Что производится в индии. Промышленность индии - история, особенности и интересные факты

Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.


Индия с более чем миллиардов человек населения мечтает со временем превратиться во второй Китай – крупнейшего в мире производителя электроники и прочих технологичных товаров массового спроса. Более того, эта страна стремительными темпами двигается к заявленной цели. Правда, на данный момент вряд ли кто-то из наших читателей может назвать хотя бы один успешный индийский бренд. Мы постараемся исправить этот наш общий пробел в знаниях и рассказать про 3 крупнейшие технологические компании Индии , которые стремятся совершить прорыв на мировой уровень .

Micromax – крупнейший производитель мобильных устройств

Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире.



В Индии же эта компания, занявшаяся производством мобильных телефонов лишь в 2008 году, по результатам первого квартала 2014 года стала самым популярным мобильным брендом, наконец-то обогнав южнокорейского гиганта Samsung.

Изначально индийского от Micromax было лишь название и руководство, а промышленное производство компании находилось в Китае. Но с 2014 года выпуск смартфонов и планшетов под этим брендом большей частью был перенесен в Индию. При этом Micromax всячески старается в плане сбыта выйти за пределы домашней страны и начать экспансию на международный рынок. Начала она свое наступление с других развивающихся стран, в том числе с государств Африки, а также Шри-Ланки и Бангладеш, но мечтает о том, чтобы изменить ситуацию.

В качестве лица компании Micromax выбрала известного голливудского актера Хью Джекмана, правда, первой крупной страной, где появилось ее официальное представительство, стали не Соединенные Штаты Америки или Австралия, а Россия. В январе 2014 года Micromax пришла в нашу страну, представив широкий выбор бюджетных мобильных телефонов.



Главное преимущество продукции Micromax перед девайсами от других производителей как раз и заключается в ее предельной бюджетности при достаточно хороших технических характеристиках и высоком уровне сборки. Micromax ориентируется, в первую очередь, на молодежную аудиторию и людей с невысокими доходами, то есть на тех, кто изначально не планирует покупать iPhone.

Для примера, самый дешевый вариант смартфона от этой компании, представленный на российском рынке, стоит 1990 рублей (Micromax Bolt A28), а самый дорогой – 13990 (Micromax Canvas Knight). В последнем случае речь идет о 5-дюймовом аппарате с восьмиядерным процессором частотой 2 ГГц и камерой на 16 мегапикселей.

Tata Motors – крупнейший производитель автомобилей

Компания Tata Motors – это ярчайший пример тому, как локальный производитель автомобилей из страны Третьего Мира превратился в крупную международную компанию, которая контролирует, в том числе, лидеров мирового рынка.

История Tata Motors началась в 1945 года, когда эта компания стала выпускать локомотивы. Первый автомобиль индийская фирма произвела в 1954, и с тех пор бренд Tata в Индии стал синонимом VW в Германии или ВАЗ в России. Ведь этот производитель изначально ориентируется на массовый рынок, на выпуск «народного» автомобиля, который будет по карману широким слоям общества.



Верхом реализации идеи о производстве по-настоящему народного индийского автомобиля стал выпуск в 2008 году машины Tata Nano, которая со стоимостью 2500 американских долларов носит почетное звание «самое дешевое авто в мире».



Коммерческий успех внутри Индии и на ограниченном количестве внешних рынков, в основном, в развивающихся странах, позволил компании Tata Motors начать международную экспансию. Конечно, автомобили с названием Tata весьма сложно найти в более-менее богатых странах. Однако в наше время эта компания контролирует заметный процент мирового автопроизводства, ей принадлежат крупные пакеты таких известных компаний, как Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и т.д. Впрочем, европейцы и американцы имеют также и процент акций самой Tata Motors.

Tata Motors стала первой, кто решил развивать в своей стране рынок электромобилей. Компания активно продвигает свои электрические модели Tata Indica и Tata Ace, а также строит соответствующую инфраструктуру в крупных городах Индостана. Впрочем, само производство этих авто началось не в Индии, а в Норвегии.

