Легковозводимые (перебазируемые) ИДК. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК)

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК.

Перебазируемые рентгеновские досмотровые комплексы (ПРДК), представлены на рис. 2, так же, как и СРДК, предназначены для контроля самых крупногабаритных объектов таможенного контроля. Однако в отличие от них они имеют модульную конструкцию, как самого здания комплекса, так и рентгеновской аппаратуры. Время сборки-разборки ПРДК, то есть перемещение его на новое место работы, составляет от 3 до 14 дней (в зависимости от степени блочности его конструкции). ПРДК ненамного уступают СРДК по проникающей способности излучения. В настоящее время их разработке и строительству уделяется повышенное внимание.

Особенности:

Установка идеальна для эксплуатации в морских портах и международных пропускных пунктах с интенсивным потоком транспортных средств;

Специализированное оборудование этого класса является незаменимым для полиции и таможни, для эффективной борьбы с контрабандистами, мошенниками и террористами.

Рис.2. (а, б). Перемещаемый рентгеновский досмотровый комплекс

Отличительные особенности:

Экономическое решение для мобильного досмотра;

Удобный для пользователя интерфейс, позволяющий максимально отличить работу над анализом изображения и сверки таможенной документации;

Упрощение процедуры досмотра;

Улучшение качества проверки грузов;

Легко устанавливаемая и оперативная система, не требующая большого количества обслуживающего персонала.

Возможности:

Ориентировочное время осуществления контроля грузов 1,5 мин;

Пропускная способность 25 грузовиков в час;

Скорость сканирования 24 метра в минуту при проникающей способности 330 мм по стали.

Характеристики:

Высота сканирования 0,5 – 4,7 м;

3 станции анализа изображения с графическим интерфейсом для анализа изображения, запоминающее устройство, система контроля радиологической безопасности, индикаторы качества изображения;

Принцип сканирования: мобильная досмотровая линейка, сканирующая транспортное средство;

Масса транспортного средства: без ограничений.

Мобильные ИДК.

Мобильные рентгеновские досмотровые системы (МРДС) полностью размещаются на автомобиле (рис. 3), причем рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения. МРДС, так же, как и СРДК и ПРДК, предназначены для просвечивания крупногабаритных объектов таможенного контроля, но объект при этом остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения самой системы.

Применение такой системы особенно актуально в оперативной работе. МРДС выделяются максимальной гибкостью применения для решения оперативных задач (время развертывания системы из походного состояния в рабочее составляет от 15 минут до 1 часа). Среди МРДС существуют разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические, последние из которых пока еще находятся в стадии разработки.

Низкоэнергетические МРДС имеют наименьшую проникающую способность излучения, более радиационно безопасны и позволяют определить общее внутреннее содержание объекта таможенного контроля без его детального анализа, то есть ответить на вопросы типа:

Пустой контейнер или нет;

Не содержится ли внутри контейнера легковая машина, мотоцикл, велосипед;

Среднеэнергетические МРДС способны обеспечить рентгеновский досмотр загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров. Они могут также использоваться для проверки объектов, которые нельзя передвигать. За счет повышения энергии излучения у этих систем больше глубина проникновения излучения, выше качество рентгеновской теневой картины. С их помощью можно изучать не только внутреннее содержание объектов контроля, но и внутреннее строение предметов, находящихся внутри объектов контроля.

Рис. 3. Мобильная рентгеновская досмотровая система HCV-MOBILE

Отличительные особенности:

Мобильная система высокоэнергетического рентгеновского просвечивания для проверки груженых автомобилей и контейнеров;

100% подвижность, отличная пригодность для проведения проверок непосредственно на месте;

Полностью независимая система, не требующая внешней инфраструктуры;

Усовершенствованная технология для обеспечения качества изображения;

Проведение работ не требует значительного пространства;

Быстрый и простой рабочий процесс с привлечением минимального количества обслуживающего персонала.

Система HCV-MOBILE продемонстрировала свою эффективность в борьбе с контрабандой и терроризмом. Аппарат представляет собой незаменимый инструмент для таможни и правительственных организаций, отвечающих за соблюдение законности и безопасность. HCV-MOBILE позволяет осуществлять проверку полностью груженых автомобилей и контейнеров для выявления возможных контрабандных вложений, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков. Система предоставляет возможность проведения оперативной проверки без необходимости вскрытия контейнеров.

HCV-MOBILE уникален - это автомобиль, готовый к использованию по назначению на любой территории, причем время подготовки к работе составляет менее 30 минут. Новая модификация системы HCV-MOBILE создана специально для удовлетворения требований наших заказчиков. Более мобильный, чем когда бы то ни было, новый HCV-MOBILE сконструирован на стандартной базе, опробованной и признанной по всему миру. Размеры и характеристики системы отвечают требованиям органов правопорядка во всем мире.

НОУ СПО «НКТ им. А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»

Специальность: Правоведение

Специализация: Таможенное правоведение

Дисциплина: Технические средства таможенного контроля

Реферат

на тему: «Инспекционно-досмотровые комплексы»



Новосибирск 2010


Введение...…………………………………………………………………… 3

1. Классификация ТСТК ……………………………………………………. 4

2. ИДК в России …………………………..……………………………….… 8

2.1. Внедрение ИДК в России ………………..…………………………….. 8

2.2. Технические характеристики ИДК на российской таможенной границе …………………………………………………………………….………. 11

2.3. Мобильный ИДК в Новосибирской таможне ……………...………... 12

Заключение …………………………………………………………………. 16

Список источников ………………………………………………………… 17

Введение

Все большая интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой и заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых в этой связи возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств – авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов. Таможенный контроль указанных объектов предполагает проведение целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ. Практика показала, что на проведения этих процедур для одного транспортного средства уходит 2-3 часа. Таким образом, большинство транспортных средств, следующих через границы России, проходят таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого.

Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Опыт мировой таможенной практики, изученный отечественными специалистами, показал, что наиболее эффективной техникой в настоящее время является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства по лучить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать. Также комплекс позволяет обнаруживать в конструкционных узлах транспортных средств предметы, запрещенные к перевозке.

Цель работы:

1. Классификация ТСТК


В составе ТСТК выделяют 7 самостоятельных, но взаимосвязанных классов ТСТК (схема 1).

Первый класс включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики документов, представляющих для таможенного оформления объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления подделки (допечатка, дописка текста, подчистка, замена листов, подделка печатей, штампов, подписей).

Второй класс включает технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов с помощью ИДК, контроль объёмов и количество стратегически важных сырьевых товаров и выявить среди них предметы таможенных правонарушений.

Третий класс включает в себя технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска тайников и сокрытий, досмотра товаров и транспортных средств, а так же применение технических средств для отбора проб содержимого объекта таможенного контроля.

Четвёртый класс включает технические средства, которые обеспечивают выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

1) проведение оперативной диагностики предметов таможенного правонарушения, выявленных в результате таможенного досмотра;

2) проведение оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;

3) определение целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств.

Пятый класс – ТСКТ, которые необходимы для таможенного оформления, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложенные на них и на документы средства таможенного обеспечения.

Шестой класс включает ТСТК, которые предназначены для выполнения функций визуального наблюдения за действиями лиц, находящихся в зонах таможенного контроля, с целью выявления:

1) противоправного поведения;

2) подозрительных контактов с другими лицами, в том числе с сотрудниками таможенных органов.

Седьмой класс включает ТСТК, которые обеспечивают получение данных о информации, перемещаемой через таможенную границу, с целью выявления материалов, запрещённых к такому перемещению.

Результаты применения ТСКТ позволяют определить:

1) ход дальнейшего процесса таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу;

2) установление достоверности и подлинности документов;

3) определение соответствия качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларируемых документах;

4) подтвердить правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

5) обеспечить правильное начисление таможенных платежей;

6) выявить тайники и сокрытые вложения;

7) обеспечить выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений.

Основными принципами применения ТСТК являются:

1) правомерность применения ТСТК – использование техники допустимо тогда, когда это предусмотрено законом;

2) научная обоснованность – предполагает, что при применении ТСТК будет получена истинная информация об объекте и его содержимом;

3) непричинение ущерба и неправомерного вреда объекту таможенного контроля – предполагает недопустимость применения ТСТК и методов, которые бы причини вред здоровью и ущерб;

4) сохранение обнаруженного предмета таможенного правонарушения – означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые потом отрицательно повлияют на расследование таможенного правонарушения;

5) этичность – применение ТСТК не должно унижать достоинство гражданина в процессе таможенного контроля;

6) эффективность – означает, что при проведении таможенного контроля должны быть использованы такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить информацию об объекте;

7) экономичность – если результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, то необходимо использовать те, применение которых связаны с наименьшими затратами сил и времени. Если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путём, то от применения ТСТК целесообразно отказаться.

Соблюдение принципов имеет важное значение на всех этапах таможенного контроля. Руководствуясь ими можно правильно осуществлять выбор того или иного ТСТК для решения оперативных задач.


4 класс 5 класс 7 класс

Схема 1, классификация ТСТК

2. Применение ИДК в России

2.1. Внедрение ИДК в России


Внедрение современных информационных технологий в российскую таможенную практику предполагает функционирование на пунктах пропуска ИДК, объединенных в единую информационную систему таможенной службы России. Использование ИДК при проведении таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств позволит значительно повысить качество работы таможенных органов России. Помимо этого, внедрение ИДК оправдано с экономической точки зрения.

Перед тем как окончательно оформить концепцию создания системы таможенного контроля с помощью ИДК, специалистами ФТС был тщательно исследован имеющийся опыт использования комплексов в Китае, Германии и других странах.

До настоящего времени в России не было аналогично го опыта применения ИДК на пропускных пунктах.

Только в ноябре 2005 г. был сдан первый ИДК на многостороннем пропуск ном пункте «Троебортное» Брянской таможни (российско-украинская граница). Данный ИДК произведен немецким концерном Smith Heimann. Комплекс позволяет в достаточно короткие сроки и главное без вскрытия и разгрузки транспортного средства идентифицировать и перевозимые товары, и узлы транспортного средства, а также выявить предметы, запрещенные к перевозке. Немецкий производитель был выбран в качестве поставщика, поскольку производимые им ИДК наиболее полно соответствовали конкурсным требованиям и по качеству, и по цене. Кроме того, именно с концерном Smith Heimann была достигнута договоренность о создании производства по сборке ИДК из немецких комплектующих на российских производственных площадях. Планировалось, что уже в марте 2006 года начнется сборка комплексов. Предполагаемая производственная мощность завода – 20 комплексов в год. В настоящее время потребности ФТС в ИДК составляют 72 комплекса, из которых 50 стационарных и 22 мобильных. Таким образом, организация сборки на российских производственных площадях позволит покрыть потребности российской таможни в ИДК до 2010 г. Согласно достигнутой договоренности после сборки завод должен продемонстрировать работу комплекса комиссии ФТС, затем комплекс разбирается и доставляется на соответствующий пункт пропуск, где после сборки проходят его государственные испытания.

