Субъекты таможенно-правовых отношений. Понятие и виды таможенно-правовых отношений

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Таможенное право Российской Федерации: понятие, предмет, метод и принципы

1. Понятие и особенности таможенного права

Таможенное право – это отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Таможенное право это комплексная отрасль российского права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

Среди российских юристов нет единого мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе. Некоторые полагают, что таможенное право – это самостоятельная отрасль российского права, другие считают, что таможенное право является подотраслью административного права. Также существуют ученые, которые утверждают, что таможенное право – это институт административного права.

Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующих доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования – административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве.

В пользу того, что таможенное право является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:

1) таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;

2) у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, с другой;

3) таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;

4) для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы;

5) у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты.

Исходя из этих доводов можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным, комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее эти отрасли права вполне обоснованно считаются самостоятельными.

Таможенные правоотношения – это отношения его участников, которые урегулированы и законодательно закреплены нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками могут возникать самые разнообразные отношения. Однако не все они могут становиться именно таможенными правоотношениями. Например, физическое лицо по телефону звонит в таможенный орган с целью узнать некоторые особенности перемещения того или иного товара через таможенную границу. Безусловно, между физическим лицом и таможенным органом возникает таможенное правоотношение. Само обращение физического лица в таможенный орган и консультация последнего содержат в себе все элементы состава таможенного правоотношения. Особенности таможенных правоотношений в том, что они имеют свою специфику. Во-первых, эта специфика предопределяется особенностью объекта регулирования, т. е. общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников – таможенного органа, поскольку это специальный субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия предоставлены таможенному органу актами таможенного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами в сфере таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Так например, в задачу таможенных органов входит прежде всего своевременно произвести таможенное оформление и таможенные процедуры. Такой же цели добиваются и лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако задача таможенных органов состоит и в другом. Они должны обеспечить полную и точную уплату таможенных платежей в федеральный бюджет. Здесь цели таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу, зачастую не совпадают. Далеко не все такие лица считают справедливым и правильным уплачивать высокие таможенные пошлины и налоги за таможенное оформление и осуществление других таможенных процедур. А если говорить об обеспечении экономической безопасности страны, то здесь цели таможенных органов и лиц, которые перемещают товары через таможенную границу, в целом совпадают.

Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Она определяется тем, что данные правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме того, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, потому что в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей.

Таможенные правоотношения, как и многие остальные правоотношения подразделяются на виды .

Эти отношения можно подразделить на:

1) активные таможенные действия;

2) пассивные таможенные действия;

3) посредническую таможенную деятельность;

4) вспомогательные таможенные действия;

5) организационную деятельность.

Активные таможенные действия заключаются в активном выражении (действиях) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими действиями выражает намерение переместить товары через таможенную границу. Пассивные таможенные действия выражаются в пассивном выражении (бездействии) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими пассивными действиями выражает намерение переместить товары через таможенную границу. Посредническая таможенная деятельность заключается в активных действиях лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Например, таможенный брокер (представитель) занимается оформлением товаров при перемещении их через таможенную границу или таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем. Вспомогательные таможенные действия выражаются в том, что субъект таможенного правоотношения осуществляет какие-либо вспомогательные действия. Например, таможенный орган принимает предварительное решение в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Организационная деятельность прослеживается в определении компетенции кого-либо из субъектов таможенных правоотношений. Например, Президент РФ своим указом определяет компетенцию Государственного таможенного комитета РФ. Или председатель Государственного таможенного комитета РФ своим приказом утверждает Положение о таможне и таможенном посте.

Состав таможенного правоотношения, его структура включает в себя три элемента:

2) субъекты;

3) объект.

Юридическое содержание таможенного правоотношения – это права и обязанности его субъектов. Например, лицо, желающее переместить свои товары через таможенную границу, обращается с соответствующим заявлением в таможенные органы, предпринимает конкретные действия в подтверждение данного намерения. В свою очередь таможенный орган обязан принять данное заявление и начать процедуру таможенного оформления товаров с тем, чтобы поместить их под тот или иной таможенный режим.

Материальное содержание таможенного правоотношения – это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т. е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей. Например, лицо, желающее переместить свой товар через таможенную границу, обращается с устным заявлением к таможенному органу о возможности сделать это, после чего совершает ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством, для осуществления своей цели.

Субъекты таможенных правоотношений – таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу. Те и другие обладают как правоспособностью, так и дееспособностью. Основания возникновения правоспособности и дееспособности субъектов таможенного правоотношения определены соответствующими актами таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.

Объект таможенного правоотношения – это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. Каждый участник таможенного правоотношения вступает в эти отношения для того, чтобы реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое перемещает товары через таможенную границу, делает это для того, чтобы развивать свое производство, получить от продажи изготовленной продукции соответствующий доход. Полученная им прибыль может быть вложена этим лицом в дальнейшее развитие налаженного им производства продукции, его обновления и модернизации. Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в том, чтобы содействовать осуществлению целей российского товаропроизводителя, получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, перечислить их в федеральный бюджет, обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий. Для возникновения, изменения или прекращения конкретного таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический факт. Это такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение или прекращение таможенного правоотношения.

Как известно, юридические факты делятся на события и действия. В таможенных правоотношениях в подавляющем числе случаев мы имеем дело с действиями. Такова специфика таможенных правоотношений. Все, что связано с возникновением таможенного правоотношения по перемещению товаров через таможенную границу, – это прежде всего действия лица, которое намеревается это сделать. Однако нередко встречаются и случаи наступления определенного события как основания возникновения, изменения или прекращения таможенного правоотношения. Так, действие того или иного таможенного режима прекращается по истечении определенного времени, т. е. наступления события, связанного с истечением времени помещения товаров под конкретный таможенный режим.