Infosys – крупнейшая IT-компания

Одним из самых удачных примеров создания за пределами Калифорнии может похвастаться Индия, где в городе Бангалор с конца семидесятых годов двадцатого века существует технологический парк, ставший инкубатором для появления тысяч высокотехнологичных компаний, работающих со всем миром.

Крупнейшей из бангалорский и индийских вообще IT-компаний является корпорация Infosys с капитализацией почти 40 миллиардов долларов, годовым оборотом в 9 миллиардов и 173 тысячами постоянных сотрудников.



Как и подавляющее большинство индийских IT-компаний, Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран. Основная сфера, с которой работает Infosys, - это корпоративный бизнес (преимущественно, телекоммуникации), она выпускает программное обеспечение для деловой активности и промышленных процессов, а также софт для обеспечения электронной торговли.



При этом в Infosys видят огромные перспективы для роста. Ведь если раньше эта компания работала, в основном, с мелким и средним западным бизнесом, то сейчас она стала ориентироваться на премиум-сегмент – уровень компетенции и имя позволяет замахнуться на самые высокие уровни.

Интересно, что все больше у Infosys появляется заказчиков из самой Индии и других развивающихся стран.

Приведенные выше примеры показали, как даже в одной из самых бедных стран мира могут появиться крупные международные корпорации, которые выпускают достаточно конкурентоспособную продукцию. Впрочем, в большинстве случаев путь на Запад для таких производителей закрыт – рынок высокотехнологичных товаров в развитых странах является очень насыщенным, а потому едва ли не единственный способ компания из Третьего Мира развиваться за пределы своей страны – это экспансия в другие бедные государства, попытка стать экономической сверхдержавой за счет бедных и мелких стран без собственного технологичного производства. Тем более что продукция этих производителей и так максимально ориентирована и адаптирована под этот рынок.

Времена появления и стремительного мирового взлета компаний типа Samsung или Sony прошли. А уникальные случаи обратного, например, относительный успех молодого китайского бренда , лишь подтверждают правило.

Одной из наиболее развивающихся стран в мире сегодня считается Индия. Промышленность и сельское хозяйство в значительной мере находятся в государственной собственности. Роль этих сфер в формировании ВВП является существенной. Если на первую из них приходится 29%, то на вторую - 32%. Самая большая доля ВВП (около 39%) принадлежит Главные Индии - это чёрная металлургия, машиностроение, энергетика, лёгкая и химическая промышленность. О них и пойдёт речь далее более подробно.

Металлургия

Чёрная металлургия является одной из ключевых областей экономики государства. Это и неудивительно, поскольку страна богата залежами руды и угля. Важнейшим центром области стал город Калькутта, окрестности которого зачастую называют «индийским Руром». Самые крупные металлургические заводы страны располагаются преимущественно в восточных штатах. В целом отрасль работает на обеспечение внутренних нужд государства. Среди всех добываемых экспортирует лишь марганец, слюду, бокситы и некоторые

Хорошо развитым направлением цветной металлургии можно назвать выплавку алюминия, которая опирается на собственные крупные запасы сырья. Потребность в других цветных металлах удовлетворяется за счёт импорта.

Машиностроение

Эта отрасль промышленности в последние годы достигла значительных успехов. Довольно развитыми можно назвать такие направления, как вагоно-, судо-, автомобилестроение и авиационное строительство. Основные отрасли промышленности Индии обеспечиваются за счёт собственного Страна выпускает практически все виды оборудования. В этой сфере функционирует более 40 предприятий, они располагаются в крупнейших городах государства.

Текстильная промышленность

Вторым по величине источником занятости в стране стала текстильная промышленность Индии. Согласно аналитическим данным, сейчас в ней заняты около 20 миллионов местных жителей. В 2005 году правительство отменило ряд налогов и сборов в отрасли, что способствовало существенному притоку зарубежных и внутренних инвестиций. После этого за очень короткий промежуток времени данная сфера экономики преобразовалась из деградирующей в быстроразвивающуюся. Её стремительный рост прекратился в 2008 году. Причиной стал мировой кризис и снижение спроса на мировых рынках на текстиль из Индии.