Основная проблема, возникающая при внедрении комплексов в российскую практику, заключается в том, что на данный момент нет конкретной технологии, применения ИДК в российских условиях. В настоящее время существует проблема отсутствия специалистов, подготовленных к работе на ИДК. В течение первого полугодия 2006 г. в ФТС был подготовлен документ «Технология применения ИДК при таможенном контроле». В данном документе была четко прописана процедура использования ИДК, порядок действий лиц, работающих на ИДК, в тех или иных ситуациях. Первоочередная задача документа – более качественное решение проблемы пропуска грузов через границу в пунктах, оборудованных ИДК.

Внедрение ИДК на российских таможенных пунктах, естественно, повлечет за собой изменения в организационно-штатной структуре таможенных органов. Для эффективной работы ИДК на пункте пропуска должно быть сформировано специальное подразделение, в состав которого войдут:

1) начальник ИДК, в обязанности которого входят контроль за работой комплекса, безопасность персонала, получение, оформление, сохранность результатов инспекции;

2) оператор, организующий движение крупногабаритных грузов и транспортных средств на въезде/выезде в ИДК (этот же оператор вводит данные о транспортном средстве и грузе);

3) операторы по анализу изображения (3-5 человек в зависимости от производительности комплексов);

4) инженеров, отвечающих за работоспособность комплекса, первичную диагностику, а также за текущий ремонт.

По расчетам специалистов ФТС для работы на стационарном ИДК потребуется 24 человека. Предполагается, что работа на комплексе будет осуществляться в 3-х сменном ре жиме.

В связи с этим появляется новая проблема, а именно – нехватка подготовленного личного состава. Необходимо сократить подразделения, ранее занимавшиеся погрузкой – разгрузкой, а освободившийся личный состав будет направлен на переквалификацию и только затем перегруппирован. Подготовка специалистов для работы и обслуживания ИДК будет осуществляться на базе предприятия-поставщика и учебных заведениях ФТС России. В дальнейшем специализированные курсы по подготовке личного состава для работы на ИДК будут организовываться на базе региональных таможенных управлений.

Не смотря на высокую стоимость комплекса (270 млн. рублей), специалисты ФТС России уверены, что применение комплексов на пунктах пропуска в ближайшее время окупит затраты по их производству и монтажу.

Таким образом, внедрение ИДК на пунктах пропуска позволит:

1) оперативно выявлять и предотвращать контрабанду наркотиков, оружия;

2) сохранять результаты контроля в электронном банке данных и использовать при проведении оперативных мероприятий.

Помимо этого, внедрение ИДК повлечет и экономический эффект, выражающийся в увеличении поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет и снижении объема преступлений во внешнеэкономической сфере деятельности.



2.2. Технические характеристики ИДК на российской таможенной границе


Согласно утвержденной концепции на таможенной границе России будут применяться три вида ИДК – стационарные, легковозводимые (перебазируемые) и мобильные. К каждому из видов ИДК разработаны соответствующие технические характеристики. Проникающая способность ИДК от 260 до 380 мм. Все комплексы работают в одинаковом диапазоне влажности – от 10 до 95 %. Температурный режим работы комплексов от -50 °С до +50 °С. Все комплексы рассчитаны на работу в течении 24 часов. Все три вида ИДК должны позволять:

1) получать рентгеновское изображение высокого качества, его распечатку, запись на носители;

2) хранение, архивирование и восстановление изображений и данных;

3) отображать информацию о транспортном средстве, контейнерах, товарах, дате и времени, счетчике транспортных средств;

4) управлять всеми системами ИДК, контролировать и давать сообщения об их техническом состоянии, а так же отображать информацию с систем видеонаблюдения и радиационной безопасности;

5) проводить анализ содержимого объекта контроля с помощью автоматической и ручной регулировки яркости изображения, контрастности изображения, динамического управления контрастной чувствительностью на выбранной области изображения, отображения рентгеновского изображения в негативе.

Также ИДК обеспечивают 2-х, 4-х, 8-и кратное увеличение выбранной опера тором области изображения.

Транспортная система ИДК должна осуществлять перемещение инспектируемых объектов относительно приемоизлучающей системы, либо перемещение приемоизлучающей системы относительно объекта в зависимости от модификации комплекса. В каждом ИДК должна быть предусмотрена радиационная защита персонала и населения от ионизирующего излучения.


2.3. Мобильный ИДК в Новосибирской таможне


Оснащение таможенных органов мобильными ИДК проводится в рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)".

Справка. В таможни Сибирского таможенного управления поступили пять ИДК, предназначенные для установки в автомобильных пунктах пропуска, расположенных на российско-казахстанском (3 ИДК), российско-монгольском (1 ИДК) и российско-китайском (1 ИДК) участках Государственной границы РФ. В текущем, 2008 году, планируется поставка еще одного мобильного ИДК в Алтайскую таможню, который предполагается разместить в автомобильном пункте пропуска «Михайловка».

