Какие документы подтверждают статус резидента. Новости компании

Ставка НДФЛ с доходов нерезидента

По ставке 30% облагают доходы, полученные на территории России иностранными гражданами, которые находятся в России меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (их называют налоговыми нерезидентами).

При определении налогового статуса (резидентства) человека его гражданство значения не имеет (письмо Минфина России от 19 марта 2012 г. № 03-04-05/6-318). И гражданин России может стать налоговым нерезидентом, и иностранец – резидентом. Причем налоговый статус может изменяться в течение налогового периода неоднократно. Гражданин России изначально считается налоговым резидентом. Утратить этот статус он может, если он был в длительной зарубежной командировке. Поэтому в интересах работодателя проверить статус любого работника при приеме на работу, даже если это гражданин России.

Пассивным нефинансовым субъектом, подлежащим представлению отчетности, является предприятие, которое не является финансовым учреждением, чей валовой доход является преимущественно пассивным, но который в то же время не относится ни к одной из других категорий, упомянутых в ст. Статья 24 1 п. 2 Закона, который контролируется по меньшей мере одним физическим лицом, имеющим налоговую резиденцию в стране, отличной от Польши.

Что происходит с информацией, полученной от Клиента во время процедуры идентификации и проверки? Предоставляемая информация - это ваше имя, адрес, дата и место рождения, идентификационный номер налогоплательщика, номер счета, баланс или стоимость счета, а также сумма процентов, дивидендов, доход от продажи ценных бумаг или других квитанций в связи с вашей учетной записью. Другие данные, требуемые законом.

Разберемся, как установить налоговый статус работника, поскольку от этого зависит ставка, по которой он должен заплатить НДФЛ, и то, имеет ли он право на налоговые вычеты.

Как установить 12-месячный период

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, - это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом (письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-289, от 31 мая 2012 г. № 03-04-05/6-670 и др.). Так, если налоговый статус определяется на 30 сентября 2013 года, то 12-месячный период начинается 30 сентября 2012 года, а заканчивается 29 сентября 2013 года, если на 15 сентября 2013 года, то начало периода – 15 сентября 2012 года и окончание – 14 сентября 2013 года. А в течение календарного года работодатель должен контролировать налоговый статус работников: при выплате зарплаты – на каждую дату начисления - в последний день календарного месяца, который по этому виду доходов считается моментом получения, на день выплаты доходов – по другим их видам, например, по отпускным.

В случае пассивных нефинансовых корпораций обязательства по представлению отчетности также включают передачу в налоговые органы налогового состояния бенефициара фактических данных этого бенефициара. Предоставляемая информация - это, в частности, имя, адрес, страна или страна проживания, идентификационный номер налогоплательщика, дата и место рождения фактического бенефициара.

Польша в качестве государства-члена Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития взяла на себя обязательство обмениваться информацией с другими странами о финансовых активах резидентов этих стран, находящихся на счетах, принадлежащих польским финансовым учреждениям, ожидая получения аналогичных данных в обмен на финансовые счета, Польские налоговые резиденты иностранных финансовых учреждений.

Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). При их подсчете учитываются дни (календарные даты) въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345@).

В этой Директиве излагаются все необходимые процедуры для улучшения сотрудничества между налоговыми администрациями в Европейском Союзе. Чтобы получить эту информацию, Кооперативный банк в Згеже будет использовать данные, которые он уже владеет своими клиентами, и может также попросить предоставить отсутствующие данные. Если клиент является налоговым резидентом в стране, отличной от той, где хранятся его банковские счета, Кооперативный банк в Згеже предоставит такую ​​информацию местным налоговым органам.

Затем налоговые органы могут обмениваться этой информацией с налоговыми органами страны, в которой проживает клиент. Эти формы расположены по следующим ссылкам, а также объяснение предмета каждой из этих форм, то есть. В случае сомнений в значении указанных выше дат и их использования, перейдите на вкладку «Расписание» и проконсультируйтесь с их определениями.

Эти 183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.

При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не включается время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения - нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.

Затем эта информация должна быть предоставлена ​​местным налоговым органам. Почему Банк спрашивает меня о налоговой резиденции моей страны? Если клиент открывает новый банковский счет, финансовый продукт или вносит какие-либо изменения в свои данные, они могут попросить Кооперативный банк в Згеже предоставить дополнительную информацию. Информация, запрашиваемая Банком, может быть предоставлена ​​Клиентом.