Промышленность эта перестала быть привлекательной для инвесторов, что привело к сокращению около 800 тысяч из недавно созданных в отрасли рабочих мест. В настоящее время власти предпринимают ряд мер, направленных на ограничение строительства ткацких фабрик. Это делается, прежде всего, в интересах развития небольших предприятий, функционирующих в указанной сфере.

Химическая промышленность

Стоимость продукции, которую ежегодно выпускает химическая промышленность Индии, составляет в среднем 32 миллиарда американских долларов. В настоящее время отрасль испытывает ряд проблем, которые обусловлены высокими ценами на сырьё и средства производства, а также конкуренцией, создаваемой импортными товарами.

Рентабельность данной сферы начала постепенно снижаться ещё в девяностые годы прошлого века. Сейчас в стране постепенно налаживается производство минеральных удобрений, химических волокон, пластмасс и синтетического каучука. Такая сфера, как фармацевтическая промышленность Индии, экспортирует составы и средства в среднем на 18 миллионов долларов в год. Главная проблема отрасли заключается в том, что экспортируется лишь незначительная доля изготовленной продукции. Единственное направление, которое и сейчас продолжает существенно расти, - тонкий органический синтез.

Энергетика

Хоть энергетическая промышленность Индии и развивается очень стремительно, бытовые нужды населения в топливе обеспечиваются в основном за счёт дров и сельскохозяйственных отходов. Добыча каменного угля налажена в северо-восточной части государства. Транспортировать его к тепловым электростанциям довольно дорого. Как бы там ни было, на них приходится около 60% вырабатываемой электроэнергии.

Существенным шагом к созданию современной энергетической системы стало строительство ГЭС и АЭС. Доля первых в объёме производимой электроэнергии составляет 38%, а вторых - 2%.

Есть в недрах и нефть, однако такая отрасль, как нефтяная промышленность Индии, развита очень слабо. Переработка «чёрного золота» организована намного лучше, однако она основывается в основном на импортном сырье. Основные такие предприятия расположены в крупных портах - Бомбее и Мадрасе.

Сельское хозяйство

В структуре сельского хозяйства Индии преобладает растениеводство. Основные выращиваемые пищевые культуры - это пшеница и рис. Важную экспортную роль играют технические сорта, к которым можно отнести хлопок, чай, и табак.

Доминирование выращивания растений во многом обусловлено климатическими условиями. Дождливый летний сезон обеспечивает идеальные условия для выращивания хлопка, риса и тростника, в то время как менее зависимые от влаги культуры (ячмень и пшеница) сеются в сухую зиму. Таким образом, растениеводство в Индии развивается круглый год. Государство полностью обеспечивает себя продовольственными культурами.

Во многом из-за индуизма животноводство на территории страны практически не развивается. Дело в том, что эта религия не просто не поощряет употребление мяса, но и называет «грязным» ремеслом даже обработку шкур.

Заключение

Развитие промышленности в Индии только набирает обороты. По абсолютным её размерам государство входит в десятку мировых лидеров. Вместе с этим уровень национального продукта, приходящегося на душу населения, является чрезвычайно низким. Не стоит забывать, что Индия - это индустриально-аграрная страна, в которой ещё с колониальных времён сохранилась экономика с преобладающим сельскохозяйственным производством.

Структура промышленности Индии

По структуре и уровню развития экономики Индия относится к аграрно-индустриальным странам. Более $60\%$ экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, а $20\%$ - в промышленности и кустарном производстве.

Индийская промышленность производит примерно $1,5\%$ мировой промышленной продукции. Но структура промышленного комплекса еще недостаточно совершенна. Она находится в стадии формирования.

В промышленности Индии преобладают добывающие отрасли. Современные отрасли обрабатывающей промышленности развиваются быстрыми темпами.

Рассмотрим отраслевую и территориальную структуру промышленности Индии детальнее.

Топливно-энергетический комплекс

Основу топливной промышленности Индии составляет каменноугольная промышленность. Месторождения угля сосредоточены на востоке страны. Нефть и газ добывают на западе страны , в районе Мумбайи (Бомбея). Нефтеперерабатывающие предприятия размещены в Дели и в морских портах:

  • Калькутта,
  • Мумбайи,
  • Ченай (ориентированы на привозную нефть ).