2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права

Под предметом таможенного права понимаются общественные отношения в таможенной сфере. Эти отношения связывают с:

1) организацией таможенного дела в стране;

2) таможенным оформлением;

3) таможенными режимами;

4) специальными таможенными процедурами;

5) преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение;

6) участием РФ в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере.

Под принципами таможенного права понимаются его основные начала, главные идеи, которые проходят через все нормы таможенного права. Так же, как и любой отрасли российского права, таможенному праву присущи принципы законности и демократизма. Принцип законности обозначает, что все участники таможенных правоотношений обязаны действовать в строгом соответствии с Конституцией РФ, международными договорами России, ее законами, а также иными нормативно-правовыми актами. Принцип демократизма предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. Помимо принципов, присущих всем отраслям права, таможенное право имеет и свои специальные принципы. К ним относятся следующие принципы.

Во-первых, принцип полного и четкого таможенного регулирования, который означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере. Новый ТК РФ в наибольшей степени отвечает этому требованию. В п. 1 ст. 6 ТК РФ указано, что положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано нечеткостью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

Во-вторых, это принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов, который предполагает, что таможенные средства и инструменты должны применяться и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения внешнеторгового оборота, обеспечения соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обеспечения интересов всех участников таможенных правоотношений. Таможенные средства и инструменты должны постоянно совершенствоваться и обновляться. Таможенная служба РФ не может и не должна жить старыми методами и наработками, нужно постоянно быть в поиске, использовать все новое, передовое, что применяется в таможенных службах других стран.

В-третьих, это принцип учета опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Можно отметить, что РФ активно участвует в международно-правовом регулировании вопросов таможенного дела, участвует в большинстве многосторонних договоров и соглашений в таможенной сфере.

В таможенном праве как комплексной отрасли права применяются все имеющиеся в системе права способы правового воздействия (методы) на субъектов таможенных правоотношений. Это прежде всего два метода – административно-правовой и гражданско-правовой в их различных формах выражения.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь преобладают отношения неравных сторон, одна их которых управляет, а другая подчиняется первой. Также следует признать, что в новой редакции ТК РФ постоянно отмечается, что таможенные органы и их должностные лица ни в коем случае не должны выходить за рамки правового поля, которое очерчено ТК РФ и иными законами РФ. Причем ТК РФ теперь подробно регулирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенных органов и лиц. Тем не менее специфика таможенного дела такова, что здесь все же установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных законодательством параметрах. Эти альтернативные действия и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов или спорной ситуации.

Новый ТК РФ предоставляет лицам больший простор и большие возможности для применения регулирования отношений в области таможенного дела гражданско-правовым методом. К примеру, лица, которые перемещают товар через таможенную границу, сами определяют, какой таможенный режим для своих товаров избрать. В соответствии со ст. 406 ТК РФ по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться не только в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений, но и в других местах. По сравнению с ранее действовавшей редакцией ТК РФ в новой редакции сказано, что таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности таможенного контроля. То же самое можно сказать и о времени работы таможенного органа. Согласно ст. 407 ТК РФ время работы таможенных органов в местах таможенного оформления, за исключением портов, аэропортов и иных пунктов пропуска через государственную границу РФ, устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности. В п. 2 ст. 407 ТК РФ говорится, что по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

Система таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части – Общую, Особенную и Специальную.

Общая часть таможенного права включает следующие институты: понятие, особенности, методы и систему таможенного права; его институты; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; ответственность в таможенном праве.

Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как таможенное оформление, таможенные тарифы, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль.

Специальная часть включает в себя: международное таможенное право, сотрудничество РФ с государствами – участниками СНГ по таможенным вопросам, международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.

Вопросы и задания для повторения

1. Назовите основные особенности таможенного права

2. Дайте определение понятию «таможенного права»

3. Назовите предмет таможенного права

4. Назовите субъекты таможенного права

5. Дайте определение понятию «таможенные правоотношения»

6. Какие методы правового регулирования присущи таможенному праву

7. Какие составные части включает в себя система таможенного права

8. Охарактеризуйте основные принципы таможенного права

9. Дайте понятие объекту и субъекту таможенного правоотношения

Тема 2. Источники таможенного права Российской Федерации. Таможенная политика

1. Понятие и классификация источников таможенного права

Под источниками права понимаются его внешние формы выражения, т. е. правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права, содержащие и закрепляющиеся правила поведения в таможенной сфере.

Законодательство в таможенной сфере представляет собой исключительно акты федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства не существует правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Источниками таможенного права являются следующие федеральные нормативно-правовые акты.

1. Конституция РФ. Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ, например п. «ж» ст. 71 Конституции РФ говорится, что таможенное регулирование относится к ведению РФ. Другими словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования. Встречающиеся кое-где попытки региональных властей воспрепятствовать перемещению отдельных товаров из своих регионов или, наоборот, в свои регионы следует считать антиконституционными.

В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

Помимо названных статей Конституции страны, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

1) о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности – ч. 1 ст. 8;

2) о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности – ч. 2 ст. 8;

4) о защите достоинства личности – ст. 21;

5) об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина – ч. 2 ст. 24,

6) о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а ее граждан – и беспрепятственно возвращаться в свою страну – ч. 2 ст. 27, что является необходимым юридическим условием свободного ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств;

7) о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности – ч. 1 ст. 34, что включает и право на занятие не запрещенной законом внешнеэкономической деятельностью;

8) о праве обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления – ст. 33, что гарантирует право обращения в таможенные органы индивидуально или коллективно, а также с коллективным запросом;

9) многие другие нормы Конституции РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию;

2. Международные договоры РФ в области таможенного дела. Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора – ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Исходя из этого можно определить, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются одними из главных источников таможенного права России. В настоящее время Россия участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции.