Новая рентгеновская аппаратура позволит без вскрытия грузового отделения транспортного средства в течение 1 минуты получить отчетливое изображение на монитор. Таможенный инспектор, таким образом, получит подробную информацию тех товарах и объектах, которые перемещаются в автомобиле. Использование этого досмотрового комплекса позволит повысить скорость проведения таможенных процедур и применять такую форму контроля грузов, которая получила название «Неразрушающий контроль», т.е. без вскрытия упаковки товара.

Досмотровый комплекс оснащен современной рентгеновской техникой и способен «увидеть» скрытие, контрабандные товары, а также идентифицировать товары на предмет соответствия товаросопроводительным документам. При необходимости инспекторами таможни будет вскрыто грузовое отделение транспортного средства и осуществлен досмотр.

Мобильный ИДК смонтирован на шасси автомобиля, что позволяет быстро перемещать его для целей таможенного контроля. Время готовности системы менее 15 минут, скорость движения по трассе - 85 км/час. После разворачивания комплекс может проводить контроль до 25 автомобилей в час. Досмотровый комплекс оснащен системой радиологической безопасности внутри и вокруг ИДК.

Справка: В зону ответственности Карасукского таможенного поста входит 16 районов Новосибирской области. Протяженность таможенной границы с республикой Казахстан в регионе деятельности поста составляет 317км.

В составе поста – два многосторонних автомагистральных пункта пропуска, железнодорожный пункт пропуска, упрощенный пункт пропуска.

Ежедневно на Карасукском таможенном посту досматривается более 150 автомобилей, оформляется в режиме временного ввоза около 40 транспортных средств, оформляются более 20 товарных партий.

Схема 2 - схема работы ИДК

Примеры применения ИДК

Рисунок 1 - применение ИДК в Европе

Рисунок 2 - применение ИДК

Заключение

В настоящее время на таможенной границе России, протяженностью свыше 62 тыс. км., функционирует 404 пункта пропуска. Согласно принятой концепции стационарные ИДК должны в первую очередь размещаться в морских, автомобильных, воздушных и железнодорожных пунктах пропуска, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также в местах, где происходит наибольшее количество нарушений действующего таможенного законодательства.

Основное предназначение мобильных ИДК – осуществление контроля на тех пунктах пропуска, загруженность которых невелика и на них отсутствуют стационарные или легковозводимые ИДК. Данные комплексы будут действовать в дежурном режиме. Мобильные комплексы создают дополнительный фактор риска для контрабандистов, поскольку предугадать факт досмотра машины на том или ином пункте не представляется возможным.

Список источников

1) Приказ от 29.10.2003 г. № 1220 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств»

2) Попов О.Р. Технические средства таможенного контроля, 2006 г.

3) Шевчук П.С. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля, 2006 г.

4) Журнал-каталог «Транспортная безопасность и технологии» №2 2006г.

8) конспект лекции


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

31.03.2009

Воспроизводя технологию ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), доктор Карнаух и его коллеги были уверены в успехе. И они оказались правы: спустя 17 лет после рождения первых детей из пробирки метод ЭКО позволил стать счастливыми родителями многим семьям Самары и близлежащих регионов.

Как Медицинской компании ИДК удалось добиться таких результатов? Насколько затронул мировой финансовый кризис такую чувствительную сферу, как медицина? Как будут развиваться государственная и негосударственная медицина?

Об этом и многом другом Doсtor63.ru беседует с генеральным директором Медицинской компании ИДК Владимиром Карнаухом.

— Медицинская компания ИДК традиционно сильна в области репродуктивного здоровья, акушерства, гинекологии, урологии, также она успешно освоила (и мы здесь лидеры в России) методы эндоскопической хирургии и оплодотворения в пробирке, или метод ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).

В последнее время мы развиваем многие узкоспециальные направления. В частности, поликлиническое, педиатрическое направления. Кроме того, мы приобретаем новый для нас опыт развития сетевой структуры. Поликлиники, которые работают в таком же формате, как мы, обеспечивают столь же высокое качество лечения, но территориально отделены от материнской компании. ИДК является лидером в области оказания высококачественной медицинской помощи.

— Мировой финансовый кризис сказался на наших планах по развитию компании.

Прежде всего это прослеживается на закупках. Потому что в нашей стране производится, к сожалению, менее 5% всего того, что нам нужно для работы: лекарственные средства, расходные медицинские материалы. Мы импортозависимые, как и вся наша российская медицина. Цены на закупаемый материал увеличились в полтора раза, и это сильно по нам бьет.

Хотя мы не отмечаем уменьшения количества клиентов. Более того, создается парадоксальная ситуация: клиентов становится больше. Мы объясняем это тем, что возможно, от финансового кризиса страдает и бюджетная медицина. На фоне падения обеспечения денежными средствами бюджетной медицины мы, конечно, выглядим выигрышнее, и люди идут к нам. Поэтому оттока клиентом мы не отмечаем.

В то же время все долгосрочные проекты с длительной окупаемостью мы временно заморозили.

— Вы начинали создавать свою компанию, используя один из самых дорогостоящих априори видов медпомощи: искусственное оплодотворение. Чем вы руководствовались? Ведь в этом, наверное, был определенный риск?

— Попробую объяснить; наверное, это больше лирическая история. Когда я закончил медуниверситет, хотел быть сердечно-сосудистым хирургом. Пошел к профессору Полякову, профессору Ратнеру, получил отказ.