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции , которые дают $72\%$ электроэнергии. Значительное количество энергии в стране получают за счет сжигания древесины, соломы, отходов от переработки сахарного тростника.

На горных реках Гималаев и порожистых водотоках плоскогорья Декан построены гидроэлектростанции , производящие $26\%$ электроэнергии. Растет доля и атомной энергетики .

Металлургия

Металлургическими центрами являются:

  • Бокаро,
  • Дургапуре,
  • Бхилаи,
  • Джамшедпур.

Основной отраслью цветной металлургии является алюминиевая (Хиракуд, Риханд), которая работает на собственных бокситах с использованием местной электроэнергии. Плавятся также медь, свинец, цинк. Развивается золотоперерабатывающая промышленность. Для нужд машиностроения Индия довозит от $20$ до $60\%$ различных цветных металлов.

Химическая промышленность

Индия относится к странам со средним уровнем развития химической промышленности. Химическая промышленность занимает важное место в хозяйстве страны. Преобладает производство аминокислот, удобрений, искусственного и синтетического волокна, лаков и красок. Основные центры отрасли расположены в штатах:

  • Гуджарат,
  • Махараштра,
  • Тамилнад,
  • Пенджаб,
  • Бихар.

Химия полимеров на основе нефтепереработки развивается в Мумбайи.

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели - в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты - в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда - в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

Легкая промышленность

Легкая промышленность охватывает хлопчатобумажную, кожевенно-обувную отрасли. Индия производит самое большое в мире количество хлопчатобумажных тканей на $750$ фабриках, расположенных преимущественно в штатах Махараштра и Гуджарат. Продукция джутовых фабрик, сосредоточеных в Колкате, составляет большую долю в экспорте страны.

Пищевая промышленость

Пищевая промышленность характеризуется производством масла и растительного жира из арахиса, кунжута, клещевины, горчицы, льна, кокосовых орехов, а также тростникового сахара и чая.

Другие отрасли

Важную роль в хозяйстве Индии играет кустарное производство. Оно дает почти половину дешевой промышленной продукции, удовлетворяющей потребности внутреннего рынка и на экспорт. Это художественные ремесла, различные промыслы. К ним относятся ковроткачество, ювелирное дело, ткачество, резьба по слоновой кости, художественная работа по металлу. Маслобойни, кузницы, столярные, дубильные, гончарные, мыловаренные, швейные, мебельные предприятия есть в каждом населенном пункте. Они удовлетворяют повседневные потребности населения, служат ждя привлечения туристов.

Пример 1

Индия - единственная в мире государство, в котором производят мелкие бриллианты.

Мумбай является крупным центром киноиндустрии. Там расположены крупнейшие кинофабрики Индии, которые в народе называют «Болливуд» . Популярные киноактеры приравниваются индийцами к национальным героям.

Промышленность Индии одна из самых крупных среди развивающихся стран. На её долю приходится 1,5 % мировой промышленной продукции, задействовано 20% трудоспособного населения, ВВП составляет 29%.
Особенность индийской промышленности заключается в быстром развитии современных обрабатывающих отраслей, преобладании добывающих. В 2017 году 28, 2% ВВП приходилось на обрабатывающую промышленность, строительство, производство газа, пара и электричества.
Наиболее значимые отрасли в стране – чёрная металлургия, машиностроение, лёгкая и химическая промышленность, энергетика.


Металлургическая промышленность

Последние два десятилетия металлургическая промышленность Индии неуклонно развивается.

Чёрная металлургия

Чёрная металлургия играет важнейшую роль в экономики Индии. Запасы руды равны примерно 51 млрд. т. Страна занимает 2 место среди мировых лидеров, после , по выплавке стали. Один из основных производителей стали Tata Steel организует слияние с немецким концерном Thyssenkrupp. К 2025 году Tata Stee планирует нарастить сталелитейные мощности до 30 млн. т. в год. Общий объём выплавленной стали составил 61, 1 млн. т. за последние 7 месяцев. Импорт металлопроката снизился на 4, 3%, экспорт на 33, 6%.