Используется ли эта практика всеми банками? Какую информацию клиент должен предоставить в Кооперативный банк в Згеже? Как определить, в какой стране моя страна является налоговым резидентом? Определение страны проживания зависит от оценки, сделанной на основе налогового законодательства, международных соглашений и других обстоятельств. Если у вас есть вопросы о вашей стране проживания, свяжитесь с независимым консультантом, так как кооперативный банк предоставляет налоговые или юридические консультации.

Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г. № 3-5-03/529@).

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.

Какими документами подтвердить резидентство

Время пребывания в России можно подтвердить документом, удостоверяющим личность, с отметками пограничного контроля о въезде-выезде.

Если при пересечении границы такие отметки не ставятся (например, на границе с Белоруссией, Казахстаном, Арменией - в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.), то подтверждающими документами могут быть авиа- и железнодорожные билеты, квитанции из гостиниц.

Кроме того, время пребывания в России можно подтвердить договорами, справками с места работы от предыдущих работодателей, выписками из табелей учета рабочего времени, приказами о командировках, путевыми листами, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания) и др. Подобную позицию выразили чиновники ФНС России в письме от 10 июня 2015 г. № ОА-3-17/2276@.

Обратите внимание: ставка 15% установлена для налога с дивидендов, полученных налоговыми нерезидентами от российских организаций. Дивиденды налоговых резидентов облагаются по ставке 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Налогом облагается общая сумма дохода, которую работник получил от организации в календарном месяце, уменьшенная на сумму доходов, не облагаемых налогом, и на сумму налоговых вычетов (если имеет право на них).

Доходы, не облагаемые налогом

Исчерпывающий перечень доходов, выплачиваемых работникам, которые не облагаются налогом, приведен в статье 217 Налогового кодекса. К таким доходам, в частности, относятся:

  • суммы, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;
  • выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работников (включая увольнение в связи с выходом на пенсию по возрасту), не превышающее трех среднемесячных заработков, а для работников Крайнего Севера – шести;
  • установленные действующим законодательством компенсации, выплачиваемые работникам при переезде на работу в другую местность;
  • компенсации, выплачиваемые в связи с направлением работника в командировку (суточные в пределах установленных норм, оплата проезда и жилья и т. д.);
  • единовременная материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью члена его семьи;
  • выплачиваемые в порядке наследования членами семьи умершего работника доходы в денежной и натуральной формах, кроме вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
  • суммы выплат, выплачиваемые работникам, а также членам их семей, пострадавшим от террористических актов на территории России;
  • суммы выплат, выплачиваемые работникам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также работникам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельствах;
  • единовременная материальная помощь работникам при рождении или усыновлении детей, выплачиваемая в течение первого года после рождения (усыновления) детей, но не более 50 000 рублей на каждого;
  • возмещение организацией расходов сотрудника на приобретение медикаментов, назначенных ему или членам его семьи лечащим врачом, в пределах 4000 рублей в год;
  • суммы подарков и материальной помощи, не превышающие 4000 рублей в год;
  • любые выигрыши и призы, не превышающие 4000 рублей в год, выдаваемые при проведении рекламы товаров (работ, услуг);
  • взносы компаний, направленные на софинансирование пенсионных накоплений сотрудников, но не более 12 000 рублей в год;
  • выплаты добровольцам по возмещению им расходов, понесенных в рамках гражданско-правовых договоров на безвозмездное выполнение благотворительной деятельности;
  • стоимость доли в ООО, принадлежащей физическому лицу, передаваемой им в качестве вклада в уставный капитал другого общества;
  • разница между новой и первоначальной номинальной стоимостью акции в результате переоценки основных средств;
  • доходы в виде благотворительной помощи, получаемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума;
  • компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком (п. 42 ст. 217 НК РФ) и др.

Остановимся на некоторых выплатах, входящих в необлагаемый перечень, более подробно.

Минфин РФ считает, что суммы оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами к государственным пособиям не относятся, и поэтому с таких выплат следует удерживать НДФЛ (письмо от 22 июня 2015 г. № 03-04-05/36006). Между тем, в этом же письме финансисты указали, что это их мнение отличается от мнения Президиума ВАС РФ. Сумма среднего заработка, которая выплачивается за дополнительные дни отдыха родителям детей-инвалидов, не облагается НДФЛ на основании этой же нормы Налогового кодекса, но являясь иной выплатой, осуществленной в соответствии с российским законодательством (Постановление Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. № 1798/10).

Кроме того, ФНС РФ письмом от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097 направила налоговым органам для сведения и использования в работе письмо Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 о формировании единой правоприменительной практики. В нем указано: если разъяснения финансового или налогового ведомств не согласуются с позицией высших судов, то налоговым органам следует руководствоваться актами и письмами ВАС РФ и ВС РФ.