Затем распределился в район травматологом, потом судьба перевернулась, и мне представилась возможность поработать урологом. Я пришел в урологическое отделение как молодой хирург. И спросил у заведующего: «Что бы вам тут такое наладить, чего вы еще не умеете делать?» На что он мне честно сказал: «Не знаем, как лечить бесплодие у мужчин».

Я начал этим заниматься, и, оказалось, достаточно успешно. Буквально уже в первый год пошли хорошие результаты, мы осваивали новые технологии. Затем прибежали жены пациентов и другие женщины с таким же недугом.

Я очень быстро стал таким популярным востребованным доктором. Так получилось, что со студенческой скамьи я был ориентирован на самые современные технологии.

Это было начало 80-х. В Англии как раз в то время появился первый ребенок из пробирки. Я сказал: «Почему у нас этого не может быть?» И начал искать материалы.

К тому времени в Москве только в Центре акушерства и гинекологии начала работу первая лаборатория эмбриологии, где в 1986 году родился первый ребенок из пробирки. Я пришел к директору лаборатории — профессору Б. В. Леонову — и сказал, что хочу этим заниматься. Он ответил: «Ты сумасшедший, если у тебя нет в Минфине связей, тебе не дадут миллион долларов, у тебя ничего не получится. В стране нет ничего».

Это меня совершено не сломило, а только раззадорило. Я стал читать литературу, книги, журналы, изучать технологии, посетил несколько лабораторий и НИИ. Сложилась картинка, которая свидетельствовала о том, что, в принципе, это можно сделать.

И в конечном итоге в 1989 году мы предприняли первую попытку. Время совпало с перестройкой. Поэтому лечение бесплодия не было бизнес-идеей, это было желание врача помогать своим пациентам. Худо-бедно в 1991 году мы запустили эту программу, в 1992 году у нас родились первые дети.

Мы были третьим российским городом после Москвы и Санкт-Петербурга, который добился таких результатов. Но особенно мы гордимся потому, что в Москве ребенок родился в центральном НИИ министерства здравоохранения — Центре акушерства и гинекологии, в Санкт-Петербурге — в бывшем Императорском институте акушерства и гинекологии при поддержке Академии медицинских наук. А мы были простые ребята из подвала железнодорожной поликлиники, не имеющие никакой поддержки. Мы своими мозгами воспроизвели эту технологию, не имея ни одного доллара, и добились успеха.

Вы спрашиваете, был ли в этом риск? Ну, конечно, был. Но это был не бизнес-риск. Никакого холодного расчета и бизнес-плана у нас тогда не было.

— Сегодня в своей работе ИДК использует современные и новейшие дорогостоящие медицинское оборудование и материалы. Скажите, эти затраты окупаются?

— Действительно, медицинские технологии, которые мы применяем, а это современные и качественные технологии, а в медицине, все, что качественное и современное — дорогое.

Не все затраты окупаются, но часть из них все-таки окупается, иначе мы не могли существовать. Вопрос в сроках — в современном бизнесе 2−3 года — это нормальный срок окупаемости, а 5−7 лет — слишком долгий. Может, поэтому и бизнесмены не вкладывают деньги в медицинский бизнес.

Все наши бизнес-проекты составляют срок окупаемости в пять, семь, восемь лет. На этих условиях никто не хочет вкладывать деньги. Это низко рентабельный бизнес. Тем не менее, мы его ведем, мы умеем это делать, и в том формате, который мы используем, это пока получается.

— Сначала близнецы, потом еще двое, итого — четверо.

— Конечно, нам интересна судьба наших детей. Тем более, что первый ребенок мира из пробирки, английская девочка Лиза Браун, уже вышла замуж, самостоятельно родила детей. И первый российский ребенок — девочка, родившаяся в 1986 году, — также уже счастливая мама.

Наши дети развиваются в целом нормально. Этот процесс мы тщательно исследуем. Здоровье детей, родившихся в результате оплодотворения в пробирке, такое же, как и людей, которые были зачаты другим способом.

Какова потребность и востребованность (те, кому необходимо, и те, кто может себе это позволить) у самарцев и жителей других регионов в подобных видах медицинских услуг?

— Насчет доступности можно говорить бесконечно. В самых развитых экономиках мира не все современные методы лечения тотально всем доступны. Потому что прогресс в медицинской науке и технологиях стремителен: буквально на глазах происходит перманентная научно-техническая революция в здравоохранении.

Все новое, конечно, дорого. То же самое можно сказать и применительно к жителям Самарской губернии. Не все современные технологии всем доступны. Наверное, так никогда и не будет. Здесь надо искать комбинированные методы: государственное медицинское страхование, включая добровольное страхование, платные медицинские услуги.

Если говорить о методах ЭКО, то в последний предкризисный год наше правительство могло профинансировать 200 циклов.

Много это или мало? Мы оцениваем по данному заболеванию ежегодную потребность в 6−7 тысяч циклов. Реально мы видим, что финансируется 5−7% от потребности. Это ничтожно мало и проблемы не решает. Тем более что финансируется только один цикл.

В европейских странах финансируются практически все желающие иметь детей, и государством оплачивается 4−6 циклов. В Европе в ряде стран количество детей, зачатых методом ЭКО, составляет 3−4%. У нас эта цифра в 10−15 раз ниже. Так что есть задел для того, чтобы мы могли активно продолжать этим заниматься.

— Насколько сегодня ученые России в целом и Самарской области в частности продвинулись в методиках по искусственному оплодотворению и лечению женского и мужского бесплодия?