Центрами металлургии Индии являются Бокаро, Дургапуре, Джамшедпур, Бхилаи. Богатые залежи руды в Ориссе, западной Махараштре и Бихаре. На экспорт отправляют:

— марганец;

— слюду;

— бокситы;

— железные руды

Цветная металлургия

Отрасль существует в основном за счёт выплавки алюминия, запасы которого находятся в штате Орисса. Хотя в стране имеются залежи цветных металлов: олово, золото, никель, их не хватает, чтобы покрыть нужды. Существует зависимость от импорта.

Особенностью и проблемой металлургической промышленности в Индии является то, что месторождения находятся далеко от промышленных центров, туда трудно добраться.

Химическая промышленность

Эта отрасль приносит Индии около 7% ВВП и показывает стабильный прирост в 13% ежегодно. На импорт идут высокотехнологичные соединения для производства:

— катализаторов;

— лекарств;

— промышленных растворителей;

— продукции тонкого органического синтеза.

В Индии производят:

— органические и неорганические соединения;

— сельскохозяйственные химикаты и удобрения;

— цветовые пигменты, краски, пищевые красители и добавки;

— бытовые моющие средства;

— косметические товары;

Фармацевтические препараты;

— нефтехимическую продукцию.

64% производственных мощностей химической отрасли находятся в штатах Махарашта и Гуджарат. Примерно 20% сосредоточились в штатах Тамил Наду, Западной Бенгалии.

Практически во всех сферах промышленного производства используется продукция нефтехимического сектора:

— пластик;

— полимеры;

— эластомеры;

— синтетические волокна;

— промежуточные химические волокна.

Энергетика

Как и большинство отраслей промышленности в Индии, энергетика находится в стадии активного развития. Несмотря на это, большинство жителей в качестве топливного сырья используют отходы сельскохозяйственной деятельности и дрова. Расходы на транспортировку каменного угля достаточно велики, доставлять его с севера востока страны нерентабельно. Нефтяные залежи почти не обрабатываются, сырьё для переработки импортируют. В центре энергетики находятся ГЭС, АЭС.

Стремительно стала развиваться атомная энергетика. Страна занимает 3-е место в мире по добыче угля. Большие объёмы залежей ископаемого, находящиеся в Западной Бенгалии, Мадья-Прадеше, Бихаре, не покрывают потребность металлургических заводов из-за низкого качества. Одна четвёртая часть первичного энергопотребления обеспечивается нефтью и нефтепродуктами.

Импорт сырья:

— нефть – 80%;

природный газ – 28%;

— уголь – 22, 1%.

В стране производится в 5, 5 раз меньше энергии, чем в Китае. Потребляет в 3,5 раза меньше США и Китае – это 3 место в мире.

Большая часть жителей страны вынуждены пользоваться традиционными источниками энергии: кизяк, сучья, валежник, уголь низкого качества. Электроэнергия доступна 68% домохозяйств.

Правительство страны инвестирует развитие возобновляемой энергетики, доля которой составляла в феврале 2017 года 6, 68%. В планах к 2022 году ввести дополнительные мощности – 175 ГВт.

Фотоэлектрическая солнечная энергетика. На конец 2016 года мощность объектов солнечной энергетики составила 9 ГВт. Правительство поставило задачу получить к 2022 году 100 ГВт. Для этого строятся 25 крупных объектов солнечной энергии. От солнечных панелей на крышах домов планируется получать 5% энерго рынка. Центр солнечной энергетики – штат Пенджаб.

Ветроэнергетика. В 2016-2017 г.г. объекты ветряной генерации выдали 5, 502 ГВт.

Биоэнергетические мощности составляют 162 МВт.

Гидроэнергетика – 106 МВт

Из переработанного мусора в период с апреля 2016 по март 2017 года получено 24 МВт.

Атомная энергетика

Индия находится на 10 месте в мире по числу атомных реакторов, их 22. Данная отрасль крайне важна для страны, так как при большой численности населения, она нуждается в огромном количестве энергии. Скромные энергетические ресурсы не позволяют производить её в достаточном объёме. Так в стране рассматриваются в качестве ресурсов промышленно получаемые делящиеся изотопы – плутоний, уран.

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность Индии — традиционная отрасль, представлена главным образом кожевенной, текстильной и швейной отраслями.

