На какой период приходится начало технологической революции. Промышленная революция в других странах

На вопрос История. В чем суть второй промышленно-технологической революции? заданный автором FAKTOR лучший ответ это Вторая промышленная революция, называемая также технологической революцией, - это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в.
Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.
Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом.
В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.
В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях
Важное значение имело изменение энергетической базы производства.
Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор.
Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.
В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны (1914Ч1918). Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация производства, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. Возникли новые отрасли промышленности: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства. Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т. п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выделилось сталелитейное производство. На заводах Г. Форда в 1912Ч1913 гг. впервые был применен конвейер. Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация. В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных линий. Отраслями-лидерами на рубеже веков стали нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта. Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ. Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная. Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX - начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, второй использовался в странах переселенческого капитализма. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала 1-е место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в. Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн. Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т. д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирование патентного права, различного рода махинаций и злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике (лДженерал электрик), телеграфно- телефонной связи (АТТ), автомобилестроении (лДженерал моторе) и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом - Юнайтед стейтс стил, под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей. Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки подкупали членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные пакеты акций, посты в руководстве трестами и банками. Так финансовая олигархия срасталась с государственным аппаратом. Рост масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции неизбежно требовали расширения рынка. Возросло значение внешней торговли: с 1891 по 1910г. вся международная торговля выросла в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала. Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, недаром эту страну называли лмировым ростовщиком. Помимо процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции. Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долларов США, Франция вывезла 10 млрд, Германия - 5 млрд, США - лишь 0,5 млрд долларов. В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы - от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий. Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники. Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией - созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на побережье Тихого океана. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства (Бельгия, Голландия, Португалия, Испания) приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преуспела Англия, которая за 1884Ч1900 гг. приобрела 3,7 млн квадратных миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захватившая территорию в 3,6 млн квадратных миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше - 1 млн квадратных миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завершен территориальный раздел мира горсткой государств. В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые государства в Азии и Латинской Америке.? Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, лпередового развития капитализма, его лпервый эшелон. Восточная Европа, включая Россию, а в Азии - Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону лдогоняющего развития. Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX - начале XX в. определяли понятием империализм. Позже большее распространение получил термин лмонополистический капитализм. Борьба за ресурсы и сферы влияния привела к усилению внутри ведущих стран мира позиций офицерского корпуса и военной промышленности. Военно-промышленные нужды стали поглощать все большую часть ресурсов и долю бюджетов. Особенно сильна эта тенденция была в России, Германии и Японии, где военная служба стала единственной приемлемой сферой деятельности старой феодальной аристократии, лишившейся абсолютного права землевладения. Не способная к иной деятельности каста военных толкала правительства своих стран к попытке решения экономических проблем силовым способом. Тем более, что война рассматривалась ими как благородное дело, к тому же способное поднять их авторитет в обществе. Идеологическая подготовка к войне сопровождалась созданием образа врага, угрожающего всей нации.

В 1915 году, а в 1970-х годах была введена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Во второй половине XIX в. значение железных дорог превзошло роль каналов в транспортной инфраструктуре . Их строительство было облегчено появлением недорогих стальных рельсов, которые были существенно более долговечны, чем ранее использовавшиеся чугунные, служившие не более 10 лет. Стоимость перевозок в результате упала более чем в 25 раз . Вследствие широкого распространения железных дорог вдоль них возникло множество городов и выросло городское население в целом. Кроме железных города связало и много автомобильных дорог, качество которых было улучшено ещё в эпоху первой промышленной революции , в значительной степени благодаря инновациям британского инженера Джона Мак-Адама . Сеть дорог с твёрдым покрытием широко распространилась в США и Западной Европе после изобретения велосипеда , ставшего популярным видом транспорта в 1890-е годы. В кораблестроении появление дешевой листовой стали позволило металлическим судам с двигателями окончательно вытеснить деревянные парусники .

    Автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был впервые запатентован Карлом Бенцем в 1886 г. . Первый автомобиль Генри Форда появился в 1896 г., а его «Форд Мотор Компани» была основана в 1903 г. Поначалу это был дорогой вид транспорта, но Форд упорно боролся за то, чтобы сделать его массовым . Удешевление производства было в конце концов достигнуто благодаря созданию поточной линии . Это был первый пример создания агрегатов из примерно пяти тысяч деталей в масштабах сотен тысяч штук ежегодно . В результате цены на «Форд Т» упали с 780 долларов в 1910 г. до 360 долларов в 1916 г. .

    Роль науки

    К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики , а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии . Развитие этих научных дисциплин стало основой развития химической промышленности и производства анилиновых красителей. Ещё одним следствием развития химии стало совершенствование производства стали, как на стадии обогащения железной руды, так и при создании сплавов стали с хромом, молибденом, титаном, ванадием и никелем. Например, сплав стали с ванадием не подвержен коррозии и имеет повышенную прочность, вследствие чего нашёл применение при производстве автомобилей .

    Одним из наиболее важных промышленных приложений неорганической химии стал процесс синтеза аммиака из атмосферного азота, разработанный к 1913 г. и широко внедренный в практику после первой мировой войны. Современное сельское хозяйство существенно зависит от дешевого азотного удобрения, производимого с помощью этого химического процесса .

    Первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, нашедший сравнительно широкое применение, появился в 1876 г. Его применяли на небольших предприятиях, для которых мощные паровые машины не были нужны, а малогабаритные паровые машины были неэффективны . Впоследствии такой двигатель начали устанавливать на автомобили. В 1897 г. Рудольф Дизель на основе принципов термодинамики разработал дизельный двигатель , значительно более мощный и эффективный. Вначале его применяли в кораблестроении, а потом - в локомотивах .

    Одним из наиболее важных научных достижений является объединение знаний о свете, электричестве и магнетизме в электромагнитной теории Максвелла . Она стала основой для разработки динамо-машин, электрогенераторов, моторов и трансформаторов. В 1887 г. Генрих Герц исследовал предсказанные Максвеллом электромагнитные волны , что привело к изобретению радио. Для развития радиовещания в 1906-1908 гг. была изобретена электронная лампа , что позволило усиливать радиосигнал и производить все более мощные радиопередатчики. К 1920 г. началось коммерческое радиовещание. Электронная лампа оставалась в широком употреблении до середины ХХ в., когда её вытеснили транзисторы.

    К 1884 г. усовершенствование парового двигателя привело к созданию паровой турбины , которая вначале была применена в кораблестроении, а впоследствии - и в производстве электроэнергии.

    Экономические и социальные последствия

    В индустриальных странах период 1870-1890 годов стал эпохой самого бурного экономического роста за всю их историю. Вследствие резкого повышения производительности труда и падения цен на товары массового потребления образ жизни был существенно улучшен. Одновременно из-за замещения рабочих машинами выросла безработица и усилилось социальное расслоение. Множество фабрик, кораблей и другой дорогостоящей собственности морально устарело и потеряло ценность за короткий период времени, что повлекло за собой разорение их владельцев . Однако улучшение транспорта и ускорение товарооборота теперь предотвращало голод в случае неурожая в отдельных регионах .

    К 1870 г. паровые машины в качестве двигателей начали вытеснять мускульную энергию животных и людей. Тем не менее, лошади и мулы продолжали использоваться в сельском хозяйстве до появления в конце второй промышленной революции тракторов . Так как паровые машины становились все более эффективными и экономичными, их количество в экономике продолжало увеличиваться, что повлекло за собой увеличение потребления угля .

    Увеличение масштабов производства на фабриках вело к дальнейшей урбанизации и появлению многочисленного среднего класса квалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых работников, в то время как детский труд постепенно выходил из употребления .

    К 1900 г. лидером промышленного роста оказались США (24 % прироста мирового производства). За ними следовали Великобритания (19 %), Германия (13 %), Россия (9 %) и Франция (7 %). Тем не менее в целом лидером индустриализации оставалась Европа (в совокупности 62 %) .

    Эпоха технологической революции в США

    В последние десятилетия второй промышленной революции США переживали период самого быстрого экономического роста за свою историю . Американская эпоха «позолоченного века» была временем развития тяжелой промышленности, фабрик, железных дорог и угледобывающей отрасли экономики. Начало её связывают с открытием в 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги , по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней . В это время по объёму промышленного производства США обогнали Великобританию и вышли на первое место в мире . Протяженность железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла втрое, а до 1920 г. увеличилась ещё в три раза. Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит . К 1900 г. концентрация капитала достигла стадии создания крупных корпораций, трестов. Они доминировали в производстве стали, машиностроении, в добыче и переработке нефти и других отраслях. Первой корпорацией с капиталом более миллиона долларов была «U.S.Steel», созданная финансистом Джоном Морганом в 1901 г. Он скупил и объединил ряд компаний по производству стали, в том числе основанную мультимиллионером Эндрю Карнеги «Carnegie Steel Company» . Другими широко известными корпорациями стали Standard Oil Джона Рокфеллера и железнодорожные и пароходные компании Корнелиуса Вандербильта .