— В тех отраслях медицины, которыми мы занимаемся, можем с гордостью сказать, что уровень наших врачей и ученых соответствует европейскому. Что это значит? Все наши врачи выезжают за рубеж на медицинские конференции, мы выписываем иностранные журналы и в бумажном виде, и в электронном, получаем информацию. И нужно сказать, на технологическом уровне мы разговариваем на одном языке.

Для наших пациентов важно знать, что если они придут в нашу клинику и какую-нибудь швейцарскую или израильскую, уровень оказания медпомощи сопоставимый. Но не идентичный. Это можно продемонстрировать на таком понятии, как ресурсообеспеченность одного визита пациента.

Государственное здравоохранение на один визит пациента тратит 120 рублей. Если пациент пришел к нам, его визит обеспечен полутора тысячами рублей. Мы в 12 раз больше можем сделать на эти деньги. А в Европе стоимость одного визита пациента выше нашего в три раза. Поэтому качество медицины зависит от того, насколько она обеспечена денежными ресурсами.

Если говорить о научных изысканиях, то здесь ситуация неважная, поскольку объем научных исследований в России в несколько раз меньше, чем в ведущих европейских странах. Возьмем Великобританию. Она имеет весьма наукоемкую экономику, и практически основный продукт, который производит экономика Англии, — это научные знания.

В нашей области наука почти не финансируется. Есть, конечно, научный институт при Самарском государственном медицинском университете, и там ведется какая-то работа. Но так, чтобы какая-то тема или разработка получила весомый грант в области медицины, такого, к сожалению, нет. А в условиях кризиса мы это и нескоро увидим.

В этом плане отстаем. Сейчас мы просто заимствуем научные данные в развитых странах и пытаемся применять их здесь к нашим пациентам. И в этом наша сила, потому что мы можем это делать.

— Не могу не задать вопрос по поводу недавнего заявления президента США Барака Обамы о том, что он выделит деньги на исследование стволовых клеток эмбриона человека, что позволит лечить смертельные болезни. Как вы относитесь к этой инициативе?

— Вокруг стволовых клеток очень много спекуляций. И очень мало каких-либо достижений. Нужно сказать честно, данных о реальных выгодах лечения человечества подобных способом наука пока не получила, и не известно, получит ли. Есть такая красивая идея, чудо: из стволовых клеток эмбрионов можно создать что-то такое, что решит все проблемы в медицине, проблемы лечения всех оболочек и болезней.

Но это пока идея, которая никак не воплощена. В Москве, например, было можно увидеть много рекламных объявлений, мол, лечим стволовыми клетками, омолаживаем и так далее. Правда, потом такие объявления запретили. Словом, спекуляций много.

Эту идею ученые проверяют, были даже такие спекулятивные заявления, что чуть ли мы подобрали ключик, но, к сожалению, за этими исследованиями стоит научная недобросовестность. Сегодня мы дважды в год отсматриваем резюмирующие доклады на эту тему и можем констатировать, что они однотипны, никакого прорыва в практическом применении нет, и будет ли он?.. Чем больше ученые тратят на эти исследования денег, тем больше, между прочим, появляется пессимизма. Но, тем не менее, научный поиск должен идти, и он продолжается. Барак Обама снял запрет предыдущей администрации на финансирование из государственных ресурсов исследования в этой области.

Хорошо это или плохо? Здесь может быть два ответа. Для науки хорошо. Но если интересы науки удовлетворяются за счет интересов человеческой личности, это всегда плохо. Здравоохранение это проходило.

Главные вопросы: что делается с эмбрионом, каким образом он добывается, каким образом умерщвляется, чтобы получить стволовые клетки? Ответов на эти вопросы никто не даст, это определенный этический вызов. Я думаю, что деятели в области этики, духовных проблем, религиозные деятели должны дать совместный ответ на этот вопрос.

— Получила ли реальное продолжение ваша инициатива по созданию комитета по врачебной этике при министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области?

— Комиссия по медицинской этике при министерстве здравоохранения, к созданию которой я частично имел отношение, уже работает.

С моей точки зрения, этические вопросы весьма важны для деятельности медицинского работника: врача, медицинской сестры. И эта важность не зависит от того, в какой период времени мы живем: в мирный, военный, кризисный или бескризисный. Врач всегда остается врачом, медсестра — медсестрой, мы лечим пациентов.

Медицинская профессия выработала определенные правила отношения к пациенту, отношения к обществу. Люди, не будучи врачами, медиками, доверяют нам свое здоровье, жизнь. И мы должны действовать в первую очередь в интересах пациента, и никаким другим образом. Этические нормы регулируют повседневную деятельность медработников.

В условиях кризисных, недостаточного финансирования важно бороться за чистоту медицинской профессии, чистоту профессиональных рядов. Чтобы медицина не перешла из профессии служения в какой-то там способ зарабатывания денег. Я не называю это даже медицинским бизнесом.

К сожалению, в ряде случае встречаются и мошенники от медицины, мздоимцы от медицины. Это приводит к тому, что люди теряют веру в здравоохранение, врачей. Мы не имеем права этого допустить. Поэтому комиссия создана и работает.

Были проведены несколько конференций в медицинских учреждениях, планируется конференция 15−16 апреля с участием специалистов из Европы и Америки. Проведем совместный разговор о системе этических отношений, о том, как они работают с этими вопросами в своих клиниках. Это будет полезный опыт для самарского здравоохранения.