Основная продукция лёгкой промышленности изготавливается кустарными методами. Штаты и города страны имеют свои ремесленнические направления:
Варанаси в штате Бенарес славится шелкоткатским производством, бронзовыми, серебряными, золотыми изделиями.

Утварью, изделиями из металла, железными сундуками известны Алигархе и Мирзапур .

Крупнейший центр по производству стеклянных браслетов – Фирозабад.
В Майсуре производят изделия из слоновой кости, натурального шёлка, сандалового дерева.

Кожевенная промышленность

Значительно увеличился экспорт кожевенных изделий – 81 %, раньше приоритет был за кожей. Сейчас в экспортной торговле страны отрасль занимает 8 место. Производственные центры – Ченнаи, Ранипед, Амбур, Калькутта, Дели, Западная Бенгалия, Диндигул, Тамил Наду, Карнатака. В сфере занято 2,5 млн. населения, большая часть – женщины. Кожевенное сырьё составляет 10% от мирового. От 60 до 65% — кустарно-ремесленные производство. В данном секторе уделяется большое значение соблюдению государственных требований по защите окружающей среде.

Текстильная и швейная промышленность

Значительную часть представляют хлопчатобумажные и джутовые изделия. Индийским правительством было сформировано Министерство текстильной промышленности. Оно успешно разрабатывает и осуществляет планы по развитию данной отрасли.

Страна занимает 1 место на мировом рынке по объёму джутовой продукции. Большую часть ковров, упаковочных и технических материалов, мебельной ткани выпускают в Калькутте.

Производство тканей широко распространено во многих городах. Хлопчатобумажные ткани изготавливают на фабриках в Джайпуре, Ахмадабаде и Бомбее. На экспорт отправляется 25% швейной и текстильной промышленности в более 100 стран. Две трети поставок идут в Европейский союз и США. Индия находится на 2 месте, после Китая, по производству и потреблению шёлка.

Пищевая промышленность

В пищевой промышленности задействовано наибольшее число трудового населения. С конца 80 –х годов XX века данный сектор включился в активную модернизацию:

— отменили лицензии, кроме производства алкоголя;

— разрешены неограниченные иностранные инвестиции;

— экспортные организации смогли ввозить сырьё беспошлинно;

— отрасль стала приоритетной в получении льгот;

— отменён акциз на фрукты.

Эти меры обеспечили продукции рост на внешнем и внутреннем рынке. Основной экспортируемый продукт – чай, выращиваемый в южных районах страны, Калькутте. Страна является лидером на мировом рынке по поставке чая.

Перерабатывающая промышленность

Перерабатывающая доля Индии в 2016 году — 2,8%. Компании по переработке аграрной и сельскохозяйственной сферы находятся вблизи ферм и полей. Отрасль представлена фабриками по переработке:

— хлопка;

— арахиса;

— сахарного тростника;

— заморозкой мяса.

Машиностроение

Машиностроение в Индии занимает не последнюю роль, её доля в структуре промышленности составляет 12% и продолжает развиваться. Центрами машиностроительной отрасли являются:

Бомбей, Мадрас – вагоностроительный завод;

Бангалор – электротехника, Авиационное машиностроение;

Хайдарабад – точное машиностроение;

Хардвар – энергетическое машиностроение.

Так же в Индии изготовляют: тепловозы, летательные аппараты, металлорежущие станки, корабли, трактора и автомобили.

Автомобильная промышленность

Данная отрасль составляет 7,1% от ВВП страны. По производству легковых и коммерческих автомобилей Индия занимает 5 место в мире. Правительством страны была разработана программа, согласно которой к 2020 году Индия должна стать мировым лидером по производству двухколёсных – 2W и четырёхколёсных – 4W транспортных средств. Сегмент представлен компаниями:

Chinkara Motors, располагается в Махараште, выпускает автомобили, морскую и авиационную технику.

Force Motors – производитель грузовых автобусов, сельскохозяйственной техники.

ICML – производит внедорожники.

Hindustan Motors – производит только Hindustan «Амбассадор».

Tata Motors – представитель автомобильной промышленности мирового масштаба.