    Создание крупных предприятий потребовало привлечения большого количества рабочих. Большая часть из них имела низкую квалификацию и выполняла простые повторяющиеся операции под руководством опытных инженеров и технологов. Потребность в рабочих и инженерных кадрах привела к росту стоимости труда и заработной платы . В стране появилось множество инженерных колледжей. Железные дороги и крупные корпорации требовали сложной системы управления, которые нанимали молодых людей в возрасте 18-21 год на низшие должности в своей внутренней иерархии и постепенно повышали их квалификацию и заработную плату до тех пор, пока к 40 годам они не достигали статуса инженера, кондуктора или начальника станции. Аналогичные карьерные схемы применялись на производстве, в сфере финансов и в торговле. Такие служащие вместе с владельцами малого бизнеса составили средний класс , численность которого быстро росла, особенно в городах американского Севера .

    С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет. Среди них наиболее известны воздушный тормоз Вестингауза , значительно повысивший безопасность железнодорожного транспорта, линии электропередачи переменного тока , разработанные Тесла и Вестингаузом , электростанции и множество устройств для передачи, распределения и использования электроэнергии, предложенные Томасом Эдисоном и др.

    Вторая промышленная революция в Британской империи

    Во второй половине XIX в. Великобритания продолжала оставаться лидером промышленной революции . В эту эпоху появление новых продуктов и услуг способствовало процветанию международной торговли вообще и в особенности Британской империи , колонии которой были расположены почти во всех частях света. Сравнительно тихоходные и зависимые от ветров английские парусники были заменены на стальные океанские лайнеры, движимые усовершенствованными паровыми машинами . В то же время по инвестициям в науку и технологии Великобритания отставала от США и Германии, которые стремительно нагоняли её по промышленному развитию.

    Выдающиеся учёные, сделавшие максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл , работали в Великобритании. Распространение электрического освещения на Британских островах и затем в Европе было начато усилиями Джозефа Суона , изобретателя британской электрической лампочки . Бессемеровский процесс производства стали также изобрел англичанин Генри Бессемер . Революция в производстве стали способствовала не только появлению кораблей нового типа, распространению железных дорог, электрификации, телеграфной и телефонной связи, но и позволила строить ранее невиданные военные суда, ставшие бронированными плавучими крепостями, которые были оснащены более мощными пушками. Изобретённая англичанином Чарлзом Парсонсом паровая турбина начала вытеснять поршневые системы, применявшиеся на ранних паровых машинах, что позволило ещё более поднять мощность паровых двигателей, а также использовать турбины в электрогенераторах для производства электрического тока . Кроме того, началась разработка танков, впервые испытанных в сражениях первой мировой войны .

    Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности её заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

    Промышленная революция в других странах

    К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей . Три немецких корпорации, BASF , Bayer и Hoechst , наряду с мелкими фирмами производили сотни красителей и к 1913 г. контролировали до 90 % мировой продукции красителей, из которых 80 % шло на экспорт. Кроме красителей эти фирмы производили также биологически активные вещества , фотоплёнку и вещества, производимые электрохимическим способом .

    В Российской империи

    В Австро-Венгрии

    Примечания

    1. Smil, Vaclav. Creating the Twentieth Century: Technical Innovations of 1867–1914 and Their Lasting Impact. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. - ISBN 0195168747 .
    2. James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90
    3. Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money $ Power. - 1992.
    4. Hubbard, Geoffrey (1965) Cooke and Wheatstone and the Invention of the Electric Telegraph , Routledge & Kegan Paul, London p. 78
    5. Wilson, Arthur (1994). The Living Rock: The Story of Metals Since Earliest Times and Their Impact on Civilization. p. 203. Woodhead Publishing
    6. Richard John, Network Nation: Inventing American Telecommunications (2010)
    7. Ford, Henry. My Life and Work: An Autobiography of Henry Ford . - 1922.
    8. Ford, Henry. Edison as I Know Him. - Cosmopolitan Book Company, 1930. - P. 30.
    9. McNeil, Ian. An Encyclopedia of the History of Technology. - London: Routledge, 1990. - ISBN 0415147921 .
    10. Grubler, Arnulf. The Rise and Fall of Infrastructures . - 1990.
    11. Fogel, Robert W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. - Baltimore and London: The Johns Hopkins Press, 1964. - ISBN 0801811481 .