Таможенная конвенция – это двустороннее или многостороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. Главными из них являются:

1) Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.;

2) Таможенная конвенция «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» от 14 ноября 1975 г. с поправками 1997 г.;

3) Таможенная конвенция «О карнете АТА для временного ввоза» 1961 г.;

5) Конвенция «О гармонизированной системе классификации и кодирования товаров» 1983 г.;

6) Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» от 9 июня 1977 г.;

7) Таможенная конвенция «О контейнерах» 1972 г.;

8) двусторонние договоры РФ с иностранными государствами в области таможенного дела;

3. Таможенный кодекс РФ. Новая редакция ТК РФ 2003 г. по своему объему примерно в полтора раза больше предыдущей редакции, хотя разделов, глав и статей в ней стало меньше. Если в старой редакции было 64 главы, то в действующей – 42, т. е. на треть меньше. Ранее разделов было 14, стало 6, статей соответственно – 456 и 439. Нормы, положения и термины, используемые в ТК РФ, приведены в соответствие с законодательными актами РФ, принятыми в 1994–2003 гг. В ТК РФ были исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил, вошедшие в ТК РФ об административных правонарушениях. Исключен также ряд норм и положений, регулируемых Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ). В действующей редакции ТК РФ усилена торгово-политическая составляющая таможенного дела путем поворота ряда его норм в направлении, обеспечивающем защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и облегчающем деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров.

Осуществлен перевод многих положений ТК РФ на нормы прямого действия (в частности, путем включения в него важнейших положений ряда нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета РФ). Сюда включены развернутые положения и правовые нормы по защите таможенными органами интеллектуальной собственности.

Значительные дополнения внесены также в раздел «Таможенное декларирование товаров и транспортных средств». Здесь увеличен срок для декларирования, но и он при наличии оснований может быть продлен. Новые положения внесены в порядок осуществления таможенного контроля, раскрыто содержание форм контроля, права и обязанности таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности. Определен упрощенный и приоритетный порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств. В ТК РФ содержатся вопросы регулирования службы в таможенных органах, порядок применения оружия и специальных средств. В ТК РФ включены положения о порядке использования морских судов, поскольку практика осуществления таможенного контроля во внутренних и территориальных водах показала необходимость наличия у таможенных органов таких судов, которые должны быть оснащены соответствующим оборудованием и вооружением. Принятие ТК РФ в новой редакции позволяет значительно усовершенствовать правовую базу деятельности таможенных органов путем установления в нем норм преимущественно прямого действия. Для бизнеса это означает стабильность и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории РФ, упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления;

4. Федеральные законы РФ. Помимо ТК РФ, источниками таможенного права являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот Закон по объему и сложности существенно уступает ТК РФ.

Закон «О таможенном тарифе» состоит из 7 разделов и 38 статей. В нем урегулированы многие вопросы, среди них:

1) сезонные и особые пошлины;

2) таможенная стоимость товара;

3) методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения;

4) определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.

Одним из важнейших законов в сфере таможенного дела является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он определяет:

1) основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2) порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами;

3) права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

Кроме федеральных законов, которые относятся исключительно к сфере таможенного права, в РФ действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них можно назвать Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Закон защищает отрасли российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечивает условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, поддерживает равновесие платежного баланса посредством регулирования импорта товаров, а также обеспечивает условия продвижения товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» регламентирует специальные защитные меры, процедуру введения специальных пошлин и проведения расследований при их введении.

Федеральный Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» направлен на сохранение культурного наследия народов РФ. Он защищает отечественные культурные ценности от незаконного вывоза за границу, а культурные ценности иностранных государств – от незаконного ввоза на территорию РФ.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет основные принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены и таможенные органы РФ в пределах предоставленных им полномочий.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» регламентирует вопросы ввоза на российскую таможенную территорию и вывоза с нее различных видов оружия, которое находится в пользовании физических лиц.

  • 9. Система таможенных органов рф.
  • 10. Функции таможенных органов.
  • 11. Таможенные правонарушения.
  • 12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).
  • 13. Таможенные операции и таможенное процедуры (понятие, виды, соотношение).
  • 14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
  • 15. Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
  • 16. Понятие, содержание и сроки таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
  • 17. Формы таможенного декларирования и порядок их применения.
  • 18. Понятие и статус таможенного брокера.
  • 19. Понятие и статус таможенного перевозчика.
  • 20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.
  • 21. Понятие и статус владельца таможенного склада.
  • 22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф и порядок убытия за ее пределы.
  • 23. Понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.
  • 24. Таможенный контроль товаров и транспортных средств (начало, периоды, завершение). Таможенный контроль товаров выпущенных для свободного обращения.
  • 25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.
  • 26. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств).
  • 27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
  • 28. Основания и порядок проведения личного досмотра. Участники личного досмотра.
  • 29. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля.
  • 30. Общий порядок исчисления таможенных платежей, формы и валюта уплаты.
  • 31. Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения.
  • 32. Возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
  • 33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа рф.
  • 34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.
  • 35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.
  • 36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в рф с нарушением таможенных правил.
  • 37. Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
  • 38. Обеспечение уплаты таможенных платежей (основания применения, способы и размер обеспечения).
  • 39. Понятие, содержание и особенности применения таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
  • 40. Понятие и содержание международного таможенного транзит. Международный таможенный транзит отдельных видов товаров.
  • 41. Таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления: общие и отличительные характеристики.
  • 42. Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
  • 43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).
  • 44. Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании.
  • 46. Таможенный режим переработки вне таможенной территории: понятие и порядок применения.
  • 47. Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза: общие и отличительные характеристики.
  • 48. Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования.
  • 49. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения квалификационного аттестата и основания его аннулирования.
  • 50. Таможенный режим уничтожения: понятие, порядок заявления, требования.
  • 51. Таможенный режим отказа в пользу государства: понятие, порядок заявления, требования.
  • 52. Таможенный режим беспошлинной торговли: понятие, порядок применения, требования.
  • 53. Таможенный режим перемещения припасов и специальные таможенные режимы (понятие и содержание режимов).
  • 54. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф товаров и наличной валюты.
  • 56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф транспортных средств.
  • 59. Способы таможенного декларирования товаров участниками вэд (предварительное, периодическое, неполное и др.). Предварительное декларирование товаров
  • Периодическое временное декларирование российских товаров
  • 60. Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
  • 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    2. Таможенное право: понятие и сущность.

    Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

    Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

    Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

    3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

    Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

    Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

    Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

    Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

    Лица - юридические и физические лица.

    Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

    Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

    Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

    Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

    Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

    12.02.2015

    Правовой отдел

    Правовой отдел (далее - Отдел) входит в состав службы правовых и имущественных отношений (далее - Служба) является структурным подразделением Центральной базовой таможни (далее - таможня), созданным для организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможне, обеспечения законности в её деятельности.

    Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иным законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами таможни.

    Работа Отдела строится на основе планов работы таможни, Службы и Отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Отдела утверждается начальником таможни, по согласованию с начальником Службы и формируется с учетом планов работы ФТС России и таможни.

    Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Отделе осуществляются согласно установленному порядку. При осуществлении своей деятельности Отдел соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

    ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

    1. Правовое обеспечение деятельности таможни, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при выполнении ею своих функций.

    2. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов, разработанных в соответствии с установленным порядком структурными подразделениями таможни.

    3. Обеспечение правовой защиты интересов таможни в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

    4. Представление интересов таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

    5. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможни по правовым вопросам.

    6. Правовое обеспечение работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

    7. Правовое обеспечение реализации актов таможенного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

    8. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц и работников таможни.

    9. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности таможни.

    10. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц и работников таможни.

    ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

    1. Подготавливает самостоятельно либо участвует в подготовке (анализирует, проводит правовую экспертизу) совместно с другими структурными подразделениями таможни проекты правовых актов, издание которых входит в компетенцию таможни.

    2. Проводит правовую экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями таможни, если их издание, утверждение или согласование входит в компетенцию таможни.

    3. Анализирует и обобщает судебную и правоприменительную практику таможни.

    4. Подготавливает и вносит на рассмотрение начальника таможни и Правового управления ФТС России по согласованию с начальником Службы предложения о внесении изменений (дополнений) в правовые акты таможни, нормативные и иные правовые акты ФТС России либо об их отмене.

    5. Принимает меры по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями таможни законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

    6. Подготавливает отчеты, а также справочную, аналитическую информацию и материалы о правовой деятельности таможни для направления их в установленном порядке в Правовое управление ФТС России.

    7. Осуществляет контроль соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России правовых актов таможни.

    8. Осуществляет систематизированный учет и хранение поступающих в таможню нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых таможней правовых актов ненормативного характера, поддерживает соответствующую базу в актуальном состоянии.

    9. Оказывает по поручению начальника таможни (Службы) помощь структурным подразделениям таможни, их должностным лицам и работникам по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

    10. Обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (работу) в таможню, решении вопросов, связанных с прохождением государственной службы (работы), привлечении должностных лиц и работников к дисциплинарной ответственности, увольнении с государственной службы (работы).

    11. Участвует совместно с другими структурными подразделениями таможни в подготовке и заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, проводит правовую экспертизу представленных на рассмотрение структурными подразделениями таможни проектов государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров;

    12. Рассматривает и согласовывает проекты конкурсных документаций, документаций об аукционе, запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

    13. Участвует в претензионной работе при применении мер воздействия к контрагентам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими контрактных (договорных) обязательств.

    14. Представляет интересы таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

    15. Обеспечивает судебную защиту интересов таможни при рассмотрении судами дел с участием таможни в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

    16. Принимает меры совместно с отделом бухгалтерского учета и контроля таможни по возмещению материального ущерба, причиненного таможне.

    17. Участвует по поручению начальника таможни (Службы) в служебных проверках в таможне и подготавливает в пределах компетенции Отдела заключения по материалам служебных проверок.

    18. Рассматривает обращения физических и юридических лиц, подготавливает совместно с другими структурными подразделениями таможни ответы на них, направляет их заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