— Я родился в Самаре, я патриот своей родины, и мне очень хочется, чтобы люди в Самаре росли здоровыми, чтобы любили свою Родину, чтобы мы были лучшей страной и экономикой мира. Как врач всегда на первое место ставлю честность по отношению к пациенту. Мое жизненное кредо — честность во всем.

— Вы знаете, все зависит от развития экономики. В любом случае, будь то государственная или негосударственная медицина, так или иначе она стоит денег.

Государственная медицина финансируется опосредованно через налоги через Минфин. Когда мы приходим в поликлинику, эти деньги нам возвращаются. Как я уже говорил, ресурсообеспеченность одного визита пациента в государственную поликлинику стоит 120 рублей. И на эти деньги может быть оказана какая-то разумная помощь.

В негосударственных клиниках обеспеченность ресурсами может быть выше. И качество медицинской услуги может быть оказано принципиально другое. До тех пор, пока разница в обеспечении ресурсов существует, и будут предпосылки для существования двух системы здравоохранения.

Можно пофантазировать, что мы когда-нибудь построим сверхкоммунизм, сверхкапитализм, когда производительные силы общества будут на высочайшем уровне, когда оно сможет произвести достаточно лекарств, расходных материалов, тогда не будет нужды в двух системах здравоохранения. Потому что качество оказание медпомощи сравняется. Я думаю, в обозримом будущем, в проекции 30−50 лет, похоже, этого не произойдет.

— Думаю, что пациенты только выигрывают. В качестве примера можно привести такой раздел медицины, который у всех перед глазами — стоматологию. В советские времена была советская стоматология — отсталая, с плохой производственной базой, с отсталыми технологиями. Затем появилась соревновательность, состязательность. Рынок пришел в эту отрасль.

Что произошло за 15 лет в самарской стоматологии? Она революционно преобразовалась: поменялось оборудование, появились новые технологии, новые материалы, очень грамотные врачи, которые ездят на зарубежные конгрессы и конференции, появились пациенты из-за рубежа, которые приезжают делать зубы, потому что здесь дешевле при таком же качестве.

Это сделал рынок. Если же мы будем рассматривать не стоматологию, то в других отраслях медицины тоже начал появляться робкий рынок. Я еще говорю робкий рынок, потому что сейчас медицинские центры в большинстве случаев пока небольшие, мелкие. Но клиент от этого абсолютно точно выиграет.

Другой вопрос — как разобраться, куда идти лечиться. Цивилизованный мир, европейская медицина давно ответили на этот вопрос. Нужен некий консультант, информатор, брокер, который поможет сориентироваться. В Европе это страховые организации, которые с помощью добровольного медицинского страхования дирижируют ситуацией. Когда вы приходите со своей проблемой, они знают, куда вас лучше направить, учитывая ваш уровень платежеспособности.

Конечно, рынок коммерческой медицины будет развиваться. Естественно, он пройдет этап конкуренции, для того чтобы развиваться цивилизованным путем. Будет возрастать роль медицинских брокеров. Так как самому пациенту разобраться очень сложно. Потому что для этого надо пойти в медицинский институт, получить специальные знания, словом, это нереально. А на западе это специальная услуга. Она есть и у нас, в России, но еще не достаточно развита. И тот, кто на ней экономит, тот больше теряет.

Журналист медицинского портала doctor.63
Николай Танких

Вконтакте

Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году на стадионах, где пройдут матчи, установят инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) ФТС России. Машины будут сканировать крупногабаритные грузы и автомобили, чтобы исключить попадание оружия и взрывчатки на стадионы. Подробнее о том, как таможня борется с санкционными продуктами, будет ли понижен порог беспошлинного ввоза в страну товаров в посылках и кто активизируется на российских границах во время мирового первенства по футболу, в интервью «Известиям» рассказал первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

В мае этого года на коллегии ФТС приняли комплексную программу развития таможни до 2020 года. В соответствии с ней через три года до 95% деклараций на товары, пересекающие границу, будет регистрироваться в центрах электронного декларирования. Как будет выглядеть работа таких центров?

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В Роттердаме есть центр таможенного контроля, который находится в башне, расположенной посреди порта. В ней работают с электронной информацией и электронными декларациями. Оформление документов доверено электронным машинам, что исключает контакт между таможенниками и предпринимателями. Электроника сама, исходя из статистических данных и специального алгоритма, определяет товар из зоны риска. В башне сидят таможенники-эксперты, которые анализируют сообщения электронных систем. Они реагируют на сообщение электроники о том, что в порту есть подозрительная партия товара, после чего туда направляют группу досмотра. Искусственный интеллект нескоро заменит человека, но уже сейчас электроника и эксперт вместе принимают решение о досмотре той или иной партии. Мы хотим внедрить такую систему на территории всей страны. Но быстро это не сделаешь - страна у нас гораздо больше Нидерландов.

Нередко таможенные посты располагаются в помещениях, которые принадлежат бизнес-структурам. Когда их отделят от бизнеса?

До 2020 года. В Екатеринбурге около двух лет назад создан в порядке эксперимента Центр электронного декларирования в здании самой таможни - на федеральных площадях. Туда переместили людей, которые принимают, пропускают и обрабатывают декларации в электронном виде. Такая работа ведется больше двух лет не только в Уральском таможенном управлении, но и в Приокском. Сейчас ФТС важно дождаться финансирования.