    Изучив эту главу, вы узнаете:

    • o в чем суть второй промышленной (технологической) революции;
    • o каковы причины акционирования, формы и виды акционерных компаний;
    • o каковы причины монополизации, формы и виды монополий;
    • o какие причины привели к формированию финансового капитала;
    • o что привело к образованию финансовых групп и созданию финансовой олигархии;
    • o в чем причины экономических кризисов;
    • o каковы причины перехода от политики "фритредерства" к протекционизму;
    • o в чем причины экономического и территориального раздела мира и последовавшей за этим милитаризации экономики;
    • o какие причины стимулировали стремление стран к экономической модернизации и как она осуществлялась в различных странах мира.

    Ключевые термины: вторая технологическая революция, акционерные компании, монополии, картель, синдикат, трест, экономический кризис, финансовые группы, финансовая олигархия, колониальная политика, фермерский (американский) и прусский пути развития сельского хозяйства, демпинг, кропперство, дзайбацу, экономическая политика, страны "второго эшелона"

    Экономическое развитие мира в конце XIX - начале XX в.: основные тенденции

    Последняя треть XIX - начало XX в. было периодом глубоких и качественных перемен, завершивших этап развития капитализма классического образца, радикально преобразивших облик прежнего общества и подготовивших его вступление в качественно новую фазу развития.

    В ряде индустриальных стран Западной Европы, Америки и некоторых азиатских государствах набирали силу процессы, которые характеризовали вступление капитализма в монополистическую стадию развития и усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

    Вторая технологическая революция

    Огромное влияние на развитие хозяйственной жизни оказывали успехи науки и техники. Научно-технические достижения легли в основу второй технологической революции. Первой технологической революцией являлся промышленный переворот.

    Основу второй технологической революции составили изменения энергетической базы производства. На смену паровой энергии пришло электричество и началась электрификация производства. Появились технологии получения, передачи и приема электроэнергии. Началось создание новых производств, таких как электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

    Открытие анилиновых красителей (1856 г.), создание паровой турбины (1884-1889 гг.), автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, дизель-мотора (1896-1899 гг.), аэроплана (1903 г.) оказали сильное воздействие на рост промышленного производства, завершение перехода к крупной машинной индустрии, становление новых отраслей промышленности.

    В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте и в военной технике. Началась механизация сельского хозяйства.

    Значительных успехов добилась химическая промышленность. Появились искусственные красители, пластмассы, искусственный каучук. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты и соды. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.

    Огромное влияние на промышленный подъем оказала бурно развивавшаяся металлургия. Новые способы получения стали, разработанные англичанином Г. Бессемером (1885 г.) и французом П. Мартеном (1864 г.), резко увеличили и удешевили производство. Английский металлург С. Томас (1873 г.) разработал способ очистки жидкого чугуна, позволивший использовать богатые залежи фосфористой железной руды. Мировое производство стали с 1870 г. по 1900 г. увеличилось в 56 раз. Мир перешел из "железного" в "стальной" век.

    Увеличение выплавки стали создало основу для роста машиностроения. Переход от парового молота к мощным прокатным станам обеспечил массовый выпуск стальных плит, труб и рельсов. Создавались условия для более энергичного железнодорожного строительства и развития океанского судоходства. В Европе наиболее развитой и протяженной сетыо железных дорог обладали Англия и Германия. В США в это время закончилось сооружение нескольких трансконтинентальных линий. Общая протяженность железных дорог с 1870 по 1900 г. выросла с 210 до 790 тыс. км.

    Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.

    В 1895 г. русским ученым А. С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

    Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства, происходившее в странах, вступивших в фазу ускоренной индустриализации, способствовали оформлению их экономического неравенства, приобретшего скачкообразный характер. Так, с 1870 по 1900 г. физический объем промышленного производства в Англии увеличился в 1,8 раза, в Германии и США он вырос в 3,7 раза (в США это произошло за сравнительно короткий срок - с 1880 по 1900 г.). Приведенные цифры показывают, что к концу XIX в. произошла смена мирового лидера. На место бывшей "владычицы морей", "мастерской мира" - Англии пришли новые государства, стремившиеся не только к экономическому, но и политическому лидерству: США и Германия.

    Еще в 1860 г. Соединенные Штаты занимали лишь 4-е место в мире по объему промышленного производства, но уже в 1890-е гг. они прочно заняли 1-е место, превратившись в высокоразвитую индустриально-аграрную страну. Экономический динамизм был обусловлен наличием огромных естественных ресурсов, удобными речным и морским сообщениями, ввозом капиталов из Англии и других европейских государств, иммиграцией, обеспечивавшей постоянный приток рабочей силы, отсутствием феодальных отношений в обществе и современной, постоянно развивавшейся системой государственно-правовых институтов, гарантировавших экономическую и политическую свободы граждан.