    19. Осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    , Chrome
    Любая отрасль законодательства имеет свою терминологию. Придание отдельному термину определенного смысла (для целей данной правовой отрасли) во многом упрощает построение юридических фраз (конструкций). Поэтому, чтобы последующее восприя-тие таможенных правил было более предметным, необходимо рассмотреть содержание отдельных ключевых понятий.
    Таможенная территория и таможенная граница РФ.
    Таможенная территория Российской Федерации представляет собой Государственную территорию России, а также находящи - еся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикциюл в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    На Государственной территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то есть для предоставления определенных преимуществ (таможенных льгот).
    Например, для таможенных целей статус особых экономических зон имеют Калининградская область и город Магадан.
    Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы особых экономических зон, искусственных островов, установок и сооружений (находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации) являются таможенной границей.
    Таким образом, таможенная граница Российской Федерации может не совпадать с Государственной границей и, как следствие, появляются несколько таможенных границ:
    внешняя (пределы территорий искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации);
    внутренняя (пределы особых экономических зон).
    Кроме того, в случае создания таможенного союза2 и объединения таможенных территорий государств-участников таможенного союза в единую таможенную территорию пределы последней
    " См.: Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807; Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 19 янв.
    2 В соответствии с пунктом 25 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под таможенным союзом понимается единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21 «Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях», 32 «Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов», 38 «Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ», 39 «Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования» ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.
    также могут не совпадать с Государственной границей Российской Федерации.
    Перемещение через таможенную границу Российской Фе-дерации.
    Под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.
    С перемещением связано возникновение таможенно-правовых отношений. Другими словами, с момента приобретения товаром статуса перемещаемого права пользования и распоряжения им ограничиваются соответствующими требованиями таможенного законодательства.
    При ввозе товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации - перемещение начинается с фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации и завершается выпуском товаров (принятием таможенным органом решения о возможности использования избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры). Соответственно товар, находящийся в процессе таможенного оформления, рассматривается как перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации.
    При вывозе товаров (транспортных средств) с таможенной территории Российской Федерации - перемещение начинается с момента подачи таможенной декларации или совершения иных действий, рассматриваемых как непосредственно направленные на вывоз товаров (транспортных средств) за пределы таможенной территории Российской Федерации, и завершается фактическим пересече-нием товарами (транспортными средствами) таможенной границы Российской Федерации (вывозом товаров).
    Таким образом, перемещение характеризуется началом, периодом времени и завершением. То есть можно вести речь о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах (транспортных средствах) и перемещенных (выпущенных таможенными органами после ввоза или пересекших таможенную границу при вывозе).
    Товары.
    Товаром в целях таможенного законодательства является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имуще- ство, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
    В таможенном отношении товар - это:
    предмет таможенного оформления и таможенного контроля (пункт 1 ст. 14 ТК РФ);
    объект обложения таможенными пошлинами, налогами (ст. 322 ТК РФ).
    Главными признаками товаров выступают:
    движимость;
    перемещаемость через таможенную границу Российской Федерации.
    Примечательно, что отдельные объекты гражданских прав, такие, например, как результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК РФ), в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), не охвачены понятием товаров, применяемым в таможенных целях.
    Вместе с тем при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, последние также подлежат таможенному контролю и учету при исчислении налоговой базы для взимания таможенных платежей.
    Контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, преследует несколько целей.
    1. Обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов (стоимость прав на поль- зование объектами интеллектуальной собственности учитывается при определении таможенной стоимости товаров)".
    Недопущение:
    приостановления процессов создания объектов интеллектуальной собственности на территории РФ и их вовлечение в хозяйственный оборот;
    подрыва легальной индустрии товаров;
    создания угрозы безопасности потребителей;
    подрыва авторитета государства и, как следствие, уменьшение инвестиционной привлекательности страны.
    Защита интересов правообладателей.
    Как показывает практика, нарушения прав пользования объектами интеллектуальной собственности в таможенной сфере могут быть связаны:
    с физической подделкой (то есть вместо одного товара, за-явленного на упаковке, предлагается иной продукт, например, вместо коньяка - крашеный спирт, вместо духов - туалетная вода или иной пахучий раствор и тому подобное);
    с несанкционированным изготовлением и ввозом/вывозом продукции;
    с несанкционированной торговлей товаром (без получения на это прав производителя, так называемый «параллельный импорт»).
    Для защиты публичных интересов (интересов государства) при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы наделены компетенцией привлечения к административной ответственности, например, по фактам:
    недостоверного декларирования (часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ);
    нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (часть 1 ст. 7.12 КоАП РФ);
    незаконного использования товарного знака (ст. 14.10 КоАП
    РФ).
    Для защиты частных интересов, то есть интересов обладателей исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания, а также обладателей прав пользования наименованием места происхождения товара - таможенные органы вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров (ст. 393 ТК РФ).
    В соответствии с главой 38 ТК РФ, положения которой основаны на принципах охраны интеллектуальной собственности, содержащихся в Соглашении ГАТТ/ВТО по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), схематично такая модель выглядит следующим образом.
    Владелец любого зарегистрированного товарного знака, знака обслуживания, обладатель авторского или смежного права, права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель) обращается в Федеральную таможенную службу (Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений) с заявлением о защите его прав.
    Заявление должно относиться к одному объекту интеллектуальной собственности (объектам авторского права, объектам смежных прав, товарным знакам, знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров), причем в рамках одного объекта возможно несколько их видов, например, товарных знаков или объектов авторских прав.
    ФТС России рассматривает заявление и принимает решение об обеспечении защиты прав правообладателя и включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр ФТС России. Данный Реестр подлежит опубликованию ФТС России в своих официальных изданиях.
    За включение в Реестр объектов интеллектуальной собственности плата не взимается (абзац 2 пункта 1 ст. 395 ТК РФ). Предельный срок нахождения в Реестре ФТС России и, соответственно, принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, не должен превышать пяти лет.
    При этом правообладатель должен принять меры по обеспечению исполнения возможных обязательств, обусловленных необходимостью возмещения имущественного вреда заинтересованному лицу (декларанту, собственнику, получателю товаров), причинен-ного приостановлением таможенным органом выпуска товаров.
    Способ обеспечения может быть любой, предусмотренный гражданским законодательством РФ, но сумма обеспечения обязательства должна быть не Ниже 500 тыс. руб. (пункт 2 ст. 395 ТК РФ).
    Таможенные органы на местах (таможни, таможенные посты) осуществляют контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности.
    При выявлении товаров, указанных правообладателем как кон-трафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (возможно продление срока еще на 10 рабочих дней).
    приостановлении выпуска товаров и его причинах уведомляются декларант и правообладатель. Причем одновременно с этим таможенный орган сообщает указанным лицам их взаимные адреса и наименования (пункт 2 ст. 397 ТК РФ).
    При подтверждении правообладателем факта подделки таможенный орган принимает меры по привлечению к ответственности декларанта и дальнейшая судьба контрафактной продукции (арест, изъятие, конфискация) зависит от решения соответствующего уполномоченного органа.
    В случае если товары оказались подлинными, правообладатель несет ответственность за причиненный декларанту (собственнику товаров) имущественный вред (пункт 3 ст. 397 ТК РФ)".
    Следующей неотъемлемой таможенно-правовой характеристикой товара является его принадлежность к российскому или иностранному ".
    Принадлежность товара к российскому или иностранному используется для целей применения либо неприменения в рамках отдельных таможенных режимов или таможенных процедур (временного хранения, внутреннего таможенного транзита):
    мер тарифного и нетарифного регулирования;
    запретов и ограничений неэкономического характера.
    Например, поместить под таможенный режим реимпорта (обратного ввоза в РФ) можно товары, которые на момент вывоза имели статус российских (подпункт 1 пункта 1 ст. 235 ТК РФ). В свою очередь, использование режима реимпорта предусматривает (пункт 1 ст. 234 ТК РФ):
    освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
    неприменение к товарам запретов и ограничений экономи-ческого характера.
    Под таможенный режим переработки на таможенной террито-рии могут помещаться только иностранные товары (пункт 1 ст. 173, пункт 3 ст. 174 ТК РФ), с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
    Временное хранение - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 ТК РФ).
    В целом, российские товары - это товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации. То есть свободном от ограничений прав собственности со стороны таможенного законодательства.
    Критериями приобретения товарами статуса российских могут выступать:
    полное производство товаров на территории РФ;
    выпуск товаров для свободного обращения на территории РФ (то есть товар, изначально произведенный за рубежом, после ввоза в РФ и уплаты таможенных платежей с соблюдением всех запретов и ограничений приобретает статус российского);
    изготовление в РФ товаров из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ.
    Важно подчеркнуть, что при вывозе российских товаров за пределы таможенной территории РФ они утрачивают статус российских и рассматриваются как иностранные.
    В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 11 ТК РФ все товары, не отвечающие критериям российских, - являются иностранными.
    В отличие от российских товаров иностранные товары всегда находятся на таможенной территории РФ под таможенным контролем. Нахождение иностранных товаров под таможенным контролем предусматривает пользование и распоряжение ими только в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ. Данные ограничения, например, могут быть обусловлены требованиями таможенных процедур внутреннего таможенного транзита, временного хранения товаров или требованиями таможенных режимов.
    Кроме определения принадлежности товара к российскому или иностранному, для целей таможенного регулирования (например, таможенно-тарифного регулирования), имеет значение конкретная страна (группа стран) происхождения иностранных товаров.
    Данная детализация применяется к иностранным товарам:
    а) происходящим из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), который предоставляется Российской Федерацией на основании заключенного двухстороннего торгового соглашения (например, США, Канада, Япония, Китай, страны Европейского Союза и др.);
    б) происходящим из стран, которым Российская Федерация не предоставляет режима наибольшего благоприятствования (например, Алжир);
    в) происходящим из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);
    г) происходящим из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.);
    д) происходящим из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли);
    е) произведенным на территории свободной таможенной зоны (на свободном складе) ;
    ж) имеющим статус российских на момент их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации;
    Таким образом, схематично принадлежность товара к российскому или иностранному, а также учет страны его происхождения можно представить в следующем виде:
    ТОВАР
    Российский Иностранный:
    (находящийся на таможенной а) происходящий из страны,
    территории РФ в свободном в торгово-политических отношениях обращении) с которой РФ предоставляет режим
    наиболее благоприятствуемой нации (РНБ); б) происходящий из страны, которой РФ не предоставляет режима наибольшего благоприятствования; в) происходящий из развивающейся страны;
    г) происходящий из наименее развитой страны;
    д) происходящий из стран СНГ; е) произведенный на территории свободной таможенной зоны (на свободном складе); ж) бывший (вывезенный) российский товар
    Отдельно от товаров в ТК РФ (как и в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») рассматриваются транспортные средства, которые задействованы в международных перевозках пассажиров и грузов.
    Однако если целью перемещения транспортного средства является его купля-продажа, обмен (бартер), дарение, аренда (лизинг), обеспечение нормальной работы представительств зарубежных компаний, находящихся на территории Российской Федерации, то оно подпадает под понятие товара.
    Таможенные операции и таможенные процедуры.
    Таможенные операции - это отдельные действия, совершаемые участниками таможенных правоотношений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
    Порядок осуществления конкретных таможенных операций, включая статус товаров для таможенных целей, обусловлены соответствующей таможенной процедурой.