- Минфин уже согласовал бюджет программы развития таможни?

Дополнительные средства находятся в процессе согласования. Мы просим выделить деньги только на самое необходимое. Например, на то, чтобы полностью отделить от бизнеса инспекторов, которые принимают решения о досмотре товарных партий.

В 2018 году ФТС примет участие в обеспечении безопасности на чемпионате мира по футболу. Каким будет ваше участие?

Мы выделим 10 инспекционно-досмотровых комплексов. По одному на каждый из стадионов, где будут проходить футбольные матчи. Эти машины позволяют сканировать автотехнику, габаритные вещи и конструкции при помощи рентгена, получая 3D-изображение. Два года назад такой комплекс обнаружил 858 кг гашиша, который был замурован промышленным способом в стрелу экскаватора. Поэтому ИДК - это грозное оружие против контрабандистов и террористов. Немаловажен и профилактический эффект: зная, что в стерильную зону пройти можно только через ИДК, оружие на соревнования не повезешь. Нашим комплексам около 10 лет. Сейчас им нужна замена, и ФТС обновит технику к чемпионату мира. На эти нужды в 2018 году выделяются деньги из федерального бюджета.

- На границе появится дополнительная работа?

Увеличится поток контрафактных товаров с поддельной символикой первенства и известных торговых марок. Уже в прошлом году мы изъяли 20 млн единиц таких товаров народного потребления - в основном одежду и сувениры. Как показывает опыт проведения больших спортивных мероприятий, на границе активизируются люди, занимающиеся контрабандой наркотиков и оружия, увеличится поток экстремистской литературы. Мы готовимся к этому.

ФТС рассматривает новые меры по ограничению ввоза санкционной продукции на территорию России через Белоруссию?

Сейчас у нас есть 35 мобильных групп. Результаты их работы, на наш взгляд, положительные на всех направлениях - и на казахстанской, и на белорусской границе. Они плотно взаимодействуют с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, МВД и погранслужбой. Группы действуют не на самой границе, потому что у нас таможенной границы нет, а на некотором удалении. С ноября 2015 года, когда были введены контрсанкции, мы выявили почти 2800 транспортных средств и 38,5 тыс. т товаров, на которые распространяются запреты и ограничения. За эти годы мы развернули на границе 27 тыс. т и уничтожили 8,5 тыс. т санкционных товаров. Считаем, что за нарушение санкций наказание должно быть более серьезным. ФТС возвращает товар, но у недобросовестных предпринимателей возникает соблазн вернуться другим путем. В итоге таможенники обнаруживают дороги, проложенные контрабандистами через леса.

- Работа мобильных групп вас удовлетворяет?

Мы продолжим работать мобильными группами. Тем более что есть предпосылки для улучшения эффективности их работы. Сейчас мы стараемся вести профилактическую работу с владельцами логистических и торговых центров, где ранее изымали санкционные товары. Надеемся, что бизнесмены скоро подпишут Хартию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Для подписавших документ максимально сократят количество проверок. Предприниматели, в свою очередь, дадут слово торговать честно. Мы считаем хартию важнейшим элементом в системе пресечения незаконного ввоза товаров.

Кроме того, принят закон, который наделил таможенников правом самостоятельной остановки транспортных средств. Сейчас мы согласовываем с МВД правила остановки автомашин. Это делается для того, чтобы водитель четко понимал, кто его тормозит.

- В других странах ваши коллеги могут останавливать автотранспорт?

Во всем мире таможенники обладают правом самостоятельной остановки машин.

В этом году было несколько громких дел по пресечению контрабанды ювелирных изделий. Таких случаев стало больше?

Роста количества попыток провоза ювелирных изделий нет. В этом году наши оперативники обнаружили в Москве подпольный магазин, где торговали дорогими часами и украшениями. Стоимость арестованного товара оценивается почти в 10 млрд рублей. Эта история запомнилась. В последние годы в аэропортах страны чуть ли не ежедневно случаются задержания незадекларированных ювелирных изделий. Сейчас вещи ценой до €10 тыс. можно провезти самолетом без оплаты пошлины. Но богатых людей много. Они везут купленные за границей украшения ценой гораздо больше €10 тыс. и при этом не хотят платить пошлину - 30% от цены изделия.

- Из-за размера пошлины?

Нет, конечно. У нас самые либеральные нормы в мире - такого предела бесплатного провоза товаров нет нигде. В Европе средняя планка беспошлинного провоза - €400. Но ситуация, думаю, будет меняться. Государство, устанавливая высокую планку беспошлинного ввоза, дает конкурентное преимущество иностранным производителям.

- То же самое можно сказать и об интернет-торговле?

Да, у нас самая высокая планка в мире - в посылках можно ввозить товар на €1 тыс. в месяц. В Европе беспошлинный предел равняется €22. Разница существенная.

- Будет понижен порог беспошлинного ввоза?

В ноябре прошлого года Евразийским межправительственным советом было принято решение - в рамках ЕАЭС порог понижать синхронно. Предполагается это делать шагами в 500, а затем в €200. Но страны, желающие опустить порог еще ниже, могут это сделать самостоятельно. Например, белорусы с 14 апреля прошлого года понизили планку беспошлинного ввоза до €22 в месяц для товаров, пересылаемых по почте. Что в итоге получится у нас, я не знаю - не в компетенции ФТС принимать такие решения.

Рентгенотелевизионные установки представлены на сайте.