Таким образом, работодатель вправе не удерживать НДФЛ с суммы среднего заработка, которая выплачивается работнику за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом на основании пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса. В случае спора с налоговой инспекцией у него есть шанс отстоять свою правоту в суде.

Многие компании выплачивают своим сотрудникам материальную помощь к рождению ребенка. Зачастую несколькими суммами, полагая при этом, что если ее общий размер не превышает 50 000 рублей, то НДФЛ удерживать не нужно. Однако это ошибочное мнение. Финансовое ведомство считает, что если материальная помощь выплачена не единовременно, а несколькими суммами, то со второй или третьей части нужно удерживать налог, даже если ее общий размер не превышает 50 000 рублей. Связано это с тем, что не подлежит налогообложению только матпомощь, выплаченная единовременно при соблюдении лимита в 50 000 рублей (письмо Минфина РФ от 13 августа 2013 г. № 03-04-06/33543). Кроме этого, для того чтобы избежать претензий проверяющих, нужно запросить справку по форме № 2-НДФЛ со второго родителя, чтобы знать, получал ли он такую выплату (письмо Минфина РФ от 1 июля 2013 г. № 03-04-06/24978). Дело в том, что она положена либо одному родителю, либо обоим, но в общей сумме, которая не превышает 50 000 рублей. Поэтому для того, чтобы налог был рассчитан верно, нужно не нарушить необлагаемый лимит, а для этого необходима информация о выплатах, полученных вторым родителем. Для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи одним из родителей налоговый агент вправе затребовать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 24 февраля 2015 г. № 03-04-05/8495). Если же один из родителей не работает, то нужно будет предоставить копию трудовой книжки или справку из службы занятости.

Другой ситуацией, которая возникает почти в каждой компании, являются подарки, адресованные своим сотрудникам к различным праздничным датам. Как уже было отмечено, они освобождены от налогообложения, если их сумма не превышает 4000 рублей в год (п. 28 ст. 217 НК РФ). При этом презент может быть подарен как в денежной, так и в натуральной форме (письмо Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/302). Если ваша компания хочет преподнести сотруднику денежный подарок, сумма которого превышает 3000 рублей, то нужно будет оформить договор дарения (ч. 2 ст. 574 ГК РФ). Только ни в коем случае в договоре не нужно указывать, что сумма подарка зависит от должности сотрудника, его оклада или других трудовых показателей. Иначе чиновники посчитают, что это не подарок, а премия, на которую необходимо начислить страховые взносы и удержать НДФЛ. Согласятся с этим мнением и судьи (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2012 г. № А63-8849/2012).

Обратите внимание: фирма должна вести учет всех доходов сотрудника в специальных налоговых регистрах. В отношении подарков это особенно важно, поэтому в отношении них необходимо вести персонифицированный учет (письма Минфина РФ от 8 мая 2013 г. № 03-04-06/16327, от 2 марта 2012 г. № 03-04-06/9-54). Связано это с тем, что как только сумма подарка за год превысит 4000 рублей, с нее необходимо будет рассчитать и удержать НДФЛ.

О подарках в сумме до 4000 рублей не нужно информировать налоговых контролеров и указывать их в справке по форме № 2-НДФЛ (письмо Минфина РФ от 5 сентября 2011 г. № 03-04-06/1-202).

Еще одной выплатой, с которой нередко сталкивается фирма, является выходное пособие при увольнении. С него не нужно удерживать налог, если его размер не превышает трех среднемесячных заработков, а для работников Крайнего Севера – шести. Причем, как отмечают чиновники, основание увольнения значения не имеет (письмо Минфина РФ от 10 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-105). Более того, не важна и должность сотрудника для освобождения от налогообложения указанной выплаты (письмо Минфина РФ от 25 октября 2013 г. № 03-04-06/45128).

Практический интерес вызывает налогообложение увеличения номинальной стоимости акций (долей, паев) и возникающего при этом дохода их держателей (владельцев).

Не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные акционерами в виде дополнительно полученных и распределенных между ними акций (долей, паев) пропорционально их доле в уставном капитале и виду акций, или в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акции в результате переоценки основных средств (п. 19 ст. 19 НК РФ).

Если акционерное общество увеличивает уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, акционер получает доход, облагаемый НДФЛ. На это указал Минфин России в письме от 21 мая 2014 года № 03-04-05/24185. При увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций (не в результате переоценки) производится аннулирование конвертируемых акций и выпуск новых, с большей номинальной стоимостью. Акционер становится собственником имущества большей стоимости, чем он владел до конвертации. Разница между первоначальной и новой стоимостью имущества, принадлежащего участникам общества, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2009 г. № 81-О-О).