    Так, например, таможенные операции по доставке иностранных товаров и транспортных средств (перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации) с места ввоза до места таможенного декларирования охвачены процедурой внутреннего та-моженного транзита.
    Помещение товаров на склад временного хранения, собственно хранение товаров, включая особенности совершения с ними отдельных действий (осмотр, пересчет, отбор проб для проведения экспертных исследований), выпуск товаров со склада - объединены таможенной процедурой временного хранения товаров.
    Операции, связанные с заявлением по установленной форме сведений о перемещаемых товарах, в том числе в соответствии с требованием конкретного таможенного режима или специальной таможенной процедуры, являются таможенным декларированием (пункт 1 ст. 124 ТК РФ).
    Таким образом, все возможные таможенные операции можно разделить на несколько групп.
    Операции, предшествующие таможенному декларированию.
    Операции таможенного декларирования, а также таможенные операции, обусловленные требованиями по завершению таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (пункт 2 ст. 60 ТК РФ).
    Таможенные процедуры, в свою очередь, согласно ТК РФ разделены на три относительно самостоятельные группы.
    Процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств (подраздел 1 раздела II ТК РФ).
    Таможенные режимы (подраздел 2 раздела II ТК РФ).
    Специальные таможенные процедуры (подраздел 3 раздела II ТК РФ).
    Важно иметь в виду, что таможенные операции и процедуры не всегда могут применяться последовательно, сменяя друг друга. ТК РФ предусматривает отдельные случаи поглощения одними таможенными процедурами других.
    Например, особенности таможенного оформления товаров - в общем и таможенного декларирования в частности, обусловленные конкретной специальной таможенной процедурой, могут превалировать над общим порядком совершения таможенных операций (таможенных процедур). Так, в соответствии с пунктом 4 ст. 310 ТК РФ, а также пунктом 2 ст. 314 ТК РФ таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита не приме- няются в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
    Выпуск товаров.
    Выпуск товаров - это действие таможенных органов, выра-жающееся в принятии юридически значимого решения и заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом или специальной таможенной процедурой.
    В ТК РФ предусмотрена отдельная глава 16, посвященная выпуску товаров. Понятие выпуска товаров является наиболее общим.
    Дальнейшая конкретизация выпуска зависит от вида таможенного режима, в соответствии с которым товар выпускается, специ-альной таможенной процедуры или других особенностей выпуска, обусловленных необходимостью соблюдения заинтересованным лицом определенных требований.
    Таким образом, возможны несколько вариантов выпуска товаров.
    1. Условный выпуск на таможенной территории Российской Федерации (ст. 151 ТКРФ).
    Условный выпуск может быть сопряжен с требованиями по соблюдению определенных ограничений прав пользования и распоряжения условно выпускаемыми товарами. Например:
    условный выпуск товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных платежей (ввоз гуманитарной помощи, ввоз товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями);
    условный выпуск товаров, помещенных под таможенные режимы, предусматривающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.);
    условный выпуск товаров без предоставления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (лицензии, сертификаты соответствия требованиям технических стандартов).
    Наряду с ограничениями прав пользования и распоряжения условно выпускаемыми товарами, а также соблюдением требований по предоставлению необходимых разрешительных документов варианты условного выпуска могут ограничиваться только выполнением обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов.
    Так, в соответствии с пунктом 4 ст. 151 ТК РФ товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.
    Выпуск для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации (снятие с товаров всех запретов и огра-ничений со стороны таможенного законодательства, например выпуск в соответствии с таможенными режимами реимпорта - пункт 2 ст. 234 ТК РФ, выпуск для внутреннего потребления - пункт 1 ст. 164 ТК РФ, ввоз товаров в РФ физическими лицами - пункт 6 ст. 282 ТК РФ).
    Выпуск российских товаров, подлежащих убытию с таможенной территории Российской Федерации. То есть выпуск товаров, помещенных под таможенный режим, предусматривающий их непосредственный вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации, например, режим экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории.
    Таможенные льготы.
    С выпуском товаров связано еще одно понятие, которое в таможенной терминологии в самостоятельном (общем) виде не упоминается. Однако его признаки присутствуют практически во всех основных институтах - это таможенные льготы.
    Как правило, под льготой принято понимать предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
    В ТК РФ, равно как и в других документах, содержащих нормы таможенного права, общего понятия льгот не дано, последние лишь упоминаются в связи с определенными преимуществами, на-пример, освобождениями от уплаты таможенных платежей (см. пункт Зет. 131ТКРФ).
    Придерживаясь понятия о льготах вообще, таможенные льго-ты можно обозначить как определенные преимущества, предоставляемые в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.
    Льготами по уплате таможенных платежей охвачены:
    а) тарифные льготы (преимущества, предоставляемые в связи с уплатой таможенной пошлины, которые выражаются в освобождении от такой уплаты, применении сниженной ставки таможенной пошлины, возврате ранее уплаченной таможенной пошлины);
    б) налоговые льготы (акциз, НДС, от обязанности уплаты которых плательщик может быть освобожден);
    в) льготы по уплате таможенных сборов (например, освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров).
    Льготы по таможенным платежам также можно разделить по основаниям предоставления:
    тарифные преференции (льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товаров);
    льготы, предоставляемые в зависимости от вида товаров (например, от уплаты таможенной пошлины, НДС освобождаются валюта, ценные бумаги);
    льготы, предоставляемые в зависимости от цели ввоза товаров (гуманитарная помощь);
    льготы для отдельной категории иностранных лиц (дипломатические представительства, консульские учреждения);
    избранный таможенный режим (таможенный склад, транзит и др.);
    стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превыша-ет 5000 рублей (подпункт 2 пункта 2 ст. 319 ТК РФ).
    Льготы в области таможенного оформления могут быть обусловлены:
    минимальным перечнем необходимых для таможенных целей документов и сведений (см. пункт 2 ст. 63 ТК РФ);
    сокращением времени на производство таможенных формальностей (см. ст. 67 ТК РФ);
    возможностью осуществления отдельных таможенных операций и таможенных процедур на объектах участников внешнеэкономической деятельности (см. пункт 3 ст. 68 ТК РФ) .
    Совершенствование таможенных процедур и таможенных операций, осуществляемых в рамках таможенного оформления товаров, постепенно ведет к «размыванию» таможенных льгот в этой области. Отдельные преимущества уже не рассматриваются как исключения из общих правил, а становятся обычными способами таможенного оформления (декларирования) товаров и транспортных средств.
    К таким особенностям таможенного оформления можно отнести:
    предварительное таможенное декларирование товаров;
    декларирование товаров в электронной форме;
    декларирование товаров различных наименований с указанием одного классификационного кода.
    Преимущества при проведении таможенного контроля предусматривают освобождение от определенных его форм, например, таможенного досмотра товаров и транспортных средств (см. ст. 386 ТК РФ).
    Таможенное законодательство может допускать применение таможенных льгот как по отдельности, так и одновременно по таможенным платежам, таможенному контролю и таможенному оформлению товаров. Например, при перемещении товаров физическими лицами не для предпринимательских целей («зеленый коридор») или в случаях освобождения от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.
    Сроки.
    Таможенное право, состоящее из норм, главным образом, процедурного характера, регулирует деятельность, связанную с прохождением таможенных формальностей, пользованием и распоряжением товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, а также деятельность в области таможенного дела.
    Соответственно, важное значение имеют определенные временные рамки или сроки, в пределах которых заинтересованные лица вправе реализовывать свои субъективные права.
    Под сроком в таможенном праве следует понимать период времени, в течение которого необходимо или возможно совершать определенные юридически значимые действия.
    Значимость сроков в таможенном регулировании подтверждается наличием в ТК РФ отдельной статьи 9 «Порядок исчисления сроков, установленных Таможенным кодексом РФ».
    В соответствии с пунктом 1 ст. 9 ТК РФ сроки в ТК РФ определяются:
    периодом времени (например, 15 дней для подачи таможенной декларации на ввозимые в РФ товары - пункт 1 ст. 129 ТК РФ; 2 месяца - срок временного хранения товаров - абзац 1 пункта 1 ст. 103 ТК РФ; 3 года - срок хранения товаров на таможенном складе - пункт 1 ст. 218 ТК РФ);
    днем наступления конкретного события (например, при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации - пункт 2 ст. 329 ТК РФ; до убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган необходимые документы и сведения - абзац 1 пункта 3 ст. 120 ТК РФ).
    Исчисление сроков осуществляется в соответствии с ГК РФ, если ТК РФ не установлен специальный порядок их исчисления (пункт 2 ст. 9 ТК РФ).
    В соответствии с ТК РФ сроки могут устанавливаться:
    а) в годах (например, сроки действия таможенных режимов или возможного применения таможенных режимов; сроки действия свидетельств о включении в Реестры владельцев СВХ, таможенных складов, таможенных перевозчиков, срок давности для взыскания или возврата таможенных платежей);
    б) в месяцах (например, срок хранения товаров на СВХ, срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пла-тежей);
    в) в сутках (например, предельный срок хранения на СВХ товаров, запрещенных к ввозу в РФ, составляет трое суток - пункт 1 ст. 13ТКРФ);
    г) в днях (например, сроки проверки таможенной декларации, документов и товаров - пункт 1 ст. 359 ТК РФ);
    д) в часах (например, сроки оформления завершения внутреннего таможенного транзита - пункты 1-3 ст. 92 ТК РФ).
    С практической точки зрения представляет интерес деление всех предусмотренных ТК РФ сроков нареальные и формальные.
    Дело в том, что существование сроков не только предоставляет временную возможность реализации определенных прав, но и призвано дисциплинировать участников таможенных правоотношений, причем последнее в равной степени относится как к заинтересованным лицам, так и к таможенным органам.
    Реальность сроков прямо указывает на негативные последствия их несоблюдения для соответствующих участников таможенных правоотношений (в том числе потенциальных). Например, несоблюдение годового срока обращения в таможенный орган с целью подтверждения страны происхождения товара лишает лицо возможности восстановления льготного порядка уплаты таможенной пошлины (пункт 3 ст. 38 ТК РФ).
    Пропуск трехлетнего срока возврата на таможенную территорию РФ ранее вывезенных российских товаров лишает лиц (потенциальных участников таможенных правоотношений) возможности применения таможенного режима реимпорта (подпункт 2 пункта 1 ст. 235 ТК РФ).
    Нарушение таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов предусматривает начисление на не возвращенную в установленный срок сумму таможенных пошлин, налогов процентов по ставке рефинансирования ЦБ России за каждый день нарушения срока возврата (пункт 4 ст. 355 ТК РФ).
    Формальные сроки позволяют только косвенно предполагать возможность наступления негативных последствий для лиц, которым предписано соблюдение данных сроков в соответствии с ТК РФ.
    Например, сроки проверки таможенным органом таможенной декларации, иных документов и товаров (пункт 1 ст. 359 ТК РФ), сроки проведения таможенным органом общей таможенной ревизии (абзац 4 пункта 2 ст. 376 ТК РФ).
    В приведенных примерах последствия несоблюдения сроков проведения таможенного контроля могут корреспондироваться со ст. 365 ТК РФ, которая предполагает возможность возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    Каковы цели таможенного регулирования и цели осуществления таможенного дела в Российской Федерации?
    Какими органами осуществляется таможенное регулирование в Российской Федерации?
    Кто наделен компетенцией в области руководства и осуществления таможенного дела в Российской Федерации?
    Какова система таможенных органов Российской Федерации?
    Какие таможенные органы непосредственно участвуют в процессе таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации?
    Какова компетенция таможенных органов в области правоохранительной деятельности?
    В чем заключается содержание контрольной деятельности таможенных органов?
    Какие услуги таможенные органы вправе оказывать заинтересованным лицам?
    В каком порядке можно обжаловать незаконные действия (бездействие), решения таможенных органов и их должностных лиц?
    Какие отрасли российского законодательства регулируют отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации?
    С какими юридическими фактами связано возникновение таможенных правоотношений?
    Кого следует относить к участникам таможенных правоотношений?
    Какие существуют виды деятельности в области таможенного дела?
    Какие органы вправе издавать нормативные правовые акты в области таможенного дела?
    Какие можно выделить принципы таможенного права и каковы последствия их несоблюдения?
    Каковы особенности таможенно-правового регулирования (методы таможенного права)?
    Что понимается под запретами и ограничениями экономического характера?
    В каких случаях таможенная и Государственная границы могут не совпадать?
    Какими общими признаками характеризуется товар, рассматриваемый в таможенных целях?
    Какие факторы придают товару статус российского?
    Какие правовые последствия связаны с фактом перемещения товара через таможенную границу?
    В каких случаях применяется условный выпуск товаров и каковы его правовые последствия?
    Как соотносятся понятия «таможенные операции» и «таможенные процедуры»?
    В каких таможенно-правовых институтах применяются таможенные льготы и как они себя проявляют?
    ДЛЯ каких целей в таможенном праве применяется страна происхождения товара?
    Порядок определения, исчисления и юридическое значение сроков в таможенном праве.
    В чем разница между консультированием и принятием таможенными органами предварительных решений?
    В каких случаях и в каком порядке таможенные органы контролируют объекты интеллектуальной собственности?