки главной магистрали Омской железной дороги определяются её ролью как связующего звена между Кузбассом и Уралом. С перевозками кузнецкого угля, уральской руды и других транзитных грузов связана основная часть перевозочной работы дороги.

1.10 Главные железнодорожные узлы

Крупнейший железнодорожный узел в России и один из крупнейших в мире – Московский. Железнодорожный узел Санкт-Петербурга является ядром транспортного узла всего северо-западного региона России. Петербургский узел является связующим между западом и востоком, между Европой и Азией. К другим железнодорожным узлам Российской Федерации относятся: Новосибирск, Пермь, Пенза, Сызрань, Барнаул, Омск, Уфа, Воркута, Архангельск, Лабытнанги, Печора, Сыктывкар, Вологда, Ярославль, Иваново, Нижний Новгород, Екатеринбург, Чита, Тында, Краснодар и др.


Глава 2. Задания 2.1 Графики структуры грузооборота транспортного комплекса России

Графики структуры грузооборота транспортного комплекса России представлены на рис. 3-4.

Рис. 3. Структура грузооборота транспортного комплекса России в 2006 г.

Рис. 4. Структура грузооборота транспортного комплекса России в 2007 г.


2.2 Размещение железнодорожного транспорта России

На картосхеме «Размещение железнодорожного транспорта России» показать главные железнодорожные магистрали, узлы, выделить электрифицированные участки, железные дороги, вновь строящиеся. Показать важнейшие грузопотоки по железным дорогам страны.

Задание выполнено на рис. 5.

2.3 Густота железнодорожных и автомобильных дорог

На основе статистических данных распределите ФО по густоте железнодорожных и автомобильных дорог в расчете на 1000 км 2 .

Составим список федеральных округов по густоте железнодорожных и автомобильных дорог (по убыванию):

1. Калининградская область

2. Центральный район

3. Северо-Западный район

4. Северо-Кавказский район

5. Центрально-Черноземный район

6. Поволжский район

7. Уральский район

8. Волго-Вятский район

9. Северный район

10. Западно-Сибирский район

11. Восточно-Сибирский

12. Дальневосточный


Рис. 5. Размещение железнодорожного транспорта России.

Условные обозначения:

Железнодорожные узлы Главные железнодорожные магистрали

Электрифицированные участки Строящиеся железные дороги

Железные дороги Важнейшие грузопотоки по железным дорогам


Список литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2003 №17-ФЗ (ред. от 07.07.2003) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

2. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 №111 (с изм. от 21.02.2007) «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

3. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 N 921 (ред. от 14.12.2006) "О порядке образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта Российской Федерации для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе".

5. Ишмуратов Б.М. Макроэкономическая социология и география // География и природные ресурсы. №4. 2006 с. 5-12

6. Конева И.В. О месте и функциях региональной географии вчера и сегодня // География и природные ресурсы. №2. 2005 с. 19-25

7. Лопатин Д.В. Об общих системно-морфологических основах единой географии // География и природные ресурсы. №1. 2006 с. 157-159

8. Машуков А.А., Никитин С.П. Воздействия предприятий железнодорожного транспорта на окружающую среду (на примере Восточно-Сибирской железной дороги)/География и природные ресурсы.№1.2005

9. Первая Всероссийская конференция «Современные проблемы социальной географии» // География и природные ресурсы. №3. 2006 с. 173

10. Снытко В.А., Тикунов В.С. Первый российский учебник по теории и методологии географической науки/География и природные ресурсы


Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.




... ­телями услуг федерального железнодорожного транспорта, в конечном итоге - повышение эффективности функционирова­ния экономики страны. 7. Концепция реформирования железнодорожного транспорта (1998 г.) Основное содержание социально-экономической политики России на 1999-2000 гг. заключалось и осуществлении ком­плекса широкомасштабных реформ для преодоления таких ост­рых экономических проблем, как...

США или стран Евросоюза. Основным поставщиком грузов для железнодорожного транспорта является промышленность, на долю которой приходится до 90% общего объема грузов. 1.3 Анализ и экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и переведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно составляет 47,6% и 52,4% в...

Локомотивов; 6. привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта. На третьем этапе (2006-2010 гг.) На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта продолжается привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других акционерных обществ, ...

С приобретением пассажирами проездных билетов, что, по сути, удостоверяет заключение договора перевозки пассажира. Так, на железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 82 УЖТ РФ заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями. Согласно Правилам...

Грузовые потоки представляют собой конкретное выражение транспортно-экономических связей, которые образуются в процессе производства и обмена товарами между отправителями и получателями грузов и распределяются по различным путям сообщения. Они характеризуются направлением и размерами грузового обмена, которые зависят от размещения производства, пунктов отправления грузов, пунктов потребления и баз хранения товаров, технологических особенностей производства и его специализации, размещения путей сообщения и провозной способности транспорта, а также от системы организации товародвижения.

Классификация грузовых потоков по родам грузов предусматривает выделение и анализ основных массовых грузов, доля которых в общем объеме перевозок того или иного вида транспорта, страны или региона значительна. При этом для каждого вида транспорта выделяют свою номенклатуру основных массовых грузов. По отдельным районам анализируют также и другие грузы, которые составляют хотя и небольшую долю в общем грузообороте по стране, однако имеют большое значение для данного района.

Для каждого вида транспорта характерна своя структура грузопотоков, хотя в целом перечисленные группы грузов составляют основу объема перевозок (83 - 92%) на указанных видах транспорта. На железных дорогах наиболее значительны перевозки строительных материалов, каменного угля, нефтегрузов (в основном продукция нефтепереработки), железных руд, черных металлов и хлебных грузов; для речного транспорта наиболее характерны перевозки минеральных стройматериалов и лесных грузов; для морского транспорта - наливные (нефтегрузы), стройматериалы, руды и хлебные грузы.

Анализируя грузопотоки по видам транспорта, выделяют, прежде всего, универсальные виды транспорта общего пользования - железнодорожный, внутренний водный и морской, осуществляющие массовые и, как правило, первичные перевозки грузов. Перевозки автомобильным транспортом, который выполняет значительную часть повторных перевозок, анализируют отдельно. Выделяют также перевозки трубопроводным транспортом, который перемещает только определенные продукты. Так, 62,5% нефтегрузов транспортируется по трубопроводам.

Характеристика грузопотоков по основным массовым грузам определяется объемами, направлениями и условиями перевозок разнообразной продукции различными видами транспорта по территории страны. Мощность и направления грузопотоков зависят от размещения производительных сил, интенсивности, специализации и особенностей производства и потребления различных видов продукции, наличия и состояния транспортной инфраструктуры по регионам, развития, международных транспортно-экономических связей. В связи с распадом СССР и разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками на транспорте России произошли существенные изменения не только в объемах, но и в структуре и направлениях основных грузопотоков. Так, вместо сократившихся потоков донецкого угля из Украины в центральные районы России увеличены грузопотоки этого топлива из Кузбасса и Печорского бассейна. Резко возросли потоки нефти, газа и угля из восточных районов страны в страны СНГ и на экспорт в дальнее зарубежье, в основном в Западную Европу и страны Азии. Это относится также к продукции металлургического комплекса (включая цветные металлы), лесной и химической промышленности. В то же время существенно возрос (примерно в 2 раза) ввоз в Россию промышленной к продовольственной продукции. Значительная часть этого ввоза осуществляется автомобильным транспортом в контейнерах на дальние расстояния (свыше 800-1000 км).


Другой особенностью изменений грузопотоков является уменьшение их мощности и рост излишних нерациональных перевозок. На 20-30% снизились объемы перевозок железной руды, нефтяных и лесных грузов, цемента, пиломатериалов. Вместе с тем средняя дальность этих грузов возросла почти на 25%. Многие из однородных грузов перевозят навстречу друг другу, повторно и на значительные расстояния при наличии аналогичной продукции в близких к местам потребления районах. Такая ситуация вызвана устранением системы оптимального планирования грузопотоков, кризисом неплатежей и излишней суверенизацией стран СНГ, находящихся, по существу, в едином ранее созданном экономическом и технологическом пространстве.

В связи с развитием конкуренции между видами транспорта некоторые транспортные компании, не считаясь с расходами, берут на себя полный цикл перевозок "от двери до двери", хотя по экономическим соображениям более эффективно взаимодействие разных видов транспорта. Это относится к грузопотокам угля, леса и стройматериалов, ранее осуществлявшимся в смешанных железнодорожно-водных сообщениях в Волго-Камском бассейне (такие перевозки сейчас уменьшились почти вдвое). Из-за неразработанности экономических механизмов управления и государственного регулирования железные дороги в некоторых случаях для обслуживания клиентуры на концах железнодорожных маршрутов приобретают небольшие парки автотранспорта, производительность которых значительно ниже, а себестоимость выше, чем крупных автокомбинатов. В то же время автомобильный транспорт выполняет весьма дальнепробежные перевозки грузов, которые из-за технических особенностей автотранспорта значительно дороже, чем аналогичные перевозки по железной дороге. Для автомобильного транспорта такие перевозки выгодны, но они невыгодны клиентуре и обществу в целом, так как увеличивают цену товаров и услуг для населения.

  • VIII. Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества
  • А30. Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  • А31. Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  • Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  • Грузовые потоки представляют собой конкретное выражение транспортно-экономических связей, которые образуются в про­цессе производства и обмена товарами между отправителями и получателями грузов и распределяются по различным путям со­общения. Они характеризуются направлением и размерами гру­зового обмена, которые зависят от размещения производства, пунктов отправления грузов, пунктов потребления и баз хране­ния товаров, технологических особенностей производства и его специализации, размещения путей сообщения и провозной спо­собности транспорта, а также от системы организации товаро­движения.

    Изучение грузовых потоков необходимо при анализе транс­портного рынка, выявлении излишних нерациональных перево­зок, определении сфер эффективного использования того или иного вида транспорта и обосновании перспектив их развития.

    Грузовые потоки можно классифицировать по назначению, родам грузов и видам транспорта.

    По назначению различают международные, межрайон­ные, местные и внутрихозяйственные транспортно-экономические связи. Международные грузопотоки представляют собой пе­ревозки товаров между различными странами и континентами

    Классификация грузовых потоков по родам грузов пре­дусматривает выделение и анализ основных массовых грузов, до­ля которых в общем объеме перевозок того или иного вида транспорта, страны или региона значительна. При этом для каж­дого вида транспорта выделяют свою номенклатуру основных массовых грузов. По отдельным районам анализируют также и другие грузы, которые составляют хотя и небольшую долю в об­щем грузообороте по стране, однако имеют большое значение для данного района.

    Из многочисленных наименований продукции, перевозимой различными видами транспорта, обычно выделяют 6-8 групп грузов, которые преобладают в структуре грузопотоков на этих видах транспорта (табл. 4.3)

    Как видно из табл. 4.3, для каждого вида транспорта характер­на своя структура грузопотоков, хотя в целом перечисленные группы грузов составляют основу объема перевозок (83-92%) на указанных видах транспорта. На железных дорогах наиболее значительны перевозки строительных материалов, каменного уг­ля, нефтегрузов (в основном продукция нефтепереработки), же­лезных руд, черных металлов и хлебных грузов; для речного транспорта наиболее характерны перевозки минеральных строй­материалов и лесных грузов; для морского транспорта - налив­ные (нефтегрузы), стройматериалы, руды и хлебные грузы.

    Анализируя грузопотоки по видам транспорта, выде­ляют, прежде всего, универсальные виды транспорта общего пользования - железнодорожный, внутренний водный и мор­ской, осуществляющие массовые и, как правило, первичные пе­ревозки грузов (табл. 4.4). Перевозки автомобильным транспор­том, который выполняет значительную часть повторных перево­зок, анализируют отдельно. Выделяют также перевозки трубопроводным транспортом, который перемещает только опреде­ленные продукты. Так, 62,5% нефтегрузов транспортируется по трубопроводам.

    Из табл. 4.4 .видно, что основную массу топливно-сырьевых грузов в России (кроме нефтегрузов) перевозят по железным до­рогам. При этом такие грузы, как железная и марганцевая руды, каменный уголь и кокс, минеральные удобрения, черные метал­лы, зерно и продукты перемола, цемент, почти полностью (на 90-96%) поступают на железную дорогу для доставки потребите­лям.

    Значительную часть перевозок минеральных строительных материалов (более 35%) и лесных грузов (23,3%) осуществляет речной транспорт. Большая часть сырой нефти (свыше 62%) и значительный объем нефтепродуктов поступают потребителям по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам.

    Весьма разнообразна номенклатура перевозимых грузов на ав­томобильном транспорте, из которой при анализе выделяют пе­ревозки промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительные грузы и товары торговой сети.

    В последние годы на всех видах транспорта растет доля гру­зов, перевозимых в контейнерах (до 30% общего объема перево­зок грузов), хотя этот показатель ниже, чем в развитых странах.

    Характеристика грузопотоков по основным массовым грузам определяется объемами, направлениями и условиями перевозок разнообразной продукции различными видами транспорта по территории страны. Мощность и направления грузопотоков за­висят от размещения производительных сил, интенсивности, специализации и особенностей производства и потребления раз­личных видов продукции, наличия и состояния транспортной инфраструктуры по регионам, развития, международных транспортно-экономических связей.

    Другой особенностью изменений грузопотоков является уменьшение их мощности и рост излишних нерациональных пе­ревозок. Мно­гие из однородных грузов перевозят навстречу друг другу, по­вторно и на значительные расстояния при наличии аналогичной продукции в близких к местам потребления районах.

    В связи с развитием конкуренции между видами транспорта некоторые транспортные компании, не считаясь с расходами, бе­рут на себя полный цикл перевозок "от двери до двери", хотя по экономическим соображениям более эффективно взаимодейст­вие разных видов транспорта.

    Необходимо отметить, что одной из причин изменения грузо­потоков является развитие так называемых бартерных сделок, когда вместо денежной оплаты полученных товаров или услуг предприятия рассчитываются выпускаемой продукцией (углем, металлом, лесом, нефтепродуктами, трубами, зерном, мясом, овощами и другими товарами или услугами). В результате, на­пример, металлургический комбинат, на который традиционно поступают уголь и руда, а от него черные металлы и прокат, ста­новится отправителем или получателем картофеля, зерна, мяса, одежды, автомобилей и другой, явно "неметаллической" продук­ции. Возросло число "блуждающих" потоков металлических труб, оборудования, стройматериалов и других грузов в разные концы страны и во встречных направлениях по так называемым прямым связям и на реэкспорт. Эффективность таких перевозок часто "съедается" их нерациональностью, ростом транспортной составляющей в конечной цене продукции.

    Резкий рост тарифов на железнодорожном, морском, автомо­бильном и других видах транспорта привел не только к сниже­нию спроса на грузовые перевозки, но и к изменению рынков сбыта и поставок продукции во многих районах страны. При на­личии большого количества нереализованной продукции, напри­мер угля, нефтепродуктов, товарной древесины, эти товары заво­зят из-за рубежа (для Дальнего Востока из Китая и Австралии, на северо-востоке России - из Финляндии и Польши и т. п.). Иногда такие перевозки оправданны, однако отсутствие государ­ственного регулирования, стабильной налоговой и таможенной политики часто приводит к значительным потерям отечествен­ных производителей и экономики в целом.

    Топливно-энергетическая промышленность () представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, средств доставки топлива и энергии.

    Энергетика – основа развития производительных сил и самого существования человеческого общества. Она обеспечивает работу силовых аппаратов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и в быту. Это самая материалоёмкая отрасль мировой индустрии. С энергетикой связано также большинство .
    Первичные энергоносители (нефть, природный газ, уголь) одновременно являются исключительно важной сырьевой базой нефтехимической, газохимической, химической отраслей промышленности. Продукты их переработки составляют основу получения всех полимерных материалов, азотных удобрений и многих других ценных веществ.

    В развитии топливно-энергетической промышленности мира выделяют три главных этапа: угольный, нефтегазовый, современный.

    В конце XIX и начале XX в. в промышленной энергетике и международной торговле топливом господствовал уголь. Еще в 1948 г. доля угля в общем потреблении основных источников энергии составляла 60%. Но в 50-60-е гг. структура потребления энергоресурсов существенно изменилась, на первое место вышла нефть — 51%, доля угля сократилась до 23%, природного газа составила 21,5%, гидроэнергии — 3%, ядерной энергии — 1,5%.

    Такого рода изменения в структуре потребления энергоресурсов были обусловлены широким освоением новых крупных источников нефти и природного газа; рядом преимуществ этих видов топлива перед твердым топливом (высокая эффективность добычи, транспортировки, потребления); возросли масштабы использования нефти и природного газа не только как топлива, но и как промышленного сырья.

    Но в 70-х годах наметился мировой энергетический кризис, который затронул в первую очередь нефтяную промышленность. В итоге доля нефти в общем потреблении и производстве энергоресурсов стала сокращаться.
    В этот период был взят курс на использование ядерной энергии. Но Чернобыльская катастрофа 1986 года больно ударила и по этому направлению энергетики. Часть стран после катастрофы либо демонтировали свои АЭС, либо приняли решение о их постепенном закрытии ( , ). В некоторых странах ( , Нидерланды, ) были заморожены программы строительства АЭС. Большинство других стран зарубежной Европы, а также , хотя и не демонтировали свои АЭС, но новые перестали строить.

    Начиная с 80-х гг. в качестве приоритетного выдвигается направление, предусматривающее переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов к использованию неисчерпаемых, энергии (энергия ветра, солнца, приливов и отливов, геотермические источники, гидроресурсы и др.).
    Таким образом, современный этап использования энергоресурсов носит переходный характер. Он может продлиться несколько десятилетий пока не произойдет постепенный переход от использования минерального топлива к преимущественному использованию неисчерпаемых энергоресурсов.

    Структура мирового потребления первичных источников энергии сегодня выглядит следующим образом: нефть – 34,1%; уголь – 29,6%; газ – 26,5%; гидроэнергетика – 5,2%; атомная энергетика – 4,6%.

    Мировое производство и потребление топлива и энергии имеет ярко выраженные и региональные различия. Нефть сегодня лидирует в структуре энергопотребления большинства регионов мира, но в Австралии, например, лидирует уголь, а в СНГ – газ.

    60% мирового энергопотребления приходится на экономически развитые страны (страны Севера), а 40% — на развивающиеся страны (страны Юга), хотя их доля в последние годы неуклонно возрастает. По расчетам ученых к 2010 году это соотношение будет: 55% / 45%. Это связано с перемещением в развивающиеся страны производств, а также проведением развитыми странами политики энергосбережения.

    Первое место по энергопотреблению сегодня занимает зарубежная Азия, оттеснив Северную Америку на второе. Зарубежная Европа занимает третье место – 24 %, а СНГ четвертое. Среди стран лидирует США (3100 млн т у.т.), затем идут: Китай (1250), Россия (900), Япония (670), (460), (425), Канада (340), (335), (330), Италия (240).

    Для характеристики уровня развития экономики страны важным показателем является душевое потребление энергоресурсов.

    Среди стран – экспортеров топлива и энергии преобладают экспортеры нефти, а среди импортеров – развитые страны Запада.

    Топливная промышленность – это комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья. Ее значение заключается в обеспечении топливом и сырьем других отраслей — теплоэнергетики, нефтехимии, металлургии и др. В условиях НТР роль топливной промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

    Топливная промышленность включает следующие отрасли промышленности:

    • угольная;
    • нефтяная;
    • газовая;
    • торфяная;
    • сланцевая;
    • уранодобывающая.

    Угольная промышленность весьма перспективна в мировом энергоснабжении (угольные ресурсы по-настоящему еще не разведаны, их общегеологические запасы значительно превосходят запасы нефти и природного газа). Мировая добыча угля постоянно возрастает, тотя темпы прироста в последние годы несколько снизились Современная мировая добыча угля находится на уровне 4,5- 5 млрд т. Среди регионов добыча угля распределяется следующим образом. Среди главных угледобывающих стран - представители почти всех регионов мира. Исключение - бедные углем страны Латинской Америки, доля которых в мировой добыче угля крайне мала. Больше всех в мире добывают угля Китай (1 170 млн. т), США (970), Индия (330), Австралия (305), Россия (270), (220), ФРГ (200), Польша (160), (90), Украина (80), (75), Канада (70), Индонезия (70), (35), Великобритания (30).

    Учитывая широкое распространение месторождений угля, он добывается в основном в тех странах, где испытывают в нем потребность, т.е. большая часть угля потребляется там же, где и добывается. Поэтому только десятая часть мировой добычи угля, причем высококачественного (преимущественно коксующегося) ежегодно поступает на экспорт. Крупнейшие экспортеры угля - Австралия, США, ЮАР, Канада, Польша, Россия. Основные импортеры — Япония, Южная Корея, Италия, Германия, Великобритания. Австралия поставляет уголь главным образом в и . США и ЮАР работают на европейский и латиноамериканский рынок. Распространение российского угля (Печорского и Кузнецкого бассейнов) за рубеж ограничено его слабой конкурентоспособностью (из-за дороговизны добычи, удаленности от основных потребителей и пр.) с местным и привозным топливом других стран.

    Основные грузопотоки угля («угольные мосты») имеют следующие направления:

    • Австралия – Япония, Ю.Корея;
    • Австралия – Западная Европа;
    • США – Западная Европа;
    • США – Япония;
    • ЮАР – Япония;
    • Канада – США.

    Нефтяная промышленность . В современном хозяйстве и нефтепродукты широко используются как в энергетических целях, так и в качестве химического сырья. Среднегодовой объем добычи нефти достигает 3,6 млрд т.

    Нефть добывается более, чем в 90 странах, при этом 40% добычи приходится на экономически развитые («Страны Севера»), а 60% — на развивающиеся («Страны Юга»). Среди регионов добыча нефти распределяется следующим образом:

    Регион

    Добыча в млрд. т

    Доля в мировой добыче в %

    Зарубежная Азия

    1455

    40,7

    Латинская Америка

    520

    14,5

    Северная Америка

    480

    13,4

    СНГ

    395

    Африка

    375

    10,4

    Зарубежная Европа

    330

    Австралия и Океания

    Десятку стран — крупнейших производителей нефти образуют (440 млн т), США (355), Россия (350), Иран (180), Мексика (170), (165), Китай (160), Норвегия (160), Ирак (130), Канада (125), Великобритания (125), (115), (105), (105), (70), (65), Индонезия (65), (65), (45), (40), Колумбия (35), Казахстан (35), (35), Индия (35), (35), Австралия (35).

    На экспорт направляется около половины всей добываемой нефти. Помимо стран-членов ОПЕК, доля которых в мировом экспорте нефти составляет 65%, ее крупнейшими поставщиками на мировой рынок являются также России, Мексика, Великобритания.

    В большом количестве нефть импортируют США (до 550 млн т), Япония (260), Германия (110) и другие страны.

    В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами ее потребления.

    Основные районы экспорта Ближний и Средний Восток (950 млн т в год), Россия (210), Западная Африка (160), Карибский район (150), (140), Канада (100), Европа (Норвегия, Великобритания) (100).
    Основные районы импорта – США (550 млн т в год), Зарубежная Европа (500), Япония (260), Китай (90), Южная Америка (55).

    Поэтому и основные экспортные грузопотоки нефти («нефтяные мосты») имеют следующие направления:

    • Персидский залив – Япония, Ю.Корея;
    • Персидский залив – Западная Европа;
    • Персидский залив – США;
    • Юго-Восточная Азия – Япония;
    • Карибский бассейн – США;
    • Северная Африка – Западная Европа;
    • Западная Африка – Западная Европа;
    • Западная Африка – США;
    • Россия – Западная Европа и СНГ.

    Нефтеперерабатывающая промышленность мира в значительной мере ориентирована на основных потребителей нефти и нефтепродуктов - развитые страны (сосредоточивают более 60% ее мощностей). Особенно велика доля США (21% мощностей НПЗ мира), Западной Европы (20%), России (17%), Японии (6%).

    Газовая промышленность . Природный газ так же, как и нефть, используется как топливо и как сырье для . Среди видов природного газа наибольшее значение имеет попутный нефтяной газ, извлекаемый в процессе добычи нефти. Наличие значительных разведанных запасов природного газа, дешевизна его добычи, транспортировки и использования способствуют развитию отрасли.

    Мировая добыча природного газа постоянно растет и в 2000 г. составила примерно 2,5 трлн куб. м. Среди регионов по размерам добычи природного газа места распределяются следующим образом: Северная Америка (715 млрд м3), СНГ (690), зарубежная Азия (450), зарубежная Европа (285), Африка (130), Латинская Америка (100), Австралия и Океания (50).

    Среди стран выделяются: Россия (585 млрд. м3), США (540) и Канада (170), на долю которых приходится более половины ее мирового итога. Далее идут Великобритания (110), Алжир (85), Индонезия (65), Нидерланды (60), Иран (60), Саудовская Аравия (55), (55), Норвегия (55), Туркмения (50), Малайзия (45), ОАЭ (40), Австралия (35).

    Крупнейшие в мире производители природного газа — Россия, США, Канада, Нидерланды, Великобритания и др. одновременно в большом количестве и потребляют природный газ, поэтому в сравнении с нефтью доля поставок природного газа на экспорт сравнительно невелика - всего около 20- 25 % от добываемого природного газа. Крупнейшие его экспортеры — Россия (около 30% мирового экспорта), Канада, Алжир, Норвегия, Нидерланды. США, будучи одним из крупнейших потребителей природного газа, используют не только свой, но и газ других стран — Канады, Алжира и др. Наряду с США импортируют газ Япония и большая часть стран Европы (особенно в большом количестве - Германия, Франция, Италия). Поставки природного газа на экспорт осуществляются по газопроводам (из Канады и в США, из России и в и Европу, из и в Европу) или морскими перевозками в сжиженном виде (из в Японию, из Алжира в и США).

    Таким образом, основными направлениями транспортировки природного газа («газовые мосты») являются:

    • Россия – Европа и СНГ;
    • Канада – США;
    • Мексика – США;
    • Нидерланды, Норвегия – Западная Европа;
    • Алжир – США;
    • Алжир – Западная Европа;
    • Индонезия, Ближний Восток, Австралия – Япония.

    Электроэнергетика мира. Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей . Ее развитие во многом определяет уровень развития хозяйства в целом. Мировое производство электроэнергии составляет примерно 15,5 трлн кВт-ч. Электроэнергия производится во всех , но годовую ее выработку в размере более 200 млрд кВт х ч. имеют только 11 стран.

    США (3980 млрд кВт-ч), Китай (1325), Япония (1080), Россия (875), Канада (585), Германия (565), Индия (550), Франция (540), Великобритания (370), Бразилия (340). Разрыв в производстве электроэнергии между развитыми и развивающимися странами велик: на долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся - 22%, стран с переходной экономикой — 13%.

    Важным показателем обеспеченности страны электроэнергией является величина ее производства в расчете на душу населения. Этот показатель наиболее высок в таких странах, как Норвегия (26 тыс кВт х ч), Швеция (26 тыс), Канада (18 тыс), США (14 тыс), Франция (9 тыс), Япония (8,5 тыс).

    В структуре выработки электроэнергии лидируют теплоэнергетика . Более 60% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС), около 18% — на гидроэлектростанциях (ГЭС), около 17% — на атомных электростанциях (АЭС) и около 1% — на геотермальных, приливных, солнечных, ветровых электростанциях.

    Теплоэнергетика имеет следующие преимущества:

    • относительно небольшие сроки строительства;
    • стабильность работы.

    Однако, теплоэнергетика имеет и ряд недостатков, связанных в первую очередь с . Тепловая энергетика занимает первое место по объему выбросов загрязняющих веществ в . В составе выбросов - твердые частицы, диоксид серы, двуокись углерода, оксиды азота. «Кислотные дожди», образующиеся при растворении двуокиси серы, выбрасываемой в атмосферу, наносят существенный - лесам, рекам, озерам, почве, а также зданиям (жилым и административным строениям и особенно памятникам архитектуры, которые в последние годы быстро разрушаются). Кроме того, тепловая энергетика приводит еще и к тепловому загрязнению (неиспользуемый выброс тепла).

    Из трех основных источников получения тепловой энергии более всего загрязнения и «парниковых газов» производится и выбрасывается в окружающую среду в результате сжигания угля, в меньшей степени нефти, и наименьшее — природного газа.

    Тепловая энергетика в наибольшей степени развита в странах, обладающих большими запасами топлива (уголь, нефть, газ). Наибольшую долю тепловой энергетики в структуре энергетики имеют Польша, Нидерланды, ЮАР.

    Гидроэнергетика наносит меньший вред окружающей среде. Ее главные достоинства:

    • низкая себестоимость;
    • экологическая чистота производства;
    • возобновляемость используемых ресурсов.

    Но и этот вид энергетики имеет свои недостатки. Так при строительстве гидроэлектростанции затопляются плодородные земли, которые могли бы быть использованы в сельском хозяйстве, из зон затопления приходится переселять людей (жителей деревень, поселков, городов, проживавших в зоне строительства ГЭС и будущих водохранилищ), меняются водные и наземные экосистемы и их плодородие и т.д. Ко всему прочему строительство , Швейцария, ФРГ, Великобритания, Япония и др.). Атомные электростанции работают более, чем в 30 странах мира. По общей мощности АЭС среди стран мира лидируют США (98,5 млн кВт), Франция (63,2), Япония (44,3), Германия (21,3), Россия (20,8), Республика Корея (13,0), Великобритания (12,4), Украина (11,2), Канада (10,0), Швеция (9,4). По доли АЭС в общей выработке электроэнергии выделяются страны у которых эта доля составляет более 50% — (82%), Франция (77%), Бельгия (55%) Швеция (53%). Высокая доля и у таких стран, как Украина, Р.Корея, (по 45-47%), Швейцария, (42-43%), Германия и Япония (33-36%).

    Таким образом основные мощности АЭС сосредоточены в Западной и Восточной Европе, и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Развитие атомной электроэнергетики во многих странах мира сдерживается страхом возможных ядерных катастроф, нехваткой капиталов (строительство АЭС весьма капиталоемкое дело).

    Нерешенными в атомной энергетике остаются я проблемы хранения и переработки отходов деятельности АЭС, а также вопросы консервации атомных станций после истечения сроков их действия. Это проблемы всего мирового сообщества. Можно по-разному относиться к строительству атомных станций, однако, их существование и использование в ближайшие годы - объективная реальность. В конце 90-х годов в мире эксплуатировалось более 420 энергоблоков на АЭС и еще несколько десятков находилось в стадии строительства. Если бы (гипотетически) все атомные станции в мире заменить на тепловые, работающие на угле, то во-первых, понадобилось бы дополнительно добыть огромное количество угля, а во-вторых, в результате его сжигания в окружающую среду поступили бы дополнительно миллиарды тонн углекислого газа, миллионы тонн оксидов азота, серы, летучей золы, т.е. количество вредных отходов возросло бы многократно. По другим расчетам, эксплуатация атомных станций позволяет экономить (не добывать или использовать для других целей) около 400 млн. т нефти. Это немалое количество. К тому же, по заявлению специалистов Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), термоядерный синтез является способом получения энергии, потенциально приемлемым с точки зрения экологии и безопасности может в будущем обеспечить весь мир необходимым количеством. Поэтому ряд стран (Франция, Япония, Ю.Корея, Китай продолжают разрабатывать долгосрочные атомные энергетические проекты. Россия также готова возобновить в ближайшем будущем свои программы в этой области.

    В меньшей степени воздействуют на окружающую среду альтернативные источники получения энергии. Однако их роль в и энергетике отдельных стран пока малозначима. Причем, абсолютно безвредных производств практически не бывает. Так, использование геотермальной энергии влечет за собой значительное загрязнение воды, воздуха и земли. Ветровые электростанции вызывают неприемлемые шумовые эффекты и должны располагаться вдали от населенных пунктов и т.п.

    Использованием альтернативных источников энергии выделяются следующие страны:

    • ГеоТЭС – , страны Центральной Америки;
    • Приливные электростанции – Франция, Великобритания, Канада, Россия, Индия, Китай;
    • Ветровые электростанции – Германия, Дания, Великобритания, Нидерланды, США, Индия, Китай.

    Один из важнейших путей решения энергетической проблемы - экономия энергии и повышение эффективности ее использования, меры по снижению расходов энергии на единицу произведенного продукта, по использованию новейших технологий (малоотходных, безотходных) и, как следствие, использования меньшего количества топливных ресурсов и снижение отходов производства.

    1.Железнодорожный транспорт

    2. Водный транспорт

    3.Автомобильный транспорт

    4.Трубопроводный транспорт.
    5.Воздушный транспорт



    Под грузопотоком понимается

    Эпюры

    Грузопоток состоит из различных грузов, структура которых подразделяется на три вида: отраслевую, групповую и родовую.

    Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например, продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности.

    Планово-предупредительная система ремонтов оборудования.

    Система планово-предупредительных ремонтов (ППР) представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования, проводимых профилактически по заранее составленному плану с целью предотвращения прогрессивного износа, предупреждения аварий и поддержания оборудования в постоянной эксплуатационной готовности. Сущность системы ППР заключается в проведении через определенное число часов работы оборудования профилактических осмотров и различных видов плановых ремонтов, чередование и периодичность которых определяются назначением агрегата, его особенностями, размерами и условиями эксплуатации. Основными задачами системы ППР являются снижение расходов на ремонт и повышение качества ремонта. Система ППР включает техническое обслуживание и плановый ремонт оборудования. Техническое обслуживание - это комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования при использовании его по назначению, при хранении и транспортировке. Техническое обслуживание включает текущее межремонтное обслуживание и периодические профилактические ремонтные операции. Текущее межремонтное обслуживание заключается в повседневном наблюдении за состоянием оборудования и соблюдении правил его эксплуатации, своевременном регулировании механизмов и устранении возникающих мелких неисправностей. Эти работы выполняются основными рабочими и дежурным ремонтным персоналом (слесарями, смазчиками, электриками), как правило, без простоя оборудования. Периодические профилактические ремонтные операции регламентированы и выполняются ремонтным персоналом по заранее разработанному графику без простоя оборудования. К числу таких операций относятся осмотры, проводимые для выявления дефектов, подлежащих устранению немедленно или при ближайшем плановом ремонте; промывка и смена масла, проверка точности. Плановый ремонт включает текущий ремонт и капитальный ремонт. Текущий ремонт производится в процессе эксплуатации оборудования с целью обеспечения его работоспособности до очередного планового ремонта (следующего текущего или капитального). Текущий ремонт состоит в замене или восстановлении отдельных частей (деталей, сборочных единиц) оборудования и выполнении регулировки его механизмов. Капитальный ремонт проводится с целью восстановления полного или близкого к полному ресурса оборудования (точности, мощности, производительности). При капитальном ремонте производится полная разборка оборудования с проверкой всех его частей, заменой и восстановлением всех изношенных деталей, выверкой координат и т.д. Система ремонта и технического обслуживания в зависимости от характера и условий эксплуатации оборудования может функционировать в различных организационных формах: в виде послеосмотровой системы, системы периодического ремонта или системы стандартного ремонта. Послеосмотровая система предполагает проведение по заранее разработанному графику осмотров оборудования, в ходе которых устанавливается его состояние и составляется ведомость дефектов. На основании данных осмотра определяются сроки и содержание предстоящего ремонта. Система периодического ремонта предполагает планирование сроков и объемов ремонтных работ всех видов на основе развитой нормативной базы. Фактический объем работ корректируется относительно нормативного по результатам осмотра. Эта система наиболее распространена в машиностроении. Система стандартного ремонта предполагает планирование объема и содержания ремонтных работ на основе точно установленных нормативов и строгое соблюдение планов ремонта независимо от фактического состояния оборудования. Эта система применяется к оборудованию, неплановая остановка которого недопустима или опасна (например, подъемно-транспортные устройства).



    Инфраструктура предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

    Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

    Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

    Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.

    Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

    Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта, которая включает различного вида работы по техническому уходу и ремонту оборудования по заранее составленному плану с целью обеспечения эффективной эксплуатации оборудования.

    Кроме того, ремонтное хозяйство выполняет текущий ремонт и обслуживание зданий, сооружений, производственных и служебных помещений. Капитальный ремонт зданий, как правило, осуществляется с помощью специализированной ремонтной организации.

    Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

    Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предприятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.

    Виды потребляемой энергии.

    Основными видами энергии являются: электрическая энергия; тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива; тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия. К энергоресурсам относятся: электрический ток, натуральное топливо, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, природный и сжиженный газ, горячая вода и конденсат, вода под напором.

    Потребляемые предприятием энергоресурсы могут приобретаться со стороны как покупные и вырабатываться собственными силами. На предприятии могут производиться: электроэнергия - на заводской электрической станции, пар и горячая вода - в котельных, генераторный газ - на газогенераторной станции.

    Основными видами энергии, потребляемой в промышленности, городском и сельском хозяйстве, являются тепловая и электрическая энергия. Поэтому составляют частичные энергобалансы – тепловые и электрические.

    Виды транспорта. Грузооборот и грузопотоки. Основные направления совершенствования работы транспортного хозяйства.

    Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

    По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

    Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, станциями ж/д, водного и воздушного транспорта.

    Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

    Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей.

    Существуют пять основных видов транспорта:

    1.Железнодорожный транспорт . Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи.

    2. Водный транспорт . Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевозки по водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно.

    3.Автомобильный транспорт . Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. В отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

    4.Трубопроводный транспорт. Этим видом транспорта перевозятся такие виды грузов, как нефть, зерно, каменный уголь, химические вещества. Транспортировка продукции этим видом транспорта обходится значительно дешевле по сравнению с другими видами транспорта.
    5.Воздушный транспорт На долю воздушного транспорта приходится незначительная часть перевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогостоящие и скоропортящиеся грузы на дальние расстояния.

    Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние.

    Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

    Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.