Обратите внимание: с 1 января 2015 года текст пункта 42 статьи 217 Налогового кодекса приведен в соответствие с Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон от 4 октября 2014 года № 285-ФЗ).

В предыдущей редакции от НДФЛ освобождалась компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детсаду. Но в Законе об образовании говорится о присмотре и уходе за ребенком, а не о его содержании в образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При этом затраты на оплату труда педагогов, технические средства обучения и наглядные пособия, игрушки и расходные материалы родительская плата не покрывает. Эти расходы финансируются из других источников. Поэтому уточнено, что НДФЛ не облагается компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком (а не за его содержание).

Нередко проверяющие пытаются доначислить НДФЛ на подотчетные средства, которые выделяются работнику на проведение делового обеда. В письме от 3 марта 2015 года № 03-04-06/11078 Минфин России разъясняет, что если участие работника в проводимых организацией представительских мероприятиях является для него обязательным, то это участие связано с исполнением работником трудовых обязанностей, а его доходы, полученные в связи с участием в таком мероприятии, не подлежат налогообложению.

Обязательность участия работника в проводимых представительских мероприятиях нужно подтвердить. Должен быть, в частности, приказ по организации о проведении соответствующего представительского мероприятия, утвержденный перечень работников, принимающих в нем участие. Важен также предмет переговоров: вопросы, являющиеся таковым, должны соответствовать служебным обязанностям работника, предусмотренным в его трудовом договоре.

По итогам мероприятия работник должен предоставить отчет о результатах, приложить счет из ресторана и выписку по платежной банковской карте. Кассовый чек или слип, подтверждающий оплату услуг ресторана банковской картой, не обязательны.

Обложению НДФЛ подлежат все доходы, полученные налогоплательщиком, если они приносят ему экономическую выгоду (п. 1 ст. 210 НК РФ). Доходы физических лиц, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей от налогообложения освобождаются (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Освобождаются от налогообложения доходы иностранных резидентов (этот статус должен быть подтвержден документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина), полученные ими в качестве членов жюри XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В статью 217 Налогового кодекса внесли пункт 7.1, который действует с 1 июня 2015 г., и применяется до 1 января 2016 г. (п. 1 Закона от 8 июня 2015 г. № 146-ФЗ).

Налоговые вычеты

Сумма доходов, полученных работником организации, может быть уменьшена на налоговые вычеты. Налоговый вычет – это твердая денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении налога. Вычеты бывают стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

Обратите внимание: организация обязана уменьшить доход работника на стандартные налоговые вычеты. Социальные, имущественные и профессиональные вычеты работник может получить в налоговой инспекции, где он состоит на учете, при подаче декларации о доходах за прошедший год, а также и у работодателя. Согласно Закону от 6 апреля 2015 года № 85-ФЗ физические лица могут получать социальные вычеты по НДФЛ через работодателя до окончания налогового периода. Для этого нужно подтвердить в налоговой инспекции свое право на получение таких вычетов. Подавать в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при таком порядке не нужно.

Имущественный вычет, который предоставляют покупателю жилья, сотрудник может получить и на работе, если подтвердит свое право на вычет в налоговой инспекции. Форма уведомления о подтверждении права на имущественные вычеты по НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 14 января 2015 года № ММВ-7-11/3@, вступила в силу 12 апреля 2015 года.

Социальный налоговый вычет в сумме взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования. Эти вычеты сотрудник может получить на работе при условии, что взносы удерживались из выплат в его пользу. А с 1 января 2016 года социальный вычет на лечение (в т.ч. на приобретение лекарств по специальному перечню) и обучение можно также получать у работодателя (Закон от 6 апреля 2015 г. № 85-ФЗ). Для этого сотрудник должен написать заявление и предоставить документ из налоговой инспекции, подтверждающий право на получение данных вычетов (п. 2 ст. 219 НК РФ в редакции Закона № 85-ФЗ).

При исчислении налога по гражданско-правовым договорам (например, договору подряда или поручения, авторскому договору и др.) фирма вправе предоставить профессиональный налоговый вычет.

С 1 января 2015 года введен новый вид налогового вычета – инвестиционный (ст. 219.1 НК РФ). Это нововведение принято в целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов, в том числе и в ценные бумаги.

Так, физическим лицам, являющимся плательщиками НДФЛ, предоставляется право на получение новых инвестиционных налоговых вычетов:

  • в размере положительного финансового результата, полученного в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ценные бумаги должны находиться в собственности более трех лет);
  • в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (далее – ИИС), но не более 400 000 рублей за год. Данный вид инвестиционного вычета предоставляется налоговой инспекцией при представлении налоговой декларации и документов, подтверждающих факт зачисления денег на ИИС;
  • в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Вычет предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трех лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение ИИС.

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) – это счет внутреннего учета. Он предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг физического лица (клиента), обязательств по договорам, которые заключены за счет клиента.Физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета.ИИС открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами. Совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору инвестиционного счета, не может превышать 400 000 рублей.

Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13%.

Обратите внимание: если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 13%, 15%, 30% или 35%), то сумму этого дохода на стандартные вычеты не уменьшают.

Обратите внимание: иностранные граждане или лица, без гражданства признаваемые беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, не имеют право на стандартные вычеты по НДФЛ, если они не являются налоговыми резидентами (письмоФНС России от 30 октября 2014 года № БС-3-11/3689@).

Поэтому организации следует вести раздельный учет доходов, облагаемых по ставке 13%, и доходов, облагаемых по другим ставкам.

Фирма может предоставить стандартные налоговые вычеты не только штатным сотрудникам (включая внешних совместителей), но и тем, кто работает по гражданско-правовым договорам.

Если работник получает доходы в нескольких фирмах, вычет ему может предоставить только одна из них. В какой организации получать вычет, работник решает самостоятельно. Для этого он должен подать в бухгалтерию выбранной фирмы заявление и документы, подтверждающие право на вычеты (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Вычеты предоставляются на основании письменного заявления работника и документов, подтверждающих его право на них (например, копии удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида и т. д.).

Обратите внимание: статья 218 Налогового кодекса не требует, чтобы работник, получающий доходы от нескольких работодателей (например, внешний совместитель), подавал фирме, которая предоставляет ему налоговый вычет, какие-либо документы, подтверждающие, что у других налоговых агентов он этот вычет не получает. Достаточно заявления с просьбой о представлении вычета и документов, обосновывающих его право на вычет. Однако рекомендуем попросить работника указать в заявлении, что по основному месту работы ему этот вычет не предоставляется. Так вы обезопасите себя от претензий проверяющих.

Кроме того, многие предусмотрительные работодатели просят предоставить с основного места работы справку по форме 2-НДФЛ

Заявление от штатного работника может выглядеть так:

посмотреть заполненый образец

А так от совместителя (или внештатника):

посмотреть заполненый образец


Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ сотрудникам организации, образовавшейся в результате реорганизации в форме выделения, предоставляются на основании вновь собранного пакета документов. В письме ФНС России от 18 сентября 2014 г. № БС-4-11/18849@ рассмотрена ситуация, когда организация-работодатель, образовавшаяся в результате реорганизации в форме выделения, предоставляла сотрудникам стандартные налоговые вычеты на основании документов, переданных из реорганизованной компании. Как указали финансисты, такое действие оказалось неправомерным. Правопреемства лиц в части предоставления стандартных налоговых вычетов законодательство РФ не предусматривает.

При реорганизации в форме выделения возникает новое юридическое лицо. По отношению к своим работникам оно является как источником выплаты доходов, так и налоговым агентом, который обязан исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему РФ налог на доходы физических лиц. Лица, имеющие доходы, облагаемые по ставке 13%, имеют право на стандартные налоговые вычеты, которые предоставляются на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычеты.

Письменные заявления работников должны быть адресными, то есть содержать в том числе идентифицирующие признаки налогового агента - ИНН, КПП, наименование и т.д. (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Кроме того, если реорганизация и регистрация нового юридического лица произошли в середине налогового периода, для того, чтобы новому работодателю предоставлять работникам налоговые вычеты, они должны, кроме заявлений и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, предоставить с предыдущего места работы справки о доходах по форме 2-НДФЛ. Ведь, к примеру, для детских вычетов существует предельный размер дохода, при превышении которого вычет не предоставляется – 280 000 рублей нарастающим итогом с начала года.

Доход работников, облагаемый налогом, уменьшается на стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены в следующих суммах:

  • 3000 рублей;
  • 500 рублей;
  • 1400 рублей.

Если доход работника меньше, чем предоставленный ему налоговый вычет, то налог на доходы физических лиц с него не удерживается.

Порядок определения налогового статуса физического лица

Плательщиками НДФЛ признаются налоговые резиденты РФ и неналоговые резиденты. Причем объектом обложения НДФЛ для налоговых резидентов являются доходы, полученные от источников в РФ и от источников за пределами РФ, а для нерезидентов - только доходы от источников в РФ (ст. 209 НК РФ).

Для определения налогового статуса физического лица следует установить количество дней его нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода.

При определении 12 месяцев следует учитывать несколько правил.

Во-первых, эти месяцы идут последовательно друг за другом (например, март, апрель, май, июнь и т.д.).

Во-вторых, это не обязательно календарные месяцы, поэтому они не всегда должны начинаться с 1 числа и заканчиваться 30 или 31 числа. Они могут начаться и в середине месяца (например, с 12 марта 2011 г. по 11 марта 2012 г.).

Аналогичный вывод следует из Письма УФНС по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/076408@: «Для определения статуса налогоплательщика, например, на 17 июля 2009 г., следует рассмотреть период, равный 12 месяцам, предшествующим этой дате, то есть с 17 июля 2008 г. по 16 июля 2009 г.».

В-третьих, 12 следующих подряд месяцев могут не совпадать с календарным годом.

Т.е. 12-месячный период может начаться в одном календарном году и закончиться в другом.

Минфин РФ в Письме от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170 также указал, что «при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году)».

Иными словами, в расчет 12-месячного периода принимаются и месяцы нахождения в РФ, предшествующие текущему календарному году.

До 1 января 2007 г. в ст. 11 НК РФ содержалось правило о том, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году, т.е. 12-месячный период ограничивался календарным годом. Однако с 1 января 2007 г. указанное положение не применяется.

Есть свои правила и при подсчете 183 дней - для этого следует суммировать все календарные дни пребывания лица в РФ за 12 месяцев.

Т.е. 183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.

Дни нахождения лица за пределами РФ в расчете не участвуют. Например, при определении статуса налогового резидента из общего количества дней нахождения на территории РФ следует исключить дни нахождения в служебной командировке за пределами России (Письмо УФНС по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/076408@).

Из общего правила есть одно исключение - период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Т.е. дни нахождения лица вне пределов РФ при подсчете не учитываются, за исключением случаев, когда такое отсутствие было обусловлено лечением и обучением сроком до 6 месяцев.

Например, несмотря на то, что физическое лицо в течение 140 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ.

Если же физическое лицо лечилось или обучалось вне пределов РФ свыше 6 месяцев, все это время (а не только в части превышения 6 месяцев) в расчет 183 дней не берется.

В Письме Минфина РФ и ФНС от 23.09.2008 № 3-5-03/529@ сказано, что «ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане РФ могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), ст. 207 НК РФ не установлены».

Т.е. для целей определения налогового статуса не важно, какую специальность получал обучавшийся за границей, в каком государстве и от какой болезни он лечился, главное - это срок, на который он покинул РФ для этих целей.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами РФ для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).

В отличие от 12 месяцев 183 дня не обязательно идут подряд (такого условия ст. 207 НК РФ не содержит).

Т.е. дни, необходимые для определения налогового резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться (на время отпусков, командировок и т.д. (например, лицо находилось на территории РФ 21 день в мае 2012 г. + 15 дней в июле 2012 +12 дней в сентябре 2012 г.+ …)).

Минфин РФ в Письме от 01.04.2009 № 03-04-06-01/72 также указал, что «не имеет значения, находился работник в РФ 183 дня подряд или нет, 183 дня пребывания в РФ исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в РФ в течение 12 указанных следующих подряд месяцев».

НК РФ не устанавливает каких-либо специальных правил для подтверждения фактического времени нахождения физического лица в РФ и не содержит конкретного перечня документов, которые должны представляться для этого.

По нашему мнению, это могут быть любые документы, содержащие информацию о фактическом времени пребывания лица в РФ, например:

Копии страниц загранпаспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

Трудовой договор;

Справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени;

Табель учета рабочего времени;

Свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

Квитанции о проживании в гостинице;

Приказы о командировке, служебные задания и т.п.

Данный перечень не является исчерпывающим. Главное, чтобы на основании этих документов можно было достоверно установить длительность фактического нахождения физического лица на территории РФ.

Аналогичный вывод сделан в Письмах Минфина РФ от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, ФНС от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@, Минфина и ФНС от 23.09.2008 № 3-5-03/529@.

Так, например, в Письме от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64 Минфин РФ указал, что «Кодексом не установлено правил подтверждения организацией - источником выплаты дохода фактического времени нахождения физических лиц - получателей дохода в РФ или за ее пределами. В этих целях организация может запрашивать у физических лиц необходимые сведения и документы».

При этом миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля и вид на жительство, по мнению контролирующих органов, сами по себе не подтверждают фактическое нахождение лица в РФ (Письма Минфина РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324, от 17.07.2009 № 03-04-06-01/176).

Нельзя определять налоговый статус физического лица исходя из предполагаемого времени нахождения в РФ (например, срока трудового договора). Т.е., заключив с иностранным гражданином-нерезидентом трудовой договор на неопределенный срок, нельзя изначально рассматривать его как налогового резидента РФ и удерживать с его доходов НДФЛ по ставке 13%. Исключение составляют лишь граждане Республики Беларусь.

Согласно п. 1 ст. 1 Протокола к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006, вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

Пунктом 2 ст. 1 Протокола предусмотрено, что указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся Государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Таким образом, если между организацией и гражданином Республики Беларусь (нерезидентом РФ) заключен трудовой договор, предусматривающий его работу на территории РФ длительностью не менее 183 дней в календарном году, белорусский гражданин признается налоговым резидентом РФ с даты начала работы по найму, и его доходы, полученные от источников в РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13%.

Иными словами, к доходам сотрудника - гражданина Белоруссии, который не является налоговым резидентом РФ, ставку НДФЛ 13% следует применять уже с начала его работы по трудовому договору, если срок действия последнего составляет более 183 дней. Фактическое же время пребывания в РФ такого сотрудника значения не имеет (Письма Минфина РФ от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112, от 05.04.2012 № 03-04-06/6-98).

Однако по итогам налогового периода следует установить окончательный налоговый статус физического лица - гражданина Беларусии, в соответствии с которым определить ставку налогообложения его доходов, полученных за налоговый период. В случае если по итогам налогового периода указанный сотрудник организации будет находиться в РФ менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола (о постоянном месте жительства) не будет соблюдено и НДФЛ с его доходов от источников в РФ должен быть удержан организацией - налоговым агентом по ставке 30 %. При этом в отношении доходов, полученных им с начала следующего налогового периода, в соответствии с положениями п. 1 Протокола организация-работодатель вправе удерживать НДФЛ снова по ставке 13% (письма Минфина РФ от 05.04.2012 № 03-04-06/6-98, УФНС по г. Москве от 23.12.2011 № 20-14/3/124314@).

Об учете дней приезда в РФ и дней отъезда в целях определения налогового статуса

Глава 23 НК РФ «НДФЛ» не содержит разъяснений относительно того, как учитываются дни отъезда из РФ и дни приезда в РФ при решении вопроса о налоговом резидентстве физических лиц.

Разъяснения контролирующих органов и судебная практика по данному вопросу также противоречивы. В частности, есть три точки зрения.

1) День приезда в РФ и день отъезда из РФ учитываются при определении налогового статуса физического лица.

Минфин РФ в Письмах от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534, от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 27.01.2009 № 03-04-07-01/8 разъяснил, что при определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, т.е. учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и дни отъезда. Применение положений ст. 6.1 Кодекса в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента РФ не требуется.

ФНС РФ в Письме от 04.02.2009 № 3-5-04/097@ указала, что поскольку в день въезда в РФ и в день выезда из РФ физическое лицо фактически находится в РФ, то правомерно эти дни учитывать при определении статуса налогоплательщика.

2) День приезда в РФ не учитывается при определении налогового статуса физического лица, а день отъезда из РФ - учитывается.

Такой вывод сделан, в частности, в Письмах ФНС России от 28.12.2005 № 04-1-04/929, УФНС России по г. Москве от 14.09.2007 № 28-11/087829. Контролирующие органы считают, что день отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения физического лица в России, а дата приезда в РФ на основании п. 2 ст. 6.1 НК РФ в расчет не принимается.

Судебные постановления, разделяющие данную точку зрения, - ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009С4, ФАС МО от 02.06.2006 № КА-А40/4842-06.

ФАС ЦО, в частности, отметил, что «с учетом положений ст. 6.1 НК РФ, течение срока фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ».

ФАС МО указал, что «при определении периода пребывания иностранного гражданина на территории РФ исчисление количества дней осуществляется со следующего дня после календарной даты его прибытия на территорию РФ по день отъезда за пределы РФ».

3) День приезда в РФ учитывается при определении налогового статуса, день отъезда из РФ - не учитывается.

Такой вывод сделан в Письмах УФНС РФ по г. Москве от 30.01.2009 № 18-15/3/007427@, от 02.09.2009 № 20-15/3/103021@. УФНС отмечает, что «календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории РФ, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются. Определение налогового статуса физического лица производится…начиная с даты въезда в РФ».

По нашему мнению, при определении налогового статуса следует учитывать все дни, когда физическое лицо фактически находилось на территории РФ, включая дни приезда и дни отъезда. Пункт 2 ст. 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента РФ применяться не должен, поскольку указанная норма применяется в случае, когда начало течения срока определено, в том числе, конкретным событием. Факт же нахождения физического лица в РФ не является событием в смысле, содержащемся в п.2 ст.6.1 НК РФ.

На какую дату устанавливается налоговый статус физического лица

В НК РФ прямо не сказано, на какую дату следует определять налоговый статус физического лица.

По нашему мнению, если НДФЛ в бюджет с доходов лица перечисляет налоговый агент, он определяет его налоговый статус дважды - на каждую дату получения работником дохода исходя из фактического времени нахождения лица на территории РФ и окончательно по итогам налогового периода.

Данный вывод обосновывается тем, что налоговый агент обязан рассчитывать, удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет при каждой выплате дохода. Следовательно, на каждую дату получения лицом дохода он должен знать его налоговый статус (чтобы применить соответствующую ставку налога). А поскольку налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год, налоговый статус физического лица по итогам календарного года должен быть тоже один (резидент либо нерезидент), как и ставка НДФЛ, применяемая к доходам, полученным за этот год. Аналогичный вывод следует из Писем Минфина РФ от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 № 03-04-06/6-169, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156.

Так, Минфин РФ в Письме от 21.02.2012 № 03-04-05/6-206 разъяснил, что «Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату выплаты дохода. По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде».

Если же уплату налога налогоплательщик производит самостоятельно (например, в отношении доходов от продажи имущества), его налоговый статус определяется только по итогам календарного года, т.к. именно по окончании налогового периода он определяет свои налоговые обязательства, декларирует полученные доходы и уплачивает налог в бюджет (ст. 220, 229 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Письма Минфина РФ от 25.04.2011 № 03-04-05/6-293: «при определении налоговой базы по доходам от продажи жилого помещения, полученным в 2011 г., необходимо учитывать налоговый статус физического лица - получателя доходов, определяемый по итогам 2011 г.».

Следует иметь в виду, что налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, уже не может измениться в зависимости от времени нахождения этого физического лица в РФ в следующем налоговом периоде (Письмо Минфина РФ от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293).

О моменте перерасчета НДФЛ при смене налогового статуса лица

НК РФ четко не регламентирует особенности перехода физического лица из одного налогового статуса в другой. Вместе с тем, поскольку смена налогового статуса влечет за собой изменение ставки НДФЛ, логично предположить, что суммы дохода, полученные налогоплательщиком с начала налогового периода, при смене налогового статуса также подлежат расчету по новой ставке.

Законодатель не определяет момент перерасчета НДФЛ при смене налогового статуса налогоплательщика. По нашему мнению, перерасчет налога можно сделать сразу с того момента, как только у налогоплательщика изменился статус (например, он был нерезидентом и в течение календарного года стал налоговым резидентом) - прямого запрета в НК РФ на это нет.

Однако Минфин РФ и ФНС рекомендуют делать такой перерасчет сразу после смены налогового статуса только в том случае, если статус налогоплательщика до конца года больше не изменится (т.е. физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде). В этом случае, по мнению Минфина РФ, все суммы вознаграждений, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, следует пересчитать по ставке 13% (Письма Минфина РФ от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195, от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146, от 26.08.2011 № 03-04-06/1-192, от 30.08.2011 № 03-04-06/4-193).

Если же существует вероятность того, что налоговый статус физического лица до конца года еще поменяется, перерасчет налога по удержанным ранее доходам можно не делать. Такой перерасчет следует произвести уже по итогам календарного года, когда окончательно определится налоговый статус лица.

Так, в Письме Минфина РФ и ФНС от 25.06.2009 № 3-5-04/881@ разъяснено, что «в случае если в текущем налоговом периоде работник приобретет статус налогового резидента РФ и его налоговый статус более не изменится (либо по итогам налогового периода иностранный сотрудник организации будет признан налоговым резидентом РФ), то по его доходам от источников в РФ сумма налога на доходы физических лиц, ранее рассчитанная по ставке 30 процентов, подлежит перерасчету по ставке 13 процентов.

Перерасчет сумм налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса налогоплательщика производится после наступления даты, с которой налоговый статус данного лица за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо при окончательном определении его налогового статуса по итогам налогового периода. Указанный перерасчет